Он читал запоем Гёте и Фридриха Шиллера, оба начали писать об истории искусства и рассказ первого о Лаокооне ставший поводом для реакции Лессинга. Величайший художник немецкого ренессанса Альбрехт Дюрер, начал свою карьеру в качестве ученика ведущей мастерской в Нюрнберге. Вальтер Гропиус (р. Еще в меньшей степени это может быть обнаружено в других формалистических направлениях в искусстве Германии этих лет (дадаизм, местные варианты кубизма и абстракционизма), принесших глубокий ущерб развитию искусства.
Как и другие члены «Братства Святого Луки», Овербек приезжает в Рим, окончив Академию художеств в Вене. В конце столетия и в особенности на грани века немецкая гравюра и офорт, так же как и литография из техник репродукционных превращаются в важнейшую самостоятельную отрасль искусства. Кольбе отдавал много сил и монументальному искусству (памятник Гейне, 1913 памятник Бетховену, 1927—1947 оба во Франкфурте-на-Майне). Швиттерс позже разработал свой «Мерц», предшественник инсталяции. Среди их созданных рукописей — Сакраментарий Дрого и Псалтырь Фольхарда.
Бекман, Эрнст, Гросс, Фейнингер и другие отправились в Америку, а Клее в Швейцарию, где он и умер. В 1919—1920 гг., потрясенная убийством Карла Либкнехта, она зарисовывает его в морге, а затем в ряде вариантов сцены прощания рабочих с революционным вождем (литографии и гравюры на дереве) создает не только памятник ушедшему, но и призыв к оставшимся, к единству и продолжению борьбы. Дюрер и Рафаэль были его кумирами и проблема соотнесения идеализации и натурности (которая была главной в творчестве мастеров неоклассицизма) оставалась для него, как и для всех назарейцев, актуальной, но существовала уже в романтическом обличье. Кроме классиков марксизма в эти списки была включена огромная часть художественной литературы (из классиков, в частности, Гейне из новых романистов Э. М. Ремарк, Г. Манн и Т. Манн, Б. Келлерман, Л. Фейхтвангер и многие другие). Они требуют точного геометрического расчёта.
Это ускорило его переход в сюрреализм, в котором он стал ведущим немецким практиком. «Функция плюс динамика — вот лозунг», — писал Мендельсон. в 1533 г. ), Тильман Рименшнайдер (ум. В Германию переезжают на постоянное местожительство такие основоположники модерна, как бельгиец А. ван де Вельде (с 1906г. — директор художественного училища в Веймаре) и австриец И. Ольбрих (с 1899 г. — руководитель колонии художников в Дармштадте).
Деревянное Распятие Геро 965–970 гг. Художники «Синего всадника» менее ориентировались на интенсивное выражение эмоций, а больше на теорию, направление, которое приведёт Кандинского к чистой абстракции. В настоящее время кажется довольно слабым, хотя в его портретах больше чувствуется сила. 94, 4 104, 7 см. Новая пинакотека, Мюнхен Картина была начата в 1811 году как парное произведение к полотну Франца Пфорра «Суламифь и Мария» с таким же названием, однако Овербек не стал её завершать после смерти Пфорра в 1812 году.
Как известно индивидуалист Эмиль Нольде (1867–1956) недолго был членом группы «Мост», однако находился не в ладах с младшими членами. Кольвиц была лишена утешительной мысли, что жертвы войны были принесены не даром. Второе течение иногда называемое «магический реализм», включал: Антона Редершайдта, Георга Шримпфа, Александра Канольдта и Карла Гросберга. Излюбленный романтиками прием изображения модели в пейзаже обретает у Овербека характер стилизации, но в самой трактовке внутреннего мира портретируемого ощутимы романтические черты (Автопортрет с Библией, 1809, Любек, Музей искусства и истории культуры). Некоторым художникам было запрещено заниматься искусством. Это было одно из первых полноценных в художественном отношении сооружений «индустриальной» архитектуры.
«Сецессион» предоставлял свои выставочные стенды художникам очень различных устремлений. Тема «ужасов войны» если и звучала в произведениях некоторых художников-модернистов, то больше в виде символа, аллегории извечной темы. А в построенном по проекту Гропиуса в 1914г. Живописи начал учиться в юности.
строительство промышленных сооружений, проекты конторских зданий и формальные поиски Мендельсона во многом определяли направление творческих поисков немецкой архитектуры и закладывали объективные предпосылки для развития нового направления. Рейнцаберн был одним из крупнейших производителей. Так, получило новую оценку наследие художника Георга Люрига (1868).
В «искусстве» этих лет господствовали или грубо стилизованные, монумснтализированные композиции апологетического характера или самый плоский академический натурализм. Во время следующей Саксонской династии, чья основная территория почти соответствовала современной Германии, Австрии и немецкоязычной части Швейцарии, продуктом оттоновского искусства были преимущественно большие монастыри, в особенности Райхенау, который был ведущим западным художественным центром во второй половине X века. Фейт Штос (ум.
Тьеполо считают последним великим представителем венецианской школы. Более короткая карьера Карстенса была бурной и проблемной, оставив след незаконченных работ, но благодаря ученикам и друзьям (Кристиан Готлиб Шик, Йозеф Антон Кох и Бонавентура Дженелли) – более существенной. При этом не обошлось и без преувеличения роли отдельных рекомендаций. В годы голода в Поволжье в 1921 г. художница создала волнующий плакат «Помогите России». Б 1905 г. сотрудники «Симплициссимуса» договорились с русскими революционными журналами «Жупел» и «Пулемет» о совместной работе в борьбе против царизма.
Таким образом, наряду с так называемой «Arme Leute Malerei» (живопись, посвятившая себя сочувственному изображению бедных людей, более свойственная 1870—1880 гг., но продолжавшая существовать и в первой четверти 20 в. ), появляется искусство подлинной демократии искусство использующее некоторые ценности прошлого опыта, но смотрящее в будущее, клеймящее врагов трудового народа и мобилизующее к борьбе. Вот таким образом назарейцы ощущали «необходимость Италии» и особенно Рима, где переплетение античного и христианского наследий обретало свой особый колорит. Целью художников было «новое религиозно-патриотическое искусство», что подразумевало следование национальной традиции в русле европейской культуры и возрождение религиозного искусства. Теоретики искусства начали интересоваться (становясь таким образом на формалистическую точку зрения) не тем, что изображает, а тем, как изображает художник, отрывая и противопоставляя друг другу эти две нерасторжимые стороны творчества. В век прогресса и многообразия гаджетов, воспоминание о поездке или отпуске остается у нас не только в памяти, но и в виде множества фотографий. В 1901 г. Кольвиц создала темпераментную композицию «Карманьола» изображающую женщин революции, пляшущих вокруг гильотины.
В последние годы своей жизни Кольбе создал прекрасный проект памятника жертвам фашизма (1946). В серии шестнадцати больших литографий «Бедный Лазарь» (1896—1897) он показал тягостный жизненный путь немецкого пролетария конца 19 в. — с детства возле помойных ям городской окраины до смерти под забором. В ряде работ она ищет лаконически-обобщенный язык, доводя графические решения до сопоставления больших резко очерченных пятен белого и черного (гравюры на дереве из серии «Матери» и «Войны»).
Так, в первом листе («Пахари») люди пашут на себе похожие на животных, они, почти распластавшись над землей в своем усилии, тянут плуг по истощенной земле. Возникновение выставочного объединения «Сецессион» (как об этом говорилось в предыдущем томе) ясно свидетельствовало о том, что в искусстве появились другие стремления, вкусы, задачи.
Стремясь отразить средствами архитектуры то новое, что вошло в повседневную жизнь людей в результате внедрения в промышленность новейших научно-технических достижений, многие архитекторы видели это новое в ускорении ритма жизни, в динамическом начале, внесенном машиной в городской пейзаж и в быт человека. в 1531 г. ) и Петер Фишер Старший (ум. Менгс был одним из самых уважаемых художников своего времени, работающих в Риме, Мадриде и других городах, ввёл стиль ранний неоклассицизм.
Популярной стала и композиция Штука «Война» (1894 Мюнхен, Новая пинакотека) —юноша с косой на зловещем вороном коне, шагающем по полю обнаженных скорченных трупов. В пастелях «Виды Берлина» (1934—1945) запечатлел облик пролетарского Берлина О. Нагель. Итальянские художники – это великие мастера живописи и ваяния, признанные во всем мире. Многих отправили в изгнание, относительно немногие вернулись после Второй мировой войны. Его эскизные проекты промышленных сооружений и построенная в Потсдаме астрофизическая лаборатория (так называемая башня Эйнштейна, 1920—1921) произвели большое впечатление своей ультрасовременной по тем временам формой.
На эту тему существует его отдельный, очень тонкий рисунок-этюд. скульптурные символические обрамления своих панно и др. ). В начале 20-х гг. Обе группы не были однородны по своим устремлениям, но при всех индивидуальных различиях в творчестве почти каждого из участников этих направлений можно проследить довольно быстрый и в известном смысле последовательный переход от относительно реалистической манеры исполнения ко все более откровенно формалистическому методу (например, «Мост» Э. Л. Кирхнера или представляющая своеобразный переход от сезаннизма к экспрессионизму «Синяя лошадь» Ф. Марка). Название «Синий всадник» произошло от увлечения Марка лошадьми, а также из-за любви Кандинского к синему цвету.
Джованни Антонио Каналь (Каналетто) – мастер городских пейзажей в стиле академизма, глава венецианской школы ведутистов. Он использовал для этой полихромии также разноцветные сорта мрамора и яшмы (например, в скульптуре «Бетховен», 1886—1902 Лейпциг, Музей изобразительного искусства). Но они и повлияли на немецкую революционную графику и, в частности, на самого большого ее представителя Кете Кольвиц, с огромной силой убежденности и талантом в течение сорока восьми дет (с 1897 по 1945 г. ) отдававшей свою жизнь судьбе и борьбе эксплуатируемых.
Любимым выражением Овербека было: «Модель убивает идею». Портрет был написан, когда у Рембрандта начались финансовые затруднения. В позднем неоклассицизме, когда мода на античное наследие начинала постепенно ослабевать, новые предпочтения художники находили в сюжетах из христианской истории и для романтиков «христианское» в сравнении с «языческим» приобретало все больший авторитет. Наряду с героическими образами, восходящими к творчеству Кете Кольвиц, — циклы ксилографии «Герника» и «Другой фронт» (1937) Р. Шмидхагена, «Вопреки всему» (1934) Г. Кралика, «Капитализм» (1932) Ф. Шульце — возникают произведения остросатирические, языком иносказания бичующие позорное время.
В 1911—1914 гг. Цилле начал выставляться, когда ему исполнилось сорок лет («Берлинский Сецессион» 1901 г. ). Ещё одно воплощение немецкого скульптурного мастерства проявилось в фарфоре. Особенно тщательно работал художник над мотивом переплетающихся рук.
Оба создали высококачественные работы «кабинетной живописи», в основном на меди, с классическими темами и пейзажными фонами. Овербек принимал участие в обоих крупных фресковых циклах, осуществленных назарейцами в Риме, — в «Каза Бартольди» (1816—1817), где находилась резиденция прусского консула С. Бартольди и «Казино Массимо» (1818—1828).
Он следил за развитием раннего импрессионизма, создав стиль, который использовал для изображения крупных общественных мероприятий, среди других сюжетов, как его «Стена мастерской». В ней видели образ той «Черной Анны», которая, по историческим свидетельствам, боролась в отрядах «Башмака».
Однако экспрессионизм был не столько четко определенной художественной системой, сколько некоей общей тенденцией, воплощавшей кризис духовной культуры Германии тех лет, растерянность представителей буржуазного гуманизма перед трагическими противоречиями эпохи. Антонио Каналь родился и умер в Венеции. Вот тут-то Овербек и вызвался поразить публику, что ему, в общем-то и удалось. его книгу 1911 года «О духовном в искусстве»).
«Нужда» — заглавие первого листа этой серии. В реалистическом направлении развивалось и искусство Георга Кольбе (1877— 1947)—одного из лучших скульпторов Германии тех лет. Они внесли существенный вклад в развитие коллажа как среды для политических комментариев. Возводимые в большом количестве, эти поселки были той лабораторией, где архитекторы, которых в начале 20 в. стали привлекать к проектированию поселков, могли экспериментировать в области характера планировки, зонирования, размещения общественных зданий и т. д. Среди наиболее интересных заводских поселков этого периода можно назвать Альтенхоф в Эссене (1892), Вильдау под Берлином (1895), Маргаретенхэе в Эссене (1908, архитектор Г. Метцендорф) и др.
Писал и в студии, пользуясь камерой-обскурой. Гравюры его полны античных реминисценций, музыкальных параллелей, мистической фантастики. Клингер чаще всего создает свои офорты сериями-циклами. Серия «Восстание ткачей» стала событием в немецком искусстве художники приветствовали в ней новое большое явление, требовали, чтобы оно было отмечено медалью, но золотая медаль пришла лишь позднее, так как первоначально на награду наложил запрет Вильгельм II.
Страдания детей, скорбь матери всегда занимали существеннейшее место в ее творчестве. В 1890-х гг. Известная римская натурщица Виттория Кальдони позировала художнику в костюме итальянской крестьянки (1821, Мюнхен, Государственное баварское собрание картин).
Общий результат всех элементов этих зданий в Южной Германии, Австрии и Богемия, особенно их интерьеров, представляет наиболее полную и глубокую реализации барочных стремлений сокрушить зрителя «сияющим волшебным миром дома дворянина» или в случае церкви «предвкусить красоту Рая». Как направление экспрессионизм сложился в группировках «Синий всадник» и «Мост». Разумеется, эта двойственность не случайна.
Дунайская школа — это название круга художников первой трети XVI века в Баварии и Австрии, включая Альбрехта Альтдорфера, Вольфа Губера и Августина Хиршфогеля. Гравюра «Карманьола» была, по-видимому, связана с впечатлением, которое произвела на художницу «Повесть о двух городах» Диккенса. Нет ничего удивительного в том, что у местных жителей, каждый день созерцающих прекрасные, полные изящества пейзажи, со временем формируется склонность к эстетическому восприятию окружающего мира и просыпается желание воспроизводить и творить прекрасное. Обе группы «Мост» и «Синий всадник» были примером «честного, прямого и духовного» направления в немецком искусстве начала XX века.
Одним из характерных сооружений этого рода является построенное в Гамбурге в 1922—1923 гг. Овербек, как и другие члены «Братства Святого Луки», был прекрасным рисовальщиком. проявились не столько творческие методы функционализма, сколько формально-эстетические поиски в «стиле функционализма». Все это становится очевидным благодаря выставке «Итальянское искусство ХХ века: взгляд выдающихся художников региона Марке», которую автор статьи придумал и организовал. Камера-обскура (лат.
Для большинства немецких художников, связанных с экспрессионизмом, характерно переплетение призрачного и реального, субъективно-произвольного и отвлеченно-символического («В лимонном саду» Эмиля Нольде, 1923). Его основным вкладом в теорию стало распространение «единого произведения искусства» во всём обществе, выраженное его знаменитой фразой: «Каждый человек — художник». в 1529 г. ) были современниками Дюрера. Примирение разума и чувства возможно лишь в живописи, полагали они.
Первым его самостоятельным произведением, выполненным на заказ в возрасте 19 лет, была картина на библейский сюжет «Принесение Исаака в жертву». После росписи в 1726-1728 гг. Учился живописи у своего отца Бернардо Каналя, театрального художника, помогая ему оформлять спектакли в театрах Венеции. Идеи абстракционистов (того абстракционизма, который бывает то лирическим, то геометрическим, а иногда и неформально материальным) выражены Освальдо Личини (художник, одержавший грандиозную победу на Международной биеннале искусства в Венеции в 1958 году), Вальтером Валентини, Альфио Кастелли, Нанни Валентини, Джузеппе Унчини, Франко Джули, Фульвио Лиджи, Эдгардо Маннуччи (который подсказал неформальные гипотезы знаменитейшему Альберто Бурри), Элизео Маттиаччи, Арнальдо Помодоро, Джио Помодоро, Лорено Сгванчи. Овербек избирает сюжеты сентиментального содержания (Продажа Иосифа братьями в рабство), трактует их повествовательно, выделяя положительных и отрицательных персонажей, наделяя образ Иосифа рафаэлевской мягкой грацией.
С увеличивающимся процветанием массивных церквей, они строились уже не только для тех, кто находился под патронатом императорского круга, а в городах по всей Германии. Но гравер постепенно отходит от этих скорбных тем социальных бед в область воспоминаний о лучезарной античности или романтической фантастики («Парафразы к найденной перчатке», 1881).
Вне Германии возникли антифашистские объединения эмигрировавших художников («Свободный немецкий союз художников» во Франции, «Свободная немецкая лига культуры» в Англии и др. ). В 1910 г. в Мюнхене откололась группа «Нового Сецессиона» (ведущие художники Э. Нолъде, М. Пехштейн, К. Шмидт-Ротлуфф), а еще раньше, в 1906 г., основная старая группа «Берлинского Сецессиона» разделилась на «Свободный Сецессион» (группа Либермана) и «Берлинский Сецессион» (группа Коринта), однако влияние «Сецессиона» на так называемую авангардистскую молодежь было уже невелико и все убывало. Здание не имеет главного фасада и воспринимается по мере его обхода, причем облик каждого корпуса решен в соответствии с особенностями его назначения: шестиэтажный корпус общежития для студентов представляет собой современный жилой дом с балконами, корпус мастерских имеет сплошную остекленную стену-экран и т. д. В этом произведении Гропиуса органически слились (в буквальном и в переносном смысле) два основных источника немецкого функционализма — опыт строительства промышленных зданий и рациональный подход к проектированию жилища. проекты конторских зданий, в которых были убедительно показаны функциональные и эсетические возможности железобетонного и металлического каркаса: конкурсный проект «Чикаго трибюн» с четко выявленной на фасадах сеткой каркаса (1922, В. Гропиус и А. Мейер) и проекты Людвига Мис ван дер РОЭ (р. В 1927 г. Кольвиц посетила Советский Союз, где дружески встретилась с художниками революционной России (АХРР).
Композиции полотен и их живописное решение строго классичны изображенные представлены в средневековых или ренессансных одеяниях (Святое Семейство, 1820, Любек, Музей искусства и истории культуры). Свидетелями периода застоя в развитии европейского художественного творчества, усиленного авангардистскими течениями, объединенными под названием «Возвращение к порядку», стали художник Ансельмо Буччи (основатель итальянской группы «Новеченто», входившей в состав «Возвращения к порядку»), скульптор Куирино Руджери и, в какой-то степени, Марио Тоцци с его метафизической художественной точкой зрения. Гёте пытался учиться живописи, в его пейзажных набросках видны «случайные вспышки эмоций в присутствии природы, которая достаточно обособлена в этот период». Искусство Каролингов ограничивалось довольно небольшим количеством предметов, производимым для определённого круга придворных и ряда императорских аббатств, которые имели поддержку, но в то же время оказавшие огромное влияние на искусство Позднего Средневековья по всей Европе. Киршнер покончил жизнь самоубийством. В самом центре событий оказалась местность, которая не могла похвастаться ни территориальной, ни демографической значимостью (всего лишь 10 000 квадратных километров и 1 500 000 жителей).
Поднятие искусства в качестве главной темы для философских размышлений закрепилось «Критикой способности суждения» Иммануила Канта в 1790 году и содействовалось лекциями Гегеля по эстетике. Характерным для немецкого экспрессионизма является ранний период творчества Эриха Мендельсона (1887—1953). Овербек писал в одном из писем, что Германия и Италия – «это два принципа, которые, так сказать, противоположны, абсолютно чужды один другому но моя миссия была и останется – соединить их вместе, по крайней мере во внешней форме моего творения». Ни одна страна не может сравниться с Италией по количеству известных живописцев.
Многие уважаемые иностранные художники работали некоторое время в Германии по приглашению королей, среди них Бернардо Беллотто (в Дрездене и других местах) и Джованни Баттиста Тьеполо, который со своим сыном Джованни Доменико Тьеполо провёл три года, расписывая Вюрцбургскую резиденцию. Балушек, Т. Т. Гейне, О. Гуль-брансон). Бытовые сцены из «патриархальной» жизни кулацких фермеров, спортивные бодрящиеся юноши и девушки не привнесли ничего сколько-нибудь устойчиво ценного в наследие немецкого искусства, так же как и образы стилизованных под классику «белокурых бестий» и «валькирий» в скульптуре. Итак, две женщины на его полотне – это Италия и Германия изображенные аллегорически. Позирующие обнаженные женские модели со скрупулезно выписанными деталями мещанской обстановки не в состоянии оживить убогие «мифологические» композиции. В эти же годы по проекту Мендельсона сооружается фабрика шляп в Люккенвальде (1921), где хорошо продумана технология, применена интересная железобетонная конструкция перекрытия и создан необычный, выразительный облик красильного цеха. Его портретные образы всегда соотнесены с неким классическим идеалом.
Суровый драматизм свойствен творчеству скульптора и графика Эрнста Бар-лаха (1870—1938). Они стилизованы под живопись старых итальянских мастеров (все фрески с 1887 года находятся в Берлине, в Национальной галерее, а картоны к ним — во Франкфурте-на-Майне, в Штеделевском институте искусств). Глубину религиозного чувства художника передают два наиболее значительных поздних его произведения — фреска «Страшный Суд» (1836—1839, Мюнхен, Людвигскирхе) и полотно «Торжество религии в искусствах» (1831—1840, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств). Форма, взятая для его творчества, варьируется от полностью метафорических, почти шаманских выступлений, основанных на его личной мифологии («Как объяснять картины мёртвому зайцу», «Я люблю Америку и Америка любит меня») до более прямых и утилитарных выражений, таких как «7000 дубов» и его деятельности в партии «Зелёные». Так, во внешнем облике построенного по проекту Петера Беренса (1868—1940) в 1908—1909 гг.
Но Наполеоновские войны спутали планы и картина была отложена. всеобщее внимание привлекает ее серия «Восстание ткачей». Это область Марке, раскинувшаяся на фоне горных цепей, уходящих на запад, среди ослепительных холмов и равнин центральной части, с выходом на морское побережье Адриатического моря на востоке, регион, который на протяжении многих веков вносил и продолжает вносить выдающийся вклад в развитие искусства – живописи, скульптуры и гравюры, как национальной, так и европейской и международной. После смерти художника вышло в свет еще несколько серий его работ: «Берлинские рассказы и картины» (1930), «Между Шпрее и Панке» (1930).
Графика Гросса — не только полный социального пафоса обличительный документ, но сильное в самой своей грубой резкости, ненависти к «красивому» и глубоко симптоматическое для эпохи художественное явление. Группа «Синий всадник» создана в Мюнхене, в 1911 году. В своей демагогической политике нацизм обрушился на так называемое авангардистское искусство художников-модернистов (экспрессионистов, кубистов и примыкающих к ним групп), спекулируя на действительном отрыве этого искусства от жизни, от народа. Их увлечением была живопись немецких и итальянских мастеров XIII—XV веков, получившая название «примитива». Кольвиц избегая «археологической» мелочной точности в изображении костюмов и обстановки, с огромной силой передает дух сурового трагизма этой исторической эпохи.
Это самый величественный автопортрет. Полотна О. Панкока рассказали о страданиях людей, преследуемых фашистами. Создание графики при помощи ксилографии и гравировки (возможно, одно из немецких изобретений) уже более развито в Германии и странах Бенилюкса, чем где-либо ещё. Итак, давайте начнем виртуальную экскурсию в мир прекрасного и заглянем в Италию времен эпохи Возрождения.
Оно развивало традиции немецкого революционного искусства 20-х гг. Художник изобразил себя анфас с уверенным выражением лица. Это сказывалось в излишней сухости «строчной» застройки ряда жилых комплексов, в однообразии внешнего облика домов. Этой задаче и была подчинена архитектура. Известная серия небольших гравюр на дереве Гольбейна — «Пляска смерти» имеет отношение к работам Малых мастеров, группе гравёров, которые специализировались на очень маленьких и крайне детальных гравюрах для буржуазных коллекционеров, включая множество эротических тем. С крушением нацизма выявилось историческое банкротство той реакционной линии развития в истории Германии, которая превратила германское капиталистическое государство в угрозу всему миру.
Такова его «Муштра» (1923), одно из самых ярких разоблачений милитаризма. Его работы пользовались особенным спросом у англичан. Позднее Возрождение (середина XVI века) подарило миру немало прекрасных живописцев и скульпторов. Правда, один из талантливейших мастеров сатирического журнала «Симплициссимус» Томас Теодор Гейне (1867—1948) изобразил несущуюся в пропасть повозку с Германией и ее рейхсканцлером, успокаивающим дебелую даму в короне: «Сидите спокойно, г-жа Германия, я принимаю на себя всю полноту ответственности».
Влияние экспрессионизма проявилось в этот период и в творчестве Ганса Пёльцига (1869—1936). Были пересмотрены кадры музейных работников.
Это графические циклы «Звери и люди» (1935—1938) Г. Грундига, «Под знаком фашистской свастики» (1935—1937) и «Война угрожает» (1935—1937) Л. Грундиг иллюстрации А. П. Вебера к антифашистской брошюре «Гитлер—рок Германии» (1932) и многие другие. Вот их имена и краткий перечень самых известных работ: Бенвенуто Челлини (статуя Персея с головой Медузы Горгоны), Паоло Веронезе (картины Триумф Венеры, Ариадна и Вакх, Марс и Венера и др. ), Тинторетто (картины Христос перед Пилатом, Чудо св. Территория современной Германии богата находками доисторического искусства, включая «Венеру из Холе-Фельс».
Мартин Шонгауэр, который работал в Эльзасе во второй половине XV века, стал кульминацией позднеготической немецкой живописи, с изысканным и гармоничным стилем, но он все чаще проводил время, создавая гравюры, для которых развились национальные и международные каналы распространения, так, чтобы его печатные издания были известны в Италии и других странах. Первое – «цитаты из прошлого» – пытается воспроизвести, «процитировать» художественные произведения, написанные в великих традициях предыдущих веков, передав характерную повествовательную манеру и эмоциональное воздействие. Несколько вне этих достижений находится Маттиас Грюневальд, который оставил очень немного работ, но чьи шедевры (Изенгеймский алтарь, законченный в 1515 году), были широко признаны величайшими произведениями немецкого ренессанса, после того как в XIX веке его восстановили с особым вниманием. Крайности такого биологического подхода к проектированию можно видеть в проекте Дома искусств, напоминающего раковину (1919—1920, автор— скульптор Г. Фистерлинк). Все большее влияние на развитие рационалистических тенденций стали оказывать промышленные здания, где новая функционально-конструктивная структура проглядывала сквозь любой декор. В отличие от сильной поддержки, которую оказывал прерафаэлитам основной искусствовед того времени Джон Рёскин, Гёте высказал пренебрежительное отношение к назарейцам: «Это впервые в истории искусства, когда настоящие таланты, захваченные энтузиазмом объединились, вернувшись к истокам, таким образом, зародив новую эпоху в искусстве».
Прогрессивная линия журнала претерпела, однако изменения с началом первой империалистической войны, когда он безоговорочно выступил на стороне «центрального блока». Самым сильным листом серии является «Прорыв» изображающий устремившуюся в бой толпу восставших крестьян, с женщиной на первом плане, воздымающей к небу свои иссушенные руки с призывом к беспощадной войне. Большинство ведущих немецких художников стали протестантами, что лишило их возможности писать большинство религиозных работ, которые ранее были основным доходом для художников. В этом отношении показателен его ранний скульптурный портрет Баха (1903 Лейпциг, Музей) и более поздний портрет Сле-фогта (1926 Берлин, Национальная галлерея).
С 1933 по 1945 г. Германия пережила один из самых трагичных и мрачных периодов своей истории. После завершения своего обучения в 1490 году, Дюрер путешествовал в течение четырёх лет по Германии и несколько месяцев по Италии, прежде чем создал собственную мастерскую в Нюрнберге. «Мост» — группа немецких художников-экспрессионистов, сформированная в Дрездене в 1905 году студентами-архитекторами, которые хотели быть художниками: Фриц Блейль (1880–1966), Эрих Хеккель (1883–1970), Эрнст Людвиг Кирхнер (1880–1938), Карл Шмидт-Ротлуф (1884–1976) с Максом Пехштейном и другими присоединились позже. Заостренная характеристика и индивидуализированная выразительность архитектурного образа подчинялись в произведениях Мендельсона определенной эстетической концепции, согласно которой вход должен «всасывать», стены «вести», ступени «двигаться» и т. д. Он видел основу формообразования в современной архитектуре в создании динамических композиций.
В полемической заостренности некоторые функционалисты, например Бруно Таут (1880—1938), пытались все проблемы формообразования в современной архитектуре свести лишь к учету функциональных процессов и рациональной конструкции здания. Но это была шутка, которая скорее потешала, чем тревожила немецкого бюргера. является здание Баухауза, построенное по проекту В. Гропиуса в Дессау (1925—1926), куда Баухауз был переведен из Веймара в 1925 г. В этом сооружении наиболее полно отражены творческие принципы функционализма. Поступали полотна и из Санкт-Петербурга, из коллекций Юсуповых, Строгановых, Шуваловых. camera obscra – «тёмная комната») – простейший вид устройства, позволяющего получать оптическое изображение объектов.
В ранних работах он старался приблизиться к окружающей его жизни, мучительной современности большого города и отталкивался тогда порой от событий, поразивших его в газетной хронике и судебных отчетах (цикл «Жизнь», 1881— 1884) изобразив, например историю женщины городской окраины, убившей своего ребенка и пытавшейся покончить жизнь самоубийством. Они встретились с австрийским пейзажистом-романтиком Джозефом Антоном Коком (1768–1839), который стал их неофициальным наставником. Согласно Анри Фосийони, готика позволила немецкому искусству «впервые определить некоторые аспекты его природного гения – сильной и решительной концепции жизни и формы, в которых театральная демонстративность смешана с неистовой эмоциональной откровенностью». Сейчас это прекрасное место для раскопок и создан специальный музей. Они «мудрецы и поэты», «властители тайны и веры», драпирующиеся в тогу гордого одиночества. Баухауз способствовал внедрению в творческий метод проектирования научного подхода к учету потребностей человека. Он пытается сблизить свою графику со стихами Гёльдерлина и музыкой Брамса, увлекается образами Ницше, все более изолирует свой внутренний мир от окружающей жизни («Фантазии Брамса», 1890—1894 «О смерти», 1889—1900 «Шатер», 1915—1917 и др. ).
Наиболее громко стали заявлять о себе две группы художников—дрезденское объединение «Мост» (1905—1913) и мюнхенское южное — «Синий всадник» (1911—1914). Правда, в творчестве Отто Дикса (р, 1891) безумный ужас перед отвратительным ликом войны и смерти оттесняет на второй план элементы социального протеста и относительно более реальные по форме и человечные по настроению произведения, как, например, «Мать с ребенком» (1921 Дрезден, Галлерея). Сочувствие эксплуатируемым звучит и в сюите «Драмы» (1883), посвященной восстанию 1848 г. Несмотря на пессимистический итог, разочарованность, художник сочувствует угнетенным. Позднее часть карикатур была издана подборками по соответствующим темам («центр», «военщина», «попы», реакционное студенчество и другие). Работу над живописным произведением назарейцы рассматривали как осуществление некоей «идеи», хотя и утверждали необходимость рисунка с натуры.
Экспрессионизм в «чистом виде» не оставил каких-либо произведений, которые могли бы закономерно войти в художественную сокровищницу человечества. В первые послевоенные годы, до того как развернулось строительство дешевых жилищ, творческая атмосфера в немецкой архитектуре действительно во многом определялась интенсивными формальными поисками «нового стиля». Нольде также остался, создавая свои «ненаписанные картины» втайне после запрета рисовать. В «Казино Массимо» в парке виллы князя Карло Массимо, эрудита, знатока античности и коллекционера, Овербеку принадлежат фрески на сюжеты из поэмы Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим».
В то же самое время с большим великолепием, нацисты представили «Великую выставку немецкого искусства» (Grosse Deutsche Kunstausstellung) в роскошном Доме немецкого искусства (Haus Der Deutschen Kunst). Кете Кольвиц приняла участие в этой борьбе. Роль творческого коллектива этого журнала еще недостаточно оценена. Футуризм – авангардистское течение, возникшее в Италии в 1910 году, – представляют Иво Панаджи (этот футурист, переехав на север Европы, поддался обаянию Баухауза и русского конструктивизма), Санте Монакези и скульптор Умберто Пески. Он укреплял так называемый модернизм с его вычурными изысками, он был эклектичен, но он поддерживал и выступления отдельных художников-демократов (Кольвиц, Балушек, Цилле). правящие круги Веймарской республики. В раннем полотне Овербека «Италия и Германия» (1811—1812, Мюнхен, Новая пинакотека) две женских фигуры в старонемецком и ренессансном одеяниях на фоне пейзажа олицетворяют традиции идущие от Дюрера и Рафаэля.
И, наконец, широко представлены еще два направления художественного поиска, которые ознаменовали исход XX века (не утратившие своей значимости и в XXI веке, по крайней мере, в самом его начале). Но странность картины в другом. В эпоху немецкого Романтизма произошло возрождение нововведений и самобытности немецкого искусства. Перед зрителем в обобщенных и ярких образах вскрыта причина, затем показана завязка действия («Заговор»), самый взрыв («Выступление ткачей» и «Штурм») и, наконец, трагическая развязка («Конец»). Были составлены также «черные списки» литературы, подлежащей изъятию или уничтожению. Классическим произведением немецкого функционализма 20-х гг. Значительная роль придавалась ими рисунку, который был для назарейцев главным средством воплощения «божественной идеи».
По истечении 4 месяцев выставка «Дегенеративное искусство» привлекла более двух миллионов посетителей, почти в три с половиной раза больше того количества, которое посетило соседнюю «Великую выставку немецкого искусства». «Новая вещественность» (Neue Sachlichkeit) – направление в искусстве, зародившееся в Германии 1920 годов вследствие естественного развития экспрессионизма и как его противоположность. Во фресках на библейские сюжеты в «Каза Бартольди» Овербеком написаны сцены из жизни Иосифа, обрамленные модным антикизированным в помпеянском стиле орнаментом, которые повествуют о роли божественного провидения и благочестия в человеческой судьбе. Социально заостренные гравюры Клингера, появившиеся в первой половине 1880-х гг., хронологически даже несколько опережают литературу — драмы Герхардта Гауптмана появились несколько позднее («Перед восходом солнца» в 1889 г. и «Ткачи» в 1892 г. ). Если в его графике (например, в серии гравюр на дереве «Вальпургиева ночь», 1923) достаточно сильно дают себя знать моменты неврастенической деформации и смутной мистики, столь характерные для экспрессионизма, то выразительная экспрессивность и лапидарная сила его скульптур никак не сводимы только к экспрессионизму. Но немецкое искусство конца 19 в. не ощущало грядущих грез.
Нацистский режим наложил запрет на современное искусство, осудив его как дегенеративное (от немецкого: entartete kunst). Этот период по-прежнему остаётся малоизвестным за пределами Германии, хотя «никогда не имел претензий, находится в числе великих школ живописи», но, как и прежде поражает невнимательность к нему ненемецкой истории искусства. В таком подходе, особенно вначале, была известная односторонность. Куплеты кончались припевом: «Станцуем Карманьолу под грохот пушек. ») Гравюра выполнена в очень сложной технике (офорт и акватинта), фигуры подчинены задаче воссоздания единого динамичного целого.
Он описывает уменьшенный, спрошенный стиль здания Баухауз и посёлка Вайсенхоф, градостроительных и муниципальных проектов Бруно Таута и Эрнста Майя индустриализация семьи, типичным примером, которого стала франкфуртская кухня. Второй монументальной работой Кольвиц явился цикл офортов, посвященный Великой крестьянской войне 1525 г., по выражению Энгельса, «самому фундаментальному событию германской истории». Коллекция итальянской живописи — одна из самых полных в ГМИИ. С позиций гуманиста клеймит войну, развязанную фашизмом, В. Гейгер в серии офортов «Война» (1944). Баухауз также разделял эти утопические наклонности, стремясь объединить изобразительное и прикладное искусство (Gesamtkunstwerk – «закончено-единое произведение искусства») с целью создания лучшего общества.
Согласно воззрениям Овербека, в искусстве существовали три направления: путь, приближенный к натуре (Дюрер), к идеалу (Рафаэль) и фантазии (Микеланджело). В 1746 г. Каналетто даже едет в Лондон, чтобы расширить рынок сбыта своих картин. Фридрих Овербек Италия и Германия (1811 – 1828) Холст, масло. «Итальянская» и «германская» руки выглядят по-разному, каждая в духе соответствующей традиции, но они настолько естественно слились в рукопожатии, что именно оно прочно сцепляет две части картины, превращая ее в неразрывное целое.
никаких уродов, никаких беременных женщин, никаких кривоногих детей, девок, сутенеров, нищих. ». — «Послушайте, — остановил его художник, — тогда я не могу изобразить Берлин. ». «Мост» была одной из двух групп немецких художников, ставшая фундаментальной для экспрессионизма, другой была группа «Синий всадник». «Знатоки», которые теперь выступали от имени искусства, считали, что они находятся «над толпой». И эта сумасшедшая энергетика сквозит с картин и передается зрителям. Он драматизировал прошлые и современные военные успехи Пруссии в живописи и блестящих ксилогравюрах иллюстрированных книг, при этом его народные сюжеты трогательные и глубокие.
Серия Люрига (составляющие ее листы разного художественного достоинства)— это обвинительный акт обществу эксплуататоров она выходит далеко за пределы журнальной хроники и в ней люди и вещи говорят общим языком о язвах капитализма.
Позднее, уже во второй половине 20-х гг., Мендельсон используя эстетические достижения функционализма, создает целый ряд проектов хорошо функционально решенных универмагов (в Штутгарте, 1927 в Хемнице, 1928). Причем, в известном выражении Рафаэля — «некая идея» («una certa idea») — был заключен для них особый религиозный смысл. А за плечами «героини Дюрера» изображен немецкий городок с тесноватым готическим кварталом и шпилем собора. Типичный пример— карикатура Гейне «Жертва искусства», высмеивающая мещанскую любовь к искусству.
Самая ранняя немецкая академия — Берлинская академия искусств была основана в 1696 году. В 1903 году Кандинский также назвал картину «Синий всадник». В картине воплощена духовная сила Рембрандта, его острая проницательность. Один из основателей в 1809 году группы художников-назарейцев или «Братства Святого Луки», Овербек в дальнейшем считался его главой. В пластике Клингер делал опыты полихромной скульптуры («Амфитрита», 1899, Берлин «Саломея», 1893 «Кассандра», 1895, — обе Лейпциг и др. Но это не просто бытовой эпизод— личное горе одной семьи, эта литография (в серии «Восстание ткачей» три литографии и три офорта)—социальное обвинение: смерть ребенка последовала от безвыходного положения ребенка убила нужда. Эту скорбь она подняла до общественного звучания. Сохраняя отчётливо немецкий стиль, его работа отображает сильное итальянское влияние.
В печати его тематические циклы стали появляться еще позднее: «Дети улицы» (1912), рисунки для приложения к газете «Берлинер Тагенблат», посвященные событиям из жизни двух немецких солдат (1915—1917), «Моя среда» (1918), «Прогулка» (1919), «Разговоры гетер» (1920), «Непринужденные рассказы и картины» (1921), «Идем, Карлинкен» (1925), «Вокруг Александерплац» (1926), «Картины старого и нового Берлина» (1927). Как уже говорилось, местные пейзажи завораживают своей красотой: не слишком выразительные возвышенности пересекаются вплоть до самого моря извилистыми холмами, похожими на женское тело (их очертания напоминают женскую грудь и бедра), которые в свою очередь возвышаются над зелеными или ярко цветущими долинами, славящимися плодородием благодаря обширной сети оросительных каналов. Отчасти это были художники круга вышеупомянутого сатирического жунала «Симплициссимус» (Г. Действительно «позднеготическое барокко» — термин, который временами используется для описания чрезмерно декорированного и эмоционального искусства XV века, прежде всего в Германии. В 1890-е гг. Марка и др. ), Андреа Палладио-архитектор (вилла Ротонда), Пармиджанино (Мадонна с младенцем в руках), Якопо Понтормо (Портрет дамы с корзиночкой для пряжи).
Зато перед нею во всем величии встала скорбь матери у могилы сына. Однако эти опыты при всем организационном размахе не дали положительного результата. Этот стиль сохранил для следующего поколения Бартоломей Стробель, который был примером фактически немецкого художника родившегося и работавшего в Силезии (современная Польша), пока эмигрировал, бежав от Тридцатилетней войны и стал художником при польском дворе. Однако вскоре увлечение модерном пошло на убыль.
Однако в целом для «Сецессиона» было характерно полное забвение поисков прямого художественного общения с массой. Вот таким образом утопические тона абстракций Кандинского: «Перед нами эпоха сознательного творения и этот новый дух в живописи идёт рука об руку с мысли о эпохе большей духовности». Оба умерли в конце 1770 годов, всего лишь за десятилетие до французской революции. Работа Винкельмана ознаменовала вступление истории искусства в высоко-философский дискурс с немецкой культурой. Более известная Венера Виллендорфская (24–22 тыс.
Все они явили миру прекрасные картины, которые можно увидеть во многих современных музеях. Лукас Кранах Старший, близкий друг Лютера, нарисовал ряд «лютеранских алтарей» в основном, отображающих Тайную вечерю, некоторые портреты ведущих протестантов предполагались в качестве Двенадцати Апостолов. Гросс и Дикс были ведущими фигурами, сформировавшие «веристское» течение в движении с Бекманом, Кристианом Шадом, Рудольфом Шлихтером, Георгом Шольцем (в его ранних работах), Эльфридой Лозе Вёхтлер и Карлом Хубухом. Работает в основном в Англии и Швейцарии. Адриана Людвига Рихтера в основном помнят за его портреты, а Карл Вильгельм Кольбе – как исключительно гравёра (а также филолога), на чьих поздних гравюрах изображены фигуры, которые почти полностью проглочены гигантской растительностью.
Композиция большого станкового полотна уподоблена алтарному образу. Мария воплощает нордический тип «Гретхен» с косами и миртовым венком в светлых волосах. После эпохи «великого итальянца» они отвергали весь мир классической живописи. Очень трудно учесть также, как будет видеть фреску зритель с разных точек зрения. Это портрет «в образе» и в то же время строгое следование не только идеалу, но и натуре.
На основе камеры-обскуры были сделаны некоторые фотокамеры. Ряд картин («Игра кентавров», «Скачка», «Охота»)— причудливо-фантастические, якобы античные образы. Произведение Тассо, как и поэмы Ариосто и Данте, на сюжеты из которых здесь же были написаны фрески другими членами «Братства Святого Луки», ценились романтиками. В 1897—1898 гг. Основной художественный принцип экспрессионизма, оказавшего большое влияние на искусство ряда стран Центральной Европы, — передача, точнее, выражение субъективного отношения художника к тому, что его волновало, — составлял, по мнению некоторых его апологетов, вклад «германского духа» в новое европейское искусство.
Термин был изобретён благосклонным куратором, а «Магический реализм» — искусствоведом. Эти архитекторы, например Г. Херинг и Ганс Шароун (p. Ухудшилась и моральная и материальная обстановка.
Их деятельность была связана с Римом, где они работали в первые два десятилетия XIX века. Мартин Лютер возражал против значительной части католических образов, но не против своего. Иоганн Готфрид Гердер отстаивал, связь готики и Дюрера как конкретно германских стилей, выдвигая аргументы в защиту правильных моделей для немецкого художника против так называемой «тирании Греции над Германией», которая продлилась почти два столетия. Клеймя искусство художников-модернистов как «вырожденческое», фашизм менее всего думал о поддержке опасного для него подлинно реалистического искусства. Художникам предложили создать картину, выражающую идею органического союза двух стран.
Художественный уровень этой продукции настолько низок, что нет основания останавливаться на отдельных именах. К ним присоединились Филипп Файт, Петр фон Корнелиус, Джалиус Шнорр фон Каролсфельд, Фридрих Вилхельм Шадов и свободная группа других немецких художников. Живопись была для них «божественным искусством», «поэзией в форме и цвете».
В течение многих лет Цилле зарабатывал средства к существованию в литографии. Василий Кандинский, Франц Марк, Август Маке, Алексей Явленский, Марианна Верёвкина и другие основали группу в ответ на отказ от картины Кандинский «Страшный суд» на выставке «Новое Мюнхенское художественное объединение» — ещё одна группа, членом которой был Кандинский. А через 16 лет она очень пригодилась, когда после смерти Александра I и политических потрясений в России (восстание декабристов, суд над ними, «затягивание гаек» Николаем I) Пруссия предприняла попытку усилить свое влияние в Европе, сблизившись с Италией. В 1931 г. она выпустила литографский плакат «Мы защищаем Советский Союз»: цепь рабочих, взявшихся за руки, стоит нерушимой ограждающей стеной среди рабочих и женская фигура повторный ритм сцепленных рук создает впечатление, что перед нами часть продолжающейся в обе стороны боевой шеренги.
Следом за ним широкое распространение получил многоплановый и ярко выраженный экспрессионизм, широко представленный восхитительным Джино Боники (Сципион), который прожил всего 29 лет, покинув мир в 1933 году, а также другими именами, чье творчество свидетельствует о слиянии средиземноморских традиций с выдающимся авангардистским движением, зародившимся в Германии, – Луиджи Бартолини, Орфео Тамбури, Перикле Фаццини, Арнольдо Чиаррокки, Аттилио Альфиери и Коррадо Кальи. В железный век кельтская латенская культура сосредоточилась в Западной Германии и Франции. Правда, берлинская кайзеровская Академия Антона фон Вернера открыто и в формах служебной обязанности вела милитаристскую пропаганду, но это официальное искусство постепенно оказывалось во все большей изоляции. перед графикой возникает и великая социальная задача. После того как у него обучались такие греческие художники как Георгиос Яковидис, термин «Мюнхенская школа» используется как для немецкой, так и для греческой живописи. В частности, «Сецессионы»— и Мюнхенский и Берлинский — выделили из себя новые группы. В Германии неоклассицизм появился несколько раньше, чем во Франции, как и Антон Рафаэль Менгс (1728–1779), датский художник Асмус Джейкоб Карстенс (1754–1798) и скульптор Готфрид Шадов (1764–1850).
Городские пейзажи Каналетто отличаются детально точным изображением городского вида. В 1911 году группа переехал в Берлин, где он в конечном итоге, распустилась в 1913 году. Он был крупнейшим художником итальянского рококо (последний этап барокко), мастером фресок и гравюр. Родился будущий художник в простой семье, его мать после смерти отца воспитывала 6 детей. Особенно ярко направленность такого переосмысления проявилась на выставке 1906 г. («100 лет немецкого искусства»), где все наследие столетия оценивалось под углом зрения только определения меры его пластической ценности. Она начала складываться ещё до 1917 года, но значительно расширилась в 1924 году, в основном, за счёт поступлений из Румянцевского музея.
Ранее центры просвещения находились в современной Франции, но позже с ними стали соперничать Мец в Лотарингии и аббатство Святого Галла в современной Швейцарии. Иллюстрированный манускрипт — наиболее распространённый предмет, который сохранился. Во главе с Альтдорфер школа выпустила первые образцы независимого пейзажного искусства на Западе (приблизительно через 1000 лет после Китая), в обеих формах, картинах и гравюрах. Он — художник-индивидуалист с претензиями на философские обобщения.
Кольвиц рано отошла от живописи, но зато немало творческих сил отдала скульптуре. 1883) строит (совместно с Адольфом Мейером) в Альфельде фабрику Фагус, в которой уже более осмысленно используются возможности новой строительной техники для создания эстетического Эффекта (стеклянная стена — экран). Однако разница заключается в том, как две группы пытались это передать. Недаром она остро переживала и включала в свои плакаты древнее изречение: «Нельзя перемалывать зерна посева». Дикса и Гросса также связывали с берлинской группой дадаизма.
Но зреет гнев. Таковы ставшие широко популярными в тогдашней Германии произведения Штука: «Потерянный рай» (1897 Дрезден), «Грех» (1893 Мюнхен, Новая пинакотека)—фигура нагой женщины, обвитая огромной фантастической черно-зеленой змеей, «Люцифер» (1890) с фосфорически светящимися глазами. Во фресках Овербека сказалось влияние росписей Перуджино и Пинтуриккьо в Ватикане. лет до н. э. ) была найдена недалеко от австрийской границы.
За карикатурами Цилле стоит огромная повседневная работа постоянных наблюдений и зарисовок (сохранились тысячи таких рисунков). По сравнению не только с творчеством лучших художников предшествующего поколения, но и с творчеством Клингера претенциозный «символизм» искусства художника «Мюнхенского Сецессиона» Франца Штука выглядит убогим и по мысли и по чувству. Эти темы часто известны на английском языке как «andachtsbilder» (религиозные изображения) и включают Пьету, Задумчивого Христа, Муж скорбей, Орудия Стастей, Плат Вероники, отрубленная голова Иоанна Крестителя и Скорбящая Дева, многие из них распространились по Европе и остались популярными до эпохи барокко как в популярных религиозных образах, так и вне. главу «Искусство Германской Демократической Республики» во второй книге VI тома. ). В конце XVIII века портретист Генрихом Фюгер и его ученик Иоганн Петер Краффт (наиболее известные работы — три большие фрески в Хофбурге), оба переехали в Вену, в качестве студентов и остался там.
Деятельность Вессобрунской школы (позднее, термин для обозначения стуккоистов конца XVII и XVIII веков) стала жизненно важным фактором, повлиявшим на интерьеры в стиле немецкого барокко. 1886): Бюрохауз— со сплошными горизонтальными поэтажными лентами окон (1922) и небоскребы с навесными стеклянными стенами (1919—1921). Известные здания театров, музеев и соборов показывают многообразие стран и городов мира.
Если творчество Люрига не получило широкой известности, то сатирические рисунки Генриха Цилле (1858—1929) стали подлинно народным достоянием, Цилле — художник-юморист, сатирик изображавший быт бедноты северо-восточной берлинской окраины. В произведениях Мендельсона также можно увидеть отдаленные ассоциации с объектами живой природы, некоторые его постройки и проекты напоминают каких-то фантастических чудовищ (Башня Эйнштейна здание издательства Моссе в Берлине, 1921—1923). После прихода к власти фашистов строительство жилых комплексов для рабочих было прекращено, Баухауз закрыли, а все возглавлявшееся им архитектурное направление было объявлено «большевистским». Не избежал влияния экпрессионизма и П. Беренс (вестибюль здания управления фабрики красок в Хёхсте на Майне, 1920—1924). Тем не менее неправильным было бы зачислять полностью и безоговорочно в разряд явлений антиреалистических творчество художников, связанных с экспрессионизмом, но у которых в той или иной степени оставалось очень значительным, а иногда и доминирующим острое, глубоко пережитое критическое и порой социально-критическое восприятие капиталистической действительности (например, в творчестве Г. Гросса, О. Дикса).
В них Барлах скорее ближе к Кете Кольвиц, чем к типичным представителям экспрессионизма, — таковы его лаконично-драматичный, проникнутый гневной страстью «Мститель» (1923 Кельн, музей Вальраф-Рихарц), торжественный и несколько архаизирующий «Памятник павшим» (1931, дерево, Магдебург, собор) и ряд сильных, полных внутреннего духовного напряжения портретов. Чаще всего это были виды Венеции.
Большую роль здесь сыграло высокое граверное мастерство Клингера, Либермана и Слефогта. Художница работала над этой серией почти семь лет (1903—1908) изучала исторические источники (в частности исследование В. Циммермана использованное Энгельсом в его книге «Крестьянская война в Германии»), меняла детали и варианты целого, совершенствовала и усложняла технические приемы. Между прочим, нельзя не усмотреть в этой композиции некоторой связи с композицией из «Восстания ткачей», сделанной Кольвиц несколькими годами раньше. Таковы его «Танцовщица» (1912, бронза, Берлин, Национальная галлерея, поэтически задумчивое «Adagio» (1923) и созданная в годы творческой Зрелости «Наяда» (бронза, ГМИИ)— образ юной, стремительно-стройной, по-современному спортивной девичьей красоты. Неудержимая стремительность лавины бегущих на врага крестьян передана с покоряющей силой.
А фигура справа напоминает германскую живопись той же поры: она и одета, как героини картин Дюрера и повернулась в профиль и слегка ссутулилась (так немецкие художники передавали расслабленность – в отличие от прямых спин на парадных портретах). В произведениях Мендельсона второй половины 20-х гг.
В лучших же работах Георга Гросса (1893—1959), отличающихся резким и беспощадно злобным гротеском, удивительно выразительно бичуется циничная жадность, звериная тупость нуворишей, раскрывается жестокость и злобность капиталистического мира. Группа «Мост» также имела утопические тенденции, но взяла за модель средневековую гильдию ремесленников в качестве совместной работы, которая смогла бы улучшить общество: «Всякий, кто передаёт прямо и подлинно, заставляет его творения принадлежать нам». Журнал взял под обстрел реакционный фронт буржуазии юнкерской Германии.