Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Лицо композитора – с резкими складками у губ и пристальным, пронизывающим насквозь, взглядом – отражает его нервную трепетность, экзальтированность, погруженность в музыку. Дорожка лунная по глади воднойСкользит. Казалось, она спит. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина.
Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Фунт говядины (примерно полкило), в то же время стоил те же 18 копеек. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Имя Репина стало широко известным. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах.
В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Последний портрет писался с 1909 по 1915 год уже после смерти композитора. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Основой для картины «Бурлаки на Волге» послужили многочисленные зарисовки автора, которые были собраны во время путешествия по реке. 7. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».
Он идет прямо к матери. Но для того, чтобы заработать средства для существования – они должны работать. Перед нами молодой мужчина в красной рубашке, с русской бородой, богатой шевелюрой. Страшная картина. У рояля – братья А. Г. Несмотря на это, группа бурлаков не вызывает чувства жалости. А вот Тургенев, увидев ее, в письме к Стасову назвал ее холодным винегретом живых и мертвых.
Возвращается в Россию летом 1876 года. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. и Н. Г. Рубинштейн, между А. Г. Надо только понимать, что 30 копеек за проезд из конца в конец Москвы следует сравнивать не со стоимостью общественного транспорта (которого тогда и не было), а с такси.
Что за людская мозаика со всех концов России", – писал В. В. Стасов. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Так ли это – судить зрителям. Считалось, что она помогает кораблю подняться против течения.
В напряженном и долгом труде обрел Репин свободу, легкость и простоту, которая нас так подкупает и радует в его искусстве. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным.
Тем более такой отец как Иван Грозный. От этого вся артель на ходу покачивалась. Этому же эффекту способствует и выбранная красно-золотистая гамма картины. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Он показывает несгибаемость русского человека и духовную красоту своего народа. Левый край – чешские композиторы Э. Направник (крайний), Б. Сметана, К. Бендель и В. Горак. Картина имела успех.
При случае они были не прочь переложить часть ноши на плечи других. Кто-то философски спокоен, понимая, что работа закончится, а семью будет чем прокормить. Во времена Репина оно было небольшое — 30 копеек в день. Америка—Франция—Россия. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра.
и Львовым стоит А. Н. Серов. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия.
Однако этот труд не сделал людей рабами. Репин и заказчик получили массу поздравлений. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». В артели, которую запечатлел Репин, шишкой был поп-расстрига Канин (сохранились наброски, где художник указал имена некоторых персонажей). Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта.
Она не пестрит красками. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Евреинов и художник Ю. Анненков. Косный или коснойКосный или косной — так назывался бурлак, замыкавший движение.
В портрете воплотились черты интеллигенции России конца 19 века. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году.
Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). и Н. Г. Рубинштейн, между А. Г. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. В эту минуту в комнату вошел Христос.
А вот вверх по течению ее тащили на своих плечах бурлаки. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Все время в движенье.
Работал весь день, не замечая времени. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159.
Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Она, как оградка. По задумке автора, бурлацкая артель будто движется на зрителя.
А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». На мгновенье. Мы видим девочку, которая весело покачивая ножками, сидя на высокой перекладине штакетника. Из-за такого труда ещё молодые люди становятся стариками.
Таким образом, он отобразил нелегкую жизнь всего русского народа. Их ноги все в мозолях.
Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Сидит беззаботно. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Приехал сам Репин и ему было предложено спасти картину. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».
Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. «Кабальные», как человек с трубкой, еще в начале пути успевали промотать жалованье за весь рейс. Репину это понравилось: он всегда любил работать в компании с другими художниками. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188.
Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Стилистически картина «Стрекоза» отличается от большинства репинских картин.
Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. К вечеру картина, по словам Репина, была так впечатлительна, что у него проходила какая-то дрожь по спине. В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств.
11 и 13. Он конечно согласился это сделать, но Это был уже совсем не тот Репин, который работал когда-то над этим полотном – изменился стиль работы, метод. Общение с прежними друзьями было только заочным. Под палящим солнцем по берегу реки они тянут тяжелую баржу.
В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Репин всегда интересовался жизнью и бытом простых людей. Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. Белые стены хаты привносят в картину чистоту и новизну.
В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Польские музыканты – С. Монюшко (крайний справа), Ф. Шопен, М. Огинский и К. Липиньский (на фоне двери). Бурлаки эти не похожи на рабов, хотя и выполняют рабский труд. За спинами подшишельных чалились нуждавшиеся в особом контроле.
Рисунок уверенный, лепка твердая. Летний погожий денек делает эту картину по-настоящему теплой, душевной и манящей. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242.
Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Оно еще придет совсем не скоро. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Работы, написанные во время учёбы в Академии, выполнены согласно всем требованиям и канонам академического рисунка и живописи. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194.
Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Но особой гордости заслуживают психологические портреты мастера. Она занимает всё пространство полотна, закрывая собой и линию горизонта и воду. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. 1.
Синь в крупную клетку. Т. е. мужики могли себе позволить кусок мяса КАЖДЫЙ ДЕНЬ. Много учился на написании портретов близких и друзей. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». За окном летний день.
Блистательно отсутствовал даже Чайковский, которого в то время обожала вся Москва. О чем эта история. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов.
Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед.
Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Силу человеческого духа увидели в картине современники. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Жил в Италии и Франции (1873–1876). Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.
Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Такое состояние однажды довело дело до беды. Вода, небо и баржа виднеются на заднем плане.
Судьбы детей Репина сложились по-разному. Лоцман и водоливЛоцман — человек на руле, фактически капитан корабля. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Сейчас расшива делает поворот, обходя мель. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. В дверях все еще стоит горничная, впустившая человека – ссыльного, о котором помнили, но которого не ждали в семье.
Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». К 1871 году Репин уже обрел некоторую известность в столице – его картина «Воскрешение дочери Иаира» была очень благосклонно принята публикой и критиками, слух о молодом талантливом художнике дошёл и до Первопрестольной. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. О чем рассказывает картина Ильи Репина «Бурлаки на Волге» и почему важна каждая деталь.
Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Как то не привычно видеть сцену, когда отец убивает собственное дитя. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Избирая для своей картины такой момент развития действия, когда кульминация должна наступить через несколько мгновений, Репин держит зрителя в напряжённом ожидании, предоставляя ему возможность самому домыслить завершение ситуации. А свеча становилась ниже и тени менялись.
Изображая толпу, Репин создал целую галерею ярких образов представителей разных социальных сословий и классов пореформенной России. Нелёгкая жизнь бурлаков, ярко показанная на полотне, стала объектом критики. Во главе – человек с мудрым лицом философа.
3. Не доносчик ли. Похожа и шляпкаНа глаз у стрекозки. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Он мучился изводил себя. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».
Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Но вот лоцман ослабил ее, расшива отходит от берега. 12. Корней Чуковский вспоминал о порядках в доме Репиных: жена художника была вегетарианкой, выступала против ношения мехов и в любой мороз ходила в тоненьком пальто. Поза девочки естественна и свободна исполнена живости и задора.
У меня в это время сидели режиссёр Н. Н. Дирижер показан в минуты работы, в момент творческого вдохновения, за дирижерским пультом. Владелец московской гостиницы Славянский базар Пороховщиков в 1871 г. пожелал иметь картину изображающую славянских композиторов разных времен и разных стран. По мнению критиков, картина продемонстрировала духовную зрелость художника.
Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Одежда, висящая на них клочьями, нечесаные скатавшиеся волосы на голове, черные тела от грязи, свидетельствуют об их несчастной и удрученной доле. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104.
Так, в нем не оказалось ни Мусоргского, ни Бородина, ни Кюи. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).
Выставленная в марте 1873 года картина Бурлаки на Волге (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем.
Первый визит в Академию художеств разочаровал Репина: конференц-секретарь Академии Ф. Ф. Львов, ознакомившись с рисунками девятнадцатилетнего юноши, сообщил, что тот не владеет тушёвкой, не умеет создавать штрихи и тени13. Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. А голубое небо – мир и покой. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Присядет девчонкаИ снова стремится Куда-то. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры.
Из собрания Московской государственной консерватории. Это шедевр русской живописи, написанный на реальных событиях того времени. Я долго всматривался в цвет картины.
Это бурлаки, которые тянут баржу. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.
«Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Бурлаки не закрывают друг друга, вот таким образом рассмотреть можно каждого из 11 человек. Песок, раскаленный солнцем, ветер обжигает их тела.
По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Кашеваром и сокольным старостой (то есть ответственным за чистоту гальюна на корабле) был самый молодой из бурлаков — деревенский парень Ларька испытывавший на себе настоящую дедовщину. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы.
Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. худ. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Расцветки не броской. Репин считал сам эту картину красивой.
Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Это люди, которым под силу то, что не под силу другим. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Легка, не громоздка. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»).
Они жили в Пенатах в течение двух недель. Силу человеческого духа увидели в картине современники. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.
Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Убийство свершилось. Вселяет веру в светлое будущее народа. Одним из самых прославленных произведений, написанных в ранний период творческой деятельности, является картина «Бурлаки на Волге». Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.
Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Нож вонзился трижды в полотно, как раз туда, где были изображены лица царя и царевича. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб.
Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Император Павел запретил здесь строить заборы и здания, но этим и ограничился. А кто же был удостоен чести быть изображенным.
Она заставляет смотреть на неё с содроганием. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213.
Имя Репина стало широко известным. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Не хочется здесь думать ни о чемИ лишь глядеть на лунную дорожку, И слушать звуки, как вода течет, И прятаться от холодка в одежку.
Данная картина является еще одним этюдом Ильи Репина, который посвящен Украине. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Жизнь впереди, какой она будет. »203 В последующие годы художник не раз создавал собственные изображения. Внизу на холсте чуть обозначены тонкой кистью высохшие травинки луга. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Композиция холста чрезвычайно проста.
По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Расшива и флагВид барки. Позади этой группы сидит на стуле А. С. Даргомыжский, за которым виден И. С. Ласковский, справа А. Ф. Львов (в придворном мундире), слушающий А. Н. Верстовского. Репин И. ЕБорис ХанинУже на Здравнево спустилась ночь.
В картине Репину удалось создать образ, в котором много тепла, нежности, любви. «Как.
Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Его внимание привлекли две работы— портреты сторожа и продавца назначенную Репиным цену предприниматель снизил вдвое и ушёл, пообещав прислать за этюдами посыльного108. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140.
«Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. Вниз по течению баржа может передвигаться сама. Комната небогатой интеллигентной семьи. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты».
Вандала схватили, получился скандал, полотно казалось безвозвратно испорчено. Жалко и одновременно страшно в своей потерянности и отчаянии старческое лицо царя с застывшими, обострившимися чертами. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.
Можно с уверенностью сказать, что Илья Репин использовал сложный художественный язык. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. 2. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158.
А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Это вы сами. Портрет оставляет ощущение огромной творческой напряженности. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью.
Бригадир чалился, то есть крепил свою лямку, впереди всех и задавал ритм движения. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами.
В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Каждый персонаж переживает что-то своё. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.
у которых ни на йоту не попадается ничего духовного – весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев. Репин сумел на полотне безошибочно передать характер, духовное содержание своей модели. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана.
Беседовать с намиЖелает охотно. Каждый шаг бурлаки делали синхронно с правой ноги, затем подтягивая левую. И когда работа была закончена и выставлена на выставку, то фурор ей был обеспечен.
Не видно прически. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Руки опущены от усталости – символ бессилия и покорности судьбе, ноги натружены. Имя Репина стало широко известным.
Будучи в долгу перед артелью, они работали за харчи и не особо старались. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. На первом плане – группа из одиннадцати человек. Славянский композиторы, (1871-72 гг), И. Е. Репин.
Этюд получился превосходный. В глубине за ними группу образуют А. П. Гурилев, Д. С. Бортнянский и П. И. Турчанинов. я работал завороженный. На торжественное открытие Славянского базара съехалось все аристократическое общество.
Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Персонажи все взяты из жизни.
Лучшие портреты Репина представляют передовых людей русского общества – писателей, деятелей культуры, ученых. Для молодого художника эта сумма представлялась просто огромной. О картине появилось много статей в периодической печати. Репин, в свою очередь, глубоко ценил подвижническую деятельность собирателя.
После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. 6.
Они живут и работают дружно, справляются со стихией, а самое главное они свободны в душе. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники.
Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Труд — вот что определяет и украшает человека.
Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. ЧертенкуНигде не сидится. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
Годы спустя один из посетителей музея, осмотрев картины Репина, уже как бы отошедший от этой картины, вдруг стремительно вернулся к ней и с ножом в руках крикнул: «Довольно крови. ». со слов меньшого брата, Сидор знал наизусть много стихотворений Лермонтова, Пушкина и громко с чувством распевал их даже в поле и по дороге. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. На таких возили вверх по Волге эльтонскую соль, каспийскую рыбу и тюлений жир, уральское железо и персидские товары (хлопок, шелк, рис, сухофрукты).
Это люди с несгибаемой волей, которые делают трудное дело и на судьбу не жалуются. Когда в 1870-е годы пароходы вытеснили с реки деревянные барки, мастера разбрелись в поисках заработка и в деревянном зодчестве Средней России наступила тридцатилетняя эпоха великолепных резных наличников. Третьяков, глубоко уважавший и ценивший творчество Репина, приобрел многие из его картин. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. — сказал Крамской. Среди портретов И. Е. Репина в особую группу можно выделить портреты членов семьи живописца.
Здравнево. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Центр картины – русские композиторы: на первом плане М. И. Глинка беседует с М. А. Балакиревым, В. Ф. Одоевским и Н. А. Римским-Корсаковым (в военной форме). Силу человеческого духа увидели в картине современники.
Художник выставил на первый план людей, которые занимают почти все пространство полотна. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. худ. За спиной ребенка – ясное летнее небо, чуть подернутое белизной облаков. Портрет не выделяется темпераментностью кисти и живостью колорита.
Данный портрет отличается торжественностью, монументальностью. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Увидит округу, Чтоб снова пуститьсяВ полеты по кругу, И вновь возвратиться. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко.
Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет».
" Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине "Вечорнищ" (1881, ГТГ) и "будто хлынувшая на дорогу "пореформенная Россияне социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции "Крестный ход в Курской губернии" (1880-1883, ГТГ). К тому же и погода благоприятствовала работе. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны.
Обоих травили ртутью. О картине появилось много статей в периодической печати. Артель набиралась по весу груженого судна из расчета примерно 250 пудов на человека. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ).
Эта личность итак обросла легендами и мифами. Из Куоккалы, включённой по окончании боевых действий в состав СССР, поступило известие о том, что дом Репина остался без надзора.
и Львовым стоит А. Н. Серов. -— И. Г. ), они много смеялись». Но картина Репина потрясла всех. Выставленная в марте 1873 года картина "Бурлаки на Волге" (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства.
Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась.
А образ весь в природе растворился. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Высокая фигура Рубинштейна дана в сложном энергичном развороте.
На смену безудержному, слепому гневу, в припадке которого царевичу был нанесен смертельный удар жезлом, пришло сознание непоправимости содеянного, безумный, почти животный страх и раскаяние. Данных бурлаков можно назвать собирательным образом русского человека. «Бурлаки на Волге» – испорченные судьбы XVI века.
О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Не страшно девушке на берегу. Кто-то покорился судьбе. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Последний портрет писался с 1909 по 1915 год уже после смерти композитора. От нечего делать -Избыток задора.
Третьяков показан на фоне своей любимой галереи. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. В картине Репина «Бурлаки на Волге» отображена народная тема. Все происходит как в реальности.
Вот-вот непоседа и озорница соскользнет вниз и весело убежит прочь. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133.
5. Дирижер показан в минуты работы, в момент творческого вдохновения, за дирижерским пультом. художественный музей им. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. В лицах можно разглядеть озлобленность, упорство, желание противостоять обстоятельствам, смирение.
О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Все мужики нищие и оборванные, с усталыми изможденными лицами. Главная мысль – народ един своей сплоченностью, умением встать плечом к плечу. Одиннадцать человек разного возраста и разного телосложения тянут непосильную ношу. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии.
Он следил, чтобы бечева не цеплялась за камни и кусты на берегу. Берег Волги. Лучшие в стране специалисты по топорной работе занимались именно расшивами. Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Ночь лунная – прекрасная пораДля созерцанья летнего минора.
Репин его изобразил в халате с малиновыми бархатными отворотами, с наклоненной немного головой, что-то глубоко обдумывающим. А вот Ларька в розовой драной рубахе – нетерпеливый, озорной мальчишка, который чуть не потонул, когда с братом Репина попал под колесо парохода. И. Е. Репин, очень любивший музыку, написал портреты многих выдающихся музыкантов.
Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Репин сумел на полотне безошибочно передать характер, духовное содержание своей модели. Произведение является отражением опыта русской демократической живописи. Стасов присылает ему все, что он просит.
Она ушла из жизни в 1931 году55. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. — Да это превосходно. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет.
Этому же эффекту способствует и выбранная красно-золотистая гамма картины. Полотно всем поколениям говорит о народной мощи. Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. Картина И. Е. Репина Бурлаки на Волге – одно из самых знаменитых творений. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине Вечорнищ (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу пореформенная Россияне социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции Крестный ход в Курской губернии (1880-1883, ГТГ).
По крайней мере, точно известно, что Иван Грозный умер от отравления ртутью. Такое жилище достаточно просто в строении, так как Украина не подвержена плохим климатическим условиям. У рояля – братья А. Г. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости.
Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. Репин был очень дружен с Мамонтовым. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы.
Рассматривая картину, мы будто сами стаем участниками этой процессии. О картине появилось много статей в периодической печати. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Так что даже если бы не сам царь убил бы своего сына, так он сам вскоре скончался бы. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Меня очень впечатлила картина Репина Бурлаки на Волге.
Он олицетворяет настоящего русского мужика – рассудительного, много повидавшего на веку. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Усталости следаВ ней нет. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились.
Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. В глубине за ними группу образуют А. П. Гурилев, Д. С. Бортнянский и П. И. Турчанинов. Исследователи не раз обращали внимание на то, что на фоне своих полотен Репин не выглядел великаном. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери.
В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
15. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.
Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми.
Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Немалая часть этюдов для картины создавалась под Москвой, в имении С. И. Мамонтова.
Болтает ногами. Бечева — трос, к которому чалятся бурлаки. В них он много экспериментирует, поскольку пишет их «для себя».
Репин встречал их по средам. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. Но вот вдруг приселаНа жердь у забора. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. 14.
Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. Илья Репин эту свою картину очень любил, о чём не раз говорил и писал в своих записках. Художник немного приподнимает свою модель, усиливая этим ощущение парадности. Л. Н. Толстого». На фоне остальных он выглядит не таким усталым и грустным.
Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Каждый мог найти для себя особенно точный стиль и стройный букет образов. Данный портрет отличается торжественностью, монументальностью.
Картина «Бурлаки на Волге» рождает веру в будущее. Яркое солнце и море на заднем плане не контрастируют с основной темой картины. Имя Ильи Ефимовича Репина – одно из самых великих среди имен русских художников. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.
Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Груз, который тянут вверх по реке 11 бурлаков, весит не менее 40 тонн. Во взглядах читаются протест, озлобленность, смирение, покой.
В ее центре – русские композиторы: на первом плане М. И. Глинка беседует с М. А. Балакиревым, В. Ф. Одоевским и Н. А. Римским-Корсаковым (в военной форме). В ранних произведениях художника можно отследить влияние идей и взглядов участников «Крамского бунта», провозглашавших тесную связь искусства с жизненными требованиями. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын.
Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. 9-10.
Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка. Обувь стерта и порвана. Написан портрет вдохновенно. Высокая фигура Рубинштейна дана в сложном энергичном развороте. Когда Репин пишет природу – краски легкие, радостные, а когда бурлаков – краски грустные, тревожные и даже мрачные. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз.
Репин присел к столу и тотчас принялся за рисование. Стрекоза. В самый плодотворный период времени создано знаменитое произведение «Крестный ход в Курской губернии» (1883). Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Являясь студентом, Репин посещал творческие «четверговые вечера», на которых яростно увлекался рисованием, чтением новых произведений и обсуждением роли искусства. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Картина Бурлаки на Волге, написанная художником Репиным в 1873 году. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать».
В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться.
В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Шавуры — семья из нескольких братьев и сестер.
Художник не скрыл следов тяжелого недуга, наложившего неизгладимую печать на весь облик Мусоргского.
К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Но даже на таких лицах можно разглядеть характер каждого персонажа. В советское время вскрыли их захоронения в Успенском соборе Кремля и обследования останков привели к сенсации. Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156.
Александр Пороховщиков, хозяин гостиницы «Славянский базар», заказал молодому художнику картину «Собрание русских, чешских и польских композиторов» за 1500 рублей. Но люди продолжают упорно тянуть судно на канате, который до боли врезается в их плечи. Очень выразительна голова музыканта с пышной темной шевелюрой, как будто поднятой вдохновением. Подшишельные — ближайшие помощники шишки, чалившиеся справа и слева от него. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122.
В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. По сравнению с ним лицо умирающего царевича выглядит гораздо более умиротворенным, человечным, живым.
Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Портрет оставляет ощущение огромной творческой напряженности. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Польские музыканты – С. Монюшко (крайний справа), Ф. Шопен, М. Огинский и К. Липиньский (на фоне двери). БечевникИстоптанная прибрежная полоса, по которой ходили бурлаки.
Если кто-то сбивался с шага, люди сталкивались плечами и шишка давал команду «сено — солома», возобновляя движение в ногу. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Затихло все в природе до утра.
Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Хочется восхищаться их могучей силой, терпением, помогающим им преодолеть трудности пути, не сдаться и не упасть в песок. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Третьяков»109. В косные выбирали опытных, но больных или слабых. Павел Михайлович задумчив, спокоен, он глубоко ушел в себя. В живописи портрета видно определенное тяготение к колористическому согласованию цветовой гаммы: красного платья, темносерой кофты и зеленой обивки кушетки.
Она говорит о народной мощи, олицетворяя собирательный образ народа. Они добавляют уверенности – бурлакам тяжело тащить свою ношу. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Лямки впиваются в их плечи, рвут в лохмотья их ветхую одежду. Третьяков оставляет впечатление несколько замкнутого человека.
Он зарабатывает больше всей артели, вместе взятой, дает указания бурлакам и производит маневры как рулем, так и блоками, регулирующими длину бечевы. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. И поза и выразительный жест руки и глаза – все это в полной мере отражает порывистый, сильный характер музыканта и его исполнительский и дирижерский стиль. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Портрет Третьякова был написан художником в 1883 году.
Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной.
Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. И вот у Репина начались поиски натуры. Лица людей отражают разные эмоции. Посмотрим внимательно на картину Славянские композиторы.
Проводит разведку. Левый край – чешские композиторы Э. Направник (крайний), Б. Сметана, К. Бендель и В. Горак. Она как стрекозка, Что села на ветку. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь.
О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Картина Репина Бурлаки на Волге – это несомненный шедевр русской живописи. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Описание картины И. Е. Репина «Портрет А. Г. Рубинштейна» И. Е. Репин, очень любивший музыку, написал портреты многих выдающихся музыкантов. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. К обоим Репин относился сочувственно.
Парус поднимался при попутном ветре, тогда корабль шел гораздо легче и скорее. Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.
Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Изображенные на картине бурлаки, вызывают жалость своим изнуренным видом. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце.
Репин никуда не делся. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83.
С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Что за людская мозаика со всех концов России, – писал В. В. Стасов. А у Репина появился шанс выбраться из многолетней нужды. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. У каждого – свой характер. Он наслаждался зрелищем отдыха великого человека, когда тело его, утомленное годами, а может быть и проделанной физической работой, нуждалось в отдыхе, а неустанный и бодрый дух настойчиво требовал пищи для своей непрекращающейся деятельности.
И. Репин «Крестным ходом» раскрывает историческую значимость крестных шествий в России, уделяя огромное внимание каждой детали. Почему.
Племянница первой жены Репина Людмила Шевцова-Споре, жившая в петербургской квартире художника в течение трёх лет, рассказывала, что в открытый дом Ильи Ефимовича постоянно наведывались гости: помимо коллег-художников, завсегдатаями просторной квартиры были литераторы Максим Горький и Зинаида Гиппиус, артисты Григорий Ге и Владимир Максимов, учёные Дмитрий Менделеев и Владимир Бехтерев. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Художник немного приподнимает свою модель, усиливая этим ощущение парадности.
И вот уже перед нами не царь, а отец. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Убедившись, что слушателям очередная история действительно интересна, Репин записывал её, сохраняя разговорную интонацию отсюда— сказовая стилистика его книги200. Она была закончена только в 1891 году.
А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. И платье расцветкиБолотной стрекозки. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.
Это произведение по неволе наводит на размышление. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Тут больше любви к делу, — пояснил он.
С большим психологическим мастерством передана вся сложность чувств и переживаний. А главное тем, как изображены эти двое. Руки висят вдоль тела, так как здесь они не помощники. «Халтурщики»В каждой артели попадались и просто нерадивые, как этот человек с кисетом. Сочинение Бурлаки на ВолгеВеличайшее произведение искусства И. Е Репина, картина «Бурлаки на Волге», передает всю ту боль, которая в ней присутствует.
Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Они напряжены, взгляд устремлен вдаль. В этот момент шишка затянет запевку: «Вот пошли да повели, / Правой-левой заступили. «Надзиратель»Сзади шли самые добросовестные бурлаки, понукавшие халтурщиков.
Немая тишина. Мне минутами становилось страшно». Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Отдельные портретные этюды принадлежат к лучшему, что создано Репиным, по силе выразительности и чисто живописному размаху. И этот взгляд в прошлое может подарить человеку понятие о том, что он сейчас живет фактически в идеальных условиях, нежели люди того времени.
— И. Г. ) посидеть мне смирно. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры.
Она непоседа. В его теле еще пылает молодецкая сила. Ведь сзади верный сторож примостился, И волны мирные к ногам бегут. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Репин дважды подавал прошения об отставке.
К примеру известно своим длительным созданием знаменитое полотно «Не ждали». На лице нет ни тени улыбки, губы сжаты. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Медленно, методично, постоянно. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная.
В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Наибольшую известность приобрел портрет Сидора Шаврова (Белорус 1892), который находится в Русском музее в Петербурге. Играя, мелкая волнаПод лунным светом, кажется холодной.
В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». Их тяжёлый труд произвёл на художника колоссальное впечатление. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена.
Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Искусствоведы предполагают, что художник создавал портрет дочери по памяти свидетельством тому— некоторое несовпадение фона и фигуры51. На портрете Репин изобразил свою старшую дочь Веру Репину. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены.
м) Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года (1901-1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3.
На картине изображено несколько утомлённых бурлаков, которые тянут корабль против течения. Позади этой группы сидит на стуле А. С. Даргомыжский, за которым виден И. С. Ласковский, справа А. Ф. Львов (в придворном мундире), слушающий А. Н. Верстовского. Один из самых известных таких портретов – «Стрекоза», написанный художником на даче под Петербургом в 1884 году. Именно выбранной схематике, выбранной персонализацией.
По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Картина «Бурлаки на Волге» является одной из самых знаменитых в творчестве И. Е. Репина. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Лунная ночь. Осенью того же года художник возвращается в свой родной Чугуев, а через год перебирается оттуда в Москву. Музыка переносила его в мастерскую, к картине.
В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Наоборот, создается ощущение силы и воли, которая крепнет в каждом. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку. Автор хорошо знал жизнь простого народа он его чувствовал. 4.
А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Вот только судьба у них разная, как говорится каждому свое. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Резьба на расшивеС XVI века волжские расшивы было принято украшать затейливой резьбой.
Художнику понадобилось около трёх лет для создания этой картины. Они люди сильные и эта сила даже носит не физический характер, а скорее духовный.
В 1901 году художник получает правительственный заказ: написать торжественное заседание Государственного Совета в день столетнего юбилея. Этот шедевр русской живописи выполнен в стиле реализма, переходящего в натурализм. Картина оставляет впечатление бытовой сценки, случайно подсмотренной автором. Художнику удалось решить задачу отражения в живописном произведении всего разнообразия окружающей жизни, в своём творчестве он сумел охватить все стороны современности, затронуть темы, волнующие общественность, живо реагировал на злобу дня. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235.
Вегетарианцем стал и сам Репин. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Картина «Бурлаки на Волге» стала началом проявления монументального характера в произведениях художника. Сейчас картина находится в Московской государственной консерватории. Все заняты. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.
На переднем плане картины мы видим толпу людей. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь.
Бурлаки на Волге, картинаЭто одно из самых распространенных произведений И. Е. Репина. Оно порождает мысль о необходимости борьбы за свои права и лучшие условия жизни. Это лучше всех ваших академических работ. Она написана в научном стиле в 1873 на основе этюдов и портретных зарисовок, собранных автором во время путешествия по Волге. Илья Репин. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Чего только не приписывают великому царю Московскому. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31.
Публике картина понравилась. Художник очень тщательно продумал каждую деталь в этой картине. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей.
Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. 8. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему.
Кое у кого рубахи даже протёрты до дыр. А кто-то просто смотрит пустым взглядом куда-то в неизвестность. Впереди три коренастых и плотных мужика, самые сильные из всех. Он сидит, осторожно облокотившись на мягкую спинку стула. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229.
Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Они свободны в душе им под силу то, что не могут сделать другие. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50.