На этой странице размещена биогафическая информация, картины и другие интересные факты из творчества такого великого художника как Санти Рафаэль. Некоторые произведения Рафаэля Санти, картины, наброски, эскизы, стали существенно отличаться от работ наставника. Рафаэль Санти писал не только картины религиозной тематики, живописец известен и как портретист.
Рафаэль потерял мать в раннем детстве. Переехав в Рим, 26-летний мастер получает должность «художника апостольского Престола» и поручение расписать парадные покои Ватиканского дворца, с 1514 руководит строительством собора святого Петра, работает в области церковной и дворцовой архитектуры, в 1515 назначается Комиссаром по древностям, отвечает за изучение и охрану античных памятников, археологические раскопки. Рафаэль стал идеалом всех академий (они были против его власти, которая подняла восстание прерафаэлитов) и сегодня мы приближаемся к нему через давнюю традицию, в которой рафаэлевские формы и мотивы использованы при постоянном уменьшении их ценности. Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров. 1511 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонну делла Седия» (прибл. Даже бархатный берет — черный.
От статичных, проникнутых перуджиновским настроением (такова его Мадонна Грандука, которую вы можете увидеть на выставке в Пушкинском музее), до зрелых, наполненных чувствами и жизненной силой. А после его смерти она боялась умереть». Серьезно и печально-тревожно смотрит она куда-то вдаль, как будто предвидя трагическую судьбу сына. Но это все в будущем. Портрет «Дама в покрывале» отличается от портрета Бальдассаре Кастильоне замечательными колористическими достоинствами.
В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св. Буонарроти поссорится с понтификом и сбежит во Флоренцию. У его похорон было прекрасное сопровождение и привлекло большую толпу.
Также типично венецианский стиль наблюдается в уникальном обращении с пастелью и выборе голубой бумаги для наброска Мадонны с младенцем (Британский музей, Лондон). Иисуса окутывает сияние («облако светлое») и озаряет остальных персонажей. Изобразительное мастерство художника обманывает наблюдателя. Ромуальда, св.
Во Флоренции художник приобщается к художественным идеалам ренессансного искусства, знакомится с произведениями античности. 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря». Его влиятельные семейные связи также сыграли огромную роль в его приглашении в Ватикан.
То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г. Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан). В этих и в картинах Святого семейства он показал своё развивающееся мастерство композиции и экспрессии. Ряд его произведений этого рода, в числе которых следует назвать «Мадонну ди Фолиньо», подводят нас к величайшему созданию его станковой живописи – «Сикстинской мадонне». Однако папа Юлий II решил, что эти работы менее важны. Иероним – церковный писатель, секретарь папы Дамасия I – читает Вульгату, созданный им канонический латинский текст Библии, переводу которого с греческого (Новый Завет) и древнееврейского (Ветхий Завет) он посвятил 20 лет работы.
Папа Юлий не дожил до их завершения и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника. В 1513-1514 гг. Мадонна с младенцем — один из самых важных сюжетов для Рафаэля.
В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. Зачитавшие до дыр «Код Да Винчи» люди доказывают, что желуди, которыми украшена риза Сикста, прямее некуда намекают на папу Юлия (делла Ровере – фамилия церковника и означает «дуб»). Размер картины 85 x 60 см, дерево, масло. Рафаэль — это Рафаэль.
Для его окончания, он стал отправлять команду своих помощников. Взгляд Мадонны немного отсутствующий, будто она находится где-то далеко. Иеронима, св. Размер картины 144 x 110 см, дерево, масло. Это мой идеал».
В 1797 году Наполеон перевёз «Преображение» во Францию и в Ватикан вернулась только после свержения императора в 1815 году. Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. 1514 г., Национальная пинакотека, Болонья), который ввел идеал классической красоты, вдохновивший эмильских художников от Пармиджанино до Рени. Он прожил остаток своей жизни здесь. Мария спускается торжественно и смело, держа на руках своего младенца.
Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли. Пройдет всего пять лет и он станет главой Римской школы живописи. Тогда Агостино махнул рукой и сказал: «Да приводи кого угодно, только пиши, Бога ради. » И Форнарина до последних дней оставалась рядом с Рафаэлем. Взгляд ребёнка наоборот живой и любознательный. Но все же, эта версия является предметом серьезных споров.
Оба мэтра благосклонно отнеслись к стараниям молодого художника. «Вся картина была — мгновение, но мгновение, к которому вся жизнь человеческая есть одно приготовление», — вспоминал о ней Гоголь. Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности. К тому же в последние годы Рафаэль много работал и как-то признался: «Я надеюсь не упасть под такой тяжестью». Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой. Однако это никак не сказалось на его творчестве.
Однако в следующие шесть лет, прогресс в соборе проходил очень медленно и его единственным вкладом, по-видимому, был прогнозируемое дополнение нефа к центрально запланированному проекту Браманте. Так иносказательно трактовались христианским богословием поимка Товией рыбы (рыба – христианский символ) и излечение слепоты Товита, отца Товии, символизировало его духовное прозрение и приобщение к вере.
Многих удивляло это неожиданное чувство изысканного художника к простолюдинке. А он сам решил по возможности сравняться в искусстве живописи с флорентийскими мастерами. Рафаэль увидит, наконец, роспись Микеланджело. Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. Рафаэль создал образ богоматери, понятный каждому.
Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. Форнарина – легендарная возлюбленная и натурщица Рафаэля, настоящее имя которой Маргерита Лути. Рафаэль похоронен в Римском Пантеоне, построенном во времена императорского Рима. Будучи названным (в 1514 г. ) преемником Браманте как главный архитектор Ватикана, Рафаэль также проектировал множество церквей, дворцов и особняков. В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще.
Некоторое время молодой художник провел во Флоренции, где совершенствовал свой талант. Самая ранняя из них – мифологическая фреска в античном стиле «Триумф Галатеи», создана для его виллы на берегу Тибра, сейчас известную как «Фарнезина». В обеих работах Рафаэль блестяще использует их круглую форму (тондо). Джованни Нанни вернулся в Удине, где создал ряд хороших картин. fornarino, булочник). Святое семейство под дубом 1518 год.
Петра. Размер картины 158 x 125 см, дерево, масло. 1514 г., Палаццо Питти, Флоренция). Учёные изучили «Преображение» при помощи современно рентген-аппаратуры и установили, что с начала Рафаэль изобразил пророков и Св.
1503 г. Пинакотека, Ватикан). Все картины Рафаэля – яркое отражение его тонкой натуры. Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой.
С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины. Свое первое сооружение — церковь Сан – Элиджо дельи Орефичи — возвел в 1509. Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама.
Третья фреска Станцы делла Сеньятура «Парнас» – олицетворение идеи Bello – Красоты, Прекрасного. Она хранится во флорентийской галерее Уффици. Это прослеживается даже в небольших его картинах: Мадонна Конестабиле, Сон рыцаря, Три грации Огромную роль в жизни Рафаэля Санти и в его искусстве сыграл переезд в Рим, где он стал перенимать мастерство Леонардо да Винчи. Все они сплетены каким-то невидимым ритмом, который перетекает от одной фигуры к другой.
Художественный язык религии – это образы святых. А Огарев писал Грановскому в 1841 году: «В Дрездене Мадонна удивительная. Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу. По другой версии, он заболел после полового акта с Форнариной. Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок.
А тот позовет своего протеже Рафаэля вместе полюбоваться запретным плодом. В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи. Так как архитектура «Афинской школы» выполнена в стиле Браманте, вероятно, что Рафаэль работал с Донато Браманте ещё в 1509 году в рамках подготовки к своей преемственности на пост «главного мастера» по восстановлению собора Святого Петра после смерти Браманте в 1514 году. Во Флоренции он прожил четыре года изредка выезжая в Урбино, Перуджу, Болонью. Произведения Рафаэля в этой комнате были одними из лучших работ художника. Музей Прадо, Мадрид.
Наиболее известной постройкой художника является вилла Мадама. Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). К ним относятся главные запрестольные образы, самые ранние из которых «Мадонна ди Фолиньо» (прибл. Никто не смеет бросить взгляд на еще не законченную работу. Желая проверить Рафаэля, Папа поручил ему заняться комнатой, предназначенной для своей личной библиотеки. И сам станет другим.
Эта огромная алтарная картина была заказана кардиналом Джулио Медичи епископом Набронским. 1512 г., Пинакотека, Ватикан) написана для францисканской церкви Санта-Мария-ин-Арачели. В перуджинский период художник создает первую монументальную композицию для церкви – «Обручение Марии», знаменующую новый этап в его творчестве.
Художник родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии. Он наставлял их с той любовью, что обычно питают не к художникам, а к родным детям. Он даже обвинил художника в плагиате. На сводах потолка написаны 52 сцены из Ветхого и Нового заветов, окруженный орнаментом стены сплошь покрыты чрезвычайно разнообразными арабесками и фигурными изображениями, близко напоминающими декоративную живопись древних римлян. В Мадоннах Рафаэля римского периода идиллическое настроение его ранних произведений сменяется воссозданием более глубоких человеческих, материнских чувств (Мадонна Альба, около 1510-1511, Национальная галерея, Вашингтон Мадонна ди Фолиньо, около 1511-1512, Ватиканская пинакотека) как полная достоинства и душевной чистоты заступница человечества выступает Мария в самом знаменитом произведении Рафаэля – Сикстинской Мадонне (1514-1519, Картинная галерея, Дрезден). Он непреклонен.
Главная фигура на полотне, конечно, Мария. Темы фресок, образующих единый цикл – это олицетворение и прославление Истины (Vero), Добра, Блага (Bene), Красоты, Прекрасного (Bello). Вместе с тем это как бы три взаимосвязанные сферы деятельности человека – интеллектуальная, нравственная и эстетическая. Является одним из известнейших произведений итальянского Ренессанса.
Картина мастерской Рафаэля Санти «Святое семейство под дубом». На его потолке написаны разные сцены из Ветхого Завета. В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. Чем же так популярна и так загадочна эта картина. Над фресками станц Рафаэль работал девять лет – с 1508 по 1517 год.
По-новому в картине «Мадонна дель Импанната» решена и композиционная проблема, художник Рафаэль Санти отходит от прежнего спокойного решения, основанного на взаимных повторах линий и путем более контрастного объединения мотивов пирамидальной композиции достигает равновесия не столько статического, сколько динамического. Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника. Рафаэль умер 6 апреля 1520 года (на его 37-ой день рождения) и был похоронен на следующий день в Пантеоне.
Картина «Мадонна дель Импанната» свидетельствует о дальнейшем совершенствовании стиля художника, об усложнении образов в сравнении с мягкими лирическими образами его флорентийских мадонн. Станца делла Сеньятура содержит некоторые из наиболее известных работ художников, включая «Афинскую школу», «Парнаса» и «Диспут». В отпевании великого художника приняли участие папа римский и высшее духовенство. Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр). В центре картины над всеми возвышается на троне Дева Мария с Младенцем Христом на коленях.
Иоанна Арагонская (. Я только тут понял живопись. Madonna Sistina) – картина Рафаэля. О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию.
Лаврентия, св. Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом. После смерти, Рафаэль был похоронен в Пантеоне, по своему собственному желанию. Некоторые исследователи живописи Рафаэля склоняются к тому, что Форнарина изображена художником на картинах «Мадонна делла Седия» и «Фригийская сивилла», а также в росписях станцы дЭлиодоро и в качестве Психеи на фреске виллы Фарнезины «Торжество Психеи на Олимпе». Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. Иоанна Крестителя и св. Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа.
Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров. Рядом с ним люди чувствовали себя счастливыми. В палаццо удачно соединился тип флорентийского (палаццо Строцци) и римского дворца. Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний. При содействии Донато Браманте Санти становится придворным художником Папской резиденции. Работа, в которой уже можно было увидеть больше характерного Рафаэлю стиля – «Прекрасная садовница» (La Belle Jardinire) или «Мадонна с младенцем и Иоанном крестителем», как ее еще называют.
Увидев эскиз фрески Рафаэля, Юлий II пришел в такой восторг, что отдал живописцу все поверхности, приказав убрать старые рисунки. Наверное, одним из самых величественных творений художника стали роспись Станцы делла Сеньятура (1509-11). Пинакотека Ватикана, Рим. Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). Картина была сильно повреждена, но первая реставрация только ухудшила её состояние.
В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл. На самой знаменитой фреске «Афинская школа», группа философов с Платоном и Аристотелем в центре изображены в величественном арочном здании, которое, вероятно, отражает план Браманте для собора Святого Петра. В 1510-х годах Рафаэль много работает в области алтарной композиции.
С «Мадонной со щеглёнком» связана любопытная история, рассказанная Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св.
В каждой из комнат художник размещает фрески в соответствии с задуманным планом. Среди других построек Рафаэля: круглая в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (строилась с 1509) и капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-1520) в Риме, нарядные палаццо Видони-Каффарелли (с 1515) в Риме и Пандольфини (с 1520) во Флоренции. С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II. Рафаэль получил от папы Юлия II приглашение в Рим, где он смог ближе познакомиться с античными памятниками, принимал участие в археологических раскопках. Его ранние портреты напоминают Перуджино, в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони. Предполагают, что моделью для мадонны послужила возлюбленная Рафаэля Форнарина. Многих исследователей, как и тех, кто хоть раз увидел «Сикстинскую мадонну» начинает беспокоить вопрос о том, с кого же Санти писал ее.
Плацидия. После смерти Браманте Рафаэль стал главным архитектором на строительстве собора Св. Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти.
Малая Мадонна Каупера. Одни исследователи считают, что ее безответно любил художник. Задний фон издали кажущийся облаками, при тщательном рассмотрении оказывается головами ангелов. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию. Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. «Кусочек неба, мостик облаков – и к нам с тобой спускается Мадонна. Так возникали либо искусственно драматизированные образы, например «Несение креста» (1517 Мадрид, Прадо), либо работы, в которых уже ощущается оттенок академизма, например «Святое семейство под дубом».
В сравнении с жизненной полнотой образов этой картины первое по времени тондо Рафаэля, «Мадонна Коннестабиле», кажется еще полной наивного благочестия. 1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим) и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж). После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора Святого Петра в Риме (составил новый план собора положив в его основу архитектурный тип базилики), а также достраивал начатый Браманте двор Ватикана с лоджиями. В 1504 году 21-летний Рафаэль Санти очутился во Флоренции: молодой художник переехал в колыбель Возрождения следом за Перуджино. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены.
Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена. Композиция палаццо повлияла на композицию галереи в Фонтенбло. Исследователи творчества художника Рафаэля Санти и историки живописи эпохи возрождения находят в чертах модели этого женского портрета Рафаэля сходство с лицом девы Марии в его знаменитой картине «Сикстинская мадонна».
Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов. Картина мастерской Рафаэля Санти «Иоанна Арагонская» (Joan of Aragon, dona Isabel de Requesens, Vice-Queen of Naples). Картина Рафаэля Санти «Мадонна дель Импанната» создавалась великим живописцем практически в одно время с знаменитой «Сикстинской мадонной». Настоящее имя Форнарины было установлено исследователем Антонио Валери, который обнаружил его в рукописи из флорентийской библиотеки и в списке монахинь одного монастыря, где послушница была обозначена как вдова художника Рафаэля. Во время правления Льва X он обзавелся роскошным домом в античном стиле, построенном по собственному проекту.
Святая Мария и младенец, этот сюжет использовался художником чаще всего. Но пока он еще на пути к своей бессмертной славе. Сверх того, в этот период написаны Рафаэлем многие картины масляными красками, между прочим, несколько превосходных портретов, каковы портреты Льва Х с кардиналами (в Луврском музее), неизвестной молодой красавицы с покрывалом на голове ("Donna velata"), герцогини Иоанны Арагонской (в Луврском музее) и др. Вот таким образом в своих работах неустанно передавал чарующие формы высоких замыслов. Сюжет картины основан на истории приключения молодого Товия и его спутника и хранителя – Архангела Рафаила, рассказанной в книге Товита (апокрифический Ветхий Завет).
Будь то сам Папа Римский. Вилла была закончена на треть, когда Рафаэль неожиданно умер. В этих работах (фрески Лоджии Психеи виллы Фарнезина, 1514-1518 фрески в Лоджиях Ватикана, 1519 алтарный образ Преображение Христово, 1520, Ватиканская пинакотека) отчетливо проявились черты кризиса Возрождения, тяготение к маньеризму. Полотно да Винчи Леда и лебедь Санти срисовывает для себя почти полностью. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино.
Такой композиционный прием называется алтарным и Рафаэль использовал его неспроста. На картине художником изображен классический вариант святого семейства с Иоанном Крестителем. В картине Рафаэля «Святое семейство Каниджани» (прибл. В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне.
1516 г. Галерея Питти. Он одет добротно и скромно, не стремится кпоказной роскоши. «Мадонна с рыбой» не отличается красочность колорита и широким спектром световых эффектов. Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей. В 1515 новый папа Лев X назначает его «хранителем древности». Вспомнить хотя бы настоящий шедевр искусства того времени «Сикстинскую мадонну».
Работа датируется 1498 годом. В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл. 1507 г., на правах аренды в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург) его вдохновила скульптурная фигура в работе Микеланджело Таддеи Тондо (1505 – 06 гг., Королевская академия искусств, Лондон). Джованни умер, когда сыну было 11 лет. Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков. Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов.
Одет он скромно, во все черное. В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти». Считается также, что Форнарина, по всей вероятности, послужила моделью при создании образа Девы Марии в картине «Сикстинская Мадонна», а также некоторых других женских образов Рафаэля. В дни дрезденского восстания в XIX веке русский революционер Михаил Бакунин мечтал поставить «Сикстину» на крепостных стенах, чтобы остановить наступавших врагов. Натурщица для «Дони Валетты» (прибл.
Как считают многие искусствоведы эпохи Возрождения и историки творчества художника, Форнарина изображена на двух знаменитых картинах Рафаэля Санти – «Форнарина» и «Дама в покрывале». Станцы Рафаэля получили названия Правосудие, Диспут, Парнас и Афинская школа. В архитектуру он внес не меньший вклад, чем в живопись. Он должен был оставаться в городе работая на последующих пап вплоть до своей смерти.
Искусство Рафаэля, оказавшее громадное влияние на европейскую живопись XVI-XIX и, отчасти, XX веков, на протяжении столетий сохраняло для художников и зрителей значение непререкаемого художественного авторитета и образца. Он будет шокирован, поражен. Мадонна ди Фолиньо 1511-1512 годы. Мозаики капеллы выполнены по рисункам самого художника. Самое поразительное в этом портрете — это то ощущение, что от него исходит.
А такое в то время случалось редко. Сикста в Пьяченце. В композиции картины с косыми пересечениями линий уже просвечивается будущее барокко. Содержанием его искусства остается лирическая тема светлой материнской любви, которой он придает особую значительность.
Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы. В зале Ватикана Станца делла Сеньятура (1509-1511), где скреплялись печатью папские декреты и буллы, художник Рафаэль Санти представил сюжеты в области духовной деятельности: богословие (Диспута), философию (Афинская школа), поэзию (Парнас), юриспруденцию (Мудрость, Мера, Сила), каждая из стен этого сравнительно небольшого помещения имела для росписи полукружье, горизонтальное основание которого находилось выше уровня глаз стоящего зрителя.
К числу лучших работ мастера так же относятся роспись Станце Элидора (1512-14), роспись сводов капеллы Киджи (1513-14) и его великие картины. Большую роль в укрупнении коллекции сыграл король Филипп IV (1606-1665 гг. ): он предписывал скупать ценные предметы искусства.
По его проекту ее заканчивал А. да Сангалло Младший для кардинала Дж. Палаццо Пандольфини во Флоренции строилось Дж. Целенаправленно он изображал богинь обнаженными, чтобы приблизить каждого зрителя к девственной и нежной природе высокого искусства. 1505 На полотне изображена молодая светловолосая женщина с белокурым младенцем на руках. «Сикстинская Мадонна» (итал.
Незыблемо и желанно перед зрителем возникает образ неповторимого, чудесного видения. Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. Cкручиное положение сивилл написаны заметно в стиле Микеланжело, однако образы с идеальной женской красотой, пожалуй, наиболее ощутимы в прекрасных эскизах красным карандашом Рафаэля (Британский музей, Лондон). На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело).
Ему помогал его старший товарищ Эванджелиста Пьян ди Мелето. Второе церковное здание Рафаэля — капелла Киджи в церкви Санта-Мариа дель Пополо (1512—20) в отличие от предыдущей постройки тяжеловесна и перенасыщена декором. Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум». Композиционное единство в «Изгнание Элиодора» достигается балансом эмоциональных и выразительных контрастов. В последние годы жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что доверял выполнение многих из них своим ученикам и помощникам (Джулио Романо, Джованни да Удине, Перино дель Вага, Франческо Пенни и другим), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами. Всего Мадонн Рафаэля – более сорока картин, это те которые находятся в музеях. В декабре 1504 года Рафаэль Санти уезжает во Флоренцию.
Франческо Пенни переехал в Неаполь, но умер молодым. Кроме того, сложная паутина его друзей играла значительную роль в обеспечении художника заказами, в таком количестве, что он уже, наверное, никогда не остался бы без работы. Папа Юлий II поручил Рафаэлю украсить росписями папские покои в Ватиканском дворце, так называемые станцы (комнаты). Складывается впечатление, что Рафаэль давал ему рисунки, главным образом, связанные с его расписанными проектами, но также и некоторые из более сложных пластин Рэймонди — например, «Избиение младенцев» и «Чудо во Фригии» — вероятно сделаны по рисункам специально предназначенным для этой цели. Рафаэль был большим поклонником женской красоты. Искусствоведы говорят, что у Мадонны Рафаэля нет святости.
Галерея Палаццо Питти, Флоренция. «Форнарина» (прибл. С картиной Микеланджело Святой Матфей он поступает так же.
У ангела слева одно крыло. В 1508 году Рафаэля вызвал в Рим папа Юлий II.
Облака так же подчеркивают святость женщины, поскольку она по ним парит. Рафаэль же пытался решить новые задачи, опираясь на свою сложившуюся образную систему. Св. Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка.
Первые портреты относятся к флорентийскому периоду (Аньоло Дони, 1505, Питти, Флоренция Маддалена Строцци, около 1505, там же Донна Гравида, 1505, там же). Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. Умер Рафаэль Санти в Риме 06. 04. 1520. Она остаётся в своём возвышенном идеальном мире и идёт в мир земной.
Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины.
В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны. Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности. Испытавший благотворное влияние итальянского Ренессанса Карл V (1500 – 1568 гг. ), стал первым испанским монархом, решившим сохранять художественные ценности во владении испанской короны и выставлять произведения светского искусства в своём загородном дворце Эль Прадо. Флоренция Картина Рафаэля Санти «Дама в покрывале» (La Donna Velata). К декабрю того же года, Рафаэль заслужил звание мастера со стороны некоторых кварталов.
Большинство его работ над собором Cвятого Петра были изменены или уничтожены после его смерти и принятия проекта Мичеланджело, выжили только несколько рисунков. Именно в Риме достиг зрелости блестящий талант Рафаэля-портретиста (Портрет кардинала, около 1512, Прадо, Мадрид Дама в покрывале или Донна Велата, около 1516, Галерея Палатина, Флоренция портрет Бальдассаре Кастильоне, 1515-1516, Лувр, Париж и другие).
В произведении Чудесное изведение апостола Петра из темницы Рафаэль с необычной для художника Средней Италии живописной тонкостью передает сложные эффекты ночного освещения – ослепительного сияния, окружающего ангела, холодного света луны, красноватого пламени факелов и их отсветы на латах стражников. В конце 1509 года Рафаэль уезжает в Рим, там он будет жить до самой своей кончины. Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом. Мадонна движется и неподвижна.
Вокруг него всегда было много учеников. Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция). Силой, мощью, величием. Музей Лувр, Париж.
Художник завещал свое немалое состояние Маргарите Лути, друзьям и ученикам. Мадонна дель Импанната 1514-1515 годы. В отличие от Флоренции, в Риме Рафаэль редко имел время для написания небольших работ на церковную тематику, но ему удалось выполнить две – «Мадонну Альба» (прибл. Вазари описывает, что ранняя смерть Рафаэля «погрузила в горе весь папский двор». Только тонкая золотая цепочка украшает грудь.
Ему поручают расписать фресками четыре комнаты дворца, так называемые станцы. Вице-король Неаполя герцог Медина де лас Торрес, человек политического склада, решил использовать ситуацию в своих интересах и приложил максим усилий, чтобы приобрести полотно Рафаэля «Мадонна с рыбой» в подарок Филиппу IV. Исследовать взаимоотношения между матерью и ребенком он будет постоянно. В этих работах отчетливо видно влияние Микеланджело.
Рафаэль неустанно черпал от них вдохновение. La fornarina or Portrait of a young woman. Форнарина 1518-1519 годы. В этой комнате, Рафаэль в основном фокусируется на оказании Богом покровительства над человеческой деятельностью.
Рафаэль сгорает от любопытства. Киджи, узнав, что художник водит за собой все время какую-то «модель», возмутился и запретил Рафаэлю приводить чужих во дворец. Картина «Мадонна ди Фолиньо» по своему композиционному построению похожа на знаменитую «Сикстинскую мадонну», с той лишь разницей, что в картине «Мадонна ди Фолиньо» больше действующих лиц и образ мадонны отличается своеобразной внутренней замкнутостью – взгляд ее занят своим ребенком – младенцем Христом.
1503 г. Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок. Своеобразным рубежом здесь оказалась «Сикстинская мадонна». В этот период Рафаэль закончил три больших запрестольных образа: «Мадонну Ансидеи», «Положение во гроб», оба поручены заказчиками из Перуджи и «Мадонну Бальдаччино» в часовне Санто-Спирито во флорентийской церкви. Размер картины 320 x 194 см, дерево, масло. Трое из которых символизируют добродетели – Веру, Надежду, Милосердие. «Посмотрите, она все преображает вокруг себя. Этот камерный портрет действительно необычен.
Перин дель Вага стал художником, работал во Флоренции и Генуе. «Донна Велата». да Сангалло по проекту Рафаэля. Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». Среди десятка римских рафаэлевых Мадонн – самая трогательная и известная из всех существующих изображений Богоматери «Сикстинская Мадонна».
Справа от Богоматери – Св. Верхнюю часть картины, представляющую преображение Господне как видение и отличающуюся утончённой зрелой живописью, написал Рафаэль. Во Флоренции за 4 года он напишет более 20 картин на тему «Мадонна с младенцем». В третьем зале — «Зале пожара» — потолок еще раньше был расписан учителем Рафаэля П. Перуджино. Размер портрета 82 x 61 см, дерево, масло. Такие картины Рафаэля – яркое отражение его возвышенных чувств и чистых искренних эмоций. Не зря он, как минимум, два своих произведения «Три грации» и «Амур и грации» посвятил прекрасным богиням римской мифологии – древнегреческим харитам.
Ок. В последних флорентийских работах Рафаэля (Положение во гроб, 1507, галерея Боргезе, Рим Святая Екатерина Александрийская, около 1507-1508, Национальная галерея, Лондон) появляется интерес к сложным формулам драматически-взволнованного движения, разработанным Микеланджело. Иоанна обнажёнными, но позже «одел». Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело. Рафаэль был улыбчив и мягок, добр душой.
Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины. Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. К себе прижала сына так любовно, его оберегая от врагов». Иероним со львом, его главным признаком. Художник работал над многими другими проектами с отцом Рафаэля. Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл.
Одна из его заключительных картин флорентийского периода – великолепная «Святая Екатерина» теперь находится в Национальной Галерее в Лондоне. Созданные им во Флоренции многочисленные изображения Мадонн (Мадонна Грандука, 1504, Галерея Питти, Флоренция Мадонна с младенцем Христом и Иоанном Крестителем или Прекрасная садовница, 1507, Лувр, Париж Мадонна со щеглом, Уффици) принесли молодому художнику всеитальянскую славу. Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа. Там он знакомится с Микеланджело, Леонардо да Винчи, Бартоломео Порта.
Он и подумать не может, что очень скоро все устроится само собой. В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах. Существует несколько версий о прототипе рафаэлевской святой. Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера).
Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. Он был известной личностью, знаменитым, богатым и уважаемым (Вазари утверждает, что папа римский Лев X, «который горько плакал, когда он умер», намеревался сделать его кардиналом) и его влияние широко распространилось даже в течение его жизни через гравюры Маркантонио Раймонди. В 1508 году Рафаэль переехал работать в Ватикан в Рим.
С этой рафаэлевской Мадонной связано множество слухов и домыслов. Мадонна прижимает к себе маленького Христа, но её объятия многозначны: в них и любовь и расставание – она отдаёт его людям на страдание и муку. По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. От ее тревожных глаз невозможно оторваться. Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце дЭлиодоро).
Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. Его влияние видно на картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна». Национальная галерея античного искусства, Рим. Флорентийскому периоду творчества Рафаэля Санти присущи серия картин Мадонна. Написанный им портрет папы Юлия II по сей день является примером для подражания и объектом стремления для молодых художников. Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе.
Картина была заказана неаполитанским аристократом Джеронимо дель Досе для своей капеллы Св. Розалии в церкви Сан-Доменико-Маджоре (Неаполь). В Марии картины «Мадонна дель Импанната» больше душевной силы, в движениях ее чувствуется энергия и уверенность. Его отцу, когда он был еще жив, видимо, удалось обеспечить обучение для молодого мастера. Царственно – величавая заступница человеческая нисходит на землю.
Они включают «Парнас», «Афинскую школу», «Диспута», «Добродетели и закон». Так началась история Рафаэлевых Станц. -1577) – дочь неаполитанского короля Федериго (впоследствии низложенного), жена Асканио, принца Талиакоссо, знаменитая своей красотой. Находится в Галерее старых мастеров в Дрездене (приобретена в 1754 году). Молодой мастер продолжил роспись нескольких других помещений, которые на сегодняшний день известны как «комнаты Рафаэля» (Stanze di Raffaello).
Во время работы Рафаэля над вторым залом, папа Юлий II умер. Маддалена Дони Иоанна Арагонская 1518 год. На картине Рафаэля Спаситель изображён парящим в воздухе, как при Вознесении. За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля. Бенедикта, св.
При содействии своего дяди Донато Браманте (известный архитектор и художник того времени), Рафаэль Санти становится официальным художником папского двора. В самом знаменитом из всех его запрестольных образов, фантастической «Сикстинской Мадонне» (1513-1514 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден), написанной для церкви в Пьяченце, Дева Мария и младенец Христа, как будто, выплывают из картины. Рафаэль Санти – один из немногих художников, кто был счастлив имел в молодом возрасте множество заказов, славу и почет.
К ватиканским фрескам близки картоны Рафаэля к серии шпалер для украшения стен Сикстинской капеллы (1515-1516 итальянский карандаш, раскраска кистью, Музей Виктории и Альберта, Лондон и другие собрания). Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. 1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция) и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция). Частично осуществлен авторский замысел Рафаэля в римской вилле Мадама (с 1517 года строительство продолжил архитектор А. де Сангалло Младший), органически связанной с окружающими садами и террасным парком.
На этой фреске изображён Аполлон в окружении муз, вдохновенно играющий на виоле, ниже изображены знаменитые и безымянные поэты, драматурги, прозаики, в большинстве античные (Гомер, Сафо, Алкей, Вергилий, Данте, Петрарка). Медичи (будущий папа Климент VII). Портрет молодой женщины написан художником совместно с учениками его мастерской. Основное отличие «Сикстинской мадонны» от остальных творений Рафаэля в том, что она наделена душевными переживаниями. Самым талантливым был Джулио Романо.
Внизу пара флегматичных пухлых ангелочков залюбовались на мать и дитя. Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам. В сильном движении представлен и младенец Христос.
Рафаэль Санти продолжал работать над проектом, но уже играл в нем меньшую роль. Мастер перестал есть, спать, а главное работать. В 1508 году Рафаэль был приглашен работать в Рим, ко двору папы Юлия II, человека властного, честолюбивого и энергичного, стремившегося приумножить художественные сокровища своей столицы и привлечь к себе на службу самых талантливых деятелей культуры того времени.
Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон). Ее, несущую необычно серьезного ребенка, приветствуют святая Варвара и папа Сикст Второй с «зашифрованным» в правой руке именем (приглядитесь – на ней 6 пальцев). В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома.
Его большие и сложные работы для него, Леонардо да Винчи и Микеланджело стали определять век, в котором они жили. Нарастающий в этих фресках драматизм принимает оттенок театральной патетики в росписях Станца дель Инчендио (1514-1517), которые Рафаэль исполнял уже с многочисленными помощниками и учениками. Они расположены в следующем зале — Станца дель Элиодоро. Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»).
В соседней зале Станца дЭлиодоро в фресках на легендарно-исторические сюжеты (Изгнание Элиодора, Встреча папы Льва I с Атиллой, Месса в Больсене) с особой силой проявилось дарование Рафаэля как мастера светотени и гармоничного, мягкого и светлого колорита. О смерти Рафаэля существует много легенд иногда бросающих тень на его репутацию.
Мавра и св. Величайшее творение станковой живописи Рафаэля «Сикстинская мадонна» (1513-1514). Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией.
По приезде в Рим Рафаэль сразу же становится художником при дворе Ватикана и по личной просьбе папы Юлия II работает над фресками для папского рабочего кабинета (Stanza della Segnatura). Немного раньше, Рафаэль изготовил в красках десять замечательных по красоте и рисунку больших картонов (в красках) на сюжеты из Деяний св. Вторая комната, в которой Рафаэль работал, называется Станца дЭлиодоро. На рентгеновском снимке видно 17 отдельных элементов, соединенных гвоздями, новую живопись и четыре вставки с левой стороны. К этому времени относится строительство нескольких палаццо в Риме: палаццо Видони-Каффарелли (1515) палаццо Бранкониа дель Аквила, в котором чувствуется увлечение художника античностью.
Алтарная картина Рафаэля Санти «Мадонна ди Фолиньо». На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция». Во Флоренции молодой мастер познакомился с да Винчи и Микеланджело – мастерами, оказавшими наиболее сильное влияние на творчество Рафаэля Санти.
Его внезапная смерть прервала соперничество двух великих мастеров. Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. Эта картина осталась неоконченной – дописывал её после смерти Рафаэля Джулио Романо. У Рафаэля были многочисленные ученики, хотя никто из них не вырос в выдающегося художника.
Рафаэль также писал портреты кругу друзей: в дополнение к этому портрету Бальдассаре Кастильоне, портреты Андреа Наваджеро и Агостино Беациано (прибл. Рафаэль. VI). Картина итальянского художника эпохи ренессанса Рафаэля Санти «Форнарина» (La Fornarina).
Образы Девы и младенца, кажутся столь же невесомыми, как и облака на которых они стоят, вместе с тем они передают сильное чувство материальности. Заказчик картины – кардинал Биббьена, писатель и секретарь при папе Льве X картина предназначалась в подарок французскому королю Франциску I. Портрет был лишь начат художником и кем конкретно из его учеников (Джулио Романо, Франческо Пенни или Перино дель Вага) завершен, доподлинно не известно.
На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. Композиция «Мадонна с рыбой» построена по принципу пересечения диагоналей, со сложной динамикой геометрических форм и напоминает композиционное решение фрески Рафаэля «Изгнание Элиодора» в Станце дЭлиодоро. Размер портрета 120 x 95 см, холст, масло.