Полуголый казак смакует крепкое атаманово словцо, а другой, черноусый, в шапке с красным верхом, от восторга грохнул его кулаком по спине. Безусловно, картина сделана уверенной рукой мастера, обладающего живописным мастерством, тонкостью и беспредельным талантом. Первый факт.
Однако, если взглянуть на эту работу в общей перспективе жизни и творчества Ильи Ефимовича Репина, то можно сказать, что небольшой «пейзаж со стаффажем» одна из интимных и лиричных работ Репина. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Автор как бы издалека берёт сюжет, выставляя на первый план траву, взятую как бы «не в фокусе». Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. 2.
По всему дому были развешаны предупреждения: "Не ждите прислугу, ее нет". И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке.
Восторгу маленького Ильи не было конца, когда он увидел, как на его глазах серый безликий рисунок превращался в сочный, алый арбуз с черными семечками. Она была закончена только в 1891 году. Сюжет полотна «Садко» Репин взял из одноименной новгородской былины. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать.
Они словно противопоставлены друг другу. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Она напоминала блеклое растение, которое всегда в тени.
Берег Волги. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился.
Работал весь день, не замечая времени. Картина "Садко". Единственная «сказочная» картина Репина – «Садко» («Садко в подводном царстве») – написана в 1876 году по заказу великого князя Александра (будущего императора Александра III). В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода.
Убийство свершилось. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Книги сыпались на нас быстрее, чем листья с деревьев, мы только успевали их читать.
Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Репин формирует листья в основном с помощью цвета, а фрукты «лепит» используя блики и светотеневые переходы.
Уехав лечиться за границу, она в 1914 году умерла. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Вегетарианцем стал и сам Репин. Между тем, когда эту картину выставили в Третьяковской галерее многие из зрителей начинали рыдать, других картина вводила в ступор, а с некоторыми и вовсе случались истерические припадки.
Репин не слишком горевал о ней – в то время он уже почти ее не помнил. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Репин считал сам эту картину красивой. Еще три года назад, в 1873 году, И. И. Шишкин был счастлив и безмятежен: он стал признанным и знаменитым художником, рядом была любимая семья Лето того 1873 года его семья проводила в деревне вместе с семьей художника И. Н. Крамского и Крамской тогда написал портрет своего товарища— «Портрет художника Ивана Ивановича Шишкина» среди лесов и полей— там, где Шишкину вольготнее всего.
Он идет прямо к матери. Ну и Безруков тогда был на. Вышло 15, про них и расскажу, расположив. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ).
Флоксы» (1884, Третьяковская галерея, Москва). Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы.
В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. В его глазах читается печаль, тоска. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Но она здесь в тишине и таинственной чаще Абрамцева. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Поставленная перед художником задача была очень трудной.
А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки.
Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Репин никуда не делся. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Ибо в доме Репина потчевать друзей было принято сеном. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств.
На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь.
В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Среди множества известных картин написанных в этот период «Летний пейзаж» (Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцево) 1879 года кажется совсем незначительным и малоизвестным.
О картине появилось много статей в периодической печати. И никто тогда не мог предположить, что это был последний год радости в жизни Шишкина. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Написанная Репиным в 1876 году картина «На дерновой скамье» не столь большая, как другие произведения художника.
Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Пейзаж так и приглашает к спокойному, неспешному, даже ленивому отдыху. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Краски томного лета буквально разлиты по всему полотну картины. Все таки есть хорошие сериалы, которые остаются в памяти надолго. :русские сериалы список:«Бригада» (2002)«Бригаду» невозможно обойти вниманием, впрочем, как и переоценить — это одна из самых громких телевизионных картин нулевых. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами.
Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». А вот Ларька в розовой драной рубахе – нетерпеливый, озорной мальчишка, который чуть не потонул, когда с братом Репина попал под колесо парохода. Стасов присылает ему все, что он просит. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.
Нордман несколько раз сбегала и возвращалась. Этюд получился превосходный. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка.
у которых ни на йоту не попадается ничего духовного – весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев. ». В картине «На дерновой скамье» зрителю предложено спокойно полюбоваться на игру света, выразительность силуэтов, другими словами – предоставляется возможность полюбоваться прелестной живописной красотой, оставляя её у себя в памяти. У них трое детей и Вера основная модель для Ильи Ефимовича. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель.
Возвращается в Россию летом 1876 года. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку».
В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Гости Мамонтова, слушавшие ответ казаков, буквально покатывались со смеху – так ловко издевательства смешивались в нем с озорством. Ни один из них не показал бы на своем полотне такие простенькие фрукты, «украшенные» червоточинами и царапинами.
Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Не доносчик ли. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ).
Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. В перспективе времени можно сказать, что это пейзаж отразил вершину супружеского счастья. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Обычно в работах художника присутствуют быстропроходящие впечатления.
Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Репина привлекала тема революционно-настроенной России. По своей концепции картину очень близки друг к другу и относятся к пейзажам «чистой живописи», простоты, радости и естества.
Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. В эту минуту в комнату вошел Христос. О чем эта история. Рассмотрим "ближний круг". Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна.
Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. В 1876–1878 годах он жил в Киеве, где посещал городскую рисовальную школу. Все заняты.
Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном.
Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Глаза ясные и добрые.
Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Может быть доносчиком и тот человек, который стоит у окна и, заложив руки за спину, смотрит на пропагандиста, – это, вероятно, хозяин избы.
я работал завороженный. Имя Репина стало широко известным.
Он видел крестные ходы у себя на родине, в Чугуеве, в 1881 году ездил в окрестности Курска, где каждый год летом и осенью совершались знаменитые на всю Россию крестные ходы с Курской чудотворной иконой Божьей Матери. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. И тем не менее лаконичный и скромный натюрморт «Яблоки и листья» не менее привлекателен для современного зрителя, чем «Цветы и плоды» И. Хруцкого изображающие роскошные плоды и спелые ягоды.
Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Конечно, назвать эту картину откровенно импрессионистской трудно, но в то же время эта картина Репина показывает, насколько хорошо художник учитывает и знает все направления современной импрессионистической живописи.
Во время болезни мы провели с Данилом тематическую недельку Динозавры. На второе сегодня – очередное издание Снегурочки с рисунками Васнецова. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану.
Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. В издательстве Комильфо вышли комиксы о малыше немо. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя.
При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. История картины «Яблоки и листья» несколько необычна. Каждый персонаж переживает что-то своё. Музыка переносила его в мастерскую, к картине.
Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное.
Её жизнь посвящена любимому мужу, его творчеству, его идеям и его личности. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год.
А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Мне минутами становилось страшно». Чудесное стихотворение о божьей коровке с иллюстрациями Рубена Варшамова. Плотная, густая тенистая зелень заросшего парка, старые выбеленные солнцем и непогодой брёвна маленького старого мостика над ручьём. Критики отмечают, что на полотне отсутствует какой-либо чёткий сюжет и зрителю предложено «работать глазами».
Заросший парк манит и приглашает погулять в его густой тени. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Репин был очень дружен с Мамонтовым.
Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Силу человеческого духа увидели в картине современники.
По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Но обратите внимание, что их автор – не Винзор МакКей. Какую красивейшую книгу переиздала Нигма.
И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда.
И вот уже перед нами не царь, а отец. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». И обещанная. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых».
Она была написана сразу по возвращению Репина из Парижа. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Вспомнила молодость так сказать. За окном летний день.
К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. и несколько раз пересчитала всех по головам. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены.
Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Эта тема Дани очень нравиться сейчас он просто фанат динозавров. Чувствуется, что стол и разбросанные по нему листья – лишь фон к главным предметам – яблокам. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери.
Нордман, как говорят современники, была довольно самовлюбленной женщиной и не очень хорошо повлияла на творчество Репина. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Мы не видим ее лица, не видим, какими глазами смотрит она на сына, но вся ее фигура в черном платье, рука, слегка опирающаяся на кресло, говорит о том, что она узнала сына, что она в душе всегда ждала его. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». О непримиримости двух мировоззрений: одного – прогрессивного, гонимого, почти растоптанного, но не сломленного, другого – заскорузлого, костного, меркантильного, утратившего истинность.
Чувствуется присутствие барбезонской школы. Так ли это – судить зрителям. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Центральная группа словно недовольна своей ролью.
Официально отдаю октябрю звание самого книжного месяца года. Мужа постоянно отправляли в далекие походы, а Татьяна Степановна, живя с детьми в военном поселении, чтобы прокормить семью, была вынуждена много трудиться на самых тяжелых и грязных работах.
Нашла этот чудесныйрусские сериалы список. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Присутствуют также её брат с супругой и родители. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека.
Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках.
Конечно историки не дают точного ответа на вопрос, был ли факт сыноубийства. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными.
Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства.
Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. В "Пенатах" стала хозяйкой старшая дочь Репина Вера. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Комната небогатой интеллигентной семьи.
И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Он и Вера уже семь лет женаты.
Довольно странным является то, что, выбрав такую экспозицию, каждый из присутствующих фигур обладает индивидуальным портретным свойством (рисунок-поза, поворот и т. д. ). художественный музей им. Далее виден рыжий священник с кадилом, а на некотором расстоянии местная богатая барыня с выражением высокомерия на лице несет саму чудотворную икону.
Днем он обучался в гимназии, а по утрам и вечерам старательно рисовал. Портрет производит яркое и сильное впечатление.
Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. В его взгляде осуждение и тревога. Рядом с хохочущим здоровяком в красном жупане художник изобразил скептически настроенного казака в желтом головном уборе. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель.
Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет.
Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. К этому времени относится ученический натюрморт «Яблоки на листьях», (1879, Музей-усадьба Абрамцево), выполненный под руководством Репина. Много учился на написании портретов близких и друзей.
В 1878 году юный художник переехал в Москву и поселился у И. Е. Репина. Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Итак начну рассказывать и пока чем же. Репин встречал их по средам. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок.
Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Публике картина понравилась.
Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Мы видим, как точно передан объем яблок их блестящая, гладкая поверхность. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали.
К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Пятый факт.
Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Казалось, она спит.
Художник принимал ее назад все холоднее – любовь заканчивалась. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу.
1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась.
Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
Внимание художника тяготит их. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. К вечеру картина, по словам Репина, была так впечатлительна, что у него проходила какая-то дрожь по спине. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана.
На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных.
Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Проучившись у Репина два года, Серов возвратился на родину. Натюрморт, сочетавший фрукты и листья, был поставлен для ученика Репина, В. А. Серова.
Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Напротив на опрокинутой бочке широкоплечий казак – виден только затылок, а кажется, слышен его громовой хохот.