Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы. Статуя Давида является самой известной скульптурой в мире. В его порывистом движении удачно выражена шаловливость не знающего удержа ребенка. Сделав вино, он выпивает его и засыпает обнажённым. Среди них мужчины, женщины и дети. Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи.
Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл38. Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета. В 1565 году, вследствие оседания, часть панели Жертвоприношение Ноя осыпалась. Локальные рамки Флоренции становились ему слишком тесными.
12) Взойдя на папский престол, Юлий II задумал построить себе великолепную гробницу. Давид Микеланджело ваялся в течение трех лет, а взялся за нее мастер в возрасте 26 лет. Микеланджело в ответ изобразил в «Страшном суде» Чезену в аду в виде царя Миноса, судьи душ умерших (самый нижний правый угол), с ослиными ушами, что было намеком на глупость, обнаженного, но прикрытого обмотавшейся вокруг него змеей. Справа на скале группа беженцев пытается укрыться от ливня под большим куском холста.
Ева послушно следует слову творца. Илл. Сатирик и публицист Пьетро Аретино писал: «Хоть талант твой божественный, к мужскому полу ты неравнодушен». В этой истории многое переплелось.
«Мне трудно писать, однако же в ответе на ваше письмо скажу кое-что. Возможно, что данный шаг Юлия был продиктован слухами о том, что Микеленджело собирается уехать в Турцию (мастер действительно вел такие переговоры с проживавшим при дворе турецкого султана Томмазо ди Тольфо, которого он встретил в доме Джаноццо Сальвиати во Флоренции). В эти же флорентийские годы возникли и два мраморных тондо.
В угловых распалубках даны еще четыре библейские сцены (Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Аман, Поклонение медному змию). В этом плане античное наследие обладало для Микеланджело большой притягательной силой. Картина создавалась под опекой его старшего друга Франческо Граначчи. Высота капеллы— 20 метров. Центральная часть должна была быть заполнена геометрическим орнаментом10.
Затем он лепил из глины либо из воска небольшие модели (bozzetti). Папа обещал художнику не порывать договор на гробницу. Если бы десять тысяч братьев пришли ко мне, я сумел бы с ними расправиться как следует.
Биографы знаменитого художника отмечают: «Переписка этих двух замечательных людей представляет не только высокий биографический интерес, но является прекрасным памятником исторической эпохи и редким примером живого обмена мыслей, полных ума, тонкой наблюдательности и иронии». Он был скульптором, живописцем, архитектором, поэтом. В них Микеланджело отдал дань своему увлечению работами известного сиенского скульптора Якопо делла Кверча (1374-1438), декорировавшего великолепными рельефами портал церкви Сан Петрониов Болонье.
Антония – первая из известных картин Микеланджело. Микеланджело принимает участие в этом конфликте и выступает в качестве военного инженера. Зато вид группы справа мало удачен. Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода.
Лицо же Варфоломея иногда считается портретом Пьетро Аретино, врага Микеланджело, оклеветавшего его, в отместку за то, что художник не принял его советов при работе над «Страшным судом». – За то и невзлюбил, что тут, братец ты мой, дело нечистое. С 1490 года по 8 апреля 1492 года Микеланджело проживал в палаццо Медичи. И он решил бежать из Рима, где ему была нанесена жгучая обида.
Картина создавалась под опекой его старшего друга Франческо Граначчи. Мало-помалу работа увлекла его. Он происходил из обедневшего знатного флорентийского рода.
Сидящая на земле Мария принимает от Иосифа в свои мощные мускулистые руки младенца Христа. Выражение ее молодого лица серьезно и сосредоточенно. Матфея, но тут началась тяжба с Юлием, потребовавшим его возвращения в Рим.
Тот увлёкся идеей и лично отправился на место добычи мрамора для статуй – в Карарру. Нередко он ими ограничивался и затем прямо переходил к рубке камня.
Петухи пропели, звезды начинали бледнеть и в часовне св. Мать мальчика умерла, когда ему было шесть лет. Видя, что Его Святейшество упорствует, Микеланджело решил, наконец, за это взяться.
Из мастеров прошлого его внимание привлекли к себе Джотто и Мазаччо иначе говоря те художники, которые культивировали монументальную, пластическую, весомую форму и чей скупой художественный язык был лишен каких-либо внешних прикрас. Однако 23 мая 1555 года на Святой престол взошел новый Папа Павел IV Карафа, который до избрания был немного-немало, а инквизитором Неаполя. И тогда отец, смирившись с выбором сына, в 1488 году отдал тогда уже 13-летнего Микеланджело учиться в боттегу (мастерскую) Доменико Гирландайо, который в то время почитался одним из лучших мастеров во всей Италии. – О, Господи, да неужели не могут они оставить меня в покое.
В это же время на Италию нападает французская армия под предводительством Карла VIII. Вот так и во время героической росписи Сикстинской капеллы, когда Микеланджело работал лежа – так, что краска капала ему на лицо и практически в полном одиночестве (ему помогали только два человека: один наносил на потолок раствор, другой смешивал краски), – он не чувствовал себя одиноким.
Микеланджело не желал, чтобы его посещал даже папа. Времена суток венчает величественная фигура погребенного дворянина Джулиано («Ritratto di Giuliano de Medici duca di Nemours») с непокрытой головой. Детство его прошло частью во Флоренции, частью в сельской местности, в родовой усадьбе. 1. Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Вергилием, объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век» интерпретируются как предсказание появления Иисуса54. Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен45. Художественное творчество Микеланджело кратко можно охарактеризовать следующим образом.
23, 24. Илл. Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд».
Так между психическим и физическим движением устанавливалась теснейшая причинная связь. Его мучило вечное подозрение, что за ним подсматривают враги, подосланные Браманте. Здесь все полно бьющей через край энергии и бурного движения.
Бедный маркеджано хотел разбогатеть хотя бы в старости. Конечно, я с этим спорить не могу: у Микеланджело – мысль. Но особенное безобразие придавал ему расплющенный нос.
Его привели в большую келью с белыми стенами. Утерянная картина «Леда и лебедь» («Leda e il cigno»), созданная в 1530 г. для герцога Феррарского Альфонсо I дЭсте (итал. Внезапно раздался крик: мы пропали.
Рассказывали, что, когда Чезена просил папу (тогда уже Павла III) заставить художника убрать данное изображение с фрески, Павел III шутливо ответил, что его юрисдикция не распространяется на черта и Чезена должен сам договориться с Микеланджело. Поверх окон образуются полукружия (люнеты), отделенные друг от друга пятами сферических треугольников (распалубок). Для раннего периода это самая драматическая по замыслу вещь. Илл. В стране вспыхивает революция.
В 1543 году была введена официальная должность «уборщика» фресок Сикстинской капеллы. Между скелетами была помещена Вечность, стоявшая над Смертью. Все они базировались на рисунке. Главным достоянием Художественного музея Кимбелл в Техасе является картина Мучения Св.
Сердце его сжалось. Распятие Святого Петра — заключительная фреска Микеланджело в ватиканской Каппелле Паолина. Хам был проклят Ноем, его потомки должны были служить потомкам Сима и Иафета. В Риме находилась его знаменитая Пьета и не менее известная статуя Вакха из Флоренции уже дошли слухи о невообразимо прекрасном огромном Давиде. Статуя изображает римского бога вина в расслабленном положении. Но этим роль античного наследия не была исчерпана.
Яркие виньетки на потолке Сикстинской капеллы производят эффект калейдоскопа. Но поссорился ненадолго. По-видимому, это была статуя Вакха. Мощная фигура Марии доминирует в композиции.
Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место35. Он пишет Мадонн и живет как язычник из стада Эпикура. Пазухи свода, сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду. Здесь антропоцентризм Ренессанса получил свое наиболее яркое и последовательное выражение.
С папским двором Микеланджело в этот первый свой приезд в Рим не имел никаких отношений. Большие паруса поддерживают свод. На это были объективные причины. А мессер Микельаньоло насквозь его видит, все шашни его знает. Довольно на плечах моих тяжести, я больше не возьму на себя ни одного золотника. Сивиллы— пророчицы, жившие в храмах по всему Древнему миру.
Такие пиры задает, что и герцогу впору. Ее основал флорентийский правитель Лоренцо Медичи.
Биография и творчество начинающего художника ознаменовались знакомством с элитой Флоренции, талантливым скульптором Бертольдо ди Джованни, видными поэтами, учеными и гуманистами того времени. Снабжал же персонажей «Страшного суда» набедренными повязками художник Даниеле да Вольтерра. Иногда это принимается за аллегорию искупления греха. Первая крупномасштабная скульптура Микеланджело — мраморный Вакх.
Микеланджело начал работу в Сикстинской капелле с того, что разогнал всех помощников – работать он мог только в одиночку. При этом он имел преимущества, связанные с именем своего дяди Сикста IV, который помог ему преодолеть все ступени церковной иерархии вплоть до кардинальского звания и это было сделано самым быстрым образом за всю историю папства.
13, 14, 15.
Но он не мог остановиться. У жидов кругом в долгу, а привык, чтобы куры у него червонцев не клевали. В Болонье Микеланджело создал и несколько скульптурных произведений.
Согласно податному цензу, семья столетиями принадлежала к высшим слоям города и Микеланджело весьма гордился этим. Пыль столбами подымалась между деревянными лесами. Для него гуманизм был не голой словесной программой, а сущностью всего его образа мыслей.
Кардинал и посол Мантуи Сернини организовал цензурную кампанию (известную как «кампания фигового листка»), целью которой стало уничтожение «неприличной» фрески. Мальчик же, ничего не ведающий, дан в беспечной, мечтательной позе. Живописный язык Микеланджело достигает полной зрелости. Совсем необычен иконографический тип Мадонны.
Основной раздел цикла составляют девять сцен из Книги Бытия, первой книги Библии. Римский художник Рафаэль, видимо изменил свой стиль после того, как увидел эту работу.
Здесь мальчика вынянчила дочь каменотеса.
Он просил Микеланджело изобразить двенадцать апостолов, а оставшуюся площадь потолка украсить орнаментом. 38. Лицо его в разноцветных пятнах казалось бы смешным, если бы не было таким уродливым и страшным. Это было благодатное время для Микеланджело Буонарроти.
Мессер Буонарроти, все мы люди, все человеки. Такой силы нет ни у кого.
Колорит фресок построен на неярких красках, преобладает общий серебристый тон. Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой. Свои ранние детские годы Микеланджело провел в Сеттиньяно, где его отец имел небольшое имение.
Ее раздирали непрерывные войны, вторгшиеся в нее испанские и французские войска поколебали веру народа в возможность национального объединения, целые области и многие города становились жертвами насилия и грабежа. Наконец, Донато Браманте, уже проявившийся к тому времени как талантливый интриган, не мог не понимать, что союз с Рафаэлем делает намного сильнее их обоих.
Статуя понесла значительный ущерб за эти годы, особенно когда австралийский геолог венгерского происхождения Ласло Тот ударил по ней молотком в 1972 году. 16. К счастью, воровали все-таки с оглядкой. Тем самым ей отводится центральное место.
Звезды, полумесяц, сова и маска сатира – атрибуты готовой погрузиться в сон Ночи. Визуальная метафора необходимости в согласии с Богом человечества. Поза, мол, у них слишком неприличная.
Паж, тонкий и стройный, как молодая девушка, нес за ним большие свитки планов и чертежей. Политическая и внутренняя обстановка в Италии накаляется до предела, что отнюдь не способствует творчеству Микеланджело. Великий итальянский художник Джорджо Вазари, видевший некоторые его части, говорил, что «то было, скорее, творение божественное, чем человеческое», а скульптор Бенвенуто Челлини изучивший оба картона — и Микеланджело и Леонардо, свидетельствовал, что они были «школою для всего мира». Благодаря великолепной светотеневой моделировке и обилию уводящих вглубь линий (ноги и левая рука Марии, левое плечо Иосифа и правая рука Христа), группа кажется как бы высеченной из камня кубической формы.
С конца 1495 по июнь 1496 года Микеланджело вновь во Флоренции, где он выполнил две небольших статуэтки (юного Крестителя и спящего Купидона), до нас не дошедшие. Скорее всего, Браманте просто разглагольствовал на людях, что хорошо бы кто-то порешил Микеланджело, а тому донесли. Однако латынь будущего художника угнетала, а вот рисование и лепка — напротив. На протяжении понтификата Льва Х политические превратности не оставляли Микеланджело.
Илл. Он любовался облаками, лежавшими на горизонте равнины. А Рафаэль с Богом. По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа. Неожиданно он отказывается от помощи, отпускает художников и решает делать всю работу сам. Однако стоит приглядеться к деталям.
Влюбленный в дикий и твердый (alpestra e dura) камень, символизировавший в его глазах мировую материю, Микеланджело не хотел его насиловать и отнимать у него его каменную душу. У папы есть Браманте. В Болонье Микеланджело тщательно изучал творения Данте, Петрарки и Боккаччо.
Некоторые из этих юношей имеют достоинства. Да поздно, – птичка улетела, не воротишь. И это важные мысли, так как оттуда все мысли и туда идут.
1490-1492. Архитектор возвращался от папы довольный, обласканный, – должно быть, получил много денег. Работа была создана по указу Папы Римского Павла III в 1541. Микеланджело трактует Марию как провидицу своей трагической судьбы. Потолок был готов. Когда его отец снова женился, Микеланджело переехал жить к нему во Флоренцию.
На ней изображен Давид перед схваткой с Голиафом. Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года7 и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью10. Его гений искал более широкого поля деятельности. 2. Тем не менее дела Донато Браманте в Риме шли совсем неплохо.
Во-первых, отвлечь мастера от его главного дела – скульптуры. Мария не держит младенца на руках, он стоит, обхватив левой рукой ее колено. Микеланджело ценил поэтический талант и ум Виттории и называл ее «мужчиной в женщине» – видимо, для него это был наивысший комплимент. Королей на свете много, Микеланджело один и он затмил славою имена Фидия, Апеллеса и Витрувия», – письмо продолжалось в этом духе, пока речь не заходила о «Страшном суде» : тут Аретино давал советы и учил художника, как следует писать картину.
Он был гением, он был селебритой Папы. Он закончил и мраморного Моисея высотой в пять локтей (235 см. ) и со статуей этой не может по красоте сравниться ни одна из современных работ. 17, 18, 19, 20. Однако остальные части цикла, особенно культовое Создание Адама демонстрируют «беспрецедентное новаторство»59 художника.
Содержание этого сна может вполне быть описано как гомоэротическое сновидение. Лишь однажды ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи: обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Синьории во Флоренции. Я так полагаю, что еще не скоро ты вернешься в Лаванью, Грилло. В многофигурной сцене Всемирный потоп встречается множество изумительных по своей пластической выразительности фигур (например, мать с ребенком мужчина, несущий на спине молодую женщину, в чьих глазах написан ужас старик с умирающим юношей на руках и др. ), но здесь Микеланджело не удалось, как и в картоне для Битвы при Кашина, создать целостную живописную композицию.
Их начальник, капитан Галеотто Малатеста, еще не оправившийся от лихорадки, крепко спал. Потом обернулся он к собеседникам и стал приглашать их на ужин. Однако о продолжении работы над гробницей речи уже не было.
В связи с этим он вынужден был отдать Микеланджело кормилице, жене «скарпелино» из той же деревни, называвшейся Сеттиньяно. Вместе с верными людьми он закрылся в римском замке Святого Ангела. Одни склонны видеть в ней Марию, однако это предположение сомнительно. Он был сыном мелкого чиновника.
Художник не хотел, чтоб грядущие поколения ощутили бы пот его работы. И как раз в таком положении оказался Микеланджело, когда он попал в Рим. А вы, христианин, дошли до такого безбожия, что дерзаете оскорблять в часовне папы стыдливость мучеников и святых дев. Папа знал цену людям и великий мастер вернулся в Рим. Тогда особенно явственно выступает многопланность композиции.
В настоящее время свод потолка производит впечатление грандиозного архитектурного сооружения, богатый декор которого не подавляет, а создаёт впечатление направленности ввысь. В мастерской Ghirlandaio провел год, после чего отправился изучать скульптуры в садах Медичи, где талантом юноши заинтересовался правитель Италии Лоренцо Великолепный. – Каков человек, таков художник.
Папа испугался, гробница ему опротивела и денег больше не дает. Композиция Микеланджело, насколько позволяет судить гризайль Бастиано да Сангалло, выделялась своим абсолютно необычным характером. Он забыл про все. Ее прекрасная фигура дышит чувственностью, в непринужденной позе и повелительном жесте есть величие античной богини. Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной19. Наиболее известным из этих тайных автопортретов является часть фрески «Страшный суд», которую вы можете разыскать в Сикстинской капелле.
Эти линии были хорошо изучены во время последней реставрации при боковом освещении. Ему чудилось, что он должен казаться выходцем из могилы. Однако папа на это не согласился и 8 июля издал приказ (breve), в котором категорически требовал немедленного приезда художника в Рим. Данный образ широко использовался как художниками, так и скульпторами XV века.
Ок. Фигура дана не в движении, как у Бернини, а в состоянии покоя. Страшный Суд часто упоминается в качестве одной из самых сложных работ Микеланджело.
В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Творец изображён дважды. Убедившись в таком доверии к нему и вере в него со стороны папы, Микеланджело, дабы показать свою добрую волю, пожелал, чтобы в указе было объявлено, что он служит на строительстве из любви к Богу и без какого-либо вознаграждения. На первом этапе работы Микеланджело столкнулся с неожиданной проблемой.
Последняя была предназначена для хора старого собора св. Он предлагал выполнить статуи для гробницы во Флоренции. Петра, возведенный по проекту Бернардо Роселлино. Микеланджело полностью подчиняет его форме.
Огней еще не зажигали. Выполнена она по его личному архитектурному проекту.
В октябре 1511 года Микеланджело писал отцу, что роспись капеллы закончена и папа остался доволен его работой11. IX, ст. Вот таким образом он на время отказался от предшествующих замыслов.
Темой для заказанной ему фрески Микеланджело избрал один из эпизодов военной истории Флоренции, подробно описанный в хронике Филиппо Виллани (XX, 8). Мучение Св. Микеланджело начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю, с последней сцены «Опьянение Ноя», двигаясь, по мере выполнения росписи, к алтарной стене18. В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия29. Слуги, приходя и уходя по знаку церемониймейстера, скользили неслышно, как тени. По христианской доктрине Христос пришёл не только к евреям, но и к язычникам. Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов.
Затем вспомнил и подумал, что это внизу, в кухне, буйствуют пьяные доганьеры6. Он послал Челлини угрожающее письмо. Наиболее известным из этих тайных автопортретов является часть фрески «Страшный суд», которую вы можете разыскать в Сикстинской капелле.
Я не так давно послал этот мадригал во Флоренцию. Кардиналы и немногие придворные, сидевшие за столом, переговаривались шепотом. Он стал уже высекать статую св. Последняя мраморная статуя мастера высотой 1 м 95 см «Пьета Ронданини» (Piet Rondanini) закончена в 1564 г. и выставлена в замке Сфорца (Castello Sforzesco) в Милане.
Гробницу второго герцога Джулиано де Медичи (Giuliano de Medici) украшают еще две скульптуры: «День» (Giorno) и «Ночь» (Notte), законченные в 1534 г. Ночь размером 1 м 55 см на 1 м 50 см изображена в виде женщины. Прославлять человека, ранившего его в самое сердце, не так-то было легко. Многие современники были уверены, что и Пий III был отравлен. В это время Микеланджело создает свое бессмертное произведение — капеллу Медичи.
Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй— «Сотворением Евы». Это должно было быть свободно стоящее (а не прислоненное к стене) сооружение, украшенное сорока статуями более чем в человеческий рост и множеством рельефов. 1515. Клеветой и лестью, угрозой пасквилей и обещанием панегириков выманивал он деньги и почести у сильных мира сего.
В этой группе тоже все по-разному реагируют на происходящее. Цикл начинается с первого дня: Бог создаёт свет и отделяет свет от тьмы. Народ требовал соблюдения своих прав и получения свободы от диктата. Примеров почти полного копирования всего несколько. Это была общая тема для похоронных памятников в ренессансную эру Италии. И не собирается оплачивать расходы.
Он был сыном продажной женщины в Ареццо, от которой мальчиком убежал, обокрав ее, попеременно делался переплетчиком, монахом, уличным бродягой, лакеем, терпел нужду, голод, побои, бесчисленные оскорбления, но, наконец, пером своим и, по собственному выражению, «потом чернильницы» приобрел славу и богатство. Сикстинская капелла представляет собой нерасчлененное пространство прямоугольной вытянутой формы (40, 2313, 41 м). Он написал в его честь множество любовных сонетов, посылал ему рисунки. Мастер XIX в. Огюст Роден применил эффект незавершенных мраморных блоков.
Кажется, никогда не было так много и таких отличных мастеров, как теперь. Давая в одной фреске два разновременных эпизода, художник разделил поле изображения с помощью дерева на две равных части. В отличие от многих более ранних описаний библейского героя, которые изображают Давида торжествующим после сражения с Голиафом, Микеланджело был первым художником изобразившим его в напряженном ожидании до легендарной схватки.
Он рано лишился матери и получил воспитание в масонском заведении. Вот к этой истине молодые художники и могли приобщиться изучая картон Микеланджело. Однако, когда мрамор был уже доставлен в Рим, враг Микеланджело, архитектор Донато Браманте (1444–1514), уговорил папу прекратить работы над гробницей.
Впрочем, этот заказ Рафаэль выиграл в честной конкурентной борьбе, папа Юлий II просто посмотрел работы Рафаэля, оценил их и ни о каких Перуджино и Синьорелли больше слышать не захотел (кстати их фрески частично сохранились в комнате, с которой Рафаэль начал работать, она называется Станца ди-Элиодоро). Действительно, учеба менее всего интересовала Микеланджело. В Создании Евы Микеланджело повторил композицию одного из рельефов делла Кверчи59. Основным мотивом росписи он решил сделать человеческую фигуру, вписанную в строго упорядоченное архитектурное обрамление.
Виттория была очень умна, образованна и набожна, они проводили время в душевных разговорах, обменивались письмами и стихами с признаниями друг другу в «чистейшем и сладчайшем чувстве», как писал об их отношениях Асканио Кондиви. Статус мэра не приносил отцу больших денег, но другую работу (физическую) он считал унизительной. Папа кончил обед и занимался делами. Только в 1531 году Микеланджело возобновил свой проект капеллы.
Библейского героя Давида, победившего великана Голиафа, Микеланджело изобразил обнаженным, вернув тем самым наготе тот этический смысл, каким она обладала в античной пластике. Микеланджело наделил Ignudi той красотой, которая, согласно понятиям эпохи Возрождения, высказанным в том числе в знаменитой Oratio de hominis dignitate («Речи о достоинстве человека») Пико делла Мирандола, при созерцании порождает экзальтацию и помещает человека, созданного по образу и подобию Божию, в центр Мироздания57. В отличие от многих других изображений Петра ренессансной эры, работа Микеланджело сосредотачивается на намного более темной теме – его смерти. По началу художник не имел собственной мастерской и был сильно ограничен в средствах.
Браманте, когда хотел, умел нравиться людям и новый папа проникся к нему симпатией. 39.
Вскоре, во Флоренции разгораются массовые мятежи против тирании Медичи. В благодарность он подарил церковнослужителю распятие с лицом Христа. И в 60 лет он встретил такую. Эти фрески маэстро создал изначально, однако также его кисти принадлежит и масштабное произведение «Страшный суд» на алтарной стене капеллы, хотя браться за эту работу Микеланджело уже не горел желанием. Фоном служат большие чаны, а слева, на втором плане, зритель видит фигуру Ноя, обреченного обрабатывать бесплодную землю (эта фигура была написана без предварительного картона). В 1506 году оба картона были выставлены на всеобщее обозрение.
В этой простой деревенской среде, в окружении прекрасной тосканской природы прошли детские годы Микеланджело. Первоначальный проект предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках— апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки). Мадонна Брюгге была единственной скульптурой Микеланджело, покинувшей Италию при жизни художника. Данная композиция напоминает живопись, но в то же время отличается от нее.
Он загорелся идеей заставить Микеланджело расписать алтарную стену капеллы фреской на тему «Страшного суда» и, несмотря на то, что Буонарротиотказывался от работы до последнего — он был занят созданием гробницы Юлия II, Папа лично встретился с маэстро 22 сентября 1533 года в Сан-Миниато и уломал Микеланджело снова взяться за кисть. Основные сцены обрамлены фигурами двенадцати мужчин и женщин— пророков и сивилл. Изначально фигуры на фреске «Страшный суд» были обнаженными. В 1505 году Папа Римский Юлий II задумал воздвигнуть себе грандиозную гробницу в Риме. Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью иллюзионистских приёмов. Мраморный барельеф.
Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, которого римляне наградили уничижительным прозвищем «штанописец». В громадной сводчатой кухне пылал очаг играли в кости, распевали песни и пьянствовали доганьеры, чиновники таможни и наемные солдаты из Сан-Джеминьяно. Треснувший потолок капеллы заделали кирпичами на известковом растворе.
В этих ранних рисунках, выполненных пером, уже чувствуется прирожденная рука скульптора. И вновь Микеланджело побоялся возвращаться в Рим. 5, 6. Илл.
Он действует только словом. Юлий II пришел в ярость. Тогда терпение Аретино истощилось. Петра в капеллу Девы Марии, целительницы лихорадки, там, где раньше был храм Марса. 21, 22.
Джон ОМэлли указывает, что ранее Рафаэль включил в «Афинскую школу» фигуру задумчивого Гераклита, подобного Иеремии со свода капеллы, но с лицом Микеланджело, облокотившегося на блок мрамора62. Хотя абсолютно зря, ведь, будучи большим поклонником творчества учителя, да Вольтерра ограничил свое вмешательство тем, что «прикрыл» тела одеждами, написанными «по-сухому» темперой.
В люнетах размещены предки Иисуса: согласно Евангелию от Матфея в генеалогии Христа насчитывается сорок поколений. Скульптор считал, что все его работы недостойны Господа Бога. 37. На рубеже XV и XVI веков этот процесс только начинался.
Но на этом движении лежит печать мучительной скованности. Как прирожденный скульптор, он мыслил пластическими, замкнутыми в себе образами. Через Давида и Авраама, предков Иисуса Христа, Бог послал спасителя человечества. Хозяин объявил, что все постели заняты лошадиными барышниками, спешившими на сиенскую ярмарку и отвел гостя в тесную душную горницу, где на необъятном ложе, подобии катафалка, заливались храпом трое спящих он указал Микеланджело на оставшееся свободное место с края постели и обещал дать отдельную подушку, уверяя, что «ежели немного потесниться, то будет просторно».
Рим, церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи. «Вся история мира предстает перед нами в росписях Сикстинской капеллы. Браманте ничего не жалел, ни перед чем не останавливался.
По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы12 и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески. Это предназначенные для украшения гробницы Св. И они отрицают раз и навсегда установленную систему пропорций.
Микеланджело родился 6 марта 1475 года в городке Капрезе, недалеко от Флоренции. Роспись Микеланджело не походит ни на одну плафонную роспись из тех, что были выполнены в конце XV— начале XVI веков итальянскими художниками.
Теперь художник без горькой усмешки не мог вспомнить этой аллегории. В своих наиболее ранних из дошедших до нас скульптурных работах – в двух рельефах в Каза Буонарроти во Флоренции – Микеланджело выступает незаурядным мастером, с ярко выраженными индивидуальными чертами. Местом для постановки мавзолея Микеланджело избрал хор собора св.
Вы говорите о деньгах, о лошадях, о женщинах. Работа была создана по указу Папы Римского Павла III в 1541.
Микеланджело завершил свой земной путь в Риме 18 февраля 1564. Поверьте мне, суд Божий не то, что человеческий. Вы знаете, как умер Урбино. Чего же больше.
Наряду с Давидом, статую Пьеты конца 15-го века считают одной из самых выдающихся и известных работ Микеланджело. Сопровождая свои слова спокойным жестом, он говорит ей: встань. Случилось то, чего он более всего страшился: работа увлекала его.
Отец его был подеста в Капрезе и в Кьюзи, а позднее – управляющим флорентинской таможней. 10, 11, 12. Ангела. Микеланджело оставил работу не завершенной, приблизив скульптуру к средневековым образцам. Энергичное движение Создателя, окружённого свитой, подчёркнуто необыкновенно гармоничной позой первого человека на Земле.
Подразумевалось, что до Рождества Христа Бог подготовил мир к его прибытию. Нижняя зона украшена имитацией шпалер, в средней зоне идут в ряд сцены из жизни Моисея и Христа, выполненные Козимо Роселли, Боттичелли, Доменико Гирландайо, Перуджино и Синьорелли, верхняя зона, включающая в себя простенки между окнами, декорирована портретами пап изображенных в рост на фоне ниш. Если учесть, что Буонарроти до этого момента почти не занимался фресковой живописью (за исключением ученичества в мастерской флорентийского живописца Доменико Гирландайо в 1488–1489 годах), то легко понять, почему скульптор вначале сам просил папу перепоручить этот заказ Рафаэлю. С легкостью и быстротой сочинял он по заказу все, что угодно. Центр свода занимает композиция Сотворение Евы— согласно христианской догме второй Евой, «непорочной», призванной исправить деяния Евы-грешницы, является Дева Мария, которая также олицетворяет церковь. Никакого ответа.
Микеланджело делал капеллу по подобию Пантеона в Риме, он захотел создать его малую копию в своем родном городе. На барельефе изображена женщина, сидящая у лестницы и играющие вокруг нее дети. Несмотря на то, что они кажутся связанными с архитектурой тромплей их значение не ограничивается декоративной ролью или геральдической функцией, приписанной им Вазари (так как некоторые из них держат гирлянды из дубовых листьев — намёк на герб делла Ровере). Недалеко от бельведера, на веселой широкой лестнице, недавно построенной папским любимцем Браманте великолепно и непрочно, ему попался навстречу сам строитель, окруженный толпою льстивых поклонников и друзей.
К его двору стекаются со всех концов Италии лучшие из ее художников, гуманистов, ученых. Центральный мотив композиции— две протянутые навстречу руки.
Картон «Битва при Кашине», ценившийся современниками больше всех других произведений Микеланджело, погиб: он был разрезан на части и разошелся по рукам, пока последние его куски не исчезли бесследно. Его правая рука, дающая жизнь неодушевленной материи, вытянута. Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет, чтобы написать на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира. Но враги готовили новые сети.
По углам меньших по размерам композиций художник расположил фигуры обнаженных юношей (ignudi), представленных в самых разнообразных позах. И этой же цели служит цвет. Картон, помещенный в Папской зале, стал школой для таких художников как: Aнтонио да Cангалло (Antonio da Sangallo), Рафаэль Санти (Raffaello Santi), Pидольфо Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio), Франческо Граначчо (Francesco Granacci), а позднее Aндреа дель Cарто (Andrea del Sarto), Якопо Cансовино (Jacopo Sansovino), Aмброджо Лоренцетто (Аmbrogio Lorenzetti), Перино дель Bага (Рerino del Vaga) и других. Илл.
Тема первой группы изображений— создание Богом Небес и Земли. И семья переехала в родовое поместье, находящееся во Флоренции. Синьор щедрый и великолепный. Он полон героизма, полон духовной и физической мощи.
Alfonso I dEste) сегодня известна благодаря лишь копиям. Angelus звучал, как похоронный колокол. После смерти Папы Юлия II, новым понтификом был избран Папа Климент VII, который отличался очень упрямым характером и был человеком из серии: «С ним проще согласиться, чем объяснить ему, почему ты не хочешь что-то делать». Видимо, гравюра помогла, так как со следующего года он начинает получать серьезные заказы.
Самым знаковым изображением является композиция «Сотворение Адама» изображающая Бога, прикасающегося пальцем к человеку. Центральный пояс свода включает девять эпизодов из Книги Бытия от истории о сотворении мира до опьянения Ноя. Он даже не дотрагивается до нее. И его фигура исполнена такой огромной силы, что мы невольно верим в его способность сотворить любое чудо. По настоянию отца он поступил в латинскую школу Франческо да Урбино.
Более того, он уничтожает то, что уже было написано. Композиция состоит из двух фигур, слитых воедино.
Почему архитектор так ненавидел Микеланджело. Вдали виден ковчег, вокруг него тоже бушуют страсти: обезумевшие от страха люди стучат в него кулаками, взывая о помощи и прося пустить их. Однако именно через Сима и его потомков израильтян, в мир должно прийти Спасение. Я говорю неясно, мессер Федериго, но, может быть, вы поймете.
В иконографическом плане роспись потолка и люнет является логическим дополнением к более ранней росписи стен иллюстрировавшей библейскую историю искупления человечества sub lege (сцены из жизни Моисея на левой стене) и sub gratia (сцены из жизни Христа на правой). Это была бесценная возможность для Микеланджело увидеть композицию снизу.
Снизу их не видно из-за выступов карниза. Когда его дворец так переполнялся, что больше не было места, он делился художественною добычею с теми из вельмож и государей, которые заслужили его милость: по собственному выражению, поэт отдавал царям крохи со своего стола. Это чуть стилизованные фрагменты строившегося тогда собора Святого Петра. В результате они предстают зрителю трагически одинокими.
А пусть кто-нибудь попробует. Давид, 1501 – 1504. Царствовала тишина.
Чем удивительнее эта картина, тем вернее будет она гробом вашей славы». Еще один шедевр Микеланджело расположился в Сикстинской капелле – Страшный Суд находится на стене алтаря церкви.
Взор этих глаз был страшен, когда они сверкали гневом. Отец сам выдумал младенцу имя и назвал сына Микеланджело, желая таким «личным» и единственным в своем роде именем показать, что мальчик, появившийся на свет, — существо необычное и божественное. Они познакомились, когда Виттории было сорок семь лет, а Микеланджело шестьдесят один и между ними завязалась нежная дружба – вернее, любовь избавленная от влечения плоти. Самой громкой из его подделок может оказаться скульптура «Лаокоон и его сыновья», которую сейчас приписывают трем родосским скульпторам. На языке друга и ближайшего последователя Микеланджело скульптора Винченцо Данти это означает подражание не самой природе, а ее намерениям (intenzioni).
Но едва лишь он принялся за дело, как чуть было не пришлось отказаться от работы. Пинтуриккьо (плафоны хора церкви Санта-Мария-дель-Пополо и библиотеки Пикколомини), Перуджино (Колледжо-дель-Камбио), Рафаэль (Станца делла Сеньятура)— придавали своду плоскостной характер, который усиливало широкое использование золочения.
Ему легко – у него все даром. Вот почему ему легко и душа у него ясная, как зеркало. Итальянцы не были единой нацией. А у Рафаэля не так.
Микеланджело почти наверняка был под влиянием творчества Луки Синьорелли58, чей фресковый цикл Конец Мира в капелле Сан Брицио собора в Орвьето (1499—1502) содержит большое число обнаженных фигур в сложных ракурсах. Это запредельный образец высокого искусства эпохи Возрождения, который содержит христианские символы, пророчества и гуманистические принципы, впитанные мастером во время своей молодости. Первое из них, ныне хранящееся в Барджелло, было выполнено для Бартоломео Питти. Маньеристы использовали его пространственное сжатие и извивающиеся позы его скульптуры «Победа». Вся моя молодость ушла в этот надгробный монумент, – писал он. Свидание состоялось 29 ноября 1506 года в Палаццо деи Седичи.
Но, не тут-то было. На стороне одного была безмерная власть, на стороне другого гений. Матфей дан в совсем необычной для апостола позе.
Работа была тем более тяжелой, что в основном мастер осуществил ее собственноручно.
Первый камень был заложен 18 апреля 1506 года, на другой день после бегства Микеланджело. С ним дело обстояло следующим образом. Очень свободно трактованы также все лица и одеяния, лишенные полировки.
Пришлось Микеланджело приниматься за бронзу, с которой он никогда раньше не имел дела. Может быть, но именно эти арки Рафаэль не спроектировал, а только срисовал. Среди монахинь, на кресле, увидал он маркизу Витторию. Микельаньоло человек правдивый и неподкупный. Главным достоянием Художественного музея Кимбелл в Техасе является картина "Мучения Св. Это потребовало от него огромного напряжения всех духовных и физических сил.
Илл. Он считал Леонардо поверхностным, Рафаэля вторичным, а Тициана несерьезным. Направление ее движения подчеркивает сук виднеющегося слева дерева.
Под пропорцией они понимают точное соответствие формы идее. Антония" – первая из известных картин Микеланджело. После Оплакивания Христа, флорентийского гиганта и картона слава Микеланджело стала такова, что в 1503 г., когда после смерти папы Александра VI был избран Юлий II (а Микеланджело тогда было около 29 лет), он с большим почтением был приглашен Юлием II для работы над его гробницей.
В 1506 году Микеланджело поссорился с папой, после чего уехал во Флоренцию. В конце концов Микеланджело удалось сломить волю своего строптивого родителя. Например, для Гиберти одни лишь пропорции составляют красоту.
Великолепное произведение искусства изображает божий суд над человечеством, первоначально вызвавший осуждение из-за наготы.
Новые люди закладывали основание нового храма. Илл. Они общались более 10 лет, обменивались стихами. Первоначально оно было предназначено для украшения контрфорса флорентийского собора. Микеланджело не пошел ни по первому, ни по второму пути. Высадившись на сушу, Ной выращивает виноград.
3, 4. Начало их знакомства было бурным. В исполненных им фресках Микеланджело дал историю человечества ante legem (сотворение мира, сцены из жизни Ноя, сивиллы, пророки и предки Христа).
Однако вскоре стали поступать сведения (доступ в капеллу был закрыт для посторонних), что Микеланджело не только не провалился, но, кажется, создает нечто великое. Мучение Св. Лицо же Варфоломея иногда считается портретом Пьетро Аретино, врага Микеланджело, оклеветавшего его, в отместку за то, что художник не принял его советов при работе над «Страшным судом».
Этот эпизод драматично изображен в фильме 2014 года "Охотники за Сокровищами" с Джорджем Клуни в главной роли. Наиболее талантливым был художник Даниэле да Вольтерра. В 1536 году в Рим приехала Виттория Колонна, маркиза Пескара, где эта 47-летняя вдовая поэтесса заслужила глубокую дружбу, вернее даже, страстную любовь 61-летнего Микеланджело.
Микеланджело – против Бога. Илл. Во Флоренции Микеланджело собирался работать над двенадцатью статуями апостолов, заказанных ему для украшения собора еще в 1503 году консулами цеха шерстяников. Тема второго рельефа (Битва кентавров) была навеяна молодому скульптору Анджело Полициано.
В сцене Опьянение Ноя художник изобразил надругательство Хама над своим отцом. IV). С этой целью Микеланджело поехал в Каррару, где он провел восемь месяцев (с апреля до декабря 1505 года).
Художник закупал мрамор в огромных количествах, но вот результаты его работы так никто и не видел (логично, что авторство приходилось скрывать). Его кисти принадлежат ветхозаветные сцены, которыми он расписал плафон, то есть «Сотворение мира», состоящее из «Отделения света от тьмы», «Сотворения Солнца, Луны и Земли», «Сотворения Адама», «Сотворения Евы» и «Изгнания из рая». Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны. Во второй части росписи он чертил рисунок по штукатурке острым стилом. Скажите только «да» – и я сегодня же напишу его величеству. Начатых работ Микеланджело не показывал никому.
В фигуре Моисея заложена великая сила человеческого духа, этот человек может повести за собой целые народы. Юлию казалось, что стены и потолок раздвинулись и он созерцает лицом к лицу открывшуюся бездну. Здания возводит непрочно: говорят, лет через десять стены трещины дадут. Ангела.
Вот жених на руках несет испуганную невесту мать, держа на руках малыша, пытается укрыть его от разбушевавшейся стихии рядом обезумевший от страха юноша, надеясь уцелеть, карабкается на гнущееся под порывами ветра дерево. А в росписи потолка Сикстинской капеллы мастер идет еще дальше, находя для пластического антропоцентризма адекватные ему формы живописного выражения. Была в жизни Микеланджело и одна женщина – благочестивая вдова Виттория Колонна, маркиза Пескара. В душном воздухе был тонкий запах обеденных пряностей. Но в отличие от картины церковь или дворец нельзя создать в инициативном порядке.
По наущению всё того же Браманте, который покровительствовал своему земляку, молодому Рафаэлю Санти (1483–1520) и хотел убрать с его пути конкурента, папа предлагает Микеланджело расписать потолок Сикстинской капеллы. Между сентябрем 1501 и апрелем 1504 года Микеланджело создал статую Давида, одно из лучших своих произведений. Вазари в своей «Жизни Рафаэля» говорит о том, что Браманте имевший ключи от капеллы, впускал туда Рафаэля, чтобы изучать фрески свода в отсутствие Микеланджело.
А в 1508 году папа вновь вызывает прославленного ваятеля в Рим. 6. В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвертый— светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днём, временем и сезонами года. Со смертью Лоренцо Медичи (8 апреля 1492) Микеланджело лишился сильного покровителя.
Однако свое лицо он все-таки успел запечатлеть на некоторых картинках и скульптурах. Причем пропорции он трактует как простое сочетание различных по измерению величин. Ее прекрасное лицо дышит скорбью, но в нем нет и тени отчаяния. Душа его презирала возможное.
Отсюда рождается совсем особый трагизм образа, подчеркнутый незаконченностью статуи. » Художник выгнал посланника и подарил шедевр своему ученику Aнтонио Mини (Antonio Mini), у которого обе сестры вскоре выходили замуж. Теперь он совсем один, а вместо орнамента собирается покрыть весь плафон (а это почти шестьсот квадратных метров) картинами иллюстрирующими Ветхий Завет (см. Когда умер папа Александр VI, Чезаре тоже уже был очень плох. 25, 26.
Их отражение видят, например, в фреске «Страшный суд» в Сикстинской капелле. Их дружбе суждено было продлиться тридцать два года и Микеланджело умер на руках у Кавальери. В этом плане образ Давида является самым характерным творением молодого Микеланджело. Эти переливающиеся краски как бы чеканят форму, обладающую крепостью и весом камня.
Такой подход к искусству исключал плоский натурализм. Он являет собой образ человека-борца.
А после 31 октября 1503 года, то есть после единогласного избрания, уличные музыканты по всей Европе уже пели о симонии (то есть о торговле церковными должностями) этого земного наместника Христа. Мы не гневаемся на него, зная нрав и природу людей, подобных ему. На своде Сикстинской капеллы Иона, сидящий рядом с «великой рыбой», обратил свой взгляд к Богу, тем самым представляя предзнаменование о Воскресении Христа52. Для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия, материальное воплощение которого продолжалось, однако, достаточно долго.
Он все решительнее порывает с традициями кваттроченто.
Художник отошёл от средневековой иконографической традиции «древа Иессеева», названного в честь Исайи, отца Давида. А ведь задание папы было не таким уж невыполнимым. Илл. До сих пор не удалось полностью идентифицировать фигуры в люнетах и пазухах сводов43. С 1871 Вакх демонстрируется во флорентийском Национальном музее Барджелло вместе с другими работами Микеланджело, включая мраморный бюст Брута и его незаконченную скульптуру Давида-Аполлона.
Работа над статуей была для Микеланджело трудной и тягостной. Микеланджело родился 6 марта 1475 в Капрезе, в Тоскане. Архитектор Донато Браманте (по версии Кондиви), завидуя превосходству Микеланджело, присоветовал папе Юлию II поручить флорентийскому скульптору расписать своды Сикстинской капеллы. Он небрежно и тихо, так, чтобы не мешать деловому чтению, перебирал струны лютни. 5. Несмотря на то, что Микеланджело пользуется низким рельефом (rilievo schiacciato), он достигает такой пластической насыщенности формы, равную которой можно найти лишь в античной скульптуре.
На высоте трехъярусного мавзолея, окруженного кариатидами, аллегориями всех искусств и наук, мраморными колоссами и титанами, среди которых должен был восседать подобный чудовищному двурогому демону длиннобородый гигант, разгневанный, готовый разбить скрижали Моисей, вознесутся два изваяния: исполинская Кибела, богиня Земли, плачущая о смерти папы и ликующая о его переселении в лучший мир Урания – владычица Неба они будут поддерживать гроб Юлия. Художник остался изуродованным на всю жизнь, сознавал это и мучился. Начать с того, что архитекторы Возрождения уважали прошлое выборочно.
Рафаэль осквернил себя корыстью. Но нет. Статуя была одним из «Связанных Невольников», олицетворений искусств, которые должны были стоять на четырехугольных выступах мавзолея. Лучшего не стоит.
Невыполнимое притягивало, как бездна, как безумие. Под самыми злыми и наглыми из своих пасквилей, направленных против государей, медливших подарками, он подписывался: «Divina gratia homo libero» – «Божией милостью свободный человек». Увиденное потрясло воображение многих людей.
Например, названные сегодня по имени художника Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello), Рафаэль начал расписывать после того, как «подвинул» работавших здесь до него Перуджино и Синьорелли. Если бы вы задумали что-нибудь подобное, а я знаю, что великая душа ваша способна и к большему, то султан поймет вас и ни в чем не откажет – ни в деньгах, ни в людях. Старшие дети почтительно накрывают Ноя плащом. Отец мальчика был мэром итальянского городка Карпезе и являлся отпрыском благородного рода. Однако одним этим фактором союз Браманте и Рафаэля не объяснишь.
Микеланджело ценил поэтический талант и ум Виттории и называл ее «мужчиной в женщине» – видимо, для него это был наивысший комплимент. Не успел еще змий-искуситель вручить Еве плод, как ангел уже изгоняет прародителей из рая. Не имея возможности осуществить свой замысел, Микеланджело перенес на фигуру Матфея многое из того, что он собирался воплотить в фигурах рабов. Илл. Художник написал восемнадцать фигур и все в движении.
Как прирожденный скульптор, Микеланджело замечательно чувствует материал. все члены изменяются по ширине и длине во время движения. Микеланджело начали осаждать многочисленные заказчики.
Его тело наполнено смелостью и отвагой. Он прожил у меня двадцать шесть лет и всегда был редким, верным человеком. В 1710—1713 годах некоторые области, потерявшие цвет, подверглись перекрашиванию.
«Я падаю, Господи и сознаю мое падение. Эта статуя украшает алтарь церкви Нотр Дам в Брюгге. Рафаэль может делать злое, жить как язычник, а все-таки душа у него ясная. Даже женские фигуры на его картинах частенько напоминают мужские.
Донато Браманте потирал руки. Третьей— испытания, выпавшие на долю человечества. Петра, с чем папа был полностью согласен.
Зачем об этом говорить. Со времен античности на Западе не воздвигалось ничего подобного для отдельного человека. Согласно сообщению ученика и биографа Микеланджело Асканио Кондиви, ниже лесов был натянут экран из ткани, для предотвращения падения краски и раствора14. Недаром его любимым материалом была бронза. Не все ли равно. Опять молчание в продолжение нескольких месяцев.
Аретино подождал год и напомнил снова. В сцене Сотворение Евы бог впервые выступает как главное действующее лицо. И для него героизированный образ человека был главной темой искусства и для него не существовал столь ценимый нидерландскими мастерами мир бесконечно малых величин и для него скупая, обобщенная форма являлась основным средством художественного выражения. Микеланджело тогда было около тридцати, Браманте – за шестьдесят.
Буонарроти ничего не получает даром, сколько заработает, столько возьмет. Думаешь, как ему трудно и какая сила. Первым возвестил опасность Манно Донати, увидевший приближавшееся пизанское войско.
«Ну, этот знает больше моего», — говорил мастер, тем самым признавая, что ученик превосходит учителя. Вторая часть фресок иллюстрирует житие Ноя, в нее входят: «Жертвоприношение Ноя», «Великий потоп» и «Опьянение Ноя». Через год Микеланджело поступает в художественную школу «Сады», находящуюся при монастыре в Сан Марко. Но роспись обладает и другим аспектом. При жизни ориентация Микеланджело трактовалась двояко.
Сидящая на низком постаменте Мария прижимает к себе младенца Христа, как бы оберегая его от врагов. Ниже членов академии сидело до двадцати пяти юношей изучающих рисунок. И вот таким образом вдвойне выразительны эти две протянутые навстречу друг другу руки, символизирующие мир земной и мир астральный.
Приход Спасителя предсказали пророки Израиля и сивиллы Древнего мира. Главной идеей «Потопа» является не всемирная катастрофа, а человек со всеми его сильными и слабыми сторонами. Доминика статуи Ангела, Петрония и Прокла.
Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия. «Возлюбленные чада. Замысел врагов был прост. Когда во врагах у тебя Микеланджело, это не помешает.
Я скитаюсь в Италии, не нахожу себе покоя, терплю лишения, обиды, подвергаю себя бесчисленным опасностям изнуряю тело и душу – и все для них, все для отца и братьев. «Не удастся ему ничего сделать, – говорили они. Все три фигуры выполнены Микеланджело из мрамора.
Скала отождествлялась в его сознании с гигантской глыбой, нуждавшейся в резце скульптора. В это время в Венеции жил знаменитый писатель Пьетро Аретино. Илл.
И в ней поверхность камня доведена до высшей степени завершенности. И сквозь нее, как бы сквозь дымку, в недосягаемой высоте папа увидел создание Буонарроти.
Мадонна у Микеланджело не изображена хрупкой или слабой, ее душа не наполнена болью. Ной, возделывающий землю изображён на заднем плане слева. Но и Микеланджело не любил, чтобы ему мешали, вот таким образом не пускал Юлия II. Я дурного не посоветую.
Церемониймейстер Папы Римского Бьяджо да Чезена, увидев роспись, возопил: «Позор, что в столь священном месте изображены нагие тела в столь непристойном виде», добавив, что эта фреска не для часовни Папы, а скорее, «для общественных бань и таверн». В барельефе «Мадонна у лестницы» узнается влияние Донателло, прослеживаются элементы зрелого Микеланджело. Микеланджело велел сломать леса в 1512 году, в день Всех Святых.
33, 34. Сам он возводить ее не мог – слишком занят был на строительстве собора Святого Петра. Колоссальная мраморная статуя Моисея и статуи известные под названием Рабы, навеки остались впечатляющими частями незавершенного целого. Микеланджело невероятно усложняет себе задачу. Однако сам Папа и церковная элита остались росписью недовольны.
Он выгнал епископа и сказал, что никто не смеет так говорить о Микеланджело. Люди Возрождения воспринимали образ Давида как образ большого гражданственного пафоса.
Дорога медленно поднималась в гору. Это – маленькое, житейское. Она изнуряла, как тяжелая болезнь. Его отец был градоправителем или по-другому подеста. И весьма показательно, что Микеланджело не примкнул к данному направлению. Микеланджело был наследником традиций великих скульпторов и живописцев Флоренции XV века.
Он создал на своде собственную нарисованную архитектуру: мощные столбы, как бы поддерживающие карниз и арки, «переброшенные» через пространство капеллы. Он был – Микеланджело. Эти сведения, сообщаемые Вазари и Кондиви, вполне правдоподобны. Для Микеланджело первое пятилетие XVI века было временем большого творческого подъема.
Таким он был создан. ниже). Очень своеобразно трактует Микеланджело пейзаж. Удары молота были так сильны, что казалось, вся статуя разлетится вздребезги. Просто победа Браманте была бесспорной. Вот таким образом изображение этой битвы в Зале Совета имело свой глубокий политический смысл. Илл. Ему не удалось объединить фигуры воинов в единую живописную группу.
Однако по возвращении в Рим он узнал, что папа охладел к проекту. Виттория была очень умна, образованна и набожна, они проводили время в душевных разговорах, обменивались письмами и стихами с признаниями друг другу в «чистейшем и сладчайшем чувстве», как писал об их отношениях Асканио Кондиви. Но тут происходит непонятное. «Страшный суд» — фреска Микеланджело на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане — стал причиной конфликта между кардиналом Каррафой и Микеланджело: художника обвинили в безнравственности и непристойности за то, что он изобразил обнаженные тела, не скрыв гениталии, в самой главной христианской церкви.
Так что расчет Браманте выглядел верным.
Но школярская учеба не привлекала мальчика. Впечатлившись пророками Микеланджело, Рафаэль вернулся к своей фреске с изображением Исайи в церкви Сант-Агостино и, согласно Вазари, хотя она была закончена, он написал её заново, в более сильной манере16.
Фигуры Адама и Евы изгоняемых из Райского Сада из фрески Мазаччо в церкви Санта Мария дель Кармине (капелла Бранкаччи) имели сильное воздействие на последующие изображения обнаженной натуры вообще и в особенности на использование наготы для передачи эмоции человека. Здесь она была призвана символизировать свободу республики. Однако здесь его постигла неудача.
Это тяготение к rilievo есть искони флорентийская традиция. Чезаре Борджиа нейтрализовали. Образ Матфея по общему своему духу близок позднейшим образам рабов, предусмотренных уже в первом варианте гробницы Юлия. Вроде бы первая их встреча, обернувшаяся конфликтом, произошла именно в связи с этим. По словам Кондиви, художник собирался высечь из одной большой скалы колосса, которого моряки могли бы видеть издалека на море. Там талант Микеланджело развился настолько, что Доменико диву давался.
А тут подоспел упомянутый тендер на строительство нового собора Святого Петра. Неунывающий Браманте, каким-то образом раздобыв ключ, стал таскать в Сикстинскую капеллу Рафаэля, чьи фигуры в стансах Ватикана (ему поручили их роспись) приобрели невиданную монументальность и одухотворенность.
По словам Хелен Гарднер, у Микеланджело «тело является проявлением души, настроения и характера»58. Сам он работал в той тонкой манере, которая восходила к навыкам золотых дел мастеров. Лучше всего фигура Марии и особенно ее лицо воспринимаются с фронтальной точки зрения.
Уничтожение построек неинтересного периода носило массовый характер – особенно в Риме.
Единственными, кого ему пришлось «одеть полностью», были Святая Екатерина Александрийская и Святой Власий, но тут художник уже ничего поделать не мог, ведь Папа был уверен, что в голом виде Святые смотрятся, словно пара, собирающаяся предаться любовным утехам. Микеланджело продолжал безмолвствовать. Браманте не мог успокоиться, придумывая средства, чтобы поссорить папу с Буонарроти и с этою целью пригласил из Урбино своего родственника, юного Рафаэля Санти.
По бесконечному космическому пространству летит Бог-Отец, окруженный ангелами. Картина получила широкое признание от пэров. Это помогало ему сохранять чувство целого. Прежде всего он заботился о своем отце и четырех братьях.
И потом – сила, это главное. Он вызвал Микеланджело и поручил ему осуществить этот проект. Вероятно, около 1485 года Микеланджело переехал во Флоренцию. Арсенал его технических приемов был безмерно богат. Теперь биография Микеланджело пополнилась знакомством с молодыми Медичи, которые потом стали римскими папами.
В самом начале XVI века (но не позднее 1506 г. ) выполнил Микеланджело статую Мадонны, приобретенную фламандским купцом Мускрон. Мария, держащая на коленях мертвого Христа изображена здесь не по летам молодой. Бесконечно прекрасен момент, когда она, удивленно привстав, готова упасть на колени.
И так 17 февраля 1563 года, по флорентийскому исчислению (что по римскому было бы в 1564 году), Микеланджело ушел из жизни.
На вежливые поклоны друзей он не отвечал и отвертывался. Завидев издали знакомого, он обходил его, чтобы не встретить.
Продвигаясь от низшего к высшему, художник был призван обобщать свой опыт. В его представлении не было никакой разницы между скульптором и каменотесом. Прав ли был Микеланджело в остальном. Сюжет близок к бытовому жанру. Но встретив жёсткую настойчивость Юлия II, Микеланджело вынужден был согласиться.
Так угодно моей судьбе. Итак, мессер Буонарроти, по рукам, не правда ли.
И тут же Юлий заключил с художником договор на выполнение большой его бронзовой статуи, предназначенной для постановки на фасаде Сан Петронио. Не только многие итальянские государи, но и сам император выплачивал Аретино ежегодную пенсию.
Папу обманывает и разоряет казну. Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета6.
Микеланджело провел лишь год в мастерской, когда у него появилась уникальная возможность. Великолепное произведение искусства изображает божий суд над человечеством, первоначально вызвавший осуждение из-за наготы. Антонио вывез работу во Францию, где ее купил монарх Франциск I (Franois Ier). Но в этой незаконченности есть свое большое очарование.
Он избегает детализированной характеристики места. Моисей. Браманте надеялся, что если Буонарроти не примет заказа, то восстановит против себя папу, если же согласится, то славу его как живописца затмит Рафаэль. Но тайна, которою он при этом окружил себя, сильно возбуждала общее любопытство. Секретарь читал депеши из Болоньи. В разгаре работы над «Битвой при Кашине» Микеланджело снова вызывают в Рим, где воцарился новый папа – Юлий II. Данный момент и запечатлел в своем картоне Микеланджело.
Входящий в капеллу прежде всего видит над своей головой пьяного Ноя (низшая ступень) и, двигаясь затем по направлению к алтарной стене, постепенно приближается к изображению первых дней творения мира (высшая ступень). Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и в грядущей победе. Изображение Давида перед боем можно считать новаторским, так как многие художники и скульпторы предпочитали изображать его уже после победы над врагом. Особенно интригующими и интимными являются сонеты Микеланджело общим числом около пятидесяти, которые были написаны в 1544 году на смерть пятнадцатилетнего Франческо (Чеччино) ди Заноби Брацци – любимого племянника Луиджи дель Риччио. Большую часть меня он унес с собой и мне оставил одни бесчисленные неприятности.
Буонарроти остановился в маленьком альберго5 под вывеской «Оловянного Блюда», недалеко от ратуши. Недаром, когда Доменико возвратился и увидел рисунок Микеланджело, он заявил: Ну, этот знает больше моего – так он был поражен новой манерой и новым способом воспроизведения натуры. К сожалению, город не смог отстоять свои права и в конечном итоге пал.
Браманте был одет и держал себя, как царедворец. Осколки мрамора сыпались дождем. Тициан ухаживал за ним, писал с него портреты, дарил ему свои произведения.
В это творение Микеланджело вложил столько любви и трудов, что только на нем (чего он в других своих работах больше не делал) написал он свое имя вдоль пояса, стягивающего грудь Богоматери. И здесь она выступает провидицей трагической судьбы своего сына. Основное пророчество Ионы— гибель языческой Ниневии, если её жители не покаются. Восстановить этот метод не так легко ибо художник дважды уничтожал все свои черновые материалы.
Для новой программы фрески был выбран рассказ о «первом возрасте»30 истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея)31. Микеланджело был нанят Папой Римским Юлием II и трудился над созданием фрески с 1508 по 1512 год. Этот проект, вызвавший у Микеланджело наибольшие огорчения за все время его творчества, послужил началом его долгих и непростых отношений с римскими папами из рода Медичи.
Потемневшая от копоти роспись потолка в своё время заставила говорить ценителей искусства о «великом колористе» и «мрачном» художнике Микеланджело66, чья живопись взяла свою «мраморную монотонность» от скульптуры. Но уже год спустя Лоренцо Медичи, прозванный Великолепным, призвал его к себе во дворец и открыл ему доступ в свои сады, где находилась богатая коллекция произведений античных мастеров. Обнажённые юноши окружают малые панели основного центрального пояса фресок. Фигура Мадонны создает монументальность произведения, несмотря на его небольшие размеры. 32.
Страшный Суд часто упоминается в качестве одной из самых сложных работ Микеланджело. Во-вторых, навлечь на него – в случае отказа – гнев Папы Римского. Несмотря на такое восхваление, он был не совсем доволен и поручил своему помощнику Асканио Кондиви написать отдельную краткую книгу (1553), вероятно, основанную на комментариях самого художника. Потом отправился в гостиницу «Трех Мавров», где останавливалась почта, взял место в неуклюжей и неудобной почтовой карете, запряженной четверкой заморенных кляч и через два часа выезжал из Рима по дороге на север.
Микеланджело в то время был почти исключительно скульптором. По своему облику Мария близка к Богоматери из римского Оплакивания Христа. Он написал Микеланджело, что считает себя неудовлетворенным и ожидает большего. Столь же слепо идет навстречу безжалостной судьбе Адам.
Зеркальный свод Сикстинской капеллы Микеланджело расчленил на три пояса. Довольно с него. Наконец наступил день, которого Юлий ожидал нетерпеливо. Они скорее кажутся существами, находящимися, по определению Шарля де Тольная, «между человеческим и божественным»31.
Кверча был художником, близким по духу Микеланджело. Змий и ангел, грех и расплата за него являются как бы ветвями одного древа. В тревоге стал он ожидать ответа, с горечью думая о возможности отказа и новых унижений. Иногда это принимается за аллегорию искупления греха.
Существует также гипотеза, что образ Божественной мудрости (Софии), присутствовавшей при сотворении Богом мира, об этом говорится в библейских Притчах (8:23, 27—31) и в «О граде Божьем» Августина (кн. Его желание защитить свободу своего народа отвечало в этот момент самому возвышенному стремлению флорентийцев. Известный факт — Микеланджело был не единственным художником, расписывавшим Сикстинскую капеллу. Это нередко приводило к необходимости надставки отдельных кусков камня. К тому же начали сгущаться тучи на политическом горизонте Флоренции. Художник, пишущий фреску, не мог единолично готовить грунт под роспись, переводить на него рисунок с подготовительного картона, выполнять другие вспомогательные работы.
Давид Микеланджело ваялся в течение трех лет, а взялся за нее мастер в возрасте 26 лет. На этих грандиозных фресках Микеланджело будто создает мир, подобный его великой душе, — мир гигантский, сложный, полный глубоких чувств и переживаний», — пишет современный российский искусствовед Иван Тучков. Школьный друг Микеланжело, Франческо Граначчи, который был на шесть лет старше его, познакомил своего товарища с художником Доменико Гирландайо. На его место пришел Юлий II, главный враг Чезаре Борджиа. Илл. Микеланджело вслед за Джулиано да Сангалло опустился на колени, чтобы поцеловать перстень Юлия II.
За несколько дней до смертихудожник уничтожил наброски, рисунки и незавершенные поэмы. Однако фрески так и не были написаны. Создавая статую, Микеланджело отправлялся от античных изображений Геркулеса и средневековых аллегорий Силы (Fortitudo). Так начался расцвет гения.
Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён33. Пороки и болезни оставили следы свои на этом изнуренном лице с ввалившимися щеками. Деньги ему всегда нужны дозареза. Схватившись левой рукой за ветвь, он жадно тянется правой к плоду. Понтифик предоставил Микеланджело неограниченную свободу в творчестве и денежных средствах. Если он считал это нужным, то полировал мрамор не с меньшей тщательностью, чем Бернини.
30), довольно точно передающая ее общий вид. Последняя распадается на отдельные звенья (две больших группы переднего плана, ладья и ковчег), слабо друг с другом связанные.
Абсолютно несомненно, что многие произведения мастера дошли до нас незаконченными (как, например, статуя апостола Матфея или статуи рабов в флорентийской Академии). И, наконец, в распалубках и люнетах изображены многочисленные предки Христа. Не только перед Богом, но и перед людьми я считаю себя честным человеком, так как никогда не обманывал и потому также, что, защищая себя от негодяев иногда, как видите, мне можно «с ума сойти». Картина получила широкое признание от пэров.
7, 8. На огромном картоне в помещении лечебницы Сант-Oнофрио (SantOnofrio) художник мастерски изобразил солдат, в спешке прекращающих купание в реке Aрно (Arno). Статуя изображает римского бога вина в расслабленном положении.
Между тем Донато Браманте было уже 38 лет. По мнению других это Ева, появление которой уже задумано Создателем. Были попытки очистить фрески от наслоений пыли и копоти.
Через два месяца поэт напомнил через римских друзей об ожидаемом рисунке. В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология. Непосредственно судьба самого Ионы предвосхищает страдания Христа. Микеланджело, накладывая краски иногда заходил за намеченные контуры, а нередко рисовал пальцами, не прибегая к помощи кисти. Впрочем, он имеет то, чего хотел и чего заслуживает да, у Рафаэля – «счастливого мальчика» – бессмертная слава. Эта же концепция лежит и в основе сюжета самой картины, в которой обнаженные юноши второго плана символизируют первый этап, Мария и Иосиф – второй и Христос – третий.
Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых юношей-рабов), несколько меньше, чем в центральной секции19. На груди у него доспехи, на ногах – сапоги, на коленях – скипетр.
После смерти Буонарроти Вазари во втором издании (1568) опубликовал опровержение. Илл. Для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия, материальное воплощение которого продолжалось, однако, достаточно долго.
Итак, чтобы не путаться, огласим весь список фресок Микеланджело. Статуя Давида является самой известной скульптурой в мире. Скорее всего, это было правдой, а правду, как известно, не прощают.
Микеланджело рвал и метал, а Браманте тем временем начинал строить собор Святого Петра. Открытие статуи состоялось 18 марта 1508 года. При этом движение лишено всякой скованности. Посредством своей эпической концептуализации и изображения мужского тела он оказал неизмеримое влияние не только на гей-культуру, но и на образное мышление в универсальной мировой культуре.
В заключение – новые предложения услуг и готовность прославлять его имя. Идея захватила скульптора, за плечами которого были уже такие шедевры как «Пьетб» (1498–1499) и «Давид» (1501–1504). У Браманте губа не дура.
Петра. Реставрационные работы проводились также в 1625, 1710, 1903—1905 и в 1935—1936 годах. Было распространено, особенно на витражах изображение «древа», корнем которого был лежащий Иессей. 36.
Мы теперь знаем, почему Юлий отказался от осуществления проекта гробницы. Илл. Излишняя верность, которую не хотели оценить, погубила меня. Однако свое лицо он все-таки успел запечатлеть на некоторых картинках и скульптурах. Папа на него не нарадуется, так как скоро строит, – скоро, да неспоро, все на песке. С весны 1501 до марта 1505 года Микеланджело живет во Флоренции.
Это была общая тема для похоронных памятников в ренессансную эру Италии. В этом городе, где даже стены дышат высоким искусством, мальчик дружил с учениками школ живописи и много времени проводил, копируя работы таких мастеров, как Донателло, Джотто, Масаччио и Боттичелли. Из Флоренции был выписан лучший специалист по отливанию пушек, но даже с его помощью статую получилось отлить только со второй попытки. На удивление, поэма была посвящена мужчине — Томмазо де Кавальери.
Первая представляла собой последнюю главу книги о жизни художников (1550) живописца и архитектора Джорджо Вазари. И здесь его постигает страшный удар. Будущий Юлий II не побоялся публично назвать Александра VI «фальшивым понтификом и предателем Церкви» и после этого вынужден был скрываться во Франции.
Последний умер 18 августа 1503 года, отравленный своим сыном Чезаре Борджиа (говорят, что бутылка с ядом в вине предназначалась одному из кардиналов и на стол папы попала случайно). К тому же он не привык к бронзе, а отливка требовала помощи мастеров, вызванных из Флоренции. Возможно, что Микеланджело вложил в нее горечь разочарования, порожденного трагедией гробницы. Они свободно перекочевывали из города в город в поисках работы и покровителей.
Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека»16. (Флоренция, Музей Буонарроти. )В 1488 году отец отдал тринадцатилетнего Микеланджело учиться в боттегу (мастерскую) Доменико Гирландайо, который в то время почитался одним из лучших мастеров не только во Флоренции, но и по всей Италии. И Микеланджело взялся за эту работу, подготовил со своими друзьями картоны и даже успел расписать часть потолка. В этом блоке изображений два больших фрагмента фланкируют малый. Но перед Микеланджело мне остается только благоговеть. Илл.
Он был нетерпелив до предела и постепенно им овладевало все большее нетерпение. Дед и прадед Микеланджело считались преуспевающими банкирами, но родители жили бедно. Картон для фрески «Битва при Кашине», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников.
Асканио Кондиви об отношениях Микеланджело и Виттории пишет: «Особенно велика была любовь, которую он питал к маркизе де Пескара, влюбившись в ее божественный дух и получив от нее безумную ответную любовь. » Однако это была любовь абсолютно иного порядка, нежели между мужчиной и женщиной и разительно отличалась от чувств Микеланджело к мужчинам. К этому он давно привык и не обращал внимания. – Стенная живопись – это нелегкое дело, не справится с ней этот тщеславный молодчик.
Он то и дело требовал, чтобы художник пустил его к себе наверх и показал свою работу. Он думает и знает, чего хочет. Вернувшись через Флоренцию в Рим, художник снимает квартиру с мастерской неподалеку от площади св. Тут столкнулись два сильных характера.
Фигура Адама погружена в тень, фигура Евы ярко освещена. Первая крупномасштабная скульптура Микеланджело – мраморный Вакх. Считается, что сивиллы изображённые Микеланджело, предсказывали рождение Христа.
Ему помогали приглашенные из Флоренции garzoni (подмастерья), которых он допускал только к писанию фонов, обрамлений и деталей архитектурных членений, все же фигурные композиции он выполнил сам. В письмах своим родным он постоянно сетует на возникшие перед ним трудности (granfatica, grandissimafatica). Перед ним была старая женщина. Повседневные человеческие лица были ему противнее и ненавистнее, чем когда-либо.
Микеланджело, успокоившись, опять взошел на подмостки и взял резец. Микеланджело построил «летящие» леса — настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон. Некоторые мастера XVII в. стиля барокко копировали его, но так, чтобы исключить буквальное сходство.
Плавный полет Творца подчеркнут спокойно скрещенными ногами. Занятие несколькими видами искусств в его время не было чем-то необычным.
Первое из них – знаменитая Мадонна Дони в Уффици. В честь его была выбита медаль с головой поэта, увенчанною лаврами, с латинскою надписью: «Divus Petrus Aretinus flagellum principum» – «Божественный Петр Аретин, бич королей» и на обратной стороне: «Veritas odium parit» – «Истина рождает ненависть». Петра. Клянусь плотью и кровью Христовой, не быть тому вовеки. Статуя несколько раз покидала церковь, сначала во время французских войн за независимость, после которых была возвращена в 1815, чтобы снова быть выкраденной нацистскими солдатами во время Второй мировой войны. Донато Браманте добился своего – сооружение гробницы было приостановлено. Это легкое – есть трудное, последнее в искусстве, то что без Бога невозможно, как чудо.
Но обрабатывая так глыбу камня, художник всегда был связан ее первичной формой, которую Гильдебранд называл пространством камня. Работая в Садах Сан Марко, молодой скульптор получил разрешение от Нико Бичелини (настоятеля церкви) на изучение человеческих трупов. Это был человек лет за тридцать, роста ниже среднего, крепкого и костлявого телосложения.
Я знавал язычников, которые были милосерднее и праведнее, чем те, кто называют себя христианами и повторяют мертвыми устами: «Господи, Господи», а в сердце их дьявол. Святой отец будет себе руки кусать от злобы. Логично было бы предположить, что Юлий II предложит скульптору изваять новую статую. Но лишь в Риме он по-настоящему почувствовал живое дыхание античности.
И он работал поневоле, с отчаянною и бесповоротною решимостью, с неимоверною быстротою, с убийственным напряжением всех сил душевных и телесных. На следующем этапе реставрировалась роспись потолка, (закончена в декабре 1989), затем — «Страшный суд». Там он познакомился с техникой фрески. Скульптор обвинил Браманте в воровстве при строительных работах в Риме.
Через месяц после рождения сынасрок службы Лодовико ди Лионардо на посту мэра подошел к концу. В этих условиях Микеланджело решил временно покинуть свой родной город. Художник охотно принял это предложение. Первоначально созданная для могилы французского кардинала Жана де Билье скульптура изображает Деву Марию, держащую Тело Христа после его распятия на кресте.
Это совпало с флорентийским периодом жизни Микеланджело.
В последний год работы Юлий II принуждал Микеланджело ускорить её завершение, художник трудился в бешеном ритме. Но плата за обеспеченность художника была дорогой. Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до того, как Микеланджело начал работу над плафоном1. Через два дня мы выезжаем отсюда, потом на корабле из Венеции.
Слева мы видим райский сад. Его младший сын, Хам, насмехаясь, показывает отца двум своим братьям Симу и Иафету.
Первая стадия, работа над фресками люнетов, была завершена в октябре 1984 года. Мы вплотную сталкиваемся здесь с проблемой незаконченного (nоn finito), вокруг которой уже издавна идут споры среди исследователей творчества Микеланджело. Самовольный отъезд из Рима, без папского разрешения, был неслыханной для того времени дерзостью. Поручаю себя вашему вниманию».
Картина принадлежала Дворцу Фонтенбло (Chteau de Fontainebleau), пока в 1643 г. её не уничтожил Франсуа Сюбле де Нуайе (Franois Sublet de Noyers), посчитав изображение слишком сладострастным. Антики он знал уже во Флоренции, где видел их в собраниях Медичи и местных коллекционеров. Ему казалось, что он умрет, не окончив ее, сойдет с ума. Однако, скорее всего, они поссорились бы в любом случае, причины были.
Я не забочусь пишет он в одном письме, ни о здоровье, ни о земных почестях, живу в величайших трудах и с тысячью подозрений.