Художники-футуристы, в числе которых были Дж. В 1912 г. в Париже состоялась первая выставка художников-футуристов. Художники-футуристы. В 1912 году в Париже состоялась первая выставка художников-футуристов.
Поэты футуристического направления прибегали к визуализации художников, вследствие чего появлялись общие работы. Эти колебания художников-футуристов между двумя параллельными направлениями в искусстве подтверждали их временную приверженность к выбранному ими пути отрицания всего предыдущего.
Томмазо Маринетти создает первый манифест футуристов в 1909 году. После Октябрьской революции 1917 большинство футуристов активно участвовали в политико-агитационных начинаниях Советской власти, в реформах системы художественного образования, однако претензии футуризма стать общеобязательным государственным искусством и усилившееся в этот период нигилистическое отношение многих футуристов к культурному наследию были осуждены в письме ЦК РКП (б) О пролеткультах и в записках В. И. Ленина А. В. Луначарскому и М. Н. Покровскому. Цены варьировались от 25 копеек до 5 рублей 151 деньги по тем временам очень немалые.
Он также провозгласил «телеграфный стиль», положив начало минимализму. В августе 1914 г., после начала Первой мировой войны, Маринетти ведёт пропаганду за вступление Италии в войну, организовывает манифестации с публичным сожжением австрийского флага, за что был арестован и посажен в тюрьму. Бейте в площади бунтов топот. В «Манифесте футуристической литературы» он же мечтал о создании «механического человека с заменимыми частями» – удобного бесчувственного робота, начисто лишенного сознания, не требующего к себе ничего, кроме технического ухода. Одно из самых репрезентативных кубофутуристических произведений – картина К. Малевича Авиатор (1914). К середине 1930-х годов российский футуризм в литературе был окончательно уничтожен. Любовь кошеломлению, кдемонстративной театральности поведения, стиля речи или текстов воплощала особые свойства современного, футуристического мироощущения, вкотором быстрая смена впечатлений, мгновенных событий-вспышек пришла наместо размеренных ритмов прошлого.
Художник изображает не просто движущийся объект, но как бы само движение, вернее, поток энергии (он изобрел даже специальные термины: сило-линии и сило-формы), в котором творящее, созидательное начало неотделимо от разрушительного. Он был написан для молодых итальянских художников. 1998. Однако, здоровье поэта было сильно подорвано, он умер в 1958 г. после второго инфаркта. По своей сути такая личность – та же машина, но в биологическом смысле («гигиенически» и «сумасброднофизически») идеальная. Использованы и типографские линейки.
Но, обо всем по порядку. Произведение того же автора «Динамизм мускулов» (1913, собрание Бартарелли, Милан) вызывает удивление своеобразной трактовкой формы самих мышц и однообразно серой гаммой красок. Е. Ф. Ковтун в упомянутой выше монографии ни о нем, ни о книге «Нагой среди одетых» даже не упоминает.
Некоторые из них приветствовали Октябрьскую революцию (Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Василий Каменский, Осип Брик, Николай Асеев, Василий Кандинский) и стремились развивать искусство в революционном духе. Недалеко от него ушел в своем творчестве и К. Карра. Но в то же время они писали антивоенные произведения (поэма «Война и мир» Маяковского, «Война в мышеловке» Хлебникова). Художник Михаил Ларионов, к примеру, неоднократно подвергался аресту и штрафу за безобразия, творимые во время так называемых «публичных диспутов», где он щедро раздавал оплеухи несогласным с ним оппонентам, кидался в них пюпитром или настольной лампой. Очень скоро слова «футурист» и «хулиган» для современной умеренной публики стали синонимами. Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро— наиболее известные имена. 20 февраля 1909 г. в газете «Фигаро» Маринетти опубликовал «Манифест футуризма».
«Новые реальности» сводились к изображению их в виде обыкновенных, бытовых предметов, которые, однако, практически не употребляются. Маринетти провозгласил «всемирно историческую задачу футуризма», которая заключалась в том, чтобы «ежедневно плевать на алтарь искусства». Впоследствие пародией на этот и подобные ему портреты послужил портрет из фильма «Приключения принца Флоризеля», на котором был изображен «Клетчатый», моментально узнанный всеми, включая вставшего с инвалидного кресла «парализованного». Бум, бумтарарх – разрыв снаряда. Характерный пример — книга «Нагой среди одетых» В. Каменского и А. Кравцова, увидевшая свет в феврале 1914 года.
Именно Маринетти стал теоретиком и вождем первой, миланской, группы футуристов. Ему удаётся сплотить вокруг себя самые разные, яркие, ни на кого не похожие индивидуальности. Это течение претендовало на построение нового искусства 151 «искусства будущего», выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта.
В живописи футуристов после 1912 года стали проявляться ярко выраженные элементы кубизма. Именно связь снеопримитивизмом окрашивала русский футуризм встоль странные инеприемлемые для итальянских футуристов «архаические» тона. Но даже такие кумиры, как Александр Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке». Гоночный автомобиль, «несущийся как шрапнель», представлялся им прекраснее Ники Самофракийской. Кроме того, многие прославились как великие скандалисты.
Слово futurum в буквальном переводе с латинского означает «будущее», «будущность». Футуризм – это стратегия единого художественного поведения. Эта стратегия включает: разрыв с традициями прошлого, вызывающие иногда агрессивные жесты, желание поддеть, порой оскорбить зрителя, чтобы пробудить его к новой эстетике, словотворчество (образование новых слов), создание новых рифм и разрушением старых канонов во всех формах искусства и общественной жизни в целом. Я думаю у все на слуху сочетание «футуристическое будущее», «футуристический пейзаж». Именно футуристы начинают называть свои выступления перед публикой битвами, поддерживая (аиногда нарочито провоцируя) конфронтацию спубликой ихудожественным истеблишментом. «Всечество» стало одним из важнейших футуристических художественных принципов. Русский футуризм не вылился в целостную художественную систему этим термином обозначались самые разные тенденции русского авангарда.
Название стиля отображает главный его принцип – создать образ будущего. Футуризм трактуется теперь как искусство, соответствующее глубинному духу революции.
«Изгнав психологию из литературы, футуристы ввели ее в живопись и заставили передавать психические состояния» (Тастевен Г. «Футуризм»). Футуристы совместили эти элементы в один «кадр»: на картине они показывали фазы движения одновременно. 1. Игорь СеверянинПомимо Северянина, в группу входили поэты Константин Олимпов, Георгий Иванов, Стефан Петров (Грааль-Арельский), Павел Кокорин, Павел Широков, Иван Лукаш и др.
Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования. «Гилея» была самым влиятельным объединением футуристов, но не единственным: существовали также эгофутуристы во главе с Игорем Северянином (Санкт-Петербург), «Центрифуга» (Москва), группы в Киеве, Харькове, Одессе, Баку. Как раз с этого момента русские художники начали прибегать к опыту традиционного искусства и начали активно работать над созданием образов активной современной жизни во всей ее простоте. Пик, пик, пик – ласточка пролетает над полем сражения. Однако эта стратегия прекрасно срабатывала и во вполне материальных целях. Хорошо, что немногочисленные «вылазки» в 1848-1870 годах на поле данных событий дали ему шанс продемонстрировать, что он способный и на наиболее либеральное отношение к исторической реальности. Меня сейчас разложат на основные плоскости искромсают на мелкие части и, устранив таким образом смертельную опасность внешнего сходства, обнаружат досконально «характер моего лица».
И, наконец, «ничевоков». Кручёных вэти годы всвоих гектографических книгах создал наиболее радикальные формы заумной поэзии, вкоторых футуристическая эстетика мгновения, быстроты ивзрыва сочеталась сэкстатической мистикой иоткрытиями беспредметности. Большинство эгофутуристов быстро изживали стиль и переходили в другие жанры или вскорости абсолютно оставляли литературу. Ненависть к существовавшему до них языку.
4. При этом в их манере членить объёмы легко заметить влияние кубистической живописи, которую сами футуристы упрекали в «застылости». Давид Бурлюк.
Русский же футуризм тяготел не к технике и скорости, а к человеку и его языку, не к «математически» строгим формам, а к примитивизму. Непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку. 3. «Но в рассуждениях об этих художественных революционерах, - как справедливо отмечено А. Обуховой и Н. Алексеевым, - часто упускают очень важную вещь: многие из них были гениальными деятелями того, что сейчас называют «промоушн» и «паблик рилэйшнз». в некоторых европейских странах (прежде всего в Италии и России), близких в отдельных декларациях (прокламирование идей создания искусства будущего, отрицание художественных традиций и прочее) и избираемых темах, но обладавших разными, порой противоположными идейными установками.
Упоенные новейшими достижениями техники, футуристы стремились вырезать «раковую опухоль» старой культуры ножом техницизма и последних достижений науки. Востребованными оказались лишь мифология иидеология футуризма. Однако футуризм отличался в этом плане крайне экстремистской направленностью. В манифесте Маринетти провозглашается «телеграфный стиль». В 20-е многие футуристы воспевали фашистский режим, считая его воплощением мечты о великом будущем Италии.
Вдинамике новой индустриальной иурбанистической реальности они видели прежде всего мифологизированный образ своей «религии жизни». Этот этап вистории русского футуризма связан прежде всего сдеятельностью «Синдиката футуристов» (Кручёных, И. М. Маттиоли, Милан) с геометрией плоскостных форм представляет собой тот же компромисс, что и «Читающие женщины» Дж. Для эстетики футуризма важны были эффект, «взрыв», мгновенная вспышка эмоций.
Статья опубликована при поддержке компании Профессионал. И, наконец, «ничевоков». 1922. В 1919 г. Маринетти вступил в фашистскую партию. Главным принципом Маринетти до конца его жизни было желание «с вершины мира бросать вызов звездам». Про привлечение к себе внимания с помощью всевозможных скандалов уже говорилось.
Русский футуризм не ограничен лишь живописью, но проявился и в поэзии, музыке, в оформлении книг (уникальное русское футуристическое явление) и в концепции «заумного языка» (также специфически русская футуристская теория и практика). Конечно ипосле 1914 врусском искусстве появляются произведения, вкоторых отчётливо видны следы влияния футуристической эстетики– уК. М. Зданевича («Синдикат футуристов» или «Оркестровый портрет». «Ага.
Яркими представителями футуризма в изобразительном искусстве Италии были такие художники как Уго Боччонни, Джакомо Балла, Джино Северини, Карла Карра, Луижди Руссоло. В книге «Будетлянский клич. » факсимильно воспроизведены пять книг русских футуристов. Это был отчасти возврат к карнавальной культуре (аналог карнавалов в России – святки), когда происходит смена социальных ролей, недозволенное становится возможным и даже желательным.
Как бы парит и сама фигура воздухоплавателя. Картины Давида Бурлюка («Футуристическая женщина», «Портрет песнебойца фигуриста Василия Каменского»), отличались невообразимой яркостью образов, братья талантливо пропагандировали идеи футуризма и для этого не жалели ни сил, ни времени: организовывали литературные встречи и вечера, ездили в разные города и села, выступая с лекциями на тему футуризма в живописи и литературе. К началу 20-х гг.
У меня эти фразы ассоциировались с техникой будущего, с какими то внеземными технологиями. Отношение к войне и революции как к омолаживающей силе одряхлевшего мира. Чьи-то неясные фигуры и затуманенные лица возникают неожиданно, «выплывая» из закоулков художественно-интуитивного мира Умберто. Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро – наиболее известные имена. Северини, У. Боччони, Л. Руссоло, М. Сирони, Ю. Анненков и др. Футуризм был радикальной программой, которая основана на идее разрыва с прошлым. Изображение становилось безличным, то есть безоценочным.
Всего же в книге пять рисунков, воспроизведенных литографским способом. и проч. Наконец, в1913 при участии Ларионова иН. С. Гончаровой осуществляется постановка первого иединственного футуристического фильма «Драма вкабаре 13».
Балла традиционен в выборе своих сюжетов: «Дама с собачкой», «Девочка, бегающая по балкону» (1912, Галерея современного искусства, Милан). Рождение нового человека, вторжение в«ветхий» старый мир молодых сил– «варваров», способных влить свежую кровь вусталую культуру, – все эти мифологемы футуристического движения оказались востребованы вреволюционное время. В сборнике «Будетлянский клич. » факсимильного воспроизведения этих изданий мы не найдем. Но у футуристов (кубофутуристов) геометризация играет меньшую роль и присутствует не всегда.
Конструктивизм Сельвинского, Луговского. Лентулов и Скрябин дружили всю жизнь. В музыке искать гармонию шумов. Смотрящий на полотно с большим трудом, максимально используя все свое воображение, выделял всадника на красной лошади в картине «Эластичность» (У. Не говоря уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич, Кручёных.
и проч. Давид Бурлюк— основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея». Причём политическое содержание втакой интерпретации явно преобладало над эстетическим.
ГТГ), «Аллегорическое изображение войны 1812» А. В. Лентулова (1912. «Добившись шумного успеха, скандальной славы, выпустив больше десятка книг, осуществив театральные постановки, футуристы чувствуют, что их историческая миссия выполнена» (С. Нервные линии и беспорядочно наслоенные друг на друга кристаллы создают фон хаотичного подсознания из него «вырождаются» образы, которые, в свою очередь, вызывают у зрителя ассоциации с животными, машинами, людьми. Внешние углы книги обрезаны так, что в развернутом виде она шестиугольная. В дальнейшем одни футуристы пришли к прямой апологии фашизма, другие, пройдя через увлечение метафизической живописью (Карра), академизировали свою манеру или вплотную сблизились с абстрактным искусством.
«Наш прекрасный мир стал еще прекраснее – теперь в нем есть скорость» (там же). Футуризм явился таким же всеобъемлющим течением, как и экспрессионизм (активно выраженный впервые на несколько лет раньше в Германии группой «Мост»), но, в отличие от последнего, футуризм стремился не осмыслить и переработать опыт искусства прошлого, а тотально его отрицать, похоронить его. и проч. В чём его главное содержание. Но невооруженным глазом можно увидеть, что художники явно шли на поводу у своих идолов.
с парохода современности» и формулировал 4 права поэтов:1. Имажинизм Есенина и Мариенгофа. И так же, как того «Клетчатого», на картине работы Малевича все, кто близко знал Матюшина, без труда узнавали его.
Статья Дж. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования. Пой. Интуиция должна направлять разум, окрылять его. Давайте рассмотрим одну из работ.
Основоположником направления и автором термина является итальянский Филиппо Маринетти – поэт, фашист и солдат. В 1909 г. Маринетти публикует свой первый футуристический манифест «Le Futurisme», который содержал радикальные лозунги, направленные против всего старого и догматичного: «Избавьте Италию от всей заразы – историков, археологов искусствоведов, антикваров. », «Тащите огня к библиотечным полкам. », «Направьте воду из каналов в музейные склепы. », «Крушите древние города. » и т. д. Но, захваченный новым революционным футуристическим потоком, художник, следуя тезису манифеста: «У бегущей лошади не четыре ноги, а двадцать и их движения треугольны», придал и бегущей девушке и играющему музыканту свою особую динамику. Но у футуристов (кубофутуристов) геометризация играет меньшую роль и присутствует не всегда. 2. 4).
Постепенно развиваясь в своих поисках истины, футуристы отказались от главенствующей роли динамики, раздробили образы и перешли к изображению отдельных частей тела и предметов. Хотя кфутуристической живописи врусском искусстве может быть отнесён небольшой круг произведений, рядом сними существует широкий пласт пограничных работ, втой или иной мере связанных сфутуризмом иразмывающих жёсткие границы этого явления врусской живописи. Передача движения достигалась просто и без затей. аэроживопись). Борьба между ними выливалась в потоки взаимной критики, что отнюдь не объединяло отдельных участников движения, а, наоборот, усиливало их вражду и обособленность.
С. 14). Колорит картин Умберто выделяется своим жестким драматизмом он раскладывает форму на отдельные элементы, тем самым передавая эффект движения, придавая процессу дробления и «раскручивания» форм реальную связь с окружающей средой. Бывшие футуристы составили ядро ЛЕФа (Левого фронта искусств), распавшегося к концу 1920-х. Многие из футуристов эмигрировали (Давид Бурлюк, Игорь Северянин, Илья Зданевич, Александра Экстер), умерли (Велимир Хлебников, Александр Богомазов), покончили с собой (в 1930 г. Владимир Маяковский), некоторые отошли от идеалов футуризма и выработали собственный индивидуальный стиль (Николай Асеев, Борис Пастернак). В конце 1920-х годов была попытка возродить футуризм – было организовано объединение ОБЭРИУ. ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства) – группа писателей и деятелей культуры, существовавшая в 1927-начале 1930-х гг. В поэзии освободить слово от уз устарелого синтаксиса. Эпизодическим осталось обращение будетлян ккино итеатру.
Этотже год как точку отсчёта для истории русского футуризма указывает И. М. Зданевич. Системой был сам авангард. Увеличение словаря произвольными и производными словами (слово — новшество). Днем рождения футуризма считается 20 февраля 1909, когда в парижской газете «Фигаро» появился написанный Т. Ф. Маринетти Манифест футуризма.
Свои поэмы и картины они посвящали автомобилю, поезду, электричеству. В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Всякий юноша, который проводит день в библиотеке, потерян.
Футуристы обвиняли кубистов в «замаскированном академизме». Футуристы, конечно, были радикалами. Инициатором был поэт и художник Алексей Елисеевич Крученых (1886—1968). Верно на экзаменах провалился», – кричат из зала.
Футуризм (от лат. Дж.
Втомже году вряде газет ижурналов появляются заметки иинтервью Ларионова излагающие его радикальные ифантастические проекты футуристического театра, вкотором «декорации находятся вдвижении иследуют заартистом, зрители лежат всередине зала впервом действии инаходятся всетке, под потолком– вовтором» (Кпроекту футуристического театра вМоскве// Театр вкарикатурах. В манифесте отрицались все духовно-культурные ценности прошлого. Футуризм в русской литературе Группа «Гилея» (В. На этом этапе были нужны общедоступные, понятные широким массам формы. «Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины». Каждая работа несет в себе символ и это творение не исключение.
Это одна из самых известных работ Джакомо Баллы. Давид Бурлюк — основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея». К кругу футуристов были близки также Лентулов и Филонов.
Футуристы были революционерами в искусстве. Опера была названа «Победа над Солнцем» либретто было написано Крученых, музыка – Матюшиным (он был не только художником, но и талантливым композитором), декорации создал Малевич. В этом плане футуризм по своей идеологии был очень близок как правым, так и левым радикалам: анархистам, фашистам, коммунистам, ориентированным на революционное ниспровержение прошлого. Манифест футуризма состоял из двух частей: текста-вступления и программы, состоявшей из одиннадцати пунктов-тезисов футуристической идеи. Хлебников, А. Кручёных, В. Маяковский, Д. Бурлюк и др. ) — в 1912 г. ее участники выпустили манифест «Пощечина общественному вкусу», в котором призывали «бросить Пушкина, Достоевского и пр. В это время насилие было необходимой принадлежностью внутренней политики. В 1913 году появляются идеи «заумного языка».
В дальнейшем футуризм, развиваясь, образует новое направление – так называемый пространственный симультанизм, который связывается с идеей одновременности – «Разве мы не видали иной раз на щеке человека, с которым разговариваем, лошадь, проезжающую в далеком конце улицы. » (Из «Манифеста итальянского футуризма») – и идеей пространства, в котором хаотически перемещаются тела и предметы. Бум, бумтарарх – разрыв снаряда.
Маринетти говорил: «Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью». Мне понравилось, как раскрыл этот термин искусствовед, специалист по русскому авангарду, Евгений Семенович Штейнер. Автор слова и основоположник направления— итальянский поэт Филиппо Маринетти (поэма «Красный сахар»).
В картине Дж. Обычные оптические иллюзии возвелись ими в абсолют и подкрепи-лись различными псевдонаучными толкованиями (в которых имели место дилетантизм и алогичность), поскольку идейный предводитель футуризма – Ф. Т. Его «Галерея Милана» (1912, собрание Дж.
Боччони, 1912). Как направленность в изобразительном искусстве футуризм существовал до начала 1920х годов. Принято считать, что первоначально футуристическая эстетика оформляется влитературе. Футуризм в живописи это не только композиции фигур. В этой серии были воспроизведены такие издания, как библейская «Книга Руфь» и пушкинские «Маленькие трагедии» с гравюрами Владимира Андреевича Фаворского (1886—1964), «Кола Брюньон» Ромена Роллана с иллюстрациями Евгения Адольфовича Кибрика (1906—1978), «Мертвые души» Н. В. Гоголя, проиллюстрированные Марком Шагалом (1887—1985) и «Для голоса» В. В. Маяковского в оформлении Эль (Лазаря Марковича) Лисицкого (1890—1941). История русского футуризма связана нестолько соткрытиями всфере живописного языка, сколько сразличными видами социально-культурной деятельности.
«Футуристы не боятся свистков, они боятся лишь легких знаков одобрения», – гордо провозглашает очередной оратор-футурист. Один из героев имел абсолютно замечательное имя, которое годится для заглавия книги или статьи или для эпиграфа: «Один из несущих Солнце».
Родина футуризма — Италия. Лентулов много работал над задачей передачи с помощью живописи звуков. Специально для выставки он нарисовал абстракцию «Мадонна» и задумал установить посреди зала песочные часы и прочертить от них к этой картине, висящей на стене, меловую черту. с парохода современности» и сформулировали 4 права поэтов: 1. В декабре 1912 г. они выпустили манифест «Пощёчина общественному вкусу», который призывал «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. Однако чаще всего для самонаименования (иэто соответствовало духу романтического национализма футуристической эстетики) они предпочитали избегать иностранного слова «футуризм», заменяя его русскими эквивалентами– «будущники» или «будетляне».
Он также кидал вызов всему корпусу художественного наследия и не довольствовался требованием совершенной автономии искусства (уже символистами была развита теория искусства для искусства). В «Манифесте живописи» в качестве основных рекомендовались только два признака: употребление самых ярких – «красных, которые кричат», – красок и непременный, обязательный дивизионизм, однако ничего не говорилось о цветовой структуре, о содержательной стороне цвета. Во всем подчеркивалось право сильной личности и отрицание жалости к человеческим «винтикам» – так проповедовал футуристический лидер и идеолог Ф. Т.
Огромная толпа приходит в лихорадочное движение в «Восстании» Л. Руссоло (1912, Городской музей, Гаага). Многолетний опыт работы и высокая квалификация персонала – гарантия того, что все работы будут выполнены качественно и в срок. «Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слезы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью», – заявлял Маринетти.
Вэтот период создаётся основной корпус футуристических картин, таких как «Точильщик» К. С. Малевича (1912–1913. Поверх лица изображена вилка, не столько выписанная, сколько воссозданная, вещная. «Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слезы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью», – заявлял Маринетти. Среди живописцев группировку споследовательной футуристической программой назвать трудно. Ключевым лозунгом итальянских футуристов в литературе стал – «Слова на свободе. » – не выражать словами смысл, а дать самому слову управлять смыслом (или бессмыслицей) стихотворения.
11 февраля 1910 появляется Манифест художников-футуристов, а 11 апреля того же года – Технический манифест футуристической живописи, подписанный У. Боччони, Дж. Балла, К. Карра, Л. Руссоло, Дж. Северени – наиболее крупными художниками-футуристами. Картина Дж. Факсимиле этого сборника стихов открывает книгу «Будетлянский клич. ». с парохода современности» Но призыв этот смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней».
Но даже такие кумиры, как Александр Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке». В начале 1911 года Ларионов предлагает концепцию лучизма, который тоже можно отнести к футуризму. Малевич писал о «заумном разуме», «интуиции разума». Мотоцикл они объявили более совершенным творением, чем скульптуры Микеланджело. По его приглашению в 1914 году в Петербург приезжал Ф. Г. Маринетти. Культ города с его динамикой и безликостью.
В верхней части картины мы видим образ вилки, здесь же наличествует пила игральная карта и вывеска. Маринетти. Живопись во многом обогатила футуризм. с парохода современности». Примером такой картины служит полотно «повара русского футуризма» Давида Бурлюка «Песни боец Василий Каменский». Ф. Т.
Еще одной важной особенностью эстетики футуризма стало стремление ввести в изобразительное искусство звук чисто визуальными средствами. Люди, образуя подобие клина, разрывают простран-ство полотна («и движения их треугольны»).
Северини. В творчестве их привлекала форма и любое новаторское видение привычных вещей. Танцы – главная тема, которая стала лабораторией для его футуристических экспериментов. Старкина). С установлением в России советской власти футуризм постепенно стал исчезать. Издание, о котором идет речь, вышло в серии «Книжная коллекция» издающейся уже не первый год. Театральные постановки (опера «Победа над Солнцем» итрагедия «Владимир Маяковский»), публикации основных манифестов, создание футуристического грима ипервого футуристического фильма– все эти события сконцентрированы впределах одного 1913.
В изобразительном искусстве футуризм отталкивался от фовизма, заимствуя у него цветовые находки и от кубизма, у которого перенял художественные формы, однако отвергал кубический анализ (разложение) как выражения сущности явления и стремился к непосредственному эмоциональному выражению динамики современного мира. Вообще декаденты всегда как-то фатально попадают в компанию толстосумов и устраивают возле них свое счастье». Однако в своей основе русский футуризм был все же течением преимущественно поэтическим: в манифестах футуристов речь шла о реформе слова, поэзии, культуры. Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк)В литературе для футуризма были характерны отказ от традиционной грамматики, право поэта на свою орфографию, словотворчество, ритм. Все это предлагалось, как способ сделать литературное произведение средством передачи «жизни материи», средством «схватить все, что есть ускользающего и неуловимого в материи», «чтобы литература непосредственно входила во вселенную и сливалась с нею»Слова футуристических произведений полностью освобождались от жестких рамок синтаксических периодов, от пут логических связей.
Нас ли сжалит пули оса. Это тот самый «Ромка Якобсон», которого В. В. Маяковский упомянул в стихотворении «Товарищу Нетте — пароходу и человеку». Членами группы становятся Маяковский, Хлебников, Крученых и многие другие. Это близко идеям «интуитивизма» Анри Бергсона, одного из крупнейших философов начала XX века, которым зачитывались русские авангардисты.
Прежде всего– это понятие «врага» (пословам Маринетти, «вечного неприятеля, которого следовалобы изобрести, еслибы его небыло»), ставшее одним изцентральных для футуристической эстетики. После круг наследовалей стал стремительно рости. В отличие от ранних направлений, футуризм предполагал возвышение формы над содержанием. Словом, всем сиюминутным достижениям цивилизации, упоённой техническим прогрессом.
Чаще всего на полотнах отображались геометрические фигуры, которые были весьма многограны. Милена Вагнер отмечает, что «в них Маринетти утверждает радикальные изменения в принципе построения литературного текста — «разрушение общепринятого синтаксиса» «употребление глагола в неопределенном наклонении» с целью передачи смысла непрерывности жизни и упругости интуиции уничтожение качественных прилагательных, наречий, знаков препинания, опущение союзов, введение в литературу «восприятия по аналогии» и «максимума беспорядка» — словом, все, направленное к лаконичности и увеличению «быстроты стиля», чтобы создать «живой стиль, который создается сам по себе, без бессмысленных пауз, выраженных запятыми и точками». В книге есть контурные портреты А. Кравцова изображенного во весь рост спиной к зрителю и сидящего в кресле В. Каменского. (Через несколько лет русский поэт-футурист В. Маяковский сформулировал это кратко и выразительно: «Я над всем, что сделано, ставлю nihil"». ). История русского футуризма являла собой сложные взаимоотношения четырех основных группировок, каждая из которых считала себя выразительницей «истинного» футуризма и вела ожесточенную полемику с другими объединениями, оспаривая главенствующую роль в этом литературном течении. Нужно было сформировать новую литературу, очистить современность от остатков прошлого: «сбросить Пушкина с корабля современности. » Пушкин – слово вчерашнего дня, несмотря на его заслуги, которые ни кем не оспаривались.
Поезда, автомобили, самолёты – распространенные объекты изображения. Северини, написанная в 1923 году, так и называлась – «Машинизм в искусстве». Тогдаже ларионовская группа опубликовала вероятно самый дерзкий ипарадоксальный футуристический манифест «Лучисты ибудущники». В апреле 1910 года был опубликован второй «Манифест футуристов». Но в мае 1915 г. Италия вступает в войну на стороне стран Антанты и Маринетти добровольцем уходит на фронт. После Первой мировой войны Маринетти организовал политическую партию футуристов и издал соответствующий манифест, разделявший функции партии и одноименного направления в искусстве: футуристическое искусство должно было продолжать дело омоложения и укрепления итальянского гения, а футуристическая партия – «отражать самосознание всего общества в его гигиеническом революционном порыве». Для нее характерна та же геометризация изображения, что и для кубистов.
Можно сказать, что как художественное течение футуризм стал постепенно терять свою актуальность, да и в целом исчерпал свое формальное осуществление и идеи. Здесь нет, например, работ, пожалуй, наиболее талантливого представителя оформительского футуризма — Михаила Федоровича Ларионова (1881—1964), а его соратница Наталия Сергеевна Гончарова (1881—1962) представлена лишь несколькими рисунками в коллективно оформленном сборнике. Был узаконен коллаж как прием. К. Карра перенял у кубистов однообразность серо-коричневых тонов. Будетлянство Хлебникова.
В 1918 итальянские футуристы создали политическую партию, которая начала сближаться с «фашиями» Б. Муссолини. К. Малевич как бы одевает русских крестьян в стальные одежды промышленности. Апельсиновые корки, летящие из зала на сцену, наряд полиции в конце выступления – все это было практически обязательной и желанной частью выступлений «людей будущего». Ключевым лозунгом итальянских футуристов в литературе стал – «Слова на свободе. » – не выражать словами смысл, а дать самому слову управлять смыслом (или бессмыслицей) стихотворения.
Основой футуристической эстетики стал поиск нового языка искусства, соответствующего меняющимся реалиям окружающего мира: появлению новой техники, ускоренным ритмам жизни, урбанизму. Другим примером футуристического издания, в котором также использован типографский набор, является «Заумная книга» В. Крученых и Алягрова изданная в 1916 году.
Она иллюстрировала и другие издания футуристов, среди которых «Игра в аду» А. Е. Крученых и В. В. Хлебникова (1914) и «Война» А. Крученых (1916). В результате произошел скандал: одна дама, пришедшая на выставку в роскошном и очень дорогом платье, спросив, «а что это там. » (имея в виду картину «Мадонна»), пошла к ней через зал, конечно же, зацепилась за эти часы, повалила их и порвала платье. Текст «Заумной книги» в разделе, написанном А. Крученых, набран прописным гротеском и отпечатан красной краской. Художественная галерея Йельского университета), «Велосипедист» (1913. Ранний Дж.
В книге «Взорваль» А. Крученых (1913), факсимиле которой также приведено в сборнике «Будетлянский клич. », текст частично набран, а частично написан от руки и воспроизведен литографским способом. Флоренский в том же 1913 году писал в своей работе «Столп и утверждение истины» : «Современный человек может прийти к вере, поставив интуицию в разум». Необычное расположение глаз Каменского может быть отсылкой к увлечениям мистикой и «тайным знанием» в начале XX века. Стиль зародился в Италии, в начале 20 века, а точнее между 1910 и 1920 годов. Футуризм давал художникам полную свободу по использованию цветового спектра.
Давид Бурлюк – основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея». и поясняет: – это ядра. Поэзия русского футуризма была теснейшим образом связана с авангардизмом в живописи. Вживописи футуризм остался лишь кратким эпизодом (1912–1914). В результате выяснилось, что кубизм развивал форму без содержания, тогда как футуризм – содержание без формы, которое на самом деле было не особенно содержательным. Николай Заболоцкий провел в лагерях шесть лет – с 1938 по 1944 гг. Коллекция Анатолия Беккермана, Нью-Йорк).
Первым из русских поэтов использовал слово «футуризм» Игорь Северянин, предложив термин «эгофутуризм» – так назывался выпущенный им в 1911 г. сборник «Пролог. «Офутуризме». Художник не мог отказаться от первоначального эмпиризма в передаче своих ощущений.
20 февраля 1909 года в газете «Фигаро» Маринетти опубликовал «Манифест футуризма». Автор слова и основоположник направления— итальянский поэт Филиппо Маринетти (поэма «Красный сахар»). В книге «Взорваль» текст помещен не на однотонной бумаге, а на фоне беспредметных цветовых пятен иногда занимающих почти всю поверхность листа. Инетолько вкачестве пропагандистской уловки для привлечения внимания публики. Единая цветовая палитра у футуристов отсутствовала. Художники-футуристы многое заимствовали у кубистов: Натана Альтмана (Анна Ахматова, 1914), Роберта Фалька (Крымский дворик, 1915), Казимира Малевича (Уборка ржи, 1912). С. 63).
— Пафос разрушения и взрыва. Один из современников описал, как читал свое стихотворение о войне Маринетти: «Бум, бум. Звукоподражания, рисунки, коллажи игра шрифтами, математические символы – все это, по мнению, футуристов, должно разрушать традиционную, однозначную связь слова и смысла и создавать новые, современные, невыразимые только словами и общепринятой графикой, смыслы. Здесь же присутствует пила игральная карта (символизирующая, видимо, рискованный характер авиации первых ее лет) и вывески (аптека, что, в общем-то, тоже понятно в данном случае), которые плавают в безвесии.
Урбанистические пейзажи рассматривались с высоты птичьего полета или с крыла аэроплана. При этом сами литераторы нередко выступали в роли оформителей собственных книг. 1.
В современном мире их особенно зачаровывали скорость, мобильность, динамика, энергетика. ОБЭРИУ Хармса, Введенского, Заболоцкого, Олейникова. Таким образом, стали появляться попытки синтеза познания через логику и интуицию. Однако в действительности русский футуризм не вылился в целостную художественную систему. Вот таким образом каждый футурист использовал те цвета, которые ему нравились. Прежде всего движение. Неслучайно футуризм возник в Италии, стране-музее.
1913 «Перерождение интеллигента», 1913. Удар по эстетическому вкусу был лишь деталью общего намечавшегося удара по быту. Пик, пик, пик – ласточка пролетает над полем сражения. Именно по таким личным предпочтениям в цвете складывался индивидуальный стиль.
В манифесте «Почему мы раскрашиваемся» футуристы писали, что хотят, по сути, добиться театрализации самой жизни. «Ненависть к прошлому и любовь к будущему» стала девизом его и его последователей, воспевающих красоту машин и ритмы новой индустриальной и урбанистической эпохи. И конечно же, прославление машины индустриализации, урбанистической цивилизации. Перспектива того, что техническая революция нового столетия неизбежно приведет к превращению человека в придаток машины, «в винтик, в штифтик, в органную клавишу», повергала в ужас всех сознательных гуманистов.
Им удается изображать невероятно яркие образы. Футуризм— одно из течений авангардизма, породившего множество иных направлений и школ.
Мы тоже машины. Он ввел в скульптурную технику не употребляемые до этого материалы и пришел к «деланию вещей». Объединение «Гилея» игруппа «эгофутуристов» (Игорь Северянин, К. К. Олимпов, И. В. Игнатьев, В. И. Гнедов идругие) стали наиболее самобытными интерпретаторами литературного футуризма. В жилах весна разлита. Сердце, бей бой. 2. 11).
С. 558). В изображении отчетливо улавливается «психическое состояние» и самого художника и мира вокруг него. Стихотворение отпечатано черной краской. Будетляне — так называли себя русские футуристы.
В 20-е годы XX столетия стала очень популярной в мировом изобразительном искусстве идея «делания вещей». Северини «Автобус» (собрание Куртьон, Париж) со свойственной этому автору академической методичностью показывает, как это может происхо-дить. Статические формы кубизма футуристы наполнили динамикой движения и энергией силовых полей. Это – образ будущих «настоящих арийцев» неотвратимо наступающей «массовой культуры» фашизма. В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Упоенные новейшими достижениями техники, футуристы стремились вырезать «раковую опухоль» старой культуры ножом техницизма и последних достижений науки.
ОБЭРИУ Хармса, Введенского, Заболоцкого, Олейникова. Другой особенностью (уже больше – русского) футуризма является отказ от «верха», «низа», «лева» и «права» на картине (этим приемом впоследствии будет активно пользоваться Шагал). Другие отрицали революционные потрясения. Основными чертами русского футуризма были бунтарство, анархичность, выражение массовых настроений толпы отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат поиски раскрепощённого «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка. — Воспевание достижений цивилизации и технического прогресса. Чувствуем себя построенными из стали. Изобразительное искусство футуристов во многом было сходно с кубизмом и экспрессиониз-мом.
— Принцип симультанности — наложение последовательных фаз на одно изображение движения. «Ага. Проблемы единого стиля не существовало. Будетлянство Хлебникова.
Космополитические убеждения этому итальянцу были предначертаны судьбой. Вечера эти обычно заканчивались горячими спорами с публикой, переходившими в драки. требуй, чтоб на небо нас взяли живьем. Радости пей. В 1913 году Малевич, Крученых, Матюшин и Хлебников созывают первый съезд «будетлян» (слово придумал Хлебников, оно является синонимом «кубофутуристов» и обозначает людей, создающих, как бы призывающих будущее и пробуждающих человека для грядущего будущего).
Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим. Малевича). Родиной нового модернистского движения была Италия, а главным идеологом итальянского и мирового футуризма стал известный литератор Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944), выступивший 20 февраля 1909 года на страницах субботнего номера парижской газеты «Фигаро» с первым «Манифестом футуризма», в котором была заявлена «антикультурная, антиэстетическая и антифилософская» его направленность. Частная коллекция), «Поворот автомобиля» М. В. Ле-Дантю (1913–1914.
Еще одним подтверждением этому служит получение Ф. Маринетти звания академика. Маринетти провозгласил «всемирно историческую задачу футуризма», которая заключалась в том, чтобы «ежедневно плевать на алтарь искусства». Русский футуризм, как и итальянский, особенно активно проявил себя в литературе и изобразительном искусстве.
Но самоназвание это, надо сказать, широкого распространения не получило. В России футуризм на первых порах заявил о себе в живописи, затем – в поэзии. «У нас нет жизни, а есть только одни воспоминания о более славном прошлом Мы живем в великолепном саркофаге, в котором плотно привинчена крышка, чтобы не проник свежий воздух», – жаловался Маринетти.
После военного периода каждый «уцелевший» художникфутурист двигался в своем направлении. Эго-футуризм Северянина. Эгофутуризм». Но ещё в 1910 г. «будетляне» (первая русская футуристическая группа) выпустили первый сборник «Садок судей», в этом же году они стали называть себя группой «Гилея». Кроме того, многие прославились как великие скандалисты. Но даже такие кумиры, как Александр Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке».
Слово Италия должно господствовать над словом свобода. футуризм фактически распался. 3. А. Мацца призывал разрушить музеи, библиотеки и всякого рода академии, придать анафеме всех профессоров. Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим.
Ввиду того, что исторический взгляд историческая перспектива основываются на размышлении, то практически логично, что футуризм ценил движение превыше постоянства, действие — превыше рефлексии и форму – превыше содержания. Во всех своих произведениях, как теоретических, так и художественных (стихи, роман Мафарка-футурист) Маринетти, как и его сподвижники, отрицал не только художественные, но и этические ценности прошлого. Северини в «Читающих женщинах» видна трехмерность в футуристических неуравновешенных фигурах. Необходимо было раскрыть творческую энергию рядового человека, «осветить» и преобразовать ею окружающий мир. Согласно основополагающим идеям абстракцио-низма, он понимается как конечная, высшая форма искусства, очистившего себя от изобразитель-ности.
Фигуры безликих солдат – винтики военной машины. Члены «Гилеи» придерживались доктрины кубофутуризма в его рамках появилась заумная поэзия изобретённая Хлебниковым и Кручёных. Уже к концу 1914 г. футуризм стал испытывать кризис. Он объявляет, что футуризм – это новое направление в искусстве, базирующеюся на агрессивном отрицании устоявшихся принципов и канонов. Именно эта грань футуризма оказалась чрезвычайно важной вистории русской авангардной культуры– футуризм как «духовное течение» стал прологом комногим открытиям русского авангарда. и поясняет: – это ядра.
Что было для художников-футуристов определяющим признаком будущего. Но деньги зарабатывать умели. Я горячо люблю молодежь ибо она права даже в своих ошибках, тогда как старики ошибаются даже тогда, когда правы. Мы так подробно остановились на личности Маринетти для того, чтобы более понятным стали радикальные выпады футуристов – ведь, как мы уже говорили, футуризм получил широкое распространение в России. Само название «футуризм» подразумевает культ будущего, отрицание и осмеивание прошлого вместе с настоящим. Кроме Маринетти, основоположниками футуризма были Джакомо Балла (художник), Умберто Боччони (художник и скульптор), Луиджи Руссоло (художник и композитор), Карло Карра (художник и график), Джино Северини (художник, график и скульптор), Франческо Балилла Прателла (композитор и музыковед).
— Динамика и скорость как высшие художественные ценности. Вскоре Крученых перебрался в Москву, где Давид Давидович Бурлюк (1882—1967) свел его с Владимиром Владимировичем Маяковским (1893—1930) и Виктором (Велемиром) Владимировичем Хлебниковым (1885—1922). Посвидетельству Д. Д. Бурлюка, русские художники илитераторы начинают использовать само слово «футуризм» с1911: «В1911году был выброшен флаг «футуристы» (Бурлюк 1994. Свои картины они посвящали поезду, автомобилю, самолётам (см.
Мелькают углы и окна домов, вывески с раздробленными названиями не сразу можно заметить чахлые деревья, характерные для промышленного города. ГРМ) и«Электрическая лампа» (1913. Во всех своих произведениях, как теоретических, так и художественных (стихи, роман Мафарка-футурист) Маринетти, как и его сподвижники, отрицал не только художественные, но и этические ценности прошлого. Программными живописными полотнами кубофутуризма являются картины Малевича «Станция без остановки «Кунцево»» (где создано ощущение хаоса от промчавшегося мимо поезда со всем его содержимым) и «Портрет Михаила Матюшина» (рис. Но они не передавали никакого сколько-нибудь определенного содержания. Литературный футуризм в «чистом» виде просуществовал дольше, чем живописный – лет семь.
Футуристы воспевали цивилизацию и технический прогресс. Он изображал древнерусскую архитектуру, колокольни, палаты: эти изображения как бы «звенели», плыли на его полотнах. В 1912 г. в Париже состоялась первая выставка художников-футуристов.
В «Манифесте искусства механизмов» от 1923 года так и было сказано: «Мы воспринимаем как механизмы. Верно на экзаменах провалился», – кричат из зала. Русский футуризм, в отличие от итальянского, был более литературным направлением, хотя многие из поэтов-футуристов экспериментировали и с изобразительным искусством. Примером совместной работы поэтов и художников стала футуристская опера «Победа над Солнцем», либретто которой написал Алексей Кручёных, а декорации оформил Казимир Малевич. Различия между итальянским и русским футуризмом существовали и в идеологии. МоМА) и«Пожар вгороде» (1913.
«Заумная книга» иллюстрирована цветными линогравюрами и коллажами Ольги Владимировны Розановой (1886—1918). Книгу открывает контурный портрет Крученых, нарисованный Николаем Ивановичем Кульбиным (1868—1917). 1917–1918. Эго-футуризм Северянина. Живопись урбанистического типа выглядела, как кошмарное впечатление от жизни в мегаполисе. Мы тоже механизированы». Войны и революции они считали омолаживающей силой одряхлевшего мира.
Самые значительные декларации этого периода– «Манифест летучей федерации футуристов» и«Декрет 1 одемократизации искусства»– появились в1918 впервом номере «Газеты футуристов». Неслучайно футуризм возник в Италии, стране-музее. Д. Бурлюк, В. В. Маяковский, В. Хлебников и др. ), которая была тесно связана с левыми художественными течениями (петербургский Союз молодёжи, московская группа Ослиный хвост и др. ) как своими нигилистическими лозунгами, проповедью индивидуалистического бунта, эстетизацией техники и урбанистической культуры, так и требованиями демократизации искусства, фольклорностью, архаичностью мотивов и приёмов. Откроем фигуру, как окно и заключим в нее среду, в которой она живет» (Из «Манифеста итальянского футуризма»).
Футуризм в литературе и живописи постепенно вызывает интерес у все большего числа деятелей искусства, в частности, в России он получает широкое распространение. В первые послереволюционные годы новым центром футуристической активности, где продолжилась разработка неполитизированной мифологии, нонаиболее радикальных эстетических концепций футуризма (восновном поэтического), стал Тифлис. А рычащий гоночный автомобиль, с которым «по красоте не сравнится никакая Никэ Самофракийская», – само совершенство. Его кони в своем полете несут гибель погонщикам.
Мотоцикл был объявлен более совершенным творением, нежели скульптуры Микеланджело. Отстранение «от гордого чела своего из банных веников сделанный Венок грошовой славы». Членами «Гилеи» были Велимир Хлебников, Алексей Кручёных, Владимир Маяковский, Давид Бурлюк, Василий Каменский и Бенедикт Лившиц. Например, у позднего Дж.
Человечество само стало «Солнцем». Один из современников описал, как читал свое стихотворение о войне Маринетти: «Бум, бум. Война для него была единственной очистительной силой – «гигиеной мира».
Этот «супермен», созданный необузданной фантазией идеолога и вождя футуризма, – подобие человека без каких-либо социальных признаков, но обладающее огромной биологической волей. Чаще всего итальянская программа служила отправным пунктом для рождения местных «футуризмов». Эта книга иллюстрирована литографиями Наталии Гончаровой, Ольги Розановой и Казимира Малевича. В своих экспериментах Лентулов шел со стороны живописи к тому же, к чему Скрябин – со стороны музыки (он занимался цветомузыкой и обладал «синэстезией», – психической способностью испытывать ощущения абсолютно отличные по типу от раздражителя: например, цвет вызывал у него звуковые ассоциации и наоборот). Маринетти провозглашал: «Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью». Для футуристов был характерен пафос разрушения. Одна из самых ярких и глубоких работ Боччони – «Состояние души» (1911 г. частное собрание, Нью-Йорк) тема раскрыта в серии полотен, представленное нами – последнее, написанное им незадолго до смерти. Другой поэт-футурист – Бенедикт Лифшиц (автор книги о русском футуризме Полутораглазый стрелец) так описывал работу над его портретом художника-футуриста В. Бурлюка: Владимир пишет мой поясной портрет. На увеличение словаря поэта в его объёме произвольными и производными словами. 2.
Своеобразной характерностью является цветовой спектр, многообразие которого позволяет создать характерный почерк художника. Для большинства из них «программные опусы» были важнее самого творчества. Хотя прием эпатажа широко использовался всеми модернистскими школами, для футуристов он был самым главным, поскольку, как любое авангардное явление, футуризм нуждался в повышенном к себе внимании. Так же как и первый, он утверждал ритмику современной жизни, к которой пока не проявляли особого интереса в художественном творчестве модернисты других направлений.
Д. Северини «Санитарный поезд, мчащийся через город» (1915). Выше, гордых голов гряда. Но призыв этот смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней». с парохода современности» Но призыв этот смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней».
Основоположником движения в России был художник Давид Бурлюк, чье имение стало местом собраний общества кубофутуристов («Гилея»). Основные черты — Культ будущего и дискриминация прошлого вместе с настоящим. Реальные формы, объекты тяготеют к криптограмме, к зашифрованности. Возник вИталии (первый манифест писателя Ф. -Т. Маринетти опубликован в1909).
В «Политической программе футуризма» (1913), которую подписали У. Боччони, К. Карра, Л. Руссоло и Ф. Маринетти, говорится: «Абсолютный суверенитет – Италии. Агитирует за вступление Италии в Первую Мировую войну и сам участвует в ней добровольцем. Наиболее известные представители этого стиля Дж. Сюжет оперы фантастичен и разворачивается в далеком будущем. Венера набульваре» Ларионова (1913, Центр Помпиду), «Фабрика имост» (1913.
Таким образом, слова превращались в визуальные знаки. Заключительный, одиннадцатый пункт «Технического манифеста итальянской литературы» провозглашал один из важнейших постулатов новой поэтической концепции: «уничтожить Я в литературе». Текст манифеста вызвал бурную реакцию и положил начало новому «жанру», внеся в художественную жизнь возбуждающий элемент — кулачный удар. Заменить психологию человека, отныне исчерпанную, лирическим завладением материала» (Из «Манифеста итальянского футуризма»). «Движение, которое мы хотим воспроизвести на полотне, не будет более закреплённым мгновением всемирного динамизма, это будет само динамическое ощущение. » — заявляли футуристы. Однако время от времени члены разных групп сближались или переходили из одной в другую.
«У нас нет жизни, а есть только одни воспоминания о более славном прошлом Мы живем в великолепном саркофаге, в котором плотно привинчена крышка, чтобы не проник свежий воздух», – жаловался Маринетти. Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро — наиболее известные имена. Наоснове соединения футуристической икубистической эстетики врусской живописи сложилась особая версия «динамического кубизма» или кубофутуризм.
2. Скорее, это был образ жизни. Не говоря уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич, Кручёных.
Это будет само динамическое ощущение». Василий Васильевич Каменский (1884—1961) писал стихи и занимался изобразительным искусством с юных лет. А это уже первые шаги в сторону будущего поп-арта. В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. Лекция// Искусствознание.
Он был написан для молодых итальянских художников. Футуризм не был бы самим собою, если бы он наконец успокоился на нескольких найденных шаблонах художественного производства и перестал быть революционным ферментом-бродилом, неустанно побуждающим к изобретательству, к поиску новых и новых форм. 1913. Родиной нового модернистского движения была Италия, а главным идеологом итальянского и мирового футуризма стал известный литератор Филиппо Томмазо Маринетти (1876—1944 г. ), выступивший 20 февраля 1909 года на страницах субботнего номера парижской газеты «Фигаро» с первым «Манифестом футуризма», в котором была заявлена «антикультурная, антиэстетическая и антифилософская» его направленность. Это течение претендовало на построение нового искусства — «искусства будущего», выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта. Вместо божества – «величественное электричество, единственная и божес-твенная мать будущего человечества» (Из «Манифеста»).
Об этих художниках мы предполагаем отдельно рассказать в одной из будущих статей. Итальянский футуризм создал целостное, всеобъемлющее мировоззрение. Ларионов, Н. С. Все герои имеют «функциональные» имена (например, «Звонящий по телефону») или имена, выражающие внешность или характер («Толстяк»). Как бы парит и сама фигура авиатора.
Известная цитата оттуда: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. Сила и разрушение – основные ценности адептов движения. В 1912 году российские футуристы создают собственный манифест «Пощёчина общественному вкусу». В Авиаторе геометризованная, закованная в металлические латы фигура венчается головой в цилиндре. Гоночный автомобиль, «несущийся как шрапнель», представлялся им прекраснее Ники Самофракийской. Футуристы вводят вмир искусства понятия истратегии, заимствованные уполитиков ивоенных.
Воссоздание живописными средствами «динамических ощущений»– центральный постулат футуристической эстетики. Футуризм— одно из течений авангардизма, породившего множество иных направлений и школ. — Маринетти: «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью». (В пару к нему был дан коллективный герой «Многие из несущих Солнце»). Татлин решил участвовать в этой выставке в самый последний момент.
В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Весь этот образ как будто витает, плавает. В России футуризм отчётливее всего выразился в литературе (Д. Свою издательскую деятельность будетляне начали поздней осенью 1912 года. Но опровержением этой самой концепции послужила скульптура известного футуриста Умберто Боччони «Единственная форма протяженности в пространстве» (1913, Нью-Йорк, Музей современного искусства).
Направление вискусстве, название которого образовано отитальянского слова «futuro» («будущее»). Первыми художниками, поддержавшими футуристическое течение в России, были братья Бурлюки (Николай, Владимир и Давид), которые в 1910 году создают общество последователей кубофутуризма «Гилея». Обе– ГРМ). 2. 7, 2. 8, 2. 9).
СОХМ) О. В. Розановой, «Итальянский натюрморт» Л. С. Поповой (1914. иК. М. Зданевичи, Н. А. Чернявский, Ладо Гудиашвили, С. В. Валишевский, Кара-Дарвиш) игруппы «Сорок один» (Кручёных, Терентьев, И. М. Зданевич, Чернявский). Прямое усвоение ряда «классических» способов передачи движения итальянского футуризма стало для русских живописцев скорее неким трамплином для формирования собственных концепций или, повыражению Д. В. Сарабьянова, – «пересадочной станцией» вих стремительном движении кисчерпанию уже достигнутого иоткрытию нового. Отсюда в живописи футуризма (в некоторых приёмах близкой кубизму, но принципиально отличной от него выраженной сюжетностью, литературной подосновой) совмещение точек зрения и умножение контуров, как бы вызванные стремительным движением, деформация фигур, резкие контрасты цветового строя, хаотичное вторжение в композицию обрывков текста и др.
Основные приемы футуристов в работе над композицией заключались в следующем: делался реалистический набросок с натуры, потом – рисунок, который преображался в соответствии с произведенным на автора впечатлением (манера импрессионистов). Футуризм охватывает самые разные области художественного творчества: литературу, живопись, музыку, скульптуру, архитектуру, фотографию, театр, дизайн, кинематограф итанец. Пресса с восторгом следила за «подвигами» творцов нового искусства. Умственная гигиена – развитие физической силы, спорт, бойкот музеев и библиотек.
Среди первых изданий — книжки «Старинная любовь», «Игра в аду», «Мирсконца». В пластике мы должны отвергнуть прежнюю застылость и стремиться передать движение. Русские художники начала ХХ века, заинтересованные идеями футуризма, откликнулись на душевный порыв молодых итальянских «революционеров в искусстве» и начали создавать художественные произведения в данном стиле, которые все-таки имели некоторые отличительные черты. Вэти годы футуризм нестолько направление вискусстве сконкретной эстетической программой, сколько обобщённое наименование для самых разных течений так называемого «левого» искусства. Всилу разных обстоятельств здесь оказались А. Е. Кручёных («отец московского футуризма», как его называли втифлисских газетах), братья Зданевичи, поэт И. Г. Терентьев, ставшие главными вдохновителями тифлисских футуристических объединений.
«Девушка сцветком». А в самом бунтарстве, эпатировании публики, в скандальных выкриках футуристов было больше эстетических эмоций, чем революционных. Гончарова, К. Малевич. Центр Помпиду, Париж) Гончаровой, «Прогулка.
В современном мире их особенно зачаровывали скорость, мобильность, динамика, энергетика. Бурная и не всегда корректная полемика ни к чему не привела. Живопись во многом обогатила футуризм. Типичными кубофутуристическими произведениями стали портреты Владимира и Давида Бурлюков в книге Василия Каменского Танго с коровами (1914).
Он бы был достоин забвения, если бы это было единственным его достижением. Парки, кафе, рестораны, танцовщицы – все это уже не раз было представлено до него. Каждый предмет, в соответствии с этой концепцией «излучает» цвето-световые лучи и его можно изобразить, только передав эти лучи: именно они образуют для человека форму всех объектов. Ближе всего кфутуристам была группа М. Ф. Ларионова «Ослиный хвост» инекоторые члены петербургского «Союза молодёжи». Свои поэмы и картины они посвящали автомобилю, поезду, электричеству. Вдохновителем и вождем нового течения и автором «Манифеста» стал писатель Эмилио Филиппо Томмасо Маринетти (Emilio Filippo Tommaso Marinetti, 1876—1944).
Вкруг таких «пограничных» произведений попадают кубофутуристические работы, живописный алогизм или отдельные работы художников, вцелом абсолютно чуждых футуристической эстетике (П. Н. Филонов. Слишком уж агрессивный на первых порах футуризм новую власть больше не устраивал. Его первые шаги связаны с «Манифестом футуризма», который был опубликован в парижской газете «Фигаро» 20 февраля 1909 года. Это отклик на открытие радиоактивного излучения. Но футуризм в живописи это целая эпоха в истории искусств.
Необходимо было также, по мнению футуристов, лишить поэзию сентиментальности и начать «конструировать» стихи. Не говоря уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич, Кручёных. Но у футуристов, то есть кубофутуристов, геометризация играет наименьшую роль, да и присуща не всегда. Произведения футуристов в колористическом плане существенно отличались друг от друга.
Писатели стремились обновить русский язык образованием новых словоформ (ни одна из которых не закрепилась в языке), нарушением правил ритма и размера в стихах (футуризм в литературе – это в первую очередь направление в поэзии). 1910. В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. Алягров — это псевдоним Романа Осиповича Якобсона (1896—1982), впоследствии эмигрировавшего в Америку и ставшего там знаменитым филологом, профессором Гарвардского университета.
Трудно себе представить, что чертеж «Конструкции для современной метрополии» (рис. Судьбы всех ОБЭРИУтов сложились трагически. Футуристы пытались сделать свое творчество «выражением стремительных перемен», которые наступили в век капиталистического развития.
с парохода современности». Кандинского, супрематизма К. С. В отличие от западных художников, воспевающих превосходство техник и новейших достижений человечества, русских художников-кубофутуристов (так они себя называли) больше волновала тема одиночества человека среди современного урбанизированного ландшафта. Между тем книга весьма любопытна.
Футуристы же, напротив, всячески восхваляли и пропагандировали свои технократические утопии: «Отныне жар куска стали или дерева возбуждает в нас страсть сильнее, чем улыбка или слезы женщины» (Из «Манифеста»). Северини «Бронепоезд» (1915, собрание Цейслер, Нью-Йорк) серо-зеленая масса одновременно палит из полураскрытого бронированного склепа. Но на самом деле оказалось что это немного не так.
В скульптуре (Боччони, Балла) иллюзию движения вызывают нагромождение и единонаправленный сдвиг обтекаемых или угловатых объёмов. Общество эгофутуристов издало несколько листовок и манифестов, сформулированных в крайне абстрактных и эзотерических выражениях (например, «Призма стиля – реставрация спектра мысли»). Эгофутуризм – явление кратковременное и неровное. Крепкозадый буржуазно-мещанский быт, в который искусство прошлое и современное (символизм) входили, как прочные части, образующие устойчивый вкус безмятежного и беспечального, обеспеченного жития, - был основной твердыней, от которой оттолкнулся футуризм и на которую он обрушился.
Балла, Дж. вызывает у отдельных футуристов желание запечатлеть эти процессы на полотне. Что же касается Андрея Кравцова, то он по образованию был медиком и жил в Харькове. «Футуристы не боятся свистков, они боятся лишь легких знаков одобрения», – гордо провозглашает очередной оратор-футурист.
К. Малевич «Авиатор» (1914)Для нее характерна та же геометризация изображения, что и для кубистов. Имажинизм Есенина и Мариенгофа. Художественная форма как необходимый элемент творчества просто отсутствовала. Итальянский миф сверхприродной, сверхчеловеческой культуры остался чужд будетлянам. Коллекция С. А. Шустера, СПб. ), Д. Д. Бурлюка («Японец, чистящий рыбу».
Апельсиновые корки, летящие из зала на сцену, наряд полиции в конце выступления – все это было практически обязательной и желанной частью выступлений «людей будущего». Таковы предпосылки официального искусства, утвержденного властями итальянского фашизма. Солнца как небесного светила больше нет: оно побеждено самим человеком вместо него теперь источником света и тепла является творческая энергия всех людей. На заднем плане «Создания города» (1910— 1911) видны силуэты строящегося города, весь передний план заполнен изображением ломовых лошадей и погонщиков.
ООМИИ) идругих. Свои мысли и чаяния, связанные с новым литературнохудожественным учением, Маринетти изложил в книге «Футуризм» изданной в 1911 году и в четырехтомном «Манифесте футуризма», увидевшем свет в 1920м. В1913 начинается турне погородам России поэтов-футуристов (Д. Бурлюк, В. В. Маяковский, В. В. Каменский), выступавших слекциями оновом движении. Он зародился в поэтических кругах (первым эго-футуристом назвал себя Северянин и пошло-поехало: Алексей Крученых, Велимир Хлебников, Борис Пастернак, Владимир Маяковский, Василий Каменский и так далее)Они создавали разные группы и объединения. Конструктивизм Сельвинского, Луговского. В это время происходит формирование «теософии» и «антропософии» – попыток синтеза научного знания, религиозного мировосприятия, философии и искусства.