Лес выглядит небольшим и просторным. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Впоследствии многие критики отмечали, чтоИван Шишкин был настоящим исследователем природы и знал «каждую морщинку коры изгиб ветвей, сочетание стеблей листьев в букетах трав. ». Васильева.
С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Немало рисовал он пером на этих вечерах превосходных рисунков.
Родилась дочь Ксения. В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу».
В течение всей жизни Шишкин писал лес. Третьяков решил судьбу картины по-своему. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой».
В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр. У него были какие-то свои трения с Савицким. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного рисовальщика. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея.
Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне. Лесная глушь (1872). До 1860 года Шишкин продолжает обучение в Петербургской Академии художеству С. М.
В 1848 году, не закончив казанской гимназии (чтобы не сделаться чиновником, как Шишкин объяснял позднее), юноша вернулся в отчий дом, где томился в течение последующих четырех лет, внутренне протестуя против ограниченных интересов подавляющего большинства окружающих его обывателей и не находя еще возможности определить дальнейший творческий путь. В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме. «Произведения, созданные Шишкиным в годы учения, носили нередко романтические черты» (с. 7, 2).
«И вот среди этого лесного царства вдруг возникает фигура старика-лесника, сразу незаметного – его одежда по цвету сродни лесу» (с. 32, 1). Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса. В лучших пейзажах Шишкина этого времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему.
Сейчас эта картина хранится в Киевском музее русского искусства. «Утро» полностью лишено всего этого. От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен кажется еще голубее. Много работал Шишкин и за границей.
Лучшая работа этих лет – Полдень. Русское богатство". Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885). Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. Был незаурядной личностью, его интересовала архитектура история, естественные науки.
Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Тогда жеИван Шишкин выставил свои картины в залах московского Училища живописи, ваяния и зодчества. Но семейное счастье художника оказалось недолгим. Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день.
Он (то есть Шишкин), – пишет Крамской, – написал вещь хорошую до такой степени, что, оставаясь все-таки самим собой, он еще не сделал ничего равного настоящему. Картина «Корабельная роща» (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) — как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Монументально-романтический образ Природы с большой буквы неизменно присутствует в картинах.
Рассматривая наброски лесосплава, Шишкин спросил Репина, какое дерево сплавляли по реке. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их бы ло два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина.
Художник немало путешествовал по России и получил репутацию одного из самых именитых и лучших русских живописцев и пейзажистов. Замысел её подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса. Под тяжестью личных переживаний Шишкин на некоторое время опустился, отошел от Крамского и бросил работать.
Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Шишкин проявлял отчаянное усердие в живописи и совершенствовании своего мастерства. Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. За эту картину Шишкин получил звание профессора.
Третьяков и Крамской небезосновательно считали, что Шишкин способствовал развитию молодых дарований в стиле русской национальной школы. В 1881 г. Ольга Антоновна скоропостижно скончалась. «Замысел картины подсказал Шишкину Савицкий К. А. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Низко над землёй стремительно стригут ласточки, кажется, тени не поспевают за ними. Шишкин горячо поддерживал их идеи, хотя его первая работа, которую он написал по возвращении на родину, — «Швейцарский пейзаж» — все еще несла на себе отпечаток академических традиций, какие он впитал в годы учебы.
Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Учился Ваня прилежно, но в 1848 из гимназии ушел раньше срока (из четвертого класса) и вернулся в Елабугу. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены.
Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. В полотнах Шишкина, созданных в эти годы, очевидны черты романтизма, сквозь которые уже проступал спокойный и уравновешенный взгляд на природу.
Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. Примером таких работ является картина Рубка леса. Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. В 1873 академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня.
Это послужило свою роль в его карьере, как художника.
Тогда как Шишкину было свойственно спокойное созерцание природы во всей обыденности ее проявления, Куинджи присуще романтическое ее восприятие, его увлекали в основном эффекты освещения и вызванные ими цветовые контрасты. Как он и поступил: к 16 годам талант его было уже невозможно отрицать.
Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина «Утро в сосновом лесу». Это очевидно. Он всегда сам находил себе учеников, выделяя тех, кому было тесно в академических рамках.
Деревенька эта небольшая и довольно-таки глуховатая. Им была написана книга История города Елабуги, разработана и осуществлена система местного водопровода. Не довольствуясь занятиями в стенах академии, Иван Шишкин в это время усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валаам, через что приобретал все большее знакомство с ее формами и умение точно передавать ее карандашом и кистью.
Сам отец был купцом, совсем не богатым, торговал зерном из арендованной мельницы. Его «Корабельная роща» (1898 г. ) стала гимном русскому лесу, его вековому могуществу и покою. Иван Иванович Шишкин родился в старинном русском городе Елабуга в купеческой семье. Отец выписывал сыну книги по искусству. Мастер смело экспериментировал.
А. Беггров, в 1884 — 1885 гг. издал в двух сериях сборник 24-х фототипических снимков с угольных рисунков исполненных для него Шишкиным. А вот зарисовки лесных берегов Камы, «Чертова городища» всех приводили в восхищение. «В рисунке природы не должно быть фальши. В письме к Васильеву о той же картине Крамской отзывается еще более восторженно. Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника. Это его царство и тут он не имеет соперников, он единственный. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Весной 1862 года вместе с В. И.
Первое место занимает Шишкина Рожь. Во время своего управления построил деревянный водопровод, частично действующий по сегодняшний день. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса.
Успехи молодого художника отмечаются золотыми и серебряными медалями. Неотрывно штудируя натуру, в которой все ему казалось интересным, будь то старый пень, коряга, сухое дерево. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. Последнюю свою работу он так и не закончил. Раздолье, простор, угодье.
Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна (Родник в сосновом лесу) снова вызвала восторженные похвалы Крамского. Нужно также заметить, что с Ш. повторилось то, что бывает почти со всяким особенно сильным рисовальщиком: наука форм далась ему в ущерб для колорита, который, не будучи у него слабым и негармоничным, всё-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея.
9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств. Вместе с последней художнику назначили пенсион для продолжения образования за границей. Излишняя реалистичность также сказывалась на общем настроении пейзажей, частично приглушая их эмоциональный фон, отодвигая на второй план колорит и сужая возможности, предоставляемые живописцу широкой цветовой палитрой. Именно вот таким образом талант художникапорой гораздо ярче проявлялся в одноцветных рисунках и офортах. Происходил из древней вятской фамилии Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина.
Однако уже последующие его работы и, в частности, этюд «Полдень. Иван Шишкин выходец из купеческой семьи, родился в Елабуге Вятской губернии (Республика Татарстан). Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). К 1883 году художник находится в рассвете творческих сил.
География работ Шишкина чрезвычайно широка. Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков. — Ср. Родился будущий художник в Елабуге. Немного поразмыслив над этим вопросом, я поняла, что это картины Ивана Ивановича Шишкина. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах» (с. 40, 1).
Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Показан не глухой дремучий лес, а солнечный свет, пробивающийся сквозь колонны великанов, чувствуется глубина оврагов, мощь вековых деревьев. Шишкин стремился к другому. С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом.
Судите сами. Осталось свидетельство о разговоре, состоявшемся между Иваном Ивановичем и Ильёй Ефимовичем Репиным. «В Московском училище живописи и ваяния, где более трех лет занимался художник, широко применялась прогрессивная педагогическая система А. Г. Венецианова, основанная на внимательном и бережном отношении к натуре» (с. 5, 2). Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области).
Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или преуменьшений, — тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. Ф. Булгаков «Альбом русской живописи. Единственная деталь, навевающая неотчётливую тревогу – засохшая сосна. А восемнадцатилетний Ваня записал в тетради: «Посвятить себя живописи – значит отказаться от всяких легкомысленных занятий в жизни».
Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Мать художника, Дарья Романовна, была из мещанского рода. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина «Лесное царство».
Как-то после одного из походов в Третьяковскую галерею, кто-то из знакомых спросил меня о том, какие картины мне понравились больше всего. Репин писал о Шишкине: «Громче всех раздавался голос богатыря Шишкина. В 1858 году Шишкин впервые побывал на Валааме. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или преуменьшений, — тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. Случайность.
В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. Сосновый бор» 1881, «Сосновый лес» 1885, «В сосновом лесу» 1887 и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. Картина Полдень. Это несомненно.
Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику. С 1870, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Мрачное настроение. Пейзаж представляет зрителю высший летний расцвет. В картине Шишкина дорога – «мудрая наивность».
Фигура отца была очень значимой для Ивана Шишкина. Одни срубы разбухают, другие – тонут, а третьи – отталкивают воду. Однако все его наброски предельно просты – сосна у воды, куст на болотистой равнине, берег реки. Здесь исчезла всякая таинственность.
Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Репин удивился: «Не знаю, а в чём дело. » Иван Иванович пояснил, что каждая порода дерева от влаги по-разному себя ведёт. Окрестности Москвы. Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. Шишкин – художник народный.
Он сосредоточил внимание на фрагментах природы, в связи с чем тщательно осматривал, прощупывал изучал каждый стебель, ствол дерева, трепещущую листву на ветках, воспрянувшие травы и мягкие мхи. Для Шишкина мрачная природа – нонсенс. Шишкин стремился к изображению леса ученым образом, чтобы угадывалась порода деревьев.
У работы было очень много положительных отзывов. Даже там Иван Шишкин не забывал о родной стране. Спустя 4 года в «копилке» художника были, кроме них, большая серебряная, малая и большая золотые медали.
Ничуть не бывало. Это было выступление против мёртвого академизма. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь».
Густые кроны бросают на них тень. Через три года он вернется к этому этюду и напишет картину «Полдень». Воробьева. И солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес. Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне. Видимо, «Туман в сосновом лесу», с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями.
Уже на первой выставке передвижников появилась известная картина Шишкина "Сосновый бор. В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков.
Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок. Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. «Отобразить родную природу без прикрас, рассказать о ней правдиво и ясно – к этому стремился Шишкин» (с. 14, 2).
На первой передвижной выставке он выступает с картинами «Вечер», «Сосновый лес» и «Березовый лес», а в 1872 году по этюдам с натуры пишет в мастерской Крамского «Сосновый бор. А еще через три года Шишкин становится профессором-руководителем пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств. «Главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, — записал он еще в Москве в своей ученической тетради, — вследствие чего картины с натуры должны быть без фантазии».
Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека. Сознание важности новых задач опережало возможности их решения. Неторопливый подробный рассказ, обилие деталей наряду с выявлением типического, характерного, цельность запечатленного образа, простота и доступность художественного языка – таковы отличительные черты этой картины, как и последующих работ художника, неизменно привлекавших внимание зрителей на выставках Товарищества передвижников.
Их дом всегда был полон гостей. Совсем другая по настроению картина «Дождь в дубовом лесу». В решении колористических задач Шишкин уступал Куинджи, но зато был сильнее его как рисовальщик. На одном из эскизов художника можно увидеть такую надпись: ".
Савицкий согласился, хоть и посчитал решение несправедливым. В то время как многие художники использовали офорт для репродуцирования своих картин, для Шишкина искусство офорта стало самостоятельной и важной областью творчества. Но счастье вновь отвернулось от художника. Кроме того Шишкин отмечал, что бездарный будет ее рабски копировать в то время как "человек с чутьем возьмет то, что ему нужно".
Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. О его рисунках постепенно узнала вся школа. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. Начал систематическое обучение Шишкин в гимназии в Казани, но работа чиновника не привлекала его.
он все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор. «В последние десятилетия XIX века, в трудный для Товарищества период, когда возникшие в его среде разногласия грозили распадом всей организации, Шишкин был с теми художниками, которые продолжали исповедовать демократические просветительские идеалы шестидесятых годов» (с. 17, 2). участвует во Всероссийской промышленно-торговой выставке в Москве. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору.
Одиночество. Строгая мать-медведица не допустила бы шумную возню вблизи человеческого жилища. Однако трактованы они с большей живописной свободой.
В частности, русских лесов. Крамским. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу.
Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Отец мальчика, Иван Васильевич интересовался наукой историей, археологией. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина.
Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Художник Иван Шишкин посвятил свое творчество одному главному направлению – пейзажу. Одним из его учредителей являлся Иван Шишкин.
Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в городе Елабуга Вятской губернии. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы, с прибавкой нескольких других офортов, в виде нового альбома Марксом. «Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа», – говорил о нем И. Крамской и это известное высказывание главы передвижников можно отнести и к преподавательской деятельности художника. А их было немало. Отсюда и дорога, теряющаяся в поле. До 1865 года он будет жить в основном в Германии, Швейцарии и Франции.
Благодать. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина.
А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Выйдя замуж, она посвятила себя дому и шестерым детям. Картина была подписана двумя художниками: Шишкиным и Савицким. 90-е годы Шишкин встретил полный сил. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива».
В его картинах – чуткое отношение к деталям. 8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом. Главное в картине построение эпического образа с помощью предельно простого, сознательная «объективность» живописи. Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще. Видимо, он считал, что важно правильно изобразить брёвна их которых сделаны плоты.
Однако истинной ценностью произведения является прекрасно выраженное состояние природы. Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И. Воробьев. В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея.
Дошло до того, что Архип Куинджи назвал методИвана Шишкина вредным для живописи. После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора. Иван Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в купеческой семье.
Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Отвечая в 1893 г. на вопросы «Петербургской газеты», Шишкин признался: «- Мой идеал счастья. В 1882г.
В первый же год своего обучения в Академии он уже был присуждён к двум серебряным медалям, а после выиграл большую серебряную медаль, малую и большую золотые медали за свои картины. Тогда только картина будет выглядеть достоверно. К концу обучения стало ясно: у художника был несомненный — и действительно единственный в своем роде — талант.
Эту технику художник освоил еще за границей. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. Ещё не рассеявшийся утренний туман, подтверждает название картины.
Идущие под дождем люди усиливают ощущение обжитости природы. Ему претила чиновничья жизнь, да и к купеческим делам он был непригоден.
Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Это все одно, что сфальшивить в молитве, произнести чужие и чуждые ей слова», – так полагал Иван Иванович Шишкин, Академик (1865г. ) и профессор (1873г. ) живописи Петербургской академии художеств и последовательно воплощал эту мысль в своих знаменитых полотнах. И в этом уже проявляется своеобразие художника.
На ней было представлено 300 этюдов и более 200 рисунков. Тем более, что у неё не два малыша, как это бывает обычно, а аж три.
Был похоронен на Смоленском православном кладбище2. К ним относятся Уголок заросшего сада.
Рожь. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. Она была представлена в 1878 году на VI Передвижной выставке. В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками.
Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Такова музыка поля в Шишкинском шедевре. До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий. В течение всей жизни художник периодически посещает свою малую родину — Елабугу. Отсюда и достоверность и жизнь на его картинах.
Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого. В 90-е гг. Евгения Александровна была простая и хорошая женщина и годы ее жизни с Иваном Ивановичем прошли в тихой и мирной работе. В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»).
«Молодые художники постоянно бывали в доме Шишкина. Есть в этом пейзаже особенная поэтичность и даже таинственность. На опушке изображен сосняк – стройный, высокий.
В своей теще, которая поселилась у него, он находил даже поддержку этому. – Как бы я хотел умереть. Каждое из них вызывало интерес зрителей. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи.
Живой, общительный, обаятельный, деятельный Шишкин был окружен вниманием товарищей. Прозрачный ручей на переднем плане, в котором можно сосчитать все камушки. Во всех своих произведениях он проявляет себя удивительным знатоком растительных форм – деревьев, листвы, травы, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав. В воспоминаниях о знаменитых «четвергах» Артели И. Е. Репин писал: «Громче всех.
В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург. Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их. В семидесятых годах художник много работает над изучением природы. В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын.
В окрестностях Москвы выбивалась из общего строя. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Крамским. Начиная с этой работы на первый план в творчестве Шишкина выдвигается поэтическое начало. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Для определения лица пейзажа Шишкин предпочел хвойный лес, наиболее характерный для северных областей России.
Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее — с Архипом Ивановичем Куинджи. В 1868 году Шишкин женился на сестре художника Ф. А. Истинный масштаб таланта живописца наиболее полно раскрывается в его лучших работах. Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. Картина «Рубка леса» (1867) – своеобразный итог раннего периода творчества художника.
Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов. Безболезненно и спокойно. За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора. В них нет политики и социальной направленности.
Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте. В 1856 году, окончив Училище, художник едет в Петербург и поступает в Академию художеств, чтобы дальше совершенствовать свое мастерство. В 1873г присуждается звание профессора за картину Лесная глушь. Летом работает с натуры в Сиверской.
Этой же школой для начинающих художников, конечно, являлся и сам Шишкин, его опыт, его знания, его непосредственные занятия с ними. Он их назвал «Записки достопримечательностей разных». В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств.
Отец художника Иван Васильевич Шишкин, слывший человеком честным, неподкупным, на протяжении нескольких лет был головой Елабуги. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887). В 1889 году Шишкин написал картину – «Утро в сосновом лесу». Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. Богато нюансирован цвет. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
Шишкин был членом кружка аквафортистов. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. В январе 1856 годаИван Шишкин поступил в петербургскую Академию художеств, однако учился без интереса. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким.
Шишкин в период обучения в Академии художеств менее других проявлял симптомы подражательности, но некоторые влияния коснулись и его. В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи. Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Домашние рано подметили страсть младшего Ванечки к краскам и одно время звали его «мазилкой». Каждое дерево обладает своим «характером».
Тем более, что остров славился своей живописной природой.
Все сковано морозом и погружено в тень. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. Известно и об его участии в раскопках знаменитого Ананьевского могильника. Иван Иванович нарисовал девственный глухой лес, по которому не ступала нога человека. Очень расстраивался из-за этого Шишкин Иван Иванович. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») 1880, «Заповедник.
Судьба ее в настоящее время неизвестна. Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Евгения Александровна болела, умер старший сын Владимир, а вскоре и любимая жена (1874 г. ), а через год смерть унесла младшего – Константина.
В сентябре за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1864) Шишкин получает звание академика и с октября окончательно поселяется в Петербурге. Художник Шишкин, биография и творчество которого неразрывно связаны с Россией, писал не только отечественные пейзажи. Местность Кукко, демонстрировавшейся на академической выставке 1860 года и удостоенной Большой золотой медали. Душевный мир. Самыми знаменитыми его картинами, которые знают практически все – это Утро в сосновом лесу, над которой он трудился вместе с К. Савицким, Сосновый лес, Бурелом и многие другие. Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса. Крамской точно охарактеризовал Ивана Ивановича Шишкина: «Когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел и не задумывается, как, что и почему это единственный у нас человек, который знает природу учёным образом».
В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков.
В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом. Их будет охватывать чувство нежности к своей земле, к своей малой родине. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи.
Во многих произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, он использует принципы тональной живописи. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Это дерево давно должны были спилить на дрова. Чувствуется глубина оврага, глушь. Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку.
В 1860 году за пейзаж «Вид на острове Валааме» Шишкин удостаивается первой золотой медали, а вместе с ней и права на заграничную командировку. Позже подпись Савицкого удалена, купившим картину, П. Третьяковым.
Это показывает, что нет надобности в подражании манере того или другого мастера. Шишкин начинает пить не в компании, как раньше, а дома, постоянно и его некому было удержать. – Величайшее несчастье. В картинах переданы торжественная красота и мощь бескрайних русских лесов. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности, максимально близкой к реальности» (с. 52, 1).
Возобновились погашенные на время интриги, между художниками начались распри. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). Практически каждый русский художник писал дорогу среди бескрайних полей. Картина «Утро в сосновом лесу» (рис. 2) пользуется популярностью занимательным сюжетом. Отец не стал настаивать.
По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа. В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С. М. Он хотел писать живую природу, которая не нуждается в украшательстве. Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов. «Но, пожалуй, самой мощной по своему звучанию явилась картина «Афонасовская корабельная роща близ Елабуги» (с. 20, 1).
В июне 1865 года он возвращается в Россию, лето проводит на родине – в Елабуге. С Крамским у них были особенно теплые отношения. Проявляясь главным образом в его успешных выступлениях на академической выставке 1865 года с картиной Вид в окрестностях Дюссельдорфа (Государственный Русский музей) и позже, в 1867 году, с той же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на академической выставке, Шишкин внешне оказывается на виду академического начальства и даже награждается орденом Станислава III степени. В окрестностях Москвы.
Вдали от них он никогда не был спокоен и почти не мог работать. В 1871 году в Московской Синодальной типографии вышла книга Ивана Ивановича Шишкина об истории города Елабуга, а еще раньше он подготовил рукопись «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году». В лучших произведениях Шишкина все настойчивей и сильней начинают звучать эпические ноты. Они свидетельствовали о многообразии замыслов, об исключительной зоркости глаза и высоком мастерстве шестидесятилетнего пейзажиста. Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник.
Что говорит биография Шишкина об этом периоде его жизни. Так в реальной жизни не бывает, повторяем мы. В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь». В 1844 он поступает в Первую мужскую гимназию Казани. Характерна в этом смысле «Рожь». Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу.
Эта картина была представлена на второй передвижнической выставке в 1872 году. Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме». Они были куплены и художник получил первые большие деньги.
Так была основана Артель художников, куда вступает и Иван Шишкин в конце 1860-х годов. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. Предельно яркого выражения тема эпического пейзажа достигла в знаменитой картине «Рожь». Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.
Положение, в котором оказался Шишкин во второй половине шестидесятых годов по возвращении из-за границы, можно было наблюдать и в творческой жизни других пейзажистов. Эту картину приобрёл П. Третьяков. Он привез оттуда множество этюдов и рисунков пером и в конце года получил вторую академическую награду — большую серебряную медаль за пейзажную живопись «Вид на острове Валааме». Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Первые приметы внутреннего недовольства своим положением, а возможно и сложившимся живописным методом проявились у Шишкина весьма наглядно уже в следующем году по возвращении из-за границы.
В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Якоби пенсионер Шишкин выезжает в Германию. Так в реальной жизни не бывает.
Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек – школа, но живая школа. Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н. Но для начала расскажу немного о том, почему именно Шишкин. Шишкин находил, что такая работа способствует постижению форм природы, помогает совершенствованию рисунка. Он решил учиться на художника.
Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890). Монументальная картина (самая крупная по размеру в творчестве Шишкина) – последний торжественный образ леса в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую силу русской природы. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника.
Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Сосновый бор». Шишкин Иван Иванович родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком городке, расположенном на высоком берегу Камы. Поделюсь с вами кусочком деревенского леса.
В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой». Летом 1880 года Шишкин был уже ее женихом. Мачтовый лес в Вятской губернии". Моментально». Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь».
организованы две выставки работ художника. Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках.
В 1871 году вышла его книга в Москве «История города Елабуги». В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Братцево» ознаменовали собой рождение нового стиля художника.
И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь. Его репутация была безупречной. Все это развивало поэтическое воображение мальчика.
Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. Словно желая оставить последнюю хорошую память о себе, художник писал свою главную картину, к которой шел всю жизнь. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения.
В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». Биография художника зашифрована в его творениях. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. В 1852 году Иван едет в Москву и поступает в Московское училище.
«Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Друзья ничего не могли поделать и надеялись только на «крепкую натуру» Ивана Ивановича. Интерес к старине, природе, к чтению книг он прививал и сыну, поощряя в мальчике любовь к рисованию, пробудившуюся очень рано.
Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж.
В это время, в 1863 году в мире искусства происходят большие перемены. Шишкин вообще любил высшие точки состояний природы, равно как и наиболее мощные и стойкие породы деревьев (рис. 1). В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25-ти. Именно Крамской предоставил мастерскую Шишкину для написания работы, давшей известность автору, картины – «Полдень в окрестностях Москвы» (1869).
Он охотно с ними занимался, брал их на этюды, совершал с ними дальние поездки» (с. 19, 2). Их он стремился передать как можно конкретнее. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885).
«Стоит ли идти по ней, пытаясь излечиться от горя работой. », – думал Иван Шишкин.
Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва. Став одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, Шишкин принимал участие в выставках Товарищества передвижников начиная с первой передвижной выставки, прошедшей в 1873 году и в течение последующих 25 лет. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Картина получилась полной жизни и радостной свежей энергии. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Именно в это время Шишкиным было создано капитальное полотно "Среди долины ровныя.
Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Болел за идеи товарищества, участвовал в каждой передвижной выставке до конца своих дней. Чувствуется глубина оврага, глушь. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине.
Картина «В лесу графини Мордвиновой» поражает нас не свойственной Шишкину проникновенностью и сосредоточенностью настроения. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Что впереди. Ему уже сопутствовала известность. Таким образом был открыт целый мир ранее неведомых предметов, поэтических вдохновений и восторгов. Кроме этого увлекался археологоией историей. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса.
Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в петербургской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. Его отец Иван Васильевич пользовался у земляков глубоким уважением. Его отец, купец второй гильдии, городской староста, был большим ревнителем старины, увлекался краеведением и археологией издал книгу «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, написанная им самим в 1867 г». Почему Ивана Шишкина называют художником полудня, догадаться не трудно.
Медведей написал Савицкий в самой картине. Шишкин бросил работать, запил. Начав картину «Краснолесье» изображавшую «целое море соснового леса – лесное царство», художник выронил уголь и рисунок и упал замертво. Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми от работы пальцами начнет корежить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок, точно чудом или волшебством каким-то от такого грубого обращения автора, выходит все изящней да блистательней». В 1870г на конкурсе Общества поощрения художников получает первую премию за картину Ручей в лесу.
Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей). Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе. Для своих детей Шишкин был самым нежным и любящим отцом. Он недавно похоронил жену и двух маленьких сыновей.
В 1872г За картину Сосновый бор. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи.
Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство. Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. За картину «Лесная глушь» (1872) Шишкин получает звание профессора пейзажной живописи. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды».
Пейзаж полон жизни и здоровой энергии, но почему на заднем плане – засохшая сосна.