Отправляя Шишкина в 1856 году в академию, Мокрицкий сказал: «Лишились мы отличного и даровитого ученика, но надеемся увидеть в нем со временем отличного художника, если он с той же любовью будет заниматься в Академии». Художник (Шишкин) подобрал очень верно сочетание светло-синего, зеленого (теплого и холодного), охристого и черного. Художник Шишкин, биография и творчество которого хорошо известны и изучены – яркий пример доброй души, божьей искры, трудолюбия и любви к родной природе. В 1866 году художник вернулся в Россию ранее истечения срока пенсионерства – Шишкину стало скучно в Европе, он откровенно тосковал по России.
13 (25) января 1832 года, 180 лет назад родился будущий выдающийся русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравер-аквафортист Иван Иванович Шишкин. Произведения Шишкина показывают, как расширялись его творческие задачи и как этот подлинный художник-демократ хотел выразить в образах русской природы лучшие народные идеалы и чаяния, за осуществление которых боролись в то время представители всей передовой демократической культуры. Художник Шишкин родился в 1832 году в небольшом городе на берегу реки Камы в Елабуге, что в Вятской губернии в семье небогатого купца.
Вбиографии Шишкинасказано, что художник был дважды женат, причем первым браком на сестре художника Ф. А. Васильева, а вторым браком – на своей ученице, О. А. Лагоде. Иван Иванович Шишкин (1832—1898) — русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравер-аквафортист. Иван Иванович Шишкин один из самых знаменитых и великих русских художников. Как выглядит биография Шишкина художника.
Осенью 1878 годаИван Шишкин вместе с другими художниками ездил в Париж, на Всемирную выставку. Вскоре заслуги юного живописца заметили в учебном заведении и получил множество медалей за эти работы художник Шишкин. Замысел этой картины был подсказан Шишкину его приятелем, художникомпередвижником К. А. Летом 1868 года Шишкин уехал на родину, в Елабугу, чтобы получить благословение отца на венчание с Евгенией Александровной Васильевой, сестрой художника. Такой эффект создается благодаря теплым оттенкам, которые художник Шишкин использовал в своей работе.
Увидев подписи, Третьяков возмутился: мол, картину он заказывал Шишкину, а не тандему художников. Иван Иванович Шишкин (1832—1898)— русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист. К систематическим занятиям в московском Училище живописи и ваяния Шишкин приступил лишь в двадцатилетнем возрасте, с трудом преодолев патриархальные устои семьи, противившейся (за исключением отца) его желанию стать художником.
Вскоре после рождения их дочери неожиданно умерла вторая жена художника О. А. Лагода-Шишкина. Художникпроисходил из довольно древнего и богатого купеческого рода Шишкиных. 1870 год Иван Шишкин вливается в артель художников передвижников под руководством И. Крамского. Пейзажи Шишкин писал с Петербуржских красот, благо красивых мест, вселяющих в художника вдохновение, в городе было предостаточно.
Первое место занимает Шишкина Рожь. В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
И вот из этих робких, но твердо намеченных шагов выработался целый путь и славный путь, путь, которым смело можно гордиться. Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина. Тогда как Шишкину было свойственно спокойное созерцание природы во всей обыденности ее проявления, Куинджи присуще романтическое ее восприятие, его увлекали в основном эффекты освещения и вызванные ими цветовые контрасты.
В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Вечер, многие превосходные этюды Шишкина лучшей поры его творчества почти не упоминаются в искусствоведческой литературе. В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»). «БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888).
В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков. Случайность. Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков. Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу. Теперь всё ощутимее его стремление к передаче состояния природы, экспрессии образов, чистоте палитры.
И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь. Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно». В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников. Тем более, что у неё не два малыша, как это бывает обычно, а аж три.
Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Его отец был купцом, культурным человеком. Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого.
В лучших произведениях Шишкина все настойчивей и сильней начинают звучать эпические ноты. Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей). Наследие Шишкина не ограничивается живописными произведениями.
Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику. Особенный, тихий, погожий выдался день. На аукционе MacDougalls полотно «Сумерки» (Twilight) «ушло» за 2 100 000 фунтов стерлингов (5 июня 2013). А картина «Лесная поляна» (The Forest Clearing) успела побывать на аукционах Christies дважды: в ноябре 2005 г. она была продана за 736 000 фунтов стерлингов, а в апреле 2008 г. – уже за 3 177 000 долларов США. Рожь.
Он (то есть Шишкин), – пишет Крамской, – написал вещь хорошую до такой степени, что, оставаясь все-таки самим собой, он еще не сделал ничего равного настоящему. После учёбы он проводил время за холстом, рисуя пейзажи в Петербуржских лесах и на острове Валааме. У него умерли сыновья.
Картины обладают большой энергетикой, глубиной и выразительностью. Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним.
Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в краю суровом и величественном. По дороге, которая проходит между травой и полем, художник Шишкин изобразил две фигуры. Шишкин был членом кружка аквафортистов. Что впереди.
Иван Иванович Шишкин родился в старинном русском городе Елабуга в купеческой семье. Их он стремился передать как можно конкретнее. Ему уже сопутствовала известность.
Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. Былины (стрины) — героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IX—XIII веков. Волхв— колдун, чародей, прорицатель, мудрецНаречение именем. Оценивая влияние А. Калама на манеру письма молодого художника А. Мокрицкий пишет к Шишкину в Петербург 26 марта 1860 года пишет: Я помню. В 90-е гг. Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек – школа, но живая школа. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками.
Первые приметы внутреннего недовольства своим положением, а возможно и сложившимся живописным методом проявились у Шишкина весьма наглядно уже в следующем году по возвращении из-за границы. Характерна в этом смысле «Рожь». Основное направление в творчестве – портрет историческая, жанровая живопись. Для семидесятых годов такой картиной стала "Рожь" (1878). Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной.
Вертикали пересекаются косыми линиями. Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств. По одежде этих людей можно сказать, что они – крестьяне. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину "В окрестностях Петербурга" (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках.
У него были какие-то свои трения с Савицким. Даже там Иван Шишкин не забывал о родной стране. Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне. Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Основные черты его искусства сохраняются и теперь, но художник отнюдь не остаётся неподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов.
Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. С Крамским у них были особенно теплые отношения. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы.
А вот моя дочь Елена – художница. Сосновый бор» 1881, «Сосновый лес» 1885, «В сосновом лесу» 1887 и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») 1880, «Заповедник.
«Главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, — записал он еще в Москве в своей ученической тетради, — вследствие чего картины с натуры должны быть без фантазии». Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день. Отсюда и достоверность и жизнь на его картинах.
Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени. Шишкин стремился к изображению леса ученым образом, чтобы угадывалась порода деревьев. Васильева. Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25.
Что может быть лучше природы» – писал он. В 1867 г. эта картина была показана на Всемирной выставке в Париже. В 1870 г. художник становится членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выставок, вступает в Общество русских акварелистов. Иван Иванович Шишкин принимает активное участие в выставках в Академии художеств, Всемирных выставках в Париже (1867 г. и 1878 г. ), а также Всемирной выставке в Вене (1873 г. ). В 1873 г. он становится профессором живописи Императорской Академии художеств. Умер Иван Иванович Шишкин 8 марта 1898 г. С 2004 г. по 2014 г. на аукционах работы Ивана Ивановича Шишкина выставлялись достаточно часто. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж. В его произведениях встаёт дремучая Россия. По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа.
Ближе всего к зрителю – просторное поле. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – "Вид на острове Валааме" (1858). Эту технику художник освоил еще за границей. Отсюда и дорога, теряющаяся в поле.
Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры. Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их. Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк.
Тогда только картина будет выглядеть достоверно. Уже первые проведенные здесь месяцы явились для него серьезной практикой в натурной работе, способствовавшей закреплению и совершенствованию профессиональных знаний, большему постижению жизни природы в многообразии и взаимосвязи растительных форм.
Иным произведением является вторая картина. В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург. В письме к Васильеву о той же картине Крамской отзывается еще более восторженно. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте.
В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу.
Шишкин горячо поддерживал их идеи, хотя его первая работа, которую он написал по возвращении на родину, — «Швейцарский пейзаж» — все еще несла на себе отпечаток академических традиций, какие он впитал в годы учебы. Биография художника тесно сплетает между собой вехи его судьбы и созданные им живописные полотна.
Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство. Мери-Хови по финляндской железной дороге" (1889), "Молодые сосенки у песчаного обрыва. Он тщательно осматривал, прощупывал изучал каждый стебель, ствол дерева, трепещущую листву на ветках, воспрянувшие травы и мхи.
Для Шишкина мрачная природа – нонсенс. В. В. Символы Числобога – весы, счёты измерительные приборы, числа и арифметические знаки. До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий.
– Я с упоением работал и писал радостное, солнечное. За картину «Лесная глушь» (1872) Шишкин получает звание профессора пейзажной живописи. Человек Шишкина прикреплён к земле. Художник родился в Москве, где живет и творит по сей день.
Живописью Андрей Алексеевич занимается более пятнадцати лет. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Савинов. Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства).
Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. «СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ » (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова.
Иван Иванович выбирал такое время суток, когда тень практически отсутствует и выразительность и достоверность достигаются иными способами. Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Только на Sothebys за это время было продано 17 картин. Затосковав по отечеству, в 1866 году вернулся в Санкт-Петербург до истечения срока своего пенсионерства.
Большую часть картины занимают серые облака. Картина "Полдень. В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С. М.
Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы. Рассматривая наброски лесосплава, Шишкин спросил Репина, какое дерево сплавляли по реке. Отец не стал настаивать и "Ваничка" был водворен в верхнем этаже родительского дома».
Кика— головной убор в виде полумесяца. Армяк— фартук, украшенный узором. Венок (от ст. -слав. Рисунки пером, виртуозно испоненные мельчайшими, бисерными штрихами, с филигранной отделкой деталей, поражали зрителей. Кажется, слышно, как дышит каждая былинка.
Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету. – родился и вырос в г. Москве. Биография художника зашифрована в его творениях. В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
В течение всей жизни художник периодически посещает свою малую родину — Елабугу. Тогда-то в среде некоторых старших художников стала обнаруживаться явная нетерпимость к тем представителям нового поколения, которые пытались отойти от устоявшихся традиций передвижников. Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Быть грозе.
Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее — с Архипом Ивановичем Куинджи. Так в реальной жизни не бывает, повторяем мы. Чувствуется глубина оврага, глушь.
Я с детства знал, что стану инженером. «Горькие были дни, – вспоминал Шишкин период, когда его Жени не стало.
В Академии художеств Шишкин быстро выделился среди учеников подготовленностью и блестящими способностями. Окрестности Москвы. Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов.
Сосновый бор». Сейчас эта картина хранится в Киевском музее русского искусства. Русское богатство". Воробьев. Детская радость открытия мира пронизывает это произведение, отражая характерные черты национального характера.
От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен кажется еще голубее. Он их назвал «Записки достопримечательностей разных». Они были куплены и художник получил первые большие деньги. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота.
Много картин И. И. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. В 1858 году Шишкин впервые побывал на Валааме. Картина писалась после абсолютной художником в 1877 году поездки в Елабугу. Кроме дошедших до нас светлых шишкинских рисунков с подписью "Братцево", свободных от скованности его академической манеры, главным, конечно, были исполнявшиеся им живописные этюды, в одном из которых и был запечатлен мотив зреющего ржаного поля и дороги, послуживший впоследствии, в 1869 году основой для картины "Полдень.
Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. Много работал Шишкин и за границей. Раздолье, простор, угодье.
В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. В картинах переданы торжественная красота и мощь бескрайних русских лесов.
С пятнадцати лет занимается живописью, работает художником в частной студии. Впоследствии многие критики отмечали, чтоИван Шишкин был настоящим исследователем природы и знал «каждую морщинку коры изгиб ветвей, сочетание стеблей листьев в букетах трав. ». «90е годы Шишкин встретил полный сил. Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. Самыми знаменитыми его картинами, которые знают практически все – это Утро в сосновом лесу, над которой он трудился вместе с К. Савицким, Сосновый лес, Бурелом и многие другие.
Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе. Дважды он женился по любви и дважды смерть уносила любимых женщин. Видимо, «Туман в сосновом лесу», с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями.
Иван Иванович Шишкин (1832-1898) родился в зажиточной купеческой семье. Именно она может облагородить человека, как прямо, так и посредством воспроизведения её в искусстве.
Сюжет их – жизнь русских лесов. Тем более, что остров славился своей живописной природой. Они ненавязчиво, но неотступно захватывают сердце зрителя, помогая ему ощутить подлинную красоту неброской северной природы. Обладая большим творческим даром, художник Иван Шишкин всю свою наполненную подчас весьма трагическими событиями жизнь оставался верен искусству, постоянно обогащая его мастерски выполненными картинами, этюдами и рисунками, главными темами которых были лес и поле.
Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения.
Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих. Вместо этого художник был представлен к ордену, чем, видно, был раздосадован. – Нет и никогда даже не мечтал этим заниматься. В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». А их было немало.
Тема русского леса после "Рубки леса" продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. Лучшая работа этих лет – Полдень. Основные черты его искусства сохраняются и теперь, но художник отнюдь не остаётся неподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов. Судьба ее в настоящее время неизвестна.
Вот таким образом талант Ш. иногда гораздо ярче выказывается в одноцветных рисунках и офортах, чем в таких работах, в которых он пользовался многими красками. Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Два таких рисунка были приобретены Дюссельдорфским музеем, а картина Вид в окрестностях Дюссельдорфа принесла художнику звание академика. Три медвежонка-сосунка могут подобным образом резвиться, только находясь в полной безопасности. Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра.
С их приходом в Академии воцарился дух творчества, но эти идиллические отношения продолжались недолго. Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства. Что говорит биография Шишкина об этом периоде его жизни. Он первый отнесся к лесу с такой искренней и глубокой любовью и первый сумел воспроизвести русский лес с таким блестящим, образцовым совершенством, по крайней мере со стороны рисунка. Кстати, последнее со всей наглядностью выявляет исследование произведений Шишкина в инфракрасном свете. На протяжении всех последующих лет он неоднократно демонстрировал этюды, к которым относился как к самостоятельным законченным художественным произведениям.
На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). В окрестностях Москвы выбивалась из общего строя. Художник пейзажист Иван Иванович Шишкин исполнил более ста работ. Купала (верное произношение Купайло или Купайла)древнеславянское солярное божество, олицетворяющее собой апофеоз активной творящей энергетики солнечного света. Легенда о Купало и КостромеВольга- былинный персонажМатерь Птица Сва Слава— Великая Мать Слава, покровительница земель Русских, прародительница всех Родов РусскихБылина. В двух местах изза ржи поднимаются, великолепными лиственными столбами, громадные сосны, словно колонны портала».
Он недавно похоронил жену и двух маленьких сыновей. Шишкин проявлял отчаянное усердие в живописи и совершенствовании своего мастерства. 8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом. Выставка проходила под девизом «Память в сердце храня». Парит. Ребятам рассказали биографию и показали работы художника Шишкина.
Проявляясь главным образом в его успешных выступлениях на академической выставке 1865 года с картиной Вид в окрестностях Дюссельдорфа (Государственный Русский музей) и позже, в 1867 году, с той же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на академической выставке, Шишкин внешне оказывается на виду академического начальства и даже награждается орденом Станислава III степени. Крамским. Ее не стало и белый свет померк для меня. «УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса.
лесное божествоРодник. В семидесятых годах художник очень много работает над изучением природы. Репин: «Громче всех раздавался голос богатыря И. И. Во время учебы его работы неоднократно отмечались наградами: в 1856 г. двумя малыми серебряными медалями, в 1958 г. – большой серебряной медалью, в 1859 г. – малой золотой медалью, а в 1860 г. – большой золотой медалью и пенсионерством для дальнейшего обучения за границей. С 1861 г. по 1866 г. Иван Иванович Шишкин занимается в мастерских известных европейских художников, осваивает технику литографии и офорта, технику рисунка пером. В 1865 г. он возвращается на родину и за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» ему присваивается звание академика.
Задний фон мрачен. Одни срубы разбухают, другие – тонут, а третьи – отталкивают воду. Чувствуется глубина оврага, глушь.
Этот древний мир в картинах художника – более чем реконструкция образов, картины несут глубокий символический смысл, наполнены большим уважением к истории страны и некрикливым истинным патриотизмом. миф. Достойным завершением его цельного и самобытного творчества стала картина "Корабельная роща" (1898) – полотно, классическое по полноте и многогранности художественного образа, совершенству композиции. Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще.
Это послужило свою роль в его карьере, как художника. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском.
Шишкина находится и хранится в публичных коллекциях – больше всего их в Третьяковской галерее и Русском музее. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». Художник увлечен не только красотой открывшегося перед ним вида, но и разнообразием природных форм.
В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства» именуемого Россией. Искусствовед А. В.
Строгая мать-медведица не допустила бы шумную возню вблизи человеческого жилища. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области).
Как вспоминает А. Т. Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте. В семидесятых годах идет стремительный процесс развития пейзажной живописи, обогащение ее новыми талантами. Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И. С 1870, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. «Стоит ли идти по ней, пытаясь излечиться от горя работой. », – думал Иван Шишкин.
Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Шишкина. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины. Каждое из них вызывало интерес зрителей.
Однако трактованы они с большей живописной свободой. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.
ШИШКИН АНДРЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧСемья. Варенье. Плетение венка. Архистратиг. Кавалер. Андрей Шишкин – современный художник известный портретист и настоящий мастер кисти, призванием которого стала реалистичная академическая живопись. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой». Мери-Хови по финляндской железной дороге" (1890) и целый ряд других. Начиная с этой работы на первый план в творчестве Шишкина выдвигается поэтическое начало.
– Молодыми умерли обе его жены, в раннем детстве не стало и двух сыновей. Оно была представлена в 1878 году на Шестой передвижной выставке. Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса. В них нет политики и социальной направленности. Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов. Густые кроны бросают на них тень. Его привлекала изменчивость состояний природы, он стремился поймать и запечатлеть ускользающую натуру.
Кокошник— старинный русский головной убор в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма. В 19 в. бытовал в боярской, купеческой и крестьянской среде (главным образом в северных губерниях), в допетровской Руси. Костюм крестьянки — онтрадиционноНосил национальные черты. И не касался Запад просвещенныйЕго своеобразной красоты. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна ("Родник в сосновом лесу") снова вызвала восторженные похвалы Крамского. Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи.
Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885). Так в реальной жизни не бывает. Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни. Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания.
Это показывает, что нет надобности в подражании манере того или другого мастера. Ушло живое дыхание красок жизни». 9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств.
К ним относятся Уголок заросшего сада. Мрачное настроение.
В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. Картина получилась полной жизни и радостной свежей энергии.
Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная. В том числе:– «Поляна» (The Clearing, 1878) – 289 250 фунтов стерлингов (25 ноября 2008, Sothebys)- «Лесной пейзаж» (Forest Landscape) – 847 400 долларов (15 апреля 2009, Sothebys)– «Ручей» (The Brook) – 722 500 долларов (2 ноября 2009, Sothebys)– «Темное дерево» (The Dark Wood) – 1 217 250 фунтов стерлингов (7 июня 2010, Sothebys)– «Стога, Преображенское» (Haystacks, Preobrazhenskoe) – 397 250 фунтов стерлингов (28 ноября 2011, Sothebys)- «Сосновый бор» (Pine Forest) – 881 250 фунтов стерлингов (26 ноября 2012, Sothebys). В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его репутация была безупречной.
организованы две выставки работ художника. Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества. Истинный масштаб таланта живописца наиболее полно раскрывается в его лучших работах. Сныть-трава" (1884), "Лес (Шмецк близ Нарвы)", "У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)" (оба 1888 г. ), "На песчаном грунте. Техника глубокой печати, позволяющая свободно рисовать без каких-либо физических усилий, оказалась ему особенно близка – он мог сохранить свободную и живую манеру линейно-штрихового рисунка. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других.
Облик этот был многолик. В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи.
В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. В 1984 -85 г. г. При посредстве её состояний человек размышляет о жизни.
Богато нюансирован цвет. Невероятная тишина царит в пейзаже. вно «дар») — плетёное в виде кольца украшение из свежей зелени, цветов и веток. В народных традициях (в часности у славян) — ритуальный предмет, элемент убранства исполнителей обрядов, талисман, оберег.
К 1883 году художник находится в рассвете творческих сил. В среде молодых художников Шишкин пользовался заслуженным уважением, несмотря на то что исповедовал иные эстетические принципы, придерживался иной художественной системы. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу.
Их будет охватывать чувство нежности к своей земле, к своей малой родине. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Дошло до того, что Архип Куинджи назвал методИвана Шишкина вредным для живописи.
Иван Иванович нарисовал девственный глухой лес, по которому не ступала нога человека.
Однако приобретший ее П. М. Третьяков снял подпись, решив утвердить за этой картиной только авторство Шишкина. А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице.
Его отец Иван Васильевич пользовался у земляков глубоким уважением. Шишкин стремился к другому. И в этом уже проявляется своеобразие художника.
В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина. Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада. Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса. В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея).
Савицкий согласился, хоть и посчитал решение несправедливым. «Утро» полностью лишено всего этого.
Отец мальчика, Иван Васильевич интересовался наукой историей, археологией. Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. В 1871 году в Московской Синодальной типографии вышла книга Ивана Ивановича Шишкина об истории города Елабуга, а еще раньше он подготовил рукопись «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году». Сознание важности новых задач опережало возможности их решения.
И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. Художник одушевляет деревья.
В 1868 году Шишкин женился на сестре художника Ф. А. Пейзаж полон жизни и здоровой энергии, но почему на заднем плане – засохшая сосна. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна (Родник в сосновом лесу) снова вызвала восторженные похвалы Крамского. Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня.
На собственные средства Иван Васильевич Шишкин реставрировал расположенную в пригороде старинную башню. Братцево» ознаменовали собой рождение нового стиля художника.
В этом отношении важно только одно, чтобы художник подсмотрел, так сказать, этот манер в самой натуре, а не усвоил его себе несознательно.
Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Нередко он дорабатывал печатную форму сухой иглой, нанося рисунок на металлическую доску даже после травления и дополняя изображение новыми деталями. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их бы ло два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина.
Первое, что бросается в глаза – контраст неба и поля, голубого и желтого цветов. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. Летом 1869 года Шишкин работал над несколькими картинами, готовясь к академической выставке. А. Беггров создал фотоснимки с угольных рисунков исполненных для него Шишкиным.
Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина «Утро в сосновом лесу». На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами. Видимо, он считал, что важно правильно изобразить брёвна их которых сделаны плоты. Именно в это время Шишкиным было создано капитальное полотно "Среди долины ровныя. Жрецы Числобога знали тайные древние науки счёта дней, месяцев и лет. ", которое можно считать классическим по полноте художественного образа, завершенности, монументальности звучания.
Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. В окрестностях Москвы" выбивалась из общего строя. Такая палитра вызывает в душе радость и ощущение покоя.
Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Она работает под псевдонимом Хельгана Шишкина-Рыбальская, пишет в жанре фэнтези. Был похоронен на Смоленском православном кладбище2. Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции.
Являлась стихийным воплощением Воды, созидательной женской первоэнергии. В древности родник наделяли волшебной силой и поклонялись ему, как божеству.
Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость.
Достоинство этой светлой по колориту, наполненой радостно-умиротворенным настроением картины не только в мастерстве передачи пространства, но прежде всего в том, что созданный Шишкиным пейзаж подлинно русский по своему характеру. От неба поле отделяет лишь тонкая полоса синеватого горизонта. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний.
Предельно яркого выражения тема эпического пейзажа достигла в знаменитой картине «Рожь». Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Живой, общительный, обаятельный, деятельный Шишкин был окружен вниманием товарищей.
К ним относятся "Уголок заросшего сада. Видимо, "Туман в сосновом лесу", с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями.
Мастер смело экспериментировал. Драматичное действие разворачивается будто на сцене. — Ср. Замысел ее подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года "Туман в сосновом лесу", написанный, по всей вероятности, как и "Бурелом", после поездки в вологодские леса.
Для него, казалось, не было трудностей, – отмечает А. Н. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Кроме этого увлекался археологоией историей. Таким образом, в 1852 году Шишкин поступил в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества, где проучился до января 1856 года. Уже на первой выставке передвижников появилась известная картина Шишкина "Сосновый бор. С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом.
Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. Художник (Шишкин) выделил больше места для неба, наверное, потому, что снопы и так очень яркие. Шишкин с благодарностью согласился отдать ее в коллекцию за 300 рублей – сумму, предложенную Третьяковым. Над землёй летают ласточки. Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору.
На ней было представлено 300 этюдов и более 200 рисунков. Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. Примером таких работ является картина Рубка леса. Пшеница уже созрела, однако слева видна дикая, незасеянная земля. Знатоки живописи утверждали и утверждают до сих пор, что среди всех русских живописцев «ему, бесспорно, принадлежит место самого сильного рисовальщика». У него есть целый пласт работ, сделанных в Германии, Швейцарии и Финляндии, где жила его старшая дочь с мужем.
Эта картина – очень светлая и яркая. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Сам отец был купцом, совсем не богатым, торговал зерном из арендованной мельницы. Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане. Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов. Природа выражает музыку человеческой души.
Ф. Булгаков «Альбом русской живописи. Художник Иван Шишкин посвятил свое творчество одному главному направлению – пейзажу. Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную. В окрестностях Москвы" (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. он все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). Все сковано морозом и погружено в тень.
Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. Ничуть не бывало. Третьяков решил судьбу картины по-своему. В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь».
В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов. Успехи в колорите были достигнуты Шишкиным прежде всего и в наибольшей степени в этюдах, в процессе прямого общения с природой. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890). Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж. Андрей Алексеевич Шишкин, 1960 г. р.
Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме». В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. У работы было очень много положительных отзывов. Тени от деревьев очень длинные и темные, художник изобразил их почти чёрными. Шишкин не облагораживал природу. Трудно назвать людей, которые писали природу так же хорошо, как художник Шишкин. В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом.
В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Почему Ивана Шишкина называют художником полудня, догадаться не трудно. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва.
Иван Васильевич поощрял тягу сына к живописи и согласился на отъезд будущего художника в Москву. Во многих произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, он использует принципы тональной живописи. Это несомненно. Это очевидно. Это не просто глухой сосновый лес, а именно утро в лесу с его ещё не рассеявшимся туманом, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен, холодными тенями в чащах. После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора.
Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага.
Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен.
Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». В его картинах – чуткое отношение к деталям. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Положение, в котором оказался Шишкин во второй половине шестидесятых годов по возвращении из-за границы, можно было наблюдать и в творческой жизни других пейзажистов. Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении.
Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора. Через три года он вернется к этому этюду и напишет картину «Полдень». Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Легенда гласит: «было у него два лица: одно – подобное солнцу, другое – полумесяцу ибо Солнце отмеряет течение дня, а Луна – ночи.
Они стремились к изображению типичных черт родной земли. Природа – сама благородство. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина "Туманное утро" (1885).
Фигура отца была очень значимой для Ивана Шишкина. Очень расстраивался из-за этого Шишкин Иван Иванович. Первая супруга Евгения скончалась от чахотки. Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне. О его рисунках постепенно узнала вся школа.
Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы. Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире. А еще через три года Шишкин становится профессором-руководителем пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств. Известно и об его участии в раскопках знаменитого Ананьевского могильника.
Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения. В последнее десятилетие жизни художник воспринимает природу более проникновенно, тонко, возрастает роль света в его картинах. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея.
Однако уже последующие его работы и, в частности, этюд «Полдень. Картины этого человека очень натуралистичные, контрастные и яркие. Изумрудные оттенки мы видим на верхней части крон сосен и слева вдали. Иван Шишкин – один из известнейших живописцев и графиков, который изображал природу. Яркую оценку Шишкину как рисовальщику дал в своей книге «Далекоеблизкое» И. Е. Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы.
«Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». В окрестностях Москвы. Благодать. В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали.
Он был прекрасным мастером рисунка и офорта. В 1873 академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н.
На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину "Зима" (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887). Последнюю свою работу он так и не закончил. На каждой передвижной выставке он обязательно бывал представлен несколькими работами. Он хотел писать живую природу, которая не нуждается в украшательстве.
В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр. Он привез оттуда множество этюдов и рисунков пером и в конце года получил вторую академическую награду — большую серебряную медаль за пейзажную живопись «Вид на острове Валааме». Создать же национальный пейзаж можно было только в России, куда Шишкин и вернулся в 1865 году.
Ведь он создал настоящую эпопею русского леса, запечатлев не только облик национальной природы, но и характер народа. Крамским. Картина Полдень. Стасов писал: «Наши пейзажисты представили на передвижную выставку несколько прекрасных вещей Первое место занимает "Рожь" г. Шишкина – мотив им, кажется, еще никогда не пробованный и мастерски нынче выполненный. Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу. Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. Затосковав по отечеству, в 1866 вернулся в Санкт-Петербург до истечения срока своего пенсионерства.
Уже в этот период Шишкин внёс новшество в пейзажный жанр – этюдный подход к предмету изображения, натурное освоение природы. Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. «Сколько светлых минут у меня было с этой тихой и ласковой женщиной, – писал Иван Шишкин. Репин удивился: «Не знаю, а в чём дело. » Иван Иванович пояснил, что каждая порода дерева от влаги по-разному себя ведёт. Замысел её подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса.
На одном из эскизов художника можно увидеть такую надпись: ". Возобновились погашенные на время интриги, между художниками начались распри. А когда я давал ей бумагу и карандаши, она могла увлеченно рисовать весь день. Это дерево давно должны были спилить на дрова.
Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. Леса, поле, луга, как в черно-белой гравюре, лишились цвета. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля.
За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора. Сосны придают картине величественное звучание. Мачтовый лес в Вятской губернии". Проходя от картины к картине, дети увидели вековые сосны, простор и раздолье полей, «жителей» леса. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы.
Ведь, у художника была нелёгкая судьба. Комарова, дочь сестры художника: «Его отец считался в своем городе ученым человеком и хотел, чтоб его сын получил по возможности хорошее образование, почему сначала, кроме уездного училища, посылал его к разным учителям, а в 1844 году отвез в Казанскую гимназию. Картина «Корабельная роща» (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) — как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина «Лесное царство». В них можно найти множество оттенков: изумрудные, голубые и желтые.
Внушительные дубы достойны восхищения. Вспоминает А. Т. Савицкий), картина кажется прозрачной и легкой. География работ Шишкина чрезвычайно широка.