Он, как гордый богатырь, ожидает поединка со стихией. Уже на первой выставке передвижников появилась известная картина Шишкина "Сосновый бор. Мы видим, как солнце золотит прямые стволы сосен, развертывается лесная жизнь со всеми ее приметами и подробностями. Несмотря на раннее утро, лесные жители уже давно проснулись. Савицким (написавшим в картине медведей). Эти искания были подкреплены постоянной работой на натуре. Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету.
это человек-школа. » (письмо от 5 июля 1872 г. ). Он занимался в Чехии, Германии, Швейцарии. Шишкин проявлял отчаянное усердие в живописи и совершенствовании своего мастерства. В этот солнечный зимний день ничто не нарушает тишину холодного леса. В картине нет глубоких просторов, подчеркнутого центра, она нарочито далека от декоративности и именно потому она прозвучала как резкий вызов «выдуманным пейзажам» (так определял их И. Н.
Известность Шишкина прошла через многие годы и он остался одним из наиболее любимых художников русского народа. Их ветви покрыты блестящим инеем. Предполагается, что «сюжет» картины подсказал автору передвижник К. Савицкий. Среди работ Шишкина имеется одна, мимо которой обычно проходят исследователи. На переднем плане видна заснеженная лесная поляна.
И тут я заметил, что кто-то. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Но тема торжественной и ясной красоты родной земли была для него основной. Мощное и беспомощное, высокое и малое, вековое и мгновенное (две бабочки на первом плане) образуют систему противопоставлений, далекую от назойливости и нарочитости, но подлинно выразительную в своей жизненной правде. Именно это и позволило ему в 1898 году написать подлинно эпический шедевр – картину «Корабельная роща», которая считается одной из вершин творчества художника.
А какая красота. «БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888). Мерзлякова, которое стало в XIX веке народной песней).
Иван Есаулков. С раннего утра лег на ветви деревьев иней. Вообще у Шишкина мало «зимних» картин. Рядом с ними возвышается мощная фигура Ивана Ивановича Шишкина. Сосны вздымаются к небу, уходят за раму картины. Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы. В лесу всё замерло.
Его отец был купцом, культурным человеком. И айда в лесную чащу. По одежде этих людей можно сказать, что они – крестьяне. Лес.
Вторая картина – «Лесная глушь» – более целостна. Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы. Этот дождь, это солнце, эти росчерки падающих капель И темный лес. Лес – это всегда нечто таинственное и сказочное, а уж зимой-то и подавно. У него умерли сыновья. Вертикали пересекаются косыми линиями. Тут тебе кабан может встретиться или волк.
На их ветвях лежит пушистый иней. Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства. Дорога, поворачивая, врезается в гущу хлебов и они тотчас скрывают ее. Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев. Его занятия имели самостоятельный характер.
С этой же точки и художник писал пейзаж. Именно ощущение величия зимнего русского леса удачно передал великий художник Иван Шишкин. Но облачное небо уже начинает светлеть. Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра.
К 1883 году художник находится в рассвете творческих сил. Такая палитра вызывает в душе радость и ощущение покоя. Над землёй летают ласточки. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера.
В этой картине Шишкин как бы ведет зрителя в лесную чащу, где. Крамской писал Ф. А. И исчезает грусть, Проходит безо всякого следа. Мощное и беспомощное, высокое и малое, вековое и мгновенное (две бабочки на первом плане) образуют систему противопоставлений, далекую от назойливости и нарочитости, но подлинно выразительную в своей жизненной правде. В 1860 году Шишкин блестяще, с Большой Золотой медалью заканчивает Академию художеств.
Парит. В 1874 году умерла его жена, отчего он замкнулся, его характер — и работоспособность — стали портиться из-за частых запоев. Зритель словно стоит на пороге того мира, который окружает его и в котором все ему доступно и близко (принцип активного композиционного построения, словно бы сталкивающего зрителя с жизнью изображенной художником и уничтожающего воображаемую преграду между пространством реальным и живописным, был применен Репиным, Суриковым, Серовым в произведениях тех же 1880-х гг. ). Вся природа только пробуждается от крепкого сна в морозную ночь. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их было два) фигурируют во всех подготовительных и набросках эскизах Шишкина.
Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире. Все это достигается благодаря правдивости и точности изображения. Медведи – «хозяева» русских лесов излюбленные герои сказок, забавные и трогательные, – удачно введены в картину. Айвазовского, С. Ф.
Картина эта называется «Первый снег» (1875). Ближе всего к зрителю – просторное поле. Все это ясно видно также в картинах «Дубы», «Дубовая роща», написанных в 1887 году. Он ничего не утрирует, не акцентирует, не преувеличивает. Уже в те годы его наставники отмечали незаурядную одарённость ученика, тогда обнаружилось его стремление к «портретному» сходству в изображении природы. В ней художник выразил многогранные особенности своего дарования. Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих.
Но если внимательно посмотреть, можно увидеть на одной из веток птичку. Шишкин многое отбросил из более ранней картины: в «Корабельной роще» нет последовательности нескольких планов, боковых кулис, нет подробного рассказа о разнообразных растениях – художник достиг здесь композиционной живописной и смысловой выразительности. Разработка множества оттенков основного цвета («Тон почуял», – говорил Крамской о Шишкине), сложные светотеневые градации, даже разнообразие приемов наложения краски – все свидетельствует об исканиях наибольшей правды в изображении природы. Очень скрупулёзно написано на полотне освещение.
просто поле, лес, реку, – и они у него выходят так же красивы, как и швейцарские виды. На одном из эскизов художника можно увидеть такую надпись: ". Тихо в лесу. Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры. Эти искания были подкреплены постоянной работой на натуре. Прекрасные произведения создали А. К.
Девяностые годы Шишкин встретил полный сил. Никакой машины времени не нужно. Я уже там, смотрю на картину и явственно ощущаю себя в этом лесу иду по этой заснеженной тропинке, дотрагиваюсь до ветвей в инее и чувствую, как с них сыпется снежок намои ладони. Шишкин реалистично воплощает это сравнение на своём полотне. В середине картины лес будто расступается.
Затем он обосновался в Дюссельдорфе, крупном центре художественной жизни Западной Европы. Это произведение является заключительным в юношеском цикле стихотворений «Лирическое интермеццо». Репиным) организовал в залах Академии художеств выставку своих произведений. Только весной 1862 года он уехал за границу. Гейне написал своё стихотворение «Сосна» в 1822 году. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды».
Живой, общительный, обаятельный, деятельный Шишкин был окружен вниманием товарищей. Венецианова и И. К. Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. Шишкин не облагораживал природу.
Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане. Следует отметить, что лирическое творение Михаила Юрьевича Лермонтова «Сосна» — это вольный перевод стихотворения немецкого поэта Генриха Гейне. Ближе всего к зрителю – просторное поле.
Увидел в окно это чудо и выскочил поглядеть. Перед глазами зрителя раскинулся зимний лес. Обожаю лес, но лес под снегом – это нечто особенное, сказочное, волшебное. Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. Сложные противоречия русской художественной жизни проявились в том, что Шишкин, член Товарищества передвижных художественных выставок, за картину «Лесная глушь» был признан Академией художеств профессором (хотя реализм Товарищества передвижников был враждебен академическим воззрениям).
Последнюю свою работу он так и не закончил. Суховатой чеканностью исполнения сходны с ними и его ранние картины. Саврасов, Ф. А. это человек-школа. » (письмо от 5 июля 1872 г. ). С одной стороны нарисован лес, покрытый белым инеем. Васильеву, который сам был блестящим мастером работы с натуры: «.
«Там-то, на природе, мы и учились по-настоящему На природе мы учились, а также отдыхали от гипсов», – вспоминал Шишкин. Предположительно, замысел картины был подсказан Шишкину Савицким, который позже выступил в роли соавтора и изобразил фигуры медвежат (по эскизам Шишкина). – взволнованно ответил художник. «Подобной выставки этюдов у нас еще не было», – заявляли газеты.
Очень много солнца и света исходит от этой картины. Зима. Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную.
С этими мастерами был и Шишкин. Лучшей из них следует считать картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1865), за которую он получил звание академика. В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Особенно ярко проявилась его творческая зрелость в двух картинах 1872 года – «Сосновый бор» и «Лесная глушь». Сосновые деревья на заднем плане картины – символ всего творчества Шишкина. Шишкин передает изумительную красоту зимнего пейзажа, спокойную и величавую.
Небо синее-синее, почти хрустальная синева. В картинах переданы торжественная красота и мощь бескрайних русских лесов. Замысел картины подсказал Шишкину друг и художник К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса. Девяностые годы Шишкин встретил полный сил. Эпическим размахом выделяется среди них картина «Кама близ Елабуги», созданная в 1895 году. В их число входит и «Сосны, освещенные солнцем», где убедительно и задушевно передана общая атмосфера, подкупающая нас новым цветовым решением.
И. Есаулков Слайд 9 «Утро в сосновом лесу» (1889) Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина Утро в сосновом лесу. Хочу запомнить и свет и цвет и линии» Не тогда ли он «подсмотрел» эту свою работу. Мощный ствол его никогда не согнется под ударами ветра. Человек вырубил деревья, обработал землю и посадил рожь, что дает ему пищу.
При посредстве её состояний человек размышляет о жизни. Сильные искривленные стволы, верхушка, которая тянется в небо, подсознательно навеивает ассоциацию с песней «Сосны» одной из украинских рок-групп. Постоянная работа на натуре развивала в Шишкине понимание природы. Картин в Елабуге он не видал – их не было, он знал о них по рассказам из книг. На каждой передвижной выставке он обязательно бывал представлен несколькими работами. Свет приобрел большую роль в произведениях Шишкина (и не только в живописи, но ив его рисунках 80-х гг. ) – он оживляет цвет, вызывает к жизни все богатство его тонов.
Щедрина и А. А. Шишкин знал русскую природу ученым образом (И. По-новому здесь разработана композиция пейзажа: зритель не смотрит на него «со стороны», а как бы может войти в него первый план нарочито иллюзорен, а от него в глубину уходит тропинка.
Каждая сосна красива по-своему, но в целом, это единый мир природы, полный жизненных сил. Двух художников связывала тесная дружба. Это – Афонасовская корабельная роща близ Елабуги он уже показал ее почти с той же точки в картине «Сосновый бор» 1872 года. Чудится терпкий запах сосен, кажется, что хрустнет под ногами сосновая шишка. Он улавливал в ней все более богатое содержание, видел новые мотивы.
Художник одушевляет деревья. Ведущим мотивом написанного цикла стихотворений являлась романтическая тема. Неподвижна кудрявая зелень дуба-великана. Но стремительное развитие русской художественной культуры нуждалось в большем: Шишкин создавал свои пейзажи в годы, когда Крамской требовал «живописи живой и разительной», когда Репин уже написал «Крестный ход в Курской губернии» и мощную по живописи картину «Иван Грозный и царевич Иван», когда Суриков работал над созданием «Боярыни Морозовой», абсолютной в своем живописном решении. Ты слышишь только щебетание птиц и хруст снежного покрова. С этими мастерами был и Шишкин. Сосновый бор», «Лес (Шмецк близ Нарвы)», «Уголок заросшего леса. Если долго на него глядеть, то можно от белоснежного блеска слегка ослепнуть.
В конце того же 1891 года Шишкин (совместно с И. Е. Таким образом, Иван Шишкин передал всю мощь многолетних сосен. Савицким (написавшим в картине медведей). Кстати, мастерски писать русскую природу Шишкин научился за границей. То, что Шишкин явился перед публикой с выставкой такого рода, было многозначительно. К слову, паломничество художников сюда после этого продолжилось в самом конце XIX века в Ораниенбауме очень любили работать «мирискусники» (А.
Настроение создается самой унылой естественностью сырого промозглого леса. И всюду, куда ни кинешь взор, колосятся созревшие хлеба. И тот и другой редко зимой поодиночке ходят, как правило, стаями. А главное, в зимнем лесу можно почувствовать себя беззаботно счастливым. Благодать.
Но тема торжественной и ясной красоты родной земли была для него основной. По-новому здесь разработана композиция пейзажа: зритель не смотрит на него «со стороны», а как бы может войти в него первый план нарочито иллюзорен, а от него в глубину уходит тропинка. в классе, объяснить причину своего поступка. Крамским.
Белый снег скрипит под ногами, а вокруг лишь голые шершавые стволы деревьев. Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса. В его произведениях встаёт дремучая Россия. В начале 1890-х годов уже вполне очевидны были успехи молодых мастеров русской пейзажной живописи, возглавляемых И. И. Нагнусь к ручью и из него напьюсь.
Если вы из тех людей, у которых хороший литературный вкус, то вспомните стихотворение Бунина «И цветы и шмели и травы и колосья», которое звучит очень по-шишкински. Дорога утопает во ржи, по которой бредут два путника, а над ними высоко-высоко в голубом зените кружат птицы. Крамской писал Ф. А. III. Глубокая предгрозовая тишина царит в природе. Картина написана в холодной серебристо-зеленой гамме.
«С Куинджи Шишкин был в самых лучших отношениях, обезоруживаемый его уступчивостью Куинджи бывал постоянно у Шишкиных, чуть не каждый день, как свой человек после обеда поднимались разные интересные вопросы, например, об искусстве как религии будущего». Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу. Куинджи и, чуть позднее, И. И. Пшеница уже созрела, однако слева видна дикая, незасеянная земля. Если первый план выписан подробно, то самый дальний пейзаж теряет четкость, размыт.
Сложные противоречия русской художественной жизни проявились в том, что Шишкин, член Товарищества передвижных художественных выставок, за картину «Лесная глушь» был признан Академией художеств профессором (хотя реализм Товарищества передвижников был враждебен академическим воззрениям). Мощные вековые сосны даны во всей своей красоте. В картинах переданы торжественная красота и мощь бескрайних русских лесов.
В этом этюде художник талантливо использовал цветные тени, различные рефлексы. Так, он умеет рисовать без прикрас, в точности передавая реальность. Благодаря такому сочетанию цветов, композиция выглядит очень гармонично и одновременно ярко.
Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах (например, в Государственном Русском музее хранятся семь вариантов карандашных набросков Шишкина)4. Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения. Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства). Лес зимой- это не летний лес с его шумом. Он мог создать несколько выдающихся произведений – картины «В лесу графини Мордвиновой. Картина находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
Он тонко чувствует природу и воспевает ее красоту. Дважды он женился по любви и дважды смерть уносила любимых женщин. Зимой, когда приходилось работать в помещении, заставлял начинающих художников делать перерисовки с фотографий. Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу.
Как хорошо. Как видим, у Лермонтова философский, вообще говоря, образ рождается из столкновения двух «смыслов». Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины. Одна из моих любимых картин Шишкина – Зимний лес. Природа – сама благородство.
Вот перед нами семейство самых крупных обитателей чащи медведица и три медвежонка. Это было время тесной дружбы двух художников. На переднем плане мы видим начало пшеничного поля: художник расположил красноватые, бордовые и темно-охристые мазки так, чтобы чувствовалась глубина этих снопов. Сосны придают картине величественное звучание.
Если в картинах «Святой ключ близ Елабуги» и «Дубовая роща» (обе 1886 г. ) он дал прекрасные образцы своей годами выработанной живописи, точно определенной в цвете, верно характеризующей предметный мир, с краской, положенной плотным слоем, то в том же 1886 году он создал совсем иное, чудесное произведение – «Сосны, освещенные солнцем». Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно». Луна освещает скалистое ущелье, озаряя своим светом могучую сосну. Передвижники). И Шишкин сумел снова двинуться вперед. В них можно найти множество оттенков: изумрудные, голубые и желтые.
Тянутся тоненькие жерди, переброшенные через мелкий ручей. Его творчество охватывает почти всю вторую половину столетия.
Мощное и беспомощное, высокое и малое, вековое и мгновенное (две бабочки на первом плане) образуют систему противопоставлений, далекую от назойливости и нарочитости, но подлинно выразительную в своей жизненной правде. По мере удаления в глубь изображения изменяется цвет: сочно-зеленые, коричневато-песочные первого плана переходят в зеленовато-бурые, которые потом постепенно блекнут, становятся все более легкими, холодными, голубоватыми и в конце цонцов сливаются с голубой дымкой, окутывающей холмы. Он не останавливался в своем развитии. Невероятно. «УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса.
Картины этого человека очень натуралистичные, контрастные и яркие. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. А она очень «шишкинская», поскольку в ней отчетливо обозначена тема леса и вместе с тем представляет некое исключение ибо в ней отложилось вроде бы не свойственное художнику состояние, близкое «унынию» произведений русских художников 1870-х годов.
Но стремительное развитие русской художественной культуры нуждалось в большем: Шишкин создавал свои пейзажи в годы, когда Крамской требовал «живописи живой и разительной», когда Репин уже написал «Крестный ход в Курской губернии» и мощную по живописи картину «Иван Грозный и царевич Иван», когда Суриков работал над созданием «Боярыни Морозовой», совершенной в своем живописном решении. Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском. – Вы тоже попали под дождь.
Но стремительное развитие русской художественной культуры нуждалось в большем: Шишкин создавал свои пейзажи в годы, когда Крамской требовал «живописи живой и разительной», когда Репин уже написал «Крестный ход в Курской губернии» и мощную по живописи картину «Иван Грозный и царевич Иван», когда Суриков работал над созданием «Боярыни Морозовой», абсолютной в своем живописном решении. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля. Он не останавливался в своем развитии.
От неба поле отделяет лишь тонкая полоса синеватого горизонта. Васильев, А. И. Описать картину устно, а затем письменно. Ведь он создал настоящую эпопею русского леса, запечатлев не только облик национальной природы, но и характер народа. Он мог создать несколько выдающихся произведений – картины «В лесу графини Мордвиновой. На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами.
Иным произведением является вторая картина. Но все забывалось летом на пленэрах. Художник удивительно точно изображает растительные формы, тщательно выписывает каждую веточку, каждую травинку.
Обращая внимание на эту сторону, кажется, что попал в снежное царство. После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора. Венецианова. то точно в своей стихии, тут он и смел и ловок, не задумывается: тут он все знает. Могучая, полная богатырских сил природа, богатый, привольный край. Тени от деревьев очень длинные и темные, художник изобразил их почти чёрными.
Шире и свободнее, чем хотя бы «Лесная глушь» 1872 года, картина выражает мысль о жизни природы – многообразной, перекликающейся с богатством чувств и мыслей человека. Сочинение-описание класса, кабинета русского языка и литературы Сочинение-описание «Лес весной». Кажется, что реализм Шишкина достиг здесь апогея. В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов. Русское богатство". Полнота чувства и зрелость мысли отличают эти поздние картины художника.
Небольшая поляна на фронтальной части рисунка служит белым контрастом. Этот впечатляющий пейзаж с человеческой фигурой является «портретом» окрестностей Петергофа и Ораниенбаума.
Лучшей из них следует считать картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1865), за которую он получил звание академика. Мокрицкий, сам когда-то прошедший реалистическую выучку у А. Г. Чувствуется, что погода спокойная, безветренная.
Трудно назвать людей, которые писали природу так же хорошо, как художник Шишкин. Работа была написана через год, в 1878, а на обратной стороне ее эскиза автор написал: «Простор, раздолье, рожь, русское богатство, Божья благодать». Есть смысл напомнить читателю лермонтовский поэтический шедевр. Постоянная работа на натуре развивала в Шишкине понимание природы. Созданные в первой половине века пейзажи А. Г. Взамен этого он много работал с натуры то в ближайших окрестностях Петербурга, то среди суровой природы на острове Валаам (в северной части Ладожского озера). В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков.
В картинах «Лес весной», «Лесные дали» (обе 1884 г. ) или «Туманное утро» (1885) Шишкин обращается к переживаниям человека пейзажные образы напоминают зрителю о том душевном волнении, которое он сам испытывал, присматриваясь к природе, улавливая ее далекие, чистые голоса. Это послужило свою роль в его карьере, как художника. Не останавливаясь на достигнутом, в 1856 году Шишкин поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, где быстро зарекомендовал себя как блестящий студент с выдающимися способностями. За эту картину Шишкин получил большую золотую медаль и право совершенствовать своё творчество за рубежом после окончания Академии.
Все это ясно видно также в картинах «Дубы», «Дубовая роща», написанных в 1887 году.
Здесь ощущаешь запах смоляной. И. И. Шишкин создавал свои пейзажи в годы, когда Суриков работал над созданием «Боярыни Морозовой», когда Репин уже написал «Крестный ход в Курской губернии» и мощную по живописи картину «Иван Грозный и царевич Иван», абсолютной в своем живописном решении – когда Крамской требовал «живописи живой и разительной», Но развитие стремительное русской художественной культуры нуждалось в большем. Художнику нужно избрать одно, что ему больше всего полюбилось Разбрасываться никак нельзя». В первой из этих картин Шишкин ограничился немногим – в сущности, только изображением трех деревьев на солнечной лужайке. Урок русского языка 3 класс. Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека. Рядом с двухсотлетними деревьями поднимаются юные сосенки.
Сосны не только верно изображены, не только похожи, но красивы и выразительны. Современников картины Шишкина поражали тем, как легко и свободно он экспериментировал, добиваясь при этом потрясающей реалистичности. Именно в это время Шишкиным было создано капитальное полотно "Среди долины ровныя. Бенуа, К. Сомов, Е. Лансере, М. Добужинский). Та же тема торжества жизни составляет основу известного произведения «Утро в сосновом лесу» (1889).
Левитан и К. А. Однако Шишкин не довольствовался умением писать природу вообще. Природа выражает музыку человеческой души. Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина.
Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». Какая необычайная картина. Картина «На севере диком» — один из немногочисленных примеров обращения художника к зимнему пейзажу. Сныть-трава», «В сосновом лесу» и другие. Из лесов Вологодской губернии»).
Слайд 1 Ивана Ивановича Шишкина (1832-1898) «Шишкин – художник народный. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада. И когда он перед натурой. Эпическим размахом выделяется среди них картина «Кама близ Елабуги», созданная в 1895 году.
Но движение продолжают высокие сосны, выстроившиеся в ряд вдоль дороги. Точно определенной в цвете, Если в картинах «Святой ключ близ Елабуги» и «Дубовая роща» (обе 1886 г. ) он дал прекрасные образцы своей годами выработанной живописи, с краской, верно характеризующей предметный мир, положенной плотным слоем, то том в же 1886 году он создал совсем иное, чудесное произведение – «Сосны, освещенные солнцем». Картина «Утро в сосновом бору» не стала исключением. Мы видим, что суровый нрав севера пленил художника своей красотой и силой.
Васильеву, который сам был блестящим мастером работы с натуры: «. Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания. Репиным) организовал в залах Академии художеств выставку своих произведений.
Кажется, в этом царстве холода нет больше ничего живого. В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина. «СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ » (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова. Несмотря на то, что лирика не была стихией Шишкина, он отдал ей дань. Вторая картина – «Лесная глушь» – более целостна. Одна из таких картин – «Рожь», тема для которой взята из визита в родную Елабугу, куда художник ездил вместе с дочерью. На первом плане несколько столетних сосен-исполинов.
Если в картинах «Святой ключ близ Елабуги» и «Дубовая роща» (обе 1886 г. ) он дал прекрасные образцы своей годами выработанной живописи, точно определенной в цвете, верно характеризующей предметный мир, с краской, положенной плотным слоем, то в том же 1886 году он создал совсем иное, чудесное произведение – «Сосны, освещенные солнцем». Слайд 6 «Ручей в лесу» (1880) Родной земли прелестный уголок. Картины напоминают красивые, но все же случайно сделанные фотографии. Взамен этого он много работал с натуры то в ближайших окрестностях Петербурга, то среди суровой природы на острове Валаам (в северной части Ладожского озера). Именно в это время при всем гнете политической реакции Репин, Суриков, Васнецов, Верещагин, Поленов и другие представители реалистического искусства сумели создать ряд произведений идейно значительных и художественно выразительных.
В бору ослабевает летний зной –Здесь царство полумрака и теней. Сам Савицкий сообщил родным: «Картина продана за 4 тысячи и я участник в 4-ю долю»1. Эти искания были подкреплены постоянной работой на натуре. Правда их больше интересовали дворцы и памятники садово-паркового искусства.
Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы. Особенно ярко проявилась его творческая зрелость в двух картинах 1872 года – «Сосновый бор» и «Лесная глушь». Эстетика в то время понималась по-иному, нежели простое копирование «натуры», несмотря на то, что участь художника определялась исключительно как возможность «копировать». Картина также находится вКиевском музее русского искусства. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу.
Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. Зимний лес – это тишина, это удивительное приподнятое настроение. Человек Шишкина прикреплён к земле. Четкое разграничение каждого отдельного объекта создают реальную картину зимнего леса. Другие картины, воссоздающие величавые лесные массивы – «Чернолесье», «Лесная глушь», «Еловый лес», «Заповедник.
Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Проселочная дорога вьется среди полей и теряется вдали. Зритель словно стоит на пороге того мира, который окружает его и в котором все ему доступно и близко (принцип активного композиционного построения, словно бы сталкивающего зрителя с жизнью изображенной художником и уничтожающего воображаемую преграду между пространством реальным и живописным, был применен Репиным, Суриковым, Серовым в произведениях тех же 1880-х гг. ). На ветках лежит пушистый снег. Савицким (написавшим в картине медведей). Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня.
Только весной 1862 года он уехал за границу. Несколько лет юноша проучился в Казанской гимназии, но не окончил её, чтобы, как он сам впоследствии писал в автобиографии, «не стать чиновником». По дороге, которая проходит между травой и полем, художник Шишкин изобразил две фигуры. Характерен его «научный» подход к написанию пейзажей, который иногда, по мнению некоторых дотошных критиков, перекрывал собственно художественное вдохновение. Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи.
Уже тогда он выбрал тему жизни: «Люблю я по-настоящему русский лес и только его пишу. Чувствуется глубина оврага, глушь. Биограф Шишкина писал, что до него никто так красиво не писал природу:. Зимний лес на этой картине скован морозом, он как будто оцепенел.
Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Картин в Елабуге он не видал – их не было, он знал о них по рассказам из книг. Драматичное действие разворачивается будто на сцене.
Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. Внушительные дубы достойны восхищения. Савицкий), картина кажется прозрачной и легкой. Так крепка сила мороза и так хорошо от этого на душе. Волнующееся поле спелой ржи словно налито золотом, отливающим тускловатым блеском. Учился в МУЖВЗ (1852-56) и в петербургской АХ (1856-65 профессор с 1873, руководитель пейзажного класса в 1894-95) пенсионер АХ в Мюнхене, Праге, Дюссельдорфе (1862-65).
Затем он обосновался в Дюссельдорфе, крупном центре художественной жизни Западной Европы. Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении. Они выделяются на фоне соседних деревьев.
Таинственно шумит сосновый бор. С большой заботливостью относился к даровитому ученику профессор училища А. Н. Левитан и К. А. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. На картине изображена зима. Морозец всё сильнее и это несмотря на то, что светит солнышко.
Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. Невероятная тишина царит в пейзаже. Тема родины составила основное содержание его картины «Полдень. Зритель словно стоит на пороге того мира, который окружает его и в котором все ему доступно и близко (принцип активного композиционного построения, словно бы сталкивающего зрителя с жизнью изображенной художником и уничтожающего воображаемую преграду между пространством реальным и живописным, был применен Репиным, Суриковым, Серовым в произведениях тех же 1880-х гг. ).
Передо мной одна из картин художника Ивана Ивановича Шишкина «Зима в лесу». На картине изображензимний лес. Кстати именно за «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», посланной в Россию в качестве своего рода отчёта, Иван Иванович Шишкин получил право называться академиком. Они стремились к изображению типичных черт родной земли. Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость.
Саврасов, Ф. А. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Стилистика этой картины похожа по духу на романтическую живопись Архипа Ивановича Куинджи. Член-учредитель ТПХВ (см.
Он улавливал в ней все более богатое содержание, видел новые мотивы. Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы. Светом Шишкин обобщает сложные пейзажные композиции, придавая им яркое эмоциональное звучание.
Рожь. Приближается страшная гроза. Не изменяя делу всей своей жизни. Эти черты свойственны картине «Ручей в лесу» (1880) и еще более – картине «Среди долины ровныя. » (1883, ее названием служит первая строка стихотворения А. Ф. Сочной травой, Излюбленный художником предметный план с папоротниками, разорванной корневищами, сырой зверьком землей, на переднем плане и мухомором, контрастирующий с торжественным и гулким лесом, – все это внушает чувство упоения красотой материальной жизни природы, энергией произрастания леса. Он придает лесу таинственность, деревьев Между белый туннель, что-то сказочное и неповторимое. Шишкин многое отбросил из более ранней картины: в «Корабельной роще» нет последовательности нескольких планов, боковых кулис, нет подробного рассказа о разнообразных растениях – художник достиг здесь композиционной живописной и смысловой выразительности. Друг Шишкина – Крамской – хвалил его картины, но указывал, что «другие ушли дальше». Стилистика этой картины вполне в духе романтической живописи Куинджи.
В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея). Быть грозе. Подобная тенденция характерна только для работ, где используется большая цветовая палитра. Этот мрак возвышается над лесным хаосом, царящим на высветленной прогалине с болотистым ручьём. Даже чисто живописные особенности картины были новы и необычны для тех лет.
Натурализм поднялся здесь до своих вершин. А противоположная сторона более темная. А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Весь пейзаж залит рассеянным светом восходящего солнца.
Говорят, что именно он подсказал саму идею для этой картины. С Крамским у них были особенно теплые отношения. Воплощением достижений Шишкина в 80-х годах явилась картина «Бурелом», созданная в 1888 году (показанная впервые на XVI выставке Товарищества передвижников, она называлась «Бурелом.
Это под силу только гению. Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества. Вместе с ними выставляются и произведения другого «масштабного», на сей раз исторического, живописца – В. И. Сурикова, картины которого тоже в своё время подвергались разрушительной критике за «скученность» (везде у него – толпы людей, бессистемно заполняющих пространство). За время пребывания в этом городе он стал известен художникам и знатокам своими рисунками пером, вызывавшими изумление. Для него, казалось, не было трудностей. Лучи света проникают в глубину леса и появляются неожиданно среди дальних деревьев.
– Гроза застала меня дома. Левитаном и К. А. Земля и сухие травы укрыты белым снежным ковром, от этогостановится очень светло. Цикл стихотворений входил в состав «Книги песен», которая создавалась Генрихом Гейне в течение двадцати лет. Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага.
Взамен этого он много работал с натуры то в ближайших окрестностях Петербурга, то среди суровой природы на острове Валаам (в северной части Ладожского озера). Смотришь по сторонам, морозец потрескивает средь веток. Возникает ощущение, что недавно прошла буря. На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
Крамской) академического направления. Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств. Однажды зимой мы с мамой прогуливались по зимнему парку. Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков.
Природа насыщена сырым воздухом. Ведь, у художника была нелёгкая судьба. В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников. Заним заснеженный луг или поле.
Приступив к картине, Шишкин хотел изобразить нечто значительное и дорогое для него самого он обратился к природе, знакомой ему еще с детских лет и уже не раз служившей ему для изображения в более ранних картинах. Общая картина настолько живая, что невольно оказываешься там, в морозном утре.
Какая необычайная картина. Иным произведением является вторая картина. Как Шишкин умел так писать картины. О его рисунках постепенно узнала вся школа.
Изумрудные оттенки мы видим на верхней части крон сосен и слева вдали. Картину Березовый лес приобрел Александр III, эта покупка решила его судьбу. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним.
Особенный, тихий, погожий выдался день. Иван Шишкин – один из известнейших живописцев и графиков, который изображал природу.
Привезенные из Европы картины принесли первые приличные деньги. Коровин. Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны. Первое, что бросается в глаза – контраст неба и поля, голубого и желтого цветов. Их мощные стволы темнеют на фоне ярко-белого снега.
В основном экспонатами выставки являлись его недавние этюды. «Иван Иванович. Ручей, журча, течёт среди камней. Художник (Шишкин) выделил больше места для неба, наверное, потому, что снопы и так очень яркие. Тут главное потеплее одеться, чтобы холод не забрался до самого нутра. Он мог создать несколько выдающихся произведений – картины «В лесу графини Мордвиновой. Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная.
Темная глубина на заднем фоне, помогает понять, насколько это большое место. Ничто не нарушает тишины этого удивительно красивого зимнего дня. Тема родины составила основное содержание его картины «Полдень.
Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции. Видимо, «Туман в сосновом лесу», с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. 8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом.
Справа темнеет непроходимая чаща леса. Он пробовал руководить пейзажной мастерской, но занимался этим недолго и вернулся к своей основной профессии. Конечно, глубоко в лес идти не стоит. Мачтовый лес в Вятской губернии". Крамской) академического направления.
Как сладка желтоватая вода. Шире и свободнее, чем хотя бы «Лесная глушь» 1872 года, картина выражает мысль о жизни природы – многообразной, перекликающейся с богатством чувств и мыслей человека. Тени от деревьев очень длинные и темные, художник изобразил их почти чёрными. Иван ИвановичШишкин — русский художник-пейзажист, гравёр-аквафортист, рисовальщик. Течёт промеж деревьев ручеёк, Ведёт с травой и мхами разговор. Красота красотой, да зверьё шастает голодное. Все вокруг погружено в зимний сон.
Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж. Иван Иванович Шишкин родился 13 января 1832 года в Елабуге. Мало ли кого встретишь. Все в ней сыро, мокро, вязко и тоскливо. Любовь, с какой Шишкин относился в природе, передается и зрителю. Дремлет лес под сказку сна. кажется прогретой до самого дна. Задний фон мрачен.
Кажется, будто исполины тяжелой размеренной поступью шагают по степи. В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства» именуемого Россией. Воплощением достижений Шишкина в 80-х годах явилась картина «Бурелом», созданная в 1888 году (показанная впервые на XVI выставке Товарищества передвижников, она называлась «Бурелом. На каждой передвижной выставке он обязательно бывал представлен несколькими работами.
С большой заботливостью относился к даровитому ученику профессор училища А. Н. Свет приобрел большую роль в произведениях Шишкина (и не только в живописи, но ив его рисунках 80-х гг. ) – он оживляет цвет, вызывает к жизни все богатство его тонов. Никогда еще Шишкин не писал такого неба и такого, наполненного воздухом, пейзажа.
Если он изображает водную гладь пруда, то она переливается у него перламутром зыбких отражений деревьев, кустарников и трав. Петергоф», «Дождь в дубовом лесу», «На севере диком. », столь несхожие между собой, были написаны за несколько месяцев 1891 года. Мрачные тени от туч побежали по равнине темными волнами.
Полнота чувства и зрелость мысли отличают эти поздние картины художника. Особенно ярко проявилась его творческая зрелость в двух картинах 1872 года – «Сосновый бор» и «Лесная глушь». Хочу запомнить и свет и цвет и линии. » Не тогда ли он «подсмотрел» эту свою работу.
Н. Крамской) и любил ее со всей силой своей могучей натуры. Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота. » «Нет, я вышел под дождь. Раздолье, простор, угодье.
Широкая, простирающаяся до самого горизонта равнина (художник специально располагает пейзаж вдоль вытянутого холста). Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни. В этой картине художник по-прежнему совершенно точен и «объективен». В картинах «Лес весной», «Лесные дали» (обе 1884 г. ) или «Туманное утро» (1885) Шишкин обращается к переживаниям человека пейзажные образы напоминают зрителю о том душевном волнении, которое он сам испытывал, присматриваясь к природе, улавливая ее далекие, чистые голоса. Сложные противоречия русской художественной жизни проявились в том, что Шишкин, член Товарищества передвижных художественных выставок, за картину «Лесная глушь» был признан Академией художеств профессором (хотя реализм Товарищества передвижников был враждебен академическим воззрениям).
Лермонтов буквально в мгновение ока перевёл это стихотворение по просьбе князя Вяземского. – спросила она. год создания: 1889размеры оригинала: 139x213 см.
Облик этот был многолик. Шишкин был отличным пейзажистом, но редко брался за изображения зверей на своих работах. Эти черты свойственны картине «Ручей в лесу» (1880) и еще более – картине «Среди долины ровныя. » (1883, ее названием служит первая строка стихотворения А. Ф. Картина находится вКиевском государственном музеерусского искусства.
Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство. Картина «Лес» приведет вас к летней лесной опушке. Его творчество охватывает почти всю вторую половину столетия.