Затем пражская школа живописи распространила своё влияние на северо-запад (Вестфалия, Люксембург, Нидерланд, вплоть до Парижа, с особенной силой воздействуя на местные школы Южной Германии и Австрии— Нюрнберг, Мюнхен, Зальцбург, Вена, Тироль). Поиск и отбор источников по выбранной теме 2. к примеру портрет самого герцога, сохранившийся в копии (Лувр): непропорциональная вытянутость фигуры, маленькая голова, манерный жест рук, отсутствие пространственной глубины, плоскость силуэта. В некоторых русских землях иконы писались на ткани, которую покрывали левкасом. Практически полностью художественная культура была посвящена религиозной тематике.
Их резиденции становятся сосредоточием лучших творческих сил. Показательно, что все инструменты, необходимые для выполнения резцовой гравюры, — штихели (резаны), пунсоны для наколачивания точек, шлифовальные гладилки, шаберы для срезания металлических заусенцев — заимствованы из арсенала ювелирного искусства. По итальянской традиции фон золотой изображение профильное и погрудное. Люди изображенные Джотто, настолько реалистичны, что кажутся живыми – до него такого никому не удавалось. Это «зеркало», по представлениям древних, должно было отражать духовный мир человека с помощью особых символов – данными символами и являлись картины.
Эти франко-фламандские мастера ассимилируют влияние итальянской (в первую очередь сиенской) живописи и во 2-й пол. Особой популярностью пользовалось изображение донатора (особы, оплатившей изготовление алтарного образа и пожертвовавшей его церкви), которого его святой покровитель представляет Мадонне. Возникла масляная живопись. Изображение собаки утверждается здесь как приверженность дьяволу, жадность и зависть. В руке у нее раскрытый циркуль, к поясу привязаны связка ключей и кошель.
Рафаэль был поклонником античного искусства и это повлияло на его творчество. Романский художник, хотя и живет в мире, где «сквозь царство порядка глядят глаза хаоса», является близким или далеким учеником восточных – сирийских и византийских – учителей, учеником их ученика, падеборнского монаха Феофила, более, чем он, далеким от традиций античности. В Милане возникает космополитическая придворная культура, в которой складывается искусство ломбардских художников, которое отличается жанровой интерпретацией светских сюжетов, наблюдением природы и животного мира.
Само итальянское слово fresco означает свежий. То же самое прослеживалось и в живописи. На картинах стали изображать не духовный, а материальный мир. Эти картины, вернее иконы, считались своеобразной проповедью, которая поучает без слов. Репрезентативные и натуралистические тенденции проявляются во всех видах скульптуры (надгробия, донаторские, светские статуи) и следующий качественный скачок происходит в творчестве Клауса Слютера, голландца, работавшего в Дижоне (Филипп II Смелый и его жена Маргарита Фландрская, портал церкви Шанмоль).
Так как человек был сотворен «по образу и подобию Божьему» индивидуальный облик любого на земле был результатом случайного— и вот таким образом второстепенного отклонения от высшего идеала, вызванного первородным грехом. Иногда изобретение масляных красок приписывают именно ему. Принцип «подражания натуре» был чужд эстетической природе Средних Веков. Во Фландрии были изобретены масляные краски. С наступлением готического периода живопись в Италии вышла на первый план.
Влияние раннего итальянского треченто спорадически проявляется в живописи и миниатюре Северной Европы уже в 1-й трети XIV века, а деятельность Симоне Мартини, Маттео Джованнетти и других «авиньонцев» в 1340-е гг., где сложилась своя итало-провансальская школа, придает этому процессу итальянизации более широкое распространение. Картины не писали – их «малевали», а это слово полностью отражает отношение к данному виду искусства в тот временной промежуток. 1267-1337). Ян ван Эйк был великолепным портретистом.
Среди преобладающих сюжетов в византийской живописи можно выделить распятую на кресте фигуру – символ страданий, фигуру женщины с раскинутыми руками – символ матери, фигуру с нимбом – символ святости, фигуру ангела с крыльями – символ чистоты и непорочности. Но спокойное и несколько неподвижное искусство других известных школ Германии той же поры (Трира-Эхтернаха, Кельна) отодвигается в тень изумительным расцветом Рейхенау с характерной для него силой творческого замысла, самобытной гармонией композиции, твердостью рисунка и красотою красочных комбинаций. Романский стиль в живописи Средневековья также отличался некоторой суровостью. Ряд портретов франко-фламандско-бургундского круга был создан в 1400-1420-е гг. Живопись занимала особое место в русской средневековой жизни.
Его считали учителем многие выдающиеся художники, в том числе и Леонардо да Винчи. Еще отчетливей ведущая роль скульптуры в жанре портрета видна в бургундской пластике к. XIV-нач.
Целые кварталы города были заселены переписчиками, переплетчиками и миниатюристами. 1365г., Вена, Соборный и епархиальный музей). Если в этот век последнее слово было сказано в направлении совершенства золотого фона (безмерно изощрен на Западе рецепт накладывания и полирования листочков подлинного золота на страницу, доныне производящую впечатление политой массивным золотом и дающую своеобразную золотую выпуклость), он был веком изумительных рецептов красок эмалевого эффекта, расцветивших нежные группы Жакмара дЭсден, живущие как бы в незаходящем солнечном свете. Таково самое общее определение гравюры с точки зрения технологии. Он не был единственным.
После того как заполнившая линии врезанного в металлическую пластинку или вычеканенного на ней рисунка расплавленная чернь затвердевала, пластинку полировали и получали выделяющийся на светлом фоне блестящий черный рисунок. Подобно Италии, Фландрия была краем процветающих городов. Их принято обозначать обычно как Мастер 2 и Мастер 3. Так, например, краска на иконах накладывается своеобразными пятнами (по-древнерусски – плавями), художник как будто избегает работы со светотенью, предпочитая обозначать объем всего лишь несколькими светлыми штрихами (оживками или движками).
Миниатюры рукописей первой половины XIII века нередко получают обрамления, напоминающие медальоны витража (Псалтырь Бланки Кастильской, Париж, библиотека Арсенала). В течение целого века (VII-IX вв. ) в Византии было запрещено изображать Бога и святых в человеческом облике, заменив знакомые образы символическими орнаментами и фигурами. Они словно «приобрели вес», но при этом стали плоскостными. Картины перестали «малевать», более к их созданию не относились как к увеселительному времяпрепровождению, доступному каждому.
Среди знаменитых работ художника «Мадонна канцлера Ролена», «Портрет четы Арнольфини». 1371-75, Прага, Национальная галерея, приписывается Мастеру Теодориха). «Портретирование конкретного лица было еще неотделимо от портретирования сана», пишет Гращенков. Углубление штрихов производилось химическим путем — травлением кислотами.
В число таких произведений входят работы братьев Лимбург (в первую очередь их Великолепный часослов, 1413—1416) и миниатюры работы Мастера Бусико (1412, Женева). Массивные камни, сложенные в пилоны и арки. В их числе немного особняком стоит акварельный портрет Людовика II Анжуйского (неизв. 1365, где полуфигуры святых переданы в трехчетвертных поворотах). В начале каждого из разделов книги автор обращается к ученикам с длинной речью, где раскрывает богоугодность работы художника, призывает к служению, терпению и сознанию того, что дарованные им знания и способности исходят от милосердия божия.
Обычно автор-художник ограничивался рисованием на доске, которую затем обрабатывал ремесленник – резчик по дереву («формшнайдер»), старавшийся возможно точнее вырезать нанесенное изображение, все линии, штрихи, точки. Все они являются профильными и написаны под воздействием братьев Лимбург и Жана Малуэля. Так возникла реалистичная живопись, нехарактерная для эпохи раннего Средневековья.
И именно живопись заняла в искусстве Византии главенствующее место. Во-вторых, действие цветных стекол.
Фигура Богоматери украшала навершие (конху) алтаря – дома Бога. 1412-15), который прямо продолжает «итальянизирующую» традицию парижской школы. Его влияние сказалось на творчестве целой плеяды художников, в живописи и графике которых важную роль играл пейзаж и которые известны в искусствоведении как «Дунайская школа». 1412—1415), который прямо продолжает «итальянизирующую» традицию парижской школы. Такие иконы были легки и удобны в путешествиях.
В киевском соборе св. Осуществляя указания Феофила, он верен его красочной гамме, его рецепту «телесной краски», закону «совершенного света» и «совершенной тени». Очень сложно назвать средневековых художников их имена утерены, в основном это художники эпохи Возрождения (Микеланджел, Рафаэль, тициан) но в целом они творили уже в позднем средневековье. Их сравнивают с бредом, кошмаром, прорывом подсознательного. Любопытным примером светской сцены, содержащей портретное изображение заказчицы, является миниатюра «Карл Ангулемский и Луиза Савойская играют в шахматы» художника Робине Тестара.
Расширяется и обустраивается общественными зданиями городская площадь. Выдающийся портретист, мастер мифологических и религиозных сцен Лукас Кранах Старший (1472—1553) особенно тесно связал свое творчество с задачами Реформации.
1430— 1498) и Андреа Мантенья (1431-1506). Однако до появления и того и другого живопись все равно существовала. Здесь господствовали строгие правила изображения святых или событий из «священной истории».
Иконописец писал не с натуры, а по образцу – прописи (см. К концу века в этих странах, а также в Испании, развиваются местные школы по примере нидерландской — наступает Северное Возрождение. Часто архитектуру этого периода называют мрачной. В 1420-30-е гг. Он принес славу как братьям, так и их покровителю.
В 1420-30-е гг. В их числе немного особняком стоит акварельный портрет Людовика II Анжуйского (неизв. Травленая же линия офорта выглядит иначе. Первый пример— портрет эрцгерцога Рудольфа IV Австрийского (ок. Считалось, что олифа предохраняет красочное покрытие и подчеркивает выразительность цвета.
Штрихи «сухой иглы» имеют сравнительно небольшую глубину и под давлением в процессе печати быстрее сбиваются, чем резцовые или травленые (легче всего слетают барбы), что ограничивает число хороших оттисков. Поздняя готика испытывала кризис и глубокую потребность в переменах, вот таким образом активно восприняла реализм треченто. Эта нидерландская живопись в 1-й пол. В большем относительно числе их сохранила Италия.
илл. «Темницы» по рисунку гораздо более экспрессивны, горячечны, чем другие работы Пиранези того же периода. Вступление Виллара более напоминает сжатую и краткую стенограмму заключительной мысли Теофила в его вступлении, преподнесенной к тому же последним в изящной литературной форме: Виллар де Оннекур приветствует вас и просит всех, кто будет работать с помощью средств, которые указаны в этой книге, помолиться за его душу и вспомнить о нем.
Речь идет об изобретении масляных красок. Девять оттенков серого – от жемчужного и серебристого до мышиного и темного «кротового» – можно насчитать на одеяниях, продернутых золотой нитью, амиктов-певцов в сцене погребения (того же часовника). Однако в иконописи используется принцип обратной перспективы1. Самым ответственным этапом являлось так называемое "личное письмо" – своеобразная огранка произведения. При всей условности приемов миниатюра передавала сюжет в живой и выразительной форме.
Разбегающиеся в разные стороны коридоры с камерами. В итоге Сарджент переписал эту деталь платья, подняв ее на плечо. В ксилографии XV века композиция и каждая ее деталь — это знак образа в гораздо большей степени, чем изображение натуры.
Искусство сплочало государство. Не менее существен быстрый, стремительный и динамический стиль кратких пояснений Виллара. Иконы, воспроизводимые таким образом (это не вполне копии, скорее тщательные повторения), назывались изводами.
Готический собор устремлен ввысь: здесь стали использовать новую конструкцию сводов (свод опирается на арки, а те – на столбы). Гравюра рождается почти одновременно как ксилография и как резец. Во Франции – это ясность пропорций, чувство меры изящество форм. Первым образцом является портрет Иоанна II Доброго, написанный ок. Художественное убранство храма подчинялось строгой логике.
Но художественный статуарий начиная от эпохи Возрождения до эпохи Клингера и остается бесцветным. Существовали лицевые (иллюстративные) и толковые руководства, содержащие краткое описание предметов изображения и технические рекомендации. В ряде случаев принимается падение Константинополя (1453 г. ) иногда – смерть "последнего рыцаря Европы" Карла Смелого (1477 г. ), подчас – открытие Колумбом Америки (1492 год). Ряд портретов франко-фламандско-бургундского круга был создан в 1400—1420-е гг.
В число таких произведений входят работы братьев Лимбург (в первую очередь их Великолепный часослов, 1413-16) и миниаюры работы Мастера Бусико (1412, Женева). Ведущей идеей в живописи в Византии в Средние века была идея о мире как о зеркале. Яркая красочность исчезает, на смену ей приходит монохромность. Но уже от оттоновской эпохи в Германии (X в. ) сохранились памятники более импозантные: не только малое искусство книжных миниатюр, но и большое искусство монументальных росписей. В этом жанре в поздней готике существовала потребность и он появился бы и без итальянских влияний. Из-за этих особенностей в качестве самостоятельного способа эстампа «сухая игла» применялась сравнительно редко, чаще используясь в комбинации с другими способами гравюры на металле.
Среди знаменитых работ художника Мадонна канцлера Ролена, Портрет четы Арнольфини. Если же штукатурка уже переставала быть влажной, писать по ней не имело смысла. Теряющиеся в темноте и высоте колонны. Но это не так. Романский замок и романский (в особенности раннероманский) храм выразили лицо западного общества в это время. была театром технически-художественных находок и событий.
Возникла масляная живопись. Чего стоят одни только тщательно прописанные складки одежды. Слои мазков, нанесенные друг поверх друга, открывали доселе неизвестные возможности игры цвета. В отличие от резца, который чисто вынимает полоску металла из толщи доски игла только прорывает, процарапывает ее поверхность, причем барбы здесь обычно сохраняются, так как они придают особенную сочность и красоту оттиску «сухой иглы».
Их резиденции становятся сосредоточием лучших творческих сил. Их утрата восполняется портретами в религиозных образах (например, «Уолтонский диптих» с портретом короля Ричарда II, ок. «Изображение человека подчинялось представлениям средневекового представления и существенно отличалось от понимания личности в искусстве нового времени.
Ренессансная острота и свежесть восприятия мира отличают его ранние работы. В своем овладении техникой письма он пошел даже дальше Тициана. renaissance «возрождение»)– так назвали исследователи искусство этой эпохи. Среди знаменитых работ художника «Мадонна канцлера Ролена», «Портрет четы Арнольфини». Тринадцатый век стал периодом расцвета готического стиля.
В начале XIII века церковные алтари украсил запрестольный образ, на фоне которого велись богослужения. Эта нидерландская живопись в 1-й пол.
Средневековое искусство не знало портрета в современном значении этого понятия, то есть «жизненно достоверного изображения индивидуального человеческого лица». Великий итальянский художник эпохи Высокого Возрождения (см. Фреска – картина, написанная исключительно поверх сырой свежей штукатурки. Подвижность и гибкость линий офорта несравненно больше, чем у вырезанных штихелем. Поздняя готика испытывала кризис и глубокую потребность в переменах, вот таким образом активно восприняла реализм треченто.
Он нередко состоял из двух (диптих), трех (триптих) и более створок, но описывал единую группу персонажей или сцену. Труд Теофила показывает, насколько высоко ценилась в 12 веке деятельность художника. Следя на протяжении XI–XV вв. Аналогично жеманен и изыскан каллиграфически стилизованный женский портрет из Вашингтона. Я нарисовал эти окна, так как они мне понравились больше других.
Она развилась главным образом из техники печатания на тканях посредством деревянных штампов (так называемой набойки), тиснения «печатных» пряников при помощи резных досок и т. п. Для печатания гравюр вместо пергамента, употреблявшегося для средневековых миниатюр, стали теперь применять значительно недорогой, новый для Европы материал — бумагу. Картина насыщена мелкими объектами — символами, которые бросаются в глаза наблюдателя. Однако олифа имеет свойство со временем темнеть иногда так сильно, что изображение плохо просматривается.
Металлические заусеницы, оставшиеся по краям каждого штриха (барбы), аккуратно срезаются шабером. Портрет быстро обособляется в самостоятельный жанр в условиях придворной культуры. Оно продолжает давать себя знать в трактатах позднеготических мастеров, увлеченно обсуждающих технические и художественные стороны своего мастерства, вплоть до 16 столетия.
Аналогично жеманнен и изыскан каллиграфически стилизованный женский портрет из Вашингтона. Среди этих построек главное место принадлежит собору или ратуше. Отечественная же традиция зачастую склоняется к началу Нидерландской революции (1568 год). А длявыполнения гравюры на меди форматом в современные «пол-листа» с произведения масляной живописи квалифицированному граверу-репродукционисту в XVII—XIX веках требовалось иногда более года. Теперь художник мог работать размеренно, уделяя должное внимание всем деталям.
История русской иконописи сохранила мало имен изографов. Он прожил недолгую, но очень плодотворную и счастливую жизнь. В архитектуре преобладал купольный тип храма. Многие франкские монастыри имели скриптории (книгописные мастерские), в которых монахи переписывали древние рукописи и составляли новые, как церковного, так и светского содержания. Простым языком можно назвать это «готика по-богатому». Для простого зрителя такие картины выглядят как нечто среднее между обычной картиной и средневековой иконой. Появляется книжная миниатюра, в которой романский стиль ярко проявился себя.
Женщина на портрете — известная парижская светская красавица Виржини Готро. Он получает важную роль в частной и государственной жизни. Точной даты окончания Средневековья не существует.
Правда, отдельные художники ища методов парировать убийственный для росписи эффект, повышают ее тональность до яркой и созвучной стеклам, они прочерчивают золотом («золото – единственная краска, не угашаемая синими и красными отсветами стекол») рамки, каймы, усики, вводят отдельные золотые детали: золотые посохи, вещи, пояса, запястья, туфли, ангельские крылья. Мы не заблуждаемся насчет артистической ценности часовника, вышедшего из неизвестной парижской мастерской середины XV в., с изображениями месяцев, сохранившего 24 сцены «игр и работ XV в». Так якобы был сделан первый отпечаток с ниелло. С XI по XII век во всем европейском искусстве доминировал романский стиль. Папский Авиньон, где работало много итальянских художников, стал центром, откуда итальянское влияние распространялось по всей готической эпохе (Каталония, Северная Франция, Англия, Чехия, Ю. Германия). Можно, однако, сказать, что архитектурная массивность наиболее сильно выражена в соборах германских (Шпейерский, Майнцский, Вормсский), а декоративная роскошь — в Италии, где сами архитектурные формы уже производят впечатление легкости, где особое имя пизано-романского и романо-тосканского стиля (храмы Пизы, Флоренции, прелестная церковь Сан-Миньято) выделяет эту разновидность из романского родового целого.
Ян ван Эйк был великолепным портретистом. Эти качества все реже проявлялись в его более поздних маньеристских произведениях.
Желание оценить качество рисунка прежде чем он будет заполнен чернью (после чего уже трудно внести в него какие-либо исправления), а также стремление сохранить его как образец для последующих работ привели к попыткам втирать краску в углубления ниелло и затем оттискивать ее на воск, а позже — и на бумагу. К тому же работа над фреской часто требует коллективного труда. Второй расцвет византийского искусства продлился два с половиной века. Цель искусства, как цель своего сочинения, монах видит в служении и восхвалении бога.
Художник понимается как наследник божественной мудрости. Развивался стиль при дворе монархов крупных европейских стран. худ., ок. Характерные особенности живописи этого периода наиболее отчетливо заметны в небольших иллюстрациях, украшавших книги.
В Англии – тяжеловесность, перегруженность композиции излишество архитектурных деталей. И та и другая линия внесли свою долю в становление ренессансного искусства. Тут старая традиция «идеальных портретов» монархов из готической соборной пластики преломляется по новому, благодаря натуралистической портретности лиц изображенных (император Карл IV и его жена, 1370-80, церковь св. Во 2-й пол. Эта техника, особенно широко применявшаяся с середины XV века итальянскими мастерами, — так называемая ниелло (ниель), по-видимому и была одной из непосредственных предшественниц резцовой гравюры.
в тогдашней Фландрии, принадлежавшей герцогу Бургундскому (нынешние Бельгия и Нидерланды), начал развиваться абсолютно новый стиль живописи. Мастер-изограф писал лики, кисти рук, стопы ног.
Он принес славу как братьям, так и их покровителю. Чтобы получить штрихи и линии разного характера, применяются резцы-штихели различных сечений, срезов и форм, а самые тонкие «волосные» линии наносятся иглами. (дошли в оригиналах и копиях).
Центром духовной жизни и эстетического воспитания человека средневековья стал храм, который синтезировал все виды искусств – архитектуру, живопись, декоративно-прикладное искусство, художественное слово, музыку. Если в зрелую готику все фокусировалось вокруг собора, в XIV веке начинается распад данного соборного единства готического стиля, помимо монументальных форм развиваются камерные жанры (особенно книжная миниатюра). Из прозрачной мозаики он превращается в род живописи по стеклу. Итальянская культура оказала большое влияние на искусство Средневековья в целом.
Но к концу XIII века положение начинает меняться. Использование цветных стёкол в окнах церквей восходит ещё к раннему средневековью.
Первые образцы «сухой иглы» встречаются еще у немецких граверов эпохи Шонгауэра. Большое количество деталей и их тщательная проработка удивительны. 1429) (Иоанн Креститель, Чудо со стариком, Изгнание из рая), Джованни Бллини (ок.
Образование породило потребность в книге. особенно пышный расцвет романского убора наблюдается в зодчестве церковном. Куски стекла становятся крупнее, участие кисти все более заметно. Вот таким образом не случайно на пике всадника прикреплен лисий хвост, примета рыцаря — разбойника. Он в общем повторяет восточные иконографические схемы и типы.
Известнейшими мастерами этого жанра были Поль Лимбург и двое его братьев, которые, проработав всего 16 лет (1400-16), внезапно исчезли с исторической сцены. Созданные художниками совершенные образы олицетворяли связь между миром земным и небесным. На переднем плане, в окружении разбросанных в беспорядке столярных и строительных инструментов, сидит, подперев рукой голову, погруженная в глубокую задумчивость крылатая женщина. Вот таким образом та же линия в разных ее участках становится то мельче, то глубже и самая ее выемка в доске имеет неправильную, «изъязвленную» форму. 1452-1523), Передача ключей апостолу Петру, Святой Себастьян, Мадонна со святыми, Явление Марии св.
Именно города становятся сосредоточением оппозиционных феодализму тенденций (многие передовые города стали центрами распространения ересей). Изучение источников, отбор текстового и иллюстративного материала 3. Готические соборы значительно отличались от монастырских церквей романского периода. Связи с Италией и Византией, оживившиеся при Оттонах, воздействие искусства «Островов Океана» – с IX в. Рейн и частью Дунай стали дорогой странствований иров и англосаксов – все это объясняет расцвет живописи в Германии X в. Он не был длительным.
Одновременно с Дюрером работал крупнейший художник – Матис Нитхардт (1460/1470 -1528), прозванный Грюневальдом. Благодаря добавлению растительного масла в смесь красящих веществ цвета становились более насыщенными, а сами краски сохли значительно быстрее, чем темпера, которой художники пользовались до этого.
худ., ок. Переплетенные и изгибающиеся под неестественными углами лестницы. Наконец, характерно его традиционное, несколько формальное благочестие, выраженное скороговоркой в одной фразе и резко отличающееся от обстоятельной, подробно обоснованной благочестивости Теофила. Если необходимо было показать отрицательных героев (того же Иуду), то их писали в профиль.
В течение всей истории гравюры рождаются и отмирают гравюрные техники. Разводные мосты, повисшие внутри здания. 3. Главными формами византийской живописи были монументальная храмовая живопись (мозаика и фреска) иконопись, книжная миниатюра. Создание картин и фресок не было каким-то развлечением или хобби, у каждого полотна был конкретный заказчик, предъявляющий свои требования к автору.
Так как человек был сотворен «по образу и подобию Божьему» индивидуальный облик любого на земле был результатом случайного— и вот таким образом второстепенного отклонения от высшего идеала, вызванного первородным грехом. В XIII—XIV веках Париж приобретает значение общеевропейского центра изготовления книги. Возникло движение иконоборцев, развернувших острейшую борьбу против идолопоклонства. Слово «фреска» – итальянское, оно переводится как «свежий». Характерно, что с натуры художники не писали. Все они являются профильными и написаны под воздействием братьев Лимбург и Жана Малуэля.
Далее работали над "доличным письмом", создавая пейзаж, одежду, повествовательные эпизоды. В разных странах этот процесс прошёл с разным успехом, во многом это зависело от того, кому город принадлежал — церкви, королю. Но прежде всего перед нами живые люди, обладающие глубокими чувствами и эмоциями.
Он прежде всего знаменит как создатель дивных мадонн, небесно-прекрасных и очень земных. Если в зрелую готику все фокусировалось вокруг собора, в XIV веке начинается распад данного соборного единства готического стиля, помимо монументальных форм развиваются камерные жанры (особенно книжная миниатюра). Острейшая политическая борьба завершилась в IX веке возобновлением иконопочитания, однако в ходе вековой дискуссии был выработан своеобразный компромисс – изобразительное искусство стало более строгим, каноничным.
Бледность ее кожи, которая считалась эталоном красоты в то время, побудила одного современного критика назвать оттенок кожи Готро «трупным». Фрески, открытые в 1888 г. в церкви св. Под яркими отсветами, какими они наполняли храм, блекли и изменялись нежные цвета росписи.
Масляные краски, таким образом, открыли мастерам целый новый, неизведанный мир. Многое роднит их друг с другом, каждый достаточно типичен для своего времени. Варвары поклонялись силам природы громную роль в их жизни играли магические обряды. Ни «грубые мужики», предмет его презрения, ни те менее, чем он, обласканные историей и судьбой соседи, которые имеют «синие ногти» и чей «рабочий день долог», не представляют серьезной проблемы для этого забавного искусства кануна Ренессанса.
Знаменитый лист этого мастера «Плат св. Чего стоят одни только тщательно прописанные складки одежды. Святой Иероним напряжённо работает, в руке его перо, голова окружена сиянием. Ящерица — символ притворства, злого демона.
Они трудились под покровительством герцог Жана Беррийского, приходившегося младшим братом королю Франции, Карлу V. Одной из самых знаменитых работ художников стал «Великолепный часослов герцога Беррийского».
Готический стиль в разных странах имел ярко выраженные национальные черты. Эта кропотливая техника в прошлые времена была связана с такой большой затратой времени и сил, которую сегодня почти невозможно себе представить. Далее поверхность доски покрывали специальным составом и затирали до идеальной гладкости. Художник создал напоенные светом и воздухом словно вибрирующие пейзажи. Средневековый художник был скорее ремесленником (как плотник или кузнец), чем «Творцом», человеком, освоившим труд создания графических изображений. Пешеходные мостки на страшной высоте.
Здесь требовались не только точная передача внешних очертаний, но и придание фигурам объемности реальных тел, а плоской поверхности картины – ощущения глубины, чтобы пейзаж как бы терялся вдали (речь идет об искусстве перспективы). Также Готро подкрашивала волосы хной для большего контраста. Достигался этот эффект благодаря приему мышьяка. В романскую эпоху в Италии господствовала архитектура, преимущественно из камня и дерева.
произведении воссоздавался "божественный прообраз", "архетип". Череп ассоциируется со смертью и первородным грехом. Различная продолжительность травления с последовательным выкрыванием лаком тех участков доски, которые более не должны травиться, — так называемое ступенчатое травление изобретенное французским гравером Жаком Калло (1592—1635), позволяет получать штрихи разной глубины, дающие различную силу тона—от легкого серебристого до насыщенного черного.
Далее, на западных кодексах мы убеждаемся, что в тогдашних мастерских письма (главным образом монастырских) над книгой совершалась новая, неведомая классической древности работа имевшая в виду синтез письма и живописи, где само письмо становится «живописным», где «картина» подчиняется инициалу как определяющей рамке и где творческие усилия положены на создание орнаментального убора текста и инициала интимно с ним связанного. Третий период расцвета византийского искусства падает на середину XIII – середину XV века. Немецкий Ренессанс был делом одного поколения художников и истощился к концу XVI века.
По-видимому, это решение портретной композиции возникло благодаря скульптуре. Об этом свидетельствует, в частности, очень ловкий технический трюк, продемонстрированный французским гравером на меди XVII века Клодом Мелланом. И если для X в. Франция не может противопоставить ничего, что было бы ему равносильно, зато работа, вскрываемая памятниками следующего века (главным образом в фресках церкви Saint-Sauvin), открывает собою долгую и плодотворную эпоху в ее истории. Главное место в нем отводилось не живописи, но архитектуре. 1360г., как считается, Жираром Орлеанским (Лувр). Параллельно с этим складывалось и росло городское сословие.
Изменяется и характер витража. Что такое гравюра.
В 1430-х гг. bу Dodwell С. В. London, 1961. Возрастает количество светских книг. См. : Введение Додуэлла, с. XXIII-XLIV. ).
Она была поставлена глубже «диалектической мыслью» XII в., чтобы с новой проникновенностью вернуться во фламандском искусстве. В византийском искусстве складывались новые принципы развития церковной живописи. Это достигается с помощью ряда художественных приемов.
В то же время некоторые офортисты и в этой технике добивались чистоты линий. Раскрашивание иконы делилось на этапы. 1371—1375, Прага, Национальная галерея, приписывается Мастеру Теодориха)10. От византийской живописи итальянский проторенессанс воспринял идеально прекрасный строй образов и формы монументальных живописных циклов готическая образная система способствовала проникновению в искусство 14 столетия эмоциональной взволнованности и более конкретного иногда даже на бытовом уровне восприятия действительности (тщательный акцент кисти художника в изображении средневековых костюмов и мелких бытовых деталей в своих картинах и фресках).
Это могли быть не только изображения донаторов и фрески, но и не дошедшие до нас станковые изображения. Высокого уровня достигает во Франции искусство миниатюры. Их могли брать в дорогу купцы, артельщики, меняющие место работы и т. п. Очень большое внимание уделялось свету и цвету. Миниатюры иллюминированных рукописей помогают сменить простое погрудное изображение на более сложную полуфигурную композицию (начало XV века). Но распространены они были и в других странах и в другие периоды. После затвердевания лака его поверхность коптили.
По-видимому, это решение портретной композиции возникло благодаря скульптуре. Старый способ травления рисунка для украшения металлических предметов стал, таким образом, на службу графическому искусству. 1370-80, Вена, Музей города). В них вырабатываются своеобразные композиционные приемы, которые затем окажут влияние на построение образа в станковых портретах.
Стефана, ок. Исследователями выдвинуто предположение (не доказанное), что возможно, в это время скульпторы начали использовать посмертные маски (например, для статуи французской королевы Изабеллы Арагонской, Козенца надгробие Филиппа Красивого, Сен-Дени, 1298—1307гг. ).
Письмо становится «живописным», страницу могут украшать различные орнаменты. XV века9. Стиль французского придворного портрета складывался под их влиянием. Иллюстрация дает только бесцветную фотографию с часовника его школы и лишь усилием воображения можно представить нежную белокурую раскраску мягких локонов ангела, рдеющий как лепестки роз румянец щек и мягко-фисташковую зелень ризы на фоне снежно-белой альбы.
Альбом представляет собой неоценимый источник для изучения готического мастерства. Это вдохновенное произведение Древней Руси и сегодня потрясает своим величием. Канон в известной мере обусловливал и образный строй изображения. С принятием христианства на Руси был принят канон художественного оформления православного храма, который сложился в Византии. Мастера, работавшие таким образом, были вынуждены трудиться очень быстро, мало того их работа затягивалась на определенное время, так как важно было успеть «закрасить» еще не высохший слой.
Она была простой, тяжелой и очень прочной. Таким образом, в ксилографии наметился разрыв между художественным творчеством и техническим выполнением (правда, когда резьбу выполнял высококвалифицированный формшнайдер, в его работе присутствовал определенный творческий момент перевода рисунка в материал).
На столе, только подставка для книг, на ней труд Святого Иеронима, распятие и чернильница. Софии в конхе (навершии) апсиды по канону помещено мозаичное изображение Богоматери. Помимо буквального смысла всякое изображение имело и иносказательное значение. Иконопись была главным видом искусства в раннем Средневековье. Всюду в них бросаются в глаза огромные каменные кубы из которых сложена массивная стена, деревянные стропила кровли, сильно вытянутая крыша, высокое внешнее крыльцо, круглые башни и колонны и закругленные углы и пилястры, полуциркульные завершения дверей и окон, наконец, преобладание той же формы «римской арки» повсюду в декорации. Так, знаменитая резцовая гравюра Дюрера «Всадник, смерть и дьявол» имеющая сравнительно небольшой формат (24, 718, 9 см), гравировалась более трех месяцев, не считая времени, затраченного на предварительное изготовление эскизов. к примеру портрет самого герцога, сохранившийся в копии (Лувр): непропорциональная вытянутость фигуры, маленькая голова, манерный жест рук, отсутствие пространственной глубины, плоскость силуэта.
Уже в XII веке появились нецерковные школы. Постепенно за расположением живописных сцен в храме закрепили определенное место.
Образцы-эталоны передавались от мастера к мастеру из поколения в поколение. В истории Византии этот этап занимает важнейшее место. Основное выражение он получил в архитектуре.
Средневековье стало началом для возрождения литературы. В скором времени обоих живописцев затмил их младший современник Джотто ди Бондоне (ок. Произошло это благодаря переменам в обществе, роль религии уменьшалась, а «светскости», наоборот, росла. 1395, Лондон, Национальная галерея) и миниатюрах. XV века станет решающим фактором развития стран Северной Европы, найдя отклик в германских, бургундских и французских центрах.
В готическом зодчестве она постепенно хиреет. Работа в технике фрески, как правило, не предполагает исправлений и требует быстрого (до высыхания штукатурки) завершения произведения. Первый пример— портрет эрцгерцога Рудольфа IV Австрийского (ок. Любопытным примером светской сцены, содержащей портретное изображение заказчицы, является миниатюра «Карл Ангулемский и Луиза Савойская играют в шахматы» художника Робине Тестара.
Художниками достигается эффект «живого присутствия», который впоследствии повлияет на нидерландских живописцев XV века. Цвета стали значительно более насыщенными и яркими. Но, как пишет Виктор Гращенков, не следует рассматривать это время как «перерыв» в эволюции портретного жанра.
Наряды у персонажей пышные, как и интерьеры вокруг. Для резцовой гравюры берется ровная медная доска, которая с лицевой стороны тщательнейшим образом шлифуется, так как малейшая царапина или точка на вей оставляет свой след на оттиске. Но в ряде этих сцен – в фигуре богомольца, мирно всхрапывающего под кафедрой проповедника под аккомпанемент великолепной гомилии (март) в городской улице в апрельский день, полной хозяек с корзинками и мальчишек с ветками в картине сенокоса, соединенной с июньским пикником на траве в развертывающейся майской в июльской реке, оживленной челнами, в декабрьской игре в снежки и т. д. и т. д. – оживает быт средневекового города с его работой и весельем. Растительное масло, подмешанное к красящим веществам, придавало новые свойства составу. Хотя книга Теофила и альбом Виллара де Оннекура абсолютно различны по традиции, характеру и уровню образованности авторов, возникает непреодолимый соблазн сравнить сочинения между собой.
1365г., Вена, Соборный и епархиальный музей). Характерным видоммонументальной живописи на Руси стала фреска2. Их произведения не лишены интереса. XV века.
Он приходится на промежуток правления македонской династии (867 – 1057). (дошли в оригиналах и копиях). Состав этот, содержащий мел и рыбий клей, назывался левкас. Якопо Робусти известный в искусстве как Тинторетто (тинторетто – красильщик: отец художника был красильщиком шелка). статью в разделе История искусства). Чего стоят одни только тщательно прописанные складки одежды.
Марии в Мюльхаузене). Он должен был затмить величием и блеском западную столицу.
Главное различие состояло в том, что индивидуальное, неповторимое в человеке менее всего находило отражение в его в образе. XV века. Он не отступает от византийского типа облипающей одежды. Перспективы на картинах византийских художников также обнаружиться нельзя. Архитектура романского стиля считалась мрачной, витражи были призваны «оживить» ее.
Мастера не ставили перед собой задачу передать подробности тех или иных событий. Художник стремился запечатлеть не бытовое, обнаженное лицо, а измененное, преображенное, запечатленное в своем, как бы идеальном вневременном состоянии.
Боковое давление свода передается аркбутанам (наружным полуаркам) и контрфорсам (наружным опорам здания). 1433 – 1516), Озёрная Мадонна, Греческая Мадонна, Мадонна на лугу), Сандро Боттичелли (1445-1510), Магнификат, Весна, Святой Себастьян, Рождение Венеры, Мистическое Рождество), Перуджино (ок. «Портрет мадам Х», который выставлен в музее Метрополитен, считается иконой стиля благодаря простой черной одежде изображенной на нем дамы, ее статной фигуре и надменному выражению лица. История эта представляется одной из легенд, каких немало в «Жизнеописаниях» Вазари, к тому же он ошибочно называет изобретателем гравюры на меди флорентийца Мазо Финигуэрра (1426—1464) и относит это событие к 1460-м годам, в то время как первые гравюры на меди появились, по-видимому, в Германии и намного раньше.
языческого жизнеподобия. «Портретирование конкретного лица было ещё неотделимо от портретирования сана», пишет Гращенков12. Во второй половине XIV века книжная иллюстрация в ряде стран опережает другие виды искусства и вплотную подводит к реализму раннего Возрождения. Новому отношению к живописи содействовал и целый ряд религиозных нововведений.
Два фактора в нем неблагоприятны для ее жизни. Средневековые надгробия (например, королевские в Сен-Дени), демонстрируют эволюцию: сначала фигуры покойных выполнялись с идеально условной трактовкой молодого лица в виде застылой маски, оживленной стандартной «готической улыбкой», безо всякого намека на портретное сходство. Ed. В основном популярностью пользовался орнамент, где и проявлялся уже упомянутый «звериный» стиль.
Это был Ян ван Эйк. Основоположником нового течения в живописи во Фландрии считается Робер Кампен. Им отмечены трактаты Альберта Дюрера и Никласа Хиллиарда.
Именно эти выработанные правила иконописи унаследовала Русь с принятием христианства. Чаще всего они изображали сюжеты из жития святых, гораздо реже – быт простых людей. Пражские миниатюристы и художники также испытали итальянские влияния (например, Томмазо да Модена, возможно, работал в Карлштейне). Ян ван Эйк был великолепным портретистом. Фрески Аджанты, Ван Вэй (китайский художник (699-759) пейзажист), Ма Юань (Сосна на скале, Лунная ночь), Го Си (11 век, Деревня в горах), Цуй Бо (Порыв ветра), Византийские мозайки, Фрески Св.
Несмотря на то что первые преобразования начались еще в тринадцатом веке, единый «международный» стиль у художников Средневековья выработался лишь к концу четырнадцатого столетия. В предисловии к своему сочинению Теофил пишет, что человек, созданный по образу и подобию божиему, одушевленный божественным дыханием, наделенный разумом, заслужил участие в мудрости и таланте божественного ума. На закате романской эпохи живописи отводилась второстепенная роль малярства. Основной металлографский резец — грабштихель — имеет сечение ромба или треугольника. Бернарду), Хиеронимус Босх (1460-1516), Воз сена, Сад земных наслаждений, Блудный сын, Фокусник, Корабль дураков), Леонардо да Винчи (1452-1519), Мадонна Бенуа, Поклонение волхвов, Мадонна Литта, Мадонна в гроте, Тайная вечеря, Мона Лиза), Альбрехт Дюрер (1471-1528), Продажная любовь, Три крестьянина, Мужская баня, Вид Инсбрука, Заход солнца, Жизнь Марии, Всадник, Смерть и Дьявол, Меланхолия), Лукас Кранах Старший (1472-1553), Портрет дамы, Рай, Влюблёный старик). Несомненно, каждый день и каждый час «Улица живописцев» парижских XIV–XV вв. Чуть позже появился готический стиль.
Позднее на смену архитектурному декору приходят изящные обрамления на полях в виде побегов листвы, в завитках которых нередко появляются маленькие забавные фигурки, обычно не имеющие никакого отношения к тексту (так называемые «дролери»). Цепи и кольца для крепления пут, вмурованные в стены и балки. XIV века создают стиль «парижской школы», где соединены исконно французские черты итальянские заимствования и художественные традиции с севера— Фландрии, Брабанта, Голландии, Рейна и проч. Именно в этом городе был найден художественный стиль, отвечающий новому идеалу красоты. Уже во второй половине XV века высокий художественный и технический уровень был достигнут в гравюрах таких немецких графиков, как «Мастер игральных карт», работавший в 1435—1455 годы, «Мастер E. S» (1450—1467) и Мартин Шонгауэр (ок. Но стремление феодалов извлечь из города как можно больше доходов (формы феодальной зависимости, которые были в деревне не могли быть действенными в городе) неизбежно привело к коммунальному движению — сначала за освобождение от наиболее тяжёлых форм феодального гнёта, а потом встали политические задачи — горожане боролись за самоуправление. С распространением грамотности возрастал и спрос на литературу светского содержания.
1365, где полуфигуры святых переданы в трехчетвертных поворотах). Большая часть памятников искусства этого периода и стиля создавалась во Франции. Миниатюры иллюминированных рукописей помогают сменить простое погрудное изображение на более сложную полуфигурную композицию (начало XV века). Посредством постоянного труда, совершенствования знаний и мастерства художник способен приблизиться к той высшей мудрости и мастерству, которыми человек обладал до грехопадения.
2. Иконы доносили до простых обывателей, что не могла донести бумага. Типы фигур, особенности жестов святых подчинялись правилам и легко узнавались. Он получил название «готика». Эта версия связана с тем, что в лицах начинает появляться определенная индивидуализация.
В XIV веке начинается угасание искусства витража. Изображения в византийском искусстве, как правило, плоскостны. В Испании готические формы обогатились элементами мусульманского искусства. «Каролингский ренессанс» (франц.
В выразительности изображений огромную роль играли цветовая звучность и фактура живописи. Мастерство художника, естественно, воспринимается Теофилом как дар божий. Эта работа могла быть доверена помощникам изографа. В оформлении ранней готической книги сказывается влияние архитектурного декора. В данных рамках естественнее и цельнее будут строки, какие мы посвятили живописи французского средневековья, дольше сохранявшей своеобразный характер эпохи.
Пантелемона в нерези, Фрески Средневековой Сербии, мастер Жильбера (Гислеберус), Бегство в египет, Ползущая Ева), ну и самые знаменитые: Джотто ди Бондоне (1266 или 1267 – 1337), Поцелуй Иуды, Оплакивание, Рождество), Ян Ван Эйк (между 1390 и 1400 – 1441), Мадонна под балдахином, Тимофей, Мадонна у фонтана), Мазаччо (1401- ок.