Картины художников в стиле рококо отличались оптимистичным настроением, мягкими и яркими оттенками и служили украшением салонов и жилых помещений. 1750)в России в эпоху рококо работали художники Ф. Рокотов и А. Антропов. Тонкая культура цвета, достижение общей легкости, которая подчеркнута светлой палитрой, умение построить композицию слитными декоративными пятнами, предпочтение серебристо-голубоватых, блеклых, розовых и золотистых оттенков, — всё это было присуще художникам рококо.
Они не позируют, а как бы на мгновение обращают к зрителю свое лицо. Была даже особая специализация среди художников— квадратурист. Король Прусский Фридрих I был большим поклонником всего французского искусства. В качестве головного убора популярной оставалась треуголка.
На потолках и стенах также в больших количествах используется лепнина, резьба и позолота. Архитектура рококо меньше всего заботилась о целесообразности и рациональности.
Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Природный антураж в этих картинах, как и в орнаментике стиля, далёк от натуры. Она изображена с книгой в своём изысканно обставленном будуаре.
Ланкре. Стены окрашиваются в светлые, воздушные тона и украшаются живописными панно, резными панелями, зеркалами в вычурных золоченых рамах. За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты.
Природный антураж в этих картинах, как и в орнаментике стиля, далёк от натуры. Ножки мебели выгнуты изящной линией. Большой успех Шардену принесли жанровые работы, написанные в 1730-1740-х гг. Мебель изящна и легка. На первом полотне художник стремился представить коронацию так, как она происходила в действительности, с максимальной объективностью.
Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. стиль рококо повсеместно вытесняется классицизмом. Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион. К этому времени он воспринимался как символ легковесности и был вытеснен неоклассицизмом.
Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756–1761) работал в Париже. Приложение 8).
В этой работе художник намеревался показать возможность примирения враждующих партий. Изобразительному искусству XVШ столетия в лучших произведениях свойственны анализ тончайших переживаний человека, воспроизведение нюансов чувств и настроений. Гражданская доблесть одних вырисовывается на фоне переживаний других. Меняется и формальный строй его работ. rocaille — декоративная раковина, ракушка, рокайль), реже рококо — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. В это же время появилась еще одна картина Давида — портрет графа Потоцкого (1781), который был написан благодаря одному эпизоду из жизни мастера.
С барокко данный стиль схож общим стремлением к завершенности форм. В 1728 г. на т. н. Выставке молодежи, которая устраивалась под открытым небом на площади Дофина, Шарден показал две работы — «Скат» и «Буфет». Ланкре мог прямо ввести в картину то, что наблюдал на театральных подмостках. В росписях плафонов, стен, наддверных панно (дессюдепорт), в гобеленах преобладали пейзажи, мифологические и современные галантные темы, рисовавшие интимный быт аристократии, пасторальный жанр (пастушеские сцены) идеализированный портрет изображающий модель в образе мифологического героя. Этот стиль отличался легкостью, грациозностью интимно-кокетливым характером.
Здесь преобладает принцип точной передачи действительности. Хотя художник писал в стиле рококо, в его творчестве сильны реалистические тенденции. Скульптура рококо во Франции менее значительна и своеобразна, чем живопись.
Возможно именно уроки отцовского ремесла сказались в столь последовательной приверженности Батони к ювелирной отточенности и изяществу формы. Это пасторали (идиллические сцены из жизни пастушек и пастухов), галантные сцены и мифологические сюжеты эротическим оттенком. Сложнейшие асимметричные резные и лепные узоры, затейливые завитки внутреннего убранства контрастировали с относительно строгим внешним видом зданий, например Малый Трианон, выстроенный в Версале зодчим Габриелем (1763-1769 гг. ). Ланкре писал в духе рококо галантные сцены (Галантная беседа, собрание Уоллес, Лондон), пейзажи, жанровые и театральные композиции (Кухарка, собрание Уоллес Концерт в парке, ГМИИ, Москва), портреты (Танцовщица Камарго, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), отличающиеся изысканным, несколько блеклым колоритом, декоративной, мягкой живописной манерой.
Живопись Буше в полной мере отразила декоративные принципы искусства его времени. (иллюстрации см.
Продумывая изображение, Б. В. q. Связь с рококо проявляется в пикантных и вместе с тем иронических ситуациях. Самым известным из его учителей был Франсуа Лемуан.
В 1734 г. он выпустил собрание своих декоративных работ под названием «Книга орнаментов». Натье, Ф. Буше, Ж. О. К характерным работам мастера относится его картина «Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком» (Государственный Эрмитаж). Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства. Эта собирательская и хранительская деятельность Фрагонара имела глубоко символический смысл – художник, переживший свою эпоху, посвятил все силы сохранению искусства для будущих поколений. В эпоху рококо эстетизируются не цели, а средства искусства.
В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. В 1704-1708 создаётся перевод «1001 ночи», один за другим издаются сборники восточных сказок: татарских (1719), персидских (1712), монгольских (1732), китайских (1723), перуанских (1733). (см. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Кроме фарфора— в моде серебро.
Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначала обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана, гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями. Видным художником является Пьетро Лонги. Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства.
Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). Помпео Джироламо Батони (1708-1787 гг). В архитектуре многих церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман) их пространственные конструкции, торжественность стиля барокко сочетаются со свойственным стилю рококо изысканным живописным и скульптурным внутренним убранством, при этом создавая впечатление сказочного изобилия и лёгкости. Мейссонье. В этом отношении наиболее характерен портрет молодого Энгра (1800), необычайно мягкий и живописный.
Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора. Вместо возвышенного, недосягаемого, прекрасного идеала красоты Возрождения или барокко возникает идеал доступный, весьма телесный игривый и пикантный. Почти все большие художники 18 в. были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии).
Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки. В то же время здесь сказывается увлечение русского художника европейскими образцами, жанровыми сценками с так называемыми «галантными прогулками» или «костюмированными увеселениями». Он получал заказы на создание декоративных картин для резиденций короля и мадам де Помпадур, а также частных особняков в Париже.
были подражательными и художник больше никогда не возвращался к ним). Рококо первым из стилей продемонстрировал ироническое и скептическое отношение к тому, что ранее считалось благородным избранным и возвышенным. активизировалась критика всего «выкрученного» и «вымученного» и в литературе стало встречаться именование «испорченный вкус». Как всякий настоящий художник, Фрагонар передает чувство прежде всего цветом и пластикой.
Впервые черты этого стиля проявились в творчестве Антуана Ватто, у которого главной темой были галантные празднества. Однако искусство рококо имело ярко выраженные, только ему присущие особенности. Здесь преобладает принцип точной передачи действительности. Другой, характерной чертой того времени, была эротика.
Проучившись несколько лет у местного художника, Ватто отправился в Париж. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Одновременно с развитием живописи рококо усиливалась роль реалистического направления достигли расцвета портрет, натюрморт, бытовой жанр, пейзаж. Одна из лучших картин галантного цикла – «Купальщицы». художник лишается и заказчиков и славы.
В России памятником в стиле рококо по праву считают дворец Петра III в Ораниенбауме. Например, в "Святом семействе" (Государственный Эрмитаж) композиция делится на две стилистически различные части. А. С. Грёз посетил Италию, но эта поездка мало что дала ему. Наполеон выразил желание, чтобы в произведении искусства было прежде всего отражено восхваление империи и тогда Давид по его заказам написал две крупные композиции: «Коронование императора и императрицы» (1806-1807) и «Присяга армии Наполеону после раздачи орлов на Марсовом поле в декабре 1804 г» (1810). по документу из РГИА).
Была даже особая специализация среди художников — квадратурист. Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов— увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. Приложение 6). Например, в «Святом семействе» (Государственный Эрмитаж) композиция делится на две стилистически различные части. Один из сторонников рококо в Италии, архитектор Тьеполо – способствовал распространению данного стиля в Испании. (см. Приложение 7).
Это произведение, в котором проявилась тонкая наблюдательность автора, не укладывается в рамки «галантных празднеств». 1709). Богатая тонкими переливами и несколько блёклая по колориту рокайльная живопись (на её стилистические особенности во многом повлияла декоративная изысканность произведений А. Ватто, эстетическое содержание творчества которого, однако, далеко выходит за идейные и художественные рамки рококо) также имела преимущественно декоративный характер (французские мастера Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М. Натье, Ф. Буше, отчасти Ж. О. Фрагонар).
Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б. Жан Оноре Фрагонар (1732–1806), французский художник и график. Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Внимательный зритель даже угадает фактуру ткани. «Коронование» характеризуется новой, более яркой цветовой гаммой (здесь присутствуют черные, белые, зеленые, красные и золотистые тона), в которой угадывается стремление живописца передать краски такими, какие они есть на самом деле и несоответствием между реалистическим портретом и театрально напыщенной и вялой композицией. Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме прославленный рокайльный ансамбль Сан-Суси.
Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Первым из значительных мастеров живописи в стиле рококо является Ватто. Жан Оноре Фрагонар (1732 -1806 q французский художник и график.
Картины Ланкре до сих пор сохраняют свое хрупкое очарование, напоминая нам об одном из самых блестящих периодов в культуре Франции. Рококо – стилистическое направление европейского искусства первой половины и середины XVIII века, получившее распространение во Франции, Германии, Австрии и других странах. Фрагонар создавал тонкие и лиричные пейзажи («Берег моря близ Генуи», 1773), одухотворенные и искренние портреты («Мадам Фрагонар», «Маргарита Жерар»), свежие по колориту жанровые сцены («Прачки», «Поцелуй украдкой», 1780-е) и реалистичные и немного ироничные мифологические композиции («Похищение рубашки Амуром», ок. Одним из толчков к созданию этой серии послужила поездка с Бержере по Италии, во время которой Фрагонар выполнил ряд замечательных графических изображений итальянских (а после возвращении и французских) парков. Живопись рококо отображает богатство тонких переливов цвета. Эволюция портретного стиля Фрагонара соответствовала общей эволюции его искусства. Маскарад и жизнь для такого человека являются синонимами.
Модным словом становится bagatelle (фр. По сути, этот образ можно рассматривать и как образ самой революции, недаром между синим фартуком и белой повязкой ярко пламенеет красная косынка (три цвета революционного знамени). И никогда ранее интерьер так точно не соответствовал характеру жизненного уклада. Его искусство было открыто вновь только во второй половине ХIХ века, во многом благодаря братьям Гонкурам, посвятившим Фрагонару яркие страницы в своей книге «Искусство XVIII века».
Иллюзия торжествует. Однако изучение Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его творчество. Клавесин обязательно был украшен богатой отделкой. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни.
Кисти последнего принадлежит картина «Астрономия» (Ок. Отделка предметов достигает высочайшего уровня. Все это вместе составляет праздничное, действительно феерическое зрелище. Картины включали в свои рамы море шёлка и кружев, солнечные парковые лужайки и куртины, фонтаны и павильоны, дам и кавалеров в пышных костюмах, ангелочков и амуров играющих, пьющих вино из кубков, лакомящихся, обнимающихся, рассыпающих вокруг себя цветы. Молодыми современниками Верне были Луи Габриэль Моро Старший, писавший изысканные по колориту виды Парижа и его окрестностей («Холмы в Медоне») и Гюбер Робер, побывавший в Италии, любивший писать античные руины и соединявший в одной композиции несколько разных памятников. Это портретная живопись Антропова и Рокотова. Импрессионисты чтили его как одного из своих живописных предтеч и учителей.
Среди мастеров декоративной живописи выделялись братья Иван и Алексей Бельские, И. И. Рококо (Rococo), стиль в искусстве и архитектуре, зародившийся во Франции в начале 18 века и распространившийся по всей Европе. Помпео Джироламо Батони (1708-1787 гг). Это— ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции. – Рембрандта, Остаде, Ватто (позднее – Рубенса, венецианских колористов, Тьеполо, Ф. Гальса, Рейсдаля и др. ).
Фрагонар. Чаще всего художник писал знатных лиц. Картины Фрагонара конца 70-х гг. Налицо повальное увлечение т. н. Приложение 6). Ланкре.
В эрмитажном полотне замысел художника прозвучал более отчетливо, хотя и здесь авторская позиция выражена недостаточно ясно. При этом полотна рокайльных живописцев очаровательны и привлекательны. Стилистика рококо проявляется в прихотливой форме десюдепорта (панно, висящее над дверью), особенностях живописной гаммы.
Для стиля рококо в музыке характерны те же черты, что в живописи и в архитектуре: множество мелких звуковых украшений и завитков (мелизмов), преобладание маленьких форм, галантных образов, отсутствие драматических эффектов. Б. Лемуан во Франции, И. И. Кендлер в Германии). Большое распространение в искусстве рококо и всего 18 столетия получили портретные бюсты и маленькие скульптурные группы или статуи купальщиц, нимф, амуров их ставили в парке, украшали ими беседки, салоны, купальни.
(см. Он мастер мимолетного наброска с натуры. Конкурсная работа молодого художника на Римскую премию — «Бой Марса с Минервой», написанная в 1771 г., хотя и пришлась по нраву академическим кругам (она была исполнена в академической манере), полагающейся награды Давиду так и не принесла.
Живопись рококо является наиболее интереснейшей частью художественной культуры. Формы литературных произведений в основном малые: пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы, галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Лирика в основном проявилась в форме игривых посланий, мадригалов, сонетов и эпиграмм (Эвариста Парни, маркиз де Лафар и др. ). Цветы на муаре рассыпаны без учета складок, подобное «узорочье» ложится на плоскость, как в древнерусской миниатюре. Он не скрывает театрального приема в композиции.
Приложение 8). rococo), рокайль (от орнаментального мотива рокайль), стиль, получивший развитие в европейских пластических искусствах первой половины XVIII в. Возник во Франции в период кризиса абсолютизма, отразив свойственные аристократии гедонистические настроения, тяготение к бегству от действительности в иллюзорный и идиллический мир театральной игры. К характерным работам мастера относится его картина Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком (Государственный Эрмитаж). При распространении в искусстве других европейских стран (постройка Нёймана И. Б., Кнобельсдорфа Г. В., Пёппельмана М. Д. ), рококо частенько выступало местным вариантом позднего барокко. Франция явилась законодательницей эстетики рококо. В иллюстрациях к Ариосто, так же как в ранних живописных работах к поэме Тассо, художник выступает мастером «большого стиля». серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). В картинах Ватто никогда нет чистого тона.
В 1736 г. Ж. Мондон, французский ювелир и резчик по дереву, опубликовал альбом гравюр под названием «Первая книга форм рокайль и картель» (от фр. За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты. Это относится и к живописи и к другим видам искусства. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея — Лувра. Наиболее известные произведения того времени: «Галантная Индия» Ж. Ф.
пустяк, безделушка). Живопись рококо, которая богата тонкими переливами цвета и в то же время несколько блеклая по колориту имела преимущественно декоративный характер (примером служат картины и росписи Ф. Буше, Н. Ланкре, Ж. О. Помпео Батони не был мастером-монументалистом. Под аркой, на заднем плане сидит молодой человек, задумчиво вращающий небесный глобус.
Родился 29 сентября 1703 в Париже, где и прожил всю жизнь. Таким же быстрым, экспромтным кажется все исполнение портретов и они действительно зачастую выполнялись Фрагонаром в необычайно короткое время (так, на обороте одного из портретов Сен-Нона и Ла Бретэша значится: «Написано Фрагонаром за час»).
В картинах Ватто никогда нет чистого тона. Однако изучение Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его творчество. Поначалу юный Фрагонар работал клерком у нотариуса.
Особенно эмоциональны и лиричны его пейзажи («Мельница», 1752). Восемнадцатый век стал последним этапом эпохи перехода от феодализма к капитализму. В отличие от манерной живописи многих современников Ватто, «Паломничество на остров Киферу» поражает своей эмоциональностью и поэтичным очарованием. Но и в этом аспекте позиция художника оставалась двойственной, нередко в одном произведении проявлялись весьма разнородные симпатии мастера. Её наиболее последовательным выражением являлась «легкая поэзия» XVIII в. (галантная пастораль, любовная песенка), которая воспевала прелести «Цитерских забав» и могущество «плута Купидо», слепо подражала образцам французского рококо.
Это портретная живопись Антропова и Рокотова. Еще В. В. И здесь рококо ждало открытие.
Господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Стиль рококо стал блестящим завершением стиля барокко. В последующих работах Фрагонар создавал уже более конкретные и индивидуальные образы. Не имея денег, весь долгий путь он проделал пешком.
В конце 60-х гг. За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты. Помпео Батони не был мастером-монументалистом. Он не скрывает театрального приема в композиции. В скульптуре рококо других европейских стран также преобладали предназначенные для украшения интерьеров рельефы и статуи, небольшие статуэтки, в том числе из терракоты и фарфора (изделия немецкого скульптора, мастера фарфоровой пластики Иоганна Иоахима Кендлера). На полу— узорный паркет и ковры-гобелены. Художнику удалось соблюсти меру между подробностью прорисовки деталей одежды, рук, костюма и классической ясностью, лаконизмом художественного языка.
Буше делал декорации для опер и спектаклей и картоны для гобеленов мануфактуры Бове две серии картонов, Итальянские деревенские праздники (1736) и Благородная пастораль (1755), находятся в коллекции Хантингтон в Сан-Марино (Калифорния). С этого времени в мастерской Давида начинает складываться то классическое направление в искусстве, которое позднее будет названо ампиром (что означает «стиль империи»). В Италии была распространена «легкая» поэзия, пастораль. Впервые о художнике заговорили после создания им картины «Отец семейства, читающий Библию». В ранний период рококо во Франции (примерно до 1725 года) существовал так называемый стиль регентства1. На смену репрезентативности приходит камерность изысканная декоративность, прихотливая игра форм. В 1750-х гг.
Он испытал заметное влияние итальянских мастеров XVII-XVIII вв. Художник выполнял также эскизы для изделий из фарфора Венсенской и Севрской мануфактур.
Приложение 5). На рубеже XVIII-XIX вв. Камерный, небольшого (или даже совсем маленького) размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большого количества мелких нот для заполнения пространства.
В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета.
Остров Кифера – место рождения богини любви Афродиты, остров вечной любви и блаженства. Отличался грациозностью, легкостью интимно-кокетливым характером.
Так изменились критерии физической красоты. Рококо несёт в себе в основном орнаментальную направленность само его название происходит от сочетания двух слов: барокко и рокайль (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка ракушками и камешками фонтанов и гротов). Реальный мир непригляден, но поэзия заслоняет его чудесным миражем, человек эпохи рококо презирает «тьму низких истин» и предпочитает ей «приятные заблуждения». Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо.
Давид. Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756–1761) работал в Париже. Он пережил своих учителей и соперников, вот таким образом влияние его было более длительным.
Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии. В композиционных решениях рассудочный, рациональный характер получает преимущество над эмоционально-непосредственным выражением. Те же сочетание чисто декоративной красоты (некоторые из его работ служили картонами для гобеленов), свободы воображения, легкости кисти и изящества с развлекательным и условно-поверхностным характером образов и самого живописного языка. Например, в Святом семействе (Государственный Эрмитаж) композиция делится на две стилистически различные части.
В тесной связи со стилем рококо стоят также фиабы (драматические сказки) Карло Гоцци, который растворял жизнь в потоке изощренной иллюзии. Ланкре писал в духе рококо галантные сцены (Галантная беседа, собрание Уоллес, Лондон), пейзажи, жанровые и театральные композиции (Кухарка, собрание Уоллес Концерт в парке, ГМИИ, Москва), портреты (Танцовщица Камарго, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), отличающиеся изысканным, несколько блеклым колоритом, декоративной, мягкой живописной манерой. Эти творения великого фламандца произвели на Ватто неизгладимое впечатление. К этому сюжету Батони обращался уже в своем раннем творчестве. В этом стиле преобладают пейзажи, мифологические темы, отображение интимного быта аристократии и пасторального жанра.
Одна из самых обширных областей творчества Фрагонара – портрет. Здесь явно проявилась рокайльная страсть художника к вычурной элегантности изяществу. Если в картине «Убитый Лепелетье» художник скрыл некрасивость профиля героя, запрокинув его голову, то в новом произведении изображенного мог узнать любой. Но в графике этот унаследованный от барокко «большой стиль» еще более бесплотен, призрачен и фееричен. В нее были включены не только орнаменты, но и проекты зданий, фонтанов, решёток и др.
Сюжеты только любовные, эротические, любимые героини – нимфы, вакханки, Дианы, Венеры. Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе. Тяжелый прибор любезно поддерживает кавалер.
выглядят иллюстрацией «педагогических» и сентиментальных романов Руссо. Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Их поэзия – это «поэзия мимолетностей» (posie fugitive), которая живёт мигом и является грациозным порождением великосветской суеты. В тематике преобладают пасторали, буколика, то есть пастушеские мотивы, где персонажи не обременены тяготами жизни, а предаются радостям любви на фоне красивых ландшафтов в окружении овечек.
Рядом дама, держащая в руках угольник, необходимый для измерений. Практически не затрагивается душевная и духовная стороны изображаемой личности, а лишь её импозантность.
Бернардо Беллотто работал также в Германии. На основе архитектуры рокайльных построек синтезировалось жанровое многообразие искусств. Чуть сзади другой наблюдатель, он смотрит в прямой телескоп. Подобный инструмент и линейка лежат поодаль на земле.
Несмотря на яркость психологической характеристики портретируемых им всегда присуще и нечто общее: аристократическое достоинство, эмоциональность, но вместе с тем и особое, «размышляющее» состояние. Приложение 6). В некоторых картинах тех лет, таких, например, как «Посещение детской комнаты», появляются назидательность и суховатость письма.
Стены оформляются деревянными панелями. ниже). Даже писатели эпохи Просвещения подпадают под воздействие этой моды но если Вольтер или Монтескье применяют элементы восточной фантастики и экзотики всё же, главным образом, для коварной маскировки своих мыслей «подрывающих устои», то писатели рококо ценят сам сказочный мираж во всём его призрачном великолепии. Вот таким образом слово «рокайль» приобрело более широкое значение.
Вероятно, это произошло также в силу различия их эстетических позиций: в Дрездене 1717 года, где должен был состояться турнир, господствовал стиль барокко. Рококо (франц. Клавесин был особенно популярен в эпоху рококо. Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. китайщиной – шинуазери (от фр. При Елизавете новый импульс развития получают отечественные наука и искусство.
Среди материала к «Клятве» были десятки портретных рисунков, характеризующихся достоверностью и правдивостью, среди которых, например, рисунок головы Лепелетье де Сен-Фаржо, убитого монархистами. Наконец Ланкре создает серии картин изображающие «Времена года», олицетворения различных стихий, возрастов человека, разнообразные игры и развлечения. Еще одна неотъемлемая черта его искусства – насыщенность светом.
Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Он прекрасно владел искусством строить группу фигур и объединять несколько групп в единое гармоническое целое. Роль Ланкре в развитии жанра «галантного празднества» велика. В своих горячих тонах Фрагонар здесь – подлинный наследник Рубенса.
1754, ГТГ). Однако главное действующее лицо этой серии все же не человек, а природа. Все предметы интерьера изготовлены с большим вниманием к комфорту и мелочам жизни.
Фронтоны (завершение фасада здания), представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются вазами, пирамидами, скульптурными фигурами и т. п. Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето — воздушных эффектов. Подобно мастерам XVII в., он видел природу огромным и структурно организованным целым.
Это — ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции. В конце 70-х и в 80-е гг. Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Ватто представил в Академию одну из лучших своих картин — «Паломничество на остров Киферу» (1717).
Одним из основоположников стиля рококо был талантливый художник Антуан Ватто, давший наиболее абсолютное воплощение принципам этого стиля. Особенно преуспели в критике Энциклопедисты, по мнению которых в «испорченном вкусе» отсутствовало разумное начало. Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства. Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого – возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Самой распространенной формой живописного произведения стало декоративное панно, большей частью овальной, круглой или причудливо-изогнутой формы в основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия, которая придает произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность. Рококо – это стиль в искусстве, который зародился во Франции в начале 18 века и распространился по всей Европе.
На другом полюсе стиля Фрагонара – «Счастливые возможности качелей», образец чисто галантного жанра рококо. Но даже и в крупных формах (операх, балетах и кантатах) все эти черты проявили себя в полной мере.
Теперь такие изделия завозятся в большом количестве. Давид изобразил его сидящим у городских ворот Константинополя и просящим подаяние. Хотя рисункам Буше не хватает глубины и искренности, они по-своему выразительны и изящны. Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси).
Другой, характерной чертой того времени была эротика. Обилие мелких звуковых украшений и завитков (так называемых «мелизмов», аналогичных извилистым линиям стилизованных раковин «рокайлей»), преобладание маленьких (ювелирно отделанных в деталях) и камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов, господство тех же, знакомых по картинам Буше, тем и образов: игривых, кокетливых и галантных. Фон создают три полуциркульные арки, опорой для которых служат колонны. Например, в «Источнике любви» влюбленные устремляются к любовному источнику, как бы повинуясь неумолимой и роковой силе.
Художнику покровительствовала маркиза де Помпадур: она содействовала получению Буше крупных заказов (декоративные работы для дворцов Фонтенбло, Бельвю и Креси), а в 1752 г. помогла ему поселиться в Лувре. Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном. Дама в розовом платье качается на качелях с красным бархатным сиденьем качели раскачивает скрытый в полумраке кавалер. Эти рисунки стали хорошей школой для мастера.
Эстетизируется как бы не сама жизнь, а лишь её мгновения, причём, наиболее приятные. Девятнадцатилетним юношей Батони переезжает в Рим и остается здесь до конца своей жизни. В своей любви к паркам Фрагонар был истинным сыном своего века, в котором парковая культура достигла кульминации. Одновременно с развитием живописи рококо усиливалась роль реалистического направления достигли расцвета портрет, натюрморт, бытовой жанр, пейзаж. Актуальными становятся идеи гедонизма (этическое учение, согласно которому высшим благом и целью жизни является удовольствие). Художник представляет нам сцену в парке.
Можно сказать, что это был своеобразный шаг назад. Во многом такой эффект был достигнут благодаря лаконизму, обобщенности и большим планам. Для живописи характерны эротико-мифологические, эротические, а так же пасторальные (пастораль) сюжеты.
В «чистом виде» музыкальный стиль рококо проявил себя в творчестве «великих французских клавесинистов» Франсуа Куперена («Великого») и Жана Филиппа Рамо (не менее великого, но без такого же «титула»). Наттье, Друэ, Токке, Луи-Мишель Ванло, Латур, Перроно. Выросший в семье ремесленника, он прекрасно знал жизнь простых людей. Из художников следует отметить портретную живопись Антропова и Рокотова (Россия), Франсуа Буше (Франция), Антуан Ватто.
Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца. Шарден начал творческий путь с натюрмортов. Среди его лучших произведений – картина туалет Венеры (1740, Стокгольм, Национальный музей) и Портрет мадам де Помпадур (см.
Но в отличие от иностранных мастеров русский художник пишет не маленькую даму, а создает образ серьезной, задумчивой и немного грустной девочки. Крупнейшие скульпторы рококо: Жан Батист Лемуан, Этьен Морис Фальконе, Огюстен Пажу, Клод Мишель Клодион.
В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики. Меняется и формальный строй его работ. Однако к неудовольствию официальной критики художник избирает путь свободного творчества.
Рококо – стиль, основанный на детали. Влияние Рубенса и мастеров фламандской школы заметно в ранних жанровых работах молодого художника («Савояр», ок. На картине изображена женщина из народа, по-прежнему верная идеям революции. Жан Оноре Фрагонар (1732–1806), французский художник и график.
Рококо имеет в основном орнаментальную направленность само название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов). Шедевром театральной серии Ватто стала картина «Жиль» (1720). Происходящее лукаво созерцает также статуя амура. Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Сам Фальконе являлся управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. Под него надевали камзол. Однако Фрагонар уже не находится внутри этого целого, а смотрит на него со стороны. Их краски то звучат, подобно фанфарам, то образуют более утонченные гармонии. 1737), мать, читающая вместе с маленькими дочерьми молитву возле накрытого к обеду стола («Молитва перед обедом», 1744).
Она стала трактоваться в виде причудливого завитка с двойным S-образным изгибом. В этом состояло главное отличие рококо от барокко. Никола Ланкре (1690 — 1743), французский художник, представитель искусства рококо.
Приложение 3). Если в «Клятве Горациев» представлены идеализированные, несколько абстрагированные образы, то в вышеназванных портретах он, наоборот, утверждает материальную сторону мира без какой бы то ни было идеализации. Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен.
Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета. Художник изображал быт третьего сословия Франции — мелкой буржуазии и трудового народа. Художник вывел на передний план актера в белой одежде. Сценка откровенно театральна.
Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. К представлению жизни как красочной феерии стремятся художники первой половины – середины XVIII века (сноска). Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil).
Скорее это каприз – неприятие формальной жесткости барочных конструкций и серьезности содержания барочной музыки, а вместе со всем этим и монументальных музыкальных форм барокко (кстати и в других видах искусства тоже). Кстати, сам Фальконе был управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов. Наиболее ярким представителем данного стиля во французской скульптуре является Фальконе, хотя в его деятельности преобладали статуи и рельефы, которые предназначены для украшения интерьеров, а именно бюсты, в том числе и из терракоты.
Лозунгом стиля рококо можно провозгласить ценность счастливого мига. Этим объясняется происхождение названия рокайль. Роль Ланкре в развитии жанра галантного празднества велика. В 1734 г. за композицию «Ринальдо и Армида» Буше получил звание академика. Портрет и пейзаж – не случайно очень важные в эту эпоху жанры. Недаром мебель рококо кажется будто бы отлитой из одной пластичной массы.
Театральность характерна для всего искусства XVШ в. и для Ватто особенно. Память о величии и достоинстве искусства Рафаэля сочетается здесь с чисто рокайльной игривостью складок одежд Афродиты, трактовки ее фигуры. В Мейсене была открыта первая фабрика, где первым мастером был Иоганн Готтлиб Кирхнер.
В 80-е гг. Так, одна из наиболее знаменитых его картин, «Клятва Горациев» (1784), сюжет которой был взят из трагедии Корнеля, посвященной трем молодым римлянам, готовым расстаться с жизнью во исполнение долга, воспринимается как революционный призыв. Ланкре — своеобразный и тонкий художник. Такая математическая схема построения, заимствованная у мастеров Возрождения, у Давида объясняет стремление к логической ясности и архитектонической уравновешенности.
Её «трубный глас» нестерпим для изнеженного слуха этих поэтов. Во многом иным выступает Фрагонар в иллюстрациях к «Неистовому Роланду» Ариосто – тут потребовались такие его качества, как полет воображения, мечтательность. В России веяния рококо, особенно сильные в середине XVIII в., проявились главным образом в отделке дворцовых интерьеров (в том числе созданных В. В. Растрелли), лепном декоре зданий, в ряде отраслей декоративно-прикладного искусства (резьба по дереву, художественное серебро и фарфор, мебель, ювелирное искусство). Он мастер мимолетного наброска с натуры. В архитектуре французских отелей (архитекторы Ж. М. Оппенор, Ж. О. Мейсонье, Ж. Бофран и др. ) пышное оформление рокайльных интерьеров сочеталось с относит, строгостью внешнего облика.
В моде были всевозможные украшения, вазы, веера в китайском стиле. 1767).
Наряду с рисунками, гравюрами, эскизами для гобеленов и фарфора, театральными декорациями (оформление оперы-балета «Галантная Индия», 1735), художник создавал и станковые картины, отличающиеся той же декоративностью. Также находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. Портреты Фрагонара по существу антипсихологичны. Маркиз Мариньи, руководитель королевских строений, заказал художнику несколько аллегорических полотен для маркизы де Помпадур.
Колорит Ватто — одно из сильнейших качеств его дарования — построен на тонких нюансах серых, коричневых, бледно-сиреневых, желто-розовых тонов. Он развил так полюбившийся современникам приём декорирования в стиле рококо – использование асимметричных композиций, получивший название «контраст». В этом отношении наиболее значительно его полотно под названием «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил двух своих сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения» (1789). Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру.
Фрагонар пленяет другим – свежестью и чистотой чувства искренностью, упоением красотой жизни. Форма раковины постепенно стала основным декоративным мотивом рококо, который стали называть «рокайль». При этом образ человека в картинах стиля рококо может несколько утрачивать свое самостоятельное значение. В колорите интерьера рококо преобладают нежные пастельные тона.
К характерным работам мастера относится его картина "Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком" (Государственный Эрмитаж). Планы зданий рококо большей частью асимметричны и строятся часто на круглых, овальных и восьмиугольных комнатах резкий прямой угол избегается даже между стеной и потолком, а линия соединения маскируется рельефным орнаментом, неподвижная плоскость стены дробится, углубляется, комнаты тем самым получают еще более нарядную причудливую форму. Она обильно украшена сложной прихотливой резьбой и позолотой.
(см. Приложение 7). Д. Дидро писал об этом мастере третьего сословия: «Вот поистине мой художник — это Грёз». Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер.
В дальнейшем Давид продолжает работать с материалами античной истории. В то же время, этот стиль насаждал настроения тоски, предчувствия конца и пессимизма. Театральность характерна для всего искусства XVШ в. и для Ватто особенно.
Тонкие светотеневые эффекты характерны для офортов и многочисленных рисунков Фрагонара — штудий натуры и пейзажей, выполненных в технике сангины, бистра иногда сепии. (см. Рококо привнёс в искусство любовь к сельским идиллиям и пасторалям. Створки триптиха населены умилительно лирическими фигурками влюблённых. Мебель эпохи рококо очень изящна.
Во всех этих картинах в нижней части холста разыгрываются сюжетные действия: «шарлатаны» и кукольники показывают представления, продавцы игрушек торгуют своим товаром в окружении нарядной толпы, дамы и кавалеры играют в прятки, качаются на качелях или наблюдают за этим зрелищем среди цветов в соседстве с фонтанами и высокими, увитыми плющом парковыми оградами. Но в мощный динамизм барокко он вносит легкость, грацию и театральность рококо. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо (для клавесина) или «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (тоже, между прочим, части клавесинной сюиты). На портретах изображено то, что художник наблюдает в действительности.
Все чаще художник стал обращаться к сюжетам с аллегорическим подтекстом, в которых немаловажное значение приобретает идея доблести, победы долга над личными привязанностями. За время нахождения в тюрьме Давид успел написать уголок Люксембургского сада (1794), наполненный спокойствием и умиротворением и автопортрет (1794), оставшийся незаконченным, в котором царит абсолютно противоположное чувство. Образ человека утрачивал самостоятельное значение, фигура превращалась в деталь орнаментального убранства интерьера. Тем не менее живопись Грёза привлекла внимание ценителей искусства из самых разных кругов французского общества. С 1760-х гг. В искусстве стиля рококо иллюзия занимает место действительности.
Это было искусство, которое было отмечено печатью высокого мастерства, которое изумляло своим изяществом и грацией, но болезненно-хрупкое идейно опустошенное, вполне чуждое шумной «суете» социальной жизни словно в башне из слоновой кости, оно замыкается в узких пределах спальни и будуара. Колонны также зачастую выполняли только эстетические функции. портретные образы становятся в целом менее бравурными и эффектными. За стилем барокко следует стиль рококо. В архитектуре церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман), пространственные конструкции, торжественность барокко превосходно сочетаются со свойственным Рококо изысканным скульптурным и живописным внутренним убранством, создавая впечатление лёгкости и сказочного изобилия. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр.
Уже в скором времени он предстал перед судом, отрекся от М. Робеспьера и был освобожден. Многие его листы посвящены портретным образам – автопортреты изображения близких и друзей или просто окружающих художника людей, впечатляющие правдивостью, точностью и красотой рисунка. Женщина, её образ, её капризы, её требования – вот что лежит в основе нового стиля.
Позднее он стал брать уроки у живописца Клода Жилло, а затем — у гравера Клода Одрана. В связи с куртуазностью всего стилярококо, его считают истинно дамским стилем, демонстрирующим нежность женских образов (изображения прекрасных дам занимали центральные позиции на полотнах) и изысканность всего искусства рококо. Главное внимание теперь уделяется художником не достижению художественного образа как целого, а отдельным способам и приёмам композиции. Фигурки полны грации и изящества, выписаны со всей присущей художнику тонкостью, свободой и экспрессией, являя собой чудесный букет терракотовых, розовых, золотистых, сиреневых, охристо-красных и изумрудных тонов. Продолжая традиции искусства рококо, Фрагонар достиг особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Видным художником является Пьетро Лонги.
Ведущим декоратором того времени был Ж. -О. В инструментальной музыке господствовала такая же галантная жанровая, портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра (для клавесина, виолы иногда с добавлением флейты, скрипок и гобоя).
В конце 70-х гг. Сюжеты картин Ланкре нередко повторяются их можно объединить в несколько групп. Жан-Оноре Фрагонар родился в 1732 г. в Грасе (Прованс, Франция).
Его кисти принадлежат такие произведения, как Падение Симона-мага (Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме), Ахилл среди дочерей Ликомеда (Флоренция, Уффици), Возвращение блудного сына (Турин), Кающаяся Магдалина (Дрезденская картинная галерея), Святое семейство, Геркулес на распутье, Великодушие Сципиона Африканского (Государственный Эрмитаж), портреты императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского (Вена, Художественно-исторический музей), Джона Стейпла (собрание Систиери, Рим) и другие (см. Своим предтечей в один голос они объявляли великого Жана Батиста Люлли.
На смену репрезентативности (соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. ) приходит камерность изысканная декоративность, прихотливая игра форм. Рококо получил своё название от характерного для данного стиля орнамента рокайль.
chinoiserie – китайщина). Показательно, что в середине восемнадцатого века отмечался всплеск интереса к астрономическим наблюдениям в связи с появлением кометы Галлея. cartel – карта, свиток бумаги). Его кисти принадлежат такие произведения, как "Падение Симона-мага" (Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме), "Ахилл среди дочерей Ликомеда" (Флоренция, Уффици), "Возвращение блудного сына" (Турин), "Кающаяся Магдалина" (Дрезденская картинная галерея), "Святое семейство", "Геркулес на распутье", "Великодушие Сципиона Африканского" (Государственный Эрмитаж), портреты императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского (Вена, Художественно-исторический музей), Джона Стейпла (собрание Систиери, Рим) и другие (см.
Скульптура рококо во Франции менее значительна и своеобразна, чем живопись. На смену его утонченному искусству приходит героический классицизм. (Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Челси и Мейсене). Вернувшись на родину, во Францию, он стал необыкновенно популярен. Преимущественно декоративный характер имела богатая тонкими переливами цвета и одновременно несколько блеклая по колориту живопись рококо (картины и росписи Франсуа Буше, Джованни Антонио Гварди, Никола Ланкре, Джованни Пеллегрини, Жана Оноре Фрагонара).
Он обращался к литературным, аллегорическим и мифологическим сюжетам (особенно связанным с Венерой) изображал деревенские ярмарки, фешенебельную парижскую жизнь игривые экзотические «китайские» сценки и пасторали, писал пейзажи и портреты, а иногда и картины на религиозные темы. Философия рококо – это мир будуара игры карнавала. Главным становится стремление растворить детали в общем объёме предметов.
Они не учились за границей, большинство из них сформировалось в так называемой «живописной команде» Канцелярии от строений. В жанровом разнообразии, которое проявилось в стиле живописи рококо, особенно выделялись натюрморт, портрет, бытовой жанр и пейзаж. В последние годы существования империи, в то время, когда над Францией нависла угроза вторжения, мастер выставил картину «Леонид в Фермопилах» (1799-1814). В 90-е гг.
Не случайно термин рококо возводят к слову раковина, рокайль. В Италии крупнейший представитель того времени — Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция — 1770, Мадрид). В эту эпоху художники стремились найти изысканные, редкие оттенки, которые получали удивительные названия: «цвет потерянного времени», «голубиная шейка», «цвет бедра взволнованной нимфы», «веселая вдова», «резвая пастушка». Здесь происходит его настоящее рождение как художника, превращение из эпигона Буше и академиков в неповторимо самобытного мастера.
Ланкре – своеобразный и тонкий художник. Используя пятна краски, зигзаги, спирали, росчерки, беглые штрихи, Фрагонар создает впечатление «тотального» движения, полета и становления.
В Италии крупнейший представитель того времени— Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция— 1770, Мадрид). мотивы рококо достаточно ясно звучат в творчестве Д. Давыдова, Батюшкова и главным образом раннего Пушкина, а также других поэтов, которые прививали русской дворянской поэзии жанр анакреонтической песни, эротической элегии, галантных мифологических «картин» и пр. Именно в это время (1709-1728) Маттиас Даниэль Пеппельман строит знаменитый дворец Цвингер – жемчужину саксонского барокко, где теперь расположена Дрезденская картинная галерея. Ценили Грёза просветители, считавшие, что искусство — великая воспитательная сила.
Здесь всё возвращается, ускользает исчезает и ничто не прочно. По возвращении на родину им была выставлена картина «Велизарий, просящий подаяние» (1781). Его творчество начала 60-х гг.
Художественный стиль Рококо был зарожден во Франции в начале восемнадцатого века. В 1752 г. двадцатилетний Фрагонар пишет для представления в Академию художеств картину на библейский сюжет («Иеровоам приносит жертву идолам») в более строгом историческом стиле. Так же находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг.
Отсюда и успехи жанра идиллии, с её условным миром галантных пастушек и пастушков, нежными напевами свирели и журчанием прозрачных ручьев, успехи феерий в драматургии и «фейных сказок» (contes des fes) в повествовательной литературе. Серия называлась «Любовь пастухов» и состояла из четырех панно под названиями: «Штурм», «Преследование», «Объяснение в любви» и «Увенчание любовника». Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях («Свидание», «Погоня»). Они не просто беседуют, но и сами являются объектом изучения. Неоценим вклад французских мастеров Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М.
В ранний период рококо во Франции (примерно до 1725 года) существовал так называемый стиль регентства. Главный создатель пасторального жанра, Буше изображал в своих композициях сентиментальных пастушков и пастушек или чувственных красавиц из античной мифологии («Триумф Венеры», 1740 «Купание Дианы», 1742 «Уснувшая пастушка», 1745). Особенно большую роль он сыграл в комплектовании луврского Кабинета рисунков.
В написанных там работах, помимо сюжета, нет ничего итальянского. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо и «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (для клавесина) или «Катание на санях» Леопольда Моцарта (для оркестра). Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789. Данный стиль преподносит нам искусство как наслаждение и его основной целью является пробуждение приятных и легких эмоций, развлечение, привлечение взгляда причудливыми узорами линий и изысканными сочетаниями красок.
На карманах— огромные клапаны. В картинах Ватто никогда нет чистого тона. Для живописи, скульптуры и графики характерны эротические, эротико-мифологические и пасторальные (пастораль) сюжеты.
Антуан Ватто родился в 1684 г. в Валенсьене в семье кровельщика. rococo, от фр. Чаще всего художник писал знатных лиц.
В декоративно-прикладном искусстве рококо огромное внимание уделяется специфике разнообразных бликующих и блестящих материалов – золота, бронзы, бисера, шелка и т. д. Широкое распространение получили изделия из фарфора (декоративные украшения, мелкая пластика и т. п. ). Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест. Символика, сюжет и композиция ритмичны, образы даже кажутся музыкальными.
Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. Фрагонар пишет портрет Дидро под впечатлением от его инвектив против фривольных сюжетов, а писатель посвящает ему статьи в своих «Салонах». В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой не проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно их капители искажаются кокетливыми изменениями и прибавками, карнизы помещаются над карнизами высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперёд карнизом крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи фронтоны, представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами. Этот метод «пропускания» живого восприятия действительности сквозь призму идеала характерен не только для искусства Батони-портретиста, но и для его творчества в целом и знаменует начало нового направления европейского стиля — классицизма конца XVIII столетия.
В юном возрасте поступил в Академию художеств, где с 1766 по 1774 г. учился у Ж. -М. Никола Ланкре (1690 – 1743), французский художник, представитель искусства рококо. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. Он пережил своих учителей и соперников, вот таким образом влияние его было более длительным. В декоративно-прикладном искусстве Германии рококо начинает завоевывать свои позиции к 1730 г., а полной зрелости этот стиль достигает, как и во Франции, в середине XVIII в. Распространению этого стиля на юге страны содействовали проекты декора интерьеров и мебели, которые выполняли такие мастера как Габерман, Кювилье, Мейль.
Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета. Жан Оноре Фрагонар (1732–1806), французский художник и график. Кроме того, Ланкре много сделал для распространения французского вкуса в Европе.
в трактовке любовной темы у Фрагонара намечаются новые тенденции. Особенно рококо в литературе получило распространение в Италии и Германии. Внутренняя связь с его искусством ощущается в произведениях всех «чистых живописцев» ХХ века фрагонаровская радость жизни воскресает в полотнах Ренуара, Боннара и Матисса. Но теперь её форма резко изменилась. Три года Фрагонар вместе с другими учениками штудирует под руководством известного академического живописца Карла Ван-Лоо анатомию, перспективу, геометрию историю и «аллегорию», рисует слепки и живую натуру.
В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743). К этому сюжету Батони обращался уже в своем раннем творчестве. Приложение 3). Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Испытал сильное влияние А. Ватто. В 70-е гг. Сами названия картин говорят об обобщенном и зачастую аллегорическом оттенке образов – «Пение», «Музыка», «Чтение», «Вдохновение», «Философ», «Воспоминание».
Мода на сказку преобразуется в крупнейшее явление литературной жизни. В России в эпоху рококо живопись европейского типа только появилась впервые, сменив свою, русскую традицию иконопись. Вьена, синтезировавшего в своем творчестве два стиля: классицизм и рококо.
Еще В. В.
Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца. В 1795 г. Давид задумал полотно «Сабинянки останавливают битву между римлянами и сабинянами» (реализация данного замысла произошла только в 1799 г. ). Рококо (фр. Типичные сюжеты – Триумф Венеры или Туалет Венеры, Купанье Дианы и т. д. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Шарль-Жозеф Натуар, братья Ванлоо, Антуан Куапель, отчасти Элизабет Виже-Лебрен и другие) и это влияние продержалось вплоть до Великой Французской революции 1789 года. Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756–1761) работал в Париже.
В 1780-е гг. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Это портретная живопись Антропова и Рокотова.
Фрагонар женится (супруга его была также уроженкой Граса и художницей-любительницей) и вместе с женой совершает в 1773-1774 гг. В ранний период развития французского рококо (примерно до 1725) в отделку помещений вводился дробный орнамент, предметам обстановки придавались прихотливо изогнутые формы (так называемый стиль регентства). Суходольский показал прекрасное умение сочинить и разнообразить сюжет. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях ("Свидание", "Погоня"). Архитектурный (точнее — декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства (1715—1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов.
Его модели – артисты, писатели, близкие друзья художника и их дочери. На рукавах были широкие обшлага. Клавесин XVII в. Крупные музыкальные формы (оперы, балеты) состояли из небольших номеров, обычно связанных между собой. Позже Давидом была написана картина, прославляющая этого героя революции. Мебель рококо была с тонкими, причудливо изогнутыми, золочеными ножками, со светлой обивкой. В его ранних работах сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов («Падение Симона-мага»).
Он мастер мимолетного наброска с натуры. Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIXв. Главная цель Фрагонара – запечатлеть интенсивность самой жизни, воплотив на холсте как бы «момент красоты». Его кисти принадлежат такие произведения, как «Падение Симона-мага» (Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме), «Ахилл среди дочерей Ликомеда» (Флоренция, Уффици), «Возвращение блудного сына» (Турин), «Кающаяся Магдалина» (Дрезденская картинная галерея), «Святое семейство», «Геркулес на распутье», «Великодушие Сципиона Африканского» (Государственный Эрмитаж), портреты императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского (Вена, Художественно-исторический музей), Джона Стейпла (собрание Систиери, Рим) и другие (см. – рококо в его французском варианте, т. е. Эти декоративные мотивы пользовались большой популярностью и были включены в арсенал декоративных средств под названием genre pittoresque (живописная, живая манера).
В основе композиции «Астрономии», вероятно, лежат картины или гравюры западноевропейских мастеров. Сюжеты картин Ланкре нередко повторяются их можно объединить в несколько групп. В 1717 году художник создал одно из самых больших произведений «Паломничество на остров Цитеру» (см. Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом.
Провисев над входом в лавку всего пятнадцать дней, «Вывеска Жерсена» привлекла множество зрителей. Чаще всего художник писал знатных лиц. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Шарль-Жозеф Натуар, братья Ванлоо, Антуан Куапель, отчасти Элизабет Виже-Лебрен и другие) и это влияние продержалось вплоть до Великой Французской революции 1789 года. В рисунке Фрагонар такой же колорист и «люменист», как и в живописи.
Клубящиеся массы деревьев парка «отвердевают» на переднем плане в филигранные листья и цветы и в то время как все погружено в зеленовато-коричневый, пронизанный солнцем полумрак, розовая фигура женщины на голубом фоне напоминает яркое и чистое пламя. Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди. Здесь господствуют безудержная фантазия и камерная подчеркнуто хрупкая декоративность.
Первоначально ярче всего этот стиль проявился в аристократических кругах Франции. Все вместе это составляет праздничное, феерическое зрелище. различными окаменелостями имитирующими естественные (природные) образования и «рокайльщик»— это мастер, создающий такие убранства.
Одновременно он работает над картинами в историческом жанре и пишет для вступления в Академию художеств большое полотно «Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои». Фрагонара). Творчество Фрагонара завершило собой французское искусство XVIII в. Наследник Ватто, Буше, Тьеполо, Рубенса, «малых голландцев», он органично сплавил в своих образах реализм и театральность, чувственную полноту жизни и почти бесплотные грезы, энергию и несравненную утонченность. Развитое рококо (примерно 1725-50) широко использовало в декоре резные и лепные узоры, завитки, разорванные картуши, рокайли, маски-головки амуров и т. д. в убранстве помещений большую роль играли рельефы и живописные панно в изысканных обрамлениях (десюдепорты и др. ), а также многочисленные зеркала, усиливавшие эффект лёгкого движения (так называемый стиль Людовика XV). Городские дворцы знати, богатой буржуазии, – отели, сооружаемые в этот период, как правило, строго классицстичны по экстерьеру.
Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов. В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. Рокайль (от фр. rok – скала, утёс) – главный элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины.
Рококо – изысканный и утончённый стиль начала восемнадцатого века.
Изначально «рокайль»— это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш ит. п. Произведения Шардена лишены манерности Буше, в них нет повествовательности и драматизма. Наиболее ранними были «экспрессивные головы» – изображения стариков, написанные как бы в одном вдохновением порыве и напоминающие величественных библейских персонажей. Иногда вместо фанеровки вся поверхность предметов обрабатывается цветными лаками и тоже декорировалась накладками или золочёной резьбой. Его фигура неподвижна, глаза из-под полуопущенных век пристально смотрят на зрителя.
Эмоциональная и идейная основа стилярококо– гедонизм и индивидуализм, эротический маньеризм, как назвал его Ж. Л. Другой, характерной чертой того времени, была эротика. Кроме того, Ланкре много сделал для распространения французского вкуса в Европе. по документу из РГИА).
Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое. Фирсов, Б. В. Суходольский. В 1761 г. Фрагонар возвращается в Париж. Буше – самый знаменитый и удачливый мастер, работавший в стиле рококо.
Рококо больше не ждал от своих героев подвигов и преодоления себя. «Изящный» – ключевое слово данной эпохи. Крупнейшим мастером собственно рокайльного искусства стал ученик художника исторического жанра ЛемуанА Франсуа Буше, мастер занимательных любовных сюжетов, великолепный колорист и рисовальщик.
Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди. Главное место в творчество Фрагонара во второй половине 60-х и в 70-е гг. В Риме на протяжении пяти лет (1775-1780) Давид изучал античное искусство, а также творчество мастеров эпохи Возрождения (Рафаэля и художников болонской школы) и барокко.
Его персонажи всегда переполнены радостью бытия, подняты над обыденностью. Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест. Помпео Батони не был мастером-монументалистом. стиль Людовика XV.
Непосредственными последователями мастера, которые по большей части превратили манеру Ватто в изысканную и поверхностную моду, являлись художники Никола Ланкре, Жан Батист Патер, Кийар и другие художники. Аллегории, темы исторические, мифологические, жанровые – все это темы любви. Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра.
Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня). В 1719 принят в члены Королевской академии живописи и скульптуры как «мастер галантных сюжетов».
В его ранних работах сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов (Падение Симона-мага). То, что мы сейчас называем «рококо», в своё время называлось «живописным вкусом», но в 1750-х гг. Столичные любовные интрижки, «анекдоты, летопись обедов», «тысяча прелестных мелочей, о которых не догадываешься даже, когда отдаляешься» от столицы, образуют её привычную среду. Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов— увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. (иллюстрации см. Пушкина (Москва)Картина иллюстрирует эпизод новеллы Лафонтена «Отшельник». Натюрморты были восторженно встречены публикой и, окрыленный успехом, художник представил свои картины в Академию, получив за них звание академика.
Испытал сильное влияние А. Ватто. Подлинным представителем французского рококо стал Франсуа Буше ибо в его искусстве гедонизм рококо, доходящий до фривольности, пренебрежение к конструктивному, рациональному, разумному, как и вся утонченная культура рокайльного языка, выразилось в полной мере. (Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Мейсене и Челси). Остров Цитера обретает космические очертания.
Не только французские, но и русские вельможи стремились заказать у Робера картины для украшения своих дворцов (в частности, князь Юсупов, для усадьбы которого художник исполнил несколько пейзажей). Оно передано иллюзорно-вещественно. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. К числу лучших его работ этого периода относятся «Автопортрет с палитрой» (1794), портреты супругов Серизиа (1795).
Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора.
Художественно привлекательными теперь считались хрупкое, холёное тело, бледное лицо, у женщин – тёмные глаза.
Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Приложение 1). Данный поступок можно рассматривать как призыв художника к защите отечества. Рококо (франц. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже).
Человек эпохи рококо влюблен в декорацию вообще, а также в её праздничную личину. Он не скрывает театрального приема в композиции. Спектр сюжетов картин Буше охватывает всю тематику, характерную для стиля рококо.
Сюжетные оценки окружены утонченным и изящным, сияющим белизной пейзажным антуражем. Победа Баха над знаменитым у себя во Франции Луи Маршаном в музыкальном турнире, который так и не состоялся публично (Маршан, услышавший игру Баха, предпочел тайно ретироваться), оказалась возможной не только в силу несоизмеримости талантов двух музыкантов. Здесь изображены простые и спокойные сцены жизни семьи: стирающая белье прачка, ребенок которой забавляется мыльными пузырями («Прачка», ок. Первоначально ярче всего этот стиль проявился в аристократических кругах Франции. Театральность характерна для всего искусства XVШ в. и для Ватто особенно.
О каких характерных особенностях в музыке можно говорить в связи с этим стилем. Он пишет картины-воспоминания об итальянских виллах, создает необыкновенно свежие жанровые сцены, пейзажи, полные огня композиции на тему поэмы Тассо «Освобожденный Иерусалим», а также серию портретов (так называемый «экспрессивные головы»). Ф. Буше «Пейзаж с отшельником» (1742).
Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном. С тем же совершенством Фрагонар пользовался тушью, акварелью, свинцовым и итальянским карандашами, офортом. Мелодические звуки «свирели» они предпочитают громовым раскатам героической «трубы».
Музей изобразительных искусств им. Чаще всего у него встречаются сюжеты типа «Компания в парке», «Пастораль», «Купание», «Ловцы птиц». В настоящее время она находится в зале Государственных музеев в Берлине. Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства. Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. Приложение 8).
ниже). Отсюда родилось название нового стиля – рококо. Он предпочел «живое искусство», передающее дух новой эпохи.
Ланкре мог прямо ввести в картину то, что наблюдал на театральных подмостках. Пышность и яркость, действительно, роднили этот стиль с барокко.
Меняется и формальный строй его работ. Великосветская знать, разбогатевшая буржуазия считали своим долгом иметь в своем дворце или отеле «китайский зал», отделанный деревянными лаковыми панно, обставленный китайской мебелью и украшенный китайским фарфором. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. В то же время вся композиция кажется стройной и организованной.
Это относится и к живописи и к другим видам искусства. Франсуа Буше (1703–1770), французский художник, рисовальщик, гравер и декоратор. Это относится и к живописи и к другим видам искусства. Поэты рококо, воспаряют в мир феодальной сказки из которого изгнано всё, что может напоминать о грубой прозе окружающей жизни, отталкиваясь при этом от мира «низкой черни». В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743).
В его ранних работах сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов ("Падение Симона-мага"). Однако изучение Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его творчество. Уже давно установлено, что баховская таблица расшифровки мелизмов (значков, которыми кодировались определенные мелодические обороты, украшавшие основные звуки мелодии) есть не что иное, как упрощенная таблица французского композитора дАнглебера. Новые веяния проникли в Академию.
Бернардо Беллотто работал также в Германии. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Примерно в это же время Давидом было написано одно из самых значительных полотен эпохи — «Зеленщица» (1795).
Возникшее во Франции, рококо в области архитектуры сказалось главным образом в характере декора, приобретшего подчеркнуто изящные, утонченно-усложненные формы распространяясь в зодчестве других стран Европы (постройки Георга Кнобельсдорфа, Бальтазара Нёймана, отчасти Маттеуса Даниеля Пёппельмана), рококо часто выступало как местный вариант позднего барокко. К этому сюжету Батони обращался уже в своем раннем творчестве. Справа молодой человек и его юная подруга, составляющие единую группу.