Рембрандт может слегка изменить черты лица, сделать русые волосы Саскии светлее или темнее светлее – бессознательно из желания изобразить ее еще более красивой темнее – намеренно, в соответствии с колористической гаммой картины. Картина работы Рембрандта, написанная в 1634 году, на которой, вероятно изображена жена художника Саския ван Эйленбух в образе древнеиталийской богини цветов, расцвета, весны и полевых плодов Флоры. «флора», ранее известная под названием «Саския в образе Флоры»— картина работы Рембрандта, написанная в 1634 году, на которой, вероятно изображена жена художника Саския ван Эйленбух в образе древнеиталийской богини цветов, расцвета, весны и полевых плодов Флоры.
Однако подобная модель изображена живописцем еще в нескольких картинах на разные сюжеты. Он много пишет образ сына, а также людей, которые окружают его в последние годы жизни. Но их усилия оказались тщетными.
Нейман, В. Вейсбах и др. ), которые предлагали дать этому полотну другую сюжетную трактовку. В Берлинском гравюрном кабинете хранится графический «Портрет Саскии в соломенной шляпе» (он же «Портрет Саскии-невесты») исполненный карандашом с наконечником из чистого серебра на загрунтованном пергаменте. Они темные. Картина запечатлела тот момент жизни, когда ее создателя охватывало чувство радости жизни, любви. Зритель видит довольно явную, резкую разницу в выражении лиц и настроении персонажей. Судьба этого произведения Рембрандта загадочна и драматична.
В таком случае о сцене из семейной жизни говорить не приходится. Её фигура также была переписана. Здесь она уже нанесла себе смертельную рану, что видно по расплывающемуся кровавому пятну на тонкой сорочке. Мы видим их уже собравшимися в большой горнице, готовыми к последней вечере. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна.
Подготовительный рисунок (Национальный музей, Стокгольм) подтверждает, что Саския позировала и для этой гравюры. Однако, несмотря на сутолоку, движения капитана Кока спокойны и властны. В центре располагается нагая женщина, тело которой освещается ярким солнечным светом.
Он был создан воображением художника, вдохновленного, возможно, театральными постановками. Картина излучает все тепло и глубину рембрандтовской палитры. Отец прижимает сына к груди, прощая его. Низкий горизонт помогает подчеркнуть монументальность пейзажа, его величие. Однако Рембрандт, должно быть, гордился этой работой, так как она подписана и датирована.
Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). В венок Флоры вплетен великолепный пестрый тюльпан разновидности, которая впоследствии получит название «рембрандтовского тюльпана». С помощью колоритных цветов (золотой, черный и желтый) зрителю раскрывается энергия, драматизм и торжественность настроения военных. Это открытие позволило установить новую стадию в сложении «Флоры», поскольку известно, что Саския позировала как пастушка и некоторые ученые настаивают, что эрмитажная и лондонская картина изображают не Флору, а пастушку (каковое название для второй работы сейчас принято1). Принято считать изображенную красавицу Вирсавией, которую увидел и возжелал царь Давид.
Картина переписывалась художником несколько раз и имеет несколько авторских вариантов. Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете. Со страстью и почитанием преклонялся Рембрандт перед женой. Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца. Популярность автора начинает падать. Рембрандт исполнил немало так называемых тронье.
Он изобретал никому до той поры неведомые взрывчатые вещества. Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер. Картина Рубенса тоже находится в Эрмитаже.
Освободившись, умерла через год. В это же время художник получает заказ на серию работ с библейским сюжетом. жена родила Рембрандту троих детей, но все они умирали новорожденными. В 1632 году Рембрандт переехал в Амстердам, где вскоре женился на богатой патрицианке Саскии ван Эйленбурх. Ранний период развития мастера стоит под знаком глубоких личных переживаний. «Портрет смеющейся женщины» (ныне в Дрезденской галерее).
Он находит выражение как в позах и мимике лиц, так и особенно в жестах рук. «Портрет смеющейся женщины» (ныне в Дрезденской галерее). Да и сборники голландской народной лирики сохранили немало вакхических песен тех лет, прославляющих Бахуса, вино и женшин.
«Старик в шлеме» — лишь одна из «жертв» Программы, приписавшей многие работы ученикам и последователям Рембрандта. В 1635 – 1640 –х гг. Волнообразные складки на его одежде очень круты, почти осязаемы по ним проходит резкая граница тени (слева) и света (справа).
Обручение состоялось в 1633 году, а свадьба— на следующий год. А что касается приданного невесты, то художник его не промотал, а существенно приумножил. На ранней (1664) Лукреция держит нож, готовясь уйти из жизни. Традиционно на них изображали пятерых сидящих чиновников и стоящего сзади слугу. «Молодая женщина в широкополой шляпе, держащая посох» (Rijksprentenkabinet, Амстердам) считается исследователем Слайвом (1965) подготовительным рисунком к фигуре «Флоры». Вот таким образом правомерно вернуться к старой версии. Сейчас она демонстрируется в «Эрмитаже» под бронированным стеклом, защищающем шедевр от вандалов.
«Саския Флора» является одним из самых романтичных произведений талантливого художника, она полна загадок и необъяснимого очарования. После написания картины «Ночной дозор» разразился невероятный скандал. Еще через год, сохранив общий замысел и позу фигуры, Рембрандт создает новый вариант "Флоры" (высота сто двадцать четыре, ширина девяносто восемь сантиметров) этот вариант находится ныне в Лондоне. Например, Г. Глюк предложил именовать эту картину "Солдат и его девка". Он был создан воображением художника, вдохновленного, возможно, театральными постановками. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства.
Раз уж на картине красуется непременный атрибут таверны, то, может быть, это она и есть. В это же десятилетие появляется целая серия автопортретов. Эта мода была вдохновлена публикацией ок.
После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает свои раны. В 1634 г. он женится на дочери состоятельного бургомистра Саские ван Эйленбюрх. Почетным местом было среднее и оно было занято Христом. Это было сделано для того, чтобы заработки художника не попали в руки кредиторов. Эрмитажная картина появилась на распродаже коллекции Арентс в Амстердаме в 1770 под названием «Портрет дамы, одетой как пастушка изображенный в полный рост на фоне пейзажа». Первоначально Рембрандт написал золотой дождь в виде сверкающих капель.
Саския – с ударением на первом слоге. Однако особое место с точки зрения искусства занимают автопортреты художника. Обучение продлилось недолго и в 19 лет Рембрандт возвращается обратно в Лейден. Хотя художник переехал в Амстердам лишь незадолго до того, он уже доказал, что способен выполнить большую работу, написал пару великолепных портретов, после чего ему заказали «Урок анатомии».
Рембрандт улыбается и поднимает бокал с вином. Например, Г. Глюк предложил именовать эту картину Солдат и его девка. Разные версии возникали относительно того, что за персонаж представлен на этом полотне. Быть может, достаточно сказать, что Вирсавия горестно размышляет о своей судьбе. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным.
В этом отношении очень характерен жанровый офорт "Продавец крысиного яда", 1632-ой год (высота четырнадцать, ширина двенадцать сантиметров). В 1641 году Саския родила сына, которого назвали Титус. Этот эстамп теперь известен под названием Трех дерев.
Три дня спустя после помолвки он создал изобразив Саскию в большой шляпе, декорированной цветами, держащую цветок (ныне— Гравюрный кабинет (Берлин). На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров. В чертах её лица есть сходство с Саскией. Произведение действительно было исполнено в 30-е гг., но десять лет спустя подверглось глубокой авторской переделке.
Длинный стол, покрытый узорчатой золотистой скатертью и скромной посудой, резко выдвинут к зрителю. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. К началу 50-х годов 16 века Рембрандт (автопортрет по тексту) теряет многих заказчиков и учеников. И пирушка происходит не в домашней обстановке, а где-нибудь в злачном месте. Как и в таких работах, роскошный костюм Флоры не имеет ничего общего ни с голландской модой того времени, ни с античными одеждами.
Но в "Автопортрете с Саскией" (или в "Похождениях блудного сына") основная идея – гимн человеческому счастью. Стрелки не позируют для парадного портрета – все словно застигнуты врасплох. Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток.
Такое название отсылает к гравюре Рембрандта от 1635 года, под названием «Большая еврейская невеста». Маньяком оказался некий Бронюс Майгис, позже проведший 6 лет в психиатрической клинике. Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – хорошо пекла, была дочерью пекаря.
Во-вторых, что же это за солдат в шелке и бархате, с золоченым эфесом шпаги. Тогда все загадки при такой трактовке сюжета разъясняются. Оно сказалось на творчестве не только его непосредственных учеников из которых ближе всех подошел к пониманию учителя Карел Фабрициус, но и на искусстве каждого более или менее значительного голландского художника. Из 10 детей в семье Рембрандт был самым младшим.
Прежде всего она не создана ни формально, ни по существу как моленный алтарный образ. Влияние искусства Рембрандта было громадным. Цветы несут аллегорический смысл— каждый из них символизирует прекрасное качество модели4. В 1663 году умерла любимая художника – Хендрикье.
Цветы несут аллегорический смысл— каждый из них символизирует прекрасное качество модели. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. 1605 года пасторального романа Питера Корнелисона Хофта «Гранида и Даифил».
Краски, положенные то тонко, то густо, образуют живую, подвижную фактуру. Саския не раз была изображена гениальным голландцем, но картина «Саския Флора» осталась непревзойденной.
Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа. С 1618 по 1648 год в Европе шла Тридцатилетняя война и жители голландских городов брались за оружие, дабы защищать свои дома. Богатая одежда того времени показана в полном соответствии с эпохой, цветы, которыми украшена голова добавляют праздничности и торжественности образу.
175, 5 x 210, 5 см. Картина Тициана оказала на Рембрандта сильное впечатление и он мог иметь её в качестве ориентира, например, в 1656 году, когда он писал новую «Флору»— на сей раз уже после смерти Саскии, отчасти с новой возлюбленной Хендрикье Стоффелс (Метрополитен музей), но в чертах этой женщины также можно найти сходство с лицом давно умершей Саскии. Оно было далеким от классических норм. 1669 год.
Спустя некоторое время Рембрандт похоронил своего сына Титуса и его невесту. Благоговейно идешь от одной картины к другой, как верующие в церкви идут вслед за крестом. Подчас Рембрандт и Саския разыгрывали на картинах роль, на которую более или менее определенно указывают атрибуты (например, Автопортрет в шлеме, Саския в виде Флоры и др. ). На полотне запечатлено вскрытие тела, проведенное доктором Тульпом. Так от года к году манера мастера становилась все более свободной».
Картина привлекает к себе необычным колоритом, характерным для творчества художника. Она – сдержанна и равнодушна, на губах ее блуждает скорее ироничная, чем смущенная улыбка. Эта мода была вдохновлена публикацией ок. Во всем его облике нет ничего ни преднамеренного, ни иносказательного.
Иногда это были рубины – застывшие крупные капли темно-красного густого вина или же молочно-белые опалы с перламутровым отливом, а иной раз он извлекал из ларца тяжелые золотистые топазы или блестящие кораллы с гранями самой разнообразной формы. Несоответствие, которое должно было привести к противоречиям в творчестве художника. «Молодая женщина в широкополой шляпе, держащая посох» (Rijksprentenkabinet, Амстердам) считается исследователем Слайвом (1965) подготовительным рисунком к фигуре «Флоры». В следующее десятилетие Рембрандт создает как минимум пятнадцать полотен с самим собой. В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство.
Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин». Беззаботное время художника длилось недолго. На стене изображаемого интерьера (несколько неясно и невразумительно), в левом углу от зрителя, висит незаметная, на первый взгляд, доска. Фамилия «ван Рейн» означает дословно «с Рейна», то есть с реки Рейн, где у прадедов Рембрандта стояли мельницы. Это все термины самого Леонардо. Ассоциации с купанием вызывают в памяти даже «Сусанну», однако подобного рода связь может лишь означать, что Рембрандт питал пристрастие к таким темам и находил в них предлог для выражения эротизма.
Изображения Саскии во многих отношениях близки к исполненным тогда же автопортретам. Красивая, несколько округленная голова с кротким и серьезным выражением красивые глаза с ясным взглядом темные волосы, зачесанные на прямой пробор, завитые локонами и касающиеся плеч. Потеряв свой дом и все свое имущество, Рембрандт, картины которого обретают новый, философский смысл, начинает изображать простых людей и своих близких. Быть может, самой крайней степени в своем стремлении к драматической патетике и в то же время пренебрежении к традиционным идеалам героики и к условным художественным канонам, то есть системам точных правил и предписаний, установленных академистами, Рембрандт достигает в самой большой картине самсоновского цикла – "Ослепление Самсона" (длина двести восемьдесят семь, высота двести тридцать восемь сантиметров). Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела. В конце жизни из-под пера мастера появляется еще один шедевр – «Возвращение блудного сына».
Невольно напрашивается сравнение с «Вирсавией», которая была написана в то же время и почти наверняка изображает ту же модель — Хендрикье Стоффельс. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Встал и пошел к отцу своему.
Ни на одном автопортрете Рембрандт не предстает столь безропотно покорным судьбе. Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью. Причудливая роскошь их костюмов иногда превосходила даже восточные одежды натурщиков. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг.
Рембрандт ван Рийн (1606-1669), сын мельника, приехал 25-летним молодым человеком в Амстердам, экономический центр своей страны. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона.
Один из них – портрет Мартина Дая (высота двести десять, ширина сто тридцать пять сантиметров), сделан в 1634-ом году, два года спустя после "Урока анатомии" другой – портрет Матильды ван Дорн (высота двести девять, ширина сто тридцать четыре сантиметра) – в 1643-ем году, через год после знаменитого "Ночного дозора", то есть тогда, когда обстоятельства жизни художника резко изменились и, потрясенный всем случившимся, он вступил в новый период творчества. Они сидят за богатым столом, на котором находится пирог с павлином – признак достатка. Пари было принято, Рембрандт его выиграл, награвировав до возвращения слуги пейзаж, который был виден из окна комнаты. Финансовое положение ухудшалось, но он продолжал жить на широкую ногу. Это время, когда он был совсем старым и немощным, нуждался и голодал.
В его рукописях мы находим первые в мире чертежи парашюта и вертолета. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Рембрандт изобразил известный эпизод из Евангелия от Иоанна. Обрисовка обстановки сведена к минимуму.
Рисунок очаровательный: широкий, легкий и в высшей степени естественный. На это несоответствие обратили внимание и некоторые западные искусствоведы (К. Бурные и нежные любовные ночи дни, озаренные пьяной радостью творчества.
Причудливая роскошь их костюмов иногда превосходила даже "восточные" одежды натурщиков. Среди них есть и изображения моделей в фантастических одеяниях. 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. Возраст тогда никого не смущал, главное в то время были знания на уровне. Рембрандт переносит нас в какую-то фантастическую подземную пещеру. Прошло около 2 лет и няня в доме поменялась.
Сегодня картины художника занимают почетное место в любом крупном музее мира. Нидерланды (Голландия). В этом случае название не было чисто случайным— в Голландии в 1-й пол. Они одеты в праздничные костюмы их счастливые лица обращены к зрителю.
Для раннего периода его творчества ещё не характерны образы такой глубины и силы. Тогда, может быть, перед зрителем другой, не рембрандтовский дом.
Картина "Возвращение блудного сына" (1668-1669 гг. ) завершаст творческий путь Рембрандта. Внешность Саскии здесь та же, которую мы знаем по предыдущим портретам. Картина Тициана оказала на Рембрандта сильное впечатление и он мог иметь её в качестве ориентира, например, в 1656 году, когда он писал новую «Флору»— на сей раз уже после смерти Саскии, отчасти с новой возлюбленной Хендрикье Стоффелс (Метрополитен музей)1, но в чертах этой женщины также можно найти сходство с лицом давно умершей Саскии7. Картина была заказана Рембрандту начальником стрелковой дивизии. Среди них есть и изображения моделей в фантастических одеяниях.
Здесь, безусловно, есть что-то театральное, но, помимо несоответствий в деталях, предполагаемые сюжеты не отвечают настроению скрытой печали, которое внушает картина. Кассель. Она отдалась ему и зачала. Изображения подобных досок встречаются на картинах и других голландских художников.
Но они не видят Христа так, как видим его мы, угадывающие за ним вселенную. Снятие с креста — распространенный сюжет в европейской живописи. Эта перемена намерения возможно была вызвана тем, что он увидел «Флору» Тициана (Уффици), которая тогда находилась в коллекции Альфонсо Лопеса в Амстердаме. И Рембрандт ван Рейн, плоть от плоти и кровь от крови своего народа, писал эту картину как изображение общего, всех равняющего, глубокого горя. Один раз любовь к женщине погубила Самсона.
Внимание вновь приковано к отцу и сыну. Шедевр после смерти автора сменил немало владельцев. Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Также в том году он написал её портрет маслом, т. н. Особое место в творчестве Рембрандта занимает автопортрет. Краски лежат на холсте густыми мазками. "Самсон, угрожающий своему тестю" (1635-ый год, Берлин), наконец, очень сильная картина "Свадьба Самсона" (1638-ой год, Дрезден) – во всех этих картинах Рембрандта содержимое легенды о библейском герое передано со сдержанным величием, без малейшей позы.
Даниил сказал царю, что они означают его гибель предсказание сбылось в ту же ночь. После приобретения работы Екатериной II «Даная» заняла почетное место в знаменитой коллекции «Эрмитажа». По мнению искусствоведов, в «Возвращении» раскрылся весь психологический талант живописца. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки.
Картины (автопортрет, «Симеон и Анна в Храме», «Христос в Эммаусе» и т. д. ) создаются под влиянием признанных мастеров барокко, художник постигает значение резко выраженной светотени и ее роли для передачи эмоций. Неоднократно менялось и название картины. С ним беседует низенький лейтенант в жёлтом колете. В этот период он много пишет портретов членов своей семьи – матери, отца, сестры и автопортреты. После смерти Хендрикье Титус и дальше вел дела отца. Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир. Изображения Саскии во многих отношениях близки к исполненным тогда же автопортретам.
Сверху стена пещеры убрана оружием покойного – святого Лазаря, друга Христа. Подготовительный рисунок (Национальный музей, Стокгольм) подтверждает, что Саския позировала и для этой гравюры1. Например, Даная появляется в сериале Бандитский Петербург как картина Рембрандта Эгина.
Три дня спустя после помолвки он создал рисунок серебряным карандашом изобразив Саскию в большой шляпе, декорированной цветами, держащую цветок (ныне— Гравюрный кабинет (Берлин). Быстрота работы Рембранда была почти баснословной. На многолюдном пиру он велел принести золотую и серебряную посуду, которую его отец Навуходоносор взял из святилища иерусалимского храма. Неоднократно менялось и название картины. На холсте изображена рота ополченцев, которая отправляется в поход. Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием.
В темнице его волосы отросли. В ранних инвенториях и каталогах Эрмитажа картину назвали «Юная еврейка» и «Еврейская невеста». Напомним о легендарных событиях, предваряющих сюжет фрески Леонардо. Написана она была в последние годы жизни мастера. Внизу под облаком засветилась река и противоположный берег, а ангел, простирая над ними свои белые крылья, вскинул правую руку к небесам, протянув левую вниз, к внезапно проснувшимся и вскочившим людям, как бы торжественно и в то же время непреклонно успокаивая их: "Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость". В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность. Иисус ответил: «Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит в нее камень». Свет невидим, но зато видны все предметы и фигуры, попавшиеся ему на пути.
«Костюм Саскии фантастичен, но все, что мы видим, несомненно, не выдумано, а написано с натуры: Рембрандт начал собирать обширную коллекцию восточных тканей, оружия, всевозможных предметов искусства, в том числе прикладного, которой он пользовался для изображения деталей в своих картинах»5. Работа молодого Рембрандта отличается от своего прототипа самыми основными чертами. До середины 50-х годов Рембрандт выполнил для него немало заказов.
Но в Автопортрете с Саскией (или в Похождениях блудного сына) основная идея – гимн человеческому счастью. Сюжет взят из Нового Завета.
Известно, что в этой композиции первоначально была фигура музыкантши. В 1660 году Титус и Хендрикье создали компанию, в которой числился Рембрандт. Неправильность задорного личика Саскии опьяненный счастьем Рембрандт и не думает скрывать.
В его повернутом к нам измученном лице читается полная безысходность. В 1640-х годах назревает конфликт между творчеством Рембрандта и ограниченными эстетическими запросами современного ему общества. Рембрандт исполнил немало так называемых тронье.
Фон черноват паркет – серый. Так, одно время она называлась Дама в костюме пастушки. Господня».
Тогда все загадки при такой трактовке сюжета разъясняются. Шлейф его плаща прибавляет к двум опорам – босым ногам – еще и третью. Художник открыто демонстрирует на полотне свое социальное положение через богатую одежду, обшитую мехом, драгоценности и массивную цепь. Этот сюжет часто использовали художники и писатели.
Краска немедленно начала пузыриться. Рембрандт создал немало шедевров живописи, которые открыли миру весь его талант. По-видимому, он стоит на пороге смерти. Самая известная из картин Рембрандта. Дело в том, что «Даная» не предназначалась художником для продажи и оставалась в его владении вплоть до распродажи его имущества в 1656 году. Знаменитый «Автопортрет с Саскией» Рембрандт написал в 1636 году, когда мастеру сопутствовал успех. Портретов в 1640-х годах художник пишет сравнительно мало.
Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама. Характерно, что Рембрандт избегает конфликтности притчи: там говорится о ревности послушного сына, хотя, возможно, он стоит в тени позади отца. Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом.
Картинная галерея. Он изображал себя без тщеславия искренне и реалистично. В феврале 1668 года Титус женился, но спустя семь месяцев умер в возрасте двадцати шести лет. Мастер поместил их фигуры на стыке живописного и реального пространств (позднее холст был надставлен внизу, но по замыслу автора его нижний край проходил на уровне пальцев ног коленопреклонённого сына).
Первый из этих портретов – поколенный эрмитажный портрет Саскии в виде Флоры, античной богини весны и цветов, 1634-ый год (высота картины сто двадцать пять, ширина сто один сантиметр). Однако эта гипотеза явно неудачна.
Нарочитый, но замечательно красивый эффект создается чередованием света и тени. Это период его восхождения. Размеры картины: 161х131. Картина известна под названиями: «Синдики», «Старейшины суконного цеха» оба не совсем точны и связаны с учреждением при гильдии суконщиков, призванным отбирать образцы тканей и проверять их качество. Годом создания картины стал 1634 год.
Зевс проник к узнице в виде дождя из золота, после чего родился Персей. В венок Флоры вплетен великолепный пестрый тюльпан разновидности, которая впоследствии получит название «рембрандтовского тюльпана». Мы не знаем, что выражает его лицо.
Здесь большую роль играет пейзаж. В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика. К этой теме Рембрандт вернется спустя чуть более 30 лет, в картине «Возвращение блудного сына».
Это ступени одного и того же скорбного пути. Сын повёрнут к нам спиной.
Пейзаж "Благовестие пастухам" внешне сотворен в неразрывной связи с евангельской легендой. В этой работе художник выражает свое отношение к жене. Есть что-то дерзкое в улыбке Рембрандта, в темпераментном жесте его руки, держащей бокал.
Дела шли все хуже. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. Они действительно горячо и страстно любили друг друга.
Одежда в некоторых местах написана стремительными мазками, тона достигают светоносной насыщенности, удивительно теплой по колориту и в то же время не самодовлеющей, что только усиливает эмоциональность сцены. Новая няня Хендрикье Стоффельс родила Рембрандту двоих детей. Очень рано он почувствовал в себе художественный талант. Взгляд Рембрандта уже пытается постичь тайну бытия.
В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. Эрмитажная картина появилась на распродаже коллекции Арентс в Амстердаме в 1770 под названием «Портрет дамы, одетой как пастушка изображенный в полный рост на фоне пейзажа». В руке этот человек держит высокий шест, на верху которого над нами покачивается большая плетеная корзина – и с краев ее (для рекламы) свисают околевшие от яда крысы. Сейчас лицо Данаи представляет собой сочетание черт обеих близких Рембрандту женщин. Пристыженные обличители удалились, а Иисус велел женщине идти и впредь не грешить. На это несоответствие обратили внимание и некоторые западные искусствоведы (К. В левой руке, вытянутой вперед (вправо от зрителя), он держит светлую замшевую перчатку.
Композиция картины по-шекспировски динамична. Один из излюбленных сюжетов Рембрандта, основанный на эпизоде из Евангелия от Луки. Возможно, лучший из портретов Рембрандта.
В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. Местная гильдия хирургов сразу же предложила ему выгодный заказ: изобразить своих членов на анатомической лекции выдающегося голландского врача Николаса Питерса – доктора Тулпа ("тулп" – "тюльпан" по-нидерландски – был изображён на фасаде его дома). Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский художник, рисовальщик и офортист. Он стоит к нам левым боком – и к этому боку привешена кривая сабля.
В московском музее изобразительных искусств имени Александра Сергеевича Пушкина хранится небольшая по размерам (пятьдесят на пятьдесят сантиметров), но значительная по замыслу картина 1634-го года "Неверие апостола Фомы", выполненная не на холсте, а на квадратной деревянной доске. Как и автопортрет в образе Зевкиса, этот написан в последний год жизни. Раз уж на картине красуется непременный атрибут таверны, то, может быть, это она и есть. Вот какова, в самых общих чертах, действительная ценность этих двух замечательных вещей.
Ее самым выдающимся представителем был Рембрандт (Rembrandt Harmensz van Rijn). Кто они — неизвестно.
Но для нас важно другое. Вавилонский царь Валтасар описан в ветхозаветной книге пророка Даниила. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты.
В таком случае о сцене из семейной жизни говорить не приходится. Святой Фома, один из двенадцати учеников Христа, упоминается в Новом Завете несколько раз.
Лучи солнца играют оттенками красок на холсте и создают необычайную мозаику чувств. Автопортреты Рембрандта – история жизни художника на холсте. Во всяком случае, спустя тринадцать месяцев, 4 октября 1669 он умер в своем доме в Розенграхте, а было ему всего 63 года.
Женское обаяние составляет суть этого знаменитого произведения. Он испытывал неприязнь к крайностям итальянского искусства, которое, по его мнению искало только внешней красоты, оставаясь в то же время холодным и бессодержательным. Рембрандт Харменс ван Рейн родился в голландском городе Лейден в 1606 году 15 июля. Через четыре дня его похоронили на амстердамском кладбище в Вестеркерке. Благодаря «Уроку анатомии» Рембрандт сразу снискал известность. Юбка написана перемежающимися пятнами серого, зеленого, голубого, желтоватого. Призывает отомстить, а затем налагает на себя руки. Вертикальная линия отставленного им посоха намечает главную ось картины.
Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно. По верхнему краю корзины ползает живая крыса другая сидит у странника на левом плече – она предназначена к тому, чтобы доказать действие яда на деле. Благодаря таланту молодого живописца, Рембрандта заметил поэт Константин Хейгенс, который восхищался полотнами ван Рейна и Ливенса, называя их многообещающими художниками.
Фомы при этом не было, а когда другие ученики рассказали ему о том, что видели, Фома отказался им верить, заявив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Сусанна отказывается и старцы велят взять ее под стражу, но вмешательство пророка Даниила спасает добродетельную красавицу. Его смерть в 1668 г. стала настоящим ударом судьбы, спустя год художник умер.
Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. Это впечатление достигнуто благодаря линейной перспективе.
После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. Художник дарил любимой жемчуга, одевал в парчу, она была его музой.
Ей стала молодая девушка Хендрикье Стоффельс. Они заламывают ему руки за спину и заковывают их в тяжелые и гулкие блестящие цепи. Подчас Рембрандт и Саския разыгрывали на картинах роль, на которую более или менее определенно указывают атрибуты (например, "Автопортрет в шлеме", "Саския в виде Флоры" и др. ). Краски, положенные то тонко, то густо, образуют живую, подвижную фактуру. Он умел строить легкие мосты, придумывал новые пушки и способы разрушать крепости.
Внизу, перед выходом, на гравюре справа – раскрытая могила, каменный гроб. С виртуозной тонкостью переданы шелк плаща и восточная (вероятно, турецкая) ткань рукавов, жемчужина на груди, серебряные пряжки на плече. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург).
Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Так Рембрандт вплетает спираль – символ познания – в естественную систему вещей и натурализирует его, превращая в обыденную вещь – винтовую лестницу. По одной версии, эта работа связана с «Артаксерксом, Аманом и Эсфирью».
В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). С виртуозной тонкостью переданы шелк плаща и восточная (вероятно, турецкая) ткань рукавов, жемчужина на груди, серебряные пряжки на плече. Социальное положение изображенного лица обозначено необычайно тонко. Вдруг из густого, нависшего над темной землей облака, медленно опустившегося откуда-то сверху в левую верхнюю часть видимого нами пространственного участка, яростно вырвались из одной его точки во все стороны снопы слепящего света, образовав расходящиеся радиусы пылающего диска.
«Пир Валтасара» демонстрирует, как мастерски художник трактовал подобные темы. Эта перемена намерения возможно была вызвана тем, что он увидел «Флору» Тициана (Уффици), которая тогда находилась в коллекции Альфонсо Лопеса в Амстердаме. Рембрандт боготворил свою супругу, часто изображая в различных образах в своих работах. Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Слава о талантливом мастере быстро разошлась по Амстердаму. Такая форма лестницы позволяет нам видеть ее ступени то сверху (в нижней половине буквы), то снизу (в верхней ее половине). Один из серии портретов апостолов, написанных в начале 60-х годов.
Когда он преломил хлеб и подал им, глаза у них открылись и они узнали Иисуса, воскресшего из мертвых, но Он тут же стал невидимым для них. Он копирует позу персонажей их картин – фигура опирается правой рукой на парапет. Усыпив Самсона "на коленях своих", она остригла его и призвала филистимлян, которые схватили его, выкололи ему глаза, сковали цепями и бросили в темницу, где он должен был вертеть жернова. Размеры данной картины больше, тона насыщеннее.
Здесь видны особенности обоих стилей. Юная жена стала для художника источником вдохновения и появляется на многих его полотнах. Кисти Рембрандта принадлежат две картины на эту тему. Дом Рембрандта в эти материально благополучные годы был до отказа (в самом прямом смысле) заполнен картинами, рисунками, скульптурными изделиями, всякого рода милыми безделушками. Этот эстамп теперь известен под названием "Трех дерев".
В их числе автопортрет с Саскией, сидящей на коленях, который имеет более известное название – «Блудный сын в таверне». Рембрант писал себя в разных ракурсах, во всевозможных обличиях. Как и руки отца, сжимающие плечи юноши.
Повреждения затронули около 30 шедевра. Впервые в графическом искусстве Рембрандт решается на неслыханный прием. Его правая рука (на картине слева) согнута в локте, кисть ее скрыта под расстегнутым черным французским плащом, отделанным черным шелком. Какая-то невзрачная доска вряд ли могла служить в таком доме украшением, да притом единственным.
Это обращение к чувствам и сознанию одного человека, установление близкого душевного контакта со зрителем заставило художника создать абсолютно новую систему художественных средств и приемов. Через восемь дней, по Иоанну, Иисус явился ученикам вновь и велел Фоме коснуться его ран. также картину в Метрополитен музее).
Картина написана в год свадьбы Саскии и Рембрандта. Однако эта гипотеза явно неудачна. В «Автопортрете с Саскией» А. Каменский усмотрел и другую второстепенную деталь, которая, как он считает, не может быть случайной. Здесь упор, похоже, делается на успехе. Тематика его офортов очень широка.
Мерцающие краски и изящная игра света и тени подчеркивают образы главных героев. В 1656 г. он заявил о своем банкротстве. Холст, масло. Многие эксперты полагают, что эта картина — величайшее из всех творений Рембрандта. Хендрикье Стоффельс, бывшая служанкой Рембрандта, а затем сожительницей художника, не стала его официальной женой, но была с ним до самой смерти в не лучшие для него времена. Святой Матфей погружен в раздумья, его рука с набухшими венами теребит бороду. Вот таким образом часть своей коллекции художник продал, но и это его не спасло. Глубоко гуманистическое по своей сути и абсолютное в своей неповторимой художественной форме творчество Рембрандта стало одной из вершин развития человеческой цивилизации.
На холсте появились посторонние лица. Могила Рембрандта затерялась, но его работы будут жить в веках. Тема блудного сына неоднократно и ранее возникала в творчестве художника.
Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). Ее ступени, ярко освещенные у пола, постепенно уходят вверх направо, в тень лестничного проема, поглощаются мраком в самом центре изображения (середина буквы), но затем, совершив спиральный подъем влево и вверх, вновь выходят на свет, освещенные уже снизу. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Рембрандт, в силу своего страстного и необузданного темперамента, должно быть, принадлежал к числу мужчин, которые охотно признают себя побежденными перед взором женщины хотя бы потому, что они чувствуют себя слишком сильными.
Рембрандт положил за правило писать автопортреты, но редко изображал себя за работой. На заднем плане также видны растения, вьющиеся, вероятно, по стенам грота. Брак открывает ему двери в самые зажиточные и богатые особняки бюргеров. Этот выход задрапирован тяжелыми материями.
Так от года к году манера мастера становилась все более свободной»6. Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов». Все определенно и твердо Христос похож на статую, отлитую из бронзы.
Раздвинутые руки прочно упираются в стол, левая обращена ладонью вверх. Он был отличным рисовальщиком и гравером.
Вещие слова сказаны. Однако подобная модель изображена живописцем еще в нескольких картинах на разные сюжеты. В 1636 году ученик Рембрандта Говерт Флинк написал парные портреты своего учителя в образе Даифила (Рейксмузеум, Амстердам) и Саскии как Граниды (Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг см. Кажется, что он вечно плачет по судьбе усопшей. Не всем нравилась манера Рембрандта изображать человека таким, какой он есть.
Картина написана на сюжет сбывшегося пророчества. Рембрандт разрабатывает этот жанр как изображение одухотворенной природы. В 1630—1640-е гг.
Справа на втором плане слабый свет рисует группу женщин. Этот портрет невесты Саскии в соломенной шляпке с цветами сыграл важную роль в рембрандтовском восприятии «Флоры». В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи. Основа сложившегося у мастера идеала— облик его соотечественниц. Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631).
«Костюм Саскии фантастичен, но все, что мы видим, несомненно, не выдумано, а написано с натуры: Рембрандт начал собирать обширную коллекцию восточных тканей, оружия, всевозможных предметов искусства, в том числе прикладного, которой он пользовался для изображения деталей в своих картинах». На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности.
А вот перед нами самый известный из офортов Рембрандта того же периода – "Воскрешение Лазаря", 1631-1632-ой годы (его высота тридцать шесть, ширина двадцать пять сантиметров). Но не стоит забывать, что это и портрет Зевксиса, древнегреческого художника. Рубенс создал на эту тему патетическую картину-зрелище. Женился он по любви и не только сохранил, но и приумножил капитал своей любимой.
Ребенок выжил, но, к сожалению, умерла сама мать в возрасте 29 лет. Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен. С трудом различая предметы – справа от нас высокую винтовую лестницу, ведущую на второй этаж квадратные каменные плиты пола на первом плане очаг на полу, в нижнем правом углу, разжигаемый нагнувшейся старой служанкой, – с усилием как бы раздвигая напирающую отовсюду тьму, зритель чувствует себя участником воссоздания художником этого средневекового интерьера. Двадцативосьмилетний художник явно тот же человек, что и смотрящий с вызовом пятидесятипятилетний мастер, а также испытавший горести и невзгоды шестидесятитрехлетний старик, стоящий на пороге смерти (Автопортрет в облике Зевкиса).
Картина (на первом фото) написана в тот период, когда слава художника достигла своего зенита. Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами.
А зачем такая доска висит в доме преуспевающего художника. Все оригиналы хранятся в Мюнхенской пинакотеке (картинной галерее).
В 1632 г. Рембрандт навсегда переехал в Амстердам. Это уже настоящее признание. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Что отчасти объясняет ее очарование, так это контраст отполированного нагрудника кирасы, шлема великолепной работы (безусловно, парадного, а не боевого) и мрачно-меланхолического выражения лица. «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче. Праздники, судя по всему, сменялись праздниками, как счастливые дни сменяются тревожными.
В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга». Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Почему я акцентировал ваше внимание на «из очень состоятельного семейства». Изгибаясь всем туловищем и вскидывая босые ноги, он тщетно пытается продолжать борьбу.
Однако в Нидерландах, выдержавших упорную, трудную, кровавую борьбу с внешними врагами, тема Голгофы (Голгофой называлась гора, на которой по евангельскому преданию был распят Христос) решалась как тема народного горя. Вероятно, в ней воплощено представление Рембрандта о женской красоте.
Правда, как правило, члены группы позировали для них, усевшись в ряд. Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века. Написана, когда художник пребывал в расцвете творческих сил. Царь приказал наполнить сосуды вином для своих вельмож, жен и наложниц.
В ней художник говорит о всепрощающей любви и силе раскаяния. В 1630—1640-е гг. Однако все это купается в свойственной только ему светотени.
В ранних инвенториях и каталогах Эрмитажа картину назвали «Юная еврейка» и «Еврейская невеста». Евангелисты говорят только, что в него вошел Сатана. Задорное, подвижное, слегка асимметричное лицо Саскии полно торжествующей радости жизни. Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму.
Религиозный автор сообщает, что по воле Господа жена Маноя после долгих лет бесплодия родила сына и дала ему имя Самсон (по-еврейски солнце). В руках он держит небольшую полураскрытую книгу. Смерть Рембрандта была очень печальной. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). Другие дети пошли по стопам родителей, а Рембрандт избрал другой путь – художественный и получил образование в Латинской школе. Быстрота работы Рембрандта была почти баснословной.
«Автопортрет с Саскией» был написан Рембрандтом (1606-1669) в 1635 году (холст, масло). Сочетание мерцающих тонов и золотых бликов поражает своей утонченностью и великолепием. Рембрандт гордо и радостно смеялся. К моменту женитьбы у каждого было хорошее состояние (у Рембрандта за счет рисования картин, а Саскии родители оставили внушительно наследство). В этом случае название не было чисто случайным— в Голландии в 1-й пол.
В раннем варианте этой картины (около 1629) Рембрандт изобразил момент откровения драматически: силуэт Иисуса и ученики, словно пораженные молнией. Тогда, может быть, перед зрителем другой, не рембрандтовский дом. В них можно проследить почти все периоды творчества художника. Рембрандт отметил оба этих события в своих произведениях.
Не хватало денег, количество заказов уменьшилось. Также в том году он написал её портрет маслом, т. н. В настоящее время находится в Дрезденской галерее.
Картина Рембрандта «Ночной дозор» вызывает у зрителей, рассматривающих ее, полное ощущение реальности всего происходящего. По-видимому, это эскизная работа.
Ох и намучилась я с этой Саскией в период преподавания МХК. Как бы ни спорили искусствоведы и исследователи, но основная суть картины – в автопортретности именно в ней личное начало выступает с такой силой откровенности и с такой энергией самоутверждения. В 1634 году Рембранд женился на Саскии. Во-вторых, что же это за солдат в шелке и бархате, с золоченым эфесом шпаги. Ее кабинетный размер адресован не восприятию толпы, a индивидуальному переживанию.
1605 года пасторального романа Питера Корнелисона Хофта «Гранида и Даифил». И все же ему всегда казалось, что наряд ее недостаточно роскошен. Ему доставляло огромное удовольствие показывать потом Саскии, как и где он ее застиг. А зачем такая доска висит в доме преуспевающего художника. В таком случае о сцене из семейной жизни говорить не приходится. Рембрандт стал его последним протеже.
В конце XVI века, до того как прославиться в театре, Шекспир написал большую поэму «Обесчещенная Аукреция». Он отбирал сверкающие каменья, чтобы украсить ее. Рембрандт написал Вирсавию обнаженной и придал картине ярко выраженную эмоциональность. Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек. Работа отличается тщательностью в прорисовке всех образов и деталей.
На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф. Одна из самых известных картин художника «Автопортрет с Саскией» показывает счастливого Рембрандта со своей молодой женой. Вероятно, в ней воплощено представление Рембрандта о женской красоте. Характер и судьба каждого персонажа читаются благодаря кисти известного художника. Его влекло к военному делу. Оно было далеким от классических норм. Когда осматриваешь эти картины, прежде всего поражаешься их глубоким единством.
С другой стороны интригует факт: в 1654 году в Амстердаме был напечатан памфлет под названием «Польский всадник» в защиту радикальной секты социниан. Подобные групповые портреты именно в то время были очень популярны среди гильдий врачей. Более того, короткие тени, отбрасываемые персонажами, свидетельствуют о том, что дело происходит между полуднем и двумя часами дня. Еще бы.
Разительным контрастом к этим выразительным, но как бы еще не вполне одушевленным фигурам слева от Христа и находящегося справа от него Фомы, оказывается коленопреклоненный апостол справа на втором плане. А что же случилось с Гертье Диркс. Туфли изношены, одну он обронил, став перед отцом на колени. Уродливая голова скитальца накрыта сверху большой грязной шапкой, щетина на подбородке дергается в такт его невнятно произносимым фразам.
Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» является одной из самых ярких вершин творчества известного художника. Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор». Передать такие чувства и состояние души трудно и кропотливо.
Это открытие позволило установить новую стадию в сложении «Флоры», поскольку известно, что Саския позировала как пастушка и некоторые ученые настаивают, что эрмитажная и лондонская картина изображают не Флору, а пастушку (каковое название для второй работы сейчас принято). Это последний групповой портрет, созданный Рембрандтом. Так, одно время она называлась Дама в костюме пастушки.
Бурный темперамент, великолепная жизненная энергия, страстное упоение всеми благами бытия – вот те чувства, которыми напоена картина. Также к этому периоду относится одна из самых известных работ мастера «Даная». Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети. Но злоумышленнику и этого показалось мало: он успел сделать на холсте пару надрезов ножом, пока его не остановили. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус.
Кто-то пустил слух, что художник женился на деньгах А это ложь. А зачем такая доска висит в доме преуспевающего художника. Разнообразные по жанру и тематике произведения Рембрандта проникнуты идеями нравственности, духовной красоты и достоинства обычного человека, пониманием непостижимой сложности его внутреннего мира, многогранности его интеллектуального богатства, глубины его душевных переживаний. Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало.
Рембрандт обожал свою Саскию, она была его музой и другом. Он в черной фетровой шляпе, в низком белоснежном кружевном воротнике, в короткой черной куртке с короткими белыми кружевными манжетами, в черных панталонах с белыми кружевными бантами на подвязках ниже колен и такими же бантами на черных башмаках. Нейман, В. Вейсбах и др. ), которые предлагали дать этому полотну другую сюжетную трактовку. Он даже какое-то время еще жил в доме, который ему уже не принадлежал.
Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом. Заказов становилось все меньше. Основа сложившегося у мастера идеала— облик его соотечественниц. Супруги пируют, наслаждаясь жизнью.
Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс. Здесь Рембрандт, по-видимому, взялся исследовать общечеловеческое значение притчи. Пожалуй, наиболее характерен из них лист "Благовестие пастухам" (высота двадцать шесть, ширина двадцать два сантиметра) изображающий явление ангела с известием о рождении Христа. Этот эстамп теперь известен под названием «Трех дерев». Однако постоянные роды оказали пагубное влияние на здоровье Саскии.
Она еще держится прямо, на мгновение ухватившись ища опоры, за тесемку звонка, — полезная находка, позволяющая натурщице долго держать руку в поднятом положении, но мертвенная бледность лица свидетельствует, что конец близок. Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден). Об этом военном нечего рассказать, тем не менее, картина всегда была популярна. Внешне менее драматичное, чем произведения его современника Питера Пауля Рубенса, обширное наследие Рембрандта отражает сдержанные эмоции и дух благочестия кальвинистской Голландии. Барокко.
Образ ангелочка был приписан после смерти супруги. Действительно, Рембрандт не сосредоточивает на ней все свое внимание. Новых заказов почти не появляется.
Быстрота работы Рембранда была почти баснословной. Дела Рембрандта шли плохо. Он стал знаменит, его чествовали им восхищались.
И вот она перед ним, его юная, цветущая подруга, всякий раз в ином роскошном наряде. Отчетливо прослеживается влияние караваджистов. Этот портрет невесты Саскии в соломенной шляпке с цветами сыграл важную роль в рембрандтовском восприятии «Флоры»1.
Саскию ван Эйленбурх ныне знает весь мир. Их характеристики даны законченнее, чем у Рембрандта изображены они в ярких реалистических чертах, но в интересах наглядности Рубенс не боится известных элементов условности несмотря на ночь (фон картины темный) локальные, то есть свойственные предметам при их естественном дневном освещении, тона одежд выступают во всей чистоте и яркости, а протянутые слабые руки молодых женщин, наверное, не смогут принять тяжесть тела мертвеца. Мушкетеры, подбадриваемые барабанной дробью изображаются наряду с солдатами различного социального статуса и возраста, готовыми к бою.
В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. Книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии.
Уверенно, с легкой иронией смотрит он поверх голов господ хирургов. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. Только в 1947 году, во время реставрации в Рейксмузеуме Амстердама, где картина находится по сей день, выяснилось, что ее колорит несравненно светлее, чем принято было считать.
На Иисусе красно-оранжевая одежда раба – хитон с круглым отверстием для головы. Книга — едва ли точное воспроизведение древнего манускрипта, однако написана мастерски. В углах этой площадки находятся вылепленные во весь рост немногочисленные свидетели чуда. Мы познакомились с петербургским, несколько измененным вариантом второй картины из этой серии этот вариант выполнен Рембрандтом собственноручно, по-видимому, для себя.
Памятником любви к Саскии является и один из лучших шедевров Рембрандта – «Даная», которая долгое время представляла собою загадку. Тогда, может быть, перед зрителем другой, не рембрандтовский дом. B 1642 г. Рембрандт овдовел.
На заднем плане также видны растения, вьющиеся, вероятно, по стенам грота. Так появляются картины Рембрандта с названиями «Жертвоприношение Авраама» и «Пир Валтасара». Всех их объединяет мужественность и патриотический порыв. И пирушка происходит не в домашней обстановке, а где-нибудь в злачном месте.
Эта работа является заключением, подведением итогов многолетних творческих скитаний знаменитого автора. Вряд ли есть еще другой художник, который придавал бы этой задаче такое выдающееся значение.
Слуга, стоящий в глубине картины, очевидно, ценит себя не меньше, чем блестящий лектор. Произведение искусства и его репродукции часто снимают в фильмах. Саския всегда рядом с ним, юная и сияющая. Отчаянно защищаясь, запрокинув голову, она впивается ногтями в красное бородатое лицо подхватывающего ее на руки закутанного во все красное бога тьмы вцепившиеся в края ее бледно-желтой, с розоватыми оттенками одежды подруги (слева от нас) стремятся вырвать ее из объятий похитителя – но их отчаянные усилия напрасны.
Подчас исследователи творчества Рембрандта пытаются увидеть черты той или иной знакомой им модели в картинах, для которых позировала не Саския. Поразителен и действен рембрандтовский схематизм. «Саския Флора» – портрет будущей жены Рембрандта ван Рейна, в 1634 году художник женился на Саскии. Разубежденный Фома признал в Иисусе Господа Бога. Интересен и еще один факт.
Через левое плечо переброшен светло-синий плащ. XVII века был обычай использовать костюмы пастушков и пастушек для позирования в портрете. Разные версии возникали относительно того, что за персонаж представлен на этом полотне. Стол накрыт. И все же это едва ли прославление богатства и самодовольство. Заветной мечтой его было создание летательного аппарата тяжелее воздуха.
На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. В 1636 году ученик Рембрандта Говерт Флинк написал парные портреты своего учителя в образе Даифила (Рейксмузеум, Амстердам) и Саскии как Граниды (Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг см. Все они обращены к оживающему мертвецу и среди них господствует ужас.
Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). История малоприятная и комментаторы по-разному изъясняли чувства Вирсавии. Так что это не был брак по расчету. также картину в Метрополитен музее)1.
В это время рождаются картины Рембрандта с названиями «Портрет старика в красном», «Портрет сына Титуса за чтением» и другие работы. Но в «Автопортрете с Саскией» (или в «Похождениях блудного сына») основная идея — гимн человеческому счастью. Есть много свидетельств, что Рембрандт порой симпатизировал сектантству. Такое название отсылает к гравюре Рембрандта от 1635 года, под названием «Большая еврейская невеста». Преобладают композиции на библейские и евангельские темы. Реставрация картины длилась 12 лет. Что действительно важно: эти двое связаны глубокой любовью.
И он наконец повстречался с ним, когда Мария с Иосифом принесли Иисуса во храм. XVII века был обычай использовать костюмы пастушков и пастушек для позирования в портрете.
Он был в моде. Раз уж на картине красуется непременный атрибут таверны, то, может быть, это она и есть.
Еще одна загадка: весьма неубедительно изображенная лошадь. Действительно, в лице героини есть известное сходство с Саскией. Но всегда, среди любой работы его тянуло писать одну только Саскию. В окончательном варианте внешность героини изменилась, на ней поубавилось украшений, выражение лица стало более поэтичным и естественным, а жест протянутой руки – особенно плавным. Все это не могло не отразиться на творчестве юного художника.
Известно, что в этой композиции первоначально была фигура музыкантши. Рембрандт начал эту картину в середине 30-х годов, но она была продана только в 1647 году. Удивительна и драматична судьба картины, как и история жизни самого художника.
Кульминацией последовавших осложнений стало убийство мужа Вирсавии, которого Давид отправил на верную смерть. Действительно, в лице героини есть известное сходство с Саскией. Он весел и взбудоражен, хотя чувствует себя несколько скованно. За год до этого он вместе с женой переехал в роскошный дом в престижном районе Амстердама. И пирушка происходит не в домашней обстановке, а где-нибудь в злачном месте. Открытый взгляд персонажей, приглашающий разделить веселье с ними, обращен к зрителям. Написана она по мотивам мифа о матери Персея, Данае.
Этот босой великан в длинной, ниспадающей серой одежде, с курчавыми черными волосами импозантно выпрямившись, уперев правую (близкую к нам) руку в бок и вытянув левую вверх, спокойно, лицом к лицу со смертью, повелевает исконным таинственным силам природы. Один сумасшедший подошел к картине и выплеснул на нее кислоту.