Оформить репродукцию Ивана Айвазовского «Караван в оазисе. Пальмы, пески, пирамиды, верблюды, далекие пустынные горизонты и «Караван в оазисе» — все это осталось на картинах Айвазовского. Картина Ивана Айвазовского Караван в оазисе.
«Кофейня у мечети Ортакей» — один из константинопольских видов, написанных Айвазовским после этой первой поездки. Возможно, когда на короткое время перевез свою семью из Феодосии в Харьков.
В начале 1836 г. Таннер взял юношу себе в помощники и обучил этим приемам. В 1882 году Айвазовский встретил Анну Никитичну Саркисову. И это сообщало захватывающую легкость и увлекательную живость многим его произведениям. Она выражала все положение, даже характер момента.
Обладая покладистым характером, Айвазовский никогда не отказывался. Верди, специально посетил Геную, чтобы собрать материал для картины об открытии Христофором Колумбом Америки («Корабль «Санта-Мария» при переезде через океан», «Колумб на палубе, окруженный недовольным экипажем», «Колумб спасается на мачте по случаю пожара на португальском судне, сожженном венецианскими галерами у берегов Португалии», «Торжественное вступление Христофора Колумба со свитой 12 октября 1492 года при восходе солнца на американский остров, названный им Сан-Сальвадор»), В возрасте 77 лет Иван Константинович добрался и до самого Нового Света. Градоначальник поехал осмотреть художества.
Но это и не понадобилось. Айвазовский увидел Анну Никитичну на похоронах её мужа известного феодосийского купца. Красота молодой вдовы поразила Ивана Константиновича. Спустя год они поженились. Он будет посещать Турцию еще не раз.
6000 картин, оставленных им, неравноценны. Айвазовский же зачастую полагался на свою фотографическую память. Холодно крошечным людям в повозке. Скрипку начинающий художник привез с собой в Петербург играл «для души». Впрочем и неудивительно: Александра Ивановича Казначеева художник считал «вторым отцом».
В Армении он написал озеро Севан и Араратскую долину. (В 1856 г. Габриэл по настоянию Ивана отказался от католичества и вернулся в лоно Армянской апостольской церкви, где спустя чуть более 10 лет был посвящен в архиепископы и назначен ректором Эчмиадзинской духовной академии). Не мысли, но тени этих мыслей выросли в душе Грэя, пока он смотрел картину. Недаром этот цикл картин принято называть «голубыми Айвазовскими».
Портретов Айвазовский оставил сравнительно мало. Айвазовскому нужно было срочно спасать родных — жену, четырех дочек, старую мать. Детство его прошло в бедности, но одаренность мальчика была замечена, ему помогали.
По свидетельству художника, он написал для султана сорок работ. Благотворительная деятельность – это отдельная глава в жизни художника. Еще занятнее — автопортрет справа. В ту зиму старый художник часто наезжал из Петербурга в Москву. Неповторимы и ночные марины художника.
С первой женой уже 20 лет не живу и не вижусь с нею вот уже 14 лет. Причем не праздно перевез, а спешно эвакуировал. Иван Айвазовский с детства обнаружил художественные и музыкальные способности.
Среди них есть и шаблонные и среднего качества, но есть и отличные, вроде знаменитого «Девятого вала» (1850), который волнует своей эффектной романтичностью или «Черного моря» (1881), решенного, напротив, с удивительной сдержанностью. Ранее с нею знаком не был, да вот о добром ее имени слышал премного. Он получает «Анну на шею» (орден святой Анны 3-й степени), звание академика, 1500 десятин земли в Крыму в 99-летнее пользование и главное — официальный военно-морской мундир. Он был также членом Штутгартской, Флорентийской, Римской и Амстердамской академий. Приходилось отвечать на эти обвинения – и словами и новыми картинами.
Большие средства он выделяет армянским беженцам. Он даже в чем-то с ними соглашался, но тут же признавался: «Корпеть над картиною целые месяцы – не могу», а ведь терпения ему было не занимать, так как, по свидетельству современников, художник иногда писал по двенадцать часов кряду. Но чтобы не «закостенеть» в живописи, Ивану Константиновичу нужны были новые впечатления.
Не вышло: Айвазовский помчался в осажденный Севастополь. Но Таннер запрещал Айвазовскому работать самостоятельно. Это дало ему право на двухлетнюю поездку в Крым и в Европу.
Уже в конце 1850-х годов заговорили о том, что художник «исписался», а талант его иссяк. Когда Айвазовский был еще мал, Казначеев служил феодосийским градоначальником. Так как скрипка много лет была Айвазовскому верной подругой. Зябко, тревожно — но и весело.
В результате написал картину «Десант отряда в длине Субаши», которую приобрел Николай I. В конце лета 1839 он вернулся в Петербург, получил аттестат об окончании Академии, свой первый чин и личное дворянство. Жить теперь мне стало спокойно и счастливо. Он был изображен в последнем моменте взлета. Не потому ли и «Переправа через Неву», редкий для творчества Айвазовского петербургский пейзаж, выглядит так, что зубы сводит от воображаемого холода.
В соответствии с требованиями современного реализма, вышедшего тогда на первые роли в русской живописи, он модернизировал манеру письма, не изменяя при этом своим художественным предпочтениям и оставаясь в рамках той устоявшейся художественной системы, которую критики называют «миром Айвазовского». Ведь Юлия так хотела, чтобы муж и отец оставался с семьей подольше. Что заставляет людей делать метки на плоской поверхности. Разорванные облака низко трепетали над океаном.
Конфликт удалось нейтрализовать благодаря Зауервейду, в класс которого через полгода и был определен начинающий молодой художник для занятий морской военной живописью. В 1837 году Айвазовский получил Большую золотую медаль за картину «Штиль». Разумеется, нанять учителя родителям было не по карману. Сочетание холодных голубых, зеленых, серых тонов придает ощущение свежего бриза, поднимающего веселую зыбь на море, а серебряное крыло парусника, пенящего прозрачную изумрудную волну, невольно будит в памяти поэтический образ, созданный Лермонтовым: «Белеет парус одинокий» Все очарование подобных картин заключается в хрустальной ясности искрящемся сиянии, которое они излучают. 25 лет.
Картина изображала корабль, вздымающийся на гребень морского вала. Образы ночной природы Айвазовского – одни из самых поэтических изображений природы в живописи. Высоко поднявшийся бугшприт заслонял основание мачт. Корабль шел прямо на зрителя. Вздыбились гигантские льдины на Неве.
Они часто вызывают поэтические и музыкальные ассоциации. Посетители увидели полотна «Цепь Кавказских гор», «Берег у Поти», «Гора Арарат», «Восточный берег близ Сухума», «Река Рион», «Гуниб с восточной стороны», «Дарьяльское ущелье», «Снежный обвал у Казбека на Военно-Грузинской дороге», «Озеро Севан», «Тифлис» и другие. Восхищенный султан через Паляна послал в Феодосию заказ на серию видов Босфора. Художника очень ценили турецкие правители: в 1856-м султан Абдул-Меджид I отметил его орденом «Нитшан Али» 4-й степени, в 1881-м султан Абдул-Хамид II — алмазной медалью.
Слух у него оказался великолепный. Однако брак был расторгнут лишь в 1877 году. Сие случилось Божьей милостью и я сердечно благодарствую за поздравления».
Сквозь холодные мглистые краски пурпурного неба проступает Адмиралтейская игла. Можно ли верить фотографиям. В течение жизни им было устроено более 120 персональных выставок. Этого недостатка не выкупает даже та искренность, с которой я передаю мои впечатления и та техника, которую я приобрел многолетней неустанной работой».
Очень хорошо передал свои впечатления от работы Айвазовского над большим полотном, оживавшим под кистью мастера, В. С. Кривенко: «По легкости, видимой непринужденности движения руки, по довольному выражению лица можно было смело сказать, что такой труд – истинное наслаждение». Но вот этого господина он писал не раз. Неоднократно Айвазовский бывал в Италии, где встречался с Дж. Навел справки: оказалось — вдовой.
Почему не с палитрой и кистями, а со скрипкой. Струи пены стекали по его склону. Ованнеса выучили играть странствующие музыканты на феодосийском базаре. «Лунная ночь на Капри» (1841 г. ), «Неаполитанский залив в лунном свете» (1842 г. ), «Лунная ночь» (1849 г. ), «Лунная ночь в Крыму» (1859 г. ), «Лунная ночь в Константинополе» (1862 г. ), «Море в лунном свете» (1878 г. ), «Восход луны в Феодосии» (1892 г. ), «Лунная ночь на море» (1895 г. ), «Восход луны» (1899 г. ) – эта тема проходит через все творчество Айвазовского.
Вообще, отношения Айвазовского с Турцией — долгая и непростая история. Через некоторое время городской архитектор Кох сообщил Казначееву, что вычислил автора этих «граффити». только написанная на стене». В 1857 году Айвазовский побывал там вместе с братом. Картины были высоко оценены, появились отклики в газетах.
В Тифлисе Айвазовский открыл выставку картин, созданных им во время этого путешествия. И все же, когда надо было дать общую, объективную оценку искусству Ивана Константиновича, он писал: «Маринист Айвазовский по рождению и по натуре своей был художник абсолютно исключительный, живо чувствующий, самостоятельно передающий, может быть, как никто в Европе, воду с ее необычайными красотами». Айвазовский мог подобрать по слуху любой напев, любую мелодию.
Зовут Анна Саркизова, в девичестве Бурназян. Но когда в середине 1890-х годов султан Абдул-Гамид учинил резню, жертвами которой пали сотни тысяч армян, потрясенный художник швырнул в море пожалованные ему османские ордена и заявил турецкому консулу, чтобы тот передал своему «кровавому хозяину»: «Если хочет, пусть и он мои картины выбросит в море, мне не жаль». В 1837 г. за две новые работы («Штиль на Финском заливе» и «Большой рейд в Кронштадте») он получил большую золотую медаль и звание художника. Это был 11-летний Ованнес, сын базарного старосты Геворка Гайвазовского. Год спустя Айвазовский признавался другу в письме: «Минувшим летом я вступил в брак с одной госпожой, вдовой-армянкой. Что показывают картины: правду или ложь.
Морское министерство за заслуги перед Отечеством назначает Айвазовского первым живописцем Главного Морского штаба. Поза человека (он расставил ноги, взмахнув руками) ничего собственно не говорила о том, чем он занят, но заставляла предполагать крайнюю напряженность внимания, обращенного к чему-то на палубе, невидимой зрителю. Однажды Стасов даже едко заметил: «Айвазовский свое сделал, он двинул других по новому пути». Был определен к модному французскому пейзажисту Филиппу Таннеру. Примечательно и то, что мирный договор между Россией и Турцией (1878 г. ) был подписан в зале, украшенном полотнами Айвазовского. Но из-за нежелания Айвазовского жить в столице Юлия Яковлевна ушла от мужа спустя 12 лет.
Гребень вала, распластанный корабельным килем, напоминал крылья гигантской птицы. И это сводило на нет все разговоры. Для тех лет это было явлением абсолютно необычным. Когда Айвазовскому было ни много ни мало 65 лет, он влюбился.
Самостоятельно научился играть на скрипке. Биограф пишет, что и на новом месте жена Айвазовского Юлия Гревс, до этого активно помогавшая мужу в Крыму в его археологических раскопках и этнографических изысканиях, «пыталась увлечь Айвазовского археологией или сценками малороссийского быта». Пена неслась в воздух. Художественным откликом на это трагическое событие стали картины Айвазовского «Погром армян в Трапезунде», «Армян погружают на корабли», «Армян живыми бросают в море».
Тусклый свет обреченно боролся с надвигающейся тьмой ночи. В 1848 году Иван Константинович женился. В сентябре неприятель был уже в Ялте.
Как статичный образ на холсте или экране может вобрать в себя время и пространство. Но он уставал от сутолоки и безвкусной роскоши гостиниц. Выступая по случаю пятидесятилетия творчества живописца, П. П. Семенов-Тян-Шанский сказал: «Русское географическое общество давно признало вас, Иван Константинович, выдающимся географическим деятелем». Босфор», «Башни на скале у Босфора»). Последний подарил ее султану Абдул-Азизу, большому любителю живописи. Впервые он видит Хиос и Патмос, Самос и Родос, Синоп и Смирну, Анатолию и Левант.
В. В. Стасов принимал только ранний период творчества Айвазовского. К тому моменту Айвазовский уже исколесил всю Европу (в его заграничном паспорте больше 135 виз и таможенники устали доклеивать туда новые страницы), но на землях османов еще не бывал. В биографии композитора Михаила Глинки, написанной Всеволодом Успенским, есть такой фрагмент: «Однажды у Кукольника Глинка встретился с учеником Академии художеств Айвазовским.
В конце концов Айвазовский доказал, что на нем рано ставить крест. В надежде принести пользу живущим в Турции соотечественникам Айвазовский выполнил заказ и был награжден высшим турецким орденом «Османие».
У них было четыре дочери. Изображение моря было единственным, что он умел и любил делать. Несколько раз художник посещал Константинополь. И она в какой-то мере реализовалась.
Учился он у пейзажиста М. Н. Воробьева, но собственные интересы определились не сразу.