Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет.
Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Но русские мужики были совершенно равнодушны к их пропаганде. Лишь И. Н. Крамской поддержал мастера. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.
В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Портрет производит яркое и сильное впечатление.
Репин Илья Ефимович – великий русский художник. В шестнадцать лет юноша покинул и мастерскую и родительский дом: ему предложили 25 рублей в месяц за работу в кочевой иконописной артели, которая по мере выполнения заказов перемещалась из города в город11. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры.
Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Для молодого художника эта сумма представлялась просто огромной.
Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Вернувшийся революционер смотрит вопрошающим взглядом на свою мать, его худое лицо практически в тени, что подчёркивает впалость глаз.
Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Пенаты были превращены в мемориальный музей. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной.
А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Репин считал сам эту картину красивой. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина.
За некоторое время до поступления Репина в академию претенденты на золотую медаль (их было 14 человек) обратились в Совет профессоров с предложением изменить правила, согласно которым они должны были писать картину на одну и ту же (религиозную или мифологическую) тему. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Яков Минченков, познакомившийся с художником во время работы передвижной выставки 1898 года, вспоминал, что увидел перед собой невысокого сухощавого человека с вьющимися волосами и острой бородкой. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140.
Внимание художника тяготит их. Сюжет «воскрешение из мёртвых» подтверждают траурные одежды сына и матери и, конечно же, гравюра с картины посвященной страстям господним, висящая над головой жены революционера среди портретов. Трагические события побудили мастера написать полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва). В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери.
Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Одной из наиболее интересных и значительных работ Репина стала композиция «Не ждали». Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. В 1940 году Куоккала вновь отошла к России.
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99.
Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.
В эту минуту в комнату вошел Христос. «Никогда еще горькая судьба вьючного людского скота не представала перед зрителем на холсте в такой страшной массе, в таком громадном пронзительном аккорде. Этюд получился превосходный. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда».
Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Еще один мистический случай, который повлиял на здоровье художника произошел с ним в родном городе Чугуеве. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153.
А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. И художник и Стасов считали портрет весьма удавшимся.
В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму».
Стихией художника была современность и, даже создавая картины на темы легендарного прошлого, он оставался мастером животрепещущего настоящего, сокращая дистанцию между зрителем и героями своих произведений. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Вегетарианцем стал и сам Репин. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.
Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Это стремление художника особенно заметно в «Запорожцах». Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Америка—Франция—Россия.
В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Кроме того, в описываемый период в доме Ильи Ефимовича жили трое питомцев его живописной мастерской, в том числе один из любимых учеников— Константин Вещилов. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ).
Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаИлья РепинГоды жизни: 05 августа 1844 — 29 сентября 1930Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникИлья Репин увлекся рисованием в раннем детстве, он учился на топографа и был подмастерьем у иконописцев. Справа, схватившись за бока, безудержно хохочет могучий, решительный и прямодушный запорожец в белой меховой шапке (гоголевский «Тарас Бульба»). Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. С первого раза Илье не удалось попасть в академию и он стал учиться в Рисовальной школе при Обществе поощрения художников, где познакомился с преподававшим там молодым живописцем И. Н. Крамским. Через год в Куоккалу прибыла делегация советских художников, возглавляемая учеником Репина— Исааком Бродским.
О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Репин попытался самостоятельно отреставрировать «Ивана Грозного», но стареющему мастеру не удалось вернуть картине прежние краски.
Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Силу человеческого духа увидели в картине современники.
На моих друзей она производила то же впечатление. Саму Куоккалу в 1948 году переименовали в Репино. И вот уже перед нами не царь, а отец.
Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. До Великой Отечественной войны его росписи украшали несколько храмов на Украине (к сожалению, эти церкви были разрушены фашистами). Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164.
Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. художественный музей им. Репин дважды ездил на Украину, чтобы написать это полотно.
Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. А вот Ларька в розовой драной рубахе – нетерпеливый, озорной мальчишка, который чуть не потонул, когда с братом Репина попал под колесо парохода. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50.
Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Убийство свершилось. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Каждый персонаж переживает что-то своё. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена.
В. В. Стасов терпеливо позировал и портрет вышел удачным. Он писал Репину: «Я очень был тронут Вашей картиной. Силу человеческого духа увидели в картине современники. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения.
А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Репин был очень дружен с Мамонтовым. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Глаза ясные и добрые. Публике картина понравилась. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь.
Изображая толпу, Репин создал целую галерею ярких образов представителей разных социальных сословий и классов пореформенной России. Художник не скрыл следов тяжелого недуга, наложившего неизгладимую печать на весь облик Мусоргского. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Публика восприняла работу Репина как протест против самодержавного деспотизма.
Репин изобразил детей: дочь, не помнящая отца испугана, а мальчик преисполнен радостью и волнением. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. «Арест пропагандиста» был задуман под впечатлением проходившего в Петербурге в 1878 г. политического «Процесса 193-х». Для оценки состояния усадьбы и систематизации экспонатов в Пенаты прибыли представители Академии художеств СССР— искусствовед Иосиф Анатольевич Бродский и художник Шая Ноевич Меламуд234.
Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Взгляды, жесты, позы персонажей картины очень выразительны, но не однозначны. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет».
По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Репина «Не ждали» написано в 1884-88 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. В центре — вернувшийся из ссылки революционер, осторожно и неловко входящий в комнату. Репин встречал их по средам. Третьяков»109. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Полицейский конный замахивается нагайкой на провинившегося крестьянина.
В основе композиции лежит реальное событие XVII столетия. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Рядом с ней шествует отставной военный (несколько шаржированный), самодовольный подрядчик и грубый деревенский староста, отгоняющий палкой простых людей. С 1854 по 1857 год Репин учился в школе военных топографов.
Комната небогатой интеллигентной семьи. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Он тоже серьёзен, хотя заметно, что больше всего в происходящем, ему нравится он сам. Александр Пороховщиков, хозяин гостиницы «Славянский базар», заказал молодому художнику картину «Собрание русских, чешских и польских композиторов» за 1500 рублей. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83.
Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже.
В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Репин, не остановившись на первоначальном варианте, в 1880 г. приступил к разработке новой картины на эту же тематику.
Первый факт. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Круг одиночек-фанатиков обычно очерчен художником композиционным построением картин, психологической пластикой персонажей, светотеневыми контрастами и «говорящими» деталей. Его отгоняет в сторону один из десятских, цепью окруживших крёстный ход. Сюжет этой картины – возвращение домой ссыльного революционера.
Репин стал очевидцем казни народовольцев. Священник в парадной рясе идёт, размахивая кадилом. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана.
Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Репин запечатлел момент написания письма.
За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Когда составители письма обратились к Репину с предложением поставить под текстом свою подпись, тот отказался, заметив, что великий князь не мог предвидеть, как развернутся события160. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации.
Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Он идет прямо к матери. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий.
Портрет дан в резкой светотени, делящей лицо на темную и светлую половины. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Вся центральная часть написана самим Репиным. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ).
Свет наступающих сумерек скрадывает рефлексы и переливы красок. Работал весь день, не замечая времени. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. Революционеры периода «Народной воли» предстают на репинских полотнах непреклонными борцами с самодержавием, но в то же время отчужденными от российского общества. Все заняты. За окном летний день.
Мне минутами становилось страшно. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Судьба картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» драматична.
В середине процессии, прижимая к груди икону, важно «плывёт» разряженная помещица, явно осознавшая своё превосходство над другими. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. О картине появилось много статей в периодической печати. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241.
Удивительно лирически-притягательны портреты Репина.
Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Смерть уже наложила свою печать на лицо юноши. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31.
Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Первой самостоятельной работой Репина стала композиция «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Русский музей, Санкт-Петербург). Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183.
Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63.
В набросках Репин изображал лицо горбуна в муках и страдании. Когда школа закрылась, Репин поступил в иконописную мастерскую Бунакова. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Гоголевский Андрей мягко улыбается.
Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Л. Н. Толстого». Они словно противопоставлены друг другу. «Иван Грозный» был показан на XIII Передвижной художественной выставке. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36.
Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899).
Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. В. В. Стасов обвинил Репина в непонимании истории. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). Казалось, она спит.
Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Зачастую таких смутьянов они связывали и отправляли к сотскому. Как вспоминал впоследствии художник, вечерами, закончив работу, он нередко отправлялся на встречи с Толстым, стараясь приурочить их ко времени его вечерних прогулок.
Они жили в Пенатах в течение двух недель. Так, ученик Репина Гавриил Горелов утверждал, что накануне отставки в академической чайной, где любили собираться мастер и его воспитанники, прозошёл неприятный диалог между Ильёй Ефимовичем и Константином Лепиловым, выразившим недовольство тем, что многие начинающие художники, придя в Академию, разочаровываются в своём выборе161. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Какая-то кровавая полоса прошла через этот год.
Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71.
Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Этот сюжет написан Гоголем в повести «Тарас Бульба». Выставленная в марте 1873 года картина "Бурлаки на Волге" (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства.
Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам.
Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств.
Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. А у Репина появился шанс выбраться из многолетней нужды. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина.
На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Репин продумывал композицию картины до мелочей. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман.
Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Поставленная перед художником задача была очень трудной.
В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Имя Ильи Ефимовича Репина – одно из самых великих среди имен русских художников. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Подобная трактовка образа определила особенности изобразительного языка, характерность живописной пластики художника.
Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. В 1901 году художник получает правительственный заказ: написать торжественное заседание Государственного Совета в день столетнего юбилея. Живописные эскизы находятся в ГРМ (1870) и ГТГ (недатированный) графические эскизы (1870) – в ГТГ и в частном собрании (Чехия). Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171.
Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Позднее Репин вспоминал: «Какая-то кровавая полоса прошла через этот год Я работал завороженный. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея.
Горе отца затмевает страдания умирающего сына. Крамским, с новаторскими взглядами на искусство. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом.
Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Много учился на написании портретов близких и друзей. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Обладатели этой награды получали возможность совершить поездку за границу.
Широко известное и признанное произведение И. Е. Пятый факт. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым.
Я отворачивался от этой картины, прятал ее. Кроме того, высказывается мнение, будто иоанн-сын мог быть еще более деспотичным, чем отец, хотя сегодня последнее сильно оспаривается и он реабилитируется. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126.
Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. В его взгляде осуждение и тревога.
Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично.
Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Возвращается в Россию летом 1876 года. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Продолжая обличительные традиции Федотова, Перова, Репин изображает хозяев жизни высокомерными, чванливыми, хитрыми, циничными, далекими от чудотворной иконы.
Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Эта встреча оказала огромное влияние на дальнейшую судьбу Репина. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы».
Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего».
Умер русский художник в Пенатах. Тут же израненный с презрительным, решительным взглядом запорожец.
Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству.
При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. В 1877 году Репин оставил Чугуев и поселился в Москве.
Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Она ушла из жизни в 1931 году55.
После Бурлаков это наиболее значительное произведение. По мнению Алексея Фёдорова-Давыдова, в мировом масштабе Репин сопоставим с французским живописцем Гюставом Курбе и немецким художником Адольфом фон Менцелем. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. В 1899 году Репин купил имение в финском местечке Куоккала, близ Петербурга. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры.
Он пишет о казаках, как о народе свободы, равенства и братства. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Зритель становится участником происходящего. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Они очищают его душу, возвышают ее над мелкими, недостойными человека страстями, послужившими причиной его гибели. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.
Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. «Бурлаки на Волге» украшали бильярдную в петербургском дворце владетельной особы. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией.
В разные годы в мастерской Репина занимались такие художники, как Филипп Малявин, Дмитрий Кардовский, Борис Кустодиев, Анна Остроумова-Лебедева, Дмитрий Щербиновский, Иван Билибин, Николай Фешин и другие156. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104.
Имя Репина стало широко известным. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Конечно историки не дают точного ответа на вопрос, был ли факт сыноубийства.
На переднем плане почти «летит» вперёд калека-горбун истово верующий в чудесное исцеление. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ).
Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Берег Волги. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Официальные круги посчитали ее откровенным вызовом российской монархии и сняли с экспозиции.
Судьбы детей Репина сложились по-разному. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Мужа постоянно отправляли в далекие походы, а Татьяна Степановна, живя с детьми в военном поселении, чтобы прокормить семью, была вынуждена много трудиться на самых тяжелых и грязных работах. Что за людская мозаика со всех концов России", – писал В. В. Стасов.
Даже больше — я думаю, что эта картина еще лучше. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133.
Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».
После Октябрьского переворота картина была экспроприирована и передана в Русский музей. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии.
Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми.
Мне минутами становилось страшно». Возможно, желание написать подобное произведение появилось, когда художник увидел на Неве нарядных веселых барышень, собравшихся покататься в лодке и одетых в лохмотья утомленных бурлаков, приподнявших грязный канат, чтобы проходившие девушки не испачкали светлые платья. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах.
Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему.
От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке.
По нему судились народники, участвовавшие в «хождении в народ» с целью поднять крестьянство на социалистическую революцию. Родом из семьи военного поселенца. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная.
Вариант картины под названием «Быдло империализма» (1917) хранится в Азербайджанском государственном музее искусств им. Р. М. Мустафаева (Баку). Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Нос указывает на недуг композитора, ставший причиной его гибели.
Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». В последние годы он обратился к библейским сюжетам.
После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Позднее полотно было отреставрировано специалистами. Однако в 1892 г. художник внес в нее частичные изменения. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Критик, как и многие другие современники художника (В. И. Суриков, П. М. Третьяков, М. П. Мусоргский), считал, что Софья на картине слишком стара, некрасива, ей не хватает одухотворенности.
И. Е. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Обнажённый до пояса казак с крепкой «бычьей» шеей во многом символизирует «физический» и «нравственный» характер запорожской вольницы. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. В его глазах читается печаль, тоска.
В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней». Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника.
Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским).
Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140.
Экспрессию безудержного веселья несколько умеряет освещение. В 1872 году, прослышав об интересном материале, привезённом выпускником Академии художеств с Волги, Третьяков прибыл в петербургскую мастерскую Ильи Ефимовича и, представившись, долго и сосредоточенно изучал развешанные вдоль стен этюды. Реакционные круги сочли полотно «крамольным» и запретили его показ. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником.
Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Так ли это – судить зрителям. В 1879 году он написал полотно «Царевна Софья» (Третьяковская галерея, Москва). Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242.
С осязаемой реалистичностью передана фактура тканей одежды казаков. В 1889 г. он ее закончил. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Множество зарисовок казачьих типов мастер создал во время поездок по Украине.
О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Эта история получила название «бунт 14». Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.
Над письмом склонился предводитель казаков. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда.
Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. И. Е. Люди изображены в группах, разделённых пространством используется боковое освещение.
Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Имя Репина стало широко известным. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой).
За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Осознав непоправимость случившегося, он обезумел от ужаса. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. От крупной фигуры Софьи веет недюжинной силой и энергией.
Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться.
Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Однако в Советской России он оставался «своим». Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Полное название первой исторической картины Репина — «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году». По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96.
Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Репин трактует историческое событие как драму человеческой личности.
Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157.
После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Рассмотрим "ближний круг". В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых».
В годы рождения Ильи Репина семья была обеспеченной, но позднее бедствовала. Стасов присылает ему все, что он просит. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112.
К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Всклокоченные волосы, больничный халат драматизируют картину. Знакомство было продолжено через год, когда Лев Николаевич, прибыв в Москву, остановился у Волконских.
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. В 1924-25 году проходили в Москве и Ленинграде выставки, посвящённые 80-летию художника. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов.
О картине появилось много статей в периодической печати. Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» написана И. Я. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Имение своё он назвал Пенатами, в честь древнеримских богов-хранителей домашнего очага. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.
На что получил насмешливое письмо. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал.
Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. «Царевна Софья» вызвала в обществе жаркие споры. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». В 1863 году Репин в Петербурге, для того, чтобы поступить в Академию художеств.
я работал завороженный. " Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине "Вечорнищ" (1881, ГТГ) и "будто хлынувшая на дорогу "пореформенная Россияне социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции "Крестный ход в Курской губернии" (1880-1883, ГТГ). Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202.
Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Не случайно здесь нет главных или второстепенных персонажей, ведь равенство и братство, наряду со свободой, столь значимы для пишущих письмо турецкому султану людей. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. К 1871 году Репин уже обрел некоторую известность в столице – его картина «Воскрешение дочери Иаира» была очень благосклонно принята публикой и критиками, слух о молодом талантливом художнике дошёл и до Первопрестольной.
Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Не доносчик ли. Он смотрит лукавым обжигающим взглядом на своих товарищей, явно наслаждаясь только что «рождённой» издевательской фразой. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества.
Другой упрёк прозвучал от Николая Верхотурова, заметившего, что иные профессора живут в огромных квартирах, тогда как у их питомцев порой не хватает денег даже на обед162. В конечном варианте оно одухотворённое. Общение с прежними друзьями было только заочным. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана.
Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Она из последних сил сдерживает бессильный гнев и ярость, переполнившие ее, написанные на ее грубоватом, некрасивом лице. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев в письме к царю отозвался о произведении знаменитого художника так: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения». Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Репин дважды подавал прошения об отставке.
И вот Репин безжалостно стер все, что было на холсте за четыре месяца и начал все сначала. Мальчику приходилось подрабатывать написанием икон и портретов. И это не скрывает Репин. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Рассказы острогожцев послужили стимулом для резких жизненных перемен: осенью, собрав все заработанные за летние месяцы деньги, Илья Ефимович отправился в Петербург12.
Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Репин никуда не делся. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Восстановлен в 1962 году.
В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы.
Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. О чем эта история. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890).
В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Здесь он жил со своей второй женой, писательницей Натальей Нордман-Северовой. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25.
По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». 1 марта 1881 года в Петербурге представители «Народной воли» убили АлександраII. Она была закончена только в 1891 году. Центральная группа словно недовольна своей ролью. Жил в Италии и Франции (1873–1876).
В 1944 году музей сгорел во время Второй мировой войны. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Уже в пятнадцатилетнем возрасте Илья принимал участие в расписывании сельских церквей. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна.