Таким образом, смелое экспериментирование с цветом художников-фовистов использование движения не только от теплых тонов к холодным, но и наоборот привело к образованию новой манеры письма, получившей название «без правил». Художники фовисты заявили о себе на парижских выставках 1905-1907 гг., однако вскоре объединение распалось и творческие пути участников разошлись. Фовисты хотели сделать видимыми невидимые вещи, например, настроение или чувства испытываемые художником от созерцания природы. Язвительная реплика была подхвачена художниками – Матисс предложил своим последователям так и назвать себя: фовисты – дикие (франц. По его мнению, художники-фовисты, выражая чувства, не должны привязывать их к цветовой гамме окружающего мира, художник вправе использовать те тона и оттенки, которые близки ему по духу.
Язвительная реплика была подхвачена художниками – Матисс предложил своим последователям так и назвать себя: фовисты – дикие (франц. Художники-фовисты регулярно устраивали выставки в различных салонах, в результате чего течение «диких» приобрело международный статус. Сами же художники фовисты никогда не признавали над собой данного эпитета. Но группа художников-фовистов просуществовала не так долго, вскоре объединение распалось, а творческие пути участников разошлись.
Анри Матисс (Henri Matisse) (1869 – 1954) – французский художник и скульптор, лидер течения фовистов.
Вламинк призывал сжечь Школу изящных искусств «с ее кобальтом и вермильёнами», а Дерен мог сравнить колорит с динамитом. Направление не имело четко сформулированной программы, манифеста или своей теории и просуществовало недолго (1905—1907 г. ), оставив, однако, заметный след в истории искусства. Вдохновителями фовистов послужили постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, предпочитавшие субъективный интенсивный цвет, цвету мягкому и натуральному, свойственному импрессионистам. При этом утонченный гедонизм мог сочетаться с лексикой анархистов. Вламинк говорил впоследствии: «От случайной встречи моей с Дереном родился фовизм». Все пространство картины заполняет прозрачный воздух.
Повышенная светоносность (краски буквально взрывались от света, — писал впоследствии А. Дерен) и выразительностьцвета, отсутствие традиционнойсветотеневой моделировки, организация пространства только с помощьюцвета — характерные чертыфовизма. Уже что-то рождалась в уме и переносилось на холст. Матисс и его друзья искали предельного красного, желтого, синего, зеленого и белого. В это время они активно принимали участие в различных выставках, пресса пестрила статьями о проводимых ими мероприятиях и картинах художников. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Пик популярности фовистов пришелся на 1905-1907 года. Некоторые фовисты поддерживали отношения с редакцией журнала «Револьте», в частности с Жаном Гравом. В результате своих живописных поисков А. Матисс создал новый плоскостно-декоративный стиль.
Выразительные возможностицвета, выявленные фовистами, активно использовались многимиживописцами XX в., начиная с экспрессионистов, абстракционистов и кончая появившимся в 50— 60-е гг. Наиболее популярной композицией А. Дерена этого периода является картина «Гавань в Провансе», написанная в 1912 году (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Отказ от светотеневой моделировки и линейной перспективы — характерные особенности фовизма как живописного стиля.
Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. «Сила красок в картине должна неудержимо притягивать зрителя и в то же время скрывать ее глубинное содержание», – говорил он. В конце 1920-х годов Брак отказался от ярких живописных эффектов и продолжил эксперименты с формой и цветом. В основе кубизма лежит стремление художника разложить изображаемый трёхмерный объект на простые элементы и собрать его на холсте в двумерном изображении. Фовисты обращались к классическим сюжетам и элементам чаще, нежели обычно принято думать.
Анри Матисс сказал, что они составлены из кубиков, отсюда и произошло слово «кубизм». Он — самый «дикий из диких», самый ван-гоговский. В этой картине, Матисс впервые добивается полного слияния экспрессии и декоративности.
Картины отличались необычной яркостью цвета и нарочитой огрубленностью формы. Опыт Сера их привлек меньше, тот слишком «мельчил» точки, больше привлекали картины Синьяка и Кросса, которые выкладывали мазками мозаики цветного конфетти на полотне. Фовизм стал течением, определившим переход от подготовки авангарда к собственно авангарду. Да и то внимание к нему было инспирированно книгой П. Синьяка «От Делакруа до неоимпрессионизма».
Для Матисса период «диких» был лишь одним из эпизодов его творческой биографии. Волнистые, клубящиеся мазки, столкновение контрастных цветов, напряженная экзальтация и свободные деформации явились целым откровением. Художники этого направления отказывались изображать только сиюминутное впечатление. Художник пытается раскрыть структуру формы предмета и отобразить её на полотне.
Излюбленной темой художника была женская модель. Активно использовался и цветной контур, открытый до них Ван Гогом и Т. Лотреком. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография).
les fauves). Экспозиция фовистов была связана с третьем по счету Осенним салоном 1905 года. Картины отличались необычной яркостью цвета и нарочитой огрубленностью формы. В использовании ее желательно было найти абсолютный предел.
Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Э. О. Несмотря на творческое единство, фовизм, во многом, был товариществом, где участников связывали не столько пункты программы, сколько дружеские отношения. «Примитив» Пиросмани, сходный с фовистами, вдохновлял мастеров авангарда. Моро полагал, что «натура сама по себе не очень важна». Матисс утверждал: «Я рисую не женщин я рисую картины». Первая персональная выставка состоялась в 1904 у А. Воллара.
Затем следовали различные «фигурные жанры», среди которых большое значение имел портрет. На следующий день название нового течения замелькало в газетах. Хотя и связи с реальной действительностью (в данном случае, с реальным пейзажем) они не порывали. По совету К. Писсарро едет в Лондон, чтобы познакомиться с произведениями У. Тернера. Свою цель в искусстве лидер фовистов определил так: «Моя задача, как я думаю, в том, чтобы дать успокоение.
Все они после 1907 г. пошли своими путями вискусстве используяфовизм как некий этап на пути экспериментальных поисков в областиживописных средств. Осенний салон 1906 года был посвящен фовистам и сосредоточен на их стратегии. Развивая художественные достижения постимпрессионистов, опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. Возможность рассматривать экспрессионизм и фовизм единым художественным явлением остается предметом обсуждения. В 1905г. Соединяя традиционные жанры интерьера и пейзажа изображая фигуру и натюрморт, художник создает пространство, наполненное бесконечной цепью знаков.
Среди членов этой группировки были такие выдающиеся художники, как П. В. Один из представителей фовизма – Андре Дерен – работал самостоятельно, но дружеские отношения с Морисом Вламинком привели его в группу «диких». Холст, масло.
1908 «Портрет мадемуазель Мини Моне», 1922). Известность художнику принес скандал, разразившийся на экспозиции Салона 1913 г., когда полиция потребовала убрать картину Донгена, на которой он изобразил обнаженной собственную жену. Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов, словно «разбирая» их на отдельные формы и пространственные структуры. Матисс, вспоминая прошлое, говорил о том, что в начале 90-х гг. Однако великолепная техника рисунка позволяет зрителю ощутить воздух побережья.
Так, Матисс и Марке — в Париже, Матисс и Дерен — в Коллиуре, Марке и Дюфи — в Гавре, Вламинк и ван Донген — на Монмартре, Фриез и Брак — в Антверпене. Их краска должна быть инстинктивной, незамутненной подобием и рефлексией. Нередко у красочных пятен появлялись жирные, контурные линии, слегка «оплавленные», как у мастеров стиля модерн. Первые работы в этом стиле появились еще в последние годы XIX века.
Развивая художественные достижения постимпрессионистов (Сезанн, Гоген, Ван Гог), опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. Он был придуман во Франции в начале прошлого века Анри Матиссом и Андре Дереном. Почти все фовисты прошли в начале 1900-х гг.
Фовизм в живописи начался со случайной встречи Мориса Вламинка и Андре Дерена. Вламинк в своей «Автобиографии» призывал смотреть на мир глазами ребенка. Сами художники никогда не признавали этого эпитета. Природа, пейзаж служили фовистам не столько объектом изображения, сколько поводом для создания экспрессивных, напряженных цветовых решений. Произведения фовиста Мориса Вламинка высоко ценятся знатоками живописи.
Почти все фовисты стали крупными живописцами, графиками и скульпторами. Тем не менее именно фовисты сделали цвет автономным выразительным средством, развивая его как самостоятельный художественный прием27. Меродак-Жанно «Жёлтая танцовщица» (1912)Фовисты часто изображали природу, пейзаж, но пейзаж им был необходим не столько как объект изображения, сколько как повод для создания цветовых симфоний.
В то же время посещает вечерние курсы живописи при Художественной академии в Гавре. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. (Отметим, что многие названные художники занимались и росписью керамики). Сар Пелладан, мистик и основатель салона «Роз и круа», назвал Матисса и его друзей «анархистами в искусстве», а зал Салона 1905 г. «залом анархистского искусства». Одной из самых значительных работ Дерена, написанных в этот период, стала известная картина «Гавань в Провансе» (1912). Кроме того, он все больше увлекается преподавательской деятельностью.
Эстетика фовизма использует идеологию Шопенгауэра и Ницше. Большое значение приобрел лозунг «Назад, к Сезанну. », тем более что осенью 1907 г. в Париже была открыта выставка этого отшельника из Экса. То же говорил и Матисс.
Упрощенные очертания. Для формирования фовизма фигура Матисса играла ключевую роль. Наиболее ярко черты фовизма прослеживаются в творчестве русских художников объединения «Голубая роза», которое находилось в оппозиции к позднему символизму. Краски активно сопрягаются, составляя эффект «взрывчатости».
О. Фриеза. Направление в французской живописи и музыке конца XIX — начала XX века. Следовательно, в битве между интеллектом и подсознанием всегда побеждают подсознательные инстинкты.
Деятельность фовистов, несмотря на короткий период существования объединенной группы его представителей, оказала существенное влияние на развитие европейской живописи. Название направления отражает реакцию современников на поразившую их экзальтацию цвета, дикую выразительность красок. Сюрреализм в искусстве стал международным интеллектуальным движением. Творческие поиски А. Марке приводят его к принятию художественного метода фовистов. Он рисовал женщин всю жизнь: чарующе-загадочные портреты и обнаженную натуру, с гротеском, доходящим до цинизма и в реалистических традициях голландского искусства («Дама в черной шляпе».
Матисс придавал большое значение природе как одному из начал любого творчества. Картины оставляли у зрителя ощущение энергии и страсти и французский критик Луи Воксель назвал этих живописцев дикими зверями (фр. les fauves). fauve – дикий) – направление во французской живописи конца XIX – начала XX века. Фовизм выразился в резком обобщении пространства, рисунка, объема.
Но нельзя и сказать, что в картинах нет действия. Ж. Брак стал кубистом.
Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898. «В искусстве, каждое поколение должно начинать сначала. На многих картинах Матисса перспектива складывается за счет градации синего цвета24. В переписке Вламинка и Дерена в 1905 г. широко обсуждались проблемы анархизма. Их краска должна быть инстинктивной, незамутненной подобием и рефлексией.
Примерами подобных работ могут явиться: «Портрет Вламинка» (1905) А. Дерена, «Сиеста» (1905) А. Матисса, «Ню» (1907) К. ван Донгена. Это и есть то, что мы внесли в сезаннизм", – писал И. Машков. Матисс вслед за Вокселем назвал этот зал Салона «залом диких». Постимпрессионисты и фовисты – это переходная фаза, которая открывает эпоху авангарда. Фовизм (от фр.
Дерен писал Вламинку: «Никто не помешает нам вообразить мир таким, каким нам хочется». Живописная система этой работы целиком и полностью отражает направление его поисков. Вот таким образом Вламинк, желающий совершить переворот «в нравах и обычной жизни», призывал сжечь Школу изящных искусств, а А. Дерен мог сравнить колорит с динамитом. Художником владело «неистовое желание создавать заново мир, новый мир, собственный мир». В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева).
Перемены в развитии фовистов наметились к 1908 г. Многих интересовал кубизм. Просуществовав недолго, оно распалось, его участники пошли каждый своим путём, но оно оставило заметный след в истории искусства. К числу сторонников этого направления относят художников Альбера Марке, Шарля Камуана, Луи Вальта, Анри Эвенепула, Мориса Марино, Жана Пюи, Мориса де Вламинка, Анри Мангена, Рауля Дюфи, Жоржа Руо, Жоржа Брака, Жоржетту Агутт и др. В этом году Пикассо пишет «Авиньонских девиц»— работу, которая дает начало кубизму. Они буквально взрывались от света. Молодые, талантливые и нахальные, протестующие против надоевшего классицизма.
Разрабатывая интуитивистскую концепцию постижения длительности, он особое внимание уделял художественному творчеству, свободному от внешних обстоятельств, когда мастер «внутренне» наблюдает за возможностями, заложенными в нем природой. Работал как карикатурист в газетах, в частности, в анархическом издании «Тарелка с маслом». Матисс говорил потом, что живопись Вламинка и Дерена его «не удивила», а сам он полагал, что работал в новой манере с 1908 г. Художники из Гавра Дюфи, Фриез и Брак учились в 1902 г. в мастерской академиста Бонна из которой вышли вскоре в полном составе.
У них не имелось программы, да и цельной школы они не составили. Собственно говоря, живопись только начинается. » Касаясь истоков нового стиля, стоит отметить, что, хотя художники прекрасно знали Лувр, делая там часто копии в неестественных синих и зеленых тонах, они предпочитали искусство близких, непосредственных предшественников из которых стоит выделить импрессионистов, неоимпрессионистов, Ван Гога, Гогена, Сезанна, Редона, художников-символистов группы «Наби».
О Матиссе будет сказано отдельно. Его абсолютно особая блестящая стилистика, соединившая в себе живописный дар, бешенство красок иронию и неистовый темперамент, выстраивалась на полотнах в эксцентрично-саркастический мир («Клоун», 1906 «Красная танцовщица», 1907). Перемены в развитии фовистов наметились к 1908 г. Многих интересовал кубизм.
Основная проблема, связанная с феноменом цвета у фовистов— использование сходных приемов представителями других художественных течений XX века25, например, экспрессионистами. Вслед за Дега и Лотреком художники интересовались миром артистов, кабаре, проституток. В 1905 выставляет картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила строчка из стихотворения Ш. Бодлера), где декоративизм стиля модерн сочетается с точечной (характерной для пуантилизма) манерой письма.
Тем не менее изобретая новые средства выражения, добиваясь невиданной энергии краски, давая волю фантазии, фовисты находили возможность «советоваться с натурой», занимаясь поисками эквивалента красок живописи краскам реальности и построениям самостоятельных художественных форм. Нередко они занимались оформлением спектаклей, модой. Вот таким образом картины представителей этого направления полностью оправдывают прозвище «дикие»: они пестрят яркими красками, темными широкими контурами искаженными формами и полным отсутствием объемов. Тем не менее, в работах разных лет фовистское видение оставалось формообразующими22. Так случайное высказывание закрепилось как название всего течения.
Алпатов в свое время сказал, что в творчестве фовистов предмет уже не играет той роли, которая принадлежала ему у их предшес-твенников, они имеют дело «не с грузной плотью вещей, а лишь с облегченными знаками предметов». Мангена, А. Марке, Ж. Руо, О. Фриеза. В поисках индивидуальности художественного стиля Дерен вводит в свои композиции мотивы классического и народного искусства, поднимаясь до строгой мощи искусства старых мастеров («Субботний день», 1911-14 «Тайная вечеря», 1913).
Вламинк прямо говорил: «Что такое фовизм. В этой мастерской оказались и работали до смерти своего учителя в 1898 г. Руо, Манген, Пюи, Комуэн, Вламинк, Дерен и Пюи творили преимущественно в местечке Шату близ столицы, создав некую «мифическую школу Шату». К примеру, Матисс мог легко раскрасить нос женщины в зеленый цвет, как он говорил : «Я рисую не женщину, а картину».
Творчество фовистов основывалось не на теоретической программе (вот таким образом оно не является художественным направлением), а на интуитивных устремлениях. 1901-1904 – годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптурой. Они отказывались от имитационной функции краски, желая, чтобы она становилась светоносной.
Для формирования фовизма фигура Матисса играла ключевую роль. движением «Новые дикие». Каждому из них были близки свои принципы. Увлечение кубизмом испытал и А. Дерен, что придало его фовистским работам новое разви-тие («Две шлюпки», «Лондонский порт»). Были близки фовисты и к экспрессионизму. «Люди, нарочито стилизующие и намеренно удаляющиеся от природы, попадают мимо истины. Так случайное высказывание вошло и закрепилось как название за всем течением.
Родился в бедной многодетной семье. От Фовизма оставался один шаг до абстрактного искусства, но ни один из его представителей не сделал этот шаг. Можно говорить о том, что художник дал фовизму «образцовое» выражение, особенно в видах Лондона, портретах и обнаженных фигурах на пленэре. Совместно с Вламинком они даже выработали стиль наиболее «дикого» фовизма.
Рауль Дюфи (Raoul Dufy) (1877-1953) – французский художник, представитель направлений фовизм и кубизм в живописи. Вламинк, Дерен и Р. Дюфи, присоединившийся к фовистам в 1906г., постепенно создавали крайне субъективные, утонченные формы, в том числе основанные на историко-художественных аллюзиях. Также как фигуры «Радости жизни» считают парафразом картины Агостино Карраччи «Взаимная любовь» (1589—1595)34 и повторением классического академического рисунка. Уже к 1907 году, спустя два года после дебюта, многие фовисты используют другие стили.
Но после 1907 года объединение распалось. Известные прежде всего за смелое использование цветов «фовисты» получили свое название в 1905 году на парижской выставке «Осенний Салон». В 1950—1960-хгг.
Его признание как «отца современного искусства» начинается с той поры. Матисс разрабатывал декоративный стиль. Сарьян (1880-1972) («Финиковая пальма», 1911, Москва, Государственная Третьяковская галерея).
Главное — добиваться максимальной энергии краски. Вламинк и Дерен участвовали в издании сатирических журналов. Санкт-Петербург, Эрмитаж.
Разных по индивидуальному складу мастеров на короткий срок (1905-1907 гг. ) сплотили тяготение к лапидарнымобразным формулам, колористическим контрастам и острым композиционным ритмам, поиски свежих импульсов в примитивном творчестве, средневековом и восточномискусстве. На парижской выставке 1905 года были продемонстрированы полотна фовизм художников, оставлявшие у зрителя ощущение исходящих от картин энергии и страсти, один из французских критиков назвал этих живописцев дикими зверями (les fauves). Новым движением особенно увлекся Жорж Брак, забросив свою многокрасочную живопись (в стиле фовизма им было создано около 40 работ). Фрагменты и мотивы классических изображений последовательно использовал Анри Матисс. Выполненные в манере наивного искусства, они напоминают детский рисунок и контрастируют с остальными элементами пейзажа. Овеществлённое, "натюрмортное" начало вносилось и в традиционно психологический жанр – портрет.
Порядок и четкость должны обязательно присутствовать в работе художника. Влиятельный искусствовед Луи Воксель оскорбительно отозвался о работах нового направления, назвав авторов картин дикими зверьми («фовистами» на французском) — и название прижилось. Анри Матисс Буфет или Красная комната или Гармония в красном, 1908. Лидерами направления можно назвать Анри Матисса и Андре Дерена. В 1921 г. он совершил путешествие в Италию. Здесь в 1892 году Дюфи знакомится с Жоржем Браком и Отоном Фриезом.
Импрессионисты, конечно, почитались как первые мастера, открывшие красоту мира. Вплоть до настоящего момента живописная стратегия фовистов остается влиятельным художественным методом (например, Питер Дойг).
В частности, фигуры «Танца» (1910) предположительно считают повторением силуэтов краснофигурной вазописи или рассматривают как реплику работы Кранаха «Золотой век» (1530)33. Cлучайное высказывание закрепилось как название всего течения. И если у неоимпрессионистов пуантиль была выражением синтеза краски, света и пространства, то у будущих новаторов — она знак экспрессии, эквивалент не только реальности, но и чувств по отношению к реальности. Одним из самых ярких представителей этого течения является Марк Шагал. Последующие полотна художника – такие, как «Вид Касиса» (1907, собрание П. Лови, Париж) и «Старый мост» (1910, Государственный музей изобразительных искусств им.
Знакомится с творчеством А. Майоля, художниками группы «Наби», увлекается искусством Поля Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903), Поля Сезанна. Это было реакцией современников на поразившую их экзальтацию цвета, «дикую» выразительность красок. В 1952 – 1953 художник выполнил росписи плафонов в Лувре. Сильный эмоциональный накал страстей художник изображал насыщенными, яркими тонами, что можно увидеть на картине «Разговор» (1909, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Главным в их творчестве было стремление добиваться максимальной энергии краски. К художникам минимал-арта относятся: Карл Андре, Сол Ле Витт, Робберт Моррис, Ив Кляйн. А. Матисс продолжал работать в этом стиле и позже. Выразительные возможности цвета, которые выявили и показали фовисты, активно использовались многими живописцами XX в. (экспрессионистами, абстракционистами и др. ). Примерами подобных опытов могут явиться: «Портрет Вламинка» (1905) Дерена, «Ню» (1907) Кес ван Донгена, «Сиеста» (1905) Матисса.
Она – в композиции моей картины. Кес ван Донген, крупный колористический талант, создал образ парижской «женщины-вамп» с гипнотическими фаюмскими глазами и словно кровавым ртом. Импрессионизм появился в конце XIX века во Франции. Помимо вывесок, Пиросманишвили создавал портреты — индивидуальные и групповые, писал животных (оленей, медведей, львов), красавиц в белых одеждах, пасторальные панорамы Грузии.
Фовизм подводил итоги «бель эпок», манифестацией которой явилась Всемирная парижская выставка 1900 г., указывал движение вперед. Примечательно, что фовизм просуществовал недолго, каждый из художников открывал далее собственные пути. Цвет у фовистов открыт, но не импульсивен (как у экспрессионистов) и часто используется для создания классических тем или сюжетов буржуазного толка. Тем не менее, в работах разных лет фовистское видение оставалось формообразующими.
В результате знакомства с А. Матиссом и Ж. Руо, О. Фриз становится приверженцем фовизма. Особенно новым движением увлекся Ж. Брак, забросив свою многокрасочную живопись. Временами встречалось некое красочное тесто с эффектом некоторой нарочитой «намалеванности». Депутат-социалист Марсель Семба ценил живопись Матисса. Привлекали художников и сцены отдыха, примером чему являются полотна «Карнавал на бульварах» (1903) Дюфи, «Регата в Бужевале» (1905) Вламинка, «Купание» (1906) Марке, «Пикник» (1905) Вламинка, «Сиеста» (1905) Матисса, «Праздник 14 июля» (1905, 1907) Дюфи и Марке.
Будущие фовисты работали преимущественно небольшими группками, нередко по двое. Он говорил, что «живопись для меня средство забыть жизнь», что «искусство — это крик в ночи».
Так случайное высказывание закрепилось как название за всем течением. Цвет становился основным средством выражения чувств и настроений художника. А Матисс вообще полностью разорвал с оптическим цветом. В их палитре преобладали только несмешанные («чистые») и контрастные цвета: синий, фиолетовый, зеленый, оранжевый и красный. Их работы соответствовали центральной идее фовизма и были близки ему по умонастроению. В самой живописи художников привлекала выразительность цветового решения, как они говорили, «художник может найти решение всех вопросов в коробке с красками». Сар Пелладан, мистик и основатель салона «Роз и круа», назвал А. Матисса и его друзей «анархистами в искусстве», а зал Салона 1905 г. «залом анархистского искусства».
Вплоть до настоящего момента живописная стратегия фовистов остается влиятельным художественным методом (например, Питер Дойг). Изображенные на них большие черные птицы на фоне голубого неба стали одним из наиболее часто встречающихся мотивов в поздних работах мастера.
Художники 1905 г. спорили и о Ницше, которого тогда переводили на французский язык. На скале растут редкие деревья. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры.
Пушкина, Москва), – переполнены темным цветом. Полотна «Натюрморт на столе», «Старый мост в Кане» и «Роща» сильно напоминают манерой написания картины ранних кубистов. Фовисты вернули в живопись чёрный цвет: они использовали чёрный контур для отделения цветовых пятен друг от друга.
Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. XX в. Наименование Ф. было в насмешку присвоено группе молодых парижских художников (А. В использовании ее желательно было найти абсолютный предел. Дополняет образ острота ритма.
А. Дерен «Пейзаж»Считается, что предшественниками и вдохновителями фовистов были постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, хотя Анри Матисс сказал по этому поводу так: «Для того чтобы считать Гогена фовистом, ему не хватает пространственной конструкции, переданной цветом». Это направление не имело чётко сформулированной программы, манифеста или своей теории.
В том же зале находилась статуэтка работы Донателло, скульптора эпохи Итальянского Возрождения. К работам этого периода относятся «Вестминстерский мост» (1906, частное собрание, Париж), где показан городской пейзаж с желтой рекой, зеленой набережной и синим мостом и картина «Женщина в рубашке», на которой изображена женщина с ярко-рыжей шевелюрой, одетая в синие чулки (1906, Государственный художественный музей, Копенгаген). Эти пейзажи не были приняты Осенним Салоном. А. С.
Тема панно – танец. Марке и Дерен использовали в своих работах принципы академической композиции. Главой этой школы считается Матисс, который свершил полный разрыв с оптическим цветом. движением Новые дикие.
К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Для фовизма эта ситуация оказывается необычной: фовисты утрачивают репутацию новоявленного радикального течения (к которой, впрочем, никогда не стремились) и оказываются мастерами, которые, скорее, опираются на классическую живописную традицию, нежели ориентируются на новое искусство: их интересуют живописные возможности цвета, классические сюжеты и буржуазные городские темы ит. д. 18 Тем не менее, фовизм и кубизм остаются близкими по характеру родственными течениями, где сходные устремления выражаются разными средствами19. Экспозиция самих фовистов была поддержана представительной ретроспективой Сезанна, которая, в частности, подчеркивала убедительность фовистского метода. Напряженные контрасты появлялись за счет усиления цветности теней и рефлексов.
Мир Матисса – это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника).
В 1892 г. в Школе декоративного искусства встретились Матисс и Марке, затем они перешли в мастерскую символиста Гюстава Моро. Художники переписали себя, друг друга и своих родных и знакомых. Сильное впечатление произвела на него картина Пикассо Авиньонские девицы (1907). Для Матисса период «диких» был лишь одним из эпизодов его творческой биографии.
Также как фигуры «Радости жизни» считают парафразом картины Агостино Карраччи «Взаимная любовь» (1589—1595) и повторением классического академического рисунка. После войны работы Брака приобрели более созерцательный, эзотерический характер, о чем свидетельствует серия из 8 картин Мастерская (1949 – 1956). Следующим летом Брак создал серию новаторских пейзажей, при работе над которыми он следовал призыву Сезанна: «Изображайте природу в формах цилиндров, сфер и конусов».
Многие художники читали просимволистский журнал «Ревю бланш», с редакцией которого была связана группа «Наби». Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все. Через искус кубизма прошли Дюфи, Дерен и Вламинк. Это привело меня к работе красочными плоскостями — начался фовизм. Он говорил: «Живопись зовет к внутренней сосредоточенности, гармонии и должна действовать успокаивающе».
В начале 20-ого века в художественной жизни появляется еще одно течение, которое получило название «фовизм». На многих картинах Матисса перспектива складывается за счет градации синего цвета.
Ж. Руо оставался вне всяких течений. В дальнейшем красочная точка заметно увеличивается, цветовая энергия ее возрастает, появляется интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс. Первым «измом» XX столетия стал фовизм. Этот стиль написания свойственен и большой серии картин – таких, как «Семейный портрет» (1911), «Мастерская художника» (1911), «Танец» (1910), «Музыка» (1910).
Фовизм способствовал безусловному признанию декоративного начала живописи. Первым ее значение, видимо, открыл Дерен. Чаще всего фовизм рассматривают в качестве истока движения европейского экспрессионизма.
Дюфи, начинавший с Матиссом и Марке, стремится эстетизировать фовистскую манеру. Меньше стало примет цивилизации (заводы, метро, автомобили и т. д. ), в чем они походили на импрессионистов, возможно, завершая, пусть по-своему их традиции. Анри Матисс считал, что для художника очень важно четко представлять будущую картину еще до начала работы: «Для меня все заключается в концепции, вот таким образом с самого начала необходимо иметь ясное представление о целом». Цвет на картинах Пиросманишвили воспроизводит палитру грузинского народного искусства с его охристыми, черными и синими тонами, соответствующими естественным красителям и природе этой страны.
Так состоялся «первый разговор фовизма». Больше для них значил временами резкий ракурс и «наплывы» одних пространственных зон на другие, что давало дополнение к ярким краскам и неожиданную экспрессию формы. Манген, К. ван Донген и другие. Достаточно вспомнить «Бар» (1900) и «Танцовщицу Мулен-Руж» (1906) Вламинка, «У Максима» (1895) Вольта, «Ночной клуб» (1906) и «Фатьма со своим ансамблем» (1906) Кис ван Донгена, «Акробата» (1908) Дюфи, клоунов Руо. Ж. Руо принимается за создание картин-притч.
Но при этом связь с увиденной действительностью не порывалась. Матисс публикует в 1908 г. «Заметки живописца», как бы подводя итоги сделанному и намечая пути развития. В то же время их изобразительная стратегия опиралась на традицию классической живописи. Сезанн был учителем всех фовистов.
Это дает основания рассматривать оба движения в рамках единой художественной программы37.
Все они отдавали предпочтения цветовой гамме и минимализации фигур и объектов. Повышенная светоносность («краски буквально взрывались от света», — писал впоследствии А. Дерен) и выразительность цвета, отсутствие традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета — характерные черты фовизма. Влиятельный искусствовед ЛуиВоксель оскорбительно отозвался о работах нового направления, назвав авторов картин дикими зверьми («фовистами» на французском) — и название прижилось. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Само пристрастие живописцев к красному цвету, который невольно ассоциировался с огнем и кровью, легко возбуждал, возможно инстинктивно было граничит с их «левизной».
Фовистские работы Дерена исполнены ослепительного сияния цвета, растворяясь в котором предметные формы сливаются в декоративный орнамент («Виноградники весной», 1906). Ряд лучших работ Вламинка относится именно к фовистскому периоду его творчества. Среди картин Анри Матисса, Андре Дерена, Мориса де Вламинка, Отона Фриеза, Анри Мангена, Жана Пюи и Луи Вольта был помещен торс работы скульптора-неоклассициста Альбера Марке. Фовизм привел к утверждению цвета как основной живописной категории.
Это направление, в частности, заметно в работах Матисса («Радость жизни», 1906 «Танец», 1910 «Музыка», 1910)32.
Художники отвергали общепринятые художественные материалы и классические подходы творчества. Футуризм был придуман в Италии. Фовисты обращались к классическим сюжетам и элементам чаще, нежели обычно принято думать. Руо принимается за создание картин-притч. Художникам хотелось – соединить кубизм с традицией русского народного творчества.
Но более устоявшейся версией перевода стало слово «дикие», которое ассоциируется с представителями этого течения. Фовисты не обостряли проблему: работать с натуры, по памяти или по воображению. Название закрепилось за группой художников, чьи полотна были представлены на осеннем салоне 1905 года. им овладело желание «поиска чистых средств», которые вызывали бы сильные реакции. А. Матисс все больше увлекается преподавательской деятельностью. Группа пользовалась огромным интересом публики и сопровождалась шумихой в прессе.
В том же 1908 году Матисс писал: Для меня экспрессия заключается не в переживаниях. Многие художники писали картины, густо накладывали краски на холст, усиливая своеобразные «шумы фактуры».
В 1907 году в истории фовизма начинается новый и последний этап. Известные прежде всего за смелое использование цветов «фовисты» получили свое название в 1905 году на парижской выставке «Осенний Салон». Они вспомнили о детском рисунке.
Они отказывались от имитационной функции краски, желая, чтобы она становилась светоносной. Ван Донген, Кес (1877-1968)Голландский художник, представитель фовизма. Учился в Школе изящных искусств в Роттердаме. Этими идеями заполнялись головы Андре Дерена, Вламинка и других ищущих себя художников. Кузнецов (1878-1968) («Мираж в степи», 1912, Москва, Государственная Третьяковская галерея) и М. С.
По этому поводу Воксель сказал, что это «Донателло среди диких зверей», противопоставив стилизацию под манеру итальянского мастера Возрождения новой, яркой по цвету живописи. В газете «Жиль блаз» от 17 октября 1905 г. Луи Воксель поместил свои впечатления об одном из залов Гран Пале. В период с 1905 по 1907 г. пережил увлечение фовизмом.
В 1905 году фовистам была отведена далеко не вся выставка— их работы размещались только в одном зале (номер VII). В то же время их изобразительная стратегия опиралась на традицию классической живописи. Краски палитры стали сдержаннее. Фриез, Ж. Брак, А. -Ш. В картине фовистов много значил внутренний цветной рисунок. Гениальными изобретателями кубизма примерно в 1907 году стали Пабло Пикассо и Жорж Брак.
Ряд лучших работ Вламинка относится именно к фовистскому периоду его творчества. Уже к 1907 году, спустя двагода после дебюта, многие фовисты используют другие стили. Фовизм привел к утверждению цвета как основной живописной категории.
В 1891 году, 14-летним, поступает на службу в швейцарскую фирму по импорту кофе «Дом Лути и Хаузер», где ведёт бухгалтерские книги и контролирует погрузку и разгрузку товара на судах. В их переписке в 1905 г. широко обсуждались проблемы анархизма.
Контур усиливал силуэтность, экспрессию. Критика нарекла их выставочную секцию «клеткой диких», а сами их картины вызвали волну неприятия и насмешек. В этом году Пикассо пишет «Авиньонских девиц»— работу, которая дает начало кубизму. Альбер Марке (1875 – 1947 г. г. ) использовал сдержанную цветовую гамму, четко выписывая предметы уверенной рукой. Цветовые решения в живописи фовистов имеют свои особенности: оттенки в их работах в меньшей степени подвержены дробному делению и чаще складывается в масштабные протяженные поверхности (Матисс, Танец и Музыка, 1905 Дерен Пейзажи в Кассисе, 1907), цвет редко распадается на мелкие фрагменты (как это бывает у экспрессионистов) и редко образует абстрактные динамические композиции (сравним— Кандинский). Пространство у них обобщается, а рисунок сводится к простым очертаниям. В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки.
Он ввел категорию «длительности» («duree»), определяющей память, сознание, дух. Особое значение имели встречи Аполлинера с Матиссом, Вламинком и Дереном, выставку которого он открыл в Гавре в 1904 г. Пользуясь словами Дерена, фовисты решили «изобретать реальность». Эта манера внесла в колористическую палитру Матисса некоторую «нежность» («Маргерерт», 1907, собрание Пикассо). Но они казались все же слишком традиционными. Истинное буйство красок можно наблюдать в живописи Мориса де Вламинка (1876 – 1958 г. г. ) и Андре Дерена (1880 – 1954 г. г. ), которые не стремились и не старались точно передать детали или верный цвет.
Встреча с писателем Ж. К. Гюисмансом пробудила интерес к проблемам христианского гуманизма. Фовизм способствовал безусловному признанию декоративного начала живописи. От пуантили они шли к мощным цветовым аккордам или «оркестровкам», как говорил Фриез, больших пятен, предельно обобщая форму.
Считается, что именно фовизм, стал отправной точкой разрушения традиционной живописи. Зрителям особенно запоминаются его динамичные, напряженно-контрастные по цвету пейзажи, к которым относится прославленное полотно художника «Красные деревья» (1906, Национальный музей современного искусства, Париж). В Париже она была тогда сравнительно дешева. Марке и Дерен использовали в своих работах принципы академической композиции. Напряженные контрасты появлялись за счет усиления цветности теней и рефлексов. Развивая художественные достижения постимпрессионистов, опираясь на некоторые формальные приемы средневековогоискусства (витражи, романскоеискусство) ияпонской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованиюколористических возможностейживописи. Ж. Брак «Терраса отеля Мистраль» (1907)Мы уже видим на примере просмотренных картин, что для фовистов характерны стремление к эмоциональной силе выражения, динамичность мазка, яркий колорит, контрастность цветов.
В картинах фовистов много значил внутренний цветной рисунок. Сцены прошлого по-детски соединяются на его картинах с настоящим («Кахетинский эпос») изобилующие бытовыми деталями сельские пейзажи включают в себя множество сюжетов («Ослиный мост»), подробные изображения людей представляют собой обобщенный образ гордого горца. Они осознали значительность увиденного, но оценку дать не смогли. Это направление, в частности, заметно в работах Матисса («Радость жизни», 1906 «Танец», 1910 «Музыка», 1910). Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича.
Фовизм (от фр. Утверждение предмета в противовес пространственности – вот исходный принцип их искусства. Он взывал к нестертости чувств, лучшим примером чего служило радостное удивление человека, только вступающего в жизнь. В картинах фовистов обычно отсутствует перспектива и светотень. Больше все же нравилось ощущение того, что планы «давят» друг на друга.
Фовизм указывал на движение вперед. С 1896 Матисс начинает выставляться в Салонах. Фовисты решили, пользуясь словами А. Дерена, «изобретать реальность» и воображать мир таким, как им хочется. "Бубновый валет" – группа русских художников – авангардистов, ведущая начало от одноименной выставки, 1910 года. Эмиль-Отон Фриз (Emile-Othon Friesz) 1879-1949) – французский художник.
Для живописца решение всех проблем нужно искать в ящике с красками». 4 ноября «Иллюстрасьон» поместила репродукции некоторых работ «фовистов» с комментариями Л. Вокселя, К. Моклера, Г. Жеффруа и Тьебо-Сиссон. 1912 «Старый мост в Кане», 1910).
Советский искусствовед М. В. Если импрессионисты изображали вокзалы, то фовисты — жизнь речных и морских портов. Однако в 1910 году Кандинский отошел от фовизма. У фовистов эти точки увеличивались, получая характер ярких пятен.
В своей эстетике фовисты опирались на философию Шопенгауэра и Ницше. В основе концепции «диких» лежали постулаты Ницше и Шопенгауэра, согласно которым «воля к жизни есть субстанция человеческой деятельности». Название направления произошло от французского слова «fauve», которое означает «дикое животное». Совместно с художниками-фовистами некоторое время выставлялся и Жорж Руо (1871 – 1958 г. г. ), который изображал нищету, бедность, пороки большого города, тем самым непритворно надеясь, что его искусство поможет искоренить зло. Привлекал также Э. Делакруа — основатель «экстатической» живописи во французской традиции с «кипящими» романтическими красками и свободной фактурой. Осенний салон 1906 года был посвящен фовистам и сосредоточен на их стратегии.
Их творческим кредо стало выражение: «Искусство не мысль, но – вера. Группа увеличивалась. Наиболее интересной работой этого периода считается «Гавань для яхт» (1924, частное собрание, Париж).
Это дает основания рассматривать оба движения в рамках единой художественной программы.
Он стал искать нечто устойчивое, сбалансированное, методичное. Часто Брак и Дерен любили передавать эффекты восхода и заката солнца, но в отличие от импрессионистов, сберегавших ощущение воздуха, атмосферы, создавали прямо-таки «небесные пожары». Вламинк в «Автобиографии» подчеркивал, что он хотел показать «свободную природу, освободив ее от старых теорий, от классицизма, авторитет которого я (т. Не было и группы как таковой.
В послевоенные годы художник работал в театре, оформляя спектакли «Русских сезонов» Дягилева, активно занимался книжной графикой. е. Вламинк. — В. Т. ) отвергал также, как я отвергал авторитет какого-нибудь генерала».
Они писали о школе «колористов», вспомнив и картины Ж. Руо, которые висели в соседнем помещении и живопись П. Сезанна, А. Руссо и Ш. Герена. Каждый из художников пошел своим путем, у кого-то он получился успешным, у кого-то нет. Они не стремились передать реальный цвет предметов, вот таким образом он часто не соответствовал действительности. Цвет у фовистов открыт, но не импульсивен (как у экспрессионистов) и часто используется для создания классических тем или сюжетов буржуазного толка.
Дерен, Андре (1880-1954)Французский художник, представитель фовизма. Учился в Академии Карьера, где познакомился с Ж. Пюи и А. Матиссом. Он долго подготавливался и быстро закончился, получив крещение в парижском Осеннем салоне 1905 г., сошел «на нет» в 1908 г. Все его инициаторы, начав работать самостоятельно, на какое-то время объединились, но вскоре разошлись, стали развивать индивидуальные манеры. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги (декупаж), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях).
Больше значил временами резкий ракурс и «наплывы» одних пространственных зон на другие, что давало дополнение к ярким краскам и неожиданную экспрессию формы. Искусство так же индивидуально, как и любовь», – считал Морис де Вламинк. "Бубновый валет" одним своим именем вызывал единодушное негодование московских ценителей искусства. Но уже в 1907 г. он отказывается от условной экспрессии этого направления и вырабатывает собственную систему, характерным признаком которой становится использование более сдержанных и тонких цветовых сочетаний.
В частности, фигуры «Танца» (1910) предположительно считают повторением силуэтов краснофигурной вазописи или рассматривают как реплику работы Кранаха «Золотой век» (1530). Она привлекала его упрощением форм, контрастностью света и тени. Он как бы стремится сочетать атмосферичность импрессионистов с красочностью фовизма. Эти художники отказались от традиционного понятия, что тень объекта составляется из его цвета с примесью коричневого или черного.
Матисс утверждал: «Я рисую не женщин я рисую картины». В группу диких входили: А. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Э. -О. Примерно также могли сказать и другие. Около двух лет группа выступала совместно. Полиция следила за Кес ван Донгеном и Дюфи, подозревая их в «неблагонадежности».
Для фовизма эта ситуация оказывается необычной: фовисты утрачивают репутацию новоявленного радикального течения (к которой, впрочем, никогда не стремились) и оказываются мастерами, которые, скорее, опираются на классическую живописную традицию, нежели ориентируются на новое искусство: их интересуют живописные возможности цвета, классические сюжеты и буржуазные городские темы ит. д. Активно использовался и цветной контур, открытый до них В. Ван Гогом и Т. Лотреком. После этого выходит рецензия Вокселя, где он и употребил понятие «фовизм». Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо.
Цветовые решения в живописи фовистов имеют свои особенности: оттенки в их работах в меньшей степени подвержены дробному делению и чаще складывается в масштабные протяженные поверхности (Матисс, Танец и Музыка, 1905 Дерен Пейзажи в Кассисе, 1907), цвет редко распадается на мелкие фрагменты (как это бывает у экспрессионистов) и редко образует абстрактные динамические композиции (сравним— Кандинский). Многие названные художники занимались так же и росписью керамики. Повышенная светоносность («краски буквально взрывались от света», — писал впоследствии А. Дерен) и выразительность цвета, отсутствие традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета — характерные черты Фовизма. Сами же художники никогда не признавали над собой данного эпитета.
Фрагменты и мотивы классических изображений последовательно использовал Анри Матисс. Руо, ставший первым хранителем музея Моро, заметно выделялся среди остальных. Стиль Руо весьма самобытен. В 1907 году в истории фовизма начинается новый и последний этап. Фовизм стал течением, определившим переход от подготовки авангарда к собственно авангарду.
указывает на влияние Сезанна и кубизма («Стол и стулья», ок. Вламинк говорил, что он хотел совершить переворот «в нравах и обычной жизни». А. Марке преимущественно работает в области пейзажа. Дополняет образ – острота ритма.
С 1904 г. художники стали коллекционировать негритянскую скульптуру. Реакция критиков была неоднозначной. С фовистами были дружны поэты Ж. Мореас, А. Сальмон и Г. Аполлинер. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями. Чёрный формировал плоскость и задавал очертания предметов, придавая им телесную плотность и устойчивость. Колористическая гамма его картин стала сдержаннее, а формы – проще и лаконичнее.
Благодаря такому подходу картины отличались напряженностью и необычайной экспрессией. Фовизм был для нас, — говорил Дерен, — испытанием огнем. Внимательно изучив античность искусство раннего Возрождения, Караваджо и мастеров болонской школы, пытался воплотить найденные им живописные открытия в своих творениях («Кухонный стол», 1922-25 «Две обнаженные женские фигуры и натюрморт», 1935). Отказываясь от прошлой манеры, художник сказал, что «невозможно все время находиться в пароксизме». фовизм возрождался в творчестве Новых диких («La Nouvelle Les Fauves). Рауль Дюфи (1877 – 1953 г. г. ) использовал технику легких и порывистых мазков-изображения людей, концертов и завораживающие морские пейзажи грациозны и элегантны.
М. Вламинк и А. Дерен участвовали в издании сатирических журналов. Тут появлялся гротеск, видна едкость красок. За фовистским периодом в творчестве Дюфи следует кубистский.
На парижской выставке 1905 года были продемонстрированы полотна художников, оставлявшие у зрителя ощущение исходящих от картин энергии и страсти, один из французских критиков в насмешку назвал этих живописцев дикими зверями (по-французски les fauves). Фовизм – направление живописи возникшее во Франции. Фриез, Ж. Брак, А. Ш. В современном искусстве термин «фовизм» относится к очень модному, но не продолжительному художественному движению, организованному французскими художниками на рубеже 19-го и 20-го веков. Они использовали природные и промышленные материалы более простой геометрической формы, а также малых объемов, нейтральных цветов.
Краски становились патронами с порохом. Поясняя свой выбор, художник говорил: «Слишком много претенциозных названий как протест мы решили, чем хуже, тем лучше что может быть нелепее "Бубнового валета". ». Постепенно он освобождается от «музейных» впечатлений, палитра его светлеет появляется техника импрессионистического дробного мазка. les fauves — дикие (звери) Локальное направление в живописи нач.
Каждый из них, обладая яркой индивидуальностью, создавал собственный мир.
Как многие названия в истории авангарда, слово «фовисты», что значит «дикие», возникло случайно. Так же они увлекались примитивом в самом широком значении этого слова. В современном искусстве термин «фовизм» относится к очень модному, но не продолжительному художественному движению, организованному французскими художниками на рубеже 19-го и 20-го веков. Главой этой школы считается Матисс, который свершил полный разрыв с оптическим цветом. Оно требует долгой работы, обдумывания и взаимного приспособления», – сказал Матисс в одном из интервью 1909 года.