Информацию о том, что знаковая работа Кандинского "Жёлто – красно – синий" является его абстрактным автопортретом я нигде не встречал, поэтому хочу поделиться своей версией.
Смотреть на себя – значит видеть то, чем мы видим. Не четкое изображение лиц людей намекает, что их эмоции — это не главная идея. Параллельно сотрудничал с Московским товариществом художников, участвовал в выставках «Бубнового валета». Вы сейчас видите страницу альманаха «Синий всадник», в которой Кандинский сравнивает картину Ван Гога (верхний ряд) с японской гравюрой. Но чтобы видеть предметы, даже реалистам нужно уметь видеть. «Несколько кругов».
Они представляли ее очень древней, но все предметы – XIX, начала XX века. Голубой же «развивает звук флейты». С началом немецкой оккупации (1939) намеревался эмигрировать в США и провел несколько месяцев в Пиренеях, но в итоге вернулся в Париж, где продолжал активно работать, в том числе над проектом комедийного фильма-балета, который намеревался создать совместно с композитором Гартманом. Марк пытается повторить Кандинского. Что же делает искусство Кандинского.
Диагональ соединяет тепло и холод. У них не будет знаков, у них не будет сибирских шаманов. Он думал, что всё дело в исторических обстоятельствах, в классовой расстановке сил. После вынужденного переезда из Германии в Париж Кандинский снова возвращается к фигурной живописи. Всякая картина существует как картина вне связи с тем, что на ней изображено.
Человек либо ничего не видит, либо не всё. А внизу он сравнивает более интересную вещь. Ну, вот уже 1913 год – «Судьба животных». Кандинский не мыслит понятиями и не мыслит образами. До этого уровня знаков художники группы «Мост» не доходили – они скорее пытались создать ощущение натурализма их персонажей или даже предметов, а не обобщения.
Габриель Мюнтер сыграла одну из основных ролей в становлении Кандинского абстракционистом. С 1885 учился в Московском университете, мечтая о карьере юриста, но ок. «Композиция VII». Так, по Кандинскому, горизонтали звучат «холодно и минорно», а вертикали – «тепло и высоко».
«Цветной эскиз: Квадраты с концентрическими кругами». Ему 30 лет, он юрист, экономист. Он знал одну простую вещь, которую многие сегодня уже не знают.
Или, например, Кандинский осваивает футуристический даже где-то принцип скоростей. Произведения Кандинского безусловно являются центральными на данной экспозиции. Нет. Это как будто подтекшая картина Кандинского – 1944 г., год его смерти. Композиция 6. Игра – тоже важное слово для этой коллективной программы. Есть мнение, что Кандинский – это человек, который уже целиком вырос в немецкой культуре.
А в самом центре зала, застыв в бешеных ритмах цвета, лежит задумчиво-агрессивно глядя в мир, огромный «Тигр». Но это и не части, которые отсылают к другой части. Так как важна динамика. Зрение, по замечанию Бергера, первично по отношению к речи. После закрытия нацистами «Баухауса» (1932) переехал в Берлин, а в 1933 – во Францию, где жил в Париже и его пригороде Нёйи-сюр-Сен.
В 1896 году он переезжает в Мюнхен, где знакомится с немецкими экспрессионистами. «Синий всадник». Он видит закрытыми глазами, то есть грезит. И все меньше людей, домов, деревьев.
Вы видите сейчас картину «Кохель. Посмотрите на сцену Страшного суда – акварель 1902 года. Это вольные перерисовки лубочных картинок икон, причем это и православные иконы и католические народные иконы.
В 30 лет Кандинский принимает решение стать художником. Вот эти люди, по мнению Гринберга и создали настоящее авангардное абстрактное искусство, которое не отсылает к миру, к реальности, а отсылает только к самому себе и в этом смысле является автономным. Вера Кандинского – это синтез искусств с опорой на биологию, на телесность, на синестезию. Лица Мюнтер не видно, но это не главное, внимание привлекает игра красок и как фигура художница ярко отличается от окружающего фона. Он отличался известной долей озорства и глумлением над вкусами публики. Искусство Кандинского не имеет никакого отношения к выражению духовных ценностей. Он стёр границу между искусством и неискусством.
Сейчас вы видите «Воды цветочной мельницы». Такого тигра мы никогда не видели — ни на воле, ни в зоопарке. Он уходит от реальности в визионерство. Первая задача, в композиции 6 – отказ от центра и вращение вокруг пустого центра.
По поводу того, участвовал ли Кандинский в ритуале, пил ли отвар из грибов – об этом написаны даже книжки уже, например «Кандинский и шаманы». Краски наего картинах бледнеют, аформы становятся биоморфнее. Форма без содержания не рука, но пустая перчатка, заполненная воздухом. В конце концов он изобрёл дриппинг – разбрызгивание краски на холсте.
Взгляд первобытного художника открыл нам плоскость и форму. Для восприятия зрителя картины Василия Кандинского были очень сложны первоначально и отчасти такими и остаются по сей день. Но – чего не будет у этих художников. Признаюсь, что и мне, чье детство и юность прошли под знаком соцреализма (начисто отвергавшего любые абстракции, даже Малевич с его «Черным квадратом» открылся нам лишь в хрущевскую «оттепель»), Кандинский вплоть до «перестройки» казался «западным» художником, писавшим какие-то ребусы, недоступные советскому сознанию.
И какое усиление «красочного звука», — как говорил сам Кандинский. Им не хватает бозона, который мог бы придать им некую материальность. Авангард – это разнообразие языков и концепций: и индивидуальных и коллективных. В мире нет никаких точек, линий и плоскостей. Это 1914 г., уже война. С одной стороны, он потомок истинно русских Кандинских, покорявших еще древнюю Сибирь, ставших со временем именитыми, первой гильдии, купцами. Франц Марк создает здесь образ рая, который уничтожен.
Пишет с лодок, с моста. Обратите внимание, как он работает здесь композиционными треугольниками. Вы считываете только горизонталь моста, эти остатки впечатлений. Цели синтеза искусств ставил и в замысле спектакля Желтый звук, призванного объединить цвет, свет, движение и музыку (композитора Ф. А. Гартмана спектакль, текст которого был помещен в альманахе Синий всадник, 1912, не осуществился из-за начала Первой мировой войны). Он – преподаватель, человек культуры, который готовит инженеров уже и вот таким образом здесь нет никакого романтического порыва.
Ходлер здесь, можно сказать, организует пейзаж как систему знаков. Но он – единственный, кто вышел в абстракцию, в космос, в другое ощущение мира. Долгое время Кандинский прожил в Мурнау со своей возлюбленной Габриель Мюнтер. С этой страстью Василий Кандинский писал в Мурнау. В 1911-м году вместе с художником Францем Марком организовал группу «Синий всадник», акцентом творчества которой было «выявление ассоциативных свойств цвета, линии и композиции». И это еще одна работа на стекле (1912 г. ), где вы видите мотивы с всадниками и путниками, а линии дорог, например, в правом нижнем углу превращаются в две очень странные формы. Почему же появилось авангардное искусство.
Выявляет нюансы, не только радующие глаз, но и затрагивающие струны души. «Композиция VIII» кардинально отличается от предыдущей работы этой серии, ведь в ней вместо размытых очертаний впервые присутствуют чёткие геометрические формы. Тех, кто смотрит на мир, принято называть реалистами.
Видеть собственные галлюцинации вне себя – значит быть художником-авангардистом. Это части, которые не отсылают к целому. К 1910 году Кандинский написал шестнадцать «импровизаций» и три «композиции».
Шёнберг – композитор и Кандинский настолько был под впечатлением от его симфоний, от его композиций, внутри которых Шенберг запускал сразу несколько тем – они последовательные, трехчастные симфонические формы, – от его музыки, которая продолжала звучать в голове даже после того, как она закончилась и в пространстве резонировала Вот этот аналог музыки Шёнберга Кандинский очень хотел сделать. Он пишет уже руками, так как у него катаракта и серьезная потеря зрения. Кандинский хотел чего-то универсального. В книге он рассуждает о музыкальных и эмоциональных эквивалентах красок. «Я давал себе полную волю, подчиняясь даже «капризам» внутреннего голоса.
И, по сути, он уже живет внутри своей картины. Время, которое вообще не касается вещей. Драматургия картин маслом и акварелей строится за счет свободной игры цветовых пятен, точек, линий, отдельных символов (типа всадника, ладьи, палитры, церковного купола и т. д. ). Художники группы «Мост» выезжали за город и через танец, через разные оргиастические импровизированные ритуалы пытались освободиться от цивилизации. Этот образ всадника – романтизм чистой воды: «Облаком волнистым пыль встает вдали» Но этот всадник синий, в синем плаще – это посланец какого-то другого мира.
На первый взгляд образы на знаменитой картине вполне понятные. Зелёный цвет уравновешивает и звучит, как скрипка. Это – «Мурнау. Эти экспериментаторы жили в США. Что такое композиция.
В годы нацизма его работы были отнесены к категории «дегенеративного искусства» и не выставлялись. Но дело не в том, что мы видим видимое, а в том, что мы видим невидимое. Так, рядом с«миром природы» появляется новый «мир искусства»— очень реальный, конкретный мир.
Наверное, одна из лучших работ этого времени. У него даже были рисунки, перерисовки с шаманских бубнов. Они очень условные, обобщенные. «Русский Дом» в Мурнау занимает на выставке целый зал.
«Габриель Мюнтер за рисованием». Для группы «Мост» это было искусство Африки и ницшеанство в самом широком смысле, так как группа «Мост» – это цитата, по сути из Ницше, что «человек – это мост между животным и сверхчеловеком». Сейчас вы видите обнаженного Кирхнера, танцующего в своей мастерской. Кандинский не верил, что живописи можно просто научиться. Стать реалистическим академиком можно так же легко, как абстрактным академиком.
Он хотел некоего универсального объединяющего знания. И этим отличается от американского авангарда, который не думает, а чувствует. Композиции состоят у него из элементов. Не порозовеет.
Кандинский ставит две задачи. Облака» (1903 г. ). В 1885—1893 (с перерывом в 1889—1891) учился на юридическом факультете Московского университета, где занимался на кафедре политической экономии и статистики под руководством профессора А. И. Чупрова изучая экономику и право. Однако после выставки имя Кандинского стало известно во всем мире. К ним можно по-разному относиться.
В 1914 вернулся в Россию, где жил в основном в Москве. В нём есть только плоскость, фигуры и цвет. Они очень мало знали об Африке. Видеть то, чем мы видим, – значит галлюцинировать.
Атмосфера веселого балагана – и художники упоенно примеряют карнавальные личины. Протекающая рядом река также намекает на бренность жизни. Это даже не означает, что он художник. Вот так Воррингер пошутил и сказал, что он не пойдет на эти выставки. То, что мы видим, не совпадает с тем, о чём мы говорим.
Он танцует какое-то подобие, как он себе представляет, негритянского танца. Довольно маленькое полотно художника (по сравнению с другими полотнами автора) относится к раннему периоду становления Кандинского художником. Он очень любил рисовать. Он говорит: «Я так же хочу, чтобы зритель в мои картины втягивался, вращался и растворялся в них». Это, конечно, не Соловьёв и не Флоренский.
Публиковал художественно-критические Письма из Мюнхена в журналах «Мир искусства» и «Аполлон» (1902, 1909), участвовал на выставках «Бубнового валета». Искусство попыталось найти новую форму своей жизни. Дюшан осуществил мысль Гегеля о том, что, поскольку искусство вступило в полосу своего заката, постольку оно должно исчезнуть. Вы ее видите, но вы почти ничего не видите. «Серый овал» (1917 г. ).
Чего стоит «Впечатление 111. Здравствуйте.
Пушкина. Рядом Василий Кандинский — «Человек за столом», картина-портрет Габриэлы Мюнтер, у которой нет просто портретов, это скорее натюрморты с персонажем. И вот здесь он выходит в абстрактный экспрессионизм. И вместо романтической книжки «О духовном в искусстве» Кандинский пишет работу «Точка и линия на плоскости». Это Кандинский, работающий с искусством как с языком. Все формы становятся определенными.
Но и оно явилось лишь предтечей к «Синему всаднику», оставшемуся в истории нового европейского искусства своего рода манифестом, провозгласившим основные принципы авангардного творчества. Что такое элементы. Острые углы – «теплы, остры, активны и желты», а прямые – «холодны, сдержанны и красны». Кандинский не был мальчиком-вундеркиндом с аутистической способностью к вычислениям. Термин «авангард» для нас абсолютно привычен, но в 1910-е годы он не был в ходу. Кандинский испытал также большок влияние символизма. Их различённость – это не физический акт.
Посмотрите, он пишет опрокинутый пейзаж – отражение неба в воде. Он полностью уходит от формы, его картины строятся по принципу диссонанса цветов. О том, кто победит конструктивистов, пойдет речь в следующей лекции.
Он ценил и лубочные картинки и прялки и иконы. Натура только дает импульс. Желтая шкура хищника сливается с прозрачно — кубистическими формами его обитания. Синий «опускается в бездонные глубины». как люди способны «уйти из мира» или «выйти из себя» или «выйти из мира».
Этот уже переход, радикально связанный с отказом от натурного восприятия. Кандинский очень интересовался русскими лубочными картинками и даже собирал их. 1913 году создается «Цветной эскиз: Квадраты с концентрическими кругами».
Внутреннее – это то, что можешь видеть только ты и никто другой. Прямые углы – холодны, красны и сдержанны. Для кого-то это похоже на фантастическую рыбу.
Посмотрите – здесь характерный момент диагонального развития композиции. У Кандинского все-таки ощущение тоньше. Но «Баухауз» закрыли и Кандинский спешно переехал в Париж. Вот его работа немецкого времени, то есть в период его преподавания в школе Баухаус, которая готовила дизайнеров. Посмотрите – это всё чертеж.
Но назвать ее таковой довольно трудно, так как это смесь с абстрактным искусством. Это даже не означает, что он художник. Впрочем, необходим был какой-то удар, некое потрясение, чтобы окончательно пробить стену, отделявшую меня от этого «странного» художника.
Выставки участников «Фаланги» проходят трижды в год на протяжении четырёх лет. Литератор действует словом, а художник – цветом и формой. Картины в этом периоде отличаются своей шутливой формой.
В 1918 издал автобиографическую книгу Ступени. Кандинский нарушает горизонтальные планы. Обратите внимание, что центр здесь светлый, пустой, а вокруг него нагнетаются формы. Но он настоящий.
Язык и сознание имеют разное происхождение. Полотна должны были вызывать ощущение отхода от действительности. «Цвет — это клавиш, глаза — молоточек, душа — многострунный инструмент». Но ничего этого уже не опознается. «Охотник» ищет единомышленников, художников, которые способны понять и принять его философию искусства.
Внутри онподчиняется общим законам «космического мира». Но целиком он никак не сводится к абстракции. Путь Кандинского множество раз подтвердил, что истинное произведение искусства возникает таинственным, загадочным, мистическим образом «из художника».
Я бы сказал, что это клипы. Кандинского невозможно себе представить без взрыва немецкого экспрессионизма 1905 года. Но все равно за ними считываются какие-то фигуры, от которых Кандинский пытался уйти. Он становится визионером. Каждый зритель увидит то что ближе ему. Так как значение цвета не изменится.
От ранних, уже достаточно ярких и сочных импрессионистских картин-этюдов перешел к бравурным, цветистым и «фольклорным» по колориту композициям, где суммировались характерные мотивы русского национального модерна с его романтикой средневековых легенд и старинной усадебной культуры (Пестрая жизнь, 1907, Ленбаххаус, Мюнхен Дамы в кринолинах, 1909, Третьяковская галерея). Но не было у немцев этого самого космоса, не получилось, так как Кандинский приехал в Германию из России с другим ощущением. Какой художник, увидев себя таким в зеркале, рискнул бы такое отобразить. ). Но и здесь можно заметить предпосылки в виде ярких пятен и линий. В основе его последующих «импрессий», «импровизаций» и «композиций» (как сам Кандинский различал циклы своих работ) лежит образ прекрасного горного пейзажа, как бы тающего в облаках, в космическом небытии, по мере мысленного воспарения созерцающего автора-зрителя. Синтез музыки и живописи.
Жёлтый «обладает способностью подниматься выше и выше, достигая высот, невыносимых для глаза и духа». А он уезжает в Германию учиться живописи. «Дух, ведущий в царство завтрашнего дня, может быть познан только чувством. Но Кандинский не художник, а мыслитель. Посмотрите, как он пишет скорость в нижней части. Активно включился в общественную и гуманитарно-исследовательскую деятельность, входил в состав Наркомпроса, Института художественной культуры (Инхук) и Российской академии художественных наук (РАХН), преподавал в Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас), однако, раздраженный идеологическими склоками, покинул Россию навсегда после того, как был послан в командировку в Берлин (1921). Красные, зеленые, желтые «Коровы» Франца кружат на лугу в буйном танце и, надо сказать, они умеют танцевать.
«Двое на лошади». Дело не в том, что работы художника составляют половину из всех представленных.
Вот эти изгибы розовых линий – это формы гор. Совсем иначе судьба знаменитого художника сложилась на его первой родине. Путь к «Синему всаднику» шел через созданную им «Фалангу», мюнхенское художественное общество, в которое устремились художники со всей Европы: шведы, финны, бельгийцы, даже знаменитые французы Тулуз-Лотрек и Синьяк. Абстрактная живопись предназначается не языку, а доречевому видению. Вид на поезд и замок». В мире есть силы и тела. Желто-зеленый глаз устремлен в какую-то загадочную мысль, неподвластную человеку.
Линия – это пригрезившаяся линия. Картина называется «Раненый». В новых этих пейзажах уже чудятся его «Импрессии», «Импровизации», «Композиции» — сложная метафорическая система, давшая возможность художнику проникнуть в потаенные глубины мира, в скрытую жизнь души.
долларов. Данная картина явное тому подтверждение. Мне, ребенку, он часто рисовал.
В 1896 году он покидает Россию, приезжает в Мюнхен и начинает совсем другую историю. Но это и годы рождения абстрактного экспрессионизма (44-й, 45-й, 46-й) уже не как индивидуального направления, а как одного из главных направлений в послевоенном искусстве XX века. Но это – спекуляция, поскольку никаких прямых доказательств и свидетельств этого нет. На алогичной картине «Англичанин в Москве» зеленого гостя столицы в цилиндре окружают сабля, свечка, селедка, лестница, а также фразы «частичное затмение» и «скаковое общество». Василий Кандинский родился в Москве, в семье коммерсанта Василия Сильвестровича Кандинского (1832—1926). Первую и посмертную выставки Поллока спонсировало ЦРУ. Его живопись обращена к мышлению.
Такие намеки дают широкий простор для философских размышлений. Постимпрессионистская работа художника посвящена его ученице и возлюбленной.
Это, собственно и стало отправной точкой для абстракционизма Кандинского, но полное теоретическое обоснование это новое течение в изобразительном искусстве получило в 1912 году, когда свет увидела его книга «О духовном в искусстве», которая совершенно перевернула все представления об искусстве. Что такое духовность. Я иду по московской выставке и вхожу в его «Двор замка», на его «Улицу в Мурнау», сажусь в его «Поезд в Мурнау». А вот здесь – «Сражающиеся формы» Марка. Душой этого манифеста стала книга Василия Кандинского «О духовном в искусстве».
Это Кандинского чрезвычайно интересует. В искусстве Кандинского нет борьбы пространства и вещей. Художник начинает изучать отзывы зрителей относительно своих картин. Расцвет его деятельности приходится на послереволюционные годы. Изображенные на известной картине «Синее небо» некие существа заставляют усомниться, что это небо.
Сначала мы грезим, затем видим какие-то вещи. Родченко – из самых продуктивных авангардистов второго поколения и из самых последовательных «производственников». От картины веет спокойствием и умиротворенностью.
Но смотреть на себя – это не значит писать автопортрет. В1911 году он вместе со своим товарищем Францем Марком основал группу «Синий всадник», участники которой стремились выявить «ассоциативные свойства цвета, линии и композиции». С одной стороны, это эмоция, а с другой – знание о вещах до встречи с ними. Почему. Это очень важно осознавать. А вот для чего.
Но горы, фигуры, деревья – все это знаки. Он очень много дал «Синему всаднику» и художникам, которые его окружали. Кандинский второй половины 1910-х годов очень драматичен.
Это кубофутуризм, о котором я еще расскажу. Это были молчащие цвета. Но вплоть до «перестройки» этот бесценный дар пылился в запасниках. Но для появления Кандинского это еще не все. Искусство – незаконнорождённое дитя мистерии. В 1910 создал первые абстрактные живописные импровизации и завершил трактат О духовном в искусстве (книга была опубликована в 1911 на немецком языке).
Эта форма объемная, но внутри нее еще множество других форм. Его ранние работы восхитительны. Именно тогда он пишет свою знаменитую книгу «Точка и линия на плоскости», описывая психологическое значение каждой фигуры на картинах. Сейчас вы видите «Александра Македонского в Индии». Он пытается войти в советскую реальность. Это композиция 8 (1923 г. ).
Автор не дает определения этим существам, тем самым оставляя простор для фантазий. И абсолютно невероятный ее автопортрет: искаженное гневом лицо, глаза, мечущие молнии. Георгий Костаки, собравший фантастическую коллекцию русского авангарда (и чуть ли не всего, разбросанного по городам и весям России, Василия Кандинского), вынужденно покидая страну, оставил Третьяковке немало картин любимого художника.
Этих связей очень много. Для изображения видимого краски являются непозволительной роскошью. В 1909-м Кандинский вместе с коллегами создал «Новое объединение художников». Сам Кандинский довольно просто объяснял свой поворот к абстрактному искусству: «Сегодня я люблю круг, так как раньше любил коня, а может быть и больше, так как нахожу в круге больше внутренних возможностей, отчего он и занял место коня». Он, как Ван Гог или Гоген, бросил всё и неожиданно для всех стал заниматься искусством уже в зрелые годы. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.
И в этом смысле это – базовый элемент мира. Между прочим, эти черные диагонали – это самые натуральные дороги. Если он видит мир, то не видит себя. Определили его выбор два момента: во-первых, впечатления от русских средневековых древностей и художественного фольклора, полученные в этнографической экспедиции по Вологодской губернии (1889), во-вторых, посещение французской выставки в Москве (1896), где он был потрясен картиной К. Моне Стог сена. Я показываю вам рисунки Шёнберга.
И похожие вещи имели место, в то время они уже были предметом изучения. Его картины напоминают чем-то зафиксированные в красках фотографические эффекты света. Точка – это видение точки. Синий опускает в бездонные глубины. Моне даже где-то переходит от видения к осязанию.
Также как картина называлось творческое объединение, созданное вместе с Францем Марком. Но его интересуют гораздо более сложные вещи. Его очень интересует живопись на стекле. Горизонталь звучит холодно и минорно. Ведь искусство – это остывающее мистериальное действие. Но посредством цвета и геометрических форм нельзя передать воздействие на самого себя.
Его не устраивает, что картина может быть статичной, такой вот зависающей. В своем немецком поэтическом альбоме стихов Звуки (Klnge, 1913) стремился к идеальной взаимосвязи беспредметных визуально-графических образов с текстом. Внедряли свою веру, так сказать. Композиция 10 – это последняя большая композиция (1939 г. ). То есть сама картина уже выходит за свои пределы – то в рельеф, то в беспредметность. Они иногда проявляются в очень неожиданных встречах.
Органично войдя в среду немецкой модернистской богемы, выступал и как активный организатор: основал группы «Фаланга» (1901), «Новое мюнхенское художественное объединение» (1909 совместно с А. Г. Явленским и др. ) и, наконец, «Синий всадник» (1911 совместно с Ф. Марком и др. ) – общество, ставшее важным соединительным звеном между символизмом и авангардом. И только в девяностые, когда я сам серьезно увлекся искусством, выпустил журнал «Мастера», собрал коллекцию современного искусства, до меня начал доходить и Кандинский.
Он – уже доцент юридического факультета с правом преподавания. Это ему мешает работать, но он продолжает. Вот он, принцип освобождения цвета и освобождения формы параллельно. Отсюда – динамика, скажем, дыма идущего из трубы.
Рядом расположились настоящие шедевры: «Тигр» Франца Марка, его же «Коровы – красная, желтая, зеленая», «Слушающий (Портрет Явленского)» и «Человек за столом (Кандинский)» Габриэлы Мюнтер, «Автопортрет 1» Марианны Веревкиной, «Летний вечер в Мурнау» и «Зрелость» Алексея Явленского. Картина написана 1926 году, когда знаменитый «Баухауз» переехал из Веймара в Дессау. У Кандинского есть понятия внутреннего мира и духовности. Но Кандинский никогда не связывал название объединения и своей знаменитой картиной. В этом звании в XIX веке и явились в Москву.
Вертикаль – тепло и высоко. Сейчас вы видите работу «Кувшинки. Так, треугольнику соответствовал жёлтый, квадрату – красный, а кругу – синий. Отсюда начинался путь к его «беспредметности».
Так и хочется сказать: Есть Кандинский и остальные. Писать картину – значит смотреть на себя, то есть быть немного аутистом. Что делает Кандинский. Через шесть лет Кандинский женится на своей двоюродной сестре Анне.
Посмотрите на эти красные горизонтали, которые тоже так очень резко начинают вибрировать. Штапелем наносил на холст шлепки и штрихи, не думая о домах и деревьях и поднимая звучность отдельных красок, насколько сил хватало. Ибо за прошедшее время познакомился с ним гораздо ближе. То есть это совершенно универсальные декоративные композиции.
Главное в его живописи, по словам Розенберга, – случай. Подруга Габриэль остаётся в Мюнхене. Вы видите работу «Японский мостик», одну из самых поздних, 1918-1924 гг. Так, он говорил: «Абстрактное искусство создаёт рядом с «реальным» новый мир, с виду ничего общего не имеющий с действительностью». Его космологические фантазии (графическая серия Малые миры, 1922) обретают в этот период более рационально-геометричный характер, сближаясь с принципами супрематизма и конструктивизма, но сохраняя свою яркую и ритмичную декоративность (В черном квадрате, 1923 Несколько кругов, 1926 обе картины – в Музее С. Гуггенхейма, Нью-Йорк).
Но довольно трудно это понятное в нескольких словах сформулировать. Тогда чаще употреблялись слова, которые подчеркивали либо оппозиционность искусства – «левые художники», либо новизну искусства, его временной вектор – «будущники», «будетляне», «футуристы». Голубой издаёт звук флейты. «Синее небо».
Его композиции мы можем вращать вокруг своей оси. На что он обращает внимание. С этими картинами и отправился в Москву на выставку «Бубнового валета». Вот таким образом япредпочитаю так называемое «абстрактное искусство» называть конкретным искусством».
1895 решил посвятить себя искусству. Выступил как художник сценической версии сюиты М. П. Мусоргского Картинки с выставки в театре Дессау (1928). Если он видит себя, то не видит мир. Расположенный у подножья Альп, город и красота вокруг вдохновляли художника. В детские годы путешествовал с родителями по странам Европы и по России.
Существует не меньше мертвых треугольников (будь они белыми или зелеными), чем мертвых куриц, мертвых лошадей и мертвых гитар. Кандинский включен в игру освобожденного цветового ритма. В нем билась, несомненно, жилка художника. Может быть, это море с плавающими в нем рыбами, кальмарами и медузами. В обиходе этот городок носит название «Жемчужины Оберпфальца».
Всё перекодировано. Они почти одного размера. Но Кандинский – не дегенерат. Одного звали Поллоком, другого – Ротко, а третьего – Дюшаном. Какое цветовое напряжение в каждой картине. «Синий всадник» (1903 г. ) написан уже в Мюнхене, где он учится в частных школах Холоша и Ажбе.
Прямая дорога» (1909 г. ), где происходит взрыв цвета, похожий, перекликающийся с живописью художников группы «Мост» в Дрездене, но значительно мягче, так как дрезденцы агрессивнее, они именно взрывали картину. Именно там он начал свои эксперименты с формой и цветом. Фигуры, линии и цвета дают явный намек на абстракцию.
В Дерптском университете ему предлагают должность профессора. Или вот – «кричащая» импровизация (1912 г. ). Видеть – значит уже понимать. Красный звучит, словно барабанный бой. Среди работ художника множество известных картин с пейзажами, в которых он изображает свой дом и местную природу. Синий – это орган. Публика иколлеги поцеху непонимали инепринимали его искусство, ноКандинский оставался верен себе: «Абстрактное искусство создает рядом с«реальным» новый мир, свиду ничего общего неимеющий с«действительностью».
«Сражающиеся формы» – это образ войны, образ сил добра и зла. И опыт внутреннего видения для художников группы «Мост» был чрезвычайно важен. Концерт» 1911 года или «Импровизация 19А» того же года.
Белый обозначал активное, а чёрный – пассивное сопротивление. Человек сначала видит и понимает, а затем говорит. Он нарисовал ее со спины, как она работает (рисует, творит) на фоне осеннего парка. Многие работы, написанные в этот период, были уничтожены. Многим до сих пор нравятся его Певица и Прощай. В грядущем «тысячелетнем царстве духовности» именно цвет будет иметь огромное влияние — физическое и психическое, проникать в человеческую душу, вызывая душевную вибрацию, усиливая звук и вкус. Сегодня все знают, что в мире есть только тела и силы. Здесь 35-летний Кандинский близко сошёлся с Габриэлой Мюнтер (Gabriele Mnter), 26-летней слушательницей школы.
В 1924 мастер образовал вместе с Явленским, Л. Фейнингером и П. Клее объединение «Синяя четверка», устраивая с ними совместные выставки. Вот это нужно понимать. Путь Малевича к супрематизму – это довольно интенсивное чередование этапов. Он, как Менделеев, мыслит таблицами, думает композициями. Острые углы являются тёплыми, жёлтыми и активными. Вот таким образом художник общается только сдрузьями ипродолжает экспериментировать скистью вруках.
Много путешествовал по Европе и Северной Африке (1903–1907), с 1902 жил в основном в Мюнхене, а в 1908–1909 в селе Мурнау (Баварские Альпы). В этом же году Кандинский выпускает книгу своих суждений и мыслей об абстракционизме. Кандинский интерпретирует в более гармоничном ключе все эти пейзажные планы. А после революции термин «футуризм» стал распространяться на всех левых художников и, например, критик Абрам Эфрос писал: «Футуризм стал официальным искусством новой России» имея в виду весь авангард. Расцвет творчества художника приходится на годы, когда он преподавал на летних курсах при мюнхенской художественной школе (Mnchner Malschule Phalanx), выезжавшей в городок Калльмюнц (Kallmnz), расположенной в живописной местности при впадении Фильса в Наб.
Форма без содержания не рука, но пустая перчатка, заполненная воздухом. Мы видим, что солнце всходит и знаем, что земля вращается вокруг солнца. Своеобразная «апокалиптика», чаяния всеобщего преображения-в-искусстве, характерные для его абстракций, приобретают в этот период все более тревожный и драматический характер (Москва.
Вы видите здесь, как животные гибнут в пересечении скоростных трассирующих пуль. Они приписывали ей чрезвычайную дикость. Дом в Мурнау становится «Русским Домом» известным всей Европе.
И вот здесь Штайнер – один из моторов XX века, можно сказать, тайная философская власть. На московской выставке Ленбаххауза его потрясающие холсты собирают толпы. Но ему неуютно. Во многом это происходит под влиянием выставки импрессионистов, проведенной в Москве в 1895 году и впечатлением от картины «Стог сена» Клода Моне.
И эти цвета вспыхивают уже поверх рисунка. И всё вместе это среда. Внутреннее зрение всегда предваряет внешнее.
Существует не меньше мертвых треугольников (будь они белыми или зелеными), чем мертвых куриц, мертвых лошадей и мертвых гитар. Когда он смотрит на себя, он видит внутренний мир. Язык форм артикулирован.
Но тут надо иметь в виду, что Кандинский еще и романтик из романтической традиции и для него эти вещи еще имеют скорее и литературный смысл, вот такую литературную подоснову XIX века, романтического эскапизма и бегства. Обратите внимание, как он здесь интерпретирует форму внутри сероватой рамки. Еще немного, он и в поп-арт проникнет. Это картина Делоне «Эйфелева башня» (слева) и картина Эль Греко «Иоанн Креститель».
Это то, что отсылает к самому себе. Он эмоционально раскрашивает мир. А серия разнообразных пейзажей Мурнау 1909-1910 годов. Вот таким образом Кандинский достигает автономии цвета, автономии линий и форм.
Она там же и скончалась в 1962 году. А что касается художественной условности, то ее мера не поддается простым подсчетам – так, чтоб сказать, что вот с этого места уже авангард, а раньше еще нет. Вот сейчас вы видите работу швейцарского художника Фердинанда Ходлера «На женевском озере». Между тем, эти «героические попытки» Кандинского заражают целое поколение художников.
В своё время искусство Кандинского называли дегенеративным. Сейчас вы видите фотографию основателя дрезденской (а потом берлинской) группы «Мост» Эрнста Людвига Кирхнера. Ещё в 1901-м году он основал в Мюнхене художественное объединение «Фаланга», при котором функционировала Школа, в которой сам же он и преподавал. Внутренний мир человека – это время. «Капризный». Но на самом деле, новый «мир искусства» Кандинского подчинялся вполне конкретным законам существования, а потому создавал очень живую и определённую реальность. В композициях Кандинского нет ни верха, ни низа, ни левого, ни правого, ни ближнего, ни дальнего.
Это уже не столько пейзажи, сколько фантазии, рождающиеся из пейзажей. Естественно, группа Родченко побеждает в этом споре. Когда мы смотрим на мир, то видим предметы. Важен был и момент экзальтации, которой, кстати, не будет у группы Кандинского, у группы «Синий всадник», которая возникнет в Мюнхене. Однако, энергии Кандинского-художника и этого мало.
Горизонтальная линия воплощает пассивное начало, вертикаль – активное начало. Нет, что ни говорите, живопись Кандинского – это музыка в цвете. Их единственный сын Всеволод умер ещё в детстве. И выставил на всеобщее обозрение писсуар как своё произведение. Большая часть лекции связана с отечественным искусством, но Кандинский – это фигура, которая все границы переходит, от границ не зависит.
Работы Кандинского находятся в крупных музеях и галереях мира. Кто, как не он, готов стать во главе самых разных творческих союзов. Так возникает Новое Мюнхенское общество художников (НМОХ), охарактеризованное критиками, как искусство «диких». С ней он путешествует по Европе, организует выставки и пишет картины. На картине «В сумерках» бродят кроткие и грустные косули. Гринберг, как исторический материалист, не понял абстрактную живопись.
И в сущности, её единственно возможным средством выражения стал язык формы и цвета. В 1889 году прервал учебу по состоянию здоровья и с 28 мая (9 июня) по 3 (15) июля совершил этнографическую экспедицию по северным уездам Вологодской губернии45. Таков и ее парный портрет Явленского и Веревкиной, самой загадочной пары «Русского Дома» — завтракают на траве в окружении катящихся яблок. Родился в Москве 22 ноября (4 декабря) 1866 в семье коммерсанта принадлежал к роду нерчинских купцов, потомков сибирских каторжан. Каждый цвет для Кандинского звучал по-особому, вызывая вполне определённые эмоциональные реакции.
Слово «футуристы» было главным, так как оно интернациональное: были, например и итальянские футуристы их лидер Маринетти приезжал в Россию. «Вид Мурнау».
Детство и юность Кандинского прошли в Одессе, в портовом городе. Сейчас вы видите схемы Штайнера, где-то эзотерические.
В них нет мрачности, они скорее близки детской непосредственности. Это кульминация работ художника с кругами в стиле абстракционизма. И вот как реагировал на эти «странные» произведения известный поэт, художник и художественный критик Максимилиан Волошин: «Бубновый валет» явился самой крайней и самой дерзкой из художественных выставок этой зимы. Германия очень многое ему дала.
Образы войны делали итальянцы, предчувствие войны делали немцы. Да, это очень похожая история. Кандинский знает, что в мире есть ещё некоторое внутреннее. Это единственная его абстрактная вещь, вообще единственная. В Германии преподавал в «Баухаусе» (с 1922, в Веймаре и Дессау), занимаясь в основном общей теорией формообразования изложил свой педагогический опыт в книге Точка и линия на плоскости изданной на немецком языке в 1926.
Вокруг него всегда были люди, способные к эксперименту. А без самовоздействия нет никакой духовности.
Он – преподаватель свободных мастерских, хотя недолго. (И я вспоминаю, как увидел их в первый раз в Третьяковке на Крымском валу. Влюбляется сначала в её голос, а после встречи – они уже не могут расстаться, женятся в 1917-м году. А от чего оно зависит. Его интересуют вопросы труда и заработной платы. Что делает человек прежде всего.
У них очень локализованное пространство. Вот что осталось от пейзажа. Лошадь, которая изображена на картине, не имеет к ней никакого отношения. Вот этот индивидуальный, выстраданный синтетический язык стал уже универсальным. Жёлтый поднимает всё выше и выше – до высоты, невыносимой для глаз. И это умение не зависит от предметов.
Запрещено публиковать комментарии, содержащие оскорбления личного, религиозного, национального, политического характера или нарушающие иные требования законодательства РФ. В частности, Кандинский сделал героическую попытку устранить из своих картин всякую «предметность». У Татлина контррельеф связан со стеной, а у Родченко мобили свободно висят в воздухе. — Его глубокочеловеческая душа сумела почувствовать московский дух. Зелёный цвет «уравновешен и соответствует тонким звукам скрипки», красный «может создавать впечатление сильного барабанного боя», а синий присутствует «в глубине органа». Василий Кандинский оказал большое влияние на развитие абстракционизма в искусстве. Уют – это, конечно, не то слово для военного коммунизма.
И в результате весь пейзаж начинает взрываться. Жёлтое все равно будет тянуть нас вверх, а квадрат как был, так и останется красным. Разочарованный какой-то унылой выставкой, спустился на этаж и вдруг. Даже в шестидесятых, после «оттепели», когда в Третьяковке вновь появились (пусть даже в микроскопических дозах) Малевич и Шагал, о Кандинском не могло быть и речи. Большое внимание мастер всегда уделял графике, в том числе гравюре на дереве.
Это художник, который жил в России, в Германии и во Франции и аккумулировал в себе очень многое из всех культур, к которым он имел отношение, а это не только указанные мною страны, но и еще более глубинные вещи, о которых я чуть позже расскажу (они связаны с его фамилией и легендой о происхождении Кандинских). Кандинский – мыслитель. Это своеобразная философия художника переноситься на его рабы в стиле абстракционизма. Главная идея как таковая в этой работе отсутствует, вместо неё сам художник даёт конкретное описание фигур и цветов картины. Все его импровизации на холсте продуманы, просчитаны. И в этих композициях уже видны ходы.
Стать реалистическим академиком можно так же легко, как абстрактным академиком. У него формы все определенные, в отличие от экспрессиониста Энсора. Он очень много в себя аккумулирует зрительных впечатлений и стремится к их синтезу.
И если композиция 7 из Третьяковки – мажор, то композиция 6 в Эрмитаже – минор. Период 1920-х годов – это Кандинский-модернист. И во многих работах художника можно проследить морскую тематику. Он возвращался к разным темам и одной линии движения (по крайней мере, в середине 1910-х годов) у него не было, хотя можно обнаружить тенденцию, особенно по номерным композициям.
Жёлтый для него был очень динамичным и означал всё резкое, взрывное, агрессивное. Испытав значительное воздействие сюрреализма, все чаще вводил в свои картины – наряду с прежними геометрическими структурами и знаками – биоморфные элементы, подобные неким первичным организмам, парящим в межпланетной пустоте (Доминирующая кривая, 1936, там же Голубое небо, 1940, Центр Ж. Помпиду, Париж Разнообразные действия, 1941, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк). «Композиция VIII».
Красный стал для художника цветом огня и крови, проявляющим движение лишь внутри себя. Но Кандинский. И уже никаких исторических образов, социальных сцен и легких «прогулок».
Путь туда пролагает талант художника», — утверждал Кандинский. Кандинский был не про дикость. Но не буду так говорить. Он наделяет эмоциональными свойствами цвет и форму. То, что он описывал иногда, вызывает ощущение, что эти идеи вибрации, вращения, растворения в картине как-то ассоциируются у современного человека с психоделическим трипом. Параллельно развивается другая традиция, которая связана с знаками – традиция кодирования пейзажа. Ребёнок видит раньше, чем откроет глаза.
Моне переворачивает все с ног на голову. Скажем, у Малевича – геометрические формы, плотные, а у Родченко – легкие линии (это у него называется линиизм, по поводу возможностей линии им даже манифест написан).