Дата рождения: 11 мая 1824 года. Дата смерти: 10 января 1904 года. Полное имя: Жан-Леон Жером (Jean-Leon Gerome). Французский художник, ярчайший представитель академической живописи. Jean-leon Gerome 11. 05. 1824 г., Везул, департамент Верхней Соны — 10. 01. 1904 г., Париж) — французский художник, прославившийся картинами разнообразного содержания, преимущественно изображающими быт античного мира и Востока.
Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии— для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса. Сохранив композицию прежней работы, в 1872 году он исправил технические недостатки и смог создать подлинно драматическое по содержанию полотно. Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота.
Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822 – 1901). Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал9. Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение. – «Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века.
В результате 1847 год стал решающим в его карьере. Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами. Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера)7980. Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре— «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце. Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты.
Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек»8. Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора». Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую. Тем не менее, большинству обозревателей манера Жерома пришлась по душе, поскольку соответствовала настрою публики Июльской монархии, не любившей глубоких исторических и мифологических сюжетов и жаждавшей занимательности.
В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне. Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали— ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии)32. Картина «Петушиный бой» была замечена зрителями и художественными критиками и принесла автору медаль третьего достоинства. Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема63.
Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. И дела госпожи Фуад действительно быстро пошли на лад.
Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль. Во время революции трое друзей – Жан Жером, Анри Пико (1824 – 1895) и Жан Хамон (1821 – 1874) – образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27. Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие.
В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра». Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота. Его главным наставником стал Клод Карьяж (1798 – 1875), учившийся у Энгра и Реньо и внедрявший своим подопечным основы академической живописи. После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован12. Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670). Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается. Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё.
Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» – этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие. Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды25. По другой версии, она исполнила роль Афродиты.
После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона – «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея». Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории. Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому». Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»).
Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти. Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством. Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой. В июне 1871 года он вернулся в Париж. В автобиографии он утверждал, что проучился у Глейра всего 3 месяца и его искусство не оказало на начинающего живописца существенного влияния. Еще замечательные высоко драматическая Дуэль после маскарада (1857 год, находится у герцога Омальського повторение – в Кушелевской галереи Императорской академии художеств) появились после поездки художника на берега Нила Египетские рекруты, под конвоем албанских солдат в пустыне (1861 год).
Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица» : художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи. В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар59.
Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи)— египетские танцовщицы. На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены. В результате 1847 год стал решающим в его карьере. По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность»22. По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором— либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней).
Я знаю количество букв в Коране и стихи, отменяющие и отмененные и суры мекканские и мединские и причины их ниспослания я знаю священные предания, по изучению и по передаче, подкрепленные и неподкрепленные я изучала науки точные и геометрию и философию и врачевание и логику и риторику и изъяснение и запомнила многое из богословия. Затем были написаны не менее удачные «Анакреон, заставляющий плясать Бахуса и Амура» (1848), «Греческий лупанар» (1851), «Идиллия» (1853). Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул. Отец будущего художника был ювелиром, а мама – дочкой простого лавочника. Следующий год становится переломным в его карьере художника: Парижский салон, картиной «Молодые греки забавляются петушиным боем» Жан-Леон заявил о себе, как о состоявшемся художнике.
После 1848 года, когда была установлена республиканская форма правления, Жан-Леон Жером пишет скандальную картину под названием «Гинекей». Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений. На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину. В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. Цена на них колеблется от 1000 до 20 000 франков или около этого.
Для того чтобы заплатить последнюю сумму, невольница должна быть необычайной красоты. Адвокат – знаменитый оратор Гиперид, видя, что его речь не производит на суд особого впечатления, сдёрнул с Фрины её одежды.
Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие). Судя по тому, как она называется (гинекей – закрытая женская половина дома у греков), ничего особенного не должно быть изображено. Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку. Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве.
В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков). При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома77. По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел. По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина.
На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу. Окрыленный успехом он забыл про потерянную премию и создал множество сюжетных картин и портретов, которые считаются образцом академизма. Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке». Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики72.
На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот». Воистину, в Египте на земле работают лишь феллахи. В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками.
Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее). Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание – без каталога). С этих пор одаренный художник мог заниматься исключительно совершенствованием техники рисунка благодаря ежемесячной финансовой поддержке родителя, посылавшего сыну по тысяче франков на содержание. Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа».
Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории». Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso». На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно. Картины, сюжеты и образы которых были навеяны египетским путешествием, Жером выставил на Салоне 1857 года.
Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством. На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать. Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота.
На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину. Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso»49. Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям45. Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды.
На заднем плане сидят одетые, подготовленные к продаже женщины. В течение практически всей жизни Жером пользовался благосклонностью критиков и успехом у покупателей, особенно в США, где он стал популярным с 1870-х годов. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс.
В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину – «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне. Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической»11. Полотно велико по размеру – 134 203 см. В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал».
По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа. И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие». Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». Хозяйка делает им одежду, учит их вести себя прилично, а также говорить по-турецки. Вот таким образом правителям Востока дарили тигров и при этом считали, что смерть хищника предвещает конец его владельца.
Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема. Однако в неменьшей степени для него характерен мотив закрытых дверей, воспринятый и его учеником— В. В. Верещагиным55. Среди его учеников был известный гравёр Шарль Альбер Вальтнер. Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов. В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом. По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества». По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором – либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней).
По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане. Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар64. Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку. 25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил. Он стал причастен к группе художников под названием «нео-греки», которая сформировалась в мастерской Шарля Глейера. При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома.
Сравните положение этих невольников с положением рабов в Америке. В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом. Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой62. Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре – «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце. 1 января 1868 года Жером оставил своих студентов на попечение Г. Буланже и отбыл на Ближний Восток в компании товарищей – восьми художников и писателей.
Итогом стала картина «Pollice Verso» (с лат. На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы – особенно выделялась картина «Аве Цезарь». В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться. Усилив этими работами свою уже и без того громкую известность, Жером обратился на некоторое время снова к быту современного Востока и написал картины: Перевоз пленника по Нилу (1863 год), Турецкий мясник в Иерусалиме, Алмия, Рабочие на молитве (1865 год), Арнаут, которые играют в шахматы (1867 год) иногда он брался за темы из французской истории, такие как, например, Людовик XIV и Мольер (1863 год), Прием сиамского посольства Наполеоном (1865 год).
В 1843 году Жан-Леон отправился с наставником в длительную командировку в Рим, где юноша работал в полном единении с итальянской природой. Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. Они продаются обыкновенно в возрасте 12–13 лет, но бывали случаи продажи 6–7-летних. Я почувствовал, как у меня сжалось сердце.
Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии. Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане. В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. Удивительно верно артист передавал во своих полотнах национальные особенности бытовых сцен да портретируемых.
Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским». По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина. В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра». Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность. Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане69.
В мастерской художника обучались многие художники с Востока, в том числе Осман Хамди Бей и Халиль Паша. Но еще больше его увлекает древнеримская и древнегреческая история. После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован.
Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений. Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах. Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома».
Золя заявил, что у Жерома «сюжет – всё, а живопись – ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. Силы его постепенно иссякали, 31 декабря 1903 года он писал бывшему ученику – Обле, что чувствует приближение кончины. Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы.
О Таваддуд, какие науки ты хорошо знаешь. На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso».
Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»)42. Силы его постепенно иссякали, 31 декабря 1903 года он писал бывшему ученику— Обле, что чувствует приближение кончины. Не найдя других способов сбыта своей «продукции», госпожа Фуад решила прибегнуть к потусторонним силам. Жан-Леон Жером (фр. По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел. Jean-Lon Grme 11 мая 1824, Везуль, Верхняя Сона – 10 января 1904, Париж) – французский художник, художник и скульптор, представитель академизма (иногда причислялся к стилю «неогрек»).
многие сильный пол своей смертью платили из-за расположение ею во ход одной ночи. Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен. Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных». Гаремные и банные сцены Жерома в достаточной мере условны, здесь в полной мере проявились эстетические принципы Энгра, который всегда заменял «эротическую чувственность» на «топографическую поэзию»54. В 1846г.
Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились. «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований— якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине58. В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом.
При этом он выставлял свои картины каждый год. Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера). Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии. Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей.
В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. Но тем не менее она продолжалась, хоть и не так открыто. Вскоре в том же году ушли из жизни шурин— Альбер Гупиль — и его отец Адольф. По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца.
Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842 – 1912) – дочери торговца картинами. Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми»14. В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра». Гаремные и банные сцены Жерома в достаточной мере условны, здесь в полной мере проявились эстетические принципы Энгра, который всегда заменял «эротическую чувственность» на «топографическую поэзию»54. Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому»73.
Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных». Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес). В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803—1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана.
В самом начале Жан-Леон обучался у своего отца, золотых дел мастера, что помогло ему развить утончённый художественный вкус. Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль. В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом». Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой.
Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической». В течение 2 лет, вместе с учителем, Жером путешествует по живописным местам Италии. В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал».
Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия». Для работ он выбирает приглушенные краски, но всегда тщательно работает с освещением. В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем. В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом».
По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца15. В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом78. В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков). «Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей.
Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс71. Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита. На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены. На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот»13. Призванный ею маг снабдил эту удивительную особу «волшебной рубашкой, обладавшей свойством придавать неотразимую прелесть той особе, которая ее надевает». На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура. Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи)— египетские танцовщицы.
В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн). Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем. Жан-Леон Жером (Jean-Lon Grme, 11. 05. 1824-10. 01. 1904) родился в Везуле (департамент Верхняя Сона) в семье ювелира. Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями. По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане.
В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн). В целом это типичная картина начинающего художника с определенными ошибками. К счастью Жан-Леон Жером продолжал свои художественные упражнения и в 1847 г. в Салоне представил свою картину «Петушиный бой», которая принесла ему Медаль 3-ей степени. Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса. Продажа рабыни. Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале.
Безмятежное спокойствие неба и причудливые узоры, которые выписывали во дворе солнечные лучи, тщетно восставали против этого красноречивого отчаяния. Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем. В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803 – 1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана. Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале.
Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку. Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы.
На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине – в Везуле), организованная также Экерманом. Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. «Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей. 1880-е годы были тяжелы для Жерома в сугубо личностном отношении: в 1884 году скончался его отец, мать переехала в Париж. Последующие критики, в том числе в ХХ веке, склонны соглашаться с этими суждениями32.
Этому униженному существу покупатели заглядывают в рот, осматривая, как у лошади, зубы. Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота. На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать. И маскарад— не маскарад и драма— не драма»27. Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты.
Для этой картины использован интерьер Львиного дворика в Альгамбре, увиденный во время путешествия в Испанию. 15 января 1863 года были оглашены новые правила приёма картин в Салон: отныне каждый художник имел право представить не более трёх работ, вводился конкурсный отбор. 11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном. Во внутреннем дворике устроен торг.
Итогом стала картина «Pollice Verso» (слат. —«Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века. По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность».
Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар. Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали – ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии). и некоторых других.
Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским». По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества»21. Во время революции трое друзей — Жан Жером, Анри Пико (1824—1895) и Жан Хамон (1821—1874) — образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27. Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков66. Увеличив этими работами свою уже и без того громкую известность, Жером обратился на некоторое время снова к быту современного Востока и написал картины: «Перевоз пленника по Нилу» (1863), «Турецкий мясник в Иерусалиме», «Алмея», «Рабочие на молитве» (1865), «Башня мечети Аль-Эссанейн, с выставленными на ней головами казнённых беев» (1866) и «Арнауты играющие в шахматы» (1867), «Рынок рабов в Риме» (1867) порой он брался также за темы из французской истории, каковы, например, «Людовик XIV и Мольер» (1863), «Приём сиамского посольства Наполеоном» (1865) и «7 декабря 1815» (смерть маршала Макдональда).
Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность65.
На ней изображены обнаженные юноша и девушка, наблюдающие за дракой петухов. Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада». На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег. В «Тысяче и одной ночи» описываются достоинства, которыми должны были обладать будущие наложницы: «И посредник на некоторое время скрылся и пришла с ним девушка стройная станом, с высокой грудью, насурьмленным оком и овальным лицом, с худощавым телом и тяжкими бедрами, в лучшей одежде, какая есть из одежд и со слюной слаще патоки и ее стан был стройнее гибких веток и речи нежнее ветерка на заре.
Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах. Она подходит только для тебя, а ты подходишь только для нее». Разделяя таким образом свою деятельность между Востоком, Западом и классической древностью, Жан-Леон Жером был известным благодаря последней. В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом.
Начиная с 1870-х годов, творческая способность Жана-Леона Жерома заметно ослабевает, за этот период можно назвать только три его произведения, вполне достойные приобретенной им репутации: Фридрих великий (1874 год), Серый кардинал (1874 год) и Мусульманский монах у дверей мечети (1876 год). Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики. По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа. С ним произошло множество приключений: в течение 17 дней он пересекал Сирийскую пустыню, на Пасхе побывав в иерусалимской церкви Гроба Господня и так далее. Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории».
Жан-Леон Жером (фр. Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие).
Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога). И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие». Перед этим он поделился своими сомнениями с Деларошем, с которым постоянно общался и чьё мнение было для него руководящим.
Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями32. Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия». Эрмитаж, Санкт-Петербург, Российская Федерация. Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти28. Рабы стоят дорого, вот таким образом их силы берегут и занимают лишь работой по дому. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее). В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться. В древнегреческой традиции женщины – существа тихие и забитые и брак у греков моногамный.
Она сейчас находится в музее Орсе. Тем не менее она имела успех у публики и получила медаль Салона. У меня просили пять кошельков (шестьсот двадцать пять франков) мне хотелось заплатить только четыре но, вспомнив, что речь шла о покупке женщины, я подумал, что подобный торг неуместен. Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение.
Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков. Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны»18. В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками. «Кажется, закроется занавес и смертельно раненый Пьеро встанет и откланяется зрителям. В Каире художник получил аудиенцию хедива Исмаил-паши, далее осмотрел Гизу и Файюмский оазис. На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура.
Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. Жером получил заказ на официальное полотно, запечатлевшее это событие для художника это был весьма выгодный заказ, а, кроме того, его картина предназначалась для Версаля. По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной».
По другой версии, она исполнила роль Афродиты. он потерпел неудачу в попытке получить премию и грант на обучение «Римской премии» (Prix de Rome), зато уже в следующем году на Парижском салоне он заставил говорить о себе картиной «Молодые греки забавляются петушиным боем». В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину— «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне.
В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем. Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта»16.
— спросил он посредника. «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований – якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине. 25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил. Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства. На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег53. С 1839 по 1876 год в Османской империи идут конституционные преобразования.
И маскарад – не маскарад и драма – не драма». Прусский король Вильгельм I наградил его Большим Орденом Красного Орла 3-ей степени.
Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории. Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства15. И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве».
Масло, холст. Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса. В последнее время он пробовал свои силы в скульптуре.
После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея»45. — Мое имя Таваддуд, — отвечала невольница. Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами. Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому»73.
В Салоне 1847 года Жан-Леон Жером выставил работу под названием «Молодые греки смотрят на петушиный бой». Постепенно формируются стиль и сюжетные предпочтения. Вскоре в том же году ушли из жизни шурин – Альбер Гупиль – и его отец Адольф. А. И. Сомов утверждал, что в 1870-х годах картины Жерома заметно уступали по своим художественным качествам полотнам, созданным в предыдущее десятилетие.
В июне 1871 года он вернулся в Париж. Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку. — спросил халиф. Из-за лихорадки ему пришлось вернуться на родину. Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши».
Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё. Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке»26. Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны». Полотно велико по размеру — 134 203 см. Несравненно больший успех имели.
Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667 – 1670). Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 года картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее). Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую6028. Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес).
Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада». Говоря кратко, я дошла до того, что знают лишь люди, утвердившиеся в науке». В отличие от светло-коричневой палитры Делароша, Глейр использовал светлую гамму, что сказалось и на манере Жерома.
После падения империи и установления Третьей республики историческая живопись стала цениться меньше и после 1875 года Жером переключился преимущественно на небольшие жанровые композиции. Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми». Известно, что Жан-Леон Жером был профессором в Школе Изящных Искусств. «Кажется, закроется занавес и смертельно раненый Пьеро встанет и откланяется зрителям.
В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822—1901)23. Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве. Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов. Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен28. На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу. В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра».
Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (эта работа представлена в постоянной экспозиции парижского Музея Орсе). Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве48. Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи. Их заставляли ходить им стучали по спине и по груди им велели показывать язык.
Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора».
Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей40. Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар.
В центре композиции стоит владелец рабыни и три покупателя. Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается. По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной». Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно.
Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии – для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса. Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков. Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа». По мнению и Дж. Жан-Леон Жером изобразил просто гарем с обнаженными женскими телами.
Да сделает ее Аллах для тебя благословенной. Уроки скульптуры давал ему друг и сверстник – Э. Фремье и в дальнейшем Жером неизменно называл себя в каталогах учеником Фремье. Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно15. Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии.
И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве». Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики72. По мнению и Дж.
В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне. Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома»17.
Вернувшись в Париж, работал некоторое время под руководством Глейера, а потом снова у Делароша. Сам Луи Наполеон приобрел скандальную картину Жерома «Греческий интерьер», решительно отвергнутую искусствоведами французской столицы. Поскольку Деларош закрыл свою мастерскую, студентов он передал под начало швейцарца Шарля Глейра.
Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта». Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии. Жерому удалось убедительно передать отчаяние всадника, который не может примириться с гибелью животного. Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков29. А. И. Сомов утверждал, что в 1870-х годах картины Жерома заметно уступали по своим художественным качествам полотнам, созданным в предыдущее десятилетие.
Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал. Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве.
11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном. Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились. В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. С женщины сброшена одежда и она жалкой кучкой лежит рядом. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс71.
Дополнительное обучение ему предоставляет известный педагог – Шарль Глейр. Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек». Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям.
Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита. Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842—1912) — дочери торговца картинами. На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно57. План ее состоял в том, чтобы околдовывать потенциальных клиентов. Критики проигнорировали работы самого Жерома, однако Шанфлёри весьма сурово оценил картины друга художника – Пико – и даже заявил, что такие картины следовало бы навсегда исключить из выставок.
На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы— особенно выделялась картина «Аве Цезарь».