Именно поэтому многие постеры с индийской живописью — это картины жизни: изображения охоты, всевозможных ритуалов, любовные сцены.
Ему принадлежит несколько портретов, выполненных в кооперации с другими коллегами— Рамджи Дасом и Говиндом (среди них замечательный портрет Ишвари Сингха, выполненный совместно с художником Чандрасом). В ступы помещалось то, что осталось после кремации. Двумя другими тесно связанными темами миниатюр были «Рагамала» и «Барахмаса». Одновременно с этим выполненным в простонародном стиле искусством создавались великолепные портреты Гадж Сингха (1620-38), написанные в лучших традициях могольского реализма— его изображали в окошке «джарокха» или сидящим на тронном возвышении с могольским принцем Шахом Шуджа (последний портрет был написан могольским художником Бичитром). Эти иллюстрации приобрели довольно крупные размеры (ок. Для отделки миниатюр также широко использовалось золото и серебро.
Могольский император Аурангзеб (1658—1707) исповедовавший ортодоксальную форму ислама, проводил иконоборческую политику и в этих обстоятельствах меварский князь Радж Сингх I (1652-80), стремившийся сберечь свою древнюю религию, стал символом индийского культурного сопротивления. Зато сами цвета остались изумительно свежими. Данный стиль возник в небольшом княжестве Гюлер (Guler), расположенном на территории современного округа Кангра в Химачал Прадеше. Такие изменения, вероятно, появились в силу их регионального расположения. Принято считать, что Нихаль Чанд большинство своих шедевров создал 1735—1757 годах. Взяв литературный псевдоним Нагаридас («Нагара»— одно из имён бога Кришны, «дас»— раб, то есть «раб Кришны»), он написал множество стихов, прославляющих Кришну и Радху.
Фрески в пещерах изображают джатаки. V века н. э. Фоном для самых разных сцен служили цветущие деревья, символизировавшие изобилие и щедрость природы. XVII веков.
Миниатюры к этой книге, созданные приблизительно в 1450-75гг (Бхарат Кала Бхаван, Индуистский университет, Варанаси), опираясь на предшествующую джайнскую традицию, развивали её далее, усложняя сцены более подробными архитектурными кулисами. Самые знаменитые фрески Багха выполнены темперой. Наиболее популярным способом нанесения орнамента в Индии с древних времён до сих пор остаётся ранголи, его очень часто можно встретить на порогах многих индийских домов, особенно, в Южной Индии. Ранголи (рисунок-молитва) – нанесение орнамента на внешние стены дома и на расчищенную и утрамбованную площадку перед входом в дом. Савант Сингх был не только ценителем искусства. При Махарао Рам Сингхе II (1827-65), по мнению историков искусства, живопись Кота достигла пика своего развития она перешла в фазу, отмеченную объединением всех ранее наработанных формальных элементов и созданием стиля с заметной драматической нотой. В течение этого времени также появилось миниатюрное искусство. Современную тангку более правильно относить к буддийской живописи.
Между 1723 и 1754 годами были составлены три основных сборника его поэзии— «Маноратха Манджари», «Расика Ратнавали» и «Бихар Чандрика». Эту тенденцию продолжают миниатюры книги «Мригавата»— повести о любви, магии, фантазии и сверхъестественном, которую написал в 1503 году Шейх Кутбан для правителя династии Шарки (ок. Череду этих божественных любовных игр, флирт и связанные с этим затеи Кришны обозначают словом «лила». Имена авторов большинства ранних произведений остались неизвестными. Рагамала переводится как «Гирлянда раг».
Особенно популярными были изображения княжеской охоты, которая в те времена была смесью спорта и государственного ритуала, а также ласкающие глаз сцены с участием красавиц из княжеских гаремов— «занана». На них можно видеть персонажи в могольских костюмах, которые изображены в традициях местной простонародной живописи. Основной формой могольской живописи стала являться миниатюра.
Поступив на службу к моголам, он участвовал в военных кампаниях в Декане и дослужился до весьма высокого положения (мансаб 3000). Не менее важным было творчество Тансена— придворного музыканта могольского императора Акбара (1556—1605). Мачеха Савант Сингха— Банкаватаджи приобрела её себе в гарем в 1731 году на роль «гаяна», то есть певицы. Природа, по их мнению, богата глубокими символическими значениями. Махараджа построил обширную мастерскую, в которой трудились такие мастера, как Гопал, Удай, Хукма, Дживан, Рамасевак, Лакшман и др., в общей сложности более пятидесяти художников из её стен выходили сотни произведений, среди них иллюстрации к «Бхагавата пуране», «Рамаяне», «Дэви Махатме» и «Рагамале». Этим городом стал названный в его честь Джайпур.
Несмотря на все попытки, его войска не смогли захватить столицу— Рупнагар. После того, как Аджит Сингх в 1688 году прошёл обряд «тика Даур», он официально стал правителем Джодхпура. Большим любителем искусства был Раджа Шур Сингх (1595—1620). Его сын Умед Сингх смог восстановить княжество только в 1743 году с помощью маратхов. В связи с этими особенностями число раг очень велико.
Различают мужские (рага) и женские (рагини) мелодические типы, отличающиеся по строю и ладу, а также ожидаемому воздействию на слушателя. Марвар— это искажённое «Марувар», что означает «Страна Мары», то есть «страна смерти». К индийской живописи также можно отнести танку особенно раннюю. Творческие устремления отца воспитали в нём любовь к искусству, музыке и литературе (его перу принадлежат книги «Бахувилас» и «Распаянаяк»).
Мастерская Виджаи Сингха создавала монументального формата рукописи, которые иллюстрировались темами «лилы» (спонтанной любовной игры) Рама или Кришна в них размещались в пышно цветущих ландшафтах. Это смягченные и печальные черты бодхисатвы Авалокитешвары Падмапани, «господина, взирающего вниз с состраданием». Это мелодия, которой соответствует особое время суток и обстоятельства и которая создаёт особое настроение («расу»).
Отношения раджпутов с моголами были сложными и подчас противоречивыми. Наиболее древние окружают гигантского Будду, высеченного в скале в Бамьяне, в Афганистане и созданы раньше большинства фресок Аджанты. Другой раз надобно придти сюда со свежими силами и сделать этюды всех этих эффектов их увидишь только на таких высотах. Классический традиционный рисунок наносился природными красителями на деревянные дощечки известные как Palagai Padam (Palagai означает деревянная дощечка, Padam – рисунок), для которых использовали древесину джекфрута (Artocarpus heterophyllus) или тика (Tectona grandis). 4.
От этого периода сохранились также остатки фресок во дворце Чаукхела. Его наследники Рам Натх и Джоши Свами писали картины для Раджи Бирад Сингха (1782-88), восторгавшегося их талантом. Вот почему символы здесь играют решающую роль. Архитектурные элементы утратили свою прежнюю пространственную глубину. Миниатюры «Рагамалы» демонстрируют прекрасную смесь домогольского стиля «Чаурапанчасики» и упрощённого варианта популярных могольских образцов.
К примеру, «танджори» – живопись по стеклу «мадхубани» – наполнение красками изображенных на холсте контуров, «каламкари» – изображение контуров фигур с помощью особой техники с использование обожженных веточек дерева и железных опилок нельзя не упомянуть искусство создания удивительно красочных и в то же время утонченных миниатюр Уникальность индийской живописи прежде всего в преемственности, трепетном отношении к традициям, которые, тем не менее, успешно адаптируются к современной художественной практике. В своих ранних миниатюрах из серии «Рагамала» (1628г), созданных в Удайпуре, мастер применяет композиционные элементы, сильно напоминающие «Рагамалу» созданную в Чаванде в 1605 году, но больше внимания уделяет деталям.
Он получил Рупнагар, а Кишангарх и Какреди достались его братьям. В его правление стали иллюстрироваться эпизоды из жизни Кришны (Кришна-Чаритра) заложенная им религиозная и художественная традиция поддерживалась при его преемниках. На некоторых крупноформатных картинах, созданных для Санграма Сингха II (1710-34) дворцовая архитектура использована как театральные кулисы, на фоне которых разворачивается происходящее. Однако, в Индии издревле существовала традиция не только миниатюрной живописи, но и росписи стен ритуальными картинами и орнаментами, носившими магико-охранительный характер. Никто не знает её настоящего имени.
В XVIII веке под патронажем Саваи Ишвари Сингха (1743-51) и Саваи Мадхо Сингха (1751-68) возник новый стиль, в котором влияние современной им могольской стилистики стало более прямым и непосредственным. Наиболее ранняя и средневековая живописи в Индии — индуистская, буддистская, джайнистская. – III в н. э., можно обнаружить определенный акцент на социальной среде.
Поскольку многие раджпутские княжества были небольшими, эти мастерские по числу персонала не могли сравниться с китабхане персидских шахов и могольских императоров (хотя, у некоторых князей число художников достигало нескольких десятков). Розовато-белый снег на этом фоне является поразительным контрастом. Над ними работали три художника— Шейх Хусейн, Шейх Али и Шейх Хатим, которые, как сообщает надпись на обороте, были учениками могольских мастеров Абд ас-Самада и Мира Сеида Али. Среди первых мастеров, уехавших в Деогарх, был Багта, который создавал миниатюры для Равата Джасванта Сингха (1737-76), Равата Рагхо Даса (1776-86) и Равата Гокул Даса II (1786—1821).
В книге содержатся легенды, прославляющие Вишну в виде его инкарнации— бога Кришны. Эти книги копировались не в придворных мастерских, а монахами в храмовых библиотеках (Шастра бхандарас). На эту вечную тему создано множество литературных произведений.
Махараджа Аджит Сингх (1679—1725) пришёл к власти в результате долгого противостояния с моголами. Фигура Кришны стала доминирующей не только в литературе, но и в иных видах искусства. Наиболее известные фрески находятся в пещерах Аджанты и Эллоры. Джасвант Синг (1638-78) был большим поклонником искусства и обладал высоким интеллектом.
Махарао Рам Сингх II (1827-65) тоже одаривал наградами своих живописцев, сохранилось несколько документов сообщающих о поводах для этих подарков и их составе. Могольская миниатюра создавалась на бумаге, прежде всего это были иллюстрации в книжном переплете. Настоящий расцвет кишангархской живописи связывают с именем Раджи Савант Сингха (1748—1765). Мрамор инкрустирован самоцветами: бирюза, агат, малахит, сердолик и др.
н. э. ) Самые известные и наиболее часто иллюстрированные книги на эту тему: «Раса Манджари» («Букет радости»)— написанная на санскрите Бхану Даттой в XV веке и «Расикаприя» («Руководство для ценителей»)— написанная в 1591 году на хинди Кешавдасом, придворным поэтом раджи Вир Сингх Дева, правителя раджпутского княжества в Орчхе, который в знак признания таланта пожаловал ему в дар двадцать одну деревню. Этого поэта считают в Индии отцом-основателем литературы шринагара (любовной лирики). Картины танджорской школы могут быть как довольно огромными, так и очень миниатюрными. Для фонов использована пышная растительность и украшенная изразцами архитектура.
Так постепенно они превратились в реликварии, содержащие в себе останки выдающихся в духовном плане личностей. Позднее в Южной Индии были возведены храмы Ченнакесава в Белуре и Саманатхапуре, Хойсалесвара в Халебиде, Брахидеешварар в Танджавуре, Храм солнца в Конараке, Храм Ранганатхи в Шрирангаме, буддистская ступа в Бхаттипролу (Bhattiprolu). В правление Махарао Дурджан Сингха (1723-56) наряду с кришнаитскими сюжетами была продолжена охотничья тематика, которая при этом князе обрела необычайную популярность.
Другим центром был Деогарх (Девгарх), город, заложенный в 1670 году Раватом (то есть вассалом меварского махараны— великого князя) Дваркадасом (до него это было небольшое поселение). Самым ранним примером меварского стиля являются миниатюры из серии «Рагамала», созданные в 1605 году в Чаванде, крепости, которая была временной столицей, художником Насируддином. После того как он впервые увидел «картинную галерею», созданную древними художниками, на помощь к нему пришли коллеги-полицейские, которые обнаружили еще немало шедевров на отдаленном плато Виндхиа, расположенном почти в 800 километрах к юго-востоку от Дели. Цвета использовались – красный и голубой, но были также зеленый и золотой. Общей темой рагамал является любовь между мужчиной и женщиной.
Особенности восемнадцати миниатюр этого манускрипта стали неким камертоном для определения целого ряда стилистически близких произведений, которые для удобства обозначают «группа Чаурапанчасики». Самая ранняя классификация женских типов известна из трактата «Натья-шастра» (IIв. Именно в его правление в 1671 году был спасён знаменитый образ Шринатхджи (статуя Кришны из чёрного гранита)— он был переправлен из Матхуры в Натхадвару и превратил этот город в религиозный центр особой секты вишнуизма, основанной Валлабхачарьей. В стихах доминирует религиозная тематика, но вместе с тем описываются особенности каждого времени года, тесно связанные с храмовыми ритуалами— они создавались для распевания во время разных религиозных церемоний. Вершиной этого стиля стала любовная серия Чаурапанчашика (Пятьдесят строф о похищении). Позднее жилища стали украшаться яркими картинами на вольные и традиционные сюжеты. Когда умер его отец Махараджа Виджаи Сингх (1752-93), юному князю было всего 10 лет. 19 веков демонстрируют абсолютно оригинальные достижения местных художников. К этой же инспирированной могольской манерой, группе принадлежат неоконченные портреты Джасвант Сингха (1638-78), заседающего в дарбаре в окружении придворных— в них ясно различимы реалистические элементы, присущие живописи эпохи императора Шах Джахана (1628—1658).
Тематикой миниатюр служили сюжеты из мифологии и «Рагамалы» иллюстрировалась астрология, а также разные забавные случаи, романтические сюжеты и эротика. Живопись Кота была «отделена» от школы Бунди в 1952 году, когда в лондонском Музее Виктории и Альберта прошла выставка коллекции Андерсона, в ходе анализа которой учёные смогли выделить особые черты, присущие школе Кота. На обороте одной из таких работ, датированной 1781 годом, сохранилась надпись, сообщающая о сумме в 4000 рупий, коне и пяти золотых браслетах, которые были вручены князем Умед Сингхом I (1770—1819) художнику Ахейраму в качестве признания его высокого мастерства.
Сближение с моголами повлекло оживление в культурной жизни Мевара. Крупным государственным деятелем был Саваи Джай Сингх II (1700—1743), служивший у Аурангзеба (от которого получил прозвище «саваи»— «один с четвертью», так как император Аурангзеб предрекал, что он на четверть превзойдет своих предшественников после этого все его наследники стали прибавлять почётный титул «саваи» к своему имени, желая превзойти своего предшественника на четверть хотя бы в титуле). дон. э. — IIв.
Он работает с азартом и одержимостью, не боясь опасностей и риска. Особый джодхпурский стиль возник во время правления Махараджи Виджаи Сингха (1752-93). В свою очередь, сын Чокхи— художник Байджнатх, работал в Деогархе у Раваты Нахар Сингха I (1821-47) и его наследника Гокул Даса III.
Поля оформлены арабесками и картушами также сменился формат листа (он стал более вытянутым по вертикали). История производства книг в Раджастане прослеживается с XI века (более древние артефакты не сохранились). Он имел привычку, нарядившись Кришной исполнять божественный танец сотворения мира— «Расамандала», в хороводе которого принимали участие его наложницы исполнявшие роль гопи— пастушек, влюблённых в своего господина.
Столь же стандартными были и ранние портреты Савант Сингха, когда он был ещё кронпринцем, созданные в 1740-х годах— на них он стоит в полный рост на фоне пейзажа, фигура удлинена, вокруг головы сияет золотой нимб. Художники, посвятившие своё творчество религии, создавали многочисленные миниатюры на тему подвигов Кришны имевшие успех у посещавших святое место паломников и расписывали храмовые завесы «пичхаваи», которые использовались в храме Шри Натхджи и других кришнаитских храмах (они вывешиваются позади статуи Шри Натхджи).
До первых десятилетий XVII века характерным признаком живописи Амбера были мягкие, обтекаемые формы, которые художники придавали могольским элементам, подчиняя их стилистике местной простонародной живописи. Восточная традиция развивалась во времена правления династии Пала (800—1200) и была связана с иллюстрированием буддийских текстов. Охотничьи сцены Кишангарха отражают абсолютно иную сторону придворной жизни.
Автором многих произведений, посвящённых Кришне и Радхе, был художник Нихаль Чанд, выдающийся мастер, возглавлявший придворное ателье Савант Сингха. В его мастерской трудился художник Ладли Дас, а одним из последних крупных княжеских заказов было создание иллюстрированной копии книги «Гита Говинда» Джаядевы. Эта стилистика в общих чертах продолжилась и во время правления Саваи Джай Сингха II (1700—1743)— строителя новой столицы, большого любителя и покровителя живописи.
Работавший в то время придворный художник Сахибдин (известен в 1628-1655гг), так же как и Насируддин, в совершенстве владел могольским стилем. С началом эпохи Гупта начали появляться новые элементы.
Зародившись в Басоли (Basohli/Basholi) этот одноименный стиль широко распространился, постепенно преобразовавшись в другие известные стили живописи пахари, а именно чамба, гюлер, кулу и манди. Иллюстрации в священных джайнских книгах носили канонический характер, вот таким образом они практически не были подвержены художественной эволюции. Вслед за своими предшественниками Савант Сингх поступил на службу к моголам и в молодости часто бывал при дворе императора Мухаммад Шаха (1719—1748), где царило веселье и разгул.
В правление Амар Сингха II (1698—1710) и Санграма Сингха II (1710-34) меварская живопись обрела новое дыхание. То, что осталось от древней индийской живописи, несмотря на плохую сохранность, позволяет судить о ее качестве. Тем не менее, стиль Гандхар последовал только в части Индийского субконтинента.
Оживленные позы добавляли в атмосферу картины свирепости. Свадьба состоялась в 1562 году каччавы, таким образом, стали родственниками моголов и перед ними открылись широкие перспективы. В раджпутских княжествах в большом почёте была книжная культура. Раджа Руп Сингх (1643—1658), пятый правитель династии, построил город Рупнагар и сделал его своей столицей.
Анонимный художник, работавший при дворе в 1631—1660 годах, названный американским экспертом Мило Бичем «Мастер Хада», создавал портреты Рао Джагат Сингха и сцены с битвами слонов. Никто точно не знает, каково их происхождение (учёные считают, что они появились в результате смешения парфянских, сакских, гуннских и кушанских племён). На иллюстрациях был плоский рисунок с воздушными линейными фигурами.
Среди массы шедевров Аджанты следуют отметить фигуру молодого человека, слегка изогнувшегося в позе трибханга (особо любимой индийскими художниками), с украшениями на голове и белым цветком лотоса в правой руке. Портреты подчас исполнялись в натуральную величину иногда на хлопковой ткани. Это был старший сын Радж Сингха и его супруги Махаранджи Чхаттур Кунвари Сахиба.
В основном он писал картины для Джагат Сингха I, который пригласил его в свою мастерскую, но несколько лет продолжал работать и для его преемника Радж Сингха I (1652—1680). На женщинах – легкие шарфы и клетчатые юбки. Бразды правления княжеством и опекунство над наследником взял на себя его дядя Бхим Сингх.
Пещерная живопись из Эллоры, а также храмовая живопись, свидетельствуют о любви к натурализму. Исследователи отмечают несколько таких этапов. Могольскую школу характеризуют удивительный рисунок, поразительный реализм, а также особое чувство наблюдательности. По большей части они похожи на увеличенные раджпутские миниатюры. Традиция их производства существует до сих пор. 1. – это была роспись горшка, обнаруженного в долине Инда. XIX века и связан с художниками, покинувшими столицу Мевара— Удайпур в период неудачного правления князя Ари Сингха (1761-73).
Вместо этого за основу были взяты, с одной стороны, удлинённая стилизация фигур, характерная для живописной манеры, бытовавшей в конце правления императора Аурангзеба, с другой стороны использовались лирические аранжировки, принятые у художников, работавших в ателье императора Мухаммад Шаха— всё это было модифицировано и приспособлено к тематике религиозных поэм Нагаридаса (то есть Раджи Савант Сингха). В XVII веке среди раджпутов распространился вишнуизм в форме почитания его восьмой аватары— Кришны и художниками Амбера было создано множество произведений на темы, которые считают «традиционно» раджпутскими— «Рагамала» и «Кришна лила» (жизнь Кришны), создавались миниатюры к книге «Расикаприя». Сюжетами служили мифы о героях – предках, чудесных птицах и загробном мире. В небе виднеются светлые, правильно округленные облака. Художники, работавшие у Чхаттарсала, создавали многочисленные произведения на тему «Рагамала» и «Кришна лила».
Это наполняет рукописи, которые они иллюстрировали, магической силой, делает их объектом преклонения почитателей в стране Индия. Особенно лиричными были миниатюры, созданные во второй половине этого века. Типичным стало изображение лица в профиль с подчёркнуто полными щеками. Им управляли две разные ветви клана Хада (в связи с чем Бунди, Кота и некоторые из близлежащих районов объединяют под общим названием «земли Хадоти», а живопись называют «Школа Хадоти»).
Подобная организация производства миниатюр облегчила современным исследователям задачу по определению характерных черт каждой «творческой династии». 5. «Чаурапанчашика» иллюстрирует кульминационный момент любовной истории, представленной в тексте. При нём первые художники стали в различных вариациях изображать Кришну и Радху, придавая религиозному мифу черты реальности. – читаем в путевых очерках.
Основными школами искусства, которые возникли в течение этого времени, были мухал, пахари и раджастани. При Бхао Сингхе стали создаваться портреты и сцены «исторических встреч» правителей. Не все раджпутские князья были вовлечены в военное противостояние с моголами. Предполагают, что мачеха привезла её из Дели в Кишангарх не позднее 1739 года (в этот год Надир Шах разорил Дели).
Наследовавший ему Махарао Бхим Сингх (1707—1720) был истовым кришнаитом и уделял большое внимание культовым практикам бхакти. В Индии существует своеобразная теория любовных взаимоотношений, в рамках которой символическая любовная пара Наика и Наяк оказываются во множестве разных положений и любовных состояний. «За последние семь месяцев я обнаружил 400 наскальных изображений», – заявил Виджей Кумар, полицейский и археолог-любитель из штата Утар-Прадеш. В целом до конца XVII века художники иллюстрировали в основном религиозные манускрипты и придерживались живописной формулы, созданной Сахибдином. Подобно своим венценосным предшественникам Савант Сингх был членом вишнуитской секты «Пуштимарга» и вместе со своей возлюбленной истово служил аватаре Вишну— богу Кришне. Современные же художники применяют обычные краски и фанеру, на которую натягивается холст.
Брат Мариам Замани— Раджа Бхагвандас (1575-92) стал одним из самых могущественных вельмож Акбара. Он был назначен губернатором всех восточно-индийских провинций и получил от Акбара титул «Мирза Раджа» (то есть был приравнен к могольскому принцу крови). При его дворе работали художник Гирдхардас, а также Бхаванидас, который приехал в Кишангарх приблизительно в 1719 году, покинув столичную мастерскую могольского императора Фаррухсийяра (1713-19). Благодаря этому некоторые из них вошли в императорскую элиту в качестве генералов и высокопоставленных чиновников, служа верой и правдой во время военных кампаний моголов в Бенгалии, Бихаре, Декане и Афганистане. Похожую архитектуру можно видеть в миниатюрах «Чаурапанчасики» («Пятьдесят строф об украденной любви», ок.
Шив Кумар, как предполагают, через некоторое время вернулся в Джайпур. Раджа Рави Варма — один из классических художников средневековой индийской живописи. На их основе развилась новая форма выражения. Среди книг, проиллюстрированных под его покровительством, выделяется историческое сочинение «Дхола Мару». Так появились иллюстрации к Шива-пуране, в которых художники смогли на свой манер визуализировать понятие абсолюта и появление первоэлементов (причём, визуальное выражение понятия «абсолюта»— пустое пространство картины, закрашенное золотой краской подобное прочтение мало чем отличается от картин Малевича или Джозефа Алберса). Он же был и основателем первой придворной художественной мастерской в Джодхпуре. 3.
Ранний стиль раджпутской живописи связан с княжеством Мальва и представлен старейшей (сер. Тадж-Махал – мавзолей-мечеть в Агре в Индия на берегу реки Джамна. Большую известность обрела история любви Савант Сингха к своей «Радхе»— Расик Бихари, больше известной в Индии как Бани Тхани (то есть «изысканно одетая»).
В конце века Раджа Удай Сингх (больше известный как Мота Раджа, то есть «толстый раджа», правил в 1583-95гг) выдал свою дочь Джодха Баи за могольского императора Акбара. Эти мастера создавали миниатюры на самые разные темы, среди которых доминировали события, связанные с жизнью правителей Деогарха: сцены охоты, дарбары (княжеские приёмы), праздники Холи, портреты ит. д. Большую роль играло искусство портрета. Другое сочинение, «Расапанча дхьяя», придаёт мифу о Кришне абсолютно иное звучание, описывая танцы и любовные игры Кришны— «владыки осенних лун». Эти художники считаются основателями кишангархской школы. Настоящий расцвет государства каччавов начался при радже Бихар Мале (1548-73), который отдал свою дочь Мариам Замани в жёны могольскому императору Акбару (она стала матерью следующего императора— Джахангира).
Создание раги мифы приписывают Махадеве (Шиве) и его супруге Парвати, а изобретение рагини богу Брахме. На некоторых крупноформатных миниатюрах XVIII—XIX веков, созданных в Удайпуре и Кота, наряду с именами изображённых персон стоят и имена авторов, как правило, надписанные служащими канцелярии. Кроме столицы Мевара— Удайпура, в княжестве существовали два другие относительно самостоятельные художественные центры, живопись которых определяют как «меварские суб-стили». Только во время правления императора Джахангира князь Махарана Амар Сингх I (1597—1620) покорился моголам, а его сын Карна Сингх (1620-28) был тепло принят императором и его сыном принцем Хуррамом в могольской столице.
В 16 веке все еще сохранялась эта заинтересованность. Его сыновья Ситарам и Сураджмал какое-то время работали в мастерской Раджи Сардар Сингха (1757—1766). Правление этого князя было крайне трагичным и сложным.
Он посвятил город и свой дворец Кришне, построил новый храм и даже сменил своё имя на «Кришна дас» (то есть «раб Кришны»). Раджа Рави Варма путешествовала по всей Индии ища новые объекты для своих картин.
Оба правителя приняли участие в налаживании и систематизации работы «суратхане» (художественной мастерской), а также провели ревизию огромной коллекции живописи, собранной их предшественниками. Но основным отличием был определённый тип лица. Сюжеты из «Кришна-лилы» были излюбленными темами для раджпутских художников начиная с XVI века. Историки считают, что такое название закрепилось в связи с тем, что княжество располагалось в местности, большую часть которой занимает пустыня Тар (хотя современные историки утверждают, что в XIII—XVI веках условия жизни там были значительно мягче).
Могольская школа, ставшая великим возрождением, сочетавшая индо-персидское и европейское влияние, зародилась с установлением правления Моголов. С этого времени начались годы упорного труда и путь к славе. Это живопись, в основу которой легли различные индийские музыкальные мотивы из раг. Верещагин покорен оригинальностью и высотой ее культуры (в дальнейшем он увидит подобное только в Японии), той выработанностью во всем, которую он находит и в архитектуре храмов и в древней настенной живописи и в ритуальном танце и пантомиме и в современном костюме и бытовой утвари.
Местная живопись в Исарде, Малпуре, Самоде и Караули испытывала влияние столичных стилей. Живопись в Японии Японская живопись — один из наиболее древних и изысканных из японских видов искусств, характеризуется широким разнообразием жанров и стилей. Индийское путешествие длилось два года. Эти мириады влияний обогатили индийское искусство на протяжении многих лет и в новом 21-м веке можно увидеть все эти влияния в изобразительном искусстве и картинах Индии. Расцвет школы Деогарха приходится на вторую пол.
Обычно это иллюстрации к музыкальным произведениям, рагмалас (рагам), популярным поэмам или эпическим любовным историям, среди которых главное место занимали легенды о Кришне. Ранняя могольская миниатюра ярка и нарядна. В Индии создано около ста пятидесяти этюдов. Старший брат Абхаи Сингх (1725-51) отослал его в город Нагаур, где тот правил в 1725-51 годах.
Правители Джайпура и Алвара основали у себя фотохане (фотостудии), для портретов и увековечения важных событий, а раджпутские художники стали прибегать к копированию фотографий и образцов живописи маслом в поисках новых сюжетов и художественных решений. Живописная традиция этих мест уходит в глубокие века. Создавалось множество портретов, сцен слоновьих боёв, случаев на охоте, рисунков-портретов всадников, было создано множество серийных миниатюр на темы «Рагамала», «Барахмаса», «Бхагавата Пурана» и «Расикаприя».
Для прочного закрепления краски на бумаге в неё добавляли разные растительные смолы (камеди) и млечные соки растений. до н. э. : пещерные фрески Багха, Ситтанавасала.
Савант Сингх был большим ценителем искусства и талантливым поэтом. Описание любви Радхи и Кришны в «Расикаприи» фундаментально отличается от того, как эти взаимоотношения представлены в более поздних поэмах, написанных Тулсидасом, Сурдасом, Мирабаи и Чайтаньей. Это основные характеристики исконно индийского живописного стиля, который имел продолжение в миниатюрах первого известного меварского художника Насируддина, работавшего при дворе в Удайпуре в конце XVI— нач. Его старший сын Кавала, вероятно уехал в Деогарх в то же время. Созданный под его опекой иллюстрированный экземпляр «Уттарадхьяны Сутры» (Барода, Музей), несмотря на всю условность и примитивность изображений, представляет собой выдающееся произведение ранней марварской художественной традиции.
Появилось множество портретов одного из основателей секты натхов— йога Джаландхарнатха. У натхов были свои суды и вооружённые силы. Центральный персонаж картин всегда детально прорисовывается.
Постепенный упадок школы Мевара начался приблизительно с середины XVIII века. Ранней индийской живописью считаются наскальные рисунки первобытного времени.
Княжество основано в XIII веке (традиционная дата— 1226год). Фигуры в танджорской живописи обладают округлыми формами и довольно массивны. В древнем искусстве, в период II в. до н. э. Интересно, что существуют миниатюры, на которых этот «физиономический маньеризм» применён только в отношении Кришны и Радхи, в то время как остальные персонажи имеют обычные лица.
Князь Ман Сингх особо заботился о качестве красок, вот таким образом произведения той поры сохранили первоначальный великолепный колорит. На иллюстрации из Джаунпура головы людей более квадратные, а огромные вуали движутся. В Биканере, например, было два таких художественных клана. Ман Сингх был современником могольского императора Аурангзеба, мусульманина, отличавшегося религиозной нетерпимостью, который запретил при своём дворе музыку и живопись, после чего часть столичных художников, в поисках заработка, перебралась в Кишангарх.
Этот образ воспроизводится в Индии до сих пор, а имя Бани Тхани стало культовым. Исследователи предполагают, что Нихаль Чанд продолжал работать до 1780 года. Художники использовали натуральные краски, которые делятся на две категории— не требующие дополнительной обработки, такие как мел (белый), сурик красный, охра (оттенки жёлтого), окислы и сульфаты меди (зелёный), ультрамарин и ляпис-лазурит (синий)— достаточны было их хорошо растереть и промыть в воде— пигмент был готов. Он сочинил серию новых раг, которые стали широко известны как «Рагамала Тансена».
Подобно своим предшественникам, он был приверженцем вишнуитского культа Кришны, секты «Пуштимарга», основанной Валлабхачарьей и придерживался жизненных правил этого вероучения. XVIII— нач. По общему мнению пик развития джайпурской живописи пришёлся на время правления Махараджи Саваи Пратап Сингха (1778—1803). Музыкально-теоретическая концепция раги впервые появляется в «Брхаддеши»— сочинении санскритского автора Матанги, которое было написано между V и VII веками н. э. В целом, XVII век был временем расцвета школы Бунди.
Абстракция форм всегда была частью индийского искусства. Отношение к художникам изменилось – теперь они ставили свои подписи на миниатюрах. В 1803 году Бхим Сингх приступил к осаде крепости Джалор и когда Ман Сингх хотел уже сдаться, к нему явился духовник, аскет-йог из до того бедной и полузабытой секты Натха с «посланием» от жившего в XII веке одного из основателей секты Джаландхарнатха, в котором тот советовал собраться с духом и не спешить, поскольку вскоре князь будет править не только крепостью Джалор, но всем Марваром.
Подобные описания раг приводят Рана Кумбха Карна Махимедра в 1450 году («Сангита-мимамса», «Сангитасара») и Мешкарна в 1509 году («Рагамала Мешкарны»). Наставником князя в поэтическом творчестве был прославленный поэт Бринд. Путешествие в Сикким имело целью восхождение на высочайшие вершины Гималаев. История индийского искусства стара, как сама цивилизация и каждый крупный период в истории дал Индии новые способы выражения и новые формы искусства. После удачной охоты князь устраивал праздник с вручением наград особо отличившимся, в качестве которых фигурировали «дошалас» (шали), «сиропас» (почётная одежда) и просто деньги. Фрески изображают главным образом сцены из жизни Будды и эпизоды из джатак.
В средневековой Индии большую роль сыграла книга «Бхагавата-пурана», которая послужила основой для становления мощного культа бога Вишну— вишнуизма.
Картины Мадхубани (или Джанаки) – это искусство коренных жителей северо-индийской деревушки Бихар. Сын Ратана Сингха, Рао Чхаттарсал (1631-58), увлекался живописью и приглашал ко двору художников. После того, как Рао Джодха в середине XVI века укрепил государство, художники его мастерской возродили стилистику джайнской, гуджаратской миниатюры, а также миниатюры книг на апбхранш, придав им новую форму. Живопись Бунди в этот период находилась под влиянием стиля, выработанного в Чунаре в конце XVI века (то есть стиля «Рагамалы» из Чунара). Картины, выполненные красной краской по белому песчанику изображают людей, едущих верхом на животных.
Основатель правящей в Кота ветви династии Хада— Рао Мадх Сингх (1631-48) и особенно его внук Рао Джагат Сингх (1658-83) были большими поклонниками живописи. Особенностью стиля кангра является широкое использование оттенков зеленого. Спустя некоторое время он передал бразды правления своему сыну Сардар Сингху (1757—1766) и, сохранив все титулы и почести, со своей супругой удалился от мирской суеты в священный город Вриндаван, где и скончался 21 августа 1765 года. Тем не менее до сих пор ряд специалистов считает живопись Кота неким «суб-стилем» живописи Бунди, то есть её ответвлением, сохраняющим в своей основе некую общую исходную матрицу, несмотря на то, что лучшие живописные работы 18— нач. Рага— составное понятие из классического индийского музыкального искусства.
Первые джайнские книги (XI—XIIвв. ) делались из пальмовых листьев и в этом отношении очень похожи на ранние буддийские книги из восточной Индии. С постепенным исчезновением стиля басоли в середине XVIII в. на арене Индийского изобразительного искусства появился cтиль кангра или гюлер-кангра, названный так в честь области Кангра, где он возник. Местной особенностью можно считать иллюстрации к поэме «Бихари Сатсаи» («Семьсот стихов Бихари»), которую написал для Раджи Джай Сингха I (1622-67) поэт Бихари, когда жил при его дворе в Амбере. Находясь при дворе делийского султана Алауддина Хильджи (1296—1316) он сочинил несколько новых раг и изобрёл ситар. Особенную популярность принесли художнику картины, выполненные в жанре цветы – птицы.
Они получили название «раджпутской школы» миниатюры, объединившей разные направления. Джайнские миниатюры являются также продолжением этой великой традиции, но демонстрируют специфически угловатую, жесткую, прямолинейную технику с ровными цветными поверхностями, ставшую особенностью джайнского искусства. В то время княжеская охота была весьма важным государственным ритуалом.
2. «Пичхаваи» изготавливаются из хлопка имеют довольно крупные размеры и расписываются, как правило, несколькими художниками. 1840 года пригласил к себе ведущего делийского художника Гулам Али Хана, который в кооперации с местным мастером Балдевом проиллюстрировал «Гулистан» Саади (1840-53гг, Правительственный музей, Алвар). Стиль живописи претерпел очередные изменения в начале XVIII века. Важную роль в обновлении играл анонимный художник, окрещённый учёными «Мастером штриха», который в течение приблизительно 30-и лет работал при дворе и создавал миниатюры в технике «ним-калам» (гризайль) с лёгкой подкраской, явно навеянные могольским стилем. Во дворце Деогарха сохранились остатки фресок, созданных местными мастерами. На индийских художников также оказало влияние восточное искусство Китая, Японии и других стран.
Правление Бакхат Сингха ознаменовалось заметным оживлением в искусстве и литературе. Вслед за этим в Натхадвару потянулись и художники. В правление Ман Сингха (1803-43) джодхпурский стиль достиг своей вершины.
Грациозные и чувственные жесты влюбленных весьма эмоциональны. Такие особенности можно встретить вплоть до VI века в росписях Аджанты и Баг. Сохранились остатки фресок, созданных в начале XVII века во дворце и мавзолеях при Радже Ман Сингхе (1592—1614).
Неизвестно, где были созданы эти портреты, в Дели или Джодхпуре. Первая часть Десятой книги «Бхагавата пурана» посвящена его детским проделкам и любовным историям.
В дальнейшем город прославился своими расписными храмовыми занавесами «пичхаваи». В правление этого князя значительно оживилось производство миниатюр. Было это чудом или совпадением (или аскеты-натхи смогли организовать убийство), но через несколько дней Бхим Сингх неожиданно скончался и власть перешла к Ман Сингху.
Ци Байши не переставал удивляться красоте мира, сочности, свежести и яркости плодов граната, персиков, винограда, ягод вишни, которые писал виртуозно. В Фатехпур-Сикри существовали мастерские и школы миниатюристов. С возрастанием мощи моголов, влияние их культуры всё более сказывалось на развитии местных раджпутских художественных стилей.
Стены предварительно покрывались слоем глины или грязи, смешанной с шерстью или соломой, затем — слоем гипса. В отличие от обычных манускриптов, которые удобно брать в руки, большие фолианты Виджаи Сингха, вероятно, выставлялись напоказ (их держали так, чтобы во время богослужения все видели сюжет картины, в то время как связанные с нею стихи распевались или читались вслух). Подобным же образом и его возлюбленная Радха из «покорной служанки» была превращена в полноправную принцессу. Период его правления иногда называют «золотым веком джайпурской живописи».
С XIV века для изготовления книг стала использоваться бумага самая ранняя джайнская бумажная иллюстрированная книга— шветамбарская «Калакачарьякатха», создана в 1366 году в Йогинипуре (Дели). С древнейших времен в Китае существовала живопись на шелке. Миниатюристы следовали наработанным прежде прототипам, добавляя лишь небольшие вариации.
В основном это настенные росписи внутри некоторых пещерных храмов. Технология её производства практически полностью была перенесена из персидской живописи. Влияние популярности гравюр укиё-э на европейское искусство XVIII века называют японизмом.
Композиции многих картин состоят из сложных ландшафтов. Вот таким образом окружающая действительность играет второстепенную роль в стране Индия. Некоторые из пышных охотничьих сцен происходят на фоне вымышленной местности— их завершали в мастерской, полагаясь более на воспоминания, нежели на зарисовки, сделанные непосредственно на местности.
Верещагин живет в Бомбее, Агре, Дели, Джайпуре, в конце 1874 года предпринимает трехмесячное путешествие в Восточные Гималаи, в горное княжество Сикким и сразу же по возвращении, в апреле 1875, новое продолжительное и трудное путешествие в области, пограничные с Тибетом, – Кашмир и Ладак. Эти события сильно деморализовали правителей других, более мелких раджпутских княжеств. Художникам необходимо было выразить эти абстракции с помощью визуальных средств. Похожие фрески также можно увидеть в пещеры Эллоры. Несомненным фаворитом оставалась тема большой княжеской охоты. Князь Мевара Удай Сингх бежал из города и впоследствии основал новую столицу— Удайпур.
Прежде чем стать «Бессмертной Бани Тхани» Расик Бихари была рабыней при дворе могольского императора Мухаммад Шаха. Мауританская школа искусств также во многом схожа в этом виде реализма. Государство Марвар создали представители раджпутского клана Ратхор, которые пришли в эти места из Бадауна, после того, как были вытеснены мусульманским завоевателем Кутб-уд-Дином (предполагают, что ратхоры являются потомками династии раштракутов).
Впоследствии так стали называть всё княжество. Он получил княжеский трон в 14 лет (злые языки утверждали, что он пришёл к власти благодаря тому, что его сводный брат погиб в дорожном происшествии, а весь инцидент был подстроен его властолюбивой матерью, которая в результате стала регентшей при малолетнем правителе и руководила делами до 1787 года). В небе виднеются светлые, правильно округленные облака. Слово «ступа» означает «узел из волос» или «макушка, верхняя часть головы», а также «куча камней и земли». Прекрасные иллюстрации к «Шива-пуране» были написаны художником Шивдасом.
В правление этого князя наряду с миниатюрами на тему «Кришна лила» (эпизоды из жизни Кришны) создавались весьма выразительные картины на сюжеты из эпоса «Рамаяна». Искусство Индии очень самобытно. Самая ранняя рагамала называется Нарадья-Сикса, её сочинил Нарада ок. В качестве фундамента своей поэмы автор «Расикаприи» использует любовные переживания Кришны, Радхи и пастушек-гопи, причём делает особый акцент на изображении Кришны как «божественного любовника». Набор работ в них был стандартным: как повседневная рутинная процедура упоминается правка и ремонт миниатюр по сохранившимся сведениям, под руководством главного мастера (устад) в раджпутских мастерских делались также копии оригинальных произведений. На гуптский период приходится апогей индийской настенной росписи, наиболее полно представленной в Аджанте (I, II, VI, VII, XI, XVI и XVII гроты).
В итоге Савант Сингх согласился разделить княжество на три части (1756г). Её тематика перестала ограничиваться мифологией и поэзией. В VIII веке была создана Рага-Сагара (приписывается двум авторам— Нараде и Даттиле), а между IX и XIII веками «Сангита-Ратна-Мала», которую сочинил Маммата. Фрески Аджанты и Эллоры занесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО и являют собой сокровищницу древнего художественного искусства. Существует ещё одна запись того времени о наградах в сумме 1000 рупий, паре золотых браслетов и комплекте почётной одежды «сиропаc» (он состоял из головного убора, кушака, ткани для туники и штанов), которые были вручены «мусаввиру» Чорпалу за изображение охоты на тигра.
Иногда по дичи стреляли со специальной баржи на реке Чамбал. С середины XIX века конкуренцию раджпутской живописи стали составлять европейская масляная живопись, а затем и фотография. Искусство Индии берет свое начало с доисторических наскальных рисунков. Территория княжества, расположенная между Джайпуром и Амбером, в XVII—XVIII веках была цветущим краем. Это был потомственный художник: его отец Бхик Чанд, был сыном «мусаввира» (то есть мастера) Даргамала, а прадед Сурдхадж Мурадж прибыл из Дели и служил у Ман Сингха (1658—1706). Одним из его указов было неукоснительное требование подчёркнуто почтительно обращаться к сельским пастухам именуя их «Владыка полей» («джагирдарс»), так как Кришна когда-то был пастухом. Но наряду с этими взлетами, струится и всегда струилась, непрерывно перетекая из одной формы в другую, огромная река индийского творчества, сохраняя неумирающие традиции, проявления индийского творческого гения и накопленного художественного опыта.
50см х 120см). Создание циклов миниатюр требовало участия многих художников. Художники увековечили эти ритуалы-представления изображая Пратап Сингха в образе Кришны, как во время танца, так и при исполнении других ролей Кришны, взятых из сюжетов «Кришна лилы».
В качестве основных тонов для миниатюр применялись ультрамарин (ляпис-лазурит), тёмно-красный пигмент, серебро и золото. Блестящую карьеру при могольском дворе сделал Раджа Джай Сингх I (1622—1667), высокообразованный, знавший четыре языка аристократ, служивший с 16-и лет у Джахангира, Шах Джахана и особенно у Аурангзеба, которому он помог победить брата-соперника— Дару Шукоха и расправиться с Шиваджи. Всё это придало форму тому, что сегодня называется современным индийским искусством. В правление Раджи Кальян Сингха (1798—1838) наступил последний яркий всплеск кишангархской школы. Могольское влияние продолжилось в правление Ратана Сингха (1607-31), который служил императору Джахангиру и получал из его рук награды— он был командиром могольской армии во время военной кампании в Декане.
Миниатюры имеющие дату и возможность атрибуции, свидетельствуют о том, что князь Бхао Сингх (1658-82), долгие годы проживший в Аурангабаде (Декан), куда могольский император Аурангзеб назначил его губернатором, был большим покровителем живописи. Но оба этих экземпляра отличались по стилю от стандартов того времени. Портретом занимались также Хира Нанд и Трилока. Пара Наяк-Наика в «Расикаприе» имеет и символический смысл: Радха и Кришна рассматриваются как идеальная пара влюблённых, а их любовная связь символизирует связь души и Бога. Сын Ман Сингха— Радж Сингх (1706—1748) также сыграл важную роль в становлении и расцвете культуры княжества.
Правивший в 1620-28 годах Махарана Карна Сингх широко открыл двери могольскому культурному влиянию, а его сын Махарана Джагат Сингх I (1628—1652) покровительствовал живописи при нём развитие книжной миниатюры значительно оживилось. Однако довольно скоро миниатюры утратили «исключительно документальный характер» и в период правления Джагат Сингха II (1734-51) погрузились в атмосферу эскапистского веселья (вероятно, не без влияния со стороны художников из мастерской могольского императора Мухаммад Шаха). Большая роль в становлении марварской школы принадлежит князю Рао Малдео (1532-68), который был большим любителем и покровителем искусства. Рагамала (букв. Основной формой раджпутской живописи является миниатюра, которая создавалась придворными художниками в мастерских при дворах раджпутских князей. Стиль фресковой живописи, сохранившийся в пещерных храмах.
А использование плоского красного фона наполняет каждый эпизод трепетным волнением. Важными поэтическими сочинениями, посвящёнными Кришне, являются «Гитаговинда» Джаядевы, «Сурсагар» слепого поэта Сурдаса, «Сатсаи» поэта Бихари, «Матирама» Расараджи и «Расикаприя» Кешавдаса.
1525г., Бхарат Кала Бхаван, Индуистский университет, Бенарес, Варанаси). Самые ранние сцены охоты были созданы во время правления Рао Рам Сингха (1697—1707). Они создавали крупноформатные миниатюры-картины на которых изображался охотничий заповедник (румнас) и запечатлевались особо яркие события, случившиеся на охоте. Раджпуты принадлежат касте воинов и возводят своё происхождение к Раме— герою древнего эпоса «Рамаяна».
Таким образом работа этих художников напоминала работу ювелиров. В 1623 году, при следующем правителе княжества Гадж Сингхе (1620-38) была создана серия иллюстраций к «Рагамале» (Собрание Санграма Сингха). В своё время все меварские княжеские архивы и коллекции погибли в огне при разрушении Читтора могольским императором Акбаром (1567г).
Он любил изображать пионы, лотосы, цветы дикой сливы, вьюнки травы и т. п. Одной из них становится идея йоги о важности отрешения от всех отвлекающих внешних воздействий и мимолетных эмоций. Ананда Кумарасвами, с книг которого изданных в начале XX века, началосьисточник не указан 813 дней академическое изучение раджпутской живописи, отмечал: «Если китайцы лучше всех научили нас пониманию сути природы, выразив это в пейзажах горы-воды, то индийское искусство, по меньшей мере, может научить нас, как избежать неправильного понимания природы желания того, что суть наслаждения не может быть грязной». Индийские художники стремились к внедрению в нее чувственного пластического начала. Расцвет джайпурской живописи падает на XVIII век.
Его наследник, Раджа Ман Сингх (1658—1706) был талантливым поэтом и покровителем искусства. Джайпур, Биканер, Джодхпур и Джайсалмер стали вассалами моголов. Изображение природы стало носить более стереотипный характер. В правление Рао Будх Сингха (1696—1735) была создана серия миниатюр на тему «Расикаприя» (1700-1725гг, Нац. Главными сюжетами танджорского стиля являются изображения богов, богинь, святых личностей, сцены дворцовой и общественной жизни. Дхалу Рам был мастером фрески (ему приписывают руководство росписью «стеклянного дворца» Шиш Махал впоследствии он был назначен главой придворного музея).
Их героизм на полях сражений увековечен в поэмах, а массовые самоубийства их женщин (джаухар) с целью избежать поругания врагом, были возведены в ранг священных. В XVI—XVII веках в столице княжества и при более мелких дворах местных аристократов иллюстрировались джайнские тексты. В 1549 году пятнадцатый правитель клана ратхоров Рао Джодха основал город Джодхпур, в который была перенесена столица (впоследствии так стали называть всё княжество). Позднее в 1440 году Нарада сочинил стихи, описывающие шесть основных раг и 30 рагини, которые вошли в его книгу «Панчама-Сара-Самхита». Большинство картин Мадхубани основаны на характерных особенностях жизни, а именно религии.
К другой категории принадлежат краски, требовавшие химической обработки— свинцовые белила (путём вымачивания свинца в уксусной кислоте), угольный чёрный (добывался путём выжигания дерева), киноварь, которую готовили из ртути и серы, синий пигмент добывался из растения индиго, кармин, красный органический краситель, добывался из кошенили (особых насекомых) ит. д. Следующая фаза связана с правлением Джай Сингха I (1622—1667), она была отмечена появлением композиционных приёмов, архитектурных деталей, манеры изображения людских фигур и всяких второстепенных элементов, которые были характерны для конца правления императора Джахангира (1605-27) и периода правления Шах Джахана (1627-58). Джай Сингх I был коллекционером персидских ковров и могольской живописи, однако, несмотря на могольское влияние, живопись при нём по прежнему сохраняла фольклорный дух. Самым ранним свидетельством существования живописной школы в Бунди являются миниатюры серии «Рагамала», созданные в Чунаре в 1591 году.
Живопись басоли легко распознать по энергичным, смелым линиям и ярким цветам (красным, горчичным и синим). Крупнейшим проектом мастерской под руководством Сахибдина было создание в 1650-х годах иллюстраций для семитомной версии эпоса «Рамаяна» (Британская библиотека, Лондон).
Впоследствии и другие раджпутские князья последовали его примеру. Их не волновали ни природа, ни социальные условия того периода. Вершиной этого стиля стала любовная серия. Принц Хуррам (будущий император Шах Джахан) вручил Карна Сингху дары, среди которых были кони, украшенные драгоценными камнями кинжалы, хилат (дорогое почётное одеяние) и жемчужные чётки. Тематика книг была самой разнообразной: от кулинарных книг и книг по ведению домашнего хозяйства до пособий по военному искусству, лирических стихов и древних эпосов.
Миниатюры Пала представляют собой иллюстрации к религиозным буддистским манускриптам. Эти большие, панорамного охвата композиции обычно густо заселены персонажами. Так как в своем распоряжении они обладали ограниченным пространством, то художники довольствовались изображением богов и богинь. «гирлянда раг (мелодий)») эмоционально-музыкальное настроение переданное языком рисунка – классический пример слияния живописи, поэзии и музыки, воплощенный в прекрасных миниатюрах. Её образ в Кишангархе стал эталоном для изображения возлюбленной Кришны— Радхи.
В таком виде она существует до сих пор. Здесь при двух правителях— Рао Раджа Пратап Сингхе (1756-90) и его сыне Рао Раджа Бакхтавар Сингхе (1790—1814) возникла небольшая местная школа (или суб-стиль), которая, судя по всему, была следствием приезда в Алвар двух художников из Джайпура, которых звали Шив Кумар и Дхалу Рам. Была создана целая серия крупных полотен, а также иллюстраций к книгам.
Совершенно однозначного определения петроглифов не существует. Яркие оттенки жёлтого, оранжевого и красного продолжают колористическую традицию «Чаурапанчасики» и джайнской живописи. После того, как Могольская империя набрала силу, правитель Бунди Сурджан Сингх (1554-85) в 1569 году пошёл на службу к могольским императорам, служил им верой и правдой, за что ему был пожалован титул Рао Раджа и передан во владение округ Чунар под Бенаресом. В первую очередь это были эпосы «Рамаяна» и «Бхагавадгита», но также и «Лаур Чанда» (Чандаяна)— поэма о любви, написанная Муллой Даудом для шеф-министра Фироз Шах Туглука в Дели в 1377 или 1378 году, в которой прекрасная служанка Чанда влюбляется в Лаурика. Особенно механичными выглядят те, что были созданы для Махараны Джаван Сингха (1828-38).
Это покрытие было достаточно стойким, учитывая неблагоприятные климатические условия но оно портилось местами и за время, прошедшее с прошлого века, когда были сделаны первые копии, росписи еще больше разрушились. С одной стороны, в ней очевидна сильная зависимость от могольского стиля, что легко объяснить родственными связями с моголами (исследователи отмечают, что по скорости усвоения могольских художественных приёмов местные художники шли в Раджастане впереди остальных), с другой стороны, в живописи Амбера ощущается глубокая связь с народным искусством. Подобные описания можно найти в сочинении Сарангадевы «Сангита-Ратнакара» (1210-47гг).
С 1818 года княжество Джайпур стало британским протекторатом и даже во время восстания сипаев (1857г) пользовалось большими привилегиями, сохраняя верность Великобритании. Первым раджпутским правителем, создавшим прецедент матримониального альянса с моголами был Раджа Бхарама, глава клана Каччава из Амбера (Джайпур), который в 1562 году предложил свою дочь императору Акбару в жёны. Портреты в Кишангархе были довольно обычными, например, портреты Радж Сингха (1706-48) созданные художником Бхаванидасом выдержаны в манере, принятой в то время в ателье могольских императоров. Этот князь обладал редким интеллектом и благородным сердцем. По всей вероятности, отправным пунктом этого типа была сама Бани Тхани.
Делается это с целью передачи эмоции и настроения вызываемых рагами. Развитие живописи периода Великих Моголов (XVI-XVII вв. ) ознаменовалось расцветом миниатюры, пришедшей в Индию, как и образы мусульманского зодчества из стран Среднего Востока, откуда были привезены и мастера-миниатюристы. После этих событий государство Бунди так никогда больше и не смогло оправиться.
Бакхат Сингх, бравый генерал испортил свою репутацию убийством собственного отца Аджит Сингха (в политических целях). В XIV веке развивается стиль суми-э (монохромная акварель), а в первой половине XVII века художники начинают печатать укиё-э — гравюры на дереве изображавшие гейш, популярных актёров театра кабуки и пейзажи. Женщины в этой деревне сохранили матриархальное господство над ремеслом. Следующий джайпурский правитель Раджа Ман Сингх (1592—1614), возглавлял могольскую армию и одержал множество побед (в том числе и над самими раджпутами).
Художники не были раджпутами, так как они были ремесленниками, а не воинами. При необходимости краски смешивали, добиваясь нужного оттенка. Уже в раннем средневековье, вскоре после падения империи Гуптов и царства Харши (647г) они правили большей частью северной Индии, создав множество небольших княжеств, во главе которых стояли вожди 36 основных кланов. Но не все искусство древней Индии было посвящено аспектам повседневной жизни. Затем он купил ему кисть и немного копировальной бумаги.
Искусство Индии стало наполняться новыми смыслами. Идеи своих картин они берут из природы из религиозных историй и легенд, а также из своего быта.