Все портреты выполнены в гротескной манере, у каждого персонажа свой «дефект». Таков, например, полный внутреннего напряжения и драматизма набросок Серова «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. », выполненный с натуры в день кровавых январских событий: скачущие к толпе казаки уже обнажили по приказу офицера шашки и вот-вот совершится кровопролитие. В начале первой четверти XIX века всё родное было особенно не в моде.
Ситуация изменилась в начале XX века. В шестидесятых появились новые сатирические журналы «Гудок», «Заноза», «Маляр», «Стрекоза», «Будильник». Соглашаясь с необходимостью жанра политической карикатуры, с важностью её роли в пропагандистских баталиях, с её востребованностью у различных слоёв общества, Верещагин, эстет и ценитель изящного, не мог примириться со свойственными ей грубоватым юмором, некоторой примитивностью сюжетов, нацеленностью на «злобу дня», заставлявшую художников жертвовать качеством работы ради быстроты исполнения. В этом кроется вся причина её успеха». Подпись пародирует все петровские «регалии»: «Кот казанский, ум астраханский, разум сибирский».
Что же такое карикатура. Работая в «Искре», Степанов несколько изменил свою графическую манеру – она сделалась более четкой, сухой. К середине 1906 года журналы, сохранившиеся после цензурных «облав» измельчали из публикаций ушли революционный запал, социальная острота и выразительность.
Эти работы не требовали разъяснения, ни за что не агитировали и никого не изобличали. В «Новом Сатириконе» активно сотрудничает Владимир Маяковский, на его страницах появляются рисунки молодых художников Владимира Лебедева, Николая Радлова, Бориса Антоновского, эти авторы будут потом сотрудничать в советских сатирических журналах. «Русский Сцевола» – рисунок, созданный на основе очерка, напечатанного в журнале «Сын отечества»: крестьянин отрубил себе руку, не желая исполнить приказ французских солдат. Это прогрессивное либеральное издание резко отличалось от выходивших в то время юмористических журналов «Весельчак», «Щелчок», «Арлекин», которые занимались в основном увеселением своих читателей. На них трудились безвестные «темачи» – группа авторов, чья работа состояла в придумывании тем для заслуженных мастеров.
Вся эта сценка исполнена с большим юмором. Много шума наделала карикатура Петра Бореля «Концерт в самом дурном тоне»: оркестром из журнальных и литературных деятелей дирижирует председатель петербургского цензурного комитета Василий Цеэ, а в углу с камертоном стоит министр внутренних дел Петр Валуев. В журнале, который назвали «Жупел», тут же пожелали работать все признанные мастера «Мира искусства»: Александр Бенуа, Мстислав Добужинский, Лев Бакст, Евгений Лансере, Борис Анисфельд, Дмитрий Кардовский. 2.
Степанов фиксировал все, что происходит вокруг. Эти листы Василий Андреевич рассматривает как свидетельствующие «о полном отсутствии в Теребенёве исторического смысла и критики, тонкого остроумия и изящного вкуса». Кустодиев и раньше рисовал русских министров – будучи учеником Ильи Репина, он принимал участие в написании эскизов к его огромному полотну «Заседание Государственного совета», так что у него была возможность вглядеться в свои модели.
Так, журнал «Пулемет» вышел с лаконичной обложкой: на ней полностью воспроизведен текст манифеста, на котором виден след окровавленной пятерни. Третья тема – бедственное положение французов во время их отступления. Каждый рисунок из этих трех номеров стал классикой журнальной сатирической иллюстрации. Сохраняя традиции русского сатирического рисунка XIX века, художники этого времени значительно расширили арсенал выразительных средств, обратившись к опыту ведущих зарубежных сатирических изданий, прежде всего к опыту немецкого журнала «Симплициссимус».
Карикатуры и шаржи на известных людей всегда будут пользоваться популярностью. На страницах издания вновь появились бывшие «мирискусники» Александр Бенуа, Лев Бакст, Иван Билибин, Мстислав Добужинский, обогащая журнал изящными стилизациями, привнося элементы оформления «Жупела» и «Адской почты». Художнику важно обобщение, он стремился «встроить» своего героя в определенный социальный ряд.
Канцлер ФРГ Конрад Аденауэр – непременно в нацистской форме. Впрочем, карикатуристами художников «крокодильского» круга назвать сложно – скорее они были художниками сатирического направления исполнителями рисунков по чужой идее. Начало же профессиональной карикатуры в периодической печати положил художник Алексей Венецианов, затеявший в начале ХIХ века выпуск «Журнала карикатур на 1808 год в лицах». Впрочем, если речь шла не о злокозненных врагах народа или проклятых империалистах, в работах на темы жизни страны использовались легкая ирония, подтрунивание, насмешка над «отдельными недостатками», над бюрократами и взяточниками. Карикатура всего советского периода у большинства населения, безусловно, ассоциировалась с «Крокодилом» и его аналогами в республиканской печати. На нем огромного кота с «коцкими» усами (так называли усы Петра) везут на дровнях восемь запряженных цугом мышей.
Движение против нелегальной иммиграции (ДПНИ), организация Армия Воли Народа (АВН), Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «BH», «BandH»), «Артподготовка». Внизу как будто впечатанная в документ подпись: «К сему листу свиты его Величества генерал-майор Трепов руку приложил». Кинг-конгом, попавшим в цивилизованный город. В том «Русская карикатура. В нем Лебедев впервые применил прием, широко распространившийся впоследствии: он тщательно, в реалистической манере прорисовывал головы известных общественных и культурных деятелей, «приделывая» к ним маленькое карикатурное туловище.
В 1960-х годах у нас в стране появляется карикатура параллельная «крокодильской», никак с ней не связанная. Знаменитое «Вступление» Кустодиева носит пророческий характер: гигантский окровавленный скелет бежит по мятежному, охваченному пламенем городу. Трупов нет, но смерть зримо присутствует и от того кажется еще страшнее. Некоторые перестали существовать, не найдя спроса у покупателей. Кампания закончилась громким «делом врачей – убийц в белых халатах» и только смерть «отца народов» предотвратила массовую бойню, которую художники-сатирики так тщательно готовили. Генерал Трепов, как известно, отдал приказ о подавлении декабрьского восстания.
Лео и многих других авторов, публиковавшиеся в «Окнах ТАСС», «Боевой карандаше» и на листовках били по врагу не хуже пулемётов. Буратино в карикатуре Виталия Пескова превращается в «медвежатника» – взломщика сейфов. «Большинство журналов не сумело еще стать органами бичующей политической сатиры они сбиваются на путь приспособления к вкусам мещанства и новой буржуазии» (из специального постановления ЦК КПСС 1927 года).
Не со всеми его выводами можно согласиться. Были наработаны изобразительные клише, обязательные к употреблению. Такого рода рисунки требовали от зрителя подготовки, моментального узнавания расставленных акцентов, активного соучастия, размышления. Он одет в полный генеральский мундир, который ловко облегает его остов. На больших полосных рисунках – страшные, фантастические сцены из городской жизни: истощенные дети на крыше дома кружатся в хороводе, на фоне кричащей рекламы проходят похороны, а рядом стоит оборванный шарманщик с обезьянкой.
Ефимова, В. А. Иллюстрации Агина к «Мертвым душам» Гоголя до сих пор считаются непревзойденной классикой социальной сатиры. К концу сороковых – началу пятидесятых советских сатириков как будто спустили с цепи: одна массированная атака на врагов следовала за другой – на генетику и кибернетику, на «безродных космополитов», на врачей. Вторая тема – подвиги русских. Светло-зеленая лента означала надежду, оранжевая – свидание с поцелуями.
В их рисунках была удивительная легкость изящество, свободный взгляд на окружающий мир. «Крокодил» вышел в свет 27 августа 1922 года, чуть позже по тому же образцу были запущены татарский «Чаян», чувашский «Капкан», «Токмак» в Туркменистане. «Мирискусники» работали в «Сатириконе» эпизодически.
Как правило, это были рисунки без подписи. Такова, например, «Наполеонова гвардия под конвоем старостихи Василисы» (известная история про крестьянку, взявшую в плен несколько вражеских солдат). Первый номер «Жупела» вышел в конце 1905 года, за ним последовали еще два. Добужинский опубликовал в журнале графическую серию «Город».
Вместо того чтобы освободить Прометея от цепей и тем самым положить конец его мучениям, персонаж Сергея Тюнина помогает ему прикурить сигарету, «Дама» Леонардо да Винчи и Валентина Розанцева держит на руках не горностая, а «Красную книгу» с изображением редкого зверька. Только блоха после этого потеряла возможность танцевать. Виктор Дени и Михаил Черемных еще в двадцатые годы активно разоблачали «продажную сущность социал-демократии» и создали обобщенный образ мирового капитала, который с двадцатых же годов не менялся: толстая фигура, обязательно с сигарой в зубах, в манишке и цилиндре, восседает на мешке с долларами. А. Н. Бенуа, отзывавшийся о нём как об «утончённом петербуржце», которому были свойственны «глубокий европеизм» и «какая-то особая широта восприятия», вспоминал: «Как передать мою радость абсолютно особенного порядка, когда я познакомился с этим милым и приятным человеком, сразу меня пленившим особенностью своего тона, своей изящной скромностью, грацией своего скептицизма и своим интересом ко всякого рода явлениям искусства».
Лауреат Ленинской премии Борис Пророков обличал Америку. В этом же стиле Юнгер строит свою «Новую историю слона и моськи» (конституция и реакция). Газеты и журналы запестрели изображениями неприятных человечков с характерными носами.
Не осталась в стороне и карикатура. Черная мушка между бровей – «соединение в любви», посередине левой щеки – «радость о встрече». Иногда их число доходило до пяти к одному рисунку. Гальбы, Кукрыниксов, Б. М. Прекратили творчество в сатирической графике Кустодиев, лучший мастер шаржа в период 1905–1907 годов и Исаак Бродский, художник, активно печатавшийся в сатирических изданиях начала века. Всему виной нерадивые чиновники-бюрократы, которые привыкли годами ничего не делать.
Многие темы стали запретными. 3. По мнению неискушенной публики, только на страницах «Крокодила» сатира как жанр изобразительного искусства была представлена во всей полноте и разнообразии. Карикатуры в «Пулемете» не всегда отличались художественным мастерством, порой были слишком прямолинейны и пафосны, но всегда смелы и искренни.
Самый популярный образ «международной сатиры» – «елка империалиста», украшенная бомбами, ракетами и разнокалиберным оружием, каждый декабрь неизменно появляющаяся в центральной печати. В эти же годы Николай Степанов начал свою деятельность в первом русском регулярном юмористическом сборнике «Ералаш» издателя и художника Михаила Неваховича (выходил в 1846–1849 годы). Появились приложения и у центральных газет: у «Гудка» – «Дрезина» и «Смехач», у «Труда» – «Бузотер» и «Бич», у «Крестьянской газеты» – «Лапоть».
Вот таким образом типичная западная карикатура «без слов» у нас не прижилась и на страницах «Крокодила» больше семидесяти лет воспроизводилась стилистика карикатуры XIX века. Кукрыниксы, Юлий Ганф и Борис Ефимов занимались международной тематикой. Особенно хороша фигура скачущего впереди маршала. В Петрограде выходили журналы «Новый бич», «Красный Сатирикон», «Мухомор», сатирические приложения к газетам – «Красный ворон», «Бегемот», «Пушка», «Кипяток».
К1933 году «Крокодил» стал единственным сатирическим изданием на русском языке с тиражом более 500 000 экземпляров, хотя «уголки сатиры и юмора» существовали и в центральной и в региональной прессе. Одно из таких приложений к журналу «Стрекоза» – «Карикатурный альбом современных русских деятелей». Самый удачный и долговременный проект новой власти – журнал «Крокодил», начинавшийся как еженедельное приложение к газете «Рабочий».
«Рабочая Москва» обзавелась приложениями «Красный перец» и «Заноза». Отечественная война» вошли статьи Верещагина об Иване Ивановиче Теребенёве (1780 – 1815), Алексее Гавриловиче Венецианове (1780 – 1847) и Иване Алексеевиче Иванове (1779 – 1848). Один из критиков того времени заметил: «Нет нравов кроме русских и Тимм их художник». Среди авторов карикатур были и авангардисты: издательство «Сегодняшний лубок» выпускало плакаты, над которыми работали Владимир Маяковский и Казимир Малевич. В России карикатура развивалась под влиянием двух традиций: с одной стороны – исконно русского народного лубка («потешных картинок»), с другой – в согласии с европейской традицией непосредственно карикатуры (в привычном для нас понимании).
Владимир Владимирович Путин, надо сказать, пользуется большой популярностью во всём мире. Леонид Сойфертис был самым стильным художником из всех, с изощренной пластикой рисунка, он – единственный в СССР наследник эстетики немецкого «Симплициссимуса». Ефимов сравнивает ударную мощь карикатуры с настоящим военным оружием. Первой политической карикатурой можно считать написанную маслом картину Гавриила Скородумова «Баланс Европы в 1791 году».
Нечто вроде «Кубанских казаков» в графике. Занимаясь историей русской иллюстрированной книги (Верещагин – автор таких монументальных трудов, как «Русские иллюстрированные издания XVIII и XIX столетий» (1898), «Материалы для библиографии русских иллюстрированных изданий» (1908) и др. ), Василий Андреевич отдал дань одному из самых популярных и любимых в народе жанров изобразительного искусства – карикатуре. Многообещающим был первый номер журнала «БОВ» (вышел в апреле 1921 года) под редакцией Маяковского, правда, этот номер оказался и последним. Слова не нужны – изображение говорит само за себя. За четыре года вышло 16 выпусков, в которых освещались все заметные события жизни Петербурга и публиковались сатирические портреты известных личностей.
Одна «мышка тянет табачишко» (намек на разрешенную продажу табака), другая едет в одноколке (одноколка появилась в России именно при Петре). Тогда Левша подковал блохе все лапки, анакаждой подкове выгравировал своё имя. Именно эти две составляющие присутствуют на карикатурах. В своей книге «Основы понимания карикатуры» (1961) прославленный художник Б. Е.
Отношение к нему довольно неоднозначное. В 1913 году «Сатирикон» превращается в «Новый Сатирикон», в редакционной статье анонсируется, что новый журнал будет верен традициям прежнего. Стернин в своей книге «Очерки русской сатирической графики» (1963) указывает на тесные взаимоотношения карикатуры и лубка в XVIII столетии, которые в это время развивались в схожем ключе. В материале ниже вы найдете карикатуры, высмеивающие Российскую Империю и ее неуемные амбиции (полагаем, что каждый русский националист такое определение должен однозначно воспринимать как комплимент).
Рисунки Б. Е. Наиболее удачными кажутся исследователю бытовые карикатуры художника. Почти в каждом номере «Сатирикона» публиковались рисунки Радакова, состоящие из нескольких частей, по принципу комикса. В другом приложении появилась карикатура «Разнохарактерные танцы» – на ней танцуют парами известные государственные мужи. Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву» писал: «Если бы у нас родился Гогарт (знаменитый английский художник-сатирик ХVIII века Уильям Хогарт. Часто это были рисунки на политические темы.
В семидесятые – восьмидесятые годы взошла звезда плодовитого и содержательного мастера сатирической графики Александра Лебедева, прозванного «русским Гаварни» (популярный в России французский художник-карикатурист). Все они, конечно, комедианты, но играют они человеческую комедию». «Большеголовые» портреты в то время были весьма распространены в западноевропейской графике, но в России этот прием развил и обогатил именно Лебедев. В журнале «Безбожник» и его аналогах священник изображался с той же степенью отвращения, что и внешние враги социалистического строя.
Серия «Олимп» была опубликова на в журнале «Адская почта». В материалах агентства "Ридус" упомянуты следующие экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), Исламское Государство (ИГИЛ, ИГ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Славянский Союз». В его работах нет прямой сатиры, рисунки наполнены легкой иронией иногда грустью. Для достижения комического эффекта художник использует преувеличение и заострение характерных черт изображаемого типажа или явления, неожиданные сопоставлениям и уподобления. Эта «другая» карикатура далека от политики и производственно-бытовых, узнаваемых реалий. Билибин в 1917 году уехал в Крым, потом в Египет, а оттуда в Париж.
Карикатурные альбомы издавались даже в военных типографиях советской армии: («Балтийская полундра» (1941), «Гады морские, болотные и подколодные» (1941). Их фамилии, набранные мелким шрифтом, стали появляться только в последние годы в рубрике «Темы этого номера придумали».
Есть история, написанная писателем Лесковым под названием Левша. Постоянными авторами «Крокодила» были Дмитрий Моор, Виктор Дени, Михаил Черемных, Кукрыниксы (Михаил Куприянов, Порфирий Крылов, Николай Соколов), Юлий Ганф, Константин Ротов, Иван Семенов, Борис Пророков, Борис Ефимов, Аминадав Каневский и Леонид Сойфертис. Первая – шаржи на Наполеона: «Наполеонова пляска», «Наполеон в бане», «Обратный путь или Действие слабительного порошка». Она требует, кроме того, близкого участия в политической жизни и самостоятельного к ней отношения, которое вырабатывается лишь долгими годами политической свободы.
Теперь в моде «язык» мушек и лент, на нем ведутся безмолвные разговоры с кавалерами. В Петербурге вышли десятки новых изданий («Адская почта», «Леший», «Пулемет», «Жало», «Пламя», «Скорпион», «Нагаечка», «Кнут» и др. ), но не всем была суждена долгая жизнь: часто цензура их закрывала после публикации двух или трех номеров. Его быки, коровы, овцы и свиньи разыгрывали драматические представления из международной жизни. Примечательно, что эти персонажи никогда не противны авторам, они «социально близки» зрителю и скорее вызывают улыбку, чем гнев. Аллегорическая фигура России, сидящая на троне, зажимает уши от ужаса. Алексей Гаврилович Венецианов пытался заниматься сатирической графикой ещё в 1808 году, когда начал издавать «Журнал карикатур». В «новой» карикатуре не было и милитаристов с бомбами и ракетами, колонизаторов в пробковых шлемах, банкиров, похожих на мешки с золотом, продажных журналистов и радиокомментаторов, выплевывающих уток и ядовитую слюну.
Великая Отечественная война объединила страну в борьбе с фашизмом. Они «появлялись первоначально в описаниях в периодической прессе, преимущественно в Сыне отечества, в конце 1812 и начале 1813 годов и немедленно подхватывались летучими листками, преувеличившими, очевидно, геройство русских и унижавшими, насколько возможно, французов». С протестом против политики властей выступали издания с разными идейными позициями. Г. Ю. Первыми ласточками были публикации рисунков на последней странице в «Смене».
Угол стены и мостовая забрызганы кровью, в городе пусто. Или «Октябрьская идиллия» Добужинского – цветной рисунок изображающий угловую часть дома, на стене которого висит Манифест 17 октября, а рядом подвешена благотворительная кружка общества Красного Креста. Это издание стало как бы продолжением «Жупела», в нем публиковались те же художники, демонстрируя мастерство, глубину мысли и остроумие.
Он проверен мной в следующих собраниях: 1. Полны живого комизма выражения, осанка, жесты остальных участвующих в сценке лиц. Отношения старых мужей с молодыми женами, курортные романы, конфликты с тещами – такие сюжеты кочевали теперь по страницам популярных журналов «Будильник», «Шут», «Осколки», «Стрекоза». Первые известные графические произведения Теребенёва появились в феврале 1813 года.
Самый известный во множестве вариантов – лубок с аллегорическим изображением Петра I «Как мыши кота хоронили». В тридцатые годы истерические политические кампании порождали многочисленные злобные карикатуры на Троцкого, Зиновьева, Каменева, Бухарина, Рыкова и прочих «врагов народа». А кто-нибудь задавался вопросом почему. Перестали работать в карикатуре замечательные художники Павел Щербов, Дмитрий Кардовский и Владимир Лебедев, один из самых многообещающих сатириков предреволюционного периода, активный автор «Сатирикона» и «Нового Сатирикона».
Процессию сопровождает группа мышей, представительниц разных земель: мыши из Рязани из Крыма из Новгорода, «шушера из Шлюшина» (так называли крепость Шлиссельбург). Художнику удалось мастерски показать ничтожность и заурядность Наполеона III.
Карикатура в этом формировании образа «иного народа» играла не последнюю роль. Имя Степанова прочно граничит с сатирическим журналом «Искра», отцом-основателем которого был крупный художник Василий Курочкин известный также как переводчик Беранже. Собрания Е. Н. Тевяшова, сенатора Е. Е. Рей- терна и В. И. Яковлева.
Эмигрировали главный редактор «Нового Сатирикона» Аркадий Аверченко, популярный карикатурист Николай Ремизов, блестящий график и иллюстратор Александр Яковлев, почти все ведущие художники группы «Мир искусства», участвовавшие в создании русской сатирической прессы начала ХХ века (Мстислав Добужинский, Александр Бенуа, Константин Сомов, Лев Бакст). Любой чиновник за деньги поможет решить все вопросы. XVIII век прошел без каких-либо ярких открытий в области политической сатирической графики, хотя общественная жизнь развивалась очень бурно. Говорят, что в России две беды – дураки и дороги. После революции ведущие представители сатирического цеха покинули Россию. Известный художник Зиновий Гржебин, вдохновленный славой «Симплициссимуса», решил основать на родине подобное сатирическое издание, вокруг которого группировалось бы все лучшее и свежее, что существовало тогда в русском искусстве. В феврале 1900 года был назначен помощником статс-секретаря Государственного совета (среди членов Государственного совета его изобразил на известной картине И. Е. Репин).
У Теребенёва, Венецианова, Иванова есть, тем не менее, одна великая заслуга. Закрыт с высочайшей пометкой: художник «дарование свое мог бы обратить на гораздо лучший предмет». У нее иные задачи: осмысление вечных тем, психология личности, ее внутренние искания. Среди прочих сатирических изданий журнал «Заноза» пользовался большой популярностью у читателей из-за особых приложений, полностью состоящих из карикатур.
Впрочем, автор сам прекрасно понимал предвзятость ряда своих оценок. Его карикатура «Благотворительность» состоит из четырех частей: умирающий от холода и голода на мостовой человек попадает в заботливые руки благотворителей. В сороковые – пятидесятые годы Тимм выпустил серию маленьких графических книжек «Картинки русских нравов». У каждого из крокодильских художников была своя специализация.
Их смех не смешит, стрелы их сатиры не ранят. В 1911 году вышла его книга о жизни и творчестве В. Ф. Тимма, год спустя – исследование о карикатуре эпохи Отечественной войны 1812 года, наконец, в 1913 году – монография об А. О. Орловском. Художник сформулировал задачу карикатуры в «Искре» как «отрицание ложного во всех его проявлениях в жизни и в искусстве, меткость выражения и упорство в непрерывно продолжающемся преследовании общественных аномалий». Так что когда в 1908 году появился журнал «Сатирикон» – самое, пожалуй, яркое и известное издание дореволюционной России, современники заговорили о возрождении жанра отечественной сатиры. Подвергая публичному осмеянию всех и вся, Степанов имел немало недоброжелателей, а все художники-карикатуристы того времени считали его своим лидером. Карикатура знакома нам с детства.
Шавка, робко тявкающая на благородного слона, растет от рисунка к рисунку и, наконец, вырастает в злобного черного пса, который съедает маленького слоника (конституцию). На тогдаших карикатурах русский выглядит лютым диким зверем. Вообще принцип «перевертыша» – нахождение новых, часто странных причинно-следственных связей в устоявшихся понятиях – молодые художники применяли часто. На долгие семьдесят лет журнал «Крокодил» определил лицо отечественной политической сатиры, а его художники – стилистику советской сатирической графики. «Симплициссимус» в Россию попадал нелегально, так как был запрещен цензурой и пользовался большой популярностью. Постоянными авторами были Алексей Радаков, Николай Ремизов (Ре-ми), Александр Юнгер, высмеивавшие политических деятелей, благонамеренных обывателей, псевдо-патриотов и черносотенцев. К середине тридцатых годов сатира «скукожилась» не только количественно, но и качественно.