Тема композиции – весна с сопутствующими ей античными божествами. Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой. Он пытается разорвать плотность облаков, мешающих лицезрению. Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц. Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно. Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио.
Впрочем, вполне возможно, что между ними было лишь возвышенное, платоническое чувство. У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева. Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы.
Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. Картина висела над софой, называемой летуччо. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий).
Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо. Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики. Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность. «Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи. Ангелы несут оливковые ветви, празднуя избавление человека от первородного греха. Картина висела над софой, называемой летуччо.
Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой. Человек с факелом, который идет впереди Клеветы это Зависть. В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май. Свитки, которые несут ангелы, покрыты письменами.
Не только нам нравится он, но большим успехом пользовался он и у своих. современников. Венера равнодушна и к охранительным действиям целомудренной Оры (аналогичной Меркурию в Примавере). Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции.
Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Каково же содержание картины. О том, как весной расцветает природа. У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт.
Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти. Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах – Флоренции, Венеции. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Движение в картине устремлено справа – налево. Две другие девушки, которые заплетают волосы Клевете, символизируют Коварство и Ложь.
В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника. В таком случае Боттичелли знал, где будет висеть картина и то, что она будет располагаться на высоте двух метров от пола.
Но давайте попробуем. Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева). И как поэтично показано превращение.
И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка. По прошествии этого срока он будет скован и повержен. обе выполнены с грацией и выразительностью».
В апельсиновом саду мифологические персонажи представляют аллегорию прихода весны: бог восточного ветра Зефир, преследует нимфу Хлориду, которая после свадьбы с настигшим ее Зефиром превращается во Флору, богиню весны. Она стала богиней в пышном одеянии. Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами.
Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора.
Именно здесь появились новые идеи, в основе которых – мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья). Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. Изображение Боттичелли прекрасной триады – само воплощение танца. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки.
Марка во Флоренции. Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям. Эту девушку с худощавым лицом подростка, с венком на золотых волосах, в длинном платье, расшитом цветами, часто называли Весной. Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. Их фигуры символизируют окончание царства сатаны на Земле.
Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло. Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола.
Всё происходящее на картине лишь ее окружение. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Такие подарки были в то время обычным явлением1.
По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы. Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике.
А с правого края художник изобразил и себя. Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. Но это не единственное повторение в картине. На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. Фигуры ангелов на крыше хлева могут быть соотнесены с Верой, Надеждой и Любовью.
Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. Согласно греческому мифу Венера возникла из пены морской.
Джулиано, с которым художника связывала дружба, был злодейски убит ровно через два года после смерти Симонетты. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. Воссоединение с Небом символизируют обнимающиеся фигуры людей и ангелов на переднем плане. «Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Чтобы подчеркнуть метаморфозу нимфы, Боттичелли показал, что одежды у Хлориды и Флоры развеваются в разные стороны.
Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. В XV веке в Грациях видели три разных проявления единогобожестваВенеры считали, что Грации — это она сама.
Эта интересная картина, называется Клевета. Хотя картина и называется традиционно Рождение Венеры, самого рождения она не показывает. Боттичелли воплотил диалектику через композицию. Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца.
Взор Меркурия мечтательно устремлен в небо. Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу.
В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»).
Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию. Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму.
И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). А обсуждения и старые статьи остаются в блоге. А май считался не только концом весны, но и началом лета.
В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада. Ведь Весна хочет прикрыть Венеру красивой тканью. Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия). В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель. Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году.
Такие подарки были в то время обычным явлением1. Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. Картина висела над софой, называемой летуччо.
В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира. Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов.
Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. «Спящая Венера» что как отмечают комментаторы, ассоциируется одновременно и с христианской темой Крещения и с сюжетом «Коронования Девы». Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. От его полета согнулись стволы деревьев.
В волшебной приветливости Весны – очарование природы, каждый год восстающей из мрака и хлада зимы навстречу горячему солнцу. В 1475 году на одном из таких турниров на площади Санта-Кроче присутствовала и юная красавица Симонетта Веспуччи, а участник турнира Джулиано Медичи, посвящая ей свою победу, нес штандарт, выполненный по рисункам Боттичелли, с изображением Афины имевшей портретное сходство с Симонеттой. Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Чувствуя приближение смерти, он пригласил к себе знаменитого проповедника Джироламо Савонаролу, бывшего тогда настоятелем доминиканского монастыря Св. Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами.
Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо.
Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). Именно Флора изображена между супругами и Венерой. Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера.
Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. Любви, в которой есть не только радость и полнота жизни, но и печаль знания и печать страдания – мы не можем не видеть ее на лице Венеры. Картина очень аллегорическая, символизирует многочисленные человеческие недостатки и в особенности один из них – именно Клевету. Его чисто личное искусство отразило лицо века.
Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). Тот собирался жениться на Семирамиде – девушке из знатной семьи Аппиани. Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии.
Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы. В 1537 она была перевезена в Кастелло. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо.
Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. Первой красавицей при герцогском дворе в то время считалась Симонетта Веспуччи. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства.
Ведь это не портрет, не икона, религиозной сюжет, а новое светское искусство, фантазия, рожденная пылким воображением художника. Теперь его любимым обществом стали ученые. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора.
Философские версии связаны с неоплатонизмом. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. Легкие изгибы и повороты фигур, диалог взглядов изящное соединение рук и постановка ступней — все это передает поступательный ритм танца. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). Фигуры расположены волнообразно.
Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст.
Над богиней парит Амур. В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля.
Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. И, конечно, это породило особое искусство. Сколь приятна для любования.
Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака.
Но, это неединственноеповторение в картине. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга.
В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон. Зефиром. Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов.
Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви. Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту. Такие подарки были в то время обычным явлением. Всё изменила вечная весна.
Пурпурный хитон, которым Ора прикрывает наготу богини любви, возможно, согласно трактату неоплатоника Порфирия «О пещере нимф» означает душу, одевающуюся плотью, нисходя в мир. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро. Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис.
Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры. Исследователи предложили несколько толкований. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения.
В 1815-м она попала в галерею Уффици. Я переношу только текст. Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Ритм их падения подобен ритму волн, образуемых движением раковины. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные.
Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. Такие подарки были в то время обычным явлением. Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры».
В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Картина написана на основе древнеримской мифологии. Возможно, Боттичелли сознательно отказался от ренессансной перспективы, ради усиления ощущения чуда. В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического. Неудивительно, что есть множество трактовок картины. Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен. Он назван так в честь матери Меркурия — Майи.
В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. В таком случае Боттичелли знал, где будет висеть картина и то, что она будет располагаться на высоте двух метров от пола. Ее встречает Ора, готовая накинуть на нагое тело Венеры плащ, расшитый цветами.
В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце. Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику. Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен. Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу.
Быть вдохновителем творцов на подобные шедевры, тратить на это баснословные деньги в то время мог лишь Лоренцо Великолепный. Она показана простой, тихой и скромной. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер.
Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. Получается копирую. Сложная работа. Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному.
Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл. На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. Справа на картине – апельсиновые деревья в цвету (апельсин – символ божественного происхождения Венеры и цветок брака).
Но та, словно не замечая, движется к нижнему краю картины и, глядя в сторону зрителя, как будто, занята посевом, опустив правую руку в складки платья, наполненные розами. Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах.
Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты.
«Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Меркурий (слева) нарциссически красив.
Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. Движение в картине устремлено справа налево. Как выяснилось в 1975 году из обнаруженной описи 1498 года, картина находилась в спальных покоях Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, которого после смерти отца взял под своё покровительство его дядя Лоренцо Великолепный. Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны. Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду.
Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой. Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать.
И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. От его полета согнулись стволы деревьев. Венера, с телом античной богини и лицом мадонны, остается безучастной к страстному дыханию Зефиров, подгоняющих ее раковину к земле и, способствующих ее превращению из Венеры Урании в Афродиту, то есть в более земное божество (таким образом, они аналогичны Зефиру и Хлоре в Примавере). На самом деле это несколько противоречит истине.
Крайней левой фигурой является бог Меркурий с его классическими атрибутами – шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем. Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы.
В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи. Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли.
У каждой фигуры «Весны» свой горизонт. А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли. Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). На картине еще один атрибут Венеры – бледно-розовые цветы, которые летят по ветру. На нее смотришь с удовольствием и наслаждаешься. Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие. Философские версии связаны с неоплатонизмом.
Это – гимн и природе и человечеству. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер». И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору. Композиционно полотно делится на три части.
Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. «Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности. Они провозглашают Мир на Земле и во человецех благоволение и Слава в Вышних Богу. Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость). Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу.
Она не просто богиня любви и красоты. Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. На переднем плане изображены три убегающих в панике беса. Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость. Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. Месяц считался концом весны и началом лета.
В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция. Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору. Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной.
Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры). Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание.
Сидящему на троне царю в два уха шепчут Невежество и Подозрение. Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы. Андрей Россохин, психоаналитик: «На картине только двое мужчин их образы принципиально различны. Возможно и хулиганистым, но это не мешало творчеству.
На самом деле это богиня цветов и растений Флора. «Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas).
Жест заботливый, опекающий. Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе. Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую. Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами.
Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. С этого времени и начала расти ее всемирная известность. Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. В этой картине всё направлено на движение. Многоинтересных особенностей.
В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью. Правда, современники не особенно прониклись новым более аскетичным и морализаторским стилем Боттичелли. Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу. Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»).
Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи. Цепко схватил он бегущую влево нимфу.