Продолжением стилистического – чисто живописного – понимания романтизма и ориентализма можно считать картины Эжена Фромантена в его пейзажах с фигурами всадников (Арабские всадники) живописная стихия намного важнее сюжетного мотива.
Лиотара, А. де Фавре, живших в Турции и писавших, помимо сцен из «восточной жизни», портреты «а ля тюркери» изображавшие европейских аристократов в соответствующих костюмах и антураже. К этому же поколению относится Леон Конье – похожий на Ораса Верне в восточных сюжетах (в частности, связанных с кампанией Наполеона: Египетская экспедиция под командованием Бонапарта, 1835). Бунина, Н. С. Значительное место тема Востока занимает в творчестве М. Ю.
Глинки, фантазия для фортепиано «Исламей» Балакирева). Большинство произведений искусства выполнены черной тушью. В конце XIX – начале XX веков обозначился новый подъём интереса к Востоку, не в последнюю очередь обусловленный стремлением в условиях «кризиса европоцентризма» осмыслить историческую роль России.
Энгра, Т. Шассерио, Дж. Ориентализму предшествовало стилизованное либо карикатурное изображение «чужих» культур (один из первых примеров – «Еврейский танец» Г. Нойзидлера, опубликован в 1544 году). На картине обнаженный мальчик со змеей развлекает представлением группу мужчин.
Пожалуй интереснее всего у Делакруа не большие картины, а отдельные этюды-импровизации, в особенности схватки восточных всадников – например, Поединок гяура и паши по сюжету из Байрона (в нескольких вариантах, наиболее впечатляющ самый ранний вариант 1826 года). Глиэра), симфонических («Антар», «Шехеразада» Н. А. Каковы его идеологические установки и этнические корни. Пристальный интерес к Востоку характерен для американских трансценденталистов Р. У.
Первая часть экспозиции посвящена художникам, отразившим свои впечатления от встречи с восточными и южными соседями России. Брюсова, И. А. К ориентализму, благодаря этнографическим реалиям относят и следование североафриканским образцам (Магриб, к которому принадлежат все североафриканские страны западнее Египта, для арабского мира — Запад, по определению). Поэтические циклы, посвящённые восточной древности, арабскому Востоку, тропикам, вошли в сборник «Варварские стихотворения» Ш. Леконта де Лиля (1862).
До какой степени различные виды искусства созвучны политической атмосфере, культурному и социальному контексту. (в основном с западно-европейских языков-посредников). И по сюжетам и по типу стилистического мышления Орас Верне – это чистый бидермайер, даже с оттенком игрушечности, дилетантской примитивности (ничего романтического в понимании Делакруа – никакого движения, страсти, ярости, никакого переплетения форм и взаимопроникновения цветов – в нем нет) но масштаб его другой. В начале традиции стоят профессиональные путешественники (с уходящей в XVIII век традицией живописных путешествий).
Подобные рисунки носят почти технический характер и практически лишены мифологии. Поленова и др. ). Александр Николаев (Усто-Мумин), Николай Карахан и Александр Волков обладали в этом отношении необыкновенными способностями.
мой путь к первоисточнику всех искусств – к Востоку. Это помогло представителям объединения «Мир искусства», получившим в 1913 году заказ от председателя правления Московско-Казанской железной дороги Николая фон Мекка спроектировать интерьеры Казанского вокзала в Москве, строившегося по проекту Алексея Щусева. Большой вклад в развитие Ориентализма во Франции внесло иллюстрированное издание «Описание Египта» («Description de lEgypte») Э. Ф. Одним из примеров ориентализма могут быть направления в живописи с использованием тематики, символики, мотивов, скажем, Ближнего Востока или Китая (шинуазри).
Стремление передать «восточный стиль» находит выражение как в экзотических реалиях, так и в использовании синтаксических параллелизмов, контрастов, анафор, пышных сравнений и характерных красочных эпитетов. Первым художником такого типа во Франции считается Александр Декан с Турецким патрулем (вариант из коллекции Уоллеса, 1831) изображающим Кади-бея, начальника полиции из Смирны, совершающего объезд-обход города. Карамзин помещает свой перевод (предположительно с немецкого языка) двух действий санскритской пьесы «Вновь узнанная Шакунтала» Калидасы. Веревкиным (1790 к нему позднее обращался А. С.
не случайно М. Волошин разглядел в нём "европейца в Азии и азиата в Европе"». Весьма своеобразно понимание традиций восточного искусства у некоторых художников круга «Бубнового валета». Ушакова «Аммалат-Бек» (1832), «Мулла- Нур» (1836) А. А. Нэш), обращение европейских мастеров к мавританскому стилю, египетскому стилю и т. д. В изобразительном искусстве Ориентализм связан с обращением к историческим событиям, литературным сюжетам, жизни и быту народов Ближнего и Среднего Востока, а также с использованием отдельных стилистических приёмов восточного искусства. Заметным явлением русского романтического Ориентализма стали поэма «Пери и ангел» (1821 перевод из «Лаллы Рук»), «Песнь бедуинки» (1831) индийская повесть в стихах «Наль и Дамаянти» (1844 переложение из «Махабхараты») В. А.
В предыдущих традициях трактовки библейских сюжетов не отличались от трактовок античных – степенью условности (в первую очередь костюмов, абстрактных драпировок, но также типов и пейзажных фонов). Ориентальный антураж проникает во французский галантный роман в духе рококо: «Шумовка или Танзаи и Неадарне» («Lecumoire, ou Tanza et Neadarne», 1734, русский перевод 2006) К. П. Ж. Ямато-э является вторым направлением японской живописи. Именно восточное искусство представляется Гончаровой искусством «с высокими и крепкими художественными традициями». Хотя на самом деле художники иногда отходят от традиционных форм ориентализма и «разбавляют» его импрессионизмом и другими модными живописными новшествами. К ориентализму, благодаря этнографическим реалиям относят и следование североафриканским образцам (Магриб, к которому принадлежат все североафриканские страны западнее Египта, для арабского мира— Запад, по определению).
Однако Верещагин всегда был ближе к эпицентру событий, чем Жером. В первую очередь – в пространстве альбомной графики. К «Востоку» композиторы обращались в основном начиная с барокко (опера-балет «Галантные Индии» Ж. Ф.
Ориентализм— определённая тенденция в проявлениях той или иной культурной традиции (литература, живопись исторические и этнографические концепции ит. д. ), опирающаяся по ряду признаков на экзотические относительно самой этой традиции особенности, свойственные восточному мировоззрению в тех или иных его формах. Кавказ открывал перед этими мастерами возможности продолжения традиции живописания Востока (как в работах Мартироса Сарьяна и Григория Шарбабчяна) и формирования интереса к его обычаям и колористическому великолепию. Он сам в себе словно воплощал тот идеал мировосприятия, о котором многие его современники могли только мечтать, создавая различные эстетические и философские опусы.
ориентализм саид ориентализм эдвард саид ориентализм ориентализм живопись. Булле, К. Н. Термин «ориентализм» широко распространен в искусстве. Есть соблазн прийти к заключению, что русский ориентализм (как в политике, так и в искусстве) претерпел эволюцию от экзотического романтизма к преобладанию русского имперского взгляда на пути развития Востока, но к этому следует относиться как и к любому другому искушению.
Научная интерпретация феномена ориентализма была дана Эдвардом Саидом в его книге «Ориентализм», вышедшей впервые в 1978 году и выдержавшей двенадцать переизданий. Ориентальные мотивы разрабатывались и в прозе: повести О. И. Ориентализм также часто сравнивают с экзотикой. Отличительной чертой такого искусства является не отображение внешних очертаний определенного объекта, а его внутренней концепции.
На Востоке Сарьяна, прежде всего, увлекал яркий восточный колорит (притом буквально) жизни, человеческих типов, облика городов и селений, самой знойной природы. В своем понимании цвета и формы Сарьян был ближе к кругу художников «Бубнового валета». Чайковского. Торо, Т. Паркера и др. Основные средства, которыми композиторы пользуются для создания ориентального колорита: в мелодике – орнаментика, виртуозная колоратура (партия Шемаханской царицы в опере «Золотой петушок» Римского-Корсакова), в гармонии – модализмы («Два еврея» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М. П. Сюжет картины «Портные, шьющие флаги», по утверждению исследователя творчества Жерома Ричарда Аккермана, был основан на фотографии известного французского фотографа Эрме Дезире изобразившего бедных каирских портных за этим нелегким делом.
В основе их лежат достаточно серьезные размышления и наблюдения художницы, пришедшей к определенным выводам, о чем свидетельствует намеченная ею общая эволюция эстетического творчества (через всю историю человечества, начиная от каменного века. ). На китайских картинах не увидеть объемов и глубины, они линейные, но при этом тонкие изысканные, создающие ощущение простора и бесконечности. В значительной степени руководствуется строем восточного миропонимания в своей системе цветоведения И. Иттен. Можно говорить об ориентализме в творчестве такого писателя и востоковеда, как Ян Потоцкий. Французская литература изобилует примерами разной степени тяготения к Востоку — от колониалистских настроений К. Фаррера, который, однако далеко не всегда предстаёт исключительно как «носитель светоча европейской культуры», — до апологетики такого особого, уникального явления в европейскй философии, каковое являет собой Рене Генон, в своём мировоззрении опирающийся на суфийские принципы. В английской культуре мы наблюдаем подобную оппозицию в лице Р. Киплинга и Рамачараки (В. В XVIII веке распространилась музыка alla turca («в турецком стиле») имитирующая в комическом виде звучание турецкого военного оркестра – с подчёркнуто маршевым ритмом, «примитивной» мелодикой и гармонией (хрестоматийный образец – Рондо alla turca из клавирной сонаты В. А. Одним из популярных источников переложений и подражаний явилась снабжённая французскими переводами «Арабская хрестоматия» главы европейской ориенталистики А. И.
Так всегда было на Востоке – фасады жилых домов, выходящих на проходную улицу, кажутся бедными и малопривлекательными, порой даже неряшливыми, тогда как внутренние дворы, в которых собственно и сосредоточена жизнь, полны ярких красок иногда даже застелены коврами и поражают воображение роскошью, скрытой от посторонних глаз. Этому нельзя научиться ни в академии, ни в собственной мастерской, но это можно постичь посредством художественной интуиции, поэтического откровения, существование которого бесполезно было бы отрицать. Очень интересны такие его работы, как «Бухара» (1911, частное собрание, Москва) или «У водоема» (1912). Ванмура, Ж. Э.
Наиболее яркие представители этой школы – Фудзивара Таканобу и Фудзивара Нобудзанэ (XII-XIII века). Баха, русская пляска в «Московитах» Телемана). Так, «свобода, равенство и братство» приводили в действие нехитрый «гуманный» механизм гильотины. Кроме того, многие русские художники занимались и другими видами искусства (живописью, театром, дизайном, архитектурой, фотографией, музыкой, литературой), что в свою очередь повлияло на их ориенталистские произведения. Ориентализм проникает в оперу – французскую лирическую, а также в «большую» историческую, комическую, сказочную поводом для использования ориентального колорита оказывается сюжет или сюжетный мотив (часто лирический), в котором может эксплуатироваться едва ли не любая «восточная» тематика: библейская («Самсон и Далила» К. Сен-Санса), условно арабская или персидская («Джамиле» Ж. Бизе), цейлонская и индийская («Искатели жемчуга» Бизе, «Лакме» Л. Делиба), цыганская («Кармен» Бизе), египетская («Аида» Дж.
Ган, «Нурмека» (1839) Н. А. Причину постоянного интереса европейцев к Востоку Эдвард Саид охарактеризовал следующим образом: «Восток – это (. ) один из наиболее глубоких и неотступных образов Другого». Сильвестра де Саси (1806). Гуччи, все XIV век). Эмерсона, Г. Д.
Наиболее известны французские и британские ориенталисты, однако среди приверженцев восточной тематики была и значительная группа русских живописцев, среди них – несколько будущих передвижников и «академистов». Ориентализм — определённая тенденция в проявлениях той или иной культурной традиции (литература, живопись исторические и этнографические концепции и т. д. ), опирающаяся по ряду признаков на экзотические по отношению к самой этой традиции особенности, свойственные восточному мировоззрению в тех или иных его формах.
Подобная «аккуратность» очень важна для «этнографически-ориенталистских» картин, так как часто невнимательность к деталям и незнание европейскими художниками местных традиций и обычаев приводило к появлению картин, несущих оскорбительный смысл для восточного зрителя. Но представления о Другом менялись в течение долгого времени в этом качестве выступали воображаемые (если пользоваться термином Нохлин) Средние века, а не воображаемый Восток. Параллельно формируется традиция использования восточных мотивов в просветительских целях: сатирический эпистолярный роман «Персидские письма» Ш. Л.
Причем искусства как высокого (в том смысле, в каком этот термин можно применить, например, к романтизму Делакруа), так и популярного, массового, почти кочевого (хотя чистый кич – а его в ориентализме второй половины XIX века очень много – все-таки остается за пределами рассмотрения). Пушкин). Это уже именно развлекательная этнография: постановочные сцены, составленные коллажным методом из нескольких фигур, одетых в национальные костюмы (явно альбомного происхождения). К гравюрным образцам Ванмура в XVIIIвеке обращались Франсуа Буше (1703 – 1770), Жан Антуан Ватто (1684 – 1721), Жозеф-Мари Вьен (1716 – 1809), Уильям Хогарт (1697 – 1764), братья Джованни Антонио Гварди (1699 – 1760) и Франческо Гварди (1712 – 1793), Карл Ван Лоо (1705 – 1759), Жан-Оноре Фрагонар (1732 – 1806). Дань Ориентализму отдали: Дж.
Крылова (1792). Художники XX века вновь обратились к Центральной Азии.
Правомерно ли сравнение русского ориентализма с европейским. Экзотический ориентализм возникает – уже за пределами бидермайера и натуральной школы – в романтическом контексте французского искусства 20-30-х годов, в частности, у Делакруа, наследующего традиции Гро (уже упомянутойБитвы при Назарете) и Жерико. Глубоким постижением чужой культуры отмечен пушкинский цикл «Подражания Корану» (1824) восточные мотивы присутствуют в стихотворениях «Фонтану Бахчисарайского дворца», «Виноград», «О дева-роза, я в оковах» (все 1824) и др.
Спорадическое использование в европейском искусстве мотивов искусства Ближнего и Среднего Востока встречается с эпохи Возрождения (картины Джентиле Беллини, П. Веронезе, Рембрандта и др. ). Многие в то время воспринимали Россию как носителя особой цивилизаторской миссии в Азии. При необычайной легкости всех форм, очень четких, ясных и в то же время как бы лишь намекающих на реальные предметы, художественный образ полон внутренней значительности.
Пуччини). Леду и др. ) и модой на шинуазри и японизм. Восточным колоритом отмечены и некоторые трагедии Вольтера: «Заира» (поставлена в 1732 году), «Фанатизм или Пророк Магомет» (1742), «Китайский сирота» (1755) и др. В середине XIX века к ней обращается А. А.
Так, например, горы – олицетворение мужского начала ян, тогда как вода считалась воплощением женского начала инь из их единения и возникает Вселенная. «Равноправие» и «справедливость» получали слишком разные трактовки для тех, кто заводил сей механизм и тех, собственно, для кого он предназначался. Грандиозная выставка произведений русской ориенталистской живописи, проходящая в Нидерландах, продолжает замечательную традицию Гронингенского музея – традицию восполнения (причем в наиболее убедительной форме) многолетних пробелов в исследовании малоизвестных тем в русской живописи и в организации всеобъемлющих, сложных по структуре экспозиций. ориентализм саид ориентализм эдвард саид ориентализм ориентализм живопись.
Верди), половецкая («Князь Игорь» А. П. Бородина), японская и китайская («Чио-Чио-сан», «Турандот» Дж. Интерес ко всему восточному повлиял также и на моду. Англичанин Роберт Кер Портер, состоявший на службе Александра I и совершивший поездку по России и Персии (через Каспий), оставил множество рисунков, позднее частично превращенных в гравюры среди восточных мотивов – руины Пасаргад и Персеполя, гробница Кира. Обращение к ним носит во многом опосредованный характер. Поло) и паломников («Путешествие во Святую Землю» Л. ди Никколо Фрескобальди, «Путешествие на гору Синайскую» С. Сиголи, «Путешествие ко Святым Местам» Дж. Категоричность приведенных утверждений не случайна: статья молодой художницы в каталоге ее выставки носит характер манифеста, в котором провозглашаются новые эстетические «истины», как это было характерно для той эпохи.
Всегда настоящая тема актуальна и в рассмотрении такого синтеза нескольких направлений творчества— изобразительного и научного, каковым является геральдика, — занимает здесь особое место. Бальмонта, А. Белого, А. А. Место действия на картине – так называемые «Новые бани» в Бурсе, построенные в 1552 году предположительно великим Синаном. Жироде-Триозона, А. Г.
Некоторые из них первоначально находились под влиянием английских (Фредерик Лейтон, Томас Седдон, Дэвид Робертс) и французских (Жан-Леон Жером, Жан Жозеф Бенжамен Констан, Эжен Алексис Жирарде) ориенталистов, но вскоре выработали собственный стиль и философскую позицию. де Кребийона в том же русле – галантно-эротический роман «Нескромные сокровища» Д. Дидро (1748). Сенковского («Витязь буланого коня», 1824, «Бедуинка», 1828 и др. ), восходящие к арабским источникам этнографические повести «Киргиз-кайсак» (1830) В. А. Конрада (роман «Негр с "Нарцисса"», 1897) присутствует в произведениях П. Клоделя (стихотворения в прозе «Познание Востока», 1895-1900 годы), П. Лоти, приходит в массовую литературу (приключенческие романы Г. Р. Кордье и др. ).
Ознобишина к ней обращались А. А. Восток – просто одна из таких моделей. В 1704-1714 годах во Франции в переводе А. Галлана вышли арабские сказки «1001 ночь», которые вызвали множество подражаний, наполненных экзотическими именами, названиями, картинами природы, быта и нравов: «1001 день» Ф. Пети де Лакруа (1710-1712 годы), «1001 четверть часа. Цитирование подлинных народных мелодий в условиях романтической гармонии также иногда использовалось для создания общего ориентального колорита (Персидский хор в опере «Руслан и Людмила» М. И. При сопоставлении работ Сарьяна с некоторыми образцами подлинного восточного искусства (древнего или народного) бросается в глаза конструктивность их абсолютно не восточного, а европейского характера, если иметь в виду живопись. Причина их появления – излишняя увлеченность экзотической стороной Востока.
Таким образом, существовали как культурно-географические (далекие острова, дальние страны), так и культурно-хронологические (давнее прошлое или, наоборот, будущее) модели Другого, трактуемые как отрицательно (как пространства дикости и варварства), так и положительно (как образы утраченного рая). Истоки Ориентализма восходят к эпохе эллинизма.
С этой критикой соглашаются и некоторые восточные искусствоведы, культурологи и историки, поскольку увлечение экзотизмом, по их мнению, ничего общего с истинным пониманием культуры Востока не имеет— это лишь копирование внешних признаков, при таком же поверхностном представлении о скрытом за формами и символами смысле. Пушкин) имела свой, «домашний», Восток – Кавказ и Крым. Блока, В. Я.
Термин «ориентализм» в первую очередь ассоциируется с работами французских художников-романтиков XIX века. Одоевский и др. Большое воздействие на умонастроения Серебряного века оказал Вл. С.
Римского-Корсакова, «В Средней Азии» Бородина) и камерных жанрах. Хаггарда). Дело в том, что по своей сути, ориентализм и не должен изображать обычные сценки из жизни, жизнь и быт обычных людей иначе это уже был бы не ориентализм, а какой-то классический вид живописи. К ориентальной тематике обращались Э. Парни («Мадагаскарские песни», 1787), Ж. А. Это высокая поэма о жизни, вдохновенное утверждение мира, обращенного к человеку. Называть ориенталистом Мартироса Сергеевича Сарьяна можно, казалось бы, лишь условно, поскольку он действительно был восточным художником и творил свои ориентальные шедевры находясь «внутри» Востока, однако Сарьян учился в Московском училище, чему сам придавал большое значение.
Одна из самых известных ориенталистских работ Жерома – «Заклинатель змей» (1880, Художественный институт Кларка, Уильямстаун, Массачусетс, США). Хераскова (1782), «Каиб» И. А. Анненского, К. Д. др. Если вспомнить, какое влияние оказало японское искусство (укиё-э) на формирование колористических взглядов постимпрессионистов, то и здесь можно говорить об определённом влиянии Востока (В.
Мусоргского), в оркестровке – эффект звучания экзотических инструментов (колокольчики, арфа, специфические тембры духовых и др. ), в фактуре – выдержанные звуки (органный пункт, педаль), разного рода остинато (Персидская пляска в опере «Хованщина» Мусоргского). Есть у него, впрочем и кое-какие принципиальные новации: трактовка ветхозаветного сюжета как сцены из восточного быта – пусть пока в виде костюмных постановок в праздничных нарядах (Иуда и Тамара, 1840). В 1792 году в «Московском журнале» Н. М. Ван Гог, например, копировал японские гравюры). Одалиска Вальпинсона (1808) – это чистый неоклассицизм Большая одалиска (1814) – стиль трубадур (своеобразный постклассический маньеризм, отличающийся подчеркнутой изогнутостью линий и изысканной неправильностью форм, а также легкой архаизированностью) тематически близкие к ориентализму опусы позднего Энгра – гаремы и турецкие бани (горы пухлых женских тел, похожих на диванные подушки) – наверное, стоит отнести просто к курьезам в жанре эротического искусства.
Работы ориенталистов объединяет скорее тематика, нежели география или стиль. Этот образованный дипломат написал отчет о своей поездке и по возвращении опубликовал его в первой открывшейся в Турции типографии под заглавием «Отношения». Большое влияние на европейское искусство оказала публикация ста одной работы франко-фламандского художника Жана-Батиста Ванмура в виде серии гравюр «Сто гравюр с изображениями различных жителей Леванта, выполненные по картинамнаписанным с натуры в период с 1707 по 1708 год по заказу маркиза де Ферриоля. ». Каждая деталь изображения наделяется особым смыслом. Запад мне показал одно: все, что у него есть, – с Востока».
Исключение делается только для готики, за которой признается некое «переходное состояние», – она не вызывает у автора отрицательного отношения. Одним из примеров ориентализма могут быть направления в живописи с использованием тематики, символики, мотивов, скажем, Ближнего Востока или Китая (шинуазри). Лермонтова), у художников «Голубой розы» и др. Он используется, как минимум, в фотографии, литературе и живописи.
Интересно, что Жером очень тщательно копировал даже арабские каллиграфические тексты, встречающиеся на декоративных керамических плитках в интерьерах мечетей, как, например, на картине «Голубая мечеть». Это было светское искусство (в отличие от суми-э) именно в таком стиле расписывались императорские дворцы и дома знати. Жуковского. Ведь на Востоке – Моисею даны были скрижали, восходила Вифлеемская звезда, зарождалось христианство, ставшее духовной основой западной цивилизации.
Верне), непривычные для европейского глаза мотивы (пейзажи пустынь исламская архитектура). Туда-то и устремлялись не только амбициозные полководцы, но и художники и поэты. Этим объясняется и пророческий тон, в котором делается следующее предсказание: «Я убеждена, что современное русское искусство идет такими темпами и поднялось на такую высоту, что в недалеком будущем будет играть очень выдающуюся роль в мировой жизни». Моцарта A-dur K331/300).
Ф. Льюиса, Л. Альма-Тадемы и др. ), также рынки, образы бедуинов и янычар (картины Э. Ж. О. Забегая вперед, можно сказать, что популярный ориентализм (а именно о нем чаще всего пишут критики) в изменении характера сюжетов подчинялся скорее законам варьете, чем указаниям МИДа или Главного штаба, в то время как высокий ориентализм был частью романтизма, реализма, ар нуво и следовал общей логике развития направления и стиля, общим – характерным для данной стилистической парадигмы – представлениям о композиции, пластике, колорите (или – если говорить о сюжетах – о типе героя).
Интересен для нас и провенанс картины. Это был необычный и амбициозный проект.
В 1763 году начинают переводиться сказки «1001 ночи», а также многочисленные подражания им, прежде всего – французские. По своей сути, романтизм, говоря аксиомой из учебника, отображает «исключительного героя в исключительных обстоятельствах». Среди посвященных ей картин можно найти и первые романтические битвы, воплощающие круговорот войны – в данном случае, возможно именно восточной войны, дикой и яростной (Гро Битва при Назарете, 1801) и политическое искусство на восточные сюжеты, где место схваток всадников занимают символические жесты – например, прощение восставших (Пьер-Нарцисс Герен Бонапарт прощает восставших в Каире 23 октября 1798 года) в последнем случае искусство носит совершенно официальный, пропагандистский – предписанный извне – характер и как бы лишено собственной мифологии и собственного стиля. «Натюрморт с сюзане» (1913) отличается утонченной декоративностью, в которой чувствуются несомненные впечатления от восточного искусства (ковров, предметов быта). Фет: «Я люблю его жарко: он тигром в бою», «Не дивись, что я черна» – разработка мотивов ветхозаветной «Песни песней», «Соловей и роза» (все 1847), «Восточный мотив» (1882), «Аваддон» (1883).
Первые христианские общины возникли на Востоке, в южном средиземноморском регионе.
В XVII веке зарождается научное востоковедение. Некоторые искусствоведы считают ориентализм особым направлением национального искусства. В данном тексте сделана попытка посмотреть на ориентализм как на обычную изобразительную практику, управляемую не идеологией или скрытой реальной политикой (колониальной и геополитической – Большой Игрой), а законами искусства в частности законами существующих в европейской искусстве того или иного времени жанров и жанровых стандартов. Жерома, Э. Фромантена во Франции, Х. Макарта в Австрии, Д. Уилки, У. Х. Это послужило ему основой для создания лирических и возвышенных художественных образов.
Байрон и Т. Мур (поэма «Лала Рук», 1817) в Англии, Ф. Рюккерт (сбориник «Газели», 1819-1822 годы) и А. фон Платен в Германии, А. Мицкевич (цикл «Крымские сонеты», 1826) в Польше, В. Гюго (сборник «Восточные мотивы», 1829) во Франции. В конце XVIII – начале XIX веков появляются «восточные» повести в духе Вольтера: «Золотой прут» М. М. В жизни Востока Кузнецов воспринял лишь то, что соответствовало его представлениям об идеале гармонического бытия человека и природы. В «большом балете» появляется традиция включать «восточные танцы» в дивертисмент классические образцы – Арабский и Китайский танцы в балете «Щелкунчик» П. И.
Лермонтова: поэмы «Черкесы», «Кавказский пленник» (обе 1828), «Измаил-Бей» (1832), «Аул Бастунджи» (1833 – 34), «Хаджи Абрек» (1835), «Демон» (1829-1839 годы) проза – «Ашик-Кериб (Турецкая сказка)» (1837). Цвет у него все в большей степени приобретает символический характер, становится «знаком» того или иного предмета, но именно предмета имеющего определенную форму и объем и существующего в пространстве, которое, однако играет роль второстепенную. Декана, Ж. Л. Как правило, живопись древнего Китая отличается использованием бамбукового волокна, а также растительных или тканевых материалов. Традиционная живопись Поднебесной представлена определенными жанрами, это «цветы и птицы», анималистика, «горы и вода», портрет. африканские страны западнее Египта, для арабского мира — Запад, по определению). Уникальным явлением предстаёт ориентализм в России, географически исторически и этнографически сочетающей многие культурные традиции в своём общем, едином развитии, что выражается в тех или иных интегрированных или самостоятельных их проявлениях: от лингвистики — до архитектуры. Существуют свои стилистические особенности, до сих пор присутствующие в виде различных проявлений в искусстве Испании, чему причиной известный период в истории этой страны. Одним из примеров ориентализма могут быть направления в живописи с использованием тематики, символики, мотивов, скажем, Ближнего Востока или Китая (шинуазри).
Если учесть, что и Орловский промышлял порнографией (в частности, порнографическими карикатурами), можно предположить, что восточная тематика находится на самом нижнем уровне массовой культуры, о чем свидетельствует и качество исполнения – как в случае с Орловским, так и в случае с Роулендсом. Утро» (1916). Применим ли к ориенталистским картинам термин «критический реализм». Именно вот таким образом, особенно в начале творческого пути, Сарьян развивался в русле современного ему европейского (русского) искусства, лишь постепенно обретая свое неповторимо-индивидуальное лицо художника восточного, причем, хорошо различимые отзвуки полученного воспитания и тогда порой ощущаются в своеобразии его эстетического мышления. В произведениях Сарьяна 1907-1909 годов тяготение к декоративности и ориентализму сказывается преимущественно в его фантастической, сказочной интерпретации Востока. Гелетта и др.
Лучшие работы этих мастеров послужили увековечиванию Востока и вдохновили следующее поколение русских живописцев на постижение красот, опасностей, тайн и приключений на недавно завоеванных Россией территориях. К подобным работам относится и возвращенная картина «Бассейн в гареме», а также самая дорогая из проданных на аукционе работа Жерома – «Большой бассейн в Бурсе» (или в Бусре, как назвал работу сам художник использовав древнее название города). Подолинский, А. И. Пиранези, Ю. Робера, Э. Л. Сама постановка вопроса о наличии некоторых глубинных связей древнерусского и восточного искусства представляется вполне правомочной.
«Восточность» для России это не только экзотика, неизвестность, древность и сказочность, но и часть её собственной истории, культуры и искусства. Этому натюрморту присуща, прежде всего, свойственная именно Павлу Кузнецову поэтичность восприятия цвета и линий, слагающихся в прихотливый восточный узор. Одним из самых замечательных натюрмортов Кузнецова на восточный сюжет (на этот раз относительный) является его «Натюрморт. Так, орхидея олицетворяла весну, слива – зиму, бамбук – лето, а хризантема – осень.
Гро, Э. Делакруа, Т. Жерико, А. Л. К ориентализму, благодаря этнографическим реалиям относят и следование североафриканским образцам (Магриб, к которому принадлежат все североафриканские страны западнее Египта, для арабского мира – Запад, по определению). Эта этнография носит одновременно и исследовательский и развлекательный характер (девушки в национальных костюмах у Глейра выглядят довольно легкомысленно) в этом тоже есть некая переходность, от науки (пусть во многих случаях дилетантской) к массовой культуре ориентализма. Толстого идеями буддизма. Есенина, В. Хлебникова и др.
Чуть позже в эту традицию включаются и профессионалы – профессиональные люди искусства, а не профессиональные путешественники, как в случае с Робертом Кером Портером: отчасти архитекторы, отчасти художники (например, Шарль Глейр). В искусственном озере, результате ежегодного разлива, отражается пустыня. Они отнюдь не представляют собой некую «школу». ориентализм саид ориентализм эдвард саид ориентализм ориентализм живопись.
К ориентализму благодаря этнографическим реалиям относят и следование североафриканским образцам (Магриб, к которому принадлежат все североафриканские страны западнее Египта, для арабского мира — Запад, по определению). Самый известный среди них – Жан-Леон Жером. В 1716 году впервые на русском языке вышел полный текст Корана (с французского перевода 1647 года) тот же французский источник – в основе перевода Корана, выполненного М. И.
Одним из примеров ориентализма могут быть направления в живописи с использованием тематики, символики, мотивов, скажем, Ближнего Востока или Китая (шинуазри). Я заново открываю путь на Восток и по этому пути, уверена, за мной пойдут многие. Наполеон Бонапарт грезил покорением мира, воодушевляя воинов на новые и новые походы. Бестужева «Утбалла» (1837), «Джеллаледин» (1838) Е. А. Пушкина «Кавказский пленник» (1822) и «Бахчисарайский фонтан» (1824).
Рамо, оркестровая сюита «Народы» Г. Ф. Термин «ориентализм» используется с начала XIX века для обозначения жанра живописи, родившегося во Франции и ориентированного в основном на отображение ближневосточных и североафриканских сюжетов. Изображение человека, как правило, теряется на фоне грандиозных ландшафтов, это символизирует беспомощность людей перед силами природы (в отличие от европейской традиции, которая сосредотачивалась на внутреннем мире человека).
Например, Дэвид Робертс, объехавший в 1838 и 1839 годах Египет, Сирию и Палестину, создал несколько десятков рисунков и акварелей (позднее по ним были сделаны литографии изданные несколькими альбомами). Увлечение Востоком ярко проявилось и в декоративно-прикладном искусстве: в частности, в моду входят новые формы мебели (оттоманка, кушетка), курильницы, элементы костюма (халат, тюрбан как женский головной убор и феска как мужской). Главным образом это гигантские колоннады египетских храмов (в Сирии и Ливане – развалины Петры, Пальмиры, Баальбека) с крошечными фигурками чисто стаффажного характера.
Что касается современной художественной культуры Запада, то все в ней, так или иначе, объявляется «производным». Мы призваны просветить эти народы с помощью религии и науки» 2. В отличие от других направлений в искусстве, ориентализм связан не только с европейской историей при рассмотрении этого явления нельзя не учитывать такие факторы, как международная политика история «иного» народа, незнакомая европейцу религия и просто другие, непонятные люди со своими традициями и жизненными понятиями и ценностями. Ориентализм — определённая тенденция в проявлениях той или иной культурной традиции (литература, живопись исторические и этнографические концепции и т. д. ), опирающаяся по ряду признаков на экзотические по отношению к самой этой традиции особенности, свойственные восточному мировоззрению в тех или иных его формах. Если даже учесть и романтическую увлеченность и темперамент автора, нарочитую тенденциозность и полемический задор, то и в этом случае надо будет отметить, что приведенные высказывания не носят импульсивного характера и не объясняются экстравагантностью эстетических воззрений. Он получил развитие в работах художников Великобритании и других европейских стран.
Основу коллекции османских портретов составили копии, заказанные Джовио с комплекта одиннадцати миниатюр портретов османских султанов, выполненных турецким художником Нигари (Реис Хайдар) и подаренных адмиралом Барбароссой графу Орсини в 1543 году. Выставка в Гронингене прослеживает развитие ориенталистского движения от самых его истоков, берущих начало в богатой событиями истории взаимоотношений с Востоком (обращает на себя внимание великолепный реализм Василия Смирнова и исторические аллегории Николая Шустова), до личного опыта службы на южных границах Российской империи Христиана Гейслера, Николая Каразина, Василия Поленова, Василия Верещагина, Ивана Казакова и Михаила Белаевского. Шишков, А. И. «Восточный» колорит связывался с использованием ограниченного круга «экзотических» средств (развёртывание мелодии на фоне бурдона, отбивание ритма большим барабаном, «неправильная» гармония и др. ), которые, однако, почти не отличались от любой другой локальной характерности (французский танец мюзет у Ф. Куперена, полонез у И. С. Он шёл на Восток не за экзотикой, а в поисках корней. Над их завершением художник работал 20 лет.
В отличие от Западной Европы, для которой Восток был далёкой экзотикой, Россия, осознававшая себя связующим звеном между Востоком и Западом, страной евро-азиатской, остановившей татар «на самом краю Европы» (А. С. На этом сходство не заканчивается. в русском искусстве – у мастеров «Мира искусства» (прежде всего в оформлении спектаклей на «восточные» сюжеты»), также в книжной графике (например иллюстрации М. А.
К Ориентализму в архитектуре XIX века относят постройки с использованием мотивов ближневосточного (также и индийского) зодчества (например, Королевский павильон в Брайтоне, 1815-1823 годы, архитектор Дж. К протоориентализму (или даже квазиориентализму) – в высоком искусстве, Grand Art – стоит отнести и одалисок Энгра: на самом деле это обычные ню, принадлежащие каждый раз к разным стилистическим контекстам и связанные с Востоком только названиями.
Иногда ориентализм сравнивают с экзотикой. Благодаря своему необычайно долгому существованию русский ориентализм прошел через множество периодов их можно анализировать с точки зрения географии, политики, тематики, стиля идеологии, этнической и национальной принадлежности. Жомара (тома 1-20, 1809-1822 годы). Работы XV, XVI и XVII веков – это картины с «восточными» мотивами, работы на библейские сюжеты, а также работы портретного и исторического жанра.
Сказки татарские» (1712) и «Китайские сказки» (1725) Т. С. Как следует понимать «завоевание Востока» на фоне духовного и художественнического паломничества в Святую Землю.
Дуровой. Не менее характерно и следующее ее утверждение: «. И хотя местные различия – курьезные детали (какие-нибудь голые икры полицейских) – тоже интересны зрителю, общая логика законов жанра, в данном случае жанра анекдота, включающего в себя представления о человеке, обществе, жизни в целом, важнее. В XX веке культура Индии и Китая оказала глубокое воздействие на творчество Г. Гессе Китай сыграл важную роль в творчестве Э. Паунда театр Востока имел определяющее влияние на формирование эстетической концепции А. Арто (статья «О балийском театре», 1931). Брауна в Великобритании, В. В.
В Европе стали очень популярны маскарады на восточные темы. История появления тех или иных жанров в ориентализме (бытовой исторический жанр портрета ориенталистский пейзаж, в разных его модификациях, в том числе архитектурный и морской работы на библейские сюжеты картины, в которых подчеркнуто экзотическое начало) напрямую зависит от появления сюжетов интересовавших художников в разное время. И, сама эпоха подсказывала, что этими «исключительными обстоятельствами» могут служить страны Востока, волшебный Сезам, неизведанный и полный сокровищ.
Иванова, С. А. «Восточные» поэмы Байрона послужили образцом для «южных» поэм А. С. Ханта, Ф. М. Вкратце суммировать суть его исследования можно одной фразой из книги: «Восток (ориентализм) – это почти всецело европейское изобретение, со времен античности он был вместилищем романтики, экзотических существ, мучительных и чарующих воспоминаний и ландшафтов, поразительных переживаний». Ориентализм — определённая тенденция в проявлениях той или иной культурной традиции (литература, живопись исторические и этнографические концепции и т. д. ), опирающаяся по ряду признаков на экзотические относительно самой этой традиции особенности, свойственные восточному мировоззрению в тех или иных его формах. Китайская национальная живопись – это абсолютно уникальное явление, которое европейцу зачастую понять довольно сложно.
В этом смысле его живопись уникальна для современного ему Востока. Особое внимание китайская живопись уделяет деревьям, животным, цветам. Монтескьё (1721), философско-сатирические «восточные» повести Вольтера: «Мир как он есть или Видение Бабука», «Задиг или Судьба» (обе 1748), «Принцесса Вавилонская» (1768). В XX веке ориентальные мотивы продолжают использоваться в архитектуре (например, у некоторых мастеров модерна и ар деко) и в изобразительном искусстве – у А. Матисса, П. Клее, А. Марке и др. Бернарден де Сен-Пьер (повесть «Индийская хижина», 1791).
Меланхолия здесь рождается чаще всего общей безлюдностью, масштабом какой-то дочеловеческой архитектуры (как будто порожденной легендарной цивилизацией пришельцев или атлантов), бледной, почти монохромной акварелью, как будто тоже обесцвеченной временем. Картина поражает своим ярким колоритом и в первую очередь множеством оттенков голубого и синего – основных цветов турецких керамических плиток «изник». С искусством Востока ассоциируются представления о «подъеме и расцвете искусства вообще».
Соловьёв (стихотворение «Ex oriente lux», 1890 и др. ) свою роль сыграло и увлечение Л. Н. Кроме того, стиль восточных сюжетов Верне отличается эффектностью – какой-то особенной резкостью контуров и тщательностью отделки деталей, яркостью локального цвета, контрастностью тона хороший пример – Охота на львов (1836). Ориентализм – определённая тенденция в проявлениях той или иной культурной традиции (литература, живопись исторические и этнографические концепции и т. д. ), опирающаяся по ряду признаков на экзотические относительно самой этой традиции особенности, свойственные восточному мировоззрению в тех или иных его формах. Отчасти альбомные рисунки – это продолжение традиции туристического дилетантизма второй половины XVIII века, с включением Востока (Палестины и Египта) в Grand Tour интереса к старине (пока еще не экзотике, поскольку в основе этого интереса – Античность, древность в целом) с оттенком сентиментализма, со вздохом об утраченном величии. Интересно, что именно она публикуется на обложке издания Саида «Ориентализм». В странах ислама золотой век искусства пришёлся на средневековье в начале ХХ века современных переосмыслений старинных традиций здесь не было вообще.
Хотя у них есть существенное различие: этнографическое искусство воплощает многовековые принципы построения изображения и определённой стилистики, например традиционная японская живопись, а ориентализм подчиняется классической (иногда говорят европейской) стилистике. Однако его внимание опять привлекает задача передать пространство, пластически ощущаемое. Воды реки не показаны собственно «водными» цветами – синим, голубым, зеленоватым. В опубликованной в 1868 году в Gazette des Beaux-Arts статье критик Эмиль Галишон охарактеризовал его как художника-этнографа и назвал его работы «подарками наблюдения».
По-видимому, анекдотизм и комизм сюжета для европейского зрителя заключается в специфике восточных нравов – в беге пешей свиты за конным начальником, в контрасте неподвижной важности и суетливой торопливости оттенок карикатурности есть и в стиле Декана, в забавном характере пропорций (больших головах), в подчеркнутой экспрессии бега. Конечно, категория Другого как идеологический конструкт, присутствующий в качестве одного из пунктов обвинения в любой критике ориентализма, существует сейчас и существовала в XIX веке, но в рамках общей системы противопоставлений, бинарных оппозиций, характерной для европейской культуры (и для культуры вообще).
И если происхождение самой европейской геральдики раньше в той или иной степени всегда связывалось с Востоком, обуславливалось рядом факторов влияния, связанных с крестовыми походами и спецификой средиземноморской политики разных периодов, мореплавания, — то в настоящее время не только ставится под сомнение, но и отрицается вообще однако такое влияние очевидно— оно неоспоримо представлено не только значительной частью элементов гербов, — в эмблематике и символике, но, в ряде случаев, — стилистической направленностью герботворчества как такового, его изначальной иероглифической сущностью, оно самоочевидно присутствует в истоках терминологии блазонирования. Результатом путешествия явился целый ряд произведений, по самим своим сюжетам непосредственно связанных с впечатлениями художника от поездок. Заметный след во французской ориенталистике оставило «Путешествие на Восток» (1851) Ж. де Нерваля.
В 1818 году состоялось открытие восточных кафедр в Главном педагогическом институте в 1825 году стал выходить журнал «Азиатский вестник». Именно на эти вопросы пытается дать ответы выставка в Гронингенском музее. Картина «Египетские пирамиды на восходе» (1895) – одна из поздних работ Жерома, долгое время считавшаяся утерянной. Гумилёва, В. И. Даже материалы для создания картин разительно отличаются от традиционного холста, акварели или масла – как правило, это шелк, тонкая бумага из бамбукового волокна (на ней писались картины-свитки, хранившиеся в изящных ларцах), минеральные или растительные краски. Телемана и др. ).
В XVIII веке в Стамбуле в разное время работали такие художники как Жан-Батист Ванмур (1671 – 1737), Жан Этьен Лиотар (1702 – 1789, Антуан де Фавре (1747 – 1821), Жан-Франсуа Дюшато (XVIII век), Антуан Меллинг (1763 – 1831), Фрэнсис Смит (XVIII век), Фердинандо Тониоли (XIII век) и другие. Врубеля к произведениям М. Ю. В 1918 году картину передали в музей Эрмитаж, в 1930 году она была продана на Запад. Смотри также «Янычарская музыка».