Интерьерная картина Ватто Антуан Общество в парке, 2420 см, на бумаге.
Из записок Жерсена известно, что первую из своих батальных сцен «Выступление войск» Ватто писал не на заказ и решил продать её, чтобы ехать в Валансьен не с пустыми руками. Пусть мир и согласие, достигнутые в искусстве, установятся между людьми. Становление Ватто как художника относится к 26 годам, а расцвет творчества – к 32-м. И это резко противопоставляет Жиля остальным персонажам.
Около 1704 года Ватто обрел первых покровителей в лице Пьера Мариэтта (1630—1716) и его сына Жана, граверов и коллекционеров, владельцев крупной фирмы, торговавшей гравюрами и картинами. Как правило, он пользовался сангиной и сочетал её со свинцовым или итальянским карандашом (черным мелом), что позволяло и в рисунке добиться живописных эффектов (сангина дает теплый тон, а карандаш— холодный) и особо трепетной фактуры в сочетаниях тонкой силуэтной линии и подчеркнуто рельефной растушевки. В книге «Искусство XVIII века» Братья Гонкур писали о художнике: «Ватто – великий поэт восемнадцатого века. Позднее Патер говорил, что всем лучшим, чему он в жизни научился, он обязан именно этим немногим драгоценным урокам, продолжавшимся около месяца35. 2. Жиль стоит на переднем плане в забавном костюме.
На втором плане картины пышный ковер из травы и лесных цветов, сочно-зеленые кроны деревьев и прозрачный солнечный свет. 7. О происхождении матери художника— Мишель Ларденуа (1653—1727), сведений не сохранилось. С развитием стиля рококо во французской живописи связано творчество Франсуа Буше.
Ему посвятит стихотворение Т. Готье. Остальные картины на стенах представляют натюрморты, пейзажи, мифологические сцены. Произведения Ватто уже привлекли внимание любителей искусства. Второй вариант «Паломничества на остров Киферу», «Вывеска лавки Жерсена» и немало других картин Ватто были приобретены для художественного собрания короля Пруссии Фридриха Великого, большого почитателя его искусства.
В начале 1721 года Ватто был ещё на ногах: переехавшая недавно в Париж по приглашению Пьера Кроз художница Розальба Каррьера отмечала в дневнике, что 9 февраля была у Ватто «с ответным визитом». Искусство быть приятным в обществе запечатлел художник на упомянутом выше произведении. Такой широкий успех следует отнести к тому, что художник иначе посмотрел на «галантные сцены», которые к этому времени были известны. При этом у Ватто было немаловажное преимущество: академики не стали давать ему конкретный сюжет (что было обычным правилом для вступающих), а оставили выбор на усмотрение художника.
1710. Но у Буше исчезло ощущение неустойчивости изменчивости ситуации, которое составляло смысл произведений Ватто. Это последний шедевр, который Ватто писал холодеющими пальцами. На левой стороне полотна стоит кавалер с интересом разглядывающий статую обнаженной нимфы.
Воздействие Рубенса на «галантные празднества» Ватто весьма значительно и прежде всего проявляется в том живописном подходе, который охарактеризовал В. Н. Лазарев, описывая эскизы Рубенса: «Художнику достаточно двух-трех едва заметных прикосновений кисти к поверхности загрунтованного холста, чтобы вызвать из небытия нужную форму. Он вкладывал в них глубину, которая позже была недоступна его последователям. Картины Ватто Антуан-Жан писал не просто как праздник искусств и любви.
Виртуозно расставленные цветовые акценты сообщают действию особое внутреннее напряжение, лишают его устойчивости, заставляя зрителя понять, что радость длится лишь миг, а герои живут искусственными иллюзорными чувствами. Здоровье Ватто ухудшалось. «Посмертная судьба» Ватто была переменчива.
13. (Когда её купили, то разрезали пополам. В 1707 или 1708 году Ватто, у которого довольно рано стал проявляться ранимый и неуживчивый характер, ушел от Жилло и перешел в ученики и помощники к известному художнику-декоратору Клоду Одрану (1658—1734), хранителю художественной коллекции Люксембургского дворца.
3, владелец которой организовал серийное изготовление дешевых копий картин в «простонародном вкусе» для оптовых покупателей6. Вокруг тихая провинциальная площадь, тесно заставленная машинами легкая пыль лежит на их крышах и такая же пыль— на плечах и завитых локонах бронзового живописца. 16. Как и не волнуют их остальные персонажи второго плана. Главный персонаж произведения — Жиль, французский вариант Пьеро (героя итальянской комедии масок), — неудачник, существо неуклюжее, наивное, будто специально созданное для насмешливой жалости.
В 1712 году Ватто предпринял попытку вступления в Королевскую академию художеств и, по свидетельству Жерсена, Лафосс способствовал принятию его в число «причисленных»комм. Когда мы смотрим на картину Весов Ватто «Общество в парке», мы видим, как люди образуют общество, как мелодии сплетаются в гармонию. У этих и последующих картин серии нет единой сквозной фабулы, «это разные вариации одной и той же темы, объединенные, пожалуй, лишь отсутствием собственно военного сюжета— никто не стреляет, не бежит в атаку и не размахивает саблями»14. Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи». Собрание его рисунков свидетельствует о том, что, обладая исключительной наблюдательностью, он искал в натурной форме разнообразных оттенков содержания и в бесконечных вариациях поз, движений, жестов довел свою технику до виртуозности. При посредничестве Сируакомм. ГМИИ им.
Центральное место здесь занимал знаменитый цикл из 24 монументальных полотен Рубенса «Жизнь Марии Медичи». В той же поэтической манере «галантных сцен» исполнил Жан-Антуан Ватто картины с названиями: «Затруднительное положение» и «Капризница» (ГЭ), «Урок любви», «Вид между деревьями», «Общество в парке», «Любовная песня», Венецианский праздник». Де Ларок (1672—1744), литератор и будущий редактор «Французского Меркурия»15 вскоре становится одним из близких друзей художника. Перед ним — зрители, позади — актёры, но он абсолютно одинок.
Нелепая поза делает его фигуру мешковатой и скованной. Фигура Жиля дана художником с низкой точки зрения (он словно смотрел на свою модель снизу вверх). Она надула губки и уже подбирает пышную юбку. 11.
В доме Кроз Ватто жил по соседству с академиком живописи Шарлем де Лафоссом, которому банкир также оказывал покровительство и с которым молодого художника связывали добрые отношения. Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи». Однако, в конце XVIII— первой трети XIX века в эпоху Давида и Энгра Ватто был почти забыт. Загадку для исследователей составляет, возвращение это с острова или отплытие на него.
Остроумно, тонко показаны персонажи и их пристрастия: здесь можно увидеть и глупое поклонение пустой, но модной живописи и трепетное восхищение подлинными шедеврами.
Они кажутся сном и мечтой поэта В этом и заключается секрет рококо – искусства об искусстве искусства, заменяющего жизнь. Как отметил Освальд Шпенглер, Ватто относится к сфере Баха и Куперена. При этом у него развивается серьезная болезнь, туберкулезкомм.
Мы также видим даму в жёлтом платье, но уже сидящую рядом с кавалером играющем на гитаре.
С раннего детства он пристрастился к рисованию и отец отдал его в ученики местному живописцу Жаку-Альберу Жерену (1640—1702), мастеру незначительного дарования. Ватто колоссальное значение придавал цветовой гамме, точности цветового разрешения. Антуан-Жан вызывал у них восторг. 9. Здесь же происходит знакомство с местным сорокалетним скульптором Антуаном Патером, для которого 25-летний Ватто уже был парижской знаменитостью и которого Патер просит стать покровителем для своего 15-летнего сына Жана-Баттиста, начинающего живописца16.
Ватто написал картину-вывеску на двух отдельных и затем вставленных в единую раму холстах. Посетители рассматривают полотна, антикварные изделия, делают покупки, беседуют с продавцами, Ватто удивительно точно и полно представил стили и художественные вкусы эпохи: в первой части картины изображены холодные, напыщенные классицистические произведения, во второй — игривые «галантные сцены» и жанровая живопись. Он покинул дом Жерсена. Праздник любви (1717), как и другие картины Ватто, содержит в себе богатую гамму эмоциональных оттенков, которым вторит лирическое звучание пейзажного фона. К этому времени талант и редкостное трудолюбие Ватто настолько отшлифовали его рисунок и живопись, что Одран, по словам Жерсена, оценивший «легкость и проворство кисти юного живописца, создал ему лучшие условия, в соответствии с той прибылью, которую он извлекал из его труда»4.
Около 1704 года Ватто обрел первых покровителей в лице Пьера Мариэтта (1630 – 1716) и его сына Жана, коллекционеров и граверов, владевших крупной фирмой, торговавшей картинами и гравюрами. Поэты XIX века откроют картины Ватто. Третья пара стоит. Центральное место здесь занимал знаменитый цикл из 24 монументальных полотен Рубенса «Жизнь Марии Медичи».
Им посвящены такие полотна, как «Отплытие на остров Киферу» (1717 г. ), «Общество в парке» (1717—1718 гг. ), «Затруднительное предложение» (1716 г. ) и др. 12, Ватто получил возможность общения с шедеврами его знаменитой коллекции и, по словам Жерсена, «жадно набросился на них и не знал иных радостей, как только без конца рассматривать и даже копировать рисунки великих мастеров»20. В книге «Искусство XVIII века»комм. Он кропотливо работал над каждым участком картины, создавая своеобразную мозаику мазков.
Дама оборачивается назад и с сожалением смотрит на место, где она была счастлива. Ее спутник вальяжно расположился за ее спиной и совсем не стремится уговорить ее остаться. Центр решен в розово-золотистых тонах, которые выделяются на фоне пышной парковой зелени. Несколько лет ученичества у Жилло сыграли важную роль в становлении Ватто. Актёр, «некстати» раскрывающий при свете рампы свои подлинные чувства, во многом близок самому живописцу. Три стены сверху донизу увешаны картинами разных размеров.
Высоко поднятые волосы открывают изящную шейку модели. Продолжателем колористических традиций Ватто стал Шарден, а Фрагонар дал жанру галантных сцен новое лицо, «не столь богатое оттенками чувств, как у Ватто, но более подвижное»41. 14, а доктору Миду достались «Итальянские актеры»комм. На картине же 1719 г., бесспорно, торжествует лето. В Валансьене он знакомится с Антуаном де Лароком, офицером эскадрона королевской конной жандармерии, долечивавшимся после тяжелого ранения.
В 1720 г., за год до смерти, Ватто создал большую картину, которая должна была служить вывеской антикварной лавки, — «Вывеска лавки Жерсена». Искусству ампира и академизма оказались чужды и жанр «галантных сцен» и утонченный колоризм камерной живописи Ватто. Среди картин коллекции Ватто также встречался с мифологическими пейзажами Пуссена, а выходя из дворца, попадал в почти всегда пустынный пейзаж паркакомм. Портрет его родственника, короля Испании Филиппа IV, висит высоко в левом углу.
В конце 1719 года он уезжает в Англию (по приглашению своего поклонника и подражателя Филиппа Мерсье) в надежде справиться с туберкулезом с помощью известного лондонского врача Ричарда Мида и берет с собой несколько картин. Его искусство впервые ощутило разлад мечты и реальности и вот таким образом оно отмечено печатью меланхолической грусти. И почти все дома в нём выстроены заново. В течение этих пяти лет он несколько раз просил отсрочки и был неоднократно вызываем в Академию «для дачи объяснений о причинах запоздания»22. Изысканность и рафинированность отличают «Паломничество», которое было создано в 1717 году. Жан-Антуан Ватто родился в провинции в бедной семье. Антуан был вторым из четырёх сыновей в семье.
Впрочем, зрителю дается возможность увидеть этот интерьер непосредственно с улицы, «сквозь стену»комм. В следующей паре нетерпеливый спутник подает руки даме, которая неподвижно сидит на земле. «Галантные сцены» Ватто поражают лёгкостью тонов, еле уловимой светотенью. В доме Сируа Ватто знакомится с его зятем Эдм-Франсуа Жерсеном (1694—1750), торговцем произведениями искусства, вскоре ставшим близким другом художника. Ватто принимал участие в выполнении декоративных заказов Одранакомм. Среди картин коллекции Ватто также встречался с мифологическими пейзажами Пуссена, а выходя из дворца, попадал в почти всегда пустынный пейзаж парка, начинавшийся с нарядных стриженых кустов, аллей и бассейнов и переходящий в запущенную густую рощу.
В тридцать три года Ватто становится популярнейшим живописцем Парижа. В этом заключается особенность Весов, которые находят истинную красоту в отношениях. Существенно бльшая по размерам, чем другие произведения мастера, «Вывеска лавки Жерсена» отличается от них ещё и тем, что действие в ней перенесено из пейзажа в интерьер. Антуан-Жан будет особо цениться Бодлером, Верленом.
«Галантные сцены» были для Ватто прекрасным спектаклем, перенесённым в реальную жизнь. Тонкие изысканные формы, лирически нежный колорит, очаровательная грациозность, даже жеманность движений, миловидные лица и мягкие улыбки персонажей в его работах порой напоминают «галантные сцены» Антуана Ватто. С другой стороны, основу стиля художника составляет тоска по исчезающей красоте. Современники не просто ценили картины Ватто. Здесь он вплотную столкнулся с тематикой, которая впоследствии стала одной из основ его творчества и получил возможность увидеть театральную жизнь изнутри10.
Пробыв в Валансьене менее года, Ватто возвращается с ученикомкомм. В жанровой галантной сцене «Капризница» ничто не отвлекает внимания от двух персонажей: молоденькой девушки и ее опытного в любви спутника. У ног ее спутника стоит собачка, которая олицетворяет верность. Между 1700 и 1702 годами Антуан Ватто против воли отца, тайно покидает Валансьен и, не имея никаких средств, пешком добирается до Парижа3.
А. С. Пушкина)13. К этому времени талант и редкостное трудолюбие Ватто настолько отшлифовали его рисунок и живопись, что Одран, по словам Жерсена, оценивший «легкость и проворство кисти юного живописца, создал ему лучшие условия, в соответствии с той прибылью, которую он извлекал из его труда».
Однако подлинные актёры на сцене интересовали его не меньше. Пройдет время и его работы будут надолго забыты. но вскоре вновь попросил о помощи— в Париже ему было трудно дышать. Герой смотрит на зрителя с щемящей грустью и какой-то странной серьёзностью.
Надо помнить, что уже через 4 года его жизнь оборвет болезнь. Ватто множество раз механически копировал одни и те же популярные картины (например «Старушку» Герарда Доу7), а все свободное время отдавал рисованию с натуры, что свидетельствовало о его исключительном трудолюбии. Вдохновленный живописью Ватто, композитор К. Дебюсси создал фортепианную пьесу по мотивам картины мастера «Паломничество на остров Киферу».
Весной Ватто стало хуже. Вновь интерес к произведениям Ватто пробудился во второй трети XIX века, но сперва не у художников, а у французских поэтов: образам Ватто посвящены стихотворения Готье «Ватто» (из сборника «Комедия смерти», 1838), Бодлера «Поездка на Киферу» (из сборника «Цветы Зла», 1857) и сборник Верлена «Галантные празднества» (1869). Пусть Вечный поможет нам быть в гармонии с другими людьми. Неожиданно для художника картина на военную тематику не только была успешно реализована, но и последовал заказ на следующую, её Ватто написал уже по приезде в Валансьен («Бивуак».
Но вовсе не это мешает встрече с Ватто. Несколько лет ученичества у Жилло сыграли важную роль в становлении Ватто. 20 Братья Гонкур писали о художнике: «Ватто— великий поэт восемнадцатого века.
Это работа с интерьером магазина, а не с природой. Так в XVIII в. писали парадные портреты. Предполагается, что картина «Жиль» (около 1720 г. ) должна была использоваться как вывеска комедийной труппы. Отец Антуана— Жан Филипп Ватто (1660—1720), потомственный кровельщик, выбившийся в подрядчики, отличался грубым нравом, за что не раз бывал под судом3.
rocaille — «раковина»). 18 июля 1721 года Антуан Ватто скончался в возрасте 36 лет. Одна из них, «Капризница», была куплена в Лондоне и долгое время служила украшением коллекции семьи Уолполовкомм.
Антуан Ватто, тонкий наблюдатель, сделал «галантные празднества» одной из главных тем своего творчества. Передняя стена «снята» художником и зритель видит, что происходит в бутике и также брусчатую парижскую мостовую. Это было последнее временное улучшение. В 1707 или 1708 году Антуан Ватто ушел от Жилло и перешел в ученики и помощники к известному художнику-декоратору Клоду Одрану (1658 – 1734), хранителю художественной коллекции Люксембургского дворца. Передний же план украшают дамы и кавалеры в пышных и роскошных нарядах. Внутренние стены антикварной лавки сплошь завешаны картинами, на переднем плане слева слуги укладывают в ящик портрет «покидающего сцену великого монарха»— недавно умершего Людовика XIV.
Художник постоянно посещал представления двух самых известных в Париже трупп — итальянской и французской комедии. В начале XVIII в. здесь появился новый стиль — рококо (от франц. 15. Он постоянно становится жертвой проделок ловкого Арлекина.