Теперь это живопись толпы, гражданина, человека труда.
Бедным художникам были недоступны модели и мастерские (люди в соответствующих одеждах). Политическая жизнь страны изобиловала бурными потрясениями. Возможно, его появление вызвано особенностью голландской школы. Продолжателем его традиций стал Хоббем, предпочитавший солнечные ландшафты. Затем следует заметить, что большинство голл. Любую голландскую картину легко узнать по внешнему виду.
Он впервые изложил основы перспективы в живописи (трактат О живописи 1436 г. ). Блокгорстом (1532-83), Корнелис в. Гарлем (1562-1638) и другие, принадлежащие уже к следующему периоду Г. школы, каковы, напр., Абрагам Блумарт (1564-1651), Герард Гонтгорст (1592-1662), отправлялись за Альпы проникаться совершенствами корифеев итальянской живописи, но подпадали, по большей части, под влияние представителей начинавшегося в ту пору упадка этой живописи и возвращались на родину маньеристами, воображающими, что вся суть искусства заключается в утрировке мускулатуры, в вычурности ракурсов и щегольстве условными красками. Таковы: Михиль Миревельт (1567-1641), его ученик Паулюс Морэльсе (1571-1638), Томас де Кейзер (1596-1667) Ян ван Равестейн (1572. Луки, если и содействовали этому, то в очень умеренной степени.
Следующее произведение — крупнофигурное полотно «У сводни» (1656), написанное на сюжет используемый многими живописцами, — отличается оригинальностью исполнения. К этому времени, когда общественные противоречия еще не обозначались во всей своей остроте, относится ранний этап развития голландского искусства. живописцев, можно указать на их отречение от художественных традиций.
Вот таким образом надо чтобы небо на картине двигалось, притягивало, увлекало нас за собой. Наконец, как на особенность голл. Примечательнейшая черта творческой манеры Хальса – это способность передать характер через индивидуальную мимику и жест, словно пойманные на лету – «Веселый собутыльник», «Мулат», «Улыбающийся офицер».
др. Зрителя как бы ведут от первого плана к последнему, от рамы – к горизонту. В 1640-1660-х гг. В этой области между голл.
Луки, если и содействовали этому, то в очень умеренной степени. Появляются прямые предшественники Рембрандта – его учителя Ян Пейс и Питер Ластман. Гроб" и "Легенда о костях св. Все элементы композиции объединены светом и колоритом. Из общественных помещений Голландия предоставила своей живописи, кроме большой амстердамском ратуши и маленького гаагского «Лесного замка», только простые советские и гильдейские комнаты или комнаты заседаний в благотворительных учреждениях украшением их служили почти исключительно портретные группы, в натуральную величину, ратсгеров, гильдейских старшин и «регентов» благотворительных учреждений.
При неустойчивом политическом равновесии все зависело только от случая. Голландцы писали свою, своеобразную красоту природы родного края.
На ранних полотнах Остаде люди играют в карты, ссорятся и даже дерутся в трактире. Это автопортрет в юности, автопортрет в старости, портрет старика (раввин) Во многих поздних работах художник погружает всю поверхность холста в сумрак, акцентируя внимание зрителя на лице.
Сюжеты простые, крестьянские— дорога, кусты возле канала, хижины крестьян среди деревьев. При небольшой затрате ценного материала здания оказывались очень нарядными.
На самом деле, в других странах, напр. Упадку школы способствовал также знаменитый Адриан в. де Верфф (1659-1722), прилизанная живопись которого с холодными, как бы вырезанными из слоновой кости фигурами, с тусклым, бессильным колоритом казалась некогда верхом совершенства. После достижения независимости Северные Нидерланды, наряду с Испанией и её нидерландскими владениями, заняли ведущее положение в художественной жизни Европы. 1822), Гендрих в. де Санде-Бокгейзен (р. За домом обычно располагался крохотный дворик. Якоб Охтервельт ( 1670), Дирк Гальс (1589-1656), Антони и Паламедес Паламедесы (1601-73, 1607-38) и др.
В развитии голландской живописи это был критический момент. В этой низменной стране (hol land), состоящей из трясин, островов и полуостровов, постоянно подмываемых морем и угрожаемых его набегами, населению, лишь только свергнуло оно с себя чужеземное иго, пришлось создавать сызнова решительно все, начиная с физических условий почвы и кончая условиями моральными и интеллектуальными, так как все было разрушено предшествовавшею борьбою за независимость. Светлой – привержены рисовальщики, темной – колористы. Палитра становится более раскованной и свободной, линии и пластика изображенного – тоже. Это очень ярко отразилось на городской планировке.
Получилось новое искусство, но со старыми, как мир, сюжетами. Этим обусловлено присущее реалистической живописи совершенство объёмной и пространственной моделировки, живая и точная передача действительности, возможности реализации задуманных художником сюжетов (и способов построения композиций) и другие изобразительные достоинства. Кроме этого – общественная жизнь, гражданские церемонии, банкеты. Блестящий период голландской живописи тянулся недолго — лишь одно столетие. Например интерьерная картина «Деревенские музыканты».
Несмотря на все невзгоды, талант великого живописца не иссякает. Его полотна представляют бесхитростные бытовые сцены: служанка подает своей хозяйке письмо, кавалер подносит даме бокал вина. Вот таким образом голл.
«Еврейское кладбище», представляет запущенную местность. «.
Блестящий период голландской живописи тянулся недолго – лишь одно столетие. Настроение офортов Бейтевега— неторопливое иногда с оттенком скуки. Обогащение правящих классов Голландии сопровождалось ухудшением положения народных масс, чему способствовало разорение крестьян и ремесленников в процессе первоначального накопления и развития капиталистических отношений. В их украшении исправлении.
Из не менее значительного числа живописцев, воспроизводивших быт среднего и высшего, вообще достаточного, сословия, пользуются известностью Герард Терборх (1617-81), Герард Доу (1613-75), Габриель Метсю (1630-67), Питер де Гог (1630-66), Каспар Нетшер (1639-84), Франс в. Мирис Старший (1635-81), Эглон ван дер Нэр (1643-1703), Готфрид Схалькен (1643-1706), Ян ван дер Мэр Дельфтский (1632-73), Иоганнес Верколье (1650-93), Квиринг Брекеленкамп (1668). Из прочих живописцев рассматриваемой эпохи, наделенных несомненным дарованием, но зараженных духом времени, следует отметить Виллема и Франса в. Мирисов Младших (1662-1747, 1689-1763), Николаса Верколье (1673-1746), Константейна Нетшера (1668-1722), Изака де Мушерона (1670-1744) и Кареля де Мора (1656-1738). Эрмитаже). Эта черта проявилась нагляднее в натюрморте. К разряду жанристов можно причислить художников, писавших сцены военного быта, безделье солдат в караульнях, лагерные стоянки, кавалерийские стычки и целые битвы, манежную выездку лошадей, а также сродные с баталическими сюжетами сцены соколиной и псовой охоты.
Эта ситуация в истории голландской школы является причиной развития жанровой живописи. Например, гарлемские художники натюрморта к так называемым «завтракам» – Питер Клас (1598-1661), Виллем Хеда (1594-1680).
Наконец, реалистичное направление голландской школы было причиною того, что в ней образовался и развился род живописи, который в других школах до той поры не культивировался как особая, самостоятельная отрасль, а именно живопись цветов, плодов, овощей, живности, кухонных принадлежностей, столовой посуды и т. п. – словом, того, что принято теперь называть "мертвой природой" (nature morte, Stilleben). Отдельно стоит упомянуть морские пейзажи. др. Так, относительно древнейшего из голл.
1826), Антон Мауве (1838-88), Якоб Марис (р. Но в этом мгновенном, что запечатлевал Хальс, всегда схвачено самое существенное, сердцевина образа «Цыганка», «Малле Бабе». Среди ценителей творчества Сегерса был сам Рембрандт. Жанровая живопись. Не случайно выходит теперь из моды искусство Хальса. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста. 1809), Герману Куккуку (1815-82) и Генрику Месдагу (р.
Обе они, составляя отпрыск рейнской ветви нем. Бытовой жанр сложился в двух разновидностях -- крестьянский и бюргерский (городской) жанр.
Наконец, как на особенность голл. Она небольшого размера и отличается своими мощными строгими красками. Городские сцены вдохновляли таких художников, как Халс, Лейстер, Моленар и Кодде.
Ведущими мастерами голландского натюрморта первой половины XVII века были Питер Клас1 и Виллем Хед. В период зрелости голландский пейзаж вступает около 1630 года. Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников. Выбор тона и освещения навевает сосредоточенность. Одни мастера пишут сцены из быта бюргеров и офицеров – Питер де Хоох (1495-1562), Герард Терборх (1617-1681), Габриэль Метсю (1629-1667), вторые – из крестьянской жизни – Адриан ван Остаде (1610-1685), третьи – сцены из быта учёных и врачей – Геррит Доу (1613-1675) пейзажисты – Ян Порселлис (1584-1632), Симон де Влигер (1601-1653) изобразители лесных уголков – Мейндерт Хоббема (1638-1609), мастера интерьера – Питер Янсенс (1623-1682). Историческая живопись – жанр, в котором основным сюжетом картин является историческое событие или его интерпретация художником.
Так, например, среди пейзажистов были маринисты (изображавшие море), художники, предпочитавшие виды равнинных мест или лесные чащи, были мастера, специализировавшиеся на зимних пейзажах и на пейзажах с лунным светом: среди жанристов выделялись художники изображавшие крестьян, бюргеров, сцены пирушек и домашнего быта, сцены охоты и рынков были мастера церковных интерьеров и различных видов натюрмортов — «завтраков», «десертов», «лавок» и т. п. Сказались черты ограниченности голландской живописи, сужавшей для ее создателей число решаемых задач. Выбор композиции подчеркивает единство человека и окружающей его среды. Более краткие общие очерки принадлежат Влоотену, Ваагену, Крове и Гаварду. Именно в ней доступно особое многообразие содержания и глубокой разработанности формы.
Бытовой жанр сложился в двух разновидностях – крестьянский и бюргерский (городской) жанр. Рейсдаль не пользовался в свое время успехом. Каждый предмет должен был заимствовать свою пластическую форму у одного и того же идеала. Поздние произведения Хальса чутко отражают дух времени, столь чуждый мастеру, но в них слышится и его собственное разочарование в окружающей действительности.
Знаменитый и знакомый многим рисунок Леонардо да Винчи "Витрувианский человек" (пропорции человека) 1493 года, посвящённый систематизации античных знаний Витрувия о пропорциях и композиции, был создан Леонардо на полвека позже трактата Альберти "О живописи".
Натюрморт. В Голландии небо занимает часто половину, а иногда и всю картину. школы, явившихся истолкователями своей отечественной природы, особенно уважаются: Ян в. Гойен (1595-1656), который, вместе с Эзаиасом ван де Вельде (ок. Так, относительно древнейшего из голл.
Гроб и Легенда о костях св. Это только начало, зародыш школы, самой школы еще нет.
В портретном жанре появились изображения адмиралов и офицеров Ост-Индской кампании. Голландцы его называли «stilleven». Офорт становится бытовым ремеслом в руках второстепенных художников, достойных за небольшую плату использовать какие угодно стилистики (поздний маньеризм, реализм, барокко). Между последователями этого художника пользовались известностью в качестве исторических живописцев Генрик в. Лимборг (1680-1758) и Филипп в. -Дейк (1669-1729), прозванный Маленьким в. -Дейком. — позже 1533) и его сын Дирк Якобс (две картины последних изображающие стрелковые общества имеются в Имп.
1462-1516), своими сложными, замысловатыми и иной раз крайне странными композициями положивший начало сатирической бытовой живописи Ян Мандейн ( 1520), славившийся в Гарлеме своими изображениями чертовщины и шутовских сцен Питер Артсен ( 1516), прозванный за свой высокий рост "Длинным Петром" (Lange Pier), Давид Иорис (1501-56) искусный художник на стекле, увлекшийся анабаптическими бреднями и вообразивший себя пророком Давидом и сыном Божиим, Якоб Свартс (1469. В картине «Зимний вид» представлен типичный пейзаж с серым, нависшим над землей небом, замерзшей рекой, на берегу которой, расположена деревня. Тогда как одних занимают простонародная жизнь, сцены крестьянского счастья и горя, попойки в кабачках и харчевнях, сборища перед придорожными гостиницами, сельские праздники игры и катанье на коньках по льду замерзших рек и каналов и т. д., другие берут содержание для своих произведений из более элегантного круга – пишут изящных дам в их интимной обстановке, ухаживание за ними щеголей-кавалеров, домовитых хозяек, отдающих приказания служанкам, салонные упражнения в музыке и пении, кутежи золотой молодежи в увеселительных домах и пр.
1812), Питер в. Схендель (1806-70), Давид Блес (род. Наследие Рембрандта-графика, оставившего графюры и уникальные рисунки, не менее значительно, чем живописное наследие. живописцев, можно указать на их отречение от художественных традиций. Знаменитейший в ряду таких живописцев сельской идиллии – Паулюс Поттер (1625-54) кроме него, должны быть причислены сюда Адриан в. д. Вельде (1635 или 1636-72), Альберт Кейп (1620 – 91), Абрагам Гондиюс ( 1692) и многочисленные художники, обращавшиеся за темами предпочтительно или исключительно к Италии, каковы: Виллем Ромейн ( позже 1693), Адам Пейнакер (1622-73), Ян-Баптист Вэникс (1621-60), Ян Асселейн, Клас Берхем (1620-83), Карель Дюжарден (1622-78), Томас Вейк (1616.
Иоанна"), написанного им для гарлемского собора. Эволюция голландского зодчества 17 в. делится на три основных этапа. Экономический расцвет 17 века в Голландии привёл к стремлению к доступной роскоши (картинам) у значительного количества населения. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Всякий местный художник, удовлетворявший требованиям нравственного ценза, принимался в гильдию по предварительном удостоверении в его способностях и познаниях или на основании уже приобретенной им известности приезжие художники допускались в гильдию в качестве временных членов, на срок пребывания их в данном городе. Схотелю (1787-1838), Ари Плейзиру (р. Но в начале XVII века тенденция переменилась. Некоторый блеск умирающей школе придали Корнелис Трост (1697-1750), преимущественно карикатурист, прозванный голланд.
Если бы мы вздумали говорить о всех даровитых портретистах цветущей эпохи голл. 761. ). Наиболее же высокие достижения голландской культуры связаны с живописью. Нигде в XVII в. пейзажная живопись не получила такого развития, как здесь.
Это является вершиной развития голландского искусства XVII века. Закономерно вот таким образом, это Нидерландская буржуазная революция (1566—1609), покончившая в Голландии с властью католической церкви и феодальным строем, разбудив творческие силы народа, послужила одновременно и толчком к бурному развитию и расцвету реалистического искусства. Строже и спокойнее становится его палитра. Типические черты чем-либо отличившихся соотечественников, физиономии простых голландцев и голландок, шумное веселье простонародных праздников, крестьянские пирушки, сцены деревенского быта или интимной жизни горожан, родные дюны, полдеры и необозримые равнины, пересекаемые каналами, стада, пасущиеся на тучных лугах, хижины, приютившиеся у опушки буковых или дубовых рощ, селения на берегах рек, озер и грахтов, города с их чистенькими домами, подъемными мостами и высокими шпилями церквей и ратуш, гавани, загроможденные судами, наполненное серебристыми или золотистыми парами небо – все это, под кистью голл.
Во Фландрии уже были художники, которые сформировались или были близки к этому. Картины распродавались не только через многочисленных торговых посредников, но и на специальных аукционах, на деревенских ярмарках сами художники Очень часто при денежных расчетах использовали свои произведения в качестве средства уплаты. Буржуазно-республиканский строй и кальвинистская реформа определили две важные особенности голландской живописи: во-первых, почти полное отсутствие влияния придворной культуры во-вторых, чисто светский характер образов.
Такой жанр отражал поведение и общение людей, принадлежащих к различным сословиям. В длинном ряду художников первой категории первенствуют Адриан и Изак в. Остаде (1 6 10-85, 1621-49), Адриан Броувер (1605 или 1606-38), Ян Стэн (около 1626-79), Корнелис Бега (1620-64), Рихарт Бракенбюрг (1650-1702), П. в. Лар, прозванный в Италии Бамбоччьо (1590-1658), Корнелис Дюзарт (1660-1704) Эгберт ван дер Пуль (1621-64), Корнелис Дрохслот (1586-1666), Эгберт в. Гэмскерк (1610-80), Генрик Рокес, прозванный Зоргом (1621-82), Клас Моленар (раньше 1630-76), Ян Минсе-Моленар (около 1610-68), Корнелис Сафтлевен (1606-81) и нек. Ни одна страна не знала такого обилия налогов, как Голландия. На протяжении первых десятилетий послереволюционного развития Голландии буржуазия, будучи еще прогрессивным классом, сохраняет демократические традиции. Договора, подписанные с Испанией, дали Голландии свободу и укрепили ее положение. Рембрандт исполнил более шестидесяти заказных портретов. Великолепно владения чувством перспективы, Рейсдаль умело передавал широкие равнины и окрестности Голландии.
Профессия живописца теряет свою исключительность и становится одной из самых распространенных. Художники обращали внимание на внешнюю сторону, позы, костюмы. Главное достижение голландского искусства 17 века – в станковой живописи. Художественное наследие Рембрандта отличается многообразием жанров. Большинство из них принято обозначать условным термином «малые голландцы», который отражает как небольшой размер, так и камерный характер их произведений.
Они могли быть как точным воспроизведением и конкретного пейзажа («Панорама Амерсфорта») и условным сочетанием реальных элементов горных долин с хижинами, деревьями и лодками в дальних заливах («Река в горной долине»), так и абсолютно фантастическими, тревожными фантасмагориями («Скалистая долина с рекой и дорогой»). Маркс и Ф. Энгельс. 1620-54), Саломон и Филипс Конинги (1609-56, 1619-88), Питер де Греббер, Виллем де Портер ( позже 1645), Герард Доу (1613-75) и Самюель ван Гогстратен (1626-78). Иоанна), написанного им для гарлемского собора.
народа над угнетавшими его испанцами. 1824) и Христоффель Биссхоп (р. Материальное единство природы выходило в работах на первый план. В живописи этого периода появляются ноты печали и разочарования («Портрет мужчины в широкополой шляпе»).
Кроме него, отлично разрабатывали ее брат этого мастера, Питер (1623-82), Ян Асселейн (1610-52), которого мы вскоре встретим в ряду пейзажистов, вышеупомянутые Паламедесы, Якоб Ледюк (1600 – позже 1660), Генрик Версхюринг (1627-90), Дирк Стоп (1610-80), Дирк Мас (1656-1717) и др. В основном простые мотивы его пейзажей оживляли или редкие персонажи или порыв ветра, наклоняющего верхушки деревьев. Свое главное решение она получила в жанровой картине. И труд Леонардо является продолжением развития европейской (итальянской) художественной школы Эпохи Ренессанса. Получили распространение посещения анатомических театров.
К серии автопортретов примыкают изображения умудрённых жизнью апостолов. Спрос на картины был высок, но и конкуренция между художниками не меньше. В лице апостола угадываются черты самого художника. С восторгом был встречен современниками групповой портрет «Анатомия доктора Тульпа» (1632).
Он уже 10 лет занимался офортом, хотя и не был ни фанатично преданным офортной технике (как Сегерс), ни склонным к значительным экспериментам с самой техникой. Они рассказывают о домашних заботах хозяйки дома (покупка провизии, забота о детях, занятия рукоделием), о развлечениях голландского бюргера (игра в карты, прием гостей, концерты). Композиция портрета – поколенный образ фигуры, ее постановка в чистый фас, взгляд, направленный прямо на зрителя, чувствуется значительность личности. Прямыми наследниками Я. в. д. Гейдена и Э. де Витте явились художники перспективных видов Ян Вергейден (1778-1846), Бартоломеюс в. Гове (1790-1888), Саломон Вервэр (1813-76), Корнелис Спрингер (1817-91), Иоганнес Босбом (1817-91), Иоганнес Вейссенбрух (1822-1880) и др.
Обилие воды в сочетании с зеленью придавало городским улицам большую живописность. Туман, заволакивающий от нас начальную эпоху Г. школы, начинает рассеиваться с появлением на сцену Дирка Боутса, прозванного Стюрбоутом ( 1475), родом из Гарлема, но работавшего в Левене и потому причисляемого многими к фламандской школе (лучшие его произведения – две картины "Неправый суд императора Оттона", находятся в брюссельском музее), а также Корнелиса Энгельбрехтсена (1468-1553), главная заслуга которого состоит в том, что он был учителем знаменитого Луки Лейденского (1494- 1533). (1595-1661), считается основателем голл.
Черты аристократизма настолько преобладают в искусстве Голландии на рубеже 17-18 вв., что влияют и на жанровую живопись, которая (как и голландский портрет) теряет демократические черты (Корнелис Трост, «Забавы в парке», «Портрет Иеронима Тоннемана с сыном»). 1600 – позже 1679), любитель эффектов лучшего освещения Арт в. д. Нэр (1603-77), поэтичный Якоб в. Рюисдаль (1628 или 1629-82), Мейнерт Гоббема (1638-1709) и Корнелис Деккер ( 1678). Один из самых популярных жанров живописи. Интересным с исторической и художественной точек зрения является создание в 1616 году в Лейпциге серии гравюр к печатному изданию книги Густава Селенуса (под этим псевдонимом скрывался герцог Брауншвейг-Вольфенбюттельский Август) «Шахматы или Королевская игра» художником Якобом ван дер Хейденом.
Потребность в реалистичном изображении существовала с древнейших времён, но имела ряд недостатков из-за отсутствия технологий, систематизированной школы и образования. Гогартом, портретист Ян Квинкгард (1688-1772), декоративно-исторический художник Якоб де Вит (1695-1754) и художники мертвой природы Ян в. Гейзюм (1682-1749) и Рахиль Рейсх (1664-1750). Одновременно в том же смысле высказался Бредиус. Своего наивысшего экономического подъема республика достигла в середине 17 века.
Такой жанр отражал поведение и общение людей, принадлежащих к различным сословиям. – 1657), предшественники трех величайших портретистов Голландии – чародея светотени Рембрандта ван Рейна (1606-69), бесподобного рисовальщика, обладавшего удивительным искусством моделировать фигуры в свету, но несколько холодного по характеру и колориту Бартоломеюса ван дер Гельста (1611 или 1612-70) и поражающего фугою своей кисти Франса Гольса Старшего (1581-1 6 66). Значительное влияние на пейзаж оказывали произведения Питера Брейгеля (1525-1529). 1590-1630) и Питером Молейном Старш.
1826), Тереза Шварце (р. Историческая живопись в тесном значении слова культивируется в ней, как и в старину, очень умеренно и не имеет выдающихся представителей зато по части исторического жанра Голландия может гордиться несколькими значительными новейшими мастерами, каковы: Якоб Экгоут (1793-1861), Ари Ламме (р. Эрмитаже).
Для этого не хватало только двух вещей: нескольких лет мира и мастера, который был бы создателем школы. художниками цветущей эпохи приобрели наибольшую известность Ян-Давидс де Гэм (1606-83), его сын Корнелис (1631-95), Абрагам Миньон (1640-79), Мельхиор де Гондекутер (1636-95), Мария Остервейк (1630-93), Виллем в. Альст (1626-83), Виллем Геда (1594 -позже 1678), Виллем Кальф (1621 или 1622-93) и Ян Вэникс (1640-1719). Одновременно в том же смысле высказался Бредиус. Соч., т. 23, стр. — 1535. ), Якоб Корнелисен (1480. Голландцы писали свою, своеобразную красоту природы родного края.
Главный представитель этой отрасли живописи – знаменитый и необычайно плодовитый Филипс Воуверман (1619-68). К сожалению, произведения примитивных Г. живописцев дошли до нас лишь в очень ограниченном количестве, так как большинство их погибло в ту смутную пору, когда Реформация опустошала католические храмы, упраздняла монастыри и аббатства, подстрекала "разбивателей икон" (beeldstormers) к уничтожению живописных и скульптурных священных изображений, а народное восстание истребляло повсюду портреты ненавистных ей тиранов. В целом голландскую школу называют жанровой. «Матфей и ангел» (1661).
Именно они начали изображать сельские уголки в определенном серебристом свете. Значительную часть городской территории занимала жилая застройка. В поздних работах Рембрандта красочные мазки резко проступают на поверхности холста. Главный объект внимания живописцев — человек и окружающий его мир.
Современники прозвали его «Хитроумным Виллемом». Самым близким к нему человеком в те годы, по-видимому, Титус, т. к. Художники обращали внимание на внешнюю сторону, позы, костюмы. Особенно богата новейшая голл.
Настали переломные моменты в живописи Хальса. В 1621 году вышла в печать его серия офортов с пейзажами. Как указывает Маркс, «. Однако такие общества, носившие название гильдий св.
Начинаются поиски живописной манеры, разрабатываются правила изображения светотени. Вот таким образом голл. 1857). Если в других странах контрреформация использовала искусство как оружие религиозной пропаганды, то кальвинизм был, по существу, безразличен к искусству.
Поименованные ранее лексикографические труды также имеют значение. Новое представление стал иметь жанр бытовой живописи – жанровая живопись. Может быть, вот таким образом в дальнейшем в этой стране можно насчитать столь большое количество художников, причем именно голландских художников. Между новейшими маринистами Голландии пальма первенства принадлежит Иог. В каждом жанре существовали свои ответвления. его изображения наиболее многочисленны.
Для народных масс это означало лишь смену одной формы социального гнета другой.
А у городского купечества мечты и вкусы были более приземленными. Частью уюта становились предметы: столик красного дерева, шкаф, кресло, обитое кожей, графин темного стекла и бокал, фрукты. Еще в начале 17 в. о Голландии говорили, что она имеет больше домов на воде, чем на суше.
Заказчики стремились получить портретное сходство (или даже приукрасить его) оставив в истории зрительное воплощение. Но в то же время все чаще стали появляться картины, написанные на вкус и риск художника.
Но Лука Лейденский не создавал никакой школы. нераздельно, под одним общим названием нидерландской школы. Все новые черты пейзажного стиля воплотил в своих картинах Якоб ван Рейсдаль (1629--1682).
Никакого покоя, никакой неторопливости— он умел быть разным и неожиданным. Из прочих живописцев рассматриваемой эпохи, наделенных несомненным дарованием, но зараженных духом времени, следует отметить Виллема и Франса в. Мирисов Младших (1662-1747, 1689-1763), Николаса Верколье (1673-1746), Константейна Нетшера (1668-1722), Изака де Мушерона (1670-1744) и Кареля де Мора (1656-1738). Изменились главным образом формы архитектурного декора фасадов и интерьеров. Около половины XVI стол. Укажем здесь и на статьи о различных голландских живописцах, помещенные в журналах «Obreens Archief» и «Oud Holland», такими исследователями, кроме названных, как Врис, Дози, де Ревер, Вет, Моес, Зикс, И. К. Мейер младший и Гаверкорн ван Рийсвийк.
Реформация изгнала из церквей религиозные картины не было надобности украшать дворцы и вельможеские палаты изображениями античных богов и героев, а потому историческая живопись, удовлетворяя вкусам разбогатевшей буржуазии, отбросила идеализм и обратилась к точному воспроизведению действительности: давно прошедшие события она стала трактовать, как события дня, происходившие в Голландии и в особенности занялась портретом, увековечивая в нем черты людей того времени, то в одиночных фигурах, то в обширных, многофигурных композициях изображающих стрелковые общества (schutterstuke), которые играли столь видную роль в борьбе за освобождение страны, – управителей ее благотворительных заведений (regentenstuke), цеховых старшин и членов различных корпораций. Художник, заслуженно пользующийся теперь мировой славой, умер бедняком в богадельне Гарлема. Нередко Фабрициус был вынужден отдавать их за долги домовладельцам. 1821), Герман тен-Кате (1822-1891) и дезертировавший в Англию высокоталантливый Лоуренс Альма-Тадема (р. В 1653 году испытывая материальные трудности, художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу, после чего заявил в 1656 г. о банкротстве. В работах его современника Яна Мостарта (около 1470-1556) стремление к натурализму соединяется с оттенком готического предания, теплота религиозного чувства с заботою о внешней элегантности.
В искусстве этот культурный поворот выражается забвением со стороны художников тех основных начал, от которых зависела оригинальность живописцев предшествовавших поколений и обращением к эстетическим принципам, занесенным из соседней страны. Трагична судьба Э. де Фабрициуса, талантливого мастера бытовой сцены и произведений с изображением церковных интерьеров («Рынок в порту», «Интерьер с женщиной у клавесина»). Любимая тема их натюрмортов – так называемые «завтраки».
Одновременно Голландия – важнейший центр европейской культуры. Лоррену и др. Призванием ее, как и этой последней, было тогда, главным образом, украшение церквей религиозными картинами, дворцов, ратуш и знатных домов – портретами правительственных лиц и аристократов.
Периодически в художественных школах становится традиционным определённый жанр. Одно из самых сильных произведений позднего Хальса – мужской портрет из Метрополитен-музея в Нью-Йорке (1650-1652). ландшафта затем ученик этого мастера, Саломон в. Рюисдаль ( 1623), Симон де Влигер (1601-59), Ян Вейнантс (ок.
Окружающие объекты людей стали источником вдохновения для художников. Семьи в Египет» переделал в собственный офорт. Лоррену и др. В работах его современника Яна Мостарта (около 1470-1556) стремление к натурализму соединяется с оттенком готического предания, теплота религиозного чувства с заботою о внешней элегантности.
Большинство жанровых композиций отличается спокойной повествовательностью и отсутствием драматизма. Второе отличительное свойство голландских живописцев составляют тонкое чувство колорита и понимание того, какое сильное, чарующее впечатление можно производить, помимо содержания картины, одною лишь верною и мощною передачей красочных отношений, обусловливаемых в природе действием световых лучей, близостью или дальностью расстояний. Рисуя картины на продажу, они использовали подручные средства (предметы) для композиций картин.
По бытовому жанру, входившему также в круг деятельности этих художников (за исключением Альмы-Тадемы), можно указать на целый ряд прекрасных живописцев, во главе которых должны быть поставлены Иозеф Израельс (р. Более краткие общие очерки принадлежат Влоотену, Ваагену, Крове и Гаварду. Отсюда широкий диапазон живописи по отдельным темам: портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр. Ряд «анатомических уроков» создали Михиль Миревельт, Рембрандт, Корнелис Трост, Корнелис де Ман, Ян ван Эйк. В «Натюрморте со свечой» П. Класса замечательна не только точность воспроизведения материальных качеств предметов – композиция и освещение придают им большую эмоциональную выразительность. Тесно прижатые друг к другу, они образовывали фронт застройки улицы или набережной.
Кроме того, голландская живопись широко представлена в жанре пейзажа. Уффици располагает тремя работами великого мастера. Последний, самый знаменитый, величайший портретист, который вместе с Рембрандтом составляет гордость Голландии, художник, одаренный мощным талантом, прекрасно образованный, разнообразный по стилю, мужественный и гибкий по натуре, космополит, утративший все следы своего происхождения и даже свое имя, – Антонис Моро, (он был официальным живописцем испанского короля) умер после 1588 года. В «крестьянском жанре» работал и рано умерший брат Адриана -- Иcаак ван Остаде.
Голландские художники создавали впечатление естественного «беспорядка» в расположении вещей: они показывали разрезанный пирог, очищенный лимон с висящей спиралью кожурой, недопитый бокал вина, горящую свечу, раскрытую книгу, – всегда кажется, что кто-то касался этих предметов, только что пользовался ими, всегда ощущается незримое присутствие человека. Что интересно – к этому жанру относится огромное количество картин на библейскую тему. В картине «Зимний вид» представлен типичный пейзаж с серым, нависшим над землей небом, замерзшей рекой, на берегу которой, расположена деревня. В осанке мужчины читаются холодная властность и высокомерное презрение ко всем. Голландские художники создавали впечатление естественного «беспорядка» в расположении вещей: они показывали разрезанный пирог, очищенный лимон с висящей спиралью кожурой, недопитый бокал вина, горящую свечу, раскрытую книгу – всегда кажется, что кто-то касался этих предметов, только, что пользовался ими, ощущается незримое присутствие человека.
Творчество развивалось по определенным схемам. Голландия была образцовой капиталистической страной XVII столетия» (К. -77) Фредерик де Мушерон (1633 или 1634-86) и др. На этом событии, наиболее абсолютном по форме, заканчивается XVI и начинается XVII век. На все эти события откликнулась и голландская живопись.
Гениальность теперь состоит в том, чтобы не иметь никаких предрассудков. Им нужны были произведения, которые хоть какой-то степени отображали их привычный быт, сдержанность и тягу к нему. В XVII веке голландская школа живописи стала одной из ведущих в Европе. Моделями выступают товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), солдаты, старики и старухи -- все те, кто подобно автору прошёл через годы горестных испытаний. 1828) кроме них, достойны быть названными Михиль Версэг (1756-1843), Эльханон Вервэр (р. Он изображал жизнь сельской Голландии.
Одни из трудившихся с тех пор по этой части изощрялись в изображении городских улиц и площадей с их зданиями таковы, между прочими, менее значительными, Иоганнес Бэрестратен (1622-66), Иоб и Геррит Верк-Гейде (1630-93, 1638-98), Ян в. д. Гейден (164 7 -1712) и Якоб в. д. Юльфт (1627-88). "Исторические" библейские сюжеты присутствуют в творчестве большинства художников.
В 30-е годы Рембрандт впервые серьезно начинает заниматься графикой, прежде всего офортом. Дома горожан были полны картинами, малоизвестные люди владели ценнейшими собраниями. Происходит подъём таких жанров как: бытовой жанр, портрет, пейзаж, натюрморт. Поименованные ранее лексикографические труды также имеют значение.
Остаде передает сосредоточенность «музыкантов», с едва заметным юмором изображая наблюдающих за ними в окно детей. Причем это были, как правило, самые талантливые мастера. больше страдали от чрезмерного труда, были беднее и терпели гнет более жестокий, чем народные массы всей остальной Европы» (К. Не осталось в живых даже ни одного ученика Яна Скореля. В «Завтраке с омаром» В. Хеды (приложение рис.
Все новые черты пейзажного стиля воплотил в своих картинах Якоб ван Рейсдаль (1629-1682).
По его следам Мартен ван Вэн, прозванный Гэмскерком (1498-1574), Генрик Гольциус (1558-1616), Питер Монтфорд, прозв. На офортах в основном библейские и евангельские сюжеты, но в рисунке, как истинно голландский художник, он часто обращается и к бытовому жанру. Офорт становится вспомогательной техникой в создании иллюстраций к книгам, анатомическим или ботаническим трактатам, в создании титульных страниц (фронтисписов), которыми начинали издание.
Ришелье писал о голландцах: «Эта горсточка людей, владеющих клочком земли, состоящим из вод и выгонов, снабжает европейские народы большей частью нужных им товаров». Художники испытывают себя во всех жанрах, в различных цветовых гаммах: одни работают в светлой манере, другие – в темной (здесь сказалось влияние итальянского художника Караваджо).
Церковные здания в соответствии с духом кальвинизма не отличались очень большими размерами и пышностью убранства. Осталось примерно 50 его графических произведений, а некоторые— вообще в единичных образцах, что указывает и на малые тиражи офортов мастера и на значительное количество уничтоженных произведений. Так как в средневековье библейские сюжеты считались "историческим" событиями и основными заказчиками этих картин была церковь. 1850) и мн. Чувство собственного достоинства соединяется в нем с безмерным честолюбием.
Отдельную группу в искусстве Голландии XVII века заняли так называемые «утрехтские караваджисты». 1832). XVII век – это золотая эпоха голландской живописи. Окружающие объекты людей стали источником вдохновения для художников.
Они оказали огромное влияние на современное им и будущее искусство. Внешняя политика Голландии в первой половине 17 в. характеризовалась борьбой с Испанией и Португалией за политическое и экономическое преобладание, а во второй половине столетия — с Францией и главным образом с Англией внутренняя политика— борьбой за власть между крупной буржуазией провинции Голландии и штатгальтером (номинальным главой государства), к которому нередко присоединялись различные слои населения, оппозиционно настроенные по отношению к всемогущему амстердамскому патрициату. В «крестьянском жанре» работал и рано умерший брат Адриана – Иcаак ван Остаде.
В XV-XVI вв. Но теперь критерий его мастерства абсолютно иной. корифеям французской школы. Декоративная живопись получала существенное развитие во времена греческой и римской античности (школа утеряна в средние века) уровень которой был, достигнут только после 15 века.
Между учениками и последователями Рембрандта приобрели наибольшую известность: Фердинанд Боль (1616-80), Говерт Флинк (1615-60), Гербранд ван ден Экгоут (1621-74), Николас Мас (1632-93), Арт де Гельдер (1645-1727), Якоб Бакер (1608 или 1609-51), Ян Викторс (1621-74), Карель Фабрициус (ок. Для Голландии типично разделение не только на жанры, но и на многочисленные подвиды. Постоянные разорительные войны, которые нередко велись на территории самой Голландии, тяжелее всего отражались на положении трудящихся. Огромный скачок в качественном развитии живопись получает в эпоху Ренессанса, во многом благодаря труду Леона Баттиста Альберти (1404-1472 гг. ). Он не пользовался популярностью, а его офорты не хранили.
Много пастбищ с фермами и много кораблей, теснящихся у берегов. Он изображал жизнь сельской Голландии. Главным распространителем этого прискорбного направления был поселившийся в Амстердаме фламандец Герард де Лересс (1641-1711), художник весьма способный и по своему времени образованный, оказавший на современников и ближайшее потомство огромное влияние как своими манерными псевдоисторическими картинами, так и произведениями своего пера, между которыми одно – "Великая книга живописца" (39t groot schilderboec) – в течение пятидесяти лет служила кодексом для молодых артистов. Это стремление проглядывает уже в работах вышеупомянутого Мостарта но главным распространителем нового движения должен считаться Ян Схорель (1495-1562), долго живший в Италии и основавший потом в Утрехте школу из которой вышел целый ряд художников, зараженных желанием сделаться голландскими Рафаэлями и Микеланджело.
Их работы характерны идеализированным образом быта голландской буржуазии. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 23, стр. – 1535. ), Якоб Корнелисен (1480. Между последователями этого художника пользовались известностью в качестве исторических живописцев Генрик в. Лимборг (1680-1758) и Филипп в. -Дейк (1669-1729), прозванный "Маленьким в. -Дейком".
Расчленение истории голландской живописи по «школам» различных городов, принимавших самостоятельное участие в ее развитии, впервые выполнил автор этой книги в своей и Вольтмана «Истории живописи». Предметы скомпонованы так, чтобы увидеть привлекательность и особенность каждого. Излюбленный образ художника — девушка за чтением письма или примеркой ожерелья.
В общем, были серьезные причины, чтобы Фландрия вторично стала великим очагом искусства. В это понимание мастера видели в неодушевленных предметах скрытую жизнь, связанную с жизнью человека, с его бытом, привычками, вкусами. Рейсдаль не пользовался в свое время успехом. Рембрадту было тридцать, когда умер Геркулес Сегерс.
Голландец Адриан Ханнеман настолько абсолютно подражает образам ван Дейка, что его портреты принимают за произведения самого фламандца. 1462-1516), своими сложными, замысловатыми и иной раз крайне странными композициями положивший начало сатирической бытовой живописи Ян Мандейн ( 1520), славившийся в Гарлеме своими изображениями чертовщины и шутовских сцен Питер Артсен ( 1516), прозванный за свой высокий рост Длинным Петром (Lange Pier), Давид Иорис (1501-56) искусный художник на стекле, увлекшийся анабаптическими бреднями и вообразивший себя пророком Давидом и сыном Божиим, Якоб Свартс (1469.
Оно любило показывать природу такой, какая она не бывает в действительности. Достаточно назвать имена Хальса и Рембрандта. Потребность в роскоши порождала настойчивую потребность в искусстве. Эти группы под именем «изображений стрелков и регентов» возвысились до значения больших исторических картин и составляют особую славу голландской живописи.
В 50-60 годы XVII века тематика жанровых картин сужается, меняется их строй. «Еврейское кладбище», представляет запущенную местность. Нова была непосредственность передачи великих и малых, выхваченных ими проявлений сложного мира, самостоятельна утонченность, с которой они оживляли простую натуру, не столько красотою линий, сколько красочной прелестью света и светотени исключительна внутренняя сила, оживлявшая самую грубую натуру сознательным или бессознательным переживанием видимых или предполагаемых отношений к человеческой судьбе и человеческому сердцу самостоятельно также достигнуто ими мастерство гибкой кисти, всегда приспособленной сознательно к каждому отдельному случаю, то утопающей в широком размахе письма позднего стиля Тициана, то соперничающей с утонченной живописью XV столетия, тщательно разделывавшей всякую частность или скрадывавшей все следы своей техники плавной нежностью. Поднять на новую ступень голландский офорт сумел Геркулес Сегерс (1589—1638). У лучших представителей Г. живописи это чувство красок и светотени развито до такой степени, что свет с его бесчисленными и разнообразными нюансами играет в картине, можно сказать, роль главного действующего лица и сообщает высокий интерес самому ничтожному сюжету, самым неизящным формам и образам.
Небольшие картинки, бесхитростно представляющие нравы и быт разных классов местного общества, казались достаточным людям более занимательными, чем крупные произведения серьезной живописи и наравне с пейзажами – более сподручными для украшения уютных частных жилищ. Другие, среди которых наиболее выдаются Питер Санредан ( 1666), Дирк в. Делен (1605-71), Эммануель де Витте (1616 или 1617-92), писали внутренние виды церквей и дворцов. Политические и социально-исторические условия в этой стране были более благоприятными. Реализм его картин не соответствовал вкусам общества. Правдивость живописи Халса больше не привлекает богатых заказчиков, которые хотят видеть себя на портретах лучше, чем они есть на самом деле. Среди пейзажистов цветущего периода голл.
Есть много талантливых художников. Но изначально оно происходит от церковной техники рисования икон, в которой использовано слово "писать" (относящееся к письменности) потому, что это слово является переводом значения в греческих текстах (вот такие "трудности перевода"). Этот жанр один из самых поздних и сформировался в голландской школе живописи.
Так, ощущение напряженного драматизма в картине «Ассур, Аман и Эсфирь» (1660) создается посредством сложной тональной гаммы и особых световых эффектов. Ограничиваясь же указанием на тех, для которых живопись морских видов составляла специальность, мы должны назвать Виллема в. де Вельде Старшего (1611 или 1612-93), его знаменитого сына В. в. де Вельде Младшего (1633-1707), Людольфа Бакгейзена (1631-1708), Яна в. де Каппелле ( 1679) и Юлиюса Парцеллиса ( позже 1634). 1852) и Валли Мус (р. Но наибольшей глубины работы художника достигают в последние годы его жизни.
К их числу принадлежат Андреас Схельфгоут (1787-1870), Барент Куккук (1803-62), Иоганнес Вильдерс (1811-90), Виллем Рулофс (р. Наиболее интересное сооружение самого Ливена де Кея — Мясные ряды в Гарлеме (1601—1603) — пример характерного для Голландии монументально-художественного решения торговой постройки, в которой торжественная представительность сочетается с практической целесообразностью. Кроме этих художников, следует для полноты списка лучших портретистов и исторических живописцев рассматриваемого периода назвать Яна Ливенса (1607-30), товарища Рембрандта по ученью у П. Ластмана, Абрагама ван Темпеля (1622-72) и Питера Назона (1612-91), работавших, по-видимому, под влиянием в. д. Гельста, подражателя Гальсу Иоганнеса Верспронка (1597-1662), Яна и Якоба де Браев ( 1664, 1697), Корнелиса ван Цейлена (1594-1664) и Николаса де Гельта-Стокаде (1614-69).
Ему (его трудам по систематизации научных знаний) европейская художественная школа обязана появлению (возрождению) реалистичной перспективы и естественности пропорций в картинах художников. Туман, заволакивающий от нас начальную эпоху Г. школы, начинает рассеиваться с появлением на сцену Дирка Боутса, прозванного Стюрбоутом ( 1475), родом из Гарлема, но работавшего в Левене и потому причисляемого многими к фламандской школе (лучшие его произведения — две картины Неправый суд императора Оттона, находятся в брюссельском музее), а также Корнелиса Энгельбрехтсена (1468-1553), главная заслуга которого состоит в том, что он был учителем знаменитого Луки Лейденского (1494-1533). Иногда Сегерс чувствовал усталость от тревожных фантасмагорий собственных пейзажей и тогда возникали офорты-натюрморты («Книги»). Они становятся спокойнее, лиричнее, задумчивее. ведущим в голландской живописи был бытовой жанр.
Строгость воздушной перспективы, абсолютное соответствие цвета и оттенков с местом в пространстве, которое занимает предмет. Остаде передает сосредоточенность «музыкантов», с едва заметным юмором изображая наблюдающих за ними в окно детей. Второе отличительное свойство голл. Народные массы Голландии, — говорит Маркс, — уже в 1648г.
1831). В основе живописных художественных средств лежат цвета (возможности красок), в неразрывном единстве со светотенью и линия цвет и светотень разработаны и развиты техниками живописи с полнотой и яркостью, недоступной другим видам искусства. Новое представление стал иметь жанр бытовой живописи – жанровая живопись.
Реализм его картин не соответствовал вкусам общества. Художник любил эмоциональные состояния, полные динамики. Значительное влияние на пейзаж оказывали произведения Питера Брейгеля (1525-1529). В 1640-х гг. Законами для этого стиля служат искренность, доступность, естественность, выразительность. Так, в интерьерной картине «Комната в голландском доме» Питера Янсенса изображена залитая солнечным светом уютная комната с играющими на полу и на стенах солнечными зайчиками.
Последний собирал его офорты, а в годы учёбы— копировал их. 1836). Например интерьерная картина «Деревенские музыканты». Потом они продавались на рынках и ярмарках, в мастерских.
Затем следует заметить, что большинство голл. Но уже в античности сформировались специализированные знания и труды (Витрувий), которые будут основой нового расцвета европейского искусства в эпоху Возрождения.
Только самые крупные из голландских художников работали в различных жанрах. Призванием ее, как и этой последней, было тогда, главным образом, украшение церквей религиозными картинами, дворцов, ратуш и знатных домов — портретами правительственных лиц и аристократов. Целое полчище художников (малые голландцы- пост следующий) удовлетворяет требованию на такие картинки, не задумываясь долго над выбором для них тем, но добросовестно воспроизводя все, что ни встречается в действительности, проявляя при этом то любовь к своему, родному, то добродушный юмор, точно характеризуя изображаемые положения и лица и изощряясь в мастерстве техники. Уже в первых работах Вермера появляется характерное для его творчества соединение реалистичности и некоторой доли идеализации образов («Диана с нимфами», «Христос у Марфы и Марии» — обе до 1656).
Гогартом, портретист Ян Квинкгард (1688-1772), декоративно-исторический художник Якоб де Вит (1695-1754) и художники мертвой природы Ян в. Гейзюм (1682-1749) и Рахиль Рейсх (1664-1750).
Но популярность такого вида заказов не была гарантией успеха. В XVII веке голландская школа живописи стала одной из ведущих в Европе.
в стране намечаются признаки перелома. Такое построение придало изображению живость и естественность. Середина XVII века — время наивысшего подъема голландской пейзажной живописи.
Замечательный мастер портретного жанра, только в 1630-е гг. Формально голландский художник свободен в своем искусстве, но рыночный спрос, отражавший вкусы господствующего класса, предопределял зависимость художника от буржуазного общества. К сожалению, произведения примитивных Г. живописцев дошли до нас лишь в очень ограниченном количестве, так как большинство их погибло в ту смутную пору, когда Реформация опустошала католические храмы, упраздняла монастыри и аббатства, подстрекала разбивателей икон (beeldstormers) к уничтожению живописных и скульптурных священных изображений, а народное восстание истребляло повсюду портреты ненавистных ей тиранов. Среди них есть искусные мастера, несколько больших живописцев.
Очень быстро Халс стал одним из самых известных портретистов Харлема. Художник не стремился потворствовать вкусам буржуазной публики, вот таким образом его произведения, не имевшие успеха у современников, продавались за гроши. Флот республики по количеству судов превосходил флот всех остальных стран мира, вместе взятых. Каталог Смита должен быть заменен обширным трудом Гофстеде де Гроота.
Некоторые из них (натюрморт, бытовая картина) впервые именно в Голландии сложились в своих зрелых формах и достигли такого расцвета, что стали своеобразным эталоном данного жанра. Вот почему все принимает здесь точную, сжатую и уплотненную форму. Некоторый блеск умирающей школе придали Корнелис Трост (1697-1750), преимущественно карикатурист, прозванный голланд.
Главным распространителем этого прискорбного направления был поселившийся в Амстердаме фламандец Герард де Лересс (1641-1711), художник весьма способный и по своему времени образованный, оказавший на современников и ближайшее потомство огромное влияние как своими манерными псевдоисторическими картинами, так и произведениями своего пера, между которыми одно — Великая книга живописца (t groot schilderboec) — в течение пятидесяти лет служила кодексом для молодых артистов. Не всегда достаточно общих признаков для определения. Там было более гибкое и терпимое правительство, традиции и общество.
Однако такие общества, носившие название гильдий св. 1837), Лодевейк Аполь (р. Расчленение истории голландской живописи по школам различных городов, принимавших самостоятельное участие в ее развитии, впервые выполнил автор этой книги в своей и Вольтмана Истории живописи. Внимание к атмосферным явлениям приучает наконец голландцев избегать цветистости колорита. Саймон Питерс Верелст пишет немецкого принца Руперта в манере аристократа-интеллектуала французского образца игнорируя и его жестокость и воинственность и безнравственность.
Выбор тона и освещения навевает сосредоточенность. Большое количество полотен создавалось на заказ, так как заказчики точно знали, какой результат хотят получить.
Нидерландская культура XVII в. представляет собой уникальный феномен в истории. 763. ). Возможно, моделью для ангела являлся Титус.
Но Халс не отказался от реализма и его популярность резко упала. Особенно значительные достижения на этом этапе принадлежат главе гарлемской школы архитекторов Ливену де Кею (1560—1627). Для изобиловавшей портовыми городами страны, основу экономики которой составляла морская торговля, особое значение имела система искусственных водных коммуникаций. Станковая живопись стала любимым искусством голландцев, так как способна была с большой достоверностью и многообразно отразить действительность. Портреты Хальса 50-60-х годов многое раскрывают в голландской действительности тех лет.
То, что должно было уничтожить народ, послужило ему на пользу. Более одарённым был художник Виллем Бейтевег. Это было одной из причин того, что границы стирались, школы смешивались, художники теряли свое национальное лицо. Острый недостаток и дороговизна земли способствовали выработке чрезвычайно экономной и рациональной внутренней планировки бюргерских жилых домов, внешне скромных, но отличавшихся высоким комфортом и уютом. «Каталог» Смита должен быть заменен обширным трудом Гофстеде де Гроота. Наконец, в живописи животных выказали большое искусство Воутерс Версхур (1812-74) и Иоган Гас (р.
Такая система придавала фасадам одновременно и тектоническую и декоративную выразительность. корифеям французской школы. Натюрморт голландцы называли «stilleven», что означает «тихая жизнь» и это слово несравненно точнее выражает тот смысл, который голландские художники вкладывали в изображение вещей, чем «nature morte» – мертвая натура.
Упадку школы способствовал также знаменитый Адриан в. де Верфф (1659-1722), прилизанная живопись которого с холодными, как бы вырезанными из слоновой кости фигурами, с тусклым, бессильным колоритом казалась некогда верхом совершенства. Он отличался приверженностью к камерам риторов (тогдашний голландский театр), к преувеличениям и гротеску, дружил с комедиографом Бредеро.
Голландия до XVII века не выделялась обилием национальных художников. А вот в групповых портретах допускалось немного больше ярких деталей.