История создания Ильёй Репиным картины «Бурлаки на Волге» подробно описана в автобиографической книге «Далёкое – близкое».
«Должен сознаться откровенно, что меня нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами я расспрашивал их, только чтобы придать некоторый серьез своему делу. Да что все романы и все истории перед этой фигурой. Т. е. мужики могли себе позволить кусок мяса КАЖДЫЙ ДЕНЬ. Мастер очень хорошо подобрал краски, которые отражают всю реальность происходящего.
А это великое полотно будут изучать ещё многие поколения. Хвалили Репина Крамской, Стасов, да и все те, кто позднее станет передвижниками. Вот контраст с этим чистым, ароматным цветником господ».
Еще и 30 лет ему не исполнилось, когда было завершено полотно. Широкие просторы реки. Один из рисунков-эскизов размером 18, 332, 7 см.
Разрешение дали и еще почти два года Репин переделывает, переписывает полотно. Природа создает пластику и фон главного сюжета.
15. Труд бурлаков был очень трудным и тяжёлым. Такая работа оплачивалась отдельно. Не могли заставить зрителя пройти мимо «Бурлаки на Волге». За ними – остальные, среди которых выделяются высокий флегматичный старик, набивающий трубку, юноша Ларька, как бы пытающийся освободиться от лямки, черноволосый «Грек», который словно окликает бурлака, готового рухнуть на песок. Разные судьбы и характеры связались общей бечевой.
И тут- грязные и замученные люди, такой диссонанс. Жаркое палящее солнце нещадно над этими людьми. Вокруг репинского произведения разгорелась полемика. Наверное, просит привала.
3. «О Боже, зачем они такие грязные, оборванные.
Если группа сбивается, то командой «сено-солома» он восстанавливает синхронность. Была в лице его особая незлобивость человека, стоящего неизмеримо выше своей среды. Спины бурлаков опущены под тяжестью выполняемой работы. Вот контраст с этим чистым ароматным цветником господ.
Почти всё лето 1870 г. молодые люди (студенты Академии художеств Илья Репин и Евгений Макаров, Федор Васильев и брат Репина – студент консерватории Василий Репин) провели на Волге, в Ширяевом буераке (сейчас село Ширяево), в 15 верстах от Самары, недалеко от Жигулей. – воскликнул художник. По горячему песку почти прямо на зрителя движутся бурлаки.
Только пожилой бурлак на переднем плане хорошо знает своё дело и умеет рассчитывать силы. В конце упряжки низко склонился человек, до предела изнуренный. Он уже точно знает, как рассчитать силы, вот таким образом ступает ровно.
А вот писатели Достоевский и Короленко были в полном восторге от ее правдивости и глубины. И внезапно впечатлительный Репин заметил ватагу бурлаков. Картина вызвала резонанс в среде творцов и противоречивые мнения. Брат Александра III, он был фигурой, типичной для правящих «верхов», — человек властный, не терпящий ослушания. И обе стороны находили для своих эмоций довольно веские аргументы. После этого картина, окончательно разлученная с автором, начала отдельное бытие.
Каждый шаг бурлаки делали синхронно с правой ноги, затем подтягивая левую. Репин поселился в Самарской области на все лето, знакомился с местными, расспрашивал о жизни. Светит солнце, лишь небольшие облака закрывают синеву неба. После обеда всегда спали. Однако не торопитесь судить по одной картине о целом явлении в экономике царской России. Прекрасный летний день.
В бурлацком промысле были заняты сотни тысяч человек. Картина в равной степени вызывала и бурный восторг и гневное негодование. Одиннадцать бурлаков идут по берегу Волги в жаркий день. — Главные герои картины Ильи Репина — это бурлаки, труд которых был тяжел и невыносим. Характеры выписаны настолько эмоционально и живо, что охотно верится этой истории.
Тянуть судно против течения даже в большой группе – задача посильная не каждому. Начиная с «Бурлаков на Волге» о художнике заговорили как о новом явлении в искусстве. Одиннадцать человек усиленно тянут лямку, которая врезается в их плечи и грудь. Резьба на расшиве С XVI века волжские расшивы было принято украшать затейливой резьбой. Её образы стали хрестоматийными. Ну, как не стыдно – русский.
Бурлаки – это добровольные рабочие, которые выполняли тягу речных судов за деньги. Однако присмотревшись, рельефно выделяется каждая фигура. Глядя на этот невыносимо тяжёлый труд, становится понятно, что на такую работу пойдут только люди, живущие в крайней бедноте. Видно, что идут они уже долго и сильно устали.
«. После Петербурга картина отправилась в Вену. Успех её был ошеломительным по своему диапазону. Впереди всей ватаги "коренник " и похоже главарь этой несчастной кучки людей бурлак Канин. На переднем плане полотна мы видим ватагу утомлённых, уставших, оборванных людей запряжённых в лямку и тянущих за собой против течения корабль. Репин с гордостью уведомляет Павла Михайловича: «Картина моя на выставке оказалась колоритной и от всех я слышу только лестные отзывы — публика толпится».
Окончательная версия впервые была выставлена в 1873 году на художественной выставке произведений живописи и искусства. Значимость их фигур подчеркивается намеренно заниженной линией горизонта. Лишь высокий старик, с полным спокойствием потягивает свою трубку. Вот контраст с этим чистым, ароматным цветником господ. Отголоски споров на эту тему не утихают и по сей день. К реализму Репин обратился, кажется, неожиданно для самого себя. Там, на Волге, Канин с его умным, проницательным взглядом, сдержанностью и незлобивостью всецело завладел мыслями живописца. Задний план картины – это сама белая баржа с двумя нечеткими фигурами.
– воскликнул художник. Во времена Репина оно было небольшое — 30 копеек в день. От этого вся артель на ходу покачивалась.
«Я иду рядом с Каниным, не спуская с него глаз, — описывает волжскую поездку Репин, я до страсти влюбляюсь во всякую черту его характера и во всякий оттенок его кожи и посконной рубахи. » Художнику кажется, что Канин подобен древнему философу, попавшему в рабство к римлянам. Вон тот бурлак, рядом с Каниным, уже почти ложится на свою лямку и руки безвольно опущены. Люди и природа сливаются в пластический образ возвеличенного и даже героизированного труда. Это было на Неве, когда художник учился ещё в Академии художеств. В то время художник был студентом Академии и в основном писал на библейские сюжеты. Такая композиция картины была раскритикована Фёдором Васильевым как «искусственная» и «рассудочная»источник не указан 1944 дня. Это произведение никого не оставляло равнодушным.
Идущие в одном ритме ноги вязнут в песке. Контора князя производит с Репиным окончательный расчет. В ту народническую эпоху эти фигуры и лица будоражили мысли. (1870 г. ) сегодня находится в Третьяковской галерее в Москве. Его задача – задавать ритм движения. Но неспокойствие души и требовательность к себе отличали Илью Ефимовича смолоду.
Знакомство с бурлаками. Нельзя не подумать, что должен, действительно должен народу Ведь эта бурлацкая «партия» будет сниться потом во сне, через пятнадцать лет вспомнится. Все они искали костюмы, позировали, буквально жили сюжетом. Художники-академики называли ее «профанацией живописи». Набережная, господа прогуливаются, все чинно – благородно.
Халтурщиков понукали и позади идущие – самые добросовестные бурлаки. Он идет особняком, чтобы не нарушать общий ритм движения. Со временем он стал одним из самых популярным портретистов.
Одна часть интеллигенции возносила произведение, называла «первой картиной всей русской школы», олицетворением эпохи. Жаркий летний день и безбрежная река. По пути якоря бросали. В молодости (а он был на три года моложе Репина) великий князь склонялся к либерализму, ратовал за национальную художественную школу, поддержку отечественных талантов.
На речном берегу, впряженные, тянут судно бурлаки. Его сосед, как-бы подбадривает его. Что хотел сказать русскому обществу своим полотном Бурлаки на Волге автор картины.
Художник делал наброски, эскизы изучал лица и характеры бурлаков, даже шагал рядом с ними по берегу Волги, чтобы почувствовать их состояние Три года шла работа над картиной. Но реакционная пресса обрушилась на художника с нападками. Хлопоты Васильева увенчались успехом. То, что описал Репин, происходило, если лоцман сажал баржу на мель. Когда до конкурса на медаль оставалось более полугода, Репин, казалось бы, успел завершить «Бурлаков» — отправил картину на выставку Общества поощрения художеств и удостоился первой премии. Главное – переступать ногами и наваливаться корпусом на ремень.
Самый последний из бурлаков, кажется, вот-вот упадёт от изнеможения. Они устали измучены тяжким трудом и палящим солнцем. Смело и уверенно развернули передвижники знамя идейного реалистического искусства. Одно из его самых знаменитых полотен – «Бурлаки на Волге».
Идеей он увлекал и семью и друзей. А дело было так. Сильное течение реки ещё больше усложняет работу. Не смотря на это многие коллеги и прогрессивно настроенные люди того времени приняли картину восторженно, например Крамской и Стасов. Бывший ректор Академии художеств Ф. А. Бруни, автор монументального холста «Медный змий», полагал, что «Бурлаки на Волге» — это «величайшая профанация искусства». Не менее важно расположение бурлаков внутри общей группы, которая делится на три части, но не теряет своего единства.
Во время стояния в лямке он поглощал меня и производил на меня глубокое впечатление. Эскизы, этюды, рисунки с натуры. Вот лохмотья, влегшие в лямку груди, обтерлись докрасна, оголились и побурели от загара. Выехавший за границу с женой и дочкой, Репин побывал на выставке, видел там свое детище и удостоился бронзовой медали «За искусство». Другая хаяла «лапотность» «Бурлаков». Например, весной, осенью.
«Припомните, сколько лаю было на «Бурлаков», — писал Репин другу-художнику несколько лет спустя. Когда картину показали публике в 1873 году в Петербурге, она вызвала самые разные отклики. Отзывы были противоречивыми. Кто-то из журналистов усматривал на полотне «разные гражданские мотивы и худосочные идейки, перенесенные на полотно из газетных статеек у которых реалисты почерпают свое вдохновение».
Одной из самых известных бурлацких песен является «Эх, дубинушка, ухнем». Академические круги называли картину «величайшей профанацией искусства», «трезвой правдой жалкой действительности». Так состоялось у Репина его первое знакомство с бурлаками. Например, один из журналистов бранил живописца за «дурно понятый реализм», за «взятую напрокат из сомнительных произведений литературы идейку о тяжести бурлацкого труда».
Бригадир чалился, то есть крепил свою лямку, впереди всех и задавал ритм движения. Именно на Неве он впервые увидел бурлаков, которые поразили его воображение. Справа и слева Канина окружают Илька-матрос и дюжий бородач. О Боже, зачем они такие грязные, оборванные.
Жизнь Репина была долгой и насыщенной. Первыми идут, те, кого называли «коренниками», то есть уже не первый год таскающими баржи, они набрались опыта и знают все броды реки. Подлинную атаку повёл на произведение Репина консервативный публицист Алексей Суворин. Потом они опять бежали на нос баржи и все это повторялось. Картину приветствовала передовая часть общества.
А у последнего мужика уже и сил не осталось. Фунт говядины (примерно полкило), в то же время стоил те же 18 копеек. Лучшие в стране специалисты по топорной работе занимались именно расшивами. Вот лохмотья. Дело в том, что процесс работы бурлака был другим. Обычно бурлаки вступали в артель, в каждой из которых их могло быть до 150 человек. В конце 1860-х он с сокурсниками отправился на этюды в Усть-Ижору (поселок недалеко от Петербурга).
Возглавляет артель поп-расстрига Канин. Влегшие в лямку груди обтерлись докрасна, оголились и побурели от загара. Репин находил свои сюжеты в кричащих противоречиях российской действительности. Подшишельные — ближайшие помощники шишки, чалившиеся справа и слева от него.
«Ну, скажите, ради Бога, какая нелегкая дернула вас писать эту картину. А рядом — бывалый, еще крепкий старик. Но увиденное так запало в его душу, что он захотел написать картину на эту тему. Получалось, что шли они назад, а палуба у них под ногами проходила вперед. Надо только понимать, что 30 копеек за проезд из конца в конец Москвы следует сравнивать не со стоимостью общественного транспорта (которого тогда и не было), а с такси. «Бурлаки на Волге» некоторые критики называли профанацией искусства Возглавляет ватагу тройка «коренников» : в центре бурлак Канин, напоминающий Репину философа, бородач, олицетворяющий первобытную силу и озлобленный «Илька-матрос». Вместе с тем среди членов царской семьи Владимир Александрович выделялся образованностью и художественным вкусом — таково было мнение современников.
Старшая дочь художника Вера вспоминала, что когда Репин работал над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», долгое время вся семья жила только запорожцами: Илья Ефимович ежевечерне читал вслух стихи и рассказы о Сечи, дети знали наизусть всех героев играли в Тараса Бульбу, Остапа и Андрия, лепили из глины их фигуры и могли в любой момент процитировать кусок текста из письма казаков султану. Если кто-то сбивался с шага, люди сталкивались плечами и шишка давал команду «сено — солома», возобновляя движение в ногу. Руки бурлаков повисли вдоль тела – в этой работе руками не поможешь.
В день им давали хлеб, мясо, масло, сахар, соль, чай, табак, крупу. Репину предстоял трудный год — последний курс академического обучения, работа над заданной программой (так называли темы выпускных картин для конкурса на получение золотых медалей) — евангельским рассказом об одном из чудес Христа — воскрешении 12-летней дочери Иаира, начальника синагоги. Репин вспоминал, что князю искренне нравилась эта картина. Картина была отправлена на Всемирную выставку в Вену и завоевала там бронзовую медаль. Шли туда в подавляющем большинстве случаев добровольно, как на отходные работы.
Как известно, машина эта – теплоходная, но для экономии топлива использовали в то время бурлацкий труд. Это сделано мастерски. В заключение заметим, что пристрастие великого князя к «Бурлакам» имело значение для истории Русского музея: навсегда оставшись в Петербурге — Петрограде, картина в конце концов оказалась в этом крупнейшем собрании страны. Вы, должно быть, поляк.
Известно, что бурлаки свои лямку с судами тянули по рекам, начиная с шестнадцатого века. Этот тяжелый труд требует определенной сноровки.
С первого взгляда картина «Бурлаки на Волге» притягивает внимание коричневым пятном рабочих, будто слившихся воедино. Замыкает процессию опытный мужик, но уже старый и больной. Его сосед, тоже "коренник ", похожий на заросшего медведя, вполоборота что-то говорит вожаку. Он много раз ездил на Волгу, общался с бурлаками, выслушивал их истории, делал зарисовки. Перед нами – вереница персонажей, каждый из которых – самостоятельная портретная индивидуальность.
Они не захотели быть пассивными отображателями действительности, — художник должен быть «критиком общественных явлений», — говорил Крамской, развивая мысль Чернышевского о том, что воспроизведение жизни есть главная задача искусства, но часто его произведения имеют и другую задачу— объяснять жизнь или быть приговором о явлениях жизни. Но, вернувшись, наконец в Петербург, Владимир Александрович подтверждает свое намерение. Помимо картины маслом, Илья Репин также оставил несколько эскизов с бурлаками. Молодой вице-президент явно заинтересовался незаурядным дарованием, появившимся в стенах императорской академии и выразил желание приобрести будущую картину. Бурлаки – наёмные рабочие в России в XVI-XX вв., которые тянули судно против течения при помощи бечевы. Позировали ему даже те, кто никогда не соглашался ни на чье предложение. Публика разделилась на «репинцев» и тех, кто предпочёл «Христа и блудницу», написанную в Риме академистом Семирадским.
Для многих картина «Бурлаки на Волге» представляется символом невольничества, каторжного труда, несчастья и даже насилия над людьми, однако это далеко от истины. Там ее также встретили одни с восторгом, другие – с недоумением. Сама же работа была написана во время путешествия по Волге. По своему сюжету «Бурлаки на Волге» — это жанровая картина, написанная тщательно, со многими деталями и подробностями. Прежде всего, в результате продуманной композиции. Впереди — самые выносливые: бывший моряк с недобрым взглядом (при переделке картины Репин поднял его опущенную голову), потемневший от солнца могучий бурлак-боец, наконец — Канин, любимый персонаж Репина.
Считалось, что она помогает кораблю подняться против течения. Богатство и психологическая достоверность характеристик каждого из бурлаков и всей группы в целом, простая, но выразительная и немногословная композиция, материальность письма, передающего и цвет и саму фактуру бурлацких рубищ и знойное небо и песок, в котором вязнут ноги, — все это придает картине конкретность и жизненность. «Все мы почувствовали какую-то новизну и в средствах искусства, — вспоминал Илья Ефимович, — и во взгляде на природу мы постигали и ширь необъятную и живой колорит вещей». Академист Фёдор Бруни, например, разнёс «Бурлаков» как «величайшую профанацию искусства». Его художник считал «вершиной бурлацкой эпопеи». Профессор Академии искусства Бруни и его приверженцы-консерваторы нарекли картину «великой профанацией искусства».
Молодой, не привыкший к лямке Ларька. За спинами подшишельных чалились нуждавшиеся в особом контроле. О боже, зачем же они такие грязные, оборванные. Молодой юноша.
«Бурлаки на Волге» – ранняя работа Репина. А фигуры бурлаков на нем кажутся тёмными, запылёнными от тяжкого труда. Картина «Бурлаки на Волге» в своё время была раскритикована критиками имён которых уже никто не вспомнит. Более того, подал прошение – разрешить ему половину назначенного для совершенствования срока провести в России.
Картина великого русского художника Репина Бурлаки, над которой он трудился в течение трех лет, была выставлена в 1873 году и сразу определила место молодого русского художника в ряду самых выдающихся представителей русского изобразительного искусства. С многочисленной критикой на работу Репина отозвался тогдашний публицист Алексей Суворин. Согласно воспоминаниям художника, замысел картины возник ещё в 1869году, когда во время работы над конкурсной картиной «Иов и его друзья» он вместе с Константином Савицким поехал на Неву на этюды. То он набрасывал эскиз, где на берег поднимается вереница одних только бурлаков, то писал эскиз (до нас не дошедший, но виденный художником Ф. Васильевым), в котором целиком предстает виденная им картина. Уже давно получил он высшую награду Академии за «Воскрешение дочери Иаира», миновала дата предполагавшегося отъезда за границу, а художник все медлил. Приблизились.
непонятно как попавший в эту кампанию. Что так круто повернуло его жизнь. Видно, что силы на исходе и людям необходим отдых. Этот тяжелый труд рабочих на реках с быстрым течением использовался по девятнадцатый век.
Их задача в этой ватаге – контроль идущих позади, потому как были они нерадивыми – кто трубку курил, а кто и демонстративно протестовал против нечеловеческой работы. На самом деле все обстоит как раз наоборот.
В артели, которую запечатлел Репин, шишкой был поп-расстрига Канин (сохранились наброски, где художник указал имена некоторых персонажей). Но проблема была в том, что суда ходили по Волге лишь только в теплое время года. Картина «Бурлаки на Волге» Ильи Репина является одним из самых знаменитых его шедевров. Работали они артелями и перед началом сезона судоходства сговаривалась о харчах.
2. ХудожникИ.