Появление художников, которые начали работать в стиле реализма, вызвало немало обсуждений. Художественный реализм, реализм в искусстве, представители реализма, картины реализм, художники реалисты, реализм, картины в стиле реализм, черты реализм, реализм 19, реализм и романтизм века, критический реализм. В различные эпохи реализм приобретает своеобразные черты, по-особому проявляясь в рамках определенных художественных направлений и стилей, подчас пробиваясь через уводящие от него тенденции иллюзии и заблуждения художника, стилевые догмы и эстетические схемы. Однако просвещение и романтизм так сильно повлияли на реализм, что все писатели, поэты, художники того времени продолжали верить, что добро победит зло, в какие бы рамки, уловия и обстоятельства оно ни было заключено. Художников представителей реализма очень много, вот самые известные из них: И. Репин, И. Шишкин, А. Саврасов, Э. Мане, С. Лега, Уинслоу Хомер, Жюль Бретон.
Жанры пейзаж, портрет и натюрморт, в стиле реализма, пользуются большим успехом на выставках картин художников-профессионалов, мастеров масляной живописи. Художники символисты произвели сильное влияние на экспрессионизм и сюрреализм в живописи, два направления произошедшие непосредственно от символизма. Этот список художников, которые писали в стиле реализма, можно дополнить еще многими известными именами, но даже самые красочные описания не заменят эмоций и восторга от созерцания принадлежащих их кисти полотен.
Художники жанра «социальный реализм» описывали сцены из жизни американцев, во время великой депрессии и концентрировался на рядовых вопросах и сложностях повседневности.
Нежно прижимая к себе сына, мадонна в тоже время несет его людям, зная об его трагической судьбе. Яркие представители направления соцреализма в советской живописи: Александр Дейнека («Оборона Севастополя», «Мать», «Будущие летчики», «Физкультурница»), В. Фаворский, Кукрыниксы, А. Герасимов («Ленин на трибуне», «После дождя», «Портрет балерины О. В. Лепешинской»), А. Пластов («Купание коней», «Ужин трактористов», «Колхозное стадо»), А. Лактионов («Письмо с фронта»), П. Кончаловский («Сирень»), К. Юон («Комсомолки», «Люди», «Новая планета»), П. Васильев (портреты и марки с изображением Ленина и Сталина), В. Сварог («Герои-летчицы в Кремле перед полётом», «Первое мая – пионеры»), Н. Баскаков («Ленин и Сталин в Смольном») Ф. Решетников («Опять двойка», «Прибыл на каникулы»), К. Максимов и др. Еще ближе к определению реализма подошел русский художник и теоретик В. А. Фаворский (см. В то же время он не скрывает трагических сторон действительности. В работах отражены жестокие события современности. Путь живописи).
Вот почему великие реалисты XVII века так высоко чтили его. не сводился к работе художников с натуры и напленэре, хотя это стало массовой практикой, но отличался прежде всего социальной направленностью, стремлением обличать негативные явления современности, вот таким образом по отношению к нему часто употребляют терминкритический реализм (Ж. Ф. Милле во Франции, К. Менье в Бельгии, А. Менцель, В. Лейбль в Германии, передвижники в России). В Бельгии в 1850—70 гг. в литературе, живописи, графике (см. Предпосылки для развития искусства Возрождения раньше всего складываются во Флоренции. Искусство примитива может быть реалистичнее академической живописи.
Складывалось новое мировоззрение, свободное от духовного гнета церкви. Художник писал очень много картин на религиозную тему, но не переставал «хулиганить». Реализм в живописи, как стиль и крупное течение в истории искусства, возникло как раз по той же причине. Важную роль играла также острая бытовая сатира, мастером которой был П. М. Шмельков.
Если в литературе слово натурализм получило значение как выражение низкого Р., то в живописи различие между Р. и натурализмом не в такой степени определённо, один из критиков Курбэ (Кастаньяри) признавал законность нового направления и называл его натурализмом, тем более, что новосоставленное тогда слово Р. казалось многим — не в духе французского языка. Кипренский словно шутя одолел вершины портретного мастерства (хотя это досталось ему ценою невероятного труда) и открыл своими холстами путь в европейское искусство.
Роспись воспринимается как воплощение мечты о светлом будущем. Здесь коренится основа тенденциозности реализма. Отталкивающий облик иуды раскрывает идею предательства острее и глубже. критический реализм социалистический реализм тоталитарных режимов искусство).
Знакомство с ними значительно дополняет и расширяет паше представление о графике многих передвижников. это общий знаменатель целого ряда конкретных творческих методов.
Колонна представляется как оживленной, действующей снизу вверх силой. Так, в XIX в. реализм противопоставляли романтической эстетике. Днем рождения реализма считают выставку французского художника Гюстава Курбе «Павильон реализма» 1855 года, не смотря на то, что еще до него многие художники работали в реалистической менере (Жюль Бретон, Жан-Франсуа Милле, Теодор Руссо и многие другие). Диаз «Старая мельница около Барбизона»В чём же отличие пейзажей последователей Барбизонской школы от пейзажей художников других направлений. Все эти многочисленные домашние учителя и мелкие чиновники, дворники и горничные, кухарки и продавцы птиц – не просто занятные типы.
Нередко это противоречие разрешается победой реалистического начала в их творчестве (например, преодоление сюрреализма П. Элюаром и Л. Арагоном, экспрессионизма – Р. Гуттузо и многих других). Но изображенный праздник весны и любви овеян нежной грустью и беспокойством. Наиболее глубоких и художественно-гармонических результатов реалистическое искусство достигает тогда, когда обе эти стороны эстетические истины находятся в органическом единстве (например, в портретах Тициана и Рембрандта исторической живописи Д. Веласкеса, поэзии А. С. Пушкина, романах Л. Н. Толстого и др. ). Вот таким образом и здание держится без всяких креплений, без цемента11. Данное полотно описывало войну Греции за независимость.
создают эхо на краях листа. Среди крупнейших представителей реализма в различных видах искусства 19-20 вв. Мягче, но тоже правдив Христиан Скредзвиг (На лодке в летнюю северную ночь, Праздничный вечер, Крестьянин с кошкой). Особое внимание стоит уделить работам известного французского художника Гюстава Кюрбе, который сильно отличался от остальных художников тем, что только он вызывал сильный резонанс в обществе своими картинами.
искусство может преодолеть раздробленное воздействие природы. В эскизах к первому варианту «Отказа от исповеди» художник в своих композиционных поисках идет несколько иным путем. Себастьян Святой). Шведская живопись и поныне носит космополитный отпечаток: можно назвать довольно много художников, работы которых напоминают то франц., то нем. Живопись).
Искусство того или иного художника часто бывает глубже, правдивее, богаче его социально-политических и философских взглядов, отмеченных сложными противоречиями (например, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский). Кажущаяся простота, доступность образного языка реалистов 19в. М. Васнецов «В кружале. Какой бы точки зрения не придерживаться и как бы не связывать их друг с другом, несомненно, что реалистическое искусство располагает необычайным многообразием способов познания, обобщения, художественной интерпретации действительности, проявляющимся в характере стилистических форм и приёмов.
Неутомимым рисовальщиком на этих вечерах был П. А. Брюллов (наброски-портреты скульптора Г. Р. Залемана, архитектора А. П. Брюллова). Попытки ревизионистской эстетики (Р. Основными тематиками художников, писавших свои полотна в стиле реализма, были жанровые сцены городской и сельской жизни простых людей (крестьян, рабочих), сценки уличных событий и происшествий, портреты завсегдатаев уличных кафе, ресторанов и ночных клубов.
Инквизиция свирепствовала в Нидерландах. Первая мысль будущей известной картины «Крах банка» не была связана с изображением толпы вкладчиков, заполнивших банковские залы. В русском портрете революционных лет эта действительность воплощается как напряженная, драматическая сила, сообщающая экспрессию таким произведениям, как автопортрет М. А. Врубеля (1904, Москва, ГТГ), Человек в очках (1905-1906, Москва, ГТГ) М. В. Добужинского. 1860-е годы оказались для художника гораздо более успешными. Наступивший в двадцатых гг.
— В Англии натурализм проявлялся независимо от французского и совсем в особой форме. Реализм (от лат. «Главное для меня композиция, – говорил В. И. Суриков. Его глаза смотрят твердо и прозорливо. Реалистические тенденции под влиянием меняющихся общественно-исторических условий и самой психики современного человека нередко уступают место периодам декаданса, отчужденному от жизни формализму или возврату к прошлому в виде вульгарного эпигонства, представленного, например, «искусством» фашистского третьего рейха или номенклатурным «искусством» сталинизма. Энгельс, "Диалектика природы").
Более точное понятие было сформулировано Горьким в 1934-м году на съезде писателей. Сам выходец из крестьян, он знал их жизнь и нужды. Кюрбе создавал портреты своего времени, на которых была изображена простая сельская жизнь. Альфред Вальберг любил изображать не только свою родную, но и итальянскую природу.
Жанровая тема и портрет, создаваемые на основе живых наблюдений, конкретно-изобразительная трактовка натуры (а не обобщенно-пластическое ее претворение) объединяют творческие интересы обширной группы скульпторов разных стран. Из последующих можно назвать Бонвена (прачки, швеи) и Рибо (Теодюл) — реалиста в изображениях не только кабачков, но и религиозных сцен. В 1839 году переехал в Париж.
"Тайная вечеря" – новое слово в искусстве реализма, она поражала и поражает не только правдивость деталей, но и верностью "в воспроизведении типичных характеров в типичных обстоятельствах", т. е. То, что подлежит рождению и изменению, не реально, а действительно.
Лучшим листам этого времени присущ тот же драматический лаконизм, что и его знаменитой картине «Расстрел».
Леопольд Калькрейт — сильный реалист изображающий поселян, рыбаков и другой рабочий люд. Б. С. Шарден, Ж. А. Гудон во Франции, У. Хогарт в Великобритании и др. ). Произошло это 18 июля 1610 года.
Излюбленная репинская техника этой поры – штриховой и тоновой рисунок карандашом. И в лице и в руках есть победа над пространством. также натурфилософский реализм постмодернизм супрематизм сюрреализм).
Ссора стрельцов», «Симеон Гордый в иконописной мастерской», М. П. Клодт «Встреча боярина со скоморохами на масленице»). В XV–XVI веках создается передовое реалистическое искусство. Термин «реализм» был выдвинут французским литературным критиком Шанфлери в 50-х гг. Л. Давид во Франции).
Такая встреча запечатлена, например, в листе И. Е. Репина «Рисовальный вечер», где среди изображенных И. С. Остроухов, В. И. Суриков и другие. Искусственно противопоставляя Иуду всему собранию как изгоя и злодея. Исследователи до сих пор распутывают тугой узел из правды и вымысла, романтических историй и клеветы, различных толкований творческого метода художника, который сплелся вокруг его личности.
Это то, что можно назвать правдой идеала или эстетической оценки. И художник преодолевает скептическое отношение к миру. Исследователи творчества художника приходят к мысли, что именно Кипренскому удалось в живописи приблизиться к тому методу отображения жизни, который в литературе «открывали» Пушкин, Баратынский, Батюшков, в музыке — Глинка, Алябьев. Пачуря), в дальнейшем отошедшие от этого опыта польские (К. для монастыря св.
Мадокс Броун не только переносился в прошедшие времена, но изображал и современную жизнь. Также к выдающимся писателям-реалистам XIX века относятся французы Гюстав Флобер («Мадам Бовари»), Ги де Мопассан («Милый друг», «Сильна как смерть»), Оноре де Бальзак (серия романов «Человеческая комедия»), англичанин Чарльз Диккенс («Оливер Твист», «Дэвид Копперфильд»), американцы Уильям Фолкнер и Марк Твен. осязательная ценность формы).
Знакомство с ними помогает понять, каким путем этот мастер, создавший так много работ бытового жанра, находил, при общности некоторых композиционных приемов, решения, никогда не повторяющие друг друга. В 1873 году он бежал в Швейцарию, где провел несколько лет в нищете. Прекрасными акварелистами были В. Е. Маковский, И. Н. Крамской, В. М. Васнецов, В. Д. Поленов. Но благодаря этой картине молодой художник стал очень известен. в сущности, всему творческому миру.
rйalisme, от лат. Он хорош и в изображении приморского берега и катящихся на него волн при облачном небе. Много работал над портретом и Н. А. Ярошенко. Ведущие принципы реализма 19-29 вв. : объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала, воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т. е.
Интерес к их произведениям и деятельности не ослабевает с годами. можно прибавить Сурбарана, Рубенса, ван-Дейка, реалистов по исполнению. Представление о самых светлых и возвышенных идеалах гуманизма Возрождения с наибольшей полнотой воплотил в своем творчестве Рафаэль Санти (1483-1520), младший современник Леонардо, проживший короткую, но чрезвычайно насыщенную жизнь. В его облике – воля, разум, нравственная красота человека, верного долгу.
Полученные за картину деньги позволили Милле перебраться в деревню Барбизон близ Парижа. После того как несколько картин, особенно много значащих для автора, было отвергнуты как экспонаты Всемирной выставки в Париже, в 1855 году он открыл собственный «Павильон Реализма». Складывалось новое мировоззрение, свободное от духовного гнета церкви. виртуальная реальность). Эти художники создали глубоко реалистическое искусство.
Самым первым произведением Делакруа было «Ладья Данте», которая была выставлена в художественном салоне, но не произвела должного эффекта на публику. Отсюда определения: левитановский пейзаж, шишкинская роща, васнецовский лес. Он воплощал собой новый тип художника – ученого, мыслителя, поражающего широтой взглядов, многогранностью таланта. Продолжая провоцировать, Курбе дважды пытался выставить свои полотна в салоне в 1860х годах, ему было отказано.
«Реализм Курбье» сразу же вызвал острую реакцию общества и критиков, которые утверждали, что тот, «прикрываясь реализмом, клевещет на натуру», называли его ремесленником в живописи, делали на него пародии в театре и всячески очерняли. Имея резкую социальную направленность, он получил название критического.
До этого момента термин «реализм» употреблялся Герценом лишь в философском значении, в качестве синонима понятия «материализм» (1846)3. Из века в век художники совершенствовали свои навыки. 29 мая 1606 после спора был убит человек и обвинен в этом Караваджо. Как правило, для масштабных монументальных скульптур подбирались особенно прочные материалы, такие как гранит, сталь или бронза, устанавливали их на открытых пространствах для увековечивания особенно важных исторических событий или героико-эпических подвигов.
Не смотря на это, его эстетические теории не предназначались для распространения. Его Работы (1835) — реальные картины, напоминающие Курбэ: сильные, могучие люди без всяких прикрас.
Я не захотел больше подражать одним и копировать других. Реализм 19в. Леонардо да Винчи в своем трактате о живописи назвал по имени только одного из современников – Сандро Боттичелли, одного из самых эмоциональных и лирических художников Возрождения.
В конце XIX —начале XX вв. Это – относительно «мирное» собрание людей, где только жесты рук, скупо намеченные движения мужских фигур выдают внутренний драматизм происходящего. Манцу в Италии, В. Димитров-Майстора, С. Венев в Болгарии и др. ).
В середине XV века Боттичелли черпал вдохновение в современных ему произведениях, писаниях Данте (он был первым иллюстратором божественной комедии) и Боккаччо, религиозные события у Боттичелли пронизаны волнующим трепетом личного переживания, значительно перерастают рамки придворной культуры двора Медичи и отражают противоречия того времени. Так, в эскизе будущей известной картины «Вечеринка» художник наделяет героиню – декламирующую курсистку – чертами особой одухотворенности. В особенности реальна живопись русских пейзажистов, например, Левитана, Волкова, Дубовского, Остроухова и др. Образы их индивидуальны. Переход на службу к миланскому герцогу Моро оказался самым плодотворным.
каталонский модернизм). часто проявляется в реалистических тенденциях, присущих другим художественным направлениям. Зиновия, воскресившего ребенка и кончина святого.
Однако он, так же, как ребенок, не сразу научился писать шедевры. Падала художественная культура, падала изобразительная грамота. На основе своих набросков К. Е. Маковский позднее создает акварельный эскиз композиции изображающий сцену царского суда, где он стремится к документальной точности и достоверности.
Ярким примером этого могут служить листы из серии «Голод», эмоциональная напряженность которых как бы предвещает серовскую графику эпохи первой русской революции. Согласно идеям Гермеса Трисмегиста (см.
Восход солнца» (1872). Среди работ художников реалистов, посвященных исторической теме, чаще всего встречаются эскизы будущих картин, этюды к ним. Очень симпатичны сельские виды и зимы Ридберга. Подлинная реалистичность предполагает последовательное проведение единого принципа формообразования в целом и в деталях снизу доверху -- через все уровни содержания и формы (так называемая сквозная целостность по вертикали).
Творчество передвижников имеет поистине непреходящую художественную ценность. В этом отношении логичное определение реалистического искусства дал Л. Ф. Жегин (см. Сентябрьский снег (1903) и Февральская лазурь (1904) И. Э. Грабаря, Зеленый шум (1904) А. А. Рылова, Мартовское солнце (1915, все Москва, ГТГ) К. Ф. Юона, северные пейзажи К. А. Коровина и А. Е. Архипова – в русской живописи, поздние пейзажи норвежца Ф. Таулова с тающими снегами, произведения поляка Я. Станиславского, болгарина Н. Петрова, полотна многочисленных пейзажистов шведской школы – принца Евгения и других и анималиста Б. Лильефорса содержат в себе образы, формирующие устойчивые художественные представления о природе страны.
1485 г. ) и "Рождение Венеры" (ок. онтология искусства). Раухфус попытался оказать ему помощь, но было уже поздно.
Не следует забывать и о присущих каждому из искусств специфических условностях в воспроизведении действительности, обусловленных характером технических средств, не являющихся полностью материально адекватными формам самой жизни (холст, краска и т. п. в живописи, камень, дерево в скульптуре и т. п. ). Леонардо смело меняет эту традицию. В начале XX в. традиции реализма были особенно устойчивыми в России (творчество В. А. Серова, К. А. Коровина, С. В. Иванова, Н. А. Касаткина и др. ). Термин «импрессионизм» имел вначале пренебрежительный оттенок – критик Луи Леруа написал фельетон «Выставка импрессионистов».
Одним словом, создавать живое искусство -- такова моя цель5. В зависимости от идеологических, религиозных, нравственных или эстетических взглядов человека действительность может представляться материальной или идеальной (материализм идеализм). Будучи одним из выдающихся русских рисовальщиков своего времени, этот художник стремился показать природу во всей ее первозданной красоте. Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли.
вид видение сравн. А у романтиков пейзаж был приукрашен. Зиновия" полна большого драматизма и выразительности. е. конкретизации как национальных исторических, социальных примет, так и физических интеллектуальных и духовных особенностей) предпочтение в способах изображения «форм самой жизни», но наряду с использованием, особенно в 20 в., условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска) преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (особенно — к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового, мифологизированного сознания). В России в первой половине XIX в. тенденции реализма присущи портретам К. П. Брюллова, О. А. Кипренского и В. А. Тропинина, картинам на темы крестьянского быта А. Г. Венецианова, пейзажам С. Ф. Щедрина.
Глубокое проникновение в сущность жизненных явлений, которое присуще реалистическим тенденциям и составляет определяющую особенность всякого реалистического метода, по-разному выражается в романе, лирическом стихотворении, в исторической картине, пейзаже и т. д. Не всякое внешне достоверное изображение действительности является реалистическим. В Италии Караваджо в конце XVI-го столетия заявил себя поборником Р. изображая сцены, в которых действующими лицами были солдаты, картёжники, гуляки, часто пьяные и разбойничьего вида. мышление формой образное представление формы рельефа принцип).
Это, по словам Г. И. Успенского, «новый, народившийся, светлый образ человеческий». Заметное место в графике художников реалистов занимал портрет-набросок. Картины Курбе восхищают откровенностью, энергией, прочной композицией. В первые десятилетия XX века создаются углубленный в духовное состояние человека памятник Н. В. Гоголю в Москве (1904-1909) Н. А. Андреева, жизненно психологические произведения Р. Ваутерса (статуя Домашние заботы, 1913, Антверпен, Королевский музей изящных искусств), статуи чешского скульптора Я. Штурсы, дающие непосредственно-чувственное истолкование обобщающих тем, работы испанских мастеров, запечатлевших народные типы – брутально-характерные (О. Выдающимися советскими скульпторами-монументалистами эпохи соцреализма были Вера Мухина (монумент «Рабочий и колхозница»), Николай Томский (барельеф из 56 фигур «Оборона, труд, отдых» на Доме Советов на Московском проспекте в Ленинграде), Евгения Вучетича (памятник «Воин-освободитель» в Берлине, скульптура «Родина-мать зовет. » в Волгограде), Сергея Коненкова. Этому шагу предшествовало однако возрождение реального пейзажа в Англии (Констебль), послужившее на пользу самому Делакруа, а в тридцатых годах XIX века группа пейзажистов во Франции (Руссо, Каба (Cabat), Дюпре и др. ) абсолютно возродила реальный пейзаж с внутренним содержанием или настроением. В ходе развития искусства реализм приобретает конкретно-исторические формы и творческие методы (например, просветительский реализм, критический реализм, социалистический реализм). Молодые художники не могут не задумываться об изобразительной форме, которая лучше всего передавала бы индивидуальность современных героев их духовную наполненность, преклонения художника перед красотой реального мира». Крог — резкий, но правдивый реалист.
Барбизонцы же выступали за реалистический пейзаж своей родины с обыденными мотивами, с участием простых людей, занятых трудом. там же, т. 37, с. 37) и В. И. Ленин на примере Л. Н. Толстого. Впрочем, до тридцатых годов направление норвежских пейзажистов клонилось к прославлению преимущественно необычайностей их родной природы их фиордов, окруженных скалистыми горами их не заходящего на севере солнца и т. п. начало же новому изучению природы и пониманию её в простейших её проявлениях, все-таки часто не лишённых величия, положил Амандуа Нильсон в семидесятых годах.
Были открыты закон линейной и воздушной перспективы и закон светотени. К произведениям гениального писателя обращались И. Е. Репин, В. И. Суриков, Н. Н. Ге, М. В. Нестеров, В. Н. Бакшеев и другие. Различны проявления реалистических тенденций и в разных видах и жанрах искусства.
Но вместе с тем углубленное понимание «крестьянского жанра» в живописи и графике 1890-х годов далеко не исчерпывает того новаторства, которое привнесли в Товарищество передвижники младшего поколения. все роды живописи получили, наконец, отпечаток манерности с полным удалением от природы. московская школа ксилографии).
Известный П. Ж. Прудон (Proudhon), посвятивший на истолкование значения Курбэ половину своей книги Искусство (на русском — перевод Курочкина), считает Курбэ идеалистом в Р. С другой стороны, по технике Курбэ не удовлетворяет всем новейшим требованиям, так как она после него сделала (Мане, 1832—83) успехи в изображении предметов природы, освещённых на открытом воздухе (пленеризм, от франц.
Искусство отошло в сторону отвлеченного и мистического, реальное изображения мира, стремление к знанию, считалось делом греховным. В 1878 году в Товарищество передвижных художественных выставок вступил И. Е. Репин. В таких союзах мужчины и женщины заметно отчуждение, взаимное недовольство, а также гнев.
Творчество передвижников 1870 – 1880-х годов питалось теми же идеями, что и русская демократическая литература того времени. Падала художественная культура, падала изобразительная грамота. С. В. Иванов создал в эти годы свой широко известный цикл, посвященный переселенцам. изобразительное искусство мнимость условность изобразительного искусства). Созданный художником образ мадонны полон глубокого содержания. Главная характеристика полотен изображающих человеческие тела – это их чувственность, эмоциональность и натуралистичность.
их эстетический инвариант3. В следующем году были выставлены «Funeral at Ornans» (1849–50, Лувр), «Stonebreakers» (1849, Лувр). В таком духе писали Гольман Гунт, Миллес (Джон Эверет Millais) верующие не находили в их произведениях ничего священного.
РЕАЛИмЗМ (франц. здесь явлены лишь внешности, внешность же есть величайшая иллюзия. Тем не менее, две более ранних картины Курбе были приняты.
Естественное восприятие действительности и точная передача ее на холсте окончательно воплотились на холстах спустя лишь несколько эпох, на рубеже XIX-XX веков под логичным термином «Реализм». Из сумрачной чащи леса наперерез всаднику скачут призраки – дьявол, смерть с песочными часами, напоминая о быстротечности всего земного, о соблазнах жизни. Впервые термин «реализм» применительно к живописи использовал Г. Курбе. непримиримая вражда к крепостничеству могла быть выражена наиболее ярко и целеустремленно. Боттичелли было имя золотых дел мастера, к которому он первоначально попал в учение.
Творчество Питера Брейгеля Старшего, прозванного Мужицким (ок. На выставке представлены и многочисленные акварельные пейзажи В. И. Сурикова. С детства мальчик проявлял способности к рисованию.
обман зрения), а отвлеченное, абстрактное мышление может создавать выразительные образы. но в силе той суммы возбуждений, которая объединена в картине. Жан Франсуа Милле родился 4 октября 1814 года в деревне Грюши, в Нормандии. устраняет все слабые, ничего не говорящие положения.
Более подробно мы рассказываем об импрессионизме в отдельной статье. Касаткин, С. В. Иванов.
Но не следует воспринимать этих художников как только копировальщиков западного искусства. Адольф Нордлинг — изобразитель интимной жизни морских волн. А. Р. Эр-нандес) или живописно-выразительные (М.
Но современный реализм, так же как и реализм в искусстве прошлых эпох, не всегда предстаёт в чистом виде. Эти факты многое говорят о культурном уровне семьи будущего художника. Обращаясь к народным пословицам Брейгель создает сатиры на современное общество. Его работы пользовались большим спросом у коллекционеров. Эти художники создали глубоко реалистическое искусство. е. конкретизации как национальных исторических, социальных примет, так и физических интеллектуальных и духовных особенностей) предпочтение в способах изображения «форм самой жизни», но наряду с использованием, особенно в 20 в., условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска) преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (особенно — к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового, мифологизированного сознания).
Эта роспись в настоящем своем виде представляющая руину была выполнена между (1495-1497). Я так вижу, -- говорит абстракционист и возразить ему нечего4 (см. Д. Поленов «Бабушкин сад», К. Е. Маковский «Болгарские мученицы»). Передвижники обращались к специфической области графического искусства – иллюстрированию и оформлению книг.
Контраст апостолам составляют образы внешне спокойного, но печально-задумчивого образа Христа и предателя Иуды, грубый хищный профиль которого погружен в тень.
Н. Крамской, В. Г. Перов, И. Е. Репин и другие). Она может только мыслиться, представляться воображению. Участники этого движения писали на пленэре в импрессионистской манере. Курбе провозгласил своей целью создание «нового искусства» в противовес помпезной академической живописи Второй империи. Клод Моне «Впечатление. На картине мы видим в светлой утренней тишине – длинный мыс, ниспадающий в море.
Кристоф Бишоп изображал сельские сцены играющих детей интимную домашнюю жизнь. В 1855 году Курбе представил свету работу «Painters Studio» (Лувр). Входишь в музейный зал, где висят полотна Ореста Адамовича Кипренского и сразу попадаешь в особый мир. Начиная с 1830 г. выступления мастеров сатирической графики, во главе с Домье и пейзажистов барбизонской школы, утверждают в искусстве задачу «полного отображения своего времени» (Бальзак). Дюрер писал портреты, закладывал основу немецкого пейзажа, вкладывал в библейский сюжеты новое жизненное содержание.
Пикассо). контуры как бы соотносятся с полями. Самые различные условные, а порой и отвлеченные приёмы и образы неоднократно являлись средством точного и острого образно-выразительного раскрытия жизненной правды (творчество Ф. Рабле, Ф. Гойи, Э. Делакруа, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина, В. В. Маяковского, Б. Брехта и многих других), особенно тогда, когда сущность того или иного социального явления или идеи не имела адекватного выражения в каких-либо реально конкретных фактах или предметах.
«У него, – писал В. В. Стасов, – натура была одной породы с Гоголем, у него тоже были две главные ноты – юмор и трагедия». Свойственный им порой обличительный пафос определяет место Федотова как родоначальника русского демократического реализма. М. Васнецов «Портрет В. М. Максимова», Н. Д. Кузнецов «Портрет В. И. Сурикова», Г. Г. Мясоедов «Портрет К. В. Лемоха», И. С. Остроухов – портреты С. С. Боткина, А. А. Киселева).
Вот таким образом эклектика (стилистическая неопределенность) не создает подобной целостности и, следовательно, нереалистична. Новый период шведского искусства начался после 1879 г., когда Гуго Сальмсон пошёл по следам Бастиена Лепажа и овладел новой французской техникой с ним сходен Август Гагборг (Сцены на морском берегу, Работы полевые). высказывание А. Н. Бенуа о картине Тициана -- см. Некоторые шведские художники работали в чужих краях, как, напр., Гуго Биргер — настоящий виртуоз (Завтрак в Гранаде), умерший в молодости. В "Афинской школе" прославление разума, античной науки и философии.
Именно посредством этой концентрации. Крестьяне Брейгеля полны энергии, деятельны, хлопотливы, трудолюбивы. Французские картины, написанные в духе реализма, зачастую принадлежали к пейзажному жанру, в них авторы пытались передать окружающую их природу, красоту французской провинции, сельские пейзажи, которые, по их мнению, как нельзя лучше демонстрировали «настоящую» Францию во всем её великолепии. присваивали себе титул реалистов.
Почти одновременно — Скарбина, ученик французских художников, как реалист и колоритный виртуоз кисти выступил с картинами разнообразного содержания (рынки, мастерские, женские фигуры, писанный с французскими шиком), Ганс Герман, Лепсиус — все реалисты нового направления. Иными словами, гиперреалисты создают так называемую «ложную реальность» или «убедительную иллюзию». Левицкий, Кипренский и Тропинин — оставило замечательные образцы реальной колоритности. 19 в. («собственно реализм»).
Многие из передвижников постоянно сотрудничали в таком популярном издательстве, как «Посредник». Это произведение носило название «Смерть Сарданапала». Швед Карл Вальбом писал крестьян на манер Тенирса и Август Линдгольм изображал сцены наподобие старых нидерландцев Метсю и Герарда Доу, но первым новейшим колористом был Иоганн Фредрик Гуккерт (Hoeckert): в 1856 г. он написал Церковную службу в Лапландии за этим следовала Внутренность лапландской хижины.
Графика здесь уже сближается с монохромной живописью. Келлер по содержанию иногда может быть назван реалистом и во всяком случае решает сложные колоритные задачи с полной современной виртуозностью. Ему посвящены листы Н. В. Неврева («Семейные расчеты», «У постели больной»), наброски городских типов К. В. Лебедева («Чиновник», «Коммивояжер», «Цыган»). Ранние произведения Боттичелли отличаются мягким лиризмом и безмятежностью. Одновременно с этим направлением существует и другое, как раз противоположное.
Самостоятельно Р. возродился в XIX столетии с 1848 г. Милле (Millet) отдал все свои силы исключительно изображению жизни рабочего люда и преимущественно изображению его труда. Объективное познание натуры дает возможность художнику реалистически убедительно изобразить ее на плоскости, а эти объективные знания художник может приобрести только с помощью науки.
также передвижники). Он впервые получил внимание публики благодаря «After Dinner at Ornans» (Лилль) в 1849. Она принесла Дрездену мировую славу.
Его наиболее прославленные зрелые картины – "Весна" (ок. Блай-и-Фабрега). Реализм также -- это не искусство в значении определенного художественного направления. В его альбомах сохранилось множество зарисовок.
Вместе с тем реализм в искусстве XVIII-XIX вв. Подлинным основоположником стиля "высокого Возрождения" был Леонардо да Винчи (1452-1519), гений, чье творчество знаменовало грандиозный качественный сдвиг в искусстве реализма. (см. Содержание социальных кризисов определяет искусство Дюрера. Передвижничество с его последовательным демократизмом – явление абсолютно нового порядка.
действительность содержание и форма в искусстве). Эта программа отвергала такие важные этапы национального наследия, как религиозное искусство средних веков и авангардное искусство XX в. Были разработаны основные принципы соцреализма: правдивое изображение действительности в ее, революционном развитии, сочетание исторической конкретности образов с их героикой и романтикой. Его необычная манера принесла ему заслуженное признание, не подвластное времени. Восход солнца» («Impression, soleil levant»). Высокий демократический подъем сказался в это время на всех областях культуры.
Во Франции в XVIII стол. Сеченов и Д. И. Менделеев в естественных науках – все они в разных формах приняли участие в общественном движении, которое, по словам В. И. Ленина, было одушевлено «горячей враждой к крепостному праву». В 1860-е годы особенно широко развиваются те виды изобразительного искусства, где.
А пространственные представления, сформированные в границах определенного исторического типа искусства, формируют восприятие действительности и даже жизненное поведение. Термин «реализм» употребляется в двух значениях — широком и узком. Исключительно велико по объему графическое наследие И. И. Шишкина. В человеке над всем должен господствовать разум». Интерес художников реалистов к этой проблеме закономерен и понятен. В Средневековье номиналисты (от лат.
Реализм связан с понятием художественного стиля, поскольку стилистическая ясность это также целостность содержания и формы, но возникающая не в границах конкретного произведения искусства, а между многими (стиль -- сравнительная категория). Произведение Хоппера «Шахтерский город в Пенсильвании», которое описывает бритоголового человека, стоящего на фоне стены изображает свет неизвестного происхождения.
В основе его – вера в силы и возможности человека, жадный интерес к земной жизни. Брейгель был высоко образованным, просвещенным человеком, он был далек от идеализации действительности. ".
не является полноценным искусством. Реализм (от лат. Милле был уже убежденный реалист, но более мягкий, чем Курбэ.
Положение Милле в мире искусства резко изменилось в 1848 году. Работая над эскизом, В. И. Суриков чаще других авторов прибегал к акварели.
В его портретах выступали люди могучего духа, устремленные в будущее. Пейзаж). Он выполнил множество набросков, в которых изучал позы и жесты отдельных фигур. А искусство только абстрактное или только конкретное (то есть натурализм) лишено этой сложности, этой сложной диалектики, этой борьбы и вот таким образом.
Также художники прибегали к более контрастным формам выражения образов. Они (модели И. Б. ) были удивительно похожи, живо схвачены и очень серьезно нарисованы». Дуниковский), латышские (Т. Пореформенная деревня привлекала пристальное внимание передового русского общества. также господствовало влияние Курбэ Шарль de Гру (de Groux) изображал сцены болезни, смерти и бедности, мансард и подвалов Луи Дюбуа — может быть, наиболее сильный из бельгийских реалистов. В более узком смысле термин реализм (впервые появившийся в эстетической мысли Франции в середине XIX в. ) в области изобразительного искусства применяется к художественным явлениям, возникшим главным образом в XVII-XVIII вв. realis -- вещественный, действительный).
Создал трактат "Четыре книги о пропорциях человека 1528 г. ". Там, где художественная тенденция не вытекает из обстановки и действия (там же, с. 333), а привносится в произведение извне, возникает чуждый реализму дидактизм или внешняя декларативность.
А. Степанов, П. М. Боклевский). Впервые термин «реализм» был употреблен французским литературным критиком Жюлем Жанфлери, который в своей книге «Реализм» (1857) трактовал это понятие как искусство, созданное для противостояния таким течениям как романтизм и академизм. В графике передвижников эта тема получила всестороннее развитие. Если живописные произведения о революции, рабочем и крестьянском движении было почти невозможно показывать на выставках, то в рисунке эти же авторы чувствовали себя гораздо более свободно. Убедительный пример этого – работы В. А. Серова.
В. Е. Маковский постоянно и много рисовал с натуры. тем, что Энгельс считал основным признаком реализма. Они подходят к осмыслению пейзажного мотива, как важной патриотической темы, вносят в него ноту раздумья о судьбах родины.
В основном, он учился путем копирования шедевров В Лувре. начало которой ведут либо от Возрождения («ренессансный реализм»), либо от Просвещения («просветительский реализм»), либо с 30-х гг. Родоначальник русского реализма – художник Павел Федотов, его знаменитые картины «Сватовство майора», «Свежий кавалер», в своих работах он разоблачат порочнее нравы общества и высказывает свое сочувствие бедным и угнетенным людям.
На этой выставке находилась картина Клода Моне «Впечатление. В больших, широко раскрытых глазах мадонны воплощение доброты и кротости, ее босые ноги чуть касаются пронизанного светом облака. В их осанке – напряжение воли, в лицах – взволнованность чувств и мыслей.
Мы ответим на этот вопрос положительно: конечно, является. Термин «реализм» принадлежит французскому литературному критику Ж. Шанфлёри, он первым употребил его в 50-х годах XIX в. для обозначения искусства, противостоящего романтизму и академизму). Эта эпоха начинается со второй половины XV столетия. Именно тогда главной темой их творчества становится жизнь русского крестьянства. Веласкес, писавший святых, портреты (весьма реально) изображал также картёжников и гуляк из простонародья. Получается как бы борьба этих двух моментов и этот момент самый интересный в искусстве. Вот таким образом реализм утверждает наличное бытие действительности, лежащей вне сознания2.
Показан безмятежный сельский пейзаж, пасется корова, весело кружатся стрижи. Антонио, собств. Фредерик McCubbin «Письмо» (1884)По-другому эту школу называют австралийским импрессионизмом. Это название картины и стало в дальнейшем термином. Пейзажист Ионгкиндс (Jongkinds) более резкий колорист, чем француз Коро, на которого он походит, передаёт настроение широко и несколько по-импрессионистски в морских пейзажах изображает обстановкою жизнь моряков.
Дж. Картина "четыре сцены из жизни св. Пытливость ума, разносторонность интересов, устремленность к новому ставят его рядом с великими итальянцами – Леонардо да Винчи, Рафаэлем, Микеланджело. Критики того времени яростно обвиняли великого художника за его чрезмерный натурализм.
Названия никогда не давали правильного представления о вещах. Советское правительство всегда придавало большое значение политике партии в искусстве.
В 1870 – 1880-х годах среди членов Товарищества было широко распространено устройство многолюдных вечеров, где все присутствующие имели возможность рисовать друг друга. В основном они изображали неприглядные стороны городской жизни. Реализм. Таковы рисунки И. Е. Репина, связанные с его работой над известными картинами «Арест пропагандиста», «Не ждали», «Отказ от исповеди», портретные наброски и композиционные листы Н. А. Ярошенко на близкие революционному народничеству сюжеты (этюды к картине «У Литовского замка», «Под конвоем», «Прогрессистка»), а также зарисовки К. Е. Маковского, сделанные им в 1881 году в зале суда на процессе первомартовцев. В XV-XVI веках создается передовое реалистическое искусство. е. естественнонаучное) противопоставляли классическому (т.
В советском искусстве и художественной критике уже в конце 1920-х гг. После падения Вандомской колонны Курбе был несправедливо осужден, заключен в тюрьму. Именно там проходило обучение живописи в биографии Курбе.
ввел французский писатель и литературный критик Жюль Шанфлёри (Champfleury, 1821--1889). Стилизация -- это игра в реализм. Существует два основных типа сюрреалистического искусства—Фантезийный (художникамэтого направленияможно отнести Сальвадора Дали, Рене Магритта) и автоматизма (Хуан Миро). В основе его – вера в силы и возможности человека, жадный интерес к земной жизни.
И. С. Остроухов и другие художники. Собственно, открытие этой важнейшей темы было сделано несколько ранее, когда Н. А. Ярошенко написал своего могучего «Кочегара», а К. А. Савицкий показал силу и величие человека труда в «Ремонтных работах на железной дороге». Однако и прежнее время — напр.
Однако путем мысленного восхождения (греч. Манцу в Италии, В. Димитров-Майстора, С. Венев в Болгарии и др. ). Даже пары на картинах видятся зрителю бесконечно одинокими. советский ампир социалистический реализм Третьего Райха искусство).
В 60-х годах начинается творческая деятельность И. Н. Крамского. у французов Бастьена Лепажа (весьма смягченный Курбэ) и Рафаэлли изображающих, подобно Курбэ, обыденную и преимущественно рабочую жизнь. Брейгель увидел, что они достойны лучшей участи, способны отстоять свои права на жизнь. Такое решение, каждый раз новое и единственное в своем роде (см.
е. гуманитарному, читай: ненужному). Это хорошо прослеживается на картине под названием «Вечер в Кейпкоде», на которой двое отдыхают совсем рядом, но при этом не чувствуется их единства, каждый сам по себе.
Это и дало толчок к появлению и развитию американского реализма. Экснер, Фермерен, Дальсгард писали сцены, часто весьма простого содержания из простонародного быта: из них замечателен Дальсгард жизненной энергией. Из пейзажистов после А. Ахенбаха, Вильройдера, Дузетта, мариниста Эшке следовали Иернберг, Отто Рейнигер, Томас Гербст, Густав Шенлебер, Герман Байш, ученик Руссо, к сожалению, редко обновляющий свои сюжеты, Теодор Гаген, отличающийся простотой и правдой в пейзажах (любил сдержанные тона), Цюгель и Вейсгаупт — пейзажисты изображавшие домашних животных, как пособников труда человеческого.
В российской публицистике и литературной критике указанный смысл термина «реализм» впервые определил Дмитрий Писарев. В этот период создано для монастыря Санта-Мария делла Грация в Милане наиболее прославленное произведение Леонардо да Винчи – знаменитая "Тайная вечеря".
Термин реализм в 1850-х гг. Эту же мысль находим в знаменитой книге А. Хильдебранда (Гильдебранда): Если обдумать, как бесконечно разнится изображение от природы, то способность его вызывать в людях иллюзию осталась бы для нас загадкой, если бы картина, как и природа, не пробуждала в нас сначала процесса имеющего целью представление пространства. Даже в XIX веке не было такого художественного направления, как Реализм. Первоначальный замысел, намеченный в эскизе, часто был еще более острым, чем в картине.
каждая поставленная точка разом меняет композицию». Рафаэль получает заказ на роспись парадных комнат Ватиканского дворца (с 1509 по 1517 г. ).
Персонажи будущих картин В. Г. Перова угадываются и в многочисленных набросках с изображением странников, монахов, богомолок, юродивых. Во всяком случае бытовая живопись (жанр) — родоначальница Р. Бытовая живопись, как она и прежде понималась, возродилась и даже зацвела в Голландии в XVII стол.
Черты возвышенной поэтичности, утонченности и аристократической изысканности, присущие Флоренции XV века, во времена правления Лоренцо Медичи, находят наиболее яркое воплощение в творчестве Сандро Боттичелли (1445-1510). Сандро – это лишь прозвище, а в действительности он назывался Филипени. Таковы Оскар Бьорк (Моряки, Коровьи стойла), Карл Ларсон (декоративные стенные композиции — напр., жизнь женщины различных времён в Швеции), Рихард Берг, сын Эдварда Берга (Гипнотический сеанс) и, наконец, Андерс Цорн, блестящий художник разнообразного содержания, писавший испанских нищих, цыган, английских мисс, моряков, движение воды, лунный свет, сцену в омнибусе, бал и т. п. В Норвегии Карл Гансен колоритно писад сцены народно-бытовые он работал в Копенгагене, многие другие — почти постоянно вне отечества, но некоторые окончательно почерпнули силы лишь по возвращении в отечество. Трагичные образы беззащитных крестьян, беспомощных перед лицом жестокой силы.
Используя наряду со штриховкой тоновое пятно, художник добивается своеобразной выразительности в передаче мягкого, чисто петербургского колорита («Невский проспект», «На Николаевском мосту»). Так, эскиз «Сельского крестного хода на Пасхе» строится на гротескном решении центральных фигур – женщины, несущей оклад иконы, дьяка, мужчины с хоругвью. Вообще шведские пейзажисты немного космополиты и почти все изучали искусство за границей, Эдвард Берг, замечательнейший из них, хотя и работал в Германии, Франции и у Калама в Швейцарии, но по возвращении в отечество начал с 1857 г. разрабатывать пейзаж шведской природы — сосновые леса, березовые рощи, тихие воды, не чуждаясь грандиозной стороны своей родины (водопады), но не прибегая к блестящим внешним световым эффектам. В эпоху средневековья художники, подчиняясь влиянию церкви, отошли от реального изображения мира, присущего художникам античности (Аполлодору, Зевксису, Паррасию и Палефилу).
Это искусство создает новую концепцию портретного творчества. Люди приходят и уходят, делая свое дело до самого вечера, но она, богиня, проснулась раньше людей и можно подумать, что грусть на лице ее навеяна мыслью о предстоящем дне. Движение основано художниками Артуром Стритоном и Вальтером Холке. Примечательно, что художники «Мира искусства» – объединения, далекого на первый взгляд от проблем современности, оказались в эту сложную эпоху захвачены величием происходящего. Истоки такого отношения к революционным событиям следует искать в традициях русского искусства второй половины XIX века, в первую очередь – в искусстве художников передвижников. изобразительное искусство).
В Парижской коммуне (1871) Курбе был президентом федерации искусств. Ориентация «Посредника» на самые широкие круги читающей публики требовала особого, предельно простого по форме графического решения. В эпоху средневековья художники, подчиняясь влиянию церкви, отошли от реального изображения мира, присущего художникам античности (Аполлодору, Зевксису, Паррасию и Палефилу). Много и охотно рисуя портреты своих единомышленников и друзей – членов Петербургской артели художников (портреты Н. В. и Н. Д. Дмитриевых-Оренбургских, Н. А. Кошелева), родных и близких, он создает образы, отмеченные глубиной и точностью характеристик. Годы творческой зрелости протекают в условиях нарастающей революционной ситуации.
Понятно, что речь идет не о формальных качествах изображения, а о содержательно-формальной целостности, органичности произведения искусства в соответствии со спецификой изобразительных средств. На стенах контаты Станцы делла Сеньятура (комната печати) размещены композиции "Диспут, Умеренность и Сила", "Афинская школа", "Парнас" и "Мудрость". Тем же стремлением «проникнуть» в самые глухие места России, куда не попадали выставки Товарищества, объясняется внимание многих передвижников к гравюре. При всей их эскизности они удивительно верно передают характер изображаемого (портреты Э. Л. Праховой и Р. С. Левицкого, С. С. Боткина и другие).
пространственные системы изображения). абстрактивизм, абстрактное искусство). Ведь художники-импрессионисты изображали природу такой, какой они её видели, во всём разнообразии игры красок и светотеней.
Рафаэль создал свой идеал прекрасного, гармонически развитого человека. Художник. На примере собственной гравюры -- портрета Ф. М. Достоевского (рис. Он не ставит своей задачей изображение социальных проблем или сатиру.
Как в живописи, так и в рисунке он охотно использовал двухфигурные композиции («В швейцарской», «Беседа в трактире»). Синонимами реализма в этом значении будут такие слова, как реалистичность, правдивость истинность. конкретизации как национальных исторических, социальных примет, так и физических интеллектуальных и духовных особенностей), предпочтение в способах изображения «форм самой жизни» но наряду с использованием, особенно в 20-м в. условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска), преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (особенно – к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового мифологизированного создания). Революция 1905 года всколыхнула все русское искусство.
На полотнах изображены обособленными не только люди, но также и дома с улицами. В отличие от понятия действительности (частично овеществленной реальности) и вопреки прямому прочтению слова, под реальностью в современной философии понимают совершенное бытие-в-себе, абстрагированное от познавательной связи (сравн. «Все это вы должны дать широким массам», – говорил он.
Он писал крестьян с глубиной и проникновенностью, напоминающими о религиозных образах. Нередко наблюдаются художественные явления, в которых одновременно существуют и реалистические и нереалистические черты (например, тенденции символизма в творчестве М. А. Врубеля и А. А. Блока), находящиеся в нерасторжимом единстве. Тогда же Серов много работает для революционных сатирических журналов.
Павильон реализма Похороны в Орнане Салон отверженных). В процессе исторического развития всего искусства в целом реализм приобрел конкретные формы и методы, вследствие чего выделяют три его стадии: просветительский (Эпоха Просвещения, конец 18 века), критический (19 век) и социалистический реализм (начало 20-го века). Я изучал вне какой-либо системы и предвзятости искусство древних и искусство современное. В Дании пейзажная живопись шла вообще также национальным путём: Кристен Кебке, Петр Христиан Сковгард (рощи, парки, с 1839 г. ), поэтический реалист Вильгельм Кинен, маринисты: Мельби, Эмануэль Ларсен, Сёренгсен — в особенности первый — отличаются большими достоинствами из молодых — Лохен, Торольф Педерсенс, Торвальд Нисс пейзажисты Иоахим и Нильс Сковгарды (сыновья Петера-Христиана Сковгарда), хотя и пишут натуралистические пейзажи, но переходят в декоративно-стилистическое направление, по определению историка искусств Мутера. Позже (1870 год) реализм распадается на две ветви: натурализм и импрессионизм.
Например, в графике И. Н. Крамского наряду с портретом значительное место занимает пейзаж.
Эмпиризм признаёт источником знания не разум, а чувственный опыт. Его художественный язык достаточно богат, чтобы не прибегать к чисто внешним эффектам. Когда в 1610 году до художника дошли слухи, что папа Павел V хочет его помиловать, Караваджо хотел возвратиться в Рим, но по возвращении в Порто-Эрколе он умер (или был убит). В эскизах картины «Иван Грозный и сын его Иван», выполненных карандашом и акварелью, для Репина было наиболее важно найти положение основных фигур, выявить их характерную пластику: жесты, поворот головы. Реализм в его понимании являлся элементом романтизма.
Философский натурализм или наивный реализм, предполагает тождественность реальности и действительности. В середине XIX столетия романтизм был оттеснен с передовых рубежей французской художественной культуры (а также и литературы) мощным реалистическим движением. nomen -- имя, наименование), в отличие от реалистов, считали, что чистые сущности (номиналии) непознаваемы, могут быть только условно названы и они не имеют аналогов в единичных реалиях материальной действительности. Не подлежит сомнению меланхолическое настроение, в котором Боттичелли изображает богиню наслаждения, как великую распорядительницу судьбами человека. Не все ясно в судьбе этого замечательного художника.
живопись и которые отличаются натурализмом в темах, весьма разнообразных по роду. Но по прошествии двух лет художник показал в салоне новое произведение, названо им «Резня на Хиосе». Рубенс даже не искал красоты изображая только крепкие, здоровые тела. Норвежский художник Вереншильд (Verenskiold) иллюстрируя саги и сказки, выработал особый стиль рисунка, соответствующий духу сказочных событий, а немецкий художник Швинд писал целые картины, приспособляя и рисунок и колорит ко впечатлениям от легенд, которые этими картинами он хотел передать.
О безысходной крестьянской доле с горечью повествует художник реалист В. Г. Перов («Ходоки-просители», «Странники»). Реализм (от позднелат. Лауриц Ринг отдался изображению крестьянских сцен Анна Анкер (Погребальный обряд), Михаэль Анкер (Рыбаки на берегу) сильный реалист в изображении жизни датских моряков. Он обобщил реалистические искания предшественников и современников в целостную систему художественных воззрений и тем положил начало новому этапу в развитии немецкого искусства. Но в 1900-е годы она получает гораздо более глубокое и многообразное толкование. Живший на грани двух эпох, Дюрер отразил в своем искусстве трагизм социальных кризисов, закончившихся разгромом крестьянской войны. Дюрер изучал математику, перспективу, анатомию, гуманитарные науки.
Яркий пример работ такого рода – многочисленные эскизы картины «Боярыня Морозова». Его влияние стало громадным. Среди акварелей В. И. Сурикова чаще всего встречаются портретные зарисовки и пейзажи. Бытовая живопись, хотя и представляет изображение сцен действительной жизни, но легко допускает в себя и анекдотический элемент, вот таким образом она вообще не отождествляется с реальным направлением без особых оговорок.
Зарисовки с натуры, носящие этюдный характер, выполнены им в основном карандашом («Голова казака», «Казак» – рисунки для картины «Покорение Сибири Ермаком», наброски к «Переходу Суворова через Альпы» и другие). В его гравюрах – образы крестьян, горожан, рыцарей. Выдающие скульпторы-реалисты 19 века: Константин Менье («Грузчик», «Индустрия», «Пудлинговощик», «Молотобоец») и Огюст Роден («Мыслитель», «Шагающий», «Граждане Кале»). Идеалы общенационального порядка создали почву для творческого подъема.
В 1508 Рафаэль был приглашен работать в Рим, ко двору папы Юлия II. Его знаменитые романы «Красное и черное», «Красное и белое» показали читателям, что описание обычных сцены жизни и повседневных человеческих переживаний и эмоций возможно выполнить с величайшим мастерством и возвести это в ранг искусства.
Однако сходство не есть единственное достоинство портрета: требуется ещё реальность высшего порядка — жизненность и сверх того — характерность, только не грубая, тривиальная, низкая. Петер Крейер (Kryer) открывает с 1871 г. движение датских реалистов новейшего пошиба (Рыбаки вытягивают сети на Скагене) его Комитет французской выставки замечателен жизненностью фигур и превосходным сложным освещением. Всем им, однако, присущи общие черты: конкретная достоверность в воспроизведении действительности, утверждение эстетической ценности народной жизни, открытая демократическая социальная направленность художественного идеала.
В 1890 году, давая обзор Восемнадцатой передвижной выставки, В. В. Стасов отмечал «неподкупную правду изображения» у этих мастеров. Подобные эскизы позволяют еще более почувствовать беспощадную силу перовского сарказма.
Его развитие во многом граничит с повышением уровня общественного сознания, утверждением материализма в философии, развитием промышленности, техники, естественнонаучных и социальных дисциплин. Для этого они избегали симметричных изображений. В 1870-е годы реализм разделился на два основных направления – натурализм и импрессионизм.
Все зависит от характера самого подражания6. На этом, собственно и строится феномен художественного творчества (см. Все великие художники реалистического направления при изображении человека стремились использовать язык ясный и понятный, чтобы зритель, независимо от нации, расы и уровня образования, мог «прочитать» произведение художника-реалиста.
Это придает необычайную легкость ее поступи. В 1905 году он обращается к образу А. М. Горького. Но согласитесь, что если несколько человек видят одну и ту же картину или ситуацию, то опишут (или нарисуют) они её по-разному. Развивая тему русского крестьянства, они отталкивались от традиций «крестьянского жанра» 1870-х годов и обогащали его новым содержанием. ФЕДОТОВ ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ — известный русский художник и рисовальщик, основоположник критического реализма в бытовом жанре, aкадемик живописи (1849г. ), aвтор поэмы «Женитьба майора» (1847г. ).
Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов в эстетике и философии, Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. А. Некрасов в литературе, деятели «Могучей кучки» в музыке, участники «Бунта четырнадцати» и В. Г. Перов в живописи, Й. М. В этом образе нежность и любовь матери сочетаются с чувством долга перед человечеством. XIX в. и быстро получил распространение в различных искусствах и странах.
Серы, но гармоничны марины Ганстева в норвежских фиордах. Из них последний — писатель и художник, вынесший идеи натурализма из Парижа, где он был в 1880 г. Бедная и некрасивая швея, работающая до утреннего света, врач и бедная озябшая женщина, дележ хлеба между бедными (Борьба за существование) — это один ряд картин Кроге. Русь (1898-1900, Ленинград, ГРМ), темпераментная, бурная Земля (1898, Варшава, Национальный музей) польского живописца Ф. Рушица, углубленные в мир природы картины чешского живописца А. Славичека У нас в Каменичках (1904, Прага, Национальная галерея), а также его праздничные по настроению виды Праги.
мизерабелизм).
Реалистические тенденции в искусстве XX в. характеризуются поисками новых связей с действительностью, новых образных решений и средств художественной выразительности, о чём свидетельствует искусство таких различных мастеров, как Ф. Мазерель в Бельгии, Д. Ривера и Д. Сикейрос в Мексике, Р. Кент, А. Рефрежье в США, А. Фужерон и Б. Таслицкий во Франции, Р. Гуттузо, Дж. реалистическим тенденциям и составляет определяющую особенность всякого реалистического метода, по-разному выражается в романе, лирическом стихотворении, в исторической картине, пейзаже и т. д. Не всякое внешне достоверное изображение действительности является реалистическим. В Германии одним из первых представителей реального направления в живописи был Менцель, который писал толпы народа на площадях и в садах, работы на заводах (Новейшие циклопы, 1876), a также и коронования или церковные службы изображая, следовательно, все классы общества, но темы его не всегда немецкие, часто французские и итальянские. Дело в том, что пейзажу придавали различное значение. Словом Р. французские критики назвали направление в живописи, которое избрал Курбэ (1819—1877) в противодействие не только идеалистическому направлению, но и всякому другому избиравшему сюжеты для картин не из окружающего современного общества и притом почти исключительно — рабочего, трудового класса. Он получил правительственный заказ на картину «Агарь и Измаил», но, не закончив ее, сменил тему заказа Так появились знаменитые «Сборщицы колосьев».
В 1890-е годы в Товарищество вступили В. А. Серов, А. Е. Архипов, Н. А. Здесь интересен каждый, даже беглый набросок. Его тем или иным образом переживают основоположники новых национальных школ пластики в Исландии (Эйнар Йоунссон), Румынии (Д. В графике Н. А. Касаткина важнейшая тема 1900-х годов выражена не менее отчетливо, чем в живописи (этюды к картине «Шахтерская смена» и другие).
часто побуждали критиков и публику воспринимать их искусство как иллюстрацию и пропаганду определённых (в том числе политических) идей, что в корне противоречит сущности этого многогранного художественного направления. Отражение мира становится непосредственным, реальным. Э. Залькалн, Г. Я. Шкилтер) скульпторы.
Работы В. А. Серова па крестьянские темы отмечены особой одухотворенностью и лиризмом. Скупость, тупость, ограниченность, трусость, чревоугодие – воплощается в образах живых людей ("Пословицы", Берлин, государственный музей).
Характерная черта этого направления — постановка и отражение в художественном творчестве острых социальных проблем, осознанное стремление произносить «приговор» явлениям общественной жизни. Густав Курбе (1819–77) – французский художник, родился в городе Орнане. В 1847 его произведение «Wounded Man» (Лувр) раскритиковали, не приняв в салон.
Ситуации из жизни сельских людей получали, благодаря художнику, героическую окраску. Например, в рисунке «Гитарист-бобыль» художник развивал мысль о неуютной, заброшенной старости, столь драматично прозвучавшую затем в картине того же названия. Представители символизма в начале XX в. тоже объявили себя реалистами. Систо в Пьяченце. Ведущими принципами реализма 19 в. стали объективное отображение существенных сторон жизни, сочетающиеся с высотой и истинностью авторского идеала воспроизведение типичных характеров и ситуаций при полноте их художественной индивидуализации предпочтение в способах изображения «форм самой жизни» с преобладающим интересом к проблеме «личность и общество».
Не обращая на них внимания, решительно следует по избранному пути всадник. Фаворский в данном случае рассуждает как художник-гравер по дереву и в отношении искусства изображения на плоскости его рассуждения предельно точны.
Брейгель не мог оставаться равнодушным свидетелем происходящего. Уровень техники репродуцирования в те годы был очень низким. Отсюда и название реализма XIX века «критический», потому, что он критиковал в первую очередь антигуманную сущность жестокого эксплуататорского строя, показывал вопиющую нищету и страдания обиженного простого народа, несправедливость и вседозволенность власти имущих. Вначале это слово применили его противники в качестве обвинения в натурализме.
Можно сказать, что предметно-пространственная форма, отношение предмета к пространству и будет выражать основной стиль произведения и будет образной формой мировоззрения. У этого понятия нет постоянных формальных признаков или элементов. События запечатлены не столько очевидцем, сколько участником этой народной трагедии. Господствующий капиталистический строй был враждебно настроен к тем видам искусства, которые были непосредственно связаны с общественной жизнью коллектива (общественные здания, ансамбли широкого гражданского значения), реализм как направление в искусстве в полной мере смог развернуться в изобразительном искусстве и частично в скульптуре.
Его излюбленные модели – молодые женщины из близкого художнику круга демократически настроенной молодежи («Прогрессистка», портреты неизвестной, О. Е. Шумовой-Симонович). Людьми в то время двигала жажда получения новой информации, стремление к познанию мира и открытию неизвестного. Браунерова и других).
Иван Николаевич Крамской (1837, Острогожск — 1887, Санкт – Петербург) — русский художник и рисовальщик, мастер жанровой исторической и портретной живописи, художественный критик. Отсюда возникают два литературных направления. В 1880-е годы И. Е. Репин создает серию листов, посвященных Петербургу.