Винчи не стал дописывать картину после оглушительной неудачи с экспериментом по изобретенной им техники настенной росписи, а Микеланджело, написал серию изумительных этюдов и выехал весной 1505 г. в Рим, куда его пригласил папа Юлий II.
Он считал, что нет никакой разницы между работой каменотеса и скульптора, а занятие artes mechanicae («механическими искусствами», в это понятие входила архитектура, скульптура, торговля и т. д. ) казалось ему недостойным рода Буонарроти. Близится час возмездия, ангелы возвещают о наступлении Страшного суда. Архитектурная стилистика работ Микеланджело отличалась от стилистики зданий, созданных его предшественниками – Брунеллески и Браманте. В это время Микеланджело высекал рельефы «Мадонны у лестницы» (1490—1492) и «Битву кентавров» (1491—1492).
Композиция с Богоматерью и мертвым Христом, лежащим на ее коленях, воплощает знаменитые строки Данте: «Дочь своего Сына». «Если жизнь нам нравится, то поскольку смерть есть дело рук того же мастера, она не должна нам не нравиться», – говорил он. Еще более противоречивое впечатление производят стены вестибюля трехчетвертные колонны заглублены в стену и так же неоправданы, как и консоли под ними контрастное применение темно-серого и белого цветов не способствует (в отличие от интерьеров Брунеллеско) ясности композиционного замысла и производит резкое, почти суровое и в то же время беспокойное впечатление. Было решено поставить ее перед палаццо Веккио на том месте, где стояла статуя «Юдифь» Донателло. И хотя, в своих мемуарах М. описывает свое обучение, как зря потраченное время, он освоил все основные приемы живописи, в том числе фресковой и технологию приготовления красок.
Над гробницами Медичи Микеланджело трудился со свойственной ему энергией и напором и одновременно успел создать несколько не дошедших до нас живописных полотен, выполнил статую Христа для римской церкви Санта-Мария Сопра Минерва, а также великолепную статую Аполлона (1532г. ), хранящуюся в Барджелло. Особое внимание в эти годы Микеланджело уделял изучению наследия мастеров прошлого Джотто и Мазаччо, которые «культивировали монументальную, пластическую, весомую форму и чей скупой художественный язык был лишен каких-либо внешних прикрас». Улица Арачели, служившая главным подходом к ансамблю, несколько расширялась у подножия холма. Другие архитектурные работы включали: церковь Сан-Джованни-деи-Фиорентини, часовня Сфорца (капелла Сфорца) в церкви Санта-Мария-Маджоре и Порта Пиа. Гробницу второго герцога Джулиано де Медичи (Giuliano de Medici) украшают еще две скульптуры: «День» (Giorno) и «Ночь» (Notte), законченные в 1534 г. Ночь размером 1 м 55 см на 1 м 50 см изображена в виде женщины.
«Камень сам работает на тебя. Оба они были живописцами, скульпторами и архитекторами одновременно, оба к тому же писали стихи (поэзия Леонардо не дошла до нас: он обычно импровизировал, аккомпанируя себе на лире, которую сам же смастерил). Она сидит на мраморном троне и изучает древнюю книгу.
В личной жизни, Микеланджело был воздержан. С 1505г. Микеланджело был убеждён в том, чтобы взять на себя проект.
Такой комплекс беспорядочных фигур редкость для флорентийского искусства, где его, как правило, можно найти только в изображениях, показывающих либо «Избиение младенцев» или «Муки ада». Возможно, на ее создание Микеланджело вдохновило знакомство с Томмазо Кавальери. Вернувшись во Флоренцию в 1501 г., Микеланджело взялся исполнить колоссальную мраморную статую Давида (1501-1504 гг. ).
По заказу папы Юлия II он выполнил роспись потолка Сикстинской капеллы (1508—1512), представляющую библейскую историю от сотворения мира до потопа и включающую более 300 фигур. Мрамор для статуи пожертвовал стесненному в средствах скульптору сам кардинал. делла Порта.
Микеланджело трудился над фреской с 1534 года до октября 1541 года. Мастер пытался отказаться, заявляя, что он скульптор, а не художник. Юность и годы учения он провёл во Флоренции.
Глядя на творения Микеланджело, зритель ни на секунду «не утрачивает ощущение веса и объема камня из которого резец скульптора как бы извлекает фигуры, наделяя их жизнью и движением». На двух фресках капеллы Паолина, «Распятие Петра» и «Распятие Павла», Микеланджело использовал различные группы фигур, чтобы передать сложное повествование. В таком теле ее и изобразил Микеланджело. В идеале он стремился к синтезу всех трех искусств. В ее основу была положена динамическая форма, где «вестибюль с его учащенным тревожным ритмом» словно принуждает подняться по лестнице, «подобной потоку лавы», в читальный зал, где царят спокойствие и тишина. Неуживчивый, мнительный, саркастичный, он легко терял самообладание и выходил из себя. Тяжесть второго, более высокого этажа умеряется могучими коринфскими пилястрами большого ордера (один из первых примеров применения этого приема в гражданской архитектуре Италии), объединяющего оба этажа.
Начиная с 1530-х годов в архитектуре Рима все яснее намечаются два течения. Святой Варфоломей – символ устрашающего отчаяния. Они перекрыты горизонтальным архитравом, покоящимся на ионических колоннах. Эпоха Возрождения уникальна благодаря количеству настоящих титанов в искусстве, которых она подарила миру. По первому из шести проектов надгробие представляется свободно стоящим сооружением (напоминающим античные квадрифроны), обработанным ордером, арками и нишами для размещения сорока больших (в рост человека) скульптур. Во Флоренции Микеланджело не чувствовал себя в безопасности.
Живую форму ребёнка позже адаптировал Рафаэль в картине «Мадонна Бриджуотер». Договор согласовали в августе следующего года. Поникшая Богоматерь полна глубокой скорби перед лицом безмерных человеческих страданий. Из других статуй, предназначенных для гробницы, две известны как «Умирающий раб» и «Скованный раб», находятся сейчас в Лувре.
это было совершенно ново и необычно. Художник закупал мрамор в огромных количествах, но вот результаты его работы так никто и не видел (логично, что авторство приходилось скрывать). Главная его работа 1530-х годов – огромная фреска «Страшный суд» на алтарной стене Сикстинской капеллы, над которой мастер трудился около шести лет (1535-1541).
Микеланджело родился 6 марта 1475 года в Капрезе возле провинции Ареццо, регионе Тоскана. За несколько дней до смертихудожник уничтожил наброски, рисунки и незавершенные поэмы. Далее, Юрий Иннокентьевич остановился на понимании античности в эпоху Возрождения. Поэтическое дарование Микеланджело проявилось в полной мере только под конец его жизни. И не собирается оплачивать расходы. Но тот, будучи заинтересованным в завершении работ в капелле Медичи, даровал ему прощение.
Все наиболее крупные архитектурные сооружения Микеланджело связаны с Римом. Микеланджело, являясь полной противоположностью Леонардо по своим политическим убеждениям и художественным пристрастиям, все же не избежал благотворного влияния этого художника, о чем свидетельствуют его произведения флорентийского периода, в том числе два мраморных тондо (круглых рельефа). Скульптор Лоренцо Гиберти трудился пятьдесят лет для создания бронзовых дверей Баптистерия, которые Микеланджело описал как «Врата рая». Микеланджело ди Лодовико Буонарроти Симони (6 марта 1475–18 февраля 1564), широко известен как Микеланджело – итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт и инженер эпохи Высокого Возрождения, который оказал беспрецедентное влияние на развитие западного искусства. Уже современники великого мастера признавали, что выдвинутые им архитектурные идеи «открывают новую главу в истории итальянского зодчества». Через несколько месяцев после рождения Микеланджело, семья вернулась во Флоренцию, где он и вырос. Последняя основана на теме предложенной Полицианом и заказана Лоренцо де Медичи.
Под впечатлением от произведений последнего Микеланджело начал писать свои первые стихи и сохранил это увлечение до конца дней, оказавшись в ряду лучших поэтов своей эпохи. Рельеф Микеланджело «Битва кентавров» создан в то время, когда он был ещё юношей, связанный с Академией Медичи. В доме Медичи Микеланджело познакомился с прославленными итальянскими поэтами и гуманистами – Анджело Полициано, Марсилио Фичино, Джованни Пико делла Мирандола – и приобщился к философии флорентийского неоплатонизма, согласно которой человек «для достижения гармонии должен был стремиться к точности, ясности и особой упорядоченности художественного языка».
Площадь Капитолия является одним из прекраснейших архитектурных ансамблей Италии. Об этом сообщают оба биографа – Вазари и Кондиви, – и сведения выглядят правдоподобно. Микеланджело какое-то время работал над скульптурой Бертольдо ди Джованни. Звезды, полумесяц, сова и маска сатира – атрибуты готовой погрузиться в сон Ночи. Микеланджело оставил работу не завершенной, приблизив скульптуру к средневековым образцам. В «Страшном суде» у Микеланджело была возможность, в беспрецедентном масштабе изобразить фигуры, которые в действии также стремятся ввысь или падают и их стаскивают.
По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор. В работах известных под общим названием «Рабы», каждая показывает фигуру, отчаянно пытающуюся освободиться из уз скалы, в которой застрял. Их гуманистические воззрения были близки Микеланджело, которого уже «с юных лет привлекало все по-настоящему значительное и нравственно чистое». «Скованный раб» — одна из более поздних статуй для гробницы папы Юлия.
приступил к выполнению скульптурной композиции «Положение во гроб» для собственной гробницы. Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами — Флоренцией и Римом. Он покинул безопасный двор Медичи и вернулся в дом своего отца. Вокруг этого сооружения кипели страсти. В результате в архитектуре утвердился именно стиль Микеланджело. Тем не менее сам он считал себя прежде всего скульптором и многие критики тоже считали его величайшим скульптором всех времен. Позже написать «Битву при Кашине» доверили Микеланджело.
Так, если в ансамблях кватроченто зритель обычно уже «с порога» видит между зданиями перспективу улицы или ясные дали, то на Капитолии он может удовлетворить свое любопытство, лишь миновав центр площади, когда перед ним раскроются новые объекты интереса, а с ними и новые качества ансамбля. Картина получила широкое признание от пэров. Он спроектировал как интерьер самой библиотеки, так и её вестибюль. В то время, Флоренция была крупнейшим центром искусства и учения в Италии. Город принял вызов. В 1534 г. он покинул родной город и переехал в Рим, где по заказу папы Павла III написал на торцевой стене Сикстинской капеллы знаменитую фреску «Страшный суд» (15361541 гг. ) На фоне холодного сине-пепельного неба множество фигур охвачено вихревым движением Господствует трагическое чувство мировой катастрофы.
В этой незаконченной фигуре чувствуется «какая-то особая интимность и не совсем обычная для Микеланджело мечтательность». Кумская сивилла – греческая жрица, которая много лет провела в итальянском городке Кумы. Микеланджело приступил к работе с огромным энтузиазмом. Это был самый высокооплачиваемый творец эпохи и по современным меркам – мультимиллионер.
В столь простой деревенской среде прошли его детские годы. Рубенс написал копию работы Леонардо, а Бастиано да Сангалло – работы Микеланджело. Ими были семь пророков Израиля и пять сивилл, прорицательниц античного мира.
Предполагалось, что его украсят 40 статуй высотой больше человеческого роста. «Мадонна Брюгге», во время её создания, в отличие от других таких статуй, которые показывают Деву Марию, с гордостью представляет своего сына. Она олицетворяет безграничную мощь человека. Это произошло во время, когда Микеланджело занимался росписью сводов Сикстинской капеллы, между папой и художником вспыхнула сора.
Этот человек обладал редкостным трудолюбием, богатейшей творческой фантазией, ясным глубоким умом и добрым сердцем. Точно так же много лет назад он сжег все этюды, наброски и картоны, созданные в процессе работы над росписью потолка Сикстинской капеллы. Он вернулся к работе у Медичи.
втечение двух лет Микеланджело жил в палаццо Медичи. Тот увлёкся идеей и лично отправился на место добычи мрамора для статуй – в Карарру.
Движение гигантских толп развертывается по кругу Справа неумолимым потоком низвергаются в ад грешники. самой загадочной была статуя библейского царя Давида. На переднем плане толпится группа испуганных женщин, в то время как другая группа христиан во главе с высоким мужчиной, выступают в роли свидетелей события. Этой огромной теме посвящены тома исследований.
К сожалению смерть Донателло нарушила планы скульпторов. Папа Павел IV Караффа счёл это произведение непристойным, так как в нем было множество обнажённых фигур Микеланджело было предложено задрапировать некоторые фигуры, на что художник ответил«Скажите папе, что это дело маленькое и уладить его легко Пусть он мир приведет в порядок, а картинам сообщить пристойность можно очень быстро» Даниеле де Вальтерра, преданный ученик Мике-ланджело, внес во фреску требуемые изменения, постаравшись, однако, уберечь ее от сильного искаженияВ последние десятилетия жизни мастер занимался только архитектурой и поэзией Творчество великого Микеланджело составило целую эпоху и далеко опередило своё время, оно сыграло грандиозную роль в мировом искусстве, а также оказало влияние на формирование принципов барроко. На самом деле, Микеланджело несколько раз в жизни крупно повезло. Среди его хорошо известных достижений в этой области — проект Часовни Медичи во Флоренции. До сих пор исследователе не разгадали, был у художника роман с, Викториной Колонна.
Все чаще мастер говорил о том, что он слаб и стар. Недаром, как писал Дж. Семидесятидвухлетний Микеланджело с увлечением взялся за это почетное поручение, отказавшись от вознаграждения и посвятил ему последние 17 лет своей жизни.
В течение многих лет он также был главным архитектором на строительстве собора Святого Петра в Риме. Лицо героя выражает несокрушимую волю. Перемещенная в собор Святого Петра в 18-м столетии Пьета — единственное произведение искусства, подписанное Микеланджело.
Сегодня она находится в Лувре. По замыслу Микеланджело, площадь Капитолия приобрела трапециевидный план. С завершением Давида пришёл другой заказ. Обман, как и имя настоящего автора скульптуры, вскоре открылся. Микеланджело именовал их как «ignudi». 11), выполненный Микеланджело в 1505 г. по поручению папы, желавшего при жизни построить себе мавзолей.
Последняя мраморная статуя мастера высотой 1 м 95 см «Пьета Ронданини» (Piet Rondanini) закончена в 1564 г. и выставлена в замке Сфорца (Castello Sforzesco) в Милане. При жизни Микеланджело современники двояко толковали его сексуальность. В то же году им была изготовлена глиняная модель, а в 1547 – деревянная. К тридцати годам на его счетах лежало столько дукатов, сколько Леонардо да Винчи мог скопить только под конец своей жизни. Исчезли и тонкие масштабные градации внутренних пространств.
Страдая от старческой бессонницы, он брал среди ночи молот и резец и при свете свечи принимался за работу. Тем временем подходит 50- летний рубеж, сил не становится больше и Микеланджело все чаще чувствует усталость: «Если я поработаю день, – пишет он в июле 1523 года, – то я должен отдыхать четыре». Самое известное произведение первого римского периода – «Пьета» («Оплакивание Христа») (1498-1501 гг. ) в капелле собора Святого Петра. Статуи, украсившие саркофаги и получившие название «Утро», «День», «Вечер» и «Ночь», были выбраны Микеланджело «как символ быстротекущего времени, приближающего человека к смерти». У последних он фактически отнял власть над Флоренцией и присвоил ее себе.
В процессе работы были укреплены четыре подкупольных столба, начатые еще Браманте. Петра. Пирамидальный верх мавзолея увенчивался саркофагом со скульптурными изображениями папы. Лоренцо «Великолепного» и его брата Джулиано похоронили недалеко от них. В ней автор с необычайным искусством объединил две перекрещивающиеся фигуры – Марию и мертвого Христа, которого она держит на коленях, – в одну неразрывную группу.
Вазари кратко сформулировал современное мнение: «Безусловное чудо, что бесформенный кусок камня превратился в совершенство, которое природа вряд ли способен воссоздать во плоти». В «Распятии Петра» солдаты занятые своей обязанностью рыть яму и поднимать крест, в то время как на них смотрят люди и обсуждают происходящее. Именно вот таким образом жрица стала мечтать о быстрой смерти. Младенец Христа, которого сдерживает рука его матери, уже готов выйти в мир.
Готовя себя к неизбежному уходу, Микеланджело уже в 1547г. Рим был разграблен испанскими войсками. Их дружба продолжалась тридцать два года и Микеланджело посвятил Томмазо многие свои сонеты, а также подарил ряд рисунков на античные темы («Титий», «Вакханалия детей», «Ганимед» и др. ). Через несколько лет появилось радио.
Статуя изображает римского бога вина в расслабленном положении. Два из наиболее известных своих творений «Пьета» и «Давид», Микеланджело создал, прежде чем ему исполнилось тридцать. О личной жизни Микеланджело до сих пор ходят легенды, ему приписывали противоестественные отношения с молодыми людьми, возможно, вот таким образом в женских стаях есть что-то мужское. «Если я проработаю день, – писал он в 1523г. – то я должен отдыхать четыре». Подобные образы были включены и в грандиозный проект гробницы Юлия (рис. Её должны были разместить снаружи Кафедрального собора Флоренции.
В 1546 году после смерти Антонио да Сангалло он был назначен главным архитектором собора Святого Петра. Искусство Микеланджело необычайно сложно и многопланово. Одних современников это раздражало: Витрувианская академия в Риме называла искусство Микеланджело «варварским». В то же время работа очень отличается от работы Микеланджело по характеру.
Картина принадлежала Дворцу Фонтенбло (Chteau de Fontainebleau), пока в 1643 г. её не уничтожил Франсуа Сюбле де Нуайе (Franois Sublet de Noyers), посчитав изображение слишком сладострастным. И вряд ли стоит принимать на веру постоянные жалобы на безденежье. Работа над огромным потолком капеллы (40, 23 х 13, 41 метра) длилась четыре долгих года – с мая 1508-го по октябрь 1512 года. На последней панели, представлено «Отделение света от тьмы».
делла Порта). Фреска изображает Второе пришествие Христа и его суд над душами. В 1546 году Микеланджело назначили архитектором собора Святого Петра в Риме. Он ни разу не упоминал ее в его обширной переписке с родственниками.
Он как-то сказал своему ученику, Асканьо Кондиви: «Однако, богатый я, возможно, был, я всегда жил как бедный человек». Микеланджело снова получил покровительство влиятельной семьи. 27), капеллу Сфорца в церкви Санта Мария Маджоре в Риме и много укреплений.
С 1490г. Дед и прадед Микеланджело считались преуспевающими банкирами, но родители жили бедно. Создав подобное творение, мастер словно в «последний раз бросил вызов классицистам всех времен и всех мастей». Вазари сообщает такой факт: когда Микеланджело узнал, что авторство «Пьеты» приписали другому мастеру, он выбил свое имя на поясе Богоматери.
Они приходили к работе и срисовывали с неповторимого полотна, пытаясь приблизиться к таланту великого мастера. Вскоре её стали рассматривать как один из великих шедевров скульптуры в мире, «раскрытие всех возможностей и силы искусства скульптуры». Для мастера это было единственным средством выразительности. Alfonso I dEste) сегодня известна благодаря лишь копиям.
25) (начата в 1530г. За полгода во Флоренции, Микеланджело работал над двумя статуями, «Молодого Иоанна Крестителя» и «Спящего Амура». Однако трагические события в Италии прервали работу над капеллой. Совет Трента осудил фреску в 1564 и нанял Даниэле да Вольтерру для прикрытия непристойных частей.
Статуи Давида и Моисея, например, а также знаменитое «Оплакивание Христа» выполнены с непревзойденным мастерством. По утверждению маркизы Виттории Колонна, «как человек Микеланджело не уступал своим творениям». Вслед за ярким возвышением Савонаролы последовало столь же ошеломительное падение. Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения — статую «Давид» (1501—1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме — скульптурную композицию «Пьета» (1498—1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике.
Во время осады Микеланджело руководил строительством укреплений. В 1873 г. монумент был установлен в Галерее Академии изящных искусств во Флоренции. Возмущённый скульптор высек на поясе пресытой девы, знаменитую фразу «Это сделал Микеланджело Буонаротти из Флоренции».
Вазари, будучи зависимым от Козимо, вынужден был замаскировать конфликт в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» и объяснить уклончивость художника тяжелым климатом республики. он был назначен главным архитектором собора св. При всей своей универсальности Микеланджело наиболее знаменит в качестве скульптора. его не стало.
Микеланджело считал себя обязанным приемным родителям за то, что лепить из глины и владеть резцом он научился раньше, чем читать и писать (по сведениям, кормилица была дочерью каменотеса и мальчик, вероятно, помогал их семье в работе). Статус мэра не приносил отцу больших денег, но другую работу (физическую) он считал унизительной. Их толковали по-разному, как ангелов, муз или просто как художественное оформление.
Для искусства XVIв. В каменоломнях Каррары он сам выбирал нужные ему сорта камня. В процессе росписи потолка, Микеланджело исследовал различные тела.
«Тондо Таддеи» 1502 года показывает младенца Христа, который испугался снегиря, символа распятия. Первая крупномасштабная скульптура Микеланджело — мраморный Вакх. В ней было больше свободы от античных ордерных основ, к которым обращалась эпоха Ренессанса.
Наряду с Давидом, статую Пьеты конца 15-го века считают одной из самых выдающихся и известных работ Микеланджело. В игре света и тени его поверхность кажется драгоценной. Тугими извивающимися прядями ниспадает его борода, в напряжении застыли мускулы мощного тела, грозен взгляд широко раскрытых глаз. Петра и ансамбля Капитолия, чтобы поставить его в ряд крупнейших зодчих эпохи. «Восставший раб» — одна из двух более ранних статуй такого рода для гробницы папы Юлия, которую скульптор довёл до почти законченного состояния. Вазари, «изучению грамматики он предпочитал посещение церквей, где копировал картины: часто он убегал из школы, чтобы посмотреть, как работают художники ион охотнее проводил время с теми, кто рисует, нежели с теми, кто учится».
В это время Микеланджело работал над рядом архитектурных проектов. Недаром современники великого мастера называли его «divino» – «божественным», «неземным». Поставленные на особые пьедесталы пилястры несут непрерывный антаблемент с бросающим большую тень карнизом, который, в свою очередь, увенчивается парапетом с редко расставленными статуями. В 1488 году, в возрасте тринадцати лет, Микеланджело отдали на обучение Гирландайо.
Статуя достигает пяти с половиной метров высоты. Все три фигуры выполнены Микеланджело из мрамора. Целое столетие мастера создавали скульптуры Давида, но все они получались «маленькими».
Отношения между ними были чисто платоническими. Несмотря на невысокое мнения о живописи, Микеланджело также написал две наиболее влиятельных работы в стиле «фреска» в истории западного искусства: сцену из Генезиса на потолке и Страшный суд на стене алтаря в Сикстинской капелле в Риме.
Это должно было быть самостоятельное сооружение в три яруса, которое можно обойти кругом. Семья Буанарроти утверждала, что происходят от графини Матильды ди Каносса. По неизвестной причине мастеру было отказано в высочайшей аудиенции и, рассерженный, Микеланджело без предупреждения покидает Рим и выезжает во Флоренцию.
В числе любимых литературных произведений гения была «Божественная комедия» Данте, которую он почти всю знал наизусть. Одно из них, крепко связанное с идеологией воинствующей католической церкви, вскоре привело к барочному искусству другое, пытавшееся сохранить верность архитектурным идеалам Возрождения и примирить их с новыми общественными требованиями, в свою очередь разделилось на два русла: маньеризм, связанный с аристократической верхушкой (он развивался преимущественно вне Рима) и академизм виньоловского толка, подготовивший появление в Европе стиля «классицизм». По обеим сторонам площади, сужающейся к ее открытой (это расположение обусловлено античными руинами, включенными в палаццо Консерваторов, но отвечает композиционным принципам, заложенным Росселино в центральном ансамбле Пиенцы), обращенной к подходу стороне, симметрично поставлены двухэтажные здания с одинаковыми фасадами. Со смертью Лоренцо Медичи Микеланджело лишился могучего покровителя. Во Флоренции вспыхнуло народное восстание и Медичи были свергнуты.
Среди самых знаменитых фресок на потолке – «Сотворение Адама», «Грехопадение и изгнание Адама и Евы», «Потоп», «Пророк Иеремия» и «Кумская сивилла». Как архитектор, он положил начало маньеризма в Библиотеке Лауренциана. Микеланджело приступил к росписи начиная с более поздних сцен повествования. (Сегодня, Капрезе известна как Капрезе-Микеланджело) На протяжении нескольких поколений его семьи были мелкими банкирами. Поверхность мрамора была настолько тщательно отполирована, что приобрела «какой-то драгоценный характер».
Поражают своей красотой и величием архитектурные работы Микеланджело — ансамбль площади Капитолия и Собор св. Антония было оценено художниками и писателями 16-го века Джорджо Вазари и Асканио Кондиви – самыми ранними биографами Микеланджело – как особенно любопытная работа с творческим подходом к оригинальной гравюре Шонгауэра. Он писал их не по заказу, а, что называется, для души. Как сказал один исследователь: «Микеланджело опередил свой век даже в своих ошибках». В отличие от своего предшественника Козимо ценил Микеланджело и неоднократно просил его вернуться во Флоренцию, впрочем, неизменно получал отказы.
18—22). Теперь она находится в базилике святого Петра. Роспись Сикстинской капеллы – одна из вершин всего ренессансного искусства. Последнее произведение в 1496 году продали кардиналу Рафаэлю Риарио под видом римского детского надгробия.
Потолок Сикстинской капеллы был расписан между 1508 и 1512 годами. В картине подчёркиваются крутящие движения присутствующее в «Мадонне Брюгге». Работа была создана по указу Папы Римского Павла III в 1541. В стране вспыхивает революция. В это время он как раз исполнял статуи для Новой сакристии Сан-Лоренцо.
Согласно Кондиви, Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи, для которого Микеланджело работал над скульптурой святого Иоанна Крестителя, попросил Микеланджело «исправить её таким образом, чтобы выглядело, будто она была погребена» следовательно, он сможет «отправить её в Рим. Все это находит отражение в его творчестве.
Кроме того, все эти детали обобщенные, не детализированные. Он похоронен во флорентийской церкви Санта-Кроче. Некоторые из фресок, как, например выжившая «Ливийской Сивиллы», демонстрируют внимательность художника к деталям, таким, как руки и ноги. Для второго этажа гробницы Юлия II предназначалась статуя древнееврейского пророка Моисея (1515-1516 гг. ). В 1513 году умер Юлий II.
И даже там, где он утверждает, что трудился «из любви к Богу и без какого-либо вознаграждения», как, например, при проектировании купола собора Святого Петра, на самом деле, он получал невиданное по тем временам для архитекторов вознаграждение. В 1520 г. Микеланджело получил заказ от папы Климента VII из рода Медичи. Обоих Лоренцо и Микеланджело обманул посредник с реальной стоимостью работы. он был вынужден скрываться, опасаясь мести папы Климента VII. Помимо этого, Микеланджело был одним из лучших архитекторов своего времени.
Большой этап жизненного пути великого мастера (1520–1533гг. ) связан с работой над гробницами Медичи. В те годы произошли угрожающие благополучию республики исторические события: Рим был разграблен испанскими войсками, после чего новый папа Климент VII (в миру Джулио Медичи) был вынужден заключить союз с Карлом V против Флоренции. Белый мрамор отполирован до блеска. Новым папой – Львом X – стал Джованни Медичи. Миклеланджело Буонарроти— итальянский художник Высокого Возрождения, чьи работы бесспорно оставили след в истории и повлияли наразвитие и становление Западного искусства.
Во время последнего пребывания в Риме Микеланджело выполнил свою вторую грандиозную живописную работу в Сикстинской капелле — фреску «Страшный суд» на алтарной стене (начата в 1533 г., картон был готов в 1535 г., окончена в 1541 г. ). Композиция состоит из двух фигур, слитых воедино. Пятый проект (договор 1532 г. ) еще скромнее и рассчитан на установку надгробия в церкви Сан Пьетро ин Винколи, где оно было завершено в 1545 г. на основании последнего проекта, разработанного шестидесятилетним художником после 1542 г. К тому времени из композиции надгробия уже исчезли последние отголоски темы античных триумфов. Но гробницу в том виде, в каком её задумал Микеланджело, создать так и не удалось. В городе все кипело и бурлило, фракции и партии вступили в яростную борьбу друг с другом, обстановка накалялась с каждым днем.
Пророк Иеремия, предвидевший падение Иерусалима, является изображением самого художника. ботинках». Микеланджело — гениальный скульптор, художник и архитектор — был одним из последних «универсальных людей» Возрождения, со всей страстностью своего темперамента преданным передовым идеалам итальянского гуманизма — не только эстетическим, но и общественным.
Некоторые фигуры на рельеф переданы достаточно смело. Антонио вывез работу во Францию, где ее купил монарх Франциск I (Franois Ier). » Художник выгнал посланника и подарил шедевр своему ученику Aнтонио Mини (Antonio Mini), у которого обе сестры вскоре выходили замуж. Вторая крупная работа – оформление Капитолийского холма (1536-38). Незадолго до смерти он приказал уничтожить все находящиеся в доме рисунки, чтобы грядущие поколения не ощутили «пот его работы».
И семья переехала в родовое поместье, находящееся во Флоренции. Семья Медичи была богатейшей во Флоренции.
Остро чувствуя эту обреченность, Микеланджело отразил ее трагизм в скульптурных образах прекрасного и могучего, но скованного человеческого тела, выражавших пафос героической борьбы духа с косной материей. Из предназначенных для гробницы статуй до нас дошли «Скованный раб» – сильный, коренастый юноша, который тщетно стремится освободиться от оков и «Умирающий раб» – прекрасный юноша, который ожидает смерти как избавления от мук (около 1513 г. ). В том же году, Медичи изгнали из Флоренции в результате восстания Савонаролы.
Давид Микеланджело ваялся в течение трех лет, а взялся за нее мастер в возрасте 26 лет. В конце 1494 года политическая ситуация во Флоренции стала спокойнее.
по проекту Я. Сансовино. В тот период, у него была самая большая мастерская во Флоренции. В роли помощников для небольших сцен, художник нарисовал двадцать юношей.
Работая над его проектом, Микеланджело до последнего мгновения вносил коррективы в деревянную модель (которая долгое время оставалась без аттика, фасада и купола), стараясь создать гармоничное «тело» всего здания. Мать Микеланджело — Франческа ди Нери дель Миниато ди Сиена. Однако творчество наставника было совершенно чуждо молодому художнику, с юных лет стремившемуся к выражению героических идеалов в искусстве. Здесь живописный язык мастера достигает совершенной зрелости.
Времена суток венчает величественная фигура погребенного дворянина Джулиано («Ritratto di Giuliano de Medici duca di Nemours») с непокрытой головой. Уже на пятнадцатый день мастер закончил глиняную модель. В 1508г.
Так, Аретино писал другу: «Хоть талант твой божественный, к мужскому полу ты неравнодушен». Главным мастером в ней был скульптор Бертольдо ди Джованни. После капитуляции Флоренции в 1530г. внебольшом городке Капрезе, неподалеку от Флоренции. Ни одна из работ не была закончена и обе потеряны, когда зал заседаний восстановили.
А вскоре он получил заказ на «Римскую Пьету», которая быстро стала знаменитой (сейчас находится в соборе Святого Петра). Он был потомком знатного, но обедневшего рода и свои детские годы провел в Сеттиньяно, в небольшом имении отца – подесты (главы местного самоуправления) Людовика Леонардо Буонарроти.
Некоторые исследователи видят в этом переход художника от «языческого» культа красоты и платонизма к «строгой», т. е. церковной религиозности. Он уступает тебе, сдается перед твоим мастерством и твоей любовью», – говорили ему учителя. Закончена к 1588 г. по проекту Дж. Картина создавалась под опекой его старшего друга Франческо Граначчи. Внешний облик собора приведен в соответствие с разработкой интерьера: и там и здесь применены пилястры колоссального коринфского ордера (чуть более высокие снаружи), расположенные парами в родственном ритме. Ему больше были по душе Джотто и Мазаччо, то есть те художники, в работах которых было ярко выражено монументальное и скульптурное начало (сохранились учебные копии Микеланджело с их работ).
Эта ось определяет направление ведущей на холм великолепной широкоступенчатой лестницы, начатой еще самим Микеланджело (Разделенная на наклонные ступени с уменьшенными до предела подступенками, эта лестница стала прообразом многочисленных лестниц такого рода в парках итальянских вилл во второй половине XVIв. ). Синьория (городской совет), торговые гильдии, богатые покровители, такие как Медичи и их банковские партнеры оказывали поддержку искусству. Фигура передаётся в контексте с увиденным на фреске «Отделение света от тьмы». Под патронатом папы римского, Микеланджело столкнулся с постоянными перерывами в его работе над гробницей, чтобы выполнить другие многочисленные задачи.
Одно из центральных изображений, «Сотворение Адама» — одна из самых известных и наиболее воспроизведённых работ в истории искусства. История об этом умалчивает доподлинно известно Микеланджело больше никогда не оставлял свою «подпись» на скульптурах. Лагерь маньеристов, напротив, восхищался его работами.
Другой скульптор должен был обтесывать глыбу. Будущий гений эпохи Возрождения происходил из не очень богатой семьи: его отец – Лодовико Буонарроти (1444-1534) был обедневшим дворянином. Сам он говорил, что не является архитектором, как, впрочем и живописцем. Из 40 задуманных фигур из мрамора были высечены скульптуры «Моисея», «Связанного раба», «Умирающего раба», «Лии».
Спроектированный два года спустя вестибюль библиотеки приближается в плане к квадрату. «Это страшенный человек лучше иметь дело с нечистым». Мёртвые восставшие из могил, будут отправлены либо в Рай или в Ад. Но спустя долгие годы она осознала, что не попросила вечной молодости.
Для «Страшного суда» Микеланджело черпал вдохновение из фрески Мелоццо да Форли в церкви Санти-Апостоли в Риме. На западе он считается величайшим скульптором и хотя о живописи отзывался не лестно, его фрески в Сикстинской капелле, «Страшный суд» и другие трудыпомогли обрести ему место среди величайших художников. Планировалось также сооружение трех гробниц (но были построены только две: для Джулиано, погибшего во время «заговора Пацци» и для его брата Лоренцо Медичи). «Где бы ни задумывалось крупное произведение искусства – «Матерь Божья утоли моя печали» для короля Португалии, надгробие для одного из отпрысков Медичи в Милане, герцогский дворец во Флоренции – к Микеланджело обращались за советом, обсуждали с ним намеченный проект и имена художников, которые могли бы выполнить работу» – так писал об этом периоде жизни мастера И. Стоун в своем романе «Муки и радости».
Но когда в 1623г. В 1496-1501 годах Микеланджело создал «Вакха». По своей отточенности и тонкости она соперничает с лучшими произведениями Бернини.
Сила характера этого человека была поистине легендарной. В первый раз, когда он был отдан на воспитание кормилице в деревню каменотесов. В 1534—1541 в той же Сикстинской капелле для папы Павла III исполнил грандиозную, полную драматизма фреску «Страшный суд». Самой громкой из его подделок может оказаться скульптура «Лаокоон и его сыновья», которую сейчас приписывают трем родосским скульпторам. Это была общая тема для похоронных памятников в ренессансную эру Италии. Библиотеку открыли в 1571 году, а вестибюль оставался неполным до 1904 года.
Микеланджело не мог иметь единомышленников, так как от природы был отшельником и меланхоличной личностью, «bizzarro e fantastico», человек, который «уходил от компании мужчин». Но папа смог его уговорить – и этот шедевр обессмертил имя гения.
К моменту завершения скульптуры Микеланджело было 24 года. При флорентийской церкви Сан-Лоренцо, в которой были погребены члены семьи Медичи, мастеру предстояло построить и украсить скульптурой новую капеллу – их фамильную усыпальницу.
Заказ «на большого Давида» приняли два скульптора Донателло и Агостино ди Дуччо, первой должно выполнять всю работу. К работам первого римского периода относится и «Пьета». Здесь юноша прошел хорошую школу рисунка и в совершенстве изучил перспективу и анатомию. Еще в 1520-е гг.
Картон, помещенный в Папской зале, стал школой для таких художников как: Aнтонио да Cангалло (Antonio da Sangallo), Рафаэль Санти (Raffaello Santi), Pидольфо Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio), Франческо Граначчо (Francesco Granacci), а позднее Aндреа дель Cарто (Andrea del Sarto), Якопо Cансовино (Jacopo Sansovino), Aмброджо Лоренцетто (Аmbrogio Lorenzetti), Перино дель Bага (Рerino del Vaga) и других. С 1563 в работу включился Дж. В 1501 году Микеланджело возвратился во Флоренцию, где за несколько лет создал ряд скульптурных произведений, в том числе грандиозную по размерам и значению статую «Давид», ставшую символом эпохи Высокого Возрождения. Микеланджело работал над огромной фреской «Страшный суд» для алтарной стены Сикстинской капеллы. По крайней мере это была первая «реальная» женщина которой удалось приблизиться к нелюдимому флорентинцу.
Скульптуру «Бахуса» Микеланджело заказали с указанием специфической темы, молодой бог вина. К тому же в городе началась эпидемия чумы. Вазари утверждал, что Микеланджело был «женат на своем искусстве».
На момент рождения Микеланджело, его отец занимал пост магистрата в Капрезе и местного чиновника в Кьюзи.
Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения — статую «Давид» (1501—1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме — скульптурную композицию «Пьета. » (1498—1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике. К сожалению, была выполнена лишь его подробная модель. им был создан проект Лауренцианы, первой публичной библиотеки в Западной Европе. Его преемник, Павел III сыграл важную роль вначале и завершении проекта художником.
За три столетия они совершили больше, чем иные цивилизации – за тысячелетие. В этот период созданы рельефы «Мадонна около лестницы» и «Битва кентавров». «Я не забочусь ни о здоровье, ни о земных почестях, живу в величайших трудах и с тысячью подозрений», – писал он в одном из писем. Флоренции принадлежат почти все скульптурные работы Микеланджело. Папа Лев X утверждал, что Микеланджело «страшен, с ним нельзя иметь дело», а Себастьяно дель Пьомбо, друг художника, говорил мастеру: «Вы всякому внушаете страх, даже папе».
В 1485г. 12) Взойдя на папский престол, Юлий II задумал построить себе великолепную гробницу. Одни из наиболее ранних скульптурных работ – рельефы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров» – свидетельствовали не только о незаурядном мастерстве, но и о яркой творческой индивидуальности молодого автора. Почувствовав недомогание, старый мастер был вынужден лечь в постель. 18 февраля 1564г. В наружных нишах церкви Орсанмикеле содержится галерея произведений величайших скульпторов Флоренции: Донателло, Гиберти, Верроккьо и Нанни ди Банко.
В 1527 г. испанские войска Карла V заняли и разгромили Рим. Микеланджело расписал потолок Сикстинской капеллы (Sistine Chapel). Изображение имеет необычайно сложный рельеф которым, показывает большое количество фигур, участвующих в энергичной борьбе. Статуя Давида является самой известной скульптурой в мире.
Среди тесной застройки, окружавшей Капитолийский холм (ныне эта застройка значительно разрежена в связи с возведением в конце XIX в. огромного памятника Виктору Эммануилу), Микеланджело безошибочно выбрал основные оси композиции. Мастер взялся их изваять сам. В ней он занимался общим проектированием помещения, во многом в стилистике Брунеллески. Они заложили в Микеланджело основы гуманистического мировоззрения и познакомили с флорентийским неоплатонизмом (учением о высоком достоинстве и призвании человека), что повлияло на все его творчество. В благодарность он подарил церковнослужителю распятие с лицом Христа.
«Давид» украшал площадь более трёх с половиной столетий. Петра (рис.
Страшный Суд часто упоминается в качестве одной из самых сложных работ Микеланджело. Благодаря этому изобретению Маркони в 1909 году был удостоен Нобелевской премии по физике. выдать как античную работу и. продать гораздо дороже». Именно под впечатлением канцон Петрарки Микеланджело создал свои первые стихи.
Он изменил план, западную часть заканчивали по проекту Микеланджело, а купол – после его смерти с некоторыми изменениями. Самым последним скульптурным произведением Микеланджело и наиболее трагичным по своему замыслу является композиция «Пьета Ронданини», над которой он работал за неделю до смерти.
Те чувства, которые испытывает человек после посещения Сикстинской капеллы, пожалуй, наилучшим образом выразил Гете, записав в своем дневнике: «Я не ощущаю вкуса к природе, так как я не могу на нее смотреть такими большими глазами, как Микеланджело». В 1505 году Микеланджело был вызван новоизбранным римским папой Юлием II в Рим. Наверху находилась бы фигура спящего папы Юлия II. Однако наиболее грандиозные свои замыслы художник смог реализовать именно в живописи, где он выступил подлинным новатором цвета и формы. Помимо сонетов он писал и эпиграммы, мадригалы и восьмистишия.
Но из-за сложностей с финансированием проект был остановлен. Мучение Св. В ангеле Микеланджело всё динамично.
Скульптура сама по себе телесна,, осязаема — где ж тут заслуга мастера. Он покинул Флоренцию и после краткого пребывания в Венеции отправился в Болонью, где создал несколько скульптурных произведений, в которых отдал дань увлечению творчеством известного скульптора Якопо делла Кверча (статуи Ангела, Петрония и Прокла). Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами – Флоренцией и Римом. По свидетельству современников, его боялся сам папа Лев X, когда его спросили о Микеланджело, понтифик так отставал мастера. Друг художника Берни сказал о нем проще, но не менее выразительно: «Он говорит вещи, вы же говорите слова». С 1528г.
Напоследок он произнес лаконичную фразу, свойственную для него: «Я отдаю душу Богу, тело – земле имущество – родным». Микеланджело, по сути, был великим реформатором в искусстве, не только нарушавшим все признанные каноны (например изображал Бога-отца в виде старика или 14-летнего Давида в виде юноши), но и возродившим античный культ обнаженного тела. Вот таким образом у живописца больше поводов напрягать ум и шире поле для изобретений. В качестве модели для «Сотворения», Микеланджело изобразил себя в процессе росписи потолка.
Он занимал должность городского советника (подеста) в Капрезе, а затем и в Кьюзи, позднее стал управляющим флорентийской таможни. Петра закончилась победой Микеланджело. К этим годам относятся и самые ранние из дошедших до нас живописных творений мастера. Микеланджело Буонарроти (147515б4) – величайший мастер Высокого Возрождения, создавший выдающиеся произведения скульптуры, живописи и архитектуры. Микеланджело был также талантливым архитектором. Кондиви описывал, что он был безразличен к пище и напитку, ел «больше из потребности, чем для удовольствия» и что он «часто спал в одежде.
Через месяц после рождения сынасрок службы Лодовико ди Лионардо на посту мэра подошел к концу. Микеланджело завершил свой земной путь в Риме 18 февраля 1564. Греки рассматривали мрамор всего лишь как твердую основу.
Впоследствии, эти знания сыграют важную роль при росписи Сикстинской капеллы. Его стихи (а их сохранилось около 300) поражают философской глубиной, где каждое слово отточено и абсолютно так же, как и скульптуры мастера. В работе с клиентами олигархами Микеланджело проявлял свой крутой нрав. В последней из этих работ Микеланджело смело порвал с традицией.
Главным достоянием Художественного музея Кимбелл в Техасе является картина Мучения Св. Зато симметрично поставленные по сторонам верха лестницы античные группы Диоскуров (вопринимаемые словно авангард всей армии античных скульптур имеющих такое важное значение в общем замысле ансамбля) ясно отмечают воздушную границу площади и окружающего ее пространства. Отец мальчика, полагавший, что занятие искусством «недостойно древнего рода Буонарроти», противился художественной карьере сына. Прожил до 18 февраля 1564 года. А глыба так и осталась во дворе храма, дождь и ветер постепенно разрушали мрамор и власти решили «спасти ценный материал». В Болонье молодой художник тщательно изучал творения Данте, Боккаччо и Петрарки.
В результате, разминать глину и владеть резцом малыш научился раньше, чем читать и писать. В ноябре 1497 года французский посол Святого Престола кардинал Жан Билэр де Лагрола поручил ему высечь «Пьету», скульптура показывает Деву Марию, оплакивающую тело Иисуса. Ее эсхатологический смысл поражает воображение. Микеланджело приступил к росписи потолка Сикстинской капеллы.
Микеланджело переехал во Флоренцию, где поступил в латинскую школу Франческо да Урбино. В это же время на Италию нападает французская армия под предводительством Карла VIII. Четкое разграничение и вместе с тем связь архитектурно организованного пространства площади (или системы площадей) с природой (или с окружающим городом) искусный показ сооружений в живописной смене аспектов и с разных уровней, чередование манящих перспектив и полных покоя архитектурных мизансцен — все эти свойства, лежащие в основе непревзойденного обаяния старых итальянских городов и их ансамблей, реализованы в Капитолии более сознательно, чем прежде, с новой динамикой и драматизмом.
Это был один из самых благоприятных периодов в жизни художника. Искусства достигли в нем такого совершенства, какого не найдешь ни у древних, ни у новых людей за многие и многие годы. Вазари указывает на проявленную Микеланджело в этом деле способность и находчивость инженера: «Холм Сан-Миниато опоясал он бастионами, которые делал не из дерна, бревен и хвороста, не так грубо, как это практиковалось, а на срубе из каштанов и дубов и иного крепкого материала и вместо дерна взял высушенные на солнце кирпичи из пакли и навоза, выровненные очень тщательно».
Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения – статую «Давид» (1501-1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме – скульптурную композицию «Пьета. » (1498-1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике. В Италии шла война. И Микеланджело Буонарроти (Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони, 6 марта 1475 года, Капрезе – 18 февраля 1564 года, Рим) был одним из наиболее выдающихся среди них. Однако окончательная доработка их несколько отличается от первоначального замысла. Художник отрешился от всего, ни с кем не встречался и погрузился исключительно в роспись: «Я не забочусь ни о здоровье, ни о земных почестях, живу в величайших трудах и с тысячью подозрений».
Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами — Флоренцией и Римом. Первое из них – знаменитая «Мадонна Дони», выполненная на рубеже 1503–1504гг. А Дж. Последние двадцать лет своей жизни Микеланджело мало занимался скульптурой и живописью.
Используя для статуй желтоватый мрамор, близкий к цвету слоновой кости, Микеланджело прибегал к разнообразным техническим приемам обработки камня, достигая нужных ему пластических эффектов. Здесь для мастера открылись новые перспективы. Но чуть ли не сразу после окончания она была переплавлена на пушки. К площади ведет широкая лестница. Гробница предназначалась для размещения в центре нового собора Святого Петра, который возводился под руководством архитектора Браманте.
Многое в творчестве Микеланджело оставалось либо неосуществлённым, либо незаконченным. Микеланджело удивительно чувствовал материал. Другие художники, такие как Понтормо, привлекали скрученные фигуры «Страшного суда» и фресок капеллы Паолина. Потолок Сикстинской капеллы — работа беспрецедентного величия, как по своим архитектоническим формам, которым подражали многие художники по росписи потолка в стиле барокко, так и по богатству его изобретательности в изучении фигур.
«Не родился еще такой человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей», «ни одна человеческая страсть не осталась мне чуждой», – писал скульптор. Антония – первая из известных картин Микеланджело. Главным сооружением ансамбля, расположенным по оси площади и замыкающим ее заднюю сторону, является трехэтажное палаццо Сенаторов, украшенное парадной двусторонней лестницей и увенчанное башней (фасад выполнен Джироламо Ринальди (1592 г. ), башня — М. Лунги Старшим (1579 г. ). В начале 1504 года Леонардо да Винчи поручили изобразить «Битва при Ангиари» между силами Флоренции и Милане в 1434 году в зале заседаний совета в Палаццо Веккьо. В это же время Микеланджело проектирует библиотеку Лауренциана, также во Флоренции.
И уже никому не приходило в голову покрывать их красками, делая подобием восковых фигур. На это указывает желание мастера выполнить ее из дерева (Амманати сделал ее каменной), примененного в отделке зала в таком изобилии. Сперва художник расписывал потолок вместе с Франсеско Гранакси, Джулиано Бугардини и сотней чернорабочих, но потом в припадке гнева уволил подручных. Петра (руководство работами — с января 1547 г., окончание главного барабана и изготовление терракотовой модели купола в 1557 г., деревянной модели в 1558—1561 гг. ) окончание строительства палаццо Фарнезеи реконструкция площади и дворцов на Капитолии, которые были завершены после смерти мастера (новый цоколь для статуи Марка Аврелия — 1538 г. начало строительства дворцов — 1560 г. ). Эта фреска самая широкая в манере изображения и была написана за один день.
Это был первый шаг на пути изобретения радио.
Он скончался 18 февраля 1564 года в Риме в возрасте 89 лет. Скульптор считал, что все его работы недостойны Господа Бога. После того как политические страсти во Флоренции немного поутихли, он вернулся в родной город, где вскоре получил заказ на скульптуры «Святой Йоханнес» и «Спящий Купидон». На старом месте, где поместил статую сам Микеланджело, теперь находится мраморная копия.
Кроме того, Микеланджело сделал набросок лестницы в нише брамантевского Бельведера (1550 г. ), рисунки для церкви Сан Джованни деи Фьорентини (с 1550 г. ), модель дворца для Павла III (1551 г., не сохранилась), перестроил Порта Пиа (с 1561 г., не окончена) и создал в руинах терм Диоклетиана церковь Санта Мария дельи Анджели (1563—1564 гг. ). Утерянная картина «Леда и лебедь» («Leda e il cigno»), созданная в 1530 г. для герцога Феррарского Альфонсо I дЭсте (итал. Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475г. Он подчеркивал, что «архитектурные члены зависят от членов тела.
В связи с этим он вынужден был отдать Микеланджело кормилице, жене «скарпелино» из той же деревни, называвшейся Сеттиньяно. Во всем мире изобретателем радио считается Маркони, а не Попов. В более поздних композициях, нарисованные после того, как изначальные подмости убрали, Микеланджело сделал фигуры больше.
Даже знаменитый Эль Греко, посетив Рим в 1570г., предложил сбить фреску и написать новую композицию, утверждая при этом, что «хороший человек был Микеланджело, но он не умел писать». Микеланджело подходил к старым канонам вольно и фантазийно, смело нарушая их. До сегодняшнего дня в базилике не хватает фасада. 13).
Чем старше становился Микеланджело, тем чаще его посещали мысли о смерти. Отчасти это произошло из-за накалившейся политической обстановки, требовавшей участия Рима в междоусобной войне, но отчасти и из-за интриг, которые развязали против Микеланджело его враги (по слухам, среди них был и Браманте). Незадолго до своей смерти в 1534 году папа Климент VII заказал Микеланджело нарисовать фреску «Страшный суд» на стене алтаря Сикстинской капеллы. По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор.
Тогда сквозь разрывы по сторонам палаццо Сенаторов он видит уходящие в стороны лестницы, одна из которых ведет к боковому фасаду церкви Санта Мария дельи Арачели, другая к портику на так называемой Тарпейской скале (лестницы и замыкающие их арочные портики построены Виньолой). Предположение его оправдалось: спустя несколько лет мост при половодье рухнул. Микеланджело создавал конструкцию часовни Медичи по собственному усмотрению. Уже в глубокой старости мастер осуществил еще два проекта – строительство церкви Сан Джованни и арки «Порта Пиа».
На отдельные богословские воззрения из нее мастер опирался в своих творениях. Те немногие скульптуры, которые ваятель выполнил в последние годы жизни, раскрывают только одну тему – тему страданий и смерти Христа («Положение во гроб», «Оплакивание Христа»). В этот списокработ вошли как скульптурыи архитектурные проекты, так и живописные труды. И только в тех случаях, когда это необходимо. Мелоццо изображал фигуры с разных сторон, словно они плывут в Небесах и их видят снизу.
Так начался расцвет гения. К счастью, современная реставрация восстановила творение мастера в первоначальном виде. Однако в равной мере и Рим может быть назван городом Микеланджело. Купол, завершенный только после его смерти, Банистер Флетчер назвал «величайшим творением эпохи Возрождения». Работая в Садах Сан Марко, молодой скульптор получил разрешение от Нико Бичелини (настоятеля церкви) на изучение человеческих трупов. В 1496 г. он приехал в Рим, где к нему вскоре пришла слава. Ортодоксы сразу же возмутились его огромной заалтарной фреской «Страшный суд» в Сикстинской капелле из-за множества голых тел и, в конце концов, убедили Папу сделать картину более целомудренной.
Работая над укреплением города, Микеланджело не забывал скульптуры. «Мадонна Дони» изображающая Святое семейство имеет элементы всех трёх предыдущих работ: фриз с фигурами на заднем плане имеет вид барельефа, в то время как круглая форма и динамичность фигур напоминают «Тондо Таддеи». Папа римский Лев X умер в 1521 году, ненадолго его преемником стал аскетический Адриан VI, а затем его двоюродный брат Джулио де Медичи как Папа Климент VII.
В часовне также находится Мадонна Медичи созданная Микеланджело. «Пьета», предназначенная для украшения капеллы, стала образцом безупречного мастерства молодого Микеланджело и одним из самых оригинальных и совершенных его творений. Эта капелла должна была стать монументальным мавзолеем семьи Медичи. Детство Микеланджело прошло в маленьком тосканском городке Ка-презе близ Флоренции. Скульпторы возрождения не раз обращались к блеском мотивам. Она замыкается двором Консерваторов и симметрично фланкируется по бока двумя дворцами.
Это был период, когда Рим становился крупнейшим культуным очагом Возрождения. Мастер то уезжал во Флоренцию, прерывая работы, то возвращался в Рим. В это время Микеланджело учился трудным рельефам, которые высекал Якопо делла Кверча вокруг главного входа Базилики Сан-Петронио, включая фреску «Сотворение Евы», композиция возродившуюся на потолке Сикстинской капеллы.
Когда скульптор вылепил свою первую «Пьету» для собора Святого Петра, автор узнал, что злые языки утверждают, что статую сделал некий Кристофоро Солари. Однако в цельности интерьера и пластической слитности внешнего объема церкви, завершенного безраздельно господствующим сферическим куполом, явно выражен индивидуальный почерк великого мастера. Над церковью в прошлом уже работал Филиппо Брунеллески: он не только возглавил общую перестройку, но и возвел усыпальницу для отдельных членов семьи Медичи (Старую сакристию).
Этими новыми приемами мастер добился замечательнуой ясности и гармонии. Гробницы украшены изваяниями самих усопших и статуями, олицетворяющими утро, день, вечер и ночь. Два ангела образующие пару имеют большое отличие между собой, один изображён в виде слабого ребенка с распущенными волосами, одетого в готическую рясу с глубокими складками. На огромном картоне в помещении лечебницы Сант-Oнофрио (SantOnofrio) художник мастерски изобразил солдат, в спешке прекращающих купание в реке Aрно (Arno). В так называемом «Умирающем рабе», Микеланджело вновь использовал фигуру с выраженным контрапостом, предложив специфическую позу человека, в этом случае просыпающегося ото сна. Обеими фресками восхищаются и сохранены их копии.
Картины включали детали местности и группы фигур, «Опьянение Ноя» было первым в этой группе. Но еще при жизни мастера оно вызвало резкую критику в контррефор-мационных кругах. А в статуе Мадонны, украсившей алтарь церкви Нотр-Дам в Брюгге, скульптору удалось достичь той особой компактности композиции, которая «всегда была предметом зависти у современных ему художников».
Увиденное потрясло воображение многих людей. Непохожая на триумфальные римские арки и средневековые ворота, «Порта Пиа» соединяет в себе настолько необычные детали, что ей трудно подыскать близкую аналогию в античной и ренессансной архитектуре. Картина все еще находится в своей оригинальной рамке, созданной из дерева самим Микеланджело. Папа обвинял мастера, что тот медленно работает. Микеланджело добился большей простоты и слитности наружной композиции, отказавшись от ордерных галерей и угловых кампанил (во внешнем облике собора это выявило равносторонний крест, лежавший в основе его плана) и объединив основные помещения в общем объеме, завершенном центральным куполом (купол возведен Джакомо делла Порта после смерти Микеланджело, в основном по его модели, но с одним важным отступлением: стрела подъема была несколько повышена).
На фреске изображено большое и уродливое тело старухи. Его биограф Паоло Джовио рассказывает: «По натуре он был настолько грубым и неотёсанным, а его внутренние привычки — невероятно убогими, что лишили последующего поколения учеников, которые, возможно, последовали бы за ним». Он не раз бросал, не доведя до завершения, начатые работы. Эта постройка осталась основной до конца жизни архитектора.
Но мальчик, который терпеть не мог зубрежку латыни и греческого, считал, что в ней он лишь «тратит понапрасну время». Другие утверждали, что скульптор был женоненавистником. Петра в Риме.
Его тело было тайно вывезено во Флоренцию и погребено в церкви Санта-Кроче. Это, без сомнения, значительно органичнее связало бы античную скульптуру с современным итальянским искусством, которое должно было быть представлено лежащими фигурами «Нила» и «Тибра» работы самого Микеланджело (обе предназначались в свое время для гробницы Медичи). Микеланджело, осознавая свой трудный характер, признавался, что все его несчастия проистекали «от неумения владеть самим собою». С 1490 по 1492 год юноша жил при дворе Лоренцо, где он мог продолжать обучение, копируя античные образцы, а также познакомиться с прославленными итальянскими поэтами и гуманистами – Анджело Полициано, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола. В центре высится могучая обнажённая фигура Христа, вершащего Суд.
Яркое место в истории Флоренции занимал доминиканский проповедник Джироламо Савонарола, который осуждал новые веяния эпохи в искусстве и религии и открыто боролся даже с римскими папами, а не только с семьей Медичи. «Я стар и смерть отняла у меня все помыслы молодости.
Завершение этой работы заняло около четырёх лет (1508–1512). Это утверждение остаётся недоказанным, однако, сам Микеланджело верил в него. Микеланджело вернулся во Флоренцию в 1499 году.
По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор. С 1536 по 1541г. С 1871 Вакх демонстрируется во флорентийском Национальном музее Барджелло вместе с другими работами Микеланджело, включая мраморный бюст Брута и его незаконченную скульптуру Давида-Аполлона. Проект осуществлялся в 40-80-е годы. В 1505 году папа Юлий II пригласил Микеланджело в Рим.
Вазари написал о значении фигуры Давида для Флорентийской республики: Микеланджело «создал Давида в знак того, что он защитил свой народ и справедливо им правил, – так и правители города должны мужественно его защищать и справедливо им управлять». Это было время, когда все ощутимее становились сигналы о надвигавшемся кризисе культуры Возрождения. Республика изменялась после падения антиренессансного священника и правителя Флоренции Джироламо Савонаролы (казнён в 1498 г. ) и восхождения гонфалоньера Пьеро Содерини.
В последние годы жизни Микеланджело более всего занимался архитектурой. В последующие месяцы он вырезал полихромное деревянное «Распятие» (1493), в качестве подарка настоятелю флорентийской церкви Санто-Спирито, который позволил ему некоторое время исследовать анатомию на трупах в больнице церкви.
Микеланджело все же удалось переубедить его и в 1488г. Так или иначе, но Томмазо, на руках которого он и умер, был ему роднее кровных близких. В ансамбле Капитолия (как и в замысле завершения палаццо Фарнезе) Микеланджело проявил себя замечательным градостроителем. Количество осуществленных произведений сильно уступает задуманным им. он поступил в мастерскую известного живописца Доменико Гирландайо.
На груди у него доспехи, на ногах – сапоги, на коленях – скипетр. Лишь одно из них — палаццо Консерваторов — частично получило новый внешний облик при жизни мастера, другое — Капитолийский музей (сокровищница античной скульптуры, на плане слева) — было закончено в XVII в. По всей длине боковых зданий на высоте первого этажа устроены глубокие портики.