Репиным писателя связывала многолетняя прочная дружба. Лев Толстой лично участвовал в переписи, посетил ряд домов по Смоленскому рынку и по Проточному переулку, где жила московская беднота, босяки, видел страшные сцены нищеты, голода и, по окончании переписи, принялся писать трактат «Так что же нам делать. », в котором хотел подвести итоги виденному им во время переписи. Но вот тут-то для меня и беспокойство: то ли сделано, что мне казалось необходимым и что можно сделать было только Вам. Тут что-то бодрое, сильное и попавшее в цель. Я чувствую в себе возможность всяческих пороков. Многие жертвовали свои произведения в дар музею.
–. Репин неоднократно и очень резко и впоследствии выступал против взглядов Толстого на искусство, высказанных Толстым в его статьях об искусстве. Репин и Н. Н. Ге.
Чертков, А. К. Отец даже находил в ней технические недостатки, говорил, что пол в этой картине кажется ему покатым. Нет. М. В. Стаховичей. И это отношение к философии Льва Николаевича осталось у Репина навсегда. Сам художник считал все сделанное им о Толстом своего рода мемуарами на языке изобразительного искусства. Черткова, Ю. И.
Именно здесь и был написан портрет Толстого в 1887 году. На нее всегда ссылаются, говоря о простоте графа: ходил босиком, пахал землю. Портрет предельно прост. Я считаю, что эта картина основана на ложной концепции.
Особую группу произведений в изобразительном фонде музея составляют работы представителей рода Толстых, в том числе и детей Льва Николаевича, а также его жены Софьи Андреевны Толстой. На картине Репина «Портрет Толстого» великий русский писатель изображен сидя в кресле, только что оторвавшись от чтения книги и, кажется, все еще пребывая в раздумьях, вызванных прочитанным. Он говорил, что в нем нет воздуха и перспектива неверна. В нём нет примечательного колорита, нет ничего лишнего и яркого. Какая же любовь к этим существам может смириться с такой юдолью. Он не знал еще, какой именно портрет Толстого сделал Репин. В ней чувствуется что-то властное и энергичное.
Репин именно молодец. Правда, я сижу на этой телеге, но я вроде певца, который бы пел и этим утешал везущих. Погрязнуть с ними навсегда — жертва.
В следующем 1885 г. Репин опять приезжал в Москву вместе с Передвижной выставкой. Свое отношение к Крестному ходу он выразил в следующих словах, которые я выписываю из его статьи о Мопассане (1894 г. ): Помню, знаменитый художник живописи показывал мне свою картину изображавшую религиозную процессию. «Крестный ход» ему очень понравился как картина, но он сказал, что удивляется, как мог я взять такой избитый истрепанный сюжет, в котором он не видит ровно ничего и знаете ли, ведь он прав. Репин страстно любил свое искусство. И потом, уже переселившись из Москвы в Петербург, Репин каждую поездку свою в Москву (а приезжал он сюда почти ежегодно иногда и по два раза в год) использовал для посещения Льва Николаевича или в Москве, если писатель жил в это время в своем московском доме или в Ясной Поляне. Этот замечательный портрет Толстого Льва Николаевича находится в Третьяковской галерее.
Но мы, старые люди, лучше владеем собой. Необыкновенно привлекательны и аристократически благородны были его губы. Репин выделяет также и правую руку писателя, большую и сильную, знающую физический труд.
«Портрет Толстого» Репина уникален, может быть, потому, что художник рисовал не просто писателя, а близкого человека, чье лицо он знал всех деталях и смог так реалистично передать. Вот таким образом ей приходится всем – и хозяйством и изданиями – заниматься самой. Хочется так же, как молодым. Она пишет записки «Моя жизнь», в сущности, биографию Л. Н. Она довела ее уже до 1892 года.
Жена считала такое поведение графа интимной, не подлежащей афишированию стороной жизни. Как только он творит без тенденции, он велик, несравненен. Ох, нет, не могу да я даже и волноваться не могу особенно. Пастернака, М. С. Но это и была задача, поставленная художником: в простоте передать величие. Лев Толстой долго отказывался, несмотря на уговоры Третьякова, позировать рекомендуемым художникам.
По ночам же – до 3-х час. Толстого. Последний факт биографии писателя тоже запечатлен великим Репиным, картина так и называется – «Пахарь». – писал Репин Стасову. Башилова, С. Н.
Работ очень много. Толстого, брата писателя, тетушек А. И. Фальшивые, бездарные — Рафаэль, Вагнер, Шекспир (здесь Репин ставит множество восклицательных и вопросительных знаков).
Так, Репин писал в 1893 году Т. Л. Толстой: «О боже мой. Репин на это сказал, улыбаясь своей хитрой улыбкой: Я с вами согласен, Лев Николаевич. Подымать до себя, давать жизнь — вот подвиг». Есть и семейный портрет, где писатель изображен с супругой имеются зарисовки пишущего и читающего писателя в разных ракурсах.
Подымать. Портрет в черной блузе проповедника» 1 – так писал Репин о Льве Толстом и о его портрете. Таковы его картины Святой Николай, Иди за мной, сатано (Искушение), Запорожцы, Какой простор и др. У М. В. – И хотя он ни одного намека не сказал, но я понял, что он представлял себе абсолютно иначе «Запорожцев» и, конечно, неизмеримо выше моих каракулей. Но Крамскому удалось убедить писателя.
Нет. Он рисовал Толстого пашущим и играющим на рояле одного и вдвоем с дочерью А. Л. Толстой. Музей Толстого – обладатель наиболее полной толстовианы Пастернака (более 200 произведений), только портретных работ в музее 36.
Пусть он несет божественный огонь этим утлым, омертвелым существам. Их надо осветить, пробудить от прозябания Спуститься на минуту в эту тьму и сказать: я с вами — лицемерие. На что он, улыбаясь, сказал: Я не талантлив, я трудолюбив. Из всех, знавших Мусоргского, не было никого, кто не остался бы в восторге от этого портрета, – так он жизненен, так он похож, так он верно и просто передает всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского». Это барельефы и силуэты Ф. П. Величие Льва Николаевича Репин передал иными средствами.
И. Е. Репин стал почетным членом возникшего в Петербурге Общества Толстовского музея. Нестеров, писавший Толстого в 1907 году для задуманной им грандиозной картины На Руси, признается в том, как трудно дать в искусстве целостный обобщающий образ писателя: Познакомившись (с Толстым – Н. З. ), я увидел еще многое, что ускользнуло от тех, кто писал с него, ускользнуло и от меня, хотя и я успел взять от него то, что мне было нужно для моих целей:.
Кроме того – у них 23 внука. Борец. Репина, Н. Н.
Его картина этого года изображающая убийство Иваном Грозным сына, произвела сильное впечатление на публику, в том числе и на моего отца. Наверное, только что прочитанное в книге вызвало у писателя умственные размышления. Крамской рисовал два портрета – для галереи Третьякова и семьи писателя. «Не молчать перед правдой царицею». Репин показал не только масштаб личности писателя, но и его добрый и простой характер. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица.
Среди других выдающихся портретов исполненных с натуры, особое место занимают работы ближайшего друга и единомышленника Толстого Н. Н. Ге (живописный портрет 1891 г. и бюст — первое изображение писателя в скульптуре, 1891 г. ) и портреты работы И. Е. Репина, живописные, графические, а также скульптурные. П. М. Третьяков был обрадован, но озабочен поездкой Репина в Ясную Поляну. Художнику Л. О. Эти иллюстрации датированы художником 1885-1886 годами. У него самая большая серия портретов писателя.
Ничто земное никогда не было ему чуждо. А несколько позже, уже в Петербурге, он говорил по этому поводу своему приятелю А. В. Жиркевичу: «Я смотрю что «Крейцерова соната» — признак упадка в духовном мире Толстого. «В «Запорожцах» он мне подсказал много хороших и очень пластических деталей первой важности, живых и характерных подробностей.
Полотно отличает лаконичность и простота, ни на йоту не умаляющая его величия. Москва была началом этой дружбы именно здесь она зародилась и окрепла в 1880-1882 годах. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. С И. Е. Репиным писателя связывала многолетняя прочная дружба.
Есть полотно, где в рабочей комнате (комнате под сводами) за столом изображен пишущий Л. Толстой. Репин не отказался от предложенной темы, но и не согласился с ней. В «комитете почина» по организации музея в Петербурге принял деятельное участие скульптор И. Я. Гинцбург, так много работавший над изображением Толстого в скульптуре. А 1906 году он нарисовал портрет углем.
Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе. Влияние сильной, гениальной личности таково, что решительно не находишь возражений. Что это Лев Николаевич, ну можно ли так шутить. Свою лепту в пополнение коллекции внесли также друзья и близкие писателя: В. Г.
Все кажется неотразимо, как сама истина. Выше я упомянул об отношении Л. Н. к картинам Иван Грозный и Не ждали. Портрет производит яркое и сильное впечатление. кто может, пусть следует благородному Прометею. История создания такова.
Толстой не всегда был благосклонен в отношении конкретных картин Репина. Нестерова – две работы, датированные 1907-м и 1918 годами. Сходство черт лица и выражение поразительны. Ге, Л. О. Главный акцент сделан на лице и руках писателя.
Салтанова, И. Я. Скажу несколько слов о взаимных отношениях отца и Репина. Репина, живописные, графические, а также скульптурные.
Репину удалось передать в облике Толстого величие гения. Очертание всего рта было классически прекрасно. Художнику Л. О. Пастернаку, которому, как и Репину, выпало счастье на протяжении многих лет знать Толстого и писать его, более того — работать с ним над воплощением в графике образов романа «Воскресение», удалось в целом ряде картин выразить свое понимание писателя.
Второй общеизвестный превосходный портрет продан в Третьяковскую галерею. По предположениям исследователей, возможно, что книга является Евангелием. Среди них – выдающиеся работы И. Н. Остен-Сакен, А. А.
Первое, что мы должны сделать, это — слезть с этой телеги. Выражение победы духа над страстями». Ге 1884 года, на которой классик изображен самозабвенно пишущим: он не позирует, он работает.
Толстой на картине одет во все черное, как будто в рясу священнослужителя. Выдающийся подбородок.
Оболенский и др. и С. А. Первый портрет ему самому не понравился. Бирюков, Н. Л. С. А. Толстая в своих воспоминаниях говорит, что Лев Николаевич рассказал Репину о своем намерении написать «Крейцерову сонату», навеянную бетховенской музыкой и предложил художнику сделать картину-иллюстрацию к этой повести. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов.
Репин об этой работе Крамского написал, что автору удалось «выразить всю суть великого Льва». Это письмо подводит итог коренным противоречиям во взглядах Толстого и Репина. Отец был на выставке, но эта картина не произвела на него сильного впечатления, хотя, по-моему, была одной из лучших репинских картин. Может быть, таким образом, художник не хотел отвлекать внимание зрителя от лица писателя. Он часто про себя скромно говорил: «Я совсем не талантлив, я только трудолюбив». Репин писал, что «очень любопытно, просто и сильно написано хотя, конечно, останется гласом вопиющего в пустыне или сведется в конце концов на ту же филантропию, которой он (Толстой) не любит».
Все это для того, чтобы передать строгий облик «Великого Льва», по выражению Репина, сосредоточить все внимание зрителя на лице, глубине и силе пронизывающего взгляда, огромном выразительном лбе, на который брошен свет, выявить спокойную сосредоточенность и внутреннее величие Толстого. Кстати, семье не все рисунки нравились, особенно босой и пашущий классик. Лицо обрамляет белая с серебром борода, а выражение глаз до боли задумчивое. Толстого, Д. Н. Гинцбурга, П. П. Портрет на фоне розового дивана тоже необычайно хорош.
У нее необыкновенно живые, блестящие черные глаза. Как интересно было видеть и следить впервые за работой и скульптурой даровитого художника. Толстой, дочерей Татьяны и Марии, сына Льва, друзей писателя В. Г. Трубецкого, работы дочери Толстого Т. Л. Однако его оценка относилась не столько к художественности картин, сколько к их сюжетам.
Все было превосходно написано, но не было видно никакого отношения художника к своему предмету. Леонид Пастернак много рисовал писателя.
Музей Толстого — обладатель наиболее полной толстовианы Пастернака (более 200 произведений), только портретных работ в музее 36. Он написал тогда два портрета — один за письменным столом, другой — в кресле. Некоторые из них обращались к этому образу неоднократно.
Есть фотография Льва Толстого, позирующего Репину. С И. Е. О ней много говорили, хвалили и порицали ее.
Отец не был человеком не от мира сего. Сам же Илья Ефимович Репин, великий мастер портретного жанра, рисовал «великого Льва» не один раз. Сухотиной-Толстой.
Весь день поглощена она этим. Ге (живописный портрет 1891 г. и бюст – первое изображение писателя в скульптуре, 1891 г. ) и портреты работы И. Е. Моисей (не думайте, что я сравниваю себя с ним) говорил, что всякие пороки гнездятся в нем, но он сильнее их. Крамского, И. Е.
Это барельефы и силуэты Ф. П. Толстого, Д. Н. Толстого, брата писателя, тетушек А. И. Остен-Сакен, А. А. Толстой, многочисленные портреты Толстого и его окружения работы дочери писателя Татьяны Львовны, талант которой ценили И. Е. Репин и Н. Н. Ге. Черткова, М. А. Ему же принадлежат портреты ближайшего окружения Толстого, его родных и друзей – С. А. Портрет написан в московской квартире классика в тот момент, когда Лев Николаевич трудился над трактатом «В чем моя вера. ». Портрет был показан Репиным на XVI Передвижной выставке в 1888 году и приобретен П. М. Третьяковым. И. Н. Глаза ясные и добрые. Очень известна работа Н. Н.
Энергия воли, физическая сила и чисто скифская беспощадность ко всему отжившему культу. Игумнова, П. И. Очень много зарисовок ко всем картинам. Эта мысль до того выворачивала меня, что я решился бросить эту сцену – глупой она мне показалась я буду искать другую у запорожцев надо взять полнее, шире (пока я отложил ее в сторону и занялся малороссийским казачком «На до-свитках»).