Наибольшую известность принесла Дубовскому его картина Притихло, которую он написал в. Описание картины «Море» Н. Дубовского. 86 х 143 см Описание картины Дубовского Н. Н. «Притихло» На своей картине «Притихло» Дубовской Н. Н. Пейзаж.
Их верхняя часть напоминает белую вату, а нижняя наполнена зловещей чернотой. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже картина была отмечена Большой серебряной медалью. Именно это произведение считается одним из самых важных и значительных картин Дубовского.
». Искусствовед Владислав Зименко отмечал, что море и небо, позволяющие показать свободный и безграничный разворот пространства, относились к мотивам, органичным для дарования Дубовского и эти искания художника необычайно полно были выражены в картине «Притихло».
На его обязанности лежало устройство выставок в столицах и в других городах. Даже вот такой беглый ряд названий их произведений уже говорит о многом. Искусствовед Владислав Зименко писал, что «море и небо со свободным, безграничным разворотом пространства» относились к мотивам, органичным для дарования Дубовского и эти искания художника необычайно полно были выражены в картине «Притихло». Художник в своих воспоминаниях приводил рассказ о картине «Притихло» А. М. Каретникова, в течение более 25 лет работавшего артельщиком Товарищества передвижных художественных выставок: «Принесли рабочие картину от Дубовского, завёрнутую в покрывало и поставили на. В 1886 году он был принят в Товарищество, а впоследствии стал одним из его самых активных деятелей414.
В настоящее время работы Н. Н. В своём письме к Илье Репину он писал: «Я его заказал, так как картина для публики исчезает повторение, по мне, вышло лучше и более размером, отчего мотив сделался грандиознее»48. Клодта. Богатство этих тонов исходящих из одного, основного и сливающихся в нем, поразительное. Репин в письме к П. М. В 1889 году Н. Дубовской стал постоянным членом совета ТПХВ и членом правления, а вскоре в 1899 году после смерти «папаши передвижников» Н. 160А.
Левитан – другое дело. Тут нефритово-изумрудные волны, которые постепенно переходят в лиловый и пурпурный на горизонте играя при этом ярко-розовыми, красными и лазурными цветами. Там же она была приобретена императором Александром III. Особенно хороши Серов, Левитан, Дубовской, Костя Коровин. Тем не менее, чувство беспомощности человека перед природной стихией, выраженное Дубовским в картине «Притихло», не следует принимать за её основное содержание.
20 декабря 1913 года он направил голове Новочеркасской управы заявление, в котором предложил свою коллекцию картин (70 собственных работ и 129 работ художников-передвижников) для создания в его родном городе художественного музея. помогите пожалуйста срочно. Но нечто подобное произошло с наследием художника и в Петербурге.
По словам искусствоведа По словам искусствоведа Тамары Юровой, картина «Притихло», в которой проявился интерес Дубовского к «необычным моментам в жизни природы» и «трудноуловимым природным эффектам», была в значительной степени типичной для всего его творчества. Будучи активным и убежденным «передвижником», Николай Дубовской регулярно участвует в выставках и делах Товарищества, а после смерти «папаши передвижников» Н. А. Что, думаю, прислал нам теперь Николай Никанорович.
Можно, нарушив посмертное завещание П. М. По словам искусствоведа Владислава Зименко, «мы не знаем, достигнет ли гребец благополучно берега, однако, как только мы заметили его, мы не можем быть безразличны к его судьбе и, желая ему победы, вглядываемся в окружающую его могучую и грозную природу глазами познавателя и борца, а не униженного, покорного слуги или просителя». Клодта. Серов. Художник изображает небо, практически сливающееся с морем и повторяющим все его оттенки и настроения. Нестеров в письме к родным из Киева передает мнение В. М. Искусствовед Владислав Зименко отмечал, что море и небо, позволяющие показать свободный и безграничный разворот пространства, относились к мотивам, органичным для дарования Дубовского и эти искания художника необычайно полно были выражены в картине «Притихло».
И в то время, когда работы Дубовского отсюда раздавали по другим музеям, Левитана заботливо собирали. М. В. Он создал «пейзаж настроения», где природа изображена такой, какой ее видит человек, тонко воспринимающий мир или озабоченный своими проблемами.
По словам Зименко, в этом произведении Дубовского прежде всего поражала взгляд «строгая объективность в изображении величественного природного мотива, чуждая какой бы то ни было субъективной аффектации и явившаяся следствием глубокого объективного познания природы». Его картина «Притихло» – произведение потрясающей эмоциональной силы воздействия. 20 декабря 1913 года он направил голове Новочеркасской управы заявление, в котором предложил свою коллекцию картин (70 собственных работ и 129 работ художников-передвижников) для создания в его родном городе художественного музея. Кроме этого, повторение 1890-х годов (холст, масло, 69 112см) входит в собрание Владимиро-Суздальского историко-художественного и архитектурного музея-заповедника, а в Вологодской областной картинной галерее хранится вариант-повторение «Притихло. Плёс. По словам Зименко, в этом произведении Дубовского прежде всего поражала взгляд «строгая объективность в изображении величественного природного мотива, чуждая какой бы то ни было субъективной аффектации и явившаяся следствием глубокого объективного познания природы». Такое же особое видение композиции, такая же световоздушность окружающего мира и такое же стремление изобразить судна можно увидеть только на картине Клода Моне «Впечатление.
Архипов, Н. Н. По словам искусствоведа Тамары Юровой, картина «Притихло», в которой проявился интерес Дубовского к «необычным моментам в жизни природы» и «трудноуловимым природным эффектам», была в значительной степени типичной для всего его творчества. Известно также об авторском повторении 1890 года (холст, масло, 85, 6 133см), находящемся в собрании музея Зиммерли Ратгерского университета (Нью-Брансуик, штат Нью-Джерси, США), которое было передано туда как часть коллекции Георгия (Юрия) Рябова. Это сказочный парадайз, так близкий каждому человеку. Теперь же их – тридцать восемь.
Маститого русского художника-мариниста И. К. Айвазовского в конце жизни несколько удручало лишь то обстоятельство, что он не оставил учеников, что не сложилось «школы Айвазовского». Это произведение положило началом так называемому «пейзажу настроения», который в дальнейшем стал разрабатывать художник. Материальными остаются только нависшие тучи, которые подсвечиваются солнцем.
Недатированное авторское повторение находится в Ростовском областном музее изобразительных искусств, а вариант-повторение под названием «Туча надвигается» (или «Надвигается туча»), датированный 1912 годом, — в Новочеркасском музее истории Донского казачества. При этом она отмечала, что в трактовке романтического мотива отчётливо видна «строгая сдержанность восприятия художником натуры». И. Е. Грабаря, А. А. По словам Третьякова, «я его заказал, так как картина для публики исчезает повторение, по мне, вышло лучше и более размером, отчего мотив сделался грандиознее». Золотой Плёс и После дождя.
Нестеров писал: Левитан на этот раз слабее. Небо на полотне соприкасается с морской гладью, а потом постепенно сливается воедино. Эта история показывает, «насколько взыскательный Третьяков считал необходимым иметь все крупные произведения Дубовского у себя в галерее, видя в нём одного из основных мастеров русского пейзажа»4. Рок непризнания висит над Дубовским.
Одно из них, датированное 1896 годом, находится в Полтавском художественном музее. Последним произведением художника, приобретённым им при жизни, было полотно Тихий вечер (1898). Мастерство.
Речь идёт о большом художнике, творчество которого давно заслуживает пристального изучения. Описывая свои впечатления от картины, Стасов писал, что вода на ней «просто хрустальная, с удивительным отражением и озеркалением». Художественный критик Владимир Стасов в статье 1890 года «Передвижная выставка и её критики» высоко отзывался о таланте Николая Дубовского, отмечая правдивость и свежесть его пейзажей.
Стасов подробно остановился на анализе представленной на 18-й передвижной выставке картины «Притихло», отмечая, что этот пейзаж «прямо трактует большие водяные массы, но как оригинально, как ново, как мастерски». На картине изображены освещённые солнцем грозовые тучи, нависшие над водной поверхностью. 160Ярошенко (1898), руководившего ТПХВ с 1887 года (уход из жизни И. 160Н. Недатированное авторское повторение находится в Ростовском областном музее изобразительных искусств, а вариант-повторение под названием «Туча надвигается» (или «Надвигается туча»), датированный 1912 годом, — в Новочеркасском музее истории Донского казачества10. Репин, такого критика, как В. В. Картина Н. Н. Дубовского «Притихло» была создана в 1890 году.
Восход солнца». Изображение такого вида суден – это одновременные принципы символизма и романтизма. Притихло Все названные произведения Дубовского были куплены Третьяковым.
Небо на полотне соприкасается с морской гладью, а потом постепенно сливается воедино. Дубовской родился 5 (17) декабря 1859 года в Новочеркасске в семье казака-старшины Области Войска Донского. Одно из них, датированное 1896 годом, находится в Полтавском художественном музее. При этом она отмечала, что в трактовке романтического мотива отчётливо видна «строгая сдержанность восприятия художником натуры». Художник Яков Минченков в своих воспоминаниях приводил рассказ о картине «Притихло» А. М. Каретникова, в течение более 25 лет работавшего артельщиком Товарищества передвижных художественных выставок: «Принесли рабочие картину от Дубовского, завёрнутую в покрывало и поставили на мольберт.
Дубовской, Н. А. Это произведение положило началом так называемому «пейзажу настроения», который в дальнейшем стал разрабатывать художник. Он высоко отзывался и об изображении неба и природных явлений, отмечая, что «мрачные полосы тёмной мглы под облаками, над далёким городком или деревушкой — чудесны»23. Чуйко, отрицательно охарактеризовав работы пейзажистов на выставке, отметил, что исключение могут составить только Дубовской и Архипов: у них замечаются попытки выйти за пределы установившейся рутины. По словам Третьякова, «я его заказал, так как картина для публики исчезает повторение, по мне, вышло лучше и более размером, отчего мотив сделался грандиознее». Но во имя чего и в каких целях.
Дубовской принадлежал к младшему поколению передвижников. »12. Это был настоящий шедевр пейзажной живописи. Каретников говорил про картину «Притихло»: «Принесли рабочие картину от Дубовского, завёрнутую в покрывало и поставили на мольберт.
Гармоничное равновесие объективных и субъективных вещей придает картине «Море» Н. Дубовского особый вид. В других оно было не меньше, а, пожалуй и больше. В Товариществе, помимо, так называемого балласта, состояли и многие крупные мастера – Репин, Суриков, Васнецов. Много раз Н. Н. Бакшеев очень высоко ценил это произведение Дубовского, утверждая, что «среди лучших произведений мировой живописи найдётся не много полотен, в которых с такой законченностью, с такой поистине классической ясностью было бы выражено то, что принято называть настроением». При этом она отмечала, что в трактовке романтического мотива отчётливо видна «строгая сдержанность восприятия художником натуры».
По словам Третьякова, «я его заказал, так как картина для публики исчезает повторение, по мне, вышло лучше и более размером, отчего мотив сделался грандиознее». Пейзажист по призванию и хранитель священных традиций передвижничества по убеждению, Н. Н. В обзорах передвижных выставок имена Дубовского и Левитана стоят рядом. Вот и все.
О его преданности искусству рассказывали анекдоты. То-то. » Будучи активным и убежденным «передвижником», Николай Дубовский регулярно участвует в выставках и делах Товарищества, а после смерти «папаши передвижников» Н. А. Именно это произведение считается одним из самых важных и значительных картин Дубовского. Художник Василий Бакшеев в своей обзорной статье «Пейзаж в русской живописи», обсуждая наиболее значимые произведения этого жанра, созданные русскими художниками, призывал вспомнить замечательное полотно «Притихло», на котором изображены «застывшая в ожидании грозы река и огромное свинцово-серое облако». В своём письме к Илье Репину он писал: «Я его заказал, так как картина для публики исчезает повторение, по мне, вышло лучше и более размером, отчего мотив сделался грандиознее». По словам Третьякова, «я его заказал, так как картина для публики исчезает повторение, по мне, вышло лучше и более размером, отчего мотив сделался грандиознее».
То-то. » Будучи активным и убежденным «передвижником», Николай Дубовский регулярно участвует в выставках и делах Товарищества, а после смерти «папаши передвижников» Н. А. Центральные произведения Дубовского, такие как Иматра (1894), Отлив (1898), Штиль (1899), Родина (1904), Светает (1913) – последние три из них до революции входили в коллекцию музея Академии художеств, – опять-таки были высланы на периферию. Зритель приковывался к картине не самой картиной, а тем, что составляло ее душу. Куинджи. На своей картине «Притихло» Дубовской Н. Н. изображает морской пейзаж. Ветра нет и в гладкой поверхности воды отражаются светлые и тёмные тучи.
То-то. Но в световых эффектах, к которым прибегает Дубовской, чувствуется влияние А. И. Имя Николай Дубовской запомнилось с детства по впечатлению от картины 171Притихло187, оказывается, неизгладимому. В журнале Всемирная иллюстрация В. В.
Что, думаю, прислал нам теперь Николай Никанорович. По словам искусствоведа Владислава Зименко, «мы не знаем, достигнет ли гребец благополучно берега, однако, как только мы заметили его, мы не можем быть безразличны к его судьбе и, желая ему победы, вглядываемся в окружающую его могучую и грозную природу глазами познавателя и борца, а не униженного, покорного слуги или просителя». В них легко узнаются темы и образы передвижнического пейзажа.
По словам Бакшеева, «это действительно картина, в полном смысле этого слова». Художник Василий Бакшеев в своей обзорной статье «Пейзаж в русской живописи», обсуждая наиболее значимые произведения этого жанра, созданные русскими художниками, призывал вспомнить замечательное полотно «Притихло», на котором изображены «застывшая в ожидании грозы река и огромное свинцово-серое облако». Их верхняя часть напоминает белую вату, а нижняя наполнена зловещей чернотой. Вот одно из них, профессора В. А. Вагнера. Небо на полотне соприкасается с морской гладью, а потом постепенно сливается воедино. Они находят свое отражение в почерневшей воде. В своих воспоминаниях о передвижниках Яков Минченков приводил слова художника Исаака Левитана, который следующим образом описывал эту картину: «Настроение от природы мы, пожалуй, умеем передавать, скорее мы наделяем природу своими проживаниями, подходим к ней от субъективного, но такой захват от самой природы, как Притихло, где чувствуешь не автора, а самую стихию, передать не всякий сможет». И рабочие говорят: Что испугался.
Каретников говорил про картину «Притихло»: «Принесли рабочие картину от Дубовского, завёрнутую в покрывало и поставили на мольберт. Левитан, В. А. Справедлива мысль британского педагога и философа Вслед за Зимой последовали картины Ранняя весна (1886), Притихло (1890), Утро в горах, Зимний вечер, На Волге (1892 и 1903), которые принесли Дубовскому широкую известность и выдвинули его в первые ряды русских пейзажистов. Поддержка таких корифеев русской культуры – и непризнание. Даже вот такой беглый ряд названий их произведений уже говорит о многом. – говорили в семье художника.
Ещё одна загадка его творческой судьбы. Художественный критик Владимир Стасов в статье 1890 года «Передвижная выставка и её критики» высоко отзывался о таланте Николая Дубовского, отмечая правдивость и свежесть его пейзажей. Она ясно просматривается и в трудах его последователей – И. Э. С 1899 года Н. Н. Иначе как ссылкой такую акцию и не назовешь.
Тем не менее, чувство беспомощности человека перед природной стихией, выраженное Дубовским в картине «Притихло», не следует принимать за её основное содержание. В настоящее время работы Н. Н. Все цвета и предметы на картине кажутся ирреальными, ведь небо и парусники отражаются в морских водах, словно в зеркале. Грабаря, А. А. «Повторение но мне вышло лучше и больше размером, отчего мотив сделался грандиознее», — делился своими впечатлениями Третьяков в письме к Репину. Пейзажное творчество Дубовского, по признанию критиков, являлось «одной из тех вех на пути развития искусства, которая намечает новый этап в его поступательном движении к новому совершенству, глубине, содержательности и идейному богатству». Только Дубовской представлял петербургскую школу пейзажа, а Левитан – московскую.
Федорова-Давыдова. Более того, тематический диапазон у Дубовского намного шире. Бакшеев очень высоко ценил это произведение Дубовского, утверждая, что «среди лучших произведений мировой живописи найдётся не много полотен, в которых с такой законченностью, с такой поистине классической ясностью было бы выражено то, что принято называть настроением».
Вдали – темная полоса берега, как бы сдавленная сверху и снизу стихиями неба и воды. И рабочие говорят: Что испугался. Николай Никанорович был человеком мягким интеллигентным, деликатным, однако руководил Товариществом очень умело, не допускал конфликтов между «старыми» и «молодыми» товарищами, но твёрдо стоял на страже интересов всего Товарищества. По словам искусствоведа Тамары Юровой, картина «Притихло», в которой проявился интерес Дубовского к «необычным моментам в жизни природы» и «трудноуловимым природным эффектам», была в значительной степени типичной для всего его творчества. Вот, к примеру, И. И.
Касаткин, И. И. 160Крамского) ему суждено было стать идейным вдохновителем объединения. Дубовского представлены более, чем в 70 музеях России и зарубежных стран. Иное приковывало в картине Дубовского. В них легко узнаются темы и образы передвижнического пейзажа.
Что, думаю, прислал нам теперь Николай Никанорович. Директор гимназии посоветовал родителям послать сына учиться живописи. По словам искусствоведа Тамары Юровой, картина «Притихло», в которой проявился интерес Дубовского к «необычным моментам в жизни природы» и «трудноуловимым природным эффектам», была в значительной степени типичной для всего его творчества.
Эта история показывает, «насколько взыскательный Третьяков считал необходимым иметь все крупные произведения Дубовского у себя в галерее, видя в нём одного из основных мастеров русского пейзажа».
Мастер пейзажа, эпически обобщённо воссоздающего природу средней полосы России («Притихло», 1890) Большой Энциклопедический словарь — Дубовской, Валентин Евгеньевич160 (1877 1931)160 русский архитектор. ДУБОВСКОЙ НИКОЛАЙ НИКАНОРОВИЧ (1859–1918)Н. Музея нет. Тем более что белого цвета у неё – только «начинка», кайма – пепельно-серая. Стасов подробно остановился на анализе представленной на 18-й передвижной выставке картины «Притихло», отмечая, что этот пейзаж «прямо трактует большие водяные массы, но как оригинально, как ново, как мастерски».
160Клодта, ставшего его учителем. Стасов и других, не менее известных деятелей русской культуры. На картине изображены освещённые солнцем грозовые тучи, нависшие над водной поверхностью.
Именно это произведение считается одним из самых важных и значительных картин Дубовского. После этого Третьяков съездил в Петербург и осмотрел картину4. Хотя дело даже не в этом, а скорее всего, в пространстве, полном свежего воздуха, где есть неуловимые переходы цветов и стирание граней между предметами и внешним миром. Вдали виден холмистый берег, на котором находятся домики какого-то селения418.
В 1882 году он представил две картины — «Перед грозой» и «После дождя» — на выставке Общества поощрения художников, а в 1884 году состоялся его дебют на выставках передвижников — на 12-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок экспонировался его пейзаж «Зима». Левитан: Вечер на пашне (1883), Весна (1886), Вечер на Волге (1888), Тихая обитель (1890), Над вечным покоем (1894), Озеро, Русь (1900). что привлекало се к этому полотну художника. Не многим отличаются от них и некоторые работы современных исследователей, например, М. М.
Дубовской в двух-трёх вещах хорош, но в общем нынче не силён. В отличие от волевых И. Н. Земля теряет свою материальность, но и вода – лишь зеркало для неба. Что, думаю, прислал нам теперь Николай Никанорович. Эта история показывает, «насколько взыскательный Третьяков считал необходимым иметь все крупные произведения Дубовского у себя в галерее, видя в нём одного из основных мастеров русского пейзажа». После этого Третьяков съездил в Петербург и осмотрел картину.
Картина «Притихло» была закончена в 1890 году и представлена на 18-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), проходившей в Петербурге. Дубовского представлены более чем в 70 музеях России и зарубежных стран. Только они и обращают на себя внимание публики, только о них и говорят.
В 1882 году он представил две картины — «Перед грозой» и «После дождя» — на выставке Общества поощрения художников, а в 1884 году состоялся его дебют на выставках передвижников — на 12-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок экспонировался его пейзаж «Зима». Среди них был и Н. Н. Дубовской. Довольно странной, к примеру, выглядит такая аналогия, приведённая Раковой в Истории русского искусства: По ощущению огромного водного пространства и неумолимо надвигающейся стихии это произведение (Притихло) перекликается с более поздней по времени картиной Левитана Над вечным покоем.
Пейзажисты работали в одно и то же время и жили своим временем. Надвигается туча», датированный 1912 годом21. Но одна картина резко выделяется из этого ряда и в историю русского искусства Дубовской вошел прежде всего как автор пейзажа Притихло (1890, Русский музей повторение – в Третьяковской галерее), созданного по этюдам, выполненным на Белом море.
Ветра нет и в гладкой поверхности воды отражаются светлые и тёмные тучи. То-то. » Будучи активным и убежденным «передвижником», Николай Дубовский регулярно участвует в выставках и делах Товарищества, а после смерти «папаши передвижников» Н. А. Именно это произведение считается одним из самых важных и значительных картин Дубовского.
Легкий ветерок навеивает прохладу, которая так нужна в жаркий летний день. Но тогда возникает вопрос: а почему Дубовской обделён таким же вниманием. К этому следует добавить, что причина забвения Николая Дубовского советскими искусствоведами оказывается вполне понятной: его творчество трудно и невозможно было интерпретировать в нужном идеологическом русле, ведь главное качество его живописи состояла в изображении всего лишь «красоты». Но одна картина резко выделяется из этого ряда и в историю русского искусства Дубовской вошел прежде всего как автор пейзажа Притихло (1890, Русский музей повторение – в Третьяковской галерее), созданного по этюдам, выполненным на Белом море.
Впоследствии она стала одной из основных тем в творчестве Дубовского. Крамского и Н. А.
Юрова писала, что эта картина помогла художнику найти «свою тему в пейзаже — тему широких водных просторов, которая становится одной из основных в его творчестве». То-то. Ярошенко в 1898 году, он становится не только идейным вдохновителем, но и фактическим руководителем Товарищества. Колористика картины «Море» удивительна. Тем не менее чувство беспомощности человека перед природной стихией, выраженное Дубовским в картине «Притихло», не следует принимать за её основное содержание. К счастью, отчасти он ошибался.
Впоследствии она стала одной из основных тем в творчестве Дубовского24. Картина «Притихло» была закончена в 1890 году и представлена на 18-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), проходившей в Петербурге. Юрова писала, что эта картина помогла художнику найти «свою тему в пейзаже — тему широких водных просторов, которая становится одной из основных в его творчестве» Пейзажное творчество Дубовского, по признанию критиков, являлось «одной из тех вех на пути развития искусства, которая намечает новый этап в его поступательном движении к новому совершенству, глубине, содержательности и идейному богатству». Полотно, как и любой маринистичный пейзаж, умиротворяет.
Вспомните замечательный холст Дубовского Притихло (. ) Среди лучших произведений мировой живописи найдется не много полотен, в которых с такой законченностью, с такой поистине классической ясностью было бы выражено то, что принято называть настроением». По словам Бакшеева, «это действительно картина, в полном смысле этого слова»13. Но на самом деле наследие Дубовского оказалось выключенным из художественного процесса. Репин в письме к П. М.
Легкий ветерок навеивает прохладу, которая так нужна в жаркий летний день. Кто-то, кажется, Буква (псевдоним И. Ф. Василевского — В. К. ) назвал ее симфонией в лиловом и это было меткое определение того, что она собой представляла: вся выдержанная в лиловых тонах, она действительно была симфонией. Там же она была приобретена императором Александром III. Легкий ветерок навеивает прохладу, которая так нужна в жаркий летний день. Все названные произведения Дубовского были куплены Третьяковым.
Творчество художника пользовалось большой популярностью, а его картины собирались крупнейшими дореволюционными коллекционерами. В своих воспоминаниях о передвижниках Яков Минченков приводил слова художника Исаака Левитана, который следующим образом описывал эту картину: «Настроение от природы мы, пожалуй, умеем передавать, скорее мы наделяем природу своими проживаниями, подходим к ней от субъективного, но такой захват от самой природы, как Притихло, где чувствуешь не автора, а самую стихию, передать не всякий сможет»12. Известно также об авторском повторении 1890 года (холст, масло, 85, 6 133см), находящемся в собрании музея Зиммерли Ратгерского университета (Нью-Брансуик, штат Нью-Джерси, США), которое было передано туда как часть коллекции Георгия (Юрия) Рябова22. Зритель приковывался к картине не самой картиной, а тем, что составляло се душу». Левитан, В. А. Но тогда возникает вопрос: а почему Дубовской обделён таким же вниманием. Повторение было написано в более тёмных тонах, которые несколько ослабили мрачность мотива.
Про картину 171Притихло187 Каретников вспоминал: По окончании Владимирской Киевской военной гимназии в 1877 году семнадцатилетний Дубовской добивается у отца разрешения и отправляется в Петербург, где успешно поступает в Императорскую Академию художеств сначала вольнослушателем, а затем переводится в мастерскую пейзажной живописи профессора М. 160К. Дубовской – талантливый художник, один из виднейших представителей русской пейзажной школы рубежа XIX-XX веков, автор более четырехсот картин и почти тысячи этюдов, профессор-руководитель пейзажной мастерской Императорской Академии художеств, видный общественный деятель, член правления Товарищества передвижников инициатор создания художественного музея в Новочеркасске. Зачастую в прямой зависимости от этого давалась и оценка произведений художника.
Это произведение положило началом так называемому «пейзажу настроения», который в дальнейшем стал разрабатывать художник. В своём письме к Илье Репину он писал: «Я его заказал, так как картина для публики исчезает повторение, по мне, вышло лучше и более размером, отчего мотив сделался грандиознее». Картина Н. Н. Дубовского «Притихло» была создана в 1890 году. Русский художник-пейзажист Н. Н. Художник Яков Минченков в своих воспоминаниях приводил рассказ о картине «Притихло» А. М. Каретникова, в течение более 25 лет работавшего артельщиком Товарищества передвижных художественных выставок: «Принесли рабочие картину от Дубовского, завёрнутую в покрывало и поставили на мольберт.
Он высоко отзывался и об изображении неба и природных явлений, отмечая, что «мрачные полосы тёмной мглы под облаками, над далёким городком или деревушкой — чудесны». Кроме этого, повторение 1890-х годов (холст, масло, 69 112см) входит в собрание Владимиро-Суздальского историко-художественного и архитектурного музея-заповедника20, а в Вологодской областной картинной галерее хранится вариант-повторение «Притихло. Дубовскому было чуждо бесстрастно-прозаическое воспроизведение внешних форм природы. в окрестностях Петербурга и вдохновенно трудится над натурными этюдами.
Картина вызывает весьма противоречивые чувства. Поэмой в золотом назвал её рецензент Русских ведомостей Н. Селиванов: Картина производит необычайный эффект. О выставке 1895 года М. В. Неудивительно, что это эхо, отражение, отпечаток – да как угодно.
Облако, точнее, внушительных размеров плотная туча – вот кого Дубовской сделал главным «героем» картины. По словам искусствоведа Владислава Зименко, «мы не знаем, достигнет ли гребец благополучно берега, однако, как только мы заметили его, мы не можем быть безразличны к его судьбе и, желая ему победы, вглядываемся в окружающую его могучую и грозную природу глазами познавателя и борца, а не униженного, покорного слуги или просителя»4. И. Е. Это был настоящий шедевр пейзажной живописи. — Безбрежная водная гладь, над которой носятся несколько чаек, чуть заметная точка далекого парохода, а над всем этим лиловатые облака, застелившие и даль и высь небосклона.
Надвигается туча», датированный 1912 годом. Они находят своё отражение в почерневшей воде. При этом она отмечала, что в трактовке романтического мотива отчётливо видна «строгая сдержанность восприятия художником натуры».
Третьяков приобрёл двадцать произведений Левитана (вместе с этюдами), ныне в галерее их количество приближается уже к сотне. В отличие от волевых И. Н. Огромное белое облако нависло над темным побережьем. Материальными остаются только нависшие тучи, которые подсвечиваются солнцем. Картина Н. Н. Дубовского «Притихло» была создана в 1890 году. По словам Зименко, в этом произведении Дубовского прежде всего поражала взгляд «строгая объективность в изображении величественного природного мотива, чуждая какой бы то ни было субъективной аффектации и явившаяся следствием глубокого объективного познания природы».
Узнав о том, что полотно «Притихло» с передвижной выставки в Петербурге приобрёл царь для галереи Зимнею дворца, он выехал в столицу, чтобы заказать художнику повторение, так как картина оказывалась недоступной широкому зрителю. А в 1911 году эта картина экспонировалась на Всемирной выставке в Риме. После этого Третьяков съездил Петербург и осмотрел картину. Левитан тогда наград не получили). Как сработана вода, небо, сколько во всём поэзии – лучшая вещь на выставке.
Вдали виден холмистый берег, на котором находятся домики какого-то селения. Описывая свои впечатления от картины, Стасов писал, что вода на ней «просто хрустальная, с удивительным отражением и озеркалением».
С 1886 года Н. Дубовской становится постоянным участником выставок передвижников. Дубовской: Ранняя весна (1886), Притихло (1890), На Волге (1892), Вне монастыря (1893), Земля (1894), Родина (1904). Конечно, можно игнорировать мнение такого авторитета, как И. Е. Известны его пейзажи «Зима» (1884), «Ранняя весна» (1886), «На Волге» (1892 и 1903), «Прошел ураган» (1898), «Закат солнца» (1909), «Родина» (1903-04) и др.