Караваджо был мастером итальянской живописи, отцом стиля барокко, вёл бурный и опасный образ жизни, в следствии оказавшийся фатальным для художника.
Зрелые произведения художника Караваджо – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой (Призвание апостола Матфея и Мученичество апостола Матфея, 1599-1600, церковь Сан-Луиджи деи Франчези в Риме Положение во гроб, 1602-1604, Пинакотека, Ватикан Смерть Марии, около 1605-1606, Лувр, Париж). Одна из римских церквей отказалась от выполненной по ее заказу картины «Смерть девы Марии». Художник мог повторить слова его современника Шекспира, вложенные в уста Гамлета, о том, что цель искусства – «держать зеркало перед природой». Очень выразительны головы мальчиков слева, представляющие великолепный этюд с натуры.
Является величайшим реформатором живописи Западной Европы. Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц. События биографии Караваджо поражают своим драматизмом.
Один из критиков того времени назвал их художниками «раскрытого окна». Художник писал очень много картин на религиозную тему, но не переставал «хулиганить». Но больше всего у Маньяско монахов. В «Призвании св. Задача монументальной выразительности образа по-иному решается Караваджо в двух картинах из жизни апостолов Петра и Павла в церкви Санта Мария дель Пополо.
Петрониллы» (1621 Рим, Капитолийский музей), несмотря на типично академическое деление композиции на «земную» и «небесную» части исполнен большой силы и простоты. А. С. Пушкина). Фетти отдал дань и караваджизму и барочной живописи в его искусстве можно заметить следы влияния венецианцев Тинторетто и Бассано, Рубенса и Эльсгеймера (в пейзаже), способствовавших сложению его живописной манеры. В церкви Сайта Мария ин Валличелла в обрамлении позолоченной лепнины, покрывающей стены и своды, представлены Экстатически жестикулирующие святые, сцены чудес, летящие ангелы (1647—1651).
Однако оба мастера представляют интерес прежде всего как портретисты. Но и здесь его ждали приключения и неудачи.
Однако искусство так «нелепо» (по мнению современников) жившего и умершего художника одержит победу над временем. Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх» (ок. Черты классицизма полнее сказываются в творчестве другого представителя болонского академизма — Доменико Цампьери, прозванного Доменикино (1581 — 1641) недаром он был учителем и любимым мастером Пуссена. Ни один художник того времени не прошел мимо увлечения Караваджо. От картины к картине нарастает трагическая сила образов Караваджо.
Скупыми живописными средствами художник сумел создать тонкий психологический образ. О неизбежном конце всякого жизненного расцвета напоминает картина «Корзина с фруктами», в которой разнообразные свежие плоды и зелень соседствуют с сухими ветками и увядшими листьями. Таков находящийся в Эрмитаже холст «Лютнист» 1594 года (долгое время носивший название «Девушка с лютней»).
Точной причины драки так никто и не узнал. В XIX веке снова появляются отсылки к Караваджо исчезнувшие было в предыдущем веке. Подлинную славу Караваджо принесли картины на библейские сюжеты— новаторской по исполнению является «Отдых на пути в Египет» (1597). Но самым интересным мастером среди римских караваджистов был Джованни Серодине (1600—1630). 1600), «Мученичество святого Матфея» (ок. Их возродил Романтизм: открытие неидеализированной природы возрождает интерес к произведениям Караваджо после его полного заката на протяжении почти всего Сеттеченто (единственным исключением в это время был англичанин Райт из Дерби – редкий и счастливый пример подражания стилю Караваджо).
Эту картину Караваджо исполнил для капеллы Контарелли римской церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези. Сюжет картины взят из Евангелия от Матфея – Иисус увидел мытаря Левия (Матфея) у ворот Капернаума и призвал его на апостольское служение: «. 1600), «Обращение Савла» (1600), «Распятие святого Петра» (1601), «Неверие апостола Фомы» (1600-1602), «Поцелуй Иуды» (1602) и др.
На выставке в ГМИИ было показано еще одно прославленное монументальное полотно Караваджо – алтарный образ для церкви Санта Мария ин Валличелла, объединивший в себе два иконографических мотива – «Оплакивание Христа» и «Положение во гроб» и уподобленный грандиозному живописному реквиему. они совместно украшают фресками ряд дворцов Болоньи. Они прорываются то в нарочитой жестокости «Бичевания Христа» (1607 Неаполь, церковь Сан Доменико Маджоре), то в преувеличенной хаотичности композиции «Семи деяний милосердия» (1607 Неаполь, церковь Пио Монте делла Мизерикордиа), где движения фигур, подобно более раннему «Мученичеству апостола Матфея» из Сан Луиджи деи Франчези, стремительно направляются из центра во все стороны за пределы картины. Сам Фетти проявил себя превосходным колористом. Маньяско, с одной стороны, тяготеет к эмоционально субъективному осмыслению пейзажа, а с другой – к изображению пейзажа как декоративного панно («Светская компания в саду» Генуя, палаццо Бьянко). Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Утрехтские караваджисты— Геррит и Виллем ван Хонтхорсты, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески).
Одежда мытаря свидетельствует о его состоянии. Микеланджело Меризи да Караваджо (1573 – 1610), прозванный так по местечку в Ломбардии, откуда был родом, получил художественное образование в Милане. К Караваджо пришла настоящая слава и известность. Сам он был очень вспыльчивым человеком. Маратта пользовался исключительной популярностью у своих современников как мастер монументальных алтарных образов, в которых он подражал Карраччи и Корреджо.
Через Гверчино дошли до Креспи отголоски реалистического искусства Караваджо. Трудно судить, насколько Караваджо был религиозным человеком. Только отдельные характерные черты барокко были описаны в сочинениях его современников: Марко Боскини, Пьетро да Кортона, Бернини, Роже де Пиля. В сентябре 1608 года повздорил со знатным рыцарем и ранил его. Иеронима» (ок.
1600—1665). Повинуясь этой власти, персонажи совершают казнь как нечто, на первый взгляд, вполне обыденное. Романино, Л. Лотто). Недаром он был создателем одного из первых натюрмортов в европейской живописи («Корзина с фруктами», 1596 Милан, Амброзиана). Лючии» для церкви Санта-Лючия (Региональный музей Палаццо Белломо, Сиракузы), «Воскрешение Лазаря» для генуэзского купца Ладзари и «Поклонение пастухов» для церкви Санта-Мария-дельи-Анджели (обе – в Национальном музее, Мессина).
Однако Гверчино так и не стал последовательным сторонником Караваджо. Матфея» становится особенно ясной природа знаменитого «кьяроскуро» Караваджо – резких контрастов света и тени, которые были средством не только более объемного, но и более психологизированного изображения, олицетворяя при этом противоборство мировых начал. На этой здоровой почве сложился его живописный стиль.
От «героического» пейзажа академистов его отличают черты интимности и поэтичности, которые позднее развились в так называемом романтическом пейзаже. Он отучился в художественной школе в Милане. Для своих картин он выбирает простонародный типаж, решая религиозную тематику в чисто жанровом плане («Товий исцеляющий отца», ок. «Романтические» наклонности Роза проявились в его сражениях, сценках военного быта и пейзажах. Пейзаж в картинах Фетти (например, «Товий исцеляющий отца», начало 1620-х гг.
У них обоих было, говоря словами П. Декарга, «одинаковое стремление напомнить, что вера опаляет» 6. Сицилианец Орацио Борджанни (ок. Третья картина— «Св. В это время Караваджо открывает новые возможности живописи, впервые обратившись к натюрморту и «авантюрному» жанру («Гадалка», около 1596-97, Лувр, Париж), который получил дальнейшее развитие среди его последователей и стал очень популярен в европейской живописи 17 века, а также к изображению мифологического образа как простонародного типажа («Нарцисс», 1598-99, Национальная галерея старого искусства, Рим). Сформировался под влиянием северо-итальянских мастеров (Дж. Знатоки в Италии и за ее пределами в скором будущем оценят присущие молодому художнику живописное мастерство, мощь образов, красоту светящихся красок, уверенную лепку формы искусство светотени и умение передавать, как напишет Беллори, «естество вещей».
Смерть Марии, ок. Используя оптические эффекты, художник добивается монументальности и силы общего решения. Отстаивая свое мнение в спорах о живописи, он часто хватался за шпагу. Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко.
Каналетто и Гварди писали виды Венеции, тогда как Беллотто работал в Германии. Неудивительно, что с самого начала творческого пути художник, наряду со светскими, создавал произведения на религиозные темы, примером которых может служить большое полотно «Отдых на пути в Египет» (1590-е). семейство», ГМИИ им. Такова картина «Блудный сын» (между 1639 и 1649 гг. Главное в произведениях Караваджо — не повествование, но характерный типаж.
С 1621 г. он жил в Венеции, где сблизился с Фетти. Следующим этапом творчества стала евангельская тематика. Религиозный сюжет служит ему лишь предлогом для нагромождения живописных анималистических натюрмортов, для изображения в одной картине всевозможных животных («Изгнание торгующих из храма», Лувр «Ной, созывающий зверей» в Дрездене и Генуе). А корабль, тем временем, продолжал свой путь.
1595 Лувр). В холсте «Амур-победитель» античное божество любви предстает в облике полного обаяния итальянского мальчишки, попирающего ногами символы цивилизации: скипетр, лавровую ветвь, книгу, музыкальные инструменты, компас, угломер. Тербрюгген, Г. Хонтхорст и др. ), а также Х. Риберы в Испании и А. Эльсхаймера в Германии. Эта подчеркнутая предметность, натюрмортность присуща большинству его ранних картин. Маска в руках Габриэли — не только атрибут его профессии: она— символ всего того, что прикрывает истинные человеческие чувства, которые можно прочесть на умном лице усталого грустного актера. Художник передает все градации чувств – от высокой патетики до неприкрытого страдания.
Декоративная система фресок Карраччи тяготеет к одному центру, которым является композиция «Триумф Вакха и Ариадны», а их восприятие строится на контрасте иллюзорной пространственности еще разобщенных живописных композиций и обрамления имитирующего скульптуру. Иеронима» (1614 Ватиканская пинакотека) с прекрасно написанным вечерним пейзажем. Основоположниками стиля являются Караваджо и его последователи.
Тесно связанный с искусством болонцев, Ланфранко в своей росписи «Вознесение Марии» в куполе церкви Сант Андреа делла Балле (1625—1628) дает решение, отличное от декоративной системы росписей академистов. Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени. Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени.
Из всего этого, однако, не следует, что Караваджо слепо копировал натуру. Став родоначальником реализма, он вдохновил на сотворение шедевров многих известных живописцев Западной Европы. Филиппо I Колонна. В последних работах— «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св.
КАРАВАДЖО (Caravaggio настоящее имя и фамилия Микеланджело да Меризи, Michelangelo da Merisi) итальянский художник. 1629— 1633) и алтарные картины («Видение св.
Венецианец Карло Сарачени (ок. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Его отец служил управляющим у маркиза Франческо Сфорца да Караваджо. Петра» (The Crucifixion of St Peter, 1600-1601), «Жертвоприношение Исаака» (The Sacrifice of Isaac, 1602). В 1604 г. Караваджо перезжает в город Лорето и создает полотно «Мадонна ди Лорето» (Madona di Loreto) для церкви Сант-Агостино. Целью его творчества было отображение реальности.
Свое имя Микеланджело Меризи да Караваджо получил в честь архангела Михаила, в день которого появился на свет (по новейшим изысканиям, в конце 1570 или в 1571 году), прозвище – по месту рождения. Фон тёмный и недетализованный, что является характерной чертой манеры Караваджо. В Голландии, ставшей центром северного караваджизма и реализма, следует выделить религиозных и жанровых мастеров:Геррита ван Хонтхорста (1590–1656), Хендрика Тербрюггена (1588–1629) иДирка ван Бабюрена (1595–1624). 1605 Рим, церковь Сант Агостино), «Мадонна с четками» (1605 Вена, Художественно-исторический музей), а позднее, незадолго до смерти, — трогательное «Поклонение пастухов» (1609 Мессина, Национальный музей). Матфею (1599—1602, церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, капелла Контарелли, Рим).
В июле 1610 года Караваджо отправился в Рим на небольшом судне, осуществлявшем периодические рейсы между Неаполем и Порто Эрколе (Тоскана). Самым значительным из них был огромный плафон римской церкви Сант Иньяцио (1691—1694). Композиция картины строится на последовательном развертывании ритмов склоняющихся фигур.
Точка зрения снизу усиливает впечатление еличественности. Яркий свет неравномерно выхватывает из темноты отдельные части фигур, лиц, предметов. Маргариты Кортонской» (Флоренция, галлерея Питти), которая прямо предвосхищает «Экстаз св. Но, в отличие от академистов, Роза вносит в пейзаж элементы живого, эмоционального восприятия природы, передавая ее обычно как мрачную и взволнованную стихию («Пейзаж с мостом», Флоренция, галлерея Питти «Прощание Астарты с пастухами», Вена, Художественно-исторический музей). 1594, Лувр), «Лютнист» (ок. В алтарных картинах «Мученичество св. К числу таких картин относится «Юноша с лютней» (около 1595, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Он течет широким потоком из неясного источника поверх голов входящих, тускло отражаясь в боковом окне и является в равной мере физическим и духовным феноменом.
Фигуры стоят на плите, нависающей над черной могильной ямой, придвинутой прямо к зрителю. Несмотря на некоторую сухость письма, картина чарует явлением из мрака светящейся и полной жизни фигуры юноши и почти иллюзорной достоверностью окружающих предметов. Рени и др. Караваджо, не принадлежавший к определенной художественной школе, уже в ранних произведениях противопоставил индивидуальную выразительность модели, простые бытовые мотивы (Маленький больной Вакх, Юноша с корзиной фруктов – оба в галерее Боргезе, Рим) идеализации образов и аллегорическому истолкованию сюжета, свойственным искусству маньеризма и академизма. Он стал первым, кто в точности скопировал изображения, увиденные на улицах Рима.
В период скитаний Караваджо создал ряд выдающихся произведений религиозной живописи. Фрукты и графин на картине привлекают чуть ли не больше внимания, чем сам Вакх. Тому есть многие основания. Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598), «Кающаяся Мария Магдалина» (1597), «Святая Екатерина Александрийская» (1598), «Марфа и Мария» (1598), «Иоанн Креститель» (1598), «Давид и Голиаф» (1599), «Призвание апостола Матфея» (ок. Отрезанная голова, перерезанное горло и хлещущая из артерий кровь, сила, с которой действует Юдифь, как бы отстраняющая взгляд от страшного зрелища, выражение лица, в котором обнаруживается жестокость и своего рода мужество, необычные в женщине, наконец, конвульсии тела Олоферна – на все это не следует смотреть тому, кто обладает хоть малейшей чувствительностью: это произведение создал Микеланджело да Караваджо».
К числу лучших произведений Креспи принадлежит его «Автопортрет» (ок. Локальный колорит, плоская барельефность и ясная уравновешенность композиции «Авроры» говорят о зарождении элементов классицизма в русле академического направления. В образе мертвого Христа Караваджо стремился воплотить идею героической смерти. Одно из них, масштабное полотно «Обращение Савла», было представлено на московской выставке.
Художник внес большой вклад в становление бытового жанра (Гадалка, Лувр, Париж и другие). Через некоторое время он поссорился с одним из рыцарей и его бросили в тюрьму. На Мальте Караваджо писал картины для церквей по заказу местных рыцарей-госпитальеров.
Огромные фигуры заполняют собой весь холст. Караваджо обладал очень вспыльчивым, неуравновешенным и сложным характером. Творчество Караваджо, не принадлежавшего к какой-либо определённой художественной школе, возникло как оппозиция господствующим направлениям в итальянском искусстве конца 16 начала 17 в. (маньеризму и академизму). В ранних произведениях Караваджо заметно влияние живописи Тициана и Джорджоне, но уже видны особенные черты его стиля: сильные контрасты света и тени, стремление к натуралистическому образу человека, жесткой и энергичной лепке объемов («Лютнист», ок. Крупнейший представитель искусства эпохи барокко. Уроженец маленького ломбардского городка Караваджо, сын местного архитектора, он еще мальчиком (1584—1588) прошел обучение в мастерской незначительного миланского маньериста Симоне Петерцано.
Среди ведущих художников, применявших схожие с Караваджо техники и методы, следует выделить Орацио Джентилески (1563–1639), его дочьАртемизию Джентилески (1593–1656), Бартоломео Манфреди (1582–1622), Хосе де Рибера (1591–1652). КАРАВАДЖО родился в семье простого каменщика. Примечательно, что на формирование стиля Креспи большое влияние оказал ранний Гверчино, наименее академический из всех академических мастеров.
Это важный шаг на пути развития реалистического метода. Здесь более всего сказалась преемственная связь с идеями болонского академизма и выработанными им формами «большого стиля». Лучшей среди них часто называется «Призвание апостола Матфея». Суровый реализм Караваджо не был понят его современниками, приверженцами «высокого искусства». Современники Караваджо, приверженцы «высокого» искусства, единодушно негодовали против его реализма. А. С. Пушкина).
«Романтический» пейзаж Роза вырос на основе академического, с которым его сближают общие приемы композиционного и колористического построения картины (эта близость особенно заметна в многочисленных «Гаванях»). Произведения Маффеи, как и близкого к нему флорентийца Себастьяно Мацпони (1611—1678), работавшего в Венеции, лучше всего представляют то своеобразное направление барочной живописи, отмеченное высокой колористической экспрессией, которое к середине 17 в. сложилось в Северной Италии, точнее — в Венеции и Генуе — и которое явилось переходным этапом от искусства Фетти, Строцци и Лисса к искусству художников 18 столетия. Еще необычнее композиция «Обращение Павла». Так рассказывает биограф (Беллори) о написанной Караваджо «Гадалке» (ок. Если в Риме после Караваджо почти безраздельно господствовало барочно-академическое направление, то в других центрах Италии (Мантуе, Генуе, Венеции, Неаполе) в первой половине 17 столетия возникают течения, представители которых пытаются примирить барочную живопись с караваджизмом. В дальнейшем Караваджо полностью посвящает своё творчество религиозной тематике. Но все это не имеет значения, поскольку его рукой в прямом смысле слова водит рука ангела.
По своим декоративным принципам ансамбль Джезу близок поздним работам Бернини, который, кстати, не только вытлопотал для Гаулли получение данного заказа, но и дал ему в помощь своих сотрудников – скульпторов и лепщиков. Религиозная картина получила у Караваджо интимно-психологическую интерпретацию (Отдых на пути в Египет).
1635 Эрмитаж). Суровый реализм творчества Караваджо не был понят его современниками, приверженцами «высокого искусства». От Ланфранко идут все другие художники-декораторы римского барокко. Лишь те картины, в которых большое место отводится пейзажу, не лишены поэтической свежести и оригинальности, например «Охота Дианы» (1618 Рим, галлерея Боргезе) или «Последнее причащение св. Произошло это 18 июля 1610 года.
В античных сюжетах воплощал празднично-игровое начало (Вакх, 1592-1593 гг. ). Но более созвучно его картине другое великое произведение, созданное почти за сто лет до Микеланджело, – знаменитая фреска Мазаччо «Чудо со статиром» в капелле Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции. Испуганные свидетели бегут прочь, не отводя взгляда от происходящего. Ранние и поздние произведения мастера теснее связаны с академизмом. Обе эти тенденции уже в развитом виде мы позднее встретим у пейзажистов 18 века. Световоздушная среда создаёт атмосферу поэтичности и покоя.
После убийства художник бежал из Рима в Неаполь. Одновременно в их искусстве складывается новый тип алтарной картины, лучшие из которых принадлежат Аннибале («Вознесение Марии», 1587, Дрезден «Мадонна со св. Художник изобразил себя с карандашом в руке, его голова небрежно повязана платком. Лючии» (1608 Сиракузы, церковь Санта Лючия), в «Воскрешении Лазаря» (1609 Мессина, Национальный музей) художник отказывается от всякой сколько-нибудь нарочитой построенности.
Его имя и фамилия Микеланджело Меризи. Учился в Милане у С. Петерцано.
А когда последние закончились, ему пришлось искать работу. Однако за грубое оскорбление одного из руководителей ордена Караваджо был брошен в тюрьму, бежал из нее и некоторое время работал в городах Сицилии и снова в Неаполе (1608—1609). В его «Распятии Петра» нет ничего героического.
Когда церковь не приняла его картину «Смерть девы Марии», они напомнили священникам, что мать Иисуса Христа, согласно Библии, происходила не из аристократической семьи, а была женой бедного плотника. Однако картину «Мадонна со змеёй» (Madonna dei Palafrenieri) опять не приняли, т. к. Не выдержав ужасного запаха, работники бросили труп и хотели убежать.
Второй план картины четко прописан (что крайне редко у Караваджо) и являет дворец Ирода, соединенный с тюрьмой и символизирующий земную власть. Через этап караваджизма прошли П. П. Первым произведением цикла было «Призвание апостола Матфея» (1600). Чтобы компенсировать «бедность сюжета», Караваджо прибегает к иллюзионистскому приему, помогающему придать большую монументальность самому предмету изображенному на картине.
Огромной эмоциональности добивается художник в композиции «Успение Марии» (1605—1606, Париж, Лувр), захватывающей искренностью переживаний, которые выражены в позах, жестах, лицах скорбных учеников Христа, окруживших ложе усопшей. «Главное достоинство картины— мастерски воссозданная световоздушная среда, создающая атмосферу поэтичности и покоя, дополняемую скромным пейзажем, написанным под явным впечатлением воспоминаний о родной Ломбардии с её тростником, осокой у водной глади, серебристыми тополями на фоне холмистой гряды и вечереющего сизого неба» Им написаны также «Экстаз св. «Призвание апостола Матфея» (Сан Луиджи деи Франчези), одна из лучших работ Караваджо, задумана наподобие жанровой сцены. Как характерно для многих работ Караваджо, потрясение героя передано жестом широко раскинутых рук (одновременно обозначающих глубину пространства). От Караваджо он явно позаимствовал свою сочную светотень и склонность к реалистическому типажу под влиянием караваджистского «тенеброзо» выработал он и свой колорит с его тяготением к монохромным серебристо-серым и золотистокоричневым тонам. Творческая и педагогическая деятельность братьев Карраччи привлекла к ним в Болонье и Риме ряд молодых художников, непосредственно продолжавших новые идеи Карраччи в области монументально-декоративной, станковой и пейзажной живописи.
Три года, проведенные в Риме (1621—1623), были самыми плодотворными в его деятельности. В жанровой картине «Рынок в Поджо-а-Кайано» (1708 – 1709 Уффици) передано праздничное оживление деревенского рынка. Савольдо, А. Моретто, Дж. Первым крупным церковным заказом Караваджо стал цикл картин для капеллы французского кардинала Маттео Контарелли в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези (1599-1600) в Риме.
В результате его арестовали. Период творческой зрелости (конец XVI— первое десятилетие XVII вв. ) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св. Здесь Меризи познакомился с великим учителем Ордена Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийский Орден) и уже через год, в июле 1608 года, после прохождения специальной подготовки был посвящен в кавалеры. Трагическая тема «Положение во гроб» решена мастером с большой силой и благородной сдержанностью.
Бассано, Тинторетто, Веронезе) и воспринявшего нечто от капризной произвольности графики маньеристов (Пармиджанино, Белланж), заметно отличается от холодной и сухой манеры римских художников. Он отказался и от внешних приемов барокко и от условностей уже появившегося Классицизма.
Тщательно прописанные детали показывают всю натуралистичность образа. 1600—1660), работавшего в Виченце. В 1601 году Караваджо написал две картины – «Обращение Савла» и «Распятие апостола Петра» для капеллы Т. Черази в церкви Санта-Мария-дель-Пополо в Риме.
Особенно выразительно движение безжизненно свисающей руки Христа, повторенное позднее Давидом в его «Марате». Эстетика Возрождения, воплощенная в совершенстве Рафаэля или Леонардо да Винчи, ставила своей целью прежде всего изображение грации и баланса.
1593, там же), «Вакх» (ок. Караваджо посадили в яму, выдолбленную в известняковой скале. Художники не только Италии, но и соседних стран разделились на «караваджистов» и «некараваджистов». В картине «Положении во гроб» (1604, Рим, Ватиканская пинакотека) на глубоком темном фоне ярким светом выделяется тесно сплоченная группа близких Христу людей, опускающих его тело в могилу.
Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. Среди плодов айва, виноград, гранат, яблоки со следами гусениц. Он культивирует тип свободного эскизного рисунка. Караваджо хотел изображать мир таким, каким он его видел и понимал. Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610 г. ) Итальянский художник.
Караваджо не вынес этого удара. 1626, Лувр), Джентилески рисуется весьма незаурядным мастером. Уже ранние работы, первой половины 1590-х гг., свидетельствуют об остром интересе юного мастера к реальному человеку, к окружающему его миру неодушевленных вещей (так называемый «Больной Вакх» и «Мальчик с корзиной фруктов» в галлерее Боргезе, Рим «Мальчик, укушенный ящерицей» в собрании Р. Лонги во Флоренции и «Вакх» в Уффици). Летом 1610 года он наконец получает разрешение вернуться в Рим. Второе большое полотно в капелле Контарелли посвящено трагическому концу земного пути св. Лишь патетический жест вскинутых рук Магдалины нарушает скорбное безмолвие группы.
Ромуальда», ок. У Караваджо появились последователи, писавшие картины в его манере. Микеланджело Меризи да Караваджо (1573—1610), прозванный так по местечку в Ломбардии, откуда был родом, получил художественное образование в Милане. Тяжеловесные фигуры располагаются красивыми группами, каждое движение и жест, складки плащей строго рассчитаны, приведены в соответствие с канонами «классической» красоты. К 1610 г. Гвидо Рени — ведущая фигура академического направления в Риме.
Наоборот он выглядит максимально приближенным к реальному молодому человеку: изнеженный и отчасти вульгарный юноша, полупьяный на вид, который повернул к зрителю свое пухлое женоподобное лицо и протягивает кубок с вином изящно изогнутыми пальцами, «украшенными» толстым слоем грязи под ногтями. В его портретах представители провинциальной знати изображены в окружении аллегорических фигур, всякого рода «Слав» и «Добродетелей», невольно вызывая в памяти композиции барочных надгробий. Существует несколько названий этой картины: «Музыка», «Музыканты», «Концерт», хотя более подходящее название – «Репетиция». Дуэли и поединки следовали чередой. Флоренция). Очень сильное влияние римских работ Караваджо испытали два других утрехтских мастера — Хендрик Тербрюгген (в Риме с 1604 по 1614) и уже упоминавшийся Хонтхорст (в Риме с 1610 по 1621).
Творческое воображение Строцци не отличается богатством или поэтической тонкостью. «Погребной свет», проникающий в тёмное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. Фрукты, большинство из которых представлено в испорченном, малосъедобном состоянии, как полагают критики, олицетворяют бренность мирской суеты. Почти одновременно с «Рынком» Креспи пишет «Избиение младенцев» (Уффици), напоминающее своей нервозной драматичностью работы Маньяско.
В конце шестнадцатого века Караваджо посчастливилось поработать в оформлении многих церквей. – Н. А. ), лишенный помощи, он через несколько дней скончался. Сопоставление «Рынка в Поджо-а-Кайано» и «Избиения младенцев» говорит о тех крайних колебаниях от реалистического жанра к религиозной Экспрессии, в которых раскрывается вся противоречивость художественного мировоззрения Креспи. Особую выразительность композиция приобретает за счет контраста света и тени. За это он неоднократно подвергался судебным преследованиям и тюремному заключению.
К таким художникам, развивавшим неополитанскую школу живописи, следует отнести Маттиа Прети (1613–1699), Гвидо Рени (1575–1642) и многих других. Караваджизм (название произошло от имени основателя – Меризи да Караваджо) – стиль европейской живописи периода барокко. Вся его короткая жизнь прошла в скитаниях и лишениях. Еще более непримиримую позицию занимал работавший при испанском дворе флорентийский художник Винченцо Кардуччо, который в риторических пассажах именовал Караваджо «гениальным чудовищем» и даже «антихристом». Матфей и ангел» (впоследствии находилась в берлинском Музее императора Фридриха и погибла во время Второй мировой войны)— была отвергнута заказчиками, шокированными грубым, простонародным обликом апостола.
Небесный вестник исполнен женственной красоты и терпеливого усердия. Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели (Маленький больной Вакх), аплегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры (Юноша с корзиной фруктов).
В Испании последователем художника был Франсиско де Сурбаран (1598–1664), во Франции — Жорж де Латур (1593–1652), в Англии — автор знаменитого«Эксперимента с птицей в воздушном насосе» Джозеф Райт. Драматической силой отличаются лучшие работы Караваджо этого времени: «Положение во гроб» (1602-04, Пинакотека Ватикана) и «Успение Марии» (около 1600-03, Лувр, Париж), в которых он достигает полноты творческой зрелости. Художник во множестве создавал жанровые полотна (например, «Гадалка», «Юноша с лютней»), в реалистичной манере передавая жизнь простого народа. Все герои картины, кроме Христа и апостола Петра, одеты в современные для Караваджо костюмы. В экспонированном на выставке в Москве «Иоанне Крестителе» обнаженный юноша с улыбающимся лицом и освещенным золотистым светом телом обнимает ягненка, доверчиво склонившего к нему почти очеловеченную морду и олицетворяющего грядущую жертву Христа. 1594 г. «Гадание», 1594-1595 г. ).
Позднее именно он откроет для итальянской живописи жанр натюрморта. Среди подобных полотен можно назвать «Магдалину» и «Апостола Матфея». Грязные пятки блудного сына, торчащие на переднем плане, живо напоминают приемы Караваджо. Чезари (Кавалер дАрпино), в мастерской которого выполнил свои первые произведения («Мальчик с корзиной фруктов», 1593-94 «Больной Вакх», около 1593, оба – в галерее Боргезе, Рим).
Лучии, 1608 г. ). Но некоторые из них заслуживают специального внимания. John the Baptist, 1600), «Ужин в Эммаусе» (Supper at Emmaus, 1602), «Распятие Св. Картина является знаковой, так как до Караваджо, по сути, натюрмортов «в чистом виде» в европейской живописи не существовало. Все внимание художника сосредоточено на персонажах – Христе, входящем в помещение в сопровождении апостола Петра и сидящих за столом сборщиках подати, евангельских «мытарях». Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле. Герои его картин далеки от античных идеалов их можно было встретить на улицах итальянских селений.
Он умер по дороге в Рим, куда хотел добраться пешком. 17 в. на почве академической живописи складывается стиль зрелого барокко. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Считается, что для этой картины (а также для некоторых других) позировал любимец художника Марио Миннити. К их числу принадлежит Рубенс, Рембрандт, Веласкес и многие другие. Эта картина существует в трёх вариантах.
Им написаны также «Экстаз св. Матфей и ангел» (1602, погибла в Берлине во время 2-й мировой войны) был отвергнут заказчиками из-за излишне простонародного облика апостола. Тот же Беллори с неодобрением отмечал, что Караваджо «начал писать, слушаясь собственного таланта, не следуя превосходным мраморным творениям древних и прославленной живописи Рафаэля, а почти что презирая их и признавая одну лишь природу объектом своей кисти» 2. Христос призывает Левия жестом, похожим на жест Саваофа на «Сотворении Адама» Микеланджело.
Зрелые произведения Караваджо (1599-1606 гг. ) – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой (Призвание апостола Матфея и Мучение апостола Матфея, 1599-1600 гг., Распятие апостола Петра и Обращение Савла, 1600-1601 гг., Положение во гроб, 1602-1604 гг.
С первых же шагов своего творчества Караваджо обращается к изображению бытовых сцен. С именем неаполитанца Сальватора Роза (1615—1673) обычно связывают представление о так называемом романтическом пейзаже и вообще о своеобразном «романтическом» направлении в живописи 17 века. В их представлении «натура» слишком груба и требует обязательной переработки и облагораживания в соответствии с каноническими понятиями идеальной красоты и изящества. Караваджо долго скрывался от них в разных городах Сицилии и Италии. Караваджо понимает «натуру» как объект непосредственного отображения в искусстве. Сначала Караваджо с друзьями совершал незначительные противоправные действия (угрозы, непристойные стихи, оскорбления), за которые привлекался к суду. Эти мастера-жанристы, среди которых большинство составляли голландцы, но встречались и итальянцы (Микеланджело Черквоцци, 1602—1660 Вивиано Кодацци, 1611—1672), в своих маленьких картинах изображали непритязательные уличные сценки, быт городской и деревенской бедноты.
«Контора, где взимаются сборы» обозначена всего несколькими деталями: чернильницей на столе, мешочком с деньгами, рассыпанными монетами. Среди европейских мастеров караваджизма вне Италии наиболее значительно творчество утрехтских караваджистов в Голландии (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген и др. ), а также Хусепе де Риберы в Испании и Адама Эльсхаймера в Германии.
Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). 1580—1620), первоначально находившийся под сильным влиянием Адама Эльстгеймера, от которого он унаследовал свою манеру письма мелкими мазочками, любовь к картинам маленького формата и мастерство живого повествования, проявил себя затем как оригинальный истолкователь идей римского караваджизма в области пейзажной живописи («Падение Икара» и «Погребение Икара Дедалом» в неаполитанском музее Каподимонте). Однако клир церкви Сан Луиджи деи Франчези не увидел в этом произведении «ни святости, ни приличия» и художнику пришлось срочно писать новый вариант композиции, более благопристойный, академичный и соответственно более холодный и формальный. Под влиянием творчества художника находился анонимный Мастер света свечи. Подобная художественная организация не была новостью. Но зачастую в его картинах, особенно тех, что написаны после переезда в Англию (1626), сильны тенденции к манерной идеализации образов.
В глубокой задумчивости стоит у изголовья Марии молодой Иоанн. Сам Караваджо считал «Лютниста» наиболее удавшимся ему образом. На всех трёх версиях картины изображён очень молодой человек, почти мальчик, с мягкими чертами лица и густыми каштановыми волосами, аккомпанирующий себе на лютне. Как известно по Библии, это произошло на третий день после погребения.
Он поссорился с могущественным вельможей и бежал из тюрьмы в Сицилию. 1700 Эрмитаж). Художники изощряются в писании картин с острыми эффектами ночного освещения один из живших в Италии голландских караваджистов, Герард Хонтхорст, получил даже прозвище Герардо делле Нотти («Герардо ночной»). Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь деяний милосердия» (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией.
Живописное творчество Роза очень неровно и противоречиво. Реализм религиозных произведений Караваджо, далёкий от идеалов прекрасного, выработанных мастерами Возрождения, близок религиозной этике святого Карла Борромея и народному благочестию Ф. Нери, что особенно заметно в таких произведениях римского периода, как «Христос в Эммаусе» (1601, Национальная галерея, Лондон), «Уверение Фомы» (1602-03, дворец Сан-Суси, Потсдам), «Мадонна с паломниками» (1604-05, церковь Сант-Агостино, Рим) и «Мадонна со змеёй» (1605-08, галерея Боргезе), «Святой Иероним» (1605-06, галерея Боргезе). Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Во второй картине этого цикла— «Мученичество св. Его по ошибке арестовали и он снова оказался в тюрьме.
Так, в 96-ом году он оказался в мастерской сицилийского художника Лоренцо Карли. Микеланджело Меризи (1571--1610), которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи. Превосходный рисовальщик, он чувствовал себя в рисунке свободнее от созданных им самим условных художественных канонов: недаром с его именем связано возобновление (после Леонардо да Винчи) такого жанра, как карикатура. Он умер так же нелепо, как и жил» 5. Его «Портрет музыканта» (Дрезден, Картинная галлерея) скорбной проникновенностью образа решительно выделяется на фоне всех официальных произведений мастера.
Он пишет большие религиозные композиции («Смерть Иосифа», Эрмитаж «Св. Его позднее «Видение св. Воздействие отдельных приемов караваджизма ощутимо также в работах некоторых мастеров академизма (Гвидо Рени, Себастьяно Риччи в Италии и Вильям-Адольф Бугеро во Франции) и барокко (Карел Шкрет в Чехии и другие). Слева изображён Амур со стрелами за спиной, занятый виноградом. Он изобразил святого Матфея, сборщика подати, считающим деньги вместе с помощниками.
Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом, такие как Аннибале Карраччи (1560--1609) или Гвидо Рени (1575--1642), переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий. Когда в 1610 году до художника дошли слухи, что папа Павел V хочет его помиловать, Караваджо хотел возвратиться в Рим, но по возвращении в Порто-Эрколе он умер (или был убит). Величественный античный бог вина и растений, увенчанный виноградным венком и облаченный в сияющую белую тогу, в то же время – живой итальянский юноша с далеким от античных канонов красоты мускулистым телом и почти девичьим лицом.
Через этап караваджизма прошли П. П. Рубенс, Д. Веласкес, Рембрандт, Ж. де Латур. Другие, наоборот, свидетельствуют об увлечении караваджизмом. А. С. Пушкина «Нахождение Кира», Генуя). Композиция исполнена проникающего динамизма.
Одновременно с «Музыкантами» Караваджо написал еще и «Юношу с лютней».
Матфея (1602). К последним годам жизни Караваджо относится также картина «Давид с головой Голиафа» (около 1610, галерея Боргезе, Рим), где в облике Голиафа, голову которого Давид держит на вытянутой вперёд руке, угадываются черты лица самого художника. Все основные детали: – перст Христа, лицо апостола – ярко освещены. Вооружённые охранники повернули головы в сторону вновь прибывших.
В тени за столом мытарь (сборщик налогов) Левий ведёт подсчёт выручки, ему помогает старик в очках. В «Усекновении главы Иоанна Крестителя» (1608 Мальта, Ла Валетта, собор), в «Погребении св. Направленное вниз, к могиле, движение большинства персонажей уравновешивается устремленной вверх фигурой Марии Клеоповой и вся ритмически организованная композиция «звучит» подобно хоралу Баха. Многие его произведения находятся в прямой зависимости от академического искусства. Видно, как тяжело дается ему процесс писания. Это стиль европейской живописи эпохи барокко, появившийся в Риме в конце XVI века.
Караваджо бежал из тюрьмы в Неаполь. Иногда своими заказами с Караваджо делился художник Антиведуто Граматика. Из всех присутствующих лишь Левий понял, кто стоит перед ним. 1580—1620/21), работавший в Риме во втором десятилетии 17 в., стремился прямо подражать ранней манере Караваджо. Ошибочно арестованный испанской пограничной стражей, ограбленный перевозчиками, художник заболевает малярией и умирает в Порто Эрколе в 1610 г., тридцати шести лет от роду. 1712) или маленькие мифологические картины, несколько напоминающие работы Альбани («Амуры, обезоруженные нимфами», ГМИИ им.
Мантуанец Бартоломео Манфреди (ок. Независимый характер Караваджо часто приводил его к столкновениям с законом. Жизнь рисуется ему в виде прекрасной идиллии на лоне природы («Вакханалия», Эрмитаж «Пастораль», ГМИИ им. И тогда вместе с «Успением Марии» возникают «Мадонна пилигримов» (ок.
Серодине пишет сильными пастозными мазками, стремительное движение которых придает его образам драматическую напряженность свет и цвет образуют у него органическое живописное единство («Портрет отца», 1628 Лугано, Музей). Поддерживая тело Христа, он изогнулся в неудобной позе, повернув лицо к зрителю. Одной из первых работ данного периода стала картина «Отдых на пути в Египет». Род существует до сих пор.
В них много чисто декоративной эффектности идущей не от жизни, а от манеры художника. За исключением «Исповеди», все остальные картины составляют целостный цикл, эмоциональное единство которого подчеркивается кажущимся однообразием приглушенного коричневато-золотистого колорита. Хотя маньеризм позднего Возрождения позволил таким гениальным художникам, как Россо Фьорентино, Пармиджанино и Приматиччо исследовать и другие пути – более таинственные и «приземлённые», которые продлевали существование эстетических канонов, неизменно статичных, так как считалось, что главная функция искусства – в представлении «иного идеального мира», резко контрастного по сравнению с обыденностью реальной жизни. Рыцари официально исключили художника из ордена. В 1607 году перебрался на остров Мальта. Представитель знатного римского рода не только помог художнику бежать из Рима, но и предоставил обвинению серию доказательств о невиновности Микеланджело, подговорив своих многочисленных родственников стать этому свидетелями.
В начале 1590-х г. переехал в Рим, где создал большинство своих работ. Как и Фетти, Строцци испытал благотворное влияние Караваджо, Рубенса и венецианцев. Фигуры, представленные в резких ракурсах, снизу вверх, кажутся парящими в прорыве купола. Помимо Генуи Кастильоне долго работал при мантуанском дворе и в других городах Италии.
Судьба Караваджо была поистине непростой. Свет создает особое движение картины, направляет взгляд зрителя. Эрмитаж) имеет важное значение. Обвинение Караваджо в натурализме, всегда исходившее из лагеря противников реалистического искусства, глубоко ложно. Последние годы его жизни прошли в скитаниях.
Последователи Микеланджело Меризи в Италии стали называть себя караваджистами, отдавая дань первопроходцу жанра. Монументальные полотна, построенные на соотношении глухого, тёмного фона и крупных фигур первого плана, озарённых вспышками пульсирующего света, обладают необыкновенной силой эмоционального воздействия, вовлекают зрителя в изображённые события. В этом едва ли не первом в истории европейской живописи натюрморте корзина (похожая на ту, что держит в руках юноша на экспонированном в ГМИИ полотне) зрительно нависает над нижним краем холста, словно выходя за его пределы, – такой прием Караваджо использовал и в других работах. У апостола голова Сократа и облик человека из народа. Апостол — мужественный старик с плебейской физиономией.
29 мая 1606 после спора был убит человек и обвинен в этом Караваджо. Своими пейзажами (например, «Пейзаж с переправой» Рим, галлерея Дориа-Памфили) Доменикино подготовляет почву для классицистического пейзажа Пуссена и Клода Лоррена. Перед ним на столе лежат скрипка, ноты, фрукты. Алтарный образ Гверчино «Погребение и взятие на небо св.
Примерно к 30-м гг. Сальватор Роза и Алессандро Маньяско писали фантастические пейзажи. Портрету присущ налет загадочной романтичности и непринужденного артистизма. Последние годы жизни провёл в Неаполе, на Мальте и Сицилии.
Шкрета в Чехии и др. ). Самый прославленный автор таких работ -- Д. А. Каналетто. Люди составляют лишь частицу этой стихии, растворяются в ней. Бабюрен, Х. Тербрюгген и др. ) в Нидерландах Х. Рибера в Испании. Тень покрывает малозначительные элементы полотна.
Тосканец Орацио Джентилески (1565—1639) также исходил от раннего Караваджо, тяготея, однако, к более идиллической передаче образов и к более холодному, высветленному колориту. Перебравшись около 1590 г. в Рим (есть предположение, что он уже побывал там раньше), Караваджо вначале влачил нищенское существование живописца-ремесленника, помогая в работе другим мастерам. В надежде на прощение папы он отправился морем в Рим. Петра» и «Обращение Савла» (1600—1601, Санта-Мария-дель-Пополо, капелла Черази, Рим) Караваджо находит баланс между драматической патетикой и вызывающими натуралистическими деталями. Неслучайно в этом полотне, как и в ряде других композиций Караваджо тех лет использован прием зеркального отражения, при котором «правое» становится «левым» (так, Вакх держит чашу не в правой, а в левой руке). Возможно, Караваджо был просто везунчиком, так как и на этот раз ему пришли на помощь. Попав в Рим, он сначала исполнял обязанности слуги в доме знатного аристократа.
Приглашенный однажды посмотреть античные статуи, он остался равнодушен и, указав на множество людей вокруг, сказал, что природа служит ему лучшим учителем. Такая манера изображения являлась в ту эпоху революционной.
Картины Караваджо отличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка.
Среди работ Фетти особняком стоит прекрасный портрет актера Габриэли (начало 1620-х гг. При всей своей эмоциональности пейзажи Маньяско далеки от реальной природы. Караваджо — название родного селения художника. Рано потерял отца (будущему художнику было всего 5 лет). Скопив немного денег, Караваджо рисует картину «Шулера», которую увидел кардинал дель Монте и пригласил художника на должность домашнего художника в свое имение.
Как мрачный эпилог, неизбежно завершающий жизнь человека с ее радостями и печалями, показан последний обряд — «Соборование». В произведениях конца 1590-х годов мастерство иллюзионистической передачи вещественности (что особенно заметно в натюрмортах, которые художник включает в свои картины) соединяется с её поэтизацией. Ему принадлежат многие виды Дрездена и других мест. Лукой», 1592, Лувр).
Караваджо Микеланджело (Caravaggio). Отсюда поистине неукротимая энергия, запечатленная в его лице и жесте. В 1580—1590-е гг. Итальянский художник. После Караваджо этот жанр приобрел большую популярность. В «Призвании апостола Матфея» (смотри иллюстрации к статье Иисус Христос) свет, прорезающий тьму комнаты, обладает как реальной физической природой, так и метафорическим смыслом (свет Божественной истины, озаряющей путь к спасению).
Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле. Матфея послужил друг художника известный римский архитектор Онорио Лонги). В молодости Гверчино испытал сильнейшее влияние Караваджо. Марфа беседует с Марией Магдалиной», около 1598, Институт искусств, Детройт «Св. В убийстве был обвинён Караваджо.
Екатерина Александрийская», около 1598, собрание Тиссен-Борнемиса, Мадрид), как глубокого душевного переживания («Св. Но не эти подражатели определили судьбу европейского караваджизма.
1628 Венеция, церковь св. Он словно перенес на полотно сцену из квартала римских бедняков. Несдержанный, впадавший в крайности в своем стремлении к самоутверждению, он, едва заработав какие-то деньги, разгуливал по городу – богато разодетый и в сопровождении пажа, который нес его шпагу, подозревая оскорбления и врагов там, где их, по всей вероятности, не было. 1602-04), мифологических (Вакх, 1592-93) и жанровых (Лютнист, 1595) картин. Становятся понятны те особые чувства, которые "Положение во гроб" вызывало у художников XIX века, поскольку оно соединяет в себе вневременную классичность построения (Сезанн) с исключительной драматической силой (Жерико)».
В рассказах Боскини о достоинствах венецианской живописи принципы барокко не были чётко сформулированы, но сам характер сравнений и форма описания свидетельствуют о предпочтениях автора, выражаемых им не античной скульптуре и Рафаэлю, Тициану, Веронезе, Веласкесу и Рембрандту. Убив во время игры в мяч своего партнера, он был вынужден бежать из Рима. Образы своих пасторалей Кастильоне повторял в мастерски выполненных офортах, рисунках и монотипиях (он был изобретателем техники монотипии). А в изображении фруктов художник достиг почти осязаемой объемности. Начиная с 1600 года, времени наивысшего творческого подъема Караваджо, его имя стало постоянно появляться в протоколах римской полиции.
Не менее известны Франческо Гварди и Бернардо Беллотто. Колонна, римский род – древняя итальянская фамилия. Терезы» Бернини. Художник любуется лукавой кухаркой, видом битой дичи и утвари. Герои картин – люди из простонародья, то есть те, кому проповедовал Христос.
Возможно, вот таким образом Караваджо имел достаточно влиятельных покровителей, первыми из которых были герцог и герцогиня Колонна. Между тем в обыденной жизни художника, протекавшей за пределами его мастерской, разрушительные тенденции проявлялись отнюдь не в виде безобидной игры. Около 1603 г. он вместе с учениками выполнил несколько картин, в которых пейзаж полностью господствует над фигурами («Бегство в Египет» и другие Рим, галлерея ДориаПамфили). Первый вариант алтарной картины для капеллы «Св.
Важная роль уделяется объёму, а именно свету и тени в картине. Этим приемом Караваджо замечательно передает драматическое напряжение сцены. Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598).
Свои небольшие холсты, написанные с любовной тщательностью и почти осязаемой достоверностью деталей, он заполняет всего лишь одной полуфигурой (позднее — двумя-тремя), вызывающе придвигая ее к зрителю и заставляя разглядывать ее пристально и неторопливо. Для кардинала дель Монте были написаны лучшие картины раннего римского периода: «Вакх» (1595-97, галерея Уффици, Флоренция), «Лютнист» (1595-97, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Корзина с фруктами» (1598-1601, Пинакотека Амброзиана, Милан). Зародился в конце шестнадцатого века в Риме. В окончательном варианте (1602-03) Караваджо добился большей слаженности и торжественности композиции, сохранив живую непосредственность в облике и движении двух фигур. Даже Иисус Христос, апостолы и мадонна на его картинах по евангельским мотивам больше напоминают римских простолюдинов, чем святых. Новое направление живописи, созданное Караваджо, получило название реализма, от латинского слова «реалис» — «вещественный», то есть такой, как есть, не придуманный. Живопись Караваджо вызвала бурю в мире искусства. Другой вариант однофигурной жанровой композиции Строцци представляет дрезденская «Музыкантша». Среди зрелых произведений мастера его «Атаданта и Гиппомен» (ок.
Полные поэтического очарования и классических реминисценций мифологические образы-аллегории («Концерт», 1595-97, Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Амур-победитель», около 1603, Картинная галерея, Берлин) помимо буквального несут и скрытый смысл, понятный образованной римской публике того времени и часто недоступный современному зрителю. Слово «барокко» в переводе с итальянского значит «вычурный». Его искусство пропитано проблемой веры, своего рода единением с вечностью. «Юдифь» ошеломляет своей жестокостью. в Италии) и барокко (К.
Живописная манера Караваджо в этот период основана на мощных контрастах света и тени, выразительной простоте жестов, энергичной лепке объемов, насыщенности колорита — приемах, создающих эмоциональное напряжение, острую аффектацию чувств. Позже начинающему художнику удалось устроиться в мастерскую известного живописца. Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610) родился в городке Караваджо, расположенного неподалеку от Милана, в семье архитектора Фермо Меризи. В 1584 г. Караваджо поступает в мастерскую Петерцано ученика Тициана. В 1591 г. в результате ссоры за карточным столом Караваджо убивает человека и перебирается в Рим, где на рубеже XVI – XVII в. в. Сакки, как и его соперник Пьетро да Кортоыа, писал преимущественно декоративные плафоны («Божественная мудрость» в палаццо Барберини, ок. После Неаполя Караваджо, оставаясь под защитой Колонна, отправился на Мальту. Николая Толентинского)- типичный пример барочного алтарного образа.
Задачу обновления живописи взяли на себя болонские художники Лодовико Карраччи (1555—1619) и его двоюродные братья Агостино (1557—1602) и Аннибале (1560—1609) Карраччи. Большую художественную активность имеют также кажущаяся свобода и случайность в композиционном построении картины, сознательно противопоставленные культу красивого «сочинения» у эпигонов ренессансного искусства. Художник изобразил на ней смерть бедной женщины, которую оплакивают близкие. (Как полагают биографы, Караваджо мог видеть ее еще во время первого путешествия из родных мест в Рим. ) На этой фреске Христос повелевает апостолу Петру поймать рыбу и вынуть из ее рта монету для уплаты подати и апостол точно повторяет указующий жест учителя. Академия объединяла очень небольшое число художников и просуществовала недолго. Так гений оказался в Риме, но этот случай не стал ему уроком. Эти работы – свидетельство того, что он отошёл от господствовавшего тогда маньеризма.
Учился в Милане (1584-1588) работал в Риме (до 1606), Неаполе (1607 и 1609-1610), на островах Мальта и Сицилия (1608-1609). 1596 г. ) и бытового жанра (Гадалка, Лувр).
Родился 28 сентября 1573 года. Ещё более органично соединяет он подчеркнуто плебейский облик персонажей и глубину драматического пафоса в скорбно-торжественных алтарных картинах «Положение во гроб» (1602—1604, Ватиканская пинакотека) и «Успение Марии» (1605—1606, Лувр), вызвавших восхищение молодых художников, в том числе Рубенса (по его настоянию «Успение Марии», отвергнутое заказчиками, было куплено герцогом Мантуи).
Как несколько патетически выразился Пьетро Беллори историк искусства, живший в XVII веке и много писавший о мастере, «рождением своим он удвоил славу Караваджо, благородной ломбардской местности» 1. Большинство итальянских караваджистов—художники, жившие отблеском славы великого мастера. Католицизм празднует победу над Реформацией.
В Венеции работал и Ян Лисе (ок. Один из них находится в Эрмитаже.
Центральная работа Рени — плафонная фреска «Аврора» (1613) в Казино Роспильози в Риме. Важная роль уделяется свету и тени, которые помогают создать объём: фигуры помещаются на переднем плане, освещение их контрастное (например, тёмное помещение и луч света в нём, освещающий лица и фигуры персонажей картины). Крупнейшими представителями караваджизма являются О. Джентилески и М. Де Фьори в Италии «утрехтские караваджисты» (Д. Иллюзионистическими средствами Гверчино добивается необычайной зрительной убедительности, того эффекта обманчивого «правдоподобия», которым так увлекались все монументалисты 17 века. Петром, высвечивает фигуры собравшихся вокруг стола людей и одновременно подчеркивает чудесный характер явления Христа и св. в связи со строительством большого количества дворцов и церквей ощущалась нехватка художников. В 1594 г. Караваджо получает приглашение кардинала Франческо дель Монте и начинает работать по его заказам. В 1595 г. несмотря на солидные рекомендации, Караваджо не удалось поступить в Академию Святого Луки (Accademia di San Luca – объединение художников, созданное в Риме по инициативе папы римского Григория XIII). В 1597 г. кардинал Франческо дель Монте заказал Караваджо роспись потолка своей виллы и художник создал первую и последнюю в своей жизни фреску: «Юпитер, Нептун и Плутон» (Jupiter, Neptune and Pluto). В 1601 г. Караваджо организовал собственную мастерскую. В это время Караваджо пишет множество полотен религиозной тематики: «Иоанн Креститель» (St. Церковники решили, что это оскорбляет чувства христиан. Многие художники тоже выступили Против Караваджо.
Работа была создана для церкви Санта Мария ин Валличелла в Вечном городе. Творчество Караваджо Итальянская живопись 17 века Маленький больной Вакх 1593, Галерея Боргезе, Рим Блаженство святого Франциска 1595, Уодсуорт Атэнеум, Хартфорд Гадалка, 1596 Музей Лувр, Париж Барокко было господствующим стилем итальянского искусства 17 века и прежде всего в архитектуре и скульптуре. А. С. Пушкина — обе ок.
Луки, созданная в 1593 г. известным маньеристом Федериго Цуккари. Художника привлекало все настоящее, неприкрашенное, телесное.
Потом отношение к ним изменилось и их третировали как жалких эклектиков. Живописная манера Караваджо основана на мощных контрастах света и тени, выразительной простоте жестов, насыщенности колорита, которые создают эмоциональное напряжение и драматический эффект. Новое веяние широко захватило многих живописцев, зачастую никогда не бывавших в Италии. Для караваджизма характерны демократизм образной системы, повышенное чувство реальной предметности, материальности изображения, активная роль светотеневых контрастов в живописно-пластическом решении картины, монументализация жанрово-бытовых мотивов.
Собственно, полное имя Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio). Одно из самых известных ранних произведений Караваджо – «Вакх» (начало 1590-х) – демонстрирует и связь молодого художника с традицией и его новаторство. Во время одной из таких стычек, произошедших еще в Милане, погиб молодой человек.
Некоторое время работал помощником римского художника-маньериста Дж. Свидерская). Художник был объявлен «вне закона», его теперь мог убить любой человек и даже получить за это вознаграждение – он снова скрывался в имении Колонна. В 1610 г. во время своих очередных приключенческих странствий и в ожидании помилования от папы Павла V он умер в Порто-Эрколе.
Монументально-декоративные росписи занимают ведущее место в живописи барокко. «Погребной свет», проникающий в тёмное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. Абсолютно новую интимно-психологическую интерпретацию получили у него традиционные религиозные темы (Отдых на пути в Египет, галерея Дориа-Памфили, Рим).
Как свидетельствует один из источников, «разъяренный, метался он в отчаянии по берегу под палящим солнцем, надеясь увидеть далеко в море суденышко, на котором осталось его имущество. Однако все они охвачены печалью и понимают значение происходящего. В поздних работах Караваджо на смену патетики приходят более сдержанные интонации им присущи покой и созерцательность («Успение Марии», 1605-1606 г. ). Художественная революция, произведенная Караваджо, касалась не только манеры письма, но и самого объекта живописи. А покровители Караваджо были очень нужны, т. к. 1597 — ок. Сын архитектора (или руководителя каменщиков), юный Микеле с 1584 года в течение четырех лет обучался ремеслу живописца в мастерской миланского маньериста Симоне Петерциано.
Матфей, видимо, не совсем понимает, чего от него хотят, двое юношей в щегольских куртках и шляпах с удивлением и любопытством разглядывают незнакомцев, двое других даже не подняли головы, занятые подсчетом денег (по преданию, Матфей был сборщиком податей). Первое время Караваджо сильно нуждался. 1605-1606 гг. ). Для караваджизма присущ подчёркнутый реализм в изображении предметов интерес к натуре. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Он пользуется сходными жанровыми сюжетами и персонажами, трактуя религиозные темы в подчеркнуто бытовом плане.
1593, Уффици), «Гадание» (ок. Очутившись в Неаполе, он оттуда в поисках работы переправился на Мальту, где, пробыв год (1607—1608), был принят в члены ордена благодаря покровительству гроссмейстера, портрет которого он написал. Мария Магдалина», около 1596-97, галерея Дориа-Памфили, Рим «Экстаз св.
В своих лучших вещах, согретых теплым лиризмом («Лютнистка», Вена, галлерея Лихтенштейн «Отдых на пути в Египет», ок. Образцом для барочных алтарных образов послужила его картина «Видение св.
После этого он перебрался ещё дальше – на остров Мальта. Наконец добрался до жилья и слег с лихорадкой. В конце 1580-х или в начале 1590-х он приезжает в Рим, который в эти годы вновь стал, как в начале века, средоточием духовной и художественной жизни Италии.
Недаром современный автор книги о Рембрандте пишет, что «Караваджо гремел органными трубами церквей Контрреформации» 3. Во многих странах караваджизм очень скоро приобрел вполне определенный национальный отпечаток. «Положение во гроб» – одно из полотен Микеланджело Караваджо, фото которого неизменно сопутствует описанию биографии художника. Фреска Гверчино «Аврора» (между 1621 и 1623) в римском Казино Людовизи завершает линию академической монументально-декоративной живописи, во многом предвосхищая стиль зрелого барокко.
В фреске «Аллегория божественного провидения» (1633—1639) в палаццо Барберини потоки человеческих фигур распространяются во все стороны за пределы плафона, соединяясь с другими частями декоративной росписи зала. В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (Погребение Святой Лючии, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракузы). Но даже почерневшие и попорченные, многое утратившие в своих колористических достоинствах, они производят очень сильное впечатление.
«Глаз Караваджо» (Caravaggios Eye) Кловиса Уайтфилда (Clovis Whitfield) перечеркивает портрет Караваджо, как уличного дебошира с гомосексуальными наклонностями. Через этап караваджизма прошли Питер Пауль Рубенс, Диего Веласкес, Рембрандт ван Рейн, Жорж де Латур. Петром, высвечивает фигуры собравшихся вокруг стола людей и одновременно подчеркивает чудесный характер явления Христа и св. Во второй, показанной на выставке в ГМИИ, внешняя динамика сведена к минимуму, в образах исполненных особой глубины, воплощены психологическое состояние героев и чисто духовный аспект евангельского события. (Так, прототипом св. Человеческое страдание в этом грубоватом и как бы обнаженном лице передано с откровенностью, аналогию которой можно найти, пожалуй, только в живописи Рембрандта.
1616), а около 1619 г. появился в Италии. Здесь (в Порто Эрколе. Карраччи считали, что «хорошая» живопись (или, как тогда говорили, «большой стиль») должна основываться на заимствовании лучших качеств у выдающихся мастеров Возрождения. (маньеризм и академизм). В академических спорах с Андреа Сакки последователи Пьетро да Кортона отстаивали преимущества барочного изображения, которое не требовало от зрителя тщательного анализа каждой фигуры и внимательного «чтения» сюжета для раскрытия всех оттенков смысла, а развертывало перед смотрящим «сияющий, гармоничный и живой общий эффект, способный вызвать восхищение и изумление». Уроженец Ольденбурга (северная Германия), он учился в Гарлеме (ок.
Первым представителем зрелого барокко был Джованни Ланфранко (1582—1647), уроженец Пармы, ученик Агостино и Аннибале Карраччи. На этот раз судебный вердикт был весьма жесток: Караваджо приговорили к обезглавливанию. Сюжет картины взят из Евангелия от Иоанна. Основоположниками стиля считаются Караваджо и его последователи. Жанрово-реалистические искания получили наиболее отчетливое выражение в творчестве Доменико Фетти (1589—1623), работавшего в Риме, Мантуе (с 1613 г. ), где он сменил в роли придворного живописца Рубенса и в Венеции (с 1622 г. ).
Едва прикрытый тканью одухотворенный ангел выглядит вполне реальным. Он символизирует свет веры, ворвавшийся в суетный, тщеславный мир Левия. Ранние работы Караваджо – поясные портреты иногда с включением деталей натюрморта (которые Караваджо писал мастерски). Имитатор Караваджо, Финсон украшает многочисленные алтари в Провансе, где сотрудничает с голландцем Мартином Фабером, а затем уезжает в Амстердам.
Выполняя крупные заказы в Риме (три картины на сюжеты из жития апостола Матфея (1599-1602 гг. ) в часовне Контарелли церкви Сан-Луиджи деи Франчези и картины Обращение Савла и Распятие апостола Петра (1600-1601 гг. ) в капелле Черази церкви Санта-Мария дель Пополо), Караваджо изменил манеру письма. Художник был основоположником этого стиля европейской живописи эпохи барокко. В его обязанность входило рисовать фрукты на картинах своего учителя.
В первом и самом значительном из них— «Призвание апостола Матфея», — перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события— вторжения света Истины в самые низы жизни. Он уверенно провозглашает свое право на изображение жизни такой, как он ее видит. Позднее огромное значение приобретает у него контрастная светотень («тенеброзо»), служащая не только для рельефного выделения объемов, но и для эмоционального усиления образов и для достижения естественного единства композиции.
Для широкой пропаганды своих идей Карраччи основали в Болонье в 1585 г. так называемую «Академию направленных на истинный путь» («Academia degli Incamminati»), явившуюся прообразом позднейших художественных академий. Но, пожалуй, больше всего с Караваджо окажется внутренне связан Рембрандт. 1630). Матфея»— возобладало стремление к более бравурному и эффектному решению. Эрмитаж), в которой изображен коленопреклоненный пастух рядом с коровой и овцами. А. С. Пушкина).
Гверчино — один из самых блестящих рисовальщиков своей эпохи. он отличался буйным темпераментом, вспыльчивым характером, его жизнь постоянно омрачалась скандалами, драками и тюремными заключениями. В Неаполе в 1606-07 он написал для церкви Сан-Доменико-Маджоре большие алтарные картины «Семь дел милосердия» (церковь Пио-Монте-делла-Мизерикордия, Неаполь), «Мадонна чёток» (Художественно-исторический музей, Вена) и «Бичевание Христа» (музей Каподимонте, Неаполь) на Мальте в 1607-08 – «Усекновение главы Иоанна Крестителя» и «Святой Иероним» (обе – в церковь Иоанна Крестителя, Валлетта) на Сицилии в 1609 – «Погребение св. На ней был представлен св. В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (Погребение Святой Лючии, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракузы).
Особенно характерны его пейзажи с фигурами солдат или бандитов («Трубящий солдат», Рим, галлерея Дориа-Памфили «Солдаты играющие в кости», ГМИИ им. Начав с жанровых сцен из жизни крестьян («Ссора игроков» Нюрнберг), Лисе затем переходит к мифологической и религиозной тематике («Наказание Марсия» Москва, Музей изобразительных искусств им. Вельможа, который не мог простить обиды, послал за художником наёмных убийц.
«Успение Марии» дается как правдивая жизненная драма. Кричащие герои предыдущих работ мастера теперь погружены в молчание. Позднее эти тенденции усиливаются. Караваджо утверждает превосходство непосредственного воспроизведения жизни. Внес большой вклад в сложение новых видов живописи – натюрморта (Корзина с фруктами, ок. Караваджо был простым каменщиком.
Но и тут Караваджо сопутствовала удача. Примечательно, что Аннибале Карраччи, столь последовательно выступавший как создатель нового, «возвышенного» стиля известен также как автор жанровых композиций, написанных просто и с большой живописной непринужденностью. Из жанровых произведений Строцци выделяется его «Кухарка» (Генуя, палаццо Россо), во многом близкая к работам нидерландцев Артсена и Бейкелара. Наиболее яркими картинами этого периода являются «Призвание Матфея» (1600 г. ), «Положение во гроб» (1602-1603 г. ), «Обращение Савла» (1600-1601 г. ), отличающиеся драматизмом сюжетов, усложненными композициями, сдержанной цветовой гаммой и глубиной образной трактовки. Один из поклонников Караваджо — уже знаменитый тогда художник — Рубенс порекомендовал отвергнутую картину «Смерть девы Марии» французскому королю и ее купили для Лувра, главного музея Франции.
Сходное место в итальянской живописи 17 в. занимает генуэзец Бернардо Строцци (1581—1644), с 1630 г. переселившийся в Венецию. Однако после ссоры с высокопоставленным членом ордена художник был брошен в тюрьму, откуда бежал на остров Сицилия. Матфей, пишущий Евангелие под диктовку стоящего рядом ангела. Там, в среде приезжих голландских художников, зародилось целое течение жанровой живописи, представители которого назывались «бамбоччанти» по имени работавшего в Риме (с 1625 по 1639) гарлемского художника Питера ван Лара, прозванного в Италии Бамбоччо.
Эрмитаж). Несмотря на то, что караваджизм не сумел сохранить свои позиции и был сравнительно скоро оттеснен на задний план художественной жизни Италии, возбужденный им интерес к «низменному» жанру сохранялся даже в самом Риме, где с 1630-х годов, казалось бы, безраздельно господствовало искусство барокко. Истоки этого жанра восходят к венецианцу Якопо Бассано. По контракту Караваджо выполнял на картинах изображения цветов и фруктов. Сквозь иллюзионистический прорыв свода этот свет льется в интерьер церкви.
Некоторая натюрмортность, обычно обедняющая образы Строцци, здесь как нельзя кстати. Большая часть композиции «Обращение Павла» (1600—1601, Рим, церковь Санта-Мария дель Пополо) занята изображением копя, под копытами которого видна озаренная ярким светом фигура распростертого молодого Павла, представленного в необычайно сложном ракурсе. 1593-94, Рим, галерея Боргезе), «Мальчик с фруктами» (ок. Тем не менее к Караваджо примкнуло множество живописцев, образовавших целое направление, называемое караваджизмом, а его влияние распространялось даже на представителей враждебных караваджизму группировок.
Стиль религиозно-мифологической декоративной живописи выступает окончательно сложившимся в творчестве живописца и архитектора Пьетро Берреттини да Кортона (1596—1669) игравшего в живописи примерно ту же роль, что и Бернини в скульптуре. Караваджо оказал большое влияние на Рембрандта (1606–1669), особенно на его драматическое использование света. Особенным успехом пользовалась его контрастная сумрачная светотень. Микеланджело Меризи да Караваджо (1571 – 1610) – итальянский художник. «"Призвание Матфея" занимает особое место в наследии Караваджо.
Как пишет Д. Бонсанти: «В композиции господствует строго рассчитанное равновесие физическая тяжесть тела Христа воспринимается как тяжесть душевного страдания, как горе всего человечества. Они считали его произведения грубыми, лишенными возвышенной идеи изящества, а самого художника называли «разрушителем искусства». Освещены и склонившиеся фигуры трёх апостолов в правой части картины. Последнему принадлежат архитектурные виды и к нему очень близок французский художник Юбер Робер, работавший в то время, когда вспыхнул интерес к античности, к римским развалинам.
Караваджо одним из первых применил манеру письма «кьяроскуро» – резкое противопоставление света и тени.