Велика роль Тагора как педагога, воспитавшего целый ряд крупнейших индийских художников, которые распространили и популяризировали новые эстетические и художественные взгляды Бенгальского Возрождения по всей Индии. Он увлекся живописью ещё в раннем детстве, а красота индийской природы просто заставляла будущего художника взяться за кисти.
К совершенной точности не всегда стоит даже стремиться. Как же тогда должен быть изображён в искусстве величайший учитель Индии. до н. э.
Сначала слоновую кость обрабатывают и полируют. Прообразом ступы был земляной могильный холм. Срезая с трех сторон краем картины фигуру, художник как бы приближает к зрителю изображение, делая его почти «участником» стремительного движения контуров, обрисовывающих фигуру девушки.
В таком же направлении работают многие молодые индийские архитекторы. Некоторые из них как бы объединены тематическим единством, например цикл «Сельская девушка», «Туман», «Мать». В более поздний период, относящийся, главным образом, к правлений) Шах-Джехана, строительство монументальных зданий продолжалось. Совершенно все рагамалы изображаются в конкретных цветовых гаммах, в зависимости от времени суток или сезона, в которые исполняют те или иные раги.
То же и с архитектурой. Возникновение «Бенгальского Возрождения» граничит с именем Рабин-драната Тагора (1861—1941) и его окружением. И даже при таком смещении акцентов они все же уделяли внимание обыденности, хотя и в меньшей степени. Это здание построено в 1602 г. в ознаменование завоевания Гуджарата.
На иллюстрации из Джаунпура головы людей более квадратные, а огромные вуали движутся. В таких условиях мастер не просто личность идущая на поводу у индивидуальных капризов, но часть мироздания, дающая выражение идеалам вечной красоты и неизменным законам космоса. Со второй половины 19 века в Индии создаются художественные учебные заведения: Калькуттская художественная школа (1854), школы в Бомбее и Мадрасе (1857), а с 1886 года — «Общество художников» в Бомбее.
в месте, где Будда организовал общину монахов. Единственными внешними влияниями, с которыми считались художники, были убеждения тантрического буддизма.
Мастерство ремесленника заключатся в том, чтобы сбалансировать эффект, создаваемый камнями. К началу 1 тыс. Картины, выполненные красной краской по белому песчанику изображают людей, едущих верхом на животных.
Особое значение искусства Гандхары состоит в «изобретении» образа Будды и создании устойчивой иконографии сюжетов из его жизни. из Memorial of Edward Burne-Jones, by Lady Burne-Jones, 1904). Нередко абстракционистские тенденции в творчестве индийских художников переплетаются с декоративно-стилизаторскими приемами. В основном изображают Кришну в разных позах. А использование плоского красного фона наполняет каждый эпизод трепетным волнением. Для сидящего Будды характерны мудры: кисти лежат ладонь на ладонь на скрещенных ногах — это мудра размышления и сосредоточения (дхъяна — мудра), правая рука касается земли — знак призыва земли в свидетели того, что Гаутама достиг просветления, кисти рук около груди с особым расположением пальцев — знак поворота колеса Закона.
Среди первых – столбы или колонны из песчаника (многие высотой более 15 м), которые Ашока устанавливал в различных местах, связанных с земной жизнью Будды. По сторонам от ведущей в храм лестницы были фигуры поднятых на дыбы кjней. Рой находится на грани схематизации человеческого образа. Первая уничтожила красоту и ограниченность старой традиции.
«За последние семь месяцев я обнаружил 400 наскальных изображений», — заявил Виджей Кумар, полицейский и археолог-любитель из штата Утар-Прадеш. В его картинах, как, например, «Туалет» и особенно «Музыкант», где выразительно передано напряжение игры, привлекательна обобщенная экспрессивность рисунка и яркая звучность цветовых отношений. Индийское произведение искусства оценивалось как хорошее лишь в той мере, в какой оно адекватно выполняло функцию материального символа божества и только если его исполнение соответствовало традициям ремесленного мастерства и каноническим предписаниям. не сохранилось никаких произведений скульптуры и живописи, за исключением нескольких небольших предметов из терракоты и металла. Центральный персонаж картин всегда детально прорисовывается. Святилище венчает самая большая из башен, установленных над всеми помемещениями.
Художники потеряли интерес к человеку, но начали проявлять его к богам и их среде обитания. Даже дети, словно зачарованные, смотрят на происходящие приготовления. Выдающимся мастером этого жанра был Мансур. В художественной же манере, в лепке объемной формы, трактовке лиц, поз одежды сказалось воздействие классических образцов эллинистической пластики. Современная художественная жизнь Индии чрезвычайно многообразна, «сложна и противоречива.
Также и тамильская поэтесса Аувей, на упрёк служителя, что она святотатственно вытянула ноги в сторону изваяния божества, парировала: «Ты прав, о господин, но скажи мне, в каком направлении нет Бога и я вытяну ноги в ту сторону». Фрески в пещерах изображают джатаки. Примером такого здания служит стройный и изящный храм 7 в Санчи.
Архитектурный проект также олицетворяет или символизирует мироздание план храма или города закладывается исходя из астрологических подсчётов, каждый камень имеет своё определённое место в космической планировке, а ошибки и дефекты исполнения говорят лишь о несовершенстве и недостатках самого мастера. По своему содержанию индийская скульптура VII—XIII вв. арии освоили всю Северную Индию. Именно здесь возникло и сложилось то глубоко противоречивое, в какой-то мере эклектическое искусство, которое получило в литературе название «греко-буддийского», «индо-греческого» или просто «гандхарского». До начала 20-х гг.
Особенно выразительные примеры дают храмовые комплексы Бхуванешвара и Каджурахо. Ярко очерченные нос, веки и губы выделяют фигуры на плоской поверхности стены. Они позволяют нам более ясно понять природу и метод функционирования традиции. Остро-выразительна худенькая фигурка «Замужней девочки», ее страдальческое лицо с припухшими губами и грустными глазами ребенка, лишенного радостей детства.
Изображения природы и мифологических сцен создавались на протяжении многих веков на стенах жилищ во время сезонных праздников религиозного года и особых событий, например, свадеб.
Иногда интерес к жизни простых людей, социальная тематика привлекают к себе внимание Хеббара и тогда он создает свои лучшие работы: «Продажа скота» (1942), «Трапеза» (1959), «Круг за кругом» (Эрмитаж). Искусство Индии очень самобытно. Краска наносится несколько раз, в результате достигается мягкий, но великолепный эффект. Рави Варма писал портреты и различные мифологические и исторические картины в духе английского «викторианского» академизма (например, «Двор царя Вираты», последняя четверть 19 в. ).
Многие лучшие произведения современной индийской живописи, в которых правда жизни сливается с живой традицией, связаны с жанровыми или лирическими мотивами. Чтобы понять этот образ, необходимо сначала объяснить легенду и концепцию появления Шивы в образе танцующего Бога. Условности будущего должны быть точно так же увязаны с национальной жизнью. В небе виднеются светлые, правильно округленные облака.
– III в н. э., можно обнаружить определенный акцент на социальной среде. оставили после себя пещерные храмы, модели храмов, вырубленные из цельной скалы (ратхи).
Ашока начал строительство буддийских мемориальных храмов — ступ. Классический традиционный рисунок наносился природными красителями на деревянные дощечки известные как Palagai Padam (Palagai означает деревянная дощечка, Padam – рисунок), для которых использовали древесину джекфрута (Artocarpus heterophyllus) или тика (Tectona grandis). Конечно именно в той позе, которая в сердце Индии увязана со стремлением к Идеалу.
В центре находятся правительственные здания, в том числе круглое в плане здание парламента (архитектор Г. Бейкер). Другими словами, в стране нет настоящей инфраструктуры в сфере современного искусства». Их не волновали ни природа, ни социальные условия того периода.
После смерти Александра в Вавилоне в 323 г. до н. э. Художник прожил в РФ семь лет. В современном индийском изобразительном искусстве значительное распространение получили различные «ультрасовременные», модернистские и абстракционистские направления, духовно родственные крайним формалистическим течениям западно-европейского и американского буржуазного искусства.
Это покрытие было достаточно стойким, учитывая неблагоприятные климатические условия но оно портилось местами и за время, прошедшее с прошлого века, когда были сделаны первые копии, росписи еще больше разрушились. Индийские художники стремились к внедрению в нее чувственного пластического начала. 243 до н. э. ).
— V в. н. э., когда-то были обителью буддистских монахов. Характерным примером могут служить многочисленные фигуры Шивы Натараджи (пляшущего Шивы) изображения Парвати, Кришны и других божеств, статуэтки жертвователей— царей и цариц династии Чола. О. Занзибар».
Монументальное ограждение ступы в Санчи (1 в. до н. э. ) абсолютно гладкое, однако поверхность столбов и перекладин торана (ворот) сплошь покрыта рельефами с изображениями сцен из жизни Будды и его предыдущих воплощений. Среди массы шедевров Аджанты следуют отметить фигуру молодого человека, слегка изогнувшегося в позе трибханга (особо любимой индийскими художниками), с украшениями на голове и белым цветком лотоса в правой руке. В более поздних произведениях А. Тагор постепенно освобождается от сковывавших его элементов прямого подражания («Ума», начало 1900-х гг. ). В стеатитовом бюсте жреца (или царя) и бронзовой статуэтке танцовщицы из Мохенджо-Даро представлены два абсолютно различных индивидуализированных образа, трактованных обобщенно, но очень выразительно и жизненно. Пещерная живопись выполнена художниками, которых нанимали буддистские монахи. В северной провинции Кушанского царства, Гандхаре, которая до того входила в состав Греко-Бактрийского царства (250 – 140 до н. э. ), в первые века н. э.
Шер-Гил тонко чувствует и передает женские образы. Рагамала (букв. Картина создавалась поэтапно. Основоположником живописи на холсте является бомбеец Раджа Рави Варма (1848—1906), происходивший из именитой семьи и учившийся у английского портретиста Теодора Джексона. Это смягченные и печальные черты бодхисатвы Авалокитешвары Падмапани, «господина, взирающего вниз с состраданием». Эволюция дравидского храма привела к повышению роли входных ворот.
Это и есть вдохновение поэта, видение художника и воображение естествоиспытателя. Если в своих ранних работах он пишет реалистически с натуры («У храма в Карли», 1939), то позднее он старается использовать традиции раджпутской миниатюры, стремясь, впрочем, передавать и пространственные отношения («Праздничный танец», 1949). Он одним из первых занялся созданием дешевых картин для народа, выполненных в стиле «Калигхатпат»— бенгальских народных картинок. (ок.
В том же году в Калькутте было создано Индийское общество восточного искусства, устраивавшее первые регулярные выставки «нового искусства».
Лотос издавна считался у индийцев жизненным началом Вселенной, лев, а позднее слон, стали символизировать Будду, которого называли «Лев из рода шакья» и который вошел в лоно своей матери Махамайи в виде белого слона. Цель подобного искусства, конечно, не состоит в такой же осознанной религиозности.
Устремленной вверх шикхаре противопоставлены остальные части храмового здания все они значительно ниже их покры тие имеет обычно вид пологой уступчатой пирамиды. В 1935 году в предгорьях Гималаев ею был выполнен диптих «Люди с холмов». Бык в «Ригведе» — символ перевозчика (ваханы) Шивы и стал называться Нанди, он представляет Запад.
В Индии в последние годы увеличивается интерес к искусству современных художников. Заметно усиливается роль декоративного начала. У него удлиненные мочки ушей (символ всеслышания), выпуклая родинка урна между глаз (знак духовного видения) и теменное возвышение ушниша (знак всеведения).
Растительные краски глубоких оттенков используются в изображении эпических сцен. Этот период, называемый также индо-шумерским, связывают с первой великой цивилизацией, которая процветала в Индии в 3 тыс. Среди многих художников выделяется Харен Дас, с исключительной правдивостью непосредственного впечатления изображающий жизнь индийских тружеников («Окончание работы», «Выходят в море», «Счастливая пора», «Дойка»). Брахманами было разработано представление о том, что Брахман, сущность которого совершенно неопределима, проявился тройственно: как созидание Вселенной (Брахма), сохранение (Вишну) и разрушение для последующего воссоздания (Шива). Вершиной этого стиля стала любовная серия Чаурапанчашика (Пятьдесят строф о похищении).
— это была роспись горшка, обнаруженного в долине Инда.
Оживленные позы добавляли в атмосферу картины свирепости. Полотно «Лодочник» (1936), где на фоне грозовых туч устремлен вперед силуэт мускулистого полуобнаженного человека, напряженно отталкивающегося шестом, по своему художественному замыслу перерастает жанровую сцену. Но не все искусство древней Индии было посвящено аспектам повседневной жизни. Еще один важный период в истории индийского искусства был период Гупта, когда были построены пещеры Аджанта. Столб с львиной капцтелью был воздвигнут в Сарнатхе в середине III в. до н. э. Шикхара североиндийских храмов имеет особую форму.
Современного зрителя (и не только индийского) восхищают способность художницы к обобщениям, психологизм, достоверность и убедительность образов. На двадцатый час он получил божественную способность заглянуть в самую суть и увидел всё в пространстве бесконечных миров так ясно, будто они были рядом затем пришло ещё более глубокое понимание и он познал причину страдания и дорогу знаний, «получив неисчерпаемый источник истины».
Внутренняя символичность этого произведения кроется в глубоко правдивой передаче определенного реального трагического факта, благодаря чему оно смогло стать своеобразным откликом художника на бедствия, переживаемые угнетенным народом. Что же такое реальность и правда. Это живопись, в основу которой легли различные индийские музыкальные мотивы из раг.
Бос развил и обогатил эстетические взгляды А. Тагора. В 1901 году в своем доме, близ Калькутты, он открыл школу Шантиникетон («Обитель мира»), впоследствии, в 1921 году, преобразованную в университет. Благодаря им идеи Кумарасвами стали ключевыми для всего происходящего в искусстве Индии в ХХ веке и решительно перешагнули в век XXI. Тем не менее, стиль Гандхар последовал только в части Индийского субконтинента. Крайняя непримиримость этой мысли ужасает так же, как и «равнодушие христиан к внешней красоте». (320 – 185 до н. э. ).
Теория эволюции или атомно-электронная теория, мгновенное решение (разоблачение) математическим умом сложных расчётов, концепция, в один момент складывающаяся в уме художника, – все они демонстрируют видение идеи, лежащей в основе подспудно воспринимаемого опыта, некое послание от «неисчерпаемого источника истины». После этого пещерное храмовое строительство затухает. В пятнадцатом веке были проиллюстрированы два манускрипта – один в Манду в центральной Индии в 1439 г., другой – в Джаунпуре рядом с восточной границей в 1465 г. Это были копии библии джайнистов. Несколько богов ассоциировались с солнцем. Наиболее значительный из них — храм Дхар- мараджа-ратха. Картины Святослава Рериха необыкновенны своим мастерством, сверканием красок, глубоким смыслом и индивидуальностью стиля.
– это была роспись горшка, обнаруженного в долине Инда. Несколько иная картина наблюдается в прикладном искусстве. Эти моменты особенно ярки в творчестве таких мастеров, как Дж. Техника живописи по стеклу относится к XVI в. — времени правления махараджей в Танджоре (штат Тамилнад).
Обязателен нимб.
Во внешней композиции храмового здания его членение на части обычно резко подчеркивается. Далеко не последнюю роль играет и зависимость от спроса на рынке, от моды. Изображение природы стало носить более стереотипный характер.
Этот образ — один из сильнейших не только в творчестве Шер-Гил, но и во всем современном искусстве Индии (1936).
– Прим. Насквозь прогнившая общественно-экономическая структура феодального общества, отягощенная пережитками общинно-родового и рабовладельческого строя, стала основой колониальной эксплуатации страны. Делается это с целью передачи эмоции и настроения вызываемых рагами.
Большого совершенства достигли могольские мастера в изображении животных, птиц и растений. Безукоризненно точными линиями рисует он дтиц, тончайшими штрихами и нежными переходами цвета вырисовывая детали их оперения.
Западную стену занимает здание мечети. Это искусство сохранилось до сих пор, однако в основном работы не отличаются былой утонченностью, в огромных количествах они продаются на обочинах дорог, где охотно раскупаются туристами.
Это хорошо видно на примере мечети в Аджмире. В пещерах находится множество великолепных фресок, написанных темперой. Зародившись в Басоли (Basohli/Basholi) этот одноименный стиль широко распространился, постепенно преобразовавшись в другие известные стили живописи пахари, а именно чамба, гюлер, кулу и манди. 185 – 25 до н. э. ). Графическая серия «Голод в Бенга-лии» (1943) — обличительные показания художника-очевидца, страдающего за разоренную колониалистами Родину. Эта картина — обобщенное выражение народной силы, преодолевающей стихию. В священном Тиллаи (ныне город Чидамбарам.
В древнем искусстве, в период II в. до н. э. до н. э. По этой же причине поздние работы Милле менее ценны, чем ранние. Сакральная обусловленность традиционного искусства необходимость оценки памятников через призму их мировоззрения неправомерность разделения «высокого» и «прикладного» искусства первичность смысла по отношению к форме – вот только некоторые проблемы, рассмотренные в этом эссе. Важную роль в искусстве последних лет играет графика, находящаяся на очень высоком уровне.
В конце 20-х годов, отойдя от «вневременных» тем мастеров бенгальской школы, Чоудхури обращается к действительности, создавая произведения социально-критического характера. Такие особенности можно встретить вплоть до VI века в росписях Аджанты и Баг. О большом понимании скульпторами пластики человеческого тела свидетельствуют два торса из Хараппы (красный и серый известняк). Весь комплекс зданий стоял на платформе и был окружен прямоугольным двором. Почти все красители для картин изготавливались из местных вулканических пород. Боги ведических ариев не имели никакого облика их нельзя было описать или изобразить.
Так, на одном из наиболее известных столбов из Сарнатха (около 240 г. до н. э. ) с поразительным мастерством и выразительностью изображены рельефные фигуры лошади, быка, льва и слона, а вершина этого столба увенчана скульптурным изображением четырех соединенных спинами полуфи- тур львов г. Наиболее типичным памятником буддийской архитектуры этого времени являются ступы — мемориальные сооружения, предназначенные для хранения буддийских реликвий (традиция приписывает Ашоке возведение 84 тыс. Они получили название «раджпутской школы» миниатюры, объединившей разные направления. Основными темами изображений служили буддистские божества, джайнские сказания, сцены из «Рамаяны» и «Махабхараты».
Давайте тогда выясним место и влияние традиции в изящном искусстве Индии. Ствол колонны символизировал Гималаи — местожительство богов. Фигуры в танджорской живописи обладают округлыми формами и довольно массивны. Изображения животных уникальны по своей выразительности. Подобным образом свои ноги разукрашивают танцоры.
Все ратхи остались незавершенными. Но оба этих экземпляра отличались по стилю от стандартов того времени. после сокрушительного удара по Персии войска Александра Македонского вторглись в Индию. По поручению высоко ценившего его Махатмы Ганди Н. Бос в 20—30-х гг.
Подобная эволюция нередка у многих современных индийских художников, часто под влиянием моды на западное модернистическое искусство отходящих от реалистических позиций. С другой стороны, развивается гражданское строительство. Если искусство в конечном счёте есть «толкование Бога», то оно должно быть попеременно то красивым, то ужасающим, но всегда должно быть наделено тем живым свойством, что выходит за рамки ограниченных представлений о красоте и уродстве. Внушительно молчаливы «Мужчины с холмов» (правая часть диптиха) — темнолицые, закутанные в грубошерстные плащи. Их стали строить многоугольными или в форме звезды, воздвигать на высоких платформах сложной формы. Фрески изображают главным образом сцены из жизни Будды и эпизоды из джатак.
Цели искусства и науки очень похожи. Какой-то особенной прелестью и музыкальностью отличается творчество Б. Н. Джиджи, в картине которого «Малабарская красавица» (Москва, Музей искусства народов Востока) по-новому возрождаются традиции раджпутской миниатюры. В работе «Когда начинаются дожди» (Дели, Национальная галлерея современного искусства) тонко переданное состояние природы во время сезона дождей, наступающего вслед за периодом палящего зноя, показано лаконичными, почти скупыми живописными средствами. Ряд картин Чоудхури посвящен жизни индийских крестьян.
Всё это придало форму тому, что сегодня называется современным индийским искусством. Огромный храм в Мадурае — самый знаменитый из таких храмов. «гирлянда раг (мелодий)») эмоционально-музыкальное настроение переданное языком рисунка – классический пример слияния живописи, поэзии и музыки, воплощенный в прекрасных миниатюрах. Значение этой сурово сформулированной доктрины можно передать другими словами: имитация и портретирование есть куда более недостойные цели искусства, чем выражение идеальных и символических форм. Храмы более позднего времени стали вычурными.
Особенностью облика этих городов было почти полное отсутствие архитектурных украшений. История дана в Койил Пуране и хорошо известна шиваитам.
Каждый раз женщины соревнуются друг с другом в создании новых рисунков. Эту эпоху отличают города- памятники.
Создание циклов миниатюр требовало участия многих художников. создали ряд выдающихся архитектурных комплексов. Но так же как через все школы индийской философии золотой нитью проходит фундаментальный идеализм «Упанишад» и веданты, в индийском искусстве в основе сбивающего с толку разнообразия тоже лежит единство. В своей простейшей форме ступа представляет -собой поставленную на цилиндрический цоколь монолитную полусферу, увенчанную каменным изображением зонта — чаттра (символ знатного происхождения Будды) или шпилем, под которым в небольшой камере ъ особых реликвариях сохранялись священные предметы.
Макбул Фида Хусайн — один из самых известных художников на субконтиненте. Глубокие вертикальные желоба подчеркивают устремленность башни вверх.
Созданный во второй половине VIII в. храм Кайласанатха представляет собой решительный отказ от основных принципов пещерного зодчества. Прямое отражение природы.
Зачем же имитировать, если всё равно нет шансов превзойти образец. Первый расцвет городской культуры Индии представлен архитектурными памятниками Хараппы (Панджаб) и Мохенджо-Даро (Синд). То же самое относится и к любому «откровению» Веды (шрути), вечный Логос, «выдыхаемый Брахманом», в котором он переживает крушение и созидание Вселенной, не созидается земным автором, а становится для него «видимым» или «слышимым». На этом фоне единственным художником-индийцем, сумевшим занять определенное место в искусстве Индии второй половины 19 в., был Рави Варма (1848— 1906). Похожие фрески также можно увидеть в пещеры Эллоры.
– Россия – удивительная страна, которая дала миру знаменитых мастеров искусства. С течением времени в бенгальской школе выработался своеобразный стиль, утонченный и изысканный. Развитие живописи периода Великих Моголов (XVI-XVII вв. ) ознаменовалось расцветом миниатюры, пришедшей в Индию, как и образы мусульманского зодчества из стран Среднего Востока, откуда были привезены и мастера-миниатюристы.
Ранняя могольская миниатюра ярка и нарядна. На иллюстрациях был плоский рисунок с воздушными линейными фигурами. Ранние ступы служили для хранения мощей Будды, затем последователей Будды. В Индии в качестве названий чаще всего выступают имена цветов и фруктов или общие обозначения цветов и семян: «нить из цветков руи», «гирлянда цветов кокоса», «гирлянда из лепестков», «нитка из просяных зерен», «ушной цветок», «цветок для волос». и просуществовала в своих позднейших ответвлениях до VI—VIII вв.
К этому периоду относятся такие памятники, как соборная мечеть в Дели (1644—1658), Жемчужная мечеть (1648—1655) там же, многочисленные дворцовые здания в Дели и Агре и знаменитый мавзолей Тадж- Махал. В картине «Приготовление невесты» с большой чуткостью уловлена скрытая торжественность и в то же время какая-то внутренняя застенчивость взаимоотношений женщин между собой. И только художнику под силу передать идеальный мир (Рупа-лока) настоящей реальности, мир воображения и именно слово «воображение» или «визуализация», описывает тот метод, которым он должен пользоваться.
Шекхавари назван так в честь своего правителя Рао Шекха, жившего в 15 веке.
Современное искусство Индии — это по сути две разные культуры, существующие бок о бок. От цивилизации долины Инда в 2000 до н. э. Чоудхури учился у А. Тагора. Искусство Индии стало наполняться новыми смыслами.
Входные ворота увенчивались сторожевыми башнями (гопурами), более высокими, чем центральная башня. Так было и в Греции и в Европе после Ренессанса. Связь между группами осуществляется при помощи второстепенных персонажей, которые служат проходом, переходом от одной группы к другой. Творчество Харена Даса полно какой-то внутренней теплоты, мягкой лирической взволнованности и человечности («Пара голубей», цветная гравюра на дереве, начало 1950-х гг. ).
Он вводит понятие «духовный идеал» как цель художников, обращается к символизму, литературным и религиозным источникам. Поэт и философ, ставший особенно популярным после присуждения ему в 1911 году Нобелевской премии, Р. Тагор посвятил жизнь развитию национальной культуры он великолепно знал мировое искусство (например, японскую гравюру, скульптуру Цейлона, русские иконы) изучал его в своих поездках по странам света, рисовал и писал сам. Хну (или мехенди, как ее называют на Севере и марутхани — в Тамилнаде) получают из листьев растения хна. Согласно буддийской традиции, форму ступы определил сам учитель. Дома отличались великолепной кирпичной кладкой, простотой форм. Цель опытного разума учёного или художника – постигать (concipio, ухватывать), создавать (invenio, прояснять) и воображать (визуализировать) некоторые единые, ещё не открытые или забытые истины.
В жанровой картине «Нищая», несмотря на ее общую сентиментальность, нельзя не отметить попытки художника правдиво решить социальную тему. Выше всех стоит неизъяснимый Брахман, определяемый отрицанием «не то, не то». они высекались из красного песчаника, характерного для этого региона.
Известную активность проявляли «крайние» представители национальной буржуазии, а также мелкобуржуазные круги. и до основания династии Маурьев в 320 до н. э. С одной стороны это народное и племенное, а с другой — городское и современное искусство. Ретроспективные тенденции вели к идеализации древнего и средневекового искусства и не случайно один из главных представителей идеологов нового художественного направления, названного Бенгальским Возрождением, английский историк искусства Э. Хавелл, провозгласил в качестве основного лозунга «возвращение к индийским традициям», к идеалам старого искусства—«идеалистического, мистического, символического и трансцендентального».
Он завоевал ряд земель на территории нынешнего Афганистана. «Мы путешествуем, становимся всё более информированными и это дает нам полезнее для творчества знания» – говорит Субодх Гупта.
Сохраняя и поощряя, по словам К. Маркса, антагонизм различных рас, племен, каст, различных верований и княжеств— словом, все худшие особенности средневековья и феодализма в Индии, колонизаторы следовали правилу «разделяй и властвуй», «с помощью которого Великобритания ухитрялась в течение примерно ста пятидесяти лет сохранять в своем владении индийскую империю» (К. Но особое внимание мастера стиля кангра уделяют женственности изображая женщин изящными и утонченными. Но у традиции есть и другая сторона – она даёт великому художнику, гению возможность выразить всё то, что в нём таится, на понимаемом его народом языке. Ее главные центры – Мохенджо-Даро в низовьях Инда и Хараппа в Пенджабе (ныне оба городища находятся на территории Пакистана). Перед обжигом изделия полировались. Начиная с 50-х годов, он оказывает огромное влияние на современную живопись Индии.
Канон передает поворотные моменты его жизни. Близки они и по художественным приемам: для них характерны яркие насыщенные цвета (главным образом зеленые, красные, коричневые, синие), четкий крепкий контур, плоскостная трактовка формы. Эта же смесь используется на пальмовых листьях.
Только частный сектор оказывает помощь подобным институциям и новому искусству. Для их художественной манеры характерна обобщенная условно-декоративная трактовка формы. В орнаменте распространены изображения быков, львов, горных козлов и других животных, а также деревьев в сочетании с геометрическими мотивами.
Святилище обычно увенчивала башня, над другими частями здания были башни меньших размеров. Будде все больше придавали черты божественности. Данный стиль возник в небольшом княжестве Гюлер (Guler), расположенном на территории современного округа Кангра в Химачал Прадеше.
В 1991-1998 годах он учился в Российском университете дружбы народов /РУДН/. С другой стороны, совершенство техники – это не цель, а средство. Глядя на портрет Р. Тагора, зритель видит за благородной внешностью старца величие его деятельности и безоговорочно верит мудрости поэта-философа (1952, Государственный Эрмитаж).
Примером могут служить два варианта картины «Строители дорог», где выразительно показан момент напряженного труда. Для каждого штата характерен свой стиль живописи.
Во время сильной засухи 1966-68 гг. Персонифицированное божество – единственное, какое может воспроизвести искусство, – существует в природе и через природу: «Все Мироздание нанизано на меня, как драгоценные камни на нить». Картина «Нищая», первая в ряду многих других произведений индийского искусства, повествует с определенной критической направленностью против двойного гнета — кастового и национального — о людях низших каст. 240. ). Бенгальцы обращались к эпическим сказаниям древности — «Махабхарате» и «Рамаяне», классической драматургии Калидасы историческим событиям.
Вокруг нас кладезь «ещё-не-познанного», вечный и неисчерпаемый родник, но ключ к его мудрости – вовсе не интеллектуальная деятельность. В конце XVIII—XIX вв.
Сначала 20века Калькутте суждено было стать центром так называемого «Бенгальского Возрождения». Каждый из них специализировался на изображении определенных элементов: деталей архитектуры, пейзажа, костюмов. Одним из лучших его произведений является картина «Конец пути», хотя и исполненная в технике миниатюры, но решенная вполне самобытно.
Эта непредвзятость объясняет тот кажущийся парадокс, что индуизм и буддизм, как и средневековое христианство, несмотря на все свои идеалы отречения, стали одновременно и вдохновением и твердыней для искусства. К этому времени первоначальный буддизм оказался сильно измененным народной фантазией. Более декоративна, но также проникновенна живопись Бхабеш Саньяла (р. Условность воспринимается ими только как ограничение, а не как язык и способ выражения. Но основным отличием был определённый тип лица.
Каменная кладка применялась без раствора и была очень массивной. Яркое и своеобразное явление представляет собой творчество Амриты Шер-Гил. Агни был богом огня, домашнего очага, посредником между людьми и богами. Статья «Цели индийского искусства» была одной из первых в его долгой исследовательской карьере. Ранголи имеет и религиозное значение: это искусство призвано умилостивить богов.
Пальцы и руки в определенных положениях. В чём же в конечном счёте состоит секрет индийского величия. В многофигурной рельефной композиции «У входа в Траванкорский храм» главный интерес представляет не религиозная тема «благословения нищих» и не композиционное решение, понятое скорее «живописно», чем скульптурно.
Пуританизм, отречение от жизни станет для него невоздержанностью. Период санг («литературных обществ») и ранний период государства Андхра (ок.
(3300 – 2000 до н. э. ). Львиная капитель (ок.
В «Целях индийского искусства» Кумарасвами представляет те постулаты своей концепции, которые являются основой индийского искусствознания и художественной критики по сей день. Ученик А. Тагора, Д. П. Рой Чоудхури, как уже говорилось выше, принадлежал к «Бенгальскому Возрождению».
Вот таким образом окружающая действительность играет второстепенную роль в стране Индия. И существует лишь один серьёзный журнал по искусству («Искусство Индии»), мало крупных коллекционеров современного искусства.
В других областях Декана широкое распространение получили другие стили. пер. ), в «новом Иерусалиме», будет явлен этот танец Тиллаи – центр мироздания, то есть Его танец происходит внутри и космоса и души (Pope, Tiruvcagam, p. lxiii Nallasawmi Pillai, Sivagnana Botham, Madras, 1895, p. 74). Можно сказать, что эти принципы хорошо работают только в декоративном искусстве. В Бхархуте (2 в. до н. э. ) это обрамление включает изображения духов природы, вошедших в древнеиндийский пантеон примерно так же, как языческие божества были ассимилированы христианским искусством.
Идеальное искусство, таким образом, скорее является духовным открытием, а не созиданием. Доказано, что хна способствует охлаждению тела, в настоящее время она используется в медицинских целях и в качестве краски для волос во всем мире. Интуицию, которая способна привести нас к нему, называют воображением и гением.
Расположенный по обе стороны главной магистрали Раджпатх (бывшая Кингсуэй-авеню) имеющей ширину около 350 м, он объединяет в своей регулярной планировке ряд крупных площадей, радиальных улиц со стоящими на них особняками и административными зданиями. Природа, по их мнению, богата глубокими символическими значениями. Лебедь в буддизме — символ архата (Будды).
Живопись мадхубани. Каноническое одеяние Будды — дхоти (набедренная ткань, спускающаяся до щиколоток), поколенная рубашка без рукавов, накидка с прорезью для шеи. Не получившее популярности при жизни художницы ее творчество было оценено лишь в послевоенные годы и оказала влияние на многих современных индийских художников. (50 – 450).
С началом эпохи Гупта начали появляться новые элементы. В современном искусстве Индии боги и герои в работах Рави Вармы скопированы с заурядных людей и потому «нечестивы» в сравнении с идеальными образами Обаниндраната Тагора. После того как он впервые увидел «картинную галерею», созданную древними художниками, на помощь к нему пришли коллеги-полицейские, которые обнаружили еще немало шедевров на отдаленном плато Виндхиа, расположенном почти в 800 километрах к юго-востоку от Дели. Та же самая идея формальной красоты превалирует и в чисто декоративном искусстве.
Ярким примером может служить творчество Харена Даса (р. Если промыть окрашенные части тела водой, на обработанной области останется изображение. 1899), выдающегося современного живописца и скульптора Индии.
1921), в графике которого поэтично воспевается жизнь простых крестьян и рыболовов. Абстракция форм всегда была частью индийского искусства. Многие полагают, что традиция и условность – враги искусства и воспринимают эпитеты «условный и традиционный» негативно как самую уничижительную критику.
1912). ИНДИЙСКОЕ ИСКУССТВО. В результате Всеиндийский Совет по ремеслам взял регион на заметку. После этого черной краской наносили узоры — треугольники, круги. до н. э. ), который был ревностным буддистом. Творчество художников бенгальской школы в целом отличается чертами романтизма.
В своих работах Бос нередко обращался к древним традициям росписей Аджанты, развивая их в несколько графическом плане («Музыкантша», 1922, частное собрание). Шанкарачарья молился так: «Боже, прости три моих греха: я мысленно облёк в форму твоё существо, которое не имеет формы восхваляя, я описывал тебя, превосходящего все качества и я посещал святилища, пренебрегая тем, что ты вездесущ». Не чужды им и реалистические приемы живописи. На юге Индии мастера позднего брахманского зодчества в XVII — XVIII вв. Что же такое наскальная живопись.
В основном это настенные росписи внутри некоторых пещерных храмов. Приблизительно к VIII веку до н. э. Художники, рисующие маслом или акрилопластом, пользуются спросом в Индии. Все здания символизировали колесницу Сурьи.
В их работах, очень различных по манере и стилю, быломного противоречивого. В этом объяснение страстной любви к природе, выраженной в индийском искусстве и литературе, которая одновременно сочетается с практически полной безучастностью к «живописности» природы как таковой. 3 характерных примера в Дели -- галерея «Пространство», Вадехра арт-галерея, Талвар-галерея, которую многие считают лучшей галереей современного искусства, недавно открыла второй филиал, чтобы демонстрировать сложные арт проекты и ещё филиал в Калькутте.
Хотя даже в портретах очевидны многие идеальные качества. Именно вот таким образом «любой житель Индии сначала помолится у ног вдохновенного странника, который проповедует, что у Бога не может быть образа, а мир – лишь препятствие и сразу после этого, как нечто само собой разумеющееся, отправится лить воду на Шива-лингам» (Okakura, Ideals of the East, p. 65). Живопись басоли легко распознать по энергичным, смелым линиям и ярким цветам (красным, горчичным и синим). Стиль Паллавов получил дальнейшее развитие при династии Чолов X—XII вв. Колорит почти монохромный и нюансирован едва уловимыми тональными отношениями. Но искусство и наука имеют общую цель в единстве, в формулировании законов природы.
Искусство Индии берет свое начало с доисторических наскальных рисунков. Чрезвычайно оживляет пейзаж человеческая фигура идущая по легкому мостику. Впервые культура Индии пришла в тесное соприкосновение с культурой эллинистического мира. Зато сами цвета остались изумительно свежими. Произведениям Шер-Гил присуща правдивость образов при полном отсутствии какой-либо «экзотики» и символизма содержания. И в их искусстве больше не прослеживается «исключительное проявление индийского духа» ни по сюжету, ни по стилю. «За последние семь месяцев я обнаружил 400 наскальных изображений», – заявил Виджей Кумар, полицейский и археолог-любитель из штата Утар-Прадеш.
1887). После того как он впервые увидел «картинную галерею», созданную древними художниками, на помощь к нему пришли коллеги-полицейские, которые обнаружили еще немало шедевров на отдаленном плато Виндхиа, расположенном почти в 800 километрах к юго-востоку от Дели.
Мауританская школа искусств также во многом схожа в этом виде реализма. Обычно эти комплексы ориентированы по странам света, главной осью на запад. В одной из лучших картин, «Брамачарьи», даны удивительно выразительные и жизненные образы людей. «Девушка из племени Санталов» (1924) отмечена выразительной простотой своего энергичного решения, смелостью композиционного построения. 1915). Изображение (обычно могольского императора) обводят, а затем раскрашивают.
Этих черт не было в скульптуре кушанского периода и эпохи Гупта. «хармика», где хранился прах Будды. В 19 столетии Индия переживает самый трагический период своего существования. Спорщики, разгневавшись, попытались чарами уничтожить его.
Кроме «Ригведы» были созданы «Самаведа», почти повторяющая тексты «Ригведы», «Яджур- веда», содержащая молитвы и пояснения, касающиеся обрядов жертвоприношений, «Атхарваведа», представляющая совокупность магических формул и заклинаний против демонов и злых духов. Главное божество «Ригведы» — Индра, бог грозы и войны, буйный пристрастный к пьяному разгулу, не ведающий моральных норм. О реализме же он говорил так: «Реализм. Избегая каких-либо деталей, Дж. Выходец из Западной Бенгалии, он учился в Художественном училище в Калькутте.
ступ). Здесь изображались фигуры танцоров, музыкантш, небесных дев, составлявших свиту богов. В прикладном искусстве Индии отражается многонациональный характер художественной культуры Индии, ее неповторимо многогранный и своеобразный облик. Значительные изменения претерпевает в 20 в. архитектура Индии. Такие изменения, вероятно, появились в силу их регионального расположения.
Но тут главная задача – портретирование, а не репрезентация Божества или сверхчеловека. Гулэм Рэзул Сэнтош (Gulam Rasool Santosh)—современный индийский художник, ключевая фигура в движении известном как неотантризм.
Современные же художники применяют обычные краски и фанеру, на которую натягивается холст. Живопись мадхубаниНародным искусством мадхубани занимаются женщины, проживающие вблизи базарного города с одноименным названием в штате Бихар. Однако в художественных кругах Индии сегодня царит разочарование и фрустрация.
Пещеры Аджанты (Ajanta), датируемые II в. до н. э. Рисунок четкий и точный. Особенностью стиля кангра является широкое использование оттенков зеленого. В числе находок большое количество игрушек, которые выделывались главным образом из терракоты (трещотки, свистульки, зайцы, быки), выполненных с различной степенью мастерства.
Лучшие достижения архитектуры, скульптуры и живописи средневековой Индии принадлежат сокровищнице мирового искусства, без них нельзя иметь полного и законченного представления не только об искусстве Азии, но и об искусстве всего мира. Лев — Севера, так как буддизм проник в Индию из Непала.
Пуджа Суд, энергичный директор-основатель Центра KHOY, борется за то, чтобы Центр мог полноценно функционировать: «Правительство отказалось поддерживать современное искусство» -- сказала она. Ситуация начала меняться, когда в последней четверти IV в. до н. э. Зачем мне её делать.
Традиционные формы украшений имеют названия – подобно «браслету-цепочке» или «цыганскому кольцу» в Англии. Россия является неиссякаемым источником вдохновения, – подчеркнул в беседе с корр. На гуптский период приходится апогей индийской настенной росписи, наиболее полно представленной в Аджанте (I, II, VI, VII, XI, XVI и XVII гроты). Таким образом работа этих художников напоминала работу ювелиров.
Общей темой рагамал является любовь между мужчиной и женщиной. Стены цитаделей были усилены выступающими прямоугольными башнями.
Индийское искусство в основе своей религиозно его осознанная цель – изображение Божества. Хавелл реорганизовал систему преподавания в Калькуттском художественном училище и привлек туда к руководству в 1905 г. Абаниндранатха Тагора (1871— 1951). Первые собственно индийские статуи Будды появились во 2 в. н. э. Вот почему символы здесь играют решающую роль. Первый вопрос, который следует задавать, таков: «Что есть сказать художнику. » И лишь затем: «Насколько его рисунок точен с научной точки зрения. » Конечно, неабсолютное изображение – это не то, к чему следует стремиться, а хороший рисунок – не неудача.
Однако простота не оборачивается здесь упрощенностью. Будду символизировали в искусстве этого периода тюрбан, трон, дерево Бодхи (под ним он обрел освобождение), след босой ступни, поднимающийся к небу огонь и т. п. Таковы изображения трудовых сцен Сатиендры Натха Банерджи («Золотой урожай», «Пересадка риса»), удачно развивающего национальные традиции миниатюрной живописи — не путем поверхностной их реставрации, а смелой разработкой живых характеристик отдельных фигур работающих крестьянок, органично вписывающихся в тонко проработанный пейзаж.
Правители династии Паллавов VII и VIII вв. И могут ли подобные концепции не выражаться в горделивости и ясности самой жизни. Так, О. Тагор в своих подражаниях могольской миниатюре сочетал характерные для нее приемы с приемами европейской и японской живописи. Как художников женщин стали признавать только в последние тридцать лет.
В 16 веке все еще сохранялась эта заинтересованность. На уличных магистралях под мостовой находились покрытые плитами и выложенные кирпичом каналы, вода по специально устроенным водоотводам устремлялась к окраинам, где были водостоки. Живопись Аджанты Пещерная живопись Аджанты и Эллоры датируется I–V вв.
В зал входили через портик. Вокруг ступы часто делался круговой обход и все сооружение обносилось оградой. Животные служили символами сторон света. Отметим также, что эти сцены организуются не по западным законам перспективы с единой точкой удаления, а по нескольким линиям удаления. На женщинах – легкие шарфы и клетчатые юбки.
Так Будда сидел в ту ночь, когда Мара раз и навсегда не смог нарушить его сосредоточение и когда к нему наконец пришло просветление, стремясь к которому он в бесчисленных предыдущих перерождениях жертвовал своим телом «во имя живых созданий». Живопись мадхубани необычайно художественна, стилизованна и символична. н. э.
Картины танджорской школы могут быть как довольно огромными, так и очень миниатюрными. Наиболее поздними пещерными храмами являются храмы Элефанты, острова около Бомбея. С постепенным исчезновением стиля басоли в середине XVIII в. на арене Индийского изобразительного искусства появился cтиль кангра или гюлер-кангра, названный так в честь области Кангра, где он возник. Кумарасвами, близкий друг и частый гость семьи Тагоров, вдохновлённый идеями Рабиндраната и артистической атмосферой его дома, встал во главе «движения на восток».
о регионе узнал весь мир, когда на развалинах домов были обнаружены удивительные рисунки. Несмотря на свои украшения и очевидную молодость, бодхисатва понимает и разделяет все страдания мира. Вопрос точности относителен и последнее слово здесь принадлежит Леонардо да Винчи: «Лучшая фигура – та, которая своим движением способна передать оживившую её страсть».
Вторая едва только ищет своё выражение, но если великое искусство всегда национально и религиозно (а сколь пустым должно быть всё прочее искусство. ), то лишь в ней мы видим начало нового и великого искусства, которое завершит начатое в прошлом, а не разрушит его. В Фатехпур-Сикри существовали мастерские и школы миниатюристов.
На абаке стоят сросшиеся спинами полуфигуры четырех львов, которые поддерживали ныне обрушившееся «Колесо закона». Композиции многих картин состоят из сложных ландшафтов. В свое время через него пролегал торговый маршрут, по которому возили пряности. В лучших ее произведениях, как «Мать Индии» (1935), «Люди с гор» (1935), «Женщина с гор» (1935), «Приготовление невесты» (1937), «Брамачарьи» (1937) (все картины в Национальной галлерее современного искусства в Дели), обычно изображена небольшая группа людей, занятых каким-нибудь обыденным делом или погруженных в свои мысли. Особую популярность приобрела цветная гравюра Харена Даса «Пара голубей» (1950-е гг. ).
В течение этого времени также появилось миниатюрное искусство. Приведённый здесь грубоватый рисунок, выполненный подмастерьем, ясно передаёт именно тот уровень подготовленности, который традиция с некоторой пунктуальностью обеспечивает каждому поколению художников. Чувствуя полную неудовлетворенность, Дж. В Индии появились скульпторы и архитекторы, принесшие новаторские для индийского искусства приемы и принципы.
– «Но в моих произведениях эти стальные горшки, кастрюли, кухонные приборы появляются из моего детства в среде низшей прослойки среднего класса, возникают из воспоминаний о семье и ритуалов, связанных с едой».
Ананда Кентиш Кумарасвами (1877 – 1947) – фактически основатель современной индийской школы искусствознания. В лучшем случае природные формы – это олицетворение идей, причём неизбежно фрагментарное.
Цвета использовались – красный и голубой, но были также зеленый и золотой. Кейт, К. Ара, М. Хусайн, А. Ахмад и др. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 12, стр.
В чисто индуистском и религиозном искусстве, однако, портрет занимал гораздо более низкое положение в сравнении с идеальным и абстрактным изображением, а тот реализм, который мы встречаем, например, во фресках Аджанты, связан с увлечённостью памяти художника знакомыми вещами, а не с его желанием честно отразить видимое. Планировка этих мечетей восходит к традиционной схеме дворовой или колонной мечети.
Таковы были цели и методы индийского искусства в прошлом. 150 – 300). В возрасте 23 лет она переехала в Индию и многие исполненные ею на родине работы — это Восток, увиденный глазами европейца (например, отдельные персонажи из «Туалета невесты», 1937, напоминают «Двух таитянок» Гогена).