Общаясь с известными художниками, поэтами, писателями и черпая вдохновение из их творчества, Эдуард Мане развивает свой индивидуальный стиль написания картин. Существует картина Эдуара Мане, на которой изображен Клод Моне за работой. Возможно именно эта картина вдохновила на создание «Олимпии» боровшегося за своё признание Эдуара Мане. Самая загадочная картина Эдуарда Мане.
В 1882 году, уже тяжело больной и прикованный к постели, Эдуар Мане закончил свое последнее крупное произведение «Бар в Фоли-Бержер», ставшее своего рода духовным завещанием художника. Особое внимание художника привлекли испанцы: Веласкес и Гойя.
Размышляя над следующим предложением салону, Мане вновь обращается к офорту. В устремленном прямо на зрителя взгляде обнаженной женщины (художник написал ее с Викторини Меран, своей любимой натурщицы) есть и дерзкая непосредственность и глубокая мечтательность. Портрет Лоран» (Музей изящных искусств, Нанси), где изображенные артистки представлены как аллегории времен года, ощущается некое предчувствие стиля модерн: плоскостный фон ритмизован изображением цветов, а фигуры показаны в профиль.
Фрагонара, училась живописи у К. Коро, работая с ним на пленэре. Синтезом предшествующих художественных исканий Мане явилась картина «Бар «Фоли-Бержер» (1881-1882, Институт Курто, Лондон). Увлечение старой живописью обусловило многочисленные путешествия Мане. Ноги девушки украшают изящные туфли-панталеты. 9 декабря в качестве юнги он поднимается на борт корабля Гавр-и-Гваделупа.
Затем она выставляла свои работы каждый год. «Портрет Золя» — дань признательности известному писателю, который не раз оказывал Мане важную поддержку. Он закончил у Кутюра полный шестилетний курс обучения (1850—1856), однако все это время отношения между учителем и учеником оставляли желать лучшего. Как всегда у Мане, мир вещей не препятствует восприятию внутреннего состояния человека.
В это же время один из организаторов салона Луи Мартине, осознавая трудности для признания на салоне молодых художников, организовал альтернативную выставку, среди картин которых были и творения Мане: «Мальчик с вишнями», «Читающий» и получивший признание «Гитарреро». Находясь в постоянном поиске, он принимается за написание следующей картины «Уличная певица», натурщицей для которой стала Викторина-Луиза Меран, юная провинциалка, стремившаяся выбиться из нищеты любыми методами. После кончины Мане начался другой период в истории французского искусства. Мане явно скучал в мастерской Кутюра. Мане явно скучал в мастерской Кутюра.
Подобную манеру цитирования с перенесением ренессансного мотива в современные парижские реалии Мане уже использовал при создании «Завтрака на траве». В 1869 году она встретила Эдуарда Мане. Сравнительно новым лицом была Берта Моризо, третья и центральная фигура на картине. Непосредственный переход от тени к свету был предметом его постоянных поисков. Юношу привлекла эта скандальная слава. Впервые ее работы были выставлены в Салоне в 1864 г., когда Берте было всего 23 года.
Их признание имело значение. Всю барную стойку, натюрморт на переднем плане художник соорудил самостоятельно.
Перед безвременной кончиной маэстро создал свое последнее полотно – «Бар в «Фоли-Бержер». Звали ее Сюзанна Мане и была она женой мастера. Болезнь быстро прогрессировала, ограничивая творческие возможности художника. Это «одиночество в толпе» мастеру удалось передать просто гениально. Художник возлагал большие надежды на реалистичную (чем-то схожую с творчеством Бодлера) картину «Любитель абсента».
И Венера Урбинская и Олимпия изображены в домашней обстановке как и на картине Тициана задний план «Олимпии» Мане чётко разделён на две части вертикалью в направлении лона лежащей женщины. В общем, этот вопрос так и остался без ответа. Слухи распространились по Парижу, но Сюзанна ни о чём не узнала или не подала виду.
В конце 1860-х годов Мане сблизился с Эдгаром Дега, Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, перешел от глухих и плотных тонов, напряженного колорита с преобладанием темных цветов к светлой и свободной пленэрной живописи (В лодке, 1874, Метрополитен-музей В кабачке папаши Латюиль, 1879). К примерам «чистой» живописи относится «Флейтист» (1866, Музей дОрсе, Париж). Сам того не желая, художник стал бунтарем в искусстве. Учился в парижской Школе изящных искусств у Т. Кутюра (1850-1856).
увлеченно работает пастелью, которая помогала ему использовать достижения импрессионистов в области анализа цвета, сохранив при этом собственное представление о равновесии между силуэтом и объемом («Женщина, подвязывающая чулок», 1880, Собрание Нансен, Копенгаген). Уже на первых порах талантливое и мятежное нутро юноши давало о себе знать. Публика благожелательно встретила творения Мане Эдуара.
В сентябре 1879 года у Мане случился первый острый приступ ревматизма. К «испанскому» циклу относятся также «Гитарерро» (Метрополитен-музей) и «Викторина Меран в костюме эспады» (там же). Его признанные ныне шедевры «Завтрак на траве» и «Олимпия», своеобразные «цитаты» из мастеров прошлого, вызывали скандал и бурное негодование. Но Эдуард попытался стать моряком (и даже совершил в качестве юнги путешествие в далёкре Рио-де-Жанейро).
В 1868 г. в Лувре она знакомится с Э. Манэ, а в 1874 г. выходит замуж за его брата Эжена. Это было воспринято критиками как неслыханное ханжество. Обучаться живописи Мане стал в 1850 году.
Мане привлекает скандальную славу, хотя и не стремился к ней. Гюстав Курбе сравнил Олимпию с дамой пик из колоды карт, только что вышедшей из ванны. Мане одновременно договаривается с Мартине об устройстве выставки— она включит лучшие из прочих его холстов, среди которых будут «Музыка в Тюильри» и «Старый музыкант», «Gitanos» и «Испанский балет», «Уличная певица» и «Лола из Валенсии».
Мане с ней познакомился годом раньше в Лувре, где она копировала Рубенса. Эдуар Мане работал преимущественно в Париже, посетил Бразилию (1848-1850), Германию, Испанию (1865), Великобританию (конец 1860-х годов), Голландию (1872). В «Музыке в саду Тюильри», наоборот, рассматриваемые с близкого расстояния лица становятся почти абстрактными формами. Вскоре оказалось, что он болен атаксией — нарушением координации движений. Уроки у известного живописца-академиста Тома Кутюра не приносили творческого удовлетворения и Мане многое постигал сам, путешествуя по Европе и копируя работы видных мастеров. У французского живописца Эдуарда Мане тоже была такая любимая модель. Однако творчество Мане отнюдь не исчерпывалось созданием больших программных композиций.
Зрителю видна и тёмно-красная обивка кровати. Конечно и то удивительное личное ощущение моря, которое впоследствии отличало Мане-мариниста, родилось в его душе именно во время этого плавания в заэкваториальные страны. Она умерла во время родов, через пять дней после Мане. В связи с намечающимся «возрождением» техники пастели Мане пишет цветными мелками ряд произведений (например, «Портрет Ирмы Бруннер», около 1882, Музей дОрсе, Париж), отличающийся тонкостью красочных отношений. В основе композиции картины положено многократное повторение треугольной формы.
Несмотря на огромное желание Мане стать живописцем, его отец, пророчивший сыну карьеру юриста, горячо выступал против его художественного образования. Их образы символизируют муз. Из-за «Олимпии» Мане разразился один из самых крупных скандалов в искусстве XIXв. Его интересовал мир людей их отношений и чувств.
Первой подлинно масштабной работой Мане явился "Завтрак на траве" (1862). После первого успеха художник задумал ряд картин на тему парижской жизни, мира богемы — «Музыка в Тюильри» и «Завтрак на траве». Даже в такое тяжёлое для него время, Мане не перестаёт работать— так, в Бордо он пишет пейзаж порта.
Мане, однако, был единственным среди импрессионистов, кто писал военные сцены. Впервые она участвовала в выставке-салоне в 1870 году. В картине «Балкон» (1868, Музей дОрсе, Париж) Мане, сочетая принципы бытового жанра с портретом, вновь показывает отчужденность людей друг от друга. Рисовать начал еще в коллеже. В 1874 году он поехал в Аржантей, где работал на пленэре рука об руку с Моне и Ренуаром. Мане писал парижские улицы и кафе, скачки в Лоншане, речные сцены в Аржантейле и марины, обнаженных женщин «за туалетом», замечательные портреты и натюрморты.
После смерти Бодлера художник сближается с Э. Золя, пишет его портрет. Однажды он попробовал поговорить об этом с отцом Эдуарда. С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из "Менин" Веласкеса) художник раздваивает свой образ – вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем.
Портрет Демарси» (Метрополитен-музей) и «Осень. Зрителю видна и тёмно-красная обивка кровати.
Кончик покрывала девушка придерживает рукой. В 1863 Мане пишет картину «Завтрак на траве» (Музей дОрсе, Париж), которая под названием «Купание» была выставлена в скандально известном Салоне отверженных, где экспонировались произведения, не принятые официальным жюри. Вскоре последовала новая трагедия: повесился Александр, мальчик, помогавший Мане в мастерской и ставший персонажем его картины «Мальчик с вишнями». В работах «Мальчик с вишнями» и «Любитель абсента» можно заметить, как ловко Мане импровизирует с линией контура, нарочито выделяя его или же полностью «сливая» его с фоном.
Тень фигуры не соответствует её положению. Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их актуальным содержанием, полемически иногда эпатирующим образом внести в известные классические композиции изображение современного человека (Завтрак на траве, Олимпия – оба 1863, Музей дОрсэ). Первые работы наметили и первые нововведения, связанные главным образом с контуром.
Мастер рисует пестрый и яркий мир, стремясь запечатлеть мимолетное мгновение, полное поэзии и самоценности («В кафе», 1878 «У папаши Латюиля», 1879). В конце концов победила его приверженность к искусству. Известны случаи материальной помощи К. Моне с его стороны.
Недаром, будучи уже зрелым мастером, он выставил их рядом с с остальными работами. 1865 год является годом рождения «Олимпии», вызвавшей еще более нещадную критику и непонимание со стороны поклонников изобразительных искусств. С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из «Менин» Веласкеса) художник раздваивает свой образ – вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем.
В работах конца 1850-х – начала 1860-х годов, составивших галерею остро переданных человеческих типов и характеров, Мане сочетал жизненную достоверность образа с романтизацией внешнего облика модели (Лола из Валенсии, 1862, Музей дОрсэ, Париж). Эдуарду это так наскучило, что он только и мечтал, как бы убежать в гимнастический зал.
Мане поступил в артиллерию в звании лейтенанта. Дерзкий и непосредственный взгляд обнажённой женщины (художник написал её со своей любимой натурщицы Викторины Меран) устремлён прямо на зрителя.
В «Осени» мастер использует новую колористическую гамму, правда, уже открытую в композиции «В лодке» (1874, Метрополитен-музей), — сочетание оттенков голубого с коричневатыми тонами. Эдуард Мане отправляет своих родных на юг Франции в Олорон-Сент-Мари. В 1870-1880-е годы Мане много работал в области портрета, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С. Малларме, 1876, Музей дОрсэ, Париж), писал пейзажи и натюрморты (Букет сирени, 1883, Картинная галерея, Берлин-Далем), выступал как рисовальщик, мастер офорта и литографии. Обиженные художники обратились к Мартине с просьбой провести выставку без редакции жюри.
А начиналось все хорошо. Эдуард Мане привлекал сверстников своей простотой и открытой манерой. На её белоснежное ложе наброшено кремовое покрывало, богато украшенное по кромке цветочным узором. Мане Эдуард (Manet), французский художник. Место действия картины – бар, находящийся на первом этаже популярного столичного варьете.
Ноги девушки украшают изящные туфли-панталеты. Сходство достигается только тогда, когда картину разглядывают с определённого расстояния. Фигура негритянки в розовом справа также вписана в треугольник. В традициях старых мастеров исполнен и «Портрет родителей» (1860, частное собрание, Париж), выполненный как жанровая картина Мане одним из первых художников заметил отчужденность людей друг от друга изображенные им персонажи находятся рядом, но словно не обращают внимания на окружение.
Картина «Завтрак на траве» экспонировалась в Салоне отверженных, где были выставлены произведения, отвергнутые жюри официального Салона. Родился в Париже в семье крупного чиновника. Весь Париж стоял на голове. Уйдя от Кутюра, Мане уничтожил все картины, созданные за это время. В этих обсуждениях и были сформулированы основополагающие принципы импрессионизма. И только в 1863 году, через год после смерти отца Эдуарда, они обвенчались и Мане увез жену вместе с сыном в Париж.
Картина «Бой «Кирседжа» и «Алабамы» (1864, Музей искусств, Филадельфия) представляет морское сражение двух американских кораблей армии северян и южан, близ Шербура. Чрезвычайно талантливая внучка Ж. О.
О картинах Мане с уважением отзывались крупнейшие художники, среди которых были Матисс и Пикассо. Помогал ему и опыт французских реалистов середины XIX века (в особенности Г. Курбе). В 1866 году художник сблизился с импрессионистами, признавшими в Мане своего лидера. В этот период появились многочисленные натюрморты и акварели. В «Нана» (1877, Кунстхалле, Гамбург) художник создает образ содержанки в духе романов Золя определенная «новеллистичность» ощутима и в картине «У папаши Латюйль» (Музей изящных искусств, Турне). Бедная красавица изображенная на полотне, тут же обрела нелестные эпитеты «потаскухи, возомнившей себя королевой» и «бесстыжей девки, вышедшей из-под кисти Мане».
Ее акварельные работы с их яркими цветами и мягкими формами пользовались большим успехом. Они сделали художника известным среди современников и создали славу у потомков. Тема «выключенности» человека из среды и тут остается главной.
Его родители надеялись, что их сын получит респектабельное юридическое образование. Художнику становилось всё труднее не только работать, но и передвигаться. Вместо классической Венеры или романтической одалиски он, по словам одного критика того времени, "изобразил голую женщину на неприбранной постели и возле нее негритянку с букетом цветов и черную кошку с выгнутой спиной".
Он бывал в Аржантейе (пригороде Парижа), где работали К. Моне и О. Ренуар и создал несколько произведений, близких им по духу. Путешествуя в 1850-х годах по Голландии, Италии, Германии и Австрии, он изучал «секреты» великих мастеров — Веласкеса, Гойи, Тициана, Рембрандта, Халса. Картина Мане «Завтрак на траве», на которую художник возлагал наибольшие надежды, была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона. Край стола, на котором стоит бокал, не согласуется с перспективой. Вначале XIX столетия, новые идеи и средства в изобразительном искусстве страны связывались с деятельностью Делакруа, Энгра, Коро, представителей барбизонской школы, Домье, Милле и Курбе.
Мане не использует полутона, только лёгкая светотень подчёркивает выпуклость фигуры. Жюри салона 1863 года также отвергло все три представленные Мане картины. Особой стилистической ясностью отмечен «Флейтист».
Творческая свобода художника в 1863 году являет миру первый из скандальных его шедевров – «Завтрак на траве» изображающий обнаженную женскую натуру в обществе одетых мужчин. Ева Гонсалес (19 апреля 1849 г. – 5 мая 1883 г. ), французская художница, родилась в Париже. Ее работы напоминали раннего Мане (Испанский период), прославившиеся темной палитрой с резким контрастом светлых и темных пятен. Как и обнаженная в "Завтраке", "Олимпия" (моделью для нее послужила опять же Викторина Меран) смотрит на нас взглядом, словно олицетворяющим загадочную и победную силу искусства Мане.
На заднем плане едва виден с графином в руке Леон Леенхофф, предположительно, сын Мане. В 1856 году он посетил Голландию, Австрию, Италию. Путешествие побудило в Мане жажду творчества и, когда 13 июня 1849 года, он сходил по трапу на французский берег, его дорожный чемодан был набит рисунками. Подобно мастерам прошлого, он искал приметы современности в лицах людей их манере держаться или вести себя. Композиция картины была навеяна рисунком Рафаэля и образами картины "Концерт" Джорджоне.
Но и здесь картина «Завтрак на траве» приняла яростные нападки публики.
Часто он делает копии с понравившихся ему произведений, порой довольно произвольные. Картина эта – подлинная фантасмагория света и цвета. К концу 1860-х годов Мане приобрел двусмысленную репутацию. В том же году Мане пишет «Олимпию» (Музей дОрсе, Париж). Одна из последних картин художника «Бар в Фоли Берже» — своеобразный синтез его художественных поисков 60-х и 70-х годов. В 1848 отправляется в поход на корабле в Рио-де-Жанейро.
Когда полотно было приобретено, его вывесили в Лувре, рядом с произведениями Энгра. О жизни Сюзанны того периода почти ничего не известно. Так, он создает «Лолу из Валенсии» (1862, Музей дОрсе, Париж) — портрет испанской артистки на фоне театральных кулис, «сокровище с розово-черным мерцанием» (Бодлер).
Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе, на пленэре, всю картину целиком иногда он работает вместе с Клодом Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или пишет товарища на природе: Клод Моне в своей лодке на Сене (1874, Мюнхен, Новая пинакотека). В 1865 году она начала свою профессиональную подготовку и взяла уроки рисунка. При этом, Мане отказался от сюжетного начала и от литературности вообще, столь распространенной у художников в то время. На лето 1870года приходится апогей франко-прусской войны, затеянной Наполеоном III.
Скандальным оказался как сюжет картины, так и живописная манера художника. Единственным плюсом было то, что именно в мастерской Тома, требовавшего от своих учеников изучения старых мастеров, создатель картины «Лола из Валенсии» открыл для себя классическое наследие.
С этого и начался неразрешимый конфликт Эдуарда Мане с официальным искусством. Композиция была навеяна художнику гравюрой Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции «Суд Париса». Он неоднократно посещал голландские музеи, где любовался живописью Франса Халса. Кто такой этот Коэл – об этом история умалчивает. Следы всего этого без труда обнаруживаются в его работах того времени.
Гонсалес выросла в среде ценителей искусства. Клод работает, забывая оеде исне, нонеидет дальше набросков— ничто неудовлетворяет его. Зато вся компания молодых живописцев искульпторов— легкий ициничный насмешник Фажероль, честолюбивый сын каменотеса Магудо, расчетливый критик Жори— уверены, что Клод станет главой новой школы. Жори прозвал её«школой пленэра». Вся компания, разумеется, занята нетолько спорами обискусстве: Магудо сотвращением терпит рядом ссобойшлюху-аптекаршуМатильду, Фажероль влюблен впрелестную кокотку Ирму Беко, проводящую время схудожниками бескорыстно, вот ужподлинно излюбви кискусству. Эдуард Мане считается одним из зачинателей импрессионизма. Однако, картины встретили полнейшее неприятие публики и старших коллег Мане по цеху. Работа Э. Мане пастелью способствовала смягчению его живописной манеры даже в тех случаях, когда он описывал далеко не поэтичные образы, навеянные произведениями современных ему писателей («Нана», 1877, Кунстхалле, Гамбург «У папаши Латюиль», 1879, Музей, Турин). С согласия отца Мане даже намеревается стать моряком. «Олимпию» Мане решился показать публике только спустя два года после ее создания. Первое значительное произведение — картина «Любитель абсента» (1858-1859, Ну Карлсберг, Глиптотека, Копенгаген), в которой в традиции живописи Веласкеса представлен деклассированный пропойца — наследник романтических бродяг сюжет картины мог быть инспирирован влиянием Ш. Бодлера, с которым художник познакомился в это время.
Ее отец известный писатель Эммануэль Гонсалес, а мать музыкант. Картина эта – подлинная фантасмагория света и цвета. В 1860-е годы создаются «Самоубийца» (частное собрание), «Пейзаж с катафалком» (Метрополитен-музей), «Христос и ангелы» (там же), «Мертвый тореро» (Национальная галерея, Вашингтон). Оно стало экспонатом еще одного Парижского салона (1882-го года). В 1867 году Мане показывает свои произведения в отдельном павильоне.
В 1874 — в год первой выставки импрессионистов, Мане едет «в малую столицу импрессионизма» — Аржантей, где работают К. Моне и О. Ренуар. Герои Эдуарда Мане внешне разобщены, не связаны поверхностными какими-то сюжетными отношениями, но объединены одной психологической и поэтической атмосферой, проникнуты общим ощущением тайны жизни. Его родители надеялись, что сын получит престижное юридическое образование и сделает блестящую карьеру государственного чиновника. До 1872 года на ее творчество оказывал огромное влияние Мане, но потом она выработала свой собственной, более индивидуальный стиль. Юношу привлекла эта скандальная слава.
Художника не случайно называли "живописцем современной жизни". Путешествие через Атлантику и пребывание в Рио оставили глубокий след в сознании Мане. Но были и различия, что видно по его лучшим произведениям тех лет — картинам «Аржантей» и «В лодке». Вместо того чтобы, подобно другим мечтающим об артистическом призвании, поступить в Школу изящных искусств (на этом настаивал и отец Мане), он пошел учиться в мастерскую Тома Кутюра, незадолго до того прогремевшего в Салоне 1847 года своей картиной «Римляне эпохи упадка» с изображением античной оргии. Ту же геометрическую форму образует и зелёная драпировка над ними. После войны «банда Мане», как называли художников-«батиньольцев» обыватели от искусства, вновь собралась в Париже.
Но картина вызвала самое большое внимание и стала символом "Салона отверженных" 1863 года. Моделью для Олимпии также служила Викторина Меран. В основе композиции картины положено многократное повторение треугольноеформы. Эдуард Мане родился в Париже, в богатой буржуазной семье.
Бунтарский дух заставлял его искать не совсем обычные пути в жизни. Копирование картин старых живописцев считалось обязательным для воспитания вкуса, отработки рисовальной манеры. Но по возвращении вновь терпит неудачу на приемных экзаменах.
В живописном отношении "Олимпия" – одна из вершин творчества художника. В 1861 году жюри Парижского салона отобрало две работы молодого художника («Портрет родителей» и «Испанский гитарист») для показа. И снова мастера обвиняли в безнравственности. Светящиеся тени Тициана вдохновляли его, а примитивисты выводили из себя. Именно он познакомил Сезанна с Мане.
Предисловие к каталогу написал Эмиль Золя. Но, в конце концов, тяга к творчеству победила. В этой шутке есть большая доля правды и неменьшая похвала методы сходны: и тут и там краски наносятся плоскими мазками, только эпинальские мастера используют чистые тона, не обращая внимания на валёры, тогда как Мане усложняет свои цветовые тона и их соотношения.
М-сье Мане весьма плохо встретил этот совет. Но, многие заложенные им принципы были восприняты и продолжены. Поль Сезанн как-то заметил, что Мане многим обязан Кутюру. Как и в собраниях Лувра, его везде интересуют «секреты» живописи старых мастеров, преимущественно Веласкеса, Гойи, Эль Греко, Халса, Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка, Ватто и Шардена, а среди новых — Делакруа.
Толпа, хохоча, завывая и угрожая тростями и зонтами, не пугалась и военного караула. Вот таким образом, копии Мане не похожи на копии исполненные его современниками. Красоту сочетания красок, подтверждает живопись картины «В лодке». Несколько раз солдатам приходилось обнажать оружие. Вскоре художник узнал, что жюри салона отвергло «Любителя абсента» (из всех членов жюри за картину проголосовал только Делакруа, сам учитель Мане, Кутюр, проголосовал против). Такова была его художественная программа.
Но начавшаяся в 1870 году франко-прусская война заставила на время забыть о живописи. Кончик покрывала девушка придерживает рукой. Однако Мане не до конца принимает принципы нового искусства, о чем свидетельствует картина «Аржантей» (1874, Музей изящных искусств, Турне). В поисках «монументального» полотна для следующей выставки Мане решается на написание картины с изображением обнажённой натуры.
Но опасаясь слишком жёсткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в 1850 году поступает в мастерскую модного в то время художника Тома Кутюра, который прославился в 1847 году благодаря монументальному полотну «Римляне периода упадка». В 1874 году открылась первая выставка художников —импрессионистов. Мане отбросил академическую технику «тщательной отделки» картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния. Ее сочли «непристойной» из-за сидящей в центре обнаженной женщины в окружении одетых мужчин. Мане хотел и писал то, что его волновало, а именно — современную жизнь. Родился в семье крупных чиновников.
Однако вскоре Эдуард находит новый сюжет для будущей картины. В картинах «Балкон» и «Завтрак в мастерской» показан облик современников художника. Композиционным центром картины является лоно Олимпии, что подчёркивается её линейным построением: к лону девушки ведут диагональные линии плеч и рук обеих женщин, на него направлены вертикальная золотистая линия обоев и перекрещивающаяся линия ног Олимпии.
Одновременно художник разрабатывает «испанскую» тему. Мане не участвовал в выставке, но ему было близко творчество многих импрессионистов. Отвержение работ, претендентов на участие в Парижском салоне, вынудило Мане провести выставку получившую название «Салон отверженных». Сам же Мане говорил, что существует только одна правда – сразу передать то, что видишь. Разрушая традиционные каноны бытовой живописи, в частности, отказываясь от четкой сюжетной мотивировки, Мане воспользовался иконографическими мотивами картин «Концерт» Тициана (в 19 в. приписывался Джорджоне), «Паломничество на остров Киферу» Ватто и «Девушки на берегу Сены» Курбе, а для построения композиции — гравюрой Раймонди с рисунка Рафаэля «Суд Париса».
Там, он подружился с Антоненом Прустом. Воспротивившись предназначавшейся ему карьере юриста, поступил в морскую школу. Одним из художников, оказавших наибольшее влияние на Мане, становится Веласкес. Своеобразным итогом импрессионистического периода и всего творчества Мане явилось созданное им полотно «Бар в Фоли-Бержер».
В 1879 году она вышла замуж за Анри Герарда, графического художника. Мане, увлекавшийся японским искусством, отказался от тщательной проработки нюансов светлого и тёмного, к которой стремились другие художники. Однако, отношения между учителем и учеником не сложились. Работы художника неизменно привлекают многих туристов, приезжающих во Францию. Он обобщает форму, пренебрегает светотенью и третьим измерением (Курбе не случайно сравнивал "Олимпию" с "игральными картами"), добивается особой интенсивности цвета.
В середине 1870-х гг. К счастью, ему удалось уцелеть в период боевых действий. Большое значение имели работы мастеров графики Домье и Гаварни. Под впечатлением от общения с ним Б. Моризо примыкает к импрессионистам и на знаменитой выставке 1874 г. показывает 9 своих работ, одной из которых была картина У колыбели (1872, Музей Орсэ, Париж). Правда, не обошлось и без казусов: упрёки и грубая критика со стороны Дюранти вынудила Мане вызвать последнего на дуэль, которая и состоялась, приведя к ранению обидчика.
В стиле картины соединены две характерные для Мане тенденции – стремление к пленэрной живописи и к более материальной и пластичной живописной манере. Среди них были: писатель Золя, художники Фантен-Латур, Ренуар, Сезанн, Моне, Сислей, Гис, некоторые критики. Возмущение художников было столь велико, что по приказу императора Наполеона III отвергнутые полотна показали в отдельных залах, а за выставкой закрепилось название «Салон отверженных». Но вот об именах тех, кто на этих работах изображен, мы почти ничего не знаем.
В последний апрельский день 1883-го не стало Эдуарда Мане, картины же его – бессмертны. Фигуры людей на картинах представлены крупно, особое внимание уделено их поведению. В течение шести лет (1850-1856) Эдуард Мане посещал мастерскую известного в то время исторического живописца Тома Кутюра, с которым у молодого художника вскоре сложились весьма напряженные отношения. Эдуар Мане (1832-1883). Но подлинным центром притяжения стала картина Эдуарда Мане Завтрак на траве.
Считается, что именно тогда Эдуард и познакомился с Сюзанной. Через год он снова энтузиазмом пишет на страницах LArtiste. Вскоре художника и натурщицу стали связывать не только творческие узы, но и интимные. В начале 1850 вместе со своим другом по гимназии А. Прустом (в будущем — автор воспоминаний о Мане) учится в Школе изящных искусств в Париже у Т. Кутюра известного мэтра салонного и академического искусства, прославившегося картиной «Римляне эпохи упадка» (1847, Лувр). Художник возлагал большие надежды на признание своей картины «Завтрак на траве», но она была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона.
Среди ее учеников были младшие братья Эдуарда Мане – Эжен и Гюстав. Вместо того чтобы, подобно другим мечтающим об артистическом призвании, поступить в Школу изящных искусств (на этом настаивал и отец Мане), он пошел учиться в мастерскую Тома Кутюра, незадолго до того прогремевшего в Салоне 1847 года своей картиной «Римляне эпохи упадка» с изображением античной оргии. Она стала его студенткой, моделью и другом.
Публику и критиков шокировали вызывающий реализм художника игнорирование им академических общепринятых канонов красоты, а также привычной сюжетной "законченности" изображения. Многим произведениям Мане свойственны импрессионистические живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная красочная вибрирующая гамма (Аржантёй, Музей изящных искусств, Турне). Была открыта большая выставка его произведений в Школе изящных искусств. Сперва Мартине не решился на столь откровенную дерзость и побоялся открывать салон, однако вмешательство императора Наполеона III вынудило его провести выставку, сразу же получившую название «Салон отверженных».
В то же время Мане сохраняет ясность рисунка, серые и черные тона в колорите, отдает предпочтение не пейзажу, а бытовому сюжету с выраженной социально-психологической подосновой (столкновение мечты и реальности, призрачность счастья в сверкающем и праздничном мире – в одной из последних картин Мане Бар в Фоли-Бержер, 1881-1882, Институт Кортолда, Лондон). Другие крупные произведения Мане 60-х годов – "Завтрак в мастерской" (1868) и "Балкон" (1869), явившийся своеобразным современным переосмыслением картины Франциско Гойи. «Олимпия» Мане обнаруживает большое сходство с картиной Тициана, ведь именно с неё Мане написал копию в годы ученичества. Картина «Купанье» была предложена жюри вместе с менее значимыми «Молодой женщиной в костюме эспада» и «Молодым человеком в костюме махо».
В начале 60-х годов художник порой близко "пересказывает" в своих произведениях работы велики испанских художников, а во время гастролей в Париже мадридской балетной труппы (1862) Мане пишет серию картин с живых испанских моделей ("Лола из Валенсии", "Гитарист", "Испанский балет"). Прямо там художник начинал работу над своим творением. Фигура негритянкив розовом справа также вписана в треугольник. К числу таких картин относится «Завтрак на траве», где импозантные кавалеры находятся в обществе обнажённых дев, «Олимпия», чья откровенность настолько раздражала публику, что устроителям выставки пришлось повесить картину как можно выше, опасаясь, что её проткнут в негодовании тростью или зонтом. Картина «Музыка в Тюильри» (1860, Национальная галерея, Лондон) — образ нарядно одетой толпы в оболочке бытового жанра. В ней художник также модернизировал классические мотивы (прототипом служила Венера Урбинская Тициана). Ее признают неприличной, а сам Эдуард Мане упрекается в безнравственности за ее написание.
Но о связи его с Сюзанной в тот период никто ничего не знал. Под их влиянием он начал писать на пленэре.
Пикассо написал сотни графических и живописных работ на эту тему. Сюзаннабыла известна, как замечательная пианистка. Это был тяжёлый период для живописца, осмеянный, он решил уехать в Испанию, где были созданы замечательные «Бой быков в Мадриде», «Флейтист».
Увлечение испанской темой заметно ослабевает после поездки в Испанию в 1865. Правда, не одного Мане постигла такая участь: 2800 картин было отвергнуто. И тем не менее, ничто не прошло даром.
Теперь художник решительно отверг все советы Кутюра, что позволило ему легко и непринуждённо изобразить собрание людей. Новаторство художника не было понято, если не считать небольшую группу его друзей. Ту же геометрическую форму образует и зелёная драпировка над ними.
В парных композициях начала 1880-х годов «Весна. Скандал был полным. Местом постоянных встреч Мане и его друзей стало кафе Гербуа в квартале Батиньоль, отсюда первоначальное название группы – «батиньольская». Выставка должна была разжечь интерес зрителей как раз накануне открывающегося салона.
«Олимпия» невольно напоминает «Венеру Урбинскую» Тициана. Особо тёплые отношения Мане завязывает с французским поэтом Шарлем Бодлером. Оставив рутину художественной школы, 24-летний Эдуард занялся самообразованием. Пространство картины пронизано светом, наполнено воздухом. Правда, там Леон был представлен всем как младший брат Сюзанны. Вершиной творчества Э. Мане является его знаменитая картина «Бар в Фоли Бержер» (1882, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон), которая представляет собой синтез мимолетности, нестабильности, сиюминутности, свойственных импрессионизму и постоянства, стабильности и незыблемости, присущих классическому направлению в искусстве. Понять Кутюра значило понять возможности официального искусства.
Мане добивается известности, хотя и скандальной. Ему покровительствовал директор коллежа м-сье Дефоконпре – переводчик Вальтера Скотта, лично связанный с семьей Мане и особенно с полковником Фурнье. Копировал их и Мане и не только в Лувре.
Она свидетельствовала о происходящих переменах в судьбах французского искусства. перешёл к пленэрной живописи. Своеобразным итогом импрессионистических поисков и всего творчества Мане становится его работа Бар в Фоли-Бержер (1882).
Он кончил у Кутюра полный шестилетний курс обучения (1850—1856), однако все это время отношения между учителем и учеником оставляли желать лучшего. Если пейзаж написан легкими, светящимися и как бы размытыми красками, то фигуры и блестящий натюрморт представляют собой изысканную гармонию более сгущенных и контрастных тонов. Художник уже размышляет о следующем салоне и в расчёте на это пишет картину «Старый музыкант», хорошую в плане исполнения, но явно слабую в построении композиции.
Накопленные знания и видение он воплощает в своих работах. В дальнейшем, подобные принципы получили распространение в творчестве импрессионистов.
Картина собирала сотни людей, пришедших на выставку лишь для того, чтобы обругать картину и плюнуть на неё. Особняком стоит Эмиль Золя— горячий сторонник творчества Мане, ярый защитник его живописи. В 1867 Мане строит собственный павильон на всемирной выставке в Париже, для которой он создает не без влияния Гойи картину «Расстрел императора Максимилиана в Кверетаро», повествующую о бесславной кончине ставленника Наполеона III на мексиканский престол. Но неудача не отвернула Эдуара Мане от избранного пути и в 1865 году он представил картину «Олимпия» изобразив на ней лежащую на ложе обнаженную девушку, которой служанка-негритянка подносит букет цветов. Мане обвинили в аморальности и вульгарности.
В представленном здесь образе обнаженной женщины на ложе (как и в «Завтраке на траве», это Викторина Меран в ногах женщины помещена черная кошка — бодлеровский символ из «Цветов зла»), напоминающем во многом традиции жанра у Джорджоне, Тициана, Веласкеса, Гойи и Энгра, присутствуют и приметы нового времени — черты марионетки и фетиша. Эдуард Мане не проявляет попыток к новаторству с первых своих самостоятельных работ. В «Завтраке на траве» он словно стремился переосмыслить темы старых картин и, в первую очередь, тему «Сельского концерта» Джорджоне. Тёмно-красный треугольник обивки кровати в нижнем левом углу перекликается с чётким торчащим уголком подушки выше.