Закономерности воздушной перспективы широко используются и в фотографии, где они также способствуют созданию ощущения пространственности снимка и подчеркивают жизненную правдивость фотографического изображения, придают ему художественную выразительность. Метдика обучения различным способам изображения пространства и объема на плоскости. Законы воздушной перспективы помогают грамотно передать пространство, однако этого мало: чтобы создать реалистический пейзаж, надо овладеть приемами и средствами изображения наиболее распространенных природных форм, способами передачи различных состояний природы. Задачи: познакомить с особенностями изображения пространства в искусстве Древнего Египта, Древней Греции, Средневековья и эпохи Возрождения правилами линейной перспективы в искусстве и историей их развития, законами построения пространства в иконе.
Издавна в живописи применялись разные способы для изображения пространства и положения предметов относительно друг друга. И сегодня мы познакомимся с основными правилами изображения пространства. Снимок, в котором выражено пространство, более полно передает картину действительности, что является одной из главных задач реалистического фотоизображения. На фото 64 воздушная перспектива выражена очень отчетливо, является основой тонального построения снимка и помогает решению задачи изображения пространства средствами фотографии.
Конспект открытого урока изобразительного искусства в 6 классе по теме Изображение пространства. Спад резкости изображения в глубину помогает изображению пространства на снимке. «изображение пространства.
Perspicere ясно видеть, постигать) в изобразительном искусстве система способов изображения пространства на. Класс:6тема:изображение пространства. Цельурока: Расширить знания учащихся о правилах линейной перспективы в изобразительном искусстве. Задачи урока:- Расширитьпредставлениедетейожанрепейзаж. Воздушная перспектива, подчеркивающая глубину, пространственность объекта изображения, широко используется в фотографии, где она служит одним из средств решения пространства.
Проведя анализ эволюции способов изображения окружающего мира на плоскости, мы видим характерные особенности изображения пространства разных исторических периодов. Изображение пространства. Данный материал представляет собой мельтимедийную презентацию к уроку ИЗО в 6 классе по теме Изображение пространства. Изображение пространства.
Способ изображения объёмных тел, передающий их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве. Неменского по теме Изображение пространства в пейзаже. Они дают информацию о глубине, расстоянии, величине, движении и. Перспектива – система изображения объемных тел на плоскости, которая передает их расположение в пространстве и удаленность от наблюдателя.
Пространство изображений (нем. Bildraum, англ. Image space, фр. Espace image) — пространство, в котором расположены изображения точек пространства предметов, — вершины световых пучков, вышедших из оптической системы1. Другим чрезвычайно выразительным средством для изображения пространства на снимке является использование тональной или воздушной перспективы. Из истории перспективы Первые попытки перейти от плоскостного изображения к пространственному были сделаны в. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА. Для передачи объективного пространства на плоскости изображения разработана совокупность специальных методов технической графики – черчение.
Таковы возможности изображения пространства на фотографическом снимке с помощью линейной перспективы. Пространство изображений (нем. Bildraum, англ. Image space, фр. Espace image) — совокупность изображений точек пространства предметов, определенных по законам параксиальной оптики пространство изображений заполняет все пространство. Пространство изображений (нем. Bildraum, англ. Image space, фр. Espace image) — пространство, в котором расположены изображения точек пространства предметов, — вершины световых пучков, вышедших из оптической системы. Проблема изображения пространства египтянами не ставится.
Приобретение навыка изображения пространства посредством построения линейной перспективы, а именно: умение увидеть в картине реального мира линию горизонта, предполагаемую тоску схода, определиться с точкой зрения.
Вот таким образом, естественно, эти изображения должны были носить объективный характер. Иногда художники, желая передать глубину изображают землю или предметы сверху. Так, в «Тайной вечере» Леонардо виртуальное пространство изображения трактуется как прямое продолжение пространства монастырской трапезной, где расположена фреска. Вначале – о приемах изображения реального трехмерного пространства. Для сюжетов «классических» произведений художника («Рисующие руки», «Метаморфозы», «День и ночь» и т. д. ) характерно остроумное осмысление логических и пластических парадоксов. Параллельная живопись средневекового Китая и Японии.
Таким геометрическим методом является, конечно, метод ортогональных проекций. Конечно изображение мистического пространства бывало необходимо не только на иконах Успение. В практике применяют различные способы дополнения однопроекционного чертежа. Икона должна была походить и не походить на видимый мир.
Именно по такой схеме шло развитие геометрии живописи. В пространстве изображений любой оптической системы расположены: задний фокус, задняя главная плоскость, задняя фокальная плоскость, задняя главная точка, задняя узловая точка, а также задняя поверхность последнего оптического элемента (например, линзы). Импрессионизм «восстал» против традиционных правил замкнутой в пределах холста, сочиненной композиции. Композиция с высоким горизонтом строится многоплановая.
Это невозможно, поскольку требует от нас кроме естественных трех направлений (о них уже говорилось: направления вперед-назад, влево-вправо и вверх-вниз) представить себе движение в четвертом направлении, но такое, при котором в трех естественных направлениях движения не происходит. Раушенбах спешил назвать их простодушными и наивными (см. 56). Проекция А (см. Как показал Б. Раушенбах, аксонометрия является абсолютно законным вариантом перцептивной (видимой) перспективы, применимым для изображения очень далеких или очень близких и не слишком протяженных предметов.
Движение в картине – выразитель времени. Единственный метод, который может здесь помочь, это метод аналогий. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. Вывод. Кроме того, наблюдаются тенденции создания (изображения) несуществующего мира фантазий, который при помощи современных изысканий в области изобразительного искусства, точных наук и психологии становится почти осязаемым.
Часто говорят о принципиальной асимметрии китайской и японской живописи. в мистическое пространство). Единственным выходом из этого положения является попеременный показ наиболее важных моментов верхней и нижней жизни.
Ренессансная перспектива – наиболее сложный геометрический метод в живописи. Именно с запечатлением тени на стене древняя легенда связывает появление живописи, виртуальные образы которой создатель другого мифа о тенях в пещере называл «призрачными подобиями» вещей и «снами для бодрствующих».
Живопись переходила в начертательную геометрию, а геометрия – в искусство. И это мудрые, образованнейшие мастера, чьи произведения имена пережили столетия. Сейчас нам предстоит взглянуть на геометрию с неожиданной, быть может, стороны.
Для одних решений характерна низкая точка зрения, часто называемая «лягушачьей перспективой», когда линия горизонта находится очень низко у нижнего края картины или листа. Симметрия дальнего-близкого господствует в китайской живописи, придает ей мудрое спокойствие и умиротворение. Часто большое открытое пространство рождает в нас чувство свободы, счастья, простора.
В отличие от киноэкрана, экран многоканального телевизора открывает доступ уже к целому комплексу виртуальных пространств, как бы параллельно разворачивающихся на разных каналах телеэфира, — в его еще «более виртуальном», чем они, «гиперпространстве». При этом решении даже небольшие предметы первого плана заслоняют и скрывают за собой все, что находится глубже их. Икона Антоний Римлянин дает пример такого рода композиции (рис. 26).
Строения в правом (или левом) нижнем клейме показаны в аксонометрии, но с двух точек зрения: правые – при виде слева, а левые – справа. Ортогональная живопись Древнего Египта. Схема показывает, что в том случае, когда съемка ведется при значительном удалении фотоаппарата от объекта съемки, расстояния от объектива до верхней части снимаемого здания (ОА) и до нижней его части (OB) мало отличаются друг от друга. 7).
Но Моне был не одинок. Заметим, что геометрически теория взгляда изнутри оправдана, в чем мы убедились на с. 283 (правда, при этом, кроме того что нужно за браться за плоскость картины, необходим еще и встать вверх ногами. ). Станковая картина, отделившаяся от стены и «вобравшая» в себя глубину внешнего пространства оказалась подобием не только окна или зеркала— излюбленных метафор теоретиков перспективы, — но и очков, «оптика» которых задает определенную «форму видения». В связи с последним возникает естественный вопрос о способах изображения подобных событий.
Раушенбах считал, это глубокое заблуждение. Он предложил ее на выставку своему другу. В силу своей геометрии (параллельные линии остаются параллельными) аксонометрия не знает ни угла зрения, ни точек схода, ни линии горизонта. Наконец, прямоугольный параллелепипед Евангелия, которое держит Алексий, также показан в сильной обратной перспективе: обрезы параллельных торцовых ребер Евангелия на иконе расходятся и его задняя обложка получается больше передней.
Это не симметрия левого-правого, а симметрия глубины. Поскольку коэффициент искажения по третьей координате неизвестен (в лучшем случае он был известен только автору. ), то судить о протяженности глубины по первым двум координатам (ширине и высоте) затруднительно, т. е. протяженность по глубине оказывается неопределенной. Обратная перспектива масштабно выделяла наиболее значимые образы (святые, богородица, Христос).
Аналогично это делается и на иконах Рождества Христова или Иоанн и Прохор на острове Патмос и т. п. Пространство в картине – это и место действия и существенный компонент самого действия. Проблема изображения трехмерного пространства египтянами не ставилась. Наиболее распространенными в условиях натурных пейзажных съемок являются дымки, образованные светорассеянием на капельках влаги, всегда имеющихся в воздухе в том или ином количестве. Восприятие пространства радостно для человека.
Он задумался. По сути дела аксонометрия явилась своеобразным компромиссом между философией отдельного, плоского (живопись Древнего Египта) и целого, глубинного (живопись Возрождения). Главный редактор – Ковалев Д. С.
эпиграф к гл. Известно, что видимость предмета определяется величиной его изображения на сетчатке глаза. Конечно, понять противоречивую геометрию изображения трудно.
Вот таким образом канон древнеегипетским художником почитался как святыня. Только такой материал дает человеку возможность правильного познания жизни.
В среднем нижнем клейме в обратной перспективе показан стол. Так, на иллюстрации из Книги Мертвых художник показывает бога Осириса в характерном профильном изображении с развернутыми к зрителю плечами. Однако, параллельно замене на появившиеся в производстве прозрачные стекла цветных витражей, препятствовавших взгляду в реальное пространство города, становится «прозрачнее» для взгляда «сквозь» него и изобразительное пространство живописи.
Изображение пространства зависит от изображения предметов. Смысл и цель применения ракурсной съемки здесь заключается в другом. Подобную многомерность наследует и многократно умножает киберпространство компьютеров, в котором можно находить, преобразовывать или создавать заново изобразительные пространства самых разных модусов и степеней виртуальности. Вначале 151 о приемах изображения реального трехмерного пространства. Стремясь к ритмической ясности и единству, они выделяют плоскостный ритм в чистом виде.
Здесь проявляют себя закономерности работы не только глаза, но и мозга при восприятии формы (законы константности формы), которые стали известны только в XX веке (см. Ракурс может быть использован и в некоторых случаях портретных съемок. Роль такой полупрозрачной мембраны между реальным пространством и трансцендентным миром призваны играть, например, настенные росписи в средневековом соборе «через» которые на посетителя смотрят лики святых и особенно, — цветные витражи, открывающие изобразительно артикулированные потоки света, физического и метафизического.
Чем вызвано расхождение параллельных линий в обратной перспективе. Объективную форму предмета он узнает, взяв его в руки. Описанный здесь метод очень близок к используемому в техническом черчении, хотя сегодня в нем разные цвета (что делали в прошлом) заменены разными штриховками. Таким образом, многие предметы даются уже не в одном аспекте, как это было в Древнем Египте, а в двух. Нельзя изобразить одно пространство, пространство для ничего. пространство духовное.
Эти общие рассуждения можно проиллюстрировать, обратившись к новгородской иконе Успение, приписываемой Феофану Греку или, во всяком случае, написанной под его сильным влиянием (рис. 24). Но вместе с тем есть в китайской живописи и своя удивительная симметрия. Описанная здесь логически (и математически) безупречная композиция возникла не сразу. Практически масштабы изображения этих частей объекта становятся почти одинаковыми. Рассмотрим икону Дионисия Митрополит Алексий в житии.
Еще раз обратим внимание на то, что человека окружают два геометрических пространства, хотя и похожие, но различные. Для исключения неопределенности изображение дополняют необходимыми данными. В качестве типичного примера можно привести икону Никифора Савина (XVII век) Иоанн Предтеча в пустыне (рис. 27).
Это фронтальная косоугольная аксонометрия, в которой, как правило и творили китайские мастера. Взгляд из бесконечности, кажется, может и бесконечно простираться за пределы картины. В тех случаях, когда ангелы вступали в реальный мир (как, например, ангелы, переносящие на облаках апостолов к умирающей Марии), монохромность при их изображении исчезает и они ничем не отличаются от других персонажей реального пространства.
Хотя бы лист бумаги, находящийся в привычном для нас трехмерном пространстве. Если вернуться теперь к изображению трехмерного мира, который передается на иконах, то здесь каждой точке единого пространства, например, комнаты, соответствуют две различные жизни – мистическая и обыденная. Наиболее широко используются в практике фотосъемки нормальные точки зрения. Ее основоположником считают немецкого психолога Макса Вертгеймера, но в ее развитие вложили свой вклад, такие известные психологи, как Курт Коффка и Вольфганг Кёллер.
57). рис. Метод ортогональных проекций был в совершенстве разработан живописцами Древнего Египта. При параллельном проецировании — это прямые и плоскости, параллельные направлению проецирования, призматические и цилиндрические поверхности, ребра и образующие которых параллельны направлению проецирования (рис. В том случае, когда эти частицы очень малы (имеют диаметр не больше 0, 1. ), среда оказывает воздействие лишь на коротковолновую часть спектра, то есть рассеивает только сине-фиолетовые лучи, вследствие чего молекулярная дымка имеет голубоватую окраску.
Если внимательно рассмотреть фото 63, а, б, в, снятые соответственно объективами с фокусными расстояниями 3, 5 5, 0 и 13, 5 см (размер кадра 24x36 мм) с одной точки, то становится ясным, что отношение линейных размеров предметов переднего плана к линейным размерам предметов дальнего плана всюду, во всех снимках, остается одинаковым. Более того, они даже разработали успешные методы его изображения. Вместе с тем Раушенбахом было показано, что не существует идеальной системы перспективы в изображении перцептивного пространства, как не существует и идеальных (т. А вопрос этот и в самом деле не простой. Картина будто бы имеет глубинное начало, но это просто плоские срезы перемещаются по третьей координате (глубине) без всяких метрических сокращений.
Вначале — о приемах изображения реального трехмерного пространства. Но очевидно также и то, что и сцены человеческой жизни видятся китайскому художнику очень издалека, с высоты птичьего полета, откуда трудно различить заботы и тревоги отдельных людей, а видно лишь общее копошение человеческого муравейника. Исследования психологов показали, например, что глаз всегда стремится организовать хаотически разбросанные пятна в простую систему (гештальт). Обратная перспектива живописи Древней Руси.
Водяные дымки, образующиеся вследствие рассеяния в воздухе как коротковолновых, так и длинноволновых лучей имеют белый цвет. Вторым моментом, который хотелось бы отметить, является то, что значительно более сложное четырехмерное пространство, где четвертой координатой является не время (что себе легко представить), а тоже пространственная координата (что представить себе немыслимо), уже давно привлекло внимание художников. В этой среде вещам и людям может быть тесно и просторно, уютно и пустынно. Первый случай и реализуется в китайских пейзажах. В ней можно увидеть жизнь или только ее отвлеченный образ. Одним из самых выдающихся аспектов творчества Эшера является изображение «метаморфоз», фигурирующих в разных формах во множестве работ.
Это чистая математика, слепое следование методу ортогональных проекций. Живопись Китая, будучи частью его философии, не могла пройти мимо этих двух начал. Почему над нами издеваются.
Восприятие пространства радостно для человека. Впрочем, порой кажется наоборот будто из центра картины из глаз Христа, расходятся во все стороны эти лучи, словно потоки мысли. Все перечисленные приемы нетрудно найти в творчестве любого ренессансного мастера. Первые пейзажи появились в далеком Китае.
реализуется принцип информативности. Во Флоренции он расставил на улице такие сконструированные перспективы (доски с изображением Баптистерия и Собора, вида Пьяцца Синьория), силуэты которых он вырезал и которые с определенной точки зрения сливались с изображенным зданием (например, с Баптистерием). 22. 4. Но вот чего не было в древнеегипетской живописи, так это глубины пространства.
Однако это понятие можно трактовать и гораздо шире. То своды зала вздымались круче и выше, чем следовало, то масштаб фигур не соответствовал масштабу архитектуры. Метод ортогональных проекций как наиболее простой занял в ней первое место. И все-таки, как объяснить обратную перспективу. Пространство картины было не только симметрично, но и метрично. Вот таким образом художник показывает пруд сверху.
Приглядимся внимательнее. В доренессансной живописи и в декоративном искусстве изображаемое пространство не отрывается от двумерной поверхности изображения, а скорее, расстилается по ней, как ковер или ложится на нее, как тень. Ведь они хорошо знали, какой должна быть картина.
В пространстве изображений любой оптической системы расположены: задний фокус, задняя главная плоскость, задняя фокальная плоскость, задняя главная точка, задняя узловая точка, а также задняя поверхность последнего оптического элемента (например, линзы). Китайские художники умело пользовались противоречием глубинного и плоского начал. Примером подобного решения может служить уже упомянутая картина П. Рубенса «Похищение дочерей Левкиппа», в которой узкая полоска земли внизу картины служит как бы пьедесталом для крупных фигур первого плана, четко вырисовывающихся на ровном фоне неба. Иное дело – мастер Возрождения, который свято соблюдал правила меры линейной перспективы.
Ритм помогает нам почувствовать эмоциональность пространства, жизнь идеи в этом пространстве. И даже самые общие идеи художник выражает лишь через изображение тех или иных предметов. Обрамляющие фигуру митрополита картинки-клейма повествуют о жизни (житии) Алексия. Образы-существительные слагались в картины-предложения и даже картины-повествования. Считать его самостоятельным художественным явлением история начинает лишь с XVII века.
Во-первых, многомерность понимается всегда как четырехмерность, то есть существование наряду с обычными тремя пространственными измерениями (нагляднее всего их можно представить себе как смещения в трех направлениях вверх-вниз, вперед-назад и влево-вправо) и еще одного, четвертого. распространение оп-арта, как течения происходит в 60-е гг. с. 317), но которые и в начале XVI века угадывались гением Дюрера. Свою картину-этюд художник назвал «Впечатление- восход солнца».
Понятие виртуального пространства связывается сегодня, прежде всего, с продукцией электронных технологий: «киберпространством» или пространством телеэфира. Считая зрение высшей формой знания, а себя – учеником опыта, гений Высокого Возрождения Леонардо да Винчи подразделял учение о перспективе на три части: Первая из них содержит только очертания тела вторая – об уменьшении (ослаблении) цветов на различных расстояниях третья – об утрате отчетливости тел на разных расстояниях. Пространство изображений может быть действительным или мнимым. Вот таким образом качественные различия между «модусами» виртуального пространства не должны быть связаны напрямую с различиями видов искусства.
По той же причине человеческая фигура рисовалась в несколько странном ракурсе: голова и ноги давались в профиль (профильное изображение ног позволяло легко передать движение или покой), а грудь и плечи рисовались в фас, повернутыми к зрителю. Аксонометрия здесь очевидна. Именно иллюзорное пространство изображений еще пол-столетия назад С. Лангер стала называть «виртуальным», полагая, что разные виды изобразительного искусства образуют его «модусы».
Очевидно, что такое изображение изображающего пространства имеет больший «градус» виртуальности, чем само пространство сцены или простое изображение интерьера. Для того чтобы передать зрителю свое познание жизни, свои мысли о ней и выводы, которые хочет сделать художник, он должен уметь изобразить жизненный материал так, чтобы зритель увидел составляющие картину фигуры и предметы именно такими, какими он знает их в действительности – живыми и пластичными. Конфликт между трехмерностью и двухмерностью в иконе решать и не собираются, т. к.
Учредитель – Ковалев Денис Сергеевич. Конечно, этот рисунок трудно назвать искусством.
Задача оп-арта — обмануть глаз, спровоцировать его на ложную реакцию, вызвать образ «несуществующий». Желание подчеркнуть коренное различие двух пространств привело к тому, что с самого начала XV века границу двух пространств выделяли не просто линией, а в дополнение к этому изображением непрерывного ряда ангелов, как бы ограждающих мистическое пространство (рис. 25). Обратимость чертежа. Пруд – это глубокое пространство и, как уже говорилось иначе, чем в плане, его изобразить нельзя. Пожалуй, первой из таких попыток была замечательная работа математика, физика искусствоведа, писателя и философа П. А. Флоренского (1882 – 1937. ) Обратная перспектива, написанная в 1919 г., но увидевшая свет лишь полвека спустя.
«Человек имеет дело с двумя разными пространствами: перцептивным и объективным» – пишет Борис Раушенбах в книге Геометрия картины и зрительное восприятие. Видимо, простота метода прежде всего определяла его положение в этой схеме. В первом корни обратной перспективы ищутся в идейных задачах, которые она решала. Чувство пространства не только является необходимым и очень существенным чувством в познании человеком мира, его окружающего, но и заключает в себе абсолютно определенное эмоциональное содержание.
У плоскостных изображений тоже есть своя перспектива. Однако мы смогли верно оценить действия персонажей, лишь поняв происходящее. Именно по такому пути и шел древнеегипетский мастер. Очень поможет пониманию такого попеременного изображения, если верхняя и нижняя части будут не только отличаться цветом, но и разделяться четко показанной границей, по одну сторону которой передается верх, а по другую низ.
В результате в древнеегипетской живописи поверхность земли (если это не план) изображается в виде четкой, обычно прямой горизонтальной линии. В сочетании с виртуозной техникой это производит сильнейшее впечатление.
Последний пример взят нами не случайно. Но ничего страшного в таких «поправках» к правилам перспективы нет. Границу между миром видимым и невидимым стали показывать изображением облаков.
Ракурс использованный вне связи с содержанием, а лишь чисто формально, по соображениям оригинального снимка, рассчитанного на то, чтобы поразить зрителя парадоксальностью композиционного построения, никогда художественного результата не дает и, как правило, приводит к искажению действительности в фотографическом изображении. Творчество Кацусика Хокусая (1760- 1849) считается естественным итогом всего долгого пути японского средневекового искусства.
Соотношение этих двух функций неодинаково в изображениях разных типов. Конечно, здесь Антоний связан с мистическим пространством лишь мысленно. Линия горизонта и главная точка картины (см.
Зрители были оскорблены: что же это такое. с. 42) и посмотрим теперь на нее взором, умудренным знанием теории перспективы. Аппарат проецирования включает в себя изображаемые объекты — точки А, В, проецирующие лучи i и плоскость проекции п, на которой получается изображение объектов (рис. Расстояние между «кулисами» в таких картинах предметно почти не изображается, а лишь угадывается благодаря более или менее точным цветовым или тональным отношениям между ними.
М. Эшер одним из первых стал изображать в своих мозаичных картинах фракталы. В данном курсе будут рассмотрены чертежи, получаемые ортогональным проецированием на две или более взаимно перпендикулярные плоскости проекций (комплексные чертежи) и путем перепроецирования вспомогательной проекции предмета на основную аксонометрическую плоскость проекций (аксонометрические чертежи).
Но тогда в силу вступают закономерности, связанные с приближением точки съемки к объекту. Тема при этом получает особо полнозвучное выражение. Это бесконечно малый сдвиг аналог бесконечно малой толщины листа в предыдущем примере.
Именно так ориентирована глубина резко изображаемого пространства в снимке В. Ковригина Фонтан Каменный цветок (фото 66), где передний план дается максимально резким, второй план менее резким и дальний план еще менее резким. Об этом счастливом для древнерусской живописи времени вспоминает советский художник и искусствовед, действительный член Академии наук и Академии художеств И. Э. Грабарь (1871 – 1960): По северу разъезжали офени (бродячие торговцы. - А. В. ), выменивая у попов и церковных старост старые иконы на новые благолепные. Одно – это объективное или реальное, пространство. Пространство на изображении часто строится предметами их расположением их формами (двумерными или пластическими) и характером передачи формы и всегда строится для предметов.
В этом случае снимок не может считаться ракурсным. Сохранились живописные портреты примерно двухтысячелетнего возраста. Окружающие пруд деревья вновь показаны при виде сбоку, они перпендикулярны берегам.
Например, если верхние обладают свойствами магнитов, а нижние железных опилок. Не следует думать, что ограниченная рамками канона и ортогональных проекций древнеегипетская живопись превратилась в безжизненный и бесстрастный чертеж. Подножие правого ангела показано в аксонометрии, в то время как подножие левого – в слабой обратной перспективе.
Тогда сразу станет понятно, где что изображено. Но, несмотря: на верные частности, в целом, конечнс все эти объяснения слишком неясньные.
Здесь полная аналогия с плоским листом, вложенным в трехмерное пространство. Этой иллюзии способствует и то, что плоскость светящегося с помощью «волшебного фонаря» экрана становится «прозрачной» для развернутого в «заэкранном» пространстве изображения, даже не обязательно движущегося (что устраняет существенную для эстетики живописи проблему соотношения изображаемого с осязаемым красочным слоем на поверхности холста).
Вообще, древнеегипетский художник творил не столько согласно зрению, сколько согласно умозрению. На рис 1 приведена прорись иллюстрации из Книги Мертвых – изображение Осириса у пруда. Вот, к примеру, картина Рафаэля Обручение Марии.
22. 2. Ведь каждой точке листа соответствуют две разные жизни верхняя и нижняя. 22. 1.
Построенный с учетом геометрических закономерностей зрения (геометрической оптики), он наиболее точно воспроизводил видимый человеком мир. Дело в том, что олифа, которой для лучшей сохранности покрывали живопись, со временем темнела и по прошествии ста лет превращалась в черную непроницаемую пелену. Такие изобразительные «призраки» могут трактоваться не только как застывшие на стене тени и отблески проходящей перед ней жизни, но и как проявления какого-то иного мира, «просвечивающего» сквозь изобразительную плоскость.
Пути науки и искусства переплетались в них на протяжении столетий. Согласно церковному преданию, Богоматерь скончалась, окруженная скорбящими апостолами, а ее душа (изображаемая в виде младенца) была взята на небо явившимся для этого Христом. Наука и искусство, словно нити холста, переплетались в полотнах мастеров Возрождения.
Если оси координат выбрать так, чтобы по двум осям иметь фронтальную ортогональную проекцию (без искажения), то по третьей координате обязательно будут искажения. Сходную роль «маски» всего спектакля играет и театральный занавес, заслоняя физическое пространство сцены и заменяя его виртуальным изображением театрального пространства. В теории оптических систем обычно рассматривается не всё пространство изображений, а только некоторая его плоскость, сопряжённая с одной плоскостью пространства предметов.
В пространстве изображений любой оптической системы расположены: задний фокус, задняя главная плоскость, задняя фокальная плоскость, задняя главная точка, задняя узловая точка, а также задняя поверхность последнего оптического элемента (например, линзы). Его можно обрисовать. У древнерусской живописи трагическая судьба. Однако здесь не место рассматривать эту композицию в историческом плане.
К тому же, виртуальные пространства изображений могут различаться между собой не только «модусом», но и «градусом»— степенью виртуальности, которая возрастает по мере увеличения разрыва между двумя слоями изобразительного пространства: изображающим и изображаемым. Далее нетрудно обнаружить, что край правого табурета, не параллелен соответствующему краю правого подножия, а край левого табурета и края левого подножия не имеют общей точки схода. 4. Первые опыты Вашархея относятся к 40—50-м гг. Рядом показана перспектива круглого жернова, который изображается в виде эллипса. Пространство изображений может быть действительным или мнимым. Природа учит и воспитывает нас непосредственно, ежедневно и глубоко.
Эти аналогии можно продолжить. Оп-арт намеренно противодействует нормам человеческой перцепции. Такие черные доски ждало два исхода: либо от них избавлялись – пускали плыть по реке, сжигали, выносили на чердаки и колокольни, либо их подновляли – звали новых иконописцев и они по едва просвечивающим контурам, а более по собственному наитию и разумению заново писали. Композиция картины математически строга и проста.
В центре ее, на фоне светлого пятна окна, расположена фигура Христа. два типа культуры. Абсолютно очевидно, что, сколько бы они ни ползали, верхние никогда не встретятся с нижними, хотя они могут быть бесконечно близки друг к другу ведь их все равно будет разделять бесконечно тонкая толщина непроницаемого листа. Известно, что искусство Древней Руси уходит свои ми корнями в искусство Византии. Позже это стремление к естественности еще более усиливается.
Идеальное изображение трехмерного пространства (как объективного, так и субъективного) в принципе невозможно, а значит, художник при всем своем желании способен дать на холсте лишь приближенную геометрическую картину внешнего мира. Вот таким образом у дальних предметов хватает сил уравновесить передние.
Исторически путь к совершенствованию графической грамотности был очень непрост. Следовательно, перспектива фотографического изображения в кадрах, снятых различными объективами, но с одной точки, остается одинаковой, не меняется. Итак, ортогональные проекции – аксонометрия – перспектива. Например изображения предметов в японской гравюре и в живописи Древнего Китая построены в соответствии с правилами так называемой параллельной перспективы. Временем рождения европейского пейзажа считается XVI век.
Все эти изменения происходят по известным законам перспективы. Многие графические и концептуальные находки Эшера вошли в число символов XX века. 43).
Жизнь Хокусая будто повторила историю средневекового искусства Японии: лишь после 50 лет обрел художник собственную манеру и стиль, а свои знаменитые серии 36 видов Фудзи, Мосты, Большие цветы, Путешествие по водопадам создал уже 70-летним старцем. Размеры светорассеивающих частиц в зависимости от насыщения воздуха влагой, могут колебаться в довольно широких пределах, а при значительных диаметрах частиц влаги, взвешенных в воздухе, появляются туманы. Таким образом, она предполагала фиксированную позицию зрителя (чего не было в других, рассмотренных ранее, перспективах).
Часто большое открытое пространство рождает в нас чувство свободы, счастья, простора. Вернемся еще раз к Меланхолии Дюрера (см.
Пространство – одна из форм (наряду со временем) существования бесконечного и постоянно развивающегося мира. А понять обратную перспективу, конечно, можно.
Этот метод получил название перспективы. К. Д. Вспомним символы Ин-Ян, с которых началась эта книга. То обстоятельство, что в этом случае имеется значительная разница в расстояниях до переднего и дальнего участков объекта, обусловливает значительную разницу масштаба изображения близких и далеких предметов, отчего эти предметы воспринимаются как сильно удаленные друг от друга.
В таком рисунке уходящие в глубину непараллельные линии сойдутся в одной точке. Но и не в трех-четырех, поскольку для их опознания достаточно именно двух. Мы воспринимаем пластику изображенного на плоскости предмета и трехмерное пространство иначе, чем реальное пространство (воспринимаем посредством сокращенных сигналов и измененных механизмов, благодаря специальному опыту изобразительной деятельности). были разомкнутыми структурами).
Проще всего это различие можно получить, если условиться, что верхнему и нижнему будут присвоены разные цвета. Своего рода амбивалентной завесой, одновременно скрывающей и открывающей, оказывается и любое плоское изображение, совмещающее в себе свойства физически непроницаемой границы, стены и вместе с тем— проема, более или менее прозрачного для взгляда «сквозь» него в изображаемое виртуальное пространство. Оно зависит от ритма линий, цветовых плоскостей, объемов, повторов контрастов форм. Пространство характеризуется его протяженностью, объемом, структурой, которые понимаются по разному, в зависимости от концепций, складывающихся в точных науках (физике, математике), философии, религии искусстве.
Этому также помогает и высветление тонов в глубине кадра. Иначе говоря, в иконном изображении усиливается роль понятийного начала, т. е. К счастью, этого не случилось. В прошлом (да и сейчас) многие считали аксонометрию несовершенным, ремесленным, простительным в далекие эпохи способом изображения, не имеющим серьезного научного обоснования.
Если перевести буквально- «впечатленцев». Движение и время, красота уходящего момента стали предметом внимания живописцев. Это ближний предел. Кроме того, Эшер неоднократно рисовал метаморфозы, происходящие с живыми существами (например, птицы превращаются у него в рыб) и даже «одушевлял» в ходе метаморфоз неодушевлённые предметы, превращая их в живых существ.
Это очень общие и широкие представления, охватывающие всю природу. В первом живут и действуют люди, а во втором, например, ангелы. Лучше всего начать и здесь с простейшего случая с листа, о котором выше шла речь. Геометрия и живопись.
Что, впрочем, не мешает древнерусскому художнику низ колодца дать ортогонально (при развернутом изображении верха колодца). Восприятие пространства радостно для человека. Между тем изучение произведений многих художников, которые прекрасно знали и умело применяли эти законы, показало, что они их порой и нарушали. Природа – это книга мудрости.
Прочитать эту книгу, овладеть драгоценным богатством, заложенным в ней, помогает пейзаж. На нем ясно видны подчеркнутые, утрированные перспективные сокращения, резкие сходы вертикальных линий снизу вверх (при нижней точке съемки) или сверху вниз (при съемке сверху). За это новое измерение принимали время.
В любом случае старая живопись безвозвратно уходила. Репортер журнала «Шаривари» Леруа охарактеризовал выступления художников как «выставку импрессионистов».
Горизонт как бы все время ускользает от наблюдателя, поднимаясь вверх и растворяясь там. Однако такой прием не всегда давал ожидаемые результаты. Как показывает современная теория перспективы, при передаче видимого облика близких и небольших предметов наиболее естественное изображение получается при обращении к аксонометрии (параллельной перспективе). Вот почему ренессансные художники так любили изображать квадраты плиток пола и кессоны (квадратные углубления) потолка, представляющие собой не то что иное, как систему координат на плоскости ширина-глубина, анфилады комнат, ряды колонн или ковров (в Тайной вечере). Например, нижний ракурс иногда используют при съемке архитектурных сооружений.
Умозрение позволяло художнику совмещать в одном рисунке разные точки зрения. Гештальтпсихология появилась в начале 20-ого столетия.
Здесь мы остановимся на нескольких принципиально разных способах построения пространства, характеризующих собой целые эпохи изобразительного искусства. Прямые и плоскости (поверхности) могут занимать в пространстве проецирующее положение, если с ними совпадают проецирующие лучи. Поскольку художник не мог дать все три проекции предмета (все-таки это была живопись, а не чертеж. ), он делал одну проекцию с наиболее характерной стороны, в наиболее выгодном ракурсе.
Следует также обратить внимание на положение линии горизонта. Пространство изображений может быть действительным или мнимым. Аксонометрия, как нам известно имеет три координаты. Это было продолжение трагедии живописи Древней Руси.
следующую главу). Наконец, легко представить, как ведут себя края стола, закрытые коленями ангелов. Это поле сталкивающихся физических и духовных сил.
Ушинский неоднократно отмечал благотворное влияние природы на человека. Серьезные игры». Таким образом в этом рисунке совмещены, по крайней мере, 6 точек зрения, 6 ортогональных проекций.
Ей посвятили много времени такие гении, как Леонардо и Дюрер. Самобытно решение пространства в творчестве Маурица Эшера. Духовная культура этой страны (философия, эстетика, религия) выросла на почве более древней китайской культуры. Есть два подхода к этому вопросу. В самом деле, если изобразить, например, крышку стола в аксонометрии или перспективе, то в зависимости от точки зрения мы будем иметь бесконечное разнообразие параллелограммов (в аксонометрии) или трапеций и даже неправильных четырехугольников (в перспективе).
Часто большое открытое пространство рождает в нас чувство свободы, счастья, простора. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ ФС 77 — 58841.
Сам Эшер, как многие гении и до и после него, утверждал: «Все мои произведения — это игры.