Дата рождения: 11 мая 1824 года. Дата смерти: 10 января 1904 года. Полное имя: Жан-Леон Жером (Jean-Leon Gerome). Французский художник, ярчайший представитель академической живописи.
В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар59. Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно15. Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились. В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться. В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы.
Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. Тем не менее, большинству обозревателей манера Жерома пришлась по душе, поскольку соответствовала настрою публики Июльской монархии, не любившей глубоких исторических и мифологических сюжетов и жаждавшей занимательности. Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики72. Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали— ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии).
Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670). На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно57. Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке».
Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений. Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита. Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории. О реакции императора ничего не известно, однако Жером удостоился звания кавалера Почётного легиона.
При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома. Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается. В июне 1871 года он вернулся в Париж. По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел. Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем. На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы— особенно выделялась картина «Аве Цезарь». Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии.
Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё. Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие. Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям45. Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso». В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом.
Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям. Его главным наставником стал Клод Карьяж (1798—1875), учившийся у Энгра и Реньо и внедрявший своим подопечным основы академической живописи. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс71. Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес).
Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул. На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура. Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора». Затем были написаны не менее удачные «Анакреон, заставляющий плясать Бахуса и Амура» (1848), «Греческий лупанар» (1851), «Идиллия» (1853). Синатра с друзьями отблагодарили его за это. На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот»13.
На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены. Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842—1912) — дочери торговца картинами.
25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил. Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали— ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии)32. Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды. Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми»14. В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом.
В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803—1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана.
Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль. В 1860 году для торговли и дипломатических отношений с Францией открылся Сиам, послы которого были представлены Наполеону III летом следующего года.
Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую6028. Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно. В результате 1847 год стал решающим в его карьере. Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны». По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором— либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней).
Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане. В дальнейшем он рассматривал скульптуру как необходимый подготовительный этап для работы над картинами и комбинировал вылепленные из гипса фигурки главных персонажей. По другой версии, она исполнила роль Афродиты. Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии. Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве48.
Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории». Местный виноград был выкорчеван, а землю засадили саженцами из Франции. По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность». Подача вина Самое дорогое вино в мире Сорта винограда Тосты о вине Флуд о винеВнимание.
По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина. На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать. Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота.
По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества». Прусский король Вильгельм I наградил его Большим Орденом Красного Орла 3-ей степени. Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии— для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса. Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно. Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера)7980.
Полотно велико по размеру — 134 203 см. Вообще эта картина передаёт атмосферу тоски и одиночества, которые несколько компенсируются розовыми тонами восходящего Солнца56. Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти28.
В течение 2 лет, вместе с учителем, Жером путешествует по живописным местам Италии. Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность. Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической»11. Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой62. Первым сюрпризом оказывается то, что Жан Леон — это не настоящее имя. В 1853 году император Наполеон III объявил о проведении в 1855 году в Париже Всемирной выставки. Перед этим он поделился своими сомнениями с Деларошем, с которым постоянно общался и чьё мнение было для него руководящим.
Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством. Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие). Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому»73. В 1846г. Вскоре в том же году ушли из жизни шурин— Альбер Гупиль — и его отец Адольф.
В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем. Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар. Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии.
Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso»49. Что же такого сделал Жан Леон для того, чтобы заслужить это. «Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей. На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег53. В 1865 г. Жан-Леон Жером был избран в члены Института Франции, в 1867 г. – назначен офицером Ордена Почетного Легиона, в 1869 г. – был избран почетным членом Британской Королевской Академии.
Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства15. В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822—1901). По мнению и Дж. Одна из его самых известных историй той эпохи связана с Фрэнком Синатрой. Приключения Жана Леона — винодела начались, конечно, в ресторане «Ла Скала», где в 50-х годах он познакомился с ученым по имени Мейнард Эндрю Америн, профессором виноградарства и виноделия в Калифорнийском университете Дейвиса.
В самом начале Жан-Леон обучался у своего отца, золотых дел мастера, что помогло ему развить утончённый художественный вкус. По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца. При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома77. Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё.
В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом. В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом». Однако два года спустя, в 1957 году, Жан Леон открыл ресторан «Ла Скала» в Беверли-Хиллз и ему было суждено превратиться в место встречи всех голливудских звезд. На погребении К. Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег. Этому испанцу удалось преуспеть в Голливуде, где он открыл популярный ресторан и наблюдал, как в 1981 году президент Рональд Рейган выбрал его вино Jean Leon из региона Пенедес для банкетов в честь своей инаугурации в Вашингтоне.
Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие. В результате 1847 год стал решающим в его карьере. Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии— для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса. По мнению и Дж. Для работ он выбирает приглушенные краски, но всегда тщательно работает с освещением.
По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества»21. Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку. Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса. Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса. Последующие критики, в том числе в ХХ веке, склонны соглашаться с этими суждениями. По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной». Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада».
Дополнительное обучение ему предоставляет известный педагог – Шарль Глейр. Итогом стала картина «Pollice Verso» (слат. —«Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века. На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы— особенно выделялась картина «Аве Цезарь». Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами. Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому».
На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать. Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы. Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики.
Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой. В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал». В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом. Его главным наставником стал Клод Карьяж (1798—1875), учившийся у Энгра и Реньо и внедрявший своим подопечным основы академической живописи.
При этом он выставлял свои картины каждый год.
Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей40. Картина писалась в сжатые сроки и не удовлетворяла художника, однако была выставлена в Салоне 1848 года и принесла ему медаль второго достоинства. Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога).
По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина. Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение. На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее).
По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность»22. На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину. Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. Гаремные и банные сцены Жерома в достаточной мере условны, здесь в полной мере проявились эстетические принципы Энгра, который всегда заменял «эротическую чувственность» на «топографическую поэзию». Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность65.
Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды25. В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину— «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне. Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома».
В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков). Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане69. Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей.
он потерпел неудачу в попытке получить премию и грант на обучение «Римской премии» (Prix de Rome), зато уже в следующем году на Парижском салоне он заставил говорить о себе картиной «Молодые греки забавляются петушиным боем». 11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном. «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований— якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине58.
После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован. В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом». Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар64. 25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил. И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие». Полотно велико по размеру — 134 203 см. Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи. И маскарад— не маскарад и драма— не драма»27.
В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. Он не сразу дошёл до такой философской жизни. В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками. Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842—1912) — дочери торговца картинами. В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы.
Потерю родственников Жан-Леон переживал очень тяжело, поскольку с Альбером дружил, реализовывал через него свои работы и брал его с собою в путешествия. На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается.
Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта»16. Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита. Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия». Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским». В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом. Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты.
Его средиземноморская кухня и французская атмосфера принесли успех. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее). Философия винодельни всегда была ориентирована на качество и элегантность.
Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес). Постепенно формируются стиль и сюжетные предпочтения. Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре— «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце. В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться.
Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек». Жан-Леон Жером (Jean-Lon Grme, 11. 05. 1824-10. 01. 1904) родился в Везуле (департамент Верхняя Сона) в семье ювелира. Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков. Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота. На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре— «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце.
Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков66. В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн). Для этой картины использован интерьер Львиного дворика в Альгамбре, увиденный во время путешествия в Испанию. Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»)42. Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году.
В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем. В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне. Следующий год становится переломным в его карьере художника: Парижский салон, картиной «Молодые греки забавляются петушиным боем» Жан-Леон заявил о себе, как о состоявшемся художнике.
Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи)— египетские танцовщицы. И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве». Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве.
В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра». Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку.
Диоген понял это в прямом смысле и стал перечеканивать монеты. Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями32.
После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея»45. В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом78. Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах. Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа». Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве.
Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных». Вскоре в том же году ушли из жизни шурин— Альбер Гупиль — и его отец Адольф. 11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном.
Король Беверли-Хиллз» раскрывает секреты его успеха. Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством. В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822—1901)23. В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне. Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул. Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных».
Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема63. В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803—1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана. В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар.
Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским». Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. В июне 1871 года он вернулся в Париж. Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков.
Жером активно занимался благотворительностью, состоял в нескольких комитетах по помощи немощным художникам и их вдовам и всегда ходил на похороны коллег. Путешествие в Египет продлилось 4 месяца, в течение которых путешественники наняли лодку с каютами и активно занимались экскурсиями по стране, рыбной ловлей и прочим. Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории.
Во время революции трое друзей — Жан Жером, Анри Пико (1824—1895) и Жан Хамон (1821—1874) — образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27. Во время революции трое друзей — Жан Жером, Анри Пико (1824—1895) и Жан Хамон (1821—1874) — образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27.
По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа. По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел. Примерно в то же время Жан Леон подружился с Джеймсом Дином. Занятый этим неблаговидным делом он увидел пробегающую по полу мышь.
Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую. По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа. Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах.
Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились. Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта». Вскоре в меню появились блюда, которые отдавали дань завсегдатаям и в нем можно было увидеть, например, феттучини Мэрилин, говядину а-ля Пол Ньюман, курицу Дина Мартина Лиз Тейлор так нравились каннеллони из «Ла Скала», что иногда их отправляли самолетом в отель «Савой» в Лондон.
Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера). Он был настолько популярен, что в 1869 г. Жерома официального пригласили на открытие Суэцкого канала. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс. Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота.
По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором— либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней). Он стал причастен к группе художников под названием «нео-греки», которая сформировалась в мастерской Шарля Глейера. Известно, что Жан-Леон Жером был профессором в Школе Изящных Искусств. Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому.
В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра». Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы. Тем не менее, Жан Леон пошел дальше и стал виноделом. И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве». В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков). Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль.
Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада». Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов. По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной». Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия».
Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие».
«Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований— якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине. К счастью Жан-Леон Жером продолжал свои художественные упражнения и в 1847 г. в Салоне представил свою картину «Петушиный бой», которая принесла ему Медаль 3-ей степени. Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога).
После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован12. Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков29. На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура.
Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве. В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра».
На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу. Книга журналиста Себастьяна Морено «Жан Леон. После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Смерть маршала Нея». Жерому удалось убедительно передать отчаяние всадника, который не может примириться с гибелью животного.
Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми». В результате творчество Жерома было популярным и у любителей исторических сюжетов и у ценителей жанра ню31. Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»). Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку. В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало.
Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен28. На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены. Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти.
«Кажется, закроется занавес и смертельно раненный Пьеро встанет и откланяется зрителям. В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками. Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен. 1 января 1868 года Жером оставил своих студентов на попечение Г. Буланже и отбыл на Ближний Восток в компании товарищей — восьми художников и писателей. Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений. Итогом стала картина Pollice Verso (лат. Большие пальцы вниз, то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века.
Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал. В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн). Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек»8.
Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора». Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической». Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема. Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами.
Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота. Количество Вид вина Белые вина Белое полусладкое Белое сладкое Белое полусухое Белое сухое Красные вина Красное полусладкое Красное полусухое Красное сладкое Красное сухое Розовые вина Розовое полусладкое Розовое сладкое Розовое сухое Розовое полусухое Верде (зелёное вино)Аксессуары для вина Бокалы для вина Декантеры для вина Деревянные ящики Дозаторы для вина Штопоры для винаО вине Винная карта. Певец был замешан в одном мутном деле —он напал на предполагаемого любовника жены своего друга, — и Жан Леон свидетельствовал в его защиту, что оба не покидали ресторан.
Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты. «Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей. Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии. В дальнейшем он рассматривал скульптуру как необходимый подготовительный этап для работы над картинами и комбинировал вылепленные из гипса фигурки главных персонажей.
Хорошо зная мир Востока, Жером имел представление о том, что тигры внушали местным жителям мистический ужас. Но еще больше его увлекает древнеримская и древнегреческая история.
Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома»17. Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение. Винодельня также была построена по образцу бордосских шато. «Кажется, закроется занавес и смертельно раненый Пьеро встанет и откланяется зрителям. Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа».
Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов. Жан-Леон Жером (фр. На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот».
Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку. Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи. По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане. По другой версии, она исполнила роль Афродиты.
Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории». По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане. «Я решился на Пенедес, — рассказывает он, — благодаря совету профессора Америна. И маскарад— не маскарад и драма— не драма». В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра».
В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину— «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне. Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке»26. По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца15.
Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны»18. В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал». Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства. Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем.
Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал9. Из-за лихорадки ему пришлось вернуться на родину. На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину.