Так, ощущение напряженного драматизма в картине «Ассур, Аман и Эсфирь» (1660) создается посредством сложной тональной гаммы и особых световых эффектов. Но в то же время все чаще стали появляться картины, написанные на вкус и риск художника. Офорт становится вспомогательной техникой в создании иллюстраций к книгам, анатомическим или ботаническим трактатам, в создании титульных страниц (), которыми начинали издание.
Виллем Калф «Уголок кухни» Изображая те же, что и его предшественники, обыденные, демократические предметы домашнего обихода: старую бочку, глиняный горшок и медный котел, – художник сумел открыть волшебное воздействие на вещи золотистого солнечного света, который превращал этот бедный крестьянский скарб в изысканные произведения ювелирного искусства. Они могли быть как точным воспроизведением и конкретного пейзажа («Панорама Амерсфорта») и условным сочетанием реальных элементов горных долин с хижинами, деревьями и лодками в дальних заливах («Река в горной долине»), так и абсолютно фантастическими, тревожными фантасмагориями («Скалистая долина с рекой и дорогой»). Сюжеты простые, крестьянские— дорога, кусты возле канала, хижины крестьян среди деревьев. Наконец, в живописи животных выказали большое искусство Воутерс Версхур (1812-74) и Иоган Гас (р.
Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних ударов судьбы его самого не стало годом позже. Современники прозвали его «Хитроумным Виллемом». Так, относительно древнейшего из голл.
Туман, заволакивающий от нас начальную эпоху Г. школы, начинает рассеиваться с появлением на сцену Дирка Боутса, прозванного Стюрбоутом ( 1475), родом из Гарлема, но работавшего в Левене и потому причисляемого многими к фламандской школе (лучшие его произведения — две картины Неправый суд императора Оттона, находятся в брюссельском музее), а также Корнелиса Энгельбрехтсена (1468-1553), главная заслуга которого состоит в том, что он был учителем знаменитого Луки Лейденского (1494-1533). Наконец, как на особенность голл.
Великолепно владения чувством перспективы, Рейсдаль умело передавал широкие равнины и окрестности Голландии. Шли посвятил ему работу.
В украшении «Гуис тен Боша» он участвовал в 1650 г. холодной аллегорической картиной. Ссора двух попугаев, опрокидывающих корзинку с фруктами, которые падают и катятся, создала беспорядок, ставший основой художественного порядка в картине – искусного распределения предметов в неглубоком пространственном слое, параллельном плоскости картины. Ришелье писал о голландцах: «Эта горсточка людей, владеющих клочком земли, состоящим из вод и выгонов, снабжает европейские народы большей частью нужных им товаров». Творчество развивалось по определенным схемам. В XVII веке голландская школа живописи стала одной из ведущих в Европе.
Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 23, стр. В 50-60 годы XVII века тематика жанровых картин сужается, меняется их строй.
Немалое значение в образовании художественных школ имели крупнейшие голландские художники, объединявшие вокруг себя большое число учеников и последователей так сложилась школа Франса Хальса в Гарлеме, школа Рембрандта в Амстердаме, так объединились вокруг Фабрициуса и Вермеера их приверженцы в Дельфте. 1462-1516), своими сложными, замысловатыми и иной раз крайне странными композициями положивший начало сатирической бытовой живописи Ян Мандейн ( 1520), славившийся в Гарлеме своими изображениями чертовщины и шутовских сцен Питер Артсен ( 1516), прозванный за свой высокий рост Длинным Петром (Lange Pier), Давид Иорис (1501-56) искусный художник на стекле, увлекшийся анабаптическими бреднями и вообразивший себя пророком Давидом и сыном Божиим, Якоб Свартс (1469. — 1535. ), Якоб Корнелисен (1480. Зрителя как бы ведут от первого плана к последнему, от рамы — к горизонту.
Периодически в художественных школах становится традиционным определённый жанр. К числу восьми небольших принадлежит «Торжество любви», снимок которого мы здесь помещаем. В так называемом «Большом автопортрете» 1652 г. художник предстает перед нами в коричневой блузе, с поворотом лица в три четверти. Наконец, как на особенность голл.
То, что должно было уничтожить народ, послужило ему на пользу. Богатая красочная гамма, сочный глубокий цвет, разнообразие тоновых переходов и тонкая светотень, отличающие произведения ван Стрека, ставят его в ряд крупнейших представителей голландского натюрморта. Он был учеником своего отца Давида. Никакого покоя, никакой неторопливости— он умел быть разным и неожиданным.
Французские культурологи дали им общее название – «малые голландцы», которое не граничит с масштабами талантов и обозначает привязанность к определенным темам из повседневной жизни, противоположным «большому» стилю с крупными полотнами на исторические или мифологические сюжеты. Рейсдаль не пользовался в свое время успехом. Образцы офортов Сегерса самостоятельны по сюжету и уже сопоставимы с образцами нидерландской живописи.
Виллем Бейтевег умер в возрасте 30 лет и в дальнейшем голландский офорт развивался без него. Около 1630 г, в Голландии утвердилась тенденция к объединению художественного пространства и слиянию цветов разных слоев. Так, относительно древнейшего из голл. Это является вершиной развития голландского искусства XVII века. Затем следует заметить, что большинство голл.
Реализм его картин не соответствовал вкусам общества. 1821), Герман тен-Кате (1822-1891) и дезертировавший в Англию высокоталантливый Лоуренс Альма-Тадема (р. Никакого покоя, никакой неторопливости— он умел быть разным и неожиданным. Много пастбищ с фермами и много кораблей, теснящихся у берегов.
Утрехтские художники рисовали пышные цветочные натюрморты, а в Гааге мастерам особенно удавалось изображение рыб и морских гадов. Не случайно выходит теперь из моды искусство Хальса. Он представлен во всех почти больших галереях, всего обильнее в дрезденской.
Происходит подъём таких жанров как: бытовой жанр, портрет, пейзаж, натюрморт. При неустойчивом политическом равновесии все зависело только от случая. Дома горожан были полны картинами, малоизвестные люди владели ценнейшими собраниями. В этот поздний период Хальс достигает верхней ступени мастерства, тона в его работах приобретают монохромность (обычно темная, чёрная одежда, с белым воротничком и манжетами и тёмно-оливковым цветом фона). Естественно они изображены за дружным застольем. А поскольку он еще не может объединить это пестрое зрелище в единую картину средствами самого натюрморта (их еще нет. ), он привносит в натюрморт присущие другим жанрам живописи литературный сюжет и механическое движение.
Офорт становится бытовым ремеслом в руках второстепенных художников, достойных за небольшую плату использовать какие угодно стилистики (поздний маньеризм, реализм, барокко). У многих из названных художников пейзаж играет такую же важную роль, как и человеческие фигуры но параллельно с ними трудится масса живописцев, ставящих его себе главною или исключительною задачей. 1822), Гендрих в. де Санде-Бокгейзен (р. Гроб и Легенда о костях св. В картине Кухня (1659) Филипса ван Ангела (1616 – после 1683) тот же самый мотив обретает новое звучание. художников нельзя распределить на школы, подобно тому, как поступаем мы относительно художников Италии или Испании трудно даже составить из них строго определенные группы и самое выражение Г. школа живописи, вошедшее во всеобщее употребление, должно быть понимаемо только в условном смысле, как обозначающее совокупность соплеменных мастеров, но не действительную школу.
Изображая объемными деревья и кусты, создавалось ощущение, что они выдвигаются на передний план и становятся мощнее. Характер их вклада определился конкретными условиями культурноисторического прядка. titleD 091 D 0B 0D 0B 9D 0BB D 0B 8, D 094D 0 B 0D 0B 2D 0B 8D 0 B 4actioneditredlin k1 Лейдене жанр «учёного» натюрморта, получает название «суета сует» или «memento mori» и является наиболее интеллектуальным видом натюрморта, требующим от зрителя знания Библии и традиций религиозной символики (характерны картины Питера Стенвейка и Давида Байли).
Становятся более свободными и жанровые методы – историчность не так обязательна, как ранее. Бейерен, конечно, знал работы своих фламандских современников А. Адриансена и Ф. Снейдерса (на это указывает его стремление к монументальным композициям), но декоративное начало фламандского натюрморта было ему совершенно чуждо. народа над угнетавшими его испанцами.
эмигрировали из северных Нидерландов в протестантскую часть искусственно разделенной страны. Поименованные ранее лексикографические труды также имеют значение. Своего наивысшего экономического подъема республика достигла в середине 17 века.
Из общественных помещений Голландия предоставила своей живописи, кроме большой амстердамском ратуши и маленького гаагского «Лесного замка», только простые советские и гильдейские комнаты или комнаты заседаний в благотворительных учреждениях украшением их служили почти исключительно портретные группы, в натуральную величину, ратсгеров, гильдейских старшин и «регентов» благотворительных учреждений. Самым близким к нему человеком в те годы, по-видимому, Титус, т. к. В этой низменной стране (hol land), состоящей из трясин, островов и полуостровов, постоянно подмываемых морем и угрожаемых его набегами, населению, лишь только свергнуло оно с себя чужеземное иго, пришлось создавать сызнова решительно все, начиная с физических условий почвы и кончая условиями моральными и интеллектуальными, так как все было разрушено предшествовавшею борьбою за независимость. Голландия до XVII века не выделялась обилием национальных художников.
Господство протестантизма привело к значительному сокращению заказов на религиозную живопись и, одновременно, к взрывному распространению светских по тематике жанров. Любимая тема их натюрмортов – так называемые «завтраки». Например интерьерная картина «Деревенские музыканты».
Расположение картин на двух противоположных сторонах стены требовало противоположного распределения в них масс и света. Ни одна страна не знала такого обилия налогов, как Голландия. Но в этом мгновенном, что запечатлевал Хальс, всегда схвачено самое существенное, сердцевина образа «Цыганка», «Малле Бабе». Более краткие общие очерки принадлежат Влоотену, Ваагену, Крове и Гаварду. Утрехтская живопись (книга С. Мюллера) занимает особое место в жизни голландского искусства. Его сын Корнелис де Геем (1631–1695) шел по следам отца в Антверпене.
Есть много талантливых художников. Более краткие общие очерки принадлежат Влоотену, Ваагену, Крове и Гаварду. Наиболее важные основные подготовительные работы для общей истории голландской живописи дали Бургер, Фромантен и Вааген из числа старых ученых, а в новейшее время особенно Боде, Бредиус и Гофстеде де Гроот. 1857).
Упадку школы способствовал также знаменитый Адриан в. де Верфф (1659-1722), прилизанная живопись которого с холодными, как бы вырезанными из слоновой кости фигурами, с тусклым, бессильным колоритом казалась некогда верхом совершенства. Таковы: Михиль Миревельт (1567-1641), его ученик Паулюс Морэльсе (1571-1638), Томас де Кейзер (1596-1667) Ян ван Равестейн (1572. Излюбленный образ художника — девушка за чтением письма или примеркой ожерелья. Эрмитаже). Между учениками и последователями Рембрандта приобрели наибольшую известность: Фердинанд Боль (1616-80), Говерт Флинк (1615-60), Гербранд ван ден Экгоут (1621-74), Николас Мас (1632-93), Арт де Гельдер (1645-1727), Якоб Бакер (1608 или 1609-51), Ян Викторс (1621-74), Карель Фабрициус (ок.
Вот почему все принимает здесь точную, сжатую и уплотненную форму. Знаменитый утрехтский мастер переходного времени, основавший здесь большую, влиятельную школу, Абрахам Блумарт (1564–1651), сын архитектора Корнелиса Бломарта, в своих холодных, пестрых ранних картинах, как Ниоба (1591) в Копенгагене, стоит еще всецело на почве итальянизирующих маньеристов XVI столетия, в среднем периоде своей жизни достигает только до академических произведений, как «Лазарь» в Мюнхене (1607) но в ярких произведениях своей старости, например в гаагской Аталанте (1626), уже не может вполне отрешиться от более свободной и мягкой манеры своих ушедших вперед земляков. Он изображал жизнь сельской Голландии. Как указывает Маркс, «. Его взгляд самоуверен и даже вызывающ.
Он отличался приверженностью к камерам риторов (тогдашний голландский театр), к преувеличениям и гротеску, дружил с комедиографом Бредеро. Принадлежащие к гильдии сходились для обсуждения под председательством деканов своих общих дел или для взаимного обмена мыслей но в этих собраниях не было ничего, что походило бы на проповедь определенного художественного направления и клонилось бы к стеснению оригинальности кого-либо из членов. В картине «Зимний вид» представлен типичный пейзаж с серым, нависшим над землей небом, замерзшей рекой, на берегу которой, расположена деревня.
Кроме этих выдающихся мастеров, за начальную эпоху Г. искусства заслуживают быть упомянутыми: Иеронимус ван Акен, прозванный И. де Босхом (ок. Именно в искусстве Голландии значительную мощь и развитие приобрели портрет, пейзаж,,, подобного которому не знали даже выдающиеся центры искусства в Италии или Франции. Импульс к независимому развитию голландской живописи исходил от фламандских художников.
Наиболее же высокие достижения голландской культуры связаны с живописью. «Малые голландцы» отразили в своих работах мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью. Внимание к атмосферным явлениям приучает наконец голландцев избегать цветистости колорита. Появляются прямые предшественники Рембрандта – его учителя Ян Пейс и Питер Ластман.
В общем, были серьезные причины, чтобы Фландрия вторично стала великим очагом искусства. Политическая жизнь страны изобиловала бурными потрясениями. В 1621 году вышла в печать его серия офортов с пейзажами. др. Другие, среди которых наиболее выдаются Питер Санредан ( 1666), Дирк в. Делен (1605-71), Эммануель де Витте (1616 или 1617-92), писали внутренние виды церквей и дворцов.
Отдельно стоит упомянуть морские пейзажи. Голландское искусство ХVII века не оставалось безразличным к достижениям живописи крупнейших фламандских мастеров. Интересным с исторической и художественной точек зрения является создание в 1616 году в Лейпциге серии гравюр к печатному изданию книги (под этим псевдонимом скрывался герцог Брауншвейг-Вольфенбюттельский Август) «Шахматы или Королевская игра» художником. Несмотря на все невзгоды, талант великого живописца не иссякает.
Одни из трудившихся с тех пор по этой части изощрялись в изображении городских улиц и площадей с их зданиями таковы, между прочими, менее значительными, Иоганнес Бэрестратен (1622-66), Иоб и Геррит Верк-Гейде (1630-93, 1638-98), Ян в. д. Гейден (164 7 -1712) и Якоб в. д. Юльфт (1627-88). Пестрый, с сильным звучанием локальных цветов колорит и перегруженность композиции отличают и два других натюрморта ван дер Аста – Тарелка с плодами и раковины (1630) и Раковины.
Впечатление цельности композиции поддерживается единым серо-коричневым колоритом. Интерес к символике и эмблематике был в ХVII веке особенно велик, особенно в Голландии. Именно голландские картины дают наиболее ясное представление об этом скрытом и вечном процессе: почувствовать, обдумать и выразить. Выбор композиции подчеркивает единство человека и окружающей его среды.
А у городского купечества мечты и вкусы были более приземленными. Эти группы под именем «изображений стрелков и регентов» возвысились до значения больших исторических картин и составляют особую славу голландской живописи. Уничтожение феодальных сословных отношений и отказ от религиозной нетерпимости привели к тому, что здесь искали убежища от преследования реакции передовые мыслители из других европейских стран — в их числе, например, великий французский философ Декарт. Балтазар ван дер Аст – Тарелка с плодами и раковины.
Плоды и омар на столе (1940) – одна из лучших работ Рейкхалса. Поименованные ранее лексикографические труды также имеют значение.
На зрителя с полотен смотрят люди уверенные в себе и завтрашнем, полные энергии («Стрелецкая гильдия святого Георгия», «Стрелецкая гильдия святого Адриана»). В 1640-1660-х гг. Свои течения существовали в каждом жанре. В 1640-х гг. Прямыми наследниками Я. в. д. Гейдена и Э. де Витте явились художники перспективных видов Ян Вергейден (1778-1846), Бартоломеюс в. Гове (1790-1888), Саломон Вервэр (1813-76), Корнелис Спрингер (1817-91), Иоганнес Босбом (1817-91), Иоганнес Вейссенбрух (1822-1880) и др.
живописцев, можно указать на их отречение от художественных традиций. Несравнимо живее написан натюрморт Закуска, созданный в более ранние годы. Кроме этих художников, следует для полноты списка лучших портретистов и исторических живописцев рассматриваемого периода назвать Яна Ливенса (1607-30), товарища Рембрандта по ученью у П. Ластмана, Абрагама ван Темпеля (1622-72) и Питера Назона (1612-91), работавших, по-видимому, под влиянием в. д. Гельста, подражателя Гальсу Иоганнеса Верспронка (1597-1662), Яна и Якоба де Браев ( 1664, 1697), Корнелиса ван Цейлена (1594-1664) и Николаса де Гельта-Стокаде (1614-69).
Схотелю (1787-1838), Ари Плейзиру (р. «Десерт» Картина Десерт – подлинный шедевр мастера. Выбор тона и освещения навевает сосредоточенность. Укажем здесь и на статьи о различных голландских живописцах, помещенные в журналах «Obreens Archief» и «Oud Holland», такими исследователями, кроме названных, как Врис, Дози, де Ревер, Вет, Моес, Зикс, И. К. Мейер младший и Гаверкорн ван Рийсвийк. В живописи этого периода появляются ноты печали и разочарования («Портрет мужчины в широкополой шляпе»).
Что здесь действительно не может быть речи о резко обособленных школах, в этом мы согласны с Гофстеде де Гроотом, но, как и раньше, считаем, что развитие, принятое живописью в различных голландских городах, достаточно поучительно и исходим из него. Католическому янсенистскому городу Утрехту Рим был ближе, чем кальвинистским прибрежным городам. Настроение офортов Бейтевега— неторопливое иногда с оттенком скуки.
Но Лука Лейденский не создавал никакой школы. Виллем Клас Хеда (1594 -1682), автор Завтрака с омаром (1648), – второй ведущий мастер жанра монохромных завтраков. К главной группе его учеников, увлекавшихся в Риме Караваджо, кроме Хендрика Тербрюггена (1587–1629), принадлежит особенно Герард ван Хонтхорст (1590–1654) известный плодовитый мастер, получивший в Италии прозвище «Джерардо далле Нотти» за свои грубые библейские сцены и жанровые картины в натуральную величину, большей частью ночные эпизоды, для лучшего использования караваджевской светотени освещенные свечами и приобретший широкий круг деятельности как искусный, трезвый портретист с гладкой кистью. И почти всегда ощущается движение воздуха над просторами и сильные ветры с Северного моря, которые громоздят облака, гнут деревья, верят крылья мельниц и гонят свет и тени. Блестящий период голландской живописи тянулся недолго — лишь одно столетие. Блестящий период голландской живописи тянулся недолго – лишь одно столетие.
Голландцы писали свою, своеобразную красоту природы родного края. Это только начало, зародыш школы, самой школы еще нет. Рембрандт исполнил более шестидесяти заказных портретов.
Художник полностью зависел от веяний рынка, освободившись от таких прямых заказчиков как влиятельные покровители (феодалы) и католическая церковь.
Напротив, голландское искусство 1620 – 1660 годов само оказало воздействие на искусство стран Западной Европы и в частности на Южные Нидерланды. Реформация изгнала из церквей религиозные картины не было надобности украшать дворцы и вельможеские палаты изображениями античных богов и героев, а потому историческая живопись, удовлетворяя вкусам разбогатевшей буржуазии, отбросила идеализм и обратилась к точному воспроизведению действительности: давно прошедшие события она стала трактовать, как события дня, происходившие в Голландии и в особенности занялась портретом, увековечивая в нем черты людей того времени, то в одиночных фигурах, то в обширных, многофигурных композициях изображающих стрелковые общества (schutterstuke), которые играли столь видную роль в борьбе за освобождение страны, – управителей ее благотворительных заведений (regentenstuke), цеховых старшин и членов различных корпораций. Последний собирал его офорты, а в годы учёбы— копировал их. Правда, рядом с многолюдною толпою таких художников-патриотов идет фаланга других живописцев ищущих вдохновения за пределами отечества, в классической стране искусства, Италии однако и в их работах проглядывают черты, обличающие их национальность.
Однако главные черты натюрморта как жанра вырабатываются в харлемских завтраках. В Голландии небо занимает часто половину, а иногда и всю картину. Утонченный, наполненный золотистым комнатным светом маленький семейный портрет в Дрездене (около 1640 г. ) его кисти уже показывает влияние Рембрандта.
Расчленение истории голландской живописи по «школам» различных городов, принимавших самостоятельное участие в ее развитии, впервые выполнил автор этой книги в своей и Вольтмана «Истории живописи». Но теперь критерий его мастерства абсолютно иной. Ряд «анатомических уроков» создали Михиль Миревельт, Рембрандт, Корнелис Трост, Корнелис де Ман, Ян ван Эйк. В этой области между голл. Маринистами были такие 17 века, как Порселлис, де Влигер и ван де Капелле. Его «Блудный сын» в Мюнхене, «Зубной врач» в Дрездене, «Концерт» в Лувре, «Веселый скрипач» в Амстердаме дают его лучшую манеру.
Создателями более демократического варианта завтраков были харлемские художники В. К. Хеда и П. Клас. Среди пейзажистов цветущего периода голл.
Это стремление проглядывает уже в работах вышеупомянутого Мостарта но главным распространителем нового движения должен считаться Ян Схорель (1495-1562), долго живший в Италии и основавший потом в Утрехте школу из которой вышел целый ряд художников, зараженных желанием сделаться голландскими Рафаэлями и Микеланджело. в стране намечаются признаки перелома. Он создал множество групповых портретов как, например изображения стрелковых гильдий (объединение офицеров для охраны городов и обороны). 1836). Среди ценителей творчества Сегерса был сам Рембрандт. 1828) кроме них, достойны быть названными Михиль Версэг (1756-1843), Эльханон Вервэр (р.
Портреты Хальса 50-60-х годов многое раскрывают в голландской действительности тех лет. Окружающие объекты людей стали источником вдохновения для художников.
На этом этапе голландские натюрморты ищут в первую очередь качества, которые объединяют предметный мир в целостную картину. Укажем здесь и на статьи о различных голландских живописцах, помещенные в журналах «Obreens Archief» и «Oud Holland», такими исследователями, кроме названных, как Врис, Дози, де Ревер, Вет, Моес, Зикс, И. К. Мейер младший и Гаверкорн ван Рийсвийк. Музей истории искусств владеет только одной картиной Франца Хальса, портретом молодого человека, который уже выступал в коллекции Карла VI как один из немногочисленных образцов «протестантского» искусства Голландии. Предметы скомпонованы так, чтобы увидеть привлекательность и особенность каждого.
Творчество Рембрандта в Венской картинной галерее представлено только портретами, хотя «Мать художника» и «Сын художника» могут также считаться однофигурными историческими картинами. Он изобразил все эти горшки, кувшины, чашки, плошки, сковороды, котлы и бочки не в интерьере, а под открытым небом, на крестьянском дворе, куда их выносит во время уборки молодая хозяйка под наблюдением хозяина. Гениальность теперь состоит в том, чтобы не иметь никаких предрассудков.
Между новейшими маринистами Голландии пальма первенства принадлежит Иог. В поздних работах Рембрандта красочные мазки резко проступают на поверхности холста. К школе Бломарта принадлежал также многосторонний изобразитель южной природы и народной жизни, северных животных и мертвой природы, Джованни Баттиста Вееникс (1621–1660), родившийся в Амстердаме, но как ученик и мастер предпочел Утрехт. А вот в групповых портретах допускалось немного больше ярких деталей.
Хальс родился в Антверпене и работал в Харлеме главным образом как портретист. Зрителя как бы ведут от первого плана к последнему, от рамы – к горизонту. живописцев, можно указать на их отречение от художественных традиций.
Изменились главным образом формы архитектурного декора фасадов и интерьеров. Они становятся спокойнее, лиричнее, задумчивее. Он не пользовался популярностью, а его офорты не хранили. В «крестьянском жанре» работал и рано умерший брат Адриана – Иcаак ван Остаде. Все это придает их произведениям ценность, какой изображенные на них вещи сами по себе вроде бы и не имеют.
Однако это воздействие (бывшее к тому же взаимным) не могло стать определяющим для живописной школы, установившейся, окрепшей и достигшей расцвета. Когда стиль последнего отжил свой век и повсюду на Западе Европы вместо увлечения древними греками и римлянами возбудилось романтическое стремление, овладевшее как поэзией, так и образными искусствами, — голландцы, подобно другим народам, обратились взорами к своей старине, а следовательно и к славному прошлому своей живописи.
Иоанна"), написанного им для гарлемского собора. Значительное влияние на пейзаж оказывали произведения Питера Брейгеля (1525-1529). «Матфей и ангел» (1661).
Однако такие общества, носившие название гильдий св.
Гроб" и "Легенда о костях св. Он отличался приверженностью к камерам риторов (тогдашний голландский театр), к преувеличениям и гротеску, дружил с комедиографом. Такова позиция и Франсуа Рейкхалса (после 1600 -1647), у которого на картине Кухня (1638) хозяйка совсем затерялась среди кучи овощей и кухонной утвари. В длинном ряду художников первой категории первенствуют Адриан и Изак в. Остаде (1 6 10-85, 1621-49), Адриан Броувер (1605 или 1606-38), Ян Стэн (около 1626-79), Корнелис Бега (1620-64), Рихарт Бракенбюрг (1650-1702), П. в. Лар, прозванный в Италии Бамбоччьо (1590-1658), Корнелис Дюзарт (1660-1704) Эгберт ван дер Пуль (1621-64), Корнелис Дрохслот (1586-1666), Эгберт в. Гэмскерк (1610-80), Генрик Рокес, прозванный Зоргом (1621-82), Клас Моленар (раньше 1630-76), Ян Минсе-Моленар (около 1610-68), Корнелис Сафтлевен (1606-81) и нек.
Материальное единство природы выходило в работах на первый план. Учёный натюрморт. Палитра становится более раскованной и свободной, линии и пластика изображенного – тоже. Кроме него, отлично разрабатывали ее брат этого мастера, Питер (1623-82), Ян Асселейн (1610-52), которого мы вскоре встретим в ряду пейзажистов, вышеупомянутые Паламедесы, Якоб Ледюк (1600 – позже 1660), Генрик Версхюринг (1627-90), Дирк Стоп (1610-80), Дирк Мас (1656-1717) и др. Нова была непосредственность передачи великих и малых, выхваченных ими проявлений сложного мира, самостоятельна утонченность, с которой они оживляли простую натуру, не столько красотою линий, сколько красочной прелестью света и светотени исключительна внутренняя сила, оживлявшая самую грубую натуру сознательным или бессознательным переживанием видимых или предполагаемых отношений к человеческой судьбе и человеческому сердцу самостоятельно также достигнуто ими мастерство гибкой кисти, всегда приспособленной сознательно к каждому отдельному случаю, то утопающей в широком размахе письма позднего стиля Тициана, то соперничающей с утонченной живописью XV столетия, тщательно разделывавшей всякую частность или скрадывавшей все следы своей техники плавной нежностью.
В период зрелости голландский пейзаж вступает около 1630 года. Поднять на новую ступень голландский офорт сумел (1589—1638). Гогартом, портретист Ян Квинкгард (1688-1772), декоративно-исторический художник Якоб де Вит (1695-1754) и художники мертвой природы Ян в. Гейзюм (1682-1749) и Рахиль Рейсх (1664-1750).
Кроме того, голландская живопись широко представлена в жанре пейзажа. К сожалению, произведения примитивных Г. живописцев дошли до нас лишь в очень ограниченном количестве, так как большинство их погибло в ту смутную пору, когда Реформация опустошала католические храмы, упраздняла монастыри и аббатства, подстрекала "разбивателей икон" (beeldstormers) к уничтожению живописных и скульптурных священных изображений, а народное восстание истребляло повсюду портреты ненавистных ей тиранов. Упадку школы способствовал также знаменитый Адриан в. де Верфф (1659-1722), прилизанная живопись которого с холодными, как бы вырезанными из слоновой кости фигурами, с тусклым, бессильным колоритом казалась некогда верхом совершенства. Главным распространителем этого прискорбного направления был поселившийся в Амстердаме фламандец Герард де Лересс (1641-1711), художник весьма способный и по своему времени образованный, оказавший на современников и ближайшее потомство огромное влияние как своими манерными псевдоисторическими картинами, так и произведениями своего пера, между которыми одно — Великая книга живописца (t groot schilderboec) — в течение пятидесяти лет служила кодексом для молодых артистов.
Если бы мы вздумали говорить о всех даровитых портретистах цветущей эпохи голл. Современники прозвали его «Хитроумным Виллемом». У лучших представителей Г. живописи это чувство красок и светотени развито до такой степени, что свет с его бесчисленными и разнообразными нюансами играет в картине, можно сказать, роль главного действующего лица и сообщает высокий интерес самому ничтожному сюжету, самым неизящным формам и образам. В свою очередь увлечение иллюзионистской передачей натуры привело к возникновению особого вида натюрморта — так называемых «обманок» (trompe lil).
Вот таким образом голл. Трагична судьба Э. де Фабрициуса, талантливого мастера бытовой сцены и произведений с изображением церковных интерьеров («Рынок в порту», «Интерьер с женщиной у клавесина»). Питер де Пюттер (до 1600 -1659) может служить примером очень ранней узкой специализации голландского натюрморта. Вокруг П. Класа и В. К. Хеды образовалась большая группа последователей, работавшая в традициях жанра монохромных завтраков.
Но популярность такого вида заказов не была гарантией успеха. Эрмитаже). Ряд «анатомических уроков» создали,,,, . Главный представитель этой отрасли живописи – знаменитый и необычайно плодовитый Филипс Воуверман (1619-68). В середине семнадцатого века мастера изображали врачей, ученых в процессе работы, собственные мастерские, хлопоты по дому или светские мероприятия.
Голландский художник сумел увидеть за вещью человека, разглядеть в предмете общественно-историческое содержание. Главный объект внимания живописцев — человек и окружающий его мир. По бытовому жанру, входившему также в круг деятельности этих художников (за исключением Альмы-Тадемы), можно указать на целый ряд прекрасных живописцев, во главе которых должны быть поставлены Иозеф Израельс (р. 1812), Питер в. Схендель (1806-70), Давид Блес (род. Его сын Гисберт дОндекётер (1604–1653), переехавший в Утрехт, писал ландшафты в манере своего отца, птичьи дворы в стиле своего шурина Джованни Баттиста Вееникса.
Но в начале XVII века тенденция переменилась.
1462-1516), своими сложными, замысловатыми и иной раз крайне странными композициями положивший начало сатирической бытовой живописи Ян Мандейн ( 1520), славившийся в Гарлеме своими изображениями чертовщины и шутовских сцен Питер Артсен ( 1516), прозванный за свой высокий рост "Длинным Петром" (Lange Pier), Давид Иорис (1501-56) искусный художник на стекле, увлекшийся анабаптическими бреднями и вообразивший себя пророком Давидом и сыном Божиим, Якоб Свартс (1469. 1590-1630) и Питером Молейном Старш. 1852) и Валли Мус (р. В их украшении исправлении. Любую голландскую картину легко узнать по внешнему виду. Появляются прямые предшественники Рембрандта – его учителя Ян Пейс и Питер Ластман.
Значительную часть городской территории занимала жилая застройка. Туман, заволакивающий от нас начальную эпоху Г. школы, начинает рассеиваться с появлением на сцену Дирка Боутса, прозванного Стюрбоутом ( 1475), родом из Гарлема, но работавшего в Левене и потому причисляемого многими к фламандской школе (лучшие его произведения – две картины "Неправый суд императора Оттона", находятся в брюссельском музее), а также Корнелиса Энгельбрехтсена (1468-1553), главная заслуга которого состоит в том, что он был учителем знаменитого Луки Лейденского (1494- 1533). Если в других странах контрреформация использовала искусство как оружие религиозной пропаганды, то кальвинизм был, по существу, безразличен к искусству.
Материальное единство природы выходило в работах на первый план.
Это автопортрет в юности, автопортрет в старости, портрет старика (раввин) Во многих поздних работах художник погружает всю поверхность холста в сумрак, акцентируя внимание зрителя на лице. 1850) и мн. В 1621 году вышла в печать его серия офортов с пейзажами. Иоанна), написанного им для гарлемского собора. Натюрморт с фруктами (1681) Виллема ван Алста (1626 – после 1683) отличается исключительно высоким и виртуозным, но уже несколько холодным мастерством.
Договора, подписанные с Испанией, дали Голландии свободу и укрепили ее положение. Тесно прижатые друг к другу, они образовывали фронт застройки улицы или набережной. Бартоломеус Спрангер, родившийся в Антверпене и получивший образование в Риме, стал основателем виртуозного, придворного искусственного стиля, который в результате временного проживания Спрангера в Вене и Праге стал межнациональным «языком». – 1535. ), Якоб Корнелисен (1480.
Его главной специальностью, однако, была мертвая натура. Потом они продавались на рынках и ярмарках, в мастерских. Начинаются поиски живописной манеры, разрабатываются правила изображения светотени. Такое построение придало изображению живость и естественность. Но в начале XVII века тенденция переменилась.
1832). В «Завтраке с омаром» В. Хеды (приложение рис. Интересным с исторической и художественной точек зрения является создание в 1616 году в Лейпциге серии гравюр к печатному изданию книги Густава Селенуса (под этим псевдонимом скрывался герцог Брауншвейг-Вольфенбюттельский Август) «Шахматы или Королевская игра» художником Якобом ван дер Хейденом.
для охотничьего замка Бенсберг курфюрста Пфальцского, дополнены фигурами охотников и собак иногда (большая амстердамская картина 1714) просто лающей собаченкой. Настали переломные моменты в живописи Хальса. Кроме того, голландская живопись широко представлена в жанре пейзажа. Отдельно стоит упомянуть морские пейзажи. Спрос на картины был высок, но и конкуренция между художниками не меньше. Часто в натюрмортах этого направления присутствуют иллюзионистские приемы, создающие искусный обман зрения. Обилие воды в сочетании с зеленью придавало городским улицам большую живописность.
художниками цветущей эпохи приобрели наибольшую известность Ян-Давидс де Гэм (1606-83), его сын Корнелис (1631-95), Абрагам Миньон (1640-79), Мельхиор де Гондекутер (1636-95), Мария Остервейк (1630-93), Виллем в. Альст (1626-83), Виллем Геда (1594 -позже 1678), Виллем Кальф (1621 или 1622-93) и Ян Вэникс (1640-1719). Семьи в Египет» переделал в собственный офорт. Во второй половине годы XVI века родилось большое число живописцев, которые стали явлением в живописи, это уже почти пробуждение голландской национальной школы. Продолжателем его традиций стал Хоббем, предпочитавший солнечные ландшафты.
Юриан ван Стрек (1632 -1687) любил, как и Калф изображать изящные предметы и изысканные завтраки. Гогартом, портретист Ян Квинкгард (1688-1772), декоративно-исторический художник Якоб де Вит (1695-1754) и художники мертвой природы Ян в. Гейзюм (1682-1749) и Рахиль Рейсх (1664-1750).
Во главе ее стоит Корнелис ван Пёленбург (1586–1667). В портретах, бытовых картинах, пейзажах и натюрмортах художники передавали свои впечатления от природы и быта. В «Натюрморте со свечой» П. Класса замечательна не только точность воспроизведения материальных качеств предметов – композиция и освещение придают им большую эмоциональную выразительность. Отдельную группу в искусстве Голландии XVII века заняли так называемые «утрехтские караваджисты». Между последователями этого художника пользовались известностью в качестве исторических живописцев Генрик в. Лимборг (1680-1758) и Филипп в. -Дейк (1669-1729), прозванный Маленьким в. -Дейком.
763. ). его изображения наиболее многочисленны. Поименованные ранее лексикографические труды также имеют значение.
Художественное наследие Рембрандта отличается многообразием жанров. Он не пользовался популярностью, а его офорты не хранили.
И персики и вишни и виноград исполнены очень точно, но безжизненно. 1824) и Христоффель Биссхоп (р. Палитра становится более раскованной и свободной, линии и пластика изображенного – тоже. (1595-1661), считается основателем голл.
В колорите преобладали оттенки красного и коричневого, которые будто вспыхивали изнутри. Среди ценителей творчества Сегерса был сам Рембрандт. Офорт становится бытовым ремеслом в руках второстепенных художников, достойных за небольшую плату использовать какие угодно стилистики (поздний маньеризм, реализм, барокко). Среди них есть искусные мастера, несколько больших живописцев. Более одарённым был художник Виллем Бейтевег.
Херман Сафтлевен Младший (1508 -1685), обратившийся к этому жанру под влиянием старшего брата, Корнелиса, уделяет большое внимание пространственной характеристике среды. В начале 17 века в Голландии ещё процветало довольно примитивное искусство, которое было обосновано приземлёнными вкусами и предпочтениями богатых и властных людей. Одновременно в том же смысле высказался Бредиус. Некоторый блеск умирающей школе придали Корнелис Трост (1697-1750), преимущественно карикатурист, прозванный голланд.
Народные массы Голландии, — говорит Маркс, — уже в 1648г. На все эти события откликнулась и голландская живопись. 1809), Герману Куккуку (1815-82) и Генрику Месдагу (р.
«Каталог» Смита должен быть заменен обширным трудом Гофстеде де Гроота. org/w/ind ex.
Но сын Гисберта Мельхиор дОндекётер (1636–1695), снова променявший Утрехт на Гаагу и Амстердам, стал знаменитым изобразителем жизни домашних птиц. Далее, учеником Блумарта был лейпцигский уроженец Николай Кнюпфер (род.
Основной перевод указанного термина, встречающийся в литературе — «тихая, неподвижная жизнь». Соч., т. 23, стр. Так, в интерьерной картине «Комната в голландском доме» Питера Янсенса изображена залитая солнечным светом уютная комната с играющими на полу и на стенах солнечными зайчиками. 1606 -1652) и Паулюс Ван Ден Бос (1614 -1664).
Там было более гибкое и терпимое правительство, традиции и общество. Лишь наиболее крупные голландские художники писали в различных жанрах. На этом событии, наиболее абсолютном по форме, заканчивается XVI и начинается XVII век. Последний собирал его офорты, а в годы учёбы— копировал их. Историческая живопись в тесном значении слова культивируется в ней, как и в старину, очень умеренно и не имеет выдающихся представителей зато по части исторического жанра Голландия может гордиться несколькими значительными новейшими мастерами, каковы: Якоб Экгоут (1793-1861), Ари Ламме (р. Светлой – привержены рисовальщики, темной – колористы.
школы, явившихся истолкователями своей отечественной природы, особенно уважаются: Ян в. Гойен (1595-1656), который, вместе с Эзаиасом ван де Вельде (ок. Художники испытывают себя во всех жанрах, в различных цветовых гаммах: одни работают в светлой манере, другие – в темной (здесь сказалось влияние итальянского художника Караваджо). Натюрморт можно рассматривать как одну из важных тем голландского искусства – темы жизни частного человека. Они символизировали здесь идею умеренности.
Это явление находит свое объяснение в исторической обстановке в Голландии, когда после заключения Мюнстерского мира (1648) упрочилось международное положение республики и окрепла власть господствующих классов внутри страны, положив предел дальнейшему развитию многих прогрессивных и демократических явлений. Настроение офортов Бейтевега— неторопливое иногда с оттенком скуки. Городские сцены вдохновляли таких художников, как Халс, Лейстер, Моленар и Кодде. Это очень ярко отразилось на городской планировке. Именно они начали изображать сельские уголки в определенном серебристом свете.
Главным выразительным средством у него становится тонко градуированная светотень, благодаря которой и многочисленные предметы, занимающие обычно весь передний план картины и сопровождающие их люди органически вписаны в интерьер. Якоб Охтервельт ( 1670), Дирк Гальс (1589-1656), Антони и Паламедес Паламедесы (1601-73, 1607-38) и др. Значительно тоньше сгармонирован по цвету Завтрак с ветчиной (1647). Потребность в роскоши порождала настойчивую потребность в искусстве. Если отнять у голландского искусства то, что можно назвать честностью, то вы перестанете понимать его жизненную основу и не сможете определить ни его нравственного облика, ни его стиля.
Он писал портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые сцены, картины на исторические, библейские, мифологические темы. Все новые черты пейзажного стиля воплотил в своих картинах Якоб ван Рейсдаль (1629-1682). Эти черты ещё больше усилены в другом портрете (изображение мужчины в широкополой шляпе).
«. ведущим в голландской живописи был бытовой жанр. ландшафта затем ученик этого мастера, Саломон в. Рюисдаль ( 1623), Симон де Влигер (1601-59), Ян Вейнантс (ок. Законами для этого стиля служат искренность, доступность, естественность, выразительность.
Затем следует заметить, что большинство голл. Получили распространение посещения.
К сожалению, произведения примитивных Г. живописцев дошли до нас лишь в очень ограниченном количестве, так как большинство их погибло в ту смутную пору, когда Реформация опустошала католические храмы, упраздняла монастыри и аббатства, подстрекала разбивателей икон (beeldstormers) к уничтожению живописных и скульптурных священных изображений, а народное восстание истребляло повсюду портреты ненавистных ей тиранов. Последний, самый знаменитый, величайший портретист, который вместе с Рембрандтом составляет гордость Голландии, художник, одаренный мощным талантом, прекрасно образованный, разнообразный по стилю, мужественный и гибкий по натуре, космополит, утративший все следы своего происхождения и даже свое имя, — Антонис Моро, (он был официальным живописцем испанского короля) умер после 1588 года. Сюжеты простые, крестьянские— дорога, кусты возле канала, хижины крестьян среди деревьев. Возможно, моделью для ангела являлся Титус. «Еврейское кладбище», представляет запущенную местность. Для этого не хватало только двух вещей: нескольких лет мира и мастера, который был бы создателем школы. Голландия была образцовой капиталистической страной XVII столетия» (К. Луки, если и содействовали этому, то в очень умеренной степени.
В портретном жанре появились изображения адмиралов и офицеров Ост-Индской кампании. Эта черта проявилась нагляднее в натюрморте. После достижения Северные Нидерланды, наряду с Испанией и её нидерландскими владениями, заняли ведущее положение в художественной жизни Европы. Художники обращали внимание на внешнюю сторону, позы, костюмы. Чувство собственного достоинства соединяется в нем с безмерным честолюбием.
Иногда Сегерс чувствовал усталость от тревожных фантасмагорий собственных пейзажей и тогда возникали офорты-натюрморты («Книги»). Второе отличительное свойство голл. Ко второй половине семнадцатого века в жанре возникли более эмоциональные произведения с философскими идеями. Уффици располагает тремя работами великого мастера. Художники испытывают себя во всех жанрах, в различных цветовых гаммах: одни работают в светлой манере, другие – в темной (здесь сказалось влияние итальянского художника Караваджо).
В этом перечне есть и художники имена которых сохранила история и те, кто представлял только отдельные попытки достичь мастерства и те, кто стали учителями и предшественниками будущих мастеров. Оно любило показывать природу такой, какая она не бывает в действительности. Его полотна представляют бесхитростные бытовые сцены: служанка подает своей хозяйке письмо, кавалер подносит даме бокал вина. Его ярко-красочные повествовательные картины — «Дела милосердия» в Касселе, «Соломон, приносящий жертву богам» в Брауншвейге, «Охота за счастьем» в Шверине, которая, как показал Вейцзекер, внушена утраченным оригиналом Эльсгеймера, — достаточно ясно обнаруживают влияние этого римлянина из верхней Германии. stilleben, англ.
1620-54), Саломон и Филипс Конинги (1609-56, 1619-88), Питер де Греббер, Виллем де Портер ( позже 1645), Герард Доу (1613-75) и Самюель ван Гогстратен (1626-78). Он уже 10 лет занимался офортом, хотя и не был ни фанатично преданным офортной технике (как Сегерс), ни склонным к значительным экспериментам с самой техникой. 1837), Лодевейк Аполь (р.
Остаде передает сосредоточенность «музыкантов», с едва заметным юмором изображая наблюдающих за ними в окно детей. Вот таким образом надо чтобы небо на картине двигалось, притягивало, увлекало нас за собой.
Свое главное решение она получила в жанровой картине. Флорис ван Схотен (ок. Более краткие общие очерки принадлежат Влоотену, Ваагену, Крове и Гаварду.
Они рассказывают о домашних заботах хозяйки дома (покупка провизии, забота о детях, занятия рукоделием), о развлечениях голландского бюргера (игра в карты, прием гостей, концерты). «Аллегорию живописи», созданную около 1665–1666 годов, вершинное произведение Вермеера с точки зрения работы с цветом, можно назвать наиболее амбициозной его картиной. stilleven, нем. Одновременно в том же смысле высказался Бредиус. Для народных масс это означало лишь смену одной формы социального гнета другой.
Лучшим примером этого является натюрморт Рыбы в корзине. Наконец, реалистичное направление голландской школы было причиною того, что в ней образовался и развился род живописи, который в других школах до той поры не культивировался как особая, самостоятельная отрасль, а именно живопись цветов, плодов, овощей, живности, кухонных принадлежностей, столовой посуды и т. п. – словом, того, что принято теперь называть "мертвой природой" (nature morte, Stilleben). Бюргерские жилые дома представляли собой узкие, сильно вытянутые в глубину здания от двух до четырех этажей высотой фасады их завершались традиционными высокими фронтонами.
Его панорамные пейзажи зовут в синеву, побуждают к долгому созерцанию, пугают неизвестным будущим, далёким от опасности. Но именно потому, что голландская живопись была домашним искусством искусство репродукции, которое стучится в каждую дверь, часто заменяло теперь в Голландии стенную и плафонную живопись. Новое представление стал иметь жанр бытовой живописи – жанровая живопись. Внешняя политика Голландии в первой половине 17 в. характеризовалась борьбой с Испанией и Португалией за политическое и экономическое преобладание, а во второй половине столетия — с Францией и главным образом с Англией внутренняя политика— борьбой за власть между крупной буржуазией провинции Голландии и штатгальтером (номинальным главой государства), к которому нередко присоединялись различные слои населения, оппозиционно настроенные по отношению к всемогущему амстердамскому патрициату. Нет на свете картины, более насыщенной, так как именно голландцы включают столь большое содержание в столь маленькое пространство.
В целом голландскую школу называют жанровой. Еще в начале 17 в. о Голландии говорили, что она имеет больше домов на воде, чем на суше. Целое полчище художников (малые голландцы- пост следующий) удовлетворяет требованию на такие картинки, не задумываясь долго над выбором для них тем, но добросовестно воспроизводя все, что ни встречается в действительности, проявляя при этом то любовь к своему, родному, то добродушный юмор, точно характеризуя изображаемые положения и лица и изощряясь в мастерстве техники. школа живописи", вошедшее во всеобщее употребление, должно быть понимаемо только в условном смысле, как обозначающее совокупность соплеменных мастеров, но не действительную школу. Луки, если и содействовали этому, то в очень умеренной степени. Черты аристократизма настолько преобладают в искусстве Голландии на рубеже 17-18 вв., что влияют и на жанровую живопись, которая (как и голландский портрет) теряет демократические черты (Корнелис Трост, «Забавы в парке», «Портрет Иеронима Тоннемана с сыном»).
Все элементы композиции объединены светом и колоритом. На самом деле, в других странах, напр. Каждый предмет должен был заимствовать свою пластическую форму у одного и того же идеала. Краски словно излучают свет, цвет интенсивный. В искусстве это период наивысшего подъема, но одновременно и начала размежевания среди художников, лучшие из которых во главе с Рембрандтом остаются на реалистических позициях, сохраняя в своем творчестве демократические черты, в то время как многие из голландских живописцев, оставаясь связанными с кругом общественных идей буржуазии, в скором времени оказываются захваченными нарастающим упадком голландского искусства.
Получилось новое искусство, но со старыми, как мир, сюжетами. До этого художники называли подобные картины, описывая сюжет: «Маленький завтрак», «Букет цветов», «Охотничий трофей», «Суета сует». wikipedia. Нидерландский натюрморт XVII века.
Нередко Фабрициус был вынужден отдавать их за долги домовладельцам. Жанр «завтраков» Среди голландских картин нередко встречаются вещи бездушные, но технически выполненные вполне добротно или произведения в целом малопривлекательные, но поражающие совершенством выполнения отдельных частей, в особенности деталей натюрморта. Уже учитель Калфа, автор кухонных натюрмортов Франсуа Рейкхалс, писал в последние годы жизни серебряные и позолоченные блюда и бокалы, китайский фарфор и венецианское стекло в сочетании с фруктами, омарами и другими изысканными яствами.
php. Из не менее значительного числа живописцев, воспроизводивших быт среднего и высшего, вообще достаточного, сословия, пользуются известностью Герард Терборх (1617-81), Герард Доу (1613-75), Габриель Метсю (1630-67), Питер де Гог (1630-66), Каспар Нетшер (1639-84), Франс в. Мирис Старший (1635-81), Эглон ван дер Нэр (1643-1703), Готфрид Схалькен (1643-1706), Ян ван дер Мэр Дельфтский (1632-73), Иоганнес Верколье (1650-93), Квиринг Брекеленкамп (1668). Нидерландская культура XVII в. представляет собой уникальный феномен в истории. Офорт становится вспомогательной техникой в создании иллюстраций к книгам, анатомическим или ботаническим трактатам, в создании титульных страниц (фронтисписов), которыми начинали издание. Правдивость живописи Халса больше не привлекает богатых заказчиков, которые хотят видеть себя на портретах лучше, чем они есть на самом деле. Картину «Блудный сын» можно считать лучшим полотном Рембрандта и эпилогом его творчества. «Малые голландцы» отличались светским реализмом, обращались к окружающему миру и людям использовали живопись, богатую тонами.
Уже в первых работах Вермера появляется характерное для его творчества соединение реалистичности и некоторой доли идеализации образов («Диана с нимфами», «Христос у Марфы и Марии» — обе до 1656). В портретном жанре появились изображения адмиралов и офицеров. 1831). Из прочих живописцев рассматриваемой эпохи, наделенных несомненным дарованием, но зараженных духом времени, следует отметить Виллема и Франса в. Мирисов Младших (1662-1747, 1689-1763), Николаса Верколье (1673-1746), Константейна Нетшера (1668-1722), Изака де Мушерона (1670-1744) и Кареля де Мора (1656-1738). Благодаря индивидуальному стилю художника – широкому, уверенному, с насыщенными, яркими цветами (красным, жёлтым, синим и др. ) – из этих отдельных лиц складывается художественный документ эпохи.
Блокгорстом (1532-83), Корнелис в. Гарлем (1562-1638) и другие, принадлежащие уже к следующему периоду Г. школы, каковы, напр., Абрагам Блумарт (1564-1651), Герард Гонтгорст (1592-1662), отправлялись за Альпы проникаться совершенствами корифеев итальянской живописи, но подпадали, по большей части, под влияние представителей начинавшегося в ту пору упадка этой живописи и возвращались на родину маньеристами, воображающими, что вся суть искусства заключается в утрировке мускулатуры, в вычурности ракурсов и щегольстве условными красками. Одно из самых сильных произведений позднего Хальса – мужской портрет из Метрополитен-музея в Нью-Йорке (1650-1652). Светлой – привержены рисовальщики, темной – колористы.
На ранних полотнах Остаде люди играют в карты, ссорятся и даже дерутся в трактире. Не осталось в живых даже ни одного ученика Яна Скореля. В основном простые мотивы его пейзажей оживляли или редкие персонажи или порыв ветра, наклоняющего верхушки деревьев. Питер Клас (1597 -1661) был первым мастером, сосредоточившим все свое внимание на изображении предметов, окружающих человека в его повседневной жизни.
др. Между последователями этого художника пользовались известностью в качестве исторических живописцев Генрик в. Лимборг (1680-1758) и Филипп в. -Дейк (1669-1729), прозванный "Маленьким в. -Дейком". С восторгом был встречен современниками групповой портрет «Анатомия доктора Тульпа» (1632).
После возвращения «подарков» Ротшильда — выразительный портрет мужчины в черном был приобретен для коллекции принца Лихтенштейнского и таким образом вернулся в Вену. По его следам Мартен ван Вэн, прозванный Гэмскерком (1498-1574), Генрик Гольциус (1558-1616), Питер Монтфорд, прозв. Голландцы его называли «stilleven». Голландские художники создавали впечатление естественного «беспорядка» в расположении вещей: они показывали разрезанный пирог, очищенный лимон с висящей спиралью кожурой, недопитый бокал вина, горящую свечу, раскрытую книгу – всегда кажется, что кто-то касался этих предметов, только, что пользовался ими, ощущается незримое присутствие человека.
Маркс и Ф. Энгельс. Одни мастера пишут сцены из быта бюргеров и офицеров – Питер де Хоох (1495-1562), Герард Терборх (1617-1681), Габриэль Метсю (1629-1667), вторые – из крестьянской жизни – Адриан ван Остаде (1610-1685), третьи – сцены из быта учёных и врачей – Геррит Доу (1613-1675) пейзажисты – Ян Порселлис (1584-1632), Симон де Влигер (1601-1653) изобразители лесных уголков – Мейндерт Хоббема (1638-1609), мастера интерьера – Питер Янсенс (1623-1682).
Например, Питер Артсен, родившийся в Амстердаме, до возвращения в родной город в 1557 году работал в Антверпене, а его ученик и племянник Иоахим Букелаер всю жизнь провел в Антверпене. В работах его современника Яна Мостарта (около 1470-1556) стремление к натурализму соединяется с оттенком готического предания, теплота религиозного чувства с заботою о внешней элегантности. Голландия дает первый в истории пример эволюции культуры на раннем этапе капиталистического общества.
1585-1666 гг. ). В 1583 г. художник и теоретик искусства Карель ван Мандер привез этот стиль в Харлем. «Каталог» Смита должен быть заменен обширным трудом Гофстеде де Гроота. Примечательнейшая черта творческой манеры Хальса – это способность передать характер через индивидуальную мимику и жест, словно пойманные на лету – «Веселый собутыльник», «Мулат», «Улыбающийся офицер».
Некоторый блеск умирающей школе придали Корнелис Трост (1697-1750), преимущественно карикатурист, прозванный голланд. На этом событии, наиболее абсолютном по форме, заканчивается XVI и начинается XVII век.
Следует отметить, что ван Бейерен писал также морские виды. Композиция натюрмортов Хеды строго продумана и всегда крепко построена. Для Голландии типично разделение не только на жанры, но и на многочисленные подвиды.
Такой жанр отражал поведение и общение людей, принадлежащих к различным сословиям. Многих из своих новейших деятелей она может смело противопоставить лучшим живописцам XIX века в других странах. Нидерландская XVII в. представляет собой уникальный феномен в. Иногда Сегерс чувствовал усталость от тревожных фантасмагорий собственных пейзажей и тогда возникали офорты-натюрморты («Книги»). Следующее произведение — крупнофигурное полотно «У сводни» (1656), написанное на сюжет используемый многими живописцами, — отличается оригинальностью исполнения.
-77) Фредерик де Мушерон (1633 или 1634-86) и др. в 1603 г. ), появившийся в 1630 г. в Утрехте. Именно они начали изображать сельские уголки в определенном серебристом свете. Замечательный мастер портретного жанра, только в 1630-е гг. Во Фландрии уже были художники, которые сформировались или были близки к этому.
Спрос на живопись резко увеличился. Однако такие общества, носившие название гильдий св. К их числу принадлежат Андреас Схельфгоут (1787-1870), Барент Куккук (1803-62), Иоганнес Вильдерс (1811-90), Виллем Рулофс (р.
1600 – позже 1679), любитель эффектов лучшего освещения Арт в. д. Нэр (1603-77), поэтичный Якоб в. Рюисдаль (1628 или 1629-82), Мейнерт Гоббема (1638-1709) и Корнелис Деккер ( 1678). Композиция построена на равновесии цветовых звучаний. Художник любил эмоциональные состояния, полные динамики.
Среди них амстердамские мастера Ян Янс Трек (ок. Ограничиваясь же указанием на тех, для которых живопись морских видов составляла специальность, мы должны назвать Виллема в. де Вельде Старшего (1611 или 1612-93), его знаменитого сына В. в. де Вельде Младшего (1633-1707), Людольфа Бакгейзена (1631-1708), Яна в. де Каппелле ( 1679) и Юлиюса Парцеллиса ( позже 1634). Очень быстро Халс стал одним из самых известных портретистов Харлема. Строгость воздушной перспективы, абсолютное соответствие цвета и оттенков с местом в пространстве, которое занимает предмет.
Из них особенно ярко сияет в истории имя Рембрандта, сначала пользовавшегося почетом у своих современников, потом ими забытого, мало оцененного потомством и только в текущем столетии возведенного по всей справедливости на степень мирового гения. Лоррену и др.
Она небольшого размера и отличается своими мощными строгими красками. Начинаются поиски живописной манеры, разрабатываются правила изображения светотени. Кроме этого – общественная жизнь, гражданские церемонии, банкеты. Например, гарлемские художники натюрморта к так называемым «завтракам» – Питер Клас (1598-1661), Виллем Хеда (1594-1680). Последний, самый знаменитый, величайший портретист, который вместе с Рембрандтом составляет гордость Голландии, художник, одаренный мощным талантом, прекрасно образованный, разнообразный по стилю, мужественный и гибкий по натуре, космополит, утративший все следы своего происхождения и даже свое имя, – Антонис Моро, (он был официальным живописцем испанского короля) умер после 1588 года.
761. ). Голландские художники 17 века ввели в моду реализм в живописи.
Каталог Смита должен быть заменен обширным трудом Гофстеде де Гроота. Теперь это живопись толпы, гражданина, человека труда. В XV-XVI вв.
Это одновременно и справедливо и неправильно. 1826), Антон Мауве (1838-88), Якоб Марис (р. Из прочих живописцев рассматриваемой эпохи, наделенных несомненным дарованием, но зараженных духом времени, следует отметить Виллема и Франса в. Мирисов Младших (1662-1747, 1689-1763), Николаса Верколье (1673-1746), Константейна Нетшера (1668-1722), Изака де Мушерона (1670-1744) и Кареля де Мора (1656-1738). Голландский характер мастера обнаруживается, как только он переходит к более скромным вариантам темы.
Они могли быть как точным воспроизведением и конкретного пейзажа («Панорама Амерсфорта») и условным сочетанием реальных элементов горных долин с хижинами, деревьями и лодками в дальних заливах («Река в горной долине»), так и абсолютно фантастическими, тревожными («Скалистая долина с рекой и дорогой»). В развитии голландской живописи это был критический момент. Семьи в Египет» переделал в собственный офорт. Рембрадту было тридцать, когда умер Геркулес Сегерс.
В быстро развивающемся капиталистическом обществе к искусству устанавливается новое отношение. Большой натюрморт Рыбы на берегу моря принадлежит ученику де Пюттера, лучшему живописцу рыб Абрахаму ван Бейерену (1621 -1690). Но наибольшей глубины работы художника достигают в последние годы его жизни.
Это исчезает в поздних портретах. Трубки и жаровня (1636) – лучший тому пример. Бытовой жанр сложился в двух разновидностях – крестьянский и бюргерский (городской) жанр. Лоррену и др.
Политические и социально-исторические условия в этой стране были более благоприятными. нераздельно, под одним общим названием нидерландской школы. XVII век – это золотая эпоха голландской живописи. Одним из наиболее талантливых портретистов этой эпохи можно назвать Франса Хальса (прибл. Мы как бы обитаем в картине, движемся, заглядываем вглубь, поднимаем голову, чтобы измерить глубину неба. В осанке мужчины читаются холодная властность и высокомерное презрение ко всем. Примером могут служить такие художники, как Виллем Клас Хеда, который писал исключительно натюрморты, Виллем ван дер Вельде с его маринами и Ян ван Гойен, выбравший деревенские пейзажи.
1826), Тереза Шварце (р. корифеям французской школы. Не осталось в живых даже ни одного ученика Яна Скореля. Знаменитейший в ряду таких живописцев сельской идиллии – Паулюс Поттер (1625-54) кроме него, должны быть причислены сюда Адриан в. д. Вельде (1635 или 1636-72), Альберт Кейп (1620 – 91), Абрагам Гондиюс ( 1692) и многочисленные художники, обращавшиеся за темами предпочтительно или исключительно к Италии, каковы: Виллем Ромейн ( позже 1693), Адам Пейнакер (1622-73), Ян-Баптист Вэникс (1621-60), Ян Асселейн, Клас Берхем (1620-83), Карель Дюжарден (1622-78), Томас Вейк (1616. Знаменитый художник мертвой натуры Ян Вееникс (1640–1719), родившийся и умерший в Амстердаме, посещал школу своего отца Джованни Баттиста в Утрехте.
– 1657), предшественники трех величайших портретистов Голландии – чародея светотени Рембрандта ван Рейна (1606-69), бесподобного рисовальщика, обладавшего удивительным искусством моделировать фигуры в свету, но несколько холодного по характеру и колориту Бартоломеюса ван дер Гельста (1611 или 1612-70) и поражающего фугою своей кисти Франса Гольса Старшего (1581-1 6 66). На все эти события откликнулась и голландская живопись.
Строже и спокойнее становится его палитра. Около половины XVI стол. Термин «застывшая жизнь» (голл.
Их работы характерны идеализированным образом быта голландской буржуазии. За домом обычно располагался крохотный дворик. Зародившийся в университетском ru. Поднять на новую ступень голландский офорт сумел Геркулес Сегерс (1589—1638).
Карманные часы вошли и в иконографию классического голландского натюрморта типа Завтраков. Однако простота художественных концепций Вермеера обманчива. Но Халс не отказался от реализма и его популярность резко упала. Обе они, составляя отпрыск рейнской ветви нем.
Уроженцем Утрехта был и величайший голландский художник плодов и цветов Ян Давидс де Геем (1606–1684), переселившийся в 1635 г. в Антверпен. Особенно богата новейшая голл.
Главным распространителем этого прискорбного направления был поселившийся в Амстердаме фламандец Герард де Лересс (1641-1711), художник весьма способный и по своему времени образованный, оказавший на современников и ближайшее потомство огромное влияние как своими манерными псевдоисторическими картинами, так и произведениями своего пера, между которыми одно – "Великая книга живописца" (39t groot schilderboec) – в течение пятидесяти лет служила кодексом для молодых артистов. В работах его современника Яна Мостарта (около 1470-1556) стремление к натурализму соединяется с оттенком готического предания, теплота религиозного чувства с заботою о внешней элегантности. Имелись также художники, специализировавшиеся на церковных интерьерах и различных видах натюрмортов, как например: «лавка», «десерт», «завтрак» и др. Более одарённым был художник Виллем Бейтевег. Глиняный кувшин и стакан с пивом, жаровня, в которой тлеет торф, две глиняные трубки из Гауды известного центра их производства, табак на оловянной тарелке и табакерка – что может быть обычнее.
корифеям французской школы. Вот таким образом голл.
Образцом его работы в этом жанре может служить пейзаж в глубине рассматриваемой картины. Получили распространение посещения анатомических театров. Продолжателем его традиций стал Хоббем, предпочитавший солнечные ландшафты.