История масляной живописи в Индонезии восходит ко второй четверти XIX в., когда в период голландского колониального владычества местные художники начинали перенимать изобразительную технику у европейских мастеров. В экспозицию входят произведения индонезийских художников, созданные в 1950–1960-е годы — переломный период, определивший дальнейшие пути развития живописи в стране. Разнообразие жанров, творческих почерков, художественной манеры индонезийских художников можно отчетливо проследить на примере тех образцов современной индонезийской живописи, которые представлены в книге.
По традиции широко использовалась орнаментика (каламакара и др. ) и каменная скульптура. Города, основанные голландцами, закладывались по регулярному плану с церковью и ратушей в центре (здание ратуши в Джакарте, 1626 г. ), но в дальнейшем развивались стихийно. Борьба за независимость способствовала развитию национального реалистического искусства, проникнутого любовью к человеку и патриотическим воодушевлением (Объединение художников Индонезии, основанное в 1937-38, С. Суджойоно, А. Джая, К. Аффанди и др. ). А боги, «собственники» балийских земель, воплощаются в каждом природном явлении, а так же и в самих людях, обладающих удивительным умением строить свою жизнь в гармонии с природой.
Чок Хендру), Театр Лембага (рук. Раден Салех был пейзажистом и портретистом. К тому времени малайские племена находились на различных ступенях общественного развития. Особенно выделяется творчество Хамзаха (сборник «Тихие песни» и др. )- В своих мелодических лирических стихах он использовал знакомые ему с детства народные малайские песни и предания (по происхождению он восточно- суматранец из султанской семьи) и обращался к образам яванских эпосов. В произведениях, которые увидели свет благодаря издательству «Балэй пустака» и журналу «Пуджанга бару», нередко изображались проблемы молодых индонезийцев, путь которых к свободе и прогрессу преграждали семейные традиции и родовые пережитки. Развивались реалистические скульптура (Г. Внутри объединения стилевые направления разделились: возникли школа Убуда и школа Батуана.
Чанди Джабанг обращает на себя внимание необычайностью своего типа. В 1933 три молодых писателя с Суматры – Сутан Такдир Алишахбан, Армайн Пане и Амир Хамзах, стремившиеся в литературной форме выразить духовный мир своей страны, начали выпускать малотиражный литературно-художественный и общественно-политический журнал «Пуджанга бару» («Новый писатель»). Украшением Джакарты стали центральная площадь Мердека с величественной стелой-монументом высотой 137 м, в основании которой находится исторический музей, с памятником Дипонегоро (автор – итальянский скульптор Кобертальдо) и поющими фонтанами (1962 – 75), крупнейшая в ЮВА мечеть Истиклал (архитектор Силабан, 70-80-е гг. ), здание парламента, Дворец конгрессов (созданы с участием скульпторов Г. Сидхарта и Сунарьо, художников А. Д. Супангката и четверых других молодых бандунгских живописцев, устроенной в Джакарте в августе 1975 года, было дано название «Выставка нового изобразительного искусства».
Все же и в этот период культурное развитие страны не пресекалось. В скульптуре периода Маджапахит внутренние противоречия обнаруживаются еще отчетливее. Своеобразна жизнерадостная узорная живопись Бали (А. Получил распространение голландский тип каменного одноэтажного дома на высоком цоколе с красной черепичной крышей и ромбовидными окнами (районы Глодок и Джатинегара в современной Джакарте).
Уделяется внимание и развитию гуманитарных наук ибо они решают многие вопросы, связанные со строительством единого национального государства (восстановление подлинного исторического прошлого Индонезии изучение этнических процессов, национальных взаимоотношений, культурного наследия, проблем экономического развития). К ним принадлежит, например, рельеф изображающий прибытие мореплавателей (илл. Эффенди, Суромо). По своим образным особенностям рельефы Боробудура соответствуют тому Этапу историко-художественного развития, который в Индии характеризуется скульптурой периода после Гуптов (7—8 вв. ).
вообще, сказывается некоторое влияние искусства северо-западной Индии, где находился последний крупный буддийский центр Индии (Наланда). Самое грандиозное и сложное по композиции святилище на Яве – Боробудур (конец VIII – начало IX вв. ) – естественный холм, облицованный блоками андезита имеющий вид ступенчатой пологой пирамиды, увенчанной большой ступой. Художники, творившие в традициях классической европейской живописи, появились здесь лишь в XIX в. Наиболее выдающимся из них был Раден Салех (1816—1880 гг. ), учившийся в Европе. Коллективной экспозиции работ пятерых джокъякартцев, Дж.
Многие из его участников продолжали активную творческую деятельность, в различной степени перекликавшуюся с принципами Движения— в частности, Харсоно остаётся (на 2010 год) одним из наиболее плодовитых и популярных индонезийских художников. В искусстве Юго-Восточной Азии первого тысячелетия н. э. Боробудур занимает особое место. Захватив также значительные территории вне пределов Явы, он создал сильное государство. История индонезийского искусства X–XV вв. Возле нее раскладывают циновку, заменяющую сцену. 178). В дальнейшем кинопромышленность была в значительной степени монополизирована китайским капиталом (кинокомпания братьев Вонг, Ява филм компани, Тан филм компани и др. ).
Небольшие индуистские храмы-чанди VII – начала VIII вв. 170, 171). По своим образным особенностям рельефы Боробудура соответствуют тому этапу историко-художественного развития, который в Индии характеризуется скульптурой периода после Гуптов (VII–VIII вв. ). Характерным был принцип городского районирования по расовому и этническому признаку (голландские, китайские, туземные кварталы).
На верхних размещены чередующиеся фигуры Будд и фантастических львов. В высокохудожественной форме автор рисует трагедию индонезийского юноши, оторванного от родного народа западным воспитанием. 30 тыс. Они не любят убивать и умелы в астрономических вычислениях. Антаблемент целлы и уступы кровли украшены только строгими зубцами. Снова становится преобладающим тип небольшого храма — чанди.
Как правило, даланга приглашали в связи с каким-нибудь радостным событием в жизни семьи (рождение ребенка, свадьба, перемена в общественно-служебном положении и т. д. ) и он вместе с приглашающим йодбирал подходящий сюжет. на Бали произошли радикальные изменения, большую роль здесь сыграли художники, покинувшие европу и поселившиеся на Бали.
Большую популярность завоевали артисты Раден Мохтар, Рукия Картоло. На о. Бали в городе Убуд работает известная Академия живописи и резьбы. Здесь можно выделить несколько различных тенденций. Высший принцип балийского адата гласит: «человек трудится на землe, но она принадлежит богам».
В конце XVIII – первой половине XIX вв. Более четверти века стиль Санггар Девата привлекает к себе пристальное внимание.
Китайские хроники сохранили описание бирманской столицы, относящееся примерно к 8 — 9 вв. Вот таким образом рассмотрение классического периода и составляет основную часть данной главы. Наиболее консервативная из них представлена известной статуей богини высшей мудрости Праджнапарамиты из Лейденского музея (13 —14 вв. ).
164). В начале XX в. получают распространение сооружения в стиле тропический модерн (здание бывшего медицинского училища Стовия в Джакарте, технологический колледж в Бандунге). Главное место занимают находящиеся в нишах четыре грандиозные статуи Будды (илл.
Снова становится преобладающим тип небольшого храма – чанди. А боги, «собственники» балийских земель, воплощаются в каждом природном явлении, а так же и в самих людях, обладающих удивительным умением строить свою жизнь в гармонии с природой.
К писателям этой группы близок балиец И Густи Ньоман Панджи Ти- сна, который в романе «Год в Бедахулу», написанном на индонезийском языке избрав сюжетом давние события (X в. ), сумел показать мировоззрение и настроения современных балийцев. Фигуры людей и животных приземисты, бедны деталями, моделированы обобщенно. Таким образом, в целом памятник оказывается подобием гигантской ступенчатой пирамиды.
В произведениях, которые увидели свет благодаря издательству «Балэй пустака» и журналу «Пуджанга бару», нередко изображались проблемы молодых индонезийцев, путь которых к свободе и прогрессу преграждали семейные традиции и родовые пережитки. Художники черпали сюжеты исключительно из мифов и использовали натуральные краски. Наиболее консервативная из них представлена известной статуей богини высшей мудрости Праджнапарамиты из Лейденского музея (13 —14 вв. ) (илл.
Во время японской оккупации и в период борьбы против англо-голландской интервенции постановщиками стали и сами индонезийцы, но число картин резко сократилось (две в 1948 году). Ставятся трагедии Софокла, Шекспира, Шиллера, пьесы Чехова, Гоголя, Брехта, Камю, Бекета, Ионеско. Значительное место в скульптуре заняли фантастические, причудливые фигуры (слонообразное божество Ганеша, демоны, львоподобные чудовища-кала). К лучшим памятникам архитектуры Восточной Явы 10 в. относится шиваистский чанди Джабанг. Вопрос о происхождении самого типа чанди довольно сложен. Это место когда было центром религиозного паломничества страны. врачей (1 врач на 7 402 чел., 1992) и ок.
Очень разнообразны костюмы, стили музыкального аккомпанемента, техника и пластика движений – от строгих придворных драм Центральной Явы использующих сложную полифоническую музыку, до архаичных ритмических танцев в Ириан-Джая. Арифин С. Нур), Театр Мандири (рук. На Яве в 1950-е годы были открыты Академия изобразительного искусства в Джокьякарте (ныне Институт искусств Индонезии) и кафедра изобразительного искусства в Бандунгском технологическом университете.
Первый использовался в яванской культурной зоне (Ява, Мадура, Бали и Ломбок), населенной, помимо яванцев, сундами, балийцами, мадурцами и сасаками. Последняя категория представляет собой деревянный трехкамерный дом, крытый дранкой из железного дерева. Общее руководство осуществляет Министерство здравоохранения. Храмы этого времени на острове Бали щедро украшены роскошной орнаментальной резьбой. Два года спустя другой частный телеканал «Телевиси пендидикан Индонесиа» создала одна из дочерей Сухарто для показа общеобразовательных программ, затем появились еще три частные телевизионные станции. Немало мастеров младшего поколения восприняли идеи и художественные методы ДНИИ45.
Путу Виджая), Театр Популер (рук. Это характерные образцы яванских храмов известных под названием чанди. Зажиточные горожане живут в окрашенных в белый цвет кирпичных одноэтажных или двухэтажных коттеджах, прямоугольных в плане, многокамерных, с четырехскатной крышей, крытой черепицей. Однако в целом по стране распределение медицинских услуг неравномерно.
Боробудур занимает особое место. Актерами в этом театре служат марионетки из кожи буйволов. Сохранившиеся на городище Проме (8—9 вв. ) довольно многочисленные развалины ступ представляют значительное многообразие архитектурных форм.
Типичным культовым сооружением стала мечеть. Наконец, свою особую линию составляют рельефы с храма Панатаран. Имеются также передвижные медпункты, обслуживающие население в удаленных районах страны.
Хендра) и графика (У. В 1937 было создано Объединение художников Индонезии (Персатуан Ахли Гамбар Индонесия, Персаги).
169 6). Большим успехом в стране пользовались импортные (американские и китайские) кинофильмы. В середине 1-го тысячелетия до н. э. с Азиатского материка была принесена культура развитой бронзы (ритуальные барабаны, топоры и т. п. ). Как правило, в Индонезии не строят многоэтажные жилые дома.
Между трудом крестьянина, торговца и художника практически нет разницы, вот таким образом естественное для индусов деление на касты не прижилось на Бали, зато персонажи индуистских мифов и герои индийского эпоса «Рамаяна» пришлись балийцам по душе, ведь в их ярких характерах, сближающихся с характеристиками природных стихий, много общего с местными балийскими языческими божествами. Новое поколение выступило в 1960 г., образовав группу Молодые художники. Здесь эмоциональная приподнятость проявляется в преимущественном выборе драматических ситуаций, в которых возвышенное и обыденное соседствует друг с другом ибо боги и герои представлены действующими в реальной жизненной среде. Город был окружен мощной кирпичной стеной с двенадцатью воротами.
Она, как правило, представляла собой кубическую постройку под крутой крышей (иногда в несколько ярусов), увенчанную шпилем, реже – луковицей, с пристроенным минаретом. Большую известность в 30-е гг. Дворцы царя украшены таким же образом. Древнейшие памятники художественной культуры, обнаруженные на территории Индонезии, относятся к эпохе мезолита (7-5-е тысячелетие до н. э. ) – схематические изображения животных в пещерах Южного Сулавеси, Западной Явы, наскальные рисунки Западного Ириана (Ириан-Джая). С неприкрашенной правдивостью воспроизведен облик правителя — его несколько одутловатое лицо с нависшим лбом и широким плоским носом, передано даже выражение силы и волевого напряжения. Маски предков имеются у батаков Суматры (топенг — первоначально череп) у тораджей, минахасов и других народов Сулавеси, у даяков Калимантана и т. д. С течением времени топенгом стали называть всякое театральное зрелище, в котором актеры выступают в масках, а затем и вообще театр.
Для бирманского рельефа характерно выделение отдельных эпизодов в самостоятельную композицию, что отличает его, например, от кхмерского, где непрерывность повествования воплощена в протяженных многофигурных изображениях (Ангкор Ват). Картина Аффанди «Балийский петушиный бой» – наглядное подтверждение этих слов. Целла увенчана покрытием в виде идущих в два яруса квадратных террас. Все виды ваянга объединяет общность сюжетов, связанных с мифологическим или мифо-историческим циклом (местные версии Махабхараты и Рамаяны, циклы о Панджи, Дамар Вулане, Менакджинге, Чалон Аранге и др. ) и типологии героев, стилизация образов и напряженность действия. В это же время, очевидно, возник знаменитый вайянг — яванский театр теней. чел. С успехом прошли «Чайка» Чехова, «Ромео и Джульетта» Шекспира, некоторые пьесы Ибсена и др.
С почитанием предков связано возникновение яванского театрального представления топенг даланг, которое упоминается уже в документах XI в. Впоследствии этот театральный жанр стал называться ваянг топенг, чем подчеркивалась его тесная связь со спектаклями кукольного театра ваянг. Рендра, Агам Виспи, Бахтиар Сиагаан, Моттинго Буше. М. Франкен), Яркая луна (1937, реж. Многие из них адаптированы к местным условиям.
Но даже для ознакомления населения с официальными новостями потребовались частные местные радиостанции, которые стали появляться по мере подъема экономики Индонезии и образовали сеть альтернативных источников информации. В просторных выставочных залах музея представлено более 140 тысяч экспонатов. в 1995.
Изображения на них даны в довольно высоком рельефе. дошли образцы древнего искусства бронзового литья на Яве (статуэтки божеств, сосуды для благовоний, светильники). Примером может служить храм Махабодхи, построенный в 1218 г. в подражение древнеиндийскому святилищу Бодхгая (5 в. ). появились постройки в стиле классический ампир – дворец генерал-губернатора (ныне президента) в Джакарте (1826) и его летние резиденции в Богоре и Чибодасе здание Национального музея в Джакарте (1868) и др. Но вместе с тем абсолютно очевидны отличия образно-стилевого характера. Организаторы подчеркивали принципиальную новизну своего творчества, заявляя о «смерти» предшествовавших ему форм современного индонезийского искусства— в помещении выставки в джакартском культурном центре «Таман Исмаил Марзуки» (индон.
Почти все писатели этого направления по происхождению были минангкабау, но в своих произведениях они поднимали общеиндонезийские проблемы. Эти представления послужили основой для возникновения современного жанра лудрук. Первый фильм Лутунг Касарунг (по одноименной сунданской легенде) появился в 1927 году, его поставили голландцы Г. Крюгер и Ф. Карли. Богиня изображена в виде бодисатвы при строгом соблюдении всех форм буддийского канона.
Однако бирманский рельеф отличается своей большей живостью и непосредственностью. 180). Как правило, срок обучения в высших учебных заведениях пятилетний. Рельефы Боробудура повествуют о земной жизни Будды. Под влиянием воспоминаний о годах японской оккупации появилась язвительная проза Идруса (1921 – 1971), страстная поэзия Хайрила Анвара (1922 – 1949) и великолепные воспоминания Прамудьи Ананты Тура – Мир человеческий (1980), Сын всех народов (1980), Следы шагов (1985) и Стеклянный дом (1988), объединенные в тетралогию Квартет Буру.
Таким образом, в целом памятник оказывается подобием гигантской ступенчатой пирамиды. Эти художники не согласны быть просто наследниками великих традиций.
Звери изображены сидящими, но полными сдержанного движения и напряженности. Это выдающиеся монументальные памятники бирманской деревянной скульптуры. В 1922 г. вышел в свет роман М. Русли (минангкабау) «Ситти Нурбая», Положивший начало литературному направлению известному под несколькими названиями: «период Ситти Нурбая», «поколение 20-х годов», «период адатного романа».
Киноискусство начало развиваться до провозглашения независимости. Школы «Пита Маха» и молодых художников, Батуана и Пенгосекана, Камасанских Клункунгов продолжали свое существование с небольшими изменениями зарубежные художники по-прежнему приезжали в Убуд. Традиционные формы топенг даланга сохранились на Мадуре. До 1989 в стране не допускалось частное телевидение, существовала лишь государственная корпорация «Телевидение Республики Индонезия». Их распластанные кроны носят орнаментально-декоративный характер, но при этом художник тщательно воспроизводит форму листьев и плодов, со всей точностью передавая породу дерева.
Рельефы и статуи полны чувства счастливой гармонии, спокойной энергии. Сюжеты последних брались из старых легенд, рисующих семейную жизнь далекого прошлого. Однако и среди них встречались картины высокого гуманистического звучания, в которых находили отражение проблемы современного общества (Велорикша и нищая Вима Умбоха, 1978). Так, холст художника И. Мадэ «Косьба травы» кажется красочной, но плоскостной прорисовкой сценки, отражённой в зеркале.
Новое поколение выступило в 1960 г., образовав группу "Молодые художники". С течением времени такого рода персонажи вытеснили на второй план древние образы животных, что и вызвало к жизни новый театральный жанр комедийного характера — топенг бабакан (бабак — шуточная сценка). Ее не могут нарушить даже причудливые культовые мотивы, например ряды колоколовидных ступ (называемых в Индонезии дагобами), помещенных в виде увенчаний над каждым из четырех выступов целлы. Бирманская историческая традиция называет «Ашокой Бирмы» наиболее выдающегося правителя Пагана Анауратха (1044—1077).
Наиболее консервативная из них представлена известной статуей богини высшей мудрости Праджнапарамиты из Лейденского музея (XIII–XIV вв. ). в Индонезии не было создано памятников такого размаха и величия, как в первом тысячелетии. В связи с обветшанием комплекса, архив был переведен в новое здание. 7, 8 тыс.
Еще более сурово контролировались радио и телевидение. В. С. Рендра). По своим масштабам это государство может быть сопоставлено с царством Шривиджайя.
450, 614). На о. Бали в городе Убуд работает известная Академия живописи и резьбы. К лучшим памятникам архитек-туры Восточной Явы X в. относится шиваистский чанди Джабанг. В чанди Мендут особенно чувствуется тяжелая масса стены, массивность архитектурных форм.
Индонезия с давних пор представляет собой единую историко-этнографическую область. По осям скатов и по углам оно украшено многоярусной системой арочных углублений внутри каждого такого углубления помещена скульптурная голова Бхимы — одного из героев «Махабхараты» имя которого носит этот чанди. Эрланга представлен в виде четверорукого божества, восседающего в установленной каноном позе на гигантской мифической птице Гаруде. После прослушивания цикла передач слушатели допускаются к сдаче экзамена.
Почва плодородна, сахарный тростник достигает толщины человеческой ноги. ». На входе посетителей приветствуют два манекена голландских солдат в военной форме. Наконец, голландцы вынуждены были использовать этот язык для общения с местным населением, усилив тем самым его роль среди других языков страны и, по существу, превратив его во второй, неофициальный государственный язык Индонезии наряду с официальным — голландским. В 70-80-е гг. Представления дают на центральнояванском диалекте.
В начале 1950-х годов среди литераторов «поколения 1945 года» обнаружились серьезные расхождения. Надписи на древнемалайском языке относятся к эпохе зарождения Сривиджайи (VII в. ).
Студенты принимают участие в полевых исследованиях. Характерной особенностью классического танца является своеобразное сочетание чопорности и грации поз и движений, призванных отразить утонченность придворных вкусов. Он делится на три цикла: годичный подготовительный, цель которого выявить студентов, способных к дальнейшей учебе успешная сдача экзаменов после третьего курса дает право на получение звания «младший ученый».
– Опера Дарданелла (комеди-стамбул). Taman Ismail Marzuki) были развешаны траурные венки с соответствующими надписями. Здесь можно выделить несколько различных тенденций.
Крутые лестницы по четырем осям пирамиды, разрезая стены террас, ведут на ее вершину. Внутри храмовой целлы помещена статуя Шивы. Самые значительные из них – на плато Пасемах (Юго-Западная Суматра). В конце 20 – начале 30-х гг. Так, Технологический институт в Джакарте был построен с характерной для минангкабау седлообразной крышей.
На этом же языке разыгрываются веселые интермедии в пьесах традиционного репертуара. Одна из этих десятиметровых скульптур бронзовая, три прочие — деревянные, вырезанные из ценных ароматических пород (Лишь две статуи (обе деревянные), с южной и северной стороны, относятся ко времени создания храма.
Их показывают на фоне освещенного белого экрана. Несомненно, что значительное воздействие на его формирование оказало индийское зодчество, в особенности памятники южной Индии, откуда шел основной поток индийской колонизации.
В противоположность драматическим, основанным на сильных эмоциональных контрастах произведениям индийских мастеров — таким, как, например, цикл рельефов в храмах Эллоры, Элефанты и Мамаллапурама, у яванских мастеров господствует единый эмоциональный тон спокойной гармонии, чувство безмятежности и счастливой полноты бытия. Почти все балийские танцы – сюжетные, многие из них включают пантомиму и клоунаду (баронган, легонг). Большая работа ведется в области антропологии и этнографии.
Harsono). Это оркестры гамелан, ансамбли ангклунгистов, сольное пение тембанг, разнообразные театрально-танцевальные стили (спектакли театра ваянг, топенг и др., танцы бедайя, легонг и т. п. ), представленные как городскими профессиональными труппами, так и сельскими любительскими коллективами. Бали продолжает испытывать культурный шок.
Пытаясь противостоять коммерциализации с одной стороны и предоставить одарённой молодёжи выставлять свои работы с другой, два художника из Европы – немец Вальтер Шпис (1895 – 1942) и голландец Рудоль Бонне (1895 – 1978) – вместе с балийцем Кокорде Сукавати создали творческое объединение Пита Маха. Вход в храм обозначался порталом и ведущей к нему крутой лестницей. В 1930 году Г. Крюгер поставил первую звуковую картину Ньяи Дасима. Известен был лишь стиль "вайянг" (фигуры имели лишь два измерения по образцу театра теней).
Примером может служить чанди Пунтадева на плато Диенг (7—начало 8 в. ) — небольшая стройных пропорций квадратная в плане постройка. Во время представления кукловод (даланг) передвигает перед белым экраном фигуры кукол, сделанных из кожи буйвола, на которые направлен свет масляного светильника. Общим является присутствие ведущего – даланга: в ваянг кулит и ваянг голек он манипулирует куклами, произносит диалоги, поясняет ход событий в ваянг топенг и ваянг бебер он руководит музыкантами и певицами-танцовщицами, выступления которых, не имеющие отношения к сюжету, создают соответствующее настроение у зрителей в ваянг вонг, где артисты сами поют и произносят диалоги, он поясняет ход событий, делает подношения богам перед началом спектакля.
в городах возникают оркестры популярной музыки, включающие как местные, так и заимствованные виды инструментов: духовые оркестры танджидор (в составе труб, тромбонов, кларнетов, валторн, а также ребаба, барабана бедуг, гонга кеданг) т. н. китайские ансамбли Батавии – гамбанг кромонг (с нач. Это массивная крыша на четырех столбах, предохраняющая зрителей от дождя. Али Шахаб). Система здравоохранения смешанная.
Высший принцип балийского адата гласит: «человек трудится на землe, но она принадлежит богам». Композиции просты, схематичны и оставляют впечатление некоторой примитивности или. Это о дно из самых популярных зрелищ местного населения. По своим масштабам это государство может быть сопоставлено с царством Шривиджайя. Пирус, Приянто, Т. Сутанто, 60-70-е гг. ).
Отличительная особенность чанди Мендут — очень широкое и высокое террасообразное основание, на котором, как на платформе, высится квадратная в плане целла с едва выступающими посередине каждой стены ризалитами. В специальной литературе ваянг кулит чаще всего относят к жанру теневого театра. в Индонезии не было создано памятников такого размаха и величия, как в первом тысячелетии. Когда зритель вступает затем в пределы самого сооружения, он оказывается как бы изолированным в обходах его террас и внимание его целиком направляется на размещенные по стенам обходов рельефные фризы.
К ним принадлежит, например, рельеф изображающий прибытие мореплавателей. Столицей последних до середины 8 в. был Старый Пром (Проме) на реке Иравади. сурабайский порт – с участием русского инженера-строителя И. Т.
Наибольшее развитие сценическое искусство получило в яванской культурной зоне. В этих рельефах, как и в скульптуре 10—13 вв. В центре самой верхней террасы поставлена большая ступа, венчающая все сооружении. Голландцы пытались перенести в Индонезию привычные им формы общественных и жилых зданий.
В 1994 были закрыты три авторитетных периодических издания, включая солидный и респектабельный еженедельный журнал «Темпо». Примером может служить чанди Пунтадева на плато Диенг (7—начало 8 в. ) (илл. Это квадратное в плане здание с подчеркнуто вертикальной устремленностью силуэта. Такие же звери расположены вереницами над порталами храма. Внутреннее убранство храма Ананды строго, почти скупо.
выступили Утуй Татанг Сонтани, Абу Ханифа, Ахдиат Картамихарджа, Ситор Ситуморанг, В. С. Борьба за единый язык была начертана на знамени национально-освободительного движения в составе триединого лозунга: «Одна родина, один народ, один язык». не представляет такой сравнительно целостной картины, как в предшествующие столетия.
В нем сохранилось также и его богатое скульптурное убранство. С установлением голландского господства в Индонезии города строились по европейскому образцу, но в мечетях и дворцах местных правителей преобладали мотивы мусульманской архитектуры стран Азии наметилась тенденция (с проникновением дешёвых европейских товаров) к сокращению изготовления традиционных ремесленных изделий. Представления даются на фантастические и исторические сюжеты. Наиболее выдающимися произведениями этого направления был роман Али- шахбаны «На всех парусах» (1936 г. ) и особенно роман А. Панэ «Оковы» (1940 г. ). Многие из его участников продолжали активную творческую деятельность, в различной степени перекликавшуюся с принципами Движения— в частности, Харсоно остаётся (на 2010 год) одним из наиболее плодовитых и популярных индонезийских художников610.
В них широко используются традиционные приемы народного творчества. Наиболее известны его картины «Схватка буйволов с тиграми», «Портрет султана Хаменгку Бувоно VII», «Горящий лес». Разновидности: ваянг кулит или ваянг пурво (теневой театр плоских кожаных кукол) ваянг клитик (театр плоских деревянных кукол) ваянг голек (театр тростевых объемных деревянных кукол) ваянг бебер (театр представления картин, нарисованных на полотне) ваянг вонг или ваянг оранг (театр живого актера) ваянг топенг (театр масок). Имеются, наконец, рельефные композиции, в которых культовый оттенок абсолютно исчезает.
Архитектурный комплекс чанди Севу (начало IX в. ) – большой, сложный ансамбль буддийских святилищ с главным храмом в центре и 240 храмиками-часовнями, образующими 4 концентрических квадрата. В основном, это произведения искусства и сувениры, полученные в подарок от различных мировых лидеров и индонезийского народа, накопленные за 32 года правления. Начиная с XII—XIII вв. Jim Supangkat), который выступил инициатором проведения совместной выставки.
Древнейшие памятники изобразительного искусства Индонезии – наскальные рисунки-петроглифы и росписи, выполненные красками из местных минералов и растений (главным образом в восточной части страны от Калимантана до Ириан-Джая – пещеры Абба, Сосорра и др. ): изображения людей, животных, особенно рыб, черепах и птиц, лодок, символов луны и заходящего солнца. Изящны мечети Байтурахан в Семаранге, Бенгкок (XVII в. ) в Медане, Джами Тамбора в Джакарте. Она устанавливается до начала и после окончания спектаклей, а также во время перерывов и в моменты смены действий и одновременно может служить декорацией (изображать дерево, гору, огонь и т. д. ). Супангката и четверых других молодых бандунгских живописцев, устроенной в Джакарте в августе 1975 года, было дано название «Выставка нового искусства». В этом смысле пластические образы Боробудура — наиболее «классичные» среди памятников искусства всех государств Юго-Восточной Азии. Развивались ремесла постоянные торговые сношения со странами континента, в том числе с Китаем, способствовали расцвету мореплавания и связанного с ним кораблестроения.
Лидерами этой группы были С. Алишахбана (минангкабау), Ар- мейн Панэ (батак) и Амир Хамзах. Важным фактором культуры Бали является его географическое положение.
Изысканность и рафинированная утончённость проявились в рельефах чанди Джаго (около 1280) и чанди Джави (около 1300). Вопрос о происхождении самого типа чанди довольно сложен. Почти все они в отличие от "Пита Маха", происходили из крестьян. Индонезия сохраняет определенные традиции в современном изобразительном искусстве. XX в. имела джакартская труппа Мисс Чучих (сандивара), в 40-е гг.
Наступил период взаимной борьбы крупнейших феодальных правителей. Коллективной экспозиции работ пятерых джокьякартцев, Дж. Этим объясняется огромный успех книги и ее длительное влияние на индонезийскую литературу. В начале 1975 года состоялось знакомство членов «Пятерки» с бандунгским художником Джимом Супангкатом, который выступил инициатором проведения совместной выставки3.
Дошедший до нас в целости один из небольших панатаранских храмов, относящийся к 1369 г. (илл. Сыновья богов в знак почитания рассыпают над водой порошок из сандалового дерева и цветы.
В этот период изобразительное искусство было представлено разнообразными орнаментами. Общий дух рельефных композиций также несколько иной: здесь заметнее черты драматизма, внутреннего возбуждения, динамики созерцательность сменилась действенностью, покой — движением в изобразительных средствах строгая архитектоника уступает место живописности и более свободным динамическим построениям.
168). Террасы трех главных храмов украшены рельефными композициями изображающими эпизоды из «Рамаяны» и «Сказания о Кришне». – романтический национальный пейзаж (С. Работы первых мастеров (С. Во многих городах имеются китайские кварталы с домами соответствующей архитектуры (см. Несмотря на проникновение современного западного искусства, культура Бали в своей основе демонстрирует приверженность традиционным канонам: ограниченность сюжетных линий, приемов изображения (скованный, формальный стиль, отсутствие экспрессии) используемых красок. Первый частный канал «Раджвали цитра телевиси Индонесиа», основанный одним из сыновей президента Сухарто, начал вещание в марте 1989. Подобного рода построек не знает даже Индия.
Возникали крупные торговые города. Произведения поэтов Асмары Хади (сунда), Интойо (яванец), Хашми (яванец), Дайо (минахаса) и другие проникнуты гражданскими мотивами.
населения) и более 5 тыс. Однако тот факт, что в процессе строительства создатели Боробудура, проявив исключительную художественную гибкость, сумели внести серьезные изменения в первоначальный проект, свидетельствует о том, что культовая символика не была для них незыблемой догмой. Подобного рода построек не знает даже Индия. Сыновья богов в знак почитания рассыпают над водой порошок из сандалового дерева и цветы. появилась серия кукольных фильмов о деревенском мальчике Си Уньил (пост. В плане террасы этого сооружения образуют квадрат со множеством уступов.
Началось строительство новых городов (г. В период донгшонский культуры это предметы культа: церемониальные топорики (кельты), вазы, фигуры предков, ритуальные барабаны (принадлежали заклинателям дождя) с орнаментом зооморфного и антропоморфного характера. Своеобразна мечеть в Кудусе (XVI в. ), красный кирпичный минарет которой перестроен из чанди.
В середине XIX в. в Индонезии появилась реалистическая живопись с национальной патриотической тематикой (Раден Салех). Из литератур малайского круга большое значение имеют также аческая и минангкабауская. Днем под этой крышей устраивают петушиные бои. Помимо собственных разновидностей кукольного театра, на Бали традиционно исполняют такие танцы, как кечак (обезьяна) или крис (кинжал), отображающий поединок между ведьмой и драконом.
Исполнители этих ролей разговаривали на понятном простому зрителю языке. Благова). 165).
Несравненно самобытнее многофигурные рельефные композиции главного фриза. Лишь выполненные в технике низкого рельефа и помещенные в красивом обрамлении фигуры бодисатв смягчают суровую мощь стен (илл. В 1948 г. художники Аффанди и Хендра Гунаван основали в Джокьякарте (Центральная Ява) художественный союз «Народные художники» (Pelukis Rakyat).
О малайско-полинезийском происхождении коренного населения страны свидетельствует высокое общественное положение женщины и то символическое значение, которое придается лодкам. Зато в этот период истории были построены мечети. В 16 в. в результате сепаратистской борьбы входящих в нее княжеств, главным образом мусульманских (ислам начал проникать на Зондские острова в 14 в. ), Маджапахитская держава распалась и на Яве образовались отдельные мусульманские княжества. Ле Тек Сви). Несравненно самобытнее многофигурные рельефные композиции главного фриза.
Сложенное из обожженного кирпича здание храма представляет собой массивный куб, каждая из четырех сторон которого украшена сильно выступающим порталом (почти на 20 м каждый), что придает плану здания форму ступенчатого креста (общая длина постройки свыше 90 м при высоте около 60 м). Для этого произведения характерно своеобразное смешение культовых и светских элементов. В VIII – XV веках к ведущим типам архитектуры относились чанди (в которых сочетались функции храма и мавзолея), ступа, стамбха (мемориальная колонна, Суматра), вихара (монастырь, Ява, Суматра), а в XV – XVI веках чандиобразные постройки (Восточная Ява), гопура, меру (Бали).
Другие две позднее были заменены. ). В музее собраны уникальные коллекции, каким-либо образом связанные с этим человеком. Новый шаг в развитии общенациональной индонезийской литературы сделала группа «Пуджангга Бару» («Новый литератор»), начавшая свою деятельность с 1933 г. Вокруг этой группы и журнала с одноименным названием издаваемым ею, объединились прогрессивные деятели культуры всей Индонезии.
Линии и формы, переливающиеся, как волны океана, приковывают взгляд тревожной красотой. 177). В начале 1975 года состоялось знакомство членов «Пятерки» с бандунгским художником Джимом Супангкатом (индон. Сыновья богов в знак почитания рассыпают над водой порошок из сандалового дерева и цветы.
Широкие международные связи придали свой отпечаток искусству периода Маджапахит, в котором наряду с чертами близости к искусству Индии улавливаются некоторые элементы, восходящие к искусству Китая. 1961 г. ) они противопоставили академической школе авангардизм. Весьма своеобразны полотна старейшей художницы Индонезии Эмирии Сунасы. При всей этой условности иногда поражает живость схваченного движения или передачи эмоций.
После того как на остров из Индии переселились гонимые буддисты, новые храмовые сооружения стали отличаться от своих предшественников.
Издательство «Балэй пустака» («Дом литературы»), основанное колониальным правительством в 1908, до сих пор продолжает свою деятельность. Так, например, происходящие из Моджокерто две фигуры молодых женщин с кувшинами (ныне в музее в Джакарте) производят впечатление полной свободы от традиционного идеального канона как по достоверной передаче малайского типа их лиц, характерной прически, так и по непосредственности самого пластического мотива, позы, движений. Одним из первых обратшся к описанию жизни угнетенных слоев общества Идрус. Крутые лестницы по четырем осям пирамиды, разрезая стены террас, ведут на ее вершину. Ведущую роль играло объединение Перфини, основанное в 1950 году режиссером Усмаром Исмаилом.
Тут же собака жадно поедает содержимое опрокинутого котла. Сфера действия торгового флота Маджапахита простиралась от берегов Африки до Китая. больниц на 120 тыс.
Издательство «Балэй пустака» («Дом литературы»), основанное колониальным правительством в 1908, до сих пор продолжает свою деятельность. Развитие получила керамическая скульптура (находки у Травулан) и искусство вырезания ритуально-театральных масок.
Современная архитектура страны отражает типические черты мирового зодчества и местные традиции. Часть писателей встала в оппозицию ко многим сторонам индонезийской действительности (Идрус и М. Лубис, написавший в 50--60-х годах романы «Дорога без конца» и «Сумерки в Джакарте», в которых он выразил разочарование ходом индонезийской революции). Каждая плитка представляет законченный рассказ или притчу. В отличии от запада живопись не является старинным искусством на Бали. Таков и первый, точно датированный буддийский храм в Индонезии – крестообразный в плане чанди Каласан (778 – середина IX в. ), а также чанди Мендут (конец VIII в. ). Первые фильмы, сделанные китайскими продюсерами в Индонезии использовали традиционные сюжеты и были рассчитаны в основном на китайское население («Лилия Явы»).
Результат кропотливой и филигранной работы реставраторов теперь могут оценить гости музея. Среди множества талантливых поэтов, пришедших в литературу в годы после обретения страной независимости, можно выделить имена Аипа Росиди, Субагио Састровардоджо, Рендры (Виллибродуса Сурендры Брото). А. Балинк), Сити Нурабая (1941, реж. В творческой манере Мадэ и его многочисленных последователей ощущается явное влияние живописи Климта, поражающей взгляд изысканной игрой плоских причудливых цветовых пятен, а так же стилистика традиционных росписей «лангси», настенных покрывал для внутреннего убранства храмов.
Прогрессивную позицию «Народных художников» разделяли и мастера творческого союза «Сражающаяся земля» (Bumi Tarung), сформированного на основе студенчества Академии изобразительного искусства в Джокьякарте (ныне Институт искусств Индонезии). Наибольшее внимание критиков среди экспонатов получили работы «Кен Дедес» Дж. На Бали такие оркестры предпочитают быстрые ритмы, а на Яве – плавные мелодии.
Некоторые образы (в частности, лодки) сохраняются в дальнейшем в форме крыш домов, головных платков и т. п. Большого совершенства достигла обработка бронзы. 172). Образцы изобразительного искусства позднего средневековья отмечены нарастанием декоративности, динамизмом композиций и упрощенно-графической трактовкой образов (как в театре теней ваянге). Однако к 1952 году уже имелось 13 киностудий, которые выпустили на экраны 62 картины.
Богиня изображена в виде бодисатвы при строгом соблюдении всех форм буддийского канона. В стране действовала лишь одна государственная радиовещательная корпорация «Радио Республики Индонезия». Читаются еженедельные лекции по политическим, экономическим и другим вопросам.
Это менгиры, дольмены, террасные ступенчатые надмогильные сооружения. Обязательная принадлежность жилого дома — крытая веранда. Но вместе с тем абсолютно очевидны отличия образно-стилевого характера. Согласно последним, эти изображения условны и статичны. Сильно возросли в это время связи между Бирмой и Цейлоном. Они обнаружены на Южной Суматре, на Западной и Центральной Яве, что говорит о важной роли, которую играл этот язык на архипелаге уже в ту эпоху.
Как убедительно доказывается исследователями, первоначальный замысел памятника был иным: над пятью нижними террасами должно было следовать еще несколько ярусов таких же квадратных террас, завершавшихся зданием крестообразного в плане храма со входными порталами со всех четырех сторон. Не существует другого памятника, который можно было бы сравнить с ним по масштабам, по самому типу сооружения, по характеру осуществленных в нем принципов синтеза архитектуры и скульптуры. В эпизоде битвы Рамы с демоном Кабандхой (илл. Taman Ismail Marzuki) были развешаны траурные венки с соответствующими надписями45.
Между трудом крестьянина, торговца и художника практически нет разницы, вот таким образом естественное для индусов деление на касты не прижилось на Бали, зато персонажи индуистских мифов и герои индийского эпоса «Рамаяна» пришлись балийцам по душе, ведь в их ярких характерах, сближающихся с характеристиками природных стихий, много общего с местными балийскими языческими божествами. Свое воздействиена культуру Индонезии последовательно оказали индуизм и буддизм, попавшие на острова в первую очередь из Индии и с 8 в. успешно закрепившиеся на Яве и Бали ислам, привнесенный в 14 в. со Среднего Востока купцами и проповедниками европейские традиции, которые внедрялись португальцами в 16 в. и затем голландцами вплоть до начала 19 в. Примером соединения индуистского влияния и местной традиции может служить знаменитый яванский театр теней (ваянг-кулит), популярный также и на Бали. не представляет такой сравнительно целостной картины, как в предшествующие столетия.
Имеются, наконец, рельефные композиции, в которых культовый оттенок абсолютно исчезает. Три наиболее крупных храма, расположен-ных в центральной части комплекса, посвящены Браме, Вишну и Шиве. Здесь влияния буддизма ислама и индуизма постепенно уступают место древним представлениям о духах и богах.
Икранегара), Театр Септембер (рук. В 1928 г. на конгрессе молодежи в Джакарте (тогда Батавии) он был провозглашен единым языком страны как язык индонезийский, а в 1945 г. — государственным языком независимой Индонезийской республики. Городские окраины зас роены домами сельского типа и лучагами, в которых ютится беднота. Необходимым атрибутом всех видов ваянга является кайон или гунунган – декоративная заставка в форме листа, символизирующая мировую гору (Меру) или мировое древо.
Но в 1930-е гг. Благодаря изолированности отдельных островов многие танцы в Индонезии сохранили свои оригинальные ритуальные формы. В рельефах Панатарана господствует орнаментальный графический стиль (плоскостная ажурная резьба). Уделяется внимание типовому промышленному и жилищному строительству.
Но вместе с тем абсолютно очевидны отличия образно-стилевого характера. Любопытны по своей стилистике фильмы выпускников ВГИК Ами Приено (Джакарта, Джакарта, 1977 Декабрьские воспоминания", 1977) и Шаманджаи (Атеист, 1974 Картини, 1982), а также Тегуха Карьи (Ноябрь 1928, 1979 Мать, 1986).
фармацевтов. Свое могущество государство Маджапахит сохраняло в течение двух столетий. В 1930 г. появились звуковые фильмы. Ощущение реальной среды не покидает яванских скульпторов. Одной из старейших является деревянная мечеть в Демаке (1478).
Сложный ступенчатый план Боробудура, с трудом воспринимаемое глазом изобилие архитектурных форм, бесчисленные статуи и бесконечные повествовательные рельефы с разнообразнейшими композициями, резной орнамент, покрывающий плоскости стен, – все это производит поистине ошеломляющее впечатление. Рендра проявил себя не только в поэзии, но также в драме, о чем свидетельствуют его сатирическая пьеса Барзанджи (Празднование рождения Мухаммеда) и перевод на индонезийский язык пьесы В ожидании Годо Сэмюэла Беккета. Это государство распалось тотчас после смерти самого Эрланги (он правил в 1019 — 1042 гг. ) и вновь наступил период феодальных междоусобиц, длившийся до начала 14 в. К этому времени одно из яванских княжеств — Маджапахит, постепенно усилившись, захватило большую часть Явы, а также другие области Малайского архипелага. Это также фризовые композиции с сильно выраженными повествовательными элементами. На Яве сейчас 6 университетов. Наибольший успех имел выпущенный в 1937 г. фильм «Ясная луна». Число индонезийских фильмов стало быстро увеличиваться.
Музей был открыт в 1975 году. Именно в этом факте и кроется основное отличие восточного миропонимания от европейского. Характерная для ранней яванской архитектуры своеобразная «ордерная» трактовка стены достигла здесь особой изощренности. Индонезийские художники-мусульмане, такие как А. Ф. Пироус, создали немало полотен на сюжеты Корана.
Посередине дома находится холл, в который выходят двери двух жилых комнат. Применение подобного планировочного принципа было граничит с идеями культового характера: строгое геометрическое построение плана всего комплекса скрывало в себе определенную религиозную символику. Однако значительная их часть была вариантом голливудских поделок, например «Тарзан», «Принцесса джунглей». На Яве в 1950-е были открыты Академия изобразительного искусства в Джокьякарте (ныне Институт искусств Индонезии) и кафедра изобразительного искусства в Бандунгском технологическом университете.
Систематически передаются уроки индонезийского языка для иностранцев и английского, немецкого и французского для индонезийцев, а также программы для женщин, детей и т. д. С 1950 г. введена ежедневная программа «Школа по радио», рассчитанная на трудящуюся молодежь. Почему каждый предмет искусства должен соотноситься с балийской сущностью. Наибольшее внимание критиков среди экспонатов получили работы «Кен Дедес» Дж.
В тематику боробудурских рельефов входит реальная жизнь во многих своих проявлениях. Из представителей абстракционизма можно назвать Ахмада Садали. В настоящее время популярны Лудрук Мандала и Сри Мулат. Его произведения затрагивали важные общественные проблемы и были написаны языком, близким к народному. Позже стиль социального реализма, выраженный в изображении повседневной жизни со всеми ее проблемами, был продолжен в творчестве таких художников, как Джоко Пекик, Харди, Джим Супангкет, Деди Эри Суприа, Харис Пурнама, Бонионг Мунни Арди и другими представителями Движения нового искусства (Геракан Сени Рупа Бару). Его наиболее древняя форма — ваянг пурва.
Статуя Будды, высотой около четырех метров, является крупнейшим экспонатов музея. Позднее с приходом индуизма и буддизма (VII – XIII вв. ) появляются лампады, подносы, колокольчики с растительным узором и статуи Будды и бодхисатв в стиле Амаравати, облик которых (статичность поз, бесстрастность взора, округлость линий) отражал яванскую концепцию трансцендентального мира. Известен также прозаик Картамихаджа (сунда). Автор выступает против расовых предрассудков.
Каждая из фигур — образец высокого пластического совершенства. История индонезийского искусства 10—15 вв. Н. Раинтиарно), Театр Кечил (рук.
Сейчас он вернулся к реализму. стр.
Картины обрели перспективу, раму и авторскую подпись (до этого картины никогда не подписывались изготовление копии с картины автора считалось высшим признанием его достижений). В чанди Мендут особенно чувствуется тяжелая масса стены, массивность архитектурных форм. в Европе архитектурными стилями. В настоящее время центром живописи Бали по-прежнему остаётся Убуд. Архитектура, стиль одежды, кухня, манера общаться подверглись значительным изменениям.
Древние индонезийцы расписывали стены красками из местных минералов. В центре самой верхней террасы поставлена большая ступа, венчающая все сооружение (илл. В экспозиции, посвященной парусным судам, собраны модели Индонезийского архипелага. Однако стационарные театры в Индонезии пока еще мало распространенное новшество.
Работа большинства научных учреждений страны направлена на разрешение насущных проблем сельского хозяйства и промышленности. Кунаин Сухардиман). С середины 60-х гг. В живописи наряду с религиозными появились и светские мотивы. Хамзах применял приемы стихосложения, характерные как для малайской, так и для яванской литературы. 1961 г. ) они противопоставили академической школе авангардизм.
Антаблемент целлы и уступы кровли украшены только строгими зубцами. Общность происхождения и исторических судеб народов Индонезии обусловили единство многих элементов их культуры. Для переодевания актеров сооружается временная парусиновая палатка. Еще недавно ваянг кулит был крайне популярен на Яве и имел важное общественное значение. Святилища отделены от обходных коридоров деревянными порталами и решетками, являющимися интересным образцом старой бирманской резьбы по дереву. Фриз из гирляндочек и модильоны карниза удивительно близки по формам к античным мотивам.
Супангката и «Расслабленная цепь» джокьякартца Харсоно (индон. В эпоху позднего неолита и начала металла (конца 2-го – середины 1-го тысячелетия до н. э) создавались мегалитические сооружения – менгиры, уступчатые курганы, склепы (комплексы Пасемах на юге Суматры, Лебак-Сибедуг на Западе Явы), статичные фигуры предков.
В противоположной стороне рельефа — довольно точное изображение храма, типичного яванского чанди. Он был построен по инициативе госпожи Тянь Сухарто, как выражение благодарности Богу Всемогущему, а также индонезийскому и международному сообществу за внимание и поддержку Сухарто. Тем не менее и в своем окончательном виде памятник обладает единством плана и объемного решения, так же как и поразительной целостностью образного замысла. Самые замечательные художественные памятники Бирмы были созданы в классический период.
Многие годы эти произведения, в т. ч. В первых веках н. э. на Яве (культура которой издавна являлась ведущей) сформировались первые государственные образования, которые под индийским влиянием восприняли индуизм и буддизм индийские и местные традиции соединились в классическом искусстве Явы, в том числе в каменной архитектуре. Большая же часть произведений этого периода была напечатана лишь после победы революции. В искусстве Юго-Восточной Азии первого тысячелетия н. э. Жители поклоняются огромному изображению белого слона.
Этс выразилось в создании в Пагане ряда ступ сингалезского типа. Пожалуй, самый знаменитый балийский художник Аффанди, стоявший у истоков организации «Молодые деятели искусства Индонезии» (основана в 1946 году) в одном из интервью говорил так: «Одни считают, что я нахожусь под сильным влиянием Ван Гога, другие полагают, что я и Ван Гог плаваем в одной лодке, в лодке экспрессионизма Каким бы ни было искусство, в Европе или Индонезии, художник – это всегда неповторимая личность, со своим индивидуальным восприятием окружающего мира». При сооружении некоторых зданий использовались местные архитектурные традиции.
В сфере здравоохранения в 1995 было занято ок. Большой известностью пользуется джокьякартский Бенгкел Театр (рук. Все это содействовало развитию у народов Индонезии, наряду с сохранением специфических и общих черт в материальной и духовной культуре.
Есть и частные высшие учебные заведения. Темы пьес заимствованы из хроник, легенд, сказок (Тысяча и одна ночь), городских повестей конца XIX в. (Ньяи Дасима, Си Чонат), популярных европейских романов. Танцовщицы отбирались только из знатных семей, близких к кратонам Суракарты и Джокьякарты. Выход на экраны в 1935 г. кинофильма «Парех» знаменовал зарождение национальной индонезийской кинематографии.
Под руководством голландца Арье Смита (род. По своим образным особенностям рельефы Боробудура соответствуют тому этапу историко-художественного развития, который в Индии характеризуется скульптурой периода после Гуптов (7—8 вв. ). Существуют и другие высшие учебные заведения: Академия торговли, Авиационная академия и Академия журналистики в Джакарте, Технологический институт, Физическая академия и Учительская академия в Бандунге, Академия искусств в Джокьякарте, учительский и технический институты в Сурабае, учительские институты в Маланге (Восточная Ява), Батусангкаре (Западная Суматра) и в Макасаре (Сулавеси), консерватория в Суракарте. Марта). В скульптуре периода Маджапахит внутренние противоречия обнаруживаются еще отчетливее.
162) — небольшая стройных пропорций квадратная в плане постройка. От главного храма ныне сохранился только цоколь, украшенный рельефами на сюжеты «Рамаяны» и «Сказания о Кришне». Строились культовые здания – пышные католические соборы в псевдоготическом стиле (кафедральный собор XVII в. в Джакарте, архитектор Хулсвиф), более скромные протестантские церкви.
Под руководством голландца Арье Смита (род. Целла увенчана покрытием в виде идущих в два яруса квадратных террас. Храмовая архитектура 10 — 15 столетий не достигает масштабов культовых построек 8 — 9 вв.
На территории современной Джакарты уже в XVI – XVII вв. Абдуллах) и модернистскими течениями. В чанди Каласан обращает на себя внимание характер орнаментальной резьбы по камню. 166, 167).
172). Кроме того, открылись университеты или их факультеты в Макасаре (Сулавеси), в Банджар- масине (Калимантан), Сукарнпуре (Западный Ириан), в Медане, Бу- киттинги и Палембанге (Суматра), в Денпасаре (Бали). Проблемы, поднятые автором в романе (борьба с феодальными пережитками, устарелыми положениями адата, приниженным положением женщины, принудительными браками, многоженством), горячо волновали индонезийское общество того времени.
В западной культуре такой компромисс практически не достижим – столкновение личности и общества всегда драматично (достаточно вспомнить таких архетипических героев как Гамлет или Онегин). Знаменитый храм Ананды (илл. Их число возросло с 12, 5 тыс. В эту эпоху сознание единства отчетливее проявлялось по отношению к иноязычным народам.
Индонезийская литература не только отражала эту борьбу, но и способствовала ее развитию. Следы ее сохранились до сих пор. Индуистский храмовый комплекс Панатаран (XIV – первая половина XV вв. ) имеет свободный, асимметричный план.
Терракотовые женские фигурки из Травулана и каменные фигуры девушек с кувшинами при гробницах в Моджокерто (около XIV в. ) пленяют естественной красотой движений, сочной пластикой драпировок. 76 тыс. Часть писателей заявила, что они стоят «над политикой» и выдвинули тезис о независимости литературы от политики (А. В современной национальной драматургии преобладают сюрреалистические и неоэкспрессионистические тенденции (Арифин С. Нур), драма абсурда (Путу Виджая) и философские пьесы (Ф. К.
В XVIII – начале XX вв. После падения колониального режима в литературе Индонезии произошел крутой поворот, когда под влиянием воспоминаний о годах японской оккупации появилась язвительная проза Идруса, страстная поэзия Хайрила Анвара и великолепные воспоминания Прамудьи Ананты Тура. К наиболее известным храмовым комплексам относятся: на Центральной Яве (VIII – X вв. ): Диенг, Боробудур, Мендут, Прамбанан, Каласан на Восточной Яве (XI – XV вв. ): Травулан, Панатаран, Сингасари на Суматре – Паданг-Лавас на Бали – Бесаких, Гуа Гаджах (Слоновая пещера). С 11 в. начинается подъем индонезийской литературы.
Внутри объединения стилевые направления разделились: возникли школа Убуда и школа Батуана. В то же время символические композиции встречаются здесь чаще, чем в рельефах Боробудура. Балийские мастера, с древних времён славившиеся резьбой по дереву и камню, воссоздавали мир духов и богов, устремляя к нему свои мысли и чувства. Храмовая архитектура X–XV столетий не достигает масштабов культовых построек VIII–IX вв. С архитектурой тесно связана скульптура (статуи, рельефы), сочная по лепке, с цельными обобщёнными объёмами глубокая одухотворённость образов сочетается в ней с ощущением полноты жизненных сил. Карли в своих фильмах стремился раскрыть социальный конфликт между индонезийцами и европейцами («Узы крови», «Саринах», «Самопожертвование Карины»).
Среди них Театр Кома (рук. Танцовщицы движутся зигзагообразно по кругу, руки согнуты на уровне плеч локтями вверх, голова втянута. Украшала храм резьба по камню и скульптурные маски демонов. Лучшие образцы скульптуры 10—13 вв. Это направление стало ведущим с установлением независимости (1945), сосуществуя с традицией романтической экзотики (Б. В 1990 имелось ок.
Высокое покрытие повторяет в уменьшенном виде формы и членения целлы. К древнейшему периоду относятся остатки мегалитических сооружений, обнаруженные на всей территории Индонезии (I тысячелетие до н. э. – первые века н. э. ).
Кстати, один из источников современного изобразительного искусства – традиционный театр «ваянг бебер», вот таким образом, переходя непосредственно к рассказу о живописцах с острова Бали, важно уделить некоторую долю внимания этому непростому искусству, связанному одновременно с духовной жизнью балийцев, с их особым пространственным восприятием и мировоззрением. Внутри каждой из них также помещена статуя Будды всего таких ступ со статуями семьдесят две. вернее, наивности, так же как трактовка самих изображений. Все четыре фасада одинаковы, что граничит с расположением храма в центре комплекса.
Harsono). Сфера действия торгового флота Маджапахита простиралась от берегов Африки до Китая. В картинах национального кинематографа вплоть до середины 60-х гг. Ко времени правления Эрланги относятся яванские переводы индийского эпоса.
коек (0, 06 на 1 тыс. Здесь можно выделить несколько различных тенденций.
Индонезия сохраняет определенные традиции в современном изобразительном искусстве. Изображения кукол ваянг кулита очень популярны. Среди его последователей — целая плеяда молодых писателей — мастеров этого жанра, представляющих основные народности страны (Бал- фас, М. Али, А. Росиди, Нотосусанто, Сутиасмарга, Трисновуйоно и др. ).
К 20-м годам относится и возникновение современной индонезийской поэзии, связанной с именами М. Ямина, Р. Эффенди, Сануси Панэ (первые — минангкабау, Панэ—батак), Татенгкенга (родом с острова Сангихе). Это квадратное в плане здание с подчеркнуто вертикальной устремленностью силуэта. Исключительным по своей художественной высоте памятником является происходящая из чанди Севу портретная голова яванского принца, представленного в образе буддийского божества (илл. в изобразительном искусстве преобладают модернистские направления. В храмах Паяни-пая (1167) и Кабуюк-та-пая сохранились росписи, повторяющие сюжеты скульптурных украшений коридоров и майоличных плиток внешнего убранства храма Ананды.
Спад был преодолен лишь к середине 70-х гг., когда было принято постановление, обязывающее импортеров на пять ввозимых фильмов производить один индонезийский и создана национальная прокатная организация Перфин (1975). Оплачивал спектакль приглашающий. на плато Диенг (Центральная Ява), выложенные насухо из андезита, представляют собой компактные кубические массивы на ступенчатых основаниях, увенчанные пирамидальными крышами выразительность силуэта и пластичность масс сочетаются в них с ясной тектоникой, лаконичностью декора. Выставка познакомит с работами авторов, входивших в эти объединения.
Так, например, происходящие из Моджокерто две фигуры молодых женщин с кувшинами (ныне в музее в Джакарте) (илл. в кино доминировали салонные и исторические мелодрамы, комедии, фильмы ужасов. Вначале небольшое, оно тем не менее поддерживало тесные связи с Китаем.
Подобный принцип орнаментации (который распространяется на весь архитектурный декор в целом) отличает индонезийские памятники этой поры от произведений индийской храмовой архитектуры, в которых преизбыток пластически трактованных орнаментальных форм находится в соответствии с общим духом архитектурного образа, как бы олицетворяющего стихийную мощь форм органической природы. Не менее прохладно официальными властями Индонезии было встречено произведение Ромо Мангуна Ткач-птица (1991), удостоившееся Премии писателей Юго-Восточной Азии. На фоне экрана отчетливо видны куклы, а на самом экране их тени. В настоящее время центром живописи Бали по-прежнему остаётся Убуд. В старые времена балийцы больше занимались резьбой по дереву и камню чем живописью. Характерная для ранней яванской архитектуры своеобразная «ордерная» трактовка стены достигла здесь особой изощренности.
Наиболее известной формой традиционного театра за пределами яванской культурной зоны является майонг (архипелаг Риау). «Портрет балийской девушки» словно возникающий из бурлящих потоков краски, не может оставить зрителя равнодушным. Тут же собака жадно поедает содержимое опрокинутого котла.
Таким образом, в целом памятник оказывается подобием гигантской ступенчатой пирамиды. Индуистский храмовый комплекс Лара Джонгранг в Прамбанане (конца IX – начала X вв. ) объединяет на высокой насыпи 3 больших храма и 5 меньших святилищ, заключённых в квадрат из многочисленных часовен. В это же время стала развиваться драматургия на индонезийском языке. Также в музее часто проводятся временные выставки, семинары и конференции. Взаимодействие с западными музыкальными традициями началось с проникновения португальцев и голландцев (XVI – XVII вв. ).
Гражданские постройки этого времени – преимущественно дворцы местных правителей – кратоны. В последнее время появилось название «ваянг Индонесиа», которое подчеркивает общеиндонезийское значение этого жанра. поликлиник.
С государствами Сингасари (XIII в. ) и Маджапахит (конец XIII – начало XVI вв. ) связан расцвет искусства Восточной Явы. Исполняются они, как правило, на открытой площадке около храма (пура) или в нем во время религиозных церемоний либо праздников. В основе желания укрепить балийское самосознание лежит культурное сопротивление.
Многие из них поступили в плохой сохранности, некоторые – буквально на грани гибели. В этом смысле пластические образы Боробудура — наиболее «классичные» среди памятников искусства всех государств Юго-Восточной Азии. Особенностью архитектуры Явы позднего средневековья и начала нового времени было строительство дворцов-крепостей местных правителей – кратонов (Джокьякарта, Суракарта, Чиребон).
младшего медицинского персонала. В стране свыше 1 тыс. на рубеже XIX-XX вв.
Немало мастеров младшего поколения восприняли идеи и художественные методы ДНИ. После каждого цикла выдается сертификат, дающий право работать в определенных учреждениях. Сеномбунг), Театр Саджа (рук. В наибольшей степени отход от условности и приближение к натуре обнаруживаются в третьем направлении яванской скульптуры рассматриваемого периода.
По технике актерской игры и гриму жанр гамбух похож на кетопрак. Главная тема его творчества — национальная революция и восприятие ее всеми слоями общества (роман «Коррупция», повесть «Это было в южном Бантене», роман «Партизанская семья», раскрывающий моральный конфликт, возникший в душе солдата-республиканца, последовательного борца против голландского империализма, вынужденного в огне борьбы убивать близких ему людей). Сама пластика здесь более свободная и энергичная.
«Парех» оказал огромное влияние на последующие индонезийские фильмы, главной темой которых, как и в этом фильме, стало изображение жизни индонезийских народов. В 50-е гг. Провозвестником новой эпохи в индонезийской, равно как и в малайской, литературе был Абдуллах Мунши (1796—1854 гг. ). Оказанием медицинской помощи в сельской местности занимаются общинные центры здоровья. медсестер и 70 тыс. Около 732 г. правители династии Шайлендра захватили Центральную Яву.
Почти все они в отличие от Пита Маха, происходили из крестьян. К реалистическим произведениям Русли и Муиса имеющим критический характер, примыкают также романы Н. Искандара (минангкабау) «Из-за тещи», писательницы Селасих (минангкабау) «Когда не везет» — первый значительный вклад в индонезийскую художественную литературу, сделанный женщиной и др. Без перегруженности, без чрезмерной детализации создано впечатление большого богатства архитектурного образа. Преемственность древних художественных традиций сохранилась лишь в театре теней и некоторых его разновидностях (например, в ваянг бебер) и искусстве резьбы по дереву (у племен с анимистическими верованиями и в Джепаре).
Традиции ткачества поддерживаются на Сулавеси, Суматре, Молуккских островах. Основой экономики Этих княжеств было земледелие с применением искусственного орошения. при дворах яванских правителей на основе синтеза анимистических ритуалов и индуистско-буддистских канонов и до начала XX в. оставался аристократическим.
В начале 80-х гг. Мягкий изгиб фигуры бодисатвы, плавные повторы, образуемые контурами фигур летящих божеств, печать задумчивости, которой отмечены лица благоговейно склонившихся свидетелей этого события, сообщают композиции оттенок большого лирического чувства. С конца XIX в. стали воздвигаться здания нового типа (банки, вокзалы, музеи), расширялась городская застройка, строились порты (Танджунг-Приок, 1877-83 гг.
Индонезия (Indonesia), Республика Индонезия, государство в Юго-Восточной Азии, на островах Малайского архипелага. Важным фактором культуры Бали является его географическое положение.
От XIV-XVI вв. Чанди Джабанг обращает на себя внимание необычностью своего типа. Пытаясь противостоять коммерциализации с одной стороны и предоставить одарённой молодёжи выставлять свои работы с другой, два художника из Европы – немец Вальтер Шпис (1895 – 1942) и голландец Рудоль Бонне (1895 – 1978) – вместе с балийцем Кокорде Сукавати создали творческое объединение "Пита Маха". Супангката и «Расслабленная цепь» джокъякартца Харсоно (индон.
Они сохранились главным образом на острове Бали, куда не проник ислам (храмовые комплексы XVIII-XIX вв. ). А. Г. Собрат, И. Б. Маде). В 1933 три молодых писателя с Суматры – Сутан Такдир Алишахбан, Армайн Пане и Амир Хамзах, стремившиеся в литературной форме выразить духовный мир своей страны, начали выпускать малотиражный литературно-художественный и общественно-политический журнал «Пуджанга бару» («Новый писатель»). С этого времени основным районом развития индонезийской культуры стала Восточная Ява. Когда на острове появились голландцы, заказы из дворцов перестали поступать и живопись пришла в упадок. Сюда относятся многочисленные статуи слонообразного божества Ганеши, например статуи Ганеши в Баре (13 в. ). Однако генетически правильнее считать его театром плоских кожаных кукол.
Основные театры и труппы сконцентрированы в Джакарте. В раннем средневековье, когда происходило становление государственности на Яве, Суматре и в некоторых других районах архипелага, Индонезия испытала заметное индийское религиозно-культурное влияние. Издание романа А. Муиса (минангкабау) «Неправильное воспитание» был другим значительным событием этого периода.
Это характерные образцы яванских храмов известных под названием чанди. Организаторы подчеркивали принципиальную новизну своего творчества, заявляя о «смерти» предшествовавших ему форм современного индонезийского искусства— в помещении выставки в джакартском культурном центре «Таман Исмаил Марзуки» (индон. В 1941 году было поставлено уже 28 картин.
превалировала патриотическая тематика (режиссеры Усмар Исмаил, Асрул Сани). Зато высокое пирамидальное увенчание отличается сложностью и богатством форм. Тегух Карья), Лисендра Буана (рук.
Позднее появились оригинальные пьесы (Анджар Асмара и др. ). Сюда относятся многочисленные статуи слонообразного божества Ганеши, например статуи Ганеши в Баре (13 в. ). Углы нижних террас украшают небольшие ступы.
В скульптуре периода Маджапахит внутренние противоречия обнаруживаются еще отчетли-вее. В 70 – 80-е гг. Классический танец сложился в XIII – XIV вв.
Вечером, с 20 до 23 часов, в помещении музея Вы увидите уникальное представление театра теней «Ваянг-кулит». Много общего в обычаях, верованиях, музыке, танцах, театральном искусстве и фольклоре. в 1986 до 20 тыс. От эпохи неолита (с конца 5-го тысячелетия до н. э. в ряде районов Индонезии продолжалась до XX в. ) сохранилась керамика преимущественно с нарезным орнаментом.
Каждая семья занимает по одной комнате дома четвертой категории. Сани). Это топенг баронган. Грубые черты его очень своеобразного по этническому типу лица, вытаращенные глаза, полуоткрытый от удивления рот, какие-то странные бакенбарды, головной убор, неуклюжая приземистая фигура — все эти подробности, особенно по контрасту с невозмутимым выражением ликов и идеальной красотой Рамы и Лакшмана, свидетельствуют о большой остроте наблюдательности художника и о его смелости в сопоставлении столь отличных по своему характеру образов.
Высокое покрытие повторяет в уменьшенном виде формы и членения целлы. В период независимости (после 1945 г. ) были приняты меры к упорядочению городского планирования и застройки (Джакарта, Джокьякарта, Бандунг). Так, в период борьбы за воссоединение Западного Ириана популярностью пользовалась танцевально-пантомимическая сменка «Деви Ириани», в которой Западный Ириан персонифицировался в образе прекрасной девушки. С. Абдуллах). Общий облик чанди Каласан обнаруживает черты близости с постройками на плато Диенг, но замысел его отличается большей глубиной и в то же время сложностью.
Многие яванские классические танцы повествуют о борьбе богов, принцев и героев.