Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина "Туманное утро" (1885). Это очевидно. 90-е годы Шишкин встретил полный сил. В январе 1856 годаИван Шишкин поступил в петербургскую Академию художеств, однако учился без интереса. Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека.
Рассматривая наброски лесосплава, Шишкин спросил Репина, какое дерево сплавляли по реке. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Но отец смог понять и поддержать странное для их среды желание сына – стать художником. Первое место занимает Шишкина "Рожь". «Полдень» предваряет группу пейзажей с изображением соснового бора. Его называли «царем леса». Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте.
музей русского искусства, Киев), в нем сочетаются величие и задушевная лирика. Дошло до того, что Архип Куинджи назвал методИвана Шишкина вредным для живописи. Снова он пишет русский лес, который великолепной колоннадой вздымается к лазурному небу.
Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов. Шишкин горячо поддерживал их идеи, хотя его первая работа, которую он написал по возвращении на родину, — «Швейцарский пейзаж» — все еще несла на себе отпечаток академических традиций, какие он впитал в годы учебы.
В стремлении стать живописцем Ивана Шишкина поддерживал его отец. Это показывает, что нет надобности в подражании манере того или другого мастера. В 1848 году, не закончив казанской гимназии ("чтобы не сделаться чиновником", как Шишкин объяснял позднее), юноша вернулся в отчий дом, где томился в течение последующих четырех лет, внутренне протестуя против ограниченных интересов подавляющего большинства окружающих его обывателей и не находя еще возможности определить дальнейший творческий путь. В 1888 году Шишкин написал "Туман в сосновом лесу" и тогда же, видимо, этюд "Крестовский остров в тумане", в 1889 году – "Утро в сосновом лесу" и "Туман", в 1890 году – снова "Туман" и, наконец, "Туманное утро" (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке).
В 1865 году Шишкин возвращается в Россию и за картину Вид в окрестностях Дюссельдорфа (1865, ГРМ) получает звание академика. Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день. Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков. Он привез оттуда множество этюдов и рисунков пером и в конце года получил вторую академическую награду — большую серебряную медаль за пейзажную живопись «Вид на острове Валааме».
В 1865 году Шишкин возвращается в Россию и за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1865, ГРМ) получает звание академика. В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С. М. Так в реальной жизни не бывает. Его отец Иван Васильевич пользовался у земляков глубоким уважением.
Это же свойственно пейзажам «Дубы» (1887, ГРМ), «Золотая осень» (1888, Пермская гос. Уже в первый год пребывания в академии ему была присуждена малая серебряная медаль за «Вид в окрестностях Петербурга». Однако трактованы они с большей живописной свободой.
Да и сама жизнь требовала этого. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея и Государственный Русский музей. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Возобновились погашенные на время интриги, между художниками начались распри. он все же побывал в Германии, где познакомился с Дюссельдорфской художественной школой.
В течение всей жизни Шишкин писал лес. В семидесятых годах идет стремительный процесс развития пейзажной живописи, обогащение ее новыми талантами. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Что-то радостное и вместе с тем задумчивое есть в широко распахнувшейся степи (именно такое ощущение вызывает свободная, незамкнутая композиция картины), в чередовании освещенных и затемнённых пространств, в засохших стеблях, словно стелющихся под ноги путнику, в величественном дубе, возвышающемся среди равнин. Творческая деятельность И. И. Шишкина была завершена величественной композицией Корабельная роща (1898, ГРМ), в которой опыт и мастерство художника выразили неизгладимые впечатления детства.
Мери-Хови по финляндской железной дороге" (1889, 90. ), "Молодые сосенки у песчаного обрыва. Иван Шишкин – сын купца из традиционной русской патриархальной семьи Вятской губернии. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник.
В его картинах – чуткое отношение к деталям. Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И. В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали. Рисунки 80-х годов, которые художник выполнил углем и мелом, гораздо более живописны, нежели рисунки пером, относящиеся к 60-м годам. Прозрачный ручей на переднем плане, в котором можно сосчитать все камушки. он все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор.
Но картина не является иллюстрацией стихов. Каждое дерево обладает своим «характером». В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом. Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. Что-то радостное и вместе с тем задумчивое есть в широко распахнувшейся степи (именно такое ощущение вызывает свободная, незамкнутая композиция картины), в чередовании освещенных и затемнённых пространств, в засохших стеблях, словно стелющихся под ноги путнику, в величественном дубе, возвышающемся среди равнин.
«Стоит ли идти по ней, пытаясь излечиться от горя работой. », – думал Иван Шишкин. Отец не стал настаивать.
«В Московском училище живописи и ваяния, где более трех лет занимался художник, широко применялась прогрессивная педагогическая система А. Г. Венецианова, основанная на внимательном и бережном отношении к натуре» (с. 5, 2). На удивление личная жизнь пейзажиста складывалась не так хорошо, как профессиональная. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890).
Успехи молодого художника, отмеченные золотыми и серебряными медалями, подтверждают отзыв его прежнего наставника Мокрицкого в связи с поступлением Шишкина в Академию: «Лишились мы отличного и даровитого ученика, но надеемся увидеть в нем со временем отличного художника, если ой стой же любовью будет заниматься в Академии». Произведения Шишкина «Рубка леса» (1867, ГТГ), «При закате» (1869, ГРМ), «Полдень в окрестностях Москвы» (1869, ГТГ), где раскрываются особенности национального пейзажа, отвечали направлению, которое развивалось впоследствии Товариществом передвижных художественных выставок. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна ("Родник в сосновом лесу") снова вызвала восторженные похвалы Крамского. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах» (с. 40, 1).
Крамской сообщал Репину: "Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Немало нарисовал он пером на этих вечерах превосходных рисунков. Сейчас эта картина хранится в Киевском музее русского искусства. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Родился 25 января 1832 года в Елабуге в семье купца второй гильдии, бывшего представителем древне-вятского рода.
Лес выглядит небольшим и просторным. Тогда только картина будет выглядеть достоверно. Самая местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получала в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину "В окрестностях Петербурга" (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках.
Сознание важности новых задач опережало возможности их решения. Да и сама жизнь требовала этого. Отец его, небогатый купец, был большим ревнителем старины. На опушке изображен сосняк – стройный, высокий. Особое значение для Шишкина имели натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он нередко наезжал), а также на о. Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками.
Густые кроны бросают на них тень. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы, с прибавкой нескольких других офортов, в виде нового альбома Марксом. Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне. Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885).
Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. Изображал ли он дубы или берёзы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Однако уклад гимназии, по словам самого Шишкина, препятствовал его стремлениям и наклонностям и он после летних каникул 1848 года не вернулся в гимназию, «чтобы не стать чиновником».
Савицкий согласился, хоть и посчитал решение несправедливым. В окрестности Москвы» (1869), «Пейзаж с гуляющими» (1869), «За грибами» (1870), «Вечер» (1871), «Сосновый бор. С этого времени начался наиболее плодотворный период творчества живописца. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник.
Каждое из них вызывало интерес зрителей. Картина «В лесу графини Мордвиновой» поражает нас не свойственной Шишкину проникновенностью и сосредоточенностью настроения.
Медведей написал Савицкий в самой картине. В Товариществе передвижных художественных выставок он особо ценил мнение И. Н. Крамского. Он охотно с ними занимался, брал их на этюды, совершал с ними дальние поездки» (с. 19, 2). Крамским.
И в этом уже проявляется своеобразие художника. «Молодые художники постоянно бывали в доме Шишкина. В ней Шишкин выразил все, что чувствовал, что умел, о чем думал. Видимо, "Туман в сосновом лесу", с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. В то время в Академии главными мастерами ландшафтной живописи считались Никола Пуссен и Клод Лоррен. Многим, видимо, обязанный участию Крамского, Шишкин открыто называл его тем художником, который оказывал на него благотворное влияние. Это дерево давно должны были спилить на дрова.
Вместе с И. Н. Крамским, В. Г. Перовым, Г. Г. Мясоедовым, А. К. Саврасовым, Н. Н. Ге и другими в 1870 году он становится членом-учредителем Товарищества. Необыкновенно высокое летнее небо, простирающиеся насколько хватает глаз дали, дорога, уходящая в глубину, характерные сельские мотивы – все создает ощущение простора, необозримости, величия земли. художественная галерея) и другим. И. Н. Крамской, высоко ценивший искусство Шишкина, помогавший ему, вплоть до того, что предоставлял свою мастерскую для работы над конкурсной картиной «Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872, эта картина под названием «Сосновый бор» находится в ГТГ), писал о достоинствах Шишкина: «Шишкин нас просто изумляет своими познаниями И когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел и ловок, не задумывается, как, что и почему тут он все знает, я думаю, что это единственный у нас человек, который знает природу ученым образом Шишкин — верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа». Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине.
Ощущение русского раздолья рождает образный строй самого полотна. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. музей русского искусства, Киев), в нем сочетаются величие и задушевная лирика. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.
Потому в картинах Шишкина Туманное утро (1885, Горьковский гос. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25.
Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Картина "Полдень. Его картина поет. Случайность.
Не довольствуясь занятиями в стенах академии, усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валааме, благодаря чему приобретал всё большее знакомство с её формами и умение точно передавать её карандашом и кистью. Это же свойственно пейзажам Дубы (1887, ГРМ), Золотая осень (1888, Пермская гос. Братцево» ознаменовали собой рождение нового стиля художника. Иван Иванович Шишкин был глубоко религиозным человеком, вот таким образом не удивительно, что его привлекал Валаам с его особой атмосферой благочестия.
Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Шишкину нравятся картины «без нарочитой эффектности», художник тяготеет к строгой законченности, но «без немецкой сухости пейзажей, обставленных фигурками животных». Иван Иванович Шишкин родился в январе 1832 года в провинциальном городке Елабуге. В 1871 году в Московской Синодальной типографии вышла книга Ивана Ивановича Шишкина об истории города Елабуга, а еще раньше он подготовил рукопись «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году».
В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). В картине — то знакомое сочетание большого и малого, могучего и хрупкого, что так зорко видел художник в природе родного края, что знал и любил и так искренне воспел своей кистью «русской, простой, бесхитростной. » 8 марта 1898 года художника не стало. В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»).
Якоби пенсионер Шишкин выезжает в Германию. Тем более, что остров славился своей живописной природой. Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках. Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата. Ф. Булгаков «Альбом русской живописи.
Отец его, небогатый купец, был большим ревнителем старины. В своей теще, которая поселилась у него, он находил даже поддержку этому. Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. Немало нарисовал он пером на этих вечерах превосходных рисунков. Преображенское».
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Первый шедевр Шишкина стал гимном радости – «Полдень. Он создал образы, в которых природа выражала себя почти в совершенной степени». Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги».
И он действительно был царем в своей любви к русскому лесу. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Характерна в этом смысле «Рожь». Строгая мать-медведица не допустила бы шумную возню вблизи человеческого жилища. Родился И. И.
Мы объединили все в одном месте. Одна из них (самая главная) – золотая медаль за две картины одного названия – «Вид на острове Валааме. В таких картинах, как «Полдень.
Лесной пейзаж кажется необъятным. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского.
Строки автобиографии, написанной в третьем лице, позволяют узнать о занятиях молодого Шишкина, получившего свободу от «гимназии с ее узкой формалистикой». Художник умер внезапно, за мольбертом, работая над новой картиной 8 марта 1898 года. Говорят, что он писал «портрет природы».
Стремление к верности, сходству, портретности изображаемой природы проявляется уже в ранней работе Вид в окрестностях Петербурга (1856, ГРМ). Шишкин стремился к другому. Сама местность под деревьями— камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее— получали в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности, максимально близкой к реальности» (с. 52, 1).
С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. «Произведения, созданные Шишкиным в годы учения, носили нередко романтические черты» (с. 7, 2).
Картина «Рубка леса» (1867) – своеобразный итог раннего периода творчества художника. В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок. Что-то радостное и вместе с тем задумчивое есть в широко распахнувшейся степи (именно такое ощущение вызывает свободная, незамкнутая композиция картины), в чередовании освещенных и затемнённых пространств, в засохших стеблях, словно стелющихся под ноги путнику, в величественном дубе, возвышающемся среди равнин. Он хотел писать живую природу, которая не нуждается в украшательстве.
Одни срубы разбухают, другие – тонут, а третьи – отталкивают воду. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва. За картину «Лесная глушь» (1872) Шишкин получает звание профессора пейзажной живописи.
«Полдень.
Шишкин вообще любил высшие точки состояний природы, равно как и наиболее мощные и стойкие породы деревьев (рис. 1). Прозрачный ручей на переднем плане, в котором можно сосчитать все камушки. В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен.
В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме. И солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес. В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1856 году, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств (1856-1860). Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.
В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр. Строки автобиографии, написанной в третьем лице, позволяют узнать о занятиях молодого Шишкина, получившего свободу от гимназии с ее узкой формалистикой.
Впоследствии многие критики отмечали, чтоИван Шишкин был настоящим исследователем природы и знал «каждую морщинку коры изгиб ветвей, сочетание стеблей листьев в букетах трав. ». Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени. Монументальная картина (самая крупная по размеру в творчестве Шишкина) – последний торжественный образ леса в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую силу русской природы.
Так писались и «Сосновый бор. Иван Шишкин, по словам педагогов Московского училища ваяния и зодчества «обладал исключительным трудолюбием». «Утро» полностью лишено всего этого. Именно этот чуткий педагог помог Ивану найти себя в художестве. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их бы ло два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. Поэтическим чувством проникнуто полотно Среди долины ровныя (1883, Гос.
В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Из писем художника в это время в Россию, мы узнаём, что Ивана Шишкина не вдохновляет «чужая природа», он с грустью противопоставляет её русской, в которой находит больше красот и достоинств». Мастер смело экспериментировал.
Немало нарисовал он пером на этих вечерах превосходных рисунков. Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности, максимально близкой к реальности» (с. 52, 1). Наставником будущего живописца в Москве был А. Мокрицкий. художественный музей) и Сосны, освещенные солнцем (1886, ГТГ) привлекает не столько линейная композиция, сколько гармония светотени и цвета.
В академии его картины одна за другой награждались медалями. Местность Кукко» (1860). В 1862 году Шишкин едет за границу в качестве пенсионера Академии и работает в Германии и Швейцарии до 1865 года. Излюбленный художником предметный план с папоротниками, сочной травой, сырой землей, разорванной корневищами, зверьком на переднем плане и мухомором, контрастирующий с торжественным и гулким лесом, - все это внушает чувство упоения красотой материальной жизни природы, энергией произрастания леса. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник.
И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина "Рожь". Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. Чувствуется глубина оврага, глушь.
Зимой 1877 года Иван Иванович познакомился с молодой красавицей, художницей Ольгой Антоновной Лагодой. Но картина не является иллюстрацией стихов. Их он стремился передать как можно конкретнее. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Воробьёв скончался и его место занял его сын «не способный отойти от архаических методов преподавания». География работ Шишкина чрезвычайно широка.
— Ср. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. В 1868 году Шишкин женился на сестре художника Ф. А. Картина «Утро в сосновом лесу» (рис. 2) пользуется популярностью занимательным сюжетом. В 1860 году за пейзаж «Вид на острове Валааме» Шишкин удостаивается первой золотой медали, а вместе с ней и права на заграничную командировку.
Каменевым. Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще.
Иван Иванович Шишкин родился в январе 1832 года в провинциальном городке Елабуге. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Лесная глушь» (1872) и «Лесные дали» (1884). «Лесные дали» – эту картину часто называли символом самой России, с ее широкой панорамой, открывающейся с вершины холма. Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа. Шишкин стал одним из участников российского художественного объединения «Передвижники», благодаря которым выставки картин талантливых художников проходили в различных городах.
Он их назвал «Записки достопримечательностей разных». Таким образом был открыт целый мир ранее неведомых предметов, поэтических вдохновений и восторгов. В семидесятых годах художник много работает над изучением природы. Совсем другая по настроению картина «Дождь в дубовом лесу». Летом 1880 года Шишкин был уже ее женихом.
Неотрывно штудируя натуру, в которой все ему казалось интересным, будь то старый пень, коряга, сухое дерево. музей русского искусства, Киев), в нем сочетаются величие и задушевная лирика. Произведения Шишкина "Рубка леса" (1867, ГТГ), "При закате" (1869, ГРМ), "Полдень в окрестностях Москвы" (1869, ГТГ), где раскрываются особенности национального пейзажа, отвечали направлению, которое развивалось впоследствии Товариществом передвижных художественных выставок.
Шишкин стал основоположником национального реалистического пейзажа: он видел природу глазами своего народа. Недаром Крамской называл его «верстовым столбом в развитии пейзажа», «человеком-школой». В течение всей жизни художник периодически посещает свою малую родину — Елабугу. Что впереди. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги».
Это была ювелирная работа. Отец мальчика, Иван Васильевич интересовался наукой историей, археологией.
Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк. Здесь исчезла всякая таинственность. Есть в этом пейзаже особенная поэтичность и даже таинственность.
С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом. Их будет охватывать чувство нежности к своей земле, к своей малой родине. Мери-Хови по финляндской железной дороге" (1890) и целый ряд других. Его рисунок претерпел такую же эволюцию, как и живопись. В лучших произведениях Шишкина все настойчивей и сильней начинают звучать эпические ноты. У него были какие-то свои трения с Савицким. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи.
художественная галерея) и другим. В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Иван Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в купеческой семье. Проявляясь главным образом в его успешных выступлениях на академической выставке 1865 года с картиной "Вид в окрестностях Дюссельдорфа" (Государственный Русский музей) и позже, в 1867 году, с той же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на академической выставке, Шишкин внешне оказывается на виду академического начальства и даже награждается орденом Станислава III степени.
Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. художественный музей) и «Сосны, освещенные солнцем» (1886, ГТГ) привлекает не столько линейная композиция, сколько гармония светотени и цвета. Во всех своих произведениях он проявляет себя удивительным знатоком растительных форм – деревьев, листвы, травы, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав. Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов.
Ощущение русского раздолья рождает образный строй самого полотна. Солнечный день» (1895), «Роща у пруда. И. Н. Крамской, высоко ценивший искусство Шишкина, помогавший ему, вплоть до того, что предоставлял свою мастерскую для работы над конкурсной картиной Мачтовый лес в Вятской губернии (1872, эта картина под названием Сосновый бор находится в ГТГ), писал о достоинствах Шишкина: Шишкин нас просто изумляет своими познаниями.
Сосновый бор».
В них нет политики и социальной направленности. Его репутация была безупречной. В 1858 году Шишкин впервые побывал на Валааме. Был похоронен на Смоленском православном кладбище2.
Отсюда и дорога, теряющаяся в поле. В России художнику было присуждено звание академика (1865 г. ). Стремление к «верности, сходству, портретности изображаемой природы» проявляется уже в ранней работе «Вид в окрестностях Петербурга» (1856, ГРМ). В 24-летнем возрасте Шишкин переехал в Санкт-Петербург на учебу в Академии художеств. От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен кажется еще голубее.
Очень расстраивался из-за этого Шишкин Иван Иванович. До 1860 года Шишкин продолжает обучение в Петербургской Академии художеству С. М. Характерно, что Куинджи изображавший, как правило, явления природы, не поддающиеся длительному изучению, обходился без предварительных натурных этюдов, в то время как Шишкин считал их первоосновой творческого процесса. Шишкин сдержан и величественен.
Успехи молодого художника отмечаются золотыми и серебряными медалями. Ничуть не бывало. В окрестностях Москвы" (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками.
В сентябре 1864 года Иван Шишкин переехал в Дюссельдорф. В 1852 году Иван едет в Москву и поступает в Московское училище. Шишкин стремился выявить и запечатлеть устойчивые ценности пейзажа.
Шишкин стремился к изображению леса "ученым образом", чтобы угадывалась порода деревьев. Они были куплены и художник получил первые большие деньги. 9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств. Творческая деятельность И. И. Шишкина была завершена величественной композицией "Корабельная роща" (1898, ГРМ), в которой опыт и мастерство художника выразили неизгладимые впечатления детства. «Главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, — записал он еще в Москве в своей ученической тетради, — вследствие чего картины с натуры должны быть без фантазии». Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. Его успехи были стремительны, он получал одну награду за другой.
Репин удивился: «Не знаю, а в чём дело. » Иван Иванович пояснил, что каждая порода дерева от влаги по-разному себя ведёт. «Но, пожалуй, самой мощной по своему звучанию явилась картина «Афонасовская корабельная роща близ Елабуги» (с. 20, 1). Потому в картинах Шишкина «Туманное утро» (1885, Горьковский гос. Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей).
Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. Шишкин Иван Иванович родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком городке, расположенном на высоком берегу Камы.
На ней было представлено 300 этюдов и более 200 рисунков. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. Начиная с этой работы на первый план в творчестве Шишкина выдвигается поэтическое начало.
Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов. В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве). Отсюда и достоверность и жизнь на его картинах.
Окрестности Москвы. Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника. Однако трактованы они с большей живописной свободой. (1832г -1898г)Искусство Ивана Шишкина удивительно ясно, просто, прозрачно.
Сосновый бор" (1881), "Сосновый лес" (1885), "В сосновом лесу" (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. На опушке изображен сосняк – стройный, высокий. Шишкин 13 / 25 января 1832 года в Елабуге, на берегу реки Камы, в «краю суровом и величественном».
" 8 марта 1898 года художника не стало. Сныть-трава" (1884), "Лес (Шмецк близ Нарвы)", "У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)" (оба 1888 г. ), "На песчаном грунте. художественная галерея) и другим. Но картина не является иллюстрацией стихов.
Идущие под дождем люди усиливают ощущение обжитости природы. Судьба ее в настоящее время неизвестна. Это же свойственно пейзажам "Дубы" (1887, ГРМ), "Золотая осень" (1888, Пермская гос. Ведь в ней "начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину". «Замысел картины подсказал Шишкину Савицкий К. А.
Но успевает посетить и Францию и Чехию и Бельгию и Голландию. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Здесь его творчество расцвело.
Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. До 1865 года он будет жить в основном в Германии, Швейцарии и Франции. В Академии художеств Шишкин быстро выделился среди учеников особой подготовленностью и блестящими способностями.
И. Н. Крамской, высоко ценивший искусство Шишкина, помогавший ему, вплоть до того, что предоставлял свою мастерскую для работы над конкурсной картиной "Мачтовый лес в Вятской губернии" (1872, эта картина под названием "Сосновый бор" находится в ГТГ), писал о достоинствах Шишкина: "Шишкин нас просто изумляет своими познаниями. Биография художника зашифрована в его творениях. Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения. Что говорит биография Шишкина об этом периоде его жизни. В 80-е годы Шишкин создает много картин, в сюжетах которых он по-прежнему обращается преимущественно к жизни русского леса, русских лугов и полей, впрочем, затрагивая и такие мотивы, как морское побережье Балтики.
Так в реальной жизни не бывает, повторяем мы. Каждое дерево обладает своим «характером». Предельно яркого выражения тема эпического пейзажа достигла в знаменитой картине «Рожь». Творческая деятельность И. И. Шишкина была завершена величественной композицией «Корабельная роща» (1898, ГРМ), в которой опыт и мастерство художника выразили неизгладимые впечатления детства.
Это несомненно. Иван Иванович Шишкин написал в это время в Германии по заказу этого же коллекционера Н. Д. Быкова картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1865), которая принесла художнику звание академика пейзажной живописи Санкт-Петербургской Академии художеств наряду с картиной «Тевтобургский лес». В сентябре за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1864) Шишкин получает звание академика и с октября окончательно поселяется в Петербурге.
В среде молодых художников Шишкин пользовался заслуженным уважением, несмотря на то что исповедовал иные эстетические принципы, придерживался иной художественной системы. В этот период написаны «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Дубы», «Утро ссосновом лесу» (1889), «Дождь в дубовом лесу» (1891). Последняя картина художника – «Корабельная роща». Мокрицкого (бывшего ученика А. Г. Венецианова). Однако уже последующие его работы и, в частности, этюд «Полдень. Что может быть лучше природы». 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина "Лесное царство". «Отобразить родную природу без прикрас, рассказать о ней правдиво и ясно – к этому стремился Шишкин» (с. 14, 2).
В творчестве молодых живописцев росло стремление к новым средствам художественной выразительности, усиливались поиски иных образных решений. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику. Почему Ивана Шишкина называют художником полудня, догадаться не трудно. Монументальная картина (самая крупная по размеру в творчестве Шишкина) – последний торжественный образ леса в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую силу русской природы. Эта картина – художественное завещание мастера, торжественный финал той эпопеи леса, что он увлеченно писал на протяжении всей своей жизни. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи.
Он немало сделал для родного города, а главное когда-то построил действующий водопровод. В письме к Васильеву о той же картине Крамской отзывается еще более восторженно. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Картина получилась полной жизни и радостной свежей энергии. Много работал Шишкин и за границей.
В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь». «Пейзажист – истинный художник, он чувствует глубже и чище», записал Иван Шишкин в своём дневнике.
Пейзаж полон жизни и здоровой энергии, но почему на заднем плане – засохшая сосна. Воробьева. Картина "Корабельная роща" (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу.
Художник мастерски владел искусством рисунка и гравюры. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – "Вид на острове Валааме" (1858). Пейзаж представляет зрителю высший летний расцвет. В 1865 году Шишкин возвращается в Россию и за картину "Вид в окрестностях Дюссельдорфа" (1865, ГРМ) получает звание академика.
Наряду с живописными работами особое место в творчестве Шишкина принадлежит графике. В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург. Среди всех русских пейзажистов, Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Да и сама жизнь требовала этого. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин.
Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора. Все сковано морозом и погружено в тень. Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва.
Шишкин -- верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа. «В последние десятилетия XIX века, в трудный для Товарищества период, когда возникшие в его среде разногласия грозили распадом всей организации, Шишкин был с теми художниками, которые продолжали исповедовать демократические просветительские идеалы шестидесятых годов» (с. 17, 2). В 1891 году в Академии было выставлено более шестисот этюдов и гравюр Шишкина. Он недавно похоронил жену и двух маленьких сыновей. Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их.
Пейзаж представляет зрителю высший летний расцвет. Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872), «Хвойный лес» (1873), «Сумерки.
Произведения Шишкина Рубка леса (1867, ГТГ), При закате (1869, ГРМ), Полдень в окрестностях Москвы (1869, ГТГ), где раскрываются особенности национального пейзажа, отвечали направлению, которое развивалось впоследствии Товариществом передвижных художественных выставок. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). Двенадцати лет от роду Ваня Шишкин был определен в ученики 1-ой гимназии в Казани, но, «чтобы не сделаться чиновником», оставил ее, немного не доучившись и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества уже двадцатилетним юношей (1852-1856) гг.
Он умел его писать, улавливая тончайшие нюансы света, тени и цвета. Его картины – гимн живой природе, гимн ее красоте. На первой передвижной выставке он выступает с картинами «Вечер», «Сосновый лес» и «Березовый лес», а в 1872 году по этюдам с натуры пишет в мастерской Крамского «Сосновый бор.
Иван Иванович нарисовал девственный глухой лес, по которому не ступала нога человека. Воробьев. (1896), «Корабельная роща» (1898) и другие. «Но, пожалуй, самой мощной по своему звучанию явилась картина «Афонасовская корабельная роща близ Елабуги» (с. 20, 1).
К ним относятся "Уголок заросшего сада. «И вот среди этого лесного царства вдруг возникает фигура старика-лесника, сразу незаметного – его одежда по цвету сродни лесу» (с. 32, 1). Через три года он вернется к этому этюду и напишет картину «Полдень».
Художник с увлечением работает над широкими по размаху, эпическими по своему строю картинами, воспевающими просторы родной земли. В течение всей жизни Шишкин писал лес. Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. В 1858 г. он получил большую серебряную медаль за пейзаж «Вид на острове Валааме», следуя традициям романтического пейзажа середины XIX века.
Она была представлена в 1878 году на VI Передвижной выставке.
Эта дружба оказалась крепкой, связавшей их на всю жизнь. В окрестностях Москвы" выбивалась из общего строя. Богато нюансирован цвет.
Шишкин вообще любил высшие точки состояний природы, равно как и наиболее мощные и стойкие породы деревьев (рис. 1). Жил преимущественно в Петербурге.
Мрачное настроение. Отец художника, автор «Истории города Елабуги», привил сыну любовь к чтению книг и рисованию, пробудившуюся рано. В 1860-х гг.
"Он (то есть Шишкин), – пишет Крамской, – написал вещь хорошую до такой степени, что, оставаясь все-таки самим собой, он еще не сделал ничего равного настоящему. Он родился в Елабуге, в семье небогатого купца. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Весной 1862 года вместе с В. И.
Во многих произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, он использует принципы тональной живописи. Самый большой выбор книг. Потому в картинах Шишкина "Туманное утро" (1885, Горьковский гос. Шишкин был членом кружка аквафортистов. В июне 1865 года он возвращается в Россию, лето проводит на родине – в Елабуге.
В окрестностях Москвы» (1869). – получала в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности.
В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее — с Архипом Ивановичем Куинджи. Шишкин Иван Иванович – известный русский пейзажист, художник и гравер-аквафортист. Самыми главными произведениями его жизни были и остаются такие полотна как «Утро в сосновом лесу», «Дождь в дубовом лесу», «Полдень», «В окрестностях Москвы», «Корабельная роща». Для Шишкина мрачная природа – нонсенс. Лес – главный, живой и многоликий персонаж картины.
«В Академии художеств к середине XIX века сложилась пейзажная школа классико-романтического направления», но за год до поступления Ивана Шишкина в пейзажный класс императорской Академии художеств знаменитый руководитель пейзажного класса профессор М. Н. Его записи в дневнике заполнены такими эпитетами как: «великолепные ивы», «богатые сосны», «чудный дубовый лес». Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. Ее иногда называют картиной-завещанием.
Вы говорили мне, что в способе и манере рисования рисунки Ваши напоминают Калама – я не вижу в манере Вашей есть нечто свое. Ощущение русского раздолья рождает образный строй самого полотна. Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня.
Шишкин Иван Иванович (1832-1898) родился в г. Елабука, в купеческой семье. В 12 лет по настоянию отца был определён в 1-ю Казанскую гимназию. Третьяков решил судьбу картины по-своему. Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне. Такие полотна, как "Ручей в лесу (На косогоре") (1880), "Заповедник.
Заход солнца» (1874), «Первый снег» (1875), «Рожь» (1878), «Ручей в берёзовом лесу» (1883), «Лес зимой» (1884), «Сосновый лес» (1885), «Ели в Шуваловском парке» (1886), «Святой ключ близ Елабуги» (1886), «Автопортрет» (1886), «Зима» (1890), «Утро в сосновом лесу», (1889), «На Севере диком» (1891), «Хвойный лес. 8 марта 1898 года художника не стало. Иван Иванович Шишкин родился 25 января (13 января по старому стилю) 1832 года, в Елабуге, ныне Татарстан, в купеческой семье. Были созданы картины «Рубка леса» (1867 г. ), «Рожь» (1878 г. ).
Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Поэтическим чувством проникнуто полотно "Среди долины ровныя" (1883, Гос. Однако истинной ценностью произведения является прекрасно выраженное состояние природы. Иван Иванович Шишкин родился в старинном русском городе Елабуга в купеческой семье. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким.
Васильева. Шишкин -- верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа". художественный музей) и "Сосны, освещенные солнцем" (1886, ГТГ) привлекает не столько линейная композиция, сколько гармония светотени и цвета. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину "Зима" (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. Весной 1863 года, И. И. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887).
А их было немало. В Цюрихе Иван Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Он отправляет сына в Москву, где тот с 1852 по 1856 год учится в Московском училище живописи и ваяния под руководством А. Н.
В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте. Все они отличаются обостренным чувством формы и фактуры предметов, тонкой градацией близлежащих оттенков цвета, свободой и многообразием живописных приемов при сохранении строгого, реалистически точного рисунка. Видимо, он считал, что важно правильно изобразить брёвна их которых сделаны плоты. Поэтическим чувством проникнуто полотно «Среди долины ровныя» (1883, Гос. Тем более, что у неё не два малыша, как это бывает обычно, а аж три.
.