Но школярская учеба не привлекала мальчика. Ему жалко расставаться с плотскими благами (295), земные утехи продолжают казаться ему милыми, хотя он уже глубокий старик и всем своим существом ощущает приближение смерти (300).
Илл. Эпоха Возрождения безвозвратно ушла в прошлое. Роспись общей площадью свыше 800 м2 с изображением более 300 фигур, выполненная Микеланджело практически в одиночку, в рекордные сроки — с 10 мая 1508 года по 31 октября 1512 года, потребовавшая сверхчеловеческих усилий, как физических, так и духовных, — знаменитый шедевр эпохи Возрождения, навсегда изменивший мир изобразительного искусства и представление о возможностях человеческого духа. В Болонье Микеланджело тщательно изучал творения Данте, Петрарки и Боккаччо.
Важнейшим элементом композиций являются свитки и книги. 170. В своих стихотворениях (особенно поздних) он выражал глубокие мысли и высокие чувства, стремясь к максимальной сжатости и энергичной целенаправленности стиха. В годы своей дружбы с Витторией Колонна (1536/38-1547) Микеланджело подарил ей ряд рисунков, выполненных в очень тщательной манере. Несмотря на такой разнобой масштабов, Микеланджело достигает удивительной цельности тектонической системы. Не родился еще такой человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей. 80.
Художник не хотел, чтоб грядущие поколения ощутили бы пот его работы. Он предлагал выполнить статуи для гробницы во Флоренции. В последние десятилетия своей жизни Микеланджело больше всего занимался архитектурой. Поначалу предполагалось воздвигнуть в центре капеллы свободно стоящую гробницу.
Илл. Роспись потолка Сикстинской капеллы – одна из вершин всего ренессансного искусства. Я ему ответил, что Апостолы и сами были людьми небогатыми. Сам он работал в той тонкой манере, которая восходила к навыкам золотых дел мастеров. В их трактовке Микеланджело достигает невиданной дотоле рельефности и динамики.
К его двору стекаются со всех концов Италии лучшие из ее художников, гуманистов, ученых. Как всегда, Микеланджело разрабатывал проект собора св. За этим договором последовало еще три контракта (1525-1526, 1532, 1542), до неузнаваемости исказивших замысел 1505 года.
Илл. Указательный палец левой руки, опирающейся о шкатулку с драгоценностями, поднесен к губам.
11:19-20, 20:34-37). Одни рассматривали их как изображения скованных врагов папы Юлия II, другие – как персонификации завоеванных им земель, третьи – как аллегории свободных и пластических искусств.
Через плечо Бога смотрит ангел изумленный красотой человека. Более всего он ценил в ней массу, беспокойную, динамичную, пронизанную движением.
Открытие статуи состоялось 18 марта 1508 года. Он полностью отказывается от какой-либо характеристики конкретной среды. Напротив Персидской сивиллы — пророк Даниил. Они должны носить льняные одежды (Иез. 44:27).
Иезекииль сообщает, что Бог повелевает сделать изображение в Храме пальм и двуликих херувимов с ликом льва (Иез. 41:18). Мы видим здесь тех, кто предсказал явление Христа в мир. Этот жест символизирует молчание.
Илл. В исполненных им фресках Микеланджело дал историю человечества ante legem (сотворение мира, сцены из жизни Ноя, сивиллы, пророки и предки Христа). Советская наука занимает в этом вопросе твердую и ясную позицию. Илл. Здесь он стал жертвой своих заказчиков и тут не могла помочь даже микеланджеловская воля. Статуя Лоренцо Медичи не имеет в себе ничего портретного. Но, прожив 89 лет, Микеланджело намного пережил своих современников.
Илл. 41. Большинство украшающих гробницу статуй (Рахиль, Лия, Мадонна, Пророк, Сивилла, портрет Юлия II) завершено либо полностью выполнено не самим мастером, а его учениками (Рафаэлло да Монтелупо, Томмазо ди Пьетро Босколи и др. ), архитектурная же композиция гробницы выглядит холодной и пустой. Был женат, однако жена Иезекииля умерла во время вавилонской осады Иерусалима.
Схватившись левой рукой за ветвь, он жадно тянется правой к плоду. Скала отождествлялась в его сознании с гигантской глыбой, нуждавшейся в резце скульптора. 14:3), поступив хуже язычников, которые не заключали Завета и потому не нарушают его своим идолопоклонством (Иез.
Ему принадлежит описание тетраморфа— четырёх образов над таинственной колесницей, которые книга «Зоар» называет четырьмя архетипами, формирующими черты лица каждого человека4. 16. Центром идущего по кругу движения Микеланджело делает фигуру Христа. С ней он обращался как с драгоценным металлом, отделывая ее с чисто ювелирной тщательностью. Он также настаивает, чтобы необрезанным вход в Храм был воспрещён (Иез. 44:9).
Такой подход к искусству исключал плоский натурализм. Стихи Микеланджело писал не по заказу, а для себя, что называется для души. Первоначально оно было предназначено для украшения контрфорса флорентийского собора. Они дополняют друг друга и вестибюль, с его учащенным, тревожным ритмом, служит подготовительной ступенью для читального зала, в котором царят спокойствие и тишина.
В усталом старческом лице есть какая-то отрешенность от всего земного. 29 июля 1364 года флорентийская армия, воевавшая с пизанцами, разбила лагерь в предместье Кашина, на берегу реки Арно, неподалеку от Пизы. В мыслях о смерти он хочет обрести точку внутренней опоры.
И здесь ясно выступают новые художественные принципы Микеланджело. Илл. Для гробницы Юлия выполнил Микеланджело в 30-е годы и четыре фигуры рабов, оставшиеся незаконченными (раньше они хранились в гроте Сада Боболи, теперь находятся в флорентинской Академии изящных искусств). Илл.
По контрасту с фасадом стены интерьера обладают богатой системой членений (фланкирующие ниши полуколонны первой зоны, обрамляющие ниши-табернакли, полуколонны второго пояса, сложные по ритму кассеты купола), которая подчеркивает устремление основных линий к венчающему купол фонарю. В 587 год до н. э. от язвы умирает его жена (Иез. 24:18). В 1532 году Микеланджело познакомился с Томмазо Кавальери. В этих ранних рисунках, выполненных пером, уже чувствуется прирожденная рука скульптора. Илл. Илл.
136. Темой для заказанной ему фрески Микеланджело избрал один из эпизодов военной истории Флоренции, подробно описанный в хронике Филиппо Виллани (XX, 8).
173. Отец его был подеста в Капрезе и в Кьюзи, а позднее – управляющим флорентинской таможней. Мастер умело использует контрапост, призванный усилить активность тела. Старые источники свидетельствуют, что на восточном фасаде собора и на палаццо Фарнезе были установлены временные деревянные карнизы в размер будущих каменных, дабы позволить Микеланджело внести необходимые исправления. Затем он ест лепешки испечённые на коровьем навозе (Иез. 4:15).
Вот таким образом изображение этой битвы в Зале Совета имело свой глубокий политический смысл. Особенно выразительна Мария, прижавшаяся щекой к бессильно поникшей голове Христа. 7, 8.
Эпоха контрреформации наложила на нее свою тяжелую нивелирующую печать. Все время приходилось ему преодолевать препятствия. Сикстинская капелла представляет собой нерасчлененное пространство прямоугольной вытянутой формы (40, 2313, 41 м). В марте 1549 года, когда в флорентийской церкви Сан Спирито была выставлена копия с римской Пьета Микеланджело, неизвестное лицо, охваченное негодованием, поспешило уведомить своего друга: Говорят, что эта скульптура восходит к изобретателю всяческих свинств, больше заботившегося об искусстве, чем о набожности, к Микеланджело Буонаррото.
Если я поработаю день, пишет он в июле 1523 года, то я должен отдыхать четыре. Когда он осознал невозможность передать с помощью живописи и скульптуры свои мысли и чувства, понимая, что последние вступают в глубочайшее противоречие с языком изобразительного искусства, он обратился к архитектуре. Это помогало ему сохранять чувство целого. В угловых распалубках даны еще четыре библейские сцены (Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Аман, Поклонение медному змию). Под пропорцией они понимают точное соответствие формы идее.
Это люди, обладавшие необычайным даром предвидения и редкостными душевными качествами. Он все решительнее порывает с традициями кваттроченто.
Гете в 1787 году. Особенно выразительны складки вокруг правой ноги, образующие своеобразную нишу. Они утратили волю.
Во Флоренции Микеланджело собирался работать над двенадцатью статуями апостолов, заказанных ему для украшения собора еще в 1503 году консулами цеха шерстяников. 119, 111. Лучше всего фигура Марии и особенно ее лицо воспринимаются с фронтальной точки зрения. Но на этой коже, содранной с живого человека, он написал свой портрет. Особенно выразительна правая фигура. Илл. Семь библейских пророков и пять сивилл Древнего мира, предсказавших пришествие Спасителя изобразил Микеланджело по сторонам от основного цикла и в торцах капеллы.
Однако в эту каркасную систему Микеланджело вносит ряд существенных изменений. Охваченный потрясением от явленного ему, Иона словно откидывается назад, свешивая ноги над головами зрителей и, запрокидывая голову, обращает свой взор на сцену «Отделения света от тьмы», символически соединяя тем самым Ветхий и Новый Заветы. Тема второго рельефа (Битва кентавров) была навеяна молодому скульптору Анджело Полициано. 56-71).
Понимая ее неизбежность, он всячески стремился подготовить себя к ее мудрому приятию. К тому же начали сгущаться тучи на политическом горизонте Флоренции. 109, 111. 171.
Фигура погружается в сон. 1-24) и пророчества о его будущем восстановлении (гл. По настоянию отца он поступил в латинскую школу Франческо да Урбино. Особые иконографические типы возникли на основе двух видений Иезекииля (Иез. Имея дело с уже готовой конструкцией, мастер ограничился незначительным изменением местоположения окон и приступил затем к проектированию внутренней отделки, полностью восходящей к его замыслу. Сидящая на земле Мария принимает от Иосифа в свои мощные мускулистые руки младенца Христа. Поверх окон образуются полукружия (люнеты), отделенные друг от друга пятами сферических треугольников (распалубок).
А воля художника была поистине безмерна. По мысли Иезекииля, служить в храме должны исключительно саддукеи— потомки Садока (Иез. 44:15). Так между психическим и физическим движением устанавливалась теснейшая причинная связь.
Микеланджело изобразил тех, кто предсказал явление Христа в мир. По своему облику Мария близка к Богоматери из римского Оплакивания Христа. Это нередко приводило к необходимости надставки отдельных кусков камня. Для Капеллы Медичи Микеланджело изваял еще две статуи – Мадонны и опустившегося на корточки мальчика (Эрмитаж). Дом пророка в Тель-Авиве, как и дома многих священников в плену, стал местом, где собирались изгнанные иудеи (именно из таких домов собраний в эпоху плена и родилась синагога). Рассчитывая на точку зрения sotto in su (снизу вверх), скульптор несколько удлинил торс чтобы нейтрализовать перспективное сокращение.
Антики он знал уже во Флоренции, где видел их в собраниях Медичи и местных коллекционеров. Это были Луиджи дель Риччо, Донато Джаннотти, Роберто Строцци, кардинал Ридольфи. 47.
Но плата за обеспеченность художника была дорогой. 114, 115. Рисунок в натуральную величину Микеланджело выполнял заранее на картоне, а потом переносил его на подготовленный слой штукатурки используя технику «припороха». 38.
Художник увидел в нем претворенный в кровь и плоть свой собственный идеал прекрасного.
На нем воинские доспехи, в его руках командорский жезл и монеты – символ власти. Мария, держащая на коленях мертвого Христа изображена здесь не по летам молодой. И это понимает только один человек – апостол Петр. Петра. Для художника фигуры рабов были прежде всего элементами архитектурной композиции. Пророки и сивиллы Микеланджело — шедевр из шедевров изобразительного искусства.
Только в двух случаях ему не удалось осуществить то, что он задумал (фасад Сан Лоренцо и гробница Юлия), но это уже не зависело от него. Абсолютно несомненно, что многие произведения мастера дошли до нас незаконченными (как, например, статуя апостола Матфея или статуи рабов в флорентийской Академии). Постоянно соприкасаясь с видными зодчими своего времени (Браманте, Джулиано да Сангалло Антонио да Сангалло и др. ), мастер постепенно освоил новую и грудную для него профессию, связанную с целым рядом проблем специфически технического порядка. 37.
Но какой ценой. Бесконечно прекрасен момент, когда она, удивленно привстав, готова упасть на колени. Последние двадцать лет своей жизни Микеланджело мало занимался скульптурой и живописью.
Для Микеланджело архитектура была средством выражения больших героических идей. Благодаря подробным жизнеописаниям художника, составленным его учениками Вазари и Кондиви, а также сохранившейся обширной переписке самого Микеланджело, обстоятельства его жизни и творчества известны достаточно полно. Эту постыдную работу продолжали и позднее. Илл.
Здесь явно дают о себе знать отголоски титанических образов Сикстинской капеллы. Они называли Микеланджело divino (божественным).
Фигура пытается приподняться, опираясь на левую ногу, но движение тотчас же замирает. Но вместе с тем это столкновение противоборствующих сил порождает какое-то новое, высшее единство – единство противоположностей. В иконографическом плане роспись потолка и люнет является логическим дополнением к более ранней росписи стен иллюстрировавшей библейскую историю искупления человечества sub lege (сцены из жизни Моисея на левой стене) и sub gratia (сцены из жизни Христа на правой). В 1547 году была сделана новая деревянная модель, к которой, возможно, восходит гравюра Дюперака (этот французский гравер был страстным поклонником архитектурного творчества Микеланджело, чьи проекты он тщательно воспроизводил в своих гравюрах). Арсенал его технических приемов был безмерно богат. Илл.
Их начальник, капитан Галеотто Малатеста, еще не оправившийся от лихорадки, крепко спал. Ева послушно следует слову творца. 33, 34.
В действительности оно так и получилось. И здесь она выступает провидицей трагической судьбы своего сына. Его мировоззрение приобретает трагический характер.
И как раз в таком положении оказался Микеланджело, когда он попал в Рим. Например, деревянная модель собора св. Илл.
Прославлять человека, ранившего его в самое сердце, не так-то было легко. С весны 1501 до марта 1505 года Микеланджело живет во Флоренции. Микеланджело представил Даниила в виде юноши с копной золотистых волос, который, оторвавшись от чтения большой книги, лежащей у него на коленях, что-то взволнованно пишет.
Он присутствует на иконах «Богоматерь Гора Нерукосечная», «Богоматерь Неопалимая Купина». Он стал выпрямлять тело Христа и сближать его с фигурой Марии. Вытянутая по пропорциям, она отличается особой хрупкостью. При этом он закончил фигуру Магдалины, незавершенные же самим мастером части оставил нетронутыми. В свое время она получила от Аполлона в дар способность видеть будущее.
К его проекту восходит лишь верх сфероидального купола и фонарь. Мы теперь знаем, почему Юлий отказался от осуществления проекта гробницы. Созванный в 1545 году Тридентский собор привел к полной победе крайних экстремистских группировок, возглавляемых кардиналом Караффа и иезуитами. Илл. Тут столкнулись два сильных характера.
Саркофаг гробницы Джулиано Микеланджело украсил фигурами Дня и Ночи. Илл. Илл. Илл. Илл. Но роспись обладает и другим аспектом. Более вероятно, что Микеланджело собирался увенчать собор св.
Известно, что Микеланджело относился крайне отрицательно к портрету как таковому. Но для достижения нужных ему пластических эффектов он не считал полировку обязательной. 146-148. В результате они предстают зрителю трагически одинокими.
В них хотели усматривать отражение и представлений о вселенной (Варки) и мыслей о всепожирающем времени (Кондиви) и скорби по случаю утраты Флоренцией свободы (Гийом и Оливье) и ненависти к тирании Медичи (Никколини) и гимнов Амвросия (Брокхауз) и карнавальных песен XV в. (Штейнман) и платоновского Федона (Ури) и философских концепций новоплатоников (Борински, Тольнаи, Панофски). Живя в переломную эпоху, Микеланджело мог наблюдать на каждом шагу процесс перерождения скромного ренессансного мастера в самодовольного придворного художника, быстро усваивавшего патрицианские замашки и привычки. История жизни Иезекииля и его пророческой деятельности изложена в книге, называемой его именем— «Книге пророка Иезекииля»— и занимающей 3-е место в ряду книг великих пророков (после «Исаии», «Иеремии» и перед «Даниилом»)3. Его крепкая, мужественная фигура полна энергии. С 1490 года по 8 апреля 1492 года Микеланджело проживал в палаццо Медичи.
Матфей дан в совсем необычной для апостола позе. Но художник никогда не ограничивался декоративной ролью статуи. Илл. Петра, возведенный по проекту Бернардо Роселлино. Пейзаж пустынен и гол.
Эритрейская сивилла, пророчица II тысячелетия до н. э. из малоазийской Эритреи, как отмечал христианский писатель IV века Лактанций, пророчествовала о едином Боге: «Только один есть Бог, Высочайший и все сотворивший: небо, яркое солнце, луну и горящие звезды и плодородные земли и воды глубокого моря Чтите только Его, единого мира Владыку, Он лишь Сущий от века и впредь и вовеки пребудет». Человек, как прекраснейшее из творений Божьих, созданный по образу и подобию Господа, одно из лучших воплощений человеческого образа эпохи гуманизма. Ее глаза закрыты, в последний раз прощается она со своим сыном.
Отсюда огромная жизнеутверждающая сила созданных им образов. (Дан. Перед нами народный трибун, умный, решительный, волевой. 32. Илл.
Однако и здесь царит дух отчужденности. В этих фигурах мы наблюдаем мучительную борьбу между стремящейся к счастью и полному раскрепощению силой и тяжелой, аморфной, ревниво оберегающей свои права массой камня. е. уважением классической традиции).
Для того чтобы у зрителя создалось впечатление о грандиозном величии божества, Микеланджело сознательно делает фигуру бога-отца настолько большой по размеру, что она едва помещается на отведенном ей поле. Она помогала ему в моменты душевной слабости, она давала ему силы жить и творить в чуждом окружении, она толкала его на путь упорной работы даже в те минуты, когда он буквально валился с ног от усталости и готов был проклясть все на свете.
Его искусство учило многому. На рубеже XV и XVI веков этот процесс только начинался. С 1534 года Алессандро Медичи стал править с титулом наследственного герцога. Пророки и сивиллы были написаны с 1509 по 1512 год. Илл.
И в Страшном суде дает о себе знать своеобразие пластического мышления Микеланджело. Тень от тяжелого шлема падает на лицо, как бы подчеркивая тяжесть мыслей. Илл.
В зодчестве его более всего привлекала анатомия (иначе говоря, костяк и мышцы, выраженные с помощью членений), а не число и геометрия, единство нервной и мускульной системы, а не простой внешний облик здания. Ни одна человеческая страсть, писал сам Микеланджело, не осталась мне чуждой. Фигура Лоренцо отмечена печатью удивительного благородства. В письмах своим родным он постоянно сетует на возникшие перед ним трудности (granfatica, grandissimafatica).
В ней есть какая-то особая интимность и не совсем обычная для Микеланджело мечтательность. К приходившим к нему людям обращал пророк свои пламенные проповеди. Это был прежде всего великий труженик, знавший реальную цену работе и потому оплачивавший ее сторицей. Фигуры Христа и выглядывающего из-за правого плеча Марии Крестителя даны в более низком рельефе. При вести о римской катастрофе Флоренция восстала и вновь прогнала Медичи.
При этом движение лишено всякой скованности. Спаренные колонны едва умещаются в отведенных им нишах, где им явно слишком тесно. Пилястры и карниз нижней зоны служат рамкой для гробниц.
92, 93, 94. Следующий этап жизненного пути Микеланджело связан с работой над гробницами Медичи (1520-1533). Колористическая гамма отличается нарочитой скупостью и аскетизмом. Мальчик же, ничего не ведающий, дан в беспечной, мечтательной позе. Глубокие тени зрительно придают ее фигуре объемную выпуклость, рельефность.
В его порывистом движении удачно выражена шаловливость не знающего удержа ребенка. Мужские и женские фигуры чередуются и при этом напротив каждого пророка изображена сивилла. Она буквально потрясает своим величием и своей мощью.
Илл. И я только бесплодно теряю время. 21, 22. Ему не удается объединить фигуры в неразрывные живописные группы. Ради усиления центральной оси Микеланджело располагает над воротами надстройку, украшенную папским гербом.
Илл. Не так легко было ему расстаться со своими ренессансными героями. С большим мастерством вводит он декоративный мотив дубовых листьев (символический намек на род делла Ровере, переводится с итальянского как "дуб" из этого рода происходил папа Юлий II), сплетенных в гирлянды и украшающих щиты юношей, рог изобилия с дубовыми листьями и желудями держит в руках юноша, расположив его у бедра Адама. Во время движения крылья издавали сильный шум, а во время остановки крылья опускались. Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами — Флоренцией и Римом.
Ему помогали приглашенные из Флоренции garzoni (подмастерья), которых он допускал только к писанию фонов, обрамлений и деталей архитектурных членений, все же фигурные композиции он выполнил сам. 89-91. Тогда Папа позволил мне действовать по моему усмотрению». 16:37-41). Мощная фигура Марии доминирует в композиции. Этот образ героического Сомнения, эта Победа со сломанными крыльями.
Из совсем особого подхода к архитектуре вытекает и одна особенность творческого метода Микеланджело. Возможно, что данный шаг Юлия был продиктован слухами о том, что Микеленджело собирается уехать в Турцию (мастер действительно вел такие переговоры с проживавшим при дворе турецкого султана Томмазо ди Тольфо, которого он встретил в доме Джаноццо Сальвиати во Флоренции). Этому его научила скульптура. Он вытягивает всю композицию по вертикали и довольно равномерно насыщает плоскость стены фигурами, ограничиваясь небольшими разрывами между ними.
Это потребовало от него огромного напряжения всех духовных и физических сил. Порта Пиа не похожа ни на римские триумфальные арки, ни на средневековые ворота. В этом плане античное наследие обладало для Микеланджело большой притягательной силой. В этом отношении особенно примечательны его стансы, датируемые до 1534 года (67). Вероятнее всего, он сотрудничал с богословами папского двора и следовал их указаниям.
Храм будет обращён на восток иметь притвор и деревянный жертвенник 3 локтя высотой (Иез. 41:22). Илл.
Илл. Петра, с чем папа был полностью согласен. При такой обработке карниза последний воспринимается как набухающая масса самой стены. 1516 г. и Лоренцо, герцога Урбинского – ум.
Каждое из четырёх существ имело подобие четырёх лиц (человек, телец, орёл, лев), четыре взаимно соприкасающихся крыла и сверкающие металлические ноги с копытами (Иез. 1:6). Они смело протягивают руки к древу познания добра и зла. Его рука сгибается к плечу.
С замечательным искусством воплощена в нем идея жертвенности. Фигура дана не в движении, как у Бернини, а в состоянии покоя. Последняя была предназначена для хора старого собора св.
В левой, под его сенью, мастер изображает сцену искушения. Один из самых патетических образов капеллы – пророк Иезекииль. Три фигуры на фреске окружает унылый пейзаж, кроме них ничего живого не попадает в поле зрения. Если можно так выразиться, то при рождении творческого замысла он оперировал не столько количеством, сколько качеством. Фигура Умирающего раба задумана и трактована по контрасту с фигурой Восставшего раба. Живописный язык Микеланджело достигает полной зрелости.
Илл. Это выражается не только в подчеркнуто пластическом характере всех архитектурных деталей гробниц (саркофагов, сдвоенных пилястр, раскрепованных карнизов и аттиков, тяжелых, едва умещающихся на отведенном им месте полукруглых фронтонов над боковыми нишами), но и в том, что мастер не боится перерезать линии обрамления выступающими за их границы частями статуй и архитектуры (ноги Вечера и Ночи, полукруглые фронтоны). И тут же Юлий заключил с художником договор на выполнение большой его бронзовой статуи, предназначенной для постановки на фасаде Сан Петронио. С годами эти трагические ноты зазвучат все настойчивее в творчестве художника. 75-78. И этой же цели служит цвет.
Это, конечно, не так. Здесь все построено на контрастах. И он решил бежать из Рима, где ему была нанесена жгучая обида.
Так он работал еще за шесть дней до своей смерти над скульптурной группой Оплакивание Христа (Пьета Ронданини). Илл. Работа над статуей была для Микеланджело трудной и тягостной. Мария не держит младенца на руках, он стоит, обхватив левой рукой ее колено.
Все эти тенденции еще явственнее выступают во фресках, украшающих люнеты. Кверху рельеф гробниц убывает, облегчая переход ко второй зоне, где нет никаких пластических украшений и тяжелых членений и где по замыслу Микеланджело люнеты должны были быть расписаны (мастер собирался изобразить здесь воскресение Христа и две сцены из истории о медном змии). 182, 187, 188, 189. 150. В правой части фрески он ограничивается унылой горизонталью пустыни, подчеркивая тем самым, что этот пейзаж служит местом горестного изгнания.
Вот таким образом искусство Микеланджело является, одновременно и трагическим эпилогом Возрождения. И как человек Возрождения Микеланджело пошел по второму пути. Но на этом движении лежит печать мучительной скованности. Зато в третьем этаже, целиком восходящем к его проекту, он дал волю своей фантазии. В обработке мрамора Микеланджело использовал полировку (торс, ноги, волосы) и более свободную фактуру (лицо), где применена троянка.
Недаром уже в XVI веке острые на язык флорентинцы называли статую il Pensieroso (задумчивый). Он побежден. Согласно греческой мифологии, Кумская сивилла была жрицей храма Аполлона, покинувшей родную Грецию и обитавшей в Кумах, греческой колонии недалеко от современного Неаполя. Не менее ярким примером контрреформационного фанатизма может служить закон от 1566 года, согласно которому врач не имел права лечить больного, отказавшегося от исповеди. Зато вид группы справа мало удачен.
Разорванный фронтон над дверью перерезает своими углами фланкирующие дверь колонны. Через 3 месяца фреска изображающая картину всетоглощающего ужаса, была готова. Ее сложнейшая поза одновременно отражает два действия, как пишет Вазари, «одновременно и встать и захлопнуть книгу: вещь труднейшая, чтобы не сказать невозможная, для любого (художника), кроме ее создателя». В этих условиях Микеланджело решил временно покинуть свой родной город. Сохранился замечательный эскиз к росписи, выполненный сангиной, запечатлевший отдельные моменты поиска художником наилучшего способа передачи движения (1512, Метрополитен-музеи, Нью-Иорк).
Статуя рассчитана на рассмотрение ее спереди и под углом, но не с боков. С необычайной остротой ощущает он разлад между жизнерадостным ренессансным сенсуализмом и новыми аскетическими религиозными идеалами, сложившимися не без воздействия контрреформационного католицизма. Зато лирика и архитектура все больше привлекают к себе внимание художника. Подобно телу, она также готова погрузиться обратно в состояние полного покоя.
Статуя Мадонны стоит на высоком постаменте, около входной стены. Илл.
К основному цветовому сочетанию (синий фон – серовато-коричневые тела) присоединяются неяркие бледно-синие, оливково-зеленые, оранжевые и ржаво-красные тона, ни один из которых не вырывается из общей сумрачной гаммы. Очень свободно трактованы также все лица и одеяния, лишенные полировки. Полон подлинного трагизма также образ Иосифа Аримафейского – идеальный автопортрет художника.
В этом плане образ Давида является самым характерным творением молодого Микеланджело. Он стал уже высекать статую св. С этой целью сакристия получила надстройку (еще до того, как Микеланджело приступил к работе). Рассматривать роспись свода Сикстинской капеллы следует как одно единое целое. Это человек действия (vir activus). 163.
А другой — протирает себе глаза, как символ пробуждения души, озаренной светом знания. 23, 24. И это приводит к трагической разобщенности образов.
183. Одновременно ликвидируются все демократические завоевания ренессансной эпохи: с начала 40-х годов начинается систематическое преследование наиболее прогрессивно мысливших гуманистов (Окино, Верджерио, кардинала Мороне и др. ), в 1542 году основывается в Риме конгрегация святой инквизиции, в 1543 году вводится цензура. Искусно скомпонованная фигура Христа приглашает зрителя к обходу вокруг статуи.
Илл. По-видимому, это была статуя Вакха. Один за другим умирали его близкие, его друзья, его сверстники, а он продолжал жить. Работал он над ней медленно и с большими перерывами. Он откинулся назад он более не хочет победы, он ее презирает.
Илл. Необычна для Микеланджело и многоаспектность фигуры. 149. Наоборот, они вырастают из стены, образуя вместе с ней единую, неделимую массу.
Последняя архитектурная работа Микеланджело – Порта Пиа (1561). Охваченный страхом, художник бежал 21 сентября из Флоренции по направлению к Венеции. Илл. Ее прекрасное лицо дышит скорбью, но в нем нет и тени отчаяния. Оно учило отличать ложный пафос от подлинного героизма.
Однако художника все время не покидало ощущение, что он занимается не своим делом. Папа обещал художнику не порывать договор на гробницу. В средние века широко распространяется сюжет «Majestas Domini» изображающий Христа в мандорле, поддерживаемой 4 апокалиптическими животными: миниатюры Евангелия Раввулы (586), Библии Сан-Паоло-фуори-ле-Мура (около 870), мозаика церкви Осиос-Давид, Фессалоники (середина 5 века). Кверча был художником, близким по духу Микеланджело. Он писал их на клочках бумаги, на конвертах, на рисунках. Было бы наивно усматривать в росписи Сикстинского потолка прямое отражение этих событий. Тело бессильно сползает вниз и все попытки удержать его кажутся безнадежными.
В образах Адама и Евы он воплощает свой идеал прекрасного человека. Кто хочет найти себя и насладиться собою, тот не должен искать развлечений и удовольствий. Эта же идея положена в основу и крайнего левого наброска на том же оксфордском рисунке.
161. Внезапно раздался крик: мы пропали. Мы видим усталых матерей, сидящих прямо на земле. Необыкновенно экспрессивный образ. Членения стены не накладываются на нее в виде декоративной ордерной сетки. 160.
131, 132. Лица сделались безличными и застылыми, движения – вялыми и стереотипными. Они свободно перекочевывали из города в город в поисках работы и покровителей.
Последняя сделалась в его руках могучим орудием для выражения глубоко личных эмоций.
И все-таки, как прирожденный скульптор, он не мог от него полностью отказаться. Моисей восседает в торжественной позе. Обычно это любовная лирика, полная скрытой страсти и преклонения перед земной красотой. Илл.
Конструкция завершалась полусферой (Иез. 1:22), тогда как в основании его находились колеса с глазами. Фигура Адама погружена в тень, фигура Евы ярко освещена. И, наконец, в распалубках и люнетах изображены многочисленные предки Христа. Илл. 99, 101, 102. Нетрудно привести ряд других аналогичных фактов. К архитектуре Микеланджело подошел как скульптор.
Вот к этой истине молодые художники и могли приобщиться изучая картон Микеланджело. 145. Дошедшие до нас рисунки юного Микеланджело ясно показывают, куда устремлены были его взоры.
166, 167. Фигура коренастая, сильная, мужественна. 175, 176. 184.
Как известно, мастер предпочитал, чтобы его статуя рассматривалась при движении по дуге. 25-48). Микеланджело не пошел ни по первому, ни по второму пути. Продвигаясь от низшего к высшему, художник был призван обобщать свой опыт.
И вновь Микеланджело побоялся возвращаться в Рим. Из мастеров прошлого его внимание привлекли к себе Джотто и Мазаччо иначе говоря те художники, которые культивировали монументальную, пластическую, весомую форму и чей скупой художественный язык был лишен каких-либо внешних прикрас. Ее сильное, мужественное лицо, с направленным в сторону взором, выражает тревогу за судьбу сына. Невольно создается такое впечатление, как будто мастер решил в последний раз бросить открытый вызов классицистам всех времен и всех мастей. Илл.
174. Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество. Наоборот, в лагере маньеристов, архитектурные работы Микеланджело вызывали бурю восторгов.
Вернувшись к идее центрально-купольного сооружения. В Риме на него произвели сильное впечатление античные памятники, с которыми он впервые соприкоснулся так близко. Папа Лев X захотел создать для более молодых членов семьи фамильный склеп. На римском саркофаге 2-й половины 4 века Иезекииль показан юным, безбородым. В живописи Ренессанса «Видение Иезекииля» встречается в виде исключения (алтарный образ Рафаэля, около 1515-18, Палаццо Питти, Флоренция).
По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор. Первое из них – знаменитая Мадонна Дони в Уффици. Я сказал Папе, что, если я изображу одних Апостолов, впечатление будет бедным. Варфоломей, с которого, по преданию, была живьем содрана кожа (vivus decoriatus).
В его представлении не было никакой разницы между скульптором и каменотесом. Создавая их, он больше интересовался пластическими эффектами, нежели пространственными. Это тяготение к rilievo есть искони флорентийская традиция. Его любимой стихотворной формой был сонет, но он писал также мадригалы, эпиграммы, восьмистишия (стансы).
140, 141. Как прирожденный скульптор, он мыслил пластическими, замкнутыми в себе образами. Тем же, кого он уважал и любил, он был предан до конца жизни.
122-125. Смятенные, страдающие, гонимые карающим мечом ангела, Адам и Ева покидают райские кущи. Петра (Музео Петриано). 37:1-14).
Его гений искал более широкого поля деятельности. Даже тяжелый вздох, вырывающийся из полуоткрытых уст, мгновенно гаснет. Прокалывал на картоне отверстия по контуру рисунка и потом, прикладывая картон к потолку, набивал рисунок полотняным мешочком, заполненным углем, — сквозь отверстия порошок проникал внутрь и оставлял на потолке рисунок в виде точек.
79, 142. Другие (как, например, В. Фридлендер, Пиндер, Певзнер) идут еще дальше и рассматривают зрелые и поздние произведения мастера как относящиеся к маньеристическому направлению. И в этом сказалась сила его характера, с ранних лет не привыкшего останавливаться перед трудностями.
Группа повернута теперь к зрителю тем углом постамента, где находится правая рука Христа. Петра в Риме. На Капитолийский холм ведет широкая лестница. 155, 156.
Создавая статую, Микеланджело отправлялся от античных изображений Геркулеса и средневековых аллегорий Силы (Fortitudo). Горы книг и статей были написаны об идейном замысле гробниц Медичи.
10, 11, 12. Здесь все полно бьющей через край энергии и бурного движения. Главные мотивы росписей — таинство творения Бога, кульминацией которого является сотворение человека Богом по Своему образу и подобию, отчуждение человека от Бога, как следствие человеческого грехопадения и данная Богом человечеству надежда на спасение. Третий этаж Микеланджело сделал более высоким, утяжелил и усложнил обрамления окон, ввел цокольную зону и двухступенчатую композицию пилястров, чем облегчил себе возможность широко использовать раскреповки. Матфея, но тут началась тяжба с Юлием, потребовавшим его возвращения в Рим.
Мы вплотную сталкиваемся здесь с проблемой незаконченного (nоn finito), вокруг которой уже издавна идут споры среди исследователей творчества Микеланджело. Илл. На крышках саркофага гробницы Лоренцо Микеланджело разместил фигуры Утра (aurora) и вечера (crepuscolo). Кавальери художник подарил также ряд своих рисунков на античные темы (Падение Фаэтона, Титий, Ганимед, Вакханалия детей). Уже в глубокой старости Микеланджело выполнил еще два архитектурных проекта. Илл. Считается, что иконографические образы античных предсказательниц художник почерпнул в труде Филиппо Барбьери (Filippo Barbieri, «Discordantiae sanctorum doctorum Hieronymi et Augustini», 1481), в котором теолог доминиканец XV века описывает сивилл их внешний вид, возраст, манеру одеваться и сопровождает описание известными пророчествами.
В этом отношении особенно характерны следующие его слова: если жизнь нам нравится, то поскольку смерть есть дело рук того же мастера, она не должна нам не нравиться. Направление ее движения подчеркивает сук виднеющегося слева дерева. « мастерство это поднялось еще выше и показало себя куда более великим в пяти сивиллах и семи пророках, написанных здесь с высотой каждой фигуры в пять локтей и более, во всех разнообразных их позах, в красоте тканей и разнообразии одежд, как и вообще в чудесных выдумках и рассудительности художника, почему они кажутся божественными всякому, кто различает страсти, которыми охвачены каждая из них». Свидание состоялось 29 ноября 1506 года в Палаццо деи Седичи. Несмотря на то, что Микеланджело пользуется низким рельефом (rilievo schiacciato), он достигает такой пластической насыщенности формы, равную которой можно найти лишь в античной скульптуре. Незабываемое впечатление оставляет распятая на дереве фигура Амана (илл. Микеланджело долгое время отнекивался от этого задания, но в конце концов согласился его выполнить.
169. Он победил.
Следуя установившейся ранее традиции, фреска развертывает два сюжета. Зеркальный свод Сикстинской капеллы Микеланджело расчленил на три пояса. Этого никогда не хотели и не могли понять недоброжелатели и завистники художника. Все пропорции приземистые, купол – мощный и тяжелый. Трудность своего характера осознавал и сам художник.
Однако, слово «карнайим» () имеет на иврите несколько значений (аналогично, например, русскому слову «ключ», так же имеющему множество значений). И не случайно у его ног изображена обезьяна, символизирующая зло. 177, 178. И, быть может, никто лучше Гёте не выразил те чувства, которые испытывает человек после посещения Сикстинской капеллы, когда он записал в своем дневнике следующие слова: Я уже не ощущаю вкуса к природе, так как я не могу на нее смотреть такими большими глазами, как Микеланджело. В восьми треугольных пазухах свода — жанровые сценки с участием библейских персонажей.
Предельно напряжены все мускулы, еще одно усилие и оковы будут разорваны. Недаром эта статуя пользовалась такой широкой популярностью среди маньеристов. Но этим роль античного наследия не была исчерпана. Здесь она была призвана символизировать свободу республики.
Микеланджело рассчитывал на зрительное восприятие входящих в капеллу, чтобы все без исключения фигуры предсказателей казались значительными и внушительными по размерам. Поначалу борьба со строптивым отцом. И здесь его постигает страшный удар. Илл. Затем борьба с не менее строптивым Юлием II. Голова лишена сил, чтобы выпрямиться.
Илл. В сцене Опьянение Ноя художник изобразил надругательство Хама над своим отцом. Так, церемониймейстер папского двора Бьяджо да Чезена, при посещении Сикстинской капеллы в декабре 1540 года вместе с Павлом III, открыто порицал художника за обилие обнаженных фигур, а четыре года спустя бессовестный и циничный Пьетро Аретино упрекал Микеланджело в неверии и распущенности, утверждая в одном из писем, что его фреска более подходит украшать баню, нежели папскую капеллу.
Илл. Он неизменно наделял ее глубоким внутренним смыслом. Этим же периодом датируется великолепная статуя Аполлона, хранящаяся в Барджелло.
Еще в 1546 году он выполнил глиняную модель. 109-112, 116-119. Когда это отвечало его творческому замыслу, то Микеланджело тщательно полировал камень (как в статуях Утра и Ночи). Первым возвестил опасность Манно Донати, увидевший приближавшееся пизанское войско.
Вазари прямо пишет:. 86-88. В 1538 году Микеланджело посоветовал установить посередине площади античную конную статую Марка Аврелия и около этого же времени приступил к работе над проектом оформления всего ансамбля. Капелла Медичи находится в так называемой новой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции. Этот образ полон трагизма, в нем герой обречен на гибель. На табличках внизу под тронами, которые поддерживают путти, указаны их имена.
Над полусферой располагался престол, на котором восседало «подобие человека» (Иез. 1:26). То, что мы видим в римской церкви Сан Пьетро ин Винколи – бесконечно далеко от первоначального замысла. Он умер восьмидесяти девяти лет, прожив почти столь же долгую жизнь, как и Тициан. Как бы высоко ни расценивать Битву при Кашина, ее композиция все же далека от совершенства, что по-видимому, понимал сам мастер. Илл.
Уже в поздние годы он писал: Я вижу, Вы вообразили, будто я стал тем, чем хотел сделать меня Господь. Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и в грядущей победе. В сцене Сотворение Евы бог впервые выступает как главное действующее лицо. Змий и ангел, грех и расплата за него являются как бы ветвями одного древа. Иезекииля изображали в облике старца, в тунике и паллиуме, в составе ветхозаветных циклов (к наиболее ранним относятся росписи синагоги в Дура-Европос, 245-256). Иконография.
Вот таким образом он обычно изображается со своим атрибутом мученичества – с кожей в руках. Тогда осознал Микеланджело весь масштаб своей ошибки и тщетность своих усилий. Художник охотно принял это предложение. Совсем необычен иконографический тип Мадонны. 39.
Для Микеланджело первое пятилетие XVI века было временем большого творческого подъема. Илл. Некоторые варианты стихов лежали десятилетиями нетронутыми и мастер затем вновь к ним возвращался, чтобы подвергнуть их коренной переработке.
Таким представил его и Микеланджело. Первый членился по вертикали колоннами, второй – пилястрами коринфского ордера. Нередко он ими ограничивался и затем прямо переходил к рубке камня.
В них Микеланджело отдал дань своему увлечению работами известного сиенского скульптора Якопо делла Кверча (1374-1438), декорировавшего великолепными рельефами портал церкви Сан Петрониов Болонье. В окружающих Христа фигурах художник передал разные оттенки отчаяния и скорби. Также он настаивает на необходимости совершать всенародные жертвоприношения в 1-й день 1-го месяца (Иез. 45:18) и 15-й день 7-го месяца (Иез. 45:25). 110, 112.
Зато изумительны по своей высочайшей одухотворенности поздние рисунки Микеланджело (наброски для Благовещения в Лондоне и Оксфорде, для Распятия в Париже, Лондоне, Виндзоре и Оксфорде, для стоящей Мадонны в Лондоне). Ранние 30-е годы – важный рубеж не только в творчестве Микеланджело, но и в истории всей Италии. Последняя распадается на отдельные звенья (две больших группы переднего плана, ладья и ковчег), слабо друг с другом связанные. Но как раз этого не произошло.
5:6). Илл. Если никто из ученых не сомневается в ренессансном характере микеланджеловского искусства примерно до 1530 года, то средний и поздний период его творчества многие исследователи (как, например, Гурлитт, Вёльфлин, Шмарзов, Дворжак, Д. Фрей) склонны целиком связывать со стилем барокко.
Изображения Иезекииля присутствуют в средневековой книжной миниатюре (Библия Рода, середина 11 века, Национальная библиотека, Париж историзованная Библия из музея Мерманно-Вестренианум, Гаага, 1372), включаются в пророческие циклы: скульптурные (статуя Б. Антелами, около 1180-90, собор Сан-Доннино, Фиденца), живописные («Полиптих Святой Екатерины» С. Мартини, 1319, Национальный музей Сан-Маттео, Пиза роспись потолка Сикстинской капеллы Микеланджело, 1508-1512).
Он действует только словом. Илл. Регистр его фактурных приемов был необычайно широк. Против этого варианта и выступил со всей присущей ему страстностью Микеланджело. 20:31-32), любовь Бога и восстановление по воле Его станет причиной раскаяния: не сам Израиль соделает себе новое сердце раскаянием, но Бог Израилев возьмёт «сердце каменное» Израиля и заменит его «сердцем плотяным», введя в узы Завета (Иез. По словам Кондиви, он собирался написать специальный трактат по анатомии, поставив главный акцент на moti (то есть движениях) и apparenza (внешняя структура).
Петра со стороны апсид. Интересна и такая деталь – зрачок намечен лишь в правом глазу.
Однако подготовительный картон художник использовал не всегда. В двух дошедших до нас планах, выполненных мастером в 1559-1560 гг., четко намечены основные оси: две оси перекрещиваются под прямым углом (), две – под косым (). Когда Папа спросил: почему. Первая из них изображает Победу (возможно, что она была предназначена для постановки в нижней левой нише).
Иезекииль отмечает необходимость празднования Пасхи в 14-й день 1-го месяца (Иез. 45:21). Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения — статую «Давид» (1501—1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме — скульптурную композицию «Пьета» (1498—1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике. Обычно изменение какой-либо одной части неизбежно влекло за собой изменение другой. Дальнейший процесс рубки камня сводился ко все большему в него углублению и к освобождению из его массы фигур. В результате фигуры обретают могучий рельеф и ту внутреннюю силу, которая выражает твердость их характера.
106, 113. Саваоф выступает здесь в состоянии творческого экстаза, никем и ничем не ограниченного.
Три года напряженнейшей работы пропали даром. Илл.
Илл. Такой трактовкой Микеланджело достигает соподчиненности боковых дворцов главному. Следовательно, фразу можно перевести как «так как излучало свет лицо его». Фигуры Лоренцо и Джулиано, несомненно, задуманы по контрасту.
Скульптором запечатлен момент, когда снятое с креста тело собираются положить во гроб. 155. На втором плане один путто разжигает лампаду, как символ предсказания. Работа была тем более тяжелой, что в основном мастер осуществил ее собственноручно.
Прежде всего он ставит себе задачей вытянуть по вертикали всю архитектурную композицию интерьера, чтобы он казался более стройным и высоким. Илл. И он изобразил ее, но отнюдь не в жанровом плане. Илл.
25, 26. 13, 14, 15. Его милосердие и сострадание к нему.
Илл. «В первый год Валтасара, царя Вавилонского, Даниил видел сон и пророческие видения Тогда он записал этот сон изложив сущность». В самом начале XVI века (но не позднее 1506 г. ) выполнил Микеланджело статую Мадонны, приобретенную фламандским купцом Мускрон.
Сопровождая свои слова спокойным жестом, он говорит ей: встань. Илл. Эти переливающиеся краски как бы чеканят форму, обладающую крепостью и весом камня.
159. В многофигурной сцене Всемирный потоп встречается множество изумительных по своей пластической выразительности фигур (например, мать с ребенком мужчина, несущий на спине молодую женщину, в чьих глазах написан ужас старик с умирающим юношей на руках и др. ), но здесь Микеланджело не удалось, как и в картоне для Битвы при Кашина, создать целостную живописную композицию. 185, 186. Илл. Будучи провозвестниками Христа, пророки и сивиллы провозглашают христианство. Фигура Адама, погруженного в глубокий сон, выражает полнейшее бессилие и инертность.
В сцене Обращение Савла художник резко разграничивает небесную и земную зоны.
46. Быстро нараставшей феодальной реакции сопутствовала не отделимая от нее контрреформация. Главный акцент он ставит на обрамлении проема ворот с его сильно выработанным рельефом.
130. Это был символ страданий художника, символ его гражданских горестей и разочарований.
В его представлении план был организмом, способным к движению, а архитектурные членения (полуколонны, пилястры, обрамления окон и дверей, антаблементы и т. д. ) – элементами, драматизирующими взаимодействие несущих и несомых частей. Это предназначенные для украшения гробницы Св. В немалой степени именно они определяют ту внутреннюю динамику, которая присуща как архитектурному облику всей капеллы, так и украшающим ее статуям. На центральном поясе свода представлены в хронологическом порядке от алтаря ко входу в капеллу девять эпизодов из Книги Бытия: «Отделение света от тьмы», «Сотворение светил и растительного мира», «Отделение суши от воды», «Сотворение Адама», «Сотворение Евы», «Грехопадение и изгнание из Рая», «Жертвоприношение Ноя», «Всемирный потоп», «Опьянение Ноя». Эта статуя украшает алтарь церкви Нотр Дам в Брюгге. Но столь же несомненно, что великий художник в ряде случаев сознательно не доводил отделку камня до последней стадии завершенности избегая вялой и перетруженной фактуры. 86-91. 48-55.
Согласно традиции, погребён в Вавилонии. Как прирожденный скульптор, Микеланджело замечательно чувствует материал. На самом же деле между ними лежала бездна. Илл.
107, 108. Над всем господствует мощный центральный купол и на подкупольное пространство ориентированы все части вписанного в квадрат греческого креста, а также примыкающие к перекрестьям прямоугольные помещения, перекрытые небольшими куполами.
Их окружают дети иногда рядом изображены и их мужья. Илл. В 1534—1541 в той же Сикстинской капелле для папы Павла III исполнил грандиозную, полную драматизма фреску «Страшный суд». Ради этого он не боялся жертвовать внешним изяществом формы, столь ценимым его современниками.
Последняя осталась незаконченной (кроме фигуры Христа, которая, однако, лишена полировки). В одном из своих писем (к Бартоломео Ферратини. ) он писал: кто отступил от плана Браманте, как это сделал Сангалло, отступил и от истины. Цикл фресок должен был иконографически расширить тему, заданную росписями, рассказывающими об истории Моисея и Христа, выполненными художниками в конце XV века и представить историю человечества эпохи «ante legem» («до Закона»), то есть до того, как Моисею на горе Синай были даны Богом «Десять заповедей». На стороне одного была безмерная власть, на стороне другого гений.
По его собственным словам, он собирался сделать фасад Сан Лоренцо так, чтобы и по архитектуре и по скульптуре он стал зерцалом всей Италии (lo specchio di tutta Italia). Влюбленный в дикий и твердый (alpestra e dura) камень, символизировавший в его глазах мировую материю, Микеланджело не хотел его насиловать и отнимать у него его каменную душу. Илл.
36. Дар долгой жизни не предусматривал вечной молодости. В таком толковании космической катастрофы уже не остается места для героя и героического деяния, не остается места и для милосердия. Он жил в мире пророчеств, в другом измерении, Бог показывал ему и истолковывал множество видений, его снедала ревность о Господе и ненависть к идолопоклонству и другим грехам народа Израильского. При папском дворе подвизалась целая группа лиц, настаивавшая на реформе римской церкви.
В двух незаконченных скульптурных группах (Положение во гроб и Оплакивание Христа) Микеланджело дал совсем новое понимание традиционной темы, в которой аскетизм замысла обрел, наконец, адекватные себе формы выражения. В эти же флорентийские годы возникли и два мраморных тондо. Он заменяет их характерами, которым присуща поистине шекспировская сила обобщения. Фигура как бы стремится высвободиться из камня, камень же держит ее в своих жестоких объятиях.
Особенно сильное впечатление произвели на него канцоны Петрарки, под чьим прямым воздействием он написал свои первые стихи. И действительно, Лев X утверждал, что Микеланджело e terribile, no si pol pratichar con lui (страшен, с ним нельзя иметь дело). Например, для Гиберти одни лишь пропорции составляют красоту. В распалубках расположены фигуры тех предков Христа, которые еще вели кочевой образ жизни. В Болонье Микеланджело создал и несколько скульптурных произведений.
Упорно шлифуя свое мастерство, Микеланджело, как все большие художники, широко черпал творческие импульсы из тех источников, которые были ему близки и которые облегчали решение новых задач. Илл. Первые 8 глав 2-й части содержат пророчества о наказании Богом Израилевым народов, враждебных Израилю (гл.
Часть из этих рисунков дошла до нас в подлинниках, часть в старых копиях. Вот таким образом присутствие персонажей языческого мира в Сикстинской капелле вполне закономерно.
Однако папа на это не согласился и 8 июля издал приказ (breve), в котором категорически требовал немедленного приезда художника в Рим. В каждой люнете художник размещает сцену из оседлого образа жизни. Она по-старчески дальнозоркими глазами смотрит в огромный фолиант. Его слуги, его ученики и помощники души в нем не чаяли, хотя порою он был с ними резок и даже несправедлив.
Люди Возрождения воспринимали образ Давида как образ большого гражданственного пафоса. Колорит фресок построен на неярких красках, преобладает общий серебристый тон. Гораздо более творчески подошли к его наследию мастера барочной эпохи. Со смертью Лоренцо Медичи (8 апреля 1492) Микеланджело лишился сильного покровителя.
С флорентийским периодом связаны и самые ранние из дошедших до нас живописных произведений Микеланджело. Его план, по сравнению с очень изящным планом Браманте, выглядит более простым и в то же время более монолитным.
Его авторству приписывается «Книга пророка Даниила». И они отрицают раз и навсегда установленную систему пропорций. В угловых распалубках — драматические библейские истории «Юдифь и Олоферн», «Давид и Голиаф», «Медный змий», «Наказание Амана». И здесь движение пронизывает всю фигуру, не оставляя инертной ни одну ее часть. Можно было бы без труда продолжить перечисление этих контрастов. И все же он работал со свойственной ему энергией и напором. Широко использованный беловато-серый цвет хорошо сочетается с желто-коричневыми, серовато-фиолетовыми, зелеными, серовато-лиловыми, оранжево-коричневыми и серовато-синими красками, превосходно выявляющими пластику формы.
Илл.
А не «так как рогато было лицо его» или «так как кололось рогами лицо его». Если не считать статуи апостола Матфея, то все произведения первого периода, при ярко выраженном драматизме их замысла, связаны с той фазой эпохи Возрождения, когда вера в безграничные возможности человека еще не была поколеблена. Локальные рамки Флоренции становились ему слишком тесными.
ИЕЗЕКИИЛЬ (еврейский ), один из четырёх ветхозаветных великих пророков, один из духовных вождей Израиля в рассеянии пленения вавилонского. В тексте на иврите сказано, что израильтянам было трудно смотреть в лицо Моисея, (ки каран ор пнав). Камень стал казаться ему слишком материальным и весомым для воплощения его все более порывавших с ренесансным сенсуализмом идеалов. Это два составных звена единой архитектурной концепции. В борьбу включился и Микеланджело. И здесь бог изображен в активном действии.
Враги Микеланджело, объединившиеся вокруг Витрувианской Академии в Риме (1542), характеризовали его архитектурные формы как ублюдки античных ордеров, а его восприятие архитектуры в целом как чисто варварское. Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе. Как свидетельствуют все старые источники, никакого специального архитектурного образования он не получил. Выражение ее молодого лица серьезно и сосредоточенно. 179-181.
Как обычно, Микеланджело не дает портретных изображений. Они не просто сидят: они живут, думают, двигаются, волнуются, переживают, страдают. С конца 1495 по июнь 1496 года Микеланджело вновь во Флоренции, где он выполнил две небольших статуэтки (юного Крестителя и спящего Купидона), до нас не дошедшие. Благодаря великолепной светотеневой моделировке и обилию уводящих вглубь линий (ноги и левая рука Марии, левое плечо Иосифа и правая рука Христа), группа кажется как бы высеченной из камня кубической формы. Он даже не дотрагивается до нее.
Это совпало с флорентийским периодом жизни Микеланджело. Данный момент и запечатлел в своем картоне Микеланджело. Илл.
5, 6. Такая композиция, полностью лишенная малейшего намека на декоративность, выглядела бы на стене слишком скупой и пуританской. 25-32). Пророчества Иезекииля содержатся в ветхозаветной Книге пророка Иезекииля. все члены изменяются по ширине и длине во время движения.
Он сам отбирал в каменоломнях Каррары нужные ему сорта мрамора. Вторым живописным произведением Микеланджело, выполненным в конце 1504-начале 1505 года, был не дошедший до нас картон для фрески в Зале Совета флорентийского Палаццо Синьории. Она напоминает мощную лавину. Иначе говоря, движение тела, включая и самый резкий контрапост, воспринимается как органическое выражение аффекта, причем конфликт между телом и душой раскрывается скульптором как борьба противоречивых тенденций в жизни самого тела.
Луврские статуи рабов должны были украшать первый этаж гробницы. Идейным стержнем композиции является фигура упавшего на землю Савла, ослепленного и в то же время преображенного божественным светом, который исходит от фигуры Христа.
134. Без достаточных оснований ее связывали с гробницами Медичи, Первоначально (1525-1526) статуя была задумана как фигура Давида, но затем (около 1530) переделана в фигуру Аполлона (закинутая за плечо праща превратилась в колчан). Затем он лепил из глины либо из воска небольшие модели (bozzetti). Пестрые украшения кваттрочентистов были бы здесь неуместными, в то время как повторяющаяся беловато-серая краска, в сочетании с лаконичными архитектурными формами, помогла живописцу организовать огромную плоскость потолка и расчленить ее на такие отрезки и ячейки, которые диктовала тематика росписи.
Это были тяжелые годы. Первыми использовали его маньеристы, но использовали не на пользу, а во вред искусству. Но в это время он работал и над другими вещами: над статуей Христа для римской церкви Санта Мария Сопра Минерва (1519-1520), являющейся одной из наименее удачных работ скульптора, к тому же испорченной его учениками над не дошедшими до нас картонами для трех картин (Леда, 1529-1530 Не тронь меня, 1531 Венера и Купидон, 1532-1533) над моделями неосуществленной скульптурной группы (Геркулес и Как либо Самсон и филистимляне), предназначенной для постановки на Пьяцца делла Синьория (1528, около 1530 сохранились одни подготовительные наброски и глиняная модель в Каза Буонарроти) над эскизами на тему Воскресения Христа (1525-1533). В фресках Капеллы Паолина Микеланджело избегает резких светотеневых контрастов. Здесь антропоцентризм Ренессанса получил свое наиболее яркое и последовательное выражение.
В этих стансах он прославляет простую, здоровую жизнь крестьян, не скрывающих своих чувств, не прибегающих к запорам от воров, никому не завидующих, не заботящихся о богатстве, не чревоугодничающих. С замечательным искусством обыгрывал он контраст между нейтральной стеной и активным членением, причем при выполнении последнего всегда отдавал предпочтение камню (травертину) перед стукком и кирпичом. Статуя Умирающего раба – одно из совершеннейших творений Микеланджело. С этой целью Микеланджело поехал в Каррару, где он провел восемь месяцев (с апреля до декабря 1505 года). Петра со свойственной ему методичностью и целеустремленностью.
Он происходил из обедневшего знатного флорентийского рода. Учитывая необычайную мощь рельефа в постройках Микеланджело, становится понятным, почему его архитектурные решения не получили отклика в северных странах Европы.
Таковы, в частности, фрески Капеллы Паолина в Ватикане. Столь же слепо идет навстречу безжалостной судьбе Адам. 81-84. Капелла Медичи представляет собой сравнительно небольшое (11, 011, 0 м) помещение квадратной формы.
Растет и ширится волна религиозной нетерпимости. Илл. Илл.
В карнизе он постепенно усиливает рельеф (начиная от фриза через пояс сухариков и шнур перлов к консолям), завершая всю композицию симой. Современников поражали его скромность и непритязательность в быту. В это время Иезекиилю было около 30 лет. 97, 98. 17, 18, 19, 20. Илл.
Но все усилия напрасны. Левая рука победителя и фигура побежденного остались незаконченными. 1:4-28, 37). Илл.
По мнению Панофского, нижняя зона с фигурами речных божеств символизирует подземный мир, зона самих гробниц – царство природы, зона со статуями герцогов, якобы воплощавшими бессмертие души, – небесную сферу и, наконец, зона среднего пояса стены – сверхнебесную сферу. Доминика статуи Ангела, Петрония и Прокла. Илл. Лицо Джулиано повернуто в сторону, левая нога отставлена назад. 135, 139. Гигантская фигура Саваофа дана борящейся с хаосом. Около 571 года дон. э.
Илл. Чем старее становился Микеланджело, тем чаще навещали его мысли о смерти.
Здесь мальчика вынянчила дочь каменотеса. Иначе говоря, он переносил из пластики в живопись статуарные мотивы.
Илл. Илл. Микеланджело как бы наделяет его своей собственной творческой страстью. 73), символизирующая, как и в Божественной комедии Данте, гордыню (superbia).
Далее длительная борьба с его наследниками за осуществление гробницы. Это была немногочисленная партия культурных людей, возглавляемая Контарини, Поле и Садолето. Убежденный республиканец, он не хотел жертвовать демократическими идеалами своих молодых лет. И всюду Микеланджело выходил победителем. Взгляд, которым Аврора встречает наступающий день, полон предчувствий новых страданий. После капитуляции Микеланджело принужден был скрываться, справедливо опасаясь мести Климента VII.
Их он терпеть не мог и не щадил. Пока Адам спит, Ева, сложив молитвенно руки, склоняется перед Господом. В этих фресках, самых поздних из исполненных Микеланджело, лица нередко уподобляются трагическим маскам, что в связи со статуарностью фигур порождает тяжелое чувство отчужденности.
Вероятно, около 1485 года Микеланджело переехал во Флоренцию. Микеланджело трактует Марию как провидицу своей трагической судьбы. Фигуры на саркофагах композиционно объединены с фигурами герцогов по принципу треугольника, но характерно, что вершины этих треугольников (головы герцогов) отнесены в глубь ниши. По началу художник не имел собственной мастерской и был сильно ограничен в средствах. Он должен думать о смерти. Для Виттории Колонна художник сделал еще два рисунка, до нас, к сожалению, недошедших (Христос и самаритянка и Моление о чаше). Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой.
Благодаря такому композиционному решению пространство приобретает динамику и поистине космический размах. Слева мы видим райский сад. Эти сведения, сообщаемые Вазари и Кондиви, вполне правдоподобны.
В письме от 1557 года он пишет: денно и нощно я стремлюсь подружиться со смертью, дабы она не обращалась бы со мною хуже, чем с другими стариками. Отправляясь от евангельского текста (Евангелие от Матфея, XXIV, 30-31), Микеланджело изображает не сцену суда, в которой царь славы уже разделил всех воскресших на грешников и праведников, а тот момент, который ему непосредственно предшествует (adventus Domini): появление Христа на облаках когда восплачутся все племена земные и увидят сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. Недаром его любимым материалом была бронза. Все эти вещи не принадлежат к числу лучших творений мастера. Для раннего периода это самая драматическая по замыслу вещь.
это сам Микеланджело и символ всей его жизни. Выделявшиеся из цеха, а затем и порывавшие с ним художники еще не успели стать придворными мастерами. И этому оно учит и нас. А его друг Берни сказал о нем проще, но намного выразительнее: он говорит вещи, вы же говорите слова (egli dice cose, e voi dite parole).
Исайя, «сильно углубившись в свои мысли, скрестил ноги и одну руку заложил в книгу, отмечая то место, где остановил свое чтение, локоть другой поставил на книгу, подперев рукой щеку, а так как его окликнул один из путти, что сзади него, он повернул к нему только голову, ничем не нарушая всего остального». Илл. Окруженные фигурками гениев, сивиллы и пророки листают тяжелые фолианты, развертывают свитки, думают о прочитанном, записывают свои мысли, прислушиваются к божественному голосу.
Илл. По окончании росписи мастер вновь принялся за работу над статуями для гробницы Юлия II. 3, 4. Он членит стены по вертикали канеллированными коринфскими пилястрами, он отделяет с помощью карнизов одну зону от другой, он прибегает к излюбленному Брунеллески сопоставлению белой стены с темно-серыми членениями (pietra serena).
Внизу, по той же оси, размещена ниша с водоемом, фланкированным фигурами речных божеств. И в ней мастер смело порывает с традицией. Ее раздирали непрерывные войны, вторгшиеся в нее испанские и французские войска поколебали веру народа в возможность национального объединения, целые области и многие города становились жертвами насилия и грабежа. С ним были связаны многие исторические события и легенды древнего Рима, напоминавшие о великом прошлом Италии и его нередко называли caput mundi (главой мира). Небольшой вестибюль (9, 510, 5 м) заполнен расширяющейся книзу лестницей с тремя маршами. Илл.
Статуя осталась незаконченной. И результаты были самыми плачевными. Тогда особенно явственно выступает многопланность композиции. Картоны изображающие «Всемирный потоп», были готовы первыми и перенесены на свод Сикстины. В конце концов Микеланджело удалось сломить волю своего строптивого родителя.
Местом для постановки мавзолея Микеланджело избрал хор собора св. Вот таким образом статуя Моисея не рассчитана на низкую постановку, которую она получила в окончательном варианте гробницы. Молодой герой попирает коленом прижатого к земле побежденного, который склонился в три погибели. Тем самым выпуклая композиция нейтрализует вогнутость распалубки. При этом Греко сказал: хороший человек был Микеланджело, но он не умел писать.
Отныне изобразительное искусство (скульптура и живопись) утрачивает для него свою привлекательность, поскольку их чувственный язык вступает в противоречие с его новым пониманием одухотворенности. Затем он обривает свою голову (Иез. 5:1). Первоначальный проект лесов, разработанный архитектором Донато Браманте и предусматривавший крепление тросов на потолке, Микеланджело решительно отверг, поскольку в этом случае свод был бы обезображен дырами, которые так бы и остались не закрашенными после снятия лесов. В византийском и древнерусском искусстве Иезекииль среди других пророков предстоит Богоматери (икона «Богоматерь Кикиотисса с пророками», 11-12 века, монастырь Святой Екатерины на Синайском полуострове) позднее аналогичная композиция получила название «Похвала Богоматери». 174.
Но лишь в Риме он по-настоящему почувствовал живое дыхание античности. Впервые Микеланджело стал на реальную стезю архитектуры, когда он получил в 1516 году заказ от папы Льва X на проект фасада церкви Сан Лоренцо во Флоренции. Илл. После смерти Юлия 21 февраля 1513 года к власти пришел Лев X (из дома Медичи). Это был необратимый процесс, обусловленный наступлением феодальной реакции.
Центрально-купольная партия была связана со светскими, чисто ренессансными течениями. Юсти рассматривает ее как символ порабощения свободы Флоренции герцогом Алессандро Медичи, Бринкман – как аллегорию эроса, перед которым бессилен взятый им в плен старик. Дети не радуют родителей, а, скорее, вселяют в их души тревогу за будущее.
Это должно было быть свободно стоящее (а не прислоненное к стене) сооружение, украшенное сорока статуями более чем в человеческий рост и множеством рельефов. Микеланджело полностью подчиняет его форме. Действительность не оправдала их надежд.
В общей композиции Микеланджело несомненно отправлялся от позднеантичных саркофагов, но он дал уже чуждое античности живописное понимание группы. Он избегает детализированной характеристики места. 162.
По собственным его словам, все его несчастия проистекали per non mi esser saputo governare (от неумения владеть самим собою). Илл. На самом же деле я являюсь бедным, незначительным человеком, подвизающимся в области искусства, которое даровал ему Господь, дабы он мог продлить свою жизнь настолько, насколько это для него возможно. Аналогичным образом трактует Микеланджело и обрамление центрального окна второго этажа, которое, к сожалению, не было выполнено по его проекту, зафиксированному в гравюре все тем же Дюпераком. Но в этой незаконченности есть свое большое очарование.
Илл. Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. И весьма показательно, что Микеланджело не примкнул к данному направлению. 164. Как выяснили специалисты, работавшие в 1980-х годах над реставрацией фресок свода капеллы, Микеланджело за счет уменьшения пигмента в красках смягчал цвета, создавая ощущение легких, воздушных тканей, получая эффект насыщенного светом цвета.
Жизнь Микеланджело была трудной. В росписи Армадио-дельи-ардженти (шкафчике для хранения церковного серебра, около 1450, музей Сан-Марко, Флоренция) Фра Анджелико видение Иезекииля представлено в виде мистического колеса, с фигурками Иезекииля и папы Григория Великого под ним. В этом плане эрмитажная статуя может сравниться лишь с произведениями египетской пластики. И в этом трудность этой работы и к тому же это не моя профессия. Особенно резок был Микеланджело по отношению к подлизам, хвастунам и нахалам. Илл. Гробницы Медичи были для 20 – начала 30-х годов главным произведением Микеланджело.
Илл. По заказу папы Юлия II он выполнил роспись потолка Сикстинской капеллы (1508—1512), представляющую библейскую историю от сотворения мира до потопа и включающую более 300 фигур. 40 и далее). На языке друга и ближайшего последователя Микеланджело скульптора Винченцо Данти это означает подражание не самой природе, а ее намерениям (intenzioni). Кроме Микеланджело.
Последняя привлекала к себе всеобщее внимание и вокруг нее шли непрерывные споры между представителями разных художественных направлений. По другой версии он был побит камнями коленом Гада1. Невольно кажется, что фигуры ведут безнадежную борьбу. Ему не удалось объединить фигуры воинов в единую живописную группу. Пророк изображён с рожками вследствие неверного перевода Вульгатой нескольких строчек библейской книги «Исход». 18:20-32).
По углам меньших по размерам композиций художник расположил фигуры обнаженных юношей (ignudi), представленных в самых разнообразных позах. Петра. Мария кормит грудью сидящего верхом на ее коленях младенца. В своем труде «О Граде Божьем» Аврелий Августин указывает на то, что сивилла из Эритреи предсказала пришествие Христа: «Звуки суднои трубы раздадутся и лик земли потом покроется.
Илл. 30), довольно точно передающая ее общий вид. Этот необычайный мотив движения сообщает фигуре огромную внутреннюю динамику.
Адам и Ева, полные гордой красоты и силы, объединенные в ритмичную группу. В той или иной мере в него оказались вовлеченными все художники, кроме одного. 158, 159. На иконах византийского круга как самостоятельный сюжет встречается редко (двусторонняя икона «Видение пророкам Иезекиилю и Аввакуму» из монастыре Иоанна Богослова в Поганове, Болгария, около 1395, филиал староболгарского искусства при Национальном художественном музее, София).
Поэзия зрелого Микеланджело порою трудна для понимания и особенно трудна для перевода. Причем пропорции он трактует как простое сочетание различных по измерению величин. Она закинула ногу на ногу и очень сильно отвела правое плечо назад. Если он считал это нужным, то полировал мрамор не с меньшей тщательностью, чем Бернини. Да поможет мне Бог».
Кроме того, необходимо было сконструировать особые строительные леса. В Восставшем рабе с необычайным искусством выражено страстное томление по свободе. Все подобного рода объяснения страдают от одного и того же недостатка. Недаром они украшали пилястры. Поиски абсолютной формы для воплощения идеи прекрасного, обретение которой было следствием долгих и упорных исканий, – вот краеугольный камень всей эстетики флорентийского новоплатонизма.
В нем не было ни тени барственности, ни малейшего намека на сибаритство. Входящий в капеллу прежде всего видит над своей головой пьяного Ноя (низшая ступень) и, двигаясь затем по направлению к алтарной стене, постепенно приближается к изображению первых дней творения мира (высшая ступень). К этому же его приглашают и стены, грозно наступающие со всех сторон. В правой части запечатлен момент изгнания Адама и Евы из Эдемского Сада. Недаром он утверждал, что архитектурные члены зависят от членов тела.
При достройке внутреннего двора палаццо Фарнезе Микеланджело был связан тем, что второй этаж уже близился к своему завершению и он мог внести в него лишь незначительные изменения (замена чередующихся полукруглых и треугольных фронтонов над окнами только треугольными и незначительное занижение вписанных между полуколоннами глухих арок). Женственно беспомощна Ева в сцене «Сотворение Евы». По преданию он был предан мученической смерти (привязан к коням и разорван) иудейским князем за обличение в идолопоклонстве5. В романском искусстве он помещался в виде фрески в конхах апсид (церковь Санта-Мария-де-Тауль, Испания, начало 12 века) или в виде рельефов на тимпанах церковных порталов (монастыри Сен-Жиль-дю-Гар близ Арля, 12 век Сен-Трофим в Арле, около 1180-1200), перешёл в готическом искусство («Королевский портал» собора Нотр-Дам в Шартре, 1145-55).
Так работа над гробницей превратилась для Микеланджело в подлинную трагедию. Таким образом, мы имеем здесь четыре пространственные зоны. 151. Художник представил их восседающими на тронах, вписанных в пространство иллюзорной архитектуры. Только тогда пластика заговорит своим языком, трагическим и сильным. Не успел еще змий-искуситель вручить Еве плод, как ангел уже изгоняет прародителей из рая.
167. Он собирается встать, чтобы обратиться с речью к войску. И в ней поверхность камня доведена до высшей степени завершенности. Первый камень был заложен 18 апреля 1506 года, на другой день после бегства Микеланджело. Микеланджело собирался их разместить перед пилястрами (статую Умирающего раба скульптор хотел поставить перед центральным левым пилястром). Роспись люнет была выполнена последней (с октября 1511 по октябрь 1512 г. ), когда быстро развертывавшиеся политические и военные события приближались к своему трагическому финалу.
Ряд фигур остался незавершенным (особенно День), что никак не вредит общему впечатлению, поскольку незаконченное у Микеланджело всегда обладает своей, совсем особой выразительностью. Очень своеобразно трактует Микеланджело пейзаж. Отсюда рождается совсем особый трагизм образа, подчеркнутый незаконченностью статуи. Считалось, что человечество в античный период пребывало в ожидании прихода нового мира и что Бог, несмотря на то, что дал явные указания на явление Иисуса Христа в Ветхом Завете, уже в античный период передал это знание через сивилл.
Все это придает его архитектуре величественный характер. У ног Христа, справа, восседает на облаке св. Отсюда рождается трагизм образа и тот глубокий внутренний конфликт, который невольно вызывает в памяти героев Еврипида. Все эти интерпретации несомненно снижают глубину замысла Микеланджело. Вот таким образом Кумская жрица медленно старела, пока не превратилась в высохшую старуху. 126.
В Утре передано мучительное пробуждение от тяжелого сна, сковавшего тело свинцом. Стены длинного зала (46, 2 м) расчленены пилястрами большого ордера, обрамления окон простые и строгие, заполнения много легче обрамления, благодаря чему полностью отсутствует конфликтная борьба сил. Такой ее и изобразил Микеланджело. С папским двором Микеланджело в этот первый свой приезд в Рим не имел никаких отношений.
пророк скончался. В самом раннем варианте проекта Микеланджело еще находился под влиянием Джулиано да Сангалло. 7 мая 1527 года испанские войска взяли Рим и подвергли город страшному разграблению. Фоном служат большие чаны, а слева, на втором плане, зритель видит фигуру Ноя, обреченного обрабатывать бесплодную землю (эта фигура была написана без предварительного картона). С годами мысль становится все более весомой, а вместе с тем и более трудной для понимания, настойчиво звучат мотивы, почерпнутые из философии флорентийских новоплатоников, усложняется сама поэтическая ткань (обилие усеченных слов, сложные инверсии и т. д. ). Таков, несомненно, был его основной замысел.
Так завершает свой творческий путь один из величайших художников Возрождения. Ей была предназначена и долгая жизнь, которая должна была длиться столько, сколько жрица будет находиться вдали от родной земли. Петра. И с иврита его можно перевести, в том числе и как «рога» и как «лучи». Одновременно он отказался от сильного наклона обеих голов. Пророчества Иезекииля стоят у истоков ветхозаветной и в целом иудейской и христианской (сравни Откровение апостола Иоанна Богослова) мистических традиций. Попадая на площадь Капитолия испытываешь совсем особое чувство.
Тревога и волнение отразились на его лице. Также должны проводиться ежесубботние богослужения. Петра. Со стороны фасада стены оставлены почти гладкими, они расчленены лишь тонкими пилястрами. Почти все фигуры изображены обнаженными, святые лишены нимбов, у ангелов нет крыльев.
Тем самым ей отводится центральное место. Но, как сообщает нам Челлини, когда Микеланджело ощущал недостаточность маленьких моделей, то он приступал с величайшим смирением к выполнению моделей в размер мрамора. И как ни высоко склонны мы расценивать его старческие работы исполненные уже по достижении семидесятилетнего возраста и поражающие глубиной замысла и высочайшей одухотворенностью, в них все же не найти былого мастерства, былой верности глаза и точности руки. Он полон героизма, полон духовной и физической мощи. В этой фигуре прекраснейшим образом показана старость». Этот момент Микеланджело трактует как грандиозную космическую катастрофу, в которой мало что осталось от традиционного церковного понимания данной темы.
И тогда полностью раскрываются ее красоты. Первое из них, ныне хранящееся в Барджелло, было выполнено для Бартоломео Питти.
Возврат к провозглашенным Савонаролой принципам, требование морального очищения церкви, прокламирование возможности непосредственного мистического общения с богом, минуя официальные догмы, вот за что боролись эти люди. 116-119. Совсем по-иному задуман и трактован образ Вечера.