Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой («Вечной я нежусь весной»). Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах – Флоренции, Венеции. Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис.
Такие подарки были в то время обычным явлением1. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра.
Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. Движение в картине устремлено справа налево. Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц. Именно здесь появились новые идеи, в основе которых – мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья).
На самом деле это богиня цветов и растений Флора. Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти. Жест заботливый, опекающий. Картина висела над софой, называемой летуччо.
В настоящее время искусствоведы ищут разгадку – какой смысл вкладывал художник в свою картину. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. Тот собирался жениться на Семирамиде – девушке из знатной семьи Аппиани.
Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику. Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию. Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи. Зефиром.
Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Также основная фигура выделена аркой из просветов позади Венеры, которые образуют кусты мирта и апельсиновые деревья. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция. Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов.
Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту. В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482—1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4.
Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. Над богиней парит Амур. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Картина написана на основе древнеримской мифологии. Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой.
Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен. Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры. Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную.
Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Такие подарки были в то время обычным явлением. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются.
Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки. Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. Он назван так в честь матери Меркурия — Майи.
Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. Весна, 1482 На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»). Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны. В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора. В 1475 году на одном из таких турниров на площади Санта-Кроче присутствовала и юная красавица Симонетта Веспуччи, а участник турнира Джулиано Медичи, посвящая ей свою победу, нес штандарт, выполненный по рисункам Боттичелли, с изображением Афины имевшей портретное сходство с Симонеттой.
Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы. «Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно. И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза).
В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло. Цепко схватил он бегущую влево нимфу. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту.
Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики. Согласно Гесиоду, это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»). Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой («Вечной я нежусь весной»). Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада.
Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. Но давайте попробуем.
Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро. Она показана простой, тихой и скромной. Сколь приятна для любования. Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия.
В 1537 она была перевезена в Кастелло. Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность. Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл. «Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы.
И как поэтично показано превращение. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст.
Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Сандро Боттичелли.
Она стала богиней в пышном одеянии. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу.
Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие. Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле. Последнюю группу образует Меркурий с его атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем. Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий.
И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира. На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление.
Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру.
Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер». Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки. В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать.
От его полета согнулись стволы деревьев. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Сторонники исходят из того, что источниками для Боттичелли являлись не просто Лукреций и Овидий, а философия Фичино и поэзия Полициано, с которыми Боттичелли познакомился в Платоновской Академии. Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую.
Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева. Но это не единственное повторение в картине. Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи. О том, как весной расцветает природа. Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике.
Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору.
Картина висела над софой, называемой летуччо. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия.
От его полета согнулись стволы деревьев. Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость).
Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры». Фигуры расположены волнообразно. Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций.
Неудивительно, что есть множество трактовок картины. И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка. На самом деле это несколько противоречит истине. Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1.
У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой. У каждой фигуры «Весны» свой горизонт. «Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковер»).
Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. Она обернула к нему испуганное лицо, а руками касается третьей фигуры, будто просит защиты.
Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму. Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду. Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость). Художник на редкость изобретателен в трактовке причесок, передавая волосы одновременно как природную стихию и как декоративный материал. Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. Такие подарки были в то время обычным явлением1.
А с правого края художник изобразил и себя. Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес». Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею. Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»). В 1537 она была перевезена в Кастелло. Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов.
Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. В правой части картины мы видим два события одномоментно: похищение Зефиром нимфы Хлориды и ее последующее превращение в богиню Флору, которая символизирует весну. В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи.
Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. Всё изменила вечная весна. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. Исследователи предложили несколько толкований.
Движение в картине устремлено справа – налево. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»). И, конечно, это породило особое искусство.
«Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи. Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. Меркурий (слева) нарциссически красив. Он — частый спутник Граций, поскольку символизирует разум и красноречие, а также является творцом искусств. А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли.
Именно Флора изображена между супругами и Венерой. Она не просто богиня любви и красоты. Но та, словно не замечая, шествует к нижнему краю картины, глядя на зрителя и жестом сеятеля, берущего новую пригоршню семян, опускает правую руку в складки платья, переполненные розами. Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано.
Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году. Месяц считался концом весны и началом лета. Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие.
Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. В своем полотне художник зашифровал философию неоплатоников идеи которых активно поддерживал. Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах.
Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы. «Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину.
Движение Венеры едва заметно, но направлено оно от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует, судя по всему, Меркурий. Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике.
Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas).
А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы. В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май. Всё потому, что картины были рассчитаны на образованных людей, на философов, умевших дойти до сути произведения. Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе.
Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес». Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины.
Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость. Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковер»). Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо.
Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. В 1537 она была перевезена в Кастелло.
Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо. Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу. Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен.
Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви. Такие подарки были в то время обычным явлением. Может показаться, что некоторые из них стоят на склоне холма, но в другую минуту луг под ногами кажется ровным. Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом.
Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы. «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо. У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры).
Философские версии связаны с неоплатонизмом. В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. Последнюю группу образует Меркурий с его атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем. В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон.
Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Просветы образуют арку, напоминающую многочисленные изображения Мадонны, в том числе и самого Боттичелли.
Согласно Гесиоду, это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»). Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). Но, это неединственноеповторение в картине.
Боттичелли воплотил диалектику через композицию. Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Композиционно полотно делится на три части. У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение.
Крайней левой фигурой является бог Меркурий с его классическими атрибутами – шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем. Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. Философские версии связаны с неоплатонизмом.
Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы. Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание. Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо. Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой. Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева).
В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Философские версии связаны с неоплатонизмом. Каково же содержание картины. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743.
Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника. Сюжет картины глубоко мифологичен, в каждом из ее персонажей, в каждом живописном элементе зашифрована одна из основополагающих идей Ренессанса – все на Земле подчинено любви, которая имеет божественное происхождение и является источником земного возрождения, символом весны.
Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Картина висела над софой, называемой летуччо. Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины. Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис.
Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой. В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. В 1815-м она попала в галерею Уффици. Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны. Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия).
Учитывая то обстоятельство, что 19 июля 1482 года дядя женил по политическим соображениям 17-летнего Лоренцо ди Пьерфранческо на Семирамиде, представительнице знатной фамилии Аппиани исследователи полагают, что картина была заказана Лоренцо Великолепным Боттичелли в качестве свадебного подарка племяннику. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1.