«ia Orana Maria» (в переводе с таитянского— «Мы молимся тебе, Мария»1 в русскоязычной литературе также фигурирует под названием «Аве, Мария»)— картина Поля Гогена, написанная им в 1891 году, вскоре после своего первого прибытия на Таити. Оригинальное название этой картины таитянской – «Ia Orana Maria», означающее в переводе «мы молимся тебе, Мария». В 1902 году, накануне открытия выставки таитянских полотен Гогена, художник попытался передать «Ia Orana Maria» в дар Люксембургскому музею, однако хранитель музея Леонс Бенедит отверг этот дар, очевидно, сочтя картину неприличной27. В письме одному из своих друзей Гоген назвал «Ia Orana Maria» своей первой большой работой после многочисленных набросков и этюдов, выполненных им по прибытии на остров. В 1893 году, вернувшись во Францию, Гоген представил «Ia Orana Maria» на одной из выставок, организованных Дюраном-Рюэлем, которая состоялась в ноябре того же года.
В 1893 году, вернувшись во Францию, Гоген представил «Ia Orana Maria» на одной из выставок, организованных Дюраном-Рюэлем, которая состоялась в ноябре того же года. «ia Orana Maria» (в переводе с таитянского— «Мы молимся тебе, Мария» в русскоязычной литературе также фигурирует под названием «Аве, Мария»)— картина Поля Гогена, написанная им в 1891 году, вскоре после своего первого прибытия на Таити. В письме одному из своих друзей Гоген назвал «Ia Orana Maria» своей первой большой работой после многочисленных набросков и этюдов, выполненных им по прибытии на остров4. В 1902 году, накануне открытия выставки таитянских полотен Гогена, художник попытался передать «Ia Orana Maria» в дар Люксембургскому музею, однако хранитель музея Леонс Бенедит отверг этот дар, очевидно, сочтя картину неприличной.
Эта картина стала прямой преемницей ранних произведений художника на религиозные сюжеты13 и наиболее ярким подтверждением тому является «Видение после проповеди», написанное Гогеном в годы пребывания в Бретани: ангел изображённый на «Ia Orana Maria» имеет золотые крылья, как и ангел на картине «Видение после проповеди». Задний план шедевра Боттичелли напоминал и фон «Ia Orana Maria» с аналогичным лесным ландшафтом и фигурами. По мнению итальянского искусствоведа Марии Грации Мессины, в «Ia Orana Maria» художник отдаёт дань и итальянскому ренессансу (англ. )русск. испытывая влияние флорентийской и сиенской школ живописи, в частности, придавая героям этой картины сходство с некоторыми персонажами знаменитой «Весны» Сандро Боттичелли. Значительная часть искусствоведов приходит к выводу, что в работе «Ia Orana Maria» Гоген ставил перед собой цель слияния воедино христианского образа и черт первозданного, языческого мира путём облачения христианской фигуры в полинезийский костюм. В картине намеренно подчёркнута плоскость холста, что придаёт ей сходство с гобеленом— автор отказывается от передачи глубины пространства и реального освещения11. Для европейской живописи и иконописи такая поза была абсолютно нетипична, вот таким образом для того, чтобы зритель сумел идентифицировать героев картины как Деву Марию и Иисуса Христа, Гоген окружил их головы сияющими нимбами. По мнению итальянского искусствоведа Марии Грации Мессины, в «Ia Orana Maria» художник отдаёт дань и итальянскому ренессансу (англ. )русск. испытывая влияние флорентийской и сиенской школ живописи, в частности, придавая героям этой картины сходство с некоторыми персонажами знаменитой «Весны» Сандро Боттичелли.
На то обстоятельство, что Гоген написал «Ia Orana Maria» в самом начале пребывания на острове, указывает обращение автора к христианской тематике: в период работы над последующими картинами с религиозным подтекстом художник вдохновлялся, главным образом, полинезийскими верованиями. Задний план шедевра Боттичелли напоминал и фон «Ia Orana Maria» с аналогичным лесным ландшафтом и фигурами. Причиной тому, вероятно, стало то, что к стене хижины, где жил Гоген, была приколота репродукция «Весны».
На то обстоятельство, что Гоген написал «Ia Orana Maria» в самом начале пребывания на острове, указывает обращение автора к христианской тематике: в период работы над последующими картинами с религиозным подтекстом художник вдохновлялся, главным образом, полинезийскими верованиями15. Причиной тому, вероятно, стало то, что к стене хижины, где жил Гоген, была приколота репродукция «Весны».
Мессина, помимо того, отмечала, что лица обнаруживают общие черты с лицами ангелов с полотен Фра Беато Анджелико1710. Эта картина стала прямой преемницей ранних произведений художника на религиозные сюжеты и наиболее ярким подтверждением тому является «Видение после проповеди», написанное Гогеном в годы пребывания в Бретани: ангел изображённый на «Ia Orana Maria» имеет золотые крылья, как и ангел на картине «Видение после проповеди».
Значительная часть искусствоведов приходит к выводу, что в работе «Ia Orana Maria» Гоген ставил перед собой цель слияния воедино христианского образа и черт первозданного, языческого мира путём облачения христианской фигуры в полинезийский костюм1211.