Но давайте попробуем. Согласно античному мифу в изложении Овидия, пленённая любовью Зефира, нимфа Хлорида превращается в богиню весны и цветения Флору. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду. «Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину.
Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир.
Это – гимн и природе и человечеству. Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы. Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева. На этой стадии решаются основные тонально-цветовые отношения. Эту метаморфозу Боттичелли передаёт интересным образом. В 1537 она была перевезена в Кастелло. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743.
Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Копия с этой работы была сделана мною в технике масляной живописи. Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес». Их сторонники считают, что в картине зашифровано некое послание. Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера.
Затем рисунок был переведён на холст и обведён тушью. Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви. Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева).
Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. Следующий этап – самый длительный.
С легкостью, едва касаясь земли, погруженные в себя фигуры предстают на картине в каком-то причудливо-волшебном сне. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (зефир-хлорида-флора) через разум (три грации) к созерцанию (меркурий). От его полета согнулись стволы деревьев. Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры». Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы.
Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею. Как-то весной на глаза я зефиру попалась ушла я, Он полетел за мной: был он сильнее меня. В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель. Всё потому, что картины были рассчитаны на образованных людей, на философов, умевших дойти до сути произведения.
Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Основной идеей картины считается Любовь и супружеское соединение. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. Другие считают, что Меркурий— это сам Лоренцо Великолепный, а среди остальных персонажей находят его любовниц.
Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес». Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею. Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины.
На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. Жест правой руки венеры направлен к левой части картины. Месяц считался концом весны и началом лета.
Например, восемь персонажей картины рассматриваются как ноты: зефир соответствует «до», хлорида – «ре» и так далее, а меркурий – опять «до», но на октаву выше. Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. «Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы.
Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. Следующие четыре персонажа боттичелли взял согласно отрывку из поэмы овидия «фасты» (книга 5. Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. Над богиней парит Амур.
Всё происходящее на картине лишь ее окружение. Сад плодовитый цветет на полях, мне в приданое данных.
Своим жезлом-кадуцеем, он пронизывает облака. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Боги здесь не копируют древние скульптуры, но преобразованы по особым художественным канонам. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. В центре произведения фигура Венеры, которая своей позой и одеждой напоминает мадонну.
Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи.
Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов. Посланника богов Меркурия можно также узнать по крылатым сандалиям и кадуцею персонал, которым он отгоняет друг от друга двух змей, чтобы помирить их. А май считался не только концом весны, но и началом лета. Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло.
Выполнение работы на холсте заняло у меня 1, 5 года. Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. Чтобы подчеркнуть метаморфозу нимфы, Боттичелли показал, что одежды у Хлориды и Флоры развеваются в разные стороны.
Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц. Размеры оригинала картины 315 x 205см. Заново его творчество стали открывать аж в середине 19-го столетия, когда писатели создали образ творца в романтико-трагических оттенках. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями.
Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер». Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие. По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»).
Утверждается, что деревья в саду— это mala medica, ожерелья на Харитах— цветов Медичи, отыскиваются на картине элементы герба Медичи ит. д. Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны. Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. Над венерой расположен путто (или амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю хариту. Учитывая то обстоятельство, что в 19 июля 1482 года дядя женил по политическим соображениям 17-летнего Лоренцо ди Пьерфранческо на Семирамиде, представительнице знатной фамилии Аппиани исследователи полагают, что картина была заказана Лоренцо Великолепным Боттичелли в качестве свадебного подарка племяннику. Позы харит напоминают позы дочерей иофора с фрески боттичелли «сцены из жизни моисея» в сикстинской капелле.
Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы. Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. Фигуры расположены волнообразно. На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора.
Его лёгкий огненно-красный плащ, шлем на голове и меч на боку подчёркивают его роль хранителя сада. Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание. Нашей целью было творческое переосмысление работы Сандро Боттичелли «Весна». В левой части полотна изображен мифологический герой Меркурий – посланник богов, учитель мудрости, разгоняющий тучи.
Именно Флора изображена между супругами и Венерой. Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти. Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня.
Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи. Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику.
Фигура Зефира – бога холодного западного ветра (с правой стороны) олицетворяет животворящие силы природы. У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт. Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение.
Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой («Вечной я нежусь весной»). Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи.
Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры. Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1.
В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Персонажи античной мифологии здесь несут определенную смысловую нагрузку. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. Сад мой украсил супруг прекрасным цветочным убором, Так мне сказав: «навсегда будь ты богиней цветов. ». Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены.
Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы.
Весна, 1482 На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»). Левее венеры расположена группа из трёх харит, которые танцуют, взявшись за руки. Но, это неединственноеповторение в картине.
На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»).
Любви, в которой есть не только радость и полнота жизни, но и печаль знания и печать страдания – мы не можем не видеть ее на лице Венеры. Чтобы подчеркнуть метаморфозу нимфы, Боттичелли показал, что одежды у Хлориды и Флоры развеваются в разные стороны. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. 3 мая. Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо.
Согласно Гесиоду, это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»). Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру.
Такие подарки были в то время обычным явлением. Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость. Флоралии): 195 «флорой зовусь, а была я хлоридой. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. Всё это действо происходит в саду Любви, обильно украшенном цветами и плодами.
В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического. Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту. Картина написана на основе древнеримской мифологии. Композиционно полотно делится на три части. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. Каково же содержание картины.
Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость). Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира. Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу.
Философские версии связаны с неоплатонизмом. В период с 1475 по 1480 год появилась лучшая по мнению многих картина Сандро Боттичелли – Весна. Такие подарки были в то время обычным явлением1. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема).
В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро. Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл. Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям. В тоже время, Венера своим жестом указывает на трех граций (справа) Это Красота, Целомудрие и Наслаждение.
Всё изменила вечная весна. Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи. Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой («Вечной я нежусь весной»). Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Средняя харита (возможно, ефросина) смотрит на меркурия.
Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны. Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью. 4. Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой.
А с правого края художник изобразил и себя. И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе. Вот таким образом одежда этих двух женщин, которые также, кажется, не замечают друг друга, развивается в разных направлениях. Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной.
«Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо. Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой.
Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»). В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон.
Исследователи предложили несколько толкований. На самом деле это несколько противоречит истине. После этого вся работа была отрисована в тоне коричневой краской.
Движение в картине устремлено справа – налево. Из её рта падают цветы, которые превращаются в узор на платье Флоры. В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви. Они символизируют возвышенную Любовь, которая призвана быть проводником в горний мир.
Неудивительно, что есть множество трактовок картины. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту.
Эту идею символизирует Меркурий – посланец богов. И, конечно, это породило особое искусство. Согласно гесиоду, это аглая («сияющая»), ефросина («благомыслящая») и талия («цветущая»). Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Картина висела над софой, называемой летуччо.
Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства. Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. обе выполнены с грацией и выразительностью». Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца.
Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах – Флоренции, Венеции. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. 205 все же насилье зефир оправдал, меня сделав супругой, И на свой брачный союз я никогда не ропщу.
Популярность мастера подарила ему возможность изобразить другие мифологические сюжеты, которые, кстати изначально не были предназначены для демонстрации большой аудитории и создавались специально для заказчиков. Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен.
В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. В настоящее время искусствоведы ищут разгадку – какой смысл вкладывал художник в свою картину. По другой трактовке, Меркурий охраняет сад Любви, разгоняя облака невежества. Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах. Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. Это была эпоха зарождения удивительного явления, позднее названного Возрождением или Ренессансом, определившего на несколько веков вперед пути развития философии, литературы, живописи и скульптуры. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями.
Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки. Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. Сколь приятна для любования.
Тот собирался жениться на Семирамиде – девушке из знатной семьи Аппиани. Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги.
Философские версии связаны с неоплатонизмом. Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковер»). Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. Хотя, как видно по слегка увеличеннымживотам и удлиненным торсам, они были переработаны исходя из современных представлений флорентийской эстетики. Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. Боттичелли воплотил диалектику через композицию.
Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом. Картина Боттичелли «Весна» – один из ярких примеров аллегорического произведения. «Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно. Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. Работа находится в частной коллекции.
В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. Картина написана темперой на дереве. В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол.
Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковер»). Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие.
У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой. Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору.
Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление.
Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Выполнение рисунка заняло 6 месяцев. Меркурий (слева) нарциссически красив.
Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются.
Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Это тщательная проработка каждой фигуры по отдельности. Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы.
Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия). А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли. Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы.
Из него на картине появились: венера, флора, меркурий («венеры крылатый вестник») и зефир. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Расходящиеся ветви вокруг её головы, образуют как бы нимб.
По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра. Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки. Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. Основа картины – холст на подрамнике форматом 204 х 123 см. Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую. Над фигурой Венеры мы видим купидона, который своими стрелами вызывает страстную любовь.
Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце. Картина настолько наполнена разнообразием цвета, фактур и интересных деталей, что вдохновение погрузило нас с головой в новый проект. Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году. Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике.
На картине мы видим, как Зефир наполняет нимфу своим дыханием. Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле. Последнюю группу образует Меркурий с его атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем. Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору. «Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы.
Все три фигуры символизируют первый месяц весны, которая начиналась с первым дуновением Зефира. Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой. Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. Следующую, центральную группу образует в одиночестве венера, богиня садов и любви. Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Сандро Боттичелли. Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера.
Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. В 1815-м она попала в галерею Уффици. В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины.
Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. Именно здесь появились новые идеи, в основе которых – мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья). В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество.
С этого времени и начала расти ее всемирная известность. Вечной я нежусь весной, весна — это лучшее время: В зелени все дерева, вся зеленеет земля. Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле. Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини. Согласно Гесиоду, это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»).
Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Душа ее и мысли есть Любовь и Милосердие, очи ее – Достоинство и Великодушие, руки – Щедрость и Великолепие, ноги – Пригожесть и Скромность, а в целом же – Умеренность и Честность, Приятность и Величие, о, дивная красота.
Она не просто богиня любви и красоты. Обилие зелени, насыщенные винные оттенки, торжественность гортензий и легкое изящество ранункулусов и садовых роз.