Между тем критики скептически отнеслись к представленной Paris Match сенсации. В 1868 году коллекцию Халил-Бея распродали, картина поменяла нескольких владельцев. В Салоне 1842 г. он дебютирует «Автопортретом с черной собакой», в 1846 г. пишет «Автопортрет с трубкой».
(Courbet, Gustave) (1819-1877), французский художник, скульптор и график. Много, видимо, поработали натруженные старческие руки, чтобы иметь кусок хлеба. Об этом говорят мастерски выполненные автопортреты начала 1840-х годов (Автопортрет с черной собакой, 1844, Париж, Музей Пти Пале Человек с трубкой, 1847, Монпелье, Музей Фабра). В 1831 году будущий художник начал посещать семинарию в Орнане.
И к двадцати годам он уже многое знал и умел. Естественно, что всякий пожелал бы увидеть опальное полотно. Впечатляет также высоко вознесшееся над стоящими людьми распятие на заднем плане. Судьба картины оказалась трагичной: купленная кем-то из фанатиков (с целью уничтожения), она бесследно исчезла и сегодня известна только по репродукциям.
Парижская жизнь Курбе прерывалась многочисленными поездками. Курбе назвал свою картину «Ателье» (1855) «реальной аллегорией, определяющей семилетний период моей художественной жизни». Буржуа таковы. В этом Курбе приближается к Сезанну. Письмо к Вею указывает, что, хотя художник жалел несчастных тружеников и сознавал всю трагичность их безысходно тяжкого и нищего существования, его в той же мере привлекала чисто живописная сторона сцены.
Однако, систематического художественного образования он не получил. Он печатает «Манифест реализма» и к нему как к мэтру примыкают все, кто проповедует реализм в живописи. «Маленькие картины не создают репутации. Стремление раскрыть значительность, поэзию повседневной жизни и природы французской провинции приводит Курбе к созданию монументальных, проникнутых реалистическим пафосом полотен (Послеобеденный отдых в Орнане, Похороны в Орнане). В 1850 г. выставил в Салоне картины «Дробильщики камня» и «Похороны в Орнане», которые принесли ему успех и славу главы реалистической школы живописи. В его картине «Дробильщики камней» (1849 – 1850 утеряна после Второй мировой войны) нет социальной остроты, никакого протеста мы не читаем ни в фигуре старика, вся поза которого как будто выражает смирение перед судьбой, ни молодого парня, согнутого под тяжестью ноши, но есть несомненно сочувствие к доле изображенных, простая человеческая симпатия. Наконец, в 1990-х годах «Начало мира» попадает в парижский музей дОрсе, где в настоящее время и экспонируется под присмотром охранника и под пуленепробиваемым стеклом. Гора заслоняет небо, за ее склоном сияет только небольшая полоска.
Таким он остается почти в каждой своей вещи. Сквозь засаленную изодранную рубаху видны голые бока и плечи, кожаные подтяжки поддерживают то, что некогда было штанами, на грязных кожаных башмаках со всех сторон зияют дыры. В финансовом отношении он по-прежнему полностью зависел от родителей. «Ночной дозор» и «Урок анатомии» подсказали ему способы достижения реалистического идеала. Свободный, гордый, независимый юноша изображен в гроте из диких скал. Париж всегда был политизированным городом.
Но в случае Курбе такую точку зрения никак нельзя признать справедливой. Старик по имени Гажи провел всю жизнь, работая на дорогах вблизи Орнана. Творчеству художника чужда идеализация. Здоровому человеку это не требуется и рассматривать этот опус не хочется. Да и позы героинь картины тоже смущали зрителей.
Здесь Курбе проявил себя как тонкий колорист. В Салон 1849 года художник представил семь работ, в том числе большой холст «Послеобеденный отдых в Орнане» (Лилль, Музей изящных искусств), на котором изобразил себя, отца и своего друга, слушающих игру знакомого скрипача. В 1919 г. прах Курбе был перезахоронен в Орнане.
Отсюда значительность, чувство спокойного достоинства тех, кого писали реалисты. Господин Курбе пишет буржуа». К будущему году я должен написать большую картину», — пишет он родителям в 1845 году.
Последние годы жизни он провел в Швейцарии, практически, в нищете. Столь же программна и другая картина – «Встреча» (1854), которая более известна под названием, данным ей в насмешку, – «Здравствуйте, господин Курбе. » ибо на ней действительно изображен сам художник с этюдником за плечами и посохом в руке, повстречавший на проселочной дороге коллекционера Брюйа и его слугу. Но в чем кисть Курбе обретает мощь, в чем раскрывается в полную силу его живописный темперамент, чувство формы и цвета — это пейзажи, среди которых немало подлинных шедевров. Главным средством выражения Курбе был цвет. Говорят, что когда ему предложили дописать фигуры ангелов в картине, предназначенной для церкви, он ответил: Я никогда не видел ангела.
У Курбе большие замыслы, он чувствует уверенность в своих силах. Вентури говорит, что живописная сила Курбе здесь не уступает тициановской лицо полно неги, лукавства, но и поэзии и изящества. Этот прием многократно и безуспешно был заимствован художниками у Леонардо. 1841, Салон 1848, не сохранилась).
В ней художник представил себя в мастерской за писанием пейзажа, рядом в центре композиции поставил обнаженную модель, наполнил интерьер любопытствующей публикой и изобразил своих друзей среди почитателей и праздных зрителей. На картинах одной группы в реалистической манере изображены представители различных слоев общества: Послеобеденный отдых в Орнане (1849, Лилль, Музей изящных искусств), Похороны в Орнане (1850, Лувр), Дробильщики камня (1849, не сохранилась, ранее находилась в Картинной галерее Дрездена), Ателье, которую сам автор называл Аллегорией реализма (1855, Лувр), Деревенские барышни (1851), Купальщицы (1853, обе – Нью-Йорк, музей Метрополитен), Возвращение кюре с приходского совета (1862, была сожжена владельцем из-за ее антиклерикального характера). Родился Курбе 10 июня 1819 года в Орнане, недалеко от швейцарской границы. Салон 1845 «Раненый», Салон 1844 г. ). Однако возвеличение обыденной темы показалось публике дерзостью.
Наиболее интересные из произведений Курбе: «Похороны в Орнане» (в музее Орсе), собственный портрет, «Косули у ручья», «Драка оленей», «Волна» (все четыре в Лувре, в Париже), «Послеобеденное кофе в Орнане» (в Лилльском музее), «Разбиватели шоссейного камня» («Дробильщики камня») (хранилась в Дрезденской галерее и погибла в 1945), «Пожар» (картина, в связи своей антиправительственной темой, уничтоженная полицией), «Деревенские священники, возвращающиеся с товарищеской пирушки» (едкая сатира на духовенство), «Купальщицы», «Женщина с попугаем», «Вход в долину Пюи-Нуар», «Ораньонская скала», «Олень у воды» (в Марсельском музее) и многие пейзажи («Порыв ветра» и др. ), в которых талант художника выражался ярче и полнее всего. и не способна освободить человека от самого срубого физического труда. ». В зависимости от освещения меняется гамма. Я, напротив, усматриваю в них кроткую покорность судьбе и они вызывают во мне чувство жалости», художник ответил: «Эта жалость. Живопись широкая, свободная, насыщенная светотеневыми контрастами.
Перед зрителем крупным планом изображена открытая вульва неизвестной. гал. ). Михаила от Людвига II Баварского (обе награды присуждены художнику в 1869 г. ). В настоящее время картина хранится в музее дю Петит Палас в Париже.
Картина, написанная с предельным реализмом, произвела сенсацию на Всемирной выставке в Париже в 1855 году. Родившись в 1819 г. на юго-западе Франции, в зажиточной крестьянской семье местечка Орнан, Курбе в 1840 г. перебирается в Париж, чтобы «завоевать его». В скором времени это заведение получило название Храм реализма. Позже, когда влияние Прудона на художника упрочилось, Журбе усвоил морализаторскую интерпретацию своего друга и временами умудрялся даже убеждать себя, что эта концепция с самого начала была его собственной.
Но Прудон всегда видел в любой картине только социологический трактат и нет оснований предполагать, что Курбе, задумывая и создавая «Дробильщиков камня» интересовался лишь социальным звучанием сюжета. Посещал ателье К. Штёбена в Париже, но как художник формировался в основном самостоятельно. Он был известным покровителем изящных искусств и страстным коллекционером. На первую выставку в Салоне Курбе Гюстав представил свой автопортрет с собакой. В центре картины фигура самого художника, вокруг которого в громадном пространстве ателье располагаются различные персонажи: часть из них можно узнать по другим картинам Курбе, часть как бы является «аллегорией» различных слоев населения и профессий. После 1855 года Курбе осудил этот путь. Все горожане старались попасть на картину-эпопею.
На другой стороне – молодой парень с пропыленной головой и смуглым лицом. Насмешки сыпались на Курбе одна за другой.
Планы не осуществились из-за начавшейся революции. Один критик заметил, что при виде такого тела даже крокодил лишился бы аппетита. В 1873 он уехал в Швейцарию. В конце концов, История создания его тематической картины – Дробильщики камня (1849, погибла во время бомбардировки Дрездена в 1945 году) – хорошо известна благодаря письму художника Ф. Вею от 26 ноября 1849 года. (Courbet, Gustave) (1819 – 1877), французский художник, скульптор и график.
Критики обвинили художника в том, что женщина на картине слишком реалистична, «забыв» о том, что, согласно канонам классицизма, девичьи очертания и формы – «принадлежность» исключительно мифических персонажей. Цветовые акценты делаются на белых и красных одеяниях служителей церкви. Курбе удалось передать стихийную мощь природы, леденящий холод. Представитель и теоретик реализма. Увы.
Именно эта картина стала излюбленной мишенью для оппонентов реалистической живописи. «Волна» написана в драматической контрастной манере кьяро-скуро: мощным еолнэм бушующего моря вторят тяжелые грозовые тучи. Кроме того, Гюстав явно нравился самому себе (он действительно был красив и пользовался успехом у женщин). Примерно в это же время художник устанавливает связи в парижских артистических кругах.
Художник заимствовал у своих современников (Коро, барбизонцы, Буден, а позже Мане, Йонгкинд и Уистлер) идеи люминизма, но его влияние ограничивалось во Франции обновлением художественного видения и источников вдохновения. Он уделяет огромное внимание передаче реального ощущения пространства, проблеме освещения. Но на баррикады Гюстав не пошел.
Не хочется долго останавливаться на этой работе. Курбе, как и О. Домье, отверг присужденный ему орден Почетного Легиона. Каждая эпоха рождает своих художников, призванных сохранить ее для будущих поколений. Приехав в Париж, он с упорством и трудолюбием занимался живописью и рисунком в частных студиях, много копировал в Лувре. А. С. Друзья регулярно встречались в пивной, располагавшейся через дорогу от студии Курбе. Курбе изобразил в этой большой (6 кв.
Курбе обвиняли в «прославлении безобразного». Утверждается, что его поведение столь контрастировало с тем, что ожидалось от семинариста, что никто не брался отпускать ему грехи. На Всемирную выставку 1855 года ее не принимают, хотя жюри отобрало для нее одиннадцать работ Курбе. самых разных работ.
Пейзажи Курбе проникнуты ощущением строгого величия и материальности природы (Море у берегов Нормандии, 1867, ГМИИ). Юриспруденции молодой человек предпочёл занятия в художественных мастерских. Он весь бурлил в тридцатые-сороковые годы, а революция 1848 г. увлекла и Курбе.
В 1839 году Курбе отправился в Париж, где познакомился с художественной коллекцией Лувра. Старик стоит на коленях парень тащит корзину со щебнем. В Париже Курбе познакомился с художественной коллекцией Лувра. В этой картине, в которой Курбе апеллировал к образцам голландского искусства, присутствует живое дыхание реальности, которое оживляет также и два шедевра мастера исполненных в том же году: «Дробильщики камня» (не сохранилась прежде – Дрезден, Картинная гал. ) и «Похороны в Орнане» (Париж, музей Орсэ), ставшие событием в художественной жизни того времени и вызвавшие в Салоне 1850 настоящий скандал.
Это изображения скал и ручьев родного Франш-Конте, моря у Трувилля («Ручей в тени», 1867, «Волна», 1870), в которых все построено на градациях прозрачных тонов. В 1873 г. эмигрировал в Швейцарию. 1870, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. Выясняется, что за пределами Парижа популярность Курбе довольно высока. Родился 10 июня 1819 в Орнане, близ Безансона. Вот этак многие начинают и кончают жизнь. На картине изображен торс женщины без лица.
Другую группу составляют портреты, в которых удивительно точно передан характер модели: Молодой человек с кожаным поясом или Автопортрет (1849), Человек с трубкой (1850), Г-н Брюа (1854, все три – Лувр), Портрет Бодлера (1849, Монпелье, музей Фабра), Прудон и его семья (1865, Париж, Пти-Пале), Обнаженная (1869). Увы. Его отец, Режис Курбе, владел виноградниками около Орнана. Это вызывает в обществе скандал.
Картина так шокировала пришедшего в Салон Наполеона III, что он стегнул по ней хлыстом, а императрица Евгения, вспомнив о своем посещении конской ярмарки, произнесла: «Это тоже першерон. » «Купальщицы» нарушали сразу несколько «правил хорошего тона». Чтобы создать эффект вибрации на переднем плане, Курбе использовал не только кисть, но и мастихин (нож-мастерок для палитры). Салон также не принял полотна таких известных мастеров, как Эжен Делакруаи Теодор Руссо. Форма Курбе не опирается ни на перспективу, на на геометрию, она определяется прежде всего колоритом и светом, которые лепят объем. В Париже он познакомился с Шарлем Бодлером и Оноре Домье. В 1871 году Курбе примкнул к Парижской коммуне, управлял при ней общественными музеями и руководил низвержением Вандомской колонны (известный символ бонапартизма).
Жан Дезире Гюстав Курбе (фр. Считается одним из завершителей романтизма и основателей реализма в живописи.
В дни Парижской коммуны Курбе становится ее членом и его судьба переплетается с ее судьбой. В ход пошли даже откровенные и мелочные насмешки и придирки к тому, что на бедрах изображенной женщины не достаточно чистая накидка. Он с друзьями основывает социалистический клуб и создает эмблему народа. К числу лучших произведений Курбе последнего периода относится картина «Возвращение кюре с приходской конференции» (1863), где он сатирически показывает пьяных церковников. Так, он посещал кафе Brasserie Andler (находившееся непосредственно около его мастерской), где собирались представители реалистического направления в искусстве и литературе, в частности, Шарль Бодлер и Оноре Домье.
Самое знаменитое творение Курбе – «Похороны в Орнане» завершает поиски художником монументальной картины на современный сюжет (1849). Революция 1848 г. сближает Курбе с Бодлером издававшим журнал «Благо народа» (он просуществовал, правда, очень недолго) и с некоторыми будущими участниками Парижской коммуны. В 1847 году все три его работы были отвергнуты жюри. Декларация Курбе к выставке 1855 г. вошла в искусство как программа реализма.
Курбе был замечательным мастером реалистического портрета, создателем разнообразных и оригинальных по характеру работ: «Раненый», автопортрет (1844), «Любовники на лоне природы» (1844-45), романтический автопортрет с женой (1845), «Портрет Бодлера», «Портрет Прудона» (1853-55) и др. Светлый свежий колорит противоречил краскам предыдущих картин Курбе. Само обращение к подобной теме было задачей социального плана. К выставке был выпущен специальный каталог, в котором он напечатал «Манифест реализма» критика назвала его лидером движения.
Здесь тоже не вполне удалось задуманное. родился в семье зажиточного землевладельца из провинции Франш-Конте. Вместе с тем, хотя Курбе проповедовал «истинное» искусство, предназначенное для пролетарских масс, не нужно преувеличивать его пропагандистские интенции. Живописная фактура Курбе оказала влияние на кубистов. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.
Они связаны с его родным городом Орнаном (почему Курбе иногда и называют «мастером из Орнана»). Критик Шанфлери писал в его защиту: «Разве это вина художника, если материальные интересы, жизнь маленького города, провинциальная мелочность оставляют следы своих когтей на лицах, делают потухшими глаза, морщинистым лоб и бессмысленным выражение рта. В романе «Биез из Серина», написанном вскоре после этого, Франсис Вей почти дословно использовал фразы из письма Курбе, описывая двух дробильщиков камня у обочины дороги. Заключенный под стражу в тюрьму Сент-Пелажи, он исполнил свой последний «Автопортрет» (Орнан, музей Курбе) и натюрморты.
На Салон 1857 г. художник представил шесть картин, в том числе и скандальную «Лето» (Young Ladies on the Banks of the Seine), на которой изображены две проститутки, отдыхающие под деревом на берегу реки. Всякое искажение пропорций воспринималось как вызов. Тогда и прозвучало впервые слово «реализм», а одна из работ, «Послеобеденное время в Орнане», получила вторую золотую медаль.
Старик стоит на коленях парень тащит корзину со щебнем. «После обеда в Орнане» (1849) – это изображение себя, своего отца и двух других земляков, за столом слушающими музыку. Пройдя недолгий этап близости к романтизму (Виолончелист (Автопортрет), Человек с трубкой (Автопортрет), Курбе полемически противопоставляет ему (как и академическому классицизму) искусство нового типа позитивное (по его собственному выражению), воссоздающее окружающий мир таким, каков он есть. Об этом говорят мастерски выполненные автопортреты начала 1840-х годов (Автопортрет с черной собакой, 1844, Париж, Музей Пти Пале Человек с трубкой, 1847, Монпелье, Музей Фабра). При уме и значительном таланте художника, его натурализм, приправленный, в жанровых картинах, социалистической тенденцией, вызвал много шума в артистических и литературных кругах и приобрёл ему немало врагов (к ним относился Александр Дюма-сын), хотя также и массу приверженцев, к числу которых принадлежал известный писатель и теоретик анархизма Прудон. Во-первых, женщина была слишком реалистична.
Остальные работы художника в Салон не приняли. Это заставило художника удалиться в Швейцарию, где он и умер в нищете 31 декабря 1877 года. На другой стороне – молодой парень с пропыленной головой и смуглым лицом. «Купальщицы» были открытым выступлением уже не против старых сюжетов, но против всех прежних концепций обнаженной натуры в живописи.
Разочарование побудило его построить на собственные средства «Павильон реализма» на территории Всемирной выставки и организовать в нем показ своих работ. «Похороны в Орнане» (в музее Орсе), «Драка оленей», «Косули у ручья», «Волна» (все четыре в Лувре, в Париже), «Послеобеденное кофе в Орнане» «Разбиватели шоссейного камня» (в Лилльском музее), («Дробильщики камня») (хранилась в Дрезденской галерее и погибла в 1945), «Пожар» (картина, в связи своей антиправительственной темой, уничтоженная полицией), «Деревенские священники, возвращающиеся с товарищеской пирушки» (едкая сатира на духовенство), «Купальщицы», «Женщина с попугаем», «Вход в долину Пюи-Нуар», «Ораньонская скала», «Олень у воды» (в Марсельском музее) и многие пейзажи («Порыв ветра» и др. ), в которых талант художника выражался ярче и полнее всего – собственный портрет, Наиболее интересные из произведений Курбе. Себя художник изобразил сидящим на земле у входа в грот Плезир-Фонтен (недалеко от Орнана). Художественная ценность картина стала очевидной лишь годы спустя, когда скандал поутих. По своей правдивости пейзажи Курбе близки величайшим шедеврам пейзажной живописи XIX в. Блестящий портретист природы, он был гениальным интерпретатором света, такого особенного в Франш-Конте («Деревенские барышни», 1852, Нью-Йорк, музей Метрополитен), сухого южного света, с которым художник познакомился во время первого пребывания у своего покровителя А. Брюйаса.
Произведения Курбе представлены в Париже (музей Орсэ и Пти Пале) и в музеях в Монпелье, Безансоне, Кане, Лилле, а также в крупных музеях мира (Нью-Йорк, Винтертур, Кельн, Будапешт, Цюрих, Берн). Говоря об изображении обнажённой женской натуры у Курбе, чаще приводят в пример его «Купальщиц», наделавших переполох в Салоне 1853 года. Эта композиция, парадоксальным образом названная самим художником «реальной аллегорией», сделала Курбе художником не только одного события, но и целой философии.
Изящен силуэт стоящей в профиль девушки с поднятыми руками к самой верхушке решетки. Но не берут на выставку картину «Ателье», в которой Курбе выражает свои художественные принципы.
Художник обращается к темам труда и нищеты. Умение передать типическое через индивидуальное, создать целую галерею провинциальных характеров на материале сугубо конкретном – на портретных изображениях родственников, жителей Орнана, огромный живописный темперамент, колористическая гармония, свойственная Курбе неудержимая энергия, мощный пластический ритм ставят «Похороны в Орнане» в ряд с лучшими произведениями классического европейского искусства. Покажите мне ангела и я напишу его. Первая картина Курбе имевшая настоящий успех, была написана в Париже. «Я остановился, чтобы посмотреть на двух человек, разбивающих камни у дороги.
для выполнения. Он редко строит свои картины в глубину, его фигуры как бы выступают из картины.
Фигуры на полотне выполнены почти в натуральных размерах. В 1855 г. Курбе выставля ет свои произведения в отдельном павильоне, названном им «Реализм». Пушкина). В темноте не просматривается ни одна детальпотом накладываю все менее и менее интенсивные оттенкистараюсь найти им местопотом кладу полутона и так до самых светлых, пока все не засияет. Курбе писал каждую из своих моделей отдельно.
Вот одна из предполагаемых исследователями моделей для полотна «Происхождение мира» (Гюстав Курбе), фото которой здесь представлено. В защиту выступил писатель Шанфлери: «Курбе пробил двери в Салон своими семью картинами. В 1847 г. Курбе посетил эту страну, где познакомился с живописью Рембрандта и Халса. ». «Быть в состоянии передать нравы идеи, облик моей эпохи, согласно моей собственной оценке быть не только живописцем, но также и человеком одним словом, создавать живое искусство – такова моя цель», – провозглашает художник.
Он вдохнул в свои персонажи, до боли ему знакомые (можно назвать имя каждого из них), в обычную деревенскую сцену монументальное величие и благородство. Пушкина). 1850-е – наиболее благоприятный период для творчества Курбе, когда созданы самые выдающиеся его произведения, например, «Дробильщики камня» – метр шестьдесят пять на два пятьдесят девять. Курбе Жан Дезире Гюстав (Courbet), французский художник, график, скульптор, общественный деятель.
В его доме она висела под зеленой вуалью на почетном месте в туалетной комнате. Его отец владел виноградниками около Орнана. Строго говоря, в картине было достаточно деталей, оскорбляющих изысканный вкус. Так, он посещал кафе Brasserie Andler (находившееся непосредственно около его мастерской), где собирались представители реалистического направления в искусстве и литературе, в частности, Шарль Бодлер и Оноре Домье.
В 1855 он написал большой групповой портрет «Ателье», где изобразил себя за работой в окружении персонажей своих картин и друзей-единомышленников. Умер Курбе в Тур-де-Пельц в Швейцарии 31 декабря 1877. Со спокойным высокомерием он смотрит прямо на зрителя. Этот период творчества овеян романтическим чувством («Влюбленные в деревне». С 1865 его привлекали нормандские берега, где он написал «Девушку с чайками» (Нью-Йорк, частное собрание) и блестящую картину «Молодые англичанки у окна» (Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека), а также «Волну» (1868, Нью-Йорк, музей Метрополитен). В период Парижской коммуны Курбе активно участвовал в событях: и как художник и как общественный деятель, президент федерации художников, «блюститель всех видов искусств и музеев Парижа».
В 1839 году он отправился в Париж, дав отцу обещание, что будет изучать там юриспруденцию. в Париже Курбе познакомился с художественной коллекцией Лувра. Однако лучшими работами молодого Гюстава Курбе были портреты его близких и автопортреты – так, в Салоне 1844 он выставил «Автопортрет с черной собакой» (1842, Париж, Пти Пале), а вскоре написал портреты: «Раненый» (1850-1854, Париж, музей Орсэ), «Счастливые влюбленные» (Салон 1845, Лион, Музей изящных искусств и Париж, Пти Пале), «Человек с трубкой» (1849, Монпелье, музей Фабра). Семейство Курбе жило в Орнане на протяжении многих поколений.
1865—1870, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств Скалы в Этрета, 1869, Париж, Музей Орсэ Волна, ок. Он посещал академию Сюиса, где работал с натуры и копировал картины старых мастеров в Лувре, среди которых его привлекали блеск красок и богатство живописной манеры Веронезе, Веласкеса, Сурбарана и, особенно, Халса и Рембрандта (эта страсть утвердилась во время путешествия Курбе в Голландию в 1847). Хочется просто быстро забыть подобную гадость.
Его гамма очень строга, почти монохромна, построена на богатстве полутонов. Курбе принял сторону восставших, хотя и не участвовал в боевых действиях. В 1844 году его картина Автопортрет с собакой была выставлена в Парижском салоне (остальные предложенные им картины были отвергнуты жюри). Больше всего наблюдал и лучше всего знал Курбе обитателей своего родного Орнана, деревень его местности Франш-Конте, вот таким образом именно жители этих мест, сцены из их жизни и послужили для Курбе теми «портретами своего времени», которые он создал.
На ней изображены и певчие и кюре и мэр города и жители в черных траурных одеждах. А. С. Публика, шокированная прозаизмом его тем, возмущалась непристойностью его обнаженных, например представленных в Салоне 1853 «Купалыциц» (Монпелье, музей Фабра). Академия). По его словам, он «хотел знать, чтобы мочь».
Курбе был революционером не только в живописи, но и в жизни. Вчера никто не знал его имени, сегодня оно у всех на устах. проистекает от возмущения несправедливостью и тем самым, даже не задаваясь такой целью, а просто изображая увиденное, я поднял вопрос, который они именуют социальным вопросом».
Появление этой картины вызвало бурную реакцию со стороны Церкви. Первые значительные полотна художник создал в 1849 г. : «Послеобе денный отдых в Орнане», «Дробильщики камня», «Похороны в Орнане». «Маленькие картины не создают репутации. В 1855 г., когда Курбе не был принят на международную выставку, он открыл свою экспозицию в деревянном бараке, названном им «Павильоном реализма» и предпослал ей каталог, в котором изложил свои принципы реализма. Гюстав Курбе родился в 1819 году в Орнане, городке с населением около трёх тысяч человек, расположенным во Франш-Конте, в 25 км от Безансона, около швейцарской границы.
Вот этак многие начинают и кончают жизнь». Красноватое лицо с каким-то оливковыми тенями обрамляют черные волосы и борода. В 1860-е начале 1870-х гг. Так, в 1856 он выставил картину «Девушки на берегу Сены» (Париж, Пти Пале) в 1861 – «Олень у воды» (Марсель, Музей изящных искусств), которая свидетельствует о его мастерстве в изображении трагедии охоты в 1866 – «Косули у ручья Плезир-Фонтен» (Париж, музей Орсэ) в 1869 – «Загнанный олень (Аллали)» (Безансон, Музей изящных искусств) наконец, в 1870 – «Утесы Этрета» (Париж, музей Орсэ), в которой прозрачная ясность атмосферы сочетается с темным массивом скал. «Реализм, по своей сути, — признавал сам художник, — искусство демократическое».
На Салон 1857 г. художник представил шесть картин, в том числе и скандальную «Лето» (Young Ladies on the Banks of the Seine), на которой изображены две проститутки, отдыхающие под деревом на берегу реки. В качестве примеров можно привести полотна Пирушка на охоте (1857, Бостон, Музей изящных искусств), Бой оленей (1859-1861), Олень и олениха в лесу (1866) и Волна (1870, все три – Париж, Лувр). Художнику с помощью друзей удалось бежать в Швейцарию, где он, больной, разбитый духовно, продолжал работать вплоть до самой смерти (к этому времени относится его пейзаж «Хижина в горах», 1870-е, другие горные пейзажи, несколько значительных картин). Критическое отношение Курбе к традиционной живописи прекрасно иллюстрируют его ню.