Старые картины масломВ разделе Живопись, Графика на вопрос Как почистить картины написанные маслом.
Издали смотрелось так, что хотелось пристрелитьбеглецов на месте, чтобы не мучались. Затем полотно протирают чистой губкой. Средств, как мы видим, рекомендуется не мало, но применять их все мы не можем уже по одному тому, что в данный момент они не все проверены лабораторно и на практике. Эти вещества разводят в воде и наносят на картину с помощью губки. Затем следует взять ватные палочки и с их помощью тонко нанести растворитель на лак.
Для этого снимают раму и кладут полотно на плоскую поверхность. Если картина покрыта лаком, то для чистки внешнего слоя нужно подготовить щадящий растворитель (перед использованием его рекомендуется протестировать — достаточно нанести его небольшое количество на угол полотна).
Затем нужно включить пылесос и деликатно удалить с его помощью пыль с картины. В частности используются смеси винного спирта со скипидаром (с последующей быстрой нейтрализацией его маслами). Картины знаменитых художников обладают высокой исторической и культурной ценностью.
Время от времени полагается делать влажную уборку. Что же делать. Пуховки и шерстяные тряпки не подойдут, так как их волокна цепляются к поверхности. Как можно освежить написанную маслом картину.
Попробуем разобраться, как же чистить рамы и картины и в каком уходе они нуждаются. В своей простейшей форме он состоит в удалении пыли с поверхности картины. Свои работы 10-15-летней давности успешно отмывал от копоти и мушиных следов тепловатой водой с мылом (хозяйственным или типа Дуру, что оказывалось под рукой) тампоном из ткани, не оставляющей ворсинок (можно марлей, предварительно постиранной). Но картина реально давила на психику.
Нынешние покрывные лаки предусматривают возможность легко их смыть при помощи спиртовых (если не ошибаюсь) растворителей, не повреждая живопись и нанести свежий слой при реставрации. Для нее используют мягкое мыло, соль или уксус.
- Приготовление массы для наклеивания сукна или кожи на столРазмешивают в воде 1 фунт (1 фунт 409, 5 грамма) пшеничной муки, 2 столовые ложки истолченной канифоли и 1 столовую ложку истолченных квасцов. Очистка картины — осторожный и поступательный процесс. Так как новые масляные картины нельзя тотчас покрывать лаком, так как он слишком глубоко въедается в краски, то картины обыкновенно покрывают специально приготовленным составом. Периодически таким же образом чистят обратную сторону холста. В реставрационных мастерских для снятия старого лака применяются различные составы.
1) Для чистки картины, написанной маслом, следует подготовить широкую кисть с мягким ворсом. Известно, например, что Тициан наносил до 30 – 40 лессировок. Положение усложняется еще и тем, что старые картины несут на себе многочисленные изменившиеся в цвете лаковые слои, начиная от авторского, по своей давности почти равняющегося лессировочным покрытиям и кончая самым поздним. Старые мастера фламандской и итальянской школ, чтобы добиться свечения и прозрачности красок, делали специальные подмалевки на белых и тонированных грунтах красками чрезвычайно ограниченной палитры, часто даже «гризайлью» (1, накладывали слои краски в светах пастозно, в тенях – тонкослойно (с расчетом на просвечивание грунта) и заканчивали свои вещи цветными лессировками (2.
Но так же, как много времени занимает поиск хорошей картины маслом, она требует тщательного ухода, чтобы сохранить свою красоту на долгие годы. Для этого нужна очень мягкая щетка. Чтобы под картинами не оставался след, следует приклеить на раму специальные «стопперы» — плоские подушечки, пластмассовые диски, резиновые «ножки» или прибить обойные гвоздики с выпуклыми шляпками, которые будут держать картину не на стене, а на расстоянии нескольких миллиметров, что позволит свету равномерно распределяться, а пыли — не скапливаться над рамой и на самой стене. Полученное жидкое тесто ставят в маленьком котле на огонь и снова помешивают. Владение хорошей картиной всегда является предметом гордости.
Лессировки делались красками на маслах или лаках. Картину подсушивают с помощью полотенца, после чего ее покрывают лаком.
У него в квартиребыла репродукция картины «Детибегущие от грозы», так он её так старался очистить внизу, что протёр почти до холста. Кроме того, между слоями лака и поверх его часто бывают налеты грязи.
Надеюсь, специалисты здесь найдутся и смогут помочь многим спасти старые работы. Если это произошло, процесс очистки следует немедленно прекратить. Чтобы под картинами не оставался след, следует приклеить на раму специальные «стопперы» – плоские подушечки, пластмассовые диски, резиновые «ножки» или прибить обойные гвоздики с выпуклыми шляпками, которые будут держать картину не на стене, а на расстоянии нескольких миллиметров, что позволит свету равномерно распределяться, а пыли – не скапливаться над рамой и на самой стене. Вот и не верь после этого в магию ауры вещей. прочно держатся и растворение их полностью может привести к «перетравливанию» участков, уже промытых.
Для этого полотно следует вытащить из рамы и аккуратно уложить на чистую поверхность. Извините уж за кровожадность. Когда клей просохнет, отвисающие по краям концы сукна обрезают.
Иногда уже по лессировкам художники делали последние удары густыми мазками. Но прежде всего следует приступить к чистке обратной стороны картины. Но если у Вас картины написаны с завершающими тонкими лессировками (как это было принято у многих старых мастеров) – надо быть очень осторожными при таких операциях.
Важно – перед водными процедурами аккуратно снять пыль с поверхности сухой щетинной кистью (обычной малярной), чтобы потом ее меньше забивалось в мельчайшие бороздки живописного слоя, при смачивании водой. Поверхность полотна постепенно собирает пыль и грязь. Мел этот должен впитать в себя петролейный эфир, растворивший в себе жировые вещества. Яичный белок перемешивают с несколькими ложками водки до тех пор, пока все не превратится в пену состав оставляют в покое на несколько часов, по прошествии которых осторожно сливают светлую жидкость, образовавшуюся под пеной и при помощи мягкой губки мажут ею картину несколько раз, давая каждый раз высохнуть. Эти средства часто комбинируются с механическим удалением наслоений посредством скальпеля.
Рембрандт свою пастозную живопись также завершал лессировками (3. В местах кракелюра водные процедуры не стоит делать – кусочки краски просто осыпятся. В таком случае следует покрыть этот слой лака петролейным эфиром и оставить так на 24 часа, по прошествии которых на петролейный эфир надо насыпать, через сито, слой мельчайшего порошка мела (картину надо, конечно, положить горизонтально).