На своей картине великий художник Иван Иванович Шишкин изобразил великолепие снежной зимы.
Отец сыграл немаловажную роль в становлении будущего художника. От картины «Зима» веет спокойствием, умиротворением, благостью. Ещё одно замечательное свойство таланта – рисование без прикрас, без «приглаживающих» выдумок.
В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Как видно, не так давно прошла буря. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Там живописно раскинулись высокие кусты, может быть, шиповника.
В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. А вокруг, куда ни глянь, высятся гордые стройные сосны. Любовь, с какой Шишкин относился в природе, передается и зрителю. Обращая внимание на эту сторону, кажется, что попал в снежное царство. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Первое, что бросается в глаза – контраст неба и поля, голубого и желтого цветов.
В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Зима. В 1857 году Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали. И даже снег отливает краснотой.
И айда в лесную чащу. Зимний лес на этой картине скован морозом, он как будто оцепенел.
Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Неподвижна кудрявая зелень дуба-великана. Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. Шишкин проявлял отчаянное усердие в живописи и совершенствовании своего мастерства.
Эта картина – очень светлая и яркая. В семье было шестеро детей – четыре дочки и двое сыновей из которых Иван был младшим. «Зима» – одна из лучших его картин. Ничто не нарушает тишины этого удивительно красивого зимнего дня.
Вокруг, куда ни глянь, высятся гордые стройные сосны. Так крепка сила мороза и так хорошо от этого на душе. Их заиндевевшие ветки чётко вырисовываются на фоне тёмных деревьев, растущих по соседству. Конечно, глубоко в лес идти не стоит. Работы Ивана Шишкина по праву не раз удостаивались высших наград. Известны несколько зимних пейзажей Ивана Шишкина – Зима (1890), Зима в лесу (1877), На севере диком (1890), Лес зимой (1884) и Еловый лес зимой (1884).
Пшеница уже созрела, однако слева видна дикая, незасеянная земля. Был похоронен на Смоленском православном кладбище2. Морозец всё сильнее и это несмотря на то, что светит солнышко. С раннего утра лег на ветви деревьев иней. Вдали виднеются еще три сосны: они расположены композиционно так, чтобы не сбить зрителя с главного в картине.
Кажется, что ты стоишь среди соснового леса и вот-вот почувствуешь его хвойный запах. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Кстати именно за «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», посланной в Россию в качестве своего рода отчёта, Иван Иванович Шишкин получил право называться академиком. Описание картины Шишкина «Зима» начнём с определения общего колорита и настроения произведения.
Их мощные стволы темнеют на фоне ярко-белого снега. Отец Ивана – Иван Васильевич – был купцом. Мощный ствол его никогда не согнется под ударами ветра. Хвойные деревья на картине застыли, скованные морозом.
Лес зимой- это не летний лес с его шумом. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Сучки и ветки торчат из-под них, резко чернея на белом фоне. Очевидно, не так давно прошла буря. Весь пейзаж залит рассеянным светом восходящего солнца. В середине картины лес будто расступается. Иван Шишкин – один из известнейших живописцев и графиков, который изображал природу.
Кажется, будто исполины тяжелой размеренной поступью шагают по степи. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. Природа насыщена сырым воздухом.
Однако душа природы, могучая и трепетная, русский её характер, как раз и выявляются во всей красе именно благодаря этой правдивости. Небо синее-синее, почти хрустальная синева. Она поломала сухие или слабые деревья, которые полегли на мёрзлую землю. В 1858 году он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 году— малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей Санкт-Петербурга и, наконец, в 1860 году— большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме.
Но движение продолжают высокие сосны, выстроившиеся в ряд вдоль дороги. А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице.
Шишкин передает изумительную красоту зимнего пейзажа, спокойную и величавую. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Проселочная дорога вьется среди полей и теряется вдали. На переднем плане изображена заснеженная поляна. В центре картины, возле лежащих стволов, в меховых шубках стоят маленькие ёлочки. Картина написана в холодной серебристо-зеленой гамме. От неба поле отделяет лишь тонкая полоса синеватого горизонта.
Небольшая поляна на фронтальной части рисунка служит белым контрастом. Хотя всё живописное наследие мастера входит в золотой фонд русского искусства. Никогда еще Шишкин не писал такого неба и такого, наполненного воздухом, пейзажа. Мало ли кого встретишь. Художник (Шишкин) выделил больше места для неба, наверное, потому, что снопы и так очень яркие.
Продолжая описание картины Шишкина «Зима», обратим внимание на то, как рельефно, реалистично выписан снег. Все эти познания Иван Васильевич преподавал своим детям, развивал у них интерес к природе. На их ветвях лежит пушистый иней. О его рисунках постепенно узнала вся школа. После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора.
Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. Но истинную красоту самых обычных пейзажей может заметить только талантливый художник. И масляными красками и графическими материалами художник владел в совершенстве, что довольно редко встречается среди творческих людей. Глубокая предгрозовая тишина царит в природе. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. В живописи этот великий мастер кисти остался непревзойдённым «царём леса». Об интересе к переходным состояниям природы свидетельствуют, например, его дождливые работы, но особенно – формирование целого туманного цикла (Туманное утро, 1885 Туман в сосновом лесу, 1888 Крестовский остров в тумане, 1888 Утро в сосновом лесу, 1889 Туман, 1889 еще один Туман, 1890 и др. ).
Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. В лучших пейзажах Шишкина этого времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему. Если первый план выписан подробно, то самый дальний пейзаж теряет четкость, размыт. просто поле, лес, реку, – и они у него выходят так же красивы, как и швейцарские виды.
Если долго на него глядеть, то можно от белоснежного блеска слегка ослепнуть. В 1860 году Шишкин блестяще, с Большой Золотой медалью заканчивает Академию художеств. Он всю жизнь писал природу, запечатлевая ее в летний знойный полдень (Полдень.
Как Шишкин умел так писать картины. Белый снег скрипит под ногами, а вокруг лишь голые шершавые стволы деревьев. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива».
Автор произведения – романтик, воспевающий природу, умеющий жить её жизнью. Ты слышишь только щебетание птиц и хруст снежного покрова.
Картины этого человека очень натуралистичные, контрастные и яркие. Красота красотой, да зверьё шастает голодное. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Самыми знаменитыми его картинами, которые знают практически все – это Утро в сосновом лесу, над которой он трудился вместе с К. Савицким, Сосновый лес, Бурелом и многие другие.
Тут главное потеплее одеться, чтобы холод не забрался до самого нутра. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Зима предстаёт во всём своём великолепии.
Мастер не старается изобразить его лучше интереснее, пригляднее, чем в действительности. Дорога, поворачивая, врезается в гущу хлебов и они тотчас скрывают ее. Переместим описание картины Шишкина «Зима» чуть левее. В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Картина Шишкина «Зима» в этом смысле – отличный образец того, каким знатоком русской флоры, каким точным мастером был художник. Волнующееся поле спелой ржи словно налито золотом, отливающим тускловатым блеском.
Он, как гордый богатырь, ожидает поединка со стихией. С Крамским у них были особенно теплые отношения. Хочется прикоснуться рукой к деревьям, ощутить шероховатость их стволов, дотронуться до покрытых инеем ветвей.
Обожаю лес, но лес под снегом – это нечто особенное, сказочное, волшебное. А главное, в зимнем лесу можно почувствовать себя беззаботно счастливым. Лес – это всегда нечто таинственное и сказочное, а уж зимой-то и подавно. Тут тебе кабан может встретиться или волк. Он обладал высокими нравственными качествами, которые старался привить своим детям.
Широкая, простирающаяся до самого горизонта равнина (художник специально располагает пейзаж вдоль вытянутого холста). Вся природа только пробуждается от крепкого сна в морозную ночь. Чувствуется, что погода спокойная, безветренная.
Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. А какая красота. И реалист, для которого важна точность, правдивость в большом и малом. Могучая, полная богатырских сил природа, богатый, привольный край. Снег завалил всё вокруг высокими сугробами, под которыми прорисовываются упавшие стволы. С момента поступления у юноши началась новая, полная творческих открытий жизнь. Тени от деревьев очень длинные и темные, художник изобразил их почти чёрными.
Сосны уходят вдаль, в перспективу и мы понимаем, что лес раскинулся далеко, куда хватает взгляда, на многие километры. Художником «абсолютной действительности» был назван современниками Шишкин. Только местами на картине Зима, пробиваются слабые солнечные лучи да яркое голубое небо просвечивает сквозь верхушки громадных сосен. Темная глубина на заднем фоне, помогает понять, насколько это большое место.
Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. И даже снег отливает краснотой. Это под силу только гению. Смотришь по сторонам, морозец потрескивает средь веток.
Трудно назвать людей, которые писали природу так же хорошо, как художник Шишкин. Это послужило свою роль в его карьере, как художника. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». В них можно найти множество оттенков: изумрудные, голубые и желтые.
Мрачные тени от туч побежали по равнине темными волнами. Приближается страшная гроза. 8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом. Справа темнеет непроходимая чаща леса.
Окрестности Москвы, Сосны) или в утренней дымке (Утро в лесу). Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. Изображал ли он дубы или берёзы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях.
Такой же лёгкий розовый отсвет лежит вокруг на всех предметах. Все вокруг погружено в зимний сон. На первом плане несколько столетних сосен-исполинов. Зимний лес – это тишина, это удивительное приподнятое настроение.
Одна из моих любимых картин Шишкина – Зимний лес. Однако трактованы они с большей живописной свободой.
Изумрудные оттенки мы видим на верхней части крон сосен и слева вдали. Местность Кукко» была удостоена Большой золотой медали. От полотна веет холодным спокойствием, умиротворением, зимним праздничным настроением. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь».
А вот снежную зиму пейзажист почти не изображал. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Такой же лёгкий розовый отсвет лежит вокруг на всех предметах. Земля и сухие травы укрыты белым снежным ковром, от этогостановится очень светло.
Общая картина настолько живая, что невольно оказываешься там, в морозном утре. Описание картины Шишкина «Зима» заставляет обратить особое внимание на задний план живописного полотна. Лес. Такая палитра вызывает в душе радость и ощущение покоя.
Передо мной одна из картин художника Ивана Ивановича Шишкина «Зима в лесу». На картине изображензимний лес. Иван Шишкин родился в 1832 году в Елабуге, небольшом уездном городке Вятской губернии (ныне Татарстан), затерявшемся среди густых лесов. Теперь всё ощутимее его стремление к передаче состояния природы, экспрессии образов, чистоте палитры. Ближе к зрителю их кора приобретает тёплый красноватый оттенок. Заним заснеженный луг или поле. В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома.
Они не пострадали от бури, а прикрывший их снежок надёжно защитит от морозов и других нападок зимы. Именно ощущение величия зимнего русского леса удачно передал великий художник Иван Шишкин. На переднем плане изображена заснеженная поляна. Тихо в лесу.
По одежде этих людей можно сказать, что они – крестьяне. Невероятно. Ближе всего к зрителю – просторное поле.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Четкое разграничение каждого отдельного объекта создают реальную картину зимнего леса. Последнюю свою работу он так и не закончил. Ближе к зрителю их кора приобретает тёплый красноватый оттенок. Пейзаж Шишкина, любой именно такой, какой он есть на самом деле. Мы можем разглядеть каждую ямку, каждый холмик.
Отец много трудился на благо родного города: написал книгу «История города Елабуги», занимался благотворительностью, до сих пор частично действует построенный им водопровод, Он увлекался механикой историей, археологией, естественными науками. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Большую часть картины занимают серые облака.
И всюду, куда ни кинешь взор, колосятся созревшие хлеба. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Крайне редко, но писал Шишкин и осенние пейзажи.
Такая же дружная еловая семейка в живописном наряде высится и справа от малышей. По-видимому, Шишкин описывает природу на закате дня, когда солнце потихоньку заходит за горизонт. По дороге, которая проходит между травой и полем, художник Шишкин изобразил две фигуры.
Биограф Шишкина писал, что до него никто так красиво не писал природу:. Сосны не только верно изображены, не только похожи, но красивы и выразительны. Но облачное небо уже начинает светлеть. И тот и другой редко зимой поодиночке ходят, как правило, стаями.