В другом случае термин «композиция» означает один из основных элементов изобразительной грамоты, по которому строится и оценивается произведение искусства. Кибрик, Е. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве / Е. Кибрик // Рисунок, живопись, композиция. Кроме того, понятие «композиция» употребляется еще и для обозначения собственно художественного произведения -- в изобразительном искусстве композицией называют картину, скульптурную группу.
В изобразительном искусстве композиция -- это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением. Данная статья поможет начинающему художнику понять основы композиции в живописи, а человеку, который далек от изобразительного искусства, способствует приобщению к художественной деятельности. Значение композиции в изобразительном искусстве очень велико. Только теория композиции, как часть теоретического искусствоведения, может непосредственно исследовать проблемы композиции в изобразительном искусстве, только она, глубоко занимаясь предметом композиции, через анализ способна установить четкие термины и определения. Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с умелым расположением предметов и фигур на плоскости картины.
В изобразительном искусстве композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением. В изобразительном искусстве композиция – это строение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением. Композиция — это главное в произведении изобразительного искусства. Утверждение, что композиция не подлежит научно-методическому обоснованию, тем более странно, что, как правило, композиция произведения любого вида изобразительного искусства, в том числе и живописи, заранее обдумывается.
На протяжении долгих столетий создавались произведения с различными композиционными решениями, в том числе и произведения изобразительного искусства. Утверждение, что композиция не подлежит научно-методическому обоснованию, тем более странно, что, как правило, композиция произведения любого вида изобразительного искусства, в том числе и живописи, заранее обдумывается» (Дейнека А. А. Учитесь рисовать. Расскажите о том, какую роль играет композиция в изобразительном искусстве. Виды композиций в живописи изобразительном искусстве, например, связаны с четким размещением рисуемых предметов в пространстве, гармоничным соотношением объема, размера, света и тени. Презентация для школьников на тему Композиция по ИЗО (изобразительное искусство).
Понятно, что мы придумали специальные знаки для обозначения элементов композиции не только ради игры, а еще и для того, чтобы научиться их выделять при анализе произведений изобразительного искусства и своих собственных рисунков. Знакомство с закономерностями композиции – не самоцель, оно помогает грамотно использовать выразительные средства изобразительного и декоративно-прикладного искусства в практической работе, сокращает путь поиска решения. Мастера изобразительного искусства о композиции.
Курсовая работа рассматривает методику обучения основам композиции, ее законам и средствам в курсе изобразительного искусства. Композиция как учебный предмет ставит своей целью: обучение, воспитание студентов в области композиции в изобразительном искусстве, развитие их творческих способностей, повышение познавательной активности. Общие и специальные изобразительные средства относительно каждого вида искусства: цвет, линия, форма, композиция, точка, штрих, контур, силуэт, фактура, пропорции, ритмичный ряд, симметрия, тон, светлость, колорит, объём, ритм, пропорции и пр.
Сегодня я хочу Вам рассказать об основных понятиях и правилах композиции в изобразительном искусстве. Слово «композиция» в качестве термина изобразительного искусства регулярно стало употребляться, начиная с эпохи Возрождения.
Этими приемами хорошо владели древнерусские иконописцы. В качестве примера композиционного построения картины рассмотрим полотно Веласкеса «Сдача Бреды». На эту тему написано немало, но однозначного определения этого «основания» найти так и не удалось. Впечатления, получаемые детьми из окружающей жизни, являются основным содержанием этой деятельности. Здесь главным является то, что художник вводит интерьер в картину, этим и решается проблема композиции.
Используйте симметрию и асимметрию. Желательно, чтобы ни одно задание не было пропущено. Мрачный полусумрак подвального помещения действует на человека угнетающе.
Такие занятия способствую развитию детского творчества, фантазии и моторики. Объективность существования закономерностей композиции. н. п. «В живописи проблема точки зрения выступает прежде всего как проблема перспективы».
Кулиса, однако, не закрывает действия (она сразу же за толпой), но контрастирует своей теплой зеленью с легкими голубыми силуэтами гор третьего (дальнего) плана, где едва заметно рисуется город. Этот ритм выявляет целеустремленное движение. В совершенной темноте человек ничего не видит.
Размышляйте над проблемой равновесия форм, масс, цветовых пятен и движения в картине. Художник приводит буквальное изображение к какому-либо стилю. И хотя такой букет действительно передаст радость, этого будет недостаточно. Но как может форма передавать какое-либо настроение. 37).
И, наоборот, если голова повернута влево, то ее сдвигают вправо от центра. Художник уравновешивает композицию фигурой старшего сына, стоящего справа. То же самое можно сказать и о картинах П. Рубенса «Охота на львов» и «Охота на гиппопотама».
Такой же эксперимент можно проделать с весами. В связи с этой последовательностью создания композиции Е. А. Но какой-либо один мотив должен быть преобладающим и основным. Тот, кто смел в композиции, никогда не будет затруднен сложным построением. Необычайная выпуклость, гармония нюансов, воздух и свет – все чудеса иллюзии преображают тему, которая в холодном и оголенном эскизе ничего не говорила нам. Пусть ни одна сторона холста не будет перегружена. результат, достигнутый Суриковым, был сочетанием случайности и закономерности, естественности и красоты, вот таким образом композиция картины «Боярыня Морозова» есть непревзойденное в истории мировой живописи решение, органически сочетающее в себе классическую строгость построения с непосредственностью и жизненной правдой подлинного реализма» (Кеменов В. С. Статьи об искусстве.
По определению С. М. Даниэля композиция — это не состояние (даже в относительном смысле), а «процесс, регулирующий развертывание идеи». Не следует думать, что надо изучать в 5 классе «Основы рисунка», в следующем классе «Основы живописи», а затем «Основы композиции» и в 8 классе «Краткий словарь художественных терминов». И действительно, если попробовать в картинах П. Брейгеля Старшего «Охотники на снегу», П. Гогена «Бонжур, мосье Гоген» и В. Сурикова «Боярыня Морозова» (ил.
Причем композицию Альберти понимал как «живой организм» и как красоту, к которой «ни прибавить, ни убавить, ни изменить ничего нельзя, не сделав хуже». М., 1934, с. 56. ). Как сделать пространство «живым» на плоском холсте. 1-м из наиболее важных и широко распространенных видов станковой живописи является сюжетная живопись (бытовая историческая, батальная, мифологическая). Или это может быть треугольник, форма которого лежит в основе кошачей мордашки.
Это можно легко проверить на примере дерева. Здесь материал расположен по мере нарастания сложности. О знаменитых художниках. Легко читаются ритм фигур, симметрия. Вытянутый вверх формат придает изображению ощущение стройности и возвышенности (ил. Издавна художники используют контрасты величин (высокого и низкого, большого и малого, толстого и тонкого), контрасты объемов, фактур, материалов, плоскостей. Две фигуры, расположенные в центре, нарисованные фоне дали.
Примеры с шаром и кругом в жизни имеют прямое отношение к изобразительному искусству, как искусству «зрительному», наглядному, т. е. если художник не покажет тоновых или цветовых контрастов, то его изображения на плоскости и объемы в пространстве не будут восприниматься. Слово «сюжет» понимается достаточно широко. Подобным образом мы можем разбить весь силуэт этого графина на несколько частей. М., 1961) и «Объективные законы композиции в изобразительном искусстве» («Вопросы философии», 1966, N 10). Здесь четко видно, как художник лишь одним цветом решает задачу композиции.
Для этого возьмем тарелку с двумя яблоками, банан, грушу, нож (ил. Прежде всего, сам материал – крупа или семечки. Но можно внутреннее пространство силуэта разбить на несколько частей. Также, можно сначала дать задание пользоваться только линией. А потом дать задание в котором можно пользоваться только пятном (силуэтом). В отличие от предыдущих определений здесь композиция рассматривается как структура.
Он был неотъемлемой частью традиционных обрядов. Объемная композиция состоит из ряда небольших фронтальных, плоскостных элементов. Это одна из «волшебных палочек», которая помогает художнику реализовать многоплановые композиционные задачи. Центр, фокус композиции, ее главный элемент может быть и на ближнем плане и на дальнем, может оказаться на периферии или в прямом смысле в середине картины это неважно, главное, что второстепенные элементы «играют короля», они подводят взгляд к кульминации изображения, в свою очередь соподчиняясь между собой. Фокус композиции определяет всю картину.
В первых двух случаях отсутствует контраст света и тени (тоновой), а в третьем -- цветовой. Не следует преувеличивать связь абстрактных цветов с различными эмоциями.
Огромное значение в истории искусств имели как процессы формирования канонов композиции (античность, возрождение, барокко, классицизм и др. ), так и стремление избавиться от жестких канонических схем и использовать свободные композиционные приемы (XIX—XX вв. ). Жегина и Б. А. Сюжет и его изложение на плоскости картины, соединяясь, порождают смысл и образ в целом».
Т. е. стиль будет виден в характере самой формы силуэта. «Требования продуманной и стройной композиции в картине и эскизе не связывают и не ограничивают художника, а дают ему свободу творчества, свободу выражения замысла в формах, наиболее отвечающих его содержанию и столь же многообразных, как многообразна жизнь, как многообразны творческие индивидуальности мастеров искусства» (Никифоров Б. М. Путь к картине. Тяжелее предмет кажется на ровном фоне, вдали от других предметов. Вот в этом и есть суть трансформации и стилизации.
3, а деревья сосредоточены слева, а справа — пустой горизонт. В целях достижения выразительности худ.
Правда, структура не обязательно представляет собой завершенное целое. Это лишь один из возможных стилей. Это внутреннее состояние, душевный настрой художника, остро чувствующего, пропускающего через себя и передающего нам, зрителям, свое понимание действительности. К общему смыслу латинского слова здесь прибавляется усиленный пафосом ренессансной эпохи момент «изобретения, выдумывания», свободы воображения, права художника, как тогда говорили, на «сочинение историй» в противоположность средневековой традиции следования образцам (ит.
Все они работают по-разному. При работе над композицией он уделял большое внимание выбору сюжета и идейному смыслу картины, определению ее формата. К общему смыслу латинского слова здесь прибавляется усиленный пафосом ренессансной эпохи момент «изобретения, выдумывания», свободы воображения, права художника, как тогда говорили, на «сочинение историй» в противоположность средневековой традиции следования образцам (ит. 4-9).
Ибо искусство и начинается и кончается, да и воспринимается чувством. Но кроме симметрии и ассиметрии есть и другие проявления композиционного решения.
Естественно, это находило отражение и в практике преподавания изобразительного искусства. Текстура (от лат. В глубине слева -- центр композиции -- барыня, несущая икону под охраной сотских.
Искусствовед Н. Дмитриева в своей книге «Изображение и слово» приводит убедительный пример того, что цвет в живописи обладает красотой и воздействием на чувства людей до тех пор, пока он относится к предметному изображению. Предметы красиво расположены на плоскости стола, составляют очень живописную группу, уравновешивают друг друга. Их можно целиком открасить просто одним цветом или заполнить текстурой (это будет обсуждаться в пункте 5). В пейзаже Левитана «Летний вечер» почти нет ничего привлекательного по своим объектам: на первом плане ворота, кусочек поля и лес вдали, но как он прекрасен своим вечерним колоритом. Голова человека, подающего ключи от крепости, подчеркивается большим белым воротником, выразительно передан силуэт правой руки с ключом.
Работая над определением формата, он неоднократно прибавлял, пришивал холст. Далее, эти фрагменты можно заполнить цветом, текстурой или орнаментом. Такие штампики можно делать из картофеля, ластика и других материалов. Его полусогнутая поза говорит о необходимости сдаться на милость победителя.
В процессе изобразительной деятельности художник встречается с рядом сложных творческих задач, которые нужно решать, продолжая «работать» не только чувствами, но и разумом, мышлением.
К жанровой картины определяется идейным замыслом. Сохнут в таком виде примерно неделю – полторы. является необходимой основой каждого.
Ведь знак это условная и упрощённая форма того объекта, которого изображают. Веками художники искали наиболее выразительные композиционные схемы, в результате мы можем говорить о том, что наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры (треугольник, пирамиду, круг, овал, квадрат, прямоугольник и т. п. ). 29. В центре две главные фигуры полководцев, справа и слева два войска, равноценные по массе.
Такова «Сдача Бреды» Веласкеса. Большое значение в правдивой передаче впечатлений имеет способ изображения. Композиция в реалистическом искусстве, повторяем, не выделяется перед зрителем как средство или прием, он часто ее просто не замечает.
Учащимся предлагаются практические и творческие задания разного уровня сложности. В картине «Иван Грозный и сын его Иван» И. Репин освещает только центральную группу — отца и сына. В дальнейшем стали появляться многоплановые композиции. Вот таким образом он сам обязан быть достаточно подготовленным в этом плане. В числе таких задач автор выделяет следующие: организация пространства, выявление главного, колористическое решение как основа образного начала, выразительность как «воздействующая сила композиции». Это смысловой центр композиции.
Они утверждают, что наиболее совершенны в композиционном отношении произведения с множеством точек зрения (русская икона, произведения современной западной живописи), а построение пространства с одной точки зрения (прямая центральная перспектива) несет в себе признак композиционной аморфности. — метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды — метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям — метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире.
Но от этого она не менее важна. Но можно заполнить этот фрагмент ещё и текстурой.
Так, например, в однотоновой фронтальной композиции (чистой плоскости -- светлой или темной) главную роль показа частей, элементов композиции и многообразие характеров этих частей и композиции в целом играют линии их характер (направление, толщина, длина), которые и выделяют все элементы композиции. Тем не менее в определение включено понятие «единство композиции», через которое художник выражает содержание и делает доходчивым замысел. При чём, стиль может проявляться не только в характере штриха или мазка краски.
В дальнейшем автор будет ссылаться на эти работы. ) я взял на себя смелость назвать три из них (из законов. - Е. Ш. ) – жизненность, выразительность и цельность. Но художник может сделать и наоборот. Фактура (от лат.
М., 1961, с. 24-31. ). 116). В картине В. Серова «Петр Первый» величественности и беспрепятственному движению Петра противопоставлен робкий шаг не поспевающей за ним свиты. Как правило, для выполнения заданий по рисованию натюрмортов, пейзажей, тематических композиций иллюстраций отводится один-два урока, но в условиях углубленного изучения изобразительного искусства для этого может быть выделено большее количество часов.
В итоге мы видим лишь некоторые черты, которые позволяют узнать в изображении кошку. Кибриком идет в русле наиболее правильного направления исследований понятия «композиция». Чем интенсивнее и ярче цвет, тем он сильнее действует на глаз, привлекает внимание. И в то же время композиция не должна сводиться к каким-то нежизненным схемам, шаблонам. Смысловая функция пространственного синтеза здесь очевидна. Необходимо помнить, что полностью заменить работу с натуры копировальный метод не может. «Им свойственна известная статичность.
А ведь это и есть абстракция. Они будут также иметь вытянутые верхние части и широкое приземистое основание. М., 1971, с. 75 – 78. ). Равновесие может касаться как самих фигур, так и пространств между ними. Во-вторых, членение на планы.
От этого также зависит, какое количество времени затрачивается на написание отдельных «кусков» мотива, частей композиции. 1-9 кл» (руководитель Т. Я. Шпикалова). В. И. «Именно композиционными средствами в первую очередь художник раскрывает идею произведения, подчеркивает основное и главное в произведении, вводит зрителя в мир своих переживаний и размышлений» (Цит. Ведь симметрия ассоциируется со статичностью, а ассиметрия с динамичностью.
1. Главное условие, чтобы при этом они использовали только контуры и силуэты. сразу все пришло — всю композицию целиком увидел». Лето дождливое было изба тесная, потолок низкий. Такая позиция Л. Ф. Как справедливо писал известный искусствовед, психолог и художник Н. Н. Волков, «к сожалению, еще необходимо защищать идею такой теории от софизмов ее недоброжелателей». Успенского является отражением эстетической концепции 20-х годов.
Все остальное построение картины и в плоскости и в глубину (планы) подчинено композиционному центру, помогает раскрытию темы. Соразмерность. А можно создать её силуэт из абстрактных пятен, штрихов, линий, точек и т. д. Т. А мысль его о «конструктивной идее» заключается в том, что настоящая композиция (т.
по ст. : Нейман М. Уроки творчества П. Кончаловского. - «Искусство», 1966, 12, с. 39-40. ). Но наличие одних и тех же общих закономерностей позволяет достигать синтеза искусств их органического сочетания, скажем, в архитектурно-скульптурном ансамбле, в театральной постановке, в оформлении интерьера и т. д. Художественный образ – это выражение творцом своего «Я», своего ощущения, личностного видения предмета, явления, окружающего мира. 1-9 кл» (руководитель В. С. Кузин), другой по программе «Изобразительное искусство и художественный труд. Дождь идет и работать нельзя. Аппликации из соломки. Законы живут, правила неподвижны».
Детям доступно выполнение простейших ритмических построений и использование ярких, контрастных сочетаний цветов (в старшем возрасте — оттенков) для создания выразительной композиции. «factura») — означает внешний вид поверхности, который зависит не от внутреннего строения, а от характера обработки. Принцип повторности осуществляется между предметными и сюжетными темами. В «Отказе от исповеди» И. Репина образ мужественного, убежденного в своих взглядах революционера контрастирует с образом равнодушного священника. По определению С. М. Даниэля композиция — это не состояние (даже в относительном смысле), а «процесс, регулирующий развертывание идеи»3. В-четвертых интерьерное построение пространства.
Просто соберите понравившиеся вам листья, цветочки. Вот таким образом не следует подгонять композицию под какую-нибудь определенную схему. Это то, что дает единство, цельность огромному историческому полотну.
В числе основных средств композиции называют обычно следующие элементы: формат, пространство, «центр внимания», ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамика и статика, равновесие, симметрия и асимметрия, открытость и замкнутость. Это будет похоже на дождь. вкус ткачих в полной мере проявились в украшении рушников, так как рушник (полотенце) воспринимался не просто как отрез материала для хозяйственных нужд. подачи смысла. Целостно воспринимаются произведения, возникшие только подобным образом. Однако художники, бывает, отказываются от какого-нибудь этапа.
и т. п». Если взглянуть на картину Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини», то мы можем увидеть, что пространство создают фигуры, а не располагаются в нем, перекрывая друг друга, располагаясь ниже или выше на картине. Очень хорошо по этому поводу сказал В. А. Интересно отметить, что он различал, по какой схеме построена композиция. Например, светлый объект смотрится выразительнее на темном фоне и наоборот.
Эту непосредственность может дать лишь сама жизнь». Здесь полезно будет вспомнить свой опыт нахождения равновесия на качелях. Прекрасно скомпоновано «Утро на Куликовом поле» Бубнова. обр.
Но все эти три вида композиции тесно взаимосвязаны друг с другом. Так, художники-импрессионисты, добиваясь полного звучания хроматических сочетаний и стараясь меньше смешивать краски, прибегали тем не менее к так называемой модуляции, когда цветовые мазки создавали целую россыпь переходов от одного цвета к его дополнительному, от зоны теплых тонов — к холодным. Статика чаще основана на симметрии, а динамика на ассиметрии. В К не должно быть лишних фигур, безразличных к происходящему.
В современной педагогической науке особая роль принадлежит методике художественного обучения на занятиях, предусматривающей необходимость создания поисковых «проблемных» ситуаций индивидуальный подход к каждому ребенку. В результате анализа этого определения возникла необходимость создания более всеобъемлющего определения понятия «композиция». При условии включения в определение композиции, данное Н. Н. Например, ту же кошачью морду можно «собрать» из геометрических фигур.
Движется русское общество 80-х годов со всеми своими связями и противоречиями. Вот таким образом, то как расположены предметы в листе, тоже может передавать различные ощущения. 896).
Т. е. для создания нового образа нужно уметь мыслить абстрактно. Это делает постановку интересной и динамичной. Приведу пример знака, в основе которого лежит силуэт животных. Надо учиться видеть красоту обыкновенных вещей, развивать свое композиционное мышление. В театре принято говорить, что короля играет не король, а его свита.
Сидящие в санях фигуры держат сани на месте. Таким образом, задачи обучения ИЗО деятельности тесно связаны со спецификой данного вида искусства и одновременно способствуют осуществлению воспитательных задач, развитию художественных способностей детей. Особое значение для архитектурной композиции имеют соразмерность частей и целого друг с другом (выражающаяся в системе пропорций) и соразмерность сооружения и его отдельных форм человеку, а также органическое единство композиционных и конструктивных принципов, находящее своё художественное выражение в архитектонике сооружения. 3.
Композиция предельно проста и симметрична. Например, он подметил, что «Охота на гиппопотама» Рубенса построена в форме креста (Построение композиции в форме креста означает такую организацию (размещение) всего изображаемого на плоскости картины, которая напоминает форму креста. После каждого отпечатка краску на шнур нанесите заново. 66, 67). Левая сторона явно перегружена в ущерб правой.
Оптический центр находится приблизительно посредине. Например, перед выполнением этюдов пейзажей художник вначале наблюдает и выбирает мотив. Действие символично, но происходит в широком реальном мире. Сюжетно-композиционный центр совпадает с центром холста. Сюжетно-композиционный центр совпадает с центром холста.
сomponimento — сочинение). Какие из этих фигур вызовут ощущение стремительности, движения, неспокойствия. Наоборот, как ясно изложенная словами мысль быстрее усваивается читателем, так глубже и выразительнее доходит до зрителя идейное содержание произведения искусства (в том числе и рисунка), если хорошо продумана его композиционная структура». Не следует думать, что предметы натюрморта надо обязательно располагать по схеме.
Ассиметрия — это когда они разные. Колорит природы подобен мажору или минору в музыке. Действие под открытым небом требует некоторого пространства.
В композиции тоже есть свои «короли» и окружающая их «свита», как солирующие инструменты и оркестр. Кибрик приводит убедительные примеры, позволяющие яснее понять суть конструктивной идеи: «Сохранились самые первые наброски композиции знаменитой Тачанки Грекова. М., 1960, с. 171). Например, стекло будет гладким и глянцевым. Все это имеет огромнейшее значение на построение композиции изображения.
Вся вещь построена по вертикали как намек на вертикальный ствол шахты. 22). Особенно это важно теперь, когда борьба идеологий в искусстве обострилась и усложнилась. Ей присущи объективно существующие закономерности и принципы. В «Боярыне Морозовой» В. Сурикова рядом с трагическим лицом раскольницы помещена злорадно посмеивающаяся физиономия возницы и тут же недалеко голова мальчика, который глуповато смеется.
Бывает так, что лучше ввести одну-две текстуры, а остальное просто открасить краской (в станковой живописи слово «открасить» не применяется т. к. оно будет иметь негативный оттенок, а используется слово «писать», но в декоративной композиции это слово вполне приемлемо). В произведениях изобразительного искусства художники стремятся отобразить течение времени. Ничто не сжимает его. Свобода творчества и подлинное мастерство приходят на основе точного знания. Фигуры и направлены туда. Это уже третья ступень познания -- практика, где используются материалы первых двух ступеней -- «живого созерцания» и анализа воспринятого. Выделим основные: организация пространства, выявление главного, колористическое решение как основа образного начала, выразительность как «воздействующая сила композиции». Тут кроме сюжета нужно подключать цвет, тон, ритм, форму и её расположение.
Многие художники, преподаватели, студенты в спорах и рассуждениях об искусстве, о проблемах творчества рассматривают все эти вопросы часто лишь с профессиональной стороны, в отрыве от философских положений. Это определение понятия «композиция» в изобразительном искусстве в основном, главном смысле, т. е., как главной художественной формы произведения искусства. Мы живем в постоянно изменяющемся мире. (Дейнека А. А. При наличии контрастов тона или цвета линий и фона в линейных рисунках, даже при низком уровне мастерства рисующего, наверняка передается форма (пусть неправильная) изображаемых предметов.
Аннотация. Однако все художники работают по-разному. Первоначальных набросков композиции «Степана Разина» Сурикова не сохранилось. В-пятых, пластическое построение пространства. Но как художник может передать настроение вообще и в декоративной композиции в частности. А мне Толстой с женой, когда «Морозову» смотрели, говорят: «Внизу надо срезать, низ не нужен, мешает».
Книга «Основы композиции» знакомит с базовыми принципами композиции, ее правилами, приемами и средствами. К основным приемам трансформации можно отнести создание силуэта по форме образующей линии. Существуют различные варианты определения.
76), а чрезмерное увеличение формата по горизонтали диктует применение панорамной или фризовой композиции (ил. Колористическая плотность живописи постепенно набирают силу к переднему плану. Это неправильно. Например, солнце на безоблачном небе весомее, чем среди облаков. Другие пишут сверху вниз, начиная с «неба» и кончая «землей». С этой целью во введении рассматриваются основные закономерности композиции.
Движение в картине – выразитель времени. В этом можно убедиться, рассмотрев картины: И. Вишнякова «Портрет Ксении Тишининой», Н. Пуссена «Пейзаж с Полифемом» и «Аркадские пастухи», П. Рубенса «Снятие с креста», К. Лоррена «Пейзаж с мельницей», Леонардо да Винчи «Мадонна в гроте». Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Взять к примеру орнамент на основе растительного мотива.
Эту тему нужно выделить особо. Солома – известный поделочный материал. Успенский считают, что центральной проблемой композиции произведений искусства самых различных жанров и видов является проблема «точки зрения».
Чрезмерное увеличение формата по вертикали превращает изображение в свиток (ил. Объясняется же с помощью анализа. Несмотря на это, зритель ясно представляет каждую фигуру.
Все действие развертывается перед зрителем на первом плане. Выразительность худ. Все это подтверждают психологи, своими опытами выявляя особенности человеческого глаза. Композиция присуща всем видам искусства. Вариантов множество: уравновешиваются части по массе, тону и цвету. «Бегство в Египет» из падуанского цикла Джотто -- прекрасный образец такого понимания пространства картины.
М., 1971, с. 75. ). Создается впечатление замкнутой театральной сцены. Композиция присуща всем видам искусства. М., 1961, с. 190. ). Для этого нужно изготовить специальный штамп с помощью веревки или шнура. Например, голубой цвет легче красного и т. д. При равных цветовых условиях предмет больших размеров всегда тяжелее.
Это будет стилем технического решения. То же самое «правило трёх размеров» можно применить даже в рисунке дерева. Естественно, художник-творец выстраивает порядок из хаоса со вполне определенной творческой задачей и достигает наивысшей выразительности художественного произведения совсем не при помощи математического анализа, а движимый внутренним голосом, своим гением, при этом пользуясь определенными композиционными средствами, чтобы внешне, зримо воплотить свой замысел. О том, как зародилась композиция картины. «Меншиков в Березове», Суриков вспоминал: «Да, вот у меня было летом так, я жил под Москвой на даче, в избе крестьянской. Успенский, которые проблемы композиции представляют как проблемы «точек зрения» и «перспективы», очевидно, не решают вопроса, что есть композиция. Это будет оживлять работу. В таком широком понимании термин К применим к различным видам искусства (литер-пра, театр, кино, музыка, ИЗО, архитектура и т. д. )К- это, с одной стороны, творческий процесс создания произведения искусства от начала до конца, от появления замысла, до его завершения, с другой стороны- своеобразный комплекс средств раскрытия содержания картины, основанный на законах, правилах и приемах, служащих наиболее полному, целостному и выразительному решению замысла.
Пятно справа от центра имеет больший вес, чем пятно слева. Выделяются также типы построения композиционного интерьерного пространства. Путь от Иоанна до Христа, подчеркнутый одинокостью фигуры Христа и единой направленностью к нему многих персонажей толпы, -- это главный диагональный ход в глубину.
Т. е. предметы должны быть разной величины, разного размера. Основной целью обучения ИЗО деятельности является развитие творческих способностей детей. В неё часто включают орнамент, узоры и пр. Они выделены самым сильным светом от вспышки молнии и вот таким образом наиболее контрастны.
Форма ветки дерева всегда будет стремиться не к стволу, а к своим тонким концам. В ней важно все: формат картины, ее размер, масса предметов их зрительный «вес», размещение на плоскости, выразительность силуэтов, ритмические чередования линий и пятен, организация пространства и точка зрения на изображаемое, распределение светотени, колорит, позы и жесты персонажей и многое другое. Что, в конечном счете, помогает получить хорошие результаты. Вариантов построения композиции может быть много. Создавайте ритм и равновесие в чередовании изображаемых форм.
Композиция — это такое разумное основание живописания, благодаря которому части видимых вещей складываются вместе в картину», — писал итальянский ученый, художник и архитектор Леон Баттиста Альберти (1404-1472). Надо было найти расстояние от рамы до саней, чтобы пустить их в ход. Знать, что такое композиция, уметь применять ее законы и принципы в работе — значит действовать осознанно, целенаправленно, с уверенностью в правильности выбранного пути. Композиция — один из основных, главных вопросов этой теории.
Слепой отец положил руки на плечи сына в знак прощения. Конечно, таланту научить нельзя. Одноплановое действие требует особой ясности и выразительности силуэтов.
Эффект движения достигается при помощи диагональных линий, свободного пространства перед движущимся объектом, направлением линии рисунка, размытостью фона и т. п. Раскрыть понятие «структура» в тексте определения композиции. Например, в картине Рубенса «Охота на гиппопотама» композиция почти повторяет крестообразное построение с гиппопотамом посредине. Легче и нам на примерах общедоступных произведений изобразительного творчества понять многие вопросы композиции. Лучше начать знакомство с ней с перечисления ее основных принципов (здесь под принципами понимаются исходные положения, способы достижения цели): целостность, соподчинение, соразмерность, равновесие, единство.
При этом используются приемы перспективы изоляции, цезуры (цезура — это пропуск интервал, пустота), ритмики, линейной композиции. Любая картина должна иметь свой композиционный центр, совпадающий со смысловым центром (идеей, темой).
Это форма отражения, воспроизведения объективной реальности с позиции определенного эстетического идеала в искусстве. В истории искусства большую роль играли как процессы сложения общепринятых композиционных канонов (например, в древневосточном, античном, средневековом искусстве, в искусстве Возрождения, барокко, классицизма и др. ), так и движение от жёстких канонических схем к свободным композиционным приёмам: так, в искусстве XIX-XX вв. Закон целостности требует неповторимости элементов композиции, включая сюда формы, размеры интервалы, характеры, типы, жесты и т. д. Все похожее должно либо объединиться в силуэт, либо резко отличаться индивидуализироваться. Раскрывая диалектику познания человеком действительности, В. И.
89). Эти законы особенно наглядно можно почувствовать на основе тоновых пятен. Много маленьких по размеру пятен можно уравновесить одним большим. Лес вертикальных длинных копий строит силуэт войск победителей с конем на первом плане, несколько наклонных алебард и коротких копий совсем по-иному рисуют силуэт побежденных войск. Соцветия и засушите их, переложив свежей зеленью листья старой и ненужной книги. Отсюда возникнет путаница и станет неясным, каким из соприкасающихся фигур принадлежит рука, нога и т. д. В рисунках Леонардо да Винчи к «Битве при Ангиари», представляющей собой сложную многофигурную композицию, в которой изображаются люди и лошади в сильных динамических движениях и ракурсах, фигуры загораживают друг друга и переплетаются между собой.
Если же художник, рисуя с натуры предметы или фигуры людей изображает их в порядке, не соответствующем натуре или выполняет зарисовки по памяти, по воображению, то принято говорить о сочинении, «составлении» картины, т. е. о создании композиции в более широком смысле слова. Ритм — это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. Используя основополагающие приёмы стилизации, нужно стараться избегать шаблонности. Скорее всего это будет треугольник.
Огромная рать единым пятном растянулась по диагонали справа налево. Согласно определению русского художника и ученого-психолога Н. Н. Волкова (1897–1974), композиция — это «конструкция для смысла», в иной формулировке — «алгоритм творческого процесса». Те же нюансы рефлексов полутеней присущи и передаче формы с помощью светотени. Мастерство и худ. Залитая светом комната будет производить на человека иное впечатление. Пример этого мы видим в картине И. Репина «Иван Грозный и его сын Иван» или Н. Ге «Выход Христа после тайной вечери» или В. Сурикова «Утро стрелецкой казни» и др. Контрастность присуща любому произведению пластического искусства.
В картине А. Дейнеки «Оборона Петрограда» отчетливо проявляется ритмичность композиции. В-третьих, это построение пространства цветом. Классическое определение композиции в изобразительном искусстве дал в эпоху итальянского Возрождения теоретик и архитектор Л. Б. Альберти в трактате «Три книги о живописи» (1435–1436): «Композиция—это сочинение, выдумывание изобретение» как «акт свободной художнической воли». Анализ вышеперечисленных определений и толкований понятия «композиция» показывает следующее.
В картине П. Федотова «Сватовство майора» взор зрителя приковывается прежде всего к фигуре невесты, очаровывается ее женственностью и прекрасным живописным мастерством художника. Но для такой трансформации нужно обладать ассоциативным мышлением. Пример использования контрастов в многофигурной тематической композиции – картина К. Брюллова «Последний день Помпеи» (ил.
Основное правило глубины, связанное с колористическим решением холста: тон заднего плана всегда холоднее переднего. Учитесь рисовать. Это духовный феномен, материализующийся лишь частично и неабсолютно.
Неверно будет также, если мы очень близко придвинем массу фигур к переднему плану. метал, слонов кости), садово-парковаяскульптура (скамейки, фонтаны, фонари, беседки). Материалы: глина, пластик, пластилин, солёное тесто, камень, дерево, металл. Техника выполнения скульптурных произведений: Мягкая – лепка, ваяние.
Схема процесса творчества будет, пожалуй, такая: интуиция – анализ – интуиция.
Я также рекомендую читать размышления художников о своем ремесле. Каким образом ввести в картину элементы времени и движения. Например, художник наблюдает небо, анализирует эти наблюдения, затем пишет небо в этюде.
Закономерности композиции в изобразительном искусстве объективны. Пространственный строй логично объединяет планы общим ходом в глубину и его дополнениями. сomponimento — сочинение). Пространство свободно для размещения действия. Таким образом, познание через практику, в данном случае написание этюда, -- это вид деятельности художника, который включает в себя создание «по чувству» и анализ создаваемого «по чувству», т. е. работу одновременно и наглядно-образного и абстрактно-логического мышления.
Можно заняться сбором натурного материала сразу после выбора сюжета или выполнить эту работу после первого эскиза композиции. Способность к творческой интуиции – проявление одаренности художника. Они могут вызывать в людях различные эмоции. Тенью художник поглощает все второстепенное, что может отвлечь внимание зрителя.
Здесь нет промежуточных тонов — тёмно-серых, светло-серых. Нигде нет намека на диагональное движение. Постоянное выполнение набросков, зарисовок и этюдов с натуры развивает не только глаз и руку, но и композиционное мышление. Но он отмечал, что недостатки в композиции есть и у них.
Композиция (compositio) в переводе буквально означает со-расположение. Аппликации из сухих растений. Она не будет отвечать специфике зрительного восприятия. В прекрасных описаниях рубенсовских картин Делакруа раскрыл все их плюсы и минусы.
Этот недостаток отсутствует на рис. Вертикально расположенные формы кажутся более тяжелыми, чем наклонные. Ленин писал: «Человек не может охватить отразить отобразить природы всей, полностью, ее «непосредственной цельности», он может лишь вечно приближаться к этому, создавая абстракции, понятия, законы, научную картину мира и т. д. Целого нет». 77). Меншиков.
Чувства и эмоции в изобразительном искусстве играют огромную роль и в психологической передаче состояний героев, событий, природы, когда эти разнообразные состояния вызывают у зрителя чувства радости или грусти, страха, ужаса или восторга, гордости, любви, смеха, ненависти, горя и т. д. Художник-реалист после этапа «живого созерцания», чувственного познания, переходит ко второй ступени художественного познания -- углубленному изучению натуры, анализу результатов чувственного познания, восприятий, ощущений. В числе основных средств композиции называют обычно следующие элементы: формат, пространство, «центр внимания», ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамика и статика, равновесие, симметрия и асимметрия, открытость и замкнутость. Соответственно этому в картине размещаются объекты и устанавливается композиционный центр.
Любое пятно в верхней части тяжелее пятна, расположенного внизу. Для этого штамп сильно прижимайте к бумаге или ткани. И если перемешивать различные техники исполнения как «рука возьмёт», то в итоге может получиться какофония.
Изменяет и преобразует его. Но та же самая перспективная ситуация существенно изменится, если мы перенесем точку схода от середины в край, – нарушается покой симметрии, возникает состояние динамическое или, как мы называем, двигательное. При создании значка дизайнер может повторить силуэт льва как он есть. Такое «перетекание» тоже может передавать различные ощущения. «textura») — означает внешний вид поверхности, который зависит от внутреннего строения материала: дерево, камень, штукатурка, кирпич, ткань, стекло, бумага и т. д. Т. Всадники, лошади, собаки – все яростно устремились к нему. 1-9 кл» (руководитель Б. М. Йеменский), а третий использует программу «Изобразительное искусство.
А их может быть огромное множество. Его можно задать линиями, цветовыми пятнами игрой света и тени. Концы их можно предварительно слегка подпалить, чтобы они не лохматились.
Фаворский: «Говорят, что нет законов композиции, путая их с правилами. Перечисленные этапы выполнения композиции очень важны, особенно в учебных целях.
Брюллова идейный замысел диктовал художнику композицию сложного характера. Воздействие же на нас отвлеченного голубого цвета крайне слабо и незначительно. 89г). Игнорирование их в учебной и творческой работе неизбежно ведет к снижению художественных достоинств произведений. Если коротко, то это наличие на холсте объекта (тропинка, река, пятно), уводящего взгляд в глубину.
Компонуя, Греков рисовал перспективно сокращенный прямоугольник (пятно будущей тачанки), расположение которого в границах эскиза создавало чувство стремительного движения. Вполне очевидно, что такой подход при изображении предметов не есть так называемое самовыражение, которое рекомендует пассивное «выливание» наружу субъективных чувств. Например исходящей будет восприниматься линия движения, если одна ее точка совпадает с точкой опоры предмета, т. е. как бы «закреплена» там. Кибрик отмечает: «Следует. Такое ограничение побудит их развивать образное и ассоциативное мышление. 89а), но такая композиция выглядит однообразно и скучно.
К лаконичности изобразительных средств примыкает и прием «недосказанности», позволяющий зрителю включиться в анализ темы картины и представить своим воображением (а оно будет более образным) событие до и после изображенного момента. Причем многие к этой проблеме в изобразительном искусстве относятся скептически. Симметрия — это когда правая и левая стороны одинаковы. Ни одна из фигур ничем не похожа на другую. Вот таким образом не следует сильно увлекаться технической стороной дела.
Стиль может проявиться в том, как решается силуэт — «рубленной» прямой линией, округлой линией, прямоугольниками или другими геометрическими фигурами. Серое небо, однообразная пустынная дорога тянется вдаль к горизонту.
Такое понимание сущности композиции Е. А. Если главный в композиции — треугольник, то разумно сделать главным мотивом декоративного решения силуэтов — треугольный мотив. Но силуэты обоих войск резко различны. Более того, линейный рисунок может передать впечатление объема предмета. Каким. Но все композиционные поиски должны быть построены не только на одной интуиции. Каждый художник находит свои приемы решения этой сложной задачи.
е. на деле это будет рисунок из волокон, вкраплений, разводов. Тяжесть пятна зависит от его размеров и цвета. А это, в свою очередь, зависит в целом от степени разработанности теории композиции как науки. Вот здесь как раз и нужно будет объяснять начинающим художникам про ритм.
На следующей композиции (ил. Получается единый стиль в проработке натюрморта. Все — от атома до галактических систем — рождается и существует как упорядоченный хаос. Точка и угол зрения в картине являются важным элементом создания композиции. Круг и квадрат имеют чёткий центр равноудалённый со всех сторон. Это композиция в которой нет реальных объектов.
Она пишет: «Раковина» Врубеля производит сильнейшее впечатление и кажется, что оно зависит только от красоты цветовых переливов, ни от чего другого. Массы в композиции расположены по диагонали, связывающим четыре угла картины. Этот же список включает и использованную автором литературу.
Большой интерес представляют анализы таких картин, как Слепые П. Брейгеля-Мужицкого, «Коронование терновым венцом» Тициана, «Смерть Марата» Давида, нескольких работ Веласкеса и др. Часто в композиции создаются направленные силы движения. 3) Ввод в глубину. В качестве примера возьмём рисунок кота.
М., 1956, с. 424. ). М., 1961, с. 55. Таким образом, художник может создать ощущение динамичности (движения) в композиции, а может создать и ощущение статики (неподвижности). Разные технические приемы. Принцип повторности осуществляется между предметными и сюжетными темами. В картине «Возвращение блудного сына» Рембрандт освещает героев таким образом, что более всего выделены светом в главных персонажах изображаемого события фигура сына, лицо и руки отца.
Правда, мы можем отметить заранее: чем ярче цвет, тем меньшего размера может быть уравновешивающее пятно. Особое внимание приходится уделять уравновешенности в динамических композициях, где художественная задача заключается как раз в нарушении, уничтожении равновесного покоя. В каждом отдельном произведении пространство строится в соответствии с замыслом художника и принимает вот таким образом иногда скрытую иногда более явную характерную образную форму, которой условно можно дать такие названия, как пещера, ящик, двугранный угол, чаша и др. Жизненная правда — вот основное правило создания композиции картины. Все это выполнено при помощи цвета. С ним связано много давних народных обрядов и традиций, о нем упоминается в белорусских поэтических произведениях и народных песнях (например, слуцкие пояса. ).
Если радость, веселье, мир, то и зритель должен почувствовать соответствующие эмоции. Тональные и цветовые контрасты могут создавать и «уплощение» фронтальной композиции и большее или меньшее движение взгляда в глубину. Он считал, что «композиция – это начало и конец художественного произведения. Т. е. характер этих фрагментов будет похож на характер всей формы. Природа несет в себе бесконечное разнообразие предметов и явлений.
Л. Ф. Например, конструкция живописной картины, система пропорционирования в архитектуре, антропометрические данные или психо-физиологические особенности зрительного и тактильного восприятия. Е. А. по кн. : Никифоров Б. М. Путь к картине. В конце учебника помещены: ответы на трудные вопросы, «секреты и тайны» мастеров изобразительного искусства и рекомендуемая литература. А теперь попробуем сами составить натюрморт.
Говоря о необходимости создания теории композиции, Н. Н. Контурная линия заключает форму предмета. Аппликации из семян и круп. «Роль чувств в художественном творчестве определяется как тем значением, которое занимают чувства в духовной жизни человека, так и теми специфическими особенностями, которые характерны только для изобразительного искусства».
Непростое это понятие, хотя, на первый взгляд, ничего сложного здесь нет. А отшлифованная наждачной бумагой ДВП будет матовой. Что это означает на практике.
Это означает, что Е. А. Композиционная целостность может быть исследована рациональными приемами лишь частично. Так, на примере истории развития живописи раскрываются особенности жанров искусства. Он не переходит в жесткую расчлененность, не создает основы для искусственности действия и обстановки, а остается естественным». В то же самое время ритм движения раненых на мосту сбивчив и неорганизован.
Никифоров. Материальная основа дпи накладывает отпечаток и на композицию. Говорят даже о законе контраста как важнейшем принципе композиции. Жегин и Б. А. Ритм всегда связан с содержанием картины и подчинен выражению идеи.
В пластическом мотиве содержатся лишь основы худ. Мы часто видим в них обилие фигур, лишенных всякой выразительности, сгруппированных и противопоставленных друг другу на переднем плане или в глубине и предназначенных якобы для выделения главных частей картины» (Делакруа Э. Мысли об искусстве. После этого необходимо срезать «узлы» соломки. Принцип повторности выражается и в концентрическом расположении программного материала.
В картине В забое, наоборот, все раскрывается в горизонтальном фризе. Вот таким образом их позиция далее рассматриваться не будет.
В книге Н. Н. При выполнении предыдущих заданий, обучающиеся столкнутся с необходимостью размещать контуры и силуэты таким образом, чтобы это было интересно. Как ни странно, самая асимметричная, устремленная за пределы полотна композиция в произведениях искусства всегда тщательно уравновешена. Вспомним еще одну картину И. Левитана —«Владимирка». Скучно. В этом жесте – вся мудрость жизни, боль и тоска за прожитые в тревоге годы и всепрощение.
Главное в композиции – создание художественного образа. Суриковская Боярыня Морозова и Слепые Брейгеля построены по законам динамики диагонали: первая – по восходящему движению, вторая – по нисходящему. Требуется умение бегло и удачно компоновать.
Готовых рецептов композиционных построений не может быть. Принцип повторности соблюдается и между программами по разным, видам ИЗО деятельности. Композиция каждого произведения своя, вот таким образом «внутренне» она остается свободной, не связанной с теми или иными, заранее намеченными условностями и обязательными правилами. М., 1964, с. 186. ).
Эта ступень -- ступень художественного мышления -- включает в себя и наглядно-образное и абстрактно-теоретическое мышление. Можно взять жёсткую щетинную кисть и протереть жидкой краской — в результате получится имитация волокон дерева. Один только перечень тех предметов, которым можно учить в помощь овладению искусством композиции, способен доказать необходимость специального и методического преподавания композиции» (Там же, с. 231 – 239. ). Причем в таком типе композиции ритм играет важную роль. В картине «Последний день Помпеи» К. П.
Яркие цвета всегда тяжелее. То, как художники и дизайнеры это делают во многом обусловлено их творческим мышлением. Это положение В. И. Ленина одинаково относится и к науке и к искусству. Свобода творчества и подлинное мастерство приходят на основе точного знания. Здесь происходит живое созерцание, восприятие, ощущение, т. е. художник выражает свое эмоциональное отношение к мотиву. Подобно ритму в музыке, ритм в изобразительном искусстве оживляет композицию.
Великий русский художник В. И. Суриков – один из величайших мастеров композиции. Во многих аспектах он сложнее, чем композиция в изобразительном искусстве. Согласно определению русского художника и ученого-психолога Н. Н. Волкова (1897–1974), композиция — это «конструкция для смысла» 2, в иной формулировке — «алгоритм творческого процесса». Волковым, этих вопросов более полное определение понятия «композиция» будет звучать так: «Композиция произведения изобразительного искусства есть главная художественная форма произведения изобразительного искусства, объединяющая все остальные формы, характеризующаяся как целое с фиксированными, закономерно связанными между собой и с целыми частями (элементами), в котором ничего нельзя переместить или изменить, от которого ничего нельзя отнять и к которому ничего нельзя добавить без ущерба художественному образу, это целое, находящееся в неразрывном единстве со смыслом (идеей, содержанием) произведения». Вопросам искусствоведения не посвящается отдельная часть учебника. Правдивость вечернего состояния делает картину поэтичной. Художник полагал, что с композицией связаны коренные вопросы мастерства идейно-творческой активности, мировоззрения художника. Методы, способствующие формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий: — метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса (использовать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление — прекрасно).
Так, например, в глубинно-пространственную композицию (интерьерное пространство фойе театра) входят и объемная (скульптурные изображения и другие объемные вещи) и фронтальная (картины, панно, витражи, стенды и т. д. ). При этом он изучает природу, познает сущность предметов и явлений их закономерности. Типы композиций подразделяются на устойчивые или статичные (где основные композиционные оси пересекаются под прямым углом в геометрическом центре произведения) и динамические (где основные оси пересекаются под острыми углами, господствуют диагонали, круги и овалы), открытые (с преобладанием центробежных разнонаправленных силовых линий) и закрытые (где превалируют центростремительные силы, стягивающие изображения к композиционному центру). Композиция — открытая модификационная структура «со многими степенями свободы». Твердая – резьба, выбивание, высечение, формовка, заливка, сварка.
Все это создает определенное минорное настроение. Говоря об определении понятия «композиция» следует отметить, что в различных видах искусства оно имеет свое специфическое содержание и различную степень разработанности. Начинается он с определения размеров, формата картины и кончается всем плоскостным и глубинным построением имея в виду выделение главного. Даже обычным карандашом, можно проработать плоскость «корявой» штриховкой, точечной, пунктирной Можно взять зубную щётку и делать набрызг краской.
«В такой классической композиции, как композиция картины Александра Иванова «Явление Мессии», передний план не выделен специально, хотя и разработан внимательно. Одним из самых распространенных видов народного творчества Беларуси является ткачество. Например, ощущение дуновения ветра или ощущение лёгкости. Искусствоведы Л. Ф. Главные группы фигур расположены на втором пространственном плане. Кибрик, выделяя цельность (целостность) не только как важнейшую черту композиции, но и как один из основных композиционных законов, обращал внимание на то, что цельность закладывается в композиции сразу через нахождение так называемой «конструктивной идеи».
Юон считал, что правилам композиции необходимо учить. В композициях картин «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова» В. Суриков использовал типичную обстановку Красной площади и старых московских улиц. Чуть меньше расстояние и сани стоят. Целое просто и нерасторжимо, детали бесконечно разнообразны. В реалистическом искусстве композиция не является чем-то обособленным, самостоятельным. Организация и оборудование занятий также должны способствовать эстетическому воспитанию детей, наглядные пособия должны быть выполнены на высоком художественном уровне.
Образующая линия — это линия лежащая в основе формы объекта. С тех пор поколения художников и историков искусства пытаются понять и объяснить, что же такое композиция. В других случаях, если, например, объемный гипсовый шар, помещенный на темном фоне, осветить с разных сторон так, что не будет ни тени, ни полутени, то человек воспримет форму (светлый плоский шар на темном фоне), но не объем. Здесь -- все классы и сословия. Ветви дерева будут малые, средние, большие.
Большое светлое пятно можно уравновесить маленьким темным. Но характер этого объекта должен хорошо угадываться. Второстепенные фигуры или второплановые, пишутся более обобщенно, без живописных подробностей, чтобы они не отвлекали на себя слишком много внимания, не «забивали» главные образы, При таком выделении внимание зрителя сначала сосредоточивается на главном, затем на второстепенном, которое, как многие инструменты в оркестре, не мешает главному, а только аккомпанирует, помогает ему. Стоит только пару раз прогладить собранные материалы утюгом и они будут готовы к работе. Несмотря на то, что на плоскости проведены только линии, создается впечатление, что внутри контура тон изображенного предмета темнее или светлее, чем окружающий его фон плоскости.
М., 1971, с. 78), – пишет советский искусствовед Б. М. Эти материалы излагаются в связи с теоретическими проблемами рисунка, живописи и композиции, а также в «Кратком словаре художественных терминов».
Универсальное средство, помогающее создать яркое и выразительное произведение, — контраст.
Когда клей высохнет, нанесите на шнур выбранную краску и приступайте к штамповке. И стал я вспоминать: кто же это вот точно так в избе сидел. Попытаемся сгруппировать предметы (ил.
В композиции должна быть выбрана определённая техника исполнения. Она взаимно связывает все изобразительные средства и является «самым содержательным компонентом художественной формы». От фигуры мальчика, выходящего из воды, старика и «раба», обращенных к главному плану действия, глаз зрителя должен проделать известный путь. Нельзя строить композицию картины только, например, по принципу «треугольника» или «диагонали», который применяли старые мастера.
В картине И. Левитана «У омута» верно переданное состояние сумерек, сырость и прохлада заросшего пруда вызывают впечатление таинственности и сказочности пейзажа. Это особенно применимо к абстрактной беспредметной ассоциативной композиции. Но дело не только в развитии творческого мышления.
Хотя бы так как она далеко не всем понятна. Детские худ. Для этого необходимо сделать еще три добавления следующего характера.
Главное в композиции – создание художественного образа. Мягкие грани на заднем плане также способствуют созданию глубины. Но характер изображаемого объекта остаётся узнаваемым. «Крестный ход в Курской губернии» Репина смотрится единым пятном -- картину сразу видишь всю целиком. образа, подлежащее разработке, уточнению.
После, можно сочетать и линию и силуэт. Например, в процессе создания «Боярыни Морозовой» он много работал над тем, чтобы передать движение саней.
особенности К в дпи во многом обусловлены техническими и художественными возможностями материала. Но разве ясная архитектоника помешала насытить психологизмом персонажи этих картин. Эти законы абсолютно несвойственны формалистическому искусству, отказывающемуся от изображения объективной реальности, разрушающему образное начало в искусстве» (Кибрик Е. А. К вопросу о композиции, с. 222-223. ). Правил, конечно, нет и не может быть, а законы, конечно, есть. Итак, перед нами членение на планы и диагональная связь их.
Основа любой композиции строится на законах равновесия основных масс плоскости. Паста, нанесённая на холст мастихином, будет рельефной и «мазистой»., который определяется внутренней структурой материала. Тренировка руки в создании такой формы изолируется от работы сознания.
Именно с художественным образом связана способность искусства доставлять человеку (зрителю, читателю, слушателю) глубокое эстетическое наслаждение, пробуждающее в нем чувство прекрасного. Согнутые фигуры хорошо усиливают впечатление неукротимой энергии Петра. Это используется в композиции для правильного размещения цветовых пятен. В настоящей статье (Вопросы композиции художественных произведений рассмотрены Е. А. Кибриком в статьях «К вопросу о композиции» (в кн. : Об искусстве и художниках.
Причем композицию Альберти понимал как «живой организм» и как красоту, к которой «ни прибавить, ни убавить, ни изменить ничего нельзя, не сделав хуже». Композиции подвластно многое. Но изучение композиций прошлого не дает одной драгоценной стороны — чувства непосредственности.
выше), то это будет выглядеть гарантированно гармонично и хорошо. На рис. Например, в предполагаемой работе присутствуют силуэты графина и яблока. В «Оплакивании» из того же цикла ангелочки на небе все находятся на одной плоскости и кажутся нарисованными на дальнем занавесе. Классическое определение композиции в изобразительном искусстве дал в эпоху итальянского Возрождения теоретик и архитектор Л. Б. Альберти в трактате «Три книги о живописи» (1435–1436): «Композиция—это сочинение, выдумывание изобретение» как «акт свободной художнической воли» 1.
Интенсивно окрашенный предмет воспринимается в первую очередь. Это граничит с тем, что нет научного обоснования учебного предмета «композиция», в том числе его теоретической части. Что касается определения понятия «композиция» в изобразительном искусстве, то здесь еще немало неясностей.
Возникает иллюзия силуэта предмета светлым пятном на фоне, кажущемся темнее, чем он есть на самом деле. 2) Произведения искусства, конечный результат деятельности художника. II–по назначению – монументальная (памятники – высокая степень обобщения, значительные размеры), -станковая (для выставок, музеев, украшение общественных зданий, не превышают натуральную величину), -скульптура малых форм или миниатюра (статуарная-статуэтки, бюсты, сувениры прикладная- резка по драг. Так абсолютно справедливо отмечал А. А. Дейнека. 14-19).
Например, это будет лев. А может составить его из треугольничков или других геометрических фигур.
К. Ф. Известный советский художник Ю. И. Пименов так оценивает значение композиции: «Историю искусства можно было бы написать как историю композиции, так как именно композиция в первую очередь выражает идею и чувства художника» (Пименов Ю. Необыкновенность обыкновенного. Получается сгущение объектов слева и разрядка справа. е. художник трансформирует рисунок. Натюрморт, портрет, пейзаж и самый сложный сюжет одинаково требуют композиции.
В картине В. Сурикова «Меншиков в Березове» настроение тоски и безысходности в композиции создается колоритом мрачной и темной избы. «Явление» -- на фоне реального итальянского пейзажа. Пестрая толпа вокруг Иоанна -- второй план -- план главного действия. Одни пишут «широко», стремясь сразу закрыть всю плоскость холста и видят этюд целостно. Веками художники искали наиболее выразительные композиционные схемы, в результате мы можем говорить о том, что наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры (треугольник, пирамиду, круг, овал, квадрат, прямоугольник и т. п. ).
Украсьте подобными узорами почтовую бумагу, конверты, открытки, шторы и другие предметы. В этом можно убедиться, рассмотрев картины: И. Вишнякова «Портрет Ксении Тиши- ниной», Н. Пуссена «Пейзаж с Полифемом» и «Аркадские пастухи», П. Рубенса «Снятие с креста», К. Лоррена «Пейзаж с мельницей», Леонардо да Винчи «Мадонна в гроте» (ил. И тут нужно не просто срисовывать дерево с натуры, а руководствоваться этим правилом и даже где-то изменять натуру, не копировать её. Это вопрос пропорций, размеров, масштабности как главных фигур, так и второстепенных. Но если очень хочется сделать аппликацию немедленно после сбора растений, то процесс сушки растений можно ускорить, взяв два листа газетной бумаги и положив между ними заготовки. Только так художник может повысить в картинах выразительность колорита.
Данный тип композиции берет свое начало в эпоху Ренессанса. Взору незачем идти далеко, в глубину. При слабом свете или в относительной темноте человек слабо воспринимает объем и цвет. Основное требование, которое должно учитываться при создании фронтальной композиции -- это ее плоскостность, ощущение плоскости как целого независимо от того, абсолютная это плоскость (картина) или это барельеф, горельеф и независимо от того, какой формы эта плоскость (квадрат, прямоугольник, овал, ромб и т. д. ). Во-первых, это членение на слои. И тут на помощь придёт беспредметная ассоциативная композиция.
И вдруг. Решение этой задачи граничит с особенностями эстетического развития дошкольника. К такому изображению зритель равнодушен. Произведения изобразительного искусства влияют на чувства зрителя подобно музыке. Обратите внимание, что формулировки правил могут содержать некоторые упрощения в соответствии с возрастными возможностями учащихся, а также непрофессиональным характером обучения в общеобразовательной школе. Она отображает трагический момент гибели людей во время извержения вулкана. Марш вооруженных рабочих пронизан бодрым и уверенным ритмом.
«Изучение композиционной методики прошлого, — писал К. Юон, — способствует росту личной художественной культуры, золотому чувству меры, стилистической цельности искусства и полноте художественного сознания. Они представляют собой пластическую абстракцию будущей композиции. Понятие «композиция» в станковом изобразительном искусстве можно рассматривать в двух планах.
Это типично для произведений Джотто и художников его круга. Чтобы не было пустоты в листе и не было тесно. Несколько равнозначных композиционных центров разрушат единство и целостность композиции. Так, например, основой для построения композиции «Крестного хода» И. Репина стал яркий образ увиденной им в жизни огромной толпы. Все остальное погружено в тень.
Под контрастностью понимаются: сопоставление хроматических (цветовых) площадей картины по принципу дополнительных цветов или противопоставление светлых площадей темным (очень часто в отношении 1:2), холодных тонов — теплым противопоставление мест, насыщенных деталями или фигурами, — свободному пространству (непрерывность и разрыв) крупнорельефных форм — мелкорельефным (в скульптуре, резьбе) или резной поверхности — гладкой крупных фигур — мелким фигуры — фону, статики людей — их динамике и т. д. Но должного звучания контрастность достигает при наличии нюансов и переходов. Итак, подводя итоги, можно сказать, что композиция строится на основе закона равновесия по принципу симметрии, когда предметы будут иметь одинаковый вес и уравновешены относительно центра изобразительной плоскости на основе закона равновесия по принципу асимметрии и на основе закона гармонических сочетаний, движений и ритмов. Жегин и Б. А.
методы делятся на –наглядные, – словесные, – практические, -игровые. 2. 75).
., нет объёма. В случае если взять плоский круг зеленого цвета и поместить его на зеленом фоне, человек этого круга не увидит (если светлотный и цветовой тон зеленых фона и круга совпадает). Две фигуры, расположенные в центре, нарисованы на фоне дали. Кулиса дерева определяет второй план. Для передачи в линейных (безтональных) рисунках ощущения объема формы необходимо обладать высоким уровнем художественного мастерства.
Т. е. в основе такой трансформации будет лежать образующая линия. При таком решении художник может просто открасить нужный фрагмент рисунка одним цветом.
Такой же принцип наблюдается, когда художник избегает максимальной контрастности, насилующей глаз, а использует ослабленный контраст, варьируя его вплоть до сближенных тонов, что называется иногда «культурой цвета». Е. А. Его полусогнутая поза говорит о необходимости сдаться на милость победителя. В противном случае вся картина распадается на две самостоятельные части.
Чтобы выдержать эту борьбу и провести ее до конца с полным успехом, естественник должен быть современным материалистом, сознательным сторонником того материализма, который представлен Марксом, то есть должен быть диалектическим материалистом». В музыке это понятие вполне определено. Он находится в центре поля зрения и его мы видим с подробностями и четко. обр. определяется выразительностью самой натуры.
Примером подобного построения композиции могут служить такие произведения, как «Афинская школа» и «Обручение Марии» Рафаэля, «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, «Праздник четок» А. Дюрера, «Сталевары» К. Баба. Второй план «уплощен» и плотен. Вот таким образом вышеупомянутая тема очень важна на уроках композиции. Волкова «Композиция в живописи» впервые сделана попытка обозначить круг основных проблем теории композиции в изобразительном искусстве. Предметные краски одежд и лиц воспринимаются как сырые и открытые краски. Образ — это подобие воспроизводимого обекта, где передаются лишь некоторые из его характеристик.
Весь этот опыт человечества собран в теории искусства. Очень помогают художнику тональные и цветовые контрасты. Задания рассчитаны как на классную, так и во многом на домашнюю работу. Все это согласуется со всеми остальными принципами композиции. Равновесие.
В качестве примера композиционного построения картины рассмотрим полотно Веласкеса «Сдача Бреды» (ил. Композиционный центр находится почти у края картины. Для примера можно опираться на картину Михаила Врубеля «Сирень». Но планы эти в картине, передающей пространство, существуют и обязательно через выражение связей между ними (ходов в глубину) -- таков тип построения.
Основное внимание автор уделяет композиционному построению картин. 74). В композиции произведения изобразительного искусства важно все: формат картины, ее размер, масса предметов их зрительный «вес», размещение на плоскости, выразительность силуэтов, ритмические чередования линий и пятен, организация пространства и точка зрения на изображаемое, распределение светотени, колорит, позы и жесты персонажей, а также многое другое. Композиционный замысел успешно строится на контрастах нового и старого, веселого и грустного, спокойного и динамичного. е. целостность, образность и идея в единстве) получается тогда, когда в ней найдена определенная «конструкция», представляющая собой единство с идейным замыслом. В книге «Этюды по истории западноевропейского искусства» (Алпатов М. В. Этюды по истории западноевропейского искусства. Правильная геометрическая форма тяжелее, чем неправильная.
П. П. Кончаловский придавал большое значение композиции в творческой деятельности художника. В картине Сурикова «Меншиков в Березове» композиционный контраст составляют огромная фигура Меншикова и низкий потолок избы, благодаря чему создается впечатление, что неукротимой фигуре Меншикова в этой комнате тесно, как в клетке. Построение пространства фронтальными планами -- это условность, схема.
Ещё очень важно передавать ритм в размерах различных объектов.