Природу Шишкин воспевал без преувеличений, без прикрас и всё же можно с уверенностью сказать, анализируя творчество художника Шишкина Ивана Ивановича: его картины – это гимн красоте отечественных пейзажей. Имя Ивана Ивановича Шишкина знакомо всем с детства: именно его картина изображена на обертке конфеты «Мишки в лесу». Звучащая панорама родного русского края на картине «Рожь» – это настоящее рукотворное чудо гения реалистического пейзажа Ивана Ивановича Шишкина.
Одним из самых знаменитых полотен мастера реалистического пейзажа Ивана Ивановича Шишкина является картина «Дубовая роща». Картины Ивана Шишкина— совокупность картин русского художника-пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина (13 (25) января 1832— 8 (20) марта 1898), который создал более пяти сотен полотен. Одним из самых знаменитых полотен мастера реалистического пейзажа Ивана Ивановича Шишкина является картина «Дубовая роща». В 1873 году Ивану Ивановича Шишкину было присвоено звание профессора Императорской Академии художеств (за картину «Лесная глушь»).
Картина «Рожь» – одно из самых знаменитых произведений пейзажиста-классика Ивана Ивановича Шишкина.
В заголовке «Рожь», как кажется на первый взгляд, нет ничего величественного и интригующего, но стоит вглядеться в величавые сосны, которые стоят как богатыри, складывается впечатление, что эти деревья являются своего рода защитникам ржаных полей и всей русской земли. Сосны не только верно изображены, не только похожи, но красивы и выразительны. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера.
Сосны придают картине величественное звучание. Ничто не нарушает тишины этого удивительно красивого зимнего дня. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж. Эту технику художник освоил еще за границей. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены.
В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Во время своего управления построил деревянный водопровод, частично действующий по сегодняшний день. По одежде этих людей можно сказать, что они – крестьяне. Широкая, простирающаяся до самого горизонта равнина (художник специально располагает пейзаж вдоль вытянутого холста). От неба поле отделяет лишь тонкая полоса синеватого горизонта. Это дерево навсегда стало символом русской земли.
Однако трактованы они с большей живописной свободой. На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами. Замшелые выкорчеванные пни, острые сучья, обломанные ветви создают сложную композицию, отмеченную контрастами света и тени. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора.
Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы. Достойным завершением его цельного и самобытного творчества стала картина "Корабельная роща" (1898) – полотно, классическое по полноте и многогранности художественного образа, совершенству композиции. Репин писал о Шишкине: «Громче всех раздавался голос богатыря Шишкина. Однако первые два меньше всего нравились Шишкину. Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра.
Вертикали пересекаются косыми линиями. Ф. Булгаков «Альбом русской живописи. За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора. «Сосновый бор. Произведения молодого Шишкина, созданные в годы учения в Академии, отмечены романтическими чертами, однако то было скорее данью господствующей традиции.
Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. Не довольствуясь занятиями в стенах академии, усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валааме, благодаря чему приобретал всё большее знакомство с её формами и умение точно передавать её карандашом и кистью. Шишкин показывает картину гибели леса, борение жизни и смерти, видимых и скрытых сил природы. Ближе всего к зрителю – просторное поле. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». У него умерли сыновья. Если бы поэт жил во время написания картины, наверняка эту строфу заимствовал бы Шишкин.
Волнующееся поле спелой ржи словно налито золотом, отливающим тускловатым блеском. Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага. Такова музыка поля в Шишкинском шедевре. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Местность Кукко", демонстрировавшейся на академической выставке 1860 года и удостоенной Большой золотой медали.
Чувствуется глубина оврага, глушь. В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Но и в это время художник не ограничивается студийными занятиями: он активно пишет на природе изучая окрестности Санкт-Петербурга и острова Валаам.
В 1860 году Шишкин блестяще, с Большой Золотой медалью заканчивает Академию художеств. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник.
Их мощные стволы темнеют на фоне ярко-белого снега. Мощный ствол его никогда не согнется под ударами ветра. Работа над картиной происходила в 1889 году. Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Природа насыщена сырым воздухом.
Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств. Деревня Константиновка близ Красного Села» и «Рубка леса» демонстрируют это наилучшим образом. Картины с названиями «Сосновый бор», «Бревна.
Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету. Шишкин был увлечен дикой, девственной природой живописного и сурового архипелага валаамских островов с его гранитными скалами, вековыми соснами и елями. На аукционе MacDougalls полотно «Сумерки» (Twilight) «ушло» за 2 100 000 фунтов стерлингов (5 июня 2013). А картина «Лесная поляна» (The Forest Clearing) успела побывать на аукционах Christies дважды: в ноябре 2005 г. она была продана за 736 000 фунтов стерлингов, а в апреле 2008 г. – уже за 3 177 000 долларов США. Глядя на картину «Рожь», невольно вспоминаются строки из поэзии О. Мандельштама: «И сосна до звезды достает. ». Картина "Полдень.
Но облачное небо уже начинает светлеть. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. Видимо, "Туман в сосновом лесу", с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями.
Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы. Вечер», «Сосны, освещенные солнцем», «Дубки», «В лесу графини Мордвиновой. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину "Зима" (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. «БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888). Низко над землёй стремительно стригут ласточки, кажется, тени не поспевают за ними.
В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Все вокруг погружено в зимний сон. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Шишкин не облагораживал природу. Кажется, будто исполины тяжелой размеренной поступью шагают по степи.
До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий. — Ср. Этюд "Сосна на Валааме" – один из восьми удостоенных в 1858 году серебряной медали – дает представление об увлеченности, с которой художник подходит к изображению натуры. «Утро в сосновом лесу» – это классика русского реалистичного пейзажа.
Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). В этой дали можно разглядеть холмы, а чуть ближе расположились темно-синие силуэты кустарников и деревьев. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Пшеница уже созрела, однако слева видна дикая, незасеянная земля.
Шишкин работал над «Рубкой леса» в 1867 году во время поездки на Валаам. Петергоф», «Пруд в старом парке», «Рожь», «Утро в сосновом лесу», «Полдень. Картины (с названиями), большая часть которых представлена пейзажами, располагаются в Третьяковской галерее и других авторитетных государственных учреждениях, но судьба «Итальянского мальчика» остается неизвестной. И всюду, куда ни кинешь взор, колосятся созревшие хлеба. В окрестностях Москвы», «Прогулка в лесу» – это лишь малая, но достойная коллекция произведений великого русского художника-реалиста. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Внушительные дубы достойны восхищения.
Основные черты его искусства сохраняются и теперь, но художник отнюдь не остаётся неподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Происходил из древней вятской фамилии Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина.
Таким образом, пейзаж художника выражают состояние природы и чувства человека, отзывающегося на это состояние. Трудно назвать людей, которые писали природу так же хорошо, как художник Шишкин. В 1871 году вышла его книга в Москве «История города Елабуги». Художник (Шишкин) выделил больше места для неба, наверное, потому, что снопы и так очень яркие. Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания.
В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов. Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в петербургской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире. Большую часть картины занимают серые облака.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Но в произведении воплощено и то глубочайшее знание русской природы, которое было накоплено мастером за почти полувековую творческую жизнь. Участвовал в раскопках древнебулгарской культуры, за что удостоен звания члена-корреспондента Московского археологического общества. Его отец был купцом, культурным человеком.
Болел за идеи товарищества, участвовал в каждой передвижной выставке до конца своих дней. Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу. Зимний лес на этой картине скован морозом, он как будто оцепенел. На первом плане несколько столетних сосен-исполинов. Главное в картине построение эпического образа с помощью предельно простого, сознательная «объективность» живописи. Этот шедевр известный многим ценителям живописи еще с детства, был написан в 1878 г. Картина «Рожь» передает широту русской земли и души русского человека: две трети полотна занимает голубое небо с низкими белоснежными облаками, а остальное пространство отведено ржаному полю, в некоторых местах которого прорастают высокие сосны. Они стремились к изображению типичных черт родной земли. Сосновый бор», «Лес (Шмецк близ Нарвы)», «Уголок заросшего леса.
В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея). Последнюю свою работу он так и не закончил. Но движение продолжают высокие сосны, выстроившиеся в ряд вдоль дороги.
Практически каждый русский художник писал дорогу среди бескрайних полей. Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого. Быть грозе. Природа выражает музыку человеческой души. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея.
Вместо этого художник был представлен к ордену, чем, видно, был раздосадован. Будущий художник восхищался лугами и лесами, травами и цветами, пнями и камнями, кустарниками и мхами, в которых проявлялась идея живой жизни, вечного произрастания природы. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник.
В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр. Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна ("Родник в сосновом лесу") снова вызвала восторженные похвалы Крамского.
В это время, в 1863 году в мире искусства происходят большие перемены. Искусствоведы доказали, что «Утро в сосновом бору» писалась с натуры. В 1867 г. эта картина была показана на Всемирной выставке в Париже. В 1870 г. художник становится членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выставок, вступает в Общество русских акварелистов. Иван Иванович Шишкин принимает активное участие в выставках в Академии художеств, Всемирных выставках в Париже (1867 г. и 1878 г. ), а также Всемирной выставке в Вене (1873 г. ). В 1873 г. он становится профессором живописи Императорской Академии художеств. Умер Иван Иванович Шишкин 8 марта 1898 г. С 2004 г. по 2014 г. на аукционах работы Ивана Ивановича Шишкина выставлялись достаточно часто.
С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Сныть-трава», «В сосновом лесу» и другие. Для семидесятых годов такой картиной стала "Рожь" (1878). Позже подпись Савицкого удалена, купившим картину, П. Третьяковым. Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции.
Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И. просто поле, лес, реку, – и они у него выходят так же красивы, как и швейцарские виды. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним.
Художник открывал обширный мир непримечательных составляющих природы, ранее не внесенных в оборот искусства. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Картина была подписана двумя художниками: Шишкиным и Савицким. Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы.
Шишкин сосредоточил внимание на фрагментах природы, в связи с чем тщательно осматривал, прощупывал изучал каждый стебель, ствол дерева, трепещущую листву на ветках, воспрянувшие травы и мягкие мхи Воодушевление естествоиспытателя руководило кистью художника. Дважды он женился по любви и дважды смерть уносила любимых женщин. За эту картину Шишкин получил большую золотую медаль и право совершенствовать своё творчество за рубежом после окончания Академии. Иван Иванович Шишкин (1832-1898) родился в зажиточной купеческой семье. Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства).
Картины напоминают красивые, но все же случайно сделанные фотографии. В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства» именуемого Россией. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу».
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. На переднем плане мы видим начало пшеничного поля: художник расположил красноватые, бордовые и темно-охристые мазки так, чтобы чувствовалась глубина этих снопов. Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества. Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885).
В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину "В окрестностях Петербурга" (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. Человек Шишкина прикреплён к земле. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков.
Невероятная тишина царит в пейзаже. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». Справа темнеет непроходимая чаща леса. В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников. Мери-Хови по финляндской железной дороге" (1889), "Молодые сосенки у песчаного обрыва. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Член-учредитель ТПХВ (см.
Никогда еще Шишкин не писал такого неба и такого, наполненного воздухом, пейзажа. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Иван Шишкин выходец из купеческой семьи, родился в Елабуге Вятской губернии (Республика Татарстан). Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни. Неподвижна кудрявая зелень дуба-великана. В 80-90-х годах XIX столетия писались самые известные картины Шишкина.
В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой». Парит. Однако талант автора от этого не становится меньше – стоит взглянуть на произведение «Итальянский мальчик».
В 1889 году Шишкин написал картину – «Утро в сосновом лесу». Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском. Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. Спасла его, видимо, привычка к труду: из-за своего самолюбия Шишкин не мог позволить себе упустить то место, которое он уже прочно занимал в художественных кругах и продолжал писать картины, которые становились все популярнее благодаря передвижным выставкам.
В окрестностях Москвы" выбивалась из общего строя. Крамским.
В полотнах Шишкина, созданных в эти годы, очевидны черты романтизма, сквозь которые уже проступал спокойный и уравновешенный взгляд на природу. В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина. Облик этот был многолик. Ещё не рассеявшийся утренний туман, подтверждает название картины. Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих. Некоторые другие картины Ивана Шишкина (с названиями) также включены в книги художественной литературы, что доказывает неоценимый вклад живописца в развитие русского искусства XIX века.
В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. Крамской точно охарактеризовал Ивана Ивановича Шишкина: «Когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел и не задумывается, как, что и почему это единственный у нас человек, который знает природу учёным образом». В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним.
В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. Между тем помимо "Сосен, освещенных солнцем" и сочного по живописи, чрезвычайно выразительного пейзажа "Дубы. Картина написана в холодной серебристо-зеленой гамме.
Всех исполненных Шишкиным офортов Д. Ровинский насчитывал до сотни он указывал, сверх того, на 68 оригинальных литографий и на 15 цинкографических опытов этого мастера. Глядя на эту известнейшую картину, невольно вспоминаются строфы из стихотворения Лермонтова, которые являются продолжением этого пейзажа Шишкина: «Стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь и снегом сыпучим Одета, как ризой, она». За эту картину Шишкин получил звание профессора.
Изумрудные оттенки мы видим на верхней части крон сосен и слева вдали. Успехи в колорите были достигнуты Шишкиным прежде всего и в наибольшей степени в этюдах, в процессе прямого общения с природой. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. О его рисунках постепенно узнала вся школа. Это послужило свою роль в его карьере, как художника.
Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Картина писалась после абсолютной художником в 1877 году поездки в Елабугу. Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа.
Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство. Картины этого человека очень натуралистичные, контрастные и яркие. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким.
Мачтовый лес в Вятской губернии», «Лиственный лес», «Еловый лес», «Дубы. В картине Шишкина дорога – «мудрая наивность». Эта картина была представлена на второй передвижнической выставке в 1872 году. Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении.
Он, как гордый богатырь, ожидает поединка со стихией. К ним относятся "Уголок заросшего сада.
Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в городе Елабуга Вятской губернии. Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно». Впереди – синяя пропасть, наверху – такого же цвета ясное, но грустное небо. Тема русского леса после "Рубки леса" продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. По дороге, которая проходит между травой и полем, художник Шишкин изобразил две фигуры.
Биограф Шишкина писал, что до него никто так красиво не писал природу:. Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. Другие картины, воссоздающие величавые лесные массивы – «Чернолесье», «Лесная глушь», «Еловый лес», «Заповедник. Дорога, поворачивая, врезается в гущу хлебов и они тотчас скрывают ее. На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков.
Учился в МУЖВЗ (1852-56) и в петербургской АХ (1856-65 профессор с 1873, руководитель пейзажного класса в 1894-95) пенсионер АХ в Мюнхене, Праге, Дюссельдорфе (1862-65). «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены.
Вот таким образом талант Шишкина иногда гораздо ярче высказывается в одноцветных рисунках и офортах, чем в таких работах, в которых он пользовался многими красками», — считают некоторые критики. Из Артели художников в 1870 году возникло Товарищество передвижных художественных выставок, как символ новой художественной эпохи. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25-ти.
Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж. И масляными красками и графическими материалами художник владел в совершенстве, что довольно редко встречается среди творческих людей. Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев. Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу.
Шишкин передает изумительную красоту зимнего пейзажа, спокойную и величавую. Особенный, тихий, погожий выдался день. Затосковав по отечеству, в 1866 году вернулся в Санкт-Петербург до истечения срока своего пенсионерства. Если первый план выписан подробно, то самый дальний пейзаж теряет четкость, размыт. Первое, что бросается в глаза – контраст неба и поля, голубого и желтого цветов.
В окрестностях Москвы" (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. Иван Шишкин – один из известнейших живописцев и графиков, который изображал природу. Эту картину приобрёл П. Третьяков. Тени от деревьев очень длинные и темные, художник изобразил их почти чёрными. Весь пейзаж залит рассеянным светом восходящего солнца.
В них можно найти множество оттенков: изумрудные, голубые и желтые. Кстати именно за «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», посланной в Россию в качестве своего рода отчёта, Иван Иванович Шишкин получил право называться академиком. Приближается страшная гроза. Глубокая предгрозовая тишина царит в природе.
В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Могучая, полная богатырских сил природа, богатый, привольный край. Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения.
В его произведениях встаёт дремучая Россия. Так была основана Артель художников, куда вступает и Иван Шишкин в конце 1860-х годов. Художник вводит в картину медведей, первоначально их было двое, медведи делают картину жанровой. Мрачные тени от туч побежали по равнине темными волнами.
Последняя работа автора является наиболее известной. Ведь, у художника была нелёгкая судьба. Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны.
В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – "Вид на острове Валааме" (1858). А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Именно Крамской предоставил мастерскую Шишкину для написания работы, давшей известность автору, картины – «Полдень в окрестностях Москвы» (1869).
«УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса. Прослеживаются схожие черты с автопортретом, над которым в 1856 году работал сам Шишкин. Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме».
Поваленные деревья – частое явление, которое изображал Шишкин Иван Иванович. С Крамским у них были особенно теплые отношения. Таковым является Иван Иванович Шишкин. Такая палитра вызывает в душе радость и ощущение покоя.
Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким.
Иван ИвановичШишкин — русский художник-пейзажист, гравёр-аквафортист, рисовальщик. Передвижники). Художник Бялыницкий-Бируля высоко оценил полотно «На севере диком» и дал комментарий, что Лермонтов был бы счастлив, увидев такую достойную иллюстрацию к своему стихотворению. Задний фон мрачен. Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная.
Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Во время учебы его работы неоднократно отмечались наградами: в 1856 г. двумя малыми серебряными медалями, в 1958 г. – большой серебряной медалью, в 1859 г. – малой золотой медалью, а в 1860 г. – большой золотой медалью и пенсионерством для дальнейшего обучения за границей. С 1861 г. по 1866 г. Иван Иванович Шишкин занимается в мастерских известных европейских художников, осваивает технику литографии и офорта, технику рисунка пером. В 1865 г. он возвращается на родину и за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» ему присваивается звание академика.
Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина "Туманное утро" (1885). Сныть-трава" (1884), "Лес (Шмецк близ Нарвы)", "У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)" (оба 1888 г. ), "На песчаном грунте.
Был похоронен на Смоленском православном кладбище2. Это было выступление против мёртвого академизма. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. С момента задумки до полного завершения работы над полотном прошло 4 года и сегодня «Утро в сосновом лесу» красуется в Третьяковской галерее, как и другие картины художника Шишкина (с названиями проблем нет, все работы подписаны). Мери-Хови по финляндской железной дороге" (1890) и целый ряд других. Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства. Проселочная дорога вьется среди полей и теряется вдали. В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Лесная глушь (1872).
Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина. Единственная деталь, навевающая неотчётливую тревогу – засохшая сосна. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.
Подобная тенденция характерна только для работ, где используется большая цветовая палитра. Над землёй летают ласточки. Одним из его учредителей являлся Иван Шишкин.
У работы было очень много положительных отзывов. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы.
По картинам Шишкина можно не только описывать климат России, но и изучать основы пленэрной живописи. Природа – сама благородство. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. Эта картина – очень светлая и яркая. Драматичное действие разворачивается будто на сцене. При посредстве её состояний человек размышляет о жизни. Лето 1866 года он проводит в Москве и работает в Братцеве вместе с Л. Л. Каменевым, его товарищем по Московскому Училищу живописи и ваяния. Шишкин всю жизнь изображал лес, а здесь одно-единственное дерево на всё безбрежное пространство.
8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом. Художник одушевляет деревья.
В том числе:– «Поляна» (The Clearing, 1878) – 289 250 фунтов стерлингов (25 ноября 2008, Sothebys)- «Лесной пейзаж» (Forest Landscape) – 847 400 долларов (15 апреля 2009, Sothebys)– «Ручей» (The Brook) – 722 500 долларов (2 ноября 2009, Sothebys)– «Темное дерево» (The Dark Wood) – 1 217 250 фунтов стерлингов (7 июня 2010, Sothebys)– «Стога, Преображенское» (Haystacks, Preobrazhenskoe) – 397 250 фунтов стерлингов (28 ноября 2011, Sothebys)- «Сосновый бор» (Pine Forest) – 881 250 фунтов стерлингов (26 ноября 2012, Sothebys). Только на Sothebys за это время было продано 17 картин.
Был незаурядной личностью, его интересовала архитектура история, естественные науки. «СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ » (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова.