«грехопадение» (нидерл. De zondeval) — картина фламандского живописца Гуго ван дер Гуса (1430/40–1482), представителя эпохи Раннего Возрождения. История Адама и Евы до и после грехопадения изображена в трех моментах ее, на трех картинах.
Эпос Мильтона лег в основу либретто оратории Й. Гайдна («Сотворение мира»), а затем оперы А. Г. Рубинштейна («Потерянный рай»). Спокойно протягивает она руку, чтобы взять роковое яблоко. Бог, который изображается вовсе не всевидящим и всезнающим, а строгим, но справедливым судьёй, прогуливается вечером («во время прохлады дня») по саду. Адам смиренно прячет лицо в ладонях, покорно соглашаясь с наказанием. Фреска «Изгнание Адама и Евы из рая» полна драматизма.
Кажется, что они буквально вырастают из дерева. Адам и Ева изгнанные из рая идут, охваченные безысходным отчаянием. Жизнь Адама и Евы составила содержание апокрифического «Жития» (ошибочно названо также Апокалипсисом Моисея), созданного на основе раннего агадического материала в Иудее во 2-й половине 1 в. до н. э. -1-й половине 1 в. н. э. 2). Адам же, сгорая от нетерпения, спешит поскорее сорвать запретный плод.
Эти цветы также изображены ван дер Гусом на алтаре Портинари. Каин сильно огорчился и поникло лице его. И сказал Господь Каину: почему ты огорчился. Безутешных ослушников преследует ангел с мечом, охраняющий ворота рая. См. Его изысканная прическа (черта, присущая продажным женщинам) контрастирует с распущенными волосами Евы.
Появились болезни, страдания и смерть. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. 3, 23-24). Если в «Оплакивании Христа» ван дер Гус отказался от изображения пейзажа, чтобы подчеркнуть трагизм религиозного сюжета, то в «Грехопадении» фигуры Адама и Евы вписаны в зеленый сад Эдем. В проклятиях бога, произнесенных стилизованной, ритмической прозой, содержится объяснение способа передвижения змеев и загадочности их питания («ты будешь ходить на чреве твоем и будешь есть прах во все дни жизни твоей», 3, 14), очевидно и неприязни людей к этим пресмыкающимся. Он прощён, ангелы просят дозволения похоронить трупы Адама и Авеля в раю.
Это говорил дьявол в образе змея. В отличие, например, от безудержного отморозка Караваджо, у Гольциуса замашки рок-звезды удачно сочетались с дисциплиной и чувством самосохранения, вот таким образом делал ладную карьеру гравировщика и в 1580 году собрал вокруг себя тусовку художников-маньеристов, получившую нейтральное название по месту пребывания — «Харлемская Академия». Тихим покоем полны их прекрасные лица и тела. Подразумевается словесный диалог, но изображается только реакция Евы (позой и мимикой).
Богословские и историко-философские толкования предания пародировали А. Франс (роман «Остров пингвинов»), Б. Шоу (пятичастная драма «Назад к Мафусаилу»). Между райским деревом и изгнанниками, словно бездна, зияет безбрежная пустота. АДАМ И ЕВА. 1400).
Впечатление, что рассказ продолжает предание о сотворении мира и людей, в частности «человека» (Адама) из глины, а жены — от его ребра (см. Агадические рассказы пытаются психологически объяснить поведение персонажей повествования: змей дотронулся до запретного дерева, но остался жить, чем продемонстрировал несостоятельность опасений жены он толкнул жену так, что она сама коснулась дерева, увидев при этом ангела смерти, но она сказала себе: если я умру, бог создаст другую жену Адаму, вот таким образом я дам ему тоже отведать от плода — или умрём вместе или останемся живы (по одному из преданий, змей сожительствовал с женой Адама). Затем он поместил Адама в Сад Эдема, запретив есть плоды с Древа познания. В наказание Бог изгнал их из рая. Темы сотворения мира искушения и изгнания Адама и Евы из рал были популярны в искусстве Средневековья и Ренессанса, поскольку они были связаны с идеей искупления первородного греха через Христа.
Ближе к сюжету примыкают те картины с изображением Евы (без Адама), где художники стремились выразить настроение и характер библейского персонажа. Случилось это так.
Адам), создается лишь вследствие композиции библейской книги. Ева не просто плачет, она рыдает, стыдливо стараясь скрыть наготу. Обращаясь к традиционным для средневекового искусства сюжетам, он дает им новую трактовку. Согласно второй версии («и сказал бог Яхве: вот человек стал как один из нас, зная добро и зло и теперь как бы не простёр он руки своей и не взял также от дерева жизни и не вкусил и не стал жить вечно пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни», 3, 22-24), люди остаются в саду, но чудесный огненный меч охраняет доступ к «древу жизни», чтобы умудренные знанием добра и зла люди не вкусили также плод (вечной. ) жизни и не уподобились бы богу, который ревниво оберегает свое последнее преимущество. 6). Бог создал Еву из ребра Адама, чтобы она была его женой. Жена сама ест плод и даёт мужу.
Учащаются опыты сатирического изложения сюжета (напр., «Дневник Адама» Марка Твена). Ангелы молят бога об отпущение греха Адама. В качестве плода запретного дерева сперва изображали гранат, позднее — яблоко.
Частый сюжет — «изгнание из рая»: людская пара спускается на неуютную землю. На левой створке так называемого Венского диптиха (ок. Для художников Северного Возрождения нагота соединялась с мыслью о грехе. На фоне крестьянских войн и Реформации (16 в. ) еще более обострилась проблематика причин фактического неравенства потомков Адама и Евы и возник вопрос о естественности, т. е. божественности, такого правопорядка. 2, 11-14).
(Изысканные прически отличали женщин, занимавшихся проституцией. ) Ирис и аквилегия изображенные ван дер Гусом, олицетворяют Святой Дух и считаются цветами Девы Марии. Ева, беспомощно заламывает руки. И сказал : что ты сделал.
Фресковый цикл Мазолино и Мазаччо «Житие апостола Петра» (1426-1427) в капелле Бранкаччи во флорентийской церкви Санта-Мария-дель-Кармине начинается с «Грехопадения» и «Изгнания из рая». Однако принимают свою судьбу Адам и Ева по-разному. В христианстве библейское предание изображающее в качестве «прельстившегося» не «мужа», а «жену» используется для подчеркивания особой «греховности» женщины и обоснования её подчиненного положения (ср. Сюжет об Адаме и Еве в раю входит в качестве составной части во многие произведения о сотворении мира (пьеса И. В. Штока «Божественная комедия» и др. ). На некоторых картинах Ева наделена «змеиными» чертами, она стоит рядом со змеем, обвивающим древо познания и оба как бы воплощают один образ дьявола.
По лицу Адама скользит гримаса боли и страха, смешанные с раскаяньем. 5) и Евой (см. рис. В этой связи привлекаются змей и дерево. Неправда, – ответила Ева, – только плоды этого дерева Бог запретил есть нам и сказал, что если мы вкусим их, то умрем. Иеще родила брата его, Авеля.
С именем Джотто ди Бондоне связан переворот в развитии итальянской живописи. В теоретических трудах он определяет перспективу как «видимые издали предметы, представленные в определенных и данных пределах, пропорционально, в зависимости от их размеров и расстояния». Выдающиеся обработки сюжета в 16 в. принадлежали Г. Саксу («Трагедия о сотворении Адама и изгнании его из рая»), И. Штрикеру («Игрище о жалком падении Адама и Евы»), Б. Крюгеру («Действо о начале и конце мира»), Д. Андреини (трагедия «Адам»), Лопе де Beга («Сотворение мира и первая вина человека») использовавшего также предание о Каине и Авеле и о гибели первого братоубийцы Й. ван ден Вонделу («Адам в изгнании»), у которого действо обращено на мотивацию злобы «искусителя» (Люцифера) и, наконец, Дж.
Прическа полуженщины-полу-ящерицы контрастирует с распущенными волосами бесхитростной Евы. Оплакивание. Это своего рода намек на искупление первородного греха человечества. Центр композиции – древо познания – делит картину на две части. Драматизм сцены усиливается фигурой парящего ангела с занесённым над их головами мечом – символом возмездия за грехи. Поздними (или посторонними) вставками надо считать географическое уточнение месторасположения сада (2, 10-14) — на горе, откуда исходят великие реки Месопотамии, что указывает на место возникновения сюжета (ср.
Теперь их, покорных судьбе, преследуют ненависть, зло и тьма. Итак, последствия грехопадения оказались громадными и тяжкими. Адам и Ева после изгнания из рая каются, дав обет стоять порознь 40 (или 37) дней в реках Тигр и/или Иордан (они и в раю обитали раздельно: Адам — среди животных-самцов, а Ева — среди самок) сатанавновь обольщает Еву и тем самым мешает покаянию рождение Каина и Авеля, смерть последнего рождение Сифа (Шет) и других детей Адаму предсказана смерть, он заболевает Ева посылает Сифа их сына, за «маслом жизни», которое течет из «древа милосердия», растущего в раю, но его достать невозможно и Адам умирает на 930-м году жизни (70 лет он, по еврейской легенде, «уступил» Давиду). В их понимании высшая красота – в одухотворенности человека. Рим 5, 19) как причина «грехопадения» или т. н. первородного греха.
Художественным продолжением библейских событий является прекрасное творение Микеланджело «Грехопадение и изгнание из рая». А чтобы люди не забыли этого обещания Божия, Бог научил людей приносить жертвы. В 18 в. Ева обычно наделялась кокетливой позой и изображалась воплощением любви. Иначе были прочитаны эти страницы Библии итальянским художником Томмазо Мазаччо.
рис. Ветхозаветное предание о «человеке» (Адаме) и «жене» (Еве) в раю, вкусивших запретный плод (основной мотив библейского сюжета) было истолковано христианским богословием (ср. Немотивированным дополнением считают фразу «И сделал бог Яхве человеку и жене его одежды кожаные и одел их» (3, 21), этимологическим, поздним пояснением текст: «И нарек Адам имя жене своей: Ева ибо она стала матерью всех живущих» (3, 20), где автор толкует, по-видимому, новое (и непонятное) имя собственное «жены» как Ева. В целом повествование носит характер этиологического предания. Рассмотрим картину нидерландского живописца XV века Хуго ван дер Гуса «Адам и Ева у древа познания», являющуюся левой створкой диптиха «Адам и Ева. Адам в исступлении закрывает лицо руками.
». Они пишут тело естественным, но отнюдь не прекрасным. если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица. В тот же миг они узрели наготу друг друга и стыдливо прикрылись фиговыми листьями. В средние века предание, воспринятое из Библии и из апокрифического «Жития Адама и Евы», подверглось многочисленным переделкам в прозе, эпической поэзии, а также в драматургии. Адаму и Еве дано заверение в том, что грядущий «сын божий» (Иисус Христос) их спасет.
Именно в силу этого оно, во многом не согласующееся с иудаистической концепцией другого источника Библии (рассказа об Адаме), было включено в канон в качестве назидательного эпизода в изложении «всемирной истории» человечества (см. (называется и другое дерево, на чудесных плодах которого лежит запрет, — древо жизни, однако искони речь шла, по-видимому, об одном дереве). В целом же «корень зла» стали видеть в дьяволе (в образе змея), как извечном сопернике бога (между тем по Библии змей может быть воспринят и как друг человека, заведомо обездоленного богом-творцом).
Исключительным среди аналогичных преданий с такой же этиологией является «исторический» характер библейского сказания. В их понимании высшая красота — в одухотворенности человека. Ввиду этой вставки героиня всего рассказа воспринимается как «Ева». Затем следует «наказание по справедливости»: проклятия налагаются на змея, жену, наконец, землю и мужа.
Трагический конфликт получал «оптимистическое» решение: дьявол будет наказан. Оплакивание».
После этого у обоих открываются глаза на собственную наготу и из чувства стыда (впервые появившегося) люди делают себе опоясания из смоковных листьев («фиговый листок»). Здесь отражается представление автора о тяжелом труде земледельца, внушается мысль, что земля вообще становится уделом людей в наказание. Змей иногда приобретает мужские признаки (иногда имеет лицо мужчины-искусителя).
Мир для них раскололся надвое. В средние века изображение обнажённого мужского и женского тела было граничит с Адамом (см. Из средневековых армянских версий, близко примыкающих к эфиопскому и арабскому изводам, большую ценность представляет «Книга об Адаме» епископа Аракела Сюнеци на армянском языке (ок. И католическая и православная традиции сходятся в том, что «первородный грех» исказил «исконную природу» человека, созданного вначале невинным и безгрешным, его «богоподобие» спасение от его последствий видят в акте крещения, устанавливающем причастность крещеного к Иисусу Христу («новому Адаму») искупившему своей смертью «первородный грех» («первого Адама»). В драме И. Мадача («Трагедия человека») сатана демонстрирует Адаму будущее рода человеческого, после чего Адам хочет кончить жизнь самоубийством, однако Ева, воплощение материнства, удерживает мужа от такого поступка и прогоняет искусителя-сатану. Любовь, добро и свет – всё осталось в прошлом.
Эпилог сказания представлен, по мнению некоторых учёных-библеистов, в двух версиях. Люди лишились райской блаженной жизни. – Но если вы вкусите плодов с этого дерева, то будете, как боги, знающие добро и зло. В начале 20 в. «грехопадение» проблематизируется (драма «Адам» А. Наделя, роман «Адам и Ева» Дж.
Эрскина) как богоборческий конфликт между интеллектом (духом) и страстью (чувством) с тенденцией приоритета чувственного начала. Все эти вещи художник подцепил у итальянцев, до него физиология голландцев мало заботила. Помещенная между ними граненая ваза с белыми лилиями (символ девственности и чистоты) служит композиционным центром картины, где в верхней части в окружении херувимов парит голубь – Святой Дух. В зависимости от понимания сюжета Ева изображается «небесной» или «земной», т. е. доступной или недоступной искушению, часто (в соответствии с текстом предания) более активной: стоящей с распростёртой рукой, улыбающейся, тогда как лицо пассивно сидящего Адама оставалось безмятежным.
Он знает правду о том, что от запретного плода люди не умрут, как угрожал Яхве, а станут лишь как «боги, знающие добро и зло». 1 Тим. Но змей (по-еврейски слово мужского рода), который был «хитрее всех зверей полевых», созданных Яхве, обольщает жену.
Лицо же Евы раздирает мучительный крик, который она не хочет и не может сдержать. В данной работе великолепен колорит, который обладает светоносностью и ощущением пространственности обобщенным фигурам придана почти геометрическая правильность, что роднит их с совершенными античными статуями. Содержание «Жития Адама и Евы» сводится к следующему.
рис. Врата в рай для них закрылись навсегда. Постепенно в образах Адама и Евы (после их изгнания) выявились крестьянские черты и сильнее зазвучал мотив их трудолюбия, а также идея исконного равенства людей, начавших жизнь на земле как одно сословие земледельцев. В центре картины – фигуры ангела и женщины-змеи, обвившейся вокруг ствола.
Ансания сиенского собора. Библейское предание об Адаме и Еве в раю оставило заметный след в мировом фольклоре (изустные записи сюжета в поэтической, прозаической версиях и разных жанрах учтены в справочниках, в частности О. Дэнгардта). Широко представлен сюжет в изобразительном искусстве. В соответствии с христианским пониманием изгнание из рая ознаменовало начало, а распятие Иисуса окончание пути к спасению человечества. Для художников Северного Возрождения нагота соединялась с мыслью о грехе.
Сад Эдем с Древом познания добра и зла представляет собой традиционное изображение рая. Нет, вы не умрете, – сказал змей-искуситель. В «портрете» Евы сказывалось влияние античных образов богинь. Мильтону («Потерянный рай»), усилившему заложенную в библейском предании идею о свободе человеческой личности, а следовательно, добровольности греха и потому необходимости ответственности человека за его поступки. Открытия, сделанные в теории, он применяет в своих картинах.
С момента произнесения проклятий божественным судьёй все как бы остается неизменным: жена будет обольщать мужа, но останется его рабой и будет рожать ему детей в муках, а человек (Адам) будет смертным и будет в поте лица есть хлеб. 4). шумерский рассказ о «райской стране» — острове блаженных Тильмун). Весь облик прародителей выражает горе и стыд. Христианскими являются эфиопский и арабский переводы, вероятно, непосредственно с еврейского (утраченного) подлинника. и отчего поникло лице твое.
Только из ответов человека он узнаёт, что его заповедь нарушена. рис. и имеющего несколько версий.
Немотивированность поведения змея дала повод впоследствии считать его воплощением «зла» и «искусителем». Для обоих обнаженных фигур характерен изысканный живописный натурализм. Они пишут тело естественным, но отнюдь не прекрасным. Он сказал: не знаю разве я сторож брату моему. рис. Им посвящали отдельные произведения и целые серии.
В одной фреске автор изображает два разновременных эпизода. Тщательность, с какой выписан каждый лист, былинка, завиток волос, поразительна. В наказание за первородный грех Бог изгнал Адама и Еву из Эдема.
.