Но, когда подготовительная работа в угле была закончена, Серов вдруг понял, что такая техника, уголь, расскажет о великом певце больше, чем масло. Возвращение в Москву. Мазини» (1890), «К. В 1880 году Илья Репин предпринял путешествие в Крым для того, чтобы собрать материал для монументального полотна «Запорожцы». Серов работал в одной мастерской с Врубелем и Дервизом. А Вера вышла замуж за Александра Дмитриевича Самарина, будущего обер-прокурора Святейшего Синода, министра по делам церкви и предводителя дворянства города Москвы.
Своей картиной Серов хотел подчеркнуть талант актрисы, создать ей памятник. Но портрет удался. Конечно, Валентин Серов затевал большой, основательный портрет певца в масле. Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова12.
На полотне изображена дочь Саввы Ивановича обаятельная Верочка. Здесь В. Серов изобразил еще одну свою кузину – Машу. Передвижники), Серов вынужден был много работать над заказными, как правило, парадными портретами (великого князя Павла Александровича, 1897, ГТГ С. М. Боткиной, 1899, Ф. Ф. Юсупова, 1903, – оба в ГРМ), в которых всё более последовательно использовал линейно-ритмическое построение композиции и декоративные цветовые сочетания. Позднее останки перенесены на Новодевичье кладбище.
Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми. Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая.
Участие в Международной выставке мюнхенского Сецессиона. Созданные им портреты Кончаловского, К. Коровина (1891 г. ) и И. Е. Репина (1892 г. ), Е. И. Лосевой (1903 г. ) по-серовски выражают различные черты характера и, вместе с тем, апеллируют к почерку самих художников, с узнаваемыми приёмами используемыми ими в своих полотнах. Валентин Серов в своем творчестве часто обращается к жанру пейзажа. Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках.
«Девушка, освещённая солнцем»- это работа, вызвавшая весьма резкую реакцию критиков. Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых. В портретах детей Серов стремился захватить позу и жест, чтобы показать и подчеркнуть непосредственность внутреннего движения искреннюю чистоту и ясность взгляда ребёнка («Дети», 1899, Русский музей «Мика Морозов», 1901, Третьяковская галерея).
Небольшие картины, выдержанные в единой тёплой серо-коричневой гамме, лишены повествовательных элементов – скромный пейзажный мотив передаёт настроение тихой и грустной сосредоточенности (Октябрь. - Юрию, моему супругу, хотелось, чтоб я была изображена в черном бархатном платье. В одном только взгляде мальчика художник раскрывает весь мир его детских переживаний. 1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г. В 1892 году Серов начинает писать портреты высочайших особ, чему послужило поводом участие Серова (совместно с Коровиным) на выигранном им конкурсе на создание большого группового портрета Александра III в память чудесного спасения императорской семьи в железнодорожной катастрофе 17 октября 1888 года в Борках (окончен в 1894 г. ). На выставке было представлено более 2000 портретов от разных художников. Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ. Почитатели её таланта воспринимали М. Н. Ермолову так, как её написал художник.
Вряд ли император согласился бы позировать в течение нескольких недель. Также Серова должен был принять участие в росписи Владимрского собора в Киеве, для чего представил эскиз росписи «Рождество Христово», однако, представленный позже срока, оставшись лишь в эскизе. Это лучшее, что можно выбрать. Дело в том, что если в любом портрете испорчены глаза, то реставрировать его невозможно. Хотя Серов выбрал такую позу певца, конечно, неслучайно.
Свобода самовыражения, неразличимо сливаясь с правдой образа, достигла особой непринужденности в женских и детских портретахПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность. 1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин). Портрет, написанный позднее, на котором запечатлена Мария Яковлевна Симонович, созданный в Домотканове (это имение, принадлежавшее другу Серова Владимиру Дервизу). Именно он сыграл большую творческую и организационную роль в становлении «Мира искусства», созданного С. П. Дягилевым в 1900 году. Другая его работа, написанная годом позже, называлась Девушка, освещенная солнцем.
В годы Революции 1905-07 Серов создал ряд сатирических рисунков, разоблачающих царское правительство и карателей будучи действительным членом петербургской АХ (с 1903), в 1905 ушёл из неё в знак протеста против расстрела 9 января. Этим подчеркнута значительность личности Петра. А я и правда не любила богатых платьев. Смерть отца. 1872. Очень достоверно передана обстановка комнаты.
Хотя сам Серов говорил, что ему очень трудно писать глаза этого человека, они разные. В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой9, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения10. 10 марта в знак протеста выходит из состава действительных членов Академии.
Валентин Серов всегда гораздо глубже подходил к модели. Кроме музыки, отец увлекался естественными науками, архитектурой и хорошо рисовал. По словам самого Серова, он писал картину с особенным упоением и работал над ней всего месяц. Домотканово, 1888, ГТГ).
Его работы узнавались, а непередаваемый стиль ценился. Мая. 1876. Именно здесь Серов создаст Девочку с персиками.
Своему другуМамонтовуСеров сообщает в 1890 году: Написал я в Костроме два портрета. В России Валентина Серова была первая профессиональная женщина-композитор. В середине 90-х годов Серова осаждают высокопоставленные заказчики.
Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г. Серов был очень обязателен и всегда предупреждал клиентов, если не смог прийти на сеанс. В портретах Серова – его современники, разные по характеру, внутреннему миру: темпераментный певец Ф. Таманьо (1891, ГТГ), обладающий, по образному выражению художника, золотой глоткой, жизнерадостный друг художника пейзажист К. А. Коровин (1893, ГТГ), одухотворенныйЛевитан (1893, ГТГ), подчеркнуто-нервныйЛесков (1894, ГТГ). Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Хенри ван де Велде в Бельгии, Йозеф Мария Ольбрих в Австрии, Антонио Гауди в Испании, Чарлз Ренни Макинтош в Шотландии, Федор Осипович Шехтель в России). Выходит из состава преподавателей МУЖВЗ в знак протеста против отказа допустить к занятиям скульптора А. С. Голубкину ввиду ее "политической неблагонадежности". В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры Девушка, освещенная солнцем (1888, ГТГ).
Казалось, безумец ведет давний, бесконечный спор, что-то доказывает и добивается ответа. Валентин стал принимать самое активное участие в жизни данного общества, организуя различные выставки и добывая деньги на выпуск печатного издания объединения «Мир искусства». В эти году (в мае 1887 года) Серов впервые посетил Италию, воочию увидев творения итальянских мастеров. Репина, Т. А. Сгорела за три дня.
Ольга Фёдоровна изображена так, что она готова встать и немедленно уйти. Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности. и Ю. С. "Октябрь. В работе «Одиссей и Навзикая» изображен фрагмент древнегреческого мифа о потерпевшем крушение Одиссее, очутившемся на берегу феакийского острова. С мэтром отправился в путешествие и начинающий художник Серов. Мать будущего художника также была известной личностью. Однажды он заказал у художника картину и обещал заплатить три тысячи рублей.
С детских лет будущего художника окружала атмосфера искусства. В эти же годы даровитый мастер увлекся историческими сюжетами. Толстым во время работы над портретом С. А. Толстой. 1893. Портрет O. K. Но у самой Валентины Семёновны к торговым делам не было никакого влечения. в зеркале у края холста).
Михаил Врубель, его давний близкий друг, однокурсник и однокашник. Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых. Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве.
Вспоминая это время, Мария Яковлевна Симанович писала: Мы работаем запоем, оба одинаково увлеклись: он удачным писанием, а я важностью своего назначения. Домотканово» (1895 г. ). После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов. К двадцати годам художник выработал собственный аутентичный стиль, который отличался от манеры исполнения всех учителей Валентина. В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III.
Обратите внимание на глаза Николая II. Одновременно Серов писал интимно-задушевные, камерные портреты, преимущественно детей и женщин, в которых стремился раскрыть их душевную непосредственность и чистоту (Дети, 1899, ГРМ Мика Морозов, 1901, ГТГ). Интересно, а как сложилась судьба девочки дальше.
Коровина. 1892. Коровиным по Северной Двине и побывал в Архангельске и Мурманске. Фигуры русских богатырей написаны в ракурсе «снизу вверх», вот таким образом они и выглядят такими мощными.
Но кто мог подумать, что все зайдет так далеко. Одна из его ранних картин «Заросший пруд. Серов становится популярным портретистом. А потом, вдруг – бремя славы, когда поклонники едва давали жить. Преподавал в МУЖВЗ (1897-1909) среди учеников – П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин, Н. П. Ульянов, К. Ф. Юон.
В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве. Римского-Корсакова (1898). 1902 г. ) – «Петр II и Елизавета на псовой охоте» и «Петр I на псовой охоте» рассматриваются как полотно, а не иллюстрация. Творчеством художников интересовалась практически вся интеллигенция. Молодые давно любили друг друга. Сам Серов часто говорил о себе: «Я ведь всё-таки и немного пейзажист», о чём свидетельствуют не только упомянутые выше пейзажи Венеции, но и виды Домотканово из которых примечательны «Осенний вечер.
– Зачем ты был так резок с бедным Михаилом Александровичем. Участие в 5-й периодической выставке МОЛХ. 1887. Работа над полотном шла три месяца. Эта вторая, правая половина и не дала Морозову растратить всё состояние. На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3. Друзей Валентин обрел не только в стенах Академии, но и за ее пределами.
Сделав несколько эскизов старших детей, он отпускал их играть и Ольга беспокоилась: «Не убежали ли далеко, не отправились бы на пруд, спит ли маленький, услышит ли она его пробуждение, не ушли бы старшие одни в лес», – и сотни других мыслей, которые только могут промелькнуть в голове матери, когда она не видит детей. Фигуры в портретах Серова постепенно становились всё более и более графически изысканными и экономичными, особенно в поздний период (Василий Качалов, 1908, Тамара Карсавина, 1909 многочисленные персонажи из басен Ивана Крылова, 1895-1911). В знак протеста он вышел из состава действительных членов Академии художеств.
Поездка в Берлин и Париж. 1910. Становится свидетелем расстрела демонстрации 9 января. В настоящее время его картины экспонируются в самых известных музеях России и зарубежья. Коровина (1891), И. Е. 1897 год— в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой— матери С. Т. Морозова.
В картинах «Октябрь. Домотканово» (1895 год), «Баба в телеге» (1896 год), «Баба с лошадью» (1898 год), «Стригуны на водопое» (1904 год) перед зрителем возникают фрагменты из реальной однообразной жизни деревенской России. Возникновение книгопечатания (в Китае — в 11 в., в Европе — в сер. В портрете ничто не указывает на то, что изображен именно художник, хотя он позировал Серову в своей мастерской.
Выходит из ТПХВ. Эта нелюбовь к домашним делам, неумение создавать уют сопровождали ее всю жизнь. Домотканово», 1895 обе — там же «Зимой», 1898, Русский музей «В деревне. Родилось трое детей: сын Юрий, дочь Елизавета и сын Сергей. Домотканово» (1886 г. ), «Заросший пруд.
Получив широкую известность, став в 1894 членом ТПХВ (см. Сама Мария Николаевна была крайне недовольна своим портретом, в нём Серов несколько «состарил» Ермолову. К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ). Однако, в Петербурге слыла самой модной и элегантной дамой. Таковы «А. Но подражать, копировать манеру друга тоже неправильно. Портреты Ермоловой, Горького. 1906.
Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом». Вы безусловно знаете, что Врубель и Серов работали одновременно. Надо другое платье. В 1880 году Серов поступает в Петербургскую Императорскую Академию Художеств.
Друзья так их и называли – не Коровин и Серов, а Серовин и Коров. Позднее, в 1907 году, «Юдифь» всё-таки была возобновлена на сцене Мариинского театра, а Серов проявил себя не только как тонкий декоратор, но и как исследователь, методично и скурпулёзно стремящийся реконструировать эпоху древней Ассирии, культура которой была открыть на рубеже веков. Таманьо» (1891), «Н. Маша сама была художницей, видела все этапы работы над портретом и очень боялась, что работая так долго и сосредоточено Валентин Александрович «засушит» портрет.
Да и картины у Коровина Мамонтов покупал за бесценок. Спустя годы Константин Коровин писал обэтом портрете: «Серов первым изхудожников уловил изапечатлел наполотне мягкость интеллигентность ивместе стем слабость императора». Это дочь Саввы Мамонтова, 12-летняя Верочка.
Среди них были и приближенные императора. Об этом уже трудно судить сейчас, но, может быть, умение носить сюртук пришло к Федору Ивановичу значительно позже. Это случилось в 1871 году. Подлинным Шедевром Серова-графика стала афиша Русских сезонов 1909 года с Анной Павловой в образе Сильфиды, о котором в своих мемуарах Л. Л. Новиков отмечал, что «Портрет Павловой работы Серова вызвал больше откликов в печати, чем сама Павлова». Переезд с матерью в Париж. Сразу же вспоминается его учитель, профессор Чистяков.
В 1900 году он написал портрет Николая II (сохранился авторский вариант того же года — Третьяковская галерея) самодержец, одетый в тужурку Преображенского полка, представлен тут скромно, почти по-домашнему, без пышных аксессуаров), который обычно считается лучшим изображением последнего русского императораИмператор (латинское imperator — повелитель) — монархический титул. Кисть Серова подобна скальпелю — она обнажает душу человека. Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем— я отказался». 1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина. В 1888 году Серов пишет два прославивших его портрета: «Девушка, освещенная солнцем» (Москва, Третьяковская галерея) и портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» (Москва, Третьяковская галерея). С 1878 года Серов вновь вернулся в Москву, где продолжил обучение у Репина.
Остроуховым, М. С. Домотканово, 1895, ГТГ Баба в телеге, 1899, ГРМ). Особенно известен портрет банкира В. О. Гиршмана (1911, ГТГ), который, по свидетельству дочери Серова, все умолял убрать руку, которой он как бы доставал золотые из кармана. Петр на журавлиных ногах, грозный и стремительный, движется навстречу сильному ветру. В 1871 году отец мальчика скоропостижно скончался.
Мать забрала неуспевающего по всем предметам сына. Эта поездка, свершённая им на средства от созданного им плафона «Феб лучезарный» дома в тульском имении помещиков Селезнёвых во многом поправило здоровье художника, незадолго до этого в феврале заболевшего от воспаления предстательной железы. Например, Мамонтов откровенно издевался над Врубелем (просто глумился). Здесь его главным наставником был П. П. Чистяков. Знакомство с А. Н. Детство в столь творческом семейном окружении не могло отрицательно сказаться на Серове. Продолжение занятий с Репиным. 1880.
С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице— они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву— в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком). Баба с лошадью», 1898 «Стригуны на водопое. В начале XX века, у Серова был стилистический переломный момент: из его работ исчезли черты импрессионизма и развился модернистский стиль, но присущее ему истинное и реалистичное понимание характера объектов изображения осталось постоянным. Портрет И. И. Тончайшее мастерство, растущее с годами, органически сочетается тут с простотой мотива, тоже возрастающей, так что в итоге скромные, серенькие будни природы и человека оказываются воплощением Искусства как такового, причем самой чистой пробы.
А «Портрет Шаляпина», выполненный углём, критика разругала. Бакстом в Грецию и на Крит.
О. Гиршман», 1910-1911 все — Третьяковская галерея «Ида Рубинштейн», темпера, уголь, 1910, Русский музей) живопись и графика соперничают тут друг с другом на равных, хотя в ряде случаев (напр., в портрете И. А. Морозова — темпера, 1910, Третьяковская галерея) сильные цветовые эффекты доминируют. о русском прошлом, которые превратились в самостоятельный цикл, где центральное место заняла фигура Петра I, запечатленная удивительно остро и экспрессивно (темпера «Петр I», 1907, Третьяковская галерея). Однако через год коммуна перестала существовать и ребенка отправили к матери в Мюнхен. В дальнейших картинах отчетливо просматривается тенденция к усложнению технических приемов и задач. С 1899 года В. А. Серов работал над иллюстрациями к книгамКнига — непериодическое издание в виде сброшюрованных листов печатного материала (объемом более 48 страниц) средство информации.
Серов активно включается и в другие события художественной и общественной жизни. Использовал он также карандаш, кисть и уголь, владел которыми он поистине великолепно. Картина Девочка с персиками стала широко известной, причем не только в творческих кругах.
Вподарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая IIв тужурке. Затем Серовы обосновались в Москве. 1891. В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой Девочка с персиками (1887, ГТГ), в котором художнику, как он пишет, хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров. Несмотря на свой авторитет и лучшие заказы, о которых другим известным художникам оставалось только мечтать, Александр Валентинович не хотел записывать себя в «придворные портретисты» и не льстил высокопоставленным чинам ради личной выгоды.
Княгиня Юсупова принадлежала к одному из богатейших аристократических семейств России. Также в этот период художник написал несколько портретов деятелей искусства: портрет итальянских певцов Анджело Мазини (1890), Франческо Таманьо (1893), художников К. А. Знакомство с К. А. Самому Серову было всего 46.
Дервиза Домотканово. Акимовой (1908). Он хотел сказать, что Валентин ошибается — вдохновение сильнее техники. Природа в этюдах Валентина Александровича противопоставляется человеку и предстает в «неласковом» и суровом виде. После этого была Девушка, освещённая солнцем и другие. Весной были написаны также портреты М. А. Морозова, А. П. Лангового и И. С. Остроухова.
Желание писать «только отрадное» (о чем сам художник свидетельствовал в письме своей невесте О. Ф. Трубниковой, в 1887 году) с годами все более противоречит нервной реакции на возрастающую политическую нестабильность — в особенности в годы революции и контрреволюции 1905-1907 годов, когда Серова мучительно гнетет «тупая мгла» «российского кошмара» (из письма О. Ф. Серовой, 1907). Трубниковой. Это собирались сделать многие, но когда дошло до дела, он остался один, никто за ним не пошел. Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления». Вскоре Серов покидает академию. В возрасте двадцати двух-двадцати трех лет Серов создает произведения, которые стали классическими в русском искусстве.
Серов изобразил случайно увиденную сцену из реальной жизни. В доме Серовых всегда было шумно и весело. С 1900-х гг. Сам Александр Дмитриевич погиб в ГУЛАГе в 1932 году. Иллюстрации к изданию Кутепова «Царские охоты» наполнены бытовыми реалиями и в то же время воплотили романтическую мечту о прошлом.
Над образом Александра III Серов работал пофотографии. Отказавшись от многокрасочной, сочной по цвету живописи второй половины 80-х гг., Серов теперь предпочитал одну доминирующую гамму черно-серых или коричневых тонов (хотя и передавал большое количество разных оттенков цвета), пользовался более свободным, широким мазком. Неужели не видел, что он не в себе. К тому же сам отец будущего художника был страстным любителем рисования. Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил.
В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой Девочка с персиками (1887, ГТГ), в котором художнику, как он пишет, хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров. Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым. Они вместе путешествовали по России, писали картины и этюды.
Мать – Валентина Семеновна Серова (урожд. 18 февраля вместе с В. Д. Да ещё и с издевательствами. Создавая произведения острые, с намеренным преувеличением тех свойств, которые показывают модель с отрицательной стороны (недаром Серов часто называл себя «злым»), художник достигает особой эмоциональности, даже экспрессивности.
Он известен своим собирательством современной ему французской живописи. На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888). Бенуа. Рубеж 1890-1900-х гг. За эту работу в 1888 году награждён премией Московского общества любителей художеств.
Здесь написаны сдержанные по колориту, наполненные светом и воздухом, незамысловатые по мотивам пейзажи. Основные материалы для изготовления книги: папирус, со 2 в. до н. э. — пергамент и с 13 века (в Европе) — бумага. Похоронен на Донском кладбище в Москве.
Поездка в Германию. 1903. В1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр IIIс семьей»— вчесть спасения царской семьи при крушении поезда настанции Борки. Отец – композитор и музыкальный критик Александр Николаевич Серов (1820-1871), автор опер Юдифь, Рогнеда, Вражья сила. Картины «Девушка, освещенная солнцем» и «Девочка с персиками» принесли Валентину Серову заслуженную популярность, которая значительно выдвинула его вперед по сравнению с остальными молодыми живописцами того поколения. Это полотно вместе с картиной «Девушка, освещенная солнцем» были показаны на восьмой выставке Товарищества передвижников в 1888 году. Получая широкую популярность, в 1894 году Серов присоединился к передвижникам и взял важные заказы, среди которых были портреты великого князя Павла Александровича 1897 года (Третьяковская галерея), Боткина С. М. 1899 года, Юсуповой Ф. Ф. 1903 года, а также княгини Ольги Орловой (все три портрета находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге).
Даже враги его отмечали, что он привораживает своим красноречием, словно чарующая сирена. Петр на журавлиных ногах, грозный и стремительный, движется навстречу сильному ветру. Мир искусства считался действительно знаменитой организацией. С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й)— с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова.
Серов и вправду многое перенял у своего наставника. Это декоративный, ритмично закомпонованный портрет. Он слышал выстрелы, видел убитых.
И. Шаляпин», уголь, мел, 1905 «Г. Впоследствии, эти черты характера постепенно усугублялись. Поездка в Париж.
Портрет самого С. И. Мамонтова (1887 г. ), П. А. Мамонтовой (1887 г. ), М. Ф. Якунчивой (1888 г. ), Л. А. Мамонтовой (1884 г. – первое значительное произведение художника) и знаменитая «Девочку с персиками» – портрет В. С. Мамонтовой (1887 г. ) выразили приверженность Серова не только импрессионизму, созвучного творчеству Ренуара, но и рождение собственного художественного видения, зрелого и уверенного собственного почерка. Абрамцево), с которым был тесно связан молодой Серов. Лучшим произведениям раннего периода (Девочка с персиками, 1887, Девушка, освещённая солнцем, 1888, – оба в ГТГ), в которых Серов утверждал идеал юности и красоты, счастливого и радостного бытия, присущи непосредственность восприятия натуры интерес к разработке световых и цветовых эффектов, к передаче световоздушной среды. С начала 90-х гг. Когда картина ещё была на выставке и Павел Михайлович Третьяков только высказал своё желание её приобрести, то его спросили: «С каких это пор вы прививаете своей галерее сифилис. » На что Третьяков ответил: «Спасибо, я ваше мнение выслушал».
Валентину Серову было 22 года, когда к нему пришла первая волна популярности. С этой картиной произошёл необыкновенный случай. Валентин не жалел, что вылетел из гимназии после трех классов.
Совсем портретчиком становлюсь. Первым официально-парадным произведением Валентина Александровича, написанным с натуры, был портрет великого князя Павла Александровича (1897). Большое значение в формировании художественных взглядов имела жизнь Серова в Абрамцеве и Домотканове. Когда возвратились в Петербург, он снова начал обучение у Репина. Избран действительным членом Академии художеств. 1904. Поездка в Мюнхен и Голландию.
Серов осознал, что в системе Репина ему было удобно, привычно, спокойно, но неинтересно. Серовы жили открыто их дом всегда был полон гостей. Мальчик появился на свет 7 (19) января 1865 года в Петербурге. В картинах на мифологические сюжеты (Одиссей и Навзикая, темпера, 1909-10, ГТГ и ГРМ Похищение Европы, темпера, 1910, ГТГ) Серов, своеобразно стилизуя искусство греческой архаики, дал собственную, свободную от классицистической нормативности интерпретацию античности. Серов Валентин Александрович (1865-1911), русский художник. Хотя произведение выполнено с утончённой живописной техникой, оно не лишено иронии и даже насмешки. Его учениками стали: П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин, Н. П. Ульянов, К. Ф. Юон.
Излюбленные модели Серова – артисты, художники, писатели (портреты А. Мазини, 1890, Ф. Таманьо, 1891-93, К. А. Коровина, 1891, И. И. Левитана, 1893, Н. С. Лескова, 1894, Н. А. Римского-Корсакова, 1898, – все в ГТГ). Он читал лекции по музыке и вел собственную преподавательскую деятельность. («Н.
По мнению современников, является лучшим изображением последнего российского императора. В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей. Какое несчастье, какая огромная беда. От нее веет здоровьем, безмятежностью. Его нелепая карнавальная свита (столь необычные формы принимают их развевающиеся на ветру одежды) с трудом продвигается за ним. Не потому, что Савва Иванович был занят, а потому, что их благородие куражился.
Антокольский, он посоветовал матери Серова дать сыну художественное образование. Расширенные от ярости зрачки, срывающийся голос, трясущиеся губы, белое лицо. Его дружескому суду мыверили иссорившиеся протягивали друг другу руки». В 1887году написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой («Девочка с персиками» Третьяковская галерея). Фотографии – вот основной источник, с которым должен был иметь дело Серов.
Многие лучшие сельские картины-этюды Серова выполнены акварелью, гуашью, пастелью. Она честно предупредила будущего мужа, что не любит и не умеет вести хозяйство. Портрет княгини Щербатовойостался неокончен. В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию.
Родился сын Георгий. Одна из лучших композиций – темпера Петр I (1907, ГТГ). В античном мире и в средние века книги размножали путем переписывания. Мамонтов, по уверению современников, был жестоким и недалеким человеком.
Из этого товарищества Серов вышел в 1900 году, вступив в объединение под названием «Мир искусства». 15 в. ) привело к резкому росту выпуска книг. В сорок три года он женился на своей семнадцатилетней ученице Валентине Семеновне Бергман, в будущем она стала пианисткой и первой женщиной — оперным композитором. Лишь изредка он мог выкинуть пару едких замечаний. В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова. 1886 год— в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов.
Так началась целая серия портретов императорской семьи. Все годы якутской ссылки с ним провела его дочь, Лиза. Как будто он сидит за прилавком, облокотившись на него и стережёт свой товар. Для того, что бы это понять, надо «разрезать» портрет на две части по вертикали и закрыть вторую половину картины.
В сюжетных картинах на смену бытовому жанру приходит исторический. В детских портретах Серов предстает перед нами как тонкий психолог. С. Лесков» (1894 все — там же) — люди искусства, чей творческий пыл как бы вступает в увлеченный, страстный диалог со свободным размахом серовской кисти.
Совмещение карьеры и семьи проходило не так успешно. Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. Тонкий психологизм, умение увидеть и показать, коего духа человек перед ним, делают Серова ведущим портретистом России.
1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы. (1905, ГРМ), Баррикады, похороны Н. Э. Баумана (1905, Гос. В конце года последовали заказы портретов от царствующей династии Романовых. Работник музея, видя эту сцену, попросил солдат отдать ему эту картину. Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых— Александр.
за этюд с натуры». Это случилось в день рождения близкого друга, Константина Коровина, которому в этот день исполнилось 50 лет.
Вопрос нерешаемый. Избран членом ТПХВ. После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года. Острую иногда гиперболизированно-гротескную и социально окрашенную психологическую характеристику модели даёт Серов в портретах М. А. Морозова (1902), Г. Л. Гиршман (темпера, 1907), В. О. Гиршмана (1911 все – в ГТГ), И. Рубинштейн (1910) и О. К. Орловой (1911 оба – в ГРМ). Демократические убеждения Серова чётко проявились во время революции 1905-1907 годов: он изобразил ряд сатирических фигур, которые разоблачали карателей. Сам же князь выглядит спокойным и сдержанным.
Соотношение авангардистского искусства с предшествовавшими стилями, с традиционализмом как таковым было особенно резким и полемичным. А товар выставлен у него за спиной – это полотна Матисса, которые Анри писал для Морозова. Домотканово» (1888 год) отличается сложным сочетанием множества зеленых и серых оттенков.
В портретах Серова – не разбор отрицательных или положительных свойств человека, а едкая ирония или остроумие, выраженное в блистательной эстетической форме. Валентин Александрович Серовродился в Петербурге 7 января 1865 года (старый стиль) в семье известного композитораАлександра Николаевича Серова. Прожив в Париже немногим менее года, Серовы летом 1875 года возвращаются в Москву. Репина (1892), И. И. Вот таким образом, если семья и не бедствовала, то многого не могла себе позволить. Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х годов обозначен фовизмом и измом. К 10-летию Московского Художественного Театра Серов получил заказ написать серию портретов знаменитых актёров. «Портрет балерины Корсавиной»выполнен в необычной манере – балерина изображена спиной к зрителю. Съездив вместе в Париж на Всемирную художественную выставку, они поселяются в Москве.
Любил писать артистов – оперных певцов и актеров драматического театра. «Портрет Ермоловой», примадонны Малого театра. Интересно, что отзывы об этой картине были точно такими же, как и отзывы на картину Ренуара «Обнажённая» иногда называемую «Жемчужиной» (ГМИИ). В 1880году поступил в Императорскую Академию Художеств.
Она, позируя художнику, была погружена в свои драматические мысли. Одна из древнейших форм книги — свиток (4-3-е тысячилетине до н. э. ), со 2-4 вв. Отец, Александр Николаевич, был известным композитором и музыкальным критиком, мама, Валентина Семеновна, тоже была профессиональным композитором и писала статьи о музыке. Встреча с А. Матиссом, посетившим Москву осенью.
Дальнейшее влияние на Серова оказали картины старых мастеров, которые он рассматривал в музеях России и Западной Европы, дружба с Михаилом Врубелем и (позже) Константином Коровиным, а также творческая атмосфера Абрамцево, с которым он был тесно связан. Избран членом попечительского Совета Третьяковской галереи. 1900. Сам Серов считал эти работы лучшими в своем творчестве. равно как и в жанре исторической графики, черты монументального графического видения проступают в портрете С. П. Дягилева (1904 г) исполненного маслом, портрете Иды Рубенштейн (1910 г. ) и в варианте «Похищение Европы» (1910 г. ). Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). Из работ, сделанных Серовым в 1879 году, следует отметить портреты С. И.
Действительно ироничное отношение автора к модели сразу бросается в глаза. В феврале родилась дочь Ольга. Этими чертами отличаются портреты князей Юсуповых (1901-1903, ГРМ), которых Серов начинал писать в Петербурге в 1901 году, а затем в их родовом имении Архангельском под Москвой, портрет приват-доцента Московского университета, миллионера М. А. Морозова (1902, ГТГ).
(1905, ГРМ), Баррикады, похороны Н. Э. Баумана (1905, Гос. Творчество художника виртуозно и артистично выразило практически все важнейшие устремления русской живописи и графики (прежде всего тенденцию к импрессионизму и модерну) накануне авангардаАвангардизм (авангард) — совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. Поездка в Рим и Париж. Одно время эти два мастера снимали вместе одну студию, там Серов написал«Портрет Коровина» в манере, характерной именно для Коровина. Выход Серова явился единственным подобным актом за всю историю существования Академии.
Учился в детстве у И. Е. Репина (в Париже и в Москве) и в петербургской АХ (1880-85) у П. П. Чистякова. Громадное влияние на Серова как на будущего художника оказывал Николай Николаевич Ге. Стиль этого полотна значительно отличается от предыдущих работ мастера и живопись здесь совсем непохожа на представленную в «Девочке с персиками». Была не только умна, воспитана, артистична, но была также воплощением душевной доброты. Поездка в Вену и Италию с И. С.
Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино16. В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку. Отец будущего художника часто приглашал в гости Тургенева, Антакольского (знаменитого скульптора), Николая Ге и прочих известных личностей. Серов много работал в различных графических техниках – акварели (портрет С. М. Лукомской, 1900, ГТГ), пастели, литографии и пр.
Боткиной (1899) принесло Серову славу одного из лучших портретистов Европы конца XIX века. Его интересуют простые, непритязательные деревенские мотивы. Произошло это спустя пять лет после поступления. Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»). Все предвещало прекрасную счастливую жизнь.
Если про «Девочку с персиками» можно однозначно сказать, что эта картина является совершенным образцом живописи в стиле импрессионизма, то в «Девушке, освещенной солнцем», прослеживаются стилистические особенности, позволяющие отнести картину к жанру постимпрессионизма. Поездка с женой в Италию. 1905. фон Меккк рисунка Володе фон Мекку. 1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи. Эта картина пришлась по сердцу многим критикам. Женитьба на О. Ф. Домотканово», 1904 обе — Третьяковская галерея).
Он сумел с раннего детства привить эту любовь и сыну. В 1904 году Валентин Александрович гостил в Италии, три года спустя он поехал в Грецию. Чистяков был невероятно жестоким и даже злобным человеком.
Первоначально в Древнем Риме слово imperium обозначало верховную власть (военную, судебную, административную), которой обладали высшие магистраты — консулы, преторы, диктаторы и др. Русский художник Валентин Александрович Серов родился 19 января 1865 года в Петербурге. К людям творческим он всегда относился с большой симпатией. В это время у Серовых родилось уже трое детей (всего их было шестеро). В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства. Знакомство с семьей Мамонтовых.
А в этот раз Щербатовы долго ждали художника и, наконец, решили позвонить ему домой. Моделью для Алёши Поповича послужил сын Саввы Мамонтова Андрюша. В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене7. Коровин кричал: «Не устраивайте хаоса из моей жизни». «Портрет Николая» в коллекции ГТГ – авторское повторение так называемого портрета царя «в тужурке», которое Серов написал для Александры Фёдоровны. В это же время от Н. И. Кутепова Серову поступило предложение иллюстрировать книгу «», два тома которой уже были изданы. Кроме музыкантов в их доме бывалиАнтокольский, Репин.
А между тем Серов всегда считал своим учителем Репина, не отрицал идей передвижничества – он просто смотрел на жизнь (и на живопись) под другим углом. Понял и простил эмигрировавшего А. Бенуа, которому было тесно в России. Здесь его главным наставником был П. П. Чистяков. Корсавина всегда была очень закрытым человеком, публика мало что знала о её личной жизни.
На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму». Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках. Вера Савишна внезапно умерла от скоротечного воспаления легких. В их доме часто собирались знаменитые художники и скульпторы.
Большой ценностью обладают выполненные Серовым портреты известных художников, писателей, композиторов. Эти чувства выплескиваются в антимонархических карикатурах 1905 года (рисунок «1905 год. В 1899 году Серов пишет групповой портрет «Дети». Дочь Серова ответила князю: «Папа не может подойти к телефону, так как он умер».
Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора. В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву.
Большего контраста невозможно придумать. Начало работы над портретами семейства Юсуповых. 1901.
Нет, Савва Иванович был себе на уме. Изысканная элегантность цвета и пластики замечательно передают в этих образах («Великий князь Павел Александрович», 1897, Третьяковская галерея «Граф Ф. Ф. Сумароков-Эльстон, впоследствии князь Юсупов», 1903, Русский музей) блеск и гордую замкнутость этого аристократического мира. Васнецов очень долго работал над своими «Богатырями», постоянно отвлекаясь на другие заказы, выигрывая конкурсы на росписи храмов, в отличие от Врубеля, которые эти конкурсы постоянно проигрывал. Валентин Серов умер 22 ноября 1911 года в Москве.
Неожиданно вошел Серов: Вот так и буду вас писать. Как большинство работ Серова, портрет Ермоловой сдержан по колориту. 1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств. Серов же наоборот, терпеть не мог беспорядка и грязи. Художник Репин продолжал заниматься с Серовым и в Москве.
и жанром («Заросший пруд. Эта крепкая дружба продлилась до конца дней. На собраниях Валентин Александрович часто отмалчивался и даже был нелюдим. Отец Александр Николаевич Серов знаменитый в то время композитор и музыкальный критик. У Врубеля же была совсем другая манера. Онговорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного.
Позже позаказу Николая IIСеров написал парадный портрет Александра IIIв форме датского полка ипортрет самого Николая вдар гвардейскому полку. После усмирения, 1905 год. Серов слушал жену с непроницаемым лицом, опустив глаза в тарелку. Николаю II пришлось извиниться перед Александром Валентиновичем и инцидент был исчерпан. Серов был бесконечно верным другом. Поездка с Л. С.
Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату. Первым произведением Серова, которое поставило его в ряд крупнейших мастеров русской живописи, стала картина «Девочка с персиками». Александр Николаевич Серов ушел из жизни, когда Валентину было всего 6 лет. Лескова (1894), композитора Н. А.
Вот такой она и получилась на портрете – с широко раскрытыми, беспокоящимися глазами. Героическая эпохаПетра I, суровая и небывалая, завладевает воображением художника. На портрете изображены бесконечные рамы их 5, включая собственно раму картины. Прост и красив портрет. - Левитан был разочарованный человек, всегда грустный. Л. Гиршман», темпера, 1907 «В.
Портрет написан в очень необычной для законченной работы технике – углём на холсте. 1896 год— В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. Никто не верил, что художнику было всего тогда 22 года. Более того, стиль Ге можно проследить, взглянув на лучшие картины Валентина Серова. Ее портрет Валентин Серов писал целых три летних месяца.
А ведь когда-то судьба сулила иное. В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи19. Любил он и её подвижность лица и её грацию» А. Н. Бенуа отметил, что «в последнем из своих больших портретов, в портрете княгини Юсуповой, Серов встал вровень с величайшими мастерами женской красоты». И поза Морозова купеческая. Вы сами и пишите, если так хорошо умеете рисовать. 1894 год— был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок.
А. Коровин» (1891), «Ф. Художник давно мечтал написать портрет всаду, где играют солнце итень листвы. Середина 1880-х гг.
Врубеля и Серова часто сравнивают, но ставить вопрос – кто из них лучше. В коллекции ГТГ находитсяпортретещё одного друга Серова –Константина Коровина. Будучи сыном крупного композитора А. Н. Серова, оставившего большой след в истории русского музыкального искусства, оставившего богатое музыкальное наследие, в том числе и оперы «Юдифь» (1861-1863), «Рогнеда» (1863-1865) и «Вражья Сила» (1867-1871), художник не мог не прикоснуться к этой теме и как сын и как сценограф. Портреты Ф. Таманьо, К. А. И. Е. Репин рекомендовал подающего надежды живописца к обучению в Академию Санкт-Петербурга.
Репиным. Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь». После написания портрета Марии Федоровны Морозовой (1897, ГРМ), матери архимиллионеров Морозовых и картины-портрета С. М. Боткиной (1899, ГРМ), показанного на Всемирной парижской выставке, началась новая линия в творчестве художника. Домотканово сыграло большую роль в жизни и творчестве Серова. Чему так завидовали многие художники конца 19 века.
Она была не столь красива, сколь прелестна с седеющими с ранних лет волосами, обрамлявшими лицо, озаренное лучистыми серыми глазами. Разрыв Серова с императорским домом пришёлся на события 9 января 1905 года, когда сам художник также вышел из Академии художеств, которую возглавлял великий князь Владимир Александрович, сыгравший большую роль в «кровавом воскресенье». Здесь нельзя не сказать и теме Петра, наиболее ярко выраженной в таких работах как «Пётр I в Монплезире» 1910-1911 гг.
Дервизом. 1885. Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное». Большое место в позднем творчестве Серова заняла историческая живопись, отличающаяся глубиной постижения исторического содержания эпохи (Пётр I, темпера, 1907, ГТГ), богатством оттенков в характеристике героев и обстановки (Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту, 1900, ГРМ). Домотканово». На мамонтовской усадьбе в возрасте 22 лет Серов написал одну из самых лучших своих картин «Девочка с персиками».
Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится. Его нелепая карнавальная свита (столь необычные формы принимают их развевающиеся на ветру одежды) с трудом продвигается за ним. Ее организовали разночинцы. Занятия с Репиным и самостоятельное рисование были единственным его развлечением.
Морозовой и С. М. На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках— в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене. Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома». В 1890-м году Серов впервые обратился к жанру религиозной живописи, совместно с М. В. Врубелем в создании картины «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам) для церкви Косьмы и Дамиана в Костроме при фабрике П. М. Третьякова и В. Д. Коншина.
Репина, который в то время находился в Париже в качестве пенсионера Академии художеств. Турчанинова (1907), М. Н. Я подошла погреться к печке и положила руки на теплые изразцы. Рождение сына Михаила. 1897. Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. Лесков (1894, ГТГ).
Еще один портрет супруги являет нам тёплый, солнечный, пленэрный образ. В середине 90-х годов Серова осаждают высокопоставленные заказчики. А я – слуга покорный.
В начале 1889 года Валентин Александрович Серов женится на О. Ф. Художник и раньше не особо жаловал царскую тему. Это произведение вместе с портретами М. Ф. Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил вбудни.
Именно в этот кружок, по настоянию Серова, были приглашены Коровин и Врубель. Будучи полноправным членом Санкт-Петербургской Академии художеств с 1903 года, в 1905 году Серов ушёл в отставку в знак протеста против казни бастующих рабочих и их семей 9 января, в «Кровавое воскресенье». Особым заказом императорского двора стал заказ акварели «Миропомазание Государя Императора» для альбома по случаю коронации Николая II, в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора Кремля, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. Официальное оформление выхода из Академии художеств. Гиршман. 1908.
Портрет великого князя Павла Александровича. 1898. Она останется для всех ее знавших совершенным типом очаровательной светской женщины. В этой картине художник рисует двух своих сыновей на веранде у Финского залива.
Домотканово» (1888) и «Октябрь. Участие в Международной выставке берлинского Сецессиона. По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный»8 и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся). Пример тому — «Октябрь.
В эти 5 рам и заключён образ актрисы. В этих образах царит большой стиль модернаМодерн (французское moderne — новейший, современный) («ар нуво», «югендстиль») — стилевое направление в европейском и американском искусстве конце 19 — начале 20 веков. Работа над композициями Похищение Европы и Одиссей и Навзикая портрет Иды Рубинштейн. 1911.
"Девушка, освещенная солнцем" "Заросший пруд". Лучшие произведения Серова принадлежат к вершинам русского реалистического искусства. 1902 год— Была завершена работа над портретом З. Н. Юсуповой её сын, Ф. Ф. Юсупов, писал: «терпеливое отношение моей матери увенчалось успехом и сам художник был удовлетворен своим произведением. Дядюшка Яков Миронович лечил ее отца от туберкулеза. Но как ему при всем этом удалось добиться такой реалистичности. В эти несчастные пропуски он писал пруд (Заросший пруд.
Один из лучших портретов Валентина Серова «Портрет М. Н. Ермоловой» (1905 год). В качестве учителя Антокольский порекомендовал известного русского художника И. Е. В первую половину 1890-х гг. Левитана.
Мамонтовыми. «Могла бы быть и попроще», – сказала она. В портретах итальянских певцов Анджело Мазини и Франческо Таманьо уже проявилась одна из особенностей Серова – портретиста не изображать характер как таковой, а заострять внимание на определенном аспекте личности. С 1894 года Серов является членом Товарищества передвижных художественных выставок (так называемые «передвижники»). Был написан портрет императора Николая II.
Именно тогда начал много рисовать маленький Тоша Серов – художник от Бога. В коллекции ГТГ находится авторское повторение «Портрета в тужурке», которое было написано за один сеанс. А Серов наотрез отказался писать дальше.
Поступление в петербургскую Академию художеств. 1883. Петр I Портрет Г. Л. Его мать В. С. Серова, урожденная Бергман, тоже была композитором и пианисткой.
мастерство Серова-портретиста достигла апогея. Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова». Иначе. В 1884 году в Абрамцеве создал одно из первых своих значительных произведений— портрет Л. А. Мамонтовой (Новгородский государственный объединённый музей-заповедник). заменялся кодексом. 1888 год— в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков. Поездка в Крым и Сочи с В. Д.
Для молодого художника – это было настоящей удачей, которую подарила ему судьба. Ни у одного другого творца не получалось столь мощно и ярко передать игру света и теней. Как и в творчестве его современников, Джона Сингер Сарджента и Андерса Зорна импрессионизм не был догматичным, но происходил от учения Халса и Веласкеса настолько же насколько и от современной теории.
Через 6 лет после рождения сына, прожив 51 год, умирает отец. Модели и окружающая среда неотделимы друг от друга. Совсем портретчиком становлюсь. В детстве учился в Париже и Москве у Ильи Репина и в Санкт-Петербургской Академии художеств (1880-1885) у Павла Чистякова. Поездка с Репиным в Крым и Запорожье. Художник давал уроки русскому мальчику каждый день. Становится членом "Мира искусства".
Даже самые суровые критики отмечали невероятную реалистичность полотна. У Чистякова Валентин перенял и «вдумчивую» неторопливую манеру письма, которая со стороны воспринималась как излишне кропотливая и медлительная. В 1900-е гг. Там регулярно ставились домашние и любительские спектакли, в которых Валентин принимал самое активное участие и быстро стал любимцем публики. Однако со второй половины 1900-х годов пейзаж как самостоятельный вид живописи уже почти не занимает Серова.
Днем люди трудились в поле, а по вечерам обучали крестьян грамоте. Особенно известен портрет банкира В. О. Гиршмана (1911, ГТГ), который, по свидетельству дочери Серова, все умолял убрать руку, которой он как бы доставал золотые из кармана. Императрица вспыхнула и ушла. Предпринимая попытку поставить «Юдифь» на сцене Мариинского театра в 1887 году, так и не состоявшуюся, Серов принял деятельное участие в постановке оперы в 1898 году в Частной опере вместе с Коровиным. В пейзажах часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж, ведута), морские виды (марина). Но публика приняла портрет любимой актрисы с восторгом.
Он слышал выстрелы, видел убитых. В портретах Серова – его современники, разные по характеру, внутреннему миру: темпераментный певец Ф. Таманьо (1891, ГТГ), обладающий, по образному выражению художника, золотой глоткой, жизнерадостный друг художника пейзажист К. А. Коровин (1891, ГТГ), одухотворенный И. И. Левитан (1893, ГТГ), подчеркнуто-нервный Н. G. Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор. : культ сильной линии, броского, монументального жеста и позы («М. Поездка в Париж. 1907. А где можно было брать основной материал. Я. Дервиз с ребенком», 1888-89 «Мика Морозов», 1901 оба — Третьяковская галерея).
(Константин Сомов запросто мог запросить и шесть и восемь тысяч рублей). После таких серьезных заказов появилось множество желающих запечатлеть свой облик на портрете, написанном именно Серовым. Но Серов не изменил решения и остался верен своему слову.
Например, Врубель, находящийся в 80-е годы в Киеве, был известен лишь узкому кругу лиц. 1892 год— после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй— Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям. Возвращение в Россию. – Иначе ведь не была бы княгиня Орлова.
Одна из лучших композиций – темпера Петр 1 (1907, ГТГ). Мамонтовой. Воздействие Врубеля на человека – яркое, шокирующее. Мика, снедаемый любопытством, весь вытянулся и даже приподнялся в кресле.
Нодевушку это несмущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения». В 1900 году за «Портрет великого князя Павла Александровича» (1897 год) он получил Grand prix на Всемирной Парижской выставке. 22 ноября (5 декабря) Серов скоропостижно скончался. и «Пётр I» 1907 года, являющие собой портрет эпохи великих преобразований XVIII века. Откуда Серову было знать, что он разговаривает с больным человеком.
Именно здесь у мальчика впервые появился интерес к рисованию. Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни художника. Серов не любил консерваторию и не преподавал в ней.
Последний период (1897-1911) в творчестве Серова охарактеризовано существенным изменением его манеры, предпосылки к чему наметились ещё в Академии, когда 1885 году Серов как художник решительно начал поиски своего стиля. Домотканово, 1888, ГТГ). Вскоре после этого B. C. Домотканово», 1888 «Октябрь.
Вскоре Серовы переезжают в Москву. 1865, 7 (19) января родился в Петербурге. В них сквозит грусть и переживания отца семейства. Ей было всего 32 года. Начало 1890-х гг.
Так же преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Участвуя в домашних спектаклях и вечерах у С. И. Мамонтова Серов проявлял себя как прекрасный актёр, тонко передавая различные характеры, особенно острые, комические черты, что также ярко выразилось в наиболее известных работах художника.
В качестве фона был выбран главный харьковский зал собрания. Учитель и ученик рисовали вместе и Серов мог непосредственно наблюдать за работой мастера.
Гармоничная жизнь семьи вдруг разладилась. Эти произведения принадлежат к лучшему, что было создано крупнейшими портретистами русской школы. Мамонтова, И. Е. Не менее значимы портреты великих князей Михаила Николаевича в тужурке (1900 г. ) и Георгия Михайловича (1901 г. ).
Избран действительным членом венского Сецессиона. Михаила Врубеля Серов пережил на год: рассудок к бедному другу так и не вернулся, но свой дар он не утратил. В этих картинах произошло смешение жанров: портрет соединился с пейзажем, с интерьером. Первые значительные произведения Валентина Серова («Девочка с персиками», 1887 «Девушка, освещенная солнцем», 1888 обе — Третьяковская галерея) явились новым этапом истории русского искусстваИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. Осенью мальчик был определен в Петербургскую гимназию-пансион. Известными стали такие картины, как «Петр Великий в Монплезире», «Выезд Петра II и Елизаветы Петровны на охоту».
Певец изображён в очень неудобной, нехарактерной позе. Все 40 сеансов, которые Серов писал актрису, прошли в полной тишине, Ермолова не произнесла ни слова. Радость, как жизненная ценность. Вернувшись из путешествия, Серов начал делать наброски в античном стиле. «Выезд Петра II и Елизаветы Петровны», «Выезд Екатерины II на соколиную охоту», «Юный Петр на псовой охоте» (1900-1902 годы) выполнены с блестящим мастерством.
Этими чертами отличаются портреты князей Юсуповых (1901-1903, ГРМ), которых Серов начинал писать в Петербурге в 1901 году и продолжил в их родовом имении Архангельском под Москвой, портрет приват-доцента Московского университета, миллионера М. А. Морозова (1902, ГТГ). Нет того смирения и терпения, как в позе кузины на картине «Девушка, освещённая солнцем», когда Маша была готова сидеть и позировать часами и днями. Они настолько сблизились, что Валентин часто даже жил в их семье.
Стиль: реализм, неоклассицизм. Позже, через год, Серов воссоединился с матерю в Мюнхене где начал учиться у гравёра Карла Кёппинга, но в 1874 году Серовы переехали в Париж, где с октября был отдан в обучение И. Е. Репину, отмечавшего усердие, с которым уже в то время занимался рисованием будущий художник. Не от победы добра над злом, а радость от созерцания красоты. В1898 году появилось новое объединение художников— «Мир искусства», вэту группу вошел иСеров.
Его творчество было замечено благодарным зрителем и критиками. «Девочка сперсиками», полотна счленами императорской семьи, афиша сАнной Павловой ипортрет обнаженной Иды Рубинштейн— вспоминаем творчество известного русского художника.
Орловой. Серов часто обращался к пейзажно-жанровым композициям на крестьянские темы. И работал медленно иногда требуя 90 сеансов, что бы написать один портрет. Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович. Аудитория воспринимала подобные спектакли на ура, а у Валентина появилось прозвище «Антоша», которым его величали люди из самого близкого окружения. Отклоняет приглашение преподавать в Академии художеств. В Никольском имении мальчик узнал красоту и магию русской природы.
Коровиным. Онзанимался организацией выставок искал деньги наиздание журнала «Мир искусства». Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса.
ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаВалентин СеровГоды жизни: 19 января 1865 — 05 декабря 1911Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникВалентин Серов писал портреты ипейзажи, рисовал иллюстрации ивыпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись исостоял всовете Третьяковской галереи. 1899 год— в начале года работы Серова, два портрета и несколько пейзажей, показывались на первой выставке объединения «Мир искусства».
Когда ты повзрослеешь. потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов. Первым способом множественного репродуцирования книги была ксилография.
Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет. В 1889 году художник написал портрет, на котором изображена Прасковья Мамонтова, двоюродная сестра знаменитой «Девочки с персиками». Трубниковой (1865-1927).
В 1910 году увидели свет лучшие полотна в данном жанре, вышедшие из под пера мастера, а именно: «Одиссей и Навзикая» и «Похищение Европы». Радость беспричинная. Все это ставит В. А. Серова в один ряд с выдающимися деятелями русской культуры. В эти несчастные пропуски он писал пруд (Заросший пруд. Юноша поселяется в семье художника в Москве и начинает усердно работать под его руководством.
Там же Серов написал несколько портретов из которых «Девушка освещённая солнцем» – портрет М. Я. Симонович по-праву считается одно из лучших работ раннего периода творчества художника, наряду с «Девочкой с персиками». Это наполняет картину теплом домашнего уюта. В светском портрете нарастают черты иронического сарказма («Княгиня О. К. Орлова», 1911, там же). Обучение в гимназии К. И. Одна из сложнейших техник Валентина Александровича – игра со светом.
В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. Он добился поставленной цели — чувства «свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах» (как он позднее рассказывал художник и искусствовед Игорь Эммануилович Грабарю), воплотив в этих образах юности, света, радости принципы импрессионизма, — причем с беспрецедентной для национальной традиции последовательностью и полнотой. Что у Серова получалось такого, что никак не могло получиться у других. Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок. Рождение сына Антона. 1902.
Это объясняется, конечно же, не склонностью Морозова к публичному самобичеванию, а тем, что широко образованный промышленник «разгадал» замысел автора: воплотить в художественном образе типаж русского купца конца XIX века. Получает звание академика живописи. 1899. Единственной монументальной работой в творчестве художника стал занавес к балета «Шехерезада» 1910 года, впервые представленный широкой публике юбилейной выставке в честь художника в Третьяковской галерее в 2015 году. Героическая эпоха Петра 1, суровая и небывалая, завладевает воображением художника.
В новом свете предстал перед публикой известный промышленник и коллекционер французской живописи, приват-доцент Московского университета, автор монографий по истории. В 1900 году Валентин Серов вошел в объединение под названием Мир искусства. Она не могла себе этого позволить, все её мысли были о детях. Более того, с тех пор вообще не сделал ни одного портрета членов царской фамилии. Он создаёт серию портретных образов, в которых раскрывает общественную значимость художественной личности (портреты – М. Горького, 1904, Музей А. М. Горького, Москва М. Н. Ермоловой, 1905, Ф. И. Шаляпина, уголь, 1905, – оба в ГТГ). После написания портрета Марии Федоровны Морозовой (1897, ГРМ), матери архимиллионеров Морозовых и картины-портрета С. М. Боткиной (1899, ГРМ), показанного на Всемирной парижской выставке, началась новая линия в творчестве художника. К началу 90-х относится живописный портрет художника Константина Коровина.
Эскизные портреты детей царя— 17-летней Ксении, 14-летнего царского сына Михаила и11-летней Ольги— художник рисовал снатуры. Переезд с матерью в Киев. 1878. "Девочка с персиками". 1888. Рождение сына Александра. 1894. Андрюша Мамонтов начал позировать Васнецову 12-летним мальчиком, а когда Васнецов закончил работу, Андрею было уже 22 года.
И оба трудились по первоисточникам венецианского возрождения. Начало систематических занятий с И. Е. Михаил Врубель ввёл Серова в Абрамцевский кружок, где Серова очень полюбили и сам Савва Иванович и его жена Елизавета Григорьевна и сестра Саввы Вера, которая была замужем за Павлом Михайловичем Третьяковым и Костя Алексеев (Станиславский), родственник жены Саввы Мамонтова. В 1879 году в Репин снова дает уроки живописи четырнадцатилетнему Серову. В картинах доминируют серебристые тона, характерные и для более поздних работ Серова. Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап.
Серов проявил новые стороны своего таланта, развивая как свой собственный почерк, так и подражая манере своих современников. Левитана (1893), писателя Н. С. Это была его первая картина, которая отвечала общей направленности стиля модерн. Вслед за ней Серов создает серию портретов, написанных в этом же ключе: «Портрет Г. Л. Гиршман» (1907 год), «Портрет И. А. Морозова» (1910 год) «Портрет В. О. Гиршман» (1911 год), «Портрет княгини О. К. Орловой» (1911 год) и другие.
конец XVII-XVIII век» И. И. Кутепова (СПб. Участвовал художник и в выставках других объединений. Позже Врубель был оправдан.
«Девочка с персиками» сделала его известным, поставила в один ряд с крупнейшими русскими живописцами и стала самой знаменитой картиной Серова. Для примера стоит взять всю ту же Девушку, освещенную солнцем. – совсем неправильно. Я только высмотрел, подметил. Поленовым подает заявление в Совет Академии художеств, в котором обвиняет президента Академии (и одновременно главнокомандующего петербургским военным округом) в организации расстрела. Особую главу Валентина Александровича составляют произведения «деревенского Серова» — этюды и картины с сельским пейзажемПейзаж (французское paysage, от pays местность) — вид изображение какой-либо местности в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), а также в поэзии (пейзажная лирика) и прозе, при котором основной предмет изображения — природа.
И первый толчок, отправивший друга в дом скорби, получен от него. В Мюнхене Серов изучает коллекцию Старой Пинакотеки, копирует Веласкеса. 1886. В них находит отражение то понимание гражданской ответственности, которое было свойственно художникам-передвижникам. Сказочный народ, обитающий на нем, постоянно пребывает в полусонно-блаженном бытии.
В знак протеста он вышел из состава действительных членов Академии художеств. Для этого он особым образом выстроил композицию. Серов писал этот портрет по заказу самой княгини. Таким он образом он незаметно стал одним из лучших и наиболее авторитетных портретистов. В портретах С. М. Боткиной (1899 год) и княгини З. С. Юсуповой Серов заставляет играть обстановку, детали.
В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей. Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни художника. Домотканово". 1896. Они задались вопросом, кто же такой Валентин Серов. Во время позднего периода, который начался в 1900 году, Серов был членом влиятельного общества и журнала русского искусства «Мир искусства», который вырос, в частности из неудовлетворенности движением передвижников.
Врубелевская «Девочка на фоне персидского ковра» появилась за год до «Девочки с персиками». Она выражает надрыв, очень тяжёлое детство и юность Шаляпина. Бергман, 1846-1927), композитор и музыкально-общественный деятель. 1871. Она обожала музыку и училась в консерватории Санкт-Петербурга.
Я только высмотрел, подметил. В начале XX века Серов создавал героические портреты в жанре светского портрета он сосредоточился на резком изображении значительных творчески мыслящих художников, писателей, актёров и музыкантов: портреты Максима Горького (1904), музей Горького, Москва Ермоловой Марии (1905), Фёдора Шаляпина (уголь, 1905) – оба в Третьяковской галерее и Елены Ивановны Рерих (1909). Серов же стал поистине популярен и среди простых людей. Однако в юном Валентине Чистяков увидел настоящего гения. Он родился в Петербурге 7 января 1865 года в музыкальной семье, принадлежащей к творческой элите российского общества. Н. Ермолова», 1905 «Ф.
Живет с матерью в Мюнхене. Выбрал он композицию абсолютно случайно. Всякий, кто к ней приближался, невольно подпадал под ее очарование. Знаменитое блюдо изображенное на картине «Девочка с персиками», является своеобразным памятным знаком, в котором отдается дань тем пристрастиям, которым отдавались члены абрамцевского кружка.
Создание Серовым «Девочки с персиками» во многом перевернуло представление о детском портрете. Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем». В1896 году Серов получил право присутствовать накоронации Николая II вУспенском соборе— оннаписал акварель «Миропомазание Государя Императора». Биография художника содержит и еще один весьма интересный промежуток времени. Рисунок Серова постепенно становился всё более изысканным и экономным в использовании изобразительных средств, что особенно сказалось в поздний период (портреты В. И. Качалова, 1908, Т. П. Карсавиной, 1909, – оба в ГТГ многочисленные рисунки к басням И. А. Крылова, 1895-1911, ГТГ, ГРМ и других собраниях). В 1890-х – начале 1900-х гг. Участие во Всемирной выставке в Париже (Grand Prix за портрет Павла Александровича).
После усмирения» — Третьяковская галерея, темпера «Солдатушки, бравы ребятушки. » — Русский музей). Уже тогда Валентин Александрович заметно выделился среди остальных творцов. Да, я просидела три месяца и почти без перерыва, если не считать те некоторые сеансы, которые приходилось откладывать из-за плохой погоды. был ознаменован обращению Серова к жанру театральной сценографии. Таким образом, осенью 1874 года Серовы переезжают в Париж. Биография мальчика неожиданно изменила направление, когда внезапно умер отец.
Когда рисунки мальчика увидел скульптор М. М. Грусть его изящна.
Осенние и зимние тропинки и дороги изображенные на них, выглядят унылыми и необитаемыми. Серовы – мать и сын-вернулись в Россию. Виды на урожай 1906 года (1905, ГТГ). И купил картину.
Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году»14. Становится преподавателем МУЖВЗ. Рождение дочери Натальи. 1909. Серов бывал с Репиным в доме Мамонтовых, участвовал в их домашних спектаклях.
В связи с выполнением заказного портрета Александра III выезжал в Данию. Виды на урожай 1906 года (1905, ГТГ). В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры Девушка, освещенная солнцем (1888, ГТГ).
Летом вместе с матерью посетил Вагнеровский фестиваль в Байрейте. Своему другу А. С. Мамонтову Серов сообщает в 1890 году: Написал я в Костроме два портрета. Встречается с Л. Н.
Васнецов, работая над картиной «Богатыри», писал, что именно абрамцевские дубы научили его, как надо писать богатырей. Далее, он практически стал членом семьи Репиных. Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось. К числу лучших произведений романовской серии относится портрет Николая II 1900 года.
Рождение сына Георгия. 1895. Она оказалась права.