1948картина Анри Матисса «Танец» в результате закрытия ГМНЗИ поступает в коллекцию Государственного Эрмитажа. 191020 декабря 1910 года картины Анри Матисса «Танец» и «Музыка» прибыли в Москву и были повешены на лестнице дома С. И. Щукина. «танец» — созданная в 1910 году картина французского художника Анри Матисса.
Картина Анри Матисса ТАНЕЦ II: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. «танец» (фр. La Danse)— созданная в 1910 году картина французского художника Анри Матисса. И сегодня мы расскажем о картине «Танец» французского художника-фовиста Анри Матисса.
Всем известна картина Анри Матисса «Танец». Картина Анри Матисса «Танец» из Эрмитажа огромна.
Знакомится с творчеством А. Майоля, художниками группы «Наби», увлекается искусством Поля Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903), Поля Сезанна. В дальнейшем красочная точка заметно увеличивается, цветовая энергия ее возрастает, появляется интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс.
Матисс больше всего любил рисовать цветы, деревья и женщин. Матисс уверенно шёл к своему стилю, к своей манере, чтобы навсегда вписать своё имя в историю мировой живописи, подарив миру такие шедевры, как «Мадам Матисс», «Музыка», серию «Книга джаза», «Танец», «Поднятое колено», «Сон», «Розовая обнажённая» и т. д. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). Специально для этого фонда в городке Мэрион вблизи Филадельфии в 1925 году было построено здание в стиле неоклассицизма, украсить которое росписью было поручено Матиссу.
Матисс дал новое видение мира. «Радость жизни» была приобретена Лео Стайном – он увидел в ней манифестацию современности. Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие. Европейцы познакомились с тем, что они впоследствии назвали «танцем живота» именно в их исполнении. Они темне менее имеют ту же ценность, 2) Необходимаэквивалентность пластических средств. Свет господствуетв замечательном холсте Открытоеокно с видом на бухту в Танжере. Но вскоре началась Вторая мировая война.
Картина «Роскошь, Спокойствие и Наслаждение» является наиболее известным трудом Матисса в неоимпрессионизме, однако год спустя художник отказывается от этого стиля и становится пионером фовизма. глобальных изменений, произошедших в науке, внутри модернизма возникают авангардные течения, полностью изменившие приемы и методы искусства. Матисс очень любил персидскую миниатюру – с ее волнующими воображение спиралями, золотыми листьями, плоскими пятнами чистого цвета, но не менее сильно притягивали его и примитивные африканские скульптуры. Пять женских фигур не совсем пропорциональны, но они завораживают своей естественностью. Удивительная вещь – танец: жизнь и ритм. Новые впечатления, знакомства, обстоятельства всегда находили отражение в его творчестве.
Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета. В мае 1907 года Матисс уехал в Алжир. Жил Матисс в это время трудно.
Первая была проекцией искусства старых мастеров (Тициан, Кранах и др. ). В период учебы в Школе декоративных искусств (с 1893 по 1895) он знакомится с Альбером Марке, вместе с которым поступает впоследствии в Академию изящных искусств в мастерскую Гюстава Моро. С ним, Вламинком и Дереном выставлялись так же Кес ван Донген, Анри Камуэн, Рауль Дюфи.
Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо интерпретируемый как автопортрет. Развивая художественные достижения постимпрессионистов, опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов (см. Результатом двух путешествий в Марокко (19111511913) стало появление ярких излучающих свет ландшафтов и фигурных композиций, краски которых резко контрастируют друг с другом (например, «Бербер», 1913). Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру.
Один танцор тянется к другому, придавая своим жестом динамику композиции. Под впечатлением поездки в Алжир в 1906 Матисс увлекся линейными орнаментами мусульманского Востока в стиле арабесок (например, «Накрытый стол151 красная гармония», 1908). Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. Правда, он написал художнику, что не может повесить такую картину у себя на лестнице. Коллекционер предложил или сделать панно поменьше или нарисовать женщин в платьях. Впервые картины с использованием такого метода были созданы Полем Синьяком и Жоржем Сера.
Вкартинах все больше появляется асимметрии. «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он. Новая версия Танца была сделана из кусочков разноцветной бумаги, приклеенных к холсту. Они поглощены эмоциональным экстазом и для них в этом мгновении – настоящая жизнь. Все, кто видел картину «Танец» в Эрмитаже, наверняка были под впечатлением от этого огромного полотна (размер 260х391), вибрирующего яркостью красного, синего, благородного зеленого. Специально для дома Щукина Матисс написал два панно: «Танец» и «Музыка».
Доминика и Девы Марии. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Он мучился от жары, но при этом сетовал, что не мог остаться в стране подольше. Исчезают стул и обои. Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане.
В 19081511912 годах Матисс, пользуясь почти исключительно чистым цветом (в редких вещах он пользуется переходами, смешанными тонами), строит свои картины на трех основных тонах. Его мастерство ясно проявляется в любом из его живых, порывистых набросков с натурщиц. Картина была заказана в 1909 за 15000 франков. Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного.
Я очень Вам благодарен и надеюсь вскоре получить эскиз второго панно. По возвращении он получил ещё один заказ от Барнса – тот попросил подготовить триптих «Танец II», повторяющий самую знаменитую работу мастера. Эти художники разрабатывали новейшее направление живописи, начиная с 1900 года. Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец.
Я полностью Вам доверяю и уверен, что Музыка" будет столь же успешна, как и Танец"». Замысел Танца", как и тесно связанной с ним Музыки" (ГЭ), кристаллизовался в течение целого пятилетия. Интенсивный, контрастный цвет фовистских полотен (панно) Матисса до 1910 года, был призван привлечь внимание зрителя, создать особую атмосферу гармонии и созерцания в декорированных ими помещениях. Признание пришло к Матиссу достаточно быстро.
Далее Матисс планировал поступить в Школу изящных искусств, но это ему не удалось. К. Малевич в определенный период своего творчества работал в духе кубофутуризма. «Представление о наиболее раннихпейзажах Матисса дают картины Булонскийлес и Люксембургский сад, датируемые, СамМатисс считал впоследствии, 1902 годом, –пишет Н. Н, очевидно.
Конечно же, ритм управляет и кистью художника. Кульминацией этого направления стал щукинский «Танец». п. Но не академические опыты («Натюрморт с рыбой», 1893) принеслиизвестность молодому художнику, а такназываемые вечерние пейзажи. Однако Щукину подобный сюжет не подходил. Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения. Щукина зрители назвали собирателем хлама и обвинили в безвкусице. Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. Теоретические изыскания, как уже было сказано, мало их занимали.
В частности, его палитра сильно светлеет, появляется своеобразная техника импрессионистского мазка. И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности». На деньги, заработанные от продажисвоих полотен русским коллекционерам– Щукину и И. А. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции.
Предыдущий (второй) вариант был дописан и в 1936 году был куплен Музеем современного искусства Парижа. Эти две поездки в Марокко, в начале и конце 1912 года, можно рассматривать как одно темпераментное путешествие, в результате которого были созданы такие шедевры зрелого декоративного стиля Матисса, как Марокканский триптих (ГМИИ), портрет Стоящего рифа (Марокканец в зеленой одежде) и Арабская кофейня (обе картины художника находятся в Эрмитаже). Это как Донателло среди диких. » Отсюда и пошло это прозвище – «дикие» (на французском языке – «les fauves»), то есть «фовисты». ldquoВход в Казбуrdquo 151 малиновый, голубой, зеленый, бледно-розовый. Матиссу пришлось выполнить эту просьбу. В 1898 году художник женился на Амели Перейр.
Дата создания: 1905 Дивизионизм был характерен для стиля неоимпрессионизма и представляет собой подход, при котором происходит разделение цветов на точки, пятна или мазки, которые «смешиваются» на расстоянии, составляя полную картину. Он заказал у художника несколько картин и хотел получить что-то необычное на тему танца и музыки для украшения своего московского особняка. Сейчас в Симьезе – Музей Матисса со скромной экспозицией. В дальнейшем красочная точка заметно увеличивается, цветовая энергия ее возрастает, появляется интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс. В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств.
Когда началась Октябрьская революция, Щукину пришлось спешно покинуть Россию. Под впечатлением от их произведений Кандинский начинает создавать свои «Композиции», заимствуя этот термин именно из музыки. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым.
Человек в этой красочной реальности не венец природы, а часть всеобщей живописности. На третьей стадии меняется форма локтя и сложенных ладоней девушки, опять же упрощаясь и как бы устремляясь к форме круга. Особенно вдохновила меня задорная фарандола (старинный провансальский танец).
Третье панно «Купание или медитация» осталось лишь в набросках. В настоящее время существует в двух версиях. На создание работы Матисса вдохновили Дягилевские «Русские сезоны». У создания картины «Танец» своя необычная история. Анри Матисс, совершивший переворот в искусстве в начале прошлого века, прожил очень долгую жизнь.
Удивительная вещь танец: жизнь и ритм. Ни по масштабу, ни по силе воздействия эти произведения не имеют себе равных. Помимо него имеется еще два рисунка этой композиции — карандашный (Музей современного искусства, Нью-Йорк) и углем (Музей Гренобля). Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Он порывает с налетом светскости изнеженности, создавая монументальныеполотна: Розовая обнаженная женщина, Сон, Натюрморт с раковиной (1940), Натюрморт с устрицами – одноиз самых совершенных его созданий.
В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. Зачем. Пикассо выбрал рациональный, «умозрительный» путь, поиск новых форм и линий, в результате став, наряду с Жоржем Браком, родоначальником кубизма. В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка» Вторую версию «Танца» Матисс завершил в 1910 и перед отправкой заказчику выставил её вместе с «Музыкой» на осеннем Парижском Салоне.
В 1904 году состоялась первая персональная выставка Матисса. В начале 1909, когда Матисс работал над первой версией Танца" (Музей современного искусства, Нью-Йорк), Сергей Щукин, несомненно, видевший его, заказал для лестницы своего особняка в Москве другое панно такого же размера, в сравнении с прежним ставшее зна-чительноболеединамичным. Полотна «Танец» и «Музыку» он вывести не успел и они направились в Эрмитаж. 31 марта он написал художнику: «Я нахожу в Вашем панно «Танец» столько благородства, что решил пренебречь буржуазным мнением и поместить у себя на лестнице сюжет с обнажёнными. Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине. Почти 4-метровое полотно изображало танцующих в хороводе девушек. Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера.
Академия Матисса торжественно распахнула свои двери в 1908 году. Отправной точкой стал осенний салон 1905 года, поразивший публику непривычно яркими красками картин, за что выставлявшихся там молодых художников тут же окрестили «клеткой диких». Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань. – "Танец" написан мной всего тремя красками. Все это заметно улучшило материальное положение живописца. Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна.
В настоящее время существует в двух версиях. Преподавание велось на некоммерческой основе. Фона в привычном понимании в этой работе нет. Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства. Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета. Я очень люблю яркие, ясные, чистые краски и всегда удивляюсь, когда красивые цвета зачем-то грязнят и затемняют» — так позднее писал Матисс в «Заметках о живописи».
Так родились и закрепились наименования «фовисты» и «фовизм». Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Всере-дине марта он написал Матиссу о получении его писем с эскизами больших картин". Речьидетодвухак-варельных эскизах Композиция I" и Композиция II" (ГМИИ). Несмотря на то, что мастер упростил их изображение почти что до схематизации, все равно он смог передать экспрессию через цвета (хоть их было все три). Преобладают женские фигуры в праздничныхплатьях, которые позируют художнику вкреслах, на фоне ковров, рядом с цветамив вазах и пальмами (Желтое платье ишотландка, Королевский табак, Отдых танцовщицы)».
Мир Матисса 151 это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Матисс говорил: «Я очень люблю танец. У фовистов не было сформулированной программы и они не издали ни одного манифеста. Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». Третье панно 151 «Купание или медитация» 151 осталось лишь в набросках. Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета.
В моем доме много музицируют., . У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. В «Танце» – три цвета: синий, зеленый и красный. И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья».
Живопись в буквальном смысле слова звучит. Символисты приучили зрителей к абсолютно другим иносказаниям. Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному.
Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору. Тем самым тональность щукинских панно отвечала емкому символическому содержанию. Вот таким образом очень скоро каждый приверженец этого направления пошёл своим путём и уже в 1907 году фовизм как феномен исчерпал себя, однако его влияние на современников трудно переоценить.
В путешествии он ни разу не притрагивался к кистям, но по возвращении написал картину «Голубая обнажённая (Сувенир из Бискры)», ставшую одной из его знаковых работ (в 1913 религиозные фанатики демонстративно сожгли репродукцию этой работы в Чикаго). Ж. Помпиду, Париж). Масляные краскинанесены тонкими прозрачными слоями, сквозь которые просвечивает белизнахолста, что в целом создает ощущениеживого присутствия голубизны неба, синевы моря, свежести зелени и букетовфиолетовых и красных цветов, стоящихна подоконнике Как указывает «Историяискусств»: «В 30–40 годы происходит новыйподъем, возвращение к фовистам и ихпоискам. Картины буквально переполнены радостью жизни и гармонией.
Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее. «Русский» след в жизни художника становился все явственнее. Матисс пытается подвести итогсвоим открытиям, сочетая декоративность, красочность с точным рисунком (панноТанец, 1932).
д. Особое значение имеет прием незаконченности деталей, особенно хорошо заметный в ldquoМарокканцеrdquo, ldquoИгре в мячrdquo и других вещах цвет в тех местах, которые художник хотел заглушить, не берется более тусклым, но оставляется чистый холст (что иногда делается для выявления света) или деталь остается недорисованной (по большей части руки, ноги и др. ). Алжир оказал колоссальное влияние на Матисса. Матисс прекрасно знал его мотив и наблюдал за танцующими во двориках кафе.
Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже. Матисс и Пикассо были близкими друзьями, но также и вечными соперниками. Матисс (Matisse) Анри – французский художник, график и скульптор родоначальник фовизма один из основоположников современного искусства родился 31. 12. 1869 в Ле-Като-Камбрези (Франция), умер 3. 11. 1954, Симьез, близ Ниццы (Франция). В 1912 Матисс надолго осел в Марокко, в Танжере. Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции.
Они оба многому у него научились, но пошли абсолютно разными путями в искусстве. Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет. «В этой композиции, — продолжает Матисс, — первым и главным элементом был ритм, вторым — большое пространство интенсивного голубого цвета (как августовское небо над Средиземным морем), третьим — зелень холма (средиземноморская зелень на фоне голубого неба).
fauves). Кажется, что линия подхватывает ритм танца и мелодии. Основанное им движение получило название «фовизм». Панно Музыка" должно указывать в какой-то мере на характер дома. Эта дружба в его судьбе значила многое. Художник отправился на Таити и приступил к работе над заказом в спокойной обстановке.
А его принципами стало использование ярких цветов, декоративность и упрощенность формы. Вторая раскручивалась имманентно от изображений танцующих нимф в деревянном рельефе или росписи на вазе (1907), а также в мотиве хоровода в картине «Радость жизни» (1906, Фонд Барнса, Филадельфия). Матисс переосмыслил своё творение и применил метод аппликации (декупаж).
Одна и та же цветовая гамма в ансамбле «Танца» и «Музыки» (см. Один из первыхкритиков творчества Мондриана заметил, что его пейзажи «переворачивают душу, трогают до самых ее глубинных уголков». Некоторые искусствоведы считают, что на Матисса мог оказать влияние немецкий философ-романтик Фридрих Ницше, создавший «философию танца» в своей знаменитой книге «Так говорил Заратустра». Первая была проекцией искусства старых мастеров (Тициан, Кранах и др. ). После его смерти собранная им коллекция перешла в собственность его вдовы Гаэтаны (Таны) фон Спрети Матисс (1943–2001).
Разумеется, это иллюзия. Похоронили художника в Симьезе, вместе с женой Амели. А все потому, что специально для этого заказа автор придумал и разработал оригинальную технику декупажа (что в переводе с французского означает вырезать).
В принципе, воплощение мотива танца является у Матисса не просто очередным обращением к теме, постоянно повторяющейся в его творчестве, но выражением приобретенного опыта. В особенности смотрел на фарандолу. Я был очень рад Вашему ответу: примите окончательный заказ на панно Танец" за 15000 фр. Впрочем, мало объясняла в «Танце» и попытка отнести героев Матисса не к реальному, хронологически обозначаемому, а символическому ряду. Первая персональная выставка состоялась в 1904 у А. Воллара.
Онне успел еще растратить жара своейдуши». Мне легко жить с танцем. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. С вашим темпераментом вы, без сомнения, будете иметь колоссальный успех».
В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Название «дикие» подхватил Матисс, оно прижилось и вскоре русские и немецкие художники-приверженцы нового стиля стали называть себя «фовистами». В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка. Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства. Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка. Стайны подружились с художником. В 1887–1889 годах изучал право в Париже.
Искусство XX века оказалось сильно идеологизированным (пожалуй, начало этой тенденции можно проследить уже в импрессионизме XIX века) и речь здесь идёт даже не о политических или социальных идеологиях, а о том, что каждый стиль или направление не довольствуются больше просто демонстрацией своего существования, но остро ощущают необходимость самоустановления, оправдания, теоретизации. Матисс отправился наодно представлений изтанцевальных Осоздании «Танца» художник рассказывал следующее когда Щукин заказал ему панно. На её создание художника вдохновила поэма «Послеполуденный отдых фавна» Стефана Малларме. У Анри и Амели один за другим родились два сына.
В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка». Альберт Барнс создал фонд, объединивший таких художников, как Сутин, Матисс, Пикассо. Калитина.
Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе. Впрочем, мало объясняла в «Танце» и попытка отнести героев Матисса не к реальному, хронологически обозначаемому, а символическому ряду. Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме. Он прибегает к приему, Избегая смешения красок, прокладке на темной краске более аналогичному светлой, лессировкам старых мастеров, например на розовой 151 белой, на синей 151 лиловой и т. д. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии.
Коллекционер чуть было не отказался от картин, но передумал и попросил у художника прощение за свою слабость. Тогда очень популярен был народный танец – фарандола. Его построение основано, скорее, на визуальном восприятии картин старых мастеров и используя этот опыт, он выстраивает свою композицию буквально «на глаз», почти интуитивно.
Его учителем был мастер салонного искусства Виллиам АдольфБугро. В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме. Занимался на курсах рисунка в Школе Кантен-Латур в Сен-Кантене (1889), Академии Жюлиана (1891) и мастерской Гюстава Моро в Школе изящных искусств в Париже (1895–1899). Другое дело, что за ощущение жизни было у художника. Там Матисс устроил большую мастерскую, предназначенную для создания живописныхкомпозиций в новой яркой манере, еще в 1905 году на выставке в Осеннем Салоне, названной одним из журналистов фовизмом (в переводе работать в манере диких зверей зоосада).
Прежде всего, крайне подчеркнутыми цветовыми контрастами. Ритм больших плоскостей локального цвета оживляет композицию. До её закрытия в 1911 году художник сам преподавал в ней. Сам же хоровод олицетворяет экспрессию безумного XX века. Эмоциональное воздействие его живописи достигается прежде всего предельной насыщенностью цветовой гаммы, музыкальностью линейных ритмов, создающих эффект внутреннего движения форм, наконец, полной соподчинённостью всех компонентов картины, ради чего предмет порою превращается в своего рода арабеск, сгусток чистого цвета (Красные рыбы, 1911 Натюрморт с раковиной, 1940 обе работы – в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина).
Камиль Моклер сравнил картины с брошенным в лицо горшком краски, а Луи Воксель написал рецензию, в которой назвал Франца Марка «Донателло среди дикарей» и язвительно окрестил новых художников «дикими» (франц. Вместо него он хотел панно, символизирующее власть музыки. В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство.
Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи. В 1891 году он оставил юридическую практику и поступил в Академию Жюлиана в Париже. Стоит отметить, что тема танца поднималась в искусстве не единожды. Благодаря искусству (танца ли, музыки ли) человек делался сопричастным этому союзу. По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца).
И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника. Последний, развивая идеи абстракционизма, создал новое направление – супрематизм. Здесь он написал выдающийся триптих «Марокканский пейзаж» и картины «Вход в каз-ба» и «Окно в Танжере».
Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. Но самое главное, что в «Танце» Матиссу удалось создать непосредственное ощущение движения, вихря. Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе. Я работаю с этими девушками иногда по многу лет, пока не иссякнет интерес.
Вернувшись в Париж, он установил чашу с такой рыбкой в своей мастерской. Матисс своим смелым решением отбросить лишнее принес своей картине небывалую славу. Я смотрел, как танцуют. Зачем писать внешний вид яблока, как бы похоже ни получалось. В 1906 году Матисс вновь раздразнил критиков, выставив в галерее Берней-Жён своё новое полотно «Радость жизни» – первое масштабное декоративное панно в его карьере. 1901-04 151 годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптурой. Художник рассказывал: «Когда я должен был исполнить версию «Танца» для Щукина, я просто пошел в воскресный полдень в Мулен де Лашале и несколько часов кряду наблюдал за танцовщиками. Визит Матисса был недолгим – всего две недели.
Но об этом уже сказано в других разделах. Сюжетом картины стала вакханалия изображённая достаточно трогательно и пасторально. 2 Довольно скоро Матисс отказался от использования техники пуантилизма (техника, при которой изображение наносится небольшими точками из чистых несмешанных красок) в пользу широких, энергичных штрихов. Но это было уже не то непонимание, которым были встречены импрессионисты. Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. Красный символизировал собой внутренний жар человека, объединяющий собой небо и землю, представленных синим и зеленым оттенками. С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент.
Какговорил Мондриан: «Новое творчествоосваивает и раскрывает истины, обнаруженныенаукой, а именно понимание того, чтовремя и субъективное восприятие прячутнастоящую реальность» «1) Средством пластическоговыражения должна быть плоскость илипрямоугольная призма основных цветов (красного, синего и желтого) и нецветов (белого, черного и серого). Так и получилось, что вся композиция словно подчинена единому ритму танца». Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины.
Композиция II" представляла изображение купающихся девушек. В 1910 он ездил в Мюнхен на выставку исламского искусства, затем посетил Испанию с целью обнаружить там следы влияния Востока. В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме. Художник постоянно испытывал два противоположных стремления. Работы 1913–1917 годов свидетельствуют о временном сближении Матисса с кубизмом («Марокканцы», 1916, Музей современного искусства, Нью-Йорк). В 1905–1906 годах написал картину «Радость жизни» (Фонд Барнса, Филадельфия).
Матисс не просто влился в круг этих новых художников, но вскоре возглавил их движение, полностью отказавшись от оптического, «правильного» цвета. Он стал постоянным участником Салона независимых и заведующим экспозиционным отделом. В Лувре он чувствовал себя как в библиотеке, но и импрессионизм не слишком его привлекал.
Откровение пришло ко мне с Востока, скажет впоследствии художник. Сердить, между тем, Матисс никого не собирался. Силуэты танцующих четко очерченные и плавные. Изначально Матисс набросал автопортрет, с палитрой в руке, подобно Полю Сезанну. В начале прошлого века танец был довольно частой темой в живописи. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму.
И здесь и там действие совершается на холме. Новое мировосприятие закрепилось в названии фовизм. В 1908 году в мастерскую к Анри Матиссу заглянул Сергей Щукин. Свою самую знаменитую работу «Танец» Матисс написал в двух версиях: одна хранится в Петербургском Эрмитаже, другая – в Нью-Йоркском музее современного искусства. На холсте (260 см х 391 см) изображены пять фигур, которые кружатся в танце и сплетены в хитрый орнамент силуэтов. Все остальное здесь придумал сам Матисс.
В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Другое название этой работы – «Десерт». Картина написана художником в комнате отеля Вилла де Франс, где Матисс останавливался в Танжере и откуда открывался прекрасный вид на медину (старый город) и окрестные пейзажи. Какими средствами достигает Матисс столь сильного цветового воздействия. полностью раскрывается синева, как идея совершенного синего.
Постепенно он освобождается от «музейных» впечатлений, палитра его светлеет появляется техника импрессионистического дробного мазка. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). В 1910–1913 годах побывал в Испании, России и Марокко («Марокканский триптих», 1912, ГМИИ).
Там начался его отход от техники дивизио-низма. Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную. Весной 1905 года он продемонстрировал свои новые, кричащие полотна в Салоне Независимых. Четвертый вариант был создан Матиссом по заказу Альберта Барнса. Первый — это набросок Танца".
Перед отправкой в Россию панно «Танец» было выставлено в Париже на «Осеннем салоне». Исследователями символики в древних культурах отмечено, что соединение рук в танцах означало союз земли и неба. «Мне стало неинтересно копировать предмет. В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство. Первые его работы на выставках вызывали изумление, а подчас и смех.
Картина «Танец II» была написана Матиссом по заказу Щукина. В период 19461511948 краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948), построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами. Его быстро заметили коллекционеры и начали покупать его картины. Рисование с натуры начиналось только после освоения студентами техники копирования. Преобразованной фантазией художника реальности, в понимании Матисса живописи в воображаемой, этом процессе отводилась ведущая роль.
Франция была оккупирована гитлеровской Германией. Когда в 1905 он выставил свои работы в парижском «Осеннем салоне» вместе с другими художниками, среди которых были, в частности, Андре Дерен и Морис де Вламинк их резкие, энергичные краски буквально потрясли публику и один из критиков дал художникам ироничное прозвище «Fauves» («дикие»). Пять обнажённых людей на вершине холма был нарисован всего тремя красками – зелёным, синим и красным. Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно). Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму. В общем, новые приемы выражения продолжили традицию и обогатили ее». Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году.
1901 год можно назвать годом становления художника. В 1905 году он участвовал (вместе с А. Дереном и М. де Вламинком) в Осеннем салоне, ознаменовавшем рождение фовизма и утвердил свое положение лидера группы. Он увлекся эстетикой Ислама, восточными орнаментами (арабесками), персидскими миниатюрами, коврами.
Линия Матисса объединяет в себе ощущение простоты и совершенства. Программным произведением К. Малевича стало знаменитое полотно «Черный квадрат», в котором художественность сведена к минимуму.