Картина Василия Кандинского Композиция 8: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
В 1896 году он отправляется в Мюнхен, считавшийся тогда одним из центров европейского искусства и записывается в престижную частную школу югославского художника Антона Ажбе, где получает первые навыки в построении композиции, в работе с линией и формой. Он стремился сделать зрителя соучастником переживания совершенного цвета. которую усиливает затенение левой диагонали треугольников. На языке оригинала в Мюнхене книга вышла в 1911 году и имела невероятный успех. «Композиция VIII» заметно отличается от предыдущих работ художника со схожими названиями, ведь в ней он впервые обратился к чётким геометрическим формам.
По словам самого художника, акцент делался на выявлении ассоциативных свойств цвета, линии и композиции, а привлекались при этом столь различные источники, как романтическая теория цвета Гете и Филиппа Рунге, югендстиль и теософия Рудольфа Штайнера. Между 1919 и 1921 годами публикует шесть больших статей. На дворе 1913 год, работы (2 на 3 метра, 30 эскизов) написаны за четыре дня. По совету родителей Василий получил юридическое образование, жил – не тужил. Эти работы отличаются эффектными качествами и всеобъемлющей плоскостностью, без единого намека на глубину. Будучи портретом комедианта Сенекио, картина может быть истолкована также как символ меняющихся взаимоотношений искусства иллюзии и театра.
Седьмая композиция – логичное продолжение шестой. Концерт». Он говорил: «Я пишу большие картины потому, что хочу достигнуть близости. «И вот сразу я увидел в первый раз картину. В самом начале книги Кандинский делит всех художников на 2 типа, основываясь на определениях Роберта Шумана и Льва Толстого.
Какая великая творческая сила должна была действовать в Кандинском. Кандинский был вынужден переехать во Францию, где провел остаток своей жизни. Художники часто прибегали к бумаге, чтобы набросать свои идеи и разработать композицию.
Он умер в 1944 году в городе Нейи в возрасте 77 лет. Они назвались «Синий всадник» – «Der Blaue Reiter». В январе 1911 года в Мюнхене художник услышал атональные произведения своего будущего друга и союзника и был потрясен. Также, он публикует художественно-критические Письма из Мюнхена в журналах Мир искусства и Аполлон (1902, 1909).
Двор замка, 1908). Вот таким образом, подойдя к картине ближе, зритель испытывает новые переживания». Вернувшись в Баварию, селятся в маленьком городке Мурнау у подножия Альп. – передача чувств и настроений путем верного или нарочито искаженного изображения предметов), либо через знание семантики конкретной эпохи (разрез рукава платья на картинах раннего Возрождения).
Также понимая, что большинству людей нужны подсказки для осознания его искусства, Кандинский продолжает писать свои «Импровизации», в которых прослеживается тонкая (а в отдельных произведениях и достаточно явная) нить, связывающая абстракцию с реальностью, благодаря конкретным элементам. Во втором зале Третьяковки висят два изогнутых ТВ-экрана, на которых транслируются элементы работ авангардиста: путь от пейзажей к абстрактной живописи, полный «комментариев Кандинского о процессе работы, подготовительных рисунков к произведениям и серии живописных картин на стекле». Композитор считал, что «призвание художника – посылать свет в глубины человеческого сердца», а писатель называл художника тем человеком, «который может нарисовать и написать все». Его изящные и характерные работы, которые, как правило, включают в себя каллиграфию, как в китайском искусстве, обычно не имеют названия и различаются только по номерам.
Черные мазки, энергично проложенные широкой кистью, смыкаются в плотные рельефные формы. Кредо общества: Каждый из участников не только знает, как сказать, но знает и что сказать. Год он рисует только черно-белое изучает форму. В 1912 году он написал и опубликовал основополагающее исследование «О духовном в искусстве», которое стало теоретической базой абстракционизма.
Мне казалось, что без каталога не догадаться, что это – стог сена. Хотя Вечеру (1904-1905) нельзя отказать в своеобразии, однако трудно себе представить, что создал ее тот самый художник, который через пять-шесть лет произведет на свет первое в истории искусства абстрактное произведение (1910). Он стал одним из самых знаменитых французских абстракционистов.
Де Кунинг был связан с нью-йоркской группой абстрактных экспрессионистов. Шедевр Татлина, символ конструктивистских идеалов, объединивший скульптуру и архитектуру. В этот период жизни (1933-1944) художник продуктивно работает, однако значительного влияния его труды на культурную жизнь того времени не оказывают. Это даже не означает, что он художник. Чтобы понять Кандинского, не надо даже думать – он уже все описал, читайте.
Придя к мысли, что цели (а потому и средства) природы и искусства существенно, органически и мирозаконно различны – и одинаково велики. Но не все деятели искусства разделяли подобную точку зрения, что привело к расколу среди художников и созданию сообщества единомышленников–абстракционистов «Синий Всадник». Кандинский писал: «Искусство ничего "не должно, так как оно вечно, свободно. Но и здесь он сталкивается в неприятием публикой и коллегами своего искусства.
Благодаря настолько разностороннему воздействию музыкальной и философской традиций в 1920 году, в статье «О Великой утопии» Кандинский пишет одно из своих пророческих желаний: «здесь должен будет заговорить и заговорит на одну и ту же тему художник с музыкантом, скульптор с танцовщиком, архитектор с драматургом и т. д. и т. д. Самые неожиданные взаимопонимания, неожиданные разговоры на разных языках передовых живописцев с так отсталыми театральными артистами, ясность и сумбурность, гремящие столкновения идей — все это будет таким потрясением привычных форм, делений и перегородок между отдельными искусствами и внутри отдельных искусств, что от беспримерного напора, давления и взрыва разорвутся сферы обыденного и откроются дали, которым сейчас нет даже имени». Я полагаю, что написать эту симфонию было бы величайшим счастьем для любого художника». Швейцарец разделял любовь абстракциониста к музыке и его мысль о том, что искусство должно вызывать сильные эмоции, помогать человеку слушать внутреннее «я» и обретать понимание процессов, происходящих в окружающей среде. В экспозицию выставки войдут работы из собраний Третьяковки и Эрмитажа, в последний раз экспонировавшиеся вместе в 1989 году, а дополнением к ней станет мультимедийный проект «Путь к абстракции», который расскажет на примере творчества Кандинского о самом процессе формирования и эволюции искусства беспредметной живописи. Первая датируется 1910 годом, последняя – 1939-м.
Но просуществовало объединение недолго. На художника влиял не только «синтез искусств» Вагнера, но и «контрапункт» из теории и практики Арнольда Шенберга. Картины Кандинского на многие годы уберут из советских музеев в запасники. Именно такие глубокие и волнующие произведения решил создавать и Кандинский.
Сначала Кандинскому было важно испытать собственные возможности выражения. С живописью абстрактного экспрессионизма Поллока связывает энергия и свобода выражения. И дело не в том, что он первым написал полотно такого рода.
Художник посетил Нидерланды, Францию, Италию и Тунис. Тем временем в России – своя атмосфера, Василий Васильевич решает вернуться на родину. Кандинский осознал значение абстрактного искусства, когда обнаружил в нем "необычайную красоту излучающую внутренний свет", еще не поняв, что то был свет его собственного творчества, увиденного изнутри, в обратной перспективе. Но труд Кандинского – это не учебник.
Работы этих лет – в основном пейзажи, построенные на цветовых диссонансах. История искусства с появлением абстракционизма пережила революцию. Голубой же «развивает звук флейты». Но истинное значение его гениального новаторства стало очевидно лишь в 1923 году после того, как он вернулся в Германию и вступил в преподавательский корпус «Баухауз», где подружился с другим творческим авангардистом – Паулем Клее. Кандинский, Василий Васильевич (1866 —1944) — русский художник, график и теоретик изобразительного искусства, один из основоположников абстракционизма. Будучи синестетиком (слышал цвета, видел звуки), Кандинский искал универсальный синтез музыки и живописи. В последних его картинах борозды краски образуют рельефную поверхность.
«Розовый и белый вспениваются так, что кажутся лежащими вне плоскости холста либо какой-то иной идеальной, плоскости. Памятник III Интернационала никогда не был построен. Остается лишь смотреть на полотно и ощущать. Наряду с концептуальными работами, в это время он создает богатые фантазией и цветом известные среди библиофилов всего мира («Kleine Welten») «Маленькие миры» (1922) для издательства Пропилеи с 12-ю оригинальными гравюрами в издательской картонажной папке с титульным и вступительным листами (6 цветных литографии, 2 гравюры на дереве, 4 офорта в технике сухой иглы), а также несколько камерных интимных картин, таких как Маленькая мечта в красном, 1925.
Принято считать Кандинского русским художником. Эксперименты Кандинского повлияли на многих художников начала XX века, в том числе на Пауля Клее, который до знакомства с основателем «Синего Всадника» был графиком избегающем разноцветья в своих картинах, а после был известен благодаря своим нежным, в каком-то смысле наивным акварелям. После знакомства с ней Кандинский задался вопросом, сможет ли он создать картину такого же сильного эмоционального наполнения, как произведение великого композитора, «в которой краски стали бы нотами, а цветовая гамма – тональностью. ». Смешение линий и цвета должно было говорить, даже кричать зрителю о катастрофе вселенского масштаба (здесь и библейские мотивы и скорая война).
На Кандинского большое влияние оказала музыка Арнольда Шёнберга. В 1922 году он покинул родную Россию, жил в Берлине и Париже, а впоследствии стал гражданином США.
В 1912 году он написал и опубликовал основополагающее исследование «О духовном в искусстве». Похоронен на Новом кладбище Нёйи, расположенном в коммунах Пюто и Нантер под Парижем. с Коричневатое), увлечение биологией способствует появлению очертаний, свойственных клеткам человеческого организма (Белая линия – 1936, Три треугольника – 1938). Дрожащий ритм паутинообразных переплетений – характерная особенность манеры Тоби. Он ходил вокруг полотна и сам становился как бы частью живописи.
Книга сильно опережала свое время, вот таким образом издателя для нее было найти очень сложно. «С самого начала, – писал художник, – уже одно слово «композиция» звучало для меня, как молитва». Человек, стоящий посреди пара, находится не близко и не далеко, он где-то.
Даже участвовал в реструктуризации российских художественных институций после революции. Родившись на юго-западе Франции. Краска наложена размашистыми сильными ударами, слой за слоем создавая образ. Считается, что изначально «Композицию VI» Кандинский хотел назвать «Потоп». Мэрилин Монро, подобно другим секс-символам, выглядит скорее как объект, чем как личность. С тех пор мы повидали немало, визуальный опыт обогатился значительно.
В «Композиции VI» не только изображения стали абстрактными, но и идея — более общей: обновление мира через разрушение. Так, по ряду причин в 30 лет он решил стать художником это произошло под влиянием выставки импрессионистов в Москве в 1895 году и картины «Стога сена» Клода Моне. Композиция VIII, 1923 – главная работа веймарского периода.
В работе этой художественной группы участвовали также танцоры и композиторы. Но самое большое влияние Кандинский оказывает как преподаватель московского Свомаса (Свободные Мастерские), а затем Вхутемаса. Лисицкий получил инженерное и архитектурное образование. Постоянные нападки коллег-художников, считавших его работы изуродованным спиритизмом (Пунин) являются решающим фактором для отъезда Кандинского из Москвы в декабре 1921 года. Уроженец России, Ротко вместе со своими родителями эмигрировал в США в 1913 году. Перед Первой мировой войной мир потерял свои очертания. В «Композиции VI» свет борется с тьмой, цвет становится игроком на поле, где черный оттесняется в левый верхний угол, сюжет растворяется в смятении розовых пятен и линий, а коричневый несет безнадежность.
Этого и хотел добиться великий художник. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу», — писал Кандинский в трактате «О духовном в искусстве».
Художник создал совершенную в своей изысканности метафору пространства. Это касается, прежде всего, усиленного аналитического изучения отдельных элементов картины, результаты которого он представляет в 1926 году в своём известном сочинении «Точка и линия на плоскости». Они, скорее, парят в воздухе и выглядят так, словно окутаны паром. В 1912 году выходит книга О духовном в искусстве.
На мягком и бледном фоне изображены резкие и драматичные черные линии, перекрещивающиеся и связанные в пучок.
Форма без содержания не рука, но пустая перчатка, заполненная воздухом. Художник-самоучка, он писал, в основном, картины большого размера. Основной целью было освобождение от окаменелых традиций академической живописи. То, что начиналось как так называемая лирическая абстракция (свободные формы, динамические процессы – вот это все), постепенно обретало структуру. Василий Васильевич был первым, кто дал новому течению теоретическое обоснование. Пока однажды не оказался на выставке и не увидел полотно Клода Моне. Будучи его профессором с октября 1918 года, он составляет специальный учебный план, основанный на анализе цвета и формы, то есть развивающий идеи, высказанные в книге О духовном в искусстве.
Мондриан выработал стилевую систему исключавшую трехмерное пространство и криволинейные очертания. Манера Поллока не так спонтанна, как может показаться на первый взгляд. Их размытые контуры создают вибрацию исполненную таинственной магической силы. Также Кандинский пишет мемуары Оглядываясь назад (1913 год в русском переводе – Ступени), сборник стихов Звуки (1913 год) с 55 черно-белыми и цветными литографиями.
В 2016 году исполняется 150 лет со дня рождения Василия Васильевича Кандинского (1866 – 1944) – одного из основоположников и теоретиков абстрактного искусства, основателя художественного объединения «Синий всадник», преподавателя Вхутемаса и Баухауза и друга таких мастеров, как Пауль Клее, Франц Марк, Марианна Веревкина. В его пояснениях есть расшифровка каждого пятна, каждой точки, каждого поворота линии. К ноябрю этого же года они расстаются. И вот, в 1914-м, после почти 20 лет в Германии, он вновь вступает на московскую землю. Зелёный цвет «уравновешен и соответствует тонким звукам скрипки», красный «может создавать впечатление сильного барабанного боя», а синий присутствует «в глубине органа».
Когда в 2007-м году организаторы самой крупной премии (40 тыс. В 1911 году Кандинский объединил сторонников в группу «Синий всадник». По возвращении в Германию, Кандинский принимает приглашение Вальтера Гропиуса, основателя знаменитого Баухауса (Высшая школа строительства и художественного конструирования) и они с Ниной переезжают в Веймар, где Кандинский возглавляет мастерскую настенной живописи. Стать реалистическим академиком можно так же легко, как абстрактным академиком.
В то же время Кандинский отдает дань литературной деятельности. Нефигуративная живопись, по мнению Кандинского, базируется на двух основных элементах – точке, которая замкнута в себе и линии как противоположности точки. Этот экспрессивный каллиграфический образ, созданный Хартунгом, являет собой пример непосредственного искусства известного как неформальное.
Родившийся в Армении Горки эмигрировал в США в 1920 году. Напряженный размах свободного мазка, созидающего мощную абстрактную композицию, – типичная особенность направления Art Informel. Подобное отсутствие плоскости и неопределенность расстояний можно наблюдать, например, в русской паровой бане. Беспредметная, однако, не значит безыдейная.
1902 К городу, ок. 1903). Взаимодействие этих элементов можно увидеть в Композициях. В 1896 году он переезжает в Мюнхен, где знакомится с немецкими экспрессионистами. Умер Кандинский 13 декабря 1944 года в парижском пригороде Нёйи-сюр-Сен. Прямоугольные массы насыщенного цвета как будто плавают в пространстве картины. Посмеиваясь, люди уходили, оставляя в немом диалоге полотна Василия Кандинского «Композиция VI» и «Композиция VII».
Положением главного центра – «где-то» – определяется внутреннее звучание всей картины. Смутно чувствовалось мне, что в этой картине нет предмета.
Следующие пять лет они вместе с Габриэлой путешествуют по Европе, занимаясь живописью и участвуя в выставках. – Я нарисую это за 10 минут. В эти же годы он обратился к русской сказочной, былинной старине, создав завораживающие образы (Русский всадник, 1902 Русская красавица в пейзаже, 1904), превратив в зримое таинственные предания о славянских деревянных городах (Русская деревня на реке с ладьями, ок. Глубоко оригинальная техника Поллока получила название живописи действия.
Первым шагом на пути к абстракции стало написание философского трактата «О духовном в искусстве» в 1910 году. За четыре года Кандинский устраивает двенадцать выставок состоящих в Фаланге живописцев. Последний раз подобное происходило в 1989 году. В начале войны Хартунг поступил во французский Иностранный легион. Эти художники придавали большое значение спонтанной живописи – самому жесту, которым краска выплескивается на поверхность холста.
В 1939-м нацисты публично сожгли более тысячи картин и эскизов. Существует не меньше мертвых треугольников (будь они белыми или зелеными), чем мертвых куриц, мертвых лошадей и мертвых гитар. «О духовном в искусстве» – это философское, очень тонкое и вдохновляющее произведение, без которого понять и прочувствовать картины великого абстракциониста просто невозможно. Габо принадлежал к движению конструктивизма и воспринимал форму как метафору пространства.
Прояснилось, спасибо, Василий Васильевич. На одном из экранов вдруг из черно-белой фотографии возрождается утраченный «Потоп» — живопись на стекле.
В 1909 году он, вместе с Явленским, Канольдтом, Кубином, Мюнтер и другими, основывает Новое объединение художников, Мюнхен (МКУМ) и берет на себя председательство. В том же году, что и это произведение, Родченко выставил свою знаменитую работу Черное на черном – ответ на серию Малевича Белое на белом. Мастер доволен своим учеником, но считает его палитру слишком яркой. Впоследствии художник говорил, что неправильно было задавать работе конкретный мотив, ведь внешнее всё равно растворилось во внутреннем. Осень.
Был одним из основателей группы «Синий всадник», преподавателем Баухауса. Вот таким образом я предпочитаю так называемое абстрактное искусство называть конкретным искусством.
Когда он поступил в художественную школу в Мюнхене, Кандинскому было уже 30 лет. В седьмой же композиции мотив потопа дополнен другими библейскими сюжетами (если забыли какими, посмотрите еще раз на «Композицию VII»). Однако здесь мнения с коллегией института расходятся. После десяти лет плодотворной работы в 1933 году нацистские власти закрыли школу «Баухауз».
Кандинскому чуждо второе определение, сам он называет таких людей «ремесленниками», чье творчество не наполнено смыслом и не имеет ценности. Упрощенное изображение человеческого лица разделено на цветные четырехугольники. Если у вас есть терпение и желание прокачать воображение, присмотритесь к полотну и вы увидите (гарантировано. ) очертания корабля, животных и предметов, тонущих в волнах штормового моря. Начинается этап интенсивного и плодотворного поиска.
Объединение «Синий всадник» было основано в декабре 1911 года в Мюнхене Василием Кандинским и Францем Марком. Новая атмосфера, передавамая Кандинским, не находит широкого отклика ни у масс, ни у ценителей.
Внутри он подчиняется общим законам космического мира.
В качестве председателя Государственной закупочной комиссии при Музейном бюро Отдела ИЗО Наркомпроса участвует в организации двадцати двух провинциальных музеев. Чтобы написать ее, художник выполнил более 30 эскизов, акварелей и работ маслом. Его целью было создать строгое, объективное искусство, законы которого отражают строение универсума.
Эта идея была обоснована теоретически Кандинским. Картину «Без названия» мы уже вспоминали, но укажем ещё несколько полотен, без которых немыслимо ни творчество Кандинского, ни абстракционизм в целом. Через два года Мондриан переехал в Нью-Йорк. Август Маке и Франц Марк придерживались мнения, что у каждого человека есть внутреннее и внешнее восприятие действительности, которые следует объединить посредством искусства.
История искусства с появлением абстракционизма пережила революцию. Группа стремилась достичь равноправия всех форм искусства. Хаотическое кишение мельчайших абстрактных значков, черточек заполняет поверхность бумаги.
Однако весьма скоро школа перестает удовлетворять его потребностям. Сильное впечатление на Ван Дусбурга оказали работы художника Пита Мондриана, вместе с которым в 1917 году он создал журнал Стиль (De Stijl), знакомивший с идеями и произведениями мастеров одноименного творческого объединения. Линия полна движения в отличие от точки, линия вторична по отношению к ней. Кандинский, пожалуй, прежде всего, мыслитель, а затем художник.
Эти полотна — конечно, лишь вершина творческого айсберга мастера. Темный треугольник на картине символизирует рояль, ниже можно увидеть притянутую музыкой толпу, а цветовое решение прекрасно отражает то яркое впечатление, которое получил Кандинский на концерте Шенберга. Результаты его усилий таковы, что только два русских художника в рейтинге мирового искусства проходят по разряду «тяжеловесов»: Кандинский и Малевич. А уже через год он переехал в Мюнхен, где познакомился с немецкими экспрессионистами.
Было бы затруднительно угадать руку одного и того же художника в еще вполне предметных Крестоносцах (1903) и в такой абстрактной работе, как Композиция VII, 1913, несмотря на общую им динамику. Художник не дает никаких подсказок к сюжету: на картине есть только цвет и форма, распределившиеся на огромном полотне (работа считается самой большой из всего творчества Кандинского – 2х3м). Синий «опускается в бездонные глубины». Некоторые из форм даны в трех измерениях и этот намек на архитектурные объемы развит в более поздних произведениях Лисицкого. Он был сторонником идеи «художника-инженера» и видел главную роль искусства в удовлетворении социальных нужд.
При выстраивании композиции все большее значение придается геометрическому планированию. «Композицию VII» многие специалисты считают пиком творчества Кандинского. Главной идеей объединения стал отказ от всякой предметности в искусстве. Композитор поддержал художника в его начинаниях с цветовыми экспериментами и поиском «антилогичной» гармонии, на первое место в которой вставали бы чувства, а не сюжет.
Но и сегодня его полотна вызывают недоумение, шуточки о «мазне» и скептичные взгляды. Жёлтый «обладает способностью подниматься выше и выше, достигая высот, невыносимых для глаза и духа». Художник говорил: «Я хочу выразить свои чувства, а не рассказать о них. Треугольные формы, балансирующие на фоне окружностей, создают трехмерную иллюзию. Также, участвуя в организации и управлении московским Институтом художественной культуры (Инхук) он составляет для него учебный план, основываясь на своей теории.
Горки часто обращался в картинах к образам своей родины. Как ноты складываются в прекрасную мелодию, так и краски Кандинского в своем сочетании рождают удивительные картины. Некоторое время он преподавал в Баухаузе, прославленной школе современного дизайна.
Сам художник назвал этот период творчества поистине живописной сказкой. Какая стремительная эволюция с 1908 по 1914 год – от пейзажных картин, хотя и дерзких уже по цвету и форме, но все еще верных наблюдениям натуры, как Дома в Мурнау на Обермаркт (1908), до хаотического этюда под названием Ущелье (1914) и беспокойных композиций в серии панно Времена года в музее Гуггенхейма (Осень). Через два года Мондриан переехал в Нью-Йорк. Желание Родченко свести живопись к ее абстрактным, геометрическим сущностям вовлекло его в движение конструктивистов.
Розовые, желтые, голубые, фисташково-зеленые, пылающие красным дома, глубокое тремоло деревьев, тысячеголосая песня снега, аллегро голых ветвей, упругое красное кольцо кремлевских стен, а наверху, подобно хоралу, возвышается длинная изящная стрела колокольни Ивана Великого. В 30 лет Василий Кандинский решает заниматься искусством и поступает в частную школу. Зритель стоит на дороге от цвета к символу, впереди, как скажет сам Кандинский, — «отсутствие плоскости и неопределенность расстояний». Геометрические элементы, написанные основными цветами, как будто плавают, подвешенные на холсте.
В-третьих, Кандинского поразила опера Вагнера «Лоэнгрин» в Большом театре: тогда в сознании московского доктора права вдруг возникла феерическая панорама московского закатного вечера. Кандинский считается «отцом абстракции». В этой геометрической композиции черная решетка энергично рассекает фон отдельные ее ячейки заполнены яркими основными цветами. Замысел «Композиции VI» появился, когда он написал на стекле картину на тему Всемирного потопа — звери, люди, пальмы, ковчег и буйство водной стихии. От "должно искусство убегает, как день от ночи»2. Конфликт двух самостоятельных нот используемых одновременно, перетекает на холст Кандинского и вот мы уже видим несколько конфликтующих центров в любой его композиции.
Видео, подготовленное партнером музея, объединением Laboratory ABC, минималистично и вместе с тем весьма технологично: 3D-слои картин наплывают на зрителя и предлагают проникнуть в сердце полотна и уже оттуда продолжить осмотр. В пользу Кандинского, как было заявлено, были такие аргументы: он «гражданин мира» (жил в Германии и Франции) и его картина «Фуга» (1914) удерживала ценовой рекорд 17 лет – она была продана в 1990 году на аукционе Sothebys за 19 млн. Там ему нравится далеко не все, так что часто он прогуливает занятия в пользу наблюдений за жизнью с этюдником в руках. Осознав, что дальше развивать концепцию некуда, Малевич вернулся к фигуративной живописи.
И, конечно, уносить с собой в потоке. Все стало неверным, шатким и мягким». Любое проявление иррациональности в творческом процессе решительно отрицается. То, что получилось, Кандинский решил доработать и превратить в большое полотно маслом.
Василий Кандинский сформулировал философию абстракционизма век назад. Среди участников оказались такие известные немецкие экспрессионисты, как Август Маке и Франц Марк. «Композицию VI» художник изначально хотел назвать «Потоп» и, возможно, в некоторых формах действительно угадываются очертания обломков корабля и тонущих предметов.
А сочетая разные цвета и формы в картине, можно повлиять и на более глубокие чувства. Он задумал новый стиль известный в настоящее время как лирическая абстракция. Так, он говорил, что «синий цвет, представленный музыкально, похож на виолончель, делаясь темнее, он напоминает звуки контрабаса, а в самой глубокой и торжественной форме — низкие звуки органа», красный «звучит как труба или как удары литавр», а белый «действует на психику человека как великое безмолвие, соответствующее в музыкальном отношении паузам». Эта неясность была мне неприятна: мне казалось, что художник не вправе писать так неясно.
Плоские формы отделены друг от друга цветом. Основной целью своего искусства участники «Синего всадника» считали передачу зрителям того нервного напряжения, которое они сами испытывали.
Вскоре абстракционизм становится мощным движением, в рамках которого возникают различные направления: лирическая абстракция (картины Кандинского и мастеров объединения «Синий всадник» с их текучими, «музыкальными» формами и эмоциональной выразительностью цвета) и геометрическая абстракция (К. Габриэла возвращается в Мюнхен, а Кандинский едет в Москву. Мондриан выработал стилевую систему исключавшую трехмерное пространство и криволинейные очертания. Репродукция сделана с современной реплики оригинальной модели.
После десяти лет работы Баухаус был закрыт, а полотна Кандинского, Марка Шагала, Пауля Клее, Франца Марка и Пита Мондриана объявлены «дегенеративным искусством». Путь Кандинского множество раз подтвердил, что истинное произведение искусства возникает таинственным, загадочным, мистическим образом «из художника». Искусство говорит с человеком на языке символов, значение которых понятно либо само по себе (реализм, академизм импрессионизм и т. д. Острые углы – «теплы, остры, активны и желты», а прямые – «холодны, сдержанны и красны». Это он о «Композиции VI». После прихода к власти НСДАП Кандинскому пришлось покинуть Германию ради Франции.
Тут скованный порыв, там – раскрепощенное движение. Но аполитичный художник неизбежно должен был столкнуться с пропагандой в искусстве. На ней он увидел картину Клода Монэ «Стог Сена». Сильнее всего вдохновила начинающего художника увертюра оперы Рихарда Вагнера.
– А я – за пять. Кстати именно при описании этой картины Кандинский сравнивал цвета со звуками. Некоторое время он преподавал в Баухаузе, прославленной школе современного дизайна. Он снова преподает и развивает свои идеи.
Именно с таким посылом начинает писать свои картины Кандинский после 1911 года. Сбывается еще одно его предсказание от 1910 года: «Художник скоро будет гордиться тем, что сможет объяснить свои произведения, анализируя их конструкцию (в противоположность чистым импрессионистам, которые гордились тем, что ничего не могли объяснить) что мы уже сейчас стоим на пороге эры целесообразного творчества». Кандинский пояснял: «Грандиозная, объективно совершающаяся катастрофа есть в то же время абсолютная и обладающая самостоятельным звучанием горячая хвалебная песнь, подобная гимну нового творения, которое следует за гибелью мира». Картины сейчас экспонируются в Третьяковской галерее.
С началом мировой войны Кандинский вынужден покинуть Германию. Лакост. Кульбина «О духовном в искусстве».