Материал: Портрет В. Серова, репродукции картин В. Серова «Девочка с персиками», «Стог сена», «Баба в телеге», «Октябрь. Картина Валентина Серова Октябрь.
На уроки по наукам ему надо было ходить почти от Девичьего поля (Зубово) к Каменному мосту на Замоскворечье. Отец умел к тому же рисовать, даже мечтал когда-то стать живописцем. Картина вся овеяна безмятежной радостью весенней поры в жизни человека. Но главным для художника на протяжении всей жизни оставался портрет. Серов купил усадьбу у Дервиза. В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова. В Девочке с персиками изображена дочь С. И. Мамонтова – Вера.
Весной были написаны также портреты М. А. Морозова, А. П. Лангового и И. С. Остроухова. Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму». 1897 год— в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой— матери С. Т. Морозова. Для молодого художника – это было настоящей удачей, которую подарила ему судьба. Репин не стал «натаскивать» мальчика, дрессировать его на академический лад.
Вот дело, которое дороже всех на свете. Валентин Серов вышел из состава Академии художеств, президентом которой был Владимир Александрович. В настоящее время его картины экспонируются в самых известных музеях России и зарубежья. 1890 год— начал давать частные уроки рисования: с конца предыдущего года— Володе фон Мекк— сыну В. К. фон Мекк, затем дочери титулярного советника Надежде Трембовельской.
Серов работал над портретом почти три месяца. Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году»13. В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей. Говоря о таком художнике, не хочется играть словами, но, право же, мне всегда чудилось что-то «нарочное» в самом звучании его фамилии, будто именно ему на роду написано было открыть невиданную свежесть дивных серых тонов: то жемчужных, то розоватых, то сизо-лиловых, прохладных и теплых, как бы впитавших в себя понемногу от всех красок жизни. И все-таки, если бы мне предложили в самых кратких словах сказать о самом отличительном свойстве живописи Серова, я рискнул бы ответить: «Наибольшая выразительность при наименьшей затрате изобразительных средств». В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III.
В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой8, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения9. Он был сыном известного русского композитора, крупного теоретика музыки, автора опер «Рогнеда», «Юдифь» и «Вражья сила», в чьем доме всегда полно бывало музыкантов, художников, певцов. По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный»7 и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся). Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем— я отказался». В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку. Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет.
Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»). Чем ярче индивидуальность художника, чем глубже его талант, тем отчетливее «просвечивает» в картине его личность и тем определеннее — с первого взгляда — мы узнаем его произведения. Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. Серов рано лишился отца. В это же время от Н. И. Кутепова Серову поступило предложение иллюстрировать книгу «», два тома которой уже были изданы. Глядя на его холсты, наслаждаешься необыкновенной легкостью письма.
В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве. В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию. Что поезд.
1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы. С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице— они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву— в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком). Его творчество было замечено благодарным зрителем и критиками. Это место подарило ему вдохновение для множества замечательных пейзажей и портретов. Был написан портрет императора Николая II. В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву. Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности.
1899 год— в начале года работы Серова, два портрета и несколько пейзажей, показывались на первой выставке объединения «Мир искусства». «Может показаться странным, – писал Игорь Грабарь, – что именно Репин направил Серова в академию, в ту самую дореформенную старую академию, против которой он десять лет спустя начал вместе с А. И. Куинджи и И. И. Толстым ожесточенный поход. » Но, посылая в академию Серова, Репин не скрывал от него всех ее недостатков. По рекомендации Репина стал посещать рисовальную школу Николая Ивановича Мурашко.
Так Серов оказался учеником художественной студии Савелия Яковлевича Шлейфера. На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3.
1894 год— был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок. Любил он и её подвижность лица и её грацию» А. Н. Бенуа отметил, что «в последнем из своих больших портретов, в портрете княгини Юсуповой, Серов встал вровень с величайшими мастерами женской красоты». за этюд с натуры». в зеркале у края холста).
В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи18. На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках— в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене. Но его «злость» вовсе не была злостью в житейском смысле этого слова. И. Е. Репин рекомендовал подающего надежды живописца к обучению в Академию Санкт-Петербурга. Домотканово. Они настолько сблизились, что Валентин часто даже жил в их семье.
Родился сын Георгий. Свет добра озаряет серовские картины, он разлит в воздухе, овевающем смуглое и зарумянившееся, как персик, лицо девочки в розовой блузке он трепещет теплыми пятнами на лице «Девушки, освещенной солнцем», он отражен в ее взгляде, чуть грустном и полном доброжелательного внимания к жизни.
То была беспощадность правды и недаром о Серове говорили, что у него «опасно писаться», — это действительно было опасно для тех, кто хотел бы скрыть свое истинное лицо за шелками и кружевами, за блеском золотого шитья, за величественностью позы или мнимо значительным выражением. Летом вместе с матерью посетил Вагнеровский фестиваль в Байрейте. В связи с выполнением заказного портрета Александра III выезжал в Данию. Портреты И. Е. Репина, К. А. Коровина, И. И. Левитана, Н. С. Лескова, А. М. Горького, А. П. Чехова, Н. А. Римского-Корсакова, Ф. И. Шаляпина, М. Н. Ермоловой, В. И. Качалова, К. С. Станиславского, Т. П. Карсавиной — в ряду высших достижений русского портретного искусства конца XIX — начала XX в. Один из самых необычных портретов «Портрет Иды Рубинштейн» (1910) Серова был написан в Париже, незадолго до его смерти.
Она верила в Репина и не ошиблась. Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора.
Поэзия юности, выраженная поэзией света и цвета, – вот, в сущности, тема картины. В 1878 году вновь вынужденно уехал с родителями в Ахтырку, но из-за начавшейся эпидемии дифтерита мать с ним и младшим сыном уехала в Москву, где Валентин был определен в третий класс московской прогимназии, В Москве возобновились занятия с Репиным, который жил в то время в Хамовниках. 1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г. Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ.
Но мало кто знает, сколько труда вкладывал этот художник в каждый сантиметр своих полотен. Владимир Александрович Серов родился в селе Эммаус 21 июля 1910 года в доме своего деда по материнской линии Ильи Тимофеевича Успенского. Те ученики, которым удавалось одолеть нелегкую чистяковскую систему, прощали впоследствии своему учителю его насмешливость, его жестокие подчас выходки и сохраняли на всю жизнь светлое воспоминание о «тесной, душной и фантастически пыльной мастерской мудрого академического кобольда». Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая.
С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й)— с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова. Серовскими портретами их смелой и сочной живописью можно любоваться бесконечно. Очень достоверно передана обстановка комнаты.
«Он был слишком правдив, чтобы не чувствовать отвращения ко всякой фальши и ходульности», — говорил о Серове Грабарь. Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова11. Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления». Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату.
Репин не то чтобы помог, он практически заменил мальчику рано ушедшего отца. Еле уловимая полуулыбка делает особенно привлекательным её смуглое и нежное лицо с быстрым взглядом живых карих глаз. Глядя на эти картины, я испытываю то же отрадное чувство, какое наполняет меня, когда я вспоминаю чеховскую Мисюсь из «Дома с мезонином». В конце года последовали заказы портретов от царствующей династии Романовых. От нее веет здоровьем, безмятежностью.
Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве. После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов. и он долго-долго засиживался над лоскутком бумаги, перетирая его до дыр, переходя на свежие листки, но неуклонно преследуя композицию своей картины. 1896 год— В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. Условно изображены крестьянские постройки на заднем плане, полуразваленные.
Васнецову, продолжил писать портреты: С. Ю. Витте, С. П. Дягилева, Ф. И. Шаляпина, Я. Г. Круселя, Г. Л. Гиршман. Я не знаю, как лучше описать это чувство оно похоже на счастье. Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома». И никто ещё из русских художников, даже самых прославленных, не передавал этой поэзии юности с такой пленительной свежестью, с таким изящным, тонким мастерством. С 1900 по 1904 годы Серов плодотворно сотрудничал с объединением «Мир искусства».
Они вместе путешествовали по России, писали картины и этюды. 1886 год— в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов. В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства. В заключение Чистяков рекомендовал бросить пока и думать о живописи и ограничиться одним рисованием, да притом не с живой натуры, которой ему все равно не осилить и даже не с гипсов, а «с азов».
Интерес к искусству, по воспоминаниям художника, у него не угасал никогда. 1892 год— после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй— Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям. Он бросал перед ним на табуретку карандаш и говорил: «Нарисуйте вот карандашик, оно не легче натурщика будет, а пользы от него много больше. » На следующий вечер снова являлся Чистяков, в течение десяти минут ухитрявшийся доказать «новенькому» воочию, что он не умеет нарисовать и простого карандаша. Что глаз человека «воспитан» прежними поколениями художников и с течением времени все свободнее читает язык живописи, наслаждаясь и красотой густого, сочного, не заглаженного мазка и тем, как скупо, одним смелым и точным ударом кисти передано живое мерцание взгляда и тем, как бесконечно разнообразны могут быть оттенки даже такого, казалось бы, будничного цвета, как серый.
В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей. потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов. Какие там дела. В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене6. Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь».
«Мучительный для многих выбор профессии был определён мною очень рано, – вспоминал Серов, – и иной мечты, кроме мечты стать художником, у меня не было». В феврале родилась дочь Ольга. Что пароход. К приходу поезда подавалась карета с конной парой, с кучером и лакеем в ливреях.
Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится. Царь позировал во дворце в Царском Селе, куда художник ездил из Петербурга. 1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина. Этим подчеркнута значительность личности Петра. Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках. Также по просьбе Владимира Дервиза, написал портрет его отца, члена Государственного Совета Д. Г. Дервиза. Этим подчеркнута значительность личности Петра.
На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888). Это наполняет картину теплом домашнего уюта. Репин так говорил про Тошу Серова: «я любовался зарождающимся Геркулесом в искусстве» («Геркулесу» было всего 10 лет), а потом: «Ну, Антон, пора поступать в Академию». Тот разительный контраст, та пропасть, что разделяла «верх» и «низ» русской жизни, — не выразилось ли все это в простых «портретах» родной природы. Изображенная крупными мазками пожухлая осенняя трава гармонирует с серым нависшим небом. К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ).
в зеркале у края холста). Художник Репин продолжал заниматься с Серовым и в Москве. Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом.
Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых. Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил. Мать, пианистка, страстно преданная музыке, увезла сына за границу (в Мюнхен, а затем в Париж), где он рос без сверстников, без шумных детских игр, без тепла, отчего дома, – рос, забывая родной язык. Если бы Серов не написал ни одного, портрета, он с не меньшим правом мог бы перейти в историю как «крестьянский Серов» : так много лет, сил, любви и таланта отдал он изображению русской деревни и крестьянского быта.
Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых— Александр. Он с детства дышал воздухом искусства и рано потянулся к карандашу и кисти. После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года. Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса. Это «влеченье, род недуга» началось в Абрамцеве в тринадцатилетнем возрасте, там же оно развивалось, окрепло в юношеские годы и выковалось в своеобразный серовский стиль в Домотканове после женитьбы. Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г.
Вначале Серов шел ощупью, немножко из подражания Репину, работавшему в Абрамцеве над сугубо крестьянскими темами – «Проводы новобранца», «Крестный ход», - но уже и там у него были свои собственные темы и свой серовский подход к крестьянскому быту. 1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи. Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора. Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках. Но цели своей он добился: они кажутся написанными по первому впечатлению, без труда и творческих мучений.
Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом». Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых. 1888 год— в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков. Так же преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Природа – вот что именно вдохновляло Валентина Серова в этом месте.
Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось. Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова». После этого была Девушка, освещённая солнцем и другие. Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап.
Репин не только оценил дарование мальчика. Оригинальность, свежесть, лёгкость и воздушность его живописи тут же зацепили их своей непринуждённостью и глубокой философией, чувственностью.
Крошечная фигурка мальчика-пастушка в отцовском картузе как бы держит композицию картины. «Нет, – говорил он ему, – карандашик-то для вас еще трудненек, надо что-нибудь попроще поставить». Домотканово сыграло большую роль в творчестве Серова.
1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств. 1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин). Чем же так покоряют нас эти два бесхитростных портрета. Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино15. Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми.
Валентин Александрович Серов родился в Петербурге в 1865 году. Сам Серов говорил о себе: «Я — злой». Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). Репин вспоминал: «Первую свою картину он начал в Москве, живя у меня в 1878—1879 году. Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым.